Чернушка пермский край достопримечательности: Чернушка, Пермский край: история, достопримечательности

Содержание

Чернушка, Пермский край: история, достопримечательности

Город любви и нефти – так окрестили Чернушку. Это промышленный центр юга Пермского края, где активно развивается не только производство, но и туризм.

Город известен современными необычными арт-объектами и богатой военной историей. Путешественники найдут здесь и красивую архитектуру, и исторические постройки, и красивую природу.

Содержание

История

Город Чернушка в Пермском крае – это небольшая территория площадью 29 квадратных километров. Центр Чернушинского поселения. От Перми Чернушку отделяет 166 км.

Она стоит на берегу одноимённой реки, которая и дала название. Её берега густо заросли осокой, а лес вокруг не пропускает свет, из-за чего вода всегда кажется тёмной, почти чёрной.

Первые упоминания города встречаются в 1854 году. Сначала здесь было всего 4 двора, но за 10 лет их количество увеличилось до 35.

Это была обычная маленькая деревня, пока в 1913 году не построили железную дорогу, соединившую Казань и Екатеринбург. Чернушка получила новую роль и стала быстро расти.

Посёлок имел важное значение во время Великой Отечественной войны. Сюда перенесли завод по ремонту самолётов и школу лётчиков.

После окончания ВОВ Чернушку преобразовали в рабочий посёлок. Промышленность активно развивалась: предприятия перерабатывали сельскохозяйственную продукцию, производили мясо и масло и обеспечивали этим все близлежащие районы.

В 1958 году в районе началась масштабная добыча нефти. Было построено несколько нефтяных предприятий, и это запустило новый виток роста.

Посёлок превратился в город. Активно строились пятиэтажные и девятиэтажные жилые дома, развивалась инфраструктура, росла численность населения Чернушки.

Однако с распадом Советского Союза ситуация изменилась. Несколько нефтяных предприятий закрылись, хотя в целом отрасль продолжает своё развитие в районе.

И если в 2015-2015 количество жителей уменьшилось, то сейчас вновь наметился рост. На данный момент в Чернушке проживает чуть больше 33 тысяч человек.

Достопримечательности

Чернушка – место, которое понравится и любителям истории, и ценителям архитектуры, и желающим погулять. Здесь есть множество исторических мест, красивых строений и природных достопримечательностей.

Храмы

На территории города располагается несколько храмов, посвящённых представителям различных конфессий. Они являются центрами культуры православия, ислама и протестантизма для своего района.

Церковь Спиридона Тримифунтского

Ул. Парковая/ул. Коммунистическая.

Главная достопримечательность Чернушки – этот храм. Он выполнен в неовизантийском стиле, и это уникальный объект для Пермского края.

Строительство началось в 2011 году на средства церковного зодчества Греции, и церковь получила название в честь одного из греческих святителей. Сейчас в храме еженедельно проходят богослужения.

Церковь Алексия, митрополита Московского

Ул. Луначарского.

Строительство началось в 2012 году и продолжается до сих пор. По замыслу должна получиться однокупольная церковь, выполненная в русском стиле.

Церковь Андроника, архиепископа Пермского

Ул. Октябрьская 2.

Здание бывшего кинотеатра было переделано под церковь. Она открылась в 1999 году, но уже заняла важное место в жизни чернушан.

Свято-Никольский женский монастырь

Самый старый храм в районе, построенный ещё в 1854 году. В 1990-х на частные средства была проведения его реставрация, и постепенно она продолжается до сих пор.

Монастырь имеет уникальную архитектуру, благодаря чему ему присвоили статус памятника областного значения.

Новый Завет

Ул. Ломоносова 1.

Это протестантская церковь. Выполнена в лаконичном стиле. Здесь регулярно проводятся богослужения, куда съезжаются протестанты со всех ближайших районов.

Мечеть Махалля

Ул. Красноармейская.

Правительство района поддержало мусульманский народ, проживающий в округе, и в 1996 году построило мечеть. На территории мечети есть небольшая школа, где проходит обучение основам ислама и языка.

Музеи

В Чернушке есть два крупных известных музея, которые проводят экскурсии и иллюстрируют жизнь города в разные периоды времени.

Чернушинский краеведческий музей им. В. Г. Хлопина

Бул. 48-й Стрелковой Бригады 1А.

По инициативе чернушинских краеведов в 1970-е был открыт музей. Особый вклад внёс учитель географии В.Г. Хлопин, ставший первым директором.

Есть несколько действующих экспозиций, которые рассказывают гостям об истории, традициях и быте Чернушки. Каждый из пяти залов посвящён своей теме.

Военно-исторический музей имени Е. Францева

Ул. Луначарского 13А.

Музей открыт при школе №9. Открытие состоялось ещё в 1984 году по инициативе местной молодёжи. Фонд насчитывает более 1000 единиц.

В него входят различные экспозиции, основанные на материалах военной истории города и биографии героев Великой Отечественной войны.

Да, очень понравилось)

16.67%

Я тут живу)

60%

Планирую посетить.

23.33%

Проголосовало: 30

Арт-объекты

В области регулярно проводят социальные проекты, и Чернушки в них активно участвует. В ходе одного из них в городе появилось множество интересных памятников и объектов. Все они стали настоящими символами города, и туристы неизменно фотографируются рядом с ними.

«Формула нефти»

Ул. Нефтяников 5.

Это небольшой памятник, посвященный бензолу, который входит в состав нефти. Представляет собой 12 одноместных кресел, имеющих форму капель. Если смотреть на них с высоты, видно, что они расположены таким образом, что образуют формулу бензола.

«Дерево жизни»

Ул. Ленина 109.

В 2013 год был запущен культурный проект, охвативший многие города Пермского края. Благодаря ему в Чернушке появился новый уникальный объект: железное дерево, стоящее на мосту посреди центрального пруда. Это символ связи между разными поколениями и богатства города.

Прикамские лавочки

Городской пруд.

У пруда находится целая аллея из 15 лавочек. Каждая из них посвящена одному из поселений района, и на ней выгравирован его символ. Например, на лавочке села Рябки изображена птица рябчик.

Каменное сердце

Ул. Ленина, мост Городского пруда.

Этот памятник считается городским оберегом. Камень в форме сердца выкрашен в красный, что придаёт ему большее сходство с сердцем. Местные жители говорят, что он заряжен положительной энергией.

Благословите женщину

Ул. Коммунистическая 18.

Рядом с перинатальным центром находится памятник, посвящённый будущим материям. Арт-объект стал победителем конкурса социально-культурных проектов. Как правило, роженицы фотографируются с ним после выписки.

Памятники

Чернушка удивляет количеством памятников, которые приходятся на такой небольшой городок.

Бюст В. М. Азина

Ул. Ленина.

Автовокзал считается центром жизни в Чернушке. Рядом с ним находится памятник В.М. Азину – командиру дивизии во времена Гражданской войны. Под его руководством сражались многие жители района.

Бюст Е. И. Францева

Ул. Луначарского 13А.

Рядом с кадетской школой находится памятник герою Советского Союза – Е.И. Францеву. Он учился в чернушкинской школе, и сейчас в честь него также назван один из районов города.

Памятник танкистам и артиллеристам

Пл. Победы.

Установлен в 1983 году, что было приурочено к 40-летию со дня созданию Уральского добровольческого танкового корпуса. В его рядах было 15 местных жителей, и они погибли во время ВОВ.

Памятник летчикам-землякам и выпускникам школы пилотов

Ул. Парковая.

На окраине города, у леса стоит самолёт МИГ-17. Ученики школы пилотов, которые располагалась в городе, стали настоящими героями, и памятник увековечивает их подвиги. Торжественное открытие состоялось в 1982 году.

Памятник Нефтяникам-первопроходцам

По. Нефтяников

Изображает нефтяника, который несёт на руках девочку, выпускающую из рук голубя – символ мира. Памятник посвящён всем причастным к открытию и развитию нефтяной отрасли в районе. Он был установлен как подарок компании «Лукойл» на 50-летие города.

Памятник Полуторке

Ул. Ленина.

На въезде в город находится автомобиль ГАЗ. Надпись на постаменте гласит, что это памятник воинам-водителям.

Модель выбрана неслучайно – на такой машине герой ВОВ М.Е. Гороженинов отвозил на фронт боеприпасы и вывозил ранены. Затем тот же автомобиль ещё долгие годы использовался для работ в колхозе.

Мемориал Великой Отечественной войны

Пл. Победы.

Это целый комплекс памятников: неизвестному солдату, вечный огонь, бюсты героев Советского Союза (в честь 14 героев из числа местных жителей) и др. Центральным считается именно солдат: его фигура достигает 7 м. Комплекс был открыт в 1975 году.

Сквер Петра и Февроньи

Ул. Коммунистическая 16.

В 2014 году был открыт уютный сквер, посвящённый святым Петру и Февронье Муромским, которые символизируют собой любовь и семью. Сначала был установлен памятник и только после вокруг него обустроили зелёную территорию.

Повсюду стоят арки с тематическими надписями. Для чернушан это популярное место для фотосессий и проведения свадеб.

Полезные советы туристу

Готовясь к путешествию, обратите внимание на несколько факторов:

  1. Климат в городе умеренно-континентальный. Это длинная холодная зима и тёплое, но короткое лето. Средняя температура июля составляет 19,8 градусов, января – -17,6 градусов. Количество осадков небольшое.
  2. По Чернушке можно передвигаться автобусами или маршрутными такси.
  3. Туристы делятся, что на Чернушку стоит выделить как минимум половину дня для прогулки. Городок небольшой, однако количество объектов позволяет провести здесь ни один час.

Добраться в город можно по железной дороге из Екатеринбурга, Нефтекамска, Ижевска, Янаула. Также есть автовокзал, куда приходят рейсы из Перми, Кунгура, Нефтекамска, Уфы, Оренбурга, Екатеринбурга.

Интересные факты

Чернушка – маленький городок, но со своей историей, традициями и поверьями:

  • Местные жители рассказывают, что, если посидеть вместе с возлюбленным в ротонде или беседке в сквере Петра и Февроньи, пройтись по мостику, это укрепит любовь.
  • На арт-объект «Дерево жизни» влюблённые вешают замки и ленточки, чтобы показать и укрепить свою любовь.
  • День города отмечается в первую субботу сентября, накануне Дня нефтяника.
  • Чернушку называют городом пяти народов: это русские, татары, башкиры, чуваши и удмурты. Каждый народ сохранил свои культурные особенности: в городе можно попробовать блюда разных национальностей, познакомиться с их традициями и даже научиться ремеслу.

Чернушка – один из самых перспективных городов Пермского края. Он известен нефтяной и пищевой промышленностью, развитой транспортной сетью, аграрным сектором и социальной сферой.

Чернушка привлекает не только жителей, но и туристов со всей области. У города богатая история, интересная архитектура и множество необычных арт-объектов.

Чернушка стремится к званию культурного центра, и путешественники не останутся равнодушными при виде маленького, но красивого и уютного городка.

Достопримечательности Чернушки на карте

достопримечательности чернушки в ЧернушкеЧернушка

Видео

Архивные фото

1960-1970. Чернушка. Райком — Дом пионеров. Источник: pastvu.com 1970-1980. Чернушка. Вид с ул. Ленина 101. Автор:Газета «Маяк Приуралья» 1985. Железнодорожная станция Чернушка. Источник: pastvu.com 1980-1982. Чернушка. Вид с самолета. Источник: pastvu.com 1980-1990. Чернушка. Торговый центр. Автор:Дмитрий Лепин 1972. Кинотеатр «Луч». Фоторепортаж с районной фотовыставки. Источник: pastvu.com 1977-1978. Чернушка. Площадь Нефтяников. ДК, Торговый центр. Источник: pastvu.com 1969-1970. Чернушка. Улица Нефтяников, 10. Источник: pastvu.com 1980-1990. Чернушка. Площадь Нефтяников, снежный городок. Автор:Дмитрий Лепин

Отзывы

Лилиана, 29 лет, Екатеринбург

Я фотограф, и недавно открыла для себя красоты Пермского края. Природа меня просто захватила! Объехала уже всю область. В Чернушке стоит обратить внимание не столько на природу, сколько на сам вид города. Сочетание приятной архитектуры, интересных объектов и обилия зелени создают очень приятный уютный вид. Особенно классные фотографии получились на закате.

Ксения, 40 лет, Пермь

Вместе с детьми и мужем специально ездили погулять в Чернушку. Давно слышали, что городок стоит времени, и вот, наконец, сами собрались. Детям понравился музей, они любят всё разглядывать, а там как раз много разных фотографий и предметов. А мне больше понравилось гулять у пруда. Столько интересных арт-объектов, даже в Перми нет такого размаха, пожалуй. Здорово, что в городе есть храмы для всех национальностей! Многокультурность – это важно!

Ольга, 33 года, Уфа

Приехали в Чернушинский округ случайно, были проездом. Вообще не жаль потраченного времени. С удовольствием погуляли и остались на ночь. «Вау» ждать не стоит, всё-таки это не столица края или области. Но приятное впечатление будет однозначно! Таким и должен быть маленький городок: чистый, уютный, красивый. Не чувствуется, что он такой уж маленький. Создается впечатление, что всегда есть куда пойти и чем заняться.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен — ПермячOk! Узнавайте первыми об истории Пермского края!

Что посмотреть в Чернушке | «Снова в дорогу»

В Чернушке есть, что посмотреть

Приветствую всех любителей автомобильных путешествий по родному краю и за его пределами. С вами Вячеслав.

Сегодня я расскажу об еще одном интересном месте на юге Пермского края — городе Чернушке. Много ли найдется у нас населенных пунктов, в которых можно встретить на постаменте и танк, и пушку, и автомобиль, и даже самолет? А где кроме Перми есть еще памятник святым Петру и Февронье? Вот об этом и будет мой рассказ — о памятниках и достопримечательностях, о том, что можно посмотреть в Чернушке, если пути-дороги приведут вас в этот небольшой, но уютный городок.

Чернушка — один из самых молодых и быстроразвивающихся городов Прикамья. Первое упоминание о деревне Чернушке обнаружено в ревизской сказке 1858 года, где говорилось о четырех домах переселенцев из Чердыни. Мощным толчком к развитию южных районов Пермского края стало строительство в начале ХХ века железнодорожной ветки Казань-Екатеринбург, на которой появилась и новая станция Чернушка, названная по имени близлежащей деревни.

Железная дорога принесла не только блага цивилизации, но и боль гражданской войны, которая прокатилась три раза вдоль транссибирской магистрали на территории Чернушинского уезда. Части Красной Армии возглавлял прославленный комдив В.Азин, имя которого уже не раз нам встречалось в истории Воткинска, Сарапула и Куеды.

В годы Великой Отечественной войны в Чернушке действовала школа начальной подготовки летчиков Военно-морского флота. Здесь формировались 48-я и 125-я стрелковые бригады. Работал эвакуированный из Харькова завод № 648, выпускавший полевые телефоны.

В послевоенные годы в Чернушинском районе широко развернулась нефтедобыча. Нужно отдать должное нефтяникам, которые не только выкачивают из-под земли «черное золото», но и делают достаточно много для развития социально-культурной сферы города. Можно сказать, что Чернушку миновала участь депрессивных территорий севера Пермского края, которые были связаны с добычей каменного угля.

Сегодня в Чернушке проживает немногим более 30000 человек. Центр города расположен достаточно компактно и обойти все самые интересные места можно пешком, припарковав ваше авто где-то в районе площади Победы или на парковке около Спиридоновской церкви, как это сделали мы (N56,521454, E56,078398).

Новенький храм, строительство которого закончилось только в 2014 году, сразу обращает на себя внимание. Церковь освящена в память святого Спиридона Тримифунтского. Одноглавый храм с невысокой колокольней, построенный в духе современного церковного зодчества, смотрится очень торжественно и нарядно.

Спиридоновская церковь

Рядом с храмом расположился уютный скверик, который являлся одной из главных наших целей. Дело в том, что в 2014 году здесь появился второй в Пермском крае памятник святым Петру и Февронье — православным покровителям семьи, любви и верности. С 2008 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи» памятники этим почитаемым святым установлены уже более чем в 60 городах нашей страны. Путешествуя по различным областям, мы не раз встречали такие скульптурные композиции. В нашей коллекции есть самый первый памятник Петру и Февронье в Муроме, есть фотографии из Архангельска, Кирова, Йошкар-Олы, Нижнего Тагила и, конечно, Перми.

Чернушинцы пошли дальше, они не ограничились возведением одного памятника, а разбили целый парк, в котором все малые архитектурные формы так или иначе обыгрывают тему любви и супружеских взаимоотношений. Многочисленные арки, мостики и беседки выкованы очень изящно и замысловато, что делает этот сквер очень харизматичным местом, в котором приятно и просто погулять между белых березок, и подумать о чем-нибудь вечном.

Петр и Февронья в ЧернушкеЖизненные воротаНа дорожках парка

Поразмыслив о вечной любви и супружеском счастье, можно перейти на противоположную сторону Парковой улицы, где расположился другой комплекс, который также посвящен любви, но любви к Родине, героизму и самопожертвованию ее сынов. Я имею в виду мемориал Великой Отечественной войны. На несколько десятков метров протянулась стела памяти, на которой увековечены имена чернушинцев, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей страны. Немыми памятниками ратному подвигу уральцев стоят две противотанковых пушки, а чуть дальше на высоком бетонном пьедестале застыла прославленная «тридцатьчетверка». Танк появился в Чернушке 30 июля 1983 года в 40-ю годовщину создания Уральского добровольческого танкового корпуса.

Противотанковое орудие ЗиС-2Т-34-85 в Чернушке

Я со своей тягой к бронетехнике скажу пару слов о том, что постамент танка достаточно высок, и забраться на него без посторонней помощи затруднительно. А при взгляде снизу обращают на себя внимание катки сложного профиля с отверстиями. Такие катки назывались «облегченными» и больше характерны для ходовой части танков Т-54/55, но могли устанавливаться и на последние серийные Т-34. О послевоенном выпуске данного экземпляра свидетельствуют и разнесенные бронеколпаки вентиляторов на крыше башни танка. В целом состояние боевой машины неплохое,  правда, отсутствует передняя часть крыльев, зато сохранились «родные» топливные банки, и уже добрый десяток слоев краски скрывают от нас танковую броню.

Послевоенные катки

Если пройти по парку чуть дальше, то можно выйти на саму площадь Победы, где застыла семиметровая фигура солдата в каске и плащ-палатке. На бетонной стене высечены слова «Подвиг ваш бессмертен, память о вас вечна». Мемориал открыт в 1985 году, и с тех пор здесь горит Вечный огонь.

Венки у мемориала ВОВ

Рядом разместилась аллея героев Советского Союза, уроженцев Чернушинского района. Двенадцать героев и двух полных кавалеров ордена Славы дала родине эта земля.

Одним из украшений площади является фонтан, но в глаза сразу бросается большой красный транспарант, извещающий о том, что купание в фонтане запрещено. Непонятно, кому станет плохо, если в неглубокой чаше в жаркий день будет плескаться детвора? Склонившееся к горизонту солнце не располагало нас к купанию, поэтому мы вернемся к машине, чтобы подъехать еще к двум примечательным памятникам. Кстати, недалеко от этого места находится и Чернушинский краеведческий музей (бул. 48-й Стрелковой Бригады, д.1), который мы обязательно посетим в следующий свой визит.

Фонтан на площади Победы

Первый из намеченных памятников расположен совсем недалеко, на противоположном конце улицы Парковой. Это МиГ-17, устремившийся в небо. Памятник летчикам-землякам и выпускникам чернушинской летной школы. Монумент был открыт. 15 августа 1982 г. Сам самолет подарен городу при содействии прославленного советского летчика-аса А.Покрышкина.

МиГ-17 на взлете

Другой мемориал находится уже на окраине города, на дороге по направлению к краевому центру. Это автомобиль ГАЗ-АА, прославленная трудяга-«полуторка». Доска на лицевой стороне постамента говорит о том, что этот памятник посвящен воинам-водителям и автомобилю-бойцу. Табличка на боковой стороне рассказывает об истории данного автомобиля, на котором водитель М.Е. Гороженинов ушел на фронт в составе автоколонны в 1941 году и вернулся домой в родной колхоз после победы в 1945-м, пройдя по фронтовым дорогам от Смоленска до Берлина.  На этой машине он доставлял боеприпасы на передовую, отвозил раненых в медсанбат, порой под огнем, рискуя жизнью. В послевоенные годы ГАЗ-АА трудился на полях колхоза, пока 8 ноября 1981 года не занял свое почетное место на высоком пьедестале.

ГАЗ-АА «полуторка»

К сожалению, в нашу короткую экскурсию не вошли такие достопримечательности, как памятники В.Азину, Е.Францеву, трактор ДТ-54, которые также отражают разные периоды истории города. Но это значит, что мы не прощаемся, а в следующий визит у нас будет, что посмотреть на улицах города нефтяников и героев Чернушки.

Чернушка (Россия) карта — nona.net

Чернушка (Россия) карта — nona.net

поиск

географическое название

gif»>

Чернушка — город в Пермской области России. Ниже представлена ​​обзорная карта района вокруг Чернушки.

Гостиницы Чернушки

региональная и 3д топографическая карта Чернушки, Россия ::

Чернушка аэропорты ::

Ближайший аэропорт — ПЭЭ — Пермь Большое Савино, расположен в 104,9 км южнее Чернушки.

Ближайшие города ::

Спуск (3,7 км к северу) //
Бор (4,3 км к северу) //
Нижний Лух (9,7 км к юго-западу) //
[все расстояния «как летит птица» и приблизительные]

Места с похожими названиями на Чернушку, Россия ::

// Чернушка (БГ)
// Чернушки (UA)
// Чернечик (RU)
// Черничек (RU)
// Чернушка (RU)
// Чернушка (RU)
// Чернушка (RU)
// Чернушка (RU)
// Чернушка (RU)
// Чернушка (RU)

Отказ от ответственности ::

Информация на этой странице предоставляется без каких-либо гарантий

gif»>
Где Чернушка?

Высота и координаты ::

Широта (широта): 58°50’0″ северной широты

Долгота (долгота): 56°25’0″ восточной долготы

Высота (прибл.): 129 м

(перемещение стрелок карты, масштабирование с помощью увеличительного стекла)

gif»> В гостях у Чернушки?

Гостиница/Жилье ::

Забронировать гостиницу в Чернушке (также поиск жилья поблизости)

Путеводитель ::

Купить путеводитель по России.

аренда автомобилей ::

предложения по аренде автомобилей в более чем 70 странах

GPS путевая точка ::

загрузить GPX путевую точку (PoI) Чернушки для вашего GPS приемника

gif»> Плагин поиска

Население Пермского края: национальный состав и численность

Пермь Прикамье – уникальный регион в этнокультурном отношении. Население Пермского края на протяжении всей своей истории развивалось полиэтнично, так как его народы осваивали его совершенно по-разному как по языку, по происхождению, по традициям, так и по стилю. В результате получился чрезвычайно интересный этнокультурный комплекс, не имеющий аналогов в России и ее регионах. Население Пермского края за время своего существования строило отношения сугубо мирным путем, межэтнических конфликтов не было.

Национальности

Взаимодействие народов в этом регионе всегда было активным, среди характерных черт — много межэтнических заимствований в результате тесных контактов с соседями. Население Пермского края пользовалось многими формами и разной степенью влияния — вплоть до абсолютной ассимиляции. На этих огромных территориях и сейчас проживает более ста двадцати национальностей, принадлежащих к трем языковым группам: финно-угорской, тюркской, славянской. Это было связано со своими причинами, которые будут рассмотрены в данной статье. Почему население Пермского края имеет такой пестрый этнический состав? Прежде всего потому, что Прикамье всегда было историческим перекрестком для народов, которые либо двигались по берегам Камы, либо собирались пересечь Уральский хребет на пути в Сибирь из Европы, и наоборот — из Сибири в цивилизацию.

Здесь и сейчас проходят важнейшие пути соединения Русской равнины и Западной Европы с таежными и степными районами Азии, а также с восточными государствами. Население Пермского района Пермской области заселяло берега Камы еще в те далекие времена, когда только по реке и ее притокам могли идти старые торговые пути. Безусловно, все это оказало влияние на формирование столь сложного национального состава. Уже в девятнадцатом веке здесь постоянно жили русские, башкиры, татары, марийцы, удмурты, коми-пермяки и манси. Древнейшими летописями являются те, которые составляли первое население Пермского района Пермского края — пермские племена, иначе зыряне, являющиеся предками коми-пермяков и коми-зырян, и здесь первоначально проживало племя Югры — предки нынешних хантов и манси. В то же время в девятнадцатом веке драматическая история нашей страны привела сюда представителей многих других народов.

Русские и украинцы

Самым многочисленным населением здесь за последние сто лет были русские, которых в настоящее время более двух с половиной миллионов, или 85,2% всего населения Пермского края. Они расселены равномерно, на большей части территорий преобладают. Исключения составляют только Бардымский и пять районов Коми-Пермяцкого автономного округа, там русских всего 38,2%. Подавляющее большинство россиян проживает в городах Пермского края. По численности населения преобладает город — 75,74 %, по данным 2017 года. Всего 2 632,09В Пермском крае проживает 7 человек при плотности 16,43 человека на квадратный километр. Русские в этом регионе пришельцы, они начали селиться здесь с пятнадцатого века, когда Верхнекамская земля входила в состав Русского государства. Больше всего их было с севера, и это были крестьяне. С расширением границ на восток русские первыми осваивали все новые земли. В XVII веке здесь образовалась компактная и зрелая национальная группа, вошедшая в состав русской нации.

В девятнадцатом веке города Пермского края выросли еще больше. По населению регион стал многолюднее, а по этническому составу значительно сложнее. Сюда стали приезжать переселенцы из очень отдаленных районов. Например, в 1897 году здесь компактно поселились уже сто девяносто пять украинцев, а к двадцатому году прошлого века их стало уже значительно больше — почти тысяча. Они поселились в Оханском и Осинском уездах, а попали сюда в результате земельной реформы Столыпина. Сейчас население Пермского края украинской национальности составляет более шестнадцати тысяч человек. Живут почти все в городах: Кизеле, Губахе, Гремячинске, Березниках, Александровске, также немного таких переселенцев в Коми-Пермяцком автономном округе.

Белорусы и поляки

Первые белорусы пришли сюда после русских в конце восемнадцатого века. Сначала их было чуть меньше восьмидесяти человек, большинство из них в Пермском районе. В ходе земельной реформы их количество значительно увеличилось, в начале ХХ века их было уже более трех тысяч. Большинство белорусов — сельчане, жили всегда компактно, сохраняя язык и все традиции быта. Теперь их в Пермском крае шесть с половиной тысяч, а в Оханском и Осинском уездах мало, все переселились на север губернии, в места промышленные и денежные. И промышленность здесь развивалась очень интенсивно, и сколько бы ни было населения Пермского края, всего не хватало для участия в этом процессе. Развиты и машиностроение, и нефтехимическая, химическая, нефтеперерабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, полиграфическая промышленность.

Основными здесь являются черная и цветная металлургия, а также нефть, уголь, калий и соль. Работы всегда было много, и даже сейчас трудоспособное население Пермского края в этом плане не страдает. До революции Пермь была известным городом политических ссыльных. Особенно среди ссыльных были поляки, которые в конце XVIII века, когда Польша входила в состав Российской империи, участвовали в национально-освободительном движении. Перепись 1897 года говорит о тысяче жителей польского происхождения. Пермский край стал для них второй родиной. Надо сказать, что их количество на Прикамье практически за все эти века практически не увеличилось. В 1989, поляков в Пермском крае было 1183 человека.

Коми

Коми-пермяки, родственные финно-угорским народам, заселили с XII века обширные земли Верхней Камы. Их язык и происхождение близки коми-зырянам и удмуртам. В XV веке коми-пермяки первыми из народов Урала вошли в состав Российского государства. Плотность населения Пермского края в те времена была не так высока. Если в 1869 г. перепись показала, что в бассейне Камы проживало 62 130 коми-пермяков, то в 1989 насчитывалось уже 123 371 человек. Именно этот народ составил этническое ядро ​​национального округа, образованного в 1925 г. (с 1977 г. он стал автономным). Население городов Пермского края они пополняли не так охотно, как представители других национальностей. Так получилось, что они первыми переняли опыт ведения хозяйства и культуру русских переселенцев, и поэтому большинство из них проживает в сельской местности. Среди автономий России финно-угорские коми-пермяки имеют самый высокий удельный вес населения Пермского края — в 1989 их было более шестидесяти процентов по округу. Сейчас их количество значительно сократилось, как, впрочем, и у любого народа России. В 2002 г. коми-пермяков было 103 500, а в 2010 г. — всего 81 000.

Коми-язвинцы, считающиеся частью коми-пермяцкого народного этноса, на самом деле являются совершенно разными национальностями. Их представители поселились в Соликамском и Красновишерском районах, где начинается река Язьва. Своей письменности у них нет, но свой язык они сохранили, как и свое этническое самосознание. Культурно-бытовая специфика также отличает их от соседей. Какое население Пермского края не гордилось бы своими корнями, своими истоками? Конечно, здесь происходит ассимиляция, иногда до полного исчезновения характерных этнических черт, но не все народности прошли этот путь до конца. Несмотря на то, что на данный момент осталось всего около двух тысяч человек, происхождение коми-язвинцев очень дорого.

Манси и удмурты

Мансийская народность сформировалась в Х веке немного восточнее Прикамья — в Зауралье. После двенадцатого века они заселили несколько областей в Прикамье — Чердынский и Кунгурский уезды. Манси также компактно жили в верховьях реки Вишеры и по реке Чусовой. Численность манси можно проследить только с конца восемнадцатого века, так как первая перепись населения в этих краях была в 1795 году. Тогда их было чуть более двухсот человек. В XIX веке большая их часть мигрировала в Зауралье, Верхотурский район, на реку Лозьву. Сейчас в Пермском крае манси почти исчезли. В 1989, в их разных регионах насчитывалось всего двадцать шесть человек, а в 2002 году их было чуть больше — тридцать один.

Удмурты пришли в Закавказье в конце шестнадцатого века и поселились на реке Буй. Поскольку они всегда были язычниками, в Прикамье им приходилось несладко. Начались воцерковление, усиление феодального гнета. Однако сохранились их верования и обряды предков удмуртов. Их язык отличается многими анахронизмами, но на этническую культуру было наложено много влияний, появилось гораздо больше заимствований. Многонациональная среда не могла не сказаться, особенно если всегда преобладало русское население. Удмурты считают, что процессы взаимовлияния не могут не взаимно обогащаться, но на удивление многие бытовые и обрядовые, религиозные вещи им удалось сохранить буквально с древности. В 1989 в Пермском крае проживало почти тридцать три тысячи удмуртов, то есть чуть больше одного процента от всего населения. Компактно — в Куединском районе исторически сложившаяся группа почти в шесть тысяч человек (семнадцать процентов населения района). В быту говорят на родном языке и изучают его в школах, тесно поддерживаются культурные связи с Удмуртией, исторической родиной. По переписи 2010 года в Пермском крае проживало более двадцати тысяч человек.

Мари

В конце XVI века марийцы поселились на юге Пермского края, в Суксунском районе, на реке Сылве. В те времена Среднее Поволжье, где сейчас Республика Марий Эл, еще не присоединилось к России, но марийцы постепенно переселялись в Южное Прикамье. Эта народность относится к восточной группе марийцев, а после переселения их стали называть пермскими марийцами. Их представители живут не только здесь, но и в Свердловской области, и в Башкортостане. Их язык по литературной норме от общемарийского не отличается, он также произошел от лугового наречия.

В Пермском крае количество постоянно проживающих марийцев невелико, всего 0,2% населения, то есть около шести с половиной тысяч человек было в 1989 году. Сейчас намного меньше — чуть более четырех тысяч. Они компактно расселились в Кудинском, Чернушинском, Октябрьском, Кышертском и Суксунском районах. Они также хранят традиции марийского народа, что проявляется в манере одеваться, в проведении религиозных праздников, в быту используют родной язык.

тюркские народы

Татары составляют большую группу коренного населения. Когда Казанское ханство пало, в Южное Прикамье хлынули поволжские татары. Наибольшая их концентрация на реках Тульва, Сылва, Ирэн и на всех прилегающих территориях. Поволжские татары присоединились к Волге и намного раньше переселились на эти земли. Пермские татары очень неоднородны. Исследователи выделили несколько территориальных этнических групп: башкир, тулвинских, муллинских и сильвано-ирэнских татар. В начале девяностых годов ХХ века в Пермском крае проживало сто пятьдесят пять тысяч человек, то есть почти пять процентов всего населения. Они компактно расселились на двенадцати территориях области. В первую очередь в городах. Это Гремячинск, Кизел, Лысьва, Чусовой. Татары проживают также в районах — Чернушинском, Уинском, Суксунском, Пермском, Ординском, Октябрьском, Кунгурском и Кудинском. В Октябрьском районе, например, татары составляют почти тридцать три процента населения.

Башкиры пришли на эти земли в XIII веке в составе нескольких родов и поселились в Осинском и Бардымском уездах, образовали компактную группу и активно ассимилировали местное финно-угорское древнее население. Районы Пермского края, где расселились тюркские народы, сохранились с шестнадцатого века. Взаимодействие между разными народами было интенсивным, в связи с чем чисто башкирское население все больше сокращалось. К началу ХХ века очень многие башкиры утратили ярко выраженную этническую идентичность. Татарское влияние через культуру и язык заставило их отнести себя к татарам. Переписи прежних времен правильной картины не показывают. Даже в 1989, тридцать тысяч человек при переписи указали себя башкирами, а родной язык — татарским. Население России стремительно сокращается. В 1989 году башкир в Пермском крае было пятьдесят две тысячи человек, а перепись 2010 года показала всего тридцать две тысячи.

Кроме

чуваши начали мигрировать в Пермский край в начале ХХ века из различных мест Чувашии, так как была перенаселенность при недостатке земли, леса и покосов. Вторая волна миграции началась в 50-х годах. В конце восьмидесятых чувашей было почти одиннадцать тысяч, а в 2010 году всего четыре. Еще больше немцев жило в Пермском крае — более пятнадцати тысяч, и поселились они здесь еще в девятнадцатом веке. В начале ХХ их было около полутора тысяч, а депортация после Великой Отечественной войны прибавила более сорока тысяч человек. Большая часть из Поволжья. А в послевоенное время немцы почему-то охотно селились в этих северных местах. Сейчас, конечно, почти все уехали на историческую родину. На 2010 год их было около шести тысяч.

Евреи пришли в Прикамье из Белоруссии в середине XIX века, Николай Первый дал им здесь земли «за чертой оседлости». В 1864 году в Перми проживало около пятидесяти семей. Это были ремесленники, врачи, аптекари, инженеры, музыканты, составившие к началу ХХ века пермскую интеллигенцию. Уже в 1896 году в Перми было всего около тысячи человек. В 1920 году — три с половиной тысячи. В 1989 году — пять с половиной тысяч. Затем, после волны эмиграции, к 2002 г. перепись показала 2,6 тыс. евреев в Пермском крае. Также в девятнадцатом веке здесь появились европеоиды. Потом было, конечно, немного. А вот результаты переписи 2002 года могут удивить. Образовались новые диаспоры — Закавказье и Средняя Азия. Число таджиков, например, увеличилось в несколько раз. В 2002 году здесь проживало 5000 армян, 5800 азербайджанцев и 1600 грузин. Таджиков и узбеков — две тысячи, казахов — почти тысяча и, конечно, чуть меньше кыргызов. Это все беженцы времен создания СНГ. А вот корейцы начали селиться здесь в конце девятнадцатого века, хотя и в значительно меньшем количестве.

Города Пермского края

Столицей Пермского края является замечательный город Пермь — крупный транспортный узел с портом и Транссибирской магистралью. Население — более миллиона человек — 1 041 876 человек, по данным на 2016 год. Малый город Чернушка, статус получил в 1966 году. С 2006 года является центром городского поселения. В Чернушке, расположенной на юге Пермского края, проживает почти тридцать три тысячи человек. Это промышленный центр, где добывается и перерабатывается нефть, очень развита строительная отрасль.

Население незначительно растет за счет миграционного притока, а также есть некоторый естественный прирост: в 2009 году, например, последний составил сто двадцать четыре человека. Здесь проживает пятнадцать с половиной тысяч мужчин и почти восемнадцать тысяч женщин. Это все население Чернушки. В Пермском крае в целом также наблюдается высокая смертность мужского населения. Город молодой, средний возраст составляет тридцать четыре года. Национальный состав очень неоднороден, здесь присутствуют практически все вышеперечисленные народы.

Березники

Это второй по величине (после Перми) город края со статусом городского округа областного значения. Здесь проживает 146 626 человек.