Содержание
Растрелли Франческо — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы
Франческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.
Ранние работы при Петре I и его наследниках
Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец — придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли — с ранних лет обучал сына мастерству.
В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург. Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и в строящемся городе на Неве отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться — ездил в Италию, Германию, Францию.
Большой Екатерининский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1752-1756. Фотография: Александр Щепин / Фотобанк Лори
Воронцовский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1749-1757. Фотография: A.Savin / Wikipedia
Спустя четыре года Растрелли начал первый самостоятельный проект — дворец на Миллионной улице для молдавского государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Внешний облик дворца был выдержан в стиле барокко, модном в те годы в Европе. Растрелли распланировал здание так, что вдоль набережной располагались залы для приемов, а с другой стороны находились комнаты отдыха. На первом этаже расположился просторный вестибюль, над ним — высокий парадный зал с лепниной и резными каминами, которые изготовил Растрелли-отец. Дворец достраивали уже после смерти Петра I во время правления Екатерины I.
После удачного дебютного проекта к Растрелли стали обращаться с заказами представители русской знати. В 1730 году архитектор построил дворец для князя Ивана Долгорукого.
Недостроенные дворцы при Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне
В 1730 году на престол взошла Анна Иоанновна. В моде по-прежнему оставался стиль барокко, и Растрелли получал всё новые заказы. В этом же году он построил для императрицы деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге. А чуть позже взялся за Рундальский замок фаворита Эрнста Иоганна Бирона в Курляндии (область современной Латвии).
Растрелли не только спроектировал курляндский дворец и регулярный парк перед ним, но и сам курировал строительство: заключал договоры с поставщиками рабочей силы и материалов.
Большой Петергофский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли и др. 1745-1755. Фотография: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори
Смольный собор. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1748-1764. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори
Первой построили центральную часть замка. Вместо ленточных фундаментов Растрелли соорудил свайные с платформами-ростверками из натурального камня. Так ему удалось распределить нагрузку на грунт под частями зданий разной этажности. Этот же тип фундамента он использовал и в других проектах. Стены дворца возвели из кирпича, а кровлю выполнили из нового материала — луженой жести. Она стоила дорого и внешне напоминала серебро. Боковые блоки Растрелли не успел завершить: Эрнст Бирон стал герцогом Курляндии и поручил итальянцу возвести резиденцию в Митаве. К этому времени изменился стиль Растрелли: архитектор перестал использовать облицовку фасадов колотым камнем, перешел от пилястр — прямоугольных выступов — к полуколоннам, которые группировал в тройки или пары. Окна он проектировал с полукруглым верхом и свойственным барокко обилием резных элементов и лепнины на наличниках.
Митавский замок тоже не был завершен. После дворцового переворота в пользу великой княжны Анны Леопольдовны Растрелли вернулся в Петербург. Здесь по приказу первого министра Бурхарда Христофа фон Мюнниха он начал строить Летний дворец в Летнем саду. Очередная смена монарха в ноябре 1741 года помешала завершить и этот проект.
Проекты Растрелли при Елизавете Петровне
Елизавета I стала основоположницей галломании в России: в годы ее правления появилась мода на все французское. Растрелли, который долгое время сотрудничал с немцами Бироном и Минихом, почти на три года попал в немилость императрицы. Придворным архитектором стал Михаил Земцов, который знал Растрелли и привлекал его к различным проектам, а после смерти Земцова Елизавета Петровна восстановила самого Растрелли в должности. Как обер-архитектор он завершил и Аничков дворец по проекту Земцова, и собственный Летний в Летнем саду.
Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1754-1762. Фотография: Vitas / Фотобанк Лори
Строгановский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1753-1754. Фотография: Александр Алексеев / Фотобанк Лори
Во время правления Елизаветы I Растрелли создал свои самые масштабные сооружения: ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Большой дворец в Царском Селе. Про проекту Растрелли Иван Мичурин построил в Киеве Андреевскую церковь и царскую резиденцию. Одновременно с императорскими поручениями Растрелли продолжал выполнять заказы знати, например построил дворцы графа Михаила Воронцова и барона Сергея Строганова. Частные строения возводились по типу императорских резиденций, но были меньше и отличались сдержанным оформлением.
В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли. Зимний возводили на берегу Невы, площадь перед дворцом окружали галереями, а к воде вела Иорданская лестница, по которой в Крещение спускались к проруби-иордани. Императрица рассчитывала, что дворец будет готов в двухлетний срок. Однако в 1761 году Елизавета I умерла, а дворец завершили уже при императоре Петре III.
Впервые за долгую службу Франческо Растрелли получил награду за свой труд из рук монарха — стал кавалером ордена Святой Анны. Петр III присвоил итальянцу звание генерал-майора.
Отставка при Екатерине II
Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал с закатом стиля барокко в архитектуре. К тому же императрица не одобряла чрезмерные траты на позолоченный декор и другие излишества. Растрелли остался без заказов. Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца. Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.
Рундальский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1736-1768. Фотография: Joanna Malesa / Фотобанк Лори
Митавский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1738-1772. Фотография: Борис Сунцов / Фотобанк Лори
Вскоре из ссылки вернулся Эрнст Бирон и нанял архитектора, чтобы достроить Рундальский и Митавский замки в Курляндии. Но и здесь Растрелли не задержался: сын Бирона заменил его молодым датским архитектором. В 1766 году Растрелли отправился в Берлин и попытался попасть на прием к прусскому королю Фридриху II, ценителю барокко и рококо. Однако король его не принял, посоветовал сделать гравюры по эскизам и организовать выставку. В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника».
Когда и где умер мастер русского барокко — неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику — Франческо Бартолиати.
Работы Растрелли: достопримечательности СПб
История творится человеческими руками, и своему прекрасному современному облику Северная столица обязана таланту выдающихся мастеров прошлых столетий. Франческо Бартоломео Растрелли — архитектор, создавший многие достопримечательности Санкт-Петербурга, подчеркнувшие строгую красоту этого города.
Л.К. Пфандцельт, портрет Растрелли
Растрелли: выдающийся архитектор и его работы в СПб
Русский итальянец, выходец из итальянской семьи, перебравшейся в Петербург, учился у своего отца архитектора и не забывал ездить во Францию и Италию с целью повышения уровня своего мастерства. Одна из прекрасных работ отца — бюст Петра I. Растрелли смог добиться высокой схожести с ликом императора, используя восковой слепок, снятый с лица Петра I в 1719 году. Увидеть эту работу сейчас можно в Русском музее.
При дворе Анны Иоанновны Франческо Бартоломео Растрелли получил должность обер-архитектора, и продолжил свою карьеру при следующей императрице — Елизавете. Для нее он построил деревянный летний дворец, не сохранившийся до наших времен. Находясь на пике славы, Франческо Бартоломео Растрелли курировал сразу несколько грандиозных проектов: Большой дворец в Петергофе, Андреевский собор в Киеве и перестройку Екатерининского дворца в Царском Селе. Обычно он разрабатывал проект, а за ходом работ следили другие мастера. Так, принадлежит руке Растрелли и Зимний дворец — архитектор проектировал трехчастную сквозную арку со стороны фасада и грандиозную Иорданскую лестницу.
Парадные ворота Зимнего дворца
Смольный собор Франческо Растрелли проектировал по приказу императрицы Елизаветы Петровны — именно туда она планировала удалиться на закате лет. После смерти императрицы, любимый стиль Растрелли — барокко, вышел из моды. Новая императрица — Екатерина II была расположена к Антонио Ринальди, прекрасно знакомому с новейшими модными течениями, благодаря связям в Европе.
Лишившись работы, Растрелли, привыкший жить на широкую ногу, испытывал финансовые трудности, несмотря на неплохую пенсию, назначенную ему императрицей.
Архитектор умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией, ушедшей ранее. Полное собрание его чертежей выкупил польский граф, и сейчас их можно увидеть в Национальной библиотеке Варшавы. А Петербургу Франческо Растрелли оставил достопримечательности, любоваться изысканными линиями которых будут еще многие поколения жителей и гостей Северной столицы.
Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге
С 1929 года участок между Смольным собором и сквером Кикины палаты носит имя великого мастера, подарившего сокровищнице Северной столице несколько жемчужин архитектуры. Туристы могут запланировать насыщенную прогулку, чтобы осмотреть Смольный собор и площадь Растрелли в Санкт-Петербурге, заглянув по пути в Таврический сад и навестив памятник Фонарщику.
Отзывы
Отзывы к данной экскурсии пока отсутствуют. Если вы счастливчик, который уже побывал — поделитесь!
Оставь первый отзыв
Рейтинг
0
Похожих нет
Просмотренных
Биография Франческо Бартоломео Растрелли, архитектора в Санкт-Петербурге
Франческо Бартоломео Растрелли был последним великим архитектором эпохи барокко, работавшим в Санкт-Петербурге, и он дожил до того, как роскошно богато украшенный стиль, который он отстаивал, потерял популярность у городской элиты . Тем не менее, как создатель Зимнего дворца и Екатерининского дворца в Царском Селе, его имя является синонимом необычайной, порой чрезмерной роскоши, которой наслаждались и демонстрировали российские правители Романовы в 18 веке, возможно, наиболее ярким аспектом Санкт-Петербурга. .Архитектура Петербурга для посетителей.
Родившийся в Париже, он был сыном Карло Растрелли, скульптора, приехавшего в Санкт-Петербург в 1716 году, чтобы работать на Петра Великого. Он начал свое профессиональное образование под руководством своего отца (также получившего образование архитектора) и, как предполагается, учился в Европе в какой-то момент в 1720-х годах. Его первым заказом в 1721 году было строительство дома в Санкт-Петербурге для князя Дмитрия Кантемира, бывшего правителя Молдовы, на Миллионной улице, но его карьера по-настоящему взлетела в конце 1730-х годов, когда он начал работать на Эрнста Иоганна фон Бирона. фаворит императрицы Анны Иоанновны. Первым его проектом для нового покровителя стала школа верховой езды на Невском проспекте (1730 г., снесена). Затем он был отправлен в герцогство Курляндии и Земгалии на территории современной Латвии, где фон Бирон стал герцогом в 1737 году. Там Растрелли построил для фон Бирона два дворца — в Рундале (1736-1740) и Елгаве (1738-1740). Он также стал главным архитектором императорского двора.
Когда фон Бирон отошел от власти в 1740 г., Растрелли был отозван в Санкт-Петербург и ему было поручено спроектировать Летний дворец (1741-1744 гг. , снесен в 1793 г.) в Летнем саду для Анны Леопольдовны, матери и регентши Ивана VI. После очередного дворцового переворота в феврале 1741 г., приведшего к власти императрицу Елизавету, Растрелли сохранил свой пост главного архитектора, но новых заказов от императрицы не получал до 1744 г., когда она приказала ему построить Мариинский дворец как свою летнюю резиденцию в Киеве. (1744-1755). В следующем году он начал работы по реконструкции и косметическому ремонту Большого дворца в Петергофе (официально открыт в 1755 году).
Следующим проектом Растрелли был Смольный монастырь (1748-1764), где сама Елизавета подумывала стать монахиней. Собор является бесспорным шедевром архитектуры позднего барокко, хотя он еще строился, когда Растрелли впал в немилость, и только в 1835 году Василий Стасов завершил строительство. В том же 1748 году Растрелли использовал почти идентичный проект Андреевского собора в Киеве (1748-1767). В том же году Растрелли начал работу в Царском Селе, завершив в 1749 году павильон Эрмитаж. . В 1752 году началось строительство Екатерининского дворца, который благодаря своим богато украшенным фасадам и роскошным интерьерам стал одним из самых известных экстравагантных дворцов в мире, выходящим далеко за рамки часто заявляемой цели создания «русского Версаля».
Только реконструкция Зимнего дворца Растрелли (1754-1762) может сравниться с Екатерининским дворцом по величию и роскоши, и эти два огромных сооружения, возможно, не имеют себе равных в Европе по декоративной роскоши. Однако с точки зрения архитектурной ценности, возможно, что (незначительно) более скромные дворцы, созданные Растрелли для графа Михаила Воронцова (на Садовой улице, 1749 г.-1757) и барон Сергей Строганов (на Невском проспекте, 1753-1754) — лучшее свидетельство его талантов.
Вскоре после завершения строительства Зимнего дворца Екатерина Великая унаследовала российский престол, и витиеватые замыслы Растрелли оказались анафемой для ее прогрессивных вкусов. Он был уволен императрицей с поста главного архитектора в 1763 году и вернулся к своему старому покровителю герцогу фон Бирону в Курляндию, где работал над интерьерами двух дворцов, созданных им тремя десятилетиями ранее. Точно неизвестно, когда Растрелли вернулся в Петербург, но в феврале 1771 года он был принят в члены Академии художеств, а через два месяца умер в городе. Место его могилы неизвестно.
Работы: Большой дворец (Петергоф),
Дворцовая часовня (Петергоф),
Павильон Эрмитаж (Царское Село),
Екатерининский дворец (Царское Село),
Смольный собор,
Воронцовский дворец,
Строгановский дворец,
Зимний дворец
Памятники и мемориалы: Памятник итальянским архитекторам на Манежной площади,
Памятник Растрелли в Царском Селе,
Площадь Растрелли (площадь Растрелли)
Связано с: Карло Растрелли,
Юрий Фельтен, Михаил Земцев
Все дворцы Франческо Растрелли — описание, много фото, маршруты
Туристический образ Петербурга сформировал архитектор Франческо Растрелли. Его роскошные дворцы – визитная карточка северной столицы России. Бартоломео Франческо Растрелли был родом из Италии. Он приехал в Россию со своим отцом и впоследствии стал придворным архитектором российских императоров.
Растрелли работал в период расцвета архитектурного стиля барокко. В России этот стиль ассоциируется с ним. Все самые известные царские дворцы Петербурга были построены архитектором Растрелли и его учениками.
В этом обзоре на онлайн-путеводителе Геомерид вы сможете увидеть самые известные дворцы и церкви, построенные Бартоломео Франческо Растрелли в Санкт-Петербурге и окрестностях. В списке указаны годы начала строительства. Завершение строительства этих дворцов, как правило, затягивалось.
1. Рундальский дворец, Латвия — 1735
2. Большой Петергофский дворец, Петергоф — 1747
3. Андреевская церковь, Киев — 1747
4. Смольный монастырь, Санкт-Петербург — 1751
5. Екатерининский дворец, Царское Село — 1752
6. Строгановский дворец, Санкт-Петербург — 1753
7. Зимний дворец, Санкт-Петербург — 1754
Флорентийский Бартоломео Карло Растрелли, отец известного русского архитектора, был приглашен Царь Петр I в Россию в 1716 г. для строительных работ в Петербурге. Он был известным скульптором, но в Петербурге Растрелли увидел, что здесь более востребованы архитекторы, а не скульпторы. Он отправил сына учиться архитектуре за границу.
Расцвет творчества Франческо Растрелли приходится на царствование Елизаветы Петровны в 1740-1760 гг. В это время было заложено или построено большинство императорских дворцов Петербурга. В царствование Екатерины II стиль барокко стал выходить из моды, ему на смену пришел классицизм, который своей суровостью резко контрастировал с обилием лепнины и узоров на фасадах дворцов Растрелли.
За годы работы в Петербурге Франческо Растрелли построил около 12 дворцов, множество домов для придворных. Многие из них не сохранились или сохранились до наших дней со значительными реконструкциями, произведенными в более поздние годы.
Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом дворце и увидеть большое количество фотографий
Рундальский дворец, Латвия — 1735
Строительство Рундальского дворца было начато курляндским герцогом Эрнстом фон Бироном в 1736 году. фаворит российской императрицы Анны Ивановны (1730-1740), мало интересовавшийся государственными делами, и поэтому в то десятилетие Российской империей фактически правил Бирон.
Рундальский дворец, вид из обычного парка
Большой внутренний двор Рундальского дворца вымощен булыжником
Учитывая свой неограниченный доступ к русской казне, Бирон хотел построить на своей родине (Герцогстве Курляндии и Земгалии) великолепный дворец, равный императорским дворцам России и поручили это задание известному архитектору Франческо Растрелли. К тому времени звезда Растрелли только восходила, но все отмечали его талант, который впоследствии в полной мере реализовался в его проектах загородных дворцов под Петербургом.
Большой Петергофский дворец, Петергоф — 1747
Большой Петергофский дворец — одно из первых произведений Бартоломео Франческо Растрелли, самого известного архитектора Санкт-Петербурга 18 века. Несмотря на свой роскошный вид, особенно со стороны Нижнего парка, Петергофский дворец невелик – в нем всего 30 комнат. Как и во всех дворцах Растрелли, в Петергофском дворце много таких украшений, как золоченая резьба по дереву.
Большой Петергофский дворец и фонтаны Большого каскада
Вид на Большой Петергофский дворец из Верхнего сада
Здесь расположены самые известные залы Большого Петергофского дворца: Тронный зал, Чесменский зал (в честь победы над турками в Чесменском сражении 1770 г.), Танцевальный Зал или Бальный зал, Зал Аудиенций и Картинный зал. Особую роскошь Петергофскому дворцу придают фонтаны. Большой каскад — одна из самых выдающихся фонтанных систем в мире. Строительство Большого каскада было начато в 1715 г. Его официальное открытие состоялось в 1723 г.
Андреевская церковь, г. Киев — 1747
Андреевская церковь освящена в честь апостола Андрея Первозванного. Он построен на вершине Андреевской горы над Подолом. Это один из самых красивых православных храмов Киева, построенный в 1754 году по проекту архитектора Франческо Растрелли. Строительством храма занимались местные мастера, но Растрелли руководил проектом и вносил необходимые правки, связанные с необходимостью укрепления фундамента.
Андреевская церковь построена в Киеве в 1754 году по проекту архитектора Бартоломео Растрелли
Купола Андреевской церкви в Киеве в стиле украинского барокко
Церковь заложена по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны во время ее 1747. Проект в стиле барокко разработал ее придворный архитектор Франческо Растрелли. Архитектурный стиль церкви очень похож на дворцы, построенные Растрелли в Санкт-Петербурге в те же годы.
Смольный монастырь, Санкт-Петербург — 1751
Смольный монастырь построен близ меандра Невы, в месте ее впадения в Охту (там находилась крепость Ниеншанц). В семнадцатом веке это место было довольно далеко от города, и императрица Елизавета хотела уединиться здесь на закате своей жизни со 120 монахинями, дочерьми знати. Место она выбрала потому, что там находился Смольный дворец (дворец не сохранился), где Елизавета провела свои юные годы.
Вид на Смольный собор со Шпалерной улицы
Корпус монашеских келий Смольного монастыря. Елизавета распорядилась предоставить монахиням «отдельные апартаменты, включая комнату для прислуги»
Работы по строительству Смольного собора начались в 1751 году. Строительство многих царских дворцов еще не началось, и Елизавета уже думала, куда ее потратить ее старость. Собор окружали жилища для «монахинь из знатных родов». Надо признать, что Растрелли спроектировал собор и жилища в великолепном дворцовом стиле. Елизавета устроила так, что у каждой монахини были «отдельные комнаты, в том числе комнаты для прислуги, кладовая и кухня».
Екатерининский дворец, Царское Село — 1752
Первый небольшой дворец с «16 парадными комнатами» был построен для супруги Петра Великого Екатерины в Царском Селе еще в 1710 году (примерно в то же время, что и Петергоф). Великолепный дворец в стиле барокко был построен лишь спустя несколько десятилетий. В 1752 году Елизавета I заказала этот дворец известному архитектору Франческо Растрелли.
Екатерининский дворец в Царском Селе за пределами Санкт-Петербурга
Центральный корпус Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны регулярного парка
Екатерининский дворец имеет длину 325 метров. Так как дворец достраивался и достраивался в царствование Екатерины II, он получил название Екатерининского дворца. Растрелли так часто перестраивал дворец, стремясь довести его красоту до совершенства, что Екатерина сравнивала его с Пенелопой, которая «сломала утром то, что сделала вчера». Интерьеры дворца были роскошно украшены золотом, а его экстерьеры были в основном синими и белыми. Из-за обилия золота анфиладу парадных залов даже называли «Золотой анфиладой».
Строгановский дворец, Санкт-Петербург — 1753
Строгановский дворец был построен в 1753 году знаменитым придворным архитектором Франческо Растрелли, создавшим немало шедевров в Петербурге. В конце 18 века во дворце случился пожар, значительно повредивший интерьеры здания. От растреллиевских интерьеров во дворце почти ничего не осталось, кроме Бального зала. В 1801 году после пожара Строгановский дворец был восстановлен архитектором Воронихиным.
Вид на Строгановский дворец со стороны Невского проспекта
Вид на Строгановский дворец со стороны реки Мойки
Знаменитый Минеральный кабинет построен по проекту архитектора Воронихина. Над кабинетом виден купол второго этажа, в котором также находится коллекция минералов. На первом этаже, кроме образцов минералов, располагалась Строгановская библиотека. Бальный зал, также называемый Залом Растрелли, остался практически нетронутым. Потолок украшен плафоном Джузеппе Валериани.
Зимний дворец, Санкт-Петербург — 1754
В 1703 году Петр I заложил город на Неве, и почти сразу же столица была перенесена в строящийся город. Конечно же, императорский дворец (называемый Зимним) стал основным зданием на главной площади города. Однако сегодня дворец был построен архитектором Франческо Растрелли только в 1754-1762 годах, через пятьдесят лет после основания города.
Дворцовая площадь и Александровская колонна на фоне Эрмитажа (Зимнего дворца) дом
Зимний дворец (Эрмитаж) в лучах заходящего солнца с Дворцовой набережной
Зимний дворец стал самым большим дворцом Растрелли в Санкт-Петербурге. На протяжении нескольких столетий дворец был главной парадной резиденцией российских императоров, а сейчас это крупнейший музей России и один из крупнейших и лучших музеев мира.