Содержание
Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник
Home
admin
2012-07-30T23:32:32+04:00
Памятники
Экскурсионные объекты музея-заповедника работают без выходных!
Цены и информация для посетителей
Комплекс БИКАМЗ
Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник
насчитывает 119 памятников истории и архитектуры, ознакомиться с которыми вы сможете в 4 разделах нашего сайта внизу:
Ханский дворец | Исторический квартал Салачик | Пещерные города | Мемориалы Крымской войны |
---|---|---|---|
Новости
Состоялось тематическое мероприятие «Бахчисарай — дворец садов»
Состоялась презентация уникальных находок по итогам археологических исследований Усть-Альминского некрополя в 2022 году
Ночь искусств в Мемориальном музее Исмаила Гаспринского
Тематическая беседа «250 лет со дня подписания Карасубазарского трактата»
Состоялось открытие иллюстративной выставки «110-летие со времени издания книги Л. П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство»
Состоялся научно-практический семинар «Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке»
Проведены тематические мероприятия на территории «пещерного города» Чуфут-Кале
Состоялось тематическое мероприятие «350 лет со дня рождения Петра I»
Тематическое мероприятие «Бахчисарай – дворец садов»
Состоялось открытие выставки «Рисунки Усеина Боданинского в собрании Бахчисарайского музея»
Тематические мероприятия на территории «пещерного города» Чуфут-Кале»
Тематическое мероприятие «350 лет со дня рождения Петра I»
Научно-практический семинар «Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке»
Иллюстративная выставка «110-летие со времени издания книги Л.П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство»
Выставка «Рисунки Усеина Боданинского в собрании Бахчисарайского музея»
ПУШКИНСКАЯ КАРТА
Программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи
Схема прохода на территорию Ханского дворца
Спецпредложения
Карта событий музея-заповедника
- 19. 09.2016
Уважаемые посетители и гости музея-заповедника! Для удобства пользования нашим сайтом мы разместили данный сервис, предоставленный порталом Культура.РФ
Используя эту карту событий, вы легко найдете для себя нужную информацию о предстоящих мероприятиях, их месте проведения и […]
Социальные медиа
Учредитель – Министерство культуры Республики Крым
Организатор экскурсий + 7 (978) 139 02 94
Уважаемые посетители сайта Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, просим Вас оценить качество оказания услуг:
ОЦЕНИТЬ
Ханский дворец в Бахчисарае — история, цена билета, официальный сайт
Главная / Крым / Ханский дворец в Бахчисарае
Главной архитектурной достопримечательностью крымско-татарского периода крымской истории по праву считается ханский дворец клана Гераев в Бахчисарае. Туристов влечёт сюда возможность ознакомиться с единственным дворцовым памятником крымско-татарского зодчества.
Крымские татары — потомки степных кочевников, они завоевали Крым в XV веке. Вожди народа — ханы — выбирали место для своей ставки, столицы, исходя из привычной среды обитания и вековых традиций. Эти условия предусматривали обширные пастбища для скота и наличие надёжных источников пресной воды. Поэтому узкая прибрежная полоса для этой цели даже не рассматривалась, лучше всего подходили внутренние районы полуострова.
Первая ханская ставка располагалась рядом с древним пещерным городом Чуфут-Кале в долине Ашлама-Дере. Место красивое и удобное в оборонительном отношении, но площадей, подходящих под строительство, было мало. Этот недостаток стал ощущаться уже к началу XVI века — разросшийся двор требовал всё больше места. Подходящий участок для новой столицы подыскали неподалёку. Вначале хан Менгли I переехал в селение Салачик, затем его сын Сахиб I перенёс ханскую резиденцию на пару километров в сторону речки Чурук-Су, и назвал её Бахчисарай. Конечно, вместе с ханом переехали на новое место сановники, соответствующие службы и учреждения, мастерские, конюшни и прочие, таким образом, город рос одновременно со строительством дворца.
Старейшие здания резиденции — бани и мечеть — построены в 1531 году. С этой даты принято вести отсчёт существования ханского дворца в Бахчисарае. Особенностью всего дворцового комплекса является то, что он не строился по единому плану и не сдавался к определённому сроку. Время от времени очередной правитель Крымского ханства строил новые постройки по своему усмотрению. Рассматривая здания дворца можно проследить эволюцию архитектурных вкусов на протяжении всего времени существования комплекса.
В разное время к строительству Бахчисарайского дворца привлекались мастера из Ирана, Руси, Оттоманской империи. Ну а в качестве рабочей силы использовался главный «экспортный товар» Крымского ханства — рабы.
Российское государство постоянно подвергалось разбойничьим набегам крымской орды. Ликвидировать угрозу пытались неоднократно. Так, в 1736 году русская армия, ведомая фельдмаршалом Минихом, овладела рядом городов полуострова, захватили и Бахчисарай. Город и дворец сожгли. Сохранилось описание города, сделанное на французском языке адъютантом Миниха Манштейном (предком того самого генерала Манштейна, который в 1942 году штурмовал Севастополь).
Русские, не добившись общей победы, ушли из Крыма. Необходимо отметить, что дворец восстановили очень быстро и, по свидетельству современников, «новый вариант» ханской резиденции получился красивее и пышнее своего предшественника. Однако резиденцией хозяина Крыма ему пришлось пробыть недолго — в результате успешных военных походов Долгорукова и Суворова и блестящей дипломатической работы Потёмкина, полуостров вошёл в 1783 году в состав Российской империи, а Бахчисарайский ханский дворец утратил своё административное значение. Он стал исторической достопримечательностью, которой остаётся по настоящее время.
У российской знати дворец вызывал нешуточный интерес. Каждому хотелось побывать в резиденции грозных ханов, наводивших не одно столетие ужас на весь юг России. Посетил это место и А.С. Пушкин. Состояние построек к приезду великого поэта оставляло желать лучшего, дворец произвёл на него гнетущее впечатление. Впрочем, на блестящий образ ханской ставки в поэме «Бахчисарайский фонтан», это никак не повлияло.
Особенно «досталось» дворцовым постройкам в ходе их «реставраций» к приезду венценосных особ — Екатерины Великой и Александра I. Такие работы проводились под руководством российских вельмож, весьма своеобразно понимавших слово «реставрация». Бахчисарайский дворец терял своё лицо из-за безграмотных переделок, уникальная роспись закрашивалась, менялась планировка внутренних покоев.
По настоящему к реконструкции на основе исторических материалов — гравюр, рисунков, описаний, приступили только в 60-е годы предыдущего столетия. В результате тщательно проведённых работ опять увидели свет настенные и внутренние росписи, до этого многие годы скрытые слоем штукатурки. Внутренние покои приняли тот вид, в котором они пребывали во времена владычества ханов. Значимым событием стало открытие для верующих ханской мечети, в ней начали совершаться богослужения.
Современное состояние Бахчисарайского дворца
Если смотреть сверху, территория ханского дворца представляет собой вытянутый в южном направлении многоугольник. Его площадь 4,3 га. Говорят, что раньше места было гораздо больше, но, скорее всего, за счёт садов и пастбищ. Группа зданий, входящая в обычный «дворцовый комплект» мусульманского владыки — мечеть, гарем, диван, бани и хозяйственные постройки, находятся сегодня на тех же местах, что и прежде.
В центре всего комплекса — площадь, по её периметру выстроены основные здания. Внутрь дворцовой территории можно попасть через речной мостик и Главные (они же северные) ворота. Гиды обязательно расскажут «душистую» легенду о значении двух изображенных над входом змеях. Без этого никак.
В надвратной постройке ныне размещается администрация музея, а в составляющем единое целое с воротами свитском корпусе — этнографический музей.
При входе сразу слева стоит ханская мечеть. Её называют Хан Джами или Большая мечеть, потому что во дворце есть ещё одна мечеть, которую называют Малой, она расположена на противоположной стороне, рядом с гаремом. Здание выстроено по османским канонам, внутри богато инкрустировано и расписано.
Здания бань выделяются на общем фоне белым цветом и оригинальной архитектурой. Процесс омовения в них совершался по турецкой традиции, то есть нагреву подвергался пол и специальные каменные лежаки.
Интересно, что несколько строений Бахчисарайского дворца, известных под общим названием «Портал Алевиза», построены тем же мастером, который воздвиг впоследствии Архангельский собор в Москве и ещё ряд зданий в кремле и городе.
Гаремный комплекс при ханах занимал значительную часть территории. Сейчас от него остался один флигель в три комнаты. Здесь экспонируются предметы обстановки и обиходные вещи гарема.
И, наконец, фонтаны, некогда вдохновившие Пушкина на написание знаменитой поэмы «Бахчисарайский фонтан». На полуострове, бедном пресной водой, подобные сооружения считались большой роскошью. Когда-то во дворце их насчитывалось около двух десятков. Сегодня только два из них обращают на себя внимание — Золотой фонтан и Фонтан слёз.
Как добраться
Современный Бахчисарай имеет статус районного центра. Город небольшой, расположен примерно в 30 км к юго-западу от Симферополя. Сюда ходят электрички, и ведёт дорога — ответвление трассы 35Р-001. В самом Бахчисарае нужно добраться до Речной улицы, 133 — это адрес дворца. Парковочных мест рядом с дворцом нет, но можно оставить машину на одной из соседних улочек.
Ханский дворец на карте Бахчисарая
Багчесарайский дворец крымских ханов
Багчесарайский дворец крымских ханов — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Ваш браузер не поддерживает джаваскрипт.
настроить фильтр
Предварительные списки
Багчесарайский дворец Крымского…
Дата подачи: 07. 07.2003
Критерии: (i)(iii)(v)(vi)
Категория:
Культурный
Представлено:
Постоянная делегация Украины по делам ЮНЕСКО
Координаты: 44°45′ северной широты / 33°53′ восточной долготы
Код: 1820
Экспорт
Файл Word .doc
Отказ от ответственности
Предварительные списки государств-участников публикуются Центром всемирного наследия на своем веб-сайте и/или в рабочих документах в целях обеспечения прозрачности, доступа к информации и облегчения согласования Предварительных списков на региональном и тематическом уровнях.
Исключительная ответственность за содержание каждого Предварительного списка лежит на соответствующем государстве-участнике. Публикация Предварительных списков не означает выражения какого-либо мнения Комитета всемирного наследия, Центра всемирного наследия или Секретариата ЮНЕСКО относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их границ.
Названия объектов перечислены на том языке, на котором они были представлены государством-участником
Описание
Багчесарайский дворец крымских ханов представляет собой компактный архитектурный ансамбль, состоящий из 17 зданий и 9 внутренних закрытых дворов. Общая площадь ансамбля составляет около 500 000 кв. м (в том числе 7 190 м застроенной площади).
Багчесарайский дворец крымских ханов был построен в третьем-четвертом десятилетиях XVI века. Самая старая датированная постройка первоначального ансамбля датируется 1532 годом, а в письменных источниках дворец упоминается под 1539 годом..
Дворец, построенный как главная резиденция крымских ханов (монарей Крымского ханства — государства крымскотатарского народа), сохранял это значение на протяжении примерно 250 лет — с 1530-х годов до распада крымскотатарской государственности в 1783 году.
В архитектурный ансамбль входят два культовых сооружения (Большая и Малая дворцовые мечети), официальные залы (Зал Дивана или Государственного Совета, Зал Посольств), жилые постройки ханов, их свиты и семей (Жилой и Свитовый корпуса, Гарем), помещения для отдыха (Летняя беседка, Соколиная башня), подсобные помещения (камеры для караула, бани, конюшни, огород и др. ), малые архитектурные формы (порталы, фонтаны и бассейны) и замкнутые внутренние дворы с садами и парками.
В основном архитектура Дворца принадлежит к общей культурной традиции Ближнего Востока, гармонично переплетающейся с самобытной местной крымскотатарской традицией. Убранство дворцовых построек и интерьеров представляет различные архитектурно-художественные стили, распространенные в Крымском ханстве в XVI-XVIII веках.
Играющий роль главной резиденции крымских монархов дворец Багчесарай.
(наряду с соседней столицей) был политическим, религиозным и культурным центром
Крымскотатарский народ во времена Крымского ханства.
Archnet > Сайт > Хан Сарай
Дворцовый комплекс татарских ханов расположен в долине реки Курук-Су в крымском городе Бахчисарай (букв. Садовый дворец). И город, и дворец были построены династией Гирей-хана, которая перенесла сюда свою столицу из близлежащего Саладжика в 1532 году. Многие из построек, которые в настоящее время находятся во дворце, были добавлены позже, а некоторые из первоначальных частей не сохранились до восемнадцатого века. .
Дворцовые постройки расположены на восточной и западной сторонах большого двора прямоугольной формы, также известного как Дворцовый сад. К югу двор превращается в трехуровневый террасный сад на холме.
Западная сторона комплекса разделена на три разных двора на двух разных уровнях. Соколиная башня в обнесенном стеной Персидском саду, также называемом Термальным двором, занимает верхний уровень. На нижнем уровне находится женский квартал (гарем) и двор (диванхана), к которым примыкает Малая ханская мечеть в Посольском дворе и основные жилые помещения, включая кухонный двор. Прямоугольный обнесенный стеной сад, в котором находится Летняя беседка, переходит в Дворцовый сад к югу от основных жилых помещений; в него можно попасть только через Диванхану на западе.
В восточной части комплекса находится Большая Ханская мечеть с обнесенным стеной внутренним двором, к которой примыкают баня Сари-Гузель и Царские гробницы в пределах Дворцового кладбища, с служебной зоной, расположенной в гору, на юге. Дворец имеет двое ворот: одни примыкают к служебным помещениям, а другие находятся между гвардейскими казармами и гостевым домом на берегу реки. Оба входа ведут в Дворцовый сад. Каждый двор также соединен с соседними дворами воротами и проездами.
Жилые помещения и Диванхана
Арочные ворота в нижней западной части Дворцового сада ведут в Посольский двор, к ним примыкает небольшая комната, известная как Золотая комната. Административные постройки расположены за богато украшенной железной дверью к югу от Посольского двора. Дверь, известная как Железные ворота, была построена в 1503 году венецианским архитектором Альвизе Ламберти и перенесена сюда из бывшей дворцовой резиденции в Салачике. Он ведет в небольшой Г-образный двор с Золотым фонтаном и Фонтаном слез, окруженный Диванханом на северо-востоке, Малой ханской мечетью на юге и летней беседкой на востоке. Золотой фонтан был построен в 1733 году Каплан-Гиреем I, а Фонтан слез, заказанный в 1764 году Кирим-Гиреем и созданный Умером, первоначально располагался на террасных садах, недалеко от мавзолея Диляра Бикей.
Диванхана представляет собой одноэтажное прямоугольное здание, крытое шатровой крышей и выходящее портиком на Посольский двор. Расположенная через двор от Диванханы Малая ханская мечеть имеет небольшой прямоугольный молельный зал с центральным куполом и двумя крыльями. Дверь в восточной стене Диванханы ведет в Летнюю беседку — двухэтажный павильон с комнатами с крытыми бассейнами, выходящими с трех сторон в ландшафтный сад.
К северу от Посольского двора узкий коридор ведет к кухонному двору, окруженному залами, используемыми для официальных церемоний, и жилыми помещениями. Комнаты здесь организованы по обе стороны от центрального коридора, на двух этажах, с портиком, выходящим на кухонный двор. Интерьеры украшают потолки с геометрическим орнаментом, резные камины, витражи, настенная/лепная роспись и фрески. Эти залы обычно использовались для приема российских императоров и поэтому постоянно реконструировались, чтобы соответствовать европейским тенденциям в декоре.
Отдельно стоящее здание гарема, расположенное в обнесенном стеной дворе к югу от Диванханы, было частью гаремного комплекса из четырех зданий, который до 1820 года состоял из четырех построек, включая бани. Это прямоугольное одноэтажное деревянное строение с четырехскатной крышей, состоящее из трех комнат.
Персидский сад и Соколиная башня
Вверху от комплекса гарема расположен обнесенный стеной двухуровневый Персидский сад. Его также называют Банным двором в честь бань, которые когда-то здесь располагались. В его северо-восточном углу на вершине прямоугольного фундамента стоит Соколиная башня, восьмиугольная деревянная башня, покрытая пирамидальной крышей. В просторный интерьер, используемый как соколиное гнездо, ведет деревянная лестница с первого этажа.
Мечеть Большого Хана, Царские гробницы и кладбище
Восточная сторона обнесенного стеной дворцового комплекса включает Мечеть Большого Хана, Царские гробницы Гирей-ханов, Дворцовое кладбище и служебные помещения. Он был построен как часть первоначального дворцового комплекса и позже восстановлен Кирим-Гирай-ханом, о чем свидетельствует мемориальная доска на его западной стене. Ориентированная южнее юго-запада мечеть состоит из трехнефного квадратного молитвенного зала, покрытого шатровой крышей, притвора и портиков, обращенных на восток и запад. Сквозь портики возвышаются два симметричных восьмиугольных минарета; они двадцать восемь метров в высоту и имеют конические колпачки и наконечники. Куполообразный киоск для омовения квадратной формы пристроен к северо-восточному углу мечети. Считается, что к восточной стене примыкало медресе, построенное Арслан-Гирай-ханом в 1750 году. Вход в мечеть через портал, обращенный на север. Внутри к трем из четырех стен примыкает балкон, часть которого отведена под ханский домик. Ученые утверждают, что изначально мечеть была покрыта куполами разных размеров.
За стеной киблы Большой Ханской мечети находится обнесенное стеной дворцовое кладбище с двумя царскими гробницами в западной части. Идентичные гробницы имеют восьмиугольную форму и перекрыты куполами. В северный вход входят с востока, а в южный — с северо-востока. Кладбище имеет несколько ворот вдоль западной и южной стен. Могилы отмечены саркофагами с каменными или мраморными стелами с письменами, поставленными у изголовья и у подножия.
Сари (Сары) Бани Гузель
Баня (хаммам) расположена у реки за пределами укрепленного дворцового комплекса, восточнее Большой Ханской мечети. Табличка с надписью на одной из внутренних стен упоминает Сахиба I Гирея как основателя бань Сары-Гузель и указывает 1532 год как дату строительства. Он перекрыт куполами, пронизанными застекленными проемами. Пол приподнят на низких опорах, чтобы обеспечить циркуляцию горячего воздуха от печи для обогрева помещения. Эти бани были в основном общественными и были закрыты в 1924.
Террасные сады и мавзолей Дилары Бикей
Вход в трехуровневые сады осуществляется через ворота в северо-западном углу самого нижнего уровня. Отсюда пандус, идущий вдоль западной стороны, соединяет уровни. В юго-восточном углу верхнего уровня находится мавзолей Дилары Бикей, представляющий собой простую восьмиугольную камеру, покрытую куполом. Он был построен в 1764 году Кирим-Гиреем вместе с небольшим кладбищем, которое сейчас лежит в руинах.
Источники:
Асланапа, Октай. 1979. Кирим ве Кузей Азербайджан’да Тюрк Эсерлери. Стамбул: Баха Матбааси, 24–32.
Асланапа, Октай. 1983. «Кирим’да Тюрк Эсерлери». Эмель Дергиси 183. http://www.ismailgaspirali.org/yazi.asp?yazi_no=113505. [Проверено 21 ноября 2005 г.]
Босуорт, Клиффорд Эдмунд. 1996. «Гирейские ханы Крыма». В новых исламских династиях. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 255–257.
Боуман, Инци. 1998. «Крымскотатарская архитектура». Сайт Международного комитета Крыма. http://www.iccrimea.org/monuments/monuments.html. [13 февраля 2005 г.]
Гайворонский, Олекса. 2004. «Ханский дворец в Бахчисарае». Сайт Хансарай. http://www.hansaray.org.ua/e_ist_palac.html. [Проверено 21 февраля 2005 г.]
Кансал-Феррари, Николь. 2001. «Искусство ханов Крыма и его связь с османским искусством: Кладбище Ханского дворца в Бахчесарае». Электронный журнал востоковедения, IV. http://www2.let.uu.nl/Solis/anpt/ejos/pdf4/24Kancal.pdf. [Проверено 15 ноября 2005 г.]
«Крымские сайты».