Достопримечательности кош агачского района: Достопримечательности Кош-Агачского района

Содержание

Достопримечательности Кош-Агачского района

Первая достопримечательность Кош-Агачского района: Плоскогорье Укок

Плоскогорье Укок, расположенное на высоте около 2,5 тыс. м над уровнем моря на юге Горного Алтая, лежит на стыке четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая.
Уникальное сочетание факторов природного и культурного значения позволило придать плоскогорью Укок статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Ряд объектов природного парка «Зона покоя Укок» является памятниками природы – Джумалинские теплые ключи, Джазаторский ландшафтный участок и др.
На Укоке находится большое количество озер: Кольджин-Коль, Кольджин-Коль-Бас, Музды-Булак, Укок, Ак-Алаха, Гусиное и др.
Наиболее крупные реки плоскогорья: Ак-Алаха, Кара-Алаха, Калгуты, Ак-Коль.
Водоемы, расположенные на территории этой достопримечательности Ко-Агачского района, богаты рыбой (хариус и алтайский осман).
На территории плато Укок сконцентрировано большое количество археологических объектов, представленных курганами с каменными насыпями округлой формы; оградами; стелами; балбалами; гигантскими выкладками различных форм.
Укок получил всемирную известность благодаря находке мумии древней женщины пазырыкской археологической культуры — «Укокской принцессы». Она была найдена в большом кургане на могильнике Ак-Алаха в 1993 г. в колоде с шестью сопровождающими конями.

Первая достопримечательность Кош-Агачского района: Чуйская степь

Это самая большая степь в Горном Алтае и важная достопримечательность Кош-Агачского района, представляющая собой слабоволнистую равнину длиной 70 км и шириной от 10 до 40 км. Она окружена высокими горными массивами, покрытыми вечными снегами, но благодаря большой абсолютной высоте местности (1700–1900 м) горы не кажутся особенно высокими.
Характерной особенностью Чуйской котловины является суровый климат. Продолжительность безморозного периода — 50–65 дней. В Кош-Агаче среднемесячная температура января — минус 32. Минимальная температура зимой в отдельные годы опускается до минус 62°С.
В пределах Чуйской котловины имеется большое количество озер, представляющих почти плоские чаши с небольшими глубинами от 1 до 5 м.
Животный мир Чуйской степи своеобразен, а на границе с Монголией фауна носит специфичные черты. Здесь водятся кот-манул, степная лисица корсак, зобатая антилопа дзерен. Реки богаты рыбой, особенно хариусом.
Жители Чуйской степи с незапамятных времен разводят таких высокогорных животных, как верблюды и яки. Чуйская степь богата археологическими находками. В долине р. Елангаш находится самое крупное скопление наскальных рисунков в Горном Алтае.

Выбрать тур на Алтай

Третья достопримечательность Кош-Агачского района: Курайская степь

Еще одна главная достопримечательность Кош-Агачского района — это огромная межгорная котловина со специфическим растительным покровом, характерным в большей степени для опустыненных степей Монголии. Степь представляет собой дно довольно глубокой котловины, замкнутой высокими горами, находящимися на высоте 1500–1600 м.
В Курайской межгорной котловине находится одно из самых эффектных в мире полей гигантских знаков ряби течения, связанных с паводками ледниково-подпрудных озерах в древнее время.
Климат Курайской степи суров — здесь короткое лето, жесткая зима, постоянные ветры. Продолжительность безморозного периода — 55–65 дней.
Курайская степь богата археологическими памятниками. В долине Чуи сохранились многочисленные курганы, каменные изваяния, писаницы на камнях и древние оросительные системы.

Четвертая достопримечательность Кош-Агачского района: Северо-Чуйский хребет

Средняя высота хребта 3100–3300 м. Максимальная высота хребта — 4173 м — г. Машей-Баш, 3989 м — г. Куркурек. Северо-Чуйский хребет простирается на 140 км при ширине в западной части 50 км.
У туристов хребты Северо-Чуйского узла получили название: Чуйский, Шавлинский, Карагемский.
Все хребты сходятся в один узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках реки Шавлы.

Южно-Чуйский хребет

Средняя высота хребта — 3100–3300 м. Максимальная высота хребта — 3960 м — г. Ирбисту, 3942 — г. Икту. Ширина хребта с отрогами достигает 45 км.
В районе Южно-Чуйского хребта проходят популярные сегодня для туристов места: по долине рек Аргут, Карагем и Джазатер.
Хребет Табын-Богдо-Ола. Массив Табын-Богдо-Ола
Является самым мощным и самым высоким центром оледенения в Южном Алтае. Основные очаги оледенения массива находятся на территории Китая и Монголии. К русскому Алтаю относятся лишь северные склоны узла.

Другие природные достопримечательности Кош-Агачского района

Ущелье Актру

В ущелье Актру ледники Большой и Малый Актру спускаются прямо к границе леса.
Красиво Голубое озеро, расположенное в районе ледника Большой Актру, является одной из самых красивых достопримечательностей Кош-Агачского района.
С перевала Учитель можно хорошо рассмотреть долину р. Актру и близлежащие ледники.
Один из интересных маршрутов в этом районе — подъем на перевал Купол трех вершин. Остальные маршруты требуют специальной альпинистской подготовки.

Шавлинские озера

Расположены в районе Северо-Чуйского хребта на высоте 1983 м. Рядом с озерами стоят великолепные снежные вершины: Мечта, Красавица, Сказка, которые в ясную погоду отражаются в озере.

Река Чуя

Это самый значительный приток Катуни, берущий свое начало на северном склоне хребта Чихачева. Длина реки — 320 км, в пределах Чуйской степи она имеет спокойное течение, а затем, стесненная Курайским, Северо-Чуйским хребтами и хребтом Сальджар, превращается в бурный поток.
После впадения реки Машей Чуя пробивает в скалах узкое ущелье, известное как Мажойский прорыв.

Река Аргут

Это правый приток реки Катуни. Длина реки — 232 км. При слиянии рек Ак-Алахи и Джазатор Аргут она приобретает молочный цвет воды Ак-Алахи. Аргут – одна из мощных и суровых рек Горного Алтая.

Источник Джумалинские ключи (Теплые ключи)

Эта достопримечательность Ко-Агачского района расположена на южном склоне Южно-Чуйского хребта, на высоте 2405 м, на правом берегу реки Джумалы. Это термальный источник с содержанием радона. Температура воды – плюс 21°С. В настоящее время два крупных источника каптированы, над ними построены деревянные домики с купальными ваннами и железными печками.
Источник находится в труднодоступном районе, и посещать его желательно с проводником.

Озеро Машей

Расположено в районе Северо-Чуйского хребта на высоте 1984 м. Рядом с озером расположены мощные ледники: Машей, Куркурек, Курумбу.

Чаган-Узунский источник (Святой ключ)

Источник является одним из круглогодично действующих подземных потоков чистой воды. Вода используется как питьевая и для лечения глазных болезней.
Находится в 1 км восточнее пос. Чаган-Узун, в 30 км от Чуйского тракта.

Источник Бугузунский

Источник расположен на высоте 2360 м над уровнем моря. Среди местного населения источник известен как целебный. Расположен в 70 км от села Кош-Агач в долине реки Бугузун.

Красная горка (гора Кызыл-Таш)

Пологие глинистые горы, расположенные в районе Чуйского тракта, окрашены в красно-оранжевый цвет. С высоты Красной горки открывается вид на Чуйскую степь.
Красная горка расположена на 868-м км Чуйского тракта.

Природный парк «Зона покоя Укок»

Государственное учреждение Республики Алтай «Природный парк «Зона покоя Укок» занимает территорию 254 тыс. га. Расстояние от парка до Кош-Агача – около 80 км, а до ближайшего населенного пункта, села Джазатор – 20 км по прямой. «Зона покоя Укок» – объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Звоните в турагентство «ДИСКАВЕРИ» и наши менеджеры подберут для вас лучший тур на Алтай с посещением достопримечательностей Кош-Агачского района.

фотографии и описания — Тур-Рай.Ру

Посёлок Кош-Агач привлекает туристов чистой алтайской атмосферой. Он лежит у подножия величественных гор, на заснеженные вершины которых опускаются облака. В окрестностях села туристы посетят музеи этнографии, рестораны национальной кухни и уголки дикой природы Горного Алтая.

Содержание

  1. ТОП-4 — самые интересные места Кош-Агача
  2. Лучшие музеи в Кош-Агаче и окрестностях
  3. Святыни Кош-Агача и окрестностей
  4. Великолепные горы и скалы рядом с селом
  5. Уникальная природа Кош-Агача
  6. Живописные реки и водоемы
  7. Активный и оздоровительный туризм
  8. Рестораны национальной кухни

ТОП-4 — самые интересные места Кош-Агача

Главные достопримечательности Кош-Агача легко посмотреть за один день — это памятники археологии, горы, музеи и символы посёлка.

Музей культуры Горного Алтая

Фото: © https://goo.gl/maps/F59Ux1eX5HkVB4XP6

  • Адрес: ул. Центральная, село Чаган-Узун, Кош-Агачский район.

Музей культуры Горного Алтая — частная экспозиция, которая находится рядом с домом хозяина. Он занимает самодельную юрту, отделанную войлоком из оленей шерсти.

Экспонатами тут являются картины народных художников со сценами из жизни коренных алтайцев. Также туристы увидят коллекцию костюмов, резных статуэток и археологические артефакты. Интересно, что экспонаты из раздела археологии хозяин музея нашёл и отреставрировал сам.

В конце экскурсии туристов ждёт чаепитие со сладостями, приготовленными по старинным рецептам. Возле дома стоит ещё одна юрта, которую можно снять на ночь.

Петроглифы Ташанты

Фото: © https://goo.gl/maps/c8n9dn6BkJYfxHMN7

  • Координаты: 49.766773, 89.077054.

По дороге от Кош-Агача до Ташанты находится скала с сохранившимися петроглифами, которые часто посещаются туристами и путешественниками. Несколько лет назад скальное образование привлекло большое внимание учёных, ведь до этого в районе были известны только петроглифы долины Елангаш.

На грубом выступе скалы чётко видны изображения лучников и охотников с копьями. Чуть дальше можно рассмотреть оленей, медведей, рыб и ладьи, каких сейчас нигде не встретишь. Село Ташанта знаменито не только петроглифами. Пейзажи этого места сочетают в себе красоту степей и величие горных хребтов. Дух захватывает от простора и свободы.

Стелы «Кош-Агач»

Фото: © https://goo.gl/maps/TWbwHZFtUUXAwWCa7

  • Адрес: Чуйский тракт.

Стелы «Кош-Агач» — это своего рода ворота в посёлок. Они представляют собой арки, расположенные параллельно друг другу по сторонам дороги. На колоннах арок выгравированы надписи приветствия, а на архитраве — название города с годом основания. Завершается композиция силуэтным куполом, который напоминает национальную юрту. Именно с этих стел начинается путешествие по Кош-Агачу.

Гора Табожок

  • Координаты на карте: 50. 081111, 88.842778.

Табожок — вершина Курайского хребта. Она расположена в пятнадцати километрах от посёлка. В переводе с алтайского слово «тобочок» означает «маленькая вершина горы». Из любой точки можно увидеть её снежную шапку. Возвышенность эта будет верным спутником туристов на каждом этапе путешествия.

Лучшие музеи в Кош-Агаче и окрестностях

Музеи Кош-Агача и ближайших сёл создавались с одинаковой целью — сохранить культуру, традиции и историю Горного Алтая. Посмотреть эти выставки будет интересно и взрослым, и детям.

Археологический музей «Тархатинский мегалитический комплекс»

  • Координаты: 49.798103, 88.495916.

Тархатинский мегалитический комплекс — это музей под открытым небом, посвящённый древней истории Алтая. Его экспонатами являются руины мегалитическое сооружения. Впервые они были изучены в 1994 году.

Судя по сохранившимся петроглифам, сооружение было создано в поздний период бронзового века. Форма руин позволяет предположить, что в прошлом здесь находилось святилище или капище. Не исключено, что объект носил астрономический характер.

Восстановить примерный вид святилища невозможно. Однако удалось воссоздать жертвенник. Это небольшая пещера, в которую для эффекта положены бусины, кости и прочие подаяния духам.

Территория Тархатинского комплекса населена мышами-пищухами. Внешне они напоминают смесь зайца и хомяка. В длину достигают 20 см. Они живут буквально под каждым камнем. Мыши привыкли к туристам и не боятся их. Некоторым удаётся покормить их с руки.

Заброшенные штольни «Кызыл-Чин» (Марсианские горы)

Фото: © https://goo.gl/maps/wrkA6Tp6G1CgfixA9

  • Координаты: 50.059272, 88.296652.

«Кызыл Чин» тоже представляет собой музей под открытым небом, но посвящён он уже не археологии, а геологии. Штольни некогда служили богатыми источниками металлов, но позже истощились и были заброшены. В настоящее время они представляют собой марсианские виды.

Сегодня некоторые из шахт заполнились водой. Образовавшиеся озёра не пригодны для купания, но придают пейзажу «изюминку». Подземелье находится в живописном месте. Оно окружено горами и каменными грядами. Здесь до сих пор можно найти осколки железной руды.

Кокоринский историко-этнографический музей теленгитов Чуи

  • Адрес: Кош-Агачский район, село Кокоря.

Музей находится в селе Кокоря. Он посвящён истории и культуре теленгитов — малочисленного народа Алтая тюркского происхождения. В экспозиции представлены артефакты, обнаруженные в ходе археологических кампаний — наконечники стрел, посуда, орудия труда, женские украшения.

Особый интерес представляет коллекция каменных кувшинов, бронзовых кубков и винных бурдюков. В зале воссоздан интерьер национальной хижины. Теленгиты украшали свои дома коврами, расшитыми подушками и бронзовыми статуэтками. Экспозиция музея передаёт культурный колорит теленгитов и позволяет заглянуть в жизнь этого народа.

Древние курганы в долине реки Юстыд

  • Координаты: 49.783461, 89.225831.

Издавна в долине реки Юстыд находилось поселение коренных алтайцев. Оно существует здесь даже сегодня. На его территории сохранены житейский уклад, ремёсла, религия и традиции древнего народа. В музеях этнография прячется за стеклом, здесь же она живая и осязаемая.

Местные поселенцы сами проводят экскурсии по долине. Они покажут национальные юрты, оленьи пастбища, лодки и рыболовные принадлежности. Не менее интересно узнать о секретах народной кухни и ткачества. Дополнят экскурсии первозданные просторы степи и вид на горные вершины.

Святыни Кош-Агача и окрестностей

Духовная жизнь Кош-Агача и ближайших сёл вращается вокруг культовых центров. Некоторые из них являются не только храмами, но и памятниками уходящей культуры.

Церковь Петра и Павла

  • Адрес: ул. Советская ул., 1А.

Петропавловская церковь была построена из дерева в 1871 году. Прямоугольную форму здания нарушали ризалиты с фронтонными завершениями. Основной объём покрывал гранёный купол с лантерной. Над парадным входом возвышалась колокольня с ярко выраженным эклектическим декором. Храм полностью сгорел в начале XX века и был перестроен на средства сельчан.

Доподлинно не известно, когда именно была утрачена Петропавловская церковь: в годы Гражданской войны, в 1930-е или во время Великой Отечественной войны.

Возрождение церкви состоялось в начале 2000-х. Её построили на месте воинского кладбища. Это бревенчатое здание в шатровом стиле. Рядом с ним расположен мемориальный комплекс, где похоронены ветераны, милиционеры и военнослужащие. Самым старым захоронением является могила красногвардейцев, павших за установление советской власти в Кош-Агаче. Надгробием служит каменная стела.

Субурган

  • Координаты: 49.913424, 89.002727.

Субурган — буддистское хранилище реликвий. Он был построен в 1990-х на месте ныне не существующего буддистского храма. Субурган представляет собой каменную тумбу с бронзовым шпилем и барельефом Будды.

Предположительно, поблизости находится захоронение монахов. Мемориальная зона огорожена деревянным забором. Здесь также находится капище, где туристы по старинке привязывают ленточки на удачу. Прямо за забором стоит детская деревянная горка.

Великолепные горы и скалы рядом с селом

Горы — это то, за чем туристы отправляются в Кош-Агач. Заснеженные вершины не покидают путешественников и придают поездке приключенческую нотку.

Гора Ржаная

Фото: © https://goo.gl/maps/JC1sYeCGo91ngvJV7

  • Координаты: 50.237110, 87.800166.

Гора Ржаная также известна под названием «Аржаная». Слово «аржан» в переводе с алтайского означает «источник». Это настоящее название горы, а «Ржаной» её прозвали из-за ошибки картографа, который потерял букву «А». Алтайцы используют более старое наименование — Аршан Туу.

Высота горы достигает 2027 метров. Туристы осуществляют подъём самостоятельно или с сопроводителем. Путешествие ожидает непростое, но все трудности окупит потрясающая панорама Северо-Чуйского хребта и Курайской степи.

Гора Сукор

  • Координаты: 50. 121350, 88.261381.

По-алтайски эта гора называется Суу-Кыр, что в переводе означает «водная гора». Сукор — доминирующая вершина горного массива. Она разделяет Курайскую и Чуйскую степи. Лучше всего эту гору видно с берегов реки Чуя. Голубой поток словно живёт в гармонии с такой же голубой вершиной. Возможно, отсюда и возникло название «Суу-Кыр».

Красные горы

Фото: © https://goo.gl/maps/ZPVZSVkZUeQfEpPW9

  • Координаты: 50.081797, 88.411848.

Красные горы находятся недалеко от сел Ортолык и Чаган-Узень, а точнее между ними. Это уникальный природный объект. Красные оттенок гор объясняет большим количеством гранита в составе породы. В прошлом здесь располагались шахты. Красные горы не высокие, но протяжённые. Туристов привлекает их необычный вид и пейзажи окрестностей.

Чуйские белки

  • Координаты: 49.952333, 87.560686.

Чуйские белки также известны под названием «Чуйские Альпы». Они состоят из двух частей Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов, которые соединяются межу собой горной цепью. Высочайшая точка — Маашей Баши. Она находится в 4177 м над уровнем моря.

Склоны Чуйских белков покрыты ледниками, десять из которых являются крупнейшими в Кош-Агачском районе. Чуйские белки популярны среди туристов благодаря разнообразию походных и альпинистских маршрутов.

Гора Тесьтой

Фото: © https://ru.wikipedia.org/

  • Координаты: 49.735110, 87.975119.

В переводе с алтайского слово «тосток» означает «возвышенность» или «холм». Гора хорошо заметна с Чуйского тракта. Её высота достигает 3861 метра. Тесьтой закрывает собой горы поменьше, например, Ирбис. Вершина и северо-восточный склон Тесьтоя покрыты карово-висячими ледниками.

Уникальная природа Кош-Агача

Кош-Агач впечатляет просторами степей и богатством лесов. На территории заповедников сохранились памятники археологии и древней культуры.

Курайская степь

  • Координаты: 50.208052, 87.933155.

Курайская степь разделяет Курайский хребет с Северо-Чуйским. Это единственная в мире котловина с ярко выраженным рельефом гигантских знаков ряби течения. Такой рельеф образовался из-за паводков ледниковых озёр.

Наиболее отчётливо следы течения видны на берегу реки Тюте. Предположительно рябь сформировалась пятнадцать тысяч лет назад вследствие глобальной оттепели.

Также степь обладает реликтовым растительным покровом, который больше похож на монгольский, нежели на алтайский. Здесь произрастают лавролистные тополя, курильский чай, облепиха и эндемик плакучая курайская ива. Фауна тоже богата. В степи живут зайцы-беляки, лисы и волки. Из птиц встречаются журавли и аисты.

Археологи обнаружили на территории степи следы поселений, датируемые VII-IX веками. Это древние поселения тюрков. Туристы посетят памятники археологии и природные красоты степи в ходе организованной экскурсии.

Сайлюгемский национальный парк

  • Координаты: 50.041116, 87.402572.

Национальный парк «Сайлюгемский» был создан в 2010 году. Его целью является охрана снежных барсов и горных баранов аргали для восстановления их популяции. Заповедник сочетает в себе всевозможные природные зоны: речные долины, заснеженные склоны гор, смешанные леса, степь.

Чтобы посетить парк, туристам потребуется получить административное разрешение в офисе парка. В ходе экскурсии путешественники увидят такие достопримечательности парка, как:

  • Шавлинские озёра;
  • Сайлюгемский хребет;
  • историко-этнографический музей села Кокоря;
  • реки Аргут, Шавла, Карагем;
  • долину реки Юстыд;
  • петроглифы и курганы;
  • Джумалинские ключи.

Живописные реки и водоемы

Испокон веков реки обеспечивали жителей Кош-Агача водой и пропитанием. На берегах располагались стоянки и курганы, следы которых сегодня находят археологи. Сегодня реки посещаются в ходе экскурсий. Большой популярностью пользуются фотографические туры.

Река Дженишкетал (Дженишке-Тал)

Фото: © https://yandex.ru/maps/-/CCUNfGrMhB

  • Координаты: 49. 892691, 88.838446.

Дженишкетал является одной из нитей, которая соединяет Горный Алтай с Сибирью и Уралом. Она сливается с Тархтой, Чуей и Катунью, а позже впадает в Обь и Иртыш. Долгое путешествие Дженишкетал заканчивает в Карском море.

Пейзажи реки разнообразны. На некоторых участках она бежит неторопливо, образуя озёра. В других местах её течение бурлит и пенится. Река скачет по порогам и сглаживает тысячелетние скалы. С берегов к воде склоняются плакучие ивы. В каком бы обличии Дженишкетал не предстала перед туристами, они будут восхищены её красотой.

Река Тархата

Фото: © https://yandex.ru/maps/-/CCUNfGrwlC

  • Координаты: 49.770324, 88.459522.

Реку Тархату называют сестрой или матерью Дженишкетал. Река по большей части мелководная. Дно у неё каменистое, течение бурное. Через Тархату перекинуты деревянные мосты. Чаще всего туристы посещают её во время экскурсии по Красным горам.

Активный и оздоровительный туризм

В Кош-Агаче созданы все условия для активного отдыха. Здесь есть как открытые спортивные корты, так и крытые комплексы. После занятия любимым видом спорта туристам предстоит отдохнуть в настоящей алтайской бане.

Стадион «Кош-Агач»

  • Адрес: Олимпийская ул., 1.

Стадион «Кош-Агач» был открыт летом 2021 года. В его инфраструктуру входят беговые дорожки, небольшой тренажёрный корт и футбольное поле. Дорожки и поле оснащены комфортным покрытием и ночным освещением. Здесь проходят физкультурно-оздоровительные мероприятия для детей и взрослых, а также соревнование любительских и профессиональных команд по футболу и лёгкой атлетике.

Центр дополнительного образования детей

  • Адрес: Пограничная улица, 10.

Центр дополнительного образования принимает активное участие в популяризации здорового образа жизни среди молодёжи.

На базе ЦДОДа организуются спортивно-оздоровительные мероприятия, например, соревнования, походы, массовые зарядки и т.д. на базе центра также действует спортзал, где дети играют в футбол, волейбол и баскетбол.

Помимо спорта, в центре уделяется внимание детскому творчеству: танцам, рисованию, декоративно-прикладному искусству и пению.

Кедровая баня

Фото: © https://goo.gl/maps/MDyeGitiP2t7TPa17

  • Координаты: 49.965805, 88.627061.

Кедровая баня — один из наиболее популярных оздоровительных центров Кош-Агача. Её рекомендуют посещать для восстановления дыхательных путей после болезни, улучшения работы сердечно-сосудистой системы, лечения нервных и неврологических расстройств, а также для поднятия общего тонуса организма.

Баня топится на углях и кедровых поленьях. Здесь есть общие парилки и раздельные: для мужчин и женщин. После прохождения процедур туристы отдыхают в сенсорной комнате. При желании можно заказать чай на алтайских травах.

Рестораны национальной кухни

Вкусная еда — одна из радостей путешествий. В Кош-Агаче туристы найдут кафе и рестораны на свой вкус и попробуют блюда национальной кухни.

Ресторан уйгурской кухни «Восток»

Фото: © https://goo. gl/maps/oTzzHNzHS4SkvSQc8

  • Адрес: ул. Пограничная, 24.

«Восток» — скромный ресторан, занимающий зал в небольшом деревянном доме. Интерьер довольно прост, но блюда и сервировка заслуживают всех похвал. Здесь подают шашлыки, лаваш, сладости и сквашенные продукты: каймак, чеген и аарчы. Туристы, побывавшие в этом ресторане, отмечают качественность еды и приветливость персонала.

Кафе «Ирбис»

  • Адрес: Новостроительная улица, 9А.

Это кафе отражает национальный алтайский колорит. Восьмигранный обеденный зал отделан душистым деревом. Благодаря шатровой крыше создаётся ощущение простора. Столы и стулья также выполнены из ароматных пород дерева.

На стене у каждого столика висит картина с пейзажем Алтая, полотно с вышивкой или музыкальный инструмент. Еду подают в фаянсовой расписной посуде. Особой популярностью пользуются шашлыки из баранины и козлятины, супы, жаркое и салаты.

Кафе «Островок»

Фото: © https://goo.gl/maps/WTeJSCjcUMrDKvAy8

  • Адрес: Новостроительная ул. , 32А.

«Островок» — уютное семейное кафе, где помимо экзотической алтайской кухни есть вполне привычные блюда: паста, уха, пицца, запечённый картофель. Фирменными блюдами «Островка» являются пирожки всех видов. Выпечка здесь всегда свежая.

Смотрите также достопримечательности Усть-Коксы, Чемала, Манжерока, Онгудая, Акташа и Горно-Алтайска

Кош-Агач покажет путешественникам новую грань Алтая — дикую, первозданную. Грань без указателей и вездесущих сувенирных лавок. Это горное село, которое сохранило национальный колорит и житейский уклад. Кош-Агач подарит свежие впечатление туристам, исколесившим вдоль и поперёк самые громкие курорты Алтая.

Увидели на страницах нашего сайта ошибку, устаревшую информацию или фотографию? Пожалуйста, сообщите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий к статье ниже. Заранее спасибо!

Бельтир | Достопримечательности Алтая и Сибири

Бельтир — небольшой поселок в труднодоступной горной местности Кош-Агачского района. Он расположен на высоте 1936 метров.

Название переводится как «слияние рек». И действительно он находится на слиянии двух рек, одна из которых имеет бело-молочный цвет, а другая – темно-синий.

Бельтир стал известен после сильного землетрясения, которое произошло в 2003 году и почти полностью разрушило деревню. Бельтир находился практически в эпицентре землетрясения. Магнитуда составила 7,5 по шкале Рихтера. Количество энергии, выделившейся в момент удара, равнялось взрыву ядерной бомбы мощностью 50 мегатонн. К счастью, обошлось без пострадавших.

За счет энергии таяла часть мерзлых недр и местами возникали «фонтаны» из воды и грязи высотой до 2 метров, позже образовавшие небольшие озера. Одно из таких озер оказалось как раз на спортивном стадионе Бельтир. Также в нескольких местах Чуйской степи появились довольно глубокие и протяженные трещины.

Самый впечатляющий результат землетрясения — гигантский оползень в 7 км от Бельтира. Огромная территория размером 1 км на 0,9 км вместе с лесом просто сползла с холма примерно на 350 метров.

Вскоре после землетрясения Бельтир был признан не подлежащим восстановлению и в другом месте был построен поселок Новый-Белтир. Но некоторые старики решили не покидать свой дом и жить в родной деревне. В 2016 году население Бельтира составляло 77 человек.

Посетить это место

Бельтыр — небольшой поселок в труднодоступной горной местности Кош-Агачского района. Он расположен на высоте 1936 метров.

Название переводится как «слияние рек». И действительно он находится на слиянии двух рек, одна из которых имеет бело-молочный цвет, а другая – темно-синий.

Бельтир стал известен после сильного землетрясения, которое произошло в 2003 году и почти полностью разрушило деревню. Бельтир находился практически в эпицентре землетрясения. Магнитуда составила 7,5 по шкале Рихтера. Количество энергии, выделившейся в момент удара, равнялось взрыву ядерной бомбы мощностью 50 мегатонн. К счастью, обошлось без пострадавших.

За счет энергии таяла часть мерзлых недр и местами возникали «фонтаны» из воды и грязи высотой до 2 метров, позже образовавшие небольшие озера. Одно из таких озер оказалось как раз на спортивном стадионе Бельтир. Также в нескольких местах Чуйской степи появились довольно глубокие и протяженные трещины.

Самый впечатляющий результат землетрясения — гигантский оползень в 7 км от Бельтира. Огромная территория размером 1 км на 0,9 км вместе с лесом просто сползла с холма примерно на 350 метров.

Вскоре после землетрясения Бельтир был признан не подлежащим восстановлению и в другом месте был построен поселок Новый-Белтир. Но некоторые старики решили не покидать свой дом и жить в родной деревне. В 2016 году население Бельтира составляло 77 человек.

Посетить это место

Наши туры

Контакты

тел.: +7 983 103 88 55 (WhatsApp)

e-mail: [email protected]

Теленгит | Культурное выживание

Теленгиты являются одним из древнейших тюркских народов и относятся к южно-алтайской ветви. По официальным данным переписи, нынешнее население теленгитов составляет 2400 человек, хотя, по их собственным оценкам, это число приближается к 15 000 человек. Кош-Агачский (Эре-Чуйский) и Улаганский районы Республики Алтай имеют самую плотную популяцию теленгитов.

Эре-Чуй – колыбель Теленгита

Кош-Агачский район расположен на юго-востоке Республики Алтай. На востоке область граничит с Республикой Тыва, на юго-востоке – с Монголией, Китаем на юге и Казахстаном на юго-западе. Рельеф Кош-Агачского района в основном представляет собой обширное высокогорье. Котловины и долины разбросаны среди горных хребтов. Климат Кош-Агача характеризуется суровой малоснежной зимой и коротким, сухим и относительно прохладным летом. Высота местности колеблется от 1400-4200 метров над уровнем моря.

Теленгиты известны как «теле» с древних времен. Их предки составляли одно из двенадцати поколений «племен Гаогюй», задокументированных в китайских анналах 5 го -6 го века. Согласно легенде, Теленгиты входили в личную гвардию Чингисхана и были известны своей отвагой и верной службой. Можно сказать, что этот древний народ сохранил свои традиции и историческую память. Все родовые имена теленгитов ( сеоков ), задокументированные в 19-й век существуют и сегодня. Даже сегодня членство в том или ином сеоке остается важной составляющей жизни его членов, особенно в духовном плане. Каждый сеок и его подразделения практикуют экзогамию и, как правило, сохранили свою генеалогическую легенду. Так, один из ведущих родов теленгитов – сеок кобок – вспоминает легендарного предка по имени Жарынак, который во время наводнения поднялся с несколькими другими на гору Кокора и переждал стихийное бедствие. До наших дней сохранился котел, в котором готовили еду от пребывания Жарынака на горе.

В конце 18 и начале 19 веков Чуйские Теленгиты находились под двойным протекторатом России и Китая, платя дань обеим могущественным империям. Неопределенность статуса теленгитов закончилась, когда в 1864 году было подписано Чугучакское соглашение, и их земли окончательно вошли в состав Российской империи.

Теленгиты — искусные скотоводы и охотники, и их жилища тому подтверждение. В их домах есть войлочная юрта ( кереге или кижис аил ) с выходом на южную сторону и конусообразным шатром ( аланчик ), покрытым берестой, лиственницей или войлоком. Этот тип дома не только до сих пор используется Теленгитами, но и играет важную роль в их свадебном ритуале.

Теленгит Род занятий

Алтайские Теленгиты занимаются животноводством. При этом разведение яков и верблюдов по-прежнему является важным занятием для теленгитов даже сегодня. Яков и верблюдов держат не только для практических нужд (мясо, шкура, шерсть), но и для перевозки тяжелых грузов. Сегодня теленгиты по-прежнему относятся к лошадям с почтением и заботой, называя лошадь девяткой.0055 кыжиные канады («человеческие крылья») и эржыне («драгоценность»). Конина считается деликатесом. После забоя лошади голову всегда подвешивают к дереву. Кроме крупного рогатого скота теленгиты держат и более мелкий скот: овец и коз. Охота, сезонное занятие теленгитов, в сочетании с кочевым и полукочевым скотоводством является вторым по важности занятием. В прошлом теленгиты охотились небольшими группами и нацеливались на пушных зверей, шкурами которых теленгиты платили ясак (дань). В настоящее время охотятся на лося, кабана, косулю, медведя. И это несмотря на запрет охоты на охраняемых территориях со строгим режимом. В частности, сюда входит плато Укок, где обитают многие тотемные животные теленгитов, особенно птицы. Обычно они приезжали на плато Укок только летом для проведения ритуалов.

Мясо составляет основу диеты теленгитов, а также молочные продукты, полученные от всех видов домашних животных. Они едят только переработанные молочные продукты: кислое молоко и различные молочные продукты (творог, масло, сыр, алкогольный напиток 9).0055 арака, и др.). Теленгиты готовили растительную пищу, используя зерно и дикорастущие съедобные растения. Традиционные злаковые продукты (ячмень, пшеница, просо) не отличались большим разнообразием и были немногочисленны не только у алтайских народов, но и у других тюркских и монгольских народов.

Традиции и ритуалы

Теленгиты в большинстве своем сохранили свои обычаи, традиции, ритуалы, моральные и экологические ценности. Этнический колорит является частью их повседневной жизни, а также их материальной и духовной культуры. Они сохранили богатый фольклор и древние техники пошива своей традиционной одежды. Все их религиозные ритуалы, традиции и обычаи связаны с заботой о природе и поддержанием гармонии между людьми и окружающей средой. В последнее десятилетие возродили народный праздник «Чага-Байрам». Алтайцы с древних времен празднуют Чага-Байрам – праздник Нового года. В период атеизма и всеобщего запрета коренных обычаев кош-агачцы тайно соблюдали праздник и проводили свои обряды. Чага-Байрам – это семейный праздник, когда люди убираются в доме и очищаются внутренне и духовно. Празднование Чаги зависит от Космоса. Когда Мехин жылдыс (созвездие Плеяды) проходит луну, Теленгиты начинают празднование Чага-Байрам.

Ритуал «Сан Салари»

Этот обряд проводится в новолуние, и приготовления начинаются задолго до него. Камни располагаются на холмистой местности к восточной стороне дома. Плоский камень размером с большую тарелку, подготовленный для разжигания огня. Как только появляются первые лучи солнца, традиционно одетый хозяин дома и его семья отправляются на выбранное место. Они жгут можжевельник ( арчын ), а затем положить в огонь подношения из молочных продуктов и мяса и окропить его молоком. Поклонившись, они четырежды обходят вокруг костра. Мастер идет впереди и дает благословения, опрыскивая их молоком. Те, кто следует за ним, просят, чтобы их желания сбылись в Новом году. Благословение должен произносить вслух только особо одаренный человек, способный восхвалять Хозяина алтайских земель. Также на деревьях повязывают белые, желтые и синие ленты. После ритуала люди возвращаются домой, угощают гостей традиционными блюдами и дарят друг другу подарки. Всегда спрашивают: «Жылды кандыж чыккан?» («Как прошел твой год?»). И ответ всегда должен быть «Iye», что означает «в добром здравии». Позже они празднуют с традиционными праздниками и традиционными видами спорта.

Ритуальная жизнь Теленгитов достаточно сложна и уходит своими корнями в глубокую древность. Свадебные обряды являются наиболее устойчивыми составляющими их традиционной бытовой культуры. Обычай дарить кожаные сосуды родителям невесты является важной частью теленгитских церемоний сватовства, как и роль дяди невесты по материнской линии в даче согласия на брак.

Религия

Шаманизм и шаманизм и тесно связанный с ним набор ритуалов занимают центральное место в системе верований теленгитов, отражая анимистические и магические верования этого народа. Культ природы и ее сил до сих пор проявляется в почитании духов-хозяев окружающей земли (9).0055 ээзи ). Особое поклонение совершается на горных перевалах; при переходе через Теленгит оставляйте подношения духу-хозяину горы – камни или ветки, строящие пирамиды из камней, называемые обоо . Говоря о почитании природы, нельзя не упомянуть об уважении алтайских теленгитов к природным родникам, рекам и озерам. Они называют дух-хозяйку реки Сууизи . Считается, что у каждой реки, родника, озера или целебного источника ( аржан ) есть своя хозяйка, которая может предстать в образе девушки, женщины или старухи. Самые большие реки — Катунь, Чулышман, Чуя и Башкаус — имеют строгих и хитрых повелительниц знатного ханского происхождения. О них сложено множество легенд. Говорят, что в годы войны речные хозяйки спасли теленгитов, затащив их врагов в водовороты. Культы животных также связаны с шаманизмом. В течение 9В ритуалах 0055 тажылга и ыжык шаман, выступая в роли посредника между мирами, может совершать подношение животного определенному духу или божеству: Ульгеню или Эрлику.

Алтайский шаманизм включает в себя представления о верхнем и нижнем мирах, духах-помощниках, родовых духах и духах-хранителях. Большинство шаманов ( камов ) рассматривают мир в трех слоях: верхний мир, которым правит мастер Ульгень, средний мир как мир людей и подземный мир, которым правит мастер Эрлик. На шаманских бубнах есть рисунки этих двух миров, разделенных тонкой границей срединного мира. Если бóльшая часть бубна была посвящена небу, т. е. верхнему миру, то с ним легко мог общаться шаман. В зависимости от того, какой мир ближе шаману, шаманы подразделяются на «черных» и «белых», в зависимости от того, обращаются ли они к Эрлику или Ульгену. Бубен играет особую роль в шаманском ритуале. Шаманский бубен очень важен тем, что помогает kam отправляются в путешествие по разным мирам. У каждого шамана есть наставник, дух шамана, жившего в прошлом, чаще всего кровного родственника. Дух решает, когда шаман станет камом ( баштанар ), и сообщает шаману, кто, когда и где будет производить ритуальные принадлежности: одежду, бубен, посуду, камчы (кнут) и т. д., а также в каком табун его лошадь пасется, или где и кем будет поймано животное, или будет срублено желаемое дерево, чтобы сделать необходимый предмет. Человеку, к которому подошел новый кам, могут сказать, что он должен что-то для него сделать, или что у него в стаде есть животное, которое нужно каму, должен выполнить просьбу кама. Кам также использует можжевельник во время ритуалов, сжигая его ветки и произнося требуемые слова, таким образом очищая и освобождая человека от негативного влияния тех или иных сил.

Культура

Певцы-рассказчики ( каити ) играют особую роль в религиозных и художественных традициях теленгитов. Алтайские кайчи — уважаемые люди. Их приглашают на торжества и свадьбы. Если в деревню приезжает певец-сказитель, то приезжают люди со всех концов: не только из окрестностей, но и из отдаленных районов. Каичи также были уважаемыми гостями у охотников, которые считали их способными разговаривать с духом-хозяином тайги и со зверями. Одним из основных условий признания сказителя кайчи является его способность воспеть эпическое героическое сказание от начала до конца горловым пением в сопровождении двухструнного инструмента 9.0055 топшуура . Овладение искусством кай начинается в раннем возрасте. В этой традиции нет запоминания – сюжеты живые и задача рассказчика – донести события до слушателя так ярко, как будто он сам их видит. Тональность, ритм и темп исполнения меняются в зависимости от сюжета. В июле 2004 года в поселке Улаган прошел первый международный курултай – слет сказителей. В мероприятии приняли участие гости из Японии, Хакасии, Азербайджана, Кыргызстана, Калмыкии, Башкортостана, США, Республики Тыва, Турции и Москвы. В гости к теленгиту приезжали начинающие и опытные сказители из каждого района Республики Алтай. Люди пели о Земле и ее героях. В рамках фестиваля прошли семинары и мастер-классы по горловому пению и игре на народных музыкальных инструментах.

Кош-Агач — одно из немногих мест в России, где в наше время сохранилось исполнение фольклора, горлового пения, богатырского сказителя. В Республике Алтай проводятся межрегиональные народные праздники «Ал Ойын» и фольклорный фестиваль «Жаир». Все праздники проходят с театрализованными представлениями на сюжеты тюркских героических эпических поэм. По этой причине те, кто сохраняет традиционную культуру коренных народов, несут большую ответственность. В 2000 году в Кош-Агачском районе Республики Алтай был создан Культурный центр Теленгит. Основной целью этого центра является изучение и популяризация культуры теленгитов, быта, ремесел, бытовых изделий и одежды. В Теленгит-центре есть фольклорный ансамбль, известный как Тала («пространство, величие»). Группа занимается совершенствованием народных инструментов, собирает и исполняет этническую музыку разных стилей, кай , народные песни. Ансамбль является обладателем II степени III Международного конкурса-фестиваля «Белый месяц» в Улан-Удэ и I премии XII Международного конкурса-фестиваля тюркской молодежи в Уфе (2004 г.). Центр собирает различные жанры фольклора. Проводит конференции и круглые столы по сохранению теленгитского языка и традиционных обрядов. Есть мастерская по изготовлению традиционной одежды и сувениров. Есть музей, который каждый год приобретает новые экспонаты и экспонаты. Теленгитский культурный центр издает вкладыш «Чуйдье тайедагы» (на алтайском языке) за Чуйские зори, областная газета.

Археологические находки

Наиболее ярким и удивительным вкладом в историю Теленгита стали находки скифской культуры вблизи Пазырыкской местности в Улаганском районе, а также всемирно известная находка на плато Укок в Кош-Агачском районе . В Укоке исследователи нашли захороненную женщину, которая впоследствии стала известна как «Принцесса Укока». Вскоре после того, как «принцесса» была найдена и раскопана, произошло землетрясение и многочисленные беды постигли местных жителей. 1 Жители ближайшего к эпицентру населенного пункта сообщают о землетрясении силой около 8 баллов по шкале Рихтера.