Содержание
Лучшие места в Гжель- Достопримечательности поселка в Московской области +Видео
Город Гжель в Московской области не является таковым населенным пунктом в классическом понимании этого слова. Это регион, выросший из большого количества деревень, в которых люди объединены одной идеей и тягой прекрасному. Гжельский промысел включает в себя изготовление:
- статуэток;
- посуды;
- предметов интерьера;
- сувениров.
Все это расписано мастерами вручную и имеет огромную популярность. Изделия из фарфора с синей росписью знают по всему миру.
Фабрика «Гжель»
остается одной из самых древних и солидных по производству изделий из фарфора, известных на весь мир как народный промысел одноименного города. Она основала и стала главным лицом художественного стиля Гжель, уникальной продукции эстетики и качества.
Завод можно посетить на экскурсии, предполагающие знакомство туристов с технологией росписи на керамике с синей росписью, которую нельзя ни с чем спутать.
Кафе и рестораны Гжели
Предприятий общественного питания в самой Гжели мало, но голодными путешественники не останутся. Привокзальное кафе есть прямо на железнодорожной станции. Кроме того, если вы отправляетесь в Гжель на экскурсию, то наверняка одним из пунктов вашего маршрута станет фабрика «Синь России». А там и чаепитие с баранками (обязательный элемент программы), и небольшое кафе, где можно вкусно пообедать.
Вообще, в глубине поселений заведения общепита встречаются далеко не так часто, как хотелось бы. Зато вдоль Егорьевского шоссе, в которое переходит Центральная улица Гжели, можно найти большое количество придорожных кафе и небольших ресторанчиков. Это, например, кафе «Семь пятниц» в селе Ново-Харитоново или «Подсолнух» в поселке Электроизолятор. А на 10-м км Егорьевского шоссе прямо на берегу озера расположен небольшой ресторан с незамысловатым названием «У озера». Здесь путешественники смогут подкрепиться блюдами русской кухни, а при желании еще и порыбачить, практически не отходя от столика.
Музей «Гжель»
Вся история становления уникального промысла проходит в музее, расположенного на территории фабрики. В нем – свыше двух тысяч наименований предметов посуды. Здесь и самые ранние образцы посуды средних веков, обнаруженные при раскопках, образцы майолики 18 столетия, а также более поздние его варианты. Различные фаянсовые полуфаянсовые предметы с росписью цветом или синью. История хранит знаменитый кузнецовский фарфор, получивший истоки в этих краях.
Представлены и экземпляры весьма грубого вида от конца 19-начала 20 столетия при максимальном упадке художественного промысла Гжели. Наконец, яркое возрождение традиций в соответствующих работах прошлого века и наших дней, включающих не только посуду, но и другие предметы декора и обихода.
В одном из музейных помещений можно проследить и цепочку перехода прошлого в настоящее и будущее, а именно – обучение и становление будущего художника от детского сада до хкдожественно-промышленного колледжа, что осваивают не только методику, но секреты своих исторических предшественников.
Как добраться до Гжели
Добраться до Гжели несложно, благо расположена она не так далеко от столицы. Самый удобный и информативный способ — с экскурсией. На дорогу уйдет около 1,5 часов, в течение которых вам будут рассказывать интересные факты о местах, остающихся «за кормой». Стоимость экскурсии различается в зависимости от выбранного туроператора, а продолжительность составляет в среднем 7-8 часов.
Если же вы едете своим ходом, можно воспользоваться электричкой, идущей до одноименной станции от Казанского вокзала. Время в пути — 1 час 20 минут, стоимость билета в один конец составляет 154 RUB. В рабочие дни по маршруту Москва — Гжель также отправляется скорый поезд. Он отходит с Казанского вокзала в 18:15 и затрачивает на дорогу 1 час 7 минут. Цена билета — 215 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2020 г.
Кроме того, до Гжели ходят автобусы от станции метро «Котельники», билет стоит порядка 130 RUB. Автобус идет по Егорьевскому шоссе, по нему же можно доехать до села на автомобиле.
Фабрика фарфора «Синь России»
Это предприятие специализируется на ручном производстве фарфоровых изделий высококачественного уровня. Все экземпляры – в лучших традициях народного промысла керамики воссоздали картину развития будущего в промысле. Здесь также проводятся посещения собственного производства фарфора, представлена выставка народных промыслов и даже имеется свой мини-зоопарк.
Общие сведения
С 18 столетия в этих землях обнаружили белую глину, по своей структуре не уступавшая фарфору. С тех пор, местные жители стали изготавливать посуду, а после обжига, расписывать синими узорами. Именно в честь старинного названия процесса обжига, село и получило свое название «Гжель». А Гжельская синяя роспись посуды, стала характерным почерком этой местности, которая прославила ее на всю страну и далеко за ее пределами.
Именно развитие промышленности по производству и росписи посуды повлияло на развитие инфраструктуры в регионе с 19 столетия. Здесь масштабно строили предприятия и проложили железную дорогу, для удобства вывоза продукции.
До сих пор, во многих семьях можно увидеть тарелки, кувшины, чайники и даже свистелки, с синими мазками в виде цветов, птиц и других природных элементов живописи.
Гжель — это не только название села, но и название производственного округа фарфоровых изделий, объединенного из 30ти близлежащих сел.
К сожалению, производство фарфора во время правления советской власти пришло в упадок, но к сегодняшнему дню два предприятия, все таки удалось возродить. Посетить предприятия с экскурсией, ознакомиться с историей промысла приезжают тысячи туристов, целыми семьями.
Помимо знакомства с производством, Гжель имеет множество других достопримечательностей, достойных внимания, подробно с описанием которых ознакомимся далее.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Этот храм воздвигнут в самом начале 18 века на месте каменной церкви. Последняя была основана на месте деревянной церкви 17 столетия. А двумя веками позже церковь стала благочинским центром. А в конце 19 века храм видоизменяется: добавляются две новые часовни из камня и вносятся изменения в устройство в колокольню.
Имеется три придела: связанный с именем Успения Богородицы, северный, что связан со святителем Николаем Мирликийским и южного направления – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Современный же вариант храма возникает в 1859 году, а архитектором явился Казимир Гриневский, окончивший с золотой медалью Высшее Строительное училище в Санкт-Петербурге.
В 1938 году церковь закрылась и имела сильные повреждения. Уничтожено было все внутри храма, купол и колокольня были разобраны, погости и ограда церкви также пришли в негодность, здание превратилось в склад. И лишь в 1998 году возобновились службы. Работы же по восстановлению храма еще продолжаются, в частности отреставрирован купол, но многие элементы декора все же утрачены.
Развитие гончарного производства
Прежде чем рассказать о том, что входит в экскурсионную программу, стоит вспомнить, с чего начинается история гжельской посуды.
Почти все обитатели тридцати окрестных деревень уже в XVIII веке были задействованы в гончарном деле. Они изготавливали чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, блюда. На Гжельском фарфоровом заводе сегодня производят различную продукцию. Не только кухонную утварь, но и различного рода сувениры. Но гжельская посуда ранее не была предметом роскоши. Она предназначалась для трактиров, постоялых дворов, домашнего обихода.
Примерно в 1800 году был основан первый фарфоровый завод. К концу столетия таких предприятий появилась более ста. В начале XIX века мастера начали наносить на посуду причудливые узоры кобальтовой краской.
Гжель знавала всякие времена. Были в ее истории и взлеты, и падения. После революции народный промысел исчез полностью. Возродился он лишь в послевоенные годы. Тогда и появилась та самая гжель, которую сегодня узнают во всем мире.
Святой источник Феодоровской иконы Божией Матери
Другое название этого известного места в Гжели – Кунай-колодец. Общеизвестно, что в дореволюционные годы в этом местности была расположена купальня. Согласно своей вере, этот колодец принимал множество людей, что искренне хотели исцелиться. Вода этого источника была особенно благодатна для вылечивания маленьких жителей. Искупавшись в целебных водах, дети одевались во все новое, а старые вещи хранились у самого колодца и впоследствии уничтожались в огне.
Вода имеет сильную струю и приятна на вкус. Правда многие горожане ее не применяют для питья в силу присутствия накипи в большом количестве. Тем не менее источник популярности не теряет, и многие приезжают к нему с несколькими вариантами тары. Территория располагает колодцем, эстетически привлекательным, и купальней.
Местоположение: улица Центральная — 154.
Немного истории
Город Гжель впервые упомянут в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 г.). Но есть факты, удостоверяющие, что местные жители занимались гончарством еще в XI-XIII веках. Земли в окрестностях города Гжель не были плодородными, и крестьянам нужно было как-то выживать. Оказалось, что среди них просто невероятное количество талантливых гончаров и художников. А так как они несли товарные повинности перед царским двором, то им приходилось работать очень много. Примечательно, что гончарные изделия не входили в список дани государю. В XVII веке качество местной глины высоко оценил царь Алексей Романович. Он сделал город Гжель поставщиком материала для аптечных сосудов и посуды. Промысел развивался.
Церковь Георгия Победоносца
Это сооружение появилось в 1912 году в честь столетия завершения Отечественной войны. Финансы на ее устройство появились благодаря владельцу Фарфорового завода И.Е.Кузнецовым. А непосредственное строение возникло по проекту архитектора Б.М. Великовского. Последний раз обновления храма велись в 1990х годах.
Местоположение: село Новохаритоново.
С чего все начинается?
Изготовление гжельских изделий – процесс довольно трудоемкий. Он происходит в несколько этапов. Красота рождается в воображении художника, который карандашом делает набросок на бумаге и расписывает его задуманным узором. Затем из пластилина делается модель, по которой отливают гипсовую форму. Замысел художника часто меняется в процессе работы. Ему нередко приходится что-то менять, особенно если речь идет о таких предметах посуды, как чайник, кофейник. Ведь они должны быть не только красивыми, но и удобными.
Из чего состоит фарфоровая масса?
Следующий этап – подготовка глины. В создании фарфоровой смеси используется особое оборудование. В глину добавляют кварцевый песок, каолин, полевой шпат. Все эти составляющие очень важны, без них глина не превратится в фарфор.
Смесь загружают в машину, которая в некотором роде представляет собой гигантский миксер. Здесь масса перерабатывается в течение 25-28 часов. Получается шликер – мягкая кашеобразная смесь, незаменимая в изготовлении фарфора.
Роспись
Кобальт – особая керамическая краска. Изначально он черный как сажа. Синей эта краска становится только после обжига. Гжельские мастера учитывают более 20 оттенков этого цвета. На Гжельском заводе трудятся представители нескольких художественных специальностей. Они занимаются росписью мелкой пластики, другие – посуды. Третьи наносят узоры на предметы интерьера.
Главный секрет гжельской росписи – это мазки. Главный прием – правильное соотношение белого и синего. Есть правило: каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску, затем с разным нажимом раскладывают рисунок. Первый мазки – самые сочные. В своей работе опытные мастера выбирают только качественные инструменты, потому как от этого зависит конечный результат.
Каждое гжельское произведение по-своему неповторимо. Фирменные цвета: сочно-синий, ярко-голубой, васильковый. Роспись и форма составляют единое целое. Орнамент дополняет, подчеркивает то, что было недосказано в пластике.
ТИЦ Раменское — Что посмотреть?
Гжель – это место бытования народного художественного промысла, одного из самых крупных, известных и старинных в России, находящееся сегодня в административных границах Раменского городского округа на Территориальных Управлениях Гжельское и Новохаритоновское. В дореволюционный период своей истории Гжель представляла собой куст из 27 сел и деревень Бронницкого и Богородского уездов Московской губернии. Впервые Гжель упоминается в 1328 году в духовной грамоте Ивана Калиты. Название местности происходит от названия реки Гжелка и означает «заросшее кустарником ручное русло, долину».
Отсутствие крепостной зависимости гжельских крестьян, малопригодная для ведения сельского хозяйства земля, обилие доступного сырья, пролегание Касимовского тракта – крупного торгового пути — через всю территорию гжельского куста способствовали зарождению и развитию керамического промысла в Гжели.
Предполагается, что гончарным производством в этих местах начали заниматься в XV веке. К 70-м годам XVII века Гжель уже была широко известна как своей керамикой – белоглиняной, чернолощеной, поливной, так и своими глинами, в том числе огнеупорными, пригодными для производства сосудов для приготовления лекарств на открытом огне. В 1710 году Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу. Из гжельской белой каолиновой глины, единственно подходящей в России для производства фарфора, в 1740-е годы Д.И. Виноградовым было произведено первое в России фарфоровое изделие. Сам М.В. Ломоносов высоко оценивал качество гжельских глин: «Если есть земля самая чистая и без примешивания где на свете, кою химики девственною называют, разве между глинами, для фарфора употребленными, какова у нас гжельская…».
К середине XVIII века Гжель окончательно оформилась как промысел, став не просто крупным экономическим, но и ярким художественным явлением благодаря налаживанию производства полихромной майоликовой посуды.
Технологию производства так называемой ценинной – майоликовой – посуды гжельцы переняли, работая наемными мастерами на первом русском керамическом заводе Афанасия Гребенщикова в Москве. Обретя достаточный уровень мастерства, они возвращались в Гжель и открывали свои собственные мастерские по производству майолики. И вскоре гжельские майоликовые кувшины, кумганы, квасники, блюда и супницы смогли превзойти по качеству гребенщиковские, став уникальным, самобытным художественным явлением, оставив яркий след в истории не только отечественной, но и мировой керамики.
В конце XVIII века у гжельской майолики появился сильный конкурент – фаянс с более прочным черепком, что определило судьбу майолики в Гжели. В 1802 году гжельские гончары нашли в районе деревни Минино подходящую светло-серую глину – «мыловку», которая давала качественный белый черепок, уступавший, однако, фаянсу и получивший название полуфаянса. Полуфаянс – исключительно гжельское изобретение, вид керамики, нигде, кроме как в Гжели, больше не производившийся. Сочетание белого фона черепка и синей росписи стал характерным признаком гжельского полуфаянса.
С началом XIX века наступил новый период в истории гжельского художественного промысла, характеризующийся огромным ростом производства, возникновением большого количества заводов и фабрик. Более 90% всей выделываемой в России керамики приходилось на гжельский регион: «Каждому приходилось есть и пить из посуды, выделываемой в Гжели», — так отзывались современники о широком распространении гжельской посуды в России в середине XIX века.
Фарфоровое производство в Гжели началось в 1810-х с самостоятельного открытия гжельскими мастерами рецепта «чистого порцелина». Гжельский фарфор с росписью цветными красками и золотом из-за незатейливости росписи и наивной интерпретации заимствованных сюжетов и мотивов получил название «фарфорового лубка» и художественным выразителем русского стиля в фарфоре.
По-прежнему, в Гжели производили и гончарные изделия – это единственный вид керамики, который не прекращал производиться в Гжели на протяжении столетий.
Промышленность в Гжели вплоть до 1870-х гг. была кустарной, ее создателями были крестьяне по сословному признаку. Многие фабрики оказывались недолговечными, так как создать рентабельное производство было не просто. Одни фабрики закрывались и тотчас открывались новые. Фарфоро-фаянсовые фабрики представляли собой надомные производства, с разделением труда и преобладанием ручного труда даже на самых тяжелых этапах производства. На небольших фабриках работали как правило только члены семьи заводчика, на фабриках покрупней — с привлечением наемной силы. Гончарное производство максимально сохраняло кустарный и малообъемный характер производства, и весь производственный процесс зачастую сосредотачивался в руках одного мастера.
В конце XIX века происходят существенные изменения на промысле: вследствие глобального экономического кризиса происходит укрупнение производства и соответственно падение художественного уровня изделий. Кустарный народный промысел обретает форму среднего и крупного промышленного производства. В этот период в Гжели было положено начало профессионального обучения в области керамического производства с открытия здесь рисовальных классов Строгановского училища.
1917 год стал водоразделом в истории гжельского промысла. В Гжели были национализированы почти все сохранившиеся к началу века крупные керамические предприятия и на их базе со временем создавались предприятия советской художественной, химической и электротехнической промышленности в виде артелей. Мелкие мастерские попросту уничтожались. Народный художественный промысел впал в затяжной период упадка, но творческая жизнь в Гжели при этом не угасла. Несмотря на разорение, Гжель обладала богатой производственной базой, и в 1930-е годы стала она настоящей меккой для профессиональных художников, которые работали здесь, на заводе «Всекохудожник», над созданием авторской керамики, восстанавливая тем самым лучшие керамические традиции искусства России начала ХХ века. Художественным руководителем завода в этот период был А.Б. Салтыков, знаковая фигура в истории Гжели — искусствовед, историк, музейщик, знаток керамики, первый серьезный исследователь Гжели. Именно он и художница Н.И. Бессарабова стояли у истоков возрождения традиций гжельского народного художественного промысла в 1940-х гг., которые на артели «Художественная керамика» наладили производство художественного фарфора с подглазурной кобальтовой росписью, приемы и мотивы которой были заимствованы у полуфаянса XIX века. Так начался новый яркий период истории гжельского народного художественного промысла.
В 1972 году несколько производственных артелей и фабрик объединились в крупное Производственное Объединение «Гжель», которое на долгие годы стало стилеобразующим предприятием Гжели. Именно здесь работала целая плеяда ярких художников: Л.П. Азарова, З.В. Окулова, Н.Б. Квитницкая, Т.С. Дунашова, которые взрастили целое поколение талантливых гжельских художников, принесших сине-белой Гжели мировую известность. В 1980-е здесь было возрождено производство гжельской майолики в традициях этого яркого художественного явления второй половины XVIII века.
С приходом в Гжель рыночной экономики в 1990-е гг. начался затяжной промышленный и художественный кризис. В Гжель вернулся рынок – естественная экономическая среда для промысла, и гжель отчасти вновь стала кустарной, сохраняя при этом и формы промышленного производства. В 2000-е в Гжель вернула себе статус крупного центра народного художественного промысла. Сегодня Гжель являет собой богатое и яркое разнообразие керамического творчества: сегодня здесь на крупных заводах и в небольших творческих мастерских производится фарфор с цветной надглазурной и кобальтовой подглазурной росписью, полихромная майолика, традиционная гончарка, а также самобытная авторская керамика. Гжель живет и развивается, продолжая богатые многовековые традиции старинного керамического народного художественного промысла.
Гжельский фарфоровый завод | Movimento Life Beyond Tourism Travel to Dialogue
ОАО «Гжельский фарфоровый завод»
История рыбалки Гжель
Первое упоминание о Гжели встречается в Богословской грамоте Ивана Калиты в 1328 году. Уникальные местные залежи глины, выходившие на поверхность, давали начало керамическому промыслу с тех пор, как здесь поселились люди.
За почти семивековую историю Гжели здесь произошло немало событий и перемен. Мода меняется, требования рынка, но гжельцы из года в год совершенствуют свое мастерство, осваивая все новые и новые технологии. Близость Москвы как центра культуры и торговли, обеспечиваемая мастерами Гжели, оказывает огромное влияние. Примерно каждые 50 лет мода менялась, в том числе на предметы быта, посуду и гжельцы, создавая разные шедевры керамического искусства. Среди множества товаров есть культовые предметы, декоративные игрушки-персонажи. Самые искусные мастера, дающие искру божью, не могли остановиться на простых, утилитарных вещах, они выполняли работы более сложные или заново украшали. Эти произведения стали образцом для подражания и распространялись по Гжели, начиная от каждого мастера. Так был создан стиль.
В Россию фарфор завозили со второй половины XVI века. Российскому императорскому двору было повелено наладить производство отечественного фарфора. С этой целью под Петербургом организовали Невскую мануфактуру. В 1710 году были предприняты попытки проверить пригодность гжельской глины для изготовления фарфора – порцелина. Около 1747 года Виноградов разработал способ производства фарфора из местных материалов и рецептуру фарфоровой массы. Изготовлена первая российская датировка из продукта «Ставки» — маленькие конфеты с крышечкой.
гжельских мастеров трудятся на новых фарфоровых заводах и выкачивают секреты технологии. Вернувшись домой, открыли свое дело или продали секрет. Первое производство начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. Постепенно секрет технологии фарфора распространился по всей Гжели. Производство фарфора в 40-е годы XIX века достигло наивысшего расцвета, работало более семидесяти гжельских фарфоро-фаянсовых заводов и более сорока живописных учреждений /
Широкое распространение получила подглазурная роспись с покрытием кобальтовым фоном в сочетании с надглазурным полихромным декором и большим количеством золота.
История компании
ОАО «Гжельский фарфоровый завод» зарегистрировано в 2004 году на месте народного бытования декоративно-прикладного искусства в г. Гжели, в селе Новохаритоново, цех по изготовлению художественных предметов, расположенный в селе Речица, на том самом месте, где издавна было традиционным производством гжельского фарфора.
Подмосковье, предприятие ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» расположено в селе НовоХаритоново Раменского района на территории бывшего завода Акулина, известный фарфоровый выпуск: разнообразные сервизы, масленки, сахарницы, шкатулки, кувшины, вазы, а также а также отдельные предметы фарфора и фаянсовые игрушки.
До 2003 года предприятие носило название «Гжельский завод» Электроизоляторы. — Название завод получил в 1924 году, открытый как филиал Московского фарфорового завода «Карантин». И сегодня это одно из старейших и важнейших предприятий России по производству художественного и технического фарфора. Но история компании более древняя и насчитывает более девяноста лет. Фабрика была основана крестьянином Я.В.Кузнецовым в 1810 году и всеми своими корнями связана с прошлым Гжели – родиной русской керамики, с историей села НовоХаритоново типичного села Гжельского района.
Новое село, впоследствии ставшее НовоХаритоновым и расположенное на реке Дорко, возникло на месте старого сгоревшего в XVII веке села Харитонов. Ново-Харитонов – родина Кузнецовых, крупнейших монополистов фарфора, селекционеров, построивших множество заводов по всей России, передавали этим предприятиям гжельскую керамическую культуру и, что более важно, направляли в другие художественные центры гжельских мастеров. Уроженцы Гжели Кузнецов никогда не разрывал с ней связи. Здесь находились их предприятия, а также заводы их родственников по линии братьев Акулиных. В Новом Харитонове в конце XIX века до 1917 размещалась контора «Товарищества М.С. Кузнецова» Гжельского отделения. В 1912 году архитектором И.Бондаренко на Кузнецовские деньги была построена шатровая Георгиевская церковь в честь столетия Бородинской битвы. Инициатором строительства был крупнейший российский промышленник, двоюродный брат китайского магната, основателя «Товарищества» И.Е.Кузнецова. В церкви был фарфоровый эмалевый иконостас, отмеченный наградами на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., и керамическая усыпальница, сооруженная И.Е.Кузнецовым для себя и его супруги. Старообрядческое село НовоХаритоново. Именно старообрядцам-селекционерам всегда были присущи предприимчивость и вкус, что позволило им организовать в России ряд высокоразвитых производств, которые до XXI века остаются важным центром традиционной культуры.
По знаку деревень и жителей уездов Московской губернии в 1852 г. в селе Первая мельница НовоХаритоново проживало 244 мужского пола, 274 женского пола, имелось 52 придворных и несколько керамических заводов: Кузнецовский фарфоровый завод (основан в 1810 г.), Кузнецовский фарфоровый завод Теренция. и фаянсовая фабрика Захара Малыгина (основана в 1832 г.). В 1869 г. здесь было фарфоровое заведение Авдотьи Кузнецовой и два глиняных завода Василия Максимова и Анисима Семенова. В 1891 году завод Кузнецова перешел к его зятю, мужу, сестре Анисим Акулиной, производивший фарфор и фаянс. После смерти Анисимова заводом владел до 1917 его сыновьями Джоном и Симоном, разделившись на две компании и вложив значительные усилия в расширение и развитие производства. В 1918 году в Гжель приехал председатель профсоюза рабочих стекла и фарфора Николай Законов. На собрании рабочих было принято решение о национализации обоих заводов Акулина. Но до новой экономической политики предприятия не дошло.
В 1920-е годы заводы вернулись к прежним владельцам и заработали, выпуская качественную фарфоровую посуду и игрушки. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге представляет собой прекрасное собрание фарфоровой скульптуры, игрушек, произведенных на заводе Акулина со второй половины XIX века до 20-х годов XX века. Разнообразна тематика миниатюрных скульптур, начиная от фигурок воинов, зверей и птиц и заканчивая мальчиками-пионерами. Очень популярным в начале XX века было изображение девушки на члене. Крипты для Новой церкви Харитонов тоже, вероятно, изготавливал на фабриках Акулина.
В 1929 году завод был национализирован и передан Государственной электротресте. На базе завода Иваном Акулиным был организован штамповочный цех Московского завода
«Карантин», в котором работало 130 человек. Кроме того, в селе Ново-Харитонова при школе имелись керамический фарфоровый завод и мастерская, где работало 48 человек. Гжельская керамическая школа №
была открыта в 1914 году в Ново-Харитонове в 2-х этажном здании бывшей богодельни по инициативе Кузнецова. В 1920 она несколько раз меняла место дислокации, но в конце десятилетия снова оказалась в Новом Харитонове. На его базе в 1931 году был создан Гжельский силикатно-керамический техникум (ныне Гжельский художественно-промышленный колдедж), которому отводилась исключительная роль в сохранении и развитии производственной культуры и художественных традиций Гжельского промысла. Многие выпускники общероссийского значения приобретенного заведения пришли и пришли работать на Гжельский фарфоровый завод.
Гжельская керамика и фарфор – яркое национальное самобытное искусство, имеющее свои особенности и художественное своеобразие. Провидение принесло всемирную известность и России гжельским квасникам и кумганам – оригинальным по форме и росписи майоликовым сосудам, украшенным скульптурой, которые были выпущены в XVIII веке. Позднее они, изменяясь в соответствии с законами материала, будут производиться в полуфаянсе (XIX век) и фарфоре (XX век). Возрождая гжельскую рыбалку в тяжелейшие военные и послевоенные 40-е годы XX века, великий ученый и талантливый художник А.Б.Салтыков Н.И.Бессарабова попыталась повторить в Китае эти дискообразные формы. Неотъемлемой чертой гжельской керамики и фарфора была национальность. Не случайно новый бессарабовский фарфор, созданный для рыбалки и гжели, показан на Всесоюзной художественной выставке в Москве в 1946, названный Крестьянским фарфором, по его связи с глиняными сосудами, глиняной посудой из деревни была очевидна.
Сейчас это крупнейшее в России предприятие по производству традиционного фарфора с ручной росписью кобальтом, на котором работают потомственные мастера.
Ассортимент насчитывает более 700 наименований форм Манекены, кумганы, сахарницы, масленки, шкатулки, подсвечники, вазы, светильники, часы и другие предметы быта и декора с различным декором около 2000 года. За последнее десятилетие образован Гжельский фарфоровый завод коллектив инженеров-художников, производство которых, бережно сохраняя старинные традиции, использует передовые приемы в технологии производства. Постоянное улучшение качества продукции, разнообразие ассортимента, технологические инновации, высокий художественный уровень, объемы выпускаемой продукции – вывели Гжельский фарфоровый завод в лидеры среди производителей традиционного гжельского фарфора с ручной росписью кобальтово-синим цветом.
Гжельский фарфоровый завод – постоянный участник выставок и смотров народных промыслов России.
Гжельский фарфоровый завод производит продукцию в соответствии с российскими стандартами. В 2003 году производство сертифицировано по международной системе качества ISO 9000.
Художественно-стилевые особенности изделий изготавливаются на ОАО «Гжельский фарфоровый завод».
Отличительными чертами изделий являются декоративность, элегантность, эстетическая и функциональная выразительность, разнообразие форм. Картина отличается яркостью и контрастностью различных кобальтовых красок с белым фоном за счет использования ручной росписи подглазурным кобальтом на лом. В результате обжига черный кобальт становится ярким и синим. В изделии расписывается беличья кисть с набором красок только одной стороны кисти (так называемый «мазок теней»), где каждый последующий мазок отличается от предыдущего и имеет широкий тональный диапазон от глубоких и темных тонов до легкий и яркий. Наряду с традиционными элементами росписи (растительные, сюжетные узоры) используются и закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечное и штриховое заполнение сетки, полоски простого геометрического орнамента. Масштаб соответствует размеру вашего орнамента, а характер изображения – красоте формы. Cпецифическая технология позволяет получить еще более яркие и свежие цвета.
Творческое предприятие мастера-человека заявило о собственном искусстве Гжели и в ассортименте, и в формах, и в росписи, и даже в технике. Это сочетание тонких орнаментальных отделок с живописными легкими мазками, сгущающимися в глубокое синее пятно, округлости полноценных народных форм с выразительной росписью, живописью размашистой, быстрой, построенной на переходах от темно-синей к густому мазку легкости прозрачного. синий, который имеет значение системной тонкой орнаментально-линейной привязки.
Компания, в свой портфель включает все виды изделий из традиционного ремесленного фарфора. Изделия предназначены для повседневного использования в домашних условиях.
Фарфор для деловых людей, отличающийся простотой, мягкостью формы, функциональностью, органично дополняется традиционной подглазурной кобальтовой росписью под гжель. Это функциональность изделий из аналогичных изделий разных отраслей Гжельской рыбалки.
Традиционный характер изделия в сочетании с преобладающей долей ручного труда, наличием мастеров творческих династий и историческим местом производства дает все основания считать ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» делом народных промыслов, и одним из самых центры русского традиционного керамического искусства.
Сегодня:
Фарфоровая рука-
Гжель – название живописного подмосковного района в 60 километрах от Москвы, известного своими поделками из фарфора. Статуэтки, посуда и подарки ручной росписи сегодня невероятно популярны. С ними связана красота гармонии, сказка и прибыль. Фарфор с ручной росписью витиеватой синевой теперь известен не только в России, но и за рубежом. Эти фарфоровые изделия привлекают дальновидностью и гармонией, высоким профессионализмом их создателей. Знаменитая гжельская рыбалка на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается гжельской – колыбелью русской керамики. Оно сформировало его лучшие черты и раскрыло высшие достижения народного творчества.
История фарфора ручной работы восходит к 14 веку, в то время начали изготавливать предметы быта. Высокое качество местной глины делало их пригодными для изготовления лучших сортов гончарных изделий. Затем последовал нелегкий путь к полуфаянсу и майоликовой посуде. В 19 веке мастера стали изготавливать фаянсовые и фарфоровые изделия. Посуда выполнялась как крупными сервизными наборами, так и в виде скульптуры. Теперь изготавливают не только посуду, но и вазы, подсвечники, люстры, часы, шкатулки. Надо отметить, мастер все изделия изготавливал и расписывал вручную, вкладывая в них свою душу.
Ручная работа из фарфора и керамики — произведения искусства. Сделать эти эксклюзивные изделия не так просто, как может показаться на первый взгляд. Процесс изготовления больше похож на сказочное превращение простого куска глины в произведение искусства. Глина является основным сырьем для производства гжельских изделий. Глину обрабатывают таким образом, чтобы проявлялись лучшие качества, такие как огнеупорность и пластичность, необходимые для изготовления изделий.
Процесс изготовления фарфора состоял из нескольких шагов.
Сначала предлагаемая модель изготавливается из гипсовых изделий, затем данная модель представляет собой форму, состоящую из нескольких частей, в зависимости от сложности изделия.
В готовую форму гипсовый раствор заливается, гипс впитывает влагу, благодаря чему шликер, подвываясь, принимает форму изделия. Формованные изделия сушат в естественных условиях. Высушенная полуфабрикат окончательно восстанавливается после швов, мелких дефектов литья. Далее следует предварительная обжарка, она называется салвидж.
Более дорогая краска. Роспись беличьими кистями, свободный кистевой мазок. От мелких кистевых мазков рисуется композиция, подчеркивающая достоинства всех форм. В росписи по фарфору использованы приемы росписи многих характерных для Гжели декоративно-прикладного искусства.
После декорирования изделие глазируется вручную в специальных емкостях путем окунания в глазурную суспензию.
Заключительный этап – окончательный обжиг – обжиг с водой – готовое изделие.
Так рождается гжельское созидательное искусство.
|