Достопримечательности санкт петербурга медный всадник: Памятник Медный всадник

Медный Всадник — Памятник Петру I на Сенатской площади

Конная статуя российского императора Петра I – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, своеобразный символ этого города. История создания монумента и присвоения ему названия «Медный всадник» полна интересных событий и легенд. В кронштадте есть памятник Петру первому, высотой более 8 метров, на котором он изображен стоя в полный рост. Экскурсии в Кронштадт проводят ежедневно, советуем вам познакомиться с этим городом поближе. 

Содержание

Описание памятника 

Конь, вставший на дыбы, с сидящим на нем всадником, впечатляет любого, кто смотрит на него. Монумент поражает тем, что огромный, тяжелый конь стоит на задних ногах, имея при этом, как кажется, всего две точки опоры. 

В памятнике есть некоторые секреты, благодаря которым получилось создать его именно в таком впечатляющем виде

Кратко описать памятник и процесс его создания можно в нескольких цифрах и фактах

  • автор идеи и создатель: французский скульптор Этьен Фальконе
  • начало работы над памятником: 6 сентября 1766 год это дата подписания контракта со скульптором
  • открытие памятника 7 августа 1782 год
  • материал изготовления: бронза
  • вес памятника около 9 тонн
  • высота монумента более 5 метров, не учитывая гранитный камень в основании

Символика внешнего вида

Образ Петра, который предстояло воплотить в памятнике, вызывал споры между скульптором, приближенными чиновниками и императрицей Екатериной Великой, являющейся заказчицей скульптуры. Представители русской знати желали видеть Петра, олицетворяющего, в первую очередь, правителя, в мантии, со скипетром и жезлом.

Но Фальконе, который изучил личность императора-реформатора по доступным источникам, задумал иной облик

Французский скульптор утверждал, что у русского царя не может быть обличья римских императоров. Он внес в образ Петра несколько акцентов, передающих определенные качества правителя:

  • всадник одет в длинную русскую рубаху и сидит на медвежьей шкуре вместо седла, олицетворяя тем самым близость к народу и русской нации
  • змея под копытами коня — символ невежества, коварства, зла и зависти, с проявлениями которых боролся Петр I
  • черты созидателя и благодетеля выразились в покровительственном жесте руки, протянутой над подвластной ему страной. Вся фигура царя воплощает уверенность и спокойствие
  • гранитная глыба, на которой возвышается всадник на коне – это эмблема преодоленных на жизненном пути трудностей
  • форма гранитного камня, напоминающая волну, символизирует покоренные Петром морские просторы
  • на то, что это фигура полководца-победителя указывают лишь лавровый венок на голове да меч, висящий на поясе

Всадник будто вглядывается вдаль оценивающим взором, вынашивая планы защиты государства от угрозы и раздумывая над новыми свершениями.

Создание монумента

Императрица Екатерина II, правившая страной с 1762 по 1796 годы, разделяла реформаторские идеи Петра Великого. Свою приверженность им она решила подчеркнуть установкой монумента в городе, основанном правителем.

 

В 1765 году императрице посоветовали обратиться к Этьену Фальконе, так как первоначальная статуя Петра, созданная Франческо Растрелли, не пришлась по нраву Екатерине.

Над эскизом скульптуры Фальконе работал лично. Чтобы мастер смог уловить и зарисовать движение лошади, положение ее изящного, стремительного взлета, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вздыбленной лошади. В качестве модели был избран орловский скакун из императорской конюшни.

Создание гипсового макета

Затем началась работа над гипсовым образцом в натуральную величину, которая продолжалась три года и завершилась в 1769 году.

Примечательно, что эскиз головы и лица «»Медного всадника» создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анн Колло, которую он взял с собой в русскую столицу. Варианты, изготовленные самим учителем, не пришлись по нраву императрице, она три раза отклоняла готовую модель, которую вылепил Фальконе.

Его помощница написала портрет за одну ночь, с посмертной маски Пета Великого. В знак признания мастерства Мари-Анн стала членом Российской Академии художеств, кроме того Екатериной II ей была назначена пожизненная пенсия.

Отливка скульптуры из бронзы

После изготовления гипсовой модели скульптура ожидала дальнейшей отливки из металла. В 1772 году в Россию прибыл приглашенный французский литейщик. Но его уволили по причине того, что он посчитал невыполнимыми требования скульптора. Последующей подготовкой к отливке руководил лично Фальконе.

Первую попытку осуществили в 1774 году. Она оказалась неудачной, работу приостановили. Спустя три года, в 1777 году, закончили верхнюю часть скульптуры, которая не получилась первоначально. Работы проходили под руководством литейного мастера Екимова Василия Петровича.

 

Постамент

Ряд интересных фактов связан с гранитным постаментом, на котором установлена скульптурная композиция. Глыба найдена близ деревни Лахта русским крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители назвали этот кусок скалы Гром-камнем из-за того, что молния расколола его во время грозы.

Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн, находилась она на расстоянии приблизительно 9 км от места установки монумента. Это создавало трудности с ее транспортировкой на площадь. 

С ноября 1769 года по март 1770 по заледенелой зимней дороге на платформе, которая передвигалась при помощи своеобразных подшипников, кусок скалы доставляли к побережью Финского залива. Затем камень погрузили на специально выстроенное судно. Осенью 1770 года, 25 сентября, будущий постамент прибыл к берегу Невы около Сенатской площади.

На камне с двух сторон высекли надпись: с одной стороны на русском, с другой на латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Открытие монумента

Мероприятие было приурочено к 100-летней годовщине восхождения на престол Петра Великого и произошло летом 1782 году, 7 августа по старому стилю. К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие монумента произошло без его присутствия. Ему прислали только отлитые в честь этого торжественного события памятные монеты. Таким образом, работа над памятником от создания эскиза скульптуры до открытия заняла целых 12 лет.

 

Секреты конструкции

Статуя поднявшегося на дыбы коня, удивляет созданным равновесием. Можно подумать, что его фигура держится только на задних ногах. На самом деле для придания устойчивости скульптурной композиции были использованы некоторые хитрости.

 

Змея

Чтобы не нарушить образ стремительного взлета вздыбленной лошади, на утяжелить его массивной опорной конструкции, была выбрана гибкая змея. В изгибе ее тело, придавленное копытами, будто случайно касается хвоста коня. Соединенная с ним, она, таким образом, придает устойчивость и равновесие всему монументу. По эскизу Фальконе фигуру змеи для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.

Секрет отливки

Секрет устойчивого равновесия скульптуры еще и в том, что ее задняя часть значительно тяжелее передней. Достигли этого в процессе отливки памятника: передние стенки скульптуры выполнили очень тонкими, не больше одного сантиметра в толщину. За такую уникальную, сложную по тем временам работу взялся русский литейщик Емельян Хайлов. Он на протяжении трех лет оттачивал свое мастерство: совместно с Фальконе экспериментировал с составом сплава.

В процессе первой отливки произошла неудача: лопнула труба, по которой в форму поступал раскаленный металл. В результате этого верхняя часть фигуры Петра была испорчена.

После повторной заливки, произведенной спустя три года, Фальконе оставил надпись в складках плаща императора, гласившую, что именно он создатель скульптуры

Зрачки императора

Еще одним занимательным элементом облика Петра являются зрачки. Он будто смотрит на город, заложенный им, влюбленным взором: его зрачки необычной формы, в виде сердечек. Существует версия, что Мари-Анн Колло, которая создала эскиз головы и лица Петра для памятника, подобным способом выразила романтические чувства к Этьену Фальконе.

Место установки памятника

Расположение «Медного всадника» известно практически всем. Находится он недалеко от Невы, рядом с Адмиралтейством, основанным Петром I, и зданием Сената. Площадь, на которой установлен памятник так и называется — Сенатской. 

Над местом его установки между скульптором и императрицей Екатериной II также велись споры. Месторасположение монумента было выбрано скульптором неслучайно. Екатерина II хотела установить памятник в самом центре Сенатской площади, но у Фальконе была своя задумка, на которой он настоял и которую воплотил в жизнь.

Покоритель моря, с реформ которого началась слава России как великой морской державы, по мнению французского скульптора должен стоять ближе к Неве с обращенным к ней лицом.

Происхождение названия «Медный всадник»

Название «Медный всадник» было дано памятнику гораздо позже его возведения, но прочно закрепилось за ним и остается неизменным на протяжении почти 200 лет.

Название памятника связано с творчеством А. С. Пушкина. Знали?

ДаНет

Связано оно с творчеством А. С. Пушкина, а именно с его одноименной поэмой «Медный всадник», написанной осенью 1833 года.

Почему же к монументу, изготовленному из бронзы, Пушкин применяет эпитет «медный»?

  • По мнению некоторых литературоведов такие качества, как слава и вечность по поэтическим традициям пушкинского времени принято было описывать подобным определением.
  • Другие считают, что таким способом Пушкин выразил упрямый характер Петра, намекая на фразеологизм о «медном лбе».
  • Более прозаическое объяснение состоит в том, что до 19 века в русском языке допускалось обозначение «медный» по отношению к изделиям из бронзы. К тому же бронза представляет собой сплав собственно из меди с каким-либо другим элементом.

 

Где находится

Адрес

Сенатская площадь

Метро

Адмиралтейская

Как добраться

 

Интересные факты и легенды

С момента своего создания и до настоящего времени Медный всадник окружен множеством легенд и занимательных фактов.

  • За монументом императора закрепилась слава своеобразного хранителя Санкт-Петербурга. Считается, что пока фигура находится на своем постаменте, городу не угрожает враг. Это подтвердилось во время Отечественной Войны 1812 года, при вторжении французов, и при блокаде Ленинграда в Великую Отечественную Войну. Город не был сдан, несмотря на угрозу захвата. Основой для статуса хранителя города стала легенда, связанная с неким майором Батуриным. Во время нашествия Наполеона на Россию император Александр I, в намерении уберечь скульптуру Петра Великого, распорядился вывезти ее из города. Соответствующий приказ дошел до майора, которому приснился сон. Он поведал его Александру I и тот отменил указание о вывозе скульптуры. Во сне майору привиделась ожившая статуя Петра Великого, которая съехала со своего постамента, двинулась во дворец и обратилась к императору со словами о том, что пока его фигура стоит на своем месте, городу нечего бояться.
  • Сразу после открытия памятника среди некоторых последователей религии – старообрядцев произошла паника. Они увидели в скульптуре прообраз всадника Апокалипсиса, пророчившего пришествие Антихриста, смерти и страдания для всей России.
  • Еще одной распространенной легендой является история о том, что будущего правителя Павла I, сына Екатерины II, посетило видение Петра Великого на площади, где теперь установлен Медный всадник. Призрак Петра обратился к Павлу со словами о том, что тот увидит снова его на этом самом месте. Через полтора месяца после ужина, на котором Павел поведал эту историю, он получил письмо, сообщавшее об открытии монумента.
  • Существует интересное мнение относительно жеста руки Петра. Будто бы он указывает в сторону Швеции — государства, с которым велась давняя война. При этом в столице Швеции установлена статуя императора Карла XII, указывающего в направлении бывшей русской столицы.
  • После того, как Гром-камень извлекли из земли на месте его находки, яма заполнилась водой. Получившийся водоем получил название Петровский пруд. С 2011 года ему присвоили статус Особо охраняемой природной территории.
  • Для того, чтобы огромную гранитную глыбу можно было выгрузить с судна и сдвинуть на берег, корабль пришлось притопить, чтобы он сел на специальные сваи, установленные на дне реки.
  • За все время своего существования памятник подвергали реставрации всего два раза: в 1909 и 1976 годах.

Медный всадник – неотъемлемая часть архитектурного ансамбля Северной Венеции, как еще называют Санкт-Петербург. Своим величественным видом он вдохновил многих творческих людей на создание литературных и других произведений.

Любые торжественные мероприятия в городе принято начинать с возложения цветов к подножию монумента.

 

Памятник Петру I на Сенатской площади

Медный всадник – неофициальное название одного из памятников Петру I в Санкт-Петербурге, закрепившееся за ним после выпуска одноименной поэмы Александра Пушкина в 1837 г. Монумент, выполненный из бронзы, находится на Сенатской площади, ближе к Неве.

Памятник Петру I – статуя, изображающая всадника на коне, под ногами у которого лежит раздавленная змея. Каждый элемент памятника имеет символическое значение.

Роль постамента играет волнообразная гранитная глыба, к вершине которой скачет всадник. Необузданный конь, вставший на дыбы, – это своенравный народ, которым ловко управляет Государь, змея под копытами — поверженные враги.

Фигура Петра демонстрирует силу, твердость и выдержку, а лавровый венок и меч в ножнах символизируют качества выдающегося полководца. Медвежья шкура, лежащая на спине скакуна вместо седла, передает суть русской нации, которую желал цивилизовать правитель.

На постаменте есть надпись «Петру Первому. Екатерина Вторая. Лета 1872». Текст подчеркивает, что императрица Екатерина, приказавшая установить памятник, была духовной последовательницей Петра, разделяла и уважала его реформаторские идеи.

История памятника

Медного всадника создал Этьен Морис Фальконе, строптивый и амбициозный скульптор из Франции. В 1766 г. по приглашению Екатерины II он прибыл в Россию, чтобы воплотить в жизнь свою мечту и создать монументальное произведение искусства. С собой художник взял талантливую ученицу Мари-Анн Коло, которая тоже участвовала в изготовлении памятника Петру I.

Проект скульптуры Фальконе разрабатывал три года – его творчество не раз подвергалось критике. Императрица и представители русской знати видели скульптуру каждый по-своему. Екатерина II представляла Петра, сидящего на коне подобно римским правителям, со скипетром и державой в ладонях. Ее секретарь Иван Бецкой, отвечавший за проектирование и установку памятника, видел на постаменте фигуру Государя в полный рост с жезлом полководца в правой руке. Французский философ Дени Дидро, гостивший в то время в Петербурге, предлагал вместо памятника установить в честь Петра I фонтан в окружении смысловых элементов. Приближенные королевской семьи советовали направить правый глаз императора на здание Адмиралтейства, а левый – в сторону дома Двенадцати Коллегий.

Но упрямый скульптор настаивал на своем видении. Он не умалял достоинств Петра I как полководца и умелого правителя, но стремился показать его благодетелем своего народа, созидателем и законотворцем. В письмах к Ивану Бецкому он вопрошал: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать?».

Фальконе решил, что в скульптуре Петр I должен сидеть на коне и «простирать благодетельную длань» над любимым городом. Он продолжал творить по-своему, не приняв ни одного предложения об изменениях. В 1769 г., дорабатывая проект на территории бывшего дворца Елизаветы, он заставлял гвардейских офицеров загонять лошадь на деревянный пьедестал и ставить на дыбы по 50 раз в день, а сам в это время делал зарисовки.

С образом Петра I скульптору помогала ученица Мари-Анн Коло. Она предложила собственный эскиз головы, который не удавался Фальконе трижды. Екатерина II одобрила эскиз и назначила девушке за работу пожизненное пособие в 10 тыс. ливров.

Гипсовая модель памятника была готова летом 1769 г. и установлена на углу Большой Морской и Кирпичного переулка на суд горожан. Мнения о ней высказывались разные, а императрица Екатерина, не простившая скульптору своеволия в творческом процессе, предпочитала не делиться своими мыслями о памятнике. Тем не менее, она дала приказ искать постамент – цельный камень высотой 11 м. Монолит весом 2000 т нашли за 7 км от предполагаемого места установки памятника – рядом с деревней Конная Лахта. Доставка камня до Сенатской площади заняла 5 месяцев, в пути с ним работали каменотесы, придавая будущему постаменту форму волны.

Отливка памятника затянулась — литейщики отказывались работать с моделью из-за сложной технологии. Специалиста удалось найти только к 1774 г. – пушечный мастер Емельян Хайлов взялся отлить скульптуру так, чтобы стенки задней ее части были толще, чем стенки передней. Это было нужно для обеспечения устойчивости памятника на трех точках опоры. Отливка удалась с третьей попытки, и в 1782 г. состоялось торжественное открытие Всадника. Отношения Этьена Фальконе и приближенных Екатерины II к тому времени окончательно испортились, и скульптор уехал домой, не дождавшись открытия.

За время существования памятник Петру I дважды подвергался реставрации – в 1909 г. и 1976 г. А в военные годы при блокаде Ленинграда его тщательно укрывали мешками с песком и деревянными ограждениями.

Легенды о Медном всаднике

С памятником Великому правителю Петру I связаны легенды, которые начали появляться еще во время строительства. Наиболее известны три из них:

  • Этьен Фальконе, работая над моделью памятника, провел ночь в спальне Петра I в его дворце. Там скульптора посетил дух правителя, задал вопросы по поводу расположения и внешнего вида скульптуры. Ответы художника удовлетворили императора, и он дал благословение на строительство.
  • Местоположение гром-камня, ставшего пьедесталом для памятника, по велению божьему указал юродивый Семен Вишняков. Жители Конной Лахты утверждали, что при жизни Петр не раз поднимался именно на него и с высоты осматривал свои владения.
  • Медный всадник – хранитель города, и пока он стоит на месте, беды будут обходить Санкт-Петербург стороной.

Как добраться

Медный всадник установлен на Сенатской площади, рядом со зданием Адмиралтейства. Чтобы посмотреть на него, нужно доехать на метро до станции «Адмиралтейская», а потом пройти пешком к Исаакиевскому собору. Также можно посетить достопримечательность в составе одной из городских экскурсий.

Памятник Медному всаднику в Санкт-Петербурге Россия

Медный всадник, пожалуй, самый известный памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому. Он находится на Сенатской площади, и это место было выбрано неспроста. Памятник расположен рядом с Адмиралтейством, основанным Императором, и рядом с главным органом власти царя Русского – Сенатом. С юга его окружает Исаакиевский собор.

Инициатива установки памятников принадлежала Екатерине II, так как она очень восхищалась Петром I. Под памятником была написана дань уважения великому императору России: «Petro Primo Catharina Secunda – Петру Первому от Екатерины Второй ».

Екатерина II настаивала на установке памятника прямо в центре Сенатской площади, но скульптор Этьен Морис Фальконе решил расположить его ближе к Неве.

Этот памятник является одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра Великого говорили, что монумент символизирует величие и славу Российской империи, и страна будет в порядке, пока Всадник не уйдет с пьедестала.

Кстати, о постаменте памятника ходят легенды. По задумке Фальконе, он должен был иметь волнообразную форму. Подходящий камень был найден недалеко от Лахты. Вероятно, это камень, на который Петр I взбирался, чтобы увидеть расположение армии во время Северной войны.

Фальконе создавал памятник на территории бывшего Зимнего дворца Елизаветы в 1768-1770 гг. Две лошади – Каприс и Даймонд были взяты для лепки из конюшни Императора. Модель головы Петра несколько раз создавалась Фальконе, но так как ни одна из них не была принята Екатериной II, ее ваяла помощница Фальконе Мари-Анна Колло. Лицо Питера выглядело мужественным и живым, с широко открытыми глазами, полными мыслей и идей. Собственно за эту работу Мари-Анну и приняли в действительные члены Российской академии художеств.

Помимо Петра на коне, в памятнике есть змея, на которую наступает всадник. Это метафора врагов Петра и его новаторских идей и реформ. Змею создал русский скульптор Федор Гордеев.

Интересные факты

  • В годы Великой Отечественной войны памятник стоял на своем месте. Но для того, чтобы он оставался в безопасности, его накрыли деревянным навесом и мешками с песком. Таким образом, Медный всадник пережил 900-дневную блокаду Ленинграда не тронутым.
  • Хотя памятник по-английски называется «Медный всадник», его русское название «Медный всадник». «Медный» сделан из меди, а памятник на самом деле из бронзы.
  • Рука Петра указывает путь в Швецию. В центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, врагу Петра в годы Северной войны. Левая рука Карла направлена ​​в сторону России.

Медный всадник Пушкина

Русская литература поставила мотив Медного всадника прямо в центр мистического петербургского текста, полного двойственности и сюрреализма. Памятник получил свое название от одноименного произведения Александра Пушкина. В произведении рассказывается о Евгении, потерявшем свою возлюбленную во время наводнения 1824 года. Блуждая по улицам Петербурга, Евгений видит памятник и понимает, что все беды и печали из-за человека, который фактически основал город на этом месте. Евгений угрожает памятнику, и Медный Всадник спрыгивает с его пьедестала и преследует безумца. Неясно, действительно ли Всадник следует за человеком, или это ему просто галлюцинирует.

Если вы хотите узнать об этой и других известных достопримечательностях Санкт-Петербурга, закажите экскурсию.

Читайте также

Информация об экскурсии


Расписание

9 0051 Открыто круглосуточно
Круглый год

Общественный транспорт

Адрес
Сенатская площадь
Метро
Адмиралтейская
Автобусы
Конногвардейский бульвар 3, 22, 27, 71, 100
Адмиралтейский проспект 10
Тележки
Улица Якубовича 5, 22
Маршрутки (маршрутки)
Конногвардейский бульвар К-1 69, К-306


Смотреть еще


Поделиться

Медный всадник, Санкт-Петербург


Что такое Медный всадник?

  • Медный всадник был заказан Екатериной Великой в ​​честь Петра Великого и славы России, а также в подтверждение ее легитимности как правителя
  • Строительство памятника стало настоящим подвигом, в котором участвовала интернациональная команда и многие тысячи рабочих, которые трудились в течение 12 лет, чтобы воплотить замысел Екатерины в жизнь
  • Памятник получил свое название от поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», в которой Петербург описывается как мифический город, в котором царят противопоставления человека и природы, царя и горожанина. Изображение памятника в поэме вызвало отклик у петербуржцев, которые стали называть его «Медный всадник»

Медный всадник, Санкт-Петербург

Медный всадник (Медный всадник) — памятник Петру I на берегу Невы. Это один из главных символов Санкт-Петербурга, увековечивающий славу и могущество Российского государства. Название памятника отсылает к одноименной поэме Александра Пушкина, в которой мифический образ Петра Великого и Петербурга воплощается через трагическую историю великого наводнения 1824 года9.0003

Фото Сергея Горбачева с сайта Pixabay


История Медного всадника

Памятник Медному всаднику был построен международной группой в период с 1768 по 1782 год из скульптуры Этьен Фальконе, Мари-Анн Колло и Федор Гордеев, литейщик Василий Екимов и архитектор Юрий Фельтен. Место для статуи было выбрано на Сенатской площади перед главным законодательным органом царской России, величественным неоклассическим зданием Сената. 10-метровый монумент изображает Петра Великого верхом на вздыбленном коне, протянувшим руку к Неве и раздавившим копытом коня змею. Колоссальный пьедестал образует основу статуи.

Знаете ли вы? Фальконе был завербован Екатериной Великой по рекомендации Дени Дидро и Вольтера, ключевых философов эпохи Просвещения и близких корреспондентов императрицы.

Строительство и монтаж Всадника был настоящим подвигом. Его пьедестал — самый большой камень, когда-либо перемещаемый людьми, известный как «Громовой камень». Перемещение 1250-тонного камня с места раскопок в Лахте на Сенатскую площадь заняло почти 10 месяцев и включало перевозку на специально построенном катере, поддерживаемом двумя полноразмерными боевыми кораблями. Камень был частично вырезан, но Екатерина Великая запретила дальнейшую резьбу, чтобы сохранить его естественный вид.

Знаете ли вы? Мари-Анн Колло, скульптор головы Петра Великого, взяла за основу посмертную маску государя.

Над созданием памятника работали Екатерина Великая, Дидро и Вольтер. На нем будет изображена победа человечества над природой, торжество цивилизации в России, успех Петра Великого; никакая тема не может быть более подходящей для человека, построившего российскую столицу на замерзшем болоте всего за несколько лет. Героическая фигура Петра Великого, возвышающаяся над грубо вырезанным постаментом под ним, символизировала испытания, которые он преодолел, а змей, раздавленный копытом коня, — врагов, побежденных русским императором. Екатерина выгравировала на памятнике «От Екатерины Второй до Петра Первого», чтобы закрепить свою связь с легендарным правителем и подтвердить свою легитимность как государыни.

Знаете ли вы? Мотивация Петра Великого при строительстве Санкт-Петербурга заключалась в том, чтобы построить «окно в Европу», которое положило бы начало превращению России в более европейскую страну. Петр был первым русским царем, посетившим Европу, и почувствовал интеллектуальную связь с Западом; его поездки в Европу обогатили его знания и глубоко повлияли на его мышление. Поэтому кажется вполне уместным, что эта статуя Петра Великого на коне обращена лицом к Европе.

Тысячи горожан присутствовали на открытии памятника 7 августа 1782 года, которое сопровождалось славным военным парадом. К открытию памятника Екатерина Великая издала манифест, отменяющий смертные приговоры и телесные наказания, прекращающий уголовные дела, длившиеся более 10 лет, и освобождающий осужденных на 10 и более лет за долги.

Гравюра И.Ф.Шлея по рисунку Ю.М.Фельтена. 1770

Знаете ли вы? Легенда гласит, что пока всадник остается на пьедестале, Петербургу нечего бояться. Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и Второй мировой войны, и Санкт-Петербург устоял, несмотря на эти серьезные угрозы.


Культурное значение Медного всадника

Медный всадник получил свое название от одноименного стихотворения, написанного в 1833 году Александром Пушкиным. В «Медном всаднике» Пушкин обращается к петербургскому тексту: литературной конструкции, представляющей Петербург как место мифического происхождения, определяемое контрастами; место, существование которого бросает вызов всем ожиданиям и которое выдерживает все, что с ним случается.

Поэма начинается с мифа об основании Санкт-Петербурга, характеризующего его как город, воздвигнутый из необитаемой глуши силой человечества и существующий как физическое воплощение своего героического основателя. Рассказчик показывает свою любовь к городу, его красоте и силе, представляя мифологизированный взгляд на реальность.

Тем не менее силы природы, покоренные Петром, возвращаются с удвоенной силой во время разрушительного наводнения 1824 года. Поэма повествует о бедном петербургском чиновнике Евгении, чья возлюбленная погибает от наводнения. Обезумевший от горя Евгений проклинает памятник Петру Великому, видя в нем причину всех своих страданий. В ответ на вызов Евгения статуя спрыгивает с пьедестала и гоняется за ним по городу. В то время как Евгений через несколько месяцев умирает от безумия, памятник Петру Великому триумфально стоит над затопленным городом и останется там еще долго после того, как паводок отступит.

Эти конфликты между царем и гражданином, порядком и беспорядком, человеком и природой занимают центральное место в «Медном всаднике» и воплощены в поэтическом изображении Пушкиным памятника Петру Великому. После публикации поэмы в 1837 году памятник стали называть «Медным всадником» — символом Российского государства, где исторические и культурные мифы пересекают границу между реальностью и легендой.


В гостях у Медного всадника

Ни один визит в Санкт-Петербург не будет полным, если вы не полюбуетесь этим памятником основателю города и не проникнетесь атмосферой этого волшебного места. Посещение Медного всадника совершенно бесплатно. Он находится всего в нескольких минутах ходьбы от других самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Фото сотрудников Express to Russia


Что находится рядом?

  • Исаакиевский собор: Самый большой храм в России. Откройте для себя захватывающий дух интерьер или поднимитесь на колоннаду, чтобы полюбоваться захватывающим видом на Санкт-Петербург.
  • Александровский сад: Примыкающий к Сенатской площади парк, который проходит между Дворцовой площадью и Исаакиевским собором, с зелеными аллеями, статуями и большим фонтаном.
  • Государственный Эрмитаж: Второй по величине художественный музей в мире, расположенный в роскошном Зимнем дворце, резиденции русских царей.