Достопримечательности белой холуницы: Белая Холуница — достопримечательности, история города. Рассказ и отзывы о Белой Холунице

Белая Холуница — достопримечательности, история города. Рассказ и отзывы о Белой Холунице

Главная

Статьи

Путешествия

Россия

Киров и область

Белая Холуница

достопримечательности, что посмотреть, путешествия, города, история

Белая Холуница – малоизвестный крошечный городок в 80-и километрах от Кирова, у дороги на Пермь. Его окружают бескрайние вятские леса, в городе почти нет газа, кругом безлюдно и тихо. Да и на город Белая Холуница похожа очень условно. Здесь можно посмотреть на пару-тройку дореволюционных зданий, старую заводскую плотину, сброс воды на которой мы неожиданно застали, и вятскую природу, которая проглядывает из каждой соседней улицы, словно поглощая этот маленький островок человеческой жизни. Всё это вместе создаёт потрясающую атмосферу тихого Богом забытого медвежьего угла, но вполне уютного и обаятельного. В моём представлении, так должен выглядеть скорее небольшой город на Урале. Тем более, история Белой Холуницы типично уральская.

Город разделён на две части Белохолуницким прудом — крупнейшим водохранилищем Кировской области. Он был образован для нужд железоделательного завода (про него ниже) и за свою историю многократно расширялся и углублялся. Дамба находится в самом центре города, но сам город занимает лишь небольшую часть береговой линии. Отсюда уже прекрасно видны окружающие вятские леса, по внешнему виду близкие уральской тайге. Так что находясь в сердце Белой Холуницы мы можем созерцать первозданные природные пейзажи. Потрясающее свойство для города, ранее встречавшееся в Инсаре и Владимире.

Этот город вообще удивительно гармонично сочетается с окружающей природой. Его слабая населённость (10 000 на бумаге, в жизни — ещё меньше), наличие живописного водохранилища, повсеместные деревья, отсутствие крупных зданий и другие факторы создают ощущение главенства природы и беззащитности человека перед ней.



Третьего мая на Белохолуницком пруду ещё не сошёл лёд. Да и снег встречался даже в Кирове, не говоря уже про леса за городом. Ну это и понятно — всё ж таки не крайний, но уже север. Гораздо большим сюрпризом оказалась тёплая и солнечная погода при температуре выше 20 градусов. Жители Кировской области, казалось, сами не ожидали такого праздничного подарка. В Москве при этом было холодно и шли дожди. Ладно Краснодар, в котором мы были месяц назад, встретил вполне ожидаемым контрастом тепла с московским холодом. Но ехать греться в Киров в мае — это уже слишком…

История Белой Холуницы свойственна скорее городам Урала, нежели Вятской губернии. Хоть до границы с Пермским краем здесь ещё километров 200, в исторических очерках и статьях про Холуницу постоянно звучат фразы «Предуралье», «промышленники Урала», «в районе Урала» и т.п. И это неудивительно — город значительно моложе других исторических поселений Кировской области, имеющей свою, обособленную от Урала и центральной России историю. Его появление связано с развитием металлургии на Урале в XVIII-м веке. Под Белой Холуницей были обнаружены обширные залежи железной руды, поэтому на берегах речки Белая Холуница было решено построить железоделательный завод.

Владельцем Новотроицкого Холуницкого железоделательного завода стал крупный промышленник того времени Савва Яковлев, в распоряжении которого было ещё два десятка подобных заводов на Урале. По его указанию, для приведения в действие заводских механизмов, было начато строительство плотины и, как следствие, пруда, ставшего сегодня визитной карточкой города. Аналогично, кстати, работали и остальные уральские заводы, поэтому во многих старых промышленных городах Урала обязательно есть пруд с плотиной — ещё один очевидный фактор, роднящий Белую Холуницу с Уралом. Якорь на берегу этого водохранилища выглядит как-то неуместно — вроде бы Б. Холуница река несудоходная. Но нет. Этот якорь подняли со дна водохранилища в 2005-м. В 2009-м он был установлен на постамент рядом с мемориальной плиткой:

Для строительства плотины Яковлев купил несколько сотен крепостных крестьян в Вологодской и Новгородской губерниях. Говорят, из-за этого в речи холуничан до сих пор можно услышать несвойственный для Вятки окающий говор. Фактически, завод Яковлева и зародил город, который ведёт своё летоисчисление с постройки завода в 1764-м году:

Совершенно неожиданно для себя, мы попали в центр города именно в тот момент, когда на плотине происходил сброс воды. Зрелище завораживающее — оторваться невозможно. По сливной поверхности вода стекает с огромной скоростью, фотография передать этого не сможет. От долгого созерцания этого непрерывного и стремительного потока в такой близи становится жутковато. Далее поток воды, ударяясь о нижнюю точку спуска, образует настоящий вихрь, облако из водной пены. Это настолько же страшно, насколько и прекрасно.

Плотина, конечно, небольшая, но техника безопасности всё же должна быть хоть какая-то. Здесь можно запросто забраться на парапет, при том что потоки воды зачастую поднимаются выше его и захлёстывают берег (см. мокрые следы на бетонном русле). Одного мужика, который встал в самый угол этой «смотровой площадки», окатило водой с головы до ног. Хотя, конечно, если бы здесь были строгие меры безопасности, мы бы этой красоты не увидели…

Людей, кстати, пока мы стояли набралось немало для этого сонного городка. Видимо, сброс не такое частое зрелище, и даже местным любопытно на него взглянуть.

В 1964-м при капитальной реконструкции гидроузла на плотине была построена ГЭС, но при её запуске турбина единственного агрегата мощностью 1250 кВт сломалась. Только в 2007-м году маломощная Белохолуницкая ГЭС была восстановлена для нужд завода и на сегодняшний день является действующей. Мелочь, а приятно. Факт восстановления заброшенной ГЭС встречали также в белорусском Лепеле. На другом берегу — старое атмосферное здание электростанции. За ним просматриваются заводские корпуса. Судя по всему, они сохранились почти в нетронутом виде. Табличка на административном корпусе завода сообщает, что в его плющильном цехе впервые в мире изготовлены броневые листы методом проката.

Благодаря отсутствию развития в городе и некоторой его законсервированности (хотя это можно сказать про всю Кировскую область в целом), здесь в первозданном виде сохранилось немало построек заводских времён. Помимо самих фабричных корпусов, показанных выше, — дом фон Зигеля, управляющего Холуницким горнозаводским округом с 1882-го по 1901-й. Одно из самых красивых зданий города. Сегодня в нём располагается школа:

Сегодня в корпусах Новотроицкого завода действует машиностроительный завод, производящий конвейерное оборудование. Он как и прежде градообразующий и живой, о чём говорит хотя бы факт восстановления ГЭС заводом для себя. Это весьма отрадно. В Петрозаводске, например, исторический оружейный завод, ставший при советах тракторным и в честь которого назан город,  превращается в лофт-квартал с жилыми домами и офисами.

Помимо машзавода в Белой Холунице, как и везде в лесной Кировской области, есть деревообрабатывающие предприятия, а также продвинутый туристический комплекс на водохранилище с горнолыжными склонами и другими прелестями. Довольно странный променад: с учётом богатства местной природы, отдыхающим на скамейках предлагают смотреть на проезжую часть:

Здание магазина 1890-х годов дополняет небольшой старофабричный центр города. Используется, как видно, по первоначальному предназначению, из-за чего фасад завешан рекламой спиртного. Обратите внимание на вертикальную белую полоску ровно по середине фасада, слева от синей и красной рекламных вывесок. Это не что иное как термометр, установленный на здании более ста лет назад. Он работает до сих пор:

Белая Холуница стоит на трассе «Киров-Пермь», части мифической федералки «Санкт-Петербург — Екатеринбург». Последнюю начали строить где-то в середине 2000-х. Вернее не строить, а приводить в порядок в общем-то уже существующую дорогу, но находящуюся в ведении разных регионов и в разном (преимущественно плохом) состоянии. Ну и достраивать отдельные смыкающие участки, которых не хватало. Потом стройка потихоньку заглохла, задолго до нынешнего кризиса, и дорога так и осталась в частично недоделанном виде.

Говорят, участок «Киров-Пермь» до прошлого года был одним из худших среди крупных межрегиональных дорог западнее Урала. Вроде бы в том году его «сделали». На мой взгляд, конечно, 80 км. от Кирова до Белой Холуницы неплохо подубиты, хотя в целом ехать можно и есть отдельные новые куски. Но ям всё равно полно, на обратном пути видели машину около обочины с пробитым колесом. Дом причта 1866-го года. Построен для священнослужителей прихода Всехсвятской церкви.

Трасса обходит город строго по окраине. Планировкой напоминает Юхнов Калужской области. В городе есть элементы придорожного сервиса (кафе, гостиница, шиномонтаж), но траффик на трассе слабый, очевидно из-за состояния. С тем же Юхновым не сравнить, не говоря уже о таких придорожных гигантах как Вышний Волочёк или Павловск Воронежской области.

На противоположном от заводского центра берегу пруда сохранился ансамбль больничной усадьбы Холуницких горных заводов 1890-х годов. Здания аптеки и лечебного корпуса неплохо смотрятся как с другого берега, так и изблизи. Белая Холуница — город совсем небольшой. Десяток старых зданий, показанных выше, несколько панельных пятиэтажек и заводская территория. Остаток города занимает частный сектор. Он здесь удивительно аутентичный и живописный. За исключением одной асфальтированной улицы, он выглядит так:SAM_4166.JPG

Вдоль всех улиц, почти у каждого дома, уложены обильные запасы дров. Где-то свалены в кучу, где-то — уложены в аккуратные поленницы. Эти деревянные штабели вокруг заставляют понять, что ты уже по-настоящему далеко от крупных городов и привычной цивилизации. Но при этом здесь сказочно уютно и хорошо.

Вопреки обстановке глуши, в Белой Холунице, да и в более грязном и мрачном Слободском, люди встречались исключительно адекватные и приличные. Подобный сильный диссонанс между бедноватой и неухоженной обстановкой окружающей действительности и достоинством живущих в ней людей ранее чувствовался в Наволоках Ивановской области. Видимо, у людей здесь очень мощный внутренний стержень.

Скромная Воскресенская церковь 2006-2011 годов постройки напротив администрации. Когда-то в городе был одноимённый солидных размеров красивый храм, сломанный в 1930-е годы.

Уже дома узнал, что в Белой Холунице есть ещё и старая церковь — на кладбище. Когда был там, конечно, мысли сходить на кладбище не возникло.

Оригинальный памятник «Слава советским лётчикам» посвящён Николаю Матвеевичу Сомову, военному лётчику-испытателю, погибшему при исполнении обязанностей в 1934-м году. Холуничанин Сомов, если верить табличке у памятника, работал ещё и на белохолуницком заводе. Белая Холуница стала для меня крайней восточной точкой путешествий, не считая Красноярска, в который я добирался на самолёте. И своего рода предвкушением Урала, до которого хочется но пока не получилось доехать.

Заметил интересную тенденцию в российских небогатых регионах. Чем меньше и глуше город — тем он приятнее. В крупных бедных городах с действующей промышленностью и высокой численностью населения денег на приличное благоустройство всё равно не хватает, а вот грязи и суматохи от всего этого — с избытком. Пример — Вышний Волочёк, Кимры, Ржев в Тверской области; Кинешма — в Ивановской; Слободской — в Кировской. А вот маленькие городки видимо ввиду отсутствия массового использования инфраструктуры удаётся сохранять в более-менее вменяемом виде. Пример — Андреаполь, Белый в Тверской области; Наволоки — в Ивановской и вот собственно Белая Холуница в Кировской.

Любопытное здание казначейства, как и сбербанк с фото №36, вроде бы 90-х годов. Если так — то 90-е оставили на местной архитектуре не самый плохой след. Отремонтированная Белохолуницкая ЦРБ. Смущает только дорога к ней, целиком и полностью состоящая из ям и ухабов. Человека в критическом состоянии внутри скорой тут будет раскачиать и трясти, что может свести на нет наличие как самой скорой, так и обновлённой больницы.

Надо сказать, что для Кировской области Белая Холуница смотрится неплохо. Соседний Слободской, конечно, гораздо интереснее и богаче с точки зрения архитектуры и истории, но он грязноват и суматошен — сказывается положение окраины большой но небогатой агломерации. А вот Б. Холуница — настоящая вещь в себе. Тихий, атмосферный городок с хорошо сохранившейся фабричной архитектурой и портясающей природой. Если занесёт судьба в те края — настоятельно рекомендую уделить часик-другой неспешной прогулке вдоль берега пруда.

Источник: ru-travel.livejournal.com ts58

Назад в раздел

интересное
история
достопримечательности
путешествия
активный отдых
походы
что посмотреть
природа
отдых
горы
города
здоровье
полезные советы
интересные факты
москва
туризм
кавказ
московская область
туры
крым
владимир и область

Белохолуницкий район


Туристско-информационный центр Кировской области

Tourist information centre of kirov region



Белохолуницкий район

Площадь 5064 км². Район граничит на севере с Нагорским, на востоке — с Верхнекамским и Омутнинским, на юге — с Фалёнским и Зуевским районами, на западе — со Слободским районом. Основные реки — Вятка, Белая Холуница.

На территории района расположен один город — Белая Холуница, поселок городского типа — Дубровка и 14 сельских округов, которые объединяют 28 сельских населенных пунктов.

Район расположен между северной частью Вятского увала и западными отрогами Вятско-Камской возвышенности, в долинах рек Белой и Черной Холуницы. Северную часть района омывает река Вятка.

В земельных дачах вятского архиерея (недалеко от деревни Исаево, у речек Песчанка и Климковка) в середине XVIII века была обнаружена железная руда. Рудники купил генерал-прокурор А.И. Глебов. Из ближних мест нагнали крепостных и наняли горного офицера А.С. Ярцева для строительства завода на реке Климковка. В 1762 году климковский завод выплавил первый чугун. Первоначально на месте планировали переделывать чугун в железо. Для того, чтобы двигать заводские механизмы, нужна была сила падающей воды. Но воды в Климковском пруду скапливалось недостаточно, и это затрудняло производство.

Глебов добился от Берг-коллегии издания другого указа, разрешающего ему построить завод в дачах черносошных государственных крестьян на реке Белая Холуница. Новый завод был пущен осенью 1764 года. В том же году был закрыт Троицкий Холуницко-Верховятский монастырь. В память о нем новый завод назвали Новотроицким Холуницким. При строительстве завода на рубке лесов использовались крепостные, пригнанные из Тульской, Костромской, Нижегородской и Вологодской губерний, вольнонаемные из крестьян ближних деревень.

Вырабатываемое на заводе полосовое, круглое и кровельное железо отправляли по реке из Холуницы в Нижний Новгород, Казань, Ярославль, Рыбинск и другие города.

Со временем образовалась целая группа заводов: Главнохолуницкий, Климковский, Боровский, Чернохолуницкий, Богородский и Нижне Троицкий.

В строительстве Богородского и Нижне Троицкого заводов участвовали французы, взятые в плен в Отечественную войну 1812 года.

С 1882 по 1901 год управляющим Холуницким горнозаводским округом состоял горный инженер, статский советник Андрей Андреевич фон Зигель. В эти годы были построены 7 зданий для школ и мастерских, открыты 2 публичные библиотеки, зрительный зал (народный дом).

На сей день в Белой Холунице действуют здания, построенные при Зигеле:

Главная контора заводоуправления, дом управляющего (школа № 2), заводской магазин (гастроном на ул. Ленина).

В 1898 году открыта школа кружевниц, в которой получали редкую специальность девочки из семей заводских рабочих и крестьян ближних деревень.

Достопримечательности:

  • Белохолуницкий район, поселок Климковка — водный подземный «святой» источник «Манигор»;
  • Белохолуницкий район, деревня Гуренки- прекрасный пруд в селе Пантыл;
  • Белохолуницкий пруд — самый большой водоем в Кировской области.

Источник: http://www.bhregion.ru/



← Вернуться

 

Поделиться в соц.сетях


Новости


В Кирове прошел семинар по событийному туризму. Он собрал специалистов индустрии гостеприимства муниципальных образований Кировской области.

Подробнее →


С 13 по 20 февраля в России проходило онлайн-голосование за лучшие туристические события 2023 года
 

Подробнее →


афиша на 23-26 февраля

Подробнее →


Он откроет для вас знаменитый промысел с разных, порой неожиданных ракурсов
 

Подробнее →


    Страница 1 из 179    >    >>




 




Центра развития туризма Кировской области:

610002, г. Киров, ул. Спасская, 41а,

Телефон: (8332) 41-47-07.

Туристско-информационный центр (ТИЦ):

610017, г. Киров, Октябрьский проспект, 145,

Телефон: (8332) 41-50-43.

[email protected]

Белые горы, Нью-Хэмпшир | Отели, рестораны и развлечения

Пропустить навигациюПерейти к основному содержанию

{{/}}
{{/}}
{{>nav_items_helper}}
{{/}}
{{>nav_items}}

Группы

Свадьбы

Членство

{{:показаны дети}}

{{/}}

{{/}}
{{/}}
{{>nav_items_helper}}
{{/}}
{{>nav_items}}

Дела, которые необходимо сделать

События

Рестораны

Места, где можно остановиться

Спланируйте свой визит

{{:показаны дети}}

{{/}}

Получите бесплатно

Планировщик путешествий

Получите подробную информацию об отдыхе на природе, мероприятиях, достопримечательностях, жилье, услугах и многом другом!

закажите или скачайте планировщик сегодня

Гора Вашингтон

Это самая высокая вершина на северо-востоке США высотой 6 288,2 фута и самая топографически заметная гора к востоку от реки Миссисипи. Он также известен своей неустойчивой погодой.

Государственные парки

В Белых горах государственные парки варьируются от государственного парка Франкония Нотч площадью 6440 акров до самого высокого государственного парка на Востоке, государственного парка Маунт-Вашингтон.

Живописные поездки

Белые горы давно известны своим природным великолепием, культурным богатством, историческим очарованием и стимулирующим отдыхом, а также одними из самых красивых пейзажей на востоке США.

Национальный лес

Национальный лес Уайт-Маунтин площадью 800 000 акров — мощное присутствие в Белых горах.

Гора Вашингтон

Государственные парки

Живописные поездки

Национальный лес

Гора Вашингтон

Государственные парки

Живописные поездки

Национальный лес

узнать больше

МУЗЫКАЛЬНОЕ БИНГО