Содержание
Баженов Василий Иванович — биография
Василий Иванович Баженов – русский архитектор, считающийся одним из основоположников классицизма в России.
Детство и юность. Учеба
Точные место и дата рождения Баженова до сих пор служат предметом дискуссий в ученой среде. Согласно первой теории Василий Иванович родился 1 марта 1737 года в селе Дольское, недалеко от города Ярославца. По другим данным, датой его рождения следует считать 1 марта 1738 года, а местом – город Москву. Несмотря на то, что точные сведения, вероятнее всего, узнать не удастся уже никогда, не ставятся под сомнения заслуги Баженова перед Россией и подлинность богатого культурного наследия, оставленного им для потомков.
Баженов родился в семье псаломщика. Вне зависимости от того, где он появился на свет, первые годы своей жизни будущий великий архитектор провел в Москве – эти сведения не вызывают сомнений. С ранних лет мальчик увлекался рисованием, пытался лепить первые архитектурные творения из снега, срисовывал изображения храмов, церквей и известных зданий. Желание юного Баженова связать всю свою жизнь с искусством поначалу не встретило понимания у родителей. Так, Баженов-старший хотел, чтобы сын пошел по его собственным стопам, поэтому отдал мальчика в Страстной монастырь.
Тем не менее, вскоре стало понятно, что живопись для Василия Ивановича – не просто детская блажь. Вскоре он стал учиться у Д. В. Ухтомского, хотя, как стало впоследствии известно, самые тяжелые техники он осваивал самостоятельно. Поэтому не будет преувеличением назвать Баженова живописцем-самоучкой. Впоследствии он стал живописцем второго класса, не достигнув и восемнадцатилетнего возраста. Тем не менее, Василию Ивановичу повезло с наставниками. У Баженова не было возможности брать платные уроки, поэтому Ухтомский, убежденный в таланте своего подопечного, взял его к себе вольным слушателем. Он также неоднократно помогал Баженову, предоставляя тому возможность подрабатывать и даже послал его принимать участие в разработке, установке и разрисовке Креста в Сретенском монастыре.
Первые работы Баженова относятся к 1753 году, когда Василий Иванович принял участие в восстановлении дворца Головина, здания, сильно пострадавшего в результате пожара. Там он расписывал печи под мрамор. Вскоре после этого Василий Иванович начал учиться в Московском университете, а потом был переведен в Петербург. Архитектурные навыки Баженова были на первых порах во многом заслугой известного в ту пору архитектора С. И. Чевакинского, под руководством которого Василий Иванович работал в северной столице. Чевакинский тоже оценил талант Баженова и взял его к себе в помощники на работы по возведению Никольского Морского Собора. В 1758 году его приняли в Академию художеств, где он занимался у А. Ф. Кокоринова. Учился Баженов блестяще и закончил Академию с золотой медалью. Подобные успехи давали выпускнику право продолжить обучение за границей, чем он вскоре и воспользовался, отправившись в Париж. К тому моменту Баженов уже отлично владел французским языком, любовь к которому началась со времен поступления в Московский университет.
В Париже он успешно выдержал экзамены в Академию Художеств и целых два года (1760–1762) учился и работал у профессора Шарля де Вайи, изучая французскую архитектуру и приобщаясь к совершенно новому для себя стилю – французскому классицизму. На этом заграничные путешествия Баженова не закончились: в 1762 году он отправился в Италию, где активно занимался изучением античности. После окончания стажировки он был выбран членом Болонской и Флорентийской академий. Академия святого Луки в Риме присвоила ему диплом академика и профессора. После этого он опять вернулся в Париж, где продолжил изучение европейских архитектурных стилей. В 1765 году Баженов вновь оказался в России. Впереди был большой творческий путь.
Перестройка Московского Кремля. Нереализованные проекты
По возвращении в Санкт-Петербург, Баженов почти сразу удостоился звания академика Академии художеств. Но в обещанной ему должности профессора Василию Ивановичу было отказано: к этому времени в Академии сменилось руководство, которое предложило ему получить степень профессора по академической программе, в которую входило создание комплекса увеселительных сооружений в Екатерингофе. Свою часть договора Баженов выполнил, а вот обещанной награды в виде желаемой должности, увы, так и не получил. Обиженный архитектор уволился с академической службы. Тогда он еще не знал, что перспективы, готовые открыться перед ним, были намного лучше несдержанных обещаний.
В 1762 году на российский престол взошла Екатерина II. В поле зрения императрицы находилось не только внутреннее укрепление страны, но и культурные аспекты. Так, Екатерина издала указ о возведении Большого Кремлевского дворца. Баженов, удостоенный личной аудиенции с императрицей, произвел на нее благоприятное впечатление, поэтому задача возвести дворец была возложена именно на него. Архитектор целых семь лет провел, тщательно планируя мельчайшие детали реконструкции ансамбля Кремля. Итоговый проект получил одобрение Екатерины: по плану Баженова ансамбль должен был представлять собой большой общественный комплекс, а главным фасадом выходить на линию Кремля. Первый камень был заложен в 1773 году, и в это же время Баженов создал и деревянную модель Большого Кремлевского дворца. После этого модель была отправлена в Северную столицу, но проект в итоге так и не был утвержден. Причин тому было множество. С одной стороны, чтобы воплотить в жизнь весь грандиозный замысел Баженова, требовались значительные средства. Турецкая угроза, нависшая в это время над Российской империей, не позволяла выделить солидную часть бюджета на «возвеличивание Москвы». Вдобавок разрушение Кремля в его первоначальном облике вызвало огромное недовольство в обществе. В итоге строительство в 1775 году было прекращено. Для Баженова это решение стало тяжелым ударом.
Тем не менее, нереализованное строительство Большого Кремлевского дворца было не последней возможностью проявить себя. Вскоре Екатерина поручила ему строительство резиденции в Царицыно. Баженов бросил все силы на реализацию идеи императрицы, но итоговый вариант государыню не устроил. Она заявила, что резиденция получилась слишком мрачной и повелела снести всю центральную часть. Это стало новым потрясением для Баженова, который суммарно почти двадцать лет потратил на разработку проектов, так и не ставших реальностью – Кремлевского дворца и резиденции в Царицыно. Все это не могло не сказаться на состоянии здоровья Баженова – неудачи выбили его из колеи и надолго лишили вдохновения.
Частные заказы. Конец пути
Лучшая работа Василия Ивановича, тем не менее, была еще впереди. Таким проектом стало возведение дома П. Е. Пашкова, который был внуком денщика самого Петра Великого. Дом был возведен прямо напротив Кремля и получился больше похожим на грандиозный дворец. Это строение до сих пор считается одной их лучших архитектурных построек Москвы. Сейчас в здании располагается Российская государственная библиотека.
Баженов сыграл немалую роль и в истории Санкт-Петербурга, в 1790 году разработал один из проектов Михайловского замка. Спустя два года он переехал в Петербург, где был принят на службу в Адмиралтейств-коллегию.
После смерти Екатерины в 1796 году на российском престоле оказался ее сын, Павел I. Император высоко чтил архитектурные заслуги Баженова и сразу же пожаловал ему чин действительного статского советника, а в 1799 году назначил вице-президентом Академии художеств. Василий Иванович не удостаивался таких почестей при матери Павла, Екатерине. Павел горячо одобрил проект строительства Михайловского замка, который был утвержден в первый же год его правления. К сожалению, пошатнувшееся здоровье уже не позволило Баженову лично руководить строительными работами, поэтому замком занимались архитекторы В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов, воплощавшие замок согласно первоначальному замыслу Баженова. До окончания строительства замка Василий Иванович тоже не дожил, скончавшись в 1799 году. В этом замке впоследствии будет убит сам император Павел I.
Заслуги Баженова перед Отечеством огромны. Он был первым русским архитектором, который создавал свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом. Под его руководством работали М. Ф. Казаков, Е. С. Назаров и многие другие выдающиеся архитекторы. Он возвел выдающиеся архитектурные сооружения в Петербурге и Москве.
Согласно оставленному им завещанию Баженов был похоронен в селе Глазово (ныне в Тульской области).
|
Дом Пашкова. Москва. 360 Панорама
{{thumb_title}}
0 Нравится
Дом Пашкова. Москва.
Москва
Создано
Александр Живицкий
Посмотреть профиль фотографа
Дом Пашкова — одно из самых известных классических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Предположительно построил Василий Баженов. Доступен на улице Воздвиженка. 3/5, с. 1. Дом Пашкова был построен в 1784-1786 годах по приказу капитан-лейтенанта лейб-гвардии Семеновского полка Петра Жуковского Пашкова, сына ординарца Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. В течение XX века существовали различные мнения относительно его авторства, так как сохранились письменные свидетельства, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурный стиль Баженова. После его постройки Дом Пашкова стал достопримечательностью Москвы и долгие годы вызывал удивление и считался одним из самых красивых зданий столицы.
Copyright: Александр Живицкий
Тип: Сферический
Разрешение: 12000×6000
Снято: 06.12.2011
Загружено: 06.22.2011
Просмотров:
…
Теги: архитектура; Москва; россия; пашков; дом; здание; баженов
- Выбор редакции
- Рядом
- Еще от автора
Подробнее о Москве
Мир : Европа : Россия : Москва
Обзор и историяМосква получила свое название от реки Москва, где около 500 г. н.э. зародились славянские поселения. Они приняли христианство из Византийской империи в 9 г.88 г. н.э., и она просуществовала как национальная религия в течение тысячи лет. К 15 в. Москва стала столицей Русского государства в составе Великого княжества Московского, которое усердно ассимилировало более мелкие феодальные территории, сражаясь с Золотой Ордой монголов. Город подвергался набегам и сжиганию татаро-монголами не менее трех раз. Объединение многих небольших территорий под властью Москвы подготовило почву для того, чтобы Иван III принял титул «Владыки всея Руси». Его сын Иван IV, или «Иван Грозный», стал первым коронованным царем России. Преемственность царей продолжалась от Ивана IV до Петра Великого, который провозгласил Российскую империю в 1721 году со столицей в Санкт-Петербурге. Российская империя пережила «смутное время», которое сопровождалось хаосом, нашествием и несколькими народными восстаниями. Наполеон Бонапарт был в 25 милях от захвата Москвы во время своего катастрофического вторжения в 1812 году, но был повернут назад после того, как тысячи его голодающих солдат попали в засаду и были убиты крестьянскими партизанами.
К началу 20-го века Москва была столицей, на этот раз самая большая страна в мире. Промышленная революция пришла в Россию позже, чем в Западную Европу, отчасти из-за российского института крепостного права, которое удерживало крестьян привязанными к земле. Однако достаточно скоро возникло социалистическое политическое движение, громко выступавшее за тотальную революцию, и к 1917 Советский Союз заменил царя и его самодержавную власть. Так начался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), просуществовавший до 1991 года. После распада Советского Союза Москва продолжает оставаться столицей России, или Российской Федерации, как она теперь известна. Это по-прежнему самая большая страна в мире. Люди и культураМосква находится в тисках западного обновления, с потребительством и демонстративным показом богатства, выставленным напоказ повсюду. По состоянию на 2008 год это город с самой дорогой стоимостью жизни в мире, дом для большинства миллиардеров, а также самый большой город в Европе.
Как добратьсяМосква состоит из пяти основных секций, расположенных концентрически, с Кремлем в середине. Кремль является административным центром власти, и его название означает «крепость». Его стены очерчивают границы города 15 века. ТранспортВы можете найти информацию о том, как добраться до и из аэропортов здесь. Нажмите здесь, чтобы получить несколько полезных советов о фантастической системе метро. Вот еще несколько полезных обзорных материалов о метро, трамваях, троллейбусах и т. д. Чем заняться В Москве много галерей и музеев, но вот два любимых: во-первых, это Музей современного искусства. и второй Винзавод — это значит винзаводКроме того, вы можете посетить Музей геологии, Музей авиации и космонавтики, Музей истории Москвы. Любителям искусства стоит посетить Государственную Третьяковскую галерею — с огромной коллекцией русского искусства. и икон — один из самых известных российских музеев после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Там же есть прекрасный Зоопарк, по сравнению с другими в России.
. Что касается ресторанов и клубов, то рядом с Красной площадью есть милое кафе — F.A.Q. Кафе — если вы умеете читать по-русски. Есть старый добрый клуб «Пропаганда» — ему почти 10 лет, но он до сих пор является одним из лучших мест, где можно погулять каждую ночь! Другие неплохие: Ikra Solyanka Fabrique Рекомендации Что искать в целом: Красная площадь, Кремль, Мавзолей Ленина, Собор Василия Блаженного и Белый город, который является торговым районом.Еще одно красивое старое место, которое стоит увидеть в Москве находится — Новодевичий монастырь (построен в 1524 году, там царем стал Иван IV). Хорошим местом для посещения для активного отдыха также являются Воробьевы горы — своеобразная зона отдыха на Москве-реке с парком и главное огромное советское здание Московского государственного университета на вершине. Вы также можете прогуляться по Старому Арбату, пешеходной улице с этническим колоритом советских времен и зданиями времен Российской империи. Текст Стива Смита.
✖
Похоже, вы создаете заказ.
Если у вас есть какие-либо вопросы до оформления заказа, просто сообщите нам об этом по адресу [email protected], и мы свяжемся с вами.
Екатерина Великая, Москва и Кремль
[bsa_pro_ad_space id=4]
При перечислении великих строек Екатерины первыми на ум приходят знаменитый Екатерининский дворец в Пушкине или Китайский дворец в Ломоносове (бывший Ораниенбаум). Для Григория Орлова императрица построила Мраморный дворец в Петербурге, для Потемкина — Таврический дворец, а для своего сына Павла — дворец в Павловске. У всех этих зданий было одно общее: они были расположены не в Москве, а в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Юная Екатерина II в возрасте ок. 16 лет. Картина Георга Кристофа Гроота.
Ведь Москва не входила в число любимых мест Екатерины. Это напомнило ей о приезде в Россию, когда ее вызвали из дома в Штеттине в возрасте всего лишь 16 лет, чтобы проверить, действительно ли она является подходящей женой для цесаревича. Ее брак еще не был заключен; Во-первых, маленькой Софии — так звали в то время Екатерину — пришлось перейти из лютеранства в православие: решение совести, которое далось ей нелегко и привело к экзистенциальному кризису, от которого она пыталась избежать, заболев.
Сегодня мы, вероятно, назвали бы это психосоматическим; тогда же придворные заговорили, что Софья больна туберкулезом и никак не возможная невеста для Петра III. В течение нескольких недель Екатерина балансировала между жизнью и смертью, а ее мать держалась подальше от постели больного. Йоханна Анхальт-Цербстская не выносила вида крови, и ослабленная девушка подвергалась кровопусканию до 16 раз в день.
Москва конца XVI века. Акварель Аполлинария Васнецова.
В конце концов, Екатерина выздоровела, сделала выбор в пользу православного крещения и вышла замуж за Петра III; тем не менее ей надоела Москва. Ровно восемь раз она посетила город, который называла «Городом тупика», за все время своего 34-летнего правления. Для Екатерины Москва была метрополией, находящейся под азиатским влиянием, где, по ее мнению, чувствовалось монгольское влияние. Никаких признаков просвещения там не было, только самые темные суеверия, как писала Екатерина: «Никогда народу не приходилось встречать больше предметов фанатизма, больше чудотворных образов на каждом шагу, больше церквей, больше клириков, больше монастырей, больше верующих, больше нищих, больше воров…» По сравнению с Москвой, которую она любила называть «Исфаханом», после столицы персидского шаха Санкт-Петербург казался ей раем.
Коронация Екатерины II. Картина Стефано Торелли.
И еще: Москва была сердцем России, старым царским городом. Екатерина не могла игнорировать его, если хотела завоевать любовь своих русских подданных. Ведь Петр III был так непопулярен главным образом потому, что хотел перестроить Россию по образцу Пруссии. Наоборот, Екатерине нужно было показать, что она более русская, чем сами русские. Так, она демонстративно переехала в Москву на коронацию 22 сентября 1762 г. и жила очень неуютно в тогда сильно разрушенном Кремле, чтобы по старинным обычаям быть коронованной императрицей Российской в Троицком соборе.
План старого Кремля около 1600 года.
Воскрешение центра старой России в новом великолепии, должно быть, казалось Екатерине идеальным замыслом, чтобы выразить свою русскую убежденность. Таким образом, она строила свои первые планы перестройки Кремля вскоре после своей коронации. Ответственным архитектором она назначила Василия Ивановича Баженова, москвича, который учился за границей и должен был стать самым значительным русским архитектором-неоклассиком.
Проект реконструкции Кремля Баженовым.
Его первый набросок датирован 1767 годом. Его последняя модель, которая должна была стать основой для перестройки, превратила бы Кремль в крупнейший неоклассический комплекс во всей Европе. Только три собора остались бы нетронутыми.
Работы по сносу уже начались, когда в 1771 году в Москве разразилась чума и разъяренная толпа напала на Кремль. Говорят, что сам Баженов охранял свой образцовый дворец, стоивший к тому времени около 60 000 рублей.
Екатерина II. Золотая медаль Т. Иванова по случаю строительства нового Кремлевского дворца. Вероятно, отчеканены позже оригинальными штампами 18 века. Очень редкий. Чрезвычайно хорошо для FDC. Эстимейт: 80 000 евро.
Именно эта модель была перевезена в Петербург на 120 санях в 1772 году. Екатерина осмотрела ее, дала разрешение, и 1 июня 1773 года состоялась церемония закладки камня. Последнее увековечено очень редкой золотой медалью, предложенной Кюнкером. На нем показано здание, которое в то время все еще находилось в стадии планирования и существовало только в виде модели, уже полностью завершенной.