Содержание
Побывать в Марий Эл, Советский район
Район расположен в центральной части Марий Эл. Территория района имеет форму вытянутого с севера на юг многоугольника. Общая площадь — 1421 квадратный километр, из них 25 процентов занимают леса. Этот агроклиматический район характеризуется теплым летом, по сравнению с другими районами несколько более холодной зимой. Рельеф района относительно спокойный и представляет собой чередование длинных пологих склонов. Реки на территории района в основном небольшие и мелководные, распределены по территории района равномерно, бассейны их хорошо развиты. Наиболее крупные реки: Малый Кундыш, Ронга, Шуля.
В районе насчитывается 55 памятников истории, культуры и природы, из них 9 археологических, 2 архитектуры и градостроительства (церковь Петра и Павла в селе Верх-Ушнур и церковь Космы и Дамиана в селе Орша), также в с.Чкарино отреставрирован деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. 22 исторических (памятники воинам ВОВ и другие), 22 ландшафтных. Все памятники отражают материальную и духовную жизнь прошлых и нынешних поколений. Необходимо отметить, что в поселке Советский 2 сентября 2015 года был открыт мемориал «Воинской славы» (Центральная часть мемориала посвящена защитникам, сражавшимся в годы ВОВ с фашизмом, левая плита – участникам войн в Афганистане, Чечне и других боевых конфликтов. На плите высечен Черный тюльпан, разрывающий горы. Правая сторона мемориала – участникам ликвидации последствий Чернобыльской, Кыштымской аварий, трагедии на Челябинском заводе маяк.
К памятникам археологии относятся Абаснурская, Колянурская, Прокопьевская, Семейкинская, Алексеевская курганные группы (эпоха бронзы — конец II тысячелетия до нашей эры), Верхушнурское и Ронгинское кладбища и Тапшерское мольбище. Доступны к посещению Верхушнурское и Ронгинское кладбища, а курганные группы заросли лесом или часть их распахана.
К ландшафтным памятникам относится 72 священная роща (кусото), где марийцы-язычники устраивали массовые моления с жертвоприношениями. Люди молились богам, а их у марийцев насчитывалось несколько десятков. Рощи относятся к объектам событийного туризма и разрешение на посещение во время массовых сезонных молений необходимо получить в местной традиционной общине Марий Кумалтыш. Помимо этого событийный туризм в дни престольных праздников в храмах с.Верх-Ушнур
Местом паломничества людей является ключ у бывшей деревни Шабаши, который считается священным «Святой источник во имя иконы Казанской Божей Матери». Также известен родник в д.Кугенер известный Кугенерский источник. Кугенерский родник расположен внутри деревни Кугенер, куда впадает ручей от родника. Примечателен он тем, что в его составе находится марганец и серебро. Серебро обладает способностью укреплять иммунную систему, а марганец бактарецидными свойствами (то постоянно пользуется родниковой водой, не одевают очки, и не страдают желудочно-кишечными заболеваниями. Вода здесь круглый год под -2 В Советском районе много ключей и источников, недалеко от Кугенера в деревне Кундушумбал находится «Виян памаш» — сильный (энергетический) ключ, который также известен в округе. Также есть родники в д. Шуледур, с.Ронга, д.Тапшер, с.Верх-Ушнур и во многих других населенных пунктах
К памятникам природы принадлежит озеро Кундуштурское. К озеру есть грунтовая дорога. Площадь зеркала озера составляет около 60 га. В озере имеется сапропель.
Советский район является родиной Героя Советского Союза А.Н. Громова, кавалера орденов Славы трех степеней Н.Т. Келеева. На земле Советского района родились и работали Герои Социалистического Труда В.Г. Новиков, А.И. Павлов, Г.Н. Обухова.
В Советском районе отсутствуют гостиницы, базы отдыха, информационные туристические центры, санатории. Населенные пункты богатые историей: с. Ронга, с. Верх-Ушнур, с. Орша, с. Кадам и др.
Краткая историческая справка
Как показывают материалы научных экспедиций Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории имени В.М. Васильева, в IV-II тысячелетиях до нашей эры вниз по течению реки Кундыш обитали предки марийцев — финно-угры (мари, мордва, коми, удмурты, венгры, финны, эстонцы, карелы, ханты, манси и другие). По летописным данным, первые поселения марийцев на территории, которую сейчас занимает наш район, появились четыре-пять столетий назад. Они постепенно расселялись по направлению на восток, интенсивно осваивая бассейны Малого Кундыша, Малой Кокшаги и их притоков. Поселенцев привлекало все: и хрустальные родники, и чистые водоемы, берега которых были покрыты зарослями ивняка и ольхи. На больших площадях шумели леса. Все это создавало хорошие условия для охоты, рыболовства. Больших трудов и лишений стоила новая земля первым поселенцам. Они рубили лес, корчевали пни, сохой пахали освобожденные от корней деревьев земельные участки. Прежде при постройке поселений не учитывалась планировка, были так называемые кучевые беспорядочные формы. Семейно-родовые группы селились илемами. По свидетельству краеведа из п. Солнечного А.Ф. Федорова, еще во время существования Казанского ханства, в середине XVI века, люди мари жили в лесах отдельными илемами. Чтобы упростить сбор ясака, представитель хана Абас начал переселять лесных жителей группами.
Так стали появляться деревни. Места первых поселений марийцев здесь сохранились до сих пор, они стали лесными полянами, на которых заготавливают сено, например, поляны Пукла, Эшпака, Пектера, Шугата, Октаза, Олмана. Природные условия благоприятствовали развитию скотоводства. Широкие поймы и заливные луга служили пастбищами и базой для заготовки кормов. Содержание было стойловым. Марийцы разводили крупный и мелкий рогатый скот. Земледелие и скотоводство были взаимосвязаны. Значительным подспорьем в жизни были охота, рыболовство, бортничество, собирательство. На протяжении многих веков шло переселение на эти лесные территории русских людей, в основном с севера. Они приходили сюда в поисках плодородной земли и с надеждой обрести свободу. В результате, рядом с марийскими появлялись русские селения. После вхождения Марийского края в состав Российского государства в XVI веке началась русификация населения. Для укрепления власти на местах стали усиленно проводить политику воспитания «чувства доверия и любви к православной церкви».
Марийцы всячески противились крещению. Согласно архивным документам, в первой половине XVIII века в Марийском крае «крещеных черемис насчитывалось всего 7500 душ». К тому же новокрещеные оставались по-прежнему язычниками, то есть почитали языческих богов. С другой стороны, принятие христианства способствовало возникновению письменности, открытию школ и, вследствие этого, распространению культуры среди населения.
До 1917 года территория современного района входила в состав Царевококшайского уезда Казанской губернии, Яранского и Уржумского уездов Вятской губернии.
Как добраться
От Йошкар-Олы до п. Советский по автомобильной дороге «Йошкар-Ола – Уржум» — 42 км.
Достопримечательности Советского района
Кундуштурское озеро
Святой источник Казанской Божией Матери
Советский районный краеведческий музей им. Э.М. Иванова
Поселок городского типа Советский
Поселок городского типа Советский расположен в Советском районе Республики Марий-Эл. Административный центр Советского района.
Советский в Википедии
Сове́тский — посёлок городского типа, административный центр Советского района Республики Марий Эл России. Посёлок расположен на реке Ронга (бассейн Волги), в 42 км к северо-востоку от Йошкар-Олы, где расположена ближайшая железнодорожная станция. Населённый пункт основан в 1935 году. До 1958 года назывался Фокино. Статус посёлка городского типа — с 1965 года. В поселке находится много магазинов, 5 детских садов, 2 школы, музыкальная школа, дом культуры, музей и т. д.
Подробнее
Ближайшие населенные пункты недалеко от Советского
Все населенные пункты
Республики Марий Эл
Лучшие заведения
Советского
Рестораны, развлечения, такси, гостиницы, достопримечательности
Лучшие
гостиницы
Поиск по названию
По типу
По расположению
Урожай — не работает!
Все гостиницы
Фотографии Советского
Добавить фото
Были в
Советском и
сделали снимки города и интересных мест?
Разместите их!
Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках.
Публикуйте свои фото из
Советского и из других городов!
Отмечайте если Вы тоже видели эти места!
Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта,
что намного облегчает перенос фото из
со смартфонов на сайт!
Сувениры из Советского
Добавить Сувенир
Были в
Советского и привезли сувениры?
Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы
привозите с собой из командировок и поездок в
Советский!
Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие !
Разместите их фото!
С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из
Советского со смартфонов на сайт будет удобнее!
Последние отзывы о Советском
Добавить отзыв
Уважаемые посетители сайта Командировка. ру!
Пока нет ни одного отзыва
Напишите отзыв!
Последние вопросы о поселке
Добавить вопрос
Дима Иваненко
Задал(а) вопрос о
Советском
Вопрос написан 01.02.2015
скажите пожалуйсто как называется первый номер газеты
Марийский знак России 30 лет лесной молитве
Фотогалереи
Небольшая группа верующих отправилась в лес в российской Республике Марий Эл через тридцать лет после того, как религиозное меньшинство возобновило свои священные ритуалы на фоне распада Советского Союза.
1
Верующие марийцы преклоняют колени в священной лесной роще недалеко от села Тошкемнур в Российской Республике Марий Эл.
2
Группа свечей горит внутри пня в лесу. Октябрьские молебны отмечают 30-летие возобновления открыто проводимых марийских обрядов после десятилетий репрессий со стороны советской власти.
3
Котлы для мяса жертвенных животных в священной роще.
Марии – финское этническое меньшинство, насчитывающее около 350 000 человек в центральной части России. Многие исповедуют уникальную дохристианскую религию, тесно связанную с природой.
4
Марийские священники машут тлеющей палкой во время осенней церемонии.
5
Марий священник Василий Смирнов.
Смирнов, руководивший молитвами, говорит, что увлекся религией еще в советское время, когда многие марийцы тайно продолжали свои обряды. 19 октября85 лет мимо молодого Смирнова в лесу прошла пожилая женщина в традиционной марийской одежде, когда он собирал дрова со своей семьей. «Она смотрела прямо на меня, я сначала испугался, потом на меня поселилось какое-то блаженное спокойствие». он вспоминает. «Это произошло в течение нескольких секунд, мои родственники даже ничего не заметили».
6
Жертвенный гусь ждет своей участи, пока в лесу звучат нараспев молитвы. Осенний ритуал начинался перед рассветом, когда к деревьям на поляне привязывали гуся, молодую корову и овцу.
7
Стопка лепешек, традиционных для среднерусского региона, сфотографирована во время марийской церемонии.
8
Мари с гусем принесли в жертву.
9
Котлы с кипящим мясом после того, как возле рощи забили несколько животных.
10
Полотенца, которые приносят молящиеся и вешают на веревку сразу по прибытии на поляну. Во время церемонии Радио Свобода увидело, как рядом проехала полицейская машина, видимо, проверяя ритуал, но она не остановилась.
11
Прихожанам подают вареное мясо. Организаторы мероприятия предупредили, что обслуживать будут только тех, кто принес свои миски и ложки.
12
Мари поют перед ведрами свежесваренного мяса.
Весной 2021 года среди марийцев разразился протест после того, как региональный чиновник якобы назвал приверженцев марийской религии «радикалами» и призвал местные власти ограничить их свободу пользования общественной землей. В конце сентября этот чиновник покинул свой пост в Эль-Мари после неудачного выступления правящей в регионе партии «Единая Россия» на недавних выборах.
13
Марийские священники готовятся съесть ритуальное вареное мясо.
14
Табличка на машине возле рощи с надписью на марийском языке «Спасибо тебе». Местные жители в Эль-Мари говорят, что право на отправление культа сегодня остается относительно свободным, хотя есть некоторые подозрения, что власти проверяют высших религиозных лидеров марийской общины.
Татарско-башкирская служба РСЕ/РС
Татаро-башкирская служба РСЕ/РС – единственный крупный международный поставщик новостей на татарском и башкирском языках для аудитории в многонациональном Волго-Уральском регионе Российской Федерации, где преобладает мусульманское население.
Делиться
МАРИЙСКОЕ СЕЛО ШОРУНЖА ИЗБРАНО СЛЕДУЮЩЕЙ ФИННО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕЙ – URALIC Center
8 апреля победитель конкурса Финно-Угорская культурная столица 2019
конкурс был объявлен в Обинице (Сетомаа, Эстония) во время 2 nd
Форум финно-угорских деревень. Следующей финно-угорской культурной столицей станет
Поселок Шорунжа Республики Марий Эл Российской Федерации. Другой
двумя финалистами конкурса стали село Архангельское из коми-пермяков
округ Пермского края (Российская Федерация) и город Цирк из Венгрии.
Шорунжа село, расположенное в Моркинском
В районе Республики Марий Эл проживает 1040 жителей, 97% из которых
этнический мари. В год Культурной столицы финно-угорских народов муниципалитет г.
Шорунжа стремится повысить осведомленность о марийском народе и культуре во всем мире.
финно-угорского мира, модернизировать и популяризировать объекты культурного наследия на своем
территории и развивать культурный туризм. Официальная программа
Финно-угорская культурная столица 2019год будет включать не менее 12 тематических
мероприятий с участием более 10 000 посетителей. Главным событием года станет
фестиваль финно-угорских свадебных обычаев «Суан Пайрем», который состоится 12 июня.
Заявка Шорунжи одобрена Министерством культуры
Республика Марий Эл, Марийское объединение «Мари Мер Кангаш» и ряд региональных
и местных учреждений.
Вручение звания «Культурная столица финно-угорских народов 2019» Каукси Юлле, члену жюри.
Согласно Эрик
Юзыкайн , член шорунжской делегации, звание финно-угорский
столица культуры очень важна для марийцев, «Быть центром
Финно-угорская культурная жизнь – большая честь и еще большая ответственность
вот почему мы должны ответить на этот вызов». Программное бюро г.
Финно-угорская культурная столица рассчитывает на тесное сотрудничество с Шорунжей для
реализовать цели года, опираясь на опыт предыдущих
культурных столиц и способствуя долгосрочной устойчивости
программа. Согласно Оливер Лооде , руководитель программного бюро финно-угорских культурных столиц: «Мы ожидаем, что 2019 год станет праздником марийской культуры для всего финно-угорского мира и за его пределами, а также представит культурное разнообразие уральских народов зрителей Республики Марий Эл новыми и инновационными способами».
Культурные столицы финно-угорских народов является совместным
инициатива Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) и URALIC
Центр коренных народов (MTÜ Põlisrahvaste Arengu Keskus).
Программа направлена на повышение осведомленности об уральских народах и языках, укрепление
финно-угорской идентичности и стимулировать местное развитие в финно-угорском мире. На сегодняшний день звание
Финно-угорская культурная столица была присвоена пяти деревням или городам:
Удмуртская деревня Быгы (2014 г.), с. Сето Обиница (2015 г.),
Венгерская деревня Iszkaszentgyörgy и город Веспрем (2016)
и карельской деревне Вуоккиниеми (2017).