Содержание
Окружающий мир, 1-й класс: «Путешествие в Москву»
Тема: Путешествие в Москву.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: экскурсия – путешествие с использованием компьютерных технологий. У детей было домашнее задание – собрать материал и подготовить сообщение о Москве.
Цель: познакомить детей с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями Москвы
Задачи: формировать представление о Москве как столице России, расширить кругозор учащихся,
формирование речевой компетенции учащихся,
привить гордость и любовь к столице Российского государства.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни О. Газманова «Звонят колокола»,
аудиозапись отрывка из балета «Лебединое озеро», аудиозапись «Бой курантов», геометрические фигуры с примерами в пределах 20, клей, ватман с контурами рисунка Кремля, презентация достопримечательностей Москвы, выполненная в программе Power Point.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока
Сегодня у нас урок- путешествие
На мониторе компьютера
Cлайд 1
Отгадайте ребус и узнаете, куда отправимся.
Слайд 2
Да, мы отправимся в Москву.
Слайд 3
2. Проверка ранее полученных знаний
1)Почему слово Москва пишется с большой буквы?
2)Что вы знаете о Москве?
Москва не просто город. Это наша столица. В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости и в отпуск. А мы побываем в Москве, чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы. Кто был в Москве?
Я думаю, что экскурсоводом буду не только я, но и вы, ребята.
На чем же мы отправимся в путешествие? В Москву можно прилететь, приплыть, приехать на поезде или машине. Догадайтесь сами, на каком виде транспорта отправимся в путешествие.
3) Загадка:
Он гудит и чертит мелом
Он рисует белым белым
На бумаге голубой
Сам рисует, сам поет
Что же это? (самолет)
Слайд 4
4)Чтобы самолет взлетел, ответьте на вопросы.
Слайд 5
1.Жителями какой страны вы являетесь?
Слайд 6
2.Кто является президентом страны?
Слайд 7
Слайд 8
3.Какие государственные символы нашей страны вы знаете?
Слайд 9
Слайд 10
Молодцы!
И мы уже в полете.
Слайд 11
3. Работа над темой урока
1) Чтение стихотворений учащимися.
В полете послушаем чтение стихотворений о Москве. Ребята выучили заранее.
Столица – мать! Тебе хвала,
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва.![]()
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Здравствуй, столица! Здравствуй, Москва!
Здравствуй, московское небо.
В сердце у каждого эти слова –
Как далеко бы он ни был.2) Чтение стихотворения учителем
Наконец, самолет идет на посадку На улице нас ждет экскурсионный автобус.
Слайд 12
Проедем по улицам Москвы.
Есть на свете город
Всем нам дорогой,
Башнями резными
Встал он над рекой.
А на башне звезды
Светят в синеве,
И поются песни
О Родной Москве.3) Слайд-шоу (13-23). Звучит песня «Звонят колокола».
Наш автобус остановился, дальше будем путешествовать по Москве пешком.
4)Физкультминутка в стихотворной форме.
5) А подошли мы к Москве-реке, на берегу которой стоит Храм Христа Спасителя.
![]()
Слайд 24
Слайд 25
Москва – река опоясывает почти весь город. Вода в реке чистая, много рыбы обитает в ней. По реке плывут пароходы, баржи и другой речной транспорт.
Москва – огромный город. Число жителей нашей столицы превысило 11 миллионов человек. В Москве много мостов, скверов, парков. Парки – зеленые санитары города. Тысячи улиц, много площадей.6) Мы отправимся на самую главную Красную площадь.
Слайд 26
Красная площадь – сердце Москвы. У нашей главной площади свой неповторимый облик, своя история. Об этом нам приготовила Таран Даша.
Рассказ ученика.
В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды., Случалось, площадь выгорала до тла, но вскоре отстраивалась заново.
После опустошительного пожара, во время которого сгорели торговые ряды, площадь стали называть Пожаром . Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная . Красная – значит красивая .
Слова учителя.
На Красной площади проходили и проходят праздничные шествия, парады.
Слайд 27
Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, днем и ночью полыхающий у Кремлевской стены, — память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину.
Слайд 28
Среди шума огромного города эта площадь – место торжественной тишины. В любое время года идут на Красную площадь люди.
Слайд 29
7) Рассказы детей о Москве из личного опыта.
1. Послушаем Диму Зубашенко о его поездке в Москву.
Впервые я побывал в Москве весной в 2005 году перед праздником Днем Победы.Москва – это огромный , очень красивый город, чистый, там много деревьев и цветов.
С мамой и папой мы были на Красной площади. Красная площадь- это главная площадь нашей страны, где проходит парад Победы. На площади в это время шла репетиция парада, и поэтому там нельзя было гулять. Но я видел Спасскую башню Кремля – самую высокую и красивую башню Кремля. Слышал Бой курантов. Гулял в Алексанровском саду. Это парк, который находится у стен Кремля. Мы гуляли на Манежной площади. Еще я там познакомился с дедушкой – ветераном войны. Он был в военной форме, и его тоже звали Дмитрий, как и меня. Потом я этого дедушку нарисовал в рисунке. Вот такой рисунок у меня получился.(Показ рисунка)
Я с этим рисунком участвовал в конкурсе рисунков в Саратове и получил приз. Вот такая интересная поездка и интересная встреча была у меня в Москве.
О поездке в Москву Диме напоминают вот эти фотографии.Слайд 30
2.
Федя Анохин написал рассказ о своем путешествии в Москву.
Осенью я с мамой ездил в столицу нашей Родины в город Москву. Самолет из Саратова летит всего один час и приземляется в аэропорту «Домодедово». А всего в Москве 5 аэропортов.
Ночью Москва очень красивая. Это море огней, целый миллион: золотые, серебряные, белые, зеленые огни похожи на фейерверк в Новый год. А звезды на башне Кремля красные, алые, просто рубиновые.
Днем мы ездили в стереокино. Экран там был с 5-ти этажный дом. Всем зрителям давали такие специальные, большие очки. В них изображение на экране кажется 3-х мерным. Смотрел я мультик «Сезон охоты». Чуть не умер от страха. В этих очках, кажется, будто я сам в лесу, вместе со зверями от охотников убегал.
На Красную площадь попал уже вечером. Очень запомнилась мне Спасская башня Кремля. На ней такие большие часы. Это самые правильные часы во всей стране. Называются они куранты.
А еще есть на Красной площади Лобное место, где раньше, при царе казнили людей.Если приглядеться , то до сих пор там кровь видна. Лобное место – это такой огромный плоский камень, похож на гигантский пень. Вот на этом каменном пне головы всем и рубили. Но сейчас на Красной площади ни кому головы не рубят, а проходят там только парады и праздничные шествия.
Еще на Красной площади есть храм Василия Блаженного, очень красивый.Храм Василия Блаженного.
Слайд 31
Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: и круглые, и луковкой, и башенкой, и стрелочкой. Храм этот царь Иван Грозный построил в честь победы над Казанским ханом. Бога царь так благодарил — храм построил. Но царь этот – Иван Грозный был злой презлой . Как только храм был построен, велел царь всем строителям глаза выколоть, чтобы больше никогда и нигде такой же храм не выстроили.
А потом мы с мамой и крестным сидели в кафе у большого окна, пили чай с блинами и икрой и смотрели на Красную площадь; слушали, как куранты бьют; как сменяется почетный караул, который охраняет Кремль, Москву, а значит и всю Россию.
3. Слово учителя.
Федя приобрел вот такой сувенир (Показ сувенира храма Василия Блаженного)
Посмотрите внимательно на Храм Василия Блаженного. Еще его называют Покровский собор.
Он состоит из 9 церквей. Вокруг центральной церкви располагаются 4 большие и 4 маленькие церкви.
Он кажется кружевной пирамидой. Несмотря на массивность собор выглядит легким, ажурным, устремленным ввысь.8) Недалеко от собора располагается Памятник К. Минину и Д. Пожарскому.
Слайд 32
Они были предводителями народного ополчения, защитившими Москву и Русь от польских захватчиков. Это первый памятник, воздвигнутый в Москве.
9) Рассказ учителя о Кремле.
Одним из самых красивых сооружений города является Кремль.
Слайд 33
а) Сначала стены Кремля были деревянными, затем они были сделаны из белого известняка.Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Он пережил вражеские нападения, пожары, даже землетрясения. Но каждый раз отстраивался заново, становясь еще краше. И только спустя много лет когда Русь освободилась от татарского ига, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича Его стены и башни сохранились до сих пор.
б) На главных башнях горят пятиконечные рубиновые звезды.
Слайд 34
Слайд 35
в) Здесь можно увидеть каменные палаты, богатые терема и соборы с золотыми куполами. Кремль – это волшебный город. Он каменный, медный , золотой, драгоценный. Он белый, розовый, желтый, зеленый. Царь – пушка и царь-колокол – словно великаны из сказки. Каждый, кто приезжает в столицу, стремится побывать в Кремле. Кремль – сердце нашей земли, с ним связаны многие страницы русской истории.
На стенах Кремля 19 башен и все они разные.г) Подойдем поближе к одной из них, которая называется Спасской башней.
![]()
Слайд 36
На ней находятся большие часы с золотыми цифрами — куранты.
Звучит магнитофонная запись: бой курантов.
Бой Кремлевских курантов передают по радио в 6 часов утра и в 12 часов ночи.
Бой часов Спасской башни – кремлевских курантов- радио разносит во все уголки нашей Родины.Как только солнышко взойдет
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подает
Страна моя родная.
Звенят куранты в ранний час,
На башне луч играет…
Москва на зорьке всякий раз
Привет нам посылает.10) Москва – один из самых спортивных городов на свете. И мы видим стадион в Лужниках.
Слайд 37
Этот стадион в Москве — один из крупнейших в мире спортивных комплексов. Занимает озелененную территорию. Включает в себя большую спортивную арену, малые спортивные арены, открытый бассейн для плавания, Дворец спорта, теннисные корты, футбольные поля и другие сооружения.
Именно здесь проходили 22 Олимпийские игры летом 1980 года. Сюда съехались спортсмены из 140 стран. От нашей страны выступали самые лучшие спортсмены.
А зачем нужно заниматься спортом?
Что нужно делать, чтобы стать хорошим спортсменом?
(Важно ежедневно делать зарядку, вовремя питаться, быть чистым и опрятным, выполнять режим дня, радоваться своим успехам и успехам других людей)11) Физкультминутка
Давайте представим себе, что совсем скоро нам придется выступать на олимпийском стадионе. Попробуем размять свое тело перед ответственным прыжком. Команды:
присесть; встать; встать на носки; наклониться влево; наклониться вправо; прогнуться назад; постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене; постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене; согнуться и коснуться руками пола;
выполнить прыжок вверх. Гимнастика для глаз: посмотреть влево, вправо, вниз и т.д.12) Рассказ ученика о метро.
Слайд 38
А сейчас мы окажемся под землей.
Но не пугайтесь, здесь как в сказочном подземном дворце.
Куда же мы попали?
Сергей Кузьмин, расскажи.
Талантливые умы и руки создавали московское метро. Метро помогала строить вся страна, из разных мест присылали сюда мрамор, гранит. Метро – подземная московская сказка, в которой столько чудес и такие быстрые поезда. Поезду метро не мешают ни автомобили, ни пешеходы. Он идет в тоннеле, глубоко под землей. Нужно всего полчаса, чтобы доставить пассажиров из одного конца большого города в другой.
Слайд 39
Спуститься под землю и подняться наверх помогает автоматическая лестница – эскалатор. Все путешествие на самых длинных движущихся лестницах длится две минуты. Метро – самый удобный, быстрый и надежный вид городского транспорта. Метро любят все москвичи. Это гордость нашей столицы.
Полное название городской железной дороги – метрополитен. Московский метрополитен считается самым лучшим в мире.13) Перед нами МГУ имени М.В. Ломоносова.
Слайд 40
Это– крупнейшее учебное заведение России. Один из центров мировой науки. Состоит из 37 корпусов. В главном корпусе 32 этажа. Высота этого корпуса –240 метров. Сюда приезжают молодые люди со всех концов света, чтобы получить высшее образование. Во всех университетских залах высокие потолки и большие окна. Возле здания университета разбит большой парк. Рядом ботанический сад. Университет называют Дворцом науки.
14) А сейчас мы находимся на территории Всероссийского выставочного центра.
Слайд 41
Всероссийский выставочный центр (ВВЦ)- это крупнейший выставочно-ярмарочный комплекс страны. Все что лучшее создано человеком в нашей стране здесь показывают москвичам, гостям столицы, которые приезжают из других стран. Показывают на выставке космические достижения, сельскохозяйственную технику, научные изыскания, животных , вещи и многое другое. Посмотрите как здесь красиво.
Мы видим фонтан Дружбы.
15) Рассказ ученика о Третьяковской галерее.
Мы продвигаемся дальше и находимся перед входом в Третьяковскую галерею. О ней расскажет Федосеева Арина.
Слайд 42
Жил в Москве когда-то богатый купец Павел Михайлович Третьяков. Многие считали его чудаком, потому что все деньги он тратил на покупку картин, которые развешивал по комнатам своего просторного дома. Третьяков был тонким ценителем и знатоком искусства. Лучшие русские художники считали себя его друзьями. По проекту художника Васнецова было построено новое здание галереи для картин Третьякова. Третьяков разрешал смотреть свои картины всем желающим. А потом он подарил картины и галерею городу Москве. Позже влились в Третьяковскую галерею картины многих художников, коллекции музеев. Сейчас Третьяковская галерея – художественный музей. Это – мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. В ней хранится около 35 тысяч картин.
Москвичи там частые гости, а приезжие обязательно стремятся туда попасть.
16) Звучит музыка из балета «Лебединое озеро». Слышите, звучит музыка? Мы находимся у Большого театра.Слайд 43
На сцене сейчас идет балет «Лебединое озеро».Большой театр- гордость оперного и балетного искусства. Каждая новая постановка на его сцене является крупным событием в театральной жизни столицы. В Большом театре выступают прославленные артисты. Там выступал Н. Басков — оперный певец, А. Волочкова -балерина, также выступают на сцене звезды из других стран. Попасть в Большой театр нелегко.
17) А сейчас мы окажемся, я думаю, в самом вашем любимом месте. Что это?
Это цирк.Слайд 44
Кто выступает в цирке? Дрессированные собачки, обезьяны, медведи, акробаты, воздушные гимнасты, наездники на лошадях. Кого вы любите больше всего? (Клоунов)
Чего только не делает клоун на манеже! Гримасничает, смешит взрослых и детей, придумывает смешные истории и…бегает.
18) Физкультминутка
Бежим на месте так, как смешной клоун, выполняя следующие движения: взяв себя обеими руками за уши; прижав руки, сжатые в кулаках, к голове; выпускают пальцы и ставят себе «рожки»;берут себя обеими руками за щеки; зажимают рот ладонями;
хватают себя за нос попеременно левой и правой рукой; растягивая рот и вытягивая губы трубочкой.
19) Нельзя быть в Москве и не увидеть современную красивую Манежную площадьСлайд 45
Пушкинскую площадь, где стоит памятник великому русскому поэту А. С. Пушкину. У памятника почти всегда лежат живые цветы, люди читают здесь стихи.
Слайд 46
Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вы знаете?
20) А теперь сделаем совместную аппликацию «Кремль».
У вас на столах детали. На каждой детали пример. Нужно решить пример, найти ответ на плакате и приклеить на нужное место.
4. Итог урока
Вот и завершилась наша экскурсия по Москве.
Было ли вам интересно?
Что вам особенно понравилось, запомнилось на экскурсии?
Мудрый гном — Урок окружающего мира «Город Москва»
Цель урока: Создание условий для ознакомления обучающихся с историей, символами и достопримечательностями города Москвы.
Задачи урока:
Образовательные — дать понятие «план местности»; познакомить с историей возникновения Москвы, с символами Москвы, с достопримечательностями Москвы;
Развивающие — развитие самостоятельности в овладении новыми знаниями;
Воспитательные — воспитание патриотизма, коллективизма
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы
|
Методы интерактивной технологии: многоголосье, диалог, мыследеятельность, создание ситуации успеха, рефлексия.
|
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут в ходе урока
|
Узнают, что такое «план», историю возникновения Москвы; познакомятся с символами и с достопримечательностями города; получат опыт самостоятельного изучения части темы — работа с планом, опыт самостоятельной работы с книгой — поиск значения аббревиатуры МГУ, опыт коллективной работы — при работе с Толковым словарём и групповая работа у доски.
|
Ход и содержание урока
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Мотивация
— Здравствуйте! Рада вас видеть. Думаю, что этот урок нам всем принесёт удовольствие. Вам — от новых открытий, мне — от вашей работы.
|
|
Актуализация
— На прошлом уроке вы познакомились с картой. Учились её читать. Проверим, насколько успешно у вас это получается.
— Напишем числовой диктант «Условные знаки».
Открывается слайд № 2
— Перед вами таблички.
Заполняем только верхнюю строку. Я называю условный знак, вы записываете номер ячейки, в которой он находится.
— Города
— Озёра и водохранилища
— Государственная граница
— Столица
— Каналы
— Реки
— Я уверена, вы выписали числа правильных ответов.
|
Пишут числовой диктант
|
Постановка темы и цели урока
— Замените каждое число соответствующей буквой алфавита и подпишите буквы в следующей строке.
— Чтобы определить тему урока попытайтесь из букв составить слово.
Итак, тема урока —
Открывается слайд № 3
— Что вы можете рассказать о Москве?
Вопросы для затруднения (для постановки проблемы):
— Что изображено на гербе Москвы?
Открывается слайд № 4
— Давайте выясним, что из этого вы знаете?
На слайде три блока: символы Москвы, возникновение города, достопримечательности Москвы.
Открывается слайд № 5
— Мы подошли к цели урока. Я приготовила три глагола, которые помогут вам сформулировать цель.
Сегодня на уроке мы должны:
Узнать о .
Познакомиться с ………
Рассмотреть ………
Возврат на слайд № 4 (слайд с блоками)
|
Работа по выявлению темы урока:
заменяют числа в строке на буквы алфавита, составляют слово.
Называют тему: город Москва
Делятся знаниями о Москве
Возникает затруднение
Делятся имеющимися знаниями, но учащиеся понимают, что знания их не точны.
Соединяют глаголы с нужными словосочетаниями и произносят цель урока:
узнать о возникновении города,
познакомиться с символами города,
рассмотреть достопримечательности города
|
Освоение нового материала
— Как вы думаете, с чего нужно начинать знакомство с городом?
Подвожу к выбору блока «Возникновение города». Аргументирую: интересно узнать, кто и когда решил возвести этот город.
Открывается слайд «Возникновение города».
Рассказ по слайду: более 850 лет назад русский князь Юрий Долгорукий построил на холме у Москвы-реки кремль, обнёс рвом и деревянной стеной. Так зародилась Москва, которая получила своё название от названия реки. Основателя Москвы не забыли, в центре Москвы ему установлен памятник.
Промежуточный вывод:
— Как вы думаете, что означает вытянутая вперёд рука всадника?
Возврат на слайд с блоками
|
Рассуждают, выдвигают предположения.
Выбирают блок «Возникновение города»
Слушают рассказ
Отвечают на вопрос:
— Скульптор изобразил момент выбора места для крепости.
|
— Назовите государственные символы страны?
— Эти символы имеют и города. Не исключение и город Москва. Сейчас вы познакомитесь с символами нашей столицы. Открываются слайды «Символы города».
Рассказ по слайдам.
1 слайд: на гербе Москвы изображён всадник, поражающий копьём дракона. Этот всадник — святой Георгий Победоносец, небесный покровитель Москвы.
2 слайд: а флаг Москвы попробуйте описать сами
3 слайд: гимн Москвы — это песня «Моя Москва», которая была написана в годы ВОВ поэтом М. Лисянским и композитором И. Дунаевским. Но гимном Москвы она стала лишь 15 лет назад.
Промежуточный вывод:
— На каком государственном символе нашей страны мы можем увидеть изображение Георгия Победоносца?
Возврат на слайд с блоками
|
— Герб, флаг, гимн.
Слушают, рассматривают.
Описывают флаг Москвы: это красное полотнище с изображением Георгия Победоносца
Прослушивают 2 куплета гимна.
— На гербе РФ
|
— Впереди у вас очень интересная работа, а сейчас минутка движений.
Руки в стороны, согнули,
|
Выполняют физкультминутку
|
— Вам осталось познакомиться с достопримечательностями Москвы.
Открывается слайд «Достопримечательности города».
— Чтобы путешествовать по стране нам понадобится карта, а чтобы передвигаться по городу, нам нужен план.
— Зачитайте на с. 96 определение слова «план»
— План Москвы поможет вам самостоятельно познакомиться с некоторыми достопримечательностями.
— Но сначала повторим инструкцию к самостоятельной работе:
Выполнив 1 этап, поставьте напротив 1 балл
Выполнив 2 этап, поставьте напротив 1 балл
Выполнив 3 этап, поставьте напротив 2 балла.
Выполнив 4 этап, поставьте напротив 1 балл.
В последнюю строку поставьте общий балл.
|
Находят объяснение слова «план», зачитывают.
|
Самостоятельная работа «Изучение плана Москвы».
|
Выполняют самостоятельную работу.
На третьем этапе с.р. для работы с Толковым словарём подходят к парте, где находится книга. Поиск значения слова могут проводить как индивидуально, так и коллективно.
|
Сбор самостоятельных работ
— А сейчас у вас есть возможность увидеть эти достопримечательности. С какой начнём?
Открываю достопримечательности выбранные детьми и кратко поясняю.
Театр зверей им. Дурова или «Уголок дедушки Дурова». Открыл Уголок 8 января 1912 года Владимир Леонидович Дуров — знаменитый цирковой артист, клоун-сатирик, дрессировщик. Это театр, где актёрами выступают различные животные.
— В Москве есть и другие достопримечательности. Прочитайте текст в учеьнике.
Промежуточный вывод:
|
Смотрят выбранные достопримечательности
Читают учебник.
|
— Какие достопримечательности не были указаны на плане?
Возврат на слайд с блоками
|
— улица Арбат, храм Христа Спасителя
|
Подведение итогов урока
— Сегодня перед вами стояло три цели. Произнесите их.
— Сгруппируйте в один столбик слова, которые относятся к нашему уроку.
Юрий, Пётр, Нева, Георгий, театр, вокзал, план, галерея.
— Проверим правильность вашего выбора.
Открывается слайд со словами темы.
— Молодцы! О том соглашусь ли я с оценками, которые вы поставили себе на самостоятельной работе, вы узнаете на следующее уроке.
|
Произносят цели урока
Групповая работа у доски
Проверяют свой выбор
|
Домашнее задание
— Больше узнать о Москве вам поможет д/з. Вы приготовите небольшое сообщение о заинтересовавшей вас достопримечательности.
|
Записывают д/з
|
Рефлексия настроения
— В заключение урока я прошу вас рассказать о своём настроении с помощью анкеты. Подчеркните верное для вас окончание предложения.
|
Принимают участие в анкетировании
|
В помощь учителю
|
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа.
|
Презентация на данном уроке — это своеобразный развёрнутый план урока. Она позволяет проверить домашнее задание, решить головоломку, определить тему урока и поставить цели, отправной точкой для достижения которых служит слайд № 4. Презентация мобильна благодаря использованию управляющих кнопок. Презентация кратко знакомит учащихся с историей и с символами столицы, позволяет прослушать гимн Москвы. Просмотр достопримечательностей, благодаря управляющим кнопкам, происходит по выбору детей. С помощью презентации учащиеся проверяют свои знания на этапе подведения итогов.
|
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим.
|
На следующем уроке с этапа актуализации можно плавно перейти к постановке темы урока, с помощью прослушивания гимна Москвы (1 и 2 куплеты). Перед прослушиванием гимна, дать задание услышать тему урока. Ответ учащихся: «Тема урока — Кремль, Красная площадь».
|
Превращение крупнейшего города Европы в город мирового класса в Евразии « Наблюдать за Россией
Опубликовано 3 июля 2012 г. в 6:01 утра (UTC+0)
Летом в Москве лучше всего – много зелени, меньше пробок, стильно одежду, много энергии и постоянную культурную стимуляцию
На прошлой неделе я посетил круглый стол «Московских новостей» о том, как сделать Москву глобальным городом.
Движение транспорта в направлении «Москва-Сити», группы высотных зданий, призванных стать новым финансовым центром России. В прошлом году главный исполнительный директор Goldman Sachs Group Inc. Ллойд Бланкфейн заявил, что пробки в Москве являются самым большим препятствием на пути превращения столицы в финансовый центр. (AP Photo/Александр Земляниченко)
Судя по моему воскресенью, Москва уже есть.
День начался с приема в честь Дня Канады в саду посольства; затем в «Красный Октябрь» на русскую фотовыставку у братьев Люмьер, а затем суши и эспрессо с двуязычным куратором; затем за углом фотовыставка Сергея Браткова, передового украинского фотографа; затем на Арбат, чтобы пробраться через русских и итальянских туристов в поисках, по слухам, протеста; затем в Театр «Купол» на французский фильм «Неприкасаемые» с русскими субтитрами вверху и английскими субтитрами внизу; и, наконец, два часа перед большим экраном за просмотром финала футбольного кубка Евро-2012 между Испанией и Италией, который транслировался в прямом эфире из Киева. Все остановки соединены BMW немецкого производства русского друга. Во время простоя скайп звонит в США и Бразилию.
По-моему, звучит довольно интернационально.
Но, прожив в Москве шесть лет, я предлагаю пять быстрых советов, как добиться в Москве мирового класса.
АНГЛИЙСКИЙ – Нравится вам это или нет, но в обозримом будущем английский язык станет мировым языком.
Для посетителей Москва представляет собой сложный пейзаж. И все подсказки написаны кириллицей.
Ходит анекдот: после окончания летних Олимпийских игр 1980 года из метро убрали все английские вывески, чтобы шпионы заблудились.
Некоторые русские переносят через Атлантику аллергию на английский язык. Этот знак рекламирует юридические услуги в районе Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Он не прошел бы двуязычный тест в Квебеке. Фото: Royston Rascals
Теперь 5 миллионов иностранных туристов и деловых гостей, которые ежегодно приезжают в Москву, теряются. Они считают станции по номерам, молясь, чтобы добраться до места назначения.
Русские — не единственные люди в мире, которых беспокоят общественные вывески на английском языке.
Квебек, франкоговорящая провинция Канады, принял правила для вывесок, которые могут работать в России. В Квебеке по закону провинции все буквы французских слов на рекламных вывесках должны быть в два раза больше букв английских слов.
Этот закон вызывает бесконечный стон среди англоязычных жителей Квебека.
Языковая полиция — для некоторых «языковая пехота» — на самом деле разъезжает с рулетками, измеряет буквы, фотографирует оскорбительные знаки и штрафует нарушителей.
Итог: закон о знаках сохраняет французское лицо Квебека, но дает достаточно информации приезжим американцам, чтобы поддерживать поток туристических долларов.
МЕТРО. В какой-то момент своей жизни я был корреспондентом по общественному транспорту в «Нью-Йорк Таймс» — причудливая работа, связанная с тем, что я проводил дни в метро и автобусах Нью-Йорка, мостах и туннелях. Пожив в Нью-Йорке и Токио, побывав в Лондоне, Сеуле и Париже, я с уверенностью заявляю, что московское метро — лучшее в мире.
Московское метро, самое загруженное в Европе, в прошлом году перевезло 2,4 миллиарда пассажиров, что почти на 50% больше, чем в системе метро Нью-Йорка.
Но московское метро должно стать лучше.
Московское метро в прошлом году перевезло почти столько же пассажиров, сколько лондонское и парижское метро вместе взятые. Поезда приходят каждые 90 секунд, но пассажиры все равно скапливаются. Фото: Кристоф Менебёф
В будние дни скопление автомобилей над землей уравновешивается скоплением людей под землей.
Система метро перевозит 7 миллионов пассажиров каждый будний день, что примерно вдвое превышает проектную мощность.
Интервалы — прибавка к времени между поездами — можно сократить с нынешних 90 секунд до 1 минуты. Больше поездов = больше людей проехало по одним и тем же тоннелям. 900:15 Когда на станциях скапливается толпа, дежурные должны поощрять скованность на эскалаторах. Фанатики здоровья, которые хотят лазать по дорожкам, могут пойти в студии йоги.
Прими средний класс. Создавайте удобные недорогие парковки возле пригородных вокзалов. Продвигайте и рекламируйте пассажиров среднего класса — это водители, которые засоряют улицы города.
В советской Москве красная буква М выделялась на фоне серого унылого пейзажа. Сейчас он затерялся, конкурируя с нагромождением вывесок аптек и магазинов быстрого питания.
В Москве будущего малиновая М для Метро должна быть больше золотой М для Макдональдса!
ПАРКОВКА – Парковка на тротуарах внутри Третьего кольца – это страны третьего мира.
Извините, но люди в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Берлине не паркуют свои машины на тротуарах.
25 пустых парковочных мест за новым забором на Кутузовском проспекте, 11 — может быть рациональным решением для 25 машин, припаркованных на тротуаре перед входом. VOA Фото: Джеймс Брук
Внутри Третьего кольца находится исторический центр Москвы. Это должно быть приятное место для прогулок.
Города меняются. Люди меняются.
В прошлом году я вернулся в Рио-де-Жанейро после 15-летнего отсутствия. Друг вез меня на ланч, тщетно ища место для воскресной парковки возле пляжа Копакабана. Московский гремлин внутри меня взревел и сказал: «Припаркуйся на тротуаре, припаркуйся на тротуаре».
Мой бразильский друг вздохнул: «Мы перестали это делать 10 лет назад. Большие штрафы».
В Москве потребуется время, чтобы построить подземный паркинг.
Тем временем можно провести инвентаризацию свободных мест. Мы все знаем, где они. Чтобы стимулировать их использование, сделайте наземную парковку безналоговым бизнесом. Наказывать людей вроде моих соседей по Кутузовскому проспекту, которые щеголяют своими 20 пустыми местами как неким странным символом статуса, в то время как пешеходы пробираются между машинами, заслоняющими тротуар.
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ. Окей, мое недавнее предложение перенести столицу России в Новосибирск пролетело как свинцовый шар. Но высокоскоростной интернет и конференц-связь по скайпу обеспечивают децентрализацию — эвфемизм для перевода министерств из Москвы.
План президента Путина по переносу в этом году штаба ВМФ России в Санкт-Петербург — это большой первый шаг.
Почему бы не перевести РЖД (крупнейший работодатель страны) в Хабаровск?
Или Азиатского управления МИД и Минпромторга во Владивосток?
Или образование и наука в Новосибирск?
Или Энергия в Ханты-Мансийск, центр добычи половины российской нефти?
Население России к востоку от Урала стареет и сокращается. Распределение федеральной заработной платы было бы беспроигрышным вариантом для раздутой Москвы и испытывающих недостаток в деньгах регионов.
ЦЕНИТЬ – Сделайте глубокий вдох – и поблагодарите своего местного таджика.
Благодаря труду иммигрантов из Средней Азии, московские улицы, парки и дворы, вероятно, стали чище, чем когда-либо с того легендарного дня в 1147 году, когда Юрий Долгорукий, основатель Москвы, уронил на землю свою первую огрызок от яблока.
Москва, безусловно, намного чище и светлее, чем когда я впервые работал здесь в 1991 году, в ту «золотую» эпоху социалистической морали и субботних субботников.
За ближайшие 7 лет трудоспособное население России сократится на 7 млн человек. Если москвичи вдруг не пристрастятся к черной работе (маловероятно) или не научатся не мусорить (возможно), город останется чистым только благодаря гастарбайтерам из Средней Азии.
Боб Броадис, шериф округа Питкин, штат Колорадо, однажды сказал мне, что, если бы не армия центральноамериканских рабочих, которые меняют простыни, моют посуду и убирают туалеты в горнолыжном городке Аспен, вы бы почувствовали запах этого шикарного модного курорта. 50 миль вниз по долине.
Цените людей, которые делают работу, которую вы не хотите делать.
Джеймс Брук
Джеймс Брук — руководитель бюро «Голоса Америки» по России и СНГ. Пожизненный журналист, он освещал Западную Африку, Бразилию, американские штаты Скалистых гор, Канаду и Японию / Корею для The New York Times. Москвич с 2006 года, он был первым руководителем бюро Bloomberg в регионе. В 2010 году он присоединился к VOA. Помимо еженедельного блога Russia Watch, он также делает видео-, радио- и веб-репортажи из России и бывшего СССР.
Рубрика: Без рубрики
Русский мир в стратегии Москвы
22 августа 2016 г.
Усилия Москвы по укреплению своего влияния в Евразии продолжают вызывать тревогу в государствах на периферии России, в Европе и в США.
Состояния. Способность России привлекать российских соотечественников широко воспринимается как один из основных инструментов влияния Москвы в регионе и
инструмент воссоздания статуса великой державы России. Однако более внимательное изучение политики России показывает, что краткосрочные тактические выгоды нивелируются
серьезные, разрушительные долгосрочные издержки, не последним из которых является снижение эффективности политики соотечественников как инструмента внешней политики. Еще
нарратив Русского мира стал важным фактором в развитии постсоветской национальной идентичности России и ее взаимодействия с
Евразийский геополитический ландшафт.
Понятия «соотечественники за рубежом» и «Русский мир» развивались в рамках двух разных, но пересекающихся дискурсов. Каждое из этих понятий имеет свое
собственная интеллектуальная история. Однако в этих идеях есть нечто общее. В основном они оба отражают напряженность между фактическим состоянием Российской Федерации
границы и ментальные карты «русскости», существующие в сознании многих россиян.
В 1992 году президент Борис Ельцин и первый министр иностранных дел России Андрей Козырев ввели в политический лексикон термин «соотечественники за рубежом».
Этот термин относится к лицам, которые живут за пределами самой Российской Федерации, но считают, что они имеют историческую, культурную и языковую принадлежность.
связь с Россией. Эти люди хотят сохранить эти связи независимо от нынешнего статуса их гражданства. С 1994, концепция превратилась в
конкретная государственная политика, проявляющаяся в ряде законов и государственных программ, а также через некоторые внешнеполитические решения.
Хотя ранее она была сформулирована президентом Владимиром Путиным, концепция «Русского мира» только начала проникать в политический дискурс.
в 2007 г. Это понятие имеет широкую философскую коннотацию и гораздо шире термина «соотечественники». В то время как последний основан на правовых нормах
и определений, «Русский мир» — это идея, определяемая исключительно на основе самоидентификации. В 2014 году эти сроки практически сошлись в
Российская политическая лексика, формирующая националистический нарратив о необходимости возрождения России как великой державы и ее реванш в
постсоветское пространство.
Несмотря на вновь обретенную известность, эта формулировка и фундаментальный вопрос, который поднимает концепция Русского мира, не являются совершенно новыми проблемами. Для в
По крайней мере, последние 300 лет путаница в границах, определяющих русский народ, была основным фактором исторического развития Евразии. В этом
В то время в коллективном русском национальном сознании не существовало четких и исторически непротиворечивых критериев отличия «нас» от «них».
Политические, исторические, культурные и этнические границы, а также совершенно субъективные ментальные карты, которыми сегодня руководствуется мышление большинства россиян,
не имеют совпадений, и определения этих границ находятся в постоянном движении и открыты для постоянных дебатов. Это явление имеет огромное и
противоречивые последствия для перспектив стабильности, безопасности и мира в регионе. Вряд ли когда-либо современная нация как «воображаемое сообщество»
была так неуверенна в своих границах и механизмах, с помощью которых можно институционализировать свои отношения с соседями.
Суть споров о нынешних границах Евразии заключается в сохраняющейся неопределенности отношений между Российской Федерацией и
сопредельные страны, населенные этническими русскими и другими восточными славянами. После распада Советского Союза миллионы бывших советских граждан нашли
разделились по новым политическим границам, и многие из тех, кто считал себя «русскими», стали гражданами (или лицами без гражданства).
лиц) новых независимых государств, ныне соседствующих с Россией. Это фундаментальная, или «объективная», реальность, и это выбор России.
национальная элита, поднимать ли вопрос об этих территориях и населении на уровень официальной внутренней или внешней политики — и
в каком контексте.
Для русских националистов всегда стоял вопрос не если, а когда, какими средствами и до каких географических пределов территории, заселенные этническими русскими
должны быть воссоединены с исторической родиной. В течение 2013 года правительство Российской Федерации не преследовало такую повестку дня. Вместо этого Москва
стремилась усилить свое экономическое и политическое влияние на правительства евразийских государств. Значимое участие соотечественников в этом контексте
была ограничена, отчасти, их низким уровнем политической мобилизации (за небольшим исключением, в том числе Крыма). В 2014 году, после периода драматических
перемен в Украине, Москва фактически переключилась на реализацию радикально-националистической программы в аннексии Крыма и инициировании 9-гоПроект 0082 Новороссия , который стремился расчленить Украину. Совсем недавно, после неудачи на востоке Украины, Москва попыталась вернуться к делу.
как всегда в отношениях с Русским миром; однако возврат к курсу 1992-2013 гг. стал практически невозможен из-за высокого уровня
осведомленности и повышенной чувствительности к новому «русскому вопросу» правительств соседних государств.
Период сдержанности и умеренности
После распада Советского Союза появились два основных подхода к новому «русскому вопросу». Первым был националистический дискурс о
«разделенные люди». В постсоветской России значимые фигуры интеллектуальной и политической оппозиции, от Александра Солженицына до Геннадия
Зюганов, утверждал, что величайшим крахом России было несоответствие между новообразованными государственными границами и так называемыми национальными (понимаемыми в
этнические термины). Во-вторых, вялая и неэффективная политика в отношении российских соотечественников за рубежом, проводимая правительством. Москва
проводил умеренную политику в этом отношении до 2014 года.
В первые хаотичные годы после распада Советского Союза несколько высокопоставленных представителей российской исполнительной власти были согласны с
представителей оппозиции по вопросам взаимоотношений с русским зарубежьем. Особенно это было заметно в период, протянувшийся с
Декабрь 1991 г. до принятия новой конституции в декабре 1993 г. Вице-президент Александр Руцкой и советник президента Сергей Станкевич
настаивал на том, чтобы Россия признала Крым и Приднестровье суверенными образованиями на том основании, что большинство проживающего там населения было русскими
или хотя бы русскоязычный. Президент Борис Ельцин думал иначе. В течение 1990-х Россия не поддерживала ирредентистские настроения в Крыму,
Северный Казахстан или любые другие места со значительным этническим русским населением. Было много жесткой риторики, особенно по поводу лечения.
русских меньшинств по вопросам гражданства в Латвии и Эстонии, но разрыв между словами и делами был очевиден. Крупнейшая русская армия
операция в эти годы проходила в Северной Осетии и Абхазии, районах без крупных русских общин. Размеренный характер реального российского
политика по отношению к русским, проживающим в «ближнем зарубежье», была важнейшим фактором обеспечения мира на остальном постсоветском пространстве в течение
течение этой четверти века.
Революционные изменения и новые вызовы
События на Украине в конце 2013 — начале 2014 года интерпретировались в Москве как государственный переворот, устроенный Западом на территории Русского мира. В
Слова президента Путина: «А с Украиной наши западные партнеры перешли черту… Ведь они прекрасно осознавали, что есть миллионы
русские, проживающие на Украине и в Крыму». 7 марта 2014 года пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков, комментируя события в Крыму, заявил:
что Путин был гарантом безопасности в Русском Мире. Это заявление отразило коренное изменение в официальной версии Кремля относительно
Статус России и международные обязательства — переход от артикуляции национального государства к более крупному субъекту с неопределенными границами. В этом случае,
понятие «Русский мир» стало «секьюритизированным», а постсоветские государственные границы определились как сугубо условные. Удовлетворение Кремля
благополучие этнических русских в сопредельных государствах стало важнейшим условием нерушимости этих границ. Кремль также
начали активно поддерживать небольшие, но активные сегменты русской диаспоры, идентифицировавшие себя как политические представители Русского мира.
глядя в Москву за советом.
Одновременно с этим сдвигом в официальной политике кремлевская пропагандистская машина заявила, что впервые после распада Советского Союза
интересы русских за пределами России решительно и эффективно защищала Москва. В ноябре 2015 года Президент Путин объявил на пятой
Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом, что воссоединение Крыма и Севастополя с Россией стало важным фактором консолидации
русских зарубежья и всего Русского мира.
На самом деле Россия, добившись того, что изображалось как большой успех, на самом деле ослабила свои стратегические позиции в Евразии. Сегодня Русский мир
воспринимается правительствами всех соседних государств с подозрением или откровенной враждебностью как инструмент политического влияния Москвы и — в
наихудший сценарий — сбор доверенных лиц при потенциальном российском вторжении, как это происходит на востоке Украины. Изначально культурный проект
Русский мир, в основе которого лежало развитие русского языка, во многих случаях был дискредитирован в глазах как государства, так и общества.
соседние государства.
Русские в соседних странах сталкиваются с новыми проблемами. Таким образом, новая интерпретация Русского мира усложнила статус диаспоры.
сообщества, и особенно его успешных и хорошо интегрированных членов. В Латвии и Эстонии общение с русскоязычными за счет упрощения
процедуры натурализации, или защита статуса русского языка как второго в регионах с русским большинством, или решение их проблем
относительно вопросов образования стали политически более сложными, чем до 2014 года. Русскоязычные стали объектами пропагандистских кампаний
и оказались под пристальным наблюдением различных спецслужб по соседству с Россией.
Кремлевская риторика о Русском мире была смягчена в течение 2015 и 2016 годов, при этом Москва также пытается возродить своего соотечественника до 2014 года.
политики. Правительство утвердило умеренную Программу работы с соотечественниками на 2015–2017 годы. МИД, Федеральное агентство по
Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и международного гуманитарного сотрудничества (Россотрудничество), а также финансируемых государством
неправительственные организации продолжают называть Русский мир и поддержку соотечественников законным проявлением «мягкой силы», общественной
дипломатия, права человека и культурные отношения. Несмотря на такие усилия, это явно не преобладающий образ Русского мира за пределами России.
взгляд на Русский мир как на активную сеть маргинальных, потенциально опасных группировок, напрямую поддерживаемых (или направляемых) Москвой, стал обычным явлением,
особенно в Восточной Европе и странах Балтии.
Воздействие на Евразию
Ни одна из русских общин за рубежом не сталкивается с большей проблемой, чем в Украине. Сегодня Украина фактически проиграна в контексте
Русский мир. Для значительной части населения Украины и всего политического класса идея Русского мира стала синонимом войны.
Кроме того, влияние России на Украину значительно сократилось, отчасти потому, что теперь маловероятно, что дружественный России кандидат от
восток Украины выиграет общенациональный опрос без поддержки населения Крыма. Многие этнические русские стали сильнее идентифицировать себя с
своего украинского гражданства, в то время как те, чья лояльность разнообразна, динамична и часто неопределенна, видели войну на Донбассе и уклоняются от
аналогичные испытания на их родных территориях. Таким образом, возможности Москвы по мобилизации россиян за пределами небольших районов Донбасса значительно уменьшились.
Помимо Украины, Беларусь и Казахстан являются ключевыми государствами, где «российский вопрос» будет иметь решающее значение для безопасности, политической стабильности, успеха
процесс национализации и строительство жизнеспособных национальных государств, когда имеет место политическая преемственность. Полезность нарратива Русского мира в
отношения с Беларусью уже значительно сократились и во многом стали контрпродуктивными. Президент Александр Лукашенко традиционно
привлекали энтузиастов тесной интеграции с Россией за политическую поддержку. Однако в 2015 году он резко изменился, несколько раз выступая с резкими заявлениями.
критика за утверждения о том, что Беларусь является частью Русского мира. Ввиду выборов в сентябре 2016 года Лукашенко фактически ввел фильтры
не допустить в парламент активных сторонников Русского мира. Он также сопротивлялся базированию ВВС России в Белоруссии и
дальнейшее укрепление экономических связей.
В Казахстане, где как абсолютная численность этнических русских, так и их численность в процентах от общей численности населения значительно сократились.
с начала 1990-х власти полны решимости определить и укрепить новую национальную идентичность. Замечания Путина о том, что Казахстан остается «в рамках
так называемый «большой русский мир», являющийся частью мировой цивилизации» в августе 2014 г. не приветствовались казахстанской элитой. осуществление
объявленная в феврале 2016 года программа перехода с кириллицы на латиницу является частью усилий по максимальному дистанцированию страны
от концепции Русского Мира.
С точки зрения евроатлантической безопасности «русский вопрос» в Эстонии и Латвии имеет первостепенное значение. После присоединения Крыма любой
законные требования о защите культурных или языковых прав русскоязычного населения в странах Балтии встречают
беспрецедентный уровень подозрительности. Это подрывает местные усилия по улучшению положения этих групп населения. Русские в Эстонии и Латвии, проживающие в
Нарва и Даугавпилс (районы с высокой концентрацией русскоязычного населения, но менее интегрированные и процветающие, чем в Риге или Таллинне) потенциально могут
дают некоторые возможности идеологам и исполнителям «русской весны». Многие русские в Латвии и Эстонии склонны разделять точку зрения Москвы на
конфликт на Украине. Однако контрмеры, предпринятые эстонскими и латвийскими службами безопасности и разведки, были направлены против попыток
поддержка местных активистов из России представляется очень серьезной, а также наблюдается движение, пока еще недостаточное, для улучшения интеграции этих
общины, помогая устранить привлекательность таких идей, а также. Наращивание военной мощи НАТО в регионе также снижает шансы на любое вмешательство России.
Интервенция по-крымски или по-донбасски. Решение альянса усилить свое передовое присутствие в странах Балтии за счет развертывания боеспособных
батальонов является самым значительным усилением коллективной обороны со времен окончания холодной войны. Потенциальные рычаги влияния России в Литве, где
Русское население немногочисленно и рассеяно, всегда было гораздо более ограниченным, чем в Эстонии или Латвии.
Подозрение к России у многих представителей молдавской элиты также усилилось. В то время, когда зародилась идея проекта Новороссия
распространялась в 2014 году, возможность включения Приднестровья в орбиту Русского мира и в процесс перекройки границ возросла до
известность. Однако с тех пор этот вопрос был снят с повестки дня.
«Русский вопрос» не имеет такого международного значения в других странах бывшего Советского Союза. Ситуация в Центральной Азии и на юге
Кавказ с точки зрения положения и интересов русского и русскоязычного населения практически не изменился после 2014 года.
диаспора здесь относительно немногочисленна, стареет и продолжает сокращаться. Он не мобилизован и поэтому не может стать инструментом российской внешней политики.
Заключение
Политика в отношении соотечественников и концепция Русского мира были задуманы как инструменты, позволяющие Москве одновременно уважать постсоветские границы и
решать проблемы тех, кто не считал их полностью законными. В 2014 году эта риторика и политика преследовали разные цели, а именно
оправдание аннексии суверенной территории и поддержка сепаратистов в соседней стране. Русский мир стал концептуальным
рамки, которые одновременно стимулировали и оправдывали новый подход России. Аннексировав Крым, Путин продемонстрировал, что нынешние политические разногласия
постсоветский ландшафт являются не неопровержимым результатом Беловежских соглашений, договора о распаде Советского Союза, а скорее
отправной точкой сложного и непредсказуемого процесса, начавшегося в 1991 и продолжается по сей день. Концепция Русского мира позволяет Москве
держать границы расплывчатыми, по крайней мере на словах, с неопределенными последствиями для региональной безопасности. Однако в 2015 и 2016 годах она становилась все более
сложно и контрпродуктивно для Москвы использовать эту концепцию в своей внешней политике.
В России существует консенсус в отношении того, что Москва несет определенную ответственность перед теми людьми, которые считают себя русскими или русскоязычными и которые
живут в государствах-правопреемниках бывшего Советского Союза. За пределами России тревожные звоночки звучат, когда Москва говорит о защите соотечественников или российских
Мир, после аннексии Крыма и начала конфликта на востоке Украины.