Содержание
Поселок Березово — Наш Урал и весь мир
Поселок Березово, расположенный в Ханты-Мансийском автономном округе, прославился благодаря сосланным сюда в свое время известным людям. С XVIII века он был местом ссылки, в этом весьма удаленном от центральной России поселке побывало не по своей воле немало знаменитостей. И все же самая главная «звезда» Березова – князь Александр Меншиков.
Березово расположено на берегу притока Оби — реке Северная Сосьва. Его история началась в 1593 году, когда здесь на месте остяцкого поселения была построена крепость Березов. Название произошло от росших здесь берез. В XVIII веке Березово превратилось в место ссылки. Сюда были сосланы сподвижники Петра I князь Александр Меншиков, Алексей Долгоруков, Генрих Остерман (все трое умерли в Березово). В XIX веке сюда же отправили некоторых из декабристов, а в начале XX веке – революционеров (в том числе Льва Троцкого).
В 1953 году здесь было открыто Березовское газовое месторождение (первое в Западной Сибири), здесь ведется добыча газа. Также в поселке работает рыбкомбинат (река Северная Сосьва издавна славится своей рыбой, особенно известна сосьвинская сельдь). В настоящее время здесь проживает 7 тысяч жителей.
Главная достопримечательность Березово, которую непременно посещают все приезжающие сюда впервые, — это единственный в России памятник Александру Меншикову. Он находится в историческом сквере на высоком берегу реки.
Александр Меншиков – одна из крупнейших личностей в российской истории. Он был ближайшим сподвижником императора Петра I, единственным человеком, которому тот полностью доверял. Меншиков отличался смелостью, мужественностью, высокой работоспособностью. Принимал участие во многих сражениях, а также руководил строительством и благоустройством Санкт-Петербурга.
Однако после смерти Петра I и Екатерины I все изменилось. На престол взошел совсем юный Петр II. Обеспокоенные увеличивавшимся влиянием Александра Меншикова, его недруги (князья Долгорукие, герцог Карл Фридрих, барон А.И. Остерман) настроили юного императора против князя. Несмотря на состоявшееся незадолго до этого венчание дочери Меншикова с 12-летним императором, в сентябре 1727 года светлейший князь был сначала заключен под домашний арест, а затем сослан со всей своей семьей в Раненбург, а в апреле 1728 года – в Березов.
В Березове Меншиков прожил менее полутора лет – на большее не хватило здоровья. При этом он оставил здесь о себе добрую память. Александр Меншиков умер 12 ноября 1729 года в возрасте 56 лет.
К сожалению, его могила не сохранилась. Неоднократно предпринимались попытки разыскать захоронение, но тщетно. Хотя старожилы рассказывали, что в прошлом видели торчавшую из земли каменную плиту с именем святейшего князя. Некоторые исследователи считают, что его останки поглотила река, постепенно подмывающая берег.
Зато хорошо сохранилась могила старшей дочери Меншикова – Марии Александровны. Она находится в тени деревьев за памятником ее отцу.
По иронии судьбы большинство заговорщиков против Меншикова либо сложили головы на плахе, либо тоже были сосланы. Так, Остерман и Долгорукий также были сосланы сюда же — в Березовский острог и покоятся в этом же сквере.
Еще одна знаковая достопримечательность поселка – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она имеет статус памятника истории и культуры федерального значения. На погосте у стен церкви нашли свой последний покой князья Меншиков, Долгорукий и другие изгнанники.
Сначала церковь была деревянной, но в 1723 году она сгорела. После этого построили новую, также деревянную. При этом в строительстве всеми силами помогал князь Александр Меншиков – как деньгами, так и физически. Он тесал бревна, стелил полы, занимался отделкой, подарил дорогие иконы и прочую утварь.
Однако в 1764 году церковь повторила судьбу предшественницы, сгорев в огне. В 1765 году в Березово заложили каменную церковь, которую освятили в 1778 году. В советское время церковь закрывали. Сначала в ней размещали раскулаченных и политзаключенных, а затем – АТС. Сейчас храм отреставрирован и возвращен верующим.
Также стоит заглянуть в Березовский краеведческий музей. Примечательно, что его планировалось создать еще в 1901 году, однако не вышло. Музей открыл свои двери лишь в 1979 году. Он размещается в красивом здании — памятнике архитектуры конца XIX века.
Кроме того, в Березово есть несколько памятников деревянной архитектуры, например, дома купцов Добровольских, Плехановых и др.
Помимо Березово стоит посетить город Ханты-Мансийск с его достопримечательностями, а также по возможности расположенный еще севернее поселок Горнокнязевск.
Как доехать до Березово?
Поскольку в Березово не ведет ни автомобильная, ни железная дороги, попасть сюда можно только на самолете или водным путем. Здесь есть аэропорт и речной порт.
Зимой в Березово также можно доехать на автомобиле по зимнику из городов Ханты-Мансийск, Приобье, Игрим, Югорск.
Интересно? Расскажи друзьям!
Памятники
Выявленные объекты археологии Березовского района
Объекты культурного наследия: памятники археологии
№ п/п | Наименованиеобъекта | Категория | Наименование документа о постановке на государственную охрану ОКН | Местонахождение объекта (адрес) |
1. | Городище, Сартынья | федеральное значение | Пост.Сов.Мин.РСФСР от 04.12.1974 № 624 | Березовский район, в 0,5 км к северо-западу от п. Сартынья |
2. | Городище | федеральное значение | Пост.Сов.Мин.РСФСР от 30.08.1960 № 1327 | Березовский район, близ с. Няксимволь |
3. | Стоянка, Чес-Тый-Яг | федеральное значение | Пост.Сов.Мин.РСФСР от 30.08.1960 № 1327 | Березовский район, в 2,83 км к востоку – северо-востоку от с. Саранпауль |
4. | Городище, Чес-Тый-Яг, | федеральное значение | Пост. | Березовский район, в 3,6 км к северу – северо-востоку от с. Саранпауль |
5. | Белогорский могильник | федерального значения | Пост.Сов.Мин.РСФСР от 30.08.1960 № 1327 | Березовский район, о.Упа-Пай на р.Оби |
6. | Стоянка | федерального значения | Реш.Исп.ком.Тюм.обл.сов. нар.деп.от 26.01.1950 № 93 | Березовский район, около Ананинских юрт, на высоком берегу р.Анья |
7. | Стоянка | федерального значения | Реш. нар.деп.от 26.01.1950 № 93 | Березовский район, 1 км от с.Сартынья, на левом берегу р.Северной Сосьвы |
Объекты культурного наследия: памятники градостроительства и архитектуры
№ п/п | Наименованиеобъекта | Категория | Наименование документа о постановке на государственную охрану ОКН | Местонахождение объекта (адрес) | Фото |
1. | Амбар 2 (кон. XVIII – нач. XIX вв.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03. | п. Березово, ул. Собянина д. 32-34 | |
2. | Амбар 3 (кон. XVIII– нач. XIX вв.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03.1997 № 89 | п. Березово, ул. Собянина д. 32-34 | |
3. | Амбар (кон. XIX в.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03.1997 № 89 | п. Березово, ул. Путилова д. 42 | Фото |
4. | Жилой дом (кон. VIII – нач. XIX вв.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04. | п. Березово, ул. Собянина д. 34 | |
5. | Дом купца Добровольского К.В. (1876г.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03.1997 № 89 | п. Березово, ул. Собянина д. 41 | Фото |
6. | Амбар (кон. XVIII – нач. XIX вв.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03.1997 № 89 | п. Березово, ул. Советская д. 32 | |
7. | Комплекс Церкви Рождества Пресвятой Богородицы: Церковно-приходская школа (кон.XIX в.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04. | п. Березово, ул. Ленина д. 20 | Фото |
8. | Комплекс Церкви Рождества Пресвятой Богородицы: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменная (нач. XIX в.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03.1997 № 89 | п. Березово, вост. бер. р. Северная Сосьва (ул. Сенькина, 12) | Фото |
9. | Городское казначейское управление (кон. XIX в.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03.1997 № 89 | п. Березово, ул. Собянина д. 43 | Фото |
10. | Здание краеведческого музея (кон. XIX в.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03.1997 № 89 | п. Березово, ул. Собянина д. 45 | Фото |
11. | Мост деревянный на ряжах через овраг Култычный (вторая половина XVIII – XIX в.,XX в.) | регионального значения | Постановление Правительства ХМАО-Югры от 14.12.2012г. № 506-п | п. Березово, ул. Собянина, между д.34 и д.36 | Фото |
12. | Здание церкви Богоявления Господня (1875 год) | Местное (муниципальное) значение | Постановление Правительства ХМАО-Югры от 29. № 198-п | Березовский район д. Щекурья, ул. Константина Панкова, д. 12 | |
13. | Здание инородческой больницы (нач. XX в.) | Местное (муниципальное) значение | Приказ службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры № 19-нп от 19.11.2015 года | пгт. Березово, ул. Шнейдер д.2 | |
14. | Здание первой радиотелеграфной и электрической станции в Березово | регионального значения | Приказ службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры № 5-нп от 14.04.2016 года | пгт. Березово, ул. Ленина д.23 |
Объекты культурного наследия: памятники истории
№ п/п | Наименованиеобъекта | категория | Наименование документа о постановке на государственную охрану ОКН | Местонахождение объекта (адрес) | Фото |
1. | Комплекс Церкви Рождества Пресвятой Богородицы: Погост (XVI – нач. XX вв.) | регионального значения | Постановление Губернатора ХМАО от 04.03.1997 № 89 | п. Березово, вост. бер. р. Северная Сосьва (Исторический сквер) | Фото |
2. | Братская могила борцов, погибших за установление Советской власти на Обь-Иртышском Севере | регионального значения | Реш.Исп.ком.Тюм.обл.сов.нардеп.от 21.11.1977 №477 | Березовский район с.Саранпауль | |
3. | Братская могила борцов, погибших за установление Советской власти на Обь-Иртышском Севере | регионального значения | Реш. | Березовский район п. Березово, | |
4. | Ансамбль «Старое кладбище Берёзова» в составе: Могила А.М. Буторина и А.К. Буториной; могила А.Д. Карповой; могила С.П. Карпова; могила И.Ф. Гладкого и В.Е. Гладкой (кон.XVIII века – 1997 г.) | Местное (муниципальное) значение | Постановление Правительства ХМАО-Югры от 12.12.2014г. № 476-п | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Берёзовский район, пгт. Берёзово |
Объекты культурного наследия: Достопримечательные места:
№ п/п | Наименованиеобъекта | категория | Наименование документа о постановке на государственную охрану ОКН | Местонахождение объекта (адрес) | Фото |
1. | «Священное озеро Еманглор-Балбанты» (XIX в. – по н.в.) | регионального значения | Постановление Правительства ХМАО-Югры от 14.11.2013г. № 480-п | Березовский район, в 112,3 км к северо-северо-востоку от с. Саранпауль | |
2 | Святилище Нёр-ойки и Чохрынь-ойки на оз. Турват (XIX в. – по н.в.) | регионального значения | Приказ службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры № 21-нп от 02.12.2015 года | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Берёзовский район, на юго-западном берегу оз. Турват | |
3 | Святилище Чохрынь-ойки, в устье р. (XX в. – по н.в.) | регионального значения | Приказ службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры № 21-нп от 02.12.2015 года | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Берёзовский район, в 63,25 км на юго-юго-запад от д. Хулимсунт, 1 км к востоку от русла р. Тапсуй | |
4 | Скважина Р-1, связанная с открытием первого месторождения природного газа в Западной Сибири (1953 год) | регионального значения | Приказ службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры № 21-нп от 02.12.2015 года | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Берёзовский район, пгт. Берёзово, пересечение ул. Пушкина с чётной стороны и ул. Механической с нечётной стороны | Фото |
5. | «Святилище Каль-нехос Най-эквы и Тулям-ур-ойки» (XX век) | Местное (муниципальное) значение | Приказ службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры № 20-нп от 02.12.2015 года | Березовский район, в 14,4 км к северо-западу от п.Няксимволь, ( на внутренней стороне правобережной подковообразной старицы р.Няйс) |
Памятники монументального искусства представляющие историческую, научную или иную культурную ценность
№ п/п | Наименованиеобъекта | Наименование документа | Местонахождение объекта (адрес) | Фото |
1. | Захоронение жертв Казымского конфликта (1933-1934гг.) | Приказ директора Департамента культуры и искусства АО № 348/01-14 от 26.06.2002г. | п.Березово, площадь Победы | |
2. | Памятный знак графу А.И.Остермана (1747г.) | Приказ директора Департамента культуры и искусства АО № 348/01-14 от 26.06.2002г. | п.Березово, погост у церкви Рождества Пресвятой Богородицы (ул.Сенькина 5б) | |
3. | Памятный знак княгине П.Ю.Долгорукой (1734г.) | Приказ директора Департамента культуры и искусства АО № 348/01-14 от 26.06.2002г. | п.Березово, погост у церкви Рождества Пресвятой Богородицы (ул.Сенькина 5в) | |
4. | Памятный знак князю А.Г.Долгорукого (1734г.) | Приказ директора Департамента культуры и искусства АО № 348/01-14 от 26.06.2002г. | п.Березово, погост у церкви Рождества Пресвятой Богородицы (ул.Сенькина 5в) | |
5. | Памятный знак княгине М.А.Меншиковой (1728г.) | Приказ директора Департамента культуры и искусства АО № 348/01-14 от 26.06.2002г. | п.Березово, погост у церкви Великого Спаса( ул.Сенькина 19 а) | |
6. | Погост при бывшей церкви Великого Спаса | Приказ директора Департамента культуры и искусства АО № 348/01-14 от 26.06.2002г. | п.Березово, лесопитомник у площади Победы | |
7. | Скульптурный монумент князю А.Д.Меншикову (1993г.) | Приказ директора Департамента культуры и искусства АО № 348/01-14 от 26.06.2002г. | п.Березово, Исторический сквер, левый берег р.Северная Сосьва (ул.Сенькина 5а) | Фото |
8. | Символическая могила княжны М.А.Меншиковой | п.Березово, Исторический сквер, левый берег р.Северная Сосьва (ул.Сенькина) | ||
9. | Памятник первооткрывателям газа Западной Сибири (1983) | п.Березово, (ул.Механическая – ул.Пушкина) | Фото | |
10. | Памятная стела первооткрывателям газа (2003г. | п.Березово, Центральная площадь (ул.Ленина 14б) | Фото |
Мемориалы, памятники, обелиски, посвященные участникам ВОВ 1941-1945 гг.
№ п/п | Наименованиеобъекта | Местонахождение объекта (адрес) | Год установки |
1. | Мемориальный комплекс памяти воинов, погибших во время ВОВ 1941-1945 годов.
| пгт. Березово, ул. Путилова, 54 | 1985 г. |
2. | Памятник Герою Советского Союза Г.
| пгт. Березово, ул. Ленина 4а
«Площадь победы» | 2021г. |
3. | Памятник павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов. «Они сражались за Родину» | с. Теги ул. Новая 11а | 2015 г. |
4. | Памятник войнам погибшим во время ВОВ 1941-1945 годов.
| д. Шайтанка ул. Центральная, 25 | 2019г. |
5. | Мемориал памяти воинам, павшим во время ВОВ им. Г.Е. Собянина
| пгт. Игрим, ул. Кооперативная, 11а | 1985 г. |
6. | Памятник Герою Советского Союза Г.Е. Собянину
| пгт. Игрим, ул. Кооперативная, 11а | 1985 г. |
7. | Памятник павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов.
| д. Анеево, ул. Югорская, 9 | 1989г. |
8. | Памятник павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов.
| п. Ванзетур, ул. Центральная, 28а | 1997г. |
9. | Обелиск памяти павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов. Парк победы
| с. Саранпауль, ул. Победы, 7а | 1979г. |
10. | Парк Победы | с. Саранпауль, ул. Победы, 7 «а», территория бывшего Дома культуры | 2019г. |
11. | Обелиск памяти воинам павшим во время ВОВ 1941-1945 годов.
| п.Сосьва, ул.Набережная 18а | 1973 г. |
12. | Обелиск памяти воинам, погибшим во время ВОВ 1941-1945 годов.
| д. Ломбовож, ул. Новая, 1а | 2010 г. |
13. | Обелиск памяти павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов.
| д. Кимкъясуй, ул. Культурная, 9а | 1995 г. |
14. | Памятник павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов.
| д. Щекурья, ул. Панкова, 12б | 2010 г. |
15. | Обелиск памяти павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов.
| д. Сартынья, ул. Победы, 6а, | 2017г. |
16. | Захоронение инвалида-отказника, участника Великой Отечественной Войны В.И. Петухина | д. Сартынья, ул. Победы, 6а/1 | 2017г. |
17. | Памятник павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов.
| п. Светлый ул. Набережная, 10а
«Аллея Славы» | 2010 г. |
18. | Мемориал «Памяти и Великой славы в честь героев Великой Отечественной войны» | п. Приполярный, 2 мкр., с.13 | 2016 г. |
19. | Мемориал памяти воинам павшим во время ВОВ 1941-1945 годов.
| п. Хулимсунт Центральная площадь | 2003 г. |
20. | Обелиск — павшим воинам во время ВОВ 1941-1945 годов.
| с. Няксимволь ул. Советская 5 | 2016 г. |
Медведь-барабанщик # Русская игрушка в обрядах и культах обских угров
: 30 августа 2015 г., Русская Арктика, том 41,
N2
При посещении святилищ манси и хантов исследователи могут встретить детскую игрушку — фигурку солдатика, коня или лягушки, а то и обычный стеклянный шар для новогодней елки. Что делают эти веселые вещицы среди суровых, молчаливых, а порой и мрачных атрибутов древней языческой религии?
Ханты и манси — два малочисленных народа, проживающих на севере Западной Сибири. Хотя названия этих народов всем знакомы — они дали название Ханты-Мансийскому автономному округу (ХМАО) — обширной территории, известной своими нефтяными и газовыми месторождениями, — большинство людей знают о них мало. Суть их культуры передается словом «губка». На протяжении веков культура хантов и манси, как губка, впитывала в себя все многообразие черт других этнических культур. В хантийском или мансийском святилище находились бы древний бронзовый топор («кельт»), сасанидское серебряное блюдо, болгарский ковш, татарские сапоги, мундир офицера или пехотинца, русский оловянный солдатик…
Все эти предметы были куплены, обменены и включены в священную сферу. Игрушки, статуэтки и фигурная посуда использовались в ритуалах, поскольку выглядели как один из священных предметов. Так, наездник из папье-маше превратился в Мир-Сусне-Хум, Сына Всевышнего Бога, а фарфоровая солонка в виде утки олицетворяла «сову», духа-хранителя села.
Благодаря такой необычной практике святилища обских угров стали «музейными коллекциями», в которых сохранились предметы разных эпох и культур. С той лишь разницей, что эти уникальные вещи мало кто может увидеть, а сундуки, в которых они хранятся, мало похожи на музейные витрины…
Этнографов всегда интересовали чудеса и чудеса, диковинки и странности; необычные вещи, существующие в других культурах, продолжают подогревать их интерес. При посещении святилищ манси и хантов и описании традиционных атрибутов (жертвенных покрывал, медвежьих праздничных масок, деревянных статуй богов, шаманских бубнов и др.), изготовленных носителями культуры, исследователи могут встретить детскую игрушку – фигурку. солдатика, коня или лягушки, а то и обычного стеклянного шара для новогодней елки.
Что делают эти веселые вещицы среди суровых, молчаливых, а порой и мрачных атрибутов древней языческой религии?
Ханты и манси — два малочисленных народа, проживающих на севере Западной Сибири. Хотя названия этих народов всем знакомы — они дали название Ханты-Мансийскому автономному округу (ХМАО), обширной территории, известной своими нефтяными и газовыми месторождениями, — большинство людей мало знают об этих народах. Нефть и газ, кажется, превалируют над любой дискуссией о важности местной культуры северных рыболовов и охотников.
На мой взгляд, суть их культуры передана словом «губка». На протяжении веков культура хантов и манси, как губка, впитывала в себя все многообразие черт других этнических культур. В «образцовом» хантыйском или мансийском святилище должен быть древний бронзовый топор («кельт»), сасанидское серебряное блюдо, болгарский ковш, фигурка русского солдата, татарские сапоги, мундир офицера или пехотинца, немецкий контрзнак и т. д. Все это предметы гармонично сосуществуют в рамках этой религиозной и ритуальной практики севера; их покупали, обменивали и включали в запретную сакральную сферу, когда обнаруживалось, что шахи, изображенные на иранских и среднеазиатских сосудах, напоминают исконных богов хантов и манси, а медная фигурка святого Георгия — младшего сына 9 лет. 0015 Num-Torum , верховный бог обских угров.
В угорской святыне часто можно встретить детскую игрушку — фигурку солдатика, коня или лягушки, а то и обычный стеклянный шар для новогодней елки.
Ввоз игрушек на север – давняя традиция. В конце XVII века голландский купец описал странный случай, случившийся на его корабле: он показал остякам нюрнбергскую игрушку — медведя с заводным механизмом. Завевшись, медведь стал барабанить, мотать головой из стороны в сторону и вращать глазами. Увидев это, остяки тут же совершили свои обычные обряды: стали плясать в честь медведя, качать головами, свистеть, шипеть. Они взяли игрушку за настоящую шайтан (Идес и Бранд, 1967).
Уже в 19 веке северные народы стали покупать простые детские игрушки у зырян и русских купцов. Известный русский этнограф И. Глушков пообещал вогулу Бахтиарову принести ему для молитвы жестяную фигурку коня.
Купленные игрушки использовались в основном для церемоний и ритуалов как символы божеств и духов-хранителей.
Как кукла стала хантыйским идолом
В конце XIX в.ХХ века в Тобольский музей попала медная детская игрушка Арлекин, на которой был изображен человек в китайской цилиндрической шляпе с бубенчиками круглой формы на руках и туловище. Согласно легенде, остяки использовали Арлекина как идола. В собраниях Кунсткамеры есть «старинная деревянная русская игрушка», которая олицетворяла семейный дух-хранитель обских угров. В конце XIX века у тавдинских вогулов богиня-хранительница описывалась так: «Женщина в виде матрешки; женщина в образе вогульской куклы; женщина с огненными руками; женщина с пылающими руками; наша старая бабушка».
ОНИ НАЗЫВАЮТ СВОИХ БОГОВ «ШАЙТАНАМИ» До этого места [до Нарыма] река Обь населена остяками. Они поклоняются земным богам, но признают, что по законам природы на небе должен быть Бог, который правит всем. Тем не менее никаких почестей ему не воздают, а поклоняются идолам в виде человеческих фигур из дерева и глины. Некоторые богатые остяки одевают их в шелковые одежды, похожие на юбки, которые носят русские женщины. В каждом жилище есть установка этих идолов, которые сделаны из лыка и сшиты нитками из оленьих кишок. Рядом с ними висит клочок человеческого и конского волос. Чуть поодаль стоит деревянный сосуд с молочной кашей, которой они каждый день кормят своих богов, кладя пищу в рот специальной ложечкой. Однако, поскольку идол не может проглотить пищу, она стекает по обеим сторонам его рта по всему телу; человек, увидевший это, может навсегда перестать есть кашу. И они поклоняются своим «драгоценным» богам, или молятся им, стоя перед идолами, не сгибая спины, только покачивая головой вверх-вниз. Более того, они шипят и свистят сквозь зубы, как мы, когда подзываем собак.
Заметки о посольстве России в Китае (1692–1695) Эверта Идеса (известного также как Адам Бранд), Москва, 1967, стр. 98–99
Нам удалось описать изрядное количество игрушек, родовые святыни манси и хантов на рубеже 20-21 веков. Например, Хозумовы, семья манси из Березовского района ХМАО-Югры, имели фамильное божество в виде крупной антропоморфной фигуры с серебряной мужской фигуркой внутри; фигурка отлита в Тобольске в начале 19век. Подобная фигурка играла роль духа-хранителя хантов с реки Полуй; эта статуэтка была одета в миниатюрный халат из серебряной парчи.
Недавно в селе Суеват Пауль Свердловской области исследователи обнаружили на чердаке старинного мансийского дома фарфоровую статуэтку танцующей девушки в семи платочках; фигурка символизировала Калтасъэква , главное женское божество манси. У ляпинских манси в священном ларце хранилась стеклянная елочная игрушка в виде девушки в сарафане; однако назначение этой игрушки неизвестно.
Имеются сведения, что селькупы, соседи хантов, также использовали игрушки в ритуальных целях. В 1954 г. шаман Н. А. Агичев создал на озере Вынга Пур святилище, куда поставил на растерзание деревянные скульптуры мучивших его духов. Позже он добавил к ним купленных в местном магазине детских кукол, которые тоже олицетворяли духов. Когда он путешествовал в близлежащие деревни Тарко-Сале или Харампур, он брал «духов» с собой в лодке. 9( «человек, наблюдающий мир»), который является покровителем мужчин с момента их рождения. Для простого рыболова, охотника или оленевода было очень важно знать, что Небесный Всадник благосклонен к нему. Так вот, все они хранили в своих домах жертвенное покрывало, украшенное фигурками скачущих на скаку всадников, или фигурками конников.
В июле 1934 года в местной газете был опубликован рассказ о П. К. Молданове, одном из казымских хантов. Он держал в своем доме «маленькую лошадку, на спине которой сидел маленький всадник (кукла)». В селе Ломбовож П. Е. Шешкин, потомок мансийских князей, хранил среди многочисленных культовых атрибутов статуэтку Мир-Сусне-Хум в виде всадника на белом коне в красном мундире с погонами и черной кивер. Фигурка была сделана из папье-маше и дерева и была главным фетишем владельца. Манси сделали ему «косынку» из полосок красного шерстяного сукна.
Металлические фигурки всадников также были объектами культа, олицетворяющими образ Бога-Всадника. Например, предмет, олицетворяющий Отыр-Пыг («сын богатыря») в домашнем святилище Т. И. Номина на реке Северной Сосьве, представлял собой обычный кусок меди, которым высекали искры из кремня; медное изделие имело форму всадника в кивере и сабле на боку, попирающего двуглавого змея. К всаднику привязывали белую ленту. В Юхан-Курт дух-хранитель одной семьи воплотился в фигуре коня; другой семьи, в мужской фигуре; обе фигуры были одеты в несколько слоев одежды.
Обские угры выделяли коней среди других животных как часть воплощения Небесного Всадника и подносили конские фигурки, а также настоящих коней младшему сыну Верховного Бога.
В старинном мансийском святилище на реке Кампаж мы обнаружили среди прочих предметов, использовавшихся для поклонения Мир-Сусне-Хум , его «коня», фигурку животного из папье-маше, изготовленную в России. Белая лошадь была покрыта куском зеленой ткани, концы которой были завязаны вокруг ее груди. Мы также нашли лошадей из папье-маше, датируемых 19 веком.в домашних святынях мансийских селений Новая и Ломбовож и хатских селений Тутлейм, Машпан, Ванзеват, Пашторы. Имеются письменные свидетельства о находке в священном амбаре на р. большая детская игрушечная лошадка на колесах стояла перед священными ящиками и сундуком на чердаке дома П. Н. Худи в Зеленом Яру.
Почитай медведя и выпей из него
Эм-Вож-Ики , или Ялпус-Ойка («Старик священного города») считался мифическим предком обских угров и почитался в образе медведя. Вместо табуированного слова «медведь» использовались фразы «Старик, живущий в лесу» или «Старик, живущий в земляном доме». Манси и ханты верили, что Ялпус-Ойка помогал заболевшему и приносил ему кровавые жертвы. На реках Северной Сосьве и Верхней Лозьве ему предлагали черный платок в случае бессонницы или беременности. Люди считали, что Эм-Вож-Ики помогает женщинам во время родов. «Ловкий и быстрый, летающий как бог, он успевал быть везде, в каждой деревне. Люди часто обращаются за помощью к Эм-Вож-Ики , потому что у него решительный характер и он все делает очень быстро». (Е.Д.Самбиндалова, с.Пашторы).
Начиная с раннего железного века обские угры использовали для олицетворения медведя бронзовые подвески, браслеты, пряжки и т.п. иноземного происхождения, которые украшались изображениями медвежьей головы. С приходом русских купцов на Север в местной обрядовой практике стали использовать винные бутылки емкостью 0,7 и 0,5 литра. На одной из бутылок был указан год сбора урожая: 1888. Бутылки имели форму сидящего медведя, закутанного в платки и куски ткани, с узлом медных колец на горлышке. Во время ритуала люди также использовали бутылки по прямому назначению, т. е. наливали из них водку в серебряные рюмки, которые сначала подносились божеству. Среди других культовых атрибутов следует отметить елочную игрушку — картонную фигурку медведя, которая была найдена в одном из священных сундуков. Медведь был привязан к красной шерстяной ленте с привязанной в углу монеткой; к ленте был также пришит небольшой кусочек медвежьей шкуры.
Лейки, солонки и игрушки-пищалки
Одним из воплощений женского божества у манси и хантов была лягушка; они часто использовали детские игрушки в своих домашних святынях, чтобы олицетворять это божество. Хантыйский человек по имени Новьюхов из села Тутлейм держал среди прочих домашних фетишей резиновую лягушку, завернутую в платок; он должен был приносить удачу на охоте и рыбалке. Игрушка олицетворяла Пажит Не , женское божество, которое считалось покровительницей Тутлейма. Большая пластиковая и маленькая резиновая лягушки, одетые в платки, играли роль семейных покровительниц в доме ненца Г. Н. Худи в Зеленом Яру (в бассейне р. Полуй).
Многие божества, которым поклонялись обские угры, имели орнитоморфный вид. Такие птицы, как сова, орел, трясогузка, чайка, гагара и гусь, особенно почитались местными группами как предки-хранители. Фарфоровая фигурка совы, изготовленная на заводе М. С. Кузнецова и завязанная вместе с монетами в белый повязанный платок, служила небесным символом Старика Филина в святилище божества в бассейне реки Северной Сосьвы. Фарфоровая солонка в виде утки, изготовленная на том же заводе, хранилась в священном ларце на чердаке дома Анямовых (род манси) на реке Ляпин; в этом случае фигура также символизировала сову, которая была духом-хранителем деревни. Один мансийский фетиш, найденный в селении Турват, имел на голове узел из нескольких платков; в узле находилась серебряная фигурка гуся, изготовленная тобольским мастером в середине XIX в.век. Глиняная птица-свистулька (вторая половина XIX в.), служившая духом-хранителем семьи, хранилась в культовом амбаре близ села Хорьер. Одежку для птицы сшила мастерица-ханты. Главным культовым атрибутом Гындыбиных, мансийского рода из кишлака Кимкьясуй, была игрушка-пищалка, изготовленная на рубеже XIX-XX вв. — гуси из папье-маше на деревянной подставке; Хозяева обвязывали игрушку лентой с медными кольцами.
Как игрушка заменила лошадь
Одно из возможных применений русских игрушек в обско-угорских обрядах связано с так называемой временной заменой жертвенной жертвы. Обские угры считали, что животное (лошадь, овца или олень) — лучшая жертва богам. Однако такая жертва часто была обременительна для семейного бюджета; не у всех манси и хантов были лошади или олени. Так, вместо живого животного они могли положить в священный сундук фигурку лошади или оленя, вырезанную из бересты, и поклялись убить лошадь или оленя при первой же возможности. После ритуала жертвоприношения берестяные фигурки часто хранились среди других культовых атрибутов.
Кроме того, для временной замены жертвы часто использовались металлические фигурки, приобретаемые у торговцев, например, бондарная упряжь и два оленя (вторая половина XIX в.). В мансийском селе Хошлог мы нашли медную лошадку с бубенчиком на шее вместе с серебряным блюдцем, изготовленным в Москве в 1830 г., медными и серебряными монетами 1840—1890-х гг. Вещи были завернуты в шелковый платок. Таким образом, временная жертва духам-хранителям дополнялась дополнительными подношениями.
Магия мула
Игрушки и самодельные скульптуры также использовались в магических целях. Их предлагали божествам для обеспечения благоприятных условий для охоты/рыбалки и успешного ведения домашнего хозяйства и земледелия. В сундуке манси в деревне Ломбовож мы нашли жестяную игрушку (вероятно, рубежа XIX–XX веков): две фигурки — человека, идущего за мулом, — припаянные к подставке. Фигурку мула обматывали шерстяным шнуром и подносили духу-покровителю семьи с просьбой защитить стадо (имелись в виду все домашние животные, такие как коровы, овцы и лошади). В Юхан-Курт, домашнее божество хантов на рубеже 19 в.предлагалась металлическая рыба (предположительно, игольницы с надписью «Знак любви») — благополучие местного населения целиком зависело от рыболовства.
Теперь, когда мы перечислили примечательные случаи и способы использования игрушек, металлических фигурок и фигурной посуды в обрядах манси и хантов, логично обсудить причины существования этих «диковинных» предметов в традиционной культуре обско-угорского народа.
Сначала в ритуалах использовались игрушки, статуэтки и фигурная посуда, поскольку они были похожи на одно из божеств: наездника, медведя, птицы или лягушки. Именно это сходство имело значение: конкретный вид персонажа, воплощенного в игрушке, не играл ключевой роли. Было важно, чтобы изделие имело форму птицы, и не имело большого значения, сова это или утка, чтобы фигурка использовалась как культовый атрибут, даже если конкретный вид птиц (орел, чайка, сова и т. .) почитался тотемным предком.
Напомню, что еще в средние века в обрядовой практике обских угров использовались металлические фигурки: бронзовые фигурки животных и птиц, которые изготавливались местными мастерами, и серебряные фигурки восточного происхождения (слон, голова чудовища, девушка с головой антилопы в руках и др.). Русская игрушка продолжила эту традицию.
Согласно канону, манси и ханты не имели права самостоятельно изготавливать культовые атрибуты; только «посвященные» могли делать бубны, жертвенные одеяла, деревянных идолов и т. д. Однако потребность в личных и семейных фетишах была постоянная. Выход заключался в том, чтобы попросить другого человека сделать культовую фигурку, а затем «выручить» ее, или купить игрушку у странствующего торговца.
Следует отметить, что создание фигурок верховных божеств было запрещено в некоторых местных группах обских угров. Например, вогулам из верховьев реки Лозьвы разрешалось вырезать на дереве фигурки только лесных духов, но не духов-хранителей или божеств более высокого ранга. В этом случае хорошей заменой стала русская игрушка.
Используя купленные предметы для олицетворения своих божеств, манси и ханты дополняли их необходимыми деталями: платками, накидками, поясами, латунными перстнями и одевали в платки и халаты, т. е. приспосабливали предметы быта к религиозной сфере.
Надо сказать, что такая плавная интеграция обыденных предметов в сакральную сферу характерна только для этих двух малочисленных народов — хантов и манси. Благодаря этой необычной практике их святилища превратились в «музейные коллекции», в которых сохранились предметы разных эпох и культур.
Литература
Бауло А. В. Арлекин, остяцкий идол // Археол., этнограф. Антропол. Евразии. 2009. № 3. С. 111–118.
Глушков И. Н. Чердынские вогулы // Этнограф. Обозрение. 1900. Том. 15. № 2. С. 15–78.
Гондатти Н. Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири. Москва: Совет. Потапова, 1888. 91 с.
Идес Э., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китае (1692–1695). М., 1967. 404 с.
: 30 августа 2015 г., Русская Арктика, том 41,
N2
DMCA (Авторское право) Жалоба в Google :: Уведомления :: Lumen
отправитель
ООО «МГ Премиум».
от имени
мг премиум ООО
[Частный]
КИ
Отправлено
СТРАНА: CY 🇨🇾
получатель
ООО «Гугл»
Google officially changed from Google Inc. to Google LLC in 2017, and as of August, 2022, all Google submissions are marked as from Google, LLC.»/>
[Частный]
Маунтин-Вью, Калифорния, 94043, США
отправитель
ООО «Гугл»
основной
мг премиум ООО
Другие организации:
- Директор
- Тип уведомления:
- Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху
Заявление об авторском праве 1
Вид работы: не указан
Описание Контент, нарушающий авторские права, представляет собой контент для взрослых, брендированный и снабженный водяными знаками с использованием товарных знаков/логотипов, принадлежащих MG Premium Ltd.
Он используется без разрешения владельцев авторских прав. Исходный контент можно просмотреть по следующему URL-адресу: https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www. mofos.com/, https://www.realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https ://www.trueamateurs.com/, https://www.twistys.com/
https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www.mofos.com/, https://www. realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https://www.trueamateurs.com/, https ://www.twistys.com/Исходные URL:
- URL-адреса, защищенные авторским правом, не отправлены.
Щелкните здесь, чтобы запросить доступ и просмотреть полные URL-адреса.
Заявление об авторском праве 2
Вид работы: не указан
Описание Контент, нарушающий авторские права, представляет собой контент для взрослых, брендированный и снабженный водяными знаками с использованием товарных знаков/логотипов, принадлежащих MG Premium Ltd.
Он используется без разрешения владельцев авторских прав. Исходный контент можно просмотреть по следующему URL-адресу: https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www. mofos.com/, https://www.realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https ://www.trueamateurs.com/, https://www.twistys.com/
https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www.mofos.com/, https://www. realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https://www.trueamateurs.com/, https ://www.twistys.com/Исходные URL:
- URL-адреса, защищенные авторским правом, не отправлены.
Предположительно нарушающие авторские права URL:
- www.vipporns.com — 95 URL-адресов
- yesporn.
vip — 91 URL
- www.porndish.com — 84 URL
- goodporn.to — 73 URL
- xxxfree.watch — 59 URL
- www.pornwex.tv — 55 URL
- fileboomporn.com — 54 URL
- www9.pornhd3x.tv — 52 URL
- xxxmax.net — 31 URL-адрес
- www.pornbb.org — 28 URL-адресов
- xxvideoss.org — 20 URL-адресов
- www.pornxbit.com — 20 URL-адресов
- www.pornkeep.net — 20 URL-адресов
- www.seaporn.org — 18 URL-адресов
- xxxstreams.org — 16 URL-адресов
- xxx.okxxx.cam — 15 URL-адресов
- www.venecholanas.com — 15 URL-адресов
- xtime.video — 15 URL-адресов
- daftsex.org — 14 URL-адресов
- daftsex.net — 14 URL
- www.pornhits.com — 12 URL-адресов
- www.
whoreshub.com — 11 URL-адресов
- www.proxyrarbg.org — 11 URL-адресов
- www.veporno.net — 10 URL-адресов
- xxxrip.net — 9 URL-адресов
- xchina.co — 9 URL
- www.pornxday.com — 9 URL
- barbibence.hu — 9URL-адреса
- biqle.org — 8 URL
- www.youpornzz.com — 7 URL-адресов
- www.xmegadrive.com — 7 URL-адресов
- xfantazy.org — 6 URL-адресов
- biqle.ru — 6 URL
- xfantazy.com — 5 URL-адресов
- www.redwap.me — 5 URL-адресов
- www.povaddict.com — 5 URL-адресов
- dropmms.com — 5 URL-адресов
- www.zonavideosx.com — 4 URL-адреса
- www.redwap3.com — 4 URL-адреса
- goldesel.sx — 4 URL
- dpmptsp.cianjurkab.go.id — 4 URL-адреса
- xxxfear.
com — 3 URL-адреса
- www.xfreehd.com — 3 URL-адреса
- www.videojav.com — 3 URL-адреса
- www.redwap2.com — 3 URL-адреса
- filesmonsterclub.com — 3 URL
- dlhqporn.com — 3 URL
- dailyxporno.com — 3 URL
- xzcfdfsafd.co — 2 URL
- xxx-torrent.net — 2 URL
- xnotx.com — 2 URL-адреса
- x1337x.ws — 2 URL-адреса
- www1.sis001.com — 2 URL
- www.trendyporn.org — 2 URL
- www.sis001.us — 2 URL-адреса
- www.sis001.com — 2 URL
- www.ruvideos.net — 2 URL
- www.rarbg.to — 2 URL
- brazzers-hd.mobi — 2 URL
- xxxtor.net — 1 URL
- xchina.club — 1 URL
- xchica.com — 1 URL
- www5.pornhd3x.tv — 1 URL
- www.
streamxvids.com — 1 URL
- www.siska.video — 1 URL
- www.rarbgo.to — 1 URL
- www.pornharlot.net — 1 URL
- www.pornharbour.net — 1 URL
- e.sis001.us — 1 URL
- boxporn.org — 1 URL
- bokephub.space — 1 URL
- blogjav.net — 1 URL
Щелкните здесь, чтобы запросить доступ и просмотреть полные URL-адреса.
Заявление об авторском праве 3
Вид работы: не указан
Описание Контент, нарушающий авторские права, представляет собой контент для взрослых, брендированный и снабженный водяными знаками с использованием товарных знаков/логотипов, принадлежащих MG Premium Ltd.
Он используется без разрешения владельцев авторских прав. Исходный контент можно просмотреть по следующему URL-адресу: https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www. mofos.com/, https://www.realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https ://www.trueamateurs.com/, https://www.twistys.com/
https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www.mofos.com/, https://www. realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https://www.trueamateurs.com/, https ://www.twistys.com/Исходные URL:
- URL-адреса, защищенные авторским правом, не отправлены.
Предположительно нарушающие авторские права URL:
- yesporn.vip — 562 URL
- pornez.net — 336 URL
- porncoven.com — 44 URL
- porndude.tv — 12 URL
- yourdailypornvideos.ws — 11 URL
- pornelk.
org — 10 URL
- yj227.com — 7 URL
- yusexviet.net — 6 URL
- pornditt.com — 3 URL
- zzporn.net — 3 URL
- porndepfile.com — 2 URL
- hlebo.com — 2 URL
- porncoven.org — 1 URL
- hlebo.mobi — 1 URL
Щелкните здесь, чтобы запросить доступ и просмотреть полные URL-адреса.
Заявление об авторском праве 4
Вид работы: не указан
Описание Контент, нарушающий авторские права, представляет собой контент для взрослых, брендированный и снабженный водяными знаками с использованием товарных знаков/логотипов, принадлежащих MG Premium Ltd.
Он используется без разрешения владельцев авторских прав. Исходный контент можно просмотреть по следующему URL-адресу: https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www. mofos.com/, https://www.realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https ://www.trueamateurs.com/, https://www.twistys.com/
https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www.mofos.com/, https://www. realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https://www.trueamateurs.com/, https ://www.twistys.com/Исходные URL:
- URL-адреса, защищенные авторским правом, не отправлены.
Предположительно нарушающие авторские права URL:
- pornez.net — 243 URL
- pornmz.com — 76 URL
- rarbg.to — 67 URL
- pussy-hub.com — 64 URL
- tube.perverzija.com — 57 URL
- pornxstream.com — 54 URL
- proxyrarbg.
org — 54 URL
- pornosun.com — 49 URL
- taboodaddy.com — 49 URL
- pornmz.net — 43 URL
- taboohome.com — 35 URL
- sisporn.club — 20 URL
- sorozatok.me — 17 URL
- pornovideow.com — 16 URL
- siska.tv — 12 URL
- pornobae.net — 12 URL
- siska.video — 11 URL
- pornobae.com — 11 URL
- sorozatok-filmek-online.hu — 10 URL
- rawporn.org — 10 URL-адресов
- severporn.com — 9 URL
- pornorips.com — 7 URL
- sexuria.net — 7 URL
- rajwap.tv — 7 URL
- torrentqq242.com — 6 URL-адресов
- pornxp.net — 6 URL
- sis001.sis001.com — 5 URL-адресов
- pornxp.com — 4 URL
- rkporn.net — 4 URL
- rajwap.
biz — 4 URL
- pornovideoshub.com — 3 URL
- sanet.st — 3 URL
- prontv.org — 3 URL
- trendpornvids.com — 2 URL
- stylecollectionspot.com — 2 URL
- pornobrazzers.com — 2 URL
- trahkino.cc — 1 URL
- thebrazzersshd.com — 1 URL
- test.pornez.net — 1 URL
- pornxp.org — 1 URL
- sktorrent.eu — 1 URL
- sisurl.com — 1 URL
- sis001.com — 1 URL
- rt.ruvideos.net — 1 URL
Щелкните здесь, чтобы запросить доступ и просмотреть полные URL-адреса.
Заявление об авторском праве 5
Вид работы: не указан
Описание Контент, нарушающий авторские права, представляет собой контент для взрослых, брендированный и снабженный водяными знаками с использованием товарных знаков/логотипов, принадлежащих MG Premium Ltd.
Он используется без разрешения владельцев авторских прав. Исходный контент можно просмотреть по следующему URL-адресу: https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www. mofos.com/, https://www.realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https ://www.trueamateurs.com/, https://www.twistys.com/
https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www.mofos.com/, https://www. realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https://www.trueamateurs.com/, https ://www.twistys.com/Исходные URL:
- URL-адреса, защищенные авторским правом, не отправлены.
Предположительно нарушающие авторские права URL:
- tube.perverzija.com — 178 URL
- en8.
pornhd8k.net — 85 URL-адресов
- okxxx.cam — 76 URL-адресов
- hdporner.me — 57 URL
- fyptt.mobi — 57 URL
- fuckingsession.com — 48 URL
- pornvideobb.com — 47 URL
- moviemom.net — 35 URL-адресов
- hidefporn.ws — 35 URL-адресов
- porntn.cam — 29 URL
- en.xchina.co — 27 URL-адресов
- v.xtapes.to — 27 URL-адресов
- freshporno.net — 25 URL
- pornrips.to — 24 URL
- fxpornhd.com — 24 URL-адреса
- porntn.net — 23 URL
- v.pornditt.com — 19 URL-адресов
- freepornstreams.org — 16 URL
- fuckhub.tv — 12 URL
- hqcollect.net — 10 URL-адресов
- ultoporn.com — 10 URL-адресов
- tubsexer.com — 10 URL-адресов
- pornsavant.
com — 9 URL
- u9a9.cc — 9 URL-адресов
- netfapx.net — 8 URL-адресов
- hdporn92.com — 8 URL
- fullporner.org — 7 URL
- hornysimp.com — 6 URL
- palimas.org — 5 URL
- odmp.org — 5 URL-адресов
- mydirtystuff.com — 5 URL-адресов
- forum.intporn.com — 5 URL
- необычное порно.net — 5 URL
- pandaporner.com — 4 URL
- ozporno.com — 4 URL
- tw.xchina.co — 4 URL
- porn4day.co — 3 URL
- nitroflare-porn.com — 3 URL
- mobile.apples45074.sis001.com — 3 URL
- hotterholes.com — 3 URL
- herbstandard.com — 3 URL
- fxporn69.cc — 3 URL
- eroticity.net — 3 URL
- u9a9.com — 3 URL-адреса
- pornstreams.
co — 2 URL
- oxlife.co — 2 URL
- ok-porn.org — 2 URL
- netfapx.com — 2 URL-адреса
- pornuploaded.net — 1 URL
- porn4days.biz — 1 URL
- p5fs.com — 1 URL
- nv.sis001.us — 1 URL
- iev.sisurl.com — 1 URL
- i.sis001.com — 1 URL
- hotwap.net — 1 URL
- foxporner.com — 1 URL
- ero-torrent.net — 1 URL
- tushy4k.org — 1 URL
Щелкните здесь, чтобы запросить доступ и просмотреть полные URL-адреса.
Заявление об авторских правах 6
Вид работы: не указан
Описание Контент, нарушающий авторские права, представляет собой контент для взрослых, брендированный и снабженный водяными знаками с использованием товарных знаков/логотипов, принадлежащих MG Premium Ltd.
Он используется без разрешения владельцев авторских прав. Исходный контент можно просмотреть по следующему URL-адресу: https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www. mofos.com/, https://www.realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https ://www.trueamateurs.com/, https://www.twistys.com/
https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www.mofos.com/, https://www. realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https://www.trueamateurs.com/, https ://www.twistys.com/Исходные URL:
- URL-адреса, защищенные авторским правом, не отправлены.
Предположительно нарушающие авторские права URL:
- www.adprint.jp — 628 URL-адресов
- pornvideobb.
com — 180 URL
- vipergirls.to — 34 URL
- www.1377x.to — 27 URL-адресов
- thesextube.net — 17 URL-адресов
- www.hdpornflix.com — 13 URL-адресов
- warez-world.org — 12 URL
- pornwiss.com — 12 URL
- www.brazzztube.com — 9 URL-адресов
- www.allpornstream.com — 8 URL-адресов
- www.1337x.to — 8 URL-адресов
- wv.sis.la — 8 URL-адресов
- www.condomz.fr — 6 URL
- www3.pornez.net — 6 URL
- whereismyporn.com — 5 URL
- www.gayporntube.net — 4 URL
- www.borwap.pro — 4 URL
- vietsex.me — 4 URL
- www.hitprn.com — 3 URL-адреса
- watchporn.to — 3 URL
- www.fxporn.net — 2 URL
- vidoz8.com — 2 URL
- www.
anon-v.com — 1 URL
- w.sis001.com — 1 URL
- vipergirls.monster — 1 URL
- vidz69.com — 1 URL
Щелкните здесь, чтобы запросить доступ и просмотреть полные URL-адреса.
Заявление об авторском праве 7
Вид работы: не указан
Описание Контент, нарушающий авторские права, представляет собой контент для взрослых, брендированный и снабженный водяными знаками с использованием товарных знаков/логотипов, принадлежащих MG Premium Ltd.
Он используется без разрешения владельцев авторских прав. Исходный контент можно просмотреть по следующему URL-адресу: https://www.babes.com/, https://www.brazzers.com/, https://www.digitalplayground.com/, https://www. mofos.com/, https://www.realitykings.com/, https://www.fakehub.com/, https://www.sexyhub.com/, https://www.transangels.com/, https ://www.trueamateurs.com/, https://www.twistys.com/
https://www.babes.