Бартоломео франческо растрелли достопримечательности: Растрелли Бартоломео Франческо — биография

Работы Франческо Растрелли в Петербурге

Многие туристы приезжают в Санкт-Петербург для того, чтобы насладиться великолепной архитектурой города. Но мало кто знает, что большинство шедевров дворцового Санкт-Петербурга создал один и тот же потомственный архитектор эпохи барокко — Франческо Бартоломео Растрелли.

Итальянец по происхождению Франческо Растрелли прожил в России около 50 лет. За это время он внес огромный вклад в строительство дворцов, резиденций, церквей и монастырей города. В честь архитектора названа площадь в городе: площадь Растрелли.

Содержание

Архитектура Петербурга была для России XVIII века чем-то невероятным и роскошным. Созданная в соответствии с европейской модой, новая столица разительно отличалась от Москвы и всех прочих крупных городов. Огромный вклад в строительство внесли иностранные архитекторы, в том числе, и наш сегодняшний герой — Франческо Растрелли. Ниже представлены самые известные его произведения, которые привлекают туристов до сих пор.

Все творения архитектора объединяет любовь к российской государственности. Зодчий использовал при проектировании: ритм вертикалей, сдвоенные колонны, огромные окна, волюты, контраст между объемами и формой, ритм вертикалей, статуи и вазоны. Активно использовались и «народные» приемы из архитектуры более раннего времени: позолота, растительный орнамент, декоративность.

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-ПетербургеЗимний дворец в Санкт-ПетербургеЗимний дворец в Санкт-ПетербургеЗимний дворец в Санкт-Петербурге

До того, как Петр I ввел моду на роскошные дворцы со множеством зал разного предназначения, правители России предпочитали жить в традиционных древнерусских палатах. Украшались подобные строения каменной или деревянной резьбой, а внутри имели достаточно запутанное строение.

В императорское время все стало по-другому. Жаждущая иметь шикарный дворец, какого нет во всем мире, Елизавета Петровна приказала Растрелли разработать проект масштабного архитектурного сооружения. Мастер вместо одного строения создал целый комплекс, который до сих пор является визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Сложно представить город без Эрмитажа (находится в Зимнем Дворце). Туристы всего мира стремятся обойти его за один день. Но такой подвиг не всем под силу: протяженность фасадов 210 метров, в самом Зимнем 1057 комнат и 117 лестниц.

Здание поражает своей красочностью и движением. Ритм задают колонны, вертикали колонн визуально продолжают скульптуры и вазы. Яркий цвет фасада в сочетании с белыми колоннами и золотыми капителями выглядит торжественно.

Обязательно стоит прогуляться и по самому Дворцу. В интерьерах Зимнего царствует роскошь: зеркала, узоры и лепнина, обилие цвета в комнатах.

Почувствуйте себя по-королевски: когда-то здесь жила императрица, а к подъезду (северный корпус) приезжали кареты ее гостей.

Больше всего обращает на себя внимание мощный фасад здания, богато украшенный и по-императорски масштабный. Архитектор идеально вписал массивное сооружение в общий площадной комплекс. Работал мастер и над внутренним убранством некоторых залов, которые поражают своей роскошностью и в то же время геометрической строгостью.

Помимо этого, Растрелли работал над Екатерининским и Летним дворцами в Царском Селе, занимался благоустройством Петергофа и разрабатывал проекты домов и дворцов для многих богатых горожан. Имя мастера неразрывно связано с Петербургом и тем обликом, который столица империи приобрела к началу XIX века.

Больше информации о Зимнем Дворце

Екатерининский дворец в Царском Селе

Екатерининский дворец в Царском селеЕкатерининский дворец в Царском селеЕкатерининский дворец в Царском селе

Дворец часто называют «голубой мечтой барокко». Растрелли сохранил общую композицию старого дворца, но полностью его перестроил: выровнял корпуса, превратил галереи в Большой зал и парадные апартаменты. Дворец блистает позолотой и другими декоративными элементами в духе «барокко»:

  • картины на потолке,
  • скульптуры атлантов,
  • вазы.

Особенно стоит посетить отреставрированную Янтарную комнату: предмет гордости Елизаветы Великой и восхищения современников.

Большой дворец в Петергофе

Большой дворец в ПетергофеБольшой дворец в ПетергофеБольшой дворец в Петергофе

Туристы приезжают в «столицу фонтанов» ради парков, фонтанов и архитектуры. Величественный Большой дворец был резиденцией Петра Великого, который принимал активное участие в его создании. Франческо Растрелли по поручению Елизаветы дополнил боковые галереи Церковным и Гербовым корпусами, украсил позолотой и живописью залы, галерею и парадную лестницу. Особенно ему удался Танцевальный зал в духе Версаля. Всего во дворце 30 залов и обилие кабинетов (особенно интересны Китайский и Дубовый кабинет Петра I). Обязательно стоит купить экскурсию, чтобы погулять по залам, кабинетам или почувствовать себя гостем на пышном танцевальном балу.

Закажи себе незабываемую 5.5 километровую квест-экскурсию по Петергофу

Комплекс Смольного монастыря

Cмольный собор в Санкт-Петербурге

Еще одна из «визиток» Санкт-Петербурга это Смольный собор (ранее Воскресенский девичий монастырь).

Как и другие архитекторы-итальянцы, Растрелли имел глубокие познания в области культовых построек. Главное доказательство этому — комплекс Смольного монастыря, который не сумели разрушить ни время, ни большевики, ни природные катаклизмы.

Центральной частью ансамбля является одноименный собор. В нем Растрелли умело соединяет геометрическую правильность форм и кокетливые украшения, хорошо знакомые любителям стиля барокко. Необычайно яркие для православного храма цвета привлекают внимание и в то же время делают здание особенно легким, практически невесомым. Многим собор напоминает детскую игрушку, настолько радостно он смотрится на фоне местного пейзажа.

Несмотря на то, что достраивали Смольный комплекс уже без Растрелли, ансамбль полностью соответствует стилю великого мастера. Храм и прилегающие к нему постройки выглядят очень по-европейски и в то же время полностью соответствуют православным канонам.

Сложная судьба и неясное будущее Смольного собора в Санкт-Петербурге

За счет визуального разделения верхней и нижней части, собор кажется устремленным к небу. В общий стиль органично вписываются декоративные элементы в стиле «барокко». Сейчас он остается действующим храмом со службами.

Строгановский дворец (сейчас Русский музей)

Строгановский дворец

Растрелли проектировал дворец по частному заказу купца Строганова. Несмотря на занятость государственными заказами, архитектор занялся проектированием здания. Дворец богато украшен мрамором, колоннами и картинами. В оформлении есть отличительные для рода купцов элементы. На фасаде можно увидеть герб Строгановых и соболей, держащих щит с головой медведя. Оба фасада украшают портретные медальоны.

Живой квест-экскурс в историю этого шикарного дворца и его хозяинов

Аничков дворец

Аничков ДворецАничков ДворецАничков ДворецАничков Дворец

Одно из старейших сооружений, которое удалось сохранить на Невском проспекте.

К сожалению, в первоначальном виде этот шедевр не сохранился. Однако изображения его можно увидеть на множестве гравюр и картин, посвященных Петербургу XVIII-XIX веков.

Растрелли не работал над зданием с самого начала, он перенял проект у архитектора Земцова и активно участвовал в завершении строительства дворца, работал над убранством покоев и проектировал мебель. В связи с перестройкой здания, многая часть работы зодчего была утеряна, дворец стал более классическим. Во дворце часто проводились балы, свадьбы, собирались знаменитые писатели.

Итальянец значительно улучшил внешний вид дворца. Его лучшей идеей было поставить с двух сторон огромные купола. Это выделяло дом среди других построек города, ведь практически все они имели единый уровень высоты.

Это творение Растрелли сильно отличалось от других его произведений. В нем не так сильно проявлялась тяга мастера к массивным фронтонам и украшению центральных частей дворца. Несмотря на это, здание было признано шедевром мировой архитектуры абсолютно заслуженно.

История строительства Аничкова дворца

Чудеса архитектуры, созданные Франческо Растрелли, пользовались популярностью у его современников до прихода классицизма в архитектуре. Сохранившиеся дворцы и соборы продолжают вызывать восторг у туристов по всему миру.

Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде


Билеты на поезд по лучшей цене — Poezd.ru и Tutu.ru. Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) — Aviasales

Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире


Ищите скидки в аграгаторе отелей Hotellook. Бронируйте жильё для отдыха на Суточно.ру

Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии


Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в Tripster.

Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей


Покупайте билеты заранее онлайн на Musement и TicketNetwork и приходите уже с купленным билетом.

Памятник Растрелли в Царском Селе. Фото









Рубрика: Пушкин (Царское село)

Памятник Растрелли, созданный в соответствии с проектом скульптора М.Т. Литовченко, был установлен в 1991 г. на территории Царского села, в непосредственной близости от Екатерининского дворца. Материалом для изготовления картуша и бюста высотой 1.2 м. послужила бронза, а двухсполовинойметрового постамента – полированный красный гранит.

Великий российский архитектор, итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) стал наиболее знаменитым из зодчих восемнадцатого века, работавщих в стиле так называемого елизаветинского барокко. После восшествия на российский престол в 1741 г. самодержицы Елизаветы Петровны, Ф. Б. Растрелли, ее любимый мастер, был назначен главным придворным архитектором.

Все шедевры дворцовой архитектуры, спроектированные Растрелли, позиционированы в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Пальма первенства среди них заслуженно принадлежит Зимнему дворцу, дворцовому комплексу в Петергофе, дворцу императрицы Елизаветы Петровны, монаршей летней резиденции в Царском селе, дворцам А.С. Строганова и М.И. Воронцова, другим особенно значимым архитектурным объектам.

Согласно художественному замыслу Марии Литовченко в бюсте нашли свое воплощение основные каноны создания парадного портрета в традициях неоклассики, присущих XVIII столетию. Иконографическим прототипом стал писанный на холсте маслом портрет Растрелли, хранящийся в фондах Екатерининского дворца-музея. Портрет был создан в середине 1700-х годов. Его автором является известный итальянский живописец Пьетро Антонио Ротари. Бюст был изготовлен специалистами Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени экспериментального завода художественного литья «Монументскульптура» имени М. Г. Манизера.

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, 5.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.



Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село» →

Похожие публикации:

Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село»


В бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) находится великолепный и роскошный Екатерининский парк. Он раскинулся на склоне Балтийско-Ладожского уступа и занимает площадь 107 га. Объект культурного наследия Российской Федерации….

Большой Екатерининский дворец в Пушкине (Царское Село)


Большой Екатерининский дворец известен также как Большой Царскосельский дворец. Входит в перечень объектов культурного наследия РФ. Архитектурный стиль: елизаветинское барокко – направление в архитектуре, характерное для 1741–1761 годов, эпохи прав…

Царское Село (Пушкин): величественный памятник дворцово-паркового искусства


Почти два столетия Царское Село под Петербургом служило для российских императоров летней резиденцией. В настоящее время имеет статус государственного музея-заповедника с тем же названием. Находится в городе Пушкине, и включает в себя дворцово-парк…






 

Поделиться ссылкой:

Биография Франческо Бартоломео Растрелли, архитектора в Санкт-Петербурге

Франческо Бартоломео Растрелли был последним великим архитектором эпохи барокко, работавшим в Санкт-Петербурге, и он дожил до того, как роскошно богато украшенный стиль, который он отстаивал, потерял популярность у городской элиты . Тем не менее, как создатель Зимнего дворца и Екатерининского дворца в Царском Селе, его имя является синонимом необычайной, порой чрезмерной роскоши, которой наслаждались и демонстрировали российские правители Романовы в 18 веке, возможно, наиболее ярким аспектом Санкт-Петербурга. .Архитектура Петербурга для посетителей.

Родившийся в Париже, он был сыном Карло Растрелли, скульптора, приехавшего в Санкт-Петербург в 1716 году, чтобы работать на Петра Великого. Он начал свое профессиональное образование под руководством своего отца (также получившего образование архитектора) и, как предполагается, учился в Европе в какой-то момент в 1720-х годах. Его первым заказом в 1721 году было строительство дома в Санкт-Петербурге для князя Дмитрия Кантемира, бывшего правителя Молдовы, на Миллионной улице, но его карьера по-настоящему взлетела в конце 1730-х годов, когда он начал работать на Эрнста Иоганна фон Бирона. фаворит императрицы Анны Ивановны. Первым его проектом для нового покровителя стала школа верховой езды на Невском проспекте (1730 г. , снесена). Затем он был отправлен в герцогство Курляндии и Земгалии на территории современной Латвии, где фон Бирон стал герцогом в 1737 году. Там Растрелли построил для фон Бирона два дворца — в Рундале (1736-1740) и Елгаве (1738-1740). Он также стал главным архитектором императорского двора.

Когда фон Бирон отошел от власти в 1740 г., Растрелли был отозван в Санкт-Петербург и ему было поручено спроектировать Летний дворец (1741-1744 гг., снесен в 1793 г.) в Летнем саду для Анны Леопольдовны, матери и регентши Ивана VI. После очередного дворцового переворота в феврале 1741 г., приведшего к власти императрицу Елизавету, Растрелли сохранил свой пост главного архитектора, но новых заказов от императрицы не получал до 1744 г., когда она приказала ему построить Мариинский дворец как свою летнюю резиденцию в Киеве. (1744-1755). В следующем году он начал работы по реконструкции и косметическому ремонту Большого дворца в Петергофе (официально открыт в 1755 году).

Следующим проектом Растрелли был Смольный монастырь (1748-1764), где сама Елизавета подумывала стать монахиней. Собор является бесспорным шедевром архитектуры позднего барокко, хотя он еще строился, когда Растрелли впал в немилость, и только в 1835 году Василий Стасов завершил строительство. В том же 1748 году Растрелли использовал почти идентичный проект Андреевского собора в Киеве (1748-1767). В том же году Растрелли начал работу в Царском Селе, завершив в 1749 году павильон Эрмитаж.. В 1752 году началось строительство Екатерининского дворца, который благодаря своим богато украшенным фасадам и роскошным интерьерам стал одним из самых известных экстравагантных дворцов в мире, выходящим далеко за рамки часто заявляемой цели создания «русского Версаля».

Только реконструкция Зимнего дворца Растрелли (1754-1762) может сравниться с Екатерининским дворцом по величию и роскоши, и эти два огромных сооружения, возможно, не имеют себе равных в Европе по декоративной роскоши. Однако с точки зрения архитектурной ценности, возможно, что (незначительно) более скромные дворцы, созданные Растрелли для графа Михаила Воронцова (на Садовой улице, 1749 г. -1757) и барон Сергей Строганов (на Невском проспекте, 1753-1754) — лучшее свидетельство его талантов.

Вскоре после завершения строительства Зимнего дворца Екатерина Великая унаследовала российский престол, и витиеватые замыслы Растрелли оказались анафемой для ее прогрессивных вкусов. Он был уволен императрицей с должности главного архитектора в 1763 году и вернулся к своему старому покровителю герцогу фон Бирону в Курляндию, где работал над интерьерами двух дворцов, созданных им тремя десятилетиями ранее. Точно неизвестно, когда Растрелли вернулся в Петербург, но в феврале 1771 года он был принят в члены Академии художеств, а через два месяца умер в городе. Место его могилы неизвестно.

Работы: Большой дворец (Петергоф),
Дворцовая часовня (Петергоф),
Павильон Эрмитаж (Царское Село),
Екатерининский дворец (Царское Село),
Смольный собор,
Воронцовский дворец,
Строгановский дворец,
Зимний дворец

Памятники и мемориалы: Памятник итальянским архитекторам на Манежной площади,
Памятник Растрелли в Царском Селе,
Площадь Растрелли (площадь Растрелли)

Связано с: Карло Растрелли,
Юрий Фельтен, Михаил Земцев

Бартоломео Франческо Растрелли | архитектор

Смольный собор

Смотреть все СМИ

Год рождения:
1700
Париж
Франция
Умер:
апрель 1771 г. (71 год)
Санкт-Петербург
Россия
Механизм/стиль:
Искусство и архитектура барокко

См. весь связанный контент →

Бартоломео Франческо Растрелли (род. 1700, Париж, Франция — умер в апреле 1771, Санкт-Петербург, Россия), француз по происхождению, изобретатель богатой архитектуры русского барокко, в которой элементы рококо сочетались с традиционными элементами. русского зодчества с многоцветным и декоративным орнаментом на всех фасадах.

Итальянец по происхождению, Растрелли переехал в Санкт-Петербург в 1716 году вместе со своим отцом, скульптором Бартоломео Карло Растрелли. В течение первых пяти лет своего пребывания в России он вместе с отцом работал над украшением интерьеров дворцов русской аристократии. С 1721 года он работал самостоятельно как архитектор и сразу же сделал себе имя как мастер с богатым воображением.

За 50 лет Растрелли построил множество дворцов для правителей России и членов императорского двора. Он был в особой милости у императриц Анны I и Елизаветы I, неравнодушных к пышной роскоши. Для Анны он построил два дворца в Москве (Зимний и Летний Анненгофский дворцы; ни один из них не сохранился), Зимний дворец в Санкт-Петербурге (впоследствии уничтоженный пожаром, но позже восстановленный другим архитектором), а для ее любимца — Граф Эрнст Иоганн Бирон, два дворца в Латвии. Императрица, довольная работой Растрелли, пожаловала ему звание обер-придворного архитектора.

За 20-летнее царствование Елизаветы (1741–1761) Растрелли построил для нее 12 дворцов и ряд соборов. С ее разрешения он также построил изысканные дома для ее придворных. (В Петербурге сохранились Строгановский и Воронцовский дворцы.)

С 1747 по 1752 год Растрелли работал над реконструкцией Петергофского дворца. Трехэтажное здание простирается почти на 1000 футов (около 300 метров). Расположенный на берегу моря и окруженный множеством фонтанов, дворец, по словам режиссера и художника Александра Бенуа, производил впечатление «резиденции морского царя».

С 1749 по 1756 год Растрелли перестроил Большой Дворец в Царском Селе (ныне Пушкин) и воздвиг ряд павильонов в его парке. Царскосельский дворец (ныне Пушкинский дворец) имеет длину около 1000 футов и примечателен орнаментом фасадов и интерьеров, богатством пластики и цвета. Французский посол, осматривая дворец в день его открытия, заметил: «Здесь не хватает только одного: подходящего футляра для такой великолепной драгоценности».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

В 1748 году по велению императрицы, которая, хотя и была неравнодушна к радостям жизни, но была также очень религиозной, хотела в старости стать монахиней, Растрелли начал строительство Смольного монастыря на окраине Санкт-Петербурга. Петербург. Большой двухэтажный квадрат монастырских келий окружает массивный внутренний двор, в центре которого возвышается величественный пятиглавый собор. Из-за богатого орнамента структура кажется высеченной из цельного куска камня.