Содержание
Путешествия по Армении
Армения
Треккинг, скитур и экскурсии в Армении
Армения — небольшая страна на Ближнем Востоке, её площадь — 29 тыс км2. Несмотря на небольшие размеры, на этой территории сосредоточены различные природные зоны и множество достопримечательностей. Мы предлагаем однодневные и многодневные туры для небольших групп. Есть спецпредложение — большой тур на джипах через всю страну. Это выгоднее однодневных маршрутов и позволяет очень плотно познакомиться с Арменией
Большой джип-тур по Армении с «Намотками»
Предлагаем вашему вниманию нашу новую разработку — шестидневный джип-тур по Армении. Маршрут уже обкатан и получил высокие оценки от участников. Старт и финиш в Ереване, нитка маршрута через все регионы страны с севера на юг. Шесть дней — оптимальный формат для осмотра очень разнообразной природы Армении. Преимущества нашего маршрута:
— Минимум «попсовых» локаций. Делаем акцент на труднодоступных и удаленных местах
— Разбавляем путешествие несложными треккингами и прогулками
— Проживание в палатках (3 ночи) и гостевых домах (2 ночи)
— Ночевки в реально красивых локациях
— Питание в хороших проверенных заведениях
— Хорошие, удобные и проходимые автомобили
— Нет жесткой привязки к маршруту, можно менять локации в зависимости от погоды или настроения
— Адекватная стоимость — гораздо выгоднее, чем брать несколько однодневных экскурсий
А еще у нас всегда классная компания, к нам приезжают веселые и позитивные люди!
План шестидневного джип-тура по Армении
Старт и финиш в Ереване. Мы начинаем утром в первый день. Вы можете приехать за день до начала тура, погулять по городу, остановиться в гостинице (здесь работает Букинг и масса вариантов отелей на любой вкус). В таком случае мы заберем вас из отеля. Либо можно прилететь утром и мы заберем вас из аэропорта. Обратные билеты лучше брать на поздний вечер последнего дня тура, либо можно также переночевать в Ереване. Обратите внимание, что самого города Ереван нет в программе тура!
1 день: Северная Армения — Арагацотн, Ширак
Стартуем в Ереване и едем в город Аштарак, где находится красивый монастырь XIII века Сагмосаванк. Рядом с ним находится глубокий базальтовый каньон реки Касах. Далее проезжаем вдоль северного склона высочайшей горы Армении — Арагац 4090м, и попадаем в крупный город Гюмри (120 тыс.чел.). В Гюмри мы посетим исторический центр города и Черную Крепость. Далее едем еще севернее в сторону Грузии — там находится высокогорное озеро Арпи. Там и заночуем. Озеро находится на высоте 2000 м и там довольно холодно. Спать будем в палатке, нужен хороший спальник
2 день: Лесная Армения — Лори, Тавуш
Черех город Ашотск едем в долину реки Чичхан, где находится крупный 40-метровый водопад Трчкан. Далее по грунтовым дорогам спускаемся в Спитак, город, который был разрушен землетрясением 1988 года. Проезжаем один из самый мощных промышленных центров Кавказа — город Ванадзор (80 тыс.чел.), и попадаем в регион Тавуш — самый влажный и лесистый регион Армении. Здесь нас ждет пятикилометровый треккинг к старинному монастырю Матосаванк, и посещение знаменитого города-курорта Дилижан. Затем мы переваливаем Семеновский перевал (2100м) и оказываемся в регионе Гехаркуник. Здесь находится жемчужина всей Армении — огромное пресное озеро Севан. На берегу Севана мы и заночуем в палатках. Высота здесь 1910м, но немного теплее, чем на озере Арпи
3 день: Вокруг Севана — Гехаркуник
Утром у нас прогулка вдоль берега Севана по Артанишскому полуострову — заповеднику первозданной природы. После мы объезжаем озеро Севан по кругу, и попадаем в город Мартуни. Здесь можно отведать вкуснейшего копченого сига — главной рыбы Севана. Далее мы поднимаемся на Селимский перевал (2410 м), с которого открывается шикарная панорама Горной Армении. Чуть ниже находится Селимский караван-сарай, памятник архитектуры XIV века. Спускаемся на высоту 1700 м и заселяемся в уютный гостевой домик. В доме есть душ, стиральная машинка, можно отдохнуть от дороги и спокойно помыться
4 день: Горная Армения — Вайоц-Дзор
Регион Вайоц-Дзор расположен между мощных горных массивов — Зангезура (3900м) и Вардениса (3500м). Здесь находится множество красивейших ущелий, таких как Ехегис, Нораванк, Джермук. Достопримечательностей много, и все посмотреть не хватит времени, мы посмотрим город-курорт Джермук и монастырь Гндеванк. Далее выходим на трассу Армения-Иран, поднимаемся на Воротанский перевал 2300м. Затем переезд в город Горис на границе с Республикой Арцах. Это уникальный город с особой архитектурой. Из Гориса мы едем по горной грунтовке в заброшенное 50 лет назад село Хот. Будем ночевать в красивом месте прямо напротив этого села
5 день: Южная Армения — Сюник
Начинаем день с пешего осмотра села Хот. Здесь представлены пещерные жилища, а также более современные постройки. Село находится в живописной местности на склоне глубокой долины реки Воротан. Далее мы переезжаем в легендарный монастырский комплекс Татев. Здесь у нас по плану экскурсия и осмотр монастырских помещений. После Татева мы переезжаем два перевала и попадаем в столицу региона Сюник — городок Капан (42 тыс.чел.). Несмотря на значительную удаленность от Еревана, Капан живет полноценной жизнью, город интересный и необычный. После Капана нас ждет самый высокий перевал на всем маршруте — Таштун (2610м), набор высоты +1900м. С перевала открывается шикарный вид на скалистый Зангезурский хребет. Затем мы посетим ущелье с водопадами в районе села Личк. Это территория НацПарка Аревик — заповедника переднеазиатского леопарда. Далее спускаемся на машине в город Мегри. Ночуем в гостевом доме со всеми удобствами
6 день: Граница с Ираном и возвращение в Ереван
Утром мы совершим небольшую прогулку по Мегри. Город находится в пустынной местности и зажат между высоких гор, поэтому он больше похож на иранский или сирийский город, нежели армянский. За счет жаркого климата, в Мегри произрастают уникальные для Армении культуры — хурма, бананы, оливки. Далее мы поедем в городок Агарак, который находится непосредственно на границе с Исламской Республикой Иран. Граница проходит по живописному ущелью реки Аракс. Затем нам пора возвращаться в Ереван. Путь неблизкий, расстояние в 450 км преодолевается за 8 часов. Ориентировочное время возвращения — 18 часов
Стоимость и расписание:
1-6.05.2023
7-12.06.2023
19-24.06.2023
24-29.07.2023
14-19.08.2023
5-10.09.2023
Стоимость: 180000 AMD
Если вас двое-трое или больше, то сделаем скидку
Входит все, кроме питания в кафе/ресторанах. Прокат снаряжения можно обсудить отдельно, если требуется
Зангезурский хребет
Регион Сюник
Озеро Севан
Регион Гехаркуник
Варденисский хребет
Регион Вайоц-Дзор
Заброшенное село Старый Хот
Регион Сюник
Монастырь Гегард
Регион Котайк
Бытовые моменты:
Деньги: Армянский Драм AMD. Курс примерно 5 драм за 1 руб (на 9.05.2023). Есть множество обменников, поменять наличные рубли — не проблема. В Армении работают карты МИР, можно оплачивать покупки и снимать наличные драмы в банкоматах. Стоимость тура вы можете оплатить как наличными, так и переводом, даже с российской карты
Транспорт: общественный транспорт в Армении развит на «троечку», но очень удобно пользоваться такси. Средняя стоимость поездки по Еревану — 1000-1200 AMD (200-240 руб). Работает сервис «ЯндексТакси», можно оплачивать любой привязанной картой
Связь: если вам не нужна постоянная связь, то мы можем раздавать вам интернет. Если вам нужно всегда быть на связи, то можно приобрести Сим-карту местного оператора (рекомендуем VivaMTS), 5 гб интернета стоит 2800 AMD
Язык: большинство армян хорошо разговаривают на русском языке, но в малых городах и селах могут быть сложности с общением. Нелишним будет установка на смартфон переводчика с армянами языков. Во многих заведениях и вывесках нет перевода на русский или английский
Билеты на самолет: в Ереван летает множество рейсов из разных городов России, но самые выгодные тарифы всегда из Сочи или Минеральных Вод. Также можно купить билеты Победы в Гюмри, обычно это недорого. Обращайтесь за консультацией к нам, мы поможем
Гегаркуник
Вулкан Аждаак
Отдых с Библио-Глобус в России, Европе, Америке и Азии: туры, билеты, отели, экскурсии
Россия
с 22.05.2023 на 8 ночей, 3 , без питания
Лечебные курорты Кавказских Минеральных Вод
от 13813
*
с 24.05.2023 на 1 ночь, 3 , без питания
Сочи
от 12548
*
Турция
с 22. 05.2023 на 3 ночи, 3 , завтраки
Туры в Мармарис
от 23950
*
Египет
с 22.05.2023 на 7 ночей, 3 , все включено
Туры в Египет. Шарм эль шейх
от 39262
*
с 23.05.2023 на 3 ночи, 3 , все включено
Туры в Египет. Шарм эль шейх
от 32595
*
Абхазия
с 22.05.2023 на 1 ночь, 3 , без питания
Отдых в Абхазии
от 12105
*
с 23. 05.2023 на 4 ночи, 3 , без питания
Отдых в Абхазии
от 20028
*
с 24.05.2023 на 1 ночь, 3 , без питания
Отдых в Абхазии
от 12196
*
Таиланд
с 23.05.2023 на 7 ночей, 3 , завтраки
Туры в Паттайю
от 64202
*
с 24.05.2023 на 9 ночей, 3 , без питания
Туры на Пхукет
от 70910
*
с 26. 05.2023 на 7 ночей, 3 , без питания
Туры на Пхукет
от 73997
*
Объединенные Арабские Эмираты
с 22.05.2023 на 6 ночей, 3 , без питания
Туры в ОАЭ
от 45888
*
с 23.05.2023 на 4 ночи, 3 , без питания
Туры в ОАЭ
от 37122
*
с 24.05.2023 на 3 ночи, 3 , без питания
Туры в ОАЭ
от 34735
*
Мальдивы
с 23. 05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Отдых на Мальдивах (прямой перелёт/гарантированные места/багаж 23 кг)
от 75478
*
с 25.05.2023 на 5 ночей, 3 , завтраки
Отдых на Мальдивах (прямой перелёт/гарантированные места/багаж 23 кг)
от 86796
*
с 26.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Отдых на Мальдивах (прямой перелёт/гарантированные места/багаж 23 кг)
от 81693
*
Шри-Ланка
с 22. 05.2023 на 5 ночей, 3 , без питания
Шри-Ланка
от 99779
*
с 24.05.2023 на 6 ночей, 3 , без питания
Шри-Ланка
от 101303
*
с 25.05.2023 на 3 ночи, 3 , без питания
Шри-Ланка (прямой перелёт/гарантированные места/багаж 23 кг)
от 79060
*
Индонезия
с 22.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 1385
*
с 23. 05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 1385
*
с 24.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 1385
*
Иран
с 27.05.2023 на 7 ночей, 3 , завтраки
Экскурсионные туры в Иран
от 77489
*
с 28.05.2023 на 7 ночей, 3 , завтраки
Экскурсионные туры в Иран
от 66419
*
с 24. 05.2023 на 7 ночей, 3 , завтраки
Тегеран
от 43318
*
Китай
с 22.05.2023 на 6 ночей, 3 , завтраки
Гуанчжоу
от 90352
*
с 23.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Шанхай
от 65112
*
с 24.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Пекин
от 67634
*
Оман
с 22. 05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры в Оман (Салала, южное побережье)
от 90267
*
с 23.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры в Оман
от 62964
*
Кипр
с 22.05.2023 на 1 ночь, 3 , без питания
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 1352
*
с 23.05.2023 на 1 ночь, 3 , без питания
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 1352
*
с 24. 05.2023 на 1 ночь, 3 , без питания
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 1352
*
Израиль
с 22.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4698
*
с 23.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4698
*
с 24.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4698
*
Болгария
с 22. 05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 5607
*
с 23.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 5607
*
с 24.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 5607
*
Грузия
с 22.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4194
*
с 23. 05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4194
*
с 24.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4194
*
Армения
с 22.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры в Армению
от 40380
*
с 23.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры в Армению
от 40380
*
с 24. 05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры в Армению
от 40380
*
Азербайджан
с 23.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры в Баку
от 32898
*
с 29.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры в Баку
от 33735
*
с 31.05.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры в Баку
от 34572
*
Индия
с 04. 10.2023 на 8 ночей, 3 , завтраки
Гоа (Прямой перелет)
от 111860
*
с 11.10.2023 на 8 ночей, 3 , завтраки
Гоа (Прямой перелет)
от 111860
*
с 13.10.2023 на 8 ночей, 3 , завтраки
Гоа (Прямой перелет)
от 111860
*
Сейшелы
с 04.10.2023 на 3 ночи, 3 , завтраки
Туры на Сейшелы (прямой перелёт)
от 114881
*
с 07. 10.2023 на 4 ночи, 3 , завтраки
Туры на Сейшелы (прямой перелёт)
от 100811
*
с 11.10.2023 на 3 ночи, 3 , завтраки
Туры на Сейшелы (прямой перелёт)
от 118778
*
Тунис
с 22.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 907
*
с 23.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 907
*
с 24. 05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 907
*
Танзания
с 22.05.2023 на 5 ночей, 3 , завтраки
Туры на о. Занзибар
от 108345
*
с 24.05.2023 на 6 ночей, 3 , завтраки
Туры на о. Занзибар
от 111598
*
с 02.06.2023 на 6 ночей, 3 , завтраки
Туры на о. Занзибар
от 118127
*
Маврикий
с 22. 05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки и ужины
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4017
*
с 23.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки и ужины
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4017
*
с 24.05.2023 на 1 ночь, 3 , завтраки и ужины
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
от 4017
*
Первая мировая война и Геноцид армян
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
Массовые зверства и геноцид часто совершаются в условиях войны. Геноцид армян был тесно связан с Первой мировой войной на Ближнем Востоке и на российском Кавказе. Османская Турция воевала на стороне Центральных держав (Германия и Австро-Венгрия) и против держав Антанты (Великобритания, Франция, Россия, Сербия).
Первая мировая война предоставила младотурецкой диктатуре (Комитет по союзу и прогрессу; CUP) возможность реализовать свои националистические цели. Уже склоняясь к Германии из-за экономических связей, близких отношений между двумя вооруженными силами и совместимых территориальных амбиций для войны против России, младотурецкое правительство заключило секретное военное соглашение с правительством Германии 2 августа 1914 г. и официально вступило в войну. на стороне Центральных держав 11 ноября.
[заголовок=fd6519ec-3a0c-4be4-9bc9-4d881ec75eed] — [кредит=fd6519ec-3a0c-4be4-9bc9-4d881ec75eed]
Отразив первоначальное российское вторжение, османские войска вторглись на Кавказ (сегодня: Армения и Грузия) и попытались продвинуть свои военные позиции в Персидскую империю (сегодня: Иран). Той зимой турки потерпели катастрофическое поражение на Кавказе и еще одно у Суэцкого канала в результате неудачной попытки вытеснить англичан из Египта. Русские войска вторглись в Османскую империю, двинулись в восточно-анатолийские провинции Трабзон, Эрзурум и Ван (во всех из которых проживало большое количество армян). Великобритания и Франция напали на Империю в последнюю неделю 19 апреля.15 в Галлиполи с целью вывести османов из войны.
Армяне в зонах конфликтов
Хотя Османская империя была преимущественно мусульманской, в ней также было значительное христианское население. В восточных провинциях армяне-христиане составляли 45% населения.
Османские военачальники под давлением настаивали на депортации армян из зоны боевых действий на том основании, что они представляют потенциальную пятую колонну, действующую в интересах противника (России). Столкнувшись с вызовом со стороны держав Антанты и все еще нейтральных Соединенных Штатов, османские власти объяснили депортацию мерой предосторожности.
В январе 1915 года русские разгромили османские войска в битве при Саракимисе, и 3-я османская армия потеряла более половины своих солдат. Хотя армянские солдаты в османской армии в целом сражались верно и храбро, лидеры CUP решили публично обвинить в поражении предполагаемых армянских предателей.
Принудительный труд и резня на фронте
Отступая с позиций на Кавказе и в Персии в феврале-марте 1915 г., османские власти устроили массовые убийства населения, считавшегося потенциально нелояльным, в результате чего некоторые армяне взялись за оружие в целях самообороны. Когда в апреле того же года российские войска вторглись, некоторые из этих вооруженных банд присоединились к ним. Подкрепляемые подозрениями в том, что все армяне являются потенциальными предателями, османские командиры разоружали своих собственных армянских солдат, дислоцированных на восточном фронте, и заключали их в батальоны принудительных работ.
Когда русские подошли в апреле и начале мая, большинство армянских лидеров призвали к подчинению османам, и большинство армянских мирных жителей подчинились. Тем не менее вооруженная группа восстала против османского гарнизона в Ване и захватила город к моменту прибытия русских 18 мая 1915 года. Османский режим увидел в этом восстании подтверждение всеобщей нелояльности армян.
Последствия Первой мировой войны
После Первой мировой войны Севрский мирный договор предусматривал создание армянского государства в северо-западной Анатолии. Новый режим Мустафы Кемаля Паши (взявшего имя Ататюрк) бросил вызов западным державам в их попытках разделить Анатолию. Ататюрк провозгласил новую Турецкую Республику (в нынешних границах страны) 19 ноября.22. В последующем Лозаннском договоре 1923 года между Турцией и державами Антанты не было никаких ссылок на Армению или права армян.
Несмотря на то, что после войны было несколько прерванных судебных процессов, ни один османский преступник не был привлечен к ответственности за эти преступления в суде.
Автор(ы):
Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия
Оценка российской мощи и влияния в Армении
Отчет подготовлен в рамках проекта «Пограничная зона»
Резюме
После неожиданного военного поражения Армении в войне 2020 года за Нагорный Карабах Россия смогла значительно расширить и укрепить свое власть и влияние в Армении. Однако, столкнувшись с правительством Армении, наделенным редкой степенью легитимности в результате переизбрания ее демократически избранного лидера, премьер-министра Никола Пашиняна, Москва старалась избегать прямого вмешательства или вмешательства во внутреннюю политику Армении. Вместо этого российская демонстрация силы была сосредоточена на зависимости Армении от российских связей в сфере безопасности и военных, причем одностороннее миротворческое развертывание российских сил в Нагорном Карабахе представляет собой наиболее заметное проявление этой зависимости. В то же время Россия также рассчитывает на консолидацию своего влияния на Армению со стороны принадлежащих России и контролируемых ею секторов армянской экономики, а также на оказание давления на Армению, ограниченную пространством для маневра и меньшими возможностями в проведении своей внешней политики. Таким образом, для послевоенной Армении, несмотря на успехи в области демократии и реформ, перспективы остаются сложными, поскольку каждый шаг по усилению российской мощи и влияния приводит к соответствующему подрыву независимости и суверенитета Армении.
Введение
Из различных государств бывшего Советского Союза Армения долгое время считалась самой лояльной и, возможно, самой подчиненной России. Для России ее влияние на Армению зависело от подхода «3G», состоящего из комбинации оружия и оружия со скидкой, поставок газа ниже рыночных и товаров, как основного торгового партнера и доминирующей силы Евразийского экономического союза. . А для Армении союз с Россией остро защищается как «стратегическое партнерство», точнее определяется опасной армянской сверхзависимостью от России. Руководствуясь императивом восприятия угрозы в связи с нагорно-карабахским конфликтом и интернет-обещанием гарантий безопасности, Россия долгое время представляла приоритетный партнер Армении. И со временем армяно-российские отношения неуклонно деградировали, поскольку Армения заложила свою независимость.
Политические события в России и Армении
Для России «бархатная революция» в Армении, которая привела к радикальной смене руководства и возвестила о приходе к власти более демократического и подотчетного правительства, стала важным испытанием. Будучи моделью, которая только подрывает авторитет авторитарных режимов на большей части постсоветского пространства, она также представляла собой довольно неприемлемый вызов российскому предпочтению подчиненных государств и кооптированных элит. Тем не менее реакция России на события в Армении была удивительно и нехарактерно пассивной и снисходительной, в основном из-за нескольких факторов. Во-первых, с более широкой точки зрения, в прошлом году Москва особенно настороженно относилась к тому, как она ведет себя с Арменией. Эта настороженность проистекает из запоздалого признания необходимости урегулировать усугубляющийся кризис в отношениях между Арменией и Россией, пик которого пришелся на апрельские бои за Нагорный Карабах в 2016 г., самые серьезные боевые действия со времен 19-го века.90-х годов, и это была редкая победа Азербайджана.
Второй серьезный стимул для более мягкой политики России коренится в признании Россией динамичной и непредсказуемой ситуации на местах в Армении, где демонстранты создали взрывоопасную ситуацию, которую Москва не могла понять, не говоря уже о том, чтобы противостоять ей. В то же время, без заметной роли США или Европейского Союза на местах, Москва, похоже, приняла связанное с этим решение не подталкивать и не провоцировать реакцию Запада, принимая более прямую политику участия в боевых действиях. Армянская улица.
Тем не менее, в силу самого успеха «бархатной революции» Армения выделяется как все еще уязвимое исключение из традиционного для России предпочтения уступчивых партнеров. Будучи опасной моделью потенциального вдохновения для других оппозиционных сил в других странах, Москва явно будет внимательно следить за событиями в Армении, ожидая любых опасных признаков разногласий со стороны своих авторитарных постсоветских партнеров и государств-клиентов.
В последнее время давление России на Армению продолжилось. Несмотря на переизбрание правительства Пашиняна на досрочных парламентских выборах в июне 2021 года, Москва выиграла от нескольких тревожных тенденций во внутренней политике Армении, а также от растущей озабоченности по поводу проведения демократических реформ. Эти тенденции включают три основные области уязвимости:
- Продолжительное «состояние войны». Армянское общество так и не смогло преодолеть шок от неожиданного военного поражения в войне за Карабах, закончившейся в ноябре 2020 года. В то время как это усугублялось неспособностью правительства Армении подготовить общественное мнение к масштабам и тяжести военного поражения в 44-дневной войны, это также было связано с затянувшимся «состоянием войны» в результате невыполнения Азербайджаном освобождения значительного числа армянских военнопленных и гражданских заложников.
- Послевоенная неопределенность и незащищенность. Вторым фактором, способствовавшим эскалации послевоенного кризиса, стала неопределенность и неуверенность в новой послевоенной реальности. С задержкой в возобновлении дипломатических переговоров эта неопределенность связана с расплывчатыми и неполными условиями навязанного Россией соглашения, положившего конец войне в ноябре 2021 года. Хотя это соглашение привело к важному прекращению боевых действий, что позволило развернуть Российские миротворческие силы в Карабахе не достигли ни мирного соглашения, ни решения конфликта путем переговоров. Более того, составленное Россией соглашение отложило статус Карабаха до более поздней стадии дипломатических переговоров и оставило без ответа несколько важных вопросов. В то же время эта неопределенность усугублялась отсутствием безопасности, вызванным вопиющими пограничными вторжениями азербайджанских воинских частей вдоль юго-восточной границы Армении.
- Отсутствие подотчетности и государственный паралич. И третий фактор этого политического кризиса коренится в общем восприятии отсутствия ответственности за военные потери и политические решения в ходе войны. В более широком плане отсутствие подотчетности связано с тем фактом, что карабахский конфликт предшествовал обретению Арменией независимости, что ставит правительство Пашиняна в политически неизведанную территорию как единственное армянское руководство, «потерявшее» Карабах. Но если говорить более конкретно, реакция правительства на неожиданные потери в войне была и неадекватной, и недостаточной.
В более широком смысле очевидная неспособность правительства Армении приспособиться и адаптироваться к новой послевоенной реальности, о чем свидетельствует отсутствие новой дипломатической стратегии и неспособность изменить или скорректировать военную позицию страны или оборонную реформу, только способствует к продолжающемуся «состоянию отрицания». И несмотря на то, что с момента прихода к власти в стране были достигнуты демократические завоевания, неадекватная реакция правительства на требования послевоенного кризиса только усилила ощущение государственного паралича.
Послевоенная безопасность: региональный контекст
Факторы послевоенной нестабильности. Несмотря на принятие навязанного Россией соглашения о прекращении огня в ноябре 2020 года, которое положило конец 44-дневной войне за Нагорный Карабах, послевоенная стабильность и безопасность были подорваны тремя факторами. Во-первых, и в более широком смысле, отсутствие дипломатических переговоров и очень ограниченное взаимодействие между Арменией и Азербайджаном способствовали созданию атмосферы отсутствия безопасности и неопределенности. Неспособность возобновить дипломатические переговоры также усугубляет хрупкость навязанного Россией соглашения о прекращении огня и представляет собой серьезное препятствие на пути преобразования прекращения огня в более прочное и прочное мирное соглашение. В свою очередь, это только усугубило лежащую в основе неопределенность, проистекающую из расплывчатых и неполных условий прекращения огня, которое не является ни мирным соглашением, ни урегулированием конфликта.
Вторым фактором послевоенной нестабильности является нестабильное положение Нагорного Карабаха и физическая безопасность армянского населения Карабаха, которая в подавляющем большинстве зависит от присутствия российских миротворцев. Отсутствие дипломатического процесса, сосредоточенного на карабахском конфликте, и задержка с возобновлением посредничества Минской группы ОБСЕ также усугубляют присущую Карабаху уязвимость и отсутствие безопасности. Более того, эта зависимость от присутствия российских миротворческих сил в Карабахе ненадежна, особенно с учетом того, что Россия сама установила пятилетний срок для развертывания своих миротворческих сил.
Третий фактор нестабильности связан с сохраняющимся бременем армянских военнопленных (военнопленных) и гражданских заложников, все еще находящихся в азербайджанском плену. Несмотря на положение соглашения о прекращении огня от ноября 2020 года, предусматривающее обмен всеми военнопленными и заключенными, Азербайджан неоднократно сопротивлялся, предлагая лишь единовременное частичное освобождение небольшого числа армян. Эти транзакционные шаги были в значительной степени попытками добиться уступок от правительства Армении.
Эскалация противостояния и незащищенности. На этом фоне послевоенной нестабильности имеет место и недавний кризис отсутствия безопасности. Этот кризис был спровоцирован в мае 2021 года эскалацией противостояния между Азербайджаном и Арменией, состоящей из пограничных споров и серии пограничных вторжений азербайджанских подразделений на территорию Армении (см. график ниже).
Этот кризис также спровоцировал наращивание российской военной мощи на юге Армении и в стратегических пунктах вдоль армянской стороны границы с Азербайджаном. Хотя это расширение российского военного присутствия является отдельным и отличным от российской миротворческой операции в Нагорном Карабахе, оно закрепляет за Россией роль по контролю и управлению потенциальным восстановлением региональных торговых и транспортных связей, включая запланированное создание автомобильных и железнодорожных сообщений между Азербайджаном и его эксклав Нахичевань через южную Армению.
Кроме того, недавнее наращивание российской военной мощи также свидетельствует о последующем захвате границы Армении с Азербайджаном российскими пограничниками, что имеет стратегические последствия и представляет собой неотъемлемую угрозу суверенитету и независимости Армении, учитывая существующий контроль России над двумя из четырех территорий Армении. внешние границы: полный контроль над армяно-турецкой границей и надзирательный контроль и надзор за границей Армении с Ираном.
Последние разработки: два направления прогресса
Возвращение к дипломатии. Несмотря на несколько месяцев послевоенной напряженности и отсутствия безопасности, недавно произошло два важных прорыва. Первый из этих прорывов произошел в сентябре 2021 года во время встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана на полях заседания Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Эта встреча с сопредседателями Минской группы ОБСЕ ознаменовала важное возвращение к дипломатическим отношениям между Арменией и Азербайджаном. Это возобновление дипломатии, которое включает в себя запланированный визит в регион Минской группы ОБСЕ, также имеет решающее значение для расширения послевоенной безопасности после напряженности на границе и азербайджанских вторжений с мая 2021 года9.0099 Такое повторное дипломатическое взаимодействие также предлагает больше, чем уверенность в переговорах о силе оружия, но снижает риск возобновления боевых действий и прокладывает путь для возобновления возвращения армянских военнопленных из азербайджанского плена [1]. Последний вопрос особенно важен, поскольку неспособность Азербайджана вернуть всех армянских военнопленных (военнопленных) и мирных жителей является эмоциональным элементом, влияющим на армянскую точку зрения на продолжающуюся войну. Этот вопрос также является случаем открытого игнорирования Азербайджаном условий навязанного Россией соглашения о прекращении огня в ноябре 2020 года, тем самым усиливая атмосферу недоверия, особенно с учетом того, что армянская сторона вернула всех азербайджанских пленных сразу после принятия соглашения о прекращении огня.
Восстановление региональной торговли и транспорта. Вторым прорывом стало возобновление заседаний трехсторонней рабочей группы по региональной торговле и транспорту. Вице-премьер Армении Мгер Григорян сообщил о значительном прогрессе в этих переговорах после приостановки встреч армянской стороной в ответ на вторжение Азербайджана в границу в мае и из-за неуступчивости Баку в отношении возвращения заключенных. В частности, переговоры в рабочей группе привели к важному предварительному соглашению, в котором подтверждался и подтверждался суверенитет Армении над всеми без исключения автомобильными и железнодорожными путями между Азербайджаном и его эксклавом Нахичевань через южную Армению. Он также подтвердил односторонний российский контроль и надзор за автомобильным и железнодорожным транспортом, включая правовые положения о таможенном контроле и доступе.[2] Успешное соглашение о восстановлении региональной торговли и транспорта ограничивается сообщением между Азербайджаном и Нахичеванью в качестве первого этапа, однако с запланированной реконструкцией железнодорожного сообщения советских времен и строительством автомагистрали[3] (см. карту ниже).
Более широкий второй этап региональной торговли и транспорта включает в себя более экспансивную (и значительно более дорогую) стратегию, которая включает открытие закрытой границы между Турцией и Арменией и восстановление железнодорожной линии советских времен между Карсом и Гюмри, а также возможное расширение сети азербайджанских железных дорог, чтобы позволить армянскому подвижному составу из южной Армении в северо-восточном направлении через Баку и на юг России (см. карты ниже).
Обсуждения в этой трехсторонней рабочей группе также включают обещание России построить новую «ответвку» газопровода, проходящую через Азербайджан, для поставок российского природного газа в Армению, отчасти в качестве альтернативы зависимости Армении от единственного газопровода из России через Грузию. .
Российские ограничения и рычаги влияния на внешнюю политику Армении
Россия также ограничила и использовала рычаги влияния на внешнюю политику Армении, одновременно противодействуя попыткам Запада возобновить участие в послевоенном регионе. Совсем недавно это проявилось в столь необходимом возвращении к дипломатии после самого серьезного нарушения хрупкого режима прекращения огня в ноябре 2020 года, когда премьер-министр Армении Пашинян и президент Азербайджана Алиев встретились 26 ноября в Сочи на созванном важном «мини-саммите». президентом России Путиным.
Значение саммита в Сочи: три фактора
Встреча 26 ноября в Сочи была важной по нескольким причинам, как с точки зрения того, что встреча представляет, так и того, что она не представляет. Во-первых, встреча лидеров Армении и Азербайджана предложила существенный возврат к дипломатии над силой оружия.
Вторым важным аспектом встречи в Сочи была ценность для президента России Путина в созыве «мини-саммита» перед встречей в Брюсселе 15 декабря, которая была впервые организована Европейским Союзом. В этом контексте Путин стремился опередить ЕС и использовал Сочи, чтобы восстановить роль России как доминирующего игрока на Южном Кавказе . Однако это не исключает участия Запада. Скорее, возвращение Минской группы ОБСЕ дает Москве редкую легитимность ее одностороннего развертывания миротворческих сил в Нагорном Карабахе.
И третья важная деталь значения этой сочинской встречи связана с тем, чем она не была. Это был упражнение в дипломатическом взаимодействии, сосредоточенное на устных обязательствах, и никогда не ожидалось подписания какого-либо документа . Это часть более длительного и сложного процесса, хотя сама по себе встреча удалась, особенно после недавних нападений Азербайджана и в связи с возвращением двух армянских военнопленных, освобожденных из плена азербайджанской стороной.
Что ожидать дальше
В этом контексте кажущегося падения Азербайджана с неохотным, но важным возобновлением дипломатии есть два основных ожидания в ближайшие месяцы .
Во-первых, во многом из-за явно выраженного недовольства России, есть оправданное ожидание предстоящего соглашения о реализации первого этапа восстановления автомобильного и железнодорожного сообщения из Азербайджана в его эксклав Нахичевань . Это имеет особое значение для Азербайджана и как важная послевоенная победа, и как выполнение важнейшего компонента более крупного плана по восстановлению региональной торговли и транспорта.
Но это также очень важно для России, особенно после неудачной попытки России организовать онлайн-встречу между лидерами Армении и Азербайджана для одобрения этого нового прорывного соглашения, которое должно было быть приурочено к годовщине российско-азербайджанского соглашения 2020 года. введено прекращение огня. Хотя этот вопрос стоял на повестке сочинской встречи.
Второе ожидание, которое скоро придет, касается вопроса демаркации границы . В то время как «разблокирование» автомобильного и железнодорожного сообщения с Нахичеванью является более приличным для Азербайджана, демаркация границы является критическим приоритетом для Армении. В частности, это ожидание состоит из двух вероятных сценариев или вариантов: формирование трехсторонней «рабочей группы», уполномоченной вести переговоры по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, или вместо этого включение этой работы в существующую рабочую группу по торговля и транспорт. Независимо от конкретной модели, любой вариант обеспечит необходимую правовую и институциональную основу для демаркации границы, тем самым способствуя критической деэскалации решения пограничных споров силой и путем вооруженного вторжения, как это делает Азербайджан с мая 2021 года9.0015
Более широкий контекст
Наконец, встречи в Сочи и Брюсселе являются частью более широкого контекста, где Азербайджан придерживается послевоенной стратегии, состоящей из трех конкретных элементов. Во-первых, от отказа освободить армянских военнопленных (военнопленных) и некомбатантов из плена до военных вторжений на территорию Армении в мае 2021 года, Азербайджан принял относительно успешный «транзакционный» подход , предназначенный для извлечения как можно больше уступок со стороны Армении. Таким образом, постоянное и последовательное оказание давления на Армению направлено не только на ослабление армянского правительства, но и на укрепление его позиций как в дипломатическом, так и в военном отношении. И, используя военнопленных в качестве дипломатической валюты и политического товара, Баку, скорее всего, будет продолжать полагаться только на постепенное частичное освобождение заключенных в течение длительного и растянутого периода времени.
Второй элемент этой новой послевоенной стратегии Азербайджана основан на амбициозном и довольно смелом шаге бросить вызов России, открыто бросив вызов Москве, отказавшись выполнять условия навязанного Россией режима прекращения огня от ноября 2020 года. потенциально опасная и безрассудная схема атак вдоль армяно-азербайджанской границы, которая подрывает запланированное расширение российского военного присутствия на юге Армении и вдоль границы, а также обнажает оперативную бессилие гарантий безопасности как со стороны России, так и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
И третий компонент этой стратегии проистекает из внутренних соображений внутренней политики Азербайджана , исходя из того факта, что для долгосрочного выживания режима Алиева необходима «победа» в войне за Нагорный Карабах в 2020 г. не было ни ясным, ни достаточно убедительным. Более того, военный исход войны не форсировал «урегулирование» карабахского конфликта и для Азербайджана война не принесла полной победы. На самом деле, без политической выгоды от использования карабахского конфликта для оправдания отсутствия демократических реформ и отвлечения внимания от укоренившейся коррупции в семье Алиевых, существует надвигающийся и сохраняющийся вызов стабильности Азербайджана и безопасности Азербайджана.