Чуйский тракт достопримечательности по километражу: Достопримечательности Чуйского тракта

Достопримечательности Чуйского тракта

Удивительно, но на Алтае, наряду с горами, реками, озерами и лесами достопримечательностью является даже дорога!

Чуйский тракт — крупнейшая транспортная артерия Сибири, имеющая стратегическое значение для региона (дальше Бийска нет железной дороги, а единственный аэропорт находится в Горно-Алтайске). Не только сейчас, но и в глубокой древности Чуйский тракт использовался для доставки грузов в Монголию и Китай, укрепляя торговые отношения и обеспечивая культурный обмен. Но тысячи туристов каждый год путешествуют по Чуйскому тракту не по этим причинам, а потому, что здесь на самом деле очень красиво.

Протяженность Чуйского тракта (Р-256, от Новосибирска до Ташанты, на границе с Монголией) — около 970 км (историческая его часть, от Бийска — около 600 км), он проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Дальше, на территории Монголии, тракт «вливается» в международную трассу АН4, от городка Яранай в Монголии, через территорию Китая (Урумчи) до пакистанского города Карачи.

Лучшие места Чуйского тракта

С точки зрения «зрелищности» самым привлекательным будет участок от Усть-Семы до Кош-Аагача, за один день путешествия пейзаж за окном меняется от алтайский предгорий, до горных перевалов (Семинский, Чике-Таман) и выскогорных степей ближе к Кош-Агачу, и практически все время вы будете видеть крупнейшие реки Алтая (сначала Катунь, затем — Чую).

К самым популярным объектам, расположенным вблизи Чуйского тракта, относятся перевалы Семинский и Чике-Таман, которые разительно отличаются по своим природным характеристикам.

Популярные смотровые площадки находится у места слияния Чуи и Катуни, а также в высокогорной Курайской степи, где открывается панорама Северо-Чуйского хребта. Археологические памятники встречаются на протяжении всего тракта, но самый крупный из них, урочище Калбак-Таш, находится на подъезде к селу Иодро.

Особо посещаемым в последние годы стало Гейзеровое озеро за селом Акташ (небольшой водоем с удивительным цветом воды, на поверхности которой можно увидеть разводы в форме кругов, образованных выбросами донных глинистых отложений), а также долина «Алтайского марса» (благодаря сочетанию разных горных пород склоны приобретают удивительно яркие цвета всех оттенков).

Достопримечательности Чуйского тракта на машине

351-й км, г. Бийск
«Нулевой километр» старого Чуйского тракта, где, символично, посреди проезжей части находится единственный в России музей, посвященный дороге, Музей Чуйского тракта. Противоположные потоки машин уважительно объезжают его с двух сторон. Также рядом с музеем, по правую руку от него, если стоять спиной к мосту, берет свое начало историческая улица Бийска, прогулявшись по которой можно полюбоваться архитектурой старого купеческого города.

384-й км, с. Сростки
Небольшой алтайское село, известное благодаря своему жителю — Василию Макаровичу Шукшину. Здесь находится мемориальный музей писателя, здесь же проводятся знаменитые Шукшинские чтения, на которые приезжают тысячи поклонников его творчества.

428-й км, граница Республики Алтай
Установлена въездная скульптурная композиция, есть смотровая площадка.

435-й км, с. Майма
Село-спутник столицы Республики Алтай, Горно-Алтайска, а может и наоборот, ведь основано оно было гораздо раньше современного города (в 1811 г.). В Горно-Алтайске находится Национальный музей им. А.В. Анохина, а также древнейшая в Сибири стоянка человека времен палеолита (Улалинская стоянка, работает музей под открытым небом).

458-й км, мост через Катунь (Соузгинский мост)
Переехав через мост, на левый берег Катуни, можно попасть к озеру Ая (5 км), в село Алтайское, где находится опытное хозяйство компании «Биолит» (Цветущая долина, 40 км). Повернув после моста налево, можно доехать до комплекса «Бирюзовая Катунь» (см. ниже).

465-й км, с. Черемшанка
Буквально в нескольких сотнях метров от дороги есть небольшой водопад (Черемшанский).

468-й км, на подъезде к с. Манжерок
Памятник В.Я. Шишкову, инженеру, одному из проектировщиков современного Чуйского тракта. Рядом с памятником есть смотровая площадка и большой сувенирный рынок.

470-й км, с. Манжерок
Достаточно крупное село на берегу Катуни, если остановиться рядом с магазинами на въезде и пройти по сельской улице к реке, можно увидеть знаменитый Манжерокский порог (II-III к.с.).

472-й км, съезд к с. Озерное
Рядом с селом Озерное (около 2 км от Чуйского тракта) находится озеро Манжерок, где оборудована зона отдыха (пляж, кафе, развлечения), озеро известно тем, что в нем растет реликтовое растение чилим (водяной орех). Также совсем рядом находится всесезонный курорт «Манжерок», где работает кресельный подъемник до вершины горы Малая Синюха (панорама долины Катуни), кафе, сувенирные ряды, есть большой веревочный парк, в зимний период времени представлены все возможные виды «снежного «отдыха — горнолыжный склон, каток, спуск на «ватрушках».

477-й км, мост «Бирюзовая Катунь»
Подвесной мост через Катунь, который ведет к одноименному развлекательному комплексу с искусственным озером и пляжем (на левом берегу), с моста открывается очень красивый вид на реку, склоны густо покрыты маральником и особенно красочно выглядят в мае. Также в шаговой доступности находится уникальный археологический памятник — Большая Тавдинская пещера, самая крупная из целого комплекса пещер общей протяженностью около 40 км (проводятся экскурсии).

491-й км, с. Барангол
На въезде в село расположен т/к «Царская охота», через подвесной пешеходный мост которого проходит тропа к Камышлинскому водопаду (5 км от тракта). По-соседству находится одно из самых крупных туристических бюро по организации рафтинга и мото-рафтинга по Катуни (Речной вокзал).

495-й км, поворот в сторону с. Камлак
Развилка Чуйского и Чемальского трактов, раньше дорога проходила через село Усть-Сема, современная автомобильная развязка находится не доезжая его.

505-й км, с. Камлак
Здесь находится небольшой ботанический сад, проводятся экскурсии.

509-й км, зубрятник
Здесь, не доезжая села Черга, находится опытное хозяйство по разведению зубров и сарлыков, в нем также можно увидеть маралов, проводятся экскурсии.

525-й км, гора Шаманский камень

546-й км, с. Шебалино
Один из самых крупных населенных пунктов по пути, здесть есть магазины, кафе, АЗС

582-й км, Семинский перевал
Высота перевала составляет 1826 м, оставив машину у памятника в честь вхождения в состав России, можно подняться на близлежащую вершину Сарлык, с которой отрывается панорама окрестностей (через территорию турбазы «Динамо», работает кафе).

610-й км, развилка на с. Усть-Кан
Поворот с Чйского тракта в сторону сел Усть-Кокса и Тюнгур, в знаменитую Уймонскую долину, к подножиям Белухи.

613-й км, с. Туэкта
Здесь находится уникальный археологический комплекс (могилник), включающий в себя 29 каменных столбов. В непосредственной близости от села находится около 30 курганов (всего в комплексе их более 180).

618-й км, парк «Уч-Энмек»
Природный парк «Уч-Энмек» (Каракольский природный парк) занимает огромную особо охраняемую территорию, здесь представлены и курганные захоронения, и петроглифы, проводятся экскурсии. Практически каждое село далее по тракту может «похвастаться» археологическими памятниками (Каракол, Шишикман, Онгудай, Купчегень и пр.).

661-й км, перевал Чике-Таман
Каменистый перевал высотой 1460 м, подъем на него представляет из себя серпантин. Есть смотровая площадка с кафе, рядом с ней установлен памятник в честь строителей Чуйского тракта.

680-й км, устье р. Большой Ильгумень
Здесь находится Большой Ильгуменский порог (III-IV к.с.).

691-й км, устье р. Большой Яломан
Яломанское городище, археологический комплекс.

706-й км, оленные камни
Камни расположены у самой дороги, чуть дальше села Иня.

710-й км, крепость Бичикту-Кая
Остатки оборонительного сооружения XVII-XVIII веков.

712-й км, место слияния рек Катунь и Чуя
Хорошая смотровая площадка, дальнейшая часть тракта проходит по берегу Чуи, оправдывая свое название.

723-й км, урочище Калбак-Таш
Уникальный археологический памятник, который находится в двух шагах от тракта и включает в себя сотни петроглифов (наскальных рисунков), проводятся экскурсии, предусмотрен рекреационный сбор.

728-й км, комплекс Адыр-Кая
Археологический памятник, включающий в себя курганы, петрогливы, оленные камни (самый известный — Чуйский оленный камень).

744-й км, памятник Кольке Снегиреву
Памятник, посвященный нелегкому труду водителей Чуйского тракта.

759-й км, водопад Девичьи слезы (Ширлак)
Небольшой водопад на притоке Чуи, реке Текту, до которого совсем несложно дойти пешком.

760-й км, порог Бегемот
В этом месте находится мост через Чую, с которого хорошо просматривается один из самых коварных порогов, Бегемот (V-VI к.с.).

780-й км, с. Чибит
От села Чибит начинаются пешеходные маршруты к группе Шавлинских озер.

788-й км, с. Акташ
Крупное село, через пару километров от него в строну от Чуйского уходит Улаганский тракт, который выходит к южному берегу Телецкого озера.

796-й км, Гейзеровое озеро
Путь к озеру совсем недолгий, он проложен по настоящему высокогорному болоту (настил из дерева), проход по тропе платный.

798-й км, Родник
Небольшой родник Кара-Тыт с чистейшей водой находится прямо у дороги, есть беседка.

801-й км, Чуйская ГЭС
Строительство ГЭС на реке Чуя было заморожено еще в 70-е годы, оставив в наследие памятник индустриальной эпохи.

820-й км, смотровая площадка
Здесь открывается самая хорошая панорама Северо-Чуйского хребта.

822-й км, с. Курай
Здесь начинаются маршруты к ледникам Актру.

840-й км, памятник Обоо
Здесь установлен традиционный для алтайцев памятник поклонения духам (пирамида из камней), очень колоритное место с видами высокогорной Курайской степи.

864-й км, поворот к урочищу Кызыл-Чин
Совсем недалеко от тракта находится знаменитый «Алтайский марс».

889-й км, с. Кош-Агач
Последний крупный населенный пункт на Чуйском тракте.

Где остановиться в Шерегеше большой компанией?

Вы молодой любитель активного отдыха и собираетесь в ближайшее время отправиться на горнолыжный курорт? Или планируете покататься на лыжах большой сем

Что представляет собой Горная Шория?

Горная Шория – регион на юге Кемеровской области, на стыке Западного и Восточного Саяна – горных систем Сибири и Алтайских гор. Это наиболее популярны

План развития Шерегеша

Шерегеш — молодой, быстро развивающийся горнолыжный курорт в Сибири. Активное обновление и строительство происходили в 1996-2003 и 2016-2018 годах. Чт

Высокий и низкий сезон в Шерегеше

В Шерегеше, как и на любом курорте, есть популярные сезоны, когда все на горе Зеленой забито до отказа, и менее востребованное время, когда можно полу

Каток в Шерегеше

Шерегеш открывает гостеприимные объятия не только покорителям снежных склонов. На горнолыжном курорте масса других развлечений, чтобы никто не заскуча

Горнолыжные комплексы Кемеровской области

Помимо всем известного Шерегеша, в Кемеровской области насчитывается еще десяток курортов для горнолыжного отдыха. Большая их часть работает круглогод

Поезд в Шерегеш из Новосибирска «Зимняя сказка»

В этом сезоне поезд «Зимняя сказка» из Новосибирска на популярный горнолыжный курорт возобновил свое курсирование. Билеты уже в продаже!
Поезд в Шере

Перевернутый дом в Шерегеше

Одной из недавно появившихся достопримечательностей в Шерегеше является удивительный «Перевернутый дом». Такие развлечения для туристов, очень популяр

Азасская пещера

Кто из нас не слышал о снежном человеке? А обитает он, оказывается, в Горной Шории. Самые красивые и труднодоступные места стали уютным пристанищем дл

Шерегеш — всё о горнолыжном курорте

Горнолыжный курорт Шерегеш в Горной Шории (Кемеровская область) является одним из самых популярных в России и широко известен за рубежом. Сегодня мы р

Легенды Горной Шории

Кто-то может считать легенды красивой сказкой для взрослых. Однако, они зачастую несут скрытый значимый смысл. Помогают понять суть явлений. Раскрываю

Туры в Шерегеш из Барнаула

Хотите на несколько дней выпасть из серых будней прямо в таежную сказку сибирского горнолыжного курорта? Тогда вам в тур выходного дня Барнаул — Шерег

Чуйский тракт на Алтае, достопримечательности и туризм

Чуйский тракт — дорога, соединяющая Новосибирск, Барнаул и большую часть населенных пунктов Горного Алтая. Заканчивается на границе с Монголией, в селе Ташанта.

В древности на его месте был Мунгальский тракт — узкая конная тропа для воинов и торговцев.

В 1903 году на месте тропы была построена дорога, достаточная для нешироких телег. Также на реках были оборудованы переправы для паромов. Но дорога быстро разрушилась.


В 1922 году, после исследований писателя и инженера В.Шишкова и создания нового проекта, тракт получил статус дороги государственного значения. При этом он оставался в плохом состоянии. К тому же большинство мостов были разрушены во время гражданской войны.


К 1930 году трассу от Кош-Агача до Бийска выровняли тракторами и засыпали гравием. Переправы заменили мостами. Опасные места с нависающими скалами (бомами) были нейтрализованы. Тяжелую ручную работу выполняли местные жители, а также советские заключенные и репрессированные.


Направление тракта изменили — от Бийска до Черги его перенесли с левого берега Катуни на правый. В 1935 году трасса официально сдана в эксплуатацию. В 1961 году ей присвоено современное название — Чуйский тракт. Протяженность его составила 962 километра.

Старый Чуйский тракт


Изначально на отрезке от Бийска до села Черга трасса проходила по левой стороне реки Катунь. Она соединяла Бийск с селом Алтайское, селом Черга, селами Шебалино, Онгудай и Кош-Агач.


Сегодня действует дорога через Майму, в селе Усть-Сема дорога уходит с правого берега реки на левый. А в Черге новый и старый тракты объединяются.


Местами, можно встретить фрагменты старой дороги за Чергой, это дорога через старый перевал Чике-Таман, участки старого тракта вдоль реки Чуя, из которых можно выделить обустроенный для туристов участок у Белого Бома.

Рельеф и смена ландшафтов


На Чуйском тракте встречаются настолько разные пейзажи, что не верится, что все это — один регион. Авто мчится от предгорий с хвойным лесом до открыточных видов с заснеженными пиками, от холодных и иссушенных степей до красноватых марсианских холмов.


Лес и разноцветные луга сменяются бескрайними пустошами, где на десятки километров может встретиться всего пара деревьев, а трава растет жесткая и сухая. Температура колеблется от жары до осенней прохлады.


Меняются высоты — от котловины к заснеженным хребтам, от равнины к плоскогорью. Контраст ландшафтов и красок поражает воображение. На каждом втором километре хочется остановиться и полюбоваться сказочной, невероятной красотой.


Путь проходит через равнинные, предгорные и горные рельефы.


В Курайской степи пустынно, и только у реки Чуя растут редкие тополя, ивы, облепиха и курильский чай. Пейзаж напоминает Монгольские пустыни. Зато с просторов Курайской степи виден великолепный Северо-Чуйский хребет, поражающий своими размерами и чистыми красками.


Чуйская степь не менее сурова. Это равнина с волнами, которые остались после исчезновения древнего озера. На ней растут кустарники, ковыль, осока, на берегах озер — тростник. Растения жесткие и засухоустойчивые. Климат в обеих низменностях холодный, летом бывают заморозки.

Основные достопримечательности


Стоит сделать несколько остановок при движении по Чуйскому тракту. Достопримечательности начинаются с отметки 384 километра, где находится село Сростки, где жил Василий Шукшин. В селе есть музей, посвященный жизни и творчеству писателя. Также можно посмотреть Ботанический сад рядом с селом Камлак, где собраны редкие растения Сибири и Алтая.


Обязательно нужно посмотреть:

  • Живописные Катунские террасы
  • Священное место в точке слияния Чуи и Катуни (Чуй-Озы)
  • Белые известковые скалы Белый Бом
  • Гейзерово озеро под Акташом
  • Алтайский Марс в урочище Кызыл-Чин


На 583 километре расположен Семинский перевал. А на 667 километре, за селом Онгудай, путешественника ждет региональный памятник природы — перевал Чике-Таман. Недалеко от него находится необычная Песчаная гора. Кажется чудом, что песок в ней держится вертикально, ничем не поддерживаемый.


Среди археологических памятников особенно интересны:

  • Петроглифы Бичикту-Кая-Бом (Каракольская галерея)
  • Петроглифы урочища Калбак-Таш
  • Улалинская стоянка, возраст — 250 тысяч лет
  • Тархатинский мегалитический комплекс (он же Алтайский Стоунхендж)
  • Яломанское городище — памятник эпохи средневековья

Музей Чуйского тракта в Бийске


В самом начале пути, в Бийске, находится музей Чуйского тракта, посвященный истории строительства знаменитой дороги. Музей работает с 10 до 17 часов каждый день, кроме понедельника и вторника. Адрес: Советская, 42.


Логично и полезно начать путешествие с посещения музея. Проезжая яркие места Чуйского тракта, Вы будете вспоминать важные факты, о которых узнали в выставочных залах.


В музее показана история существования пути с зарождения торговли между Россией, Китаем и Монголией. У музея стоит памятник водителям и строителям, участвовавшим в создании тракта.


Памятник представляет собой асфальтированную подкову с разметкой, внутри которой установлено колесо телеги. Эти знаки символизирует развитие от конной тропы до пути для телег и автомобильной дороги.

Инфраструктура 


Вокруг известной на всю страну трассы активно развивается сфера обслуживания. Есть базы отдыха, гостиницы, кафе, автозаправки и магазины.


Больше всего мест для размещения в «Чемальском тупике», на отрезке от Соузги до Чемала. Здесь можно найти множество туристических баз, гостиниц и кемпингов.


В селах жители открывают семейный бизнес, и размещают туристов в гостевых домиках и комнатах своих домов. Встречаются маленькие кафе, развернута придорожная торговля.


Гораздо меньше развит туризм в отдаленных районах — Онгудайском, Кош-Агачском, Улаганском.