Достопримечательности адлера и окрестностей: что посмотреть и куда сходить в Адлере

Содержание

Куда сходить в Адлере. ТОП-50 достопримечательностей центра, олимпийского парка и окрестностей

Оглавление

Центральная часть Адлера

  1. Центральная набережная Адлера
  2. Дендрологический парк «Южные культуры»
  3. ТРЦ «Мандарин»
  4. Памятник рыбке Гамбузии
  5. Океанариум «Sochi Discovery World Aquarium»
  6. Курортный городок
  7. Набережная реки Мзымта
  8. Адлерский дельфинарий
  9. Парк динозавров «Затерянный Мир»
  10. Свято-Троицкий храм
  11. Церковь Сурб Саркис
  12. Адлерский обезьяний питомник

Олимпийский парк (Сириус)

  1. Медальная площадь
  2. Стелла Олимпийского огня
  3. «Стена чемпионов»
  4. Поющие фонтаны
  5. Олимпийские стадионы:
    • Стадион «Фишт»
    • Стадион «Большой»
    • Стадион «Шайба»
    • Стадион «Ледяной куб»
    • Стадион «Адлер Арена»
    • Стадион «Айсберг»
  6. Кладбище староверов
  7. «Радужные мосты»
  8. Трасса Формулы 1
  9. Гоночный болид из кустарника
  10. Сочи Парк
  11. Колесо обозрения
  12. Орнитологический парк
  13. Морвокзал
  14. Набережная
  15. Фонтан «Дружба Народов»
  16. Олимпийская деревня
  17. Вокзал «Олимпийский парк»
  18. Пальмовая аллея
  19. Пресс-центр
  20. Космолёт Буран
  21. Олимпийские объекты у Radisson Collection
  22. Фонтан у отеля «Арфа»

Окрестности Адлера

  1. Красная поляна
  2. Развалины византийского храма в селе Ахштырь
  3. Скайпарк
  4. Форелевое хозяйство «Адлер»
  5. Троице-Георгиевский монастырь
  6. Греческий храм Георгия Победоносца
  7. Смотровая площадка ущелья АхЦу
  8. Стекольная мастерская
  9. Подвесной мост над рекой Мзымта
  10. Ахштырская пещера
  11. Нарзанный источник «Чвижепсе»
  12. Сухой каньон реки Псахо
  13. Мокрый каньон реки Псахо
  14. Водопад Пасть Дракона
  15. Водопад Девичьи слёзы
  16. Водопад Ивановский

Куда сходить в Адлере, чтобы посмотреть самые интересные достопримечательности? В этой статье мы дадим актуальную информацию по 50 самым интересным местам Адлерского района Сочи. Для вашего удобства мы разбили обзор достопримечательностей по локациям: центральная часть Адлера (собственно, сам населённый пункт), Олимпийский парк (Сириус) и окрестности Сочи.

Начнем обзор достопримечательностей с центральной части Адлера. Это прибрежная часть Адлерского района, где останавливаются на отдых большая часть любителей пляжа и моря. Конечно, Адлер, по сравнению с центральной частью Сочи не так богат достопримечательностями, но и здесь есть что посмотреть.

В этой  статье мы вы брали наиболее интересные с нашей точки зрения достопримечательности, куда стоит сходить в Адлере.


  1. Центральная набережная Адлера

Это место популярно среди гостей города и местных жителей. Набережная протянулась от места, где река Мзымта впадает в море до реки Хороты. Общая протяжённость набережной около 2,5 км. Вдоль всей набережной со стороны моря идут пляжи, причём, большая часть из них песчано-галечные. Поэтому это место так полюбили родители с маленькими детьми.

Прогуливаясь по набережной, вы сможете любоваться прекрасной панорамой Черного моря или посидеть в одном из многочисленных прибрежных кафе.


  1. ТРЦ «Мандарин»

Торгово-развлекательный центр «Мандарин» находится в начале променадной зоны центральной набережной. Здесь расположились магазины,  рестораны, бассейн, караоке бары и дискотека.

На песчаном пляже расположились уютные бунгало, которые можно арендовать для отдыха в любое время года. На территории также находятся 17 ресторанов на любой вкус и кошелёк. Поэтому, сходить сюда однозначно стоит! А если вы приехали в Адлер с детьми, то неподалёку от ТРЦ «Мандарин» находится прекрасная детская площадка.

Все детские площадки Адлера с адресами здесь

Пляж «Мандарин», Адлер

Адрес: ул. Бестужева, 1/1, жилой район Адлер, Сочи


  1. Дендрологический парк «Южные культуры»

«Южные культуры» — это великолепный природный парк, который был заложен ещё в 1910 году. Здесь на большой территории произрастает более 600 видов растений. Многочисленные тенистые аллейки и дорожки дают возможность неспешно прогуляться по парку, а многочисленные лавочки приглашают к отдыху.

В парке расположился красивейший пруд с белыми лебедями, розарий, эвкалиптовая аллея, красивый фонтан и множество укромных уголков для отдыха.

А ещё над парком проходит авиатрасса. Недалеко находится аэропорт. Поэтому здесь самолёты снижают высоту, и можно сделать интересные фото летящего самолёта.

Адрес: Россия, посёлок городского типа Сириус, дендрологический парк Южные культуры


  1. Памятник рыбке Гамбузии

Кто уже бывал на обзорной экскурсии по Сочи, знают, что благодаря этой небольшой рыбке Сочи избавился от малярии. Поэтому, памятник этой рыбке поставили на одной из центральных улиц города. Он находится недалеко от центрального парка развлечений. Обязательно найдите памятник рыбке и загадайте желание!

Адрес: ул. Ромашек, 4А, жилой район Адлер, Сочи


  1. Океанариум «Sochi Discovery World Aquarium»

Крупнейший в Сочи океанариум привлекает к себе взрослых и детей. Сходить сюда можно в любое время. Океанариум открыт круглогодично. Подробнее об этом заведении можно прочитать здесь.


  1. Курортный городок

Курортный городок – это часть Адлерского района. Такое название он получил благодаря крупнейшему курортному объединению «Адлеркурорт». На территории Курортного городка находятся четыре корпуса курортного объединения.

Правда, в настоящее время, часть зданий курорта передана под переоборудование и утратила свой статус санаториев. Но это никак не влияет на территорию Курортного городка. А именно территория является фишкой, которую стоит посмотреть.

Здесь находится адлерский дельфинарий и океанариум, о которых мы рассказываем в этой статье. А еще обязательно посмотрите интересный проект ландшафтного дизайна, который ещё в 70-х годах спроектировал Зураб Церетелли.

По всему Курортному городку разбросаны скульптуры, отделанные цветной смальтой. Часть скульптур составляют детскую площадку перед океанариум. Часть скульптур находится на территории отеля Арли (их можно увидеть через изгородь).

И фонтан Коралловый риф находится перед санаторием «Коралл». Обязательно найдите его. Правда, сейчас он находится не в лучшем состоянии. Однако, красивейшие орнаменты, выложенные на дне и стенках бассейна, до сих пор прекрасно сохранились.

Место нахождения детской площадки: напротив океанариума, ул. Ленина, 219А/4, Сочи

Место находения фонтана Коралловый риф: напротив санатория «Коралл», ул. Ленина, 219, Сочи (корпус Коралл)


  1. Набережная реки Мзымта

Планируя сходить на центральную набережную Адлера, включите в маршрут и набережную реки Мзымта. Эти набережные плавно перетекают одна в другую на месте, где река впадает в море. Прогуляться вдоль реки можно до центрального рынка Адлера.

Начало набережной напротив ТРЦ «Мандарин», ул. Бестужева, 1/1, жилой район Адлер, Сочи


  1. Адлерский дельфинарий

Старейший дельфинарий, который работает круглогодично, находится в Адлере. Сходить сюда стоит с детьми. Интересное шоу с дельфинами и белухами никого не оставит равнодушным. Дельфинарий находится на променадной зоне Курортного городка недалеко от детской площадки Зураба Церетели. Поэтому, посетив дельфинарий, у вас будет возможность прогуляться по прекрасному парку до детской площадки.

В Курортном городке есть несколько детских площадок. Подробнее читайте здесь.


  1. Парк динозавров «Затерянный Мир»

Парк динозавров – ещё одно место для посещения с детьми. В шикарном парке Курортного городка нашли пристанище опасные динозавры. Действующие модели динозавров почти как живые двигают телом и издают страшные звуки.

А еще здесь каждый может почувствовать себя настоящим археологом. На большой территории проводятся «раскопки» древних животных.


  1. Свято-Троицкий храм

Свято-Троицкий храм находится в самом центре Адлера и в историческом месте. Здесь в 1837 году был заложен форт Святого Духа. На месте которого впоследствии был построен храм храм Сошествия Святаго Духа. Прослужив опорой верующих христиан более ста лет, он был разрушен в 1947 году.

Но, несмотря на многие годы забвения, намоленное место обрело новый храм в 1990 году. Красивая территория, на которой находится воздушная ротонда и сам храм, достойна того, чтобы сходить сюда и вознести молитвы за здоровье и благополучие.

Адрес: ул. Кирова, 22А, жилой район Адлер, Сочи


  1. Церковь Сурб-Саркис

Так уж получилось, что неподалёку от Свято-Троицкого храма находится армянская церковь Сурб-Саркис.   Построено оно было относительно недавно. Прогуливаясь по узким улочкам Адлера, его нельзя не заметить.

Высокое здание песочного цвета построено в виде креста. Множество треугольных скатов крыш, покрытых красной черепицей и треугольные окна, придают зданию строгий и торжественный вид.

Адрес: ул. Бестужева, 8/2, жилой район Адлер, Сочи, Россия


  1. Адлерский обезьяний питомник

Обезьяним питомником называют многочисленные вольеры с животными, находящиеся на территории НИИ Медицинской Приматологии в Адлере. Приехав сюда, сходите на экскурсию по питомнику. Здесь обитает пятнадцать видов обезьян.

Прогуливаясь по питомнику, вы увидите самую маленькую в мире беличью обезьяну, Зелёную мартышку и огромного павиана. А ещё узнаете много интересного о жизни этих удивительных созданий.

Адрес: ул. Мира, 177, корп. 1, село Весёлое

Подробную статью о том, что можно посмотреть в Олимпийском парке (Сириусе) мы уже писали. Поэтому, чтобы не повторяться, просто перейдите по ссылке на статью и читайте подробности. Также можно перейти по ссылке сразу на интересующий вас объект.

  1. Медальная площадь
  2. Стелла Олимпийского огня
  3. «Стена чемпионов»
  4. Поющие фонтаны
  5. Олимпийские стадионы:
    • Стадион «Фишт»
    • Стадион «Большой»
    • Стадион «Шайба»
    • Стадион «Ледяной куб»
    • Стадион «Адлер Арена»
    • Стадион «Айсберг»
  6. Кладбище староверов
  7. «Радужные мосты»
  8. Трасса Формулы 1
  9. Гоночный болид из кустарника
  10. Сочи Парк
  11. Колесо обозрения
  12. Орнитологический парк
  13. Морвокзал
  14. Набережная
  15. Фонтан «Дружба Народов»
  16. Олимпийская деревня
  17. Вокзал «Олимпийский парк»
  18. Пальмовая аллея
  19. Пресс-центр
  20. Космолёт Буран
  21. Олимпийские объекты у Radisson Collection
  22. Фонтан у отеля «Арфа»

Адлерский район достаточно большой. И кроме достопримечательностей в центре Адлера и в Сириусе, есть ещё Красная поляна и окрестности. Здесь мы собрали перечень самых интересных достопримечательностей Адлера, куда стоит сходить.


  1. Красная поляна

Достопримечательности Красной поляны – это отдельная большая статья, которую можно прочитать здесь.


  1. Развалины византийского храма в селе Ахштырь

Это место, куда стоит сходить обязательно. Развалины старого византийского храма VI-VIII веков притягивают сюда верующих со всего Сочи. Место это не туристическое. Сюда не возят экскурсии. И от этого оно становится ещё привлекательнее.

Стены полуразрушенного христианского храма до сих пор хранят мощную энергетику верующих, приходивших сюда сотни лет назад , и продолжающих посещать это место по сей день.

Адрес: Россия, Краснодарский край, городской округ Сочи, село Ахштырь


  1. Скайпарк

Про парк развлечений на высоте мы писали неоднократно. Если коротко, то это подвесной пешеходный мост, который находится на высоте 207 метров над землёй. Его протяжённость 439 метров. И это самый длинный пешеходный мост в Европе.

Хотите более подробную информацию? Читайте здесь.


  1. Форелевое хозяйство «Адлер»

Куда ещё можно сходить в окрестностях Адлера? Конечно же, на форелевое хозяйство! Это крупнейшее форелевое хозяйство в России, основанное в 1964 году. Сейчас здесь проводятся экскурсии по территории хозяйства.

Круглогодично можно посмотреть, как выращивают форель, увидеть уникальных особей голубой, белой и Адлерской янтарной форели и покормить с рук этих красивых хищных рыб.

Адрес: Форелевая ул., 45А, село Казачий Брод, Россия


  1. Троице-Георгиевский монастырь

Посещая Адлер, обязательно съездите в Троице-Георгиевский женский монастырь. Сходить сюда стоит и верующим и не верующим. Ведь главный храм назван в честь святого Уара, который покровительствует и не крещёным людям. Здесь можно заказать службу за здравие и за упокой не крещённых людей.

Прекрасная территория храма позволяет отдохнуть от мирской суеты, прогуляться по живописным дорожкам между храмами и насладиться великолепием храма Иконы Божьей Матери Семистрельной.

Адрес: Будёновская ул., 26, село Лесное


  1. Греческий храм Георгия Победоносца

Ещё одна жемчужина в ожерелье православных храмов Адлера – Храм Георгия Победоносца. Этот храм возведён в конце XIX века греками, проживающими на этой территории. В отличие от своего соседа, Троице-Георгиевского монастыря, храм Георгия Победоносца не блистает золотыми куполами и роскошью отделки.

Здесь всё скромно и лаконично. Но скромность в убранстве с лихвой перекрывает сильная энергетика этого места и икон, находящихся здесь. И обязательно пообщайтесь с тётушкой-служительницей, которая продаёт свечки на входе в храм. Она расскажет много интересного об истории храма и святых иконах.

Адрес: Будёновская ул., 5А, село Лесное


  1. Смотровая площадка ущелья АхЦу

Это место мы не могли обойти стороной. Красивейшие пейзажи, открывающиеся по пути на Красную поляну, по достоинству оценили многие. Ведь эта дорога является самой красивой в Сочи.

И на одном из участков старой краснополянской дороги находится видовая площадка ущелья АхЦу. Перед вами откроется великолепный вид на две горы, которые практически сошлись друг с другом. А в перевёрнутом треугольнике пространства между горами, как в окошке в другую реальность, открывается вид на горные вершины Красной поляны.

Адрес: Партизанская улица, 10, село Монастырь, городской округ Сочи


  1. Стекольная мастерская

Стекольная мастерская – это место для взрослых и детей. Обязательно сходите на шоу стеклодувов, которое проводится ежедневно. А для самых любознательных предоставится возможность поучаствовать в мастер-классе по изготовлению стеклянной фигурки.

Любителям эстетики откроется широкий выбор стеклянных фигур, цветов, ваз, картин, посуды, сделанной местными мастерами-стеклодувами. Подробнее о стекольной мастерской можно прочитать здесь

Адрес: Форелевая ул., 45А, село Казачий Брод, Россия


  1. Подвесной мост над рекой Мзымта

Посетив стекольную мастерскую, не спешите уходить. Прогуляйтесь чуть дальше к реке, и вы увидите деревянный мост , который держится на железных тросах, перекинутых через реку. Именно по таким мостам ещё 100-200 лет назад люди перебирались с одного на другой берег реки.

С моста открываются замечательные виды на ущелье реки Мзымта и на отвесные скалы, обрамляющие бурный поток голубой воды.

Адрес: ориентир жилой дом по адресу Форелевая улица, 45, село Казачий Брод, городской округ Сочи.


  1. Ахштырская пещера

Вот то место, куда нужно сходить обязательно! Именно здесь около 70 000 лет назад жили древние неандертальцы. В память о своем пребывании в этих местах они оставили скальные рисунки, сохранившиеся до нашего времени. Подробнее об Ахштырской пещере читайте здесь.

Адрес: городской округ Сочи, село Казачий Брод, Форелевая улица. Ориентир — дорога к Скайпарку.


  1. Нарзанный источник «Чвижепсе»

Сочи по праву называется городом-курортом. И дело не только в прекрасном климате, море и большом количестве санаториев. В Сочи находится два самых известных лечебных источника питьевой воды. Нарзанный источник «Чвижепсе» — один из них.

Минеральная вода в местечке Чвижепсе бьёт из под земли. Скважина находится на глубине 200 метров. Неподалёку от скважины находится бювет, в который подается вода.

Адрес: Нарзанная ул., 2, село Чвижепсе


  1. Сухой каньон реки Псахо

Про этот каньон мы писали в одной из наших статей. Подробнее можно прочитать здесь.


  1. Мокрый каньон реки Псахо

И это место достойно внимания. Красивейший каньон образовался по берегам реки Псахо. Правда, нужно учесть, что добраться самостоятельно будет достаточно сложно ввиду труднодоступности этого каньона от хорошей проходимой дороги.

Но пытливому туристу преграды нипочём. Поэтому в нашей статье мы написали, как можно добраться до этого места.


  1. Водопад Пасть Дракона

Красивейший водопад Адлерского района всегда ждёт своих гостей. Уютно расположившись в узком ущелье между скалами, водопад привлекает к себе внимание любителей природы. Большим плюсом является его близость к автомобильной дороге. Сходить сюда может человек с любой физической подготовкой.

Обращаем внимание на то, что все водопады Сочи и Адлера наиболее полноводны зимой и весной. Летом и осенью реки мелеют, поэтому, придя сюда в летний знойный день, вы рискуете остаться без шикарного зрелища падающей воды. Подробнее о водопаде.


  1. Водопад Девичьи слёзы

Незаслуженно забытый и мало посещаемый водопад Девичьи слёзы, достоин внимания любителей природы. Он находится на участке старой Краснополянской дороги, который сейчас не используется.

Отдельным бонусом к походу до водопада станет шикарная видовая панорама ущелья и прекрасных гор Красной поляны. На общественном транспорте добраться туда возможности нет, экскурсионные автобусы также в это место не заезжают. Для посещения большинства природных достопримечательноестей Адлера можно воспользоваться арендованным автомобилем или такси.

Водопад Ивановский

Добраться до этого водопада, затерявшегося среди густого леса непросто. И, скорее всего, самостоятельно добраться до него вам не удастся.  Дорогу к водопаду можно осилить только на внедорожнике с очень большим клиренсом.  Обычный внедорожник рискует застрять на одной из лесных дорог. Поэтому, воспользуйтесь услугами специализированных компаний, которые организуют джип-туры по окрестностям Адлера.

Вам могут быть интересны

Главные достопримечательности Сочи и Адлера

Сочи занимает лидирующие позиции в рейтинге российских курортов на протяжении долгих лет. В городе и окрестностях настолько много интересных достопримечательностей, что любые сомнения мгновенно улетучиваются сразу после приземления в аэропорту. Олимпиада 2014 года настолько преобразила архитектурный сочинский облик, что его трудно узнать. Знакомство с основными достопримечательностями позволяет идеально спланировать отдых и экономно распределить силы.

Самые интересные достопримечательности Сочи и Адлера без спешки

Знакомство с уникальным южным миром во всем великолепии позволяет надолго сохранить в памяти прекрасные мгновения. В Сочи есть немало объектов, среди которых храмы, соборы, дворцы и здания. Красота крупного отечественного курорта и уровень обслуживания ни в чем не уступает европейскому. Туристы очарованы не только бирюзовым морем и многокилометровыми пляжами, но и многочисленными экскурсиями, позволяющими окунуться в богатое историческое прошлое.

Что посмотреть в Сочи

Список наиболее интересных объектов составлен по отзывам туристов, не раз побывавших на главном курорте страны, итак:

  • Возглавляет список Сочинский Дендрарий в Хостинском районе, в котором насчитывается свыше 2000 видов субтропической растительности и редких животных. Над территорией площадью в 50 га пролегает канатная дорога, с высоты которой открывается чудесный вид на двухъярусную территорию, в верхней части которой раскинулся великолепный пруд. Подзоны региональной принадлежности представлены Японским уголком, Китайским двориком и другими
  • Смотровая башня. Между Мацестой и Хостой в междуречье высится гора Ахун высотой 668 м, ее вершину венчает роскошный архитектурный памятник в виде старинной смотровой башни, охраняемой государством, а чуть выше – «чертово колесо». Со смотровой площадки открывается вид на Лазаревское побережье, простирающееся до самого Адлера, и на Кавказские горы
  • Третья строка принадлежит Красной Поляне – знаменитому горному курорту. Это место расчерчено трассами разной сложности, с крутыми подъёмами и спусками, которое идеально подходит для зимнего времяпрепровождения. Здесь же можно полюбоваться водопадами, дольменами, ущельями и знаменитыми минеральными источниками
  • Национальный парк включает Адлерскую, Лазаревскую и Центральную группу. Идиллические луга и поляны плавно переходят в горные массивы. Туристы могут побывать в Берендеевском царстве, на чистых озерах, в карстовых пещерах, в многочисленных каньонах
  • В Олимпийском парке в 2014 году были сооружены дворцы: Айсберг, Адлер-Арена, Фишт, Айсберг и ледовые площадки. Для осмотра стадионов, колец и поющих фонтанов, удаленных друг от друга на приличном расстоянии, понадобится ролики или велосипеды
  • Океанариум оформлен тематически и превосходит все известные в стране водоемы. Второй этаж здания занимают пресноводные, первый – представители морской фауны, среди которых медузы, скаты и даже акулы
  • В качестве свидетеля исторических событий на русской земле выступает Сочи-парк. Отдельные направления представлены «Краем богатырей», «Заколдованным лесом», «Аллеей огней», «Краем науки», «Эко деревней». На территории действуют игровые и развлекательные площадки европейского уровня, на которых устраиваются праздничные концерты и вечера
  • Skypark создан в Аштырском ущелье для экстремальных развлечений, среди которых полеты с с банджи-веревкой, посещение каньона Дзыхра и Лиановой пещеры, катание на качелях на большой высоте. Главным украшением служит 440-метровый подвесной мост, возвышающийся на реликтовым массивом
  • Дельфинарии в Сочи на Ривьере и в Адлере. В сочинском водоеме демонстрируются шоу с котиками, львами и дельфинами. Кроме того, с ними можно пообщаться в семейном формате. Дельфинарий находится в окружении зоопарка, пингвинария и сада бабочек
  • Культурный комплекс «Моя Россия» разбит на территориальные зоны, среди которых есть «Сибирь», «Бурятия» и все остальные отечественные регионы

Знакомство с Адлером

В Адлере туристов ожидает много сюрпризов, основные из них:

  1. Аквапарк «Амфибиус»;
  2. Аштырская пещера — одна из 400 известных подземелий;
  3. Парк экстремальных развлечений «SKYPARK»;
  4. Дзыхринское подземелье;
  5. Речной каньон Псахо;
  6. Дзыхринское подземелье;
  7. Питомник обезьян;
  8. Парк «южные культуры»;
  9. Форелевые хозяйства.

Путешественники не могут равнодушно пройти в Сочи мимо величественного Морского вокзала с богиней мореплавания, музея «Дачи Сталина», Воронцовских пещер, хостинской Тисо-самшитовой рощи и массы других культурных островков. Вы можете полюбоваться шедеврами самостоятельно или в составе экскурсионной группы. В городе есть индивидуальные гиды-сопровождающие, работающие по лицензии.

Глава 4, часть 2: Индивидуальная психология Адлера – PSY321 Текст курса: Теории личности

Адлер разработал концепцию индивидуальной психологии, исходя из своего наблюдения, что психологи начинают игнорировать то, что он называл единством личности.

Если коротко обобщить Индивидуальную Психологию, дети начинают жизнь с чувством неполноценности по отношению к своим родителям, а также ко всему миру. Жизнь ребенка становится постоянным усилием преодолеть эту неполноценность, и ребенок постоянно беспокоен. Когда ребенок стремится к превосходству, он творчески формирует цели, даже если конечной целью является вымышленное представление о достижении превосходства. Действительно, Адлер считал, что невозможно думать, чувствовать, желать или действовать без осознания какой-либо цели и что каждое психологическое явление может быть понято только в том случае, если оно рассматривается как подготовка к какой-либо цели. Таким образом, вся жизнь человека становится сосредоточенной на заданном плане достижения конечной цели (какой бы она ни была). Такая перспектива должна быть уникально индивидуальной, поскольку у каждого человека особое детское чувство неполноценности, творческий стиль жизни и конечные цели будут уникальными для их собственного опыта (Адлер, 19).14/1963).

Предположение о том, что стремление преодолеть свою неполноценность является движущей силой, лежащей в основе развития личности, является, конечно, значительным отступлением от предположения Фрейда о том, что развитие вращается вокруг поиска психосексуального удовлетворения. Еще одно важное отличие состоит в том, что Адлер не проводил различия между сознательным и бессознательным разумом, как это делал Фрейд:

Использование терминов «сознание» и «бессознательное» для обозначения отличительных факторов в практике индивидуальной психологии некорректно. Сознание и бессознательное движутся вместе в одном направлении и не являются противоречиями, как это часто думают. Более того, между ними нет четкой демаркационной линии. Это просто вопрос открытия цели их совместного движения. (стр. 56; Адлер, 19 лет)29а)

Неполноценность и компенсация

В 1907 году Адлер опубликовал свое классическое «Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», которое было переведено на английский язык 10 лет спустя (Adler, 1917). В первую очередь это была медицинская статья о последствиях неполноценности органов, в которой Адлер рассматривал, как нервная система помогает организму адаптироваться к физическим недугам, возникшим буквально в результате неполноценного развития органов. Например, часто предполагается, что слепые люди лучше слышат. Однако социальные психологи продемонстрировали, что социальная среда может сильно влиять на нашу чувствительность к внешним раздражителям. Причина этого, вероятно, как раз в том, что Адлер назвал основным средством, с помощью которого мозг может компенсировать любой дефицит; привлекая внимание к процессам, необходимым для компенсации. Таким образом, если у человека проблемы со зрением, он уделяет более пристальное внимание слуху, а также другим органам чувств. Однако это не идеальная система, и она также может привести к сверхкомпенсации. В результате усилия психики (в том числе бессознательные усилия) по компенсации какой-либо проблемы могут быть вызваны самыми разнообразными физическими симптомами. Как отмечал Фрейд, истерические симптомы обычно проявляются как физические проблемы. Согласно Адлеру, в основе этих физических симптомов, даже если они вызваны исключительно психикой, должна лежать неполноценность некоторых органов внутри тела (Адлер, 19).17).

Адлер не ограничивал свою теорию неполноценности органов медицинскими проблемами или невротическими симптомами, а, скорее, расширил теорию, включив в нее все аспекты жизни. Компенсация относится к типичному способу, которым человек стремится преодолеть трудности. Например, если человек сломает руку, он научится действовать с помощью гипса, а если он потеряет зрение, он научится пользоваться тростью или работать с собакой-поводырем (Dreikurs, 1950; Mosak & Maniacci, 1999). Если мы рассмотрим компенсацию в более психосоциальной сфере, примеры могут включать студента колледжа, который не может найти подходящего парня или девушку, поэтому он сосредотачивается на том, чтобы стать отличником, студент, который не успевает в учебе, сосредотачивает свои усилия на том, чтобы стать звездным спортсменом. , или единственный ребенок, который хотел иметь братьев и сестер, имеет много собственных детей (Лундин, 19 лет).89). В таких случаях компенсация приводит к балансу в жизни. Слабость или, по крайней мере, предполагаемая слабость компенсируется другими способами (Manaster & Corsini, 1982). Сверхкомпенсация предполагает доведение компенсации до крайности. Например, человек, родившийся с больной ногой, стремится стать профессиональным танцором, или человек, родившийся в бедности, стремится стать миллионером, а затем продолжает работать по 80 и более часов в неделю, стремясь стать миллиардером. Вообще говоря, механизмы неполноценности личности более сложны, чем механизмы неполноценности органов. Точно так же компенсация и сверхкомпенсация являются более сложными, когда они относятся к личности человека, чем когда они связаны с физическими проблемами (Manaster & Corsini, 19).82).

Когда человеку трудно преодолевать жизненные трудности, у него может развиться то, что Адлер назвал комплексом неполноценности (Адлер, 1928, 1929а, 1931а). Хотя чувство неполноценности универсально, как и стремление к превосходству, люди не созданы равными. У всех нас есть разные сильные и слабые стороны. Однако, когда человек не может компенсировать свои слабости, и его переполняет чувство неполноценности, возникает комплекс неполноценности. По Адлеру, термин «комплекс» не совсем точен, потому что так называемый комплекс неполноценности сложен и пронизывает всю личность. И все же это не всегда может быть очевидно. Человек с комплексом неполноценности может чувствовать себя комфортно в ситуациях, в которых у него достаточно опыта, чтобы чувствовать себя уверенно, хотя он может создавать такие ситуации, избегая конкуренции, которая может обнажить его слабости (Адлер, 19 лет). 29а). Однако комплекс неполноценности проявляется в напряженных или трудных ситуациях и часто принимает форму оправданий, почему человек не может следовать определенному курсу действий. Для психологов, согласно Адлеру, наличие комплекса неполноценности обычно можно распознать по противоречиям, определенным эмоциям, таким как сомнение, и в целом по нерешительному поведению. Таким образом, правильное лечение состоит в том, чтобы поощрять людей, никогда не обескураживать их и помогать им понять, что они способны решать проблемы и встречать жизненные трудности (Адлер, 19 лет).29а).

Когда сильное чувство неполноценности, связанное с комплексом неполноценности, становится невыносимым, оно может трансформироваться в уникальную иллюзию, которую Адлер назвал комплексом превосходства (Adler, 1928, 1929a, 1931a). Комплекс превосходства не следует рассматривать как продолжение нормального процесса стремления к превосходству. Комплекс превосходства возникает из комплекса неполноценности и на самом деле является продолжением сильного чувства неполноценности. Интересно, что такие люди обычно не позиционируют себя как превосходные личности; вместо этого они могут быть высокомерными, высокомерными, властными или цепляться за видных и важных людей. Напротив, люди, которые действительно выше других, часто имеют чувство скромности (Лундин, 19 лет).89; Мосак и Маниаччи, 1999). Сложность комплекса превосходства и его происхождение из чувства неполноценности и постоянного стремления к всеобщему превосходству можно увидеть не только в невротических симптомах и других формах психических заболеваний, но и в преступном поведении.

Мы видим детей, которые начинают воровать, страдающих от чувства превосходства. Они считают, что обманывают других; что другие не знают, что они воруют. Таким образом, они богаче с небольшими усилиями. Это же чувство очень сильно выражено у преступников, считающих себя высшими героями… он хочет устроить так, чтобы избежать решения жизненных проблем. Таким образом, преступность является результатом комплекса превосходства, а не выражением фундаментальной и изначальной злобы. (стр. 80-81; Адлер, 19 лет)29а)

Стиль жизни и план жизни

По словам Адлера, каждый сталкивается в жизни с трудностями и стремится их преодолеть. Поскольку каждый человек сталкивается со своими уникальными трудностями и стремится компенсировать их собственными характерными способами, учитывая среду (или культуру), в которой он живет, у человека развивается чувство смысла своей жизни, и он ставит цель для своих стремлений. Первоначально Адлер называл последовательное движение к этой первостепенной цели жизненным планом, но этот термин оказался несколько запутанным. Поэтому Адлер вместо этого решил назвать стремление к цели стилем жизни. Стиль жизни объединяет личность, так как он основан на раннем жизненном опыте. Однако индивидуальная психология смотрит не в прошлое, а скорее в будущее. Зная стиль жизни человека, мы можем предсказать его будущие действия (Адлер, 19 лет).29а, 1931а).

Стиль жизни не всегда легко распознать, особенно у психически здорового человека или в периоды относительного затишья. Когда человек сталкивается с новой ситуацией или с новой трудностью, его стиль жизни становится понятным другим. Для нормального человека стиль жизни – это рамки, в которых человек адаптируется к своему обществу таким образом, что общество получает пользу от работы человека, а сам человек имеет энергию и мужество, чтобы противостоять любым проблемам и трудностям. которые возникают (Адлер, 1929а). Стиль жизни включает в себя наше индивидуальное творчество, способы, которыми мы решаем проблемы и компенсируем неполноценность, наши взгляды, мнения и цели. Он объединяет и выражает нашу личность, обеспечивает согласованность того, как мы живем, и помогает нам найти свое место в мире (Adler, 1931a; Dreikurs, 1950; Lundin, 1989; Mosak & Maniacci, 1999).

Стиль жизни закладывается довольно рано в детстве, что может стать серьезной проблемой, если окажется дисфункциональным стилем жизни. Комплекс неполноценности — это, конечно, один из ошибочных стилей жизни. Когда комплекс неполноценности возникает из-за фактической неполноценности органа, это может быть особенно неприятно. Роберт Лундин (1989) описал случай старшеклассника, которого он знал в колледже, ростом всего 5 футов 3 дюйма (очень низкий для мужчины, хотя на самом деле это было бы только воспринимаемой неполноценностью). Он был чрезвычайно высокомерным и враждебным по отношению к младшим ученикам, утверждая, что превосходит их интеллектуально во всех отношениях. Он даже предложил быть соседом Лундина по комнате, поскольку Лундин явно нуждался в его помощи, чтобы улучшить неполноценную личность Лундина! Лундин отклонил предложение. Адлер отметил, что неполноценность органов не всегда является негативной ситуацией, и, учитывая современные достижения в области протезирования, теперь еще более верно то, что неполноценность органов не обязательно снижает качество жизни человека. Однако Адлер подчеркивал, что важнее всего то, как человек переживает слабость своей неполноценности органов. Одни стараются избегать или отрицать проблему, другие постоянно «борются и борются» со своими трудностями. В конце концов, все сводится к творческой способности личности адаптироваться (см. ниже; Адлер, 19 лет).32а/1964).

В дополнение к стилю жизни, который может быть результатом неполноценности органов (или воспринимаемой неполноценности органов), Адлер обсудил два других фактора, которые обычно приводят к неблагополучному образу жизни и которые можно отнести в первую очередь к родительскому влиянию: баловство и пренебрежение. Избалованный образ жизни особенно беспокоил Адлера. Он имел в виду не детей, которых любят и о которых заботятся, а детей, чьи родители постоянно нависают над ними, решают любую проблему и освобождают ребенка от любых обязанностей или ответственности. В результате ребенок никогда не научится заботиться о себе или взаимодействовать с другими в духе сотрудничества.

Чем глубже я вникал в проблему неврозов и разбирал представленные случаи, тем яснее приходил к выводу, что в каждом индивидууме с неврозом можно проследить некоторую степень баловства… В таких условиях ребенок развивается как паразит … (стр. 88-89; Адлер, 1932а/1964)

Развивая эту идею, Адлер писал, что, когда имеешь дело с «трудными детьми, нервными или душевнобольными, самоубийцами, правонарушителями, наркоманами или извращенцами и т. д.», у него отсутствует социальное чувство (Адлер, 19).64). Другими словами, они просто плохо функционируют в отношениях с другими, потому что им никогда не приходилось этого делать. Что же касается безнадзорного ребенка, нежеланного, то у него вообще не было возможности для социального взаимодействия, поскольку его собственная семья не взаимодействует с ним. Адлер считал, что в случаях самоубийства можно желать даже смерти как средства мести тем, кто обидел ребенка или пренебрег им, показывая другим, что они потеряли в том, кого не смогли полюбить (Адлер, 1967). Поскольку чувство пренебрежения относительно, изнеженные дети часто оказываются в более позднем возрасте в ситуациях, когда они чувствуют себя заброшенными, поскольку они могут больше не получать того баловства, к которому они привыкли (Адлер, 19 лет).32а/1964).

Социальные интересы и сотрудничество

Адлер считал, что правильный путь к достижению превосходства лежит через общественный интерес и сотрудничество, которое естественным образом следует за ним. Однако это не какая-то возвышенная философия, а простая реальность. По словам Адлера, «мы находимся в середине потока эволюции». Таким образом, человеческий вид в целом стремился к превосходству, точно так же, как каждый индивидуум стремится к личному превосходству (Адлер, 1964). Слабость человека заставляет его искать поддержки у других, живя в обществе:

Все люди чувствуют себя неадекватно в определенных ситуациях. Они чувствуют себя подавленными жизненными трудностями и не способны справиться с ними в одиночку. Следовательно, одна из сильнейших тенденций человека состоит в том, чтобы образовывать группы, чтобы он мог жить как член общества, а не как изолированный индивидуум. Эта общественная жизнь, без сомнения, очень помогла ему в преодолении чувства неполноценности и неполноценности. Мы знаем, что так обстоит дело с животными, где более слабые виды всегда живут группами… С другой стороны, гориллы, львы и тигры могут жить изолированно, потому что природа дала им средства самозащиты. У человека нет ни их великой силы, ни их когтей, ни их зубов, и потому он не может жить врозь. Таким образом, мы находим, что начало общественной жизни лежит в слабости личности. (стр. 60-61; Адлер, 19 лет)29а)

Эта эволюционная перспектива объясняет тот парадокс, что индивидуальная психология сосредоточена главным образом на социальных отношениях! Опять же, мы знаем (хотя, возможно, бессознательно), что в одиночку мы слабы и неполноценны, но вместе мы можем совершить великие дела. Обнадеживающее видение Адлера будущего состоит в том, что когда-нибудь социальное чувство человечества преодолеет все, что ему противостоит, и люди будут жить в гармонии. В то же время, однако, он признает, что многие вещи по-прежнему препятствуют этому и работают на разрушение социальных чувств и социальных интересов детей, такие как сексизм, расизм, бедность, преступность, смертная казнь, самоубийство, жадность, плохое обращение с бедными, инвалиды и старики, а также все формы предубеждений, дискриминации и нетерпимости (Адлер, 19 лет). 64). Это непростая задача, стоящая перед человечеством, но Адлер предположил, что путь к гармонии частично лежит в признании трех основных связей, которые каждый человек должен учитывать. Во-первых, мы привязаны к этому единому миру, земле. Мы должны научиться выживать здесь, учитывая все преимущества и недостатки, которые это означает. Во-вторых, мы не единственный представитель человечества. Через сотрудничество и объединение мы можем найти силу для всех и обеспечить будущее человечества. Наконец, мы должны признать, что есть два пола. Для Адлера эта последняя связь разрешается прежде всего через любовь и брак. Хотя это может показаться продуктом культурного воспитания Адлера, это также подразумевает заботу и уважение к представителям другого пола. В противном случае любовь — это слово, употребляемое без смысла. Адлер предположил, что если мы придаем смысл жизни через признание этих трех связей с нашим окружением, тогда другие могут разделить с нами смысл жизни, и тогда польза вернется к нам (Адлер, 19). 31а).

В более практическом плане общественный интерес проявляется в сотрудничестве. Чтобы человек преодолел собственное чувство неполноценности, он должен знать, что он ценен, что происходит только от вклада в общее благо. Адлер считал, что те, кто ищет личной власти, преследуют ложную цель, и в конце концов они вообще исчезнут из жизни. Однако, внося свой вклад в семью и общество, воспитывая детей или способствуя успеху своей культуры или общества, человек может претендовать на чувство бессмертия. Индивидуальная психология основана на предпосылке, что когда человек осознает, что общее благо необходимо для развития человечества, он будет стремиться к личному развитию, которое соответствует высшему благу. Они признают, что и хорошее, и проблемы, которые встречаются на их пути, принадлежат всем, и они будут сотрудничать в поисках решения проблем. Они не будут просить ничего взамен, так как осознают, что все, что они делают для блага других, в конечном счете идет и им на пользу (Адлер, 19). 33/1964). Эта перспектива удивительно близка к восточной философии и концепциям межбытия и кармы, хотя религиозные отсылки Адлера в основном христианские (хотя Адлер родился евреем, позже стал христианином).

В американском обществе работа часто выполняется командами. Краткое определение команды — это два или более человека с разными ролями, которые социально взаимодействуют для достижения какой-то общей цели. Команды могут привести к успешным результатам в самых разных условиях, таких как разработка программного обеспечения, олимпийский хоккей, реагирование на вспышки заболеваний или неожиданное повреждение космического корабля, такого как «Аполлон-13». Однако команды также могут привести к групповым неудачам, таким как неудачи международной разведки, приведшие к 9/11 террористическая атака на Всемирный торговый центр, авария космического корабля «Колумбия» или широко известная гибель людей, связанных со штормом, на горе Эверест в 1997 году (Kozlowski & Ilgen, 2006; Marks, 2006; подробнее о горе Эверест см. Букреев). и ДеУолт, 1997; Кракауэр, 1997). Учитывая важность командной работы как в личных условиях, так и внутри организаций, было проведено большое количество исследований команд, посвященных когнитивным, мотивационным и поведенческим факторам, а также информации об эффективном дизайне команды, обучении команды и лидерстве в команде. Несмотря на обилие информации о положительных и отрицательных факторах командной работы, в западном мире существует интересное противоречие:

…Мы обучаем наших детей индивидуально. Мы нанимаем, обучаем и вознаграждаем сотрудников как отдельных лиц. И, тем не менее, мы глубоко верим, что люди, объединенные в команду, мало задумываясь о составе команды, обучении и развитии, а также о лидерстве, будут эффективными и успешными. (стр. 115; Козловски и Ильген, 2006 г.)

Жизненные задачи — работа, общественная жизнь и любовь

Основываясь на трех описанных выше связях, наших связях с землей, человечеством и противоположным полом, Адлер описал три жизненные задачи: работа, общественная жизнь и любовь. Работа связана с землей в эволюционном смысле, начиная с того времени, когда наши древние предки были охотниками/собирателями, зависящими от окружающей среды в поисках пищи и крова. По словам Адлера, все жизненные вопросы можно найти в этих трех задачах, которые постоянно бросают нам вызов на протяжении всей жизни. Эти задачи взаимосвязаны, поскольку каждая из них зависит от успешного выполнения двух других. Учитывая эту взаимосвязь, Адлер считал, что то, как человек подходит к каждой из этих задач в своем стиле жизни, многое говорит о том, что он считает смыслом жизни. Необходимо, конечно, чтобы был баланс. Например, человек в несчастливом браке может проводить много времени на работе. Это представляет собой ошибочный образ жизни (Адлер, 19 лет).31а, 1964). Что еще хуже, это тот, кто не выполняет ни одной из жизненных задач.

Важность рабочего задания заключается в том, что мы должны что-то делать со своим временем. Когда люди начали сотрудничать, они смогли разделить свой труд. Кто-то охотился, кто-то занимался сельским хозяйством, кто-то стал ремесленником, кто-то растил молодежь, а кто-то в конце концов служил в армиях, защищавших всех остальных. Таким образом, каждый человек выполнял ценную роль в обществе (даже если эта роль не была престижной), и каждый извлекал выгоду из способности каждого человека стать более экспертом в своей роли.

Конечно, такого рода общественное сотрудничество есть вторая задача жизни, совместной жизни или, как ее иногда называют, иметь друзей. Работать с другими на общее благо может быть довольно сложно, если люди делают это только для собственной выгоды или если они не доверяют или боятся тех, с кем, как кажется, сотрудничают. По мере того как общества становились более развитыми, а образование становилось важной частью общества, в большинстве обществ поощрялись социальные интересы как аспект образования. В Америке, например, мы говорим о детях, которые учатся быть хорошими гражданами, и в школах много уроков гражданского права. Кроме того, общества устанавливают не только формальные и неформальные руководящие принципы и нормы приемлемого поведения, но и пишутся фактические законы для наказания тех, кто действует вопреки общему благу. Не то чтобы это было легко! Первая поправка к американской конституции гарантирует свободу слова, которая включает в себя право оспаривать само существование нашей формы правления. Однако общепризнано, что большее благо приносит защита людей от возможных злоупотреблений властью со стороны правительства. Не вдаваясь в обсуждение политики, этот баланс, который направлен на то, чтобы служить наилучшим интересам сообщества граждан, привел к одному из самых продолжительных правительств в мире сегодня.

Когда Адлер говорил о третьей задаче жизни, задаче любви, он прежде всего имел в виду выбор партнера для рождения и воспитания детей. Когда ребенок рождается впервые, любовь к матери является основой для развития у ребенка социальных чувств. Если ребенок запущен, он не учится относиться к другим, или если он избалован, ему не нужно общаться с другими. Ранний вызов для ребенка обнаруживается в характере отца, а затем любых братьев и сестер, которые могут быть частью семьи. Обычно они не относятся к ребенку с такой же нежной любовью, как мать. Если мать защищает ребенка от этого, балуя и балуя младенца, развивается беспорядочный образ жизни, но если мать оставляет ребенка наедине с этим новым вызовом, он должен полагаться на свои творческие силы, чтобы приспособиться к этим различным социальные отношения. Дети с готовностью обладают этой способностью, если им позволяют ее использовать. Позже в жизни каждый человек должен выбрать себе пару, чтобы иметь собственных детей, и его способность приспосабливаться к любовным отношениям, очевидно, будет зависеть от его собственного развития в более раннем возрасте. У активных и дружелюбных членов сообщества будет больше возможностей встретить того, кто им действительно нравится. Люди, которые успешны и продуктивны в своей работе, смогут лучше обеспечивать семью. И, конечно же, окончательное существование каждого члена сообщества зависит от продолжения размножения вида. Таким образом, работа, совместная жизнь и любовь объединяются в здоровом обществе для всеобщего блага (Адлер, 19 лет).31а, 1964; Лундин, 1989; Мосак и Маниаччи, 1999).

Творческая сила личности и вымышленный финализм

Наука индивидуальной психологии развилась из стремления понять эту таинственную творческую силу жизни; та сила, которая выражается в желании развиваться, стремиться и достигать, и даже компенсировать поражения в одном направлении стремлением к успеху в другом. (стр. 32; Адлер, 1929а)

Адлер считал, что все мы рождены с творческой силой: творческой силой человека. Он не отвергал понятия наследственности, темперамента или предрасположенности, но подчеркивал, что важно не то, с чем мы рождаемся, а то, что мы с этим делаем (Адлер, 19).32а/1964). Как отмечалось выше, младенцы неполноценны, поэтому каждый начинает жизнь с чувства неполноценности. Это приводит к стремлению к превосходству и выработке стиля жизни, направленного на достижение какой-либо цели. Природа этого стиля жизни уникальна, потому что он создается ребенком, и это делается в очень раннем возрасте. Это не детерминистская перспектива; это создание стиля жизни именно таково, творческое, а потому оно должно быть уникальным (отсюда Индивидуальная Психология). Поскольку Адлер считал, что всякая мысль и поведение ориентированы на какую-то цель, должна быть какая-то цель, которая лежит в основе того, как создается стиль жизни. Поскольку ребенок не может заглянуть в будущее и создать конкретную цель в жизни, Адлер предложил нам руководствоваться вымышленной целью, так называемым вымышленным финализмом (Адлер, 19).14/1963, 1928, 1929а, 1932а/1964; Лундин, 1989; Манастер и Корсини, 1982).

Вымышленная конечная цель включает в себя чувство превосходства или, по крайней мере, возвышение личности до такой степени, что жизнь кажется стоящей жизни (Adler, 1928). Таким образом, его не нужно точно определять, что важно для нашего рассмотрения, что он создан маленьким ребенком. И тем не менее оно существует в сознании ребенка, обеспечивает рамки, в которых творчески формируется стиль жизни, и служит целью жизни ребенка (хотя и остается по преимуществу бессознательной). Также важно признать, что хотя эта цель является вымышленной, она полностью положительна и является здоровой и естественной мотивационной силой (Lundin, 19).89). Вымышленный финализм точно не следует путать с фиктивным превосходством. Фиктивное превосходство — это воображение или ложное убеждение, что кто-то на самом деле превосходит других. Это типичный невротический симптом, который возникает, прежде всего, из-за изнеженности. Избалованный ребенок лучше, по крайней мере, в том смысле, что все делается для него. Однако взрослая жизнь больше не поддерживает это заблуждение, а ребенок так и не научился приспосабливаться к жизненным вызовам. В результате их стиль жизни определяется ожиданием того, что проблемы будут решены за них. С другой стороны, здоровый ребенок научился сталкиваться с трудностями и стремиться к их преодолению. Таким образом, здоровый ребенок вырабатывает стиль жизни, который включает в себя процесс столкновения с жизненными препятствиями и их преодоления, и это переносится в здоровую взрослую жизнь (Адлер, 19 лет). 32б/1964). В своем обсуждении творческой силы личности и вымышленного финализма Адлер обратился к тому, что можно рассматривать как основу когнитивной психологии и когнитивной терапии.

Согласно Адлеру, прототип стиля жизни, поскольку он указывает на вымышленный финализм, имеет определенную направленность. На протяжении всей жизни человека его восприятие мира вынуждено «попадать в канавку, установленную линией направления» (Адлер, 19).29а). Он назвал это явление схемой апперцепции. В результате этой схемы человек интерпретирует переживания до того, как они будут приняты, и интерпретация всегда согласуется с первоначальным смыслом, который человек придал своей жизни. Когда человек развил ошибочный смысл жизни или когда опыт не может примириться с тем смыслом, который он имеет, он может быть вынужден изменить свою схему апперцепции. Однако это нелегко и происходит только тогда, когда на это есть достаточное социальное давление (Адлер, 19 лет).31а).

Дополнительные материалы

Психология Альфреда Адлера: превосходство, неполноценность и отвага

В этом видео [8:58] описываются мысли Альфреда Адлера о превосходстве как фундаментальной движущей силе человеческого поведения, а также его взгляды на то, что порождает комплексы неполноценности.

Источник: https://youtu.be/t3TbSjZ_fxc

 

Альфред Адлер:  3 ключевых понятия и выводы 

Это видео [11:01] описывает идеи Адлера о жизненных целях, идеале себя, стиле жизни, социальных интересах и важности порядка рождения.

Источник: https://youtu.be/0ag56H7mmak

Каталожные номера

Текст: Келланд, М. (2017 г.). Теория личности. ООР Commons. Получено 28 октября 2019 г. с https://www.oercommons.org/authoring/22859-personality-theory. Лицензия CC-BY-4.0.

Академия идей. (2017, 29 ноября). Психология Альфреда Адлера: превосходство, неполноценность и мужество. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/t3TbSjZ_fxc. Стандартная лицензия YouTube.

Питер Смит. (2013, 11 июня). Альфред Адлер: 3 ключевые концепции и выводы. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/0ag56H7mmak. Стандартная лицензия YouTube.

Альфред Адлер | Encyclopedia.com

РАБОТЫ АДЛЕРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Альфред Адлер (1870–1937) был вторым из шести детей. Его отец, Леопольд Адлер, приехал в Вену из Бургенланда и торговал зерном; его мать была из Моравии.

Адлер окончил Медицинский факультет Венского университета в 1895 г. Три года спустя он написал свою первую книгу (1898 г.), в которой указал на опасности для здоровья, которым подвергались портные, подчеркнув принцип, согласно которому нельзя считать людей изолированно, а только по отношению к их общему окружению. Таким образом, даже в возрасте 28 лет его подход к человеческим проблемам был целостным, предвосхищая его более поздний базовый концептуальный подход.

Примерно в 1900 году главным интересом Адлера было изучение психопатологических симптомов в области общей медицины. В 1902 году, когда он писал рецензию на книгу Фрейда о толковании снов, Фрейд прислал ему открытку с приглашением присоединиться к его дискуссионному кружку. После заверений Фрейда в том, что будут обсуждаться многие различные точки зрения, в том числе собственная точка зрения Адлера, Адлер принял приглашение.

Адлер никогда не соглашался с теорией Фрейда о том, что ранняя сексуальная травма вызывает психическое заболевание, и упорно выступал против метода толкования сновидений Фрейда. Различия между двумя мужчинами стали еще более заметными после того, как Адлер опубликовал в 1919 г.07, его Исследование органной неполноценности и ее психической компенсации. В 1911 году Адлер и девять его последователей вышли из круга Фрейда и разработали собственную школу мысли. Двое мужчин больше никогда не встречались. В 1912 году Адлер назвал свою систему Индивидуальная психология , и в том же году он опубликовал Невротическая конституция , книгу, в которой изложены его основные концепции как в их теоретическом, так и в практическом аспектах. В последующие годы он много читал лекции, и одна из его книг, Understanding Human Nature (1927), обычно называемая классикой и до сих пор включенная в обязательный список для чтения в нескольких колледжах США, основана на заметках одного из его слушателей.

Вернувшись с военной службы во время Первой мировой войны, Адлер открыл первую детскую консультативную клинику в Вене. Вскоре в городе насчитывалось около тридцати таких клиник, находящихся под его руководством, укомплектованных его воспитанниками и связанных с родительско-педагогическими ассоциациями и частными учреждениями. Эти клиники функционировали до 1934, когда они были закрыты фашистским режимом, который поддерживал авторитарный подход в области образования, как и везде.

В 1926 году Адлер был назначен приглашенным профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке; а в 1932 году он также начал преподавать в Медицинском колледже Лонг-Айленда, где имел звание приглашенного профессора медицинской психологии. С тех пор он проводил в Вене только летние месяцы.

Адлер был прекрасным лектором, и он так же легко устанавливал контакт со своей аудиторией на английском языке, как и на своем родном немецком языке. На его публичных лекциях всегда было многолюдно. В 19В возрасте 37 лет, читая серию лекций в Абердинском университете, он потерял сознание на улице и через несколько минут умер от сердечной недостаточности.

Адлер был женат на Раисе Тимофеевне Эпштейн в 1897 году. Из его четверых детей дочь Александра и сын Курт — психиатры.

Органная неполноценность и ее компенсация. В 1907 году в своей книге Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации Адлер описал процесс компенсации физических недостатков. Результаты компенсации могут быть удовлетворительными или неудовлетворительными. В качестве примера так называемой сверхкомпенсации, термина, обозначающего крайние формы компенсации, он указал на Демосфена, который в детстве заикался, но тренировал свою речь, кладя в рот камешки и пытаясь перекричать рев волн. Адлер объяснил, что симптомы невроза также представляют собой компенсацию чувства неполноценности, но компенсацию в неудовлетворительном направлении.

Иногда утверждается, что Адлер считал все психические расстройства причиной физических недостатков. Однако его исследование влияния физических недостатков представляет собой только начало его исследований источников чувства неполноценности. Только в 1925 году он использовал термин «комплекс неполноценности».

Ориентация на цель. В 1912 г. в книге Невротическая конституция Адлер указывал, что все наше мышление целенаправленно и образует единый «стиль жизни», особенно хорошо проявляющийся в психических отклонениях. Следовательно, его психологическая система телеологична, тогда как система Фрейда каузалистична; и он использовал телеологический подход к изучению психических заболеваний, в частности неврозов. Целенаправленность и «логику» невротических симптомов он часто иллюстрировал следующим примером: «Если увидеть человека у подножия эшафота, делающего странные жесты, можно подумать, что он сбит с толку. Однако, узнав, что его цель — сесть на эшафот, наблюдатель может счесть действия человека достаточно рациональными. Даже если его цель бесполезна, его поведение разумно.

Сегодня телеологические концепции являются руководящими принципами в области психологии, психиатрии, социологии и биологических наук. Они составляют основу так называемого целостно-органистического подхода, в отличие от механистического подхода. В настоящее время все теории личности признают целесообразность или телеологию, за исключением теорий бихевиористов и факторных аналитиков. Эти события показывают, что акцент Адлера на концепции цели в науках о жизни, которая ранее отвергалась другими школами мысли, получил широкое признание.

Общественный интерес. В 1919 году в предисловии ко второму изданию Невротическая конституция Адлер впервые изложил свою концепцию «общественного интереса» ( Gemeinschaftsgefühl ), которая стала одним из основных принципов индивидуальной психологии. . (Под общественным интересом он имел в виду что-то вроде идентификации с обществом.) Первая мировая война была для Адлера демонической работой высвобожденных влечений, которые предают и душат неотъемлемый социальный интерес человечества ([19].12] Предисловие к изданию 1919 г.; 1928). Он выразил свою веру в то, что лучшее понимание человеческой природы уменьшит стремление к власти и направит энергию человека на конструктивные социальные интересы. Позже он утверждал, что нельзя ожидать социального интереса от глубоко умственно отсталых, поскольку для их развития необходимы интеллект и творческие способности (1928). У лиц с неврозами, психозами или у преступников общественный интерес всегда снижен, если не совсем отсутствует.

В качестве дополнительного доказательства природы социального интереса Адлер приводил взаимную зависимость матери и ребенка: оба нуждаются в любви, и пока младенец утоляет свой голод, он облегчает наполненные молоком груди матери — пример способ возникновения общественного интереса. Адлеровская концепция отношений матери и ребенка противопоставлялась концепции Фрейда, который описывал отношения младенца к матери как частично основанные на оральных каннибалистических влечениях.

Стиль жизни. В своих работах после 1920 г. Адлер использовал термины «стиль жизни» или «образ жизни», «план жизни», «схема жизни» и «линия движений» как синонимы. У нормально развивающегося ребенка первоначальные ошибки будут постепенно исправляться до тех пор, пока образ жизни не станет соответствовать нормам его общества и, в более широком смысле, служить прогрессу человечества. Основной паттерн меняется только тогда, когда возникает осознание беспокоящих несоответствий между определенным стилем и логикой повседневной жизни. Такие несоответствия становятся наиболее явными, когда человек сталкивается с проблемой. Если с помощью психотерапии пациента можно побудить осознать эти несоответствия, чтобы улучшить его самопонимание и использовать его здравый смысл, его ошибочный стиль жизни может измениться.

Три главные проблемы жизни. Адлер разделил основные жизненные проблемы на три категории: профессиональные, социальные и сексуальные. Это разделение было впервые проведено в 1917 году в серии лекций, а затем опубликовано в Understanding Human Nature (1927). Он показал, что выбор ребенком того, кем он хочет быть, позже показывает, кто и что повлияло на него больше всего до сих пор. Он считал сигналом опасности, если подросток после тринадцати лет продолжал настаивать на том, что понятия не имеет, кем он хочет быть. Он указал, что это может означать нежелание стать полезным членом общества.

Поскольку второй основной проблемой является социальная, индивидуальная психология включена в число «социальных психологий». Адлер во всех своих работах подчеркивал, что человеческие функции развиваются в связи с нашими ближними и как выражение наших отношений с ними. Речь, например, развивается как выражение нашего стремления общаться друг с другом наилучшим образом. Следовательно, и у детей, и у взрослых расстройства речи часто выражались в блокировке человеческих отношений.

Наконец, сексуальная проблема. В 1910 г. Адлер ввел термин «мужской протест» (1909–1920), обозначающий стремление к власти, для описания гиперкомпенсации чувства немужественности как у мужчин, так и у женщин. В его более поздних работах этот термин ограничивался женщинами, которые протестовали против своей сексуальной роли из-за фригидности и других сексуальных трудностей, с одной стороны, или из-за действий сорванца, с другой. Такие девочки обычно вырастают, чувствуя себя менее ценными, чем мальчики, и, следовательно, чувствуют себя неполноценными и как человеческие существа, и как женщины.

В своих более поздних работах Адлер также всегда подчеркивал, что сексуальность символически выражает отношение индивидуума ко всему человечеству и может быть понята только в тотальном контексте, а не как проблема отдельного индивидуума. Например, он указывал, что кажущиеся непреодолимыми трудности семейной адаптации или сексуальные отклонения возникают всякий раз, когда человек стремится удовлетворить только себя посредством сексуальных действий. С другой стороны, если он в первую очередь думает об удовлетворении своего партнера, ни он, ни его партнер не почувствуют себя оскорбленными. Это создаст желание увековечить супружескую жизнь безоговорочно.

Семейное созвездие. Между 1918 и 1928 годами Адлер сделал свои оригинальные наблюдения о влиянии порядка рождения на братьев и сестер. Он подчеркивал тот факт, что братья и сестры обычно сильно отличаются друг от друга, несмотря на сходное физическое наследование. Второрожденный, например, часто ведет себя так, как будто он всегда должен кого-то превзойти; он может быть очень честолюбивым, часто относится к типу «я тоже» и может постоянно чувствовать себя ущемленным. Если он не научится приспосабливаться к реальности, он может увековечить свою преувеличенную борьбу за равенство, которая повторяет его детское соревнование со своим старшим братом или сестрой. Тогда он может испытывать заметные трудности в сотрудничестве с какой-либо группой. С другой стороны, его амбициозность может привести к положительным достижениям и, если он научится реалистично приспосабливаться, может сослужить ему хорошую службу. Однако он часто обескураживает старшего брата или сестру своей чрезмерной активностью. Это особенно верно, если старший брат — мальчик, за которым следует быстро взрослеющая сестра. Адлер описывал, что младшие в семье часто казались отлитыми из другой формы. Если его старшие братья и сестры обладают интеллектуальными способностями, младший может решить стать танцором, актером или музыкантом. Таким образом, он часто может зарабатывать себе на жизнь раньше, чем его братья и сестры. Однако он может слишком сильно привязаться к своей матери, которая, в свою очередь, стремится сохранить его как своего ребенка, препятствуя развитию у него самостоятельности.

Сны. Интерес Адлера к проявлениям бессознательного первоначально был вызван исследованием Фрейдом материала сновидений. В своей книге о неполноценности органов (1907) он впервые рассмотрел сновидения, связанные с физическими затруднениями, например, когда больным с энурезом и пороками развития мочевыводящих путей снится плавание. Адлер никогда не принимал теорию Фрейда о том, что сны представляют собой исполнение инфантильных сексуальных желаний, и подчеркивал ограничения, которые эта теория налагала на понимание сновидений. Он действительно принял проведенное Фрейдом различие между явным и латентным содержанием сновидений (Adler 19).36), и он также использовал метод свободных ассоциаций Фрейда для понимания сновидений, хотя и с модификациями и ограничениями.

Сам Адлер внес много оригинальных вкладов в теорию сновидений. Он показал, что сновидение само по себе указывает на то, что спящий чувствует себя неадекватным для решения своих проблем во время бодрствования. Он предположил, что именно поэтому смелые, уравновешенные люди видят сны редко. Он добавил исходную мысль о том, что мечтатель может затуманивать определенные вопросы точно так же, как оратор или писатель может использовать метафоры и символы, если он плохо понимает свой предмет. Адлер также подчеркивал необходимость объединения толкования сновидений со стремлением понять личность в целом, а не искать символы, имеющие универсальное применение. Этот подход снова отличает его метод толкования сновидений от метода Фрейда, особенно от раннего метода последнего.

Адлер показал, как некоторые значения снов могут быть раскрыты путем изучения выраженных в них направлений и движений. Например, сны о падении снятся людям, которые боятся потерять престиж после достижения определенного положения. С другой стороны, мечты о полетах могут присниться амбициозным людям, стремящимся к превосходству, но боящимся, что им это не удастся. Сны об умерших говорят о том, что сновидец до сих пор тесно привязан к умершему человеку, как будто этот человек еще жив. Сны о том, что вы опоздали на поезд или лодку, указывают на страх упустить возможности, но также могут указывать на тенденцию избегать возможности поражения из-за опоздания. Сны об экзамене указывают на преувеличенный страх перед испытанием. Обычный сон о том, что вы плохо одеты, возникает из-за страха, что несовершенства могут быть обнаружены.

Полное отсутствие сновидений может иметь разное значение. Например, в начале или во время психотерапии больной может длительное время не видеть сновидений. Это говорит о том, что пациент не решается сотрудничать и поэтому забывает свои сны, зная, что толкование сновидений составляет важную часть терапии. Терапевт обычно имеет право уверять пациента, что он снова увидит сны, когда станет менее сопротивляющимся. Адлер также указывал, что умственно отсталые обычно не видят снов. Поскольку сновидение представляет собой результат творческой, воображаемой борьбы за преодоление конфликтов, на которую умственно отсталые не способны, то отсутствие сновидения понятно.

Неврозы. 90–136 В 1913 и 1914 годах Адлер расширил свое первоначальное описание невротического паттерна (1912). Он определил невротический симптом как защиту, за которой пациент прячется, чтобы защититься от линии огня жизни. Позже (1931) он описал и объяснил паттерн «да, но», лежащий в основе неврозов: «да» означало явное принятие невротиком своих обязательств, «но» — его фактическое отступление за невротические симптомы, чтобы избежать свои обязанности и попытаться избежать возможности неудачи.

Преступность. Преступность может развиться у каждого, кто чувствует, что мир настроен против него и что борьба — его единственная надежда на успех (1931). Стиль преступника, писал он, состоит в том, чтобы сказать «нет» требованиям общества. Адлер предлагал различные способы заставить преступника изменить свой паттерн деструктивного поведения.

Адлер сделал еще один важный вклад, описав детские паттерны более позднего невротика, а затем преступника. Он заметил (1931), что потенциально невротический ребенок обычно застенчив, послушен и его легко удержать от того, что может привести к поражению. Он может держаться подальше от игр других детей, оправдываясь тем, что слишком устал. Таким образом, он дает раннее указание на стиль «да, но» взрослого невротика. С другой стороны, потенциально преступный ребенок деструктивен и бунтует. Подобно взрослому преступнику, он говорит нет требованиям общества и борется. Такие паттерны можно временно обнаружить у многих детей, но обычно они отвергаются после пробного периода. Однако у взрослого невротика или преступника они представляют собой пожизненные паттерны.

Организация школы индивидуальной психологии. В 1914 году Адлер основал Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie , который после нескольких перерывов, вызванных политическими потрясениями, прекратил публикацию в 1951 году. Англоязычный Международный журнал индивидуальной психологии был основан в 1935 году под руководством Адлера. Его объем неуклонно расширялся, и в настоящее время он выходит раз в полгода под редакцией Хайнца Ансбахера.

На момент смерти Адлера в разных городах Европы и США действовало 23 отдельные психологические группы. Некоторые из них руководили клиниками психической гигиены и учебными заведениями. Адлер посещал большинство групп во время лекционных туров, таким образом периодически повышая уровень подготовки участников.

С 1922 по 1930 годы под председательством Адлера состоялось пять международных конгрессов. После Второй мировой войны Международная ассоциация индивидуальной психологии продолжала проводить конгрессы.

Александра Адлер

[ Исторический контекст работ Адлера см. Психоанализ, статья о классической теории; Психиатрия; и биография Фрейда. Для дальнейшее обсуждение идей Адлера см. Индивидуальная психология. Другие соответствующие материалы можно найти в разделе Сочувствие и сочувствие.]

1898 Gesundheitsbuch für das Schneidergewerbe. Wegweiser der Gewerbehygiene, Vol. 5. Берлин: Хейманн.

(1907) 1917 Изучение недостаточности органов и ее психической компенсации: вклад в клиническую медицину. Серия монографий по нервным и психическим заболеваниям, № 24. Нью-Йорк: паб «Нервные и психические заболевания». → Впервые опубликовано на немецком языке.

(1909–1920) 1964 Практика и теория индивидуальной психологии. Ред. изд. Нью-Йорк: Харкорт. → Впервые опубликовано на немецком языке. Содержит 28 статей, первоначально опубликованных в медицинских журналах в период с 1909 по 1920 год. Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1959 Литтлфилда.

(1912) 1930 Невротическая конституция: Очерки сравнительной индивидуалистической психологии и психотерапии. Нью-Йорк: Додд. → Впервые опубликовано как Über den nervösen Charakter.

(1927) 1946 Понимание природы человека. Нью-Йорк: Гринберг. → Впервые опубликовано как Menschenkenntnis. Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1957 году издательством Premier Books.

1928 Kurze Bemerkungen über Vernunft, Intelligenz und Schwachsinn. Internationale Zeitschrift für Individualpsychologie 6:267–272.

(1930) 1963 Проблемный ребенок: анализ образа жизни трудного ребенка в конкретных случаях. С введением Курта А. Адлера. Нью-Йорк: Патнэм. → Впервые опубликовано как Die Technik der Individualpsychologie. Том 2: Die Seele der schwererziehbaren Schulkinder. Двадцать тематических глав интервью с детьми, их родителями и учителями в Адлерском открытом общественном центре детской ориентации.

(1931) 1960 Что жизнь должна значить для вас. Лондон: Аллен и Анвин. → Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1958 году издательством Capricorn Books.

(1933) 1939 Социальные интересы: вызов человечеству. Нью-Йорк: Патнэм. → Впервые опубликовано как Der Sinn des Lebens. Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1964 году издательством Capricorn Books.

1936 О толковании снов. Международный журнал индивидуальной психологии 2, вып. 1:3–16.

1956 Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Под редакцией Хайнца Л. Ансбахера и Ровены Р. Ансбахер. Нью-Йорк: Основные книги. → Издание в мягкой обложке было опубликовано в 1964 году издательством Harper.

Адлер, Александра (1938) 1948 Помощь людям-неудачникам: практическое применение индивидуальной психологии. Новое изд., ред. Нью-Йорк: Философская библиотека.

Адлер Курт А.; и Дойч, Даника (редакторы) 1959 Очерки индивидуальной психологии: современное применение теорий Альфреда Адлера. Нью-Йорк: Grove Press.

Боттом, Филлис (1939) 1957 Альфред Адлер: апостол свободы. 3-е изд. Лондон: Фабер.

Дрейкурс, Рудольф (1933) 1950 Основы адлерианской психологии. Нью-Йорк: Гринберг. → Впервые опубликовано под номером Einführung в журнале «Индивидуальная психология».

Международный журнал индивидуальной психологии. → Издается с 1935 г .; название варьируется.

Орглер, Герта (1939) 1963 Альфред Адлер; Человек и его работа: победа над комплексом неполноценности.