Содержание
Город Железнодорожный | Московские Зарисовки
В 1862 году после пятилетнего строительства была открыта Московско-Нижегородская железная дорога, и в трех верстах от деревни Кучино Московского уезда возникла станция Обираловка, возле которой в 1877 году появился пристанционный поселок. В 1939 году он получил статус рабочего поселка, и вместе со станцией ему было присвоено новое название — Железнодорожный, тогда Реутовского района Московской области. В 1946 г. на базе более старых институтов здесь был открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом.
7 августа 1952 года рабочий посёлок Железнодорожный преобразован в город районного подчинения, в 1960 года — в город областного подчинения, затем к нему присоединили более известные в историческом плане посёлки Кучино (где работал Аэродинамический институт Д.Рябушинского, будущий филиал ВНИИ ВОДГЕО, и несколько кирпичных заводов) и Саввино (при фабрике Викулы Морозова). С тех пор город начал быстро расти, и в нем появились большие районы застройки 1960-80-х годов. Через территорию Железнодорожного проходит Носовихинское шоссе, по праву считающееся одной из самых чудовищных трасс Подмосковья. Узкая и неудобная дорога без подземных переходов, напичканная вошедшими в легенды светофорами, превращает путешествие на автомобиле в кошмар. Поэтому легче воспользоваться электричкой, чтобы попасть сюда — они ходят часто, перевозя обитателей города на работу в Москву и обратно. У многих станция является конечной.
22 января 2015 года город Железнодорожный официально прекратил свое существование, был упразднен и включен в состав соседнего города Балашихи, которая стала поистине гигантским организмом. Но с вашего разрешения я буду называть Желдор по прежнему городом, каковым он по сути и остается.
Центральная часть (южнее станции)
В настоящее время Желдор содержит несколько архитектурно интересных районов, пространство между которыми заполнено большим количеством поздних советских зданий, в том числе редких серий.
В шестидесятых здесь еще сохранялся небольшой одноэтажный деревянный вокзал, открытый вместе со станцией Обираловка и просуществовавший более ста лет, от которого на юг уходила улица, застроенная деревенскими домами. Но затем эта улица стала новой магистралью растущего города, и новый вокзал соорудили ей под стать. Каждый раз, когда заходит разговор об этой станции, обязательно принято сообщать, что именно здесь в романе Льва Толстого бросилась под поезд Анна Каренина (вот и я тоже об этом упоминаю).
Станция Железнодорожная представляет собой настоящий транспортный узел. Электричка на Москву может прийти к какой угодно платформе, и не факт, что к той, на которой вы ждёте. Но здесь хотя бы можно успеть перебежать по мосту — турникеты находятся на вокзале, в отличие от, например, станции Нижегородская того же направления.
Вокзал на станции Железнодорожная был хоть и новым, но стильным — его построили в 1985 году на месте старого деревянного здания. А осенью 2022 года снесли, чтобы не мешал реконструкции путей для будущего МДЦ. На его месте началось сооружение типового и уже ничем не примечательного перехода.
Так выглядит бульвар на Пролетарской улице, ведущей от станции на юг. Рыжие дома из восьмидесятых.
В 2011 году на бульваре был открыт совершенно заслуженный памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому (1882-1962) — учёному и предпринимателю, забытому в советское время. В 1904 году Рябушинский основал на территории своей усадьбы в Кучино первый в Европе (по другой версии, даже первый в мире) аэродинамический институт, где работал профессор Московского университета, основоположник современной аэродинамики Николай Жуковский.
Первое скопление исторических малоэтажных зданий, полностью окруженных поздними районами застройки, находится в километре к югу от станции, между Новой улицей, Комсомольским проездом и Саввинским шоссе. В западной части этого квартала — более старые двухэтажные дома и администрация (горком) на Пролетарской улице — на фасаде читается дата «1956». Рядом стоит памятник читающему Ленину не слишком частого типового проекта.
Некоторые дома имеют в центре фасада любопытные сдвоенные окна, крыши других увенчаны декоративными украшениями, ну и обычных декораций сталинского периода тут достаточно.
В центре поселка стоит простая водонапорная башня при местной котельной.
Два дома, стоящие на почти исчезнувшей Интернациональной улице, построены по типовому проекту с четырьмя ложными колоннами в центре фасада. Первый из них, под номером 20, наполовину изуродован сайдингом. Второй (Новая улица, 10а) пока остается в естественном состоянии, только появился козырек (фото 2014 и 2017 годов).
Зеленый дом (Новая, 14а) — один из самых красивых среди своих упрощенных соседей. У него имеется рустовка по углам, торцевые балконы и эркеры с полукруглыми окнами третьего этажа — но только с парадной, западной стороны, которая летом очень сильно зарастает. Дворовый фасад, изображенный фото, рассмотреть легче, но он практически голый. Этот дом относится к довольно популярной в провинции серии ЦИТП №51, построен в 1954 году.
Справа от зеленого дома — несколько уже более простых типовых зданий середины 50-х из голого кирпича (и школа №2), обрамляющих местный «Арбат» — пешеходную аллею Школьной улицы. Они построены на несколько лет позже, и на кирпичах этих домов часто попадается клеймо «ГКЗ» — Голицынский кирпичный завод, или может, другой?
Пешеходная Школьная улица и школа (гимназия) №2, где висит доска М.Н.Грачеву.
Перед гимназией попался люк со странным логотипом неизвестного завода, а дальше на восток по Школьной улице, за пересечением с Комсомольским проездом, есть фонтан, стоящий между входом на стадион «Орион» и маленьким, изрезанным тропинками сквером Победы. Дальше к востоку простираются хрущевские кварталы бывшего города Железнодорожного.
В сквере (который заложен в 1965 году) находится памятник героям Великой Отечественной и мемориальный камень погибшим в Афганистане и Чечне — первоначально загаженный птицами просто до безобразия, что можно видеть на первой фотографии. В 2017 году камень оказался чистым, что позволило переснять его в менее позорном виде. Здесь также есть пара закладных камушков в надписями о сооружении самого сквера и его продолжения на север — Аллеи Славы, созданной уже в 1985 году.
Памятник героям Великой Отечественной войны — установлен в 1975 году к 30-летию Победы.
На Новой улице есть круглый подарок с западных рубежей советской Украины, от наших заклятых друзей из Львова. Механический завод №7 был основан в 1944 году, а с 1965 года стал Львовским конвейеростроительным заводом. Второй интересный люк найден на Советской улице и сделан Балахнинским РМЗ, который сменил много названий, и представленное здесь — одно из самых ранних, 1945-1953 годов. Подробнее см. на странице «Крышки люков».
В районах к юго-западу от станции преобладают советские новостройки с вкраплениями более старых зданий. Вдоль улицы Некрасова в начале 1950-х годов выстроена цепочка трехэтажных жилых домов типовых серий.
Эта местность административно относится к району Жилгородок. От привокзальной части Железнодорожного она отделяется подъездным путем, разрезающим центр города поперек, ведущим на бывший завод минеральной ваты «Мостермостекло». «Бывший» в данном случае не значит «неработающий» — завод является злостным загрязнителем атмосферы токсичными отходами, плюс неподалеку находится знаменитый Кучинский мусорный полигон, который тоже пахнет не фиалками. В зоне выброса этих объектов в последние годы построено огромное количество жилья.
Подъездной путь редко, но обслуживается заводским тепловозом.
Если пройти вдоль жилых домов по улице Некрасова, можно выйти к первому из сохранившихся деревянных домов Жилгородка, стоящему в стороне от остальной массы. Строительство поселка под начальством Главного управления аэродромного строительства (ГУАС) НКВД было запланировано еще до войны. Управление ГУАС было организовано 27 марта 1941 года и должно было заведовать созданием новых аэродромов для ВВС Красной Армии. Строительство велось силами заключенных, приговоренных к исправительным работам, строительных батальонов, военнопленных и мобилизованных. Осенью 1942 года Железнодорожным поссоветом было получено предписание о размещении «бойцов 499-й строительной колонны ГУАС НКВД СССР в количестве 400 человек в пос. Ольгино и дер. Сергеевке».
Война не помешала строительству поселка, которое началось в 1943 году. Бригада, состоявшая из пленных немцев и гражданских лиц, разместилась на охраняемой территории, где был создан небольшой деревообрабатывающий завод — будущий ДОЗ №6. В 1945 году на заводе работало около 300 человек, и к 1946 году было построено более 60 брусчатых домов для служащих Военно-воздушных сил и их семей. В журнале «Архитектура и строительство» за этот год появилась заметка, согласно которой, поселок «насчитывает пока 61 жилой дом и 14 построек коммунального назначения» (среди этих последних — амбулатория, магазин, почта, клуб, столовая и баня). Главным архитектором и автором проекта был И.В.Жолтовский.
Из оригинальных построек Жилгородка самые ранние снесены под застройку, остальные как бы «забыты» — они так и стоят между Граничной и Главной улицами. Дома №55 и 61 (на фото) вылезают к востоку от Главной улицы.
Деревянные украшения кое-где еще сохранились, но уже не в первоначальном объеме.
Детский сад №24 — интересное здание, построенное по спецпроекту (Маяковского, 27). Рядом — здание старой бани из первых лет существования поселка.
Дом культуры «Чайка», открытый в 1947 году — здесь проходила культурная жизнь Жилгородка. Перед ним в сквере работал фонтан, являвшийся частью парадного комплекса — сейчас на его месте высотные жилые дома, и снимок сделан с лестницы, ведущей к ним.
На последней фотографии — высотки, совсем недавно построенные на месте снесенных деревянных домов. Основная масса оставшихся построек, до которых пока не добрались экскаваторы, находится на заднем плане, где можно разглядеть двускатную крышу.
Достопримечательности района Ольгино-Жилгородок: фото №1 — здание проектного института на улице Некрасова, фото №2 — типовое здание АТС возле дома культуры, фото №3 — памятник заслуженному строителю В.С.Ляхову на улице его имени. Фото №4 — архитектурный реликт олимпийской эпохи — физкультурный комплекс, что удивительно, не обезображенный переделками и сайдингами, во дворах на улице Маяковского.
Двухэтажные дома Жилгородка (также известного как ГУАС) были оформлены в декоративном стиле, украшены ажурным орнаментом, цветами и сказочными фигурами (развитие которых можно наблюдать в поздних московских постройках Жолтовского). В каждом доме была собственная отделка балконов, террас и подъездов. В 1947 году на экраны вышел фильм «Сказание о земле Сибирской», финальные сцены которого снимались в Жилгородке, вокруг ДК «Чайка», для чего пришлось делать бутафорский зимний пейзаж.
Несомненно, в первые годы Жилгородок был красивым, уютным и благоустроенным районом, но с течением времени он все больше разрушался, дома ветшали, их стены прогнивали, а украшения отваливались. И возникла хорошо знакомая нам ситуация, когда и замечательные дома жалко, и жить в них невозможно. Зеленые насаждения частично вырублены, а оставшиеся прекратились в дикие заросли. Территория покрыта ухабами и мусором, вокруг сплошные следы стройки. Выходом могло бы стать переселение и сохранение для истории хотя бы одного здания, но надеяться на это не приходится с нашей-то традицией отношения к истории. Жилгородок не является памятником архитектуры, решение о его сносе было принято еще в 2002-м. Скорее всего, в ближайшем будущем все до единого дома будут утрачены, и никто о них даже не вспомнит, кроме пары краеведов. С другой стороны, если половина самых старых домов поселка уже снесена, то другая половина (конца 1940-х годов) так и брошена, и там все еще живут люди, ждущие, когда потолок обвалится им на головы.
Среди достоинств поселка были названы «хорошая внутренняя отделка», наличие водопровода и электрического освещения, парового отопления. Газовые плиты и колонки появились в 50-х годах. Канализации тоже первоначально не было, что подтверждают исторические люки, встречающиеся повсюду среди кустов: на их крышках видна только водопроводная маркировка. НКВД снабжал себя сам — судя по надписи, люки сделаны на их московском заводе №2, созданном в 1940 году (будущий «Моссельмаш»). Похожие люки есть и возле местной бани, а также на самом заводе в Москве.
Выставка торцевых фасадов Жилгородка. Многие декорации отвалились, даже сами стены домов кое-где скреплены во избежание разрушения — неудобная ситуация. О людях не спешат думать, а о культурном наследии тем более.
Козырек подъезда дома №33, где четко виден след от исчезнувшего домового знака.
Сельский быт: двадцать первый век рядом со столицей.
По адресу Граничная улица, д.6 (северо-западный край Ольгино), сохранилось парадное трехэтажное здание бывшей школы — типовой проект с излишествами. Территория школы закрыта для пешеходов, и даже написано, что сделано это «ради безопасности учащихся». Безопасность обеспечивают с помощью его величества забора. Остается только рассматривать ленинский призыв учиться (трижды) на портике. После массовой расправы над деревьями его и само здание стало лучше видно снаружи.
Идем дальше на запад, покидая центральные районы Железнодорожного. Вдоль Больничного проезда переходим через очередной разъединяющий городские районы подъездной путь, ведущий на керамико-плиточный завод. Путь используется довольно активно; для следующих из Ольгино в мкр. Керамик (или обратно) доступен еще вариант на километр южнее — в виде пешеходной дорожки сквозь пустырь. В любом случае, по Больничному проезду мы также попадаем в жилую часть района Керамик.
В центре микрорайона нас встречают старые ветхие дома с широким пустым пространством между ними. Например, лужайка перед школой детского творчества, которую почему-то еще не прикончили точечной застройкой — вероятно, район не очень привлекательный, железная дорога неблизко. На здании школы (Заводская улица, 29) висит доска, подтверждающая, что это здание довоенное. И действительно, создание поселка началось еще в 30-е годы.
Дом культуры «Восход» (улица Заводская, 13а) повторяет ситуацию с городом Электроугли, который находится не очень далеко: он выстроен по тому же проекту архитектора К.К.Барташевича, в таком же голом кирпичном виде, и тоже для работников крупного керамического комбината. Но здесь даже колонны не покрашены.
Перед ДК — нечто вроде маленькой парадной площади, а позади него проходит народная тропа в сторону Ольгино, с пересечением все того же подъездного пути (фото №4).
Жилые дома-двухэтажки поселка Керамик разделены обширными полянами. Нормальные дороги и асфальт в этих местах считаются большой редкостью, а среди канализационных люков попадаются такие интересные экземпляры, как продукция Урюпинского литейно-механического завода имени Ленина (ныне краностроительный завод) возле дома 1952 года. До сих пор был известен только один такой люк в Москве. Можно найти и уже известный «Львов», и ЯРМЗ 1969 года. В 2021 году здесь было замечено удивительное зрелище — прокладывание пешеходных дорожек.
На фото, слева направо — дома №18 (1954 год), №22 (1949 год) и №25.
Самые старые дома можно найти в южной части поселка, они датируются еще тридцатыми годами XX века (1938-1940), и выглядит эта часть района словно после войны.
Именно в таких местах и находятся Истоки Руси.
Пара зданий уже заброшена, но в большинстве люди продолжают жить. Скорее всего, среди местных жителей нет чиновников городской администрации, а стоило бы притащить их сюда за ухо.
Даже христианская школа не выдержала катастрофы библейского масштаба.
С другой стороны Керамической улицы эстетическая ситуация немного оптимистичнее благодаря присутствию более новых районов. Керамическая улица служит транзитной магистралью, старые здания на нечетной стороне жмутся вдоль нее или соседней улицы Свободы. Например, четыре дома №15-17-19-21 выделяются на спутниковом снимке аккуратной квадратной формой, которую они образуют с общим двориком посередине. В оформлении этого двора поучаствовали приезжие люки от Харьковского завода «Строймеханизация» и куда более редкие из Макеевки.
Фото №1 — некогда была типовая школа, ныне магазин. Здание испоганено тюремного цвета облицовкой.
Фото №2-3 — дома «квадратного» квартала, на последнем фото — бывший ОВД.
Керамическая улица, 23 — парадный и тыловой фасады. Дом 1955 года.
На четной стороне улицы лицом на север стоит советская производственная мозаика, изображающая старину Ленина собственной персоной — своеобразный бюджетный заменитель памятника. Под знаменем вождя свершились четыре главных события отечественной истории: революция, механизация, Победа и полет в космос.
Керамические дома №1 — 11 на одноименной улице неплохо сопротивляются разрухе благодаря своей облицовке, а их дворы, хоть и маленькие, местами утопают в зелени.
А вот дома на улице Свободы… тут все видно без комментариев.
На самом деле памятник Ленину здесь тоже есть — на заводе. Кучинский комбинат (бывший завод керамических блоков) заслуженно числится на Керамической улице под №1. Его строительство было начато в феврале 1948 года, завод расположился на площади 24 гектара на левом берегу Пехорки, в это же время строились двух- и трехэтажные жилые дома, образовавшие впоследствии микрорайон Керамик. В 1950 году завод выпустил первую продукцию, изготовляя те же детали и облицовочные материалы, что и его родственник в Кудинове (город Электроугли). Но история кирпичного производства в Кучино началась задолго до революции.
В 1860-х годах в Кучино был основан завод Дмитрия Осиповича Милованова — один из крупнейших поставщиков для московского строительства. В 1889 г. для удобства подвоза кирпича от станции Обираловка
было проложено три версты железнодорожного полотна (сохранились остатки моста через Пехорку). После смерти Д.И.Милованова в 1890-м завод перешел к его вдове Пелагее Ивановне. К 1913 году на нем работало 330 человек, при заводе возник поселок, в котором были дома для служащих, казармы и деревянные бараки, баня, конюшни, магазин и больница — часть построек сохранилась возле нынешней станции Кучино.
В 1918 году заводы Миловановой и Куприянова были национализированы, получив название «имени Красной Армии и Флота» («КРАФТ») и почетный 1-й номер в составе треста Моссиликат. В 1930 году на заводе работало 1300 человек. В 1935 году в Кучино был организован новый институт кирпича и вяжущих материалов, будущий институт «НИИСтройкерамика» с опытным заводом.
В 1964 г. Кучинский кирпичный завод «КРАФТ» был объединен с заводом керамических блоков в новое предприятие — Кучинский комбинат керамических и облицовочных материалов.
Получается, что на военном мемориале, установленном в 1970-м году возле проходной комбината, перечислены имена 277 работников Кучинского кирпичного завода — предприятия, находившегося исторически на другом берегу реки, но административно входившего в состав комбината.
На проходной собственными силами комбината был устроен керамический портик с горельефным изображением производства, рядом установлена мемориальная доска Герою Советского Союза Н.М.Гусарову, который тут работал. На территории стоит памятник Ленину. В последние годы предприятие работало с перебоями и меняло владельцев. 4 апреля 2014 года состоялось торжественное открытие его нового воплощения: Кучинского опытно-керамического завода, в котором приняли участие польский посол В.Зайончковски и представители посольства Польши. Завод стал производственной базой польской компании Cersanit, крупного производителя керамики и санфаянса. Территория была немного урезана, проходная потеряла свою функцию, и то место, где стоит Ленин, оказалось в зоне свободного доступа. Но оставшаяся часть работает по профилю, выпуская керамогранит и плитку.
Подробнее об истории кирпичного производства в Кучино можно прочитать здесь.
Рядом с мемориалом на южной окраине района находится полузаброшенный глиняный карьер и сохранившийся деревянный дом промышленника Д. О.Милованова, в котором в советское время размещался профилакторий, а сейчас ветеринарный центр.
Ведомственный кинотеатр завода «Прогресс» (Керамическая улица, 26) — оборонного предприятия, также известного как институт специальной техники КГБ/ФСБ (НИИ-1). Здание построено по проекту 264-13-1 («широкоформатный кинотеатр на 800 мест»), разработанному в 1965 году мастерской №1 ЦНИИЭП. Этот проект встречается в разных городах СССР, но является большой редкостью для московского региона; кроме того, здание сохранилось в своем первозданном виде, тогда как почти все его родственники так или иначе утратили оригинальный вид.
На здании школы №4 (ул. Свободы, 4 строение 1) установлена доска С.В.Игольникову.
Желтая постройка (Береговая ул., 69) непонятного происхождения считается принадлежавшей старым кирпичным заводам. Сейчас этот дом стоит отдельно среди новой застройки в мкр. Керамик.
По мосту через Пехорку можно попасть в район Кучино — некогда кирпичную столицу Подмосковья.
Южная часть Кучино выросла возле старого кирпичного завода КРАФ(Т). Здесь сохранилось несколько старых зданий как дореволюционного, так и советского времени, когда на месте старых предприятий работал опытный завод НИИ строительной керамики (ныне почти уничтожен и сдается в аренду). В заброшенном красном доме располагался техникум. В Почтовом переулке, на территории, когда-то принадлежавшей заводу, торчит обломок дымовой трубы 1905 года. Нынешние владельцы безжалостно ее снесли.
В 1949 году на Центральной улице (Носовихинское ш.) поселка Кучино, рядом с одноименной платформой, открылся новый клуб — первое полноценное учреждение культуры поселка. Возможно, он был построен при участии пленных немцев, которые также работали на строительстве Жилгородка. Проект здания типовой, но достаточно редкий.
В 1963 г. в поселке городского типа Кучино было 46 улиц и 85 домов. В апреле этого же года поселок был официально включен в черту города Железнодорожного.
Дом с надписью, пруд Керосинка и тоннели под железной дорогой у станции Кучино.
Северная платформа на станции Кучино заброшена, так как по ее путям следуют только экспрессы. Такая же ситуация наблюдается на соседних платформах Салтыковская и Никольское.
Северное Кучино — то есть местность к северу от железной дороги — имеет ничуть не менее богатую историю. Как раз здесь располагается «ВНИИВОДГЕО» — Всесоюзный НИИ водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии, происходивший от первого Аэродинамического института, созданного в 1904 году Дмитрием Рябушинским на правом берегу реки Пехорки. В 1911 г. при институте была построена гидродинамическая лаборатория, а после революции он закрылся. Рябушинский эмигрировал во Францию, где умер в 1962 году. Часть оборудования, в том числе самая большая в Европе аэродинамическая труба, была перевезена в московский ЦАГИ.
В 1934 году на базе бывшей лаборатории Рябушинского был образован филиал ВОДГЕО, а в здание усадьбы Кучино переехал Московский гидрометеорологический техникум. На территории сохранилась полуразрушенная лестница и рассыпающаяся башня, в стороне еще можно увидеть П-образное здание конюшни, которое в 1920-е годы было приспособлено для жилья, а позднее здесь разместили общежитие техникума.
На проспект Жуковского выходит огороженное забором новое здание института с памятником самому профессору Н.Е.Жуковскому. Северный вход не используется и зарос травой. Да и сам комплекс давно уже не используется по назначению. Старое здание института находится в Москве, в Большом Саввинском переулке, а кучинский филиал в 1990-х годах был распродан насквозь.
Отсюда к бывшей усадьбе можно перейти по металлическому мостику через Пехорку.
Мемориальные доски на здании Гидрометео-колледжа и одно из строений на улице Гидрогородок.
Южную часть бывшей усадьбы занимает площадка «А» НИИ-1 (бывшая «Кучинская шарашка» НКВД) — абсолютно стратегическое и крайне секретное предприятие, занимавшееся работами в области радиотехники и прослушки.
На улице с забавным названием Смельчак находится Детская музыкально-хоровая школа-студия «Пионерия» имени Г.А.Струве — композитора и дирижера, Народного артиста РСФСР. На фасаде ему открыта мемориальная доска.
А от частной застройки осталось несколько деревянных домов, среди которых — дом писателя Андрея Белого на улице Чаплыгина. На последних фото — памятник В.С.Ляхову в Железнодорожном и мемориал на территории депо.
Троицкий храм в селе Павлино, входящем в состав городского округа Балашиха (рядом с одноименным районом бывшего города Железнодорожного) — бывшее село Троицкое-Кайнарджи, принадлежавшее графу П.А.Румянцеву-Задунайскому и получившее вторую часть названия в память о заключении мирного договора с турками в 1775 году. Здание церкви отличается интересной архитектурой и в годы советской власти не закрывалось. Из исторического комплекса бывшей усадьбы сохранились кладбище при храме, летняя Воскресенская церковь (на фото — красная) и усыпальница рода Румянцевых.
Усыпальница графа С.П.Румянцева на кладбище при храме.
Табличка и памятная доска на школе в мкр. Павлино.
Мемориал в соседней деревне Фенино, расположенной прямо у подножия знаменитой свалки. Чтобы попасть к нему, нужно спуститься от церкви и перейти по мосту реку Пехорку.
Страничка пока вышла не такой полной, как хотелось бы, но в будущем могут появиться новые фотографии.
Памятники города
Памятники и мемориальные доски
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
нам страх и подлость были не к лицу.
мы пили жизнь до дна и умирали
за эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Н.Майоров
Памятник В. И. Ленину (пл. Ленина)
Был заложен к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина в 1970г.
по решению Исполкома горсовета № 11/116 от 6.06.1968г.
Установлен и торжественно открыт 22.04.1972 г.
/высота статуи – 6 метров, отлит в металле из силумина, постамент облицован
мрамором/.
Скульптор — К. Мерабишвили, член — корреспондент Академии художеств СССР, народный художник Грузии.
/В сооружении памятника принимал участие потомственный каменотес П.А. Смирнов, в свое время вместе с отцом и братом работавший на строительстве Мавзолея В.И. Ленина/.
Памятник В. И.Ленину на территории НИТИ им. П.И.Снегирева (ул. Дачная, 28)
Памятник В.И.Ленину на территории бывшего Керамкомбината (ул. Керамическая, 2а)
Стела Победы (ул. Новая) сквер Победы
Открыт 9 мая 1975 г.
Заложен по решению Исполкома горсовета в ноябре 1973 г. Автор памятника — П.Н. Силин. Бетонное основание. Облицован мраморной плиткой.
Стрелы — дюралюминий, барельеф — медь.
На памятнике текст: «ПОДВИГ НАРОДА И АРМИИ БЕССМЕРТНЫ».
Обелиск Славы (ул. Керамическая)
Установлен 1.10.1970г.
Художник – Н.Ф. Курков. На памятнике текст: «1941г. ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ В БОЯХ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ. 1945г.» «СЛАВА ПАВШИМ ГЕРОЯМ. МУЖЕСТВУ НЕПОКОРЕННЫХ. НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО».
Основание бетонное, обложенное цокольной плиткой.
Барельеф и фигуры чугунные. Шпиль железобетонный.
Огорожено чугунными тумбами с корабельными цепями. На памятнике имена 277 жителей поселка Кучино.
Памятник погибшим в Великой Отечественной войне(микрорайон Купавна, ул. Победы)
Открыт в 1989 г.
Установлен по решению схода жителей поселка Купавна, Совета ветеранов войны и поддержано Исполкомом Купавинского поссовета, военкоматом и ВООПИК в 1989г.
Изготовлен из мрамора.
На памятнике имена 44 погибших жителей поселка Купавна.
Памятник «Скорбящая мать» (микрорайон Саввино)
Открыт 8 мая 1985 г.
Скульптор – С.Ф. Захлебин.
Изготовлен из гранита.
Памятник Д.П.Рябушинскому (ул. Пролетарская)
Скульпторы – С.А.Ялоза и Д.Н.Соловьев. Открыт 31.10. 2011 г. в день 129 –й годовщины со дня рождения видного ученого в области аэро и гидродинамики.
Памятный знак, погибшим в Великой Отечественной войне работникам локомотивного депо Железнодорожная (ул. Советская, 51)
Открыт в 2000 г.
Автор – П.Н.Силин.
(Ранее на стене цеха подъемного ремонта размещалась памятная доска с фамилиями погибших).
Знак в виде стелы, на которой поместили памятную доску с именами 23 работников депо.
Памятный знак, погибшим в Великой Отечественной войне работникам Научно -исследовательского технологического института (ул. Дачная, 28)
На памятнике 16 фамилий работников НИТИ.
Памятный знак, погибшим в Афганистане и Чечне (ул. Новая, сквер Победы)
На лицевой стороне памятника: АФГАН Волков Б.И., Игольников С.В., Карпов А.Н., Катунин О.И., Судаков Р.Е., Шаповалов Ю.И. Чечня Воробьев С.М., Грачев М.Н. и гильза, опоясанная гвоздикой, внизу надпись: « ПОМНИ, НАС РОССИЯ».
Памятник установлен по проекту и на средства городского отделения ветеранов войны в Афганистане «Герат».
Открыт 16 февраля 2001 года.
Памятный знак Герою Социалистического Труда Ляхову В.С. (Автозаводская, 48)
Установлен на территории ОАО «ММУС». Открыт 09.10.2011 г. в честь столетия со дня рождения В.С.Ляхова. Скульптор – К.Р.Черняховский.
Памятный знак дважды Герою Советского Союза адмиралу флота Горшкову С.Г. (ул. Озерная,10)
Открыт 07.05. 2013 г. у гимназии №9 в микрорайоне Купавна.
Памятный знак «Якорь» (микрорайон Купавна)
Установлен в 2005 г.
Памятнику поэту Андрею Белому (Бугаеву Борису Николаевичу)
Скульпторы — С.Ялоза и Н.Базюк. Установлен 27.10.2015 г. в микрорайоне Кучино (ул. Пушкинская) напротив дома, где с 1925 по 1931гг. жил А.Белый. Торжественно открыт 28.10.2015 г.
Мемориальные доски
Мемориальная доска на здании Гидрометеоколледжа (ул. Гидрогородок, 3)
На доске текст: «В этом здании в суровые дни Великой Отечественной войны 1942 — 1944 годов размещался госпиталь для раненых воинов Советской Армии».
Установлена 8 мая 1981 г.
Мемориальная доска на здании, где располагался штаб 25-го Балашихинского истребительного батальона (ул. Заводская, 29)
Установлена 5 мая 1975 г. на здании Муниципальной школы искусств.
На доске текст: «В этом доме в период Великой Отечественной войны (1941 г.) формировались боевые подразделения 25-го истребительного батальона».
Мемориальная доска на здании АО «Керамкомбинат (ул. Керамическая, 2а)
На доске текст: «С 26. XI. 1959 г. по 3. IX.1979 г. на Кучинском комбинате керамических облицовочных материалов работал Герой Советского Союза Гусаров Николай Михайлович».
Установлена в 1995 г.
Мемориальная доска на здании школы № 7 (ул. Октябрьская, 7)
На доске текст: «Средняя школа № 7 г. Железнодорожного носит имя Героя Советского Союза Юрия Сергеевича Соколова».
Установлена в 1986 г.
Мемориальная доска на гимназии № 2 (ул. Школьная , 3)
Посвящена выпускнику школы старшему лейтенанту Грачёву Михаилу Николаевичу, погибшему в марте 2000 г. в составе Подольского ОМОНа.
Установлена в апреле 2006 г.
Мемориальная доска на школе № 4 (ул. Свободы, 4)
Посвящена выпускнику школы лейтенанту Игольникову Сергею Владимировичу, погибшему в декабре 1984 г. в Афганистане.
Установлена в январе 2005 г.
Мемориальная доска на школе № 6 (ул. Саввинская, 1)
Посвящена выпускнику школы рядовому Карпову Александру Николаевичу, погибшему в феврале 1986 г. в Афганистане.
Установлена в феврале 2005 г.
Мемориальная доска на школе № 10 (ул. Калинина, 7)
Посвящена выпускнику школы, капитану милиции Игорю Сафрыгину, погибшему при исполнении служебного долга в 1994 г.
Установлена 10 ноября 2008 г.
Мемориальная доска на школе № 12 (мкр. Павлино 2/6)
Посвящена выпускнику школы лейтенанту Воробьеву Сергею Михайловичу, погибшему в январе 1995 г. в Чечне.
Установлена в январе 2005 г.
Мемориальная доска на здании Детской хоровой студии им. Г.А.Струве «Пионерия» (ул. Смельчак, 11)
На доске текст: «Здесь работал народный артист России, основатель Детской хоровой студии «Пионерия», композитор, дирижер Струве Георгий Александрович».
Установлена в августе 2005 г.
Мемориальная доска на доме в Кучино (ул. Пушкинская, 48а)
Текст: «В этом доме с 1925 по 1931гг. жил и работал русский писатель Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)». Была торжественно открыта в январе 1994 г. в присутствии администрации города, представителей городского краеведческого музея, гостей из Москвы, краеведов.
10 самых удивительных городов на Транссибирской магистрали
Какие места на Транссибирской магистрали лучше всего посетить?
- Москва
- Владимир
- Екатеринбург
- Новосибирск
- Иркутск
- Улан-Удэ
- Улан-Батор
- Владивосток
- Харбин
- Пекин
10 самых удивительных остановок на Транссибирской магистрали
Путешествие по Транссибирской магистрали обещает приключение, не имеющее аналогов, хотите ли вы отправиться из европейской Москвы в дальневосточный город Владивосток, проехать по Трансмонгольскому маршруту через пустыню Гоби или Трансманьчжурскому маршруту до Пекина. Большинство наших клиентов проводят в поезде не более суток и выходят из него в поисках культурных и исторических чудес по пути. Итак, какие 10 самых удивительных остановок на Транссибирской магистрали?
Фото Артема Беляйкина на Unsplash
Москва
Столица России Москва является центром политической, финансовой и исторической жизни страны. Проведя выходные (или даже дольше!) в Москве в начале или в конце вашего транссибирского путешествия, вы сможете исследовать эту сокровищницу достопримечательностей: насладитесь выступлением ведущей балетной труппы мира в Большом театре; погрузитесь в многовековую историю России с посещением Кремля; познакомиться с русским и советским искусством в Третьяковской галерее; и полюбоваться поразительной архитектурой собора Василия Блаженного или Христа Спасителя. После дня прогулок отправляйтесь в один из бесчисленных ресторанов, баров или продуктовых рынков Москвы, чтобы перекусить и отдохнуть.
Фото Артема Беляйкина на Unsplash
Владимир
После монгольского нашествия в 13 — веках столица Руси была перенесена в Москву, но до этого Владимир был столицей средневековой Руси. Город, основанный в 995 году на вершине холма высоко над рекой Клязьмой, является домом для нескольких памятников ЮНЕСКО, которые сохранялись почти 900 лет. Посетители могут увидеть редкое домонгольское зодчество Успенского собора, Дмитриевского собора и Золотых ворот, а также посетить один из музеев истории города. Владимир входит в Золотое кольцо древних русских городов и находится всего в 200 км к востоку от Москвы.
Фото Данилы Хамстермана на Unsplash
Екатеринбург
На границе между Европой и Азией находится Екатеринбург, четвертый по численности населения город России. Вплоть до распада Советского Союза Екатеринбург был закрытым городом, но сейчас в нем проживает чуть менее 1,5 миллиона человек, а также богатая культура, музыка, спорт и гастрономия. Екатеринбург также является фантастической базой для изучения Уральских гор, разделяющих европейскую часть России и Сибирь. Тем, кто интересуется царской Россией, стоит посетить Храм Крови, который отмечает место, где разыгрался один из самых мрачных моментов русской истории: он стоит на ныне снесенном Ипатьевском доме, где были казнены царь Николай II и его семья.
Фото А.Савина на Викимедиа
Новосибирск
Новосибирск — третий по величине город России и один из самых быстрорастущих городов мира, его называют столицей Сибири. В городе вы можете посетить впечатляющий собор Александра Невского или Театр оперы и балета (крупнейший театр в России). Или, чтобы провести день в глуши, вы можете отправиться в Академгородок, известный как российская Силиконовая долина. Кроме того, любители активного отдыха, ищущие приключений, могут отправиться на юг от Новосибирска, чтобы отправиться в поход по потрясающим Алтайским горам.
Фото Дарьи Гордовой на Unsplash
Иркутск
Иркутск является крупным транзитным пунктом на Транссибирской магистрали и привлекательным местом для иностранных туристов. В царские времена в Иркутск был сослан ряд видных диссидентов, в том числе знаменитые декабристы, восставшие против царя Николая I. Эти сосланные интеллектуалы и политические деятели сыграли значительную роль в культурном и образовательном развитии Иркутска, который сегодня является процветающим городом. студенческий город. Помимо посещения музеев и восхищения смешением архитектурных стилей, многие путешественники высаживаются на транссибирской магистрали в Иркутске, чтобы добраться до жемчужины Сибири – озера Байкал, которое находится всего в часе езды.
Photo by Lightscape on Unsplash
Улан-Удэ
Улан-Удэ является столицей Республики Бурятия и расположен недалеко от юго-восточного побережья озера Байкал. Город был основан во время монгольского правления в России, и треть его 400 000 жителей составляют этнические буряты-монголы, которые в основном исповедуют буддизм. Особая восточная атмосфера Улан-Удэ делает его одной из самых уникальных остановок на Транссибирской магистрали: насладившись русским православием в другом месте, вы можете посетить Иволгинский дацан — духовный центр буддизма в России; или отправляйтесь в этнографический музей под открытым небом, чтобы узнать о многовековой местной истории региона. Трансмонгольский маршрут отделяется от Транссибирского через несколько километров после Улан-Удэ.
Photo by Sung Shin on Unsplash
Владивосток
В дальнем конце Транссибирской магистрали, на восточном берегу России, находится Владивосток. Его название точно переводится как «Правитель Востока», а недавно Владивосток претерпел значительные изменения, что делает его прекрасным местом для изучения. Путешественники могут прогуляться по городу пешком, подняться на фуникулере на сопку Орлиное Гнездо, чтобы полюбоваться чудесной панорамой городского пейзажа, или выплыть в бухту Золотой Рог под Русским мостом, самым длинным вантовым мостом в мире. Местная кухня представляет собой интересное сочетание дальневосточных и русских блюд, а любители морепродуктов получат удовольствие от ужина в отличных ресторанах на набережной Владивостока. Те, кто заканчивает свое приключение во Владивостоке, могут легко отправиться в Южную Корею, Японию или Китай.
Photo by Altansukh E on Unsplash
Улан-Батор
Через 400 км после пересечения монгольской границы поезд останавливается в Улан-Баторе, столице Монголии, где проживает половина населения страны. Исследуйте обширную центральную площадь города, площадь Сухэ-Батора, посетите его храмы и монастыри и узнайте о наследии Монголии в Национальном историческом музее (или посмотрите впечатляющую коллекцию костей динозавров в Музее естественной истории!) Летом город греется на солнце а в середине июля проводится фестиваль Надаам, главный спортивный фестиваль Монголии, основанный на борьбе, верховой езде и стрельбе из лука. Зимой в Улан-Баторе, самой холодной столице мира, опускается по-настоящему ледяная температура.
Photo by Erica Li on Unsplash
Харбин
Харбин — один из важнейших городов на северо-востоке Китая, где встречаются ханьская, маньчжурская и русская культуры. Одним из самых ярких примеров русского влияния Харбина является его архитектура, благодаря которой город сравнивают с Санкт-Петербургом! Помимо прогулок по историческим улицам, вы можете исследовать прибрежные парки Харбина или посетить Парк амурских тигров. Город наиболее известен своим волшебным Фестивалем льда и снега, который ежегодно проводится в январе и феврале.
Photo by zhang kaiyv on Unsplash
Пекин
Конечная остановка трансмонгольского и трансманьчжурского маршрутов – Пекин. Столица Китая демонстрирует тысячелетия человеческой цивилизации — от древней Великой Китайской стены до огромного Запретного города средневековья и высоких небоскребов современности. Проведите долгие выходные в Пекине, прогуливаясь по узким улочкам (хутунам) Внутреннего города, пробуя кухню со всех уголков Китая или отправляясь за пределы города в Летний дворец и его впечатляющие императорские сады. Независимо от того, является ли Пекин первой или последней остановкой вашего путешествия по Транссибирскому поезду, оно обязательно станет незабываемым.
Какой бы транссибирский маршрут вы ни выбрали, забронируйте билеты через Trans-Siberian Express. У нас есть более чем 10-летний опыт организации путешествия на поезде для путешественников со всего мира.
12 самых красивых остановок на Транссибирской магистрали
Последнее обновление:
17. 06.2021
Путешествие по самой длинной железнодорожной ветке — это уникальный опыт. Помимо впечатляющих пейзажей Транссибирской железной дороги, которые вы сможете увидеть из окна купе поезда, на маршруте также есть несколько остановок, которые, несомненно, заслуживают вашего внимания. Добавьте тур по Транссибирской железной дороге в свой маршрут, и давайте найдем лучшие остановки на Транссибирской магистрали.
1. Санкт-Петербург
Считающийся одним из обязательных к посещению мест в России, Санкт-Петербург определенно входит в список самых красивых остановок на Транссибирской магистрали.
Сойдите с поезда и осмотрите достопримечательности культурно-исторической столицы России, признанные во всем мире: Зимний дворец, в котором теперь находится одна из крупнейших в мире коллекций произведений искусства – Эрмитаж; роскошный Петергофский дворец с ухоженными садами и впечатляющими каскадами фонтанов; и впечатляющая церковь Спаса-на-Крови, выполненная в традиционном средневековом русском стиле.
На изучение Эрмитажа уйдут годы.
Во втором по величине музее мира хранится более 3 миллионов произведений искусства и культурных артефактов. По подсчетам, если смотреть на каждое произведение по минуте по 8 часов в день, вам понадобится 25 лет, чтобы как следует разглядеть все в Эрмитаже.
2. Москва
Транссибирский экспресс обычно начинает свое путешествие в Москве, и путешествие по России, несомненно, было бы неполным без посещения этого легендарного города.
Кремлевский архитектурный ансамбль, красная площадь, которую нельзя пропустить, собор Василия Блаженного уникального дизайна и просторный парк Горького — Москва, охватывающая сотни лет российской истории, станет незабываемой отправной точкой вашего транссибирского путешествия. . Всемирно известные достопримечательности Москвы еще не закончились. Также стоит посетить Большой театр, Третьяковскую галерею и парк «Зарядье».
3. Казань
Хотя Казань не расположена непосредственно на Транссибирском маршруте, она, безусловно, является одним из самых красивых и интересных мест для посещения во время вашего путешествия по России. Столица Республики Татарстан, Казань – место уникального смешения двух религий – православия и ислама.
Культурные и архитектурные достопримечательности города, такие как Казанский кремль, внесенный в список Всемирного наследия, мечеть Кул-Шариф, считающаяся одной из крупнейших мечетей в России и Европе, и современный Крестьянский дворец, добавляют ему шарма и привлекают путешественников. со всего света.
Знаете ли вы, что Казань в переводе с татарского означает «котёл»?
Этот красивый город соответствует своему названию, сочетая в себе православную и исламскую культуры.
4. Екатеринбург
Екатеринбург, 4-й по величине город России, удачно расположен на границе Европы и Азии, рядом с Уральским хребтом, и его часто называют «Великим водоразделом Урала». Город сыграл огромную роль в формировании истории России: здесь в 1918 последняя императорская семья России, Романовы, были расстреляны большевиками.
Теперь достопримечательности города, связанные с этим трагическим фактом, — Храм-на-Крови и монастырь Ганина Яма — представляют большой интерес для тех, кто хочет больше узнать о русской революции.
5. Красноярск
Еще один город на Транссибирской магистрали, который стоит посетить, — это Красноярск. Красноярск, живописно расположенный на берегу Енисея, предоставляет путешественникам прекрасную возможность познакомиться с богатствами русской природы.
Заповедник «Столбы», расположенный в пределах легкой досягаемости от центра Красноярска, является идеальным местом для туристов и скалолазов, предлагая множество благоустроенных туристических троп и захватывающий дух вид на сибирские леса.
6. Озеро Байкал, пос. Листвянка
Познакомьтесь с жемчужиной вашего маршрута по Транссибирской магистрали — озером Байкал, самым глубоким озером в мире, с его непревзойденными природными пейзажами, уникальной флорой и фауной. Если вы отправитесь в транссибирское путешествие летом, у вас будет возможность полюбоваться кристально чистой водой озера и прокатиться на пароме на таинственный остров Ольхон; зимой замерзшее озеро превращается в огромный природный каток, привлекающий сотни туристов.
Тем, кто интересуется историей одной из самых известных природных достопримечательностей России, обязательно стоит посетить деревню Листвянка, расположенную на юго-западном берегу Байкала. В местности действует музей, посвященный происхождению и истории озера, — Байкальский лимнологический музей, представляющий прекрасную коллекцию экспонатов.
В озере Байкал самая чистая вода в мире.
Байкал может похвастаться тем, что является самым прозрачным из всех озер. В некоторых районах можно увидеть его дно на глубине
40 метров (130 футов)!
7. Иркутск
В нескольких минутах езды от озера Байкал находится город Иркутск, прозванный Чеховым «Парижем Сибири», который также считается одной из самых красивых остановок Транссибирской магистрали. Его фоном являются выдающиеся яркие здания 19-го века.
Находясь в Иркутске, настоятельно рекомендуем не спеша прогуляться по историческому центру города с его европейской архитектурой, взглянуть на Польскую Римскую церковь и впечатляющую Казанскую церковь. Недалеко от этого региона есть и ряд красивых достопримечательностей, например, Хакуси или остров Ярки.
8. Улан-Удэ
Расположенный на стыке Транссибирской и Трансмонгольской железных дорог, Улан-Удэ, без тени сомнения, является достойным внимания местом. Столица Республики Бурятия Улан-Удэ представляет собой центр буддийской бурятской культуры в России. Главный религиозный объект города — Иволгинский дацан — привлекает паломников-буддистов со всей России, его даже пять раз посещал сам Далай-лама.
Улан-Удэ также известен тем, что здесь находится самый большой в мире бюст Ленина весом более 94 тонн. Прогуляйтесь до площади Ленина, чтобы увидеть эту впечатляющую и даже немного пугающую статую.
Вы слышали о дьяламе?
Это традиция завязывания разноцветных ленточек на деревьях, практикуемая буддистами и бурятами, в частности, в знак уважения к духам природы.
9. Улан-Батор
Для тех, кто хочет посетить какое-нибудь необычное место, Улан-Батор, столица Монголии, представляет огромный интерес. Охватывая сотни лет уникальной истории страны, Улан-Батор представляет многочисленные реликвии тогдашней второй по величине империи в мире, а также всемирно известные буддийские храмы. Находясь в монгольской столице, обязательно посетите крупнейший буддийский монастырь Монголии — Гандан Хиид и замечательный национальный парк Горхи-Тэрэлджи с его своеобразной Черепашьей скалой и храмом медитации Арьябал.
В Улан-Баторе у вас также есть возможность узнать больше о культуре и традициях Монголии, встретившись с кочевниками и проведя время в лагере гер.
10. Хабаровск
Дальневосточный российский город Хабаровск может стать еще одной изюминкой вашего транссибирского маршрута. Расположенный всего в 20 км от российско-китайской границы, Хабаровск находится в стороне от проторенных российских туристических маршрутов. Однако, как только вам удастся добраться до этого отдаленного города, вы точно не пожалеете, добавив его в свой список желаний.
Амурский утес, откуда открывается захватывающий вид на реку Амур; красивый Спасо-Преображенский собор, который считается третьим по высоте храмом в стране; и знаменитый Хабаровский мост через реку Амур — самые примечательные достопримечательности города.
Пекин предлагает уникальное сочетание культурных достопримечательностей.
Город является домом для семи объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО: Великая китайская стена, Запретный город, Летний дворец, Храм Неба, гробницы династии Мин, стоянка пекинского человека в Чжоукоудянь и Гранд-канал.
11. Пекин
Путешествие по Транссибирской магистрали станет еще более запоминающимся, если вы решите посетить столицу одной из древнейших цивилизаций мира. Пекин всегда был одним из самых своеобразных мест в мире, богатых достопримечательностями. Так что спрыгивайте с Транссибирского экспресса и отправляйтесь в путешествие по Пекину!
В качестве отправной точки рекомендуем легендарную площадь Тяньаньмэнь, где расположены Памятник народным героям, Музей китайской революции и Мавзолей Мао Цзэдуна. Вы можете продолжить, посетив впечатляющий Запретный город, где раньше жили императоры Мин и Цин. Кроме того, пребывание в Китае и отсутствие взгляда на всемирно известную Великую китайскую стену вызовет вопросы у вашей семьи и друзей, поэтому берите камеру и отправляйтесь на экскурсию, чтобы исследовать это историческое место.