Достопримечательности константинополя в средние века: Вдоль стен Константинополя | Мировой Туризм

краткая и полная история столицы Византии

Фото: Константинополь (реконструкция) с высоты птичьего полета

История Константинополя охватывает интереснейший период с 330 года, когда столицу Римской империи — город Византий — назвали Константинополем, или Новым Римом. Завершается история Константинополя в 1453-м, когда город подчинили себе турки-османы во главе с Мехмедом-завоевателем.

Содержание

  • Основные вехи в истории Константинополя (кратко):
  • Подробная история Константинополя
    • От основания до расцвета
    • Обращение в христианство и народные мятежи
    • Начало набегов и ослабление
    • Первое падение Константинополя
    • Возвращение Константинополя в Византию
    • Окончательное падение. Завоевание турками
  • Что такое Царьград

Основные вехи в истории Константинополя (кратко):

  • 330 год — римский город Византий был назван Константинополем. Он стал столицей Восточной Римской империи, или Византии (которая образовалась после раздела Римской империи).
  • 527-565 годы — масштабное народное восстание «Ника» против императора Юстиниана, который насильно переводил константинопольцев в христианскую веру. В результате 35 тыс. убитых, мятежи подавлены.
  • VI век — начало расцвета Константинополя и всей Византийской империи. Вплоть до 13 века город оставался крупнейшим центром культуры, науки и торговли в Европе.
  • 717 г — неудачная попытка арабов осадить Константинополь.
  • IX век — на Константинополь напали русичи под предводительством Аскольда и Дира, но осада провалилась и древнерусские киевские князья отступили.
  • Начало X века — киевский князь Олег попытался взять Константинополь. Стороны условились о мире: Константинополь откупился выгодными условиями для киевских торговцев.
  • Середина X века — киевский князь Игорь попытался завоевать город, но не смог.
  • 957 год — жена Игоря Ольга приехала из Киева в Константинополь и приняла крещение.
  • 1097 г — в Константинополе собрались войска крестоносцев для участия в Первом Крестовом походе против тюрков-мусульман, завершившимся победой европейцев.
  • 1204 г — город захватил король Фессалоники Бонифаций I. После падения своей столицы Византийская империя распалась на маленькие царства.
  • 1453 г. — турок Мехмед II Завоеватель взял Константинополь и убил последнего византийского императора Константина. Город назвали Стамбулом и сделали столицей Османской империи. 

Подробная история Константинополя

От основания до расцвета

В 330 году н.э. древнеримский город Византий при правлении римского императора Константина Великого был назван Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma), или Константинополем (древнегреч. Κωνσταντινούπολις, лат. Constantinopolis).

Фактически город на месте Византия отстроили заново благодаря масштабной интенсивной стройке.

Приложенные усилия императора Константина Великого для развития и процветания Нового Рима не были тщетными — всего за первые полвека новая столица Римской империи превратилась в самый крупный и самый богатый город Европы и Ближнего Востока с его дворцами, множественными храмами, театрами и банями, цирком, ипподромом, библиотекой и школами. И хотя было несколько серьезных землетрясений, при которых в значительной степени были разрушены стены города, Константинополь укреплялся, стены расширялись и отстраивались, и морские пути города вновь стали одним из самых главных источников его процветания.

Во время правления Юстиниана I (527-565 гг. н.э.) в Константинополе были очень развиты производства гончарных изделий, тканей, строительное производство и кузницы, ювелирное и сельскохозяйственное дело, производство оружия и выпуск монет. Суда из черноморских и средиземноморских флотов, а также флотов Испании и Египта, проходили через Константинополь, персидские и индийские караваны в Европу свои товары доставляли также через Константинополь. Торговля процветала и город финансово обогащался.

Город был хорошо укреплен крепостными стенами длиной 16 км. Они названы стенами Константина и Феодосия — в честь императоров, при которых были построены. Линия стены Феодосия на многие века определила границы, в которых жил и развивался Константинополь:

 

Карта: стены Константинополя. Крайняя стена Феодосия определяла границы города

Здесь проживало множество народов, причастных к торговле. Развивались также химия, математика, философия, медицина и богословские науки.

Византия была на тот момент мощным государством, в состав которого входила южная часть Испании, Италия, Греция, Египет, Карфаген (территория современного Туниса), Месопотамия (современные Иран, Ирак и северо-восточная Сирия), Киликия (сегодня это часть Турции на северо-восточном побережье Средиземного моря), часть Армении, Далмация (территория современной Хорватии и Черногории), Боспорское царство (современный Крым и территории к северо-западу от Крыма вплоть до Кубани) и Анатолия (Малая Азия, средняя часть современной Турции).

Обращение в христианство и народные мятежи

В VI веке н.э. при Юстиниане I в Константинополе прошел ряд мятежей, вошедших в историю под названием «Восстание Ника». Правитель под угрозой лишения прав и свобод своих подданных и даже под угрозой смертной казни переводил народ в христианскую веру. Простые люди во главе с некоторым количеством сенаторов были не согласны с политикой императора и системой налогообложения, и начали устраивать беспорядки в городе, поджигая христианские храмы и церкви, а также здания, в которых хранились налоговые расписки и документы, сгорела при этом и часть императорского дворца.  Восстание было жестоко подавлено. Погибших было около 35 тысяч человек.

Юстиниан I успешно отстроил сгоревший собор Святой Софии, церковь святых Апостолов и церковь святой Ирины, а также построил еще несколько новых церквей.

Благодаря императору Феодосию Константинополь стал столицей христианства, которое в Византии стало государственной религией.

Начало набегов и ослабление

Фото: Константинополь (реконструкция) с высоты птичьего полета

Византия в конце VII в. проиграла значительную часть своих территорий, таких как Египет и Палестину, Киликию и Сирию, Верхнюю Месопотамию и Карфаген арабам. В 717 году арабы продолжили свои набеги и пытались осадить Константинополь. Их попытки захвата после нескольких неудачных месяцев закончились отступлением.

В IX веке на Константинополь попытались напасть русичи во главе с князьями Аскольдом и Диром, но осадить город не смогли, и отступили, лишь только немного разграбив окрестности. В начале X века киевский князь Олег попытался взять Константинополь, но византийцы договорились с ним о мире, предоставив купцам Руси выгодные условия для торговли.

В середине X века неудачный поход на столицу Византии осуществил киевский князь Игорь Рюрикович, где он потерпел поражение от «жидкого огня» (или «греческого огня»), применяемого врагами. «Жидкий огонь» являл собой горючую смесь, состав которой доподлинно неизвестен, но предполагается, что это была смесь сырой нефти, масла и серы, которую метали с помощью специальных устройств; ее всегда успешно применяли византийцы в морских боях.

В 957 году н.э. посл смерти своего супруга княгиня Ольга прибыла в Константинополь и приняла там крещение.

В I пол. XI века произошел раскол церкви на западную (римо-католическую) и восточную (греко-католическую). Последняя впоследствии стала называться православной церковью.

К середине 11 века византийская столица все еще имела значение мирового торгового центра, но испытывала сильную конкуренцию со стороны фессалоникийких ярмарок.

Первое падение Константинополя

В 1097 году в Константинополе собрались крестоносцы для участия в Первом Крестовом Походе против сельджуков в Анатолии и мусульман в Иерусалиме. Византийцы помогли пришедшим к ним «гостям» — крестоносцам — переправиться на азиатский берег Босфора и те пошли в сторону Иерусалима.

Несмотря на это, в дальнейшем у константинопольцев сложились напряженные отношения со всеми государствами крестоносцев. И уже через сто лет, в 1203 году, начался Четвертый Крестовой Поход рыцарей-крестоносцев против самого Константинополя! И стал стал для него роковым.

Итак, Четвертый крестовый поход организовала Венеция, для которой византийцы были главными торговыми соперниками на Востоке. Антивизантийские настроения у рыцарей подогревали несметные богатства Константинополя, политика Папы Инокентия (стремился подчинить Византийскую церковь) и немецких феодалов. Так первоначальный план крестового похода на Египет был изменен — войско пошло на столицу богатой империи.

В апреле 1204 года Константинополь пал впервые в своей истории — он был захвачен князем крестоносцев Бонифацием I, королем Фессалоники (современная территория Греции). Крестоносцы разграбили город, причем не погнушались даже ограбить императорские усыпальницы.

Фото: Константинополь захватывают крестоносцы. Гравюра Г. Доре, 1877 г.

Через месяц пожар в центре города в районе Золотого Рога уничтожил целые торговые кварталы со всем товаром и домами, и многие жители лишились работы и средств к существованию. Город пришел в упадок на многие десятилетия.

После падения Константинополя Византийская империя распалась на несколько царств — Латинскую империю (ее создали крестоносцы и в нее вошел Константинополь), Фессалоникийское королевство (Бонифаций), Никейскую империю (которая считала себя истинной наследницей Византии и выступала против иноземного присутствия в Константинополе), Эпирское царство и т. п.

К середине 13 века Константинополь и Латинская империя пришли в полный экономический упадок.

Возвращение Константинополя в Византию

После падения Константинополя Никейская империя (на карте ниже) стала усиляться и стала самым жизнеспособным на то время греческим царством. Ее императоры считали себя настоящими царями разрушенной Византии, и, в отличие от нее, идентифицировали себя чисто как греки, а не амофорные римляно-греки. Именно тут сформировалось самосознание эллинов и греков.

Карта раздела Византийской империи на царства после первого завоевания Константинополя

В 1260 году никейский император Михаил VIII Палеог попытался отбить Константинополь у латинян, но греки вынуждены были отступить. В следующем году он все таки завоевал город, где хозяйничали венецианцы. Греки проникли в него ночью через водосток и открыли ворота главному войску. Тамошний император бежал, и 15 августа 1261 года Михаил с триумфом вошел в Константинополь. Таким образом, Византийская империя была восстановлена под властью греков из династии Палеологов. Впрочем, эту была уже лишь тень от прошлой великой империи.

Вместе с тем Никейская империя, разумеется, потеряла свое значение и стала простой провинциальной областью Византии, а позже — территорией османских правителей.

Михаил приложил массу усилий для восстановления Константинополя, но инфраструктура была в руинах, на месте былых кварталов росли пустыри, население голодало и страдало от эпидемий.

Экономическая ситуация улучшилась к середине XIV столетия.

Окончательное падение. Завоевание турками

В конце 13 века (1296 — 1297) город начал все больше приходить в упадок на фоне расцвета генуэзской Галаты. Венецианский флот часто грабил пригороды Константинополя, несмотря на то, что Михаил разрешил генуэзцам пользоваться проливом и заходить в Черное море. Греки не могли противостоять Венеции без своего сильного флота.

Но с востока надвигался более мощный враг — растущая Османская империя. В 1326 году турки завоевали большой византийский город Бурсу, что в 92 км от Константинополя, и сделали ее своей столицей. Таким образом, враг нависал прямо у границ.

В 1362 году турецкий султан Мурад Первый перенес свою столицу еще ближе — в Адрианополь (ныне турецкое Эдирне), окружив Константинополь землями османов со всех сторон.

И хотя Константинополь оставался столицей Византийской империи, ее уже по сути не существовало. Византийские императоры признавали себя вассалами султанов и владели только Константинополем и малыми землями вблизи него.

Наконец в 1453 году султан Мехмед II Завоеватель взял город, разграбил его, убил последнего византийского императора Константина и продал в рабство уцелевших жителей. Остатки Византийской империи пали перед турками, а Мехмед-завоеватель провозгласил Константинополь столицей Османской империи.

Осада турками Константинополя в 1453 г, Французская миниатюра XV века

Наиболее значимые церковные храмы турки превратили в мечети, а сам город назвали Стамбулом, хотя официально город не переименовали в то время. В XVI веке при правлении султана Сулеймана Великолепного настал Золотой век для Константинополя, но это уже отдельная интересная история — история Стамбула.

Что такое Царьград

Царьград — это ни что иное, как древнеславянское название византийского Константинополя и османского Стамбула. На Руси это слово писалось на старославянском как Цѣсарьградъ.

Вообще Царьград — это древнеславянская калька с греческого Βασιλὶς Πόλις (Вассилис Полис). То есть в буквальном переводе с греч. это «Город Цезаря».

Сегодня слово Царьград является архаичным термином в русском языке. Но интересно, что оно по-прежнему используется на болгарском, в частности, в историческом контексте. Например, основная транспортная артерия в Софии называется Цариградско шосе. А крыжовник болгары называют цариградское грозде.

В современном словенском языке Царьград используется очень активно. Боснийцы, хорваты и сербы понимают и используют название Carigrad.

Но следует отметить, что на самом деле Константинополь никогда не назывался Царьградом в самой Византии или Османской империи, столицей которых он являлся.


Автор: Назар Алесандров

Византий.

Константинополь. Стамбул | Интерфакс-Туризм

Благодаря бурному челночному движению начала 90-х, Стамбул до сих пор у большинства жителей России ассоциируется с торговлей и рынками. Все это здесь есть, но далеко не в том масштабе, как может представляться многим россиянам. Стамбул сегодня – современный динамичный город, и надо признать, не более «восточный», чем Москва.

Это – один из интереснейших городов не только Европы, но и всего мира. Город, где встречается Восток и Запад. Город двух мощнейших мировых культур – византийской и османской. Наконец, город, откуда к нам пришла христианская вера.

И чтобы покончить с мифами одним махом, скажем, что Стамбул — не столица Турции. Ею является Анкара, что никоим образом не умаляет ни достоинств, ни размеров, Стамбула. В городе проживает 15 млн человек, а по площади он превосходит, например, немаленькую Москву в полтора раза. Стамбул – это Турция, которую россияне, отдыхая в этой стране уже больше 15 лет, совсем не знают.

У города уникальное географическое положение: он расположен на северо-западе Турции на обоих берегах пролива Босфор, который соединяет Черное и Средиземное море, а с юга — на берегу Мраморного моря. Таким образом, основная часть города находится в Европе, а меньшая — в Азии. Именно Босфор делит Стамбул на две части света. Расположенный на холмах, в окружении воды, Стамбул незабываемо красив.

У города много имен: до 1930 года Стамбул назывался Константинополем, до 450 года — Новым Римом, до 330 года — Византием. После основания Турецкой республики в 1923 году столица страны была перемещена из Константинополя в Анкару, а 28 марта 1930 года турецкими властями город был переименован в Стамбул, по-турецки – Истанбул.

Основателем Республики является Кемаль Ататюрк, который после победы турецкого национального движения начал европейские преобразования в Турции. Он провел много реформ, в том числе, например, заменил арабский алфавит на латинский, поддержал введение в Турции западного стиля одежды, запретил многоженство.

Портреты Ататюрка можно увидеть во многих местах города, а в окрестностях Дворца Долмабахчи расположена настоящая фотогалерея под открытым небом, которая рассказывает о жизни Ататюрка.

Босфор

Быть в Стамбуле и не полюбоваться Босфором – просто невозможно. Лучше всего совершить прогулку на теплоходе, ведь с воды открывается впечатляющий вид на Стамбул.

Фото: Интерфакс

Босфор по легенде, получил свое название благодаря дочери древнейшего аргивского царя Ио. Прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову – так Зевс пытался скрыть свой грех и избежать гнева законной жены, Геры. Несчастная Ио решила спастись, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.

Азиатскую и европейскую части города соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров и мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров. В настоящее время под Босфором идет строительство железнодорожного тоннеля Marmaray, который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. Ведь сейчас метро, трамвай и фуникулер расположены только в европейской части города, а две железнодорожные линии действуют в двух частях города, не пересекаясь.

Фото: Интерфакс

По Босфору из Черного моря в Мраморное и обратно в день может проходить не более 135 судов. Это связано со сложным течением в Босфоре, нехваткой лоцманов, а также с опасностью крушений судов в черте города. Проход судов по Босфору бесплатный, однако, владельцам судов необходимо оплачивать услуги лоцмана.

Что посмотреть в Стамбуле

Почти все достопримечательности города расположены в старом городе европейской его части. Причем, до трех главных памятников можно дойти пешком за считанные минуты, например, до дворца Топкапы.

Здесь располагались административный центр Османской империи и дворец, где жили первые 16 султанов с 1465 по 1853 гг. Дворец поражает не только восточным изяществом архитектурных решений, но и вполне материальным богатством: здесь можно увидеть россыпи роскошных украшений и драгоценностей, подаренных султанам правителями других государств.

Дворец очень красивый и осмотреть все его помещения за один день просто невозможно. Но есть одно место, которое не минует ни один экскурсант, — гарем. Гарем, в котором жили жены, наложницы и рабыни султана, состоял из 400 залов. Чтобы обойти его полностью и оценить все его богатства, потребуется не менее 2 часов.

Рядом с дворцом находится церковь Святой Софии, или по-турецки Айя-София, которая была построена в VI веке. Спустя 916 лет османы захватив Византию, переоборудовали церковь в мечеть, замазав все фрески с изображением христианских сюжетов. Тем не менее церковь не подверглась серьезным разрушениям и сохранилась до наших дней.

Фото: Интерфакс

В 1935 году Ататюрк принял решение сделать из собора музей, чтобы он не доставался не мусульманам, не православным. Благодаря тому, что фрески были на протяжении многих веков замазаны, удалось сохранить их первоначальный вид. Не забудьте, кстати, загадать свое желание возле специального столба. Как говорят турки, оно обязательно сбудется.

Третья достопримечательность, расположенная в этом районе, это Голубая мечеть. Она получила свое название благодаря голубым изразцам, которыми отделаны ее интерьеры. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть заложил султан Ахмед I, имя которого и носит мечеть. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I. Мечеть является действующей, поэтому место, где совершаются молитвы отгорожено от остальной части, чтобы туристы не мешали верующим совершать поклонения Аллаху.

В этом же районе, рядом со Святой Софией можно посмотреть древнее водохранилище Базилика, которое было построено по распоряжению византийского императора Юстиниана I в 565 году. Гигантское сооружение имеет четырехугольную форму с длиной 140 метров и шириной 70 метров. Внутри находятся 336 колон, все высотой 9 метров. В качестве постаментов для двух колонн используются изображения голов медуз. В средние века о водохранилище практически забыли, вернули его к жизни уже только в XX веке, когда в 1988 году власти города сделали это место паломничеством для туристов.

Новый дворец султанов Долмабахчи, в котором жили 10 последних императоров, а также основатель республики Ататюрк, расположен на берегу Босфора. Он был построен в XIX веке, однако архитектура дворца и богатство его убранства были призваны напомнить о былом величии Османской империи.

Во дворце находится самая массивная и едва ли не самая дорогая в мире люстра, подаренная султану королевой Викторией. Кстати, почти все часы дворца показывают время 9:05, это время смерти Кемаля Ататюрка, который скончался именно во дворце. Кровать, в которой умер основатель Турции, застелена национальным флагом.

Это только небольшая часть того, что можно посмотреть в этом великом городе. На нормальный осмотр всех достопримечательностей Стамбула потребуется не менее 5 дней.

Константинополь

Боспор

В 657 г. до н.э. правитель Визас из древнегреческого города Мегары основал поселение на западной стороне пролива Босфор, который соединял Черное море со Средиземным морем. Благодаря нетронутой естественной гавани, созданной Золотым Рогом, Византия (или Византия) превратилась в процветающий портовый город.

В последующие столетия Византия попеременно находилась под контролем персов, афинян, спартанцев и македонцев, которые боролись за власть в регионе. Город был разрушен римским императором Септимием Севером около 19 г.6 г. н.э., но впоследствии был перестроен с использованием некоторых сооружений, уцелевших во времена Византийской империи, включая Термы Зевксиппа, Ипподром и защитную стену.

Победив своего соперника Лициния и став единоличным императором Римской империи в 324 году нашей эры, Константин I решил основать в Византии новую столицу под названием «Нова Рома» — Новый Рим.

Константин I

Константин приступил к расширению территории старой Византии, разделив ее на 14 частей и возведя новую внешнюю стену. Он заманивал аристократов дарами земли и переправлял предметы искусства и другие украшения из Рима для демонстрации в новую столицу. На его широких проспектах стояли статуи великих правителей, таких как Александр Македонский и Юлий Цезарь, а также статуя самого Константина в образе Аполлона.

Император также стремился заселить город, раздавая жителям бесплатные продовольственные пайки. Имея уже существующую систему акведуков, он обеспечил доступ к воде через расширяющийся город, построив Цистерну Бинбирдирек.

В 330 году нашей эры Константин основал город, который оставил свой след в древнем мире как Константинополь, но также стал известен под другими именами, включая Королеву городов, Истинполин, Стамбул и Стамбул. Он будет регулироваться римским правом, соблюдать христианство и принимать греческий язык в качестве основного, хотя он будет служить плавильным котлом рас и культур из-за своего уникального географического положения, охватывающего Европу и Азию.

Юстиниан I

Юстиниан I, правивший с 527 по 565 г. н.э., пережил восстание Ника в начале своего правления и воспользовался случаем, чтобы провести обширную реконструкцию города. Он начал успешные военные кампании, которые помогли византийцам вернуть территории, утраченные с распадом Западной Римской империи в пятом веке, расширив ее границы, чтобы окружить Средиземное море.

Кроме того, Юстиниан установил единую систему права с Кодексом Юстиниана, который послужил образцом для будущих цивилизаций.

Одновременно с распространением иконоборчества в Империи Лев III (правивший с 717 по 741 год нашей эры) отразил осаду города арабами и стабилизировал трон после недавних потрясений. Он был первым императором Исурийской династии.

Точно так же Василий I (правивший с 867 по 886 г. н.э.) положил начало тому, что стало двухвековой македонской династией. Несмотря на свою неграмотность, он последовал за Юстинианом, предприняв реконструкцию и предприняв дальнейшую кодификацию законов, и успешно отодвинул границы империи на юг.

Ипподром

Константинополь просуществовал более 1100 лет как столица Византии в значительной степени благодаря защитной стене, построенной при Феодосии II в 413 году. 1/2 мили от Мраморного моря до Золотого Рога.

Двойной набор стен был добавлен после серии землетрясений в середине пятого века, внутренний слой возвышался примерно на 40 футов и усеян башнями высотой еще 20 футов.

Ипподром, первоначально построенный Северусом в третьем веке и расширенный Константином, служил ареной для гонок на колесницах и других общественных мероприятий, таких как парады и демонстрация пленных врагов императора. Более 400 футов в длину, по оценкам, он вмещал до 100 000 человек.

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии стал триумфом архитектурного дизайна. Построенный Юстинианом I на месте бывших имперских церквей, он был завершен менее чем за шесть лет силами 10 000 рабочих.

Четыре колонны поддерживали массивный купол диаметром более 100 футов, а его полированный мрамор и ослепительная мозаика создавали впечатление, что собор Святой Софии всегда ярко освещен.

Меньше известно об Императорском дворце Константина, который также занимал видное место в центре города, но отличался тщательно продуманной мозаикой, а также парадным входом, известным как Чалкские ворота.

Христианское и мусульманское правление

Хотя основание Константином Нового Рима совпало с усилиями по установлению христианства в качестве государственной религии, формально это произошло только после прихода к власти Феодосия I в 379 г.. Он созвал Первый Константинопольский собор в 381 г., который поддержал Никейский собор 325 г. и объявил городского патриарха вторым по силе после римского.

Константинополь стал центром споров между иконоборцами после того, как Лев III в 730 г. объявил вне закона поклонение религиозным иконам. Хотя Седьмой Вселенский Собор 787 г. отменил это решение, иконоборчество возобновилось как верховенство закона менее чем через 30 лет и продолжалось до 843 г. резиденция Восточной православной церкви, оставшаяся таковой даже после того, как мусульманская Османская империя взяла город под свой контроль в 15 веке.

Падение Константинополя

Константинополь, известный своим огромным богатством, пережил не менее дюжины осад за более чем 1000 лет своего существования в качестве столицы Византии. К ним относятся попытки арабских армий в седьмом и восьмом веках, а также болгар и русов в девятом и десятом веках.

В начале 13 века, прежде чем отправиться в Иерусалим, армии крестоносцев были переброшены в Константинополь из-за борьбы за власть. Когда их обещанные платежи не были выполнены, они разграбили город в 1204 году и основали латинское государство.

Хотя византийцы восстановили контроль над Константинополем в 1261 году, город оставался единственным крупным населенным центром того, что теперь было оболочкой империи.

Вскоре после восхождения на османский престол в 1451 году Мехмед II начал разрабатывать планы крупного штурма Константинополя. Обладая подавляющей численностью своих вооруженных сил и дополнительными преимуществами, полученными за счет использования пороха, он преуспел там, где его предшественники потерпели неудачу, заявив 29 мая Константинополь под властью мусульман., 1453.

Османское правление

В то время как первые десятилетия существования Константинополя под властью Османской империи были отмечены превращением церквей в мечети, Мехмед II пощадил церковь Святых Апостолов и позволил разнообразному населению остаться.

После завоевателя самым выдающимся правителем османов был Сулейман Великолепный (правил с 1520 по 1566 год). Наряду с разработкой ряда общественных работ Сулейман преобразовал судебную систему, отстаивал искусство и продолжал расширять империю.

В 19 веке приходящее в упадок Османское государство претерпело серьезные изменения после проведения реформ Танзимата, которые гарантировали права собственности и запрещали казнь без суда.

Стамбул

В начале следующего века Балканские войны, Первая мировая война и Греко-турецкая война стерли с лица земли остатки Османской империи.

Лозаннский договор 1923 года официально учредил Турецкую Республику, столица которой была перенесена в Анкару. Старый Константинополь, долгое время неофициально известный как Стамбул, официально принял это название в 1930.

Источники

Константинополь/Стамбул. Центр гуманитарных наук Симпсона при Вашингтонском университете.
Константинополь. Энциклопедия древней истории.
Эпоха Сулеймана Великолепного. Национальная художественная галерея, Вашингтон.
Константинополь: город желаний мира 1453-1924 гг. Вашингтон пост.
Вселенский Константинопольский Патриархат. Греческая православная архиепископия Америки.

Константинополь после 1261 г. | Эссе | Метрополитен-музей

В 1261 году греки вернули контроль над Константинополем от крестоносцев, напавших на город в 1204 году. Михаил VIII Палеолог (годы правления 1259–1282), провозглашенный Новым Константином, посвятил большую часть своих усилий восстановлению столицы, восстановление поврежденных церквей, монастырей и общественных зданий. Но как бы ни предпринимались согласованные усилия по восстановлению, город терпел неудачу: расходы на реконструкцию привели к обесцениванию византийской валюты, территориальная база империи неуклонно сокращалась, а население значительно сокращалось. Византийской аристократии не удалось конкурировать с генуэзцами и венецианцами, которые контролировали все более прибыльные торговые пути. Более того, Константинополь был одним из первых городов, потерявших многих своих жителей из-за Черной смерти в 1347 году. По оценкам, в четвертом-пятом веках население составляло от 250 000 до 1 000 000 человек. К 1453 году, когда турки вторглись в город, оно сократилось до 50 000 человек.

Османское правление принесло новое процветание городу, переименованному османами в Стамбул. При завоевателе Мехмете II (годы правления 1444–1481) гавань снова стала важным центром торговли, и население увеличилось. Хотя большой процент населения составляли мусульмане, по оценкам, три пятых в 1477 году, византийские и европейские общины также проживали в Стамбуле. Мехмед делал особые коммерческие уступки европейцам, в то время как люди византийского происхождения сохраняли свои традиции, передавая рукописи видным гражданам и церковным деятелям, например, византийская псалтырь конца XII века (2001. 730). Мехмед и его преемники сыграли особенно важную роль в поддержке крупных строительных кампаний, таких как строительство крепости Йедикюле, мечети Сулеймание и ремонт главной системы акведуков.

Рукописи этого периода многое говорят об идеологии и настроениях в изменившемся городе. Надпись в византийской псалтири XII века (лист 83r) (2001.730) описывает казнь христианина на ипподроме, что подразумевает напряженность между новыми жителями и теми, чьи предки правили Стамбулом до 1453 года. Согласно традиции, ипподром был построен Септимием Северусом вскоре после 196 г. н.э. и завершенным Константином. Это было место общественной жизни, такой как спортивные соревнования и празднование имперских триумфов. Ипподром также является важным элементом другой рукописи середины шестнадцатого века, изображающей процессию султана Сулеймана Великолепного (28.85.7a,b). Художник Питер Коке ван Альст (1502–1550) изображает великолепную свиту султана среди руин некогда великолепного римского цирка. Взгляд Коке ван Альста указывает на романтический интерес к памятникам города и выделяет древние руины, в том числе собор Святой Софии вдалеке. Интересно, что он не отмечает каких-либо произведений современного искусства. И Пьер Жиль (1490–1555) в его описании Константинополя, найденном в De topographia Constantinopoleos (551 G41). Жиль не описывает искусство и архитектуру Стамбула, предпочитая вместо этого проводить измерения и делать записи, как бы препарируя таинственную и архаичную реликвию, а не живой город.


Цитата

Лабатт, Энни. «Константинополь после 1261 года». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/cnst/hd_cnst.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Бухталь, Хьюго. «К истории палеологовского освещения». В Место книжного освещения в византийском искусстве , под редакцией Курта Вейцмана, стр. 143–77. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1975.

.

Курчич, Слободан и Доула Мурики, ред. Сумерки Византии: аспекты культурной и религиозной истории поздневизантийской империи . Принстон: факультет искусства и археологии, программа греческих исследований, Принстонский университет, 19.91.

Эванс, Хелен С., изд. Византия: вера и сила (1261–1557) . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2004.

.

Лайоу, Ангелики. «Византийская аристократия в палеологовский период: история задержанного развития». Viator 4 (1973), стр. 131–51.

Лайоу, Ангелики. «Византийская экономика в Средиземноморской торговой системе, 13–15 вв.». Dumbarton Oaks Papers 34–35 (1980–81), стр. 177–222.

Нельсон, Роберт С. «Рассказы о двух городах: покровительство раннему палеологическому искусству и архитектуре в Константинополе и Салониках». В г. Мануэль Панселинос и его век г., стр. 127–40. Афины: Афинский университет, 1999.

.

Нельсон, Роберт С. «Хора и Великая церковь: интервизуальность в Константинополе четырнадцатого века». Византийские и новогреческие исследования 23 (1999), стр. 67–101.

Никол, Дональд М. Последние века Византии , 1261–1453. Лондон: Харт-Дэвис, 1972.

.

Оустерхаут, Роберт Г. «Контекстуализация более поздних церквей Константинополя: предлагаемые методологии и несколько примеров». Dumbarton Oaks Paper 54 (2000), стр. 242–50.

Оустерхаут, Роберт Г. Искусство Карие Камии . Лондон: Скала, 2002.

.

Талбот, Алиса-Мария «Восстановление Константинополя при Михаиле VIII». Dumbarton Oaks Papers 47 (1993), стр. 243–61.

Андервуд Пол А. Карие Джами . 4 тт. Нью-Йорк: Фонд Боллингена, 1966–75.

Дополнительные эссе Энни Лабатт
  • Лабатт, Энни. «Религиозные отношения между Византией и Западом». (октябрь 2004 г.)

  • Лабатт, Энни. «Византийское искусство под исламом».