Достопримечательности стародуба брянской области: Стародуб (Брянская область) Что посмотреть

Достопримечательности города Стародуб (Брянская область)

Содержание

  • Культура

    • Источники

Культура

На территории города Стародуба имеются памятники архитектурной старины, памятники Великой Отечественной войны, природа Средней полосы России.

В XIX веке в Стародубе было 22 церкви, среди них прекрасные произведения украинского барокко. В «Летописи Самовидца» сказано, что Стародубские церкви славились на всю Украину как по письму образов, так и по звону колоколов. Из такого обилия церквей осталось лишь три: Николаевская, Богоявленская и Рождественская, которые являются памятниками архитектуры. Остальные церкви — древние величественные памятники зодчества навсегда исчезли.

По данным архива краеведческого музея известно, что в Стародубе и его окрестностях, славящихся стариной и красотой окружающей природы, были и писали свои произведения Репин и Шишкин. Бывал здесь и Гоголь.

Объекты культуры

Межпоселенческий районный дом культуры Муниципальное учреждение культуры «Парк культуры и отдыха им. Щорса города Стародуба»

Библиотеки

Муниципальное учреждение культуры межпоселенческая районная библиотека Стародубского района Муниципальное учреждение культуры «Стародубская городская детская библиотека»

Гостиницы

Гостиница «Заря» адрес: 243240, г. Стародуб, Брянской области, пл. Советская, 13, тел. 8 (48348) 2-15-70.

Пункты питания

ПК «Центр Питания» 243240, г. Стародуб, Брянской области, пл. Красная, 2, тел. 8 (48348) 2-26-19,2-23-83, Кафе «Сказка» 243240, г. Стародуб, Брянской области, ул. Краснооктябрьская, 10, тел. 8 (48348) 2-33-66, Кафе «Каприз» 243240, г. Стародуб, Брянской области, ул. Калинина, 8, тел. 8 (48348) 2-39-88, Закусочная № 1 ОАО «Хлебокомбинат» 243240, г. Стародуб, Брянской области, пл. Красная,1, тел. 8 (48348) 2-25-81, Закусочная № 2 ОАО «Хлебокомбинат» 243240, г. Стародуб, Брянской области, ул. Калинина, 1, тел. 8 (48348) 2-29-11, Закусочная № 3 «Турист» 243240, г. Стародуб, Брянской области, ул. Семашко, 10, Закусочная «Мираж» (кафе «У Ираиды») 243240, г. Стародуб, Брянской области, пл. Совесткая, 10, тел. 8 (48348) 2-27-16, Кафе «Пиццерия» — 243240, г. Стародуб, Брянской области, пл. Советская, 10, тел. 8 (48348) 2-27-16, Закусочная «Радуга» 243240, г. Стародуб, Брянской области, ул. Воровского, 1, тел. 8 (48348) 2-28-18, Закусочная Пивбар 243240, г. Стародуб, Брянской области, пл. Красная, 2, тел. 8 (48348) 2-23-17, Кафе «Хлебное» ОАО «Хлебокомбинат» 243240, г. Стародуб, Брянской области, ул. Краснооктябрьская, 11, 8 (48348) 2-25-81,

Памятник, установленный на месте братской могилы 166 советских воинов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположен на кладбище «Ильинское» в городе Стародубе, ул. Карла Маркса, юго-западная часть города Стародуба.

Памятник «Винтовка», установлен в городском парке, на месте, откуда местные жители проводили на фронт 700 солдат, жителей города и района.

Мемориальный комплекс, включающий в себя Танк ИС-2, Стену Памяти, памятника Советскому солдату, установленный в честь освобождения Стародубщины от немецко-фашистских войск, расположенный рядом с центральной площадью города.

Аллея Славы, установленная в честь героев, проживающих ранее на территории города и района, расположена рядом с Мемориальным комплексом.

Памятник «Пушка», установлена в честь 65-летия освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков, расположена на въезде в город Стародуб по ул. Ленина.

Памятник расстрелянным фашистами в 1941-1942 годах гражданам города Стародуба, установлен на прилегающей к городу территории с юго-западной стороны Стародуба, принадлежащий Занковскому сельскому поселению.

Источники
  • http://smgrf.ru/portfolio/starodub/
  • http://www.starburg.ru/nash-gorod/pamyatniki-goroda

Стародуб, Россия — путешествия на карте

Староду́б — город в Брянской области России, административный центр Стародубского района. Расположен на реке Бабинце, в 145 км к юго-западу от Брянска. Население — 18 868 чел. (2015). Имеет статус городского округа, в состав муниципального района не входит.

История


План крепости, 1746 год

Город времён Киевской Руси. Точный возраст Стародуба неизвестен. Но исходя из первых упоминаний о нём в «Поучении» Владимира Мономаха, датой основания Стародуба считается 1080 год. Там же, в Лаврентьевской летописи, сообщается, что осада Стародубской крепости (при походе Владимира Мономаха в 1096 году к Стародубу против Олега Черниговского, укрывавшегося там после изгнания из Чернигова) длилась 33 дня. Такую длительную осаду могла выдержать только мощная, хорошо развитая крепость, способная обеспечить запасом продовольствия горожан, гарнизон и княжескую дружину.

Считается, что город вырос на месте погоста (своего рода постоялого двора), заложенного киевским князем Олегом Вещим в зиму 885—886 годов во время ежегодного сбора дани — Большого полюдья. Из-за удачного географического расположения здесь вскоре начали появляться первые переселенцы — ремесленники и земледельцы, обеспечивая быстрый рост населения и территории города.

В XIII веке во время Батыева нашествия город был уничтожен монголо-татарами.

С середины XIV века — центр княжества в Великом княжестве Литовском. Сильно пострадал в 1379 году от войск Дмитрия Донского.

В 1503 году переходит под юрисдикцию Великого княжества Московского. Долгое время город находился на юго-западной окраине Русского государства и не раз подвергался нападениям польско-литовских сил, как, например, в 1515, 1534 и 1535 годах. Летом 1535 года во время Стародубской войны польско-литовское войско под командованием гетманов Радзивилла и Тарновского, захватив, разорило город и сожгло крепостные стены, при этом погибли 13 тысяч жителей. Но в том же году город со всеми укреплениями был заново отстроен. Укрепления состояли из валов, рвов и деревянных рубленых стен с проездными башнями. В 1563 году впервые упоминается о существовании в Стародубе двух крепостей, большая из которых находилась на левом берегу речки Бабинца, а другая, меньшая («часть форштата») в Заречье. По сохранившимся планам того времени видно, что объёмно-планировочная структура города была почти такая же, как и сейчас, и напоминала радиально-кольцевую.

В 1616 году поляки вновь овладели городом, и по Деулинскому перемирию сохранили его за собой. В 1620 году король Сигизмунд III даровал жителям вольности по Магдебургскому праву, а городу — герб, изображающий старый дуб с орлиным гнездом. В королевской грамоте говорилось о Стародубе, как о пограничном городе, «валами оточеном и… способном к обороне». Польша использовала его укрепления для защиты своих земель от Московского государства.

В 1646 году весь край был отнесён к Гетманщине. А в 1654 году вся Малороссия воссоединилась с Россией, и Стародуб стал полковым городом — административным центром Стародубского полка в составе Гетманщины.

В 1660 году был разорён крымскими татарами, а в 1663 году — поляками.

На землях Стародубщины, начиная с 1660-х годов, основываются многочисленные старообрядческие слободы.

Со второй половины XVII века Стародуб становится одним из важнейших центров ярмарочной торговли между польскими, украинскими и русскими городами. На две крупные ярмарки — Соборную и Десятуху привозились разнообразные товары в большом количестве: пенька, масло, мед, воск, меха, поташ, стекло. Местное купечество было известно своим богатством.

В 1666 г. царь Алексей Михайлович жаловал Стародубу грамоту, подтвердившую права его жителей по Магдебургскому праву.

После страшного пожара 1677 года, в результате которого сгорели все постройки, включая четыре храма и городские валы, в Стародубе началось большое строительство и вся посадская застройка вскоре была восстановлена. Единственный сохранившийся памятник того времени — Собор Рождества Христова (1677).

В Северной войне 1700—1721 Стародуб играл роль важной крепости, а Стародубский полк принимал активнейшее участие в военных кампаниях. Осенью 1708 г. под Стародубом между шведскими и русскими войсками велись многодневные кровопролитные бои. Все попытки шведов овладеть городом не увенчались успехом. За это Петр I наградил стародубцев подтверждением вольностей, полученных ими по Магдебургскому праву.

После упразднения полкового деления Малороссии и учреждения наместничеств, Стародуб с 1782 года становится уездным городом сначала Новгород-Северского наместничества (1782), а затем Черниговской губернии (1802). К этому времени в нём было 18 церквей и более тысячи дворов. В том же 1782 году был утвержден герб города — «дуб в серебряном поле», выполненный на основании герба полкового знамени.

Период с конца XVIII века и на протяжении всего XIX века охарактеризован интенсивным строительством, инициированным разбогатевшим купечеством. Тогда были построены почти все сохранившиеся доныне памятники архитектуры, большинство которых, к сожалению, сегодня находятся в плачевном состоянии.

К 1897 г. количество дворов увеличилось до 1475, а жителей стало около 12 тысяч. Рост города был связан с некоторым подъёмом промышленности. В этот период в Стародубе действовали 4 пенькотрепальные фабрики, кожевенный и пивоваренный заводы, ежегодно проводились четыре ярмарки. В 1900 г. от станции Унеча была подведена железнодорожная ветка, включившая Стародуб в транспортную сеть России.

XX век

  • В 1917—1918 годах Стародуб находился в составе Украинской народной республики (был частью земли Северщина) и Украинской державы Скоропадского.
  • Начало 1918: Установление Советской власти.
  • 19 февраля 1918 года на съезде Советов Мглинского, Суражского, Стародубского и Новозыбковского уездов, который проходил в Унече под руководством П. Б. Шимановского, было принято решение об их объединении в связи с неприятием политики «германо-украинской Рады».
  • Март 1918: Первые бои с немцами на Брянской земле.
  • 10 апреля 1918 Стародуб был захвачен немецкими войсками.
  • Середина 1918 года. Сопротивление немецким оккупантам охватило Новозыбковский, часть Стародубского и Суражского уездов. Повстанческие партизанские отряды нападали на немецкие и гайдамацкие части, препятствовали вывозу награбленного оккупантами имущества и продовольствия в Германию.
  • 25 ноября 1918 года силами Таращанского полка город был освобождён. Советская власть восстановлена.
  • 1 января 1919 года I съезд КП(б) Беларуси принял постановление, согласно которому Стародуб был определён как центр подрайона Гомельского района в составе ССР Белоруссии.
  • 16 января 1919 — декабрь 1926 гг. Стародуб центр уезда Гомельской губернии в составе РСФСР.
  • 1926—1929 гг. — в составе Брянской губернии РСФСР.
  • 1929—1937 гг. — в Западной области РСФСР.
  • 1937—1944 гг. — в Орловской области.
  • В марте—июне 1941 на основании приказа НКО по директиве Военного Совета Орловского военного округа № 003000 от 05.03.1941 в Стародубе формируется 222-я стрелковая дивизия.
  • 18 августа 1941 г. захвачен германскими войсками в ходе Смоленского сражения. За время оккупации были почти полностью уничтожены 336 жилых домов, здания педучилища и десятилетней школы, все промышленные и культурно-просветительные учреждения.
  • 22 сентября 1943 г. освобождён войсками Брянского фронта (348-я стрелковая дивизия генерал-майора И. Г. Григорьевского и 250-я стрелковая дивизия полковника И. В. Мохина).
  • С 1944 г. в составе Брянской области.
  • В 1962 г. институтом «Брянскгражданпроект» разработан проект реконструкции городской застройки, согласно которому город был реконструирован. К счастью, проект не внёс ничего существенного в планировочную структуру, ограничившись частичной реконструкцией основных магистралей и спрямлением некоторых улиц. Поэтому сохранилось главное достоинство города — почти нетронутая древняя планировочная структура, редкий пример дорегулярного градостроительства.

Культура и спорт

Работает краеведческий музей, городская детская библиотека, к услугам горожан — стадион «Заря» (здесь проводятся матчи первенства Брянской области по футболу), крытый спорткомплекс «Стародуб» (работают различные секции, круглый год проходят соревнования по различным видам спорта), действует аэроклуб.

Достопримечательности

  • Собор Рождества Христова (1677).
  • Богоявленская церковь (1789).
  • Храм Святого Николая (Староникольский) (1803).
  • Здание бывшей синагоги (ныне здание почты).
  • Памятный знак в честь посещения города императрицей Екатериной II в 1787 году.
  • Тюремный замок (архитектор Андриан Захаров, начало XIX века).
  • Здание бывшего духовного училища (Исправительная колония № 5) (2-я половина XIX века).
  • Здание бывшей мужской гимназии (фасад завода «Реле») (2-я половина XIX века).
  • Здание школы имени Ленина (1887).
  • Здание бывшей женской гимназии (школа им. Калинина) (1902).
  • Здание центра детского творчества (1905).
  • Дом Я. В. Завадовского, последнего полковника Стародубского полка (XVIII век).
  • Дом Миклашевских (начало XIX века).
  • Дом Якубенко (1-я треть XIX века).
  • Дом Черкунова (1853).
  • Дом купца Дятлова (XIX век).
  • Дом купца Сапожкова (XIX век).
  • Дом купца Райхинштейна (2-я половина XIX века).
  • Бывшая гостиница Акундовой (2-я половина XIX века).
  • Дом купца Коновалова (1872).
  • Бывшее здание окружного суда (2-я половина XIX века).
  • Бывшее здание Духовного училища (1898).

Радио

  • 104,9 Дорожное радио

История и уничтожение еврейской общины Брянска, Россия

История и уничтожение еврейской общины Брянска, Россия

Содержание


Очерк Геннадия Левицкого


Брянский район находится на территории России на бывших восточных границах черты оседлости, но жившие там евреи говорили на белорусском диалекте идиш и принадлежали к еврейской общине Украины. Причиной такой необычной ситуации является расположение района. Брянск находится на перекрестке дорог, где сходятся три республики — Россия, Белоруссия и Украина; представители всех трех этносов жили в одном месте, переплетаясь и смешиваясь друг с другом. Возможно, из-за этого относительного разнообразия, столь необычного для народов России в прошлом, коренное население было гораздо более терпимо к своим соседям-евреям, чем в других частях Российской империи. И хотя язычники никогда не называли местных евреев иначе, как «жиды», и хотя смотрели на них со смесью презрения и отвращения, случаи физического насилия и неспровоцированного насилия над еврейскими жителями были довольно редки и непопулярны.

Историческое развитие еврейского поселения в регионе происходило следующим образом:

К концу восемнадцатого века российское правительство установило черту оседлости, территорию расширенной Российской империи, где евреям было разрешено жить. Идея этого закона заключалась в том, чтобы помешать евреям переселиться на настоящую российскую территорию и заставить их вместо этого оставаться за ее пределами, на периферии, в таких местах, как Украина, Литва и Белоруссия. Но восточная граница черты оседлости постоянно менялась в зависимости от того, какой царь какую землю считал подлинно русской территорией. Это вынуждало евреев, проживающих вблизи границы, переезжать из одного места в другое. Несомненно, это и было причиной, хотя и прямо не заявленной в пьесе, изгнания евреев из вымышленного села Анатевка в мюзикле 9.0025 Скрипач на крыше.

Брянский уезд, населенный евреями, имел такую ​​же судьбу, как и Анатевка. Он входил в состав Черниговской губернии или округа Украины с восемнадцатого века до 1919 года. В том же году российское правительство выделило четыре самых северных уезда или уезда (Суражский, Новозыбковский, Стародубский и Мглинский), каждый из которых известен по названию своего основного города. город) из Чернигова и присоединил их к области Гомельского района, лежащей западнее, в Белоруссии. Но в 1926 декабря советское правительство (новый «царь») отменило решение предыдущего правительства и включило эти четыре города и прилегающие территории в состав Брянского округа, включив их, таким образом, в состав России. Там они и остаются по сей день.

Еще до того, как произошли эти волнения, евреи начали покидать свои ветхие и обнищавшие местечки. В феврале 1917 года произошла русская революция; царь был свергнут, а недавно созданное временное правительство издало закон, который окончательно отменил черту оседлости и позволил евреям свободно селиться повсюду в России, включая такие крупные города, как Санкт-Петербург и Москва.

В разных источниках приводятся разные статистические данные о населении четырех самых северных уездов Черниговского уезда до русской революции 1917 года. город в этом районе, Стародуб, имел население почти 26 000 жителей, но только несколько сотен были евреями; Еврейская энциклопедия (JE) утверждает, что среди 17 000 жителей проживало 4 500 евреев. Аналогичные расхождения можно найти и по другим городам. (Для всех четырех округов JE дает следующее количество евреев: 10 014 в уезде Мглин; 8 852 человека в Новозыбковском уезде; 9 975 человек в Стародубском уезде; и 10 078 в уезде Сураж. ) Однако оба источника сходятся во мнении, что «самым еврейским городом из всех» был Мглин. По словам Эфрона и Брокхауса, 6000 из 11 700 жителей Мглина были евреями, а JE дает цифры как 4200 и 7631 соответственно. Несмотря на такие расхождения, оба согласны с тем, что евреи составляли более половины населения города. Во всей северной части Черниговского уезда, с учетом мелких деревень и индивидуальных хозяйств, евреи едва превышали 5% всего населения или в абсолютных числах 40 000 человек.

В городах и деревнях евреи жили отдельно от неевреев, в добровольных гетто. Там они могли ожидать лучшего сотрудничества и взаимопонимания между соседями, иметь более безопасную среду и бытовые удобства: синагогу, микву, школу, мясную лавку и т. д.; все должно было быть в нескольких минутах ходьбы от дома. Будучи, как правило, городскими жителями, они монополизировали профессии коробейника, музыканта, сапожника, портного, счетовода, часовщика и т. д., обслуживая нужды местных иноверцев, которые в большинстве своем были крестьянами и не обладать необходимыми навыками. Однако некоторые евреи служили только еврейской общине. Это были шойхет с, меламед с, кантор и др. Некоторые другие, самые богатые евреи, владели небольшими предприятиями, такими как продуктовые магазины, гостиницы, пекарни, таверны и небольшие фабрики.

После революции города Брянской области стали терять свою еврейскую идентичность. Соблазненная многочисленными возможностями и более изысканными развлечениями, еврейская молодежь начала переезжать в большие города, такие как Киев, Москва и Ленинград. Некоторым удалось бежать на запад и эмигрировать в Соединенные Штаты, Западную Европу и даже в Палестину. Когда большевики пришли к власти, они национализировали частные предприятия, осуждая бывших владельцев мелких предприятий за такие «преступления» как «общественно опасные элементы» и приговаривая их и тех, кого они находили сочувствующими своему делу, к каторжным работам в сибирских лагерях. Одновременно закрывали еврейские школы, превращали синагоги в клубы и театры, оказывали моральное и физическое давление на евреев, сопротивлявшихся ассимиляции и атеизму. Кстати, ряд местных евреев, считавших себя «прогрессивными», вступили в коммунистическую партию и вместе с другими активно участвовали в преследованиях и притеснениях своих сородичей. «Не с еврейскими националистами против неевреев, а с рабочими-неевреями против еврейских капиталистов» — таков был их девиз. Все эти события негативно сказались на еврейском населении региона, и к моменту вторжения нацистской Германии в СССР в июне 19 г.41, только от 10 000 до 12 000 евреев все еще оставались на месте.

Немецкая армия вошла в Брянскую область в августе 1941 года. За неделю-две до этого на улицах и на вокзалах городов округа появились толпы изможденных, оборванных и усталых беженцев из западных районов СССР. Они рассказывали местным жителям ужасающие истории о жестоком обращении нацистов с евреями. Кто-то им поверил, но многие нет, настолько немыслимо и нереально звучали их рассказы. И когда пришло время местным евреям влиться в эту разношерстную армию голодающих и бездомных, многие решили остаться дома, предпочтя знакомую обстановку тяготам и лишениям трудного пути в неизвестном направлении.

Тем, кто уехал, приходилось путешествовать самостоятельно, поскольку правительство обычно не предоставляло никаких транспортных средств. Одни делали это на конных повозках, другие на автобусах, некоторые пешком, но большинство передвигались в железнодорожных вагонах, предназначенных для перевозки грузов и животных. Поскольку к тому времени большинство мужчин были призваны в Красную Армию, эти пассажиры были в основном женщинами с младенцами на руках, пожилыми родителями рядом с ними и небольшим багажом на спине. В один решающий момент своей жизни они бросили все: дома, мебель, велосипеды, книги, кошек, собак — все, что они приобрели в результате многолетнего тяжелого труда или от своих старших, не зная, смогут ли они когда-нибудь вернуться. и вернуть что-либо. Только спустя годы они поняли, что сделали правильный выбор.

Немецкие самолеты часто бомбили поезда, идущие на восток. Во время каждого такого рейда поезд останавливался в глуши, а беженцы убегали, пытаясь укрыться за буграми и в канавах у железнодорожных путей. Как только атака заканчивалась, паровоз свистнул и тронулся вперед, не дожидаясь опоздавших пассажиров. Люди бросались обратно к поезду под отчаянные крики о помощи, крики о родственниках и друзьях, пропавших без вести или погибших в результате нападения. Еды было мало; медицина отсутствовала. Так же как и основные коммунальные услуги и горячая вода. У многих путешественников это путешествие занимало много месяцев, прежде чем они наконец обосновались в бескрайней пустоте Сибири или в крохотных,
грязные города Средней Азии. Жизнь и там оставалась для них суровой: они всегда были голодны и уставшие, жили в переполненных квартирах, где вся семья обычно занимала всего одну комнату, деля кухню и ванную с незнакомцами. Они работали в колхозах и на фабриках по 12—14 часов ежедневно, без выходных и праздников. «Все для победы, все для фронта» — таково было требование дня.

Один человек, которому в то время было около пяти-семи лет, так описывал свои ощущения: «Три года я видел один сон. Мне это казалось чрезмерно фантастическим, совершенно недостижимым. Мечта заключалась в том, что однажды я встану из-за обеденного стола, а на нем еще останется немного еды. И говорил себе: «Больше не хочу». Несмотря на тяготы и трудности, еврейским беженцам повезло, ибо их судьба не идет ни в какое сравнение с судьбой тех, кто решил остаться.

В живых осталось мало людей (в основном язычников), которые были свидетелями уничтожения еврейской общины в этом районе. У меня есть более или менее подробный отчет о том, что случилось с евреями в городе Мглин, но подобная участь постигла еврейское население в каждом другом маленьком или большом селе или городке Брянского уезда. Отличались только дата и место.

Немцы заняли город Мглин 16 августа 1941 года и немедленно приказали всем еврейским жителям носить желтые звезды со словом 9.0025 Юдэ (еврей) на им. К концу 1941 г. большинство евреев было арестовано и помещено в местную тюрьму. Христианка Любовь Прохоренко, проживающая сейчас в селе Велика Дуброва Брянской области, так описывает условия в СИЗО:

«В 1942 году мне было 19 лет, и я стал членом местной группы Сопротивления. Вскоре после этого я был арестован гестапо и брошен в тюрьму. В камере было много евреев: дети, женщины, старики. Все спали прямо на бетонном полу, без подушек и одеял. Это было очень холодно. Голодные дети постоянно плакали. Ежедневно немцы отправляли евреев на работы и всех, кто не мог встать, били металлическими прутьями и палками, часто до смерти. За время моего пребывания в тюрьме от таких побоев и от недоедания умерло более 60 человек. Трупы лежали на полу среди живых людей, медленно разлагаясь. В камере стоял ужасный запах. В конце концов, однако, немцы приказали местным крестьянам увезти трупы и закопать их на своих дворах.

Не все евреи были арестованы вначале; некоторые сохранили определенную степень свободы. Бывшему мяснику Шимону (его фамилию никто не помнит), например, поручили доставлять в тюрьму воду из городского колодца. Он мог свободно передвигаться без охраны. «Почему ты не убегаешь?» — спрашивали его местные жители. «Почему я должен?» Шимон ответил: «У меня достаточно денег, чтобы купить себе свободу, когда я захочу». Он был казнен вместе с другими 2 марта 1942 года.

В этот день немцы с помощью местных коллаборационистов стали вывозить евреев из тюрьмы и из домов в большую яму, вырытую накануне ночью во дворе местной больницы. Мужчин привезли первыми. В основном это были пожилые люди, так как молодые либо были призваны в Красную Армию в начале войны, либо ушли из дома в леса, где присоединились к отрядам сопротивления (партизанам). При входе в больничный двор мужчинам приказали раздеться и оттуда небольшими группами повели к краю ямы перед пулеметом, а другие голые стояли за воротами, ожидая своей очереди на казнь. . Местные жители собрались на окрестных улицах, чтобы с ужасом наблюдать за этой невообразимой процедурой.

Когда немцы привезли к месту расстрела женщин и детей, порядок исчез. Голые дети громко плакали, потому что было слишком холодно; матери пытались их утешить, тем самым затормозив уже установившуюся процедуру. Немцы приказали женщинам стоять на краю ямы и держать на руках маленьких детей и младенцев, чтобы их можно было казнить вместе, одновременно, но слишком часто пули из пулемета попадали в мать, не задев ее ребенка. Младенцы падали в яму живыми, кричали и плакали на дне, а тела новых жертв падали на них сверху. К концу казни ситуация полностью вышла из-под контроля. Вот как описала это одна из свидетельниц, Елена Павелич:

«Я работала в больнице медсестрой. Казнь произошла днем, когда я дежурил. Это происходило в саду больницы, и весь медицинский персонал наблюдал за ним через окна от начала до конца. Немцы окружили площадку охраной и злыми собаками; лаяли собаки, кричали люди, плакали дети, пулемет стрелял короткими очередями. Это выглядело как что-то нереальное. В какой-то момент, когда барышень вели к месту казни, одна из них, Соня Агранович, отделилась от группы и бросилась к немецкому офицеру, руководившему казнью. Я знал эту девушку; она была одноклассницей моей сестры Жени. Она была самой красивой девочкой в ​​нашей средней школе; все мальчики были после нее. Она упала на колени перед офицером, а затем поползла вперед, пытаясь схватить его за сапоги, умоляя сжалиться и сохранить ей жизнь. Но стоявший рядом охранник неверно истолковал намерение Сони; он, вероятно, подумал, что девушка хотела навредить офицеру. Охранник выстрелил в нее, но промахнулся и вместо этого убил офицера. После этого началась настоящая суматоха. Немцы начали беспорядочно расстреливать женщин и детей повсюду, закалывая их штыками и живьем бросая в яму. Я до сих пор помню голос мальчика, который кричал из ямы, умоляя «милостивых людей» не засыпать ему голову землей. Через два дня после расстрела земля на месте братской могилы еще шевелилась.

Теперь во дворе больницы стоит небольшая надгробная плита, отмечающая это печально известное место. Он настолько мал, что случайный посетитель, вероятно, не заметил бы его, если бы он или она не искали конкретно этот камень. Короткая заметка написана на русском языке. В нем говорится, что на этом месте 2 марта 1942 года нацистские преступники казнили более 500 невинных людей. Вот и все: ни имен, ни мест, ничего. Когда-то в городе Мглин была еврейская община, а сейчас там только вот это маленькое надгробие. Лишь немногие пожилые люди, местные жители, до сих пор помнят имена погибших в Холокосте евреев: Есипович, Ерошенко, Кругликов, Каган, Фридман, Аронов, Агранович, Клямкин, Пищик, Туранский, Чавкин, Шур, Кац, Персов и др. .

Большинство виновных в этом и подобных преступлениях в Брянской области избежали справедливого правосудия. Если они не были убиты в бою, они закончили свою жизнь в уютных кроватях в больницах или в собственных домах, в окружении членов семьи, где-нибудь в западной части Германии или на американском континенте, защищенные железным занавесом невежества и недоверия между правительствами. из двух разных частей света.

Содержание



Этот материал предоставлен JewishGen, Inc.
и книжный проект «Изкор» с целью
, выполняющей наши
распространение информации о Холокосте и
уничтожали еврейские общины.
Этот материал нельзя копировать,
продается или обменивается без разрешения JewishGen, Inc. Права могут быть
зарезервировано правообладателем.


JewishGen, Inc. не делает никаких заявлений относительно точности
перевод. Читатель может пожелать обратиться к оригинальному материалу.
для подтверждения.
JewishGen не несет ответственности за неточности или упущения в оригинальной работе и не может переписывать или редактировать текст для исправления неточностей и/или упущений.

Наша миссия состоит в том, чтобы сделать перевод оригинальной работы, и мы не можем проверять точность утверждений или изменять приведенные факты.

Брянск, Россия

Книжный проект Изкор

Главная страница JewishGen


Yizkor Книжный директор Лэнс Акерфельд

Эта веб-страница создана Лансом Акерфельдом

Copyright © 1999-2022 JewishGen, Inc.

Обновлено 30 марта 2007 г. автором LA

Топ 20 лучших отелей Стародуба, Россия

Упростите поиск отеля в Стародубе

Владимир Плаза

ПРОСПЕКТ СТАНЬКЕ ДИМИТРОВА, 98, г. Брянск — 241028

(855) 516-1090

79.76 km

В 10 минутах езды от Брянского вокзала, Владимир Плаза предлагает фитнес-центр с крытым бассейном и сауной. Предоставляется бесплатный Wi-Fi и частная парковка. Комфортабельные номера в классическом стиле оснащены кондиционерами, телевизорами с плоским экраном и спутниковыми каналами и холодильниками. Отдельные ванные комнаты оснащены душем или ванной и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями. В кафе отеля «Владимир Плаза» сервируют завтрак «шведский стол» и подают блюда европейской кухни. Другие рестораны в 10 минутах ходьбы. Отель предлагает вечерние развлечения с караоке и бильярдом. Ближайшая автобусная остановка находится всего в нескольких метрах. Аэропорт Брянска находится в 40 минутах езды от Владимир Плаза.

Подробнее

Гостиница Десна

Ленина проспект, 39, г. Брянск — 241050

(855) 516-1090

130.61 km

Этот отель расположен на главной площади Ленина. В гостинице «Десна» к услугам гостей бесплатный Wi-Fi и круглосуточная стойка регистрации. Рядом с гостиницей расположена автобусная остановка с удобным сообщением с другими районами города. Брянский Драматический Театр и Центральный Универмаг находятся в 5 минутах ходьбы. Светлые номера гостиницы отличаются теплыми тонами интерьера и классическим декором. В каждом номере есть телевизор, холодильник, в большинстве номеров есть собственная ванная комната. В 2-х этажном кафе на территории отеля представлена ​​европейская кухня и разнообразные напитки. Рядом находится автобусная остановка, Брянский автовокзал в 1 км. Железнодорожный вокзал находится в 4 км от гостиницы Десна. Международный аэропорт Брянска находится в 18 км от гостиницы «Десна».

Подробнее

Гостиница «Башня»

ул. Некрасова, 1, г. Брянск — 241007

(855) 516-1090

131.38 km

Выполненная в стиле английской башни, эта гостиница расположена в центре Брянска. В гостинице «Башня» работает бесплатный Wi-Fi. Просторные элегантные номера с ковровым покрытием и мебелью в классическом стиле с элементами средневековья. В номерах есть гостиная и столовая, телевизор с плоским экраном и мини-бар. Ресторан-паб Tower имеет кирпичные стены и мебель из темного дерева. В ресторане представлена ​​европейская кухня и фирменные блюда от шеф-повара. Брянский выставочный центр находится в 1,7 км от гостиницы «Башня», а до Соловьего парка 15 минут ходьбы. Центральный вокзал Брянска находится всего в 3 км, а по запросу предоставляется трансфер до международного аэропорта Брянска (15 км).

Read more

Show more results

Reserve

Vladimir Plaza

98, STANKE DIMITROVA AVE. , Bryansk, — 241028

79.76 miles

CALL 855-516-1090

В 10 минутах езды от Брянского вокзала «Владимир Плаза» предлагает фитнес-центр с крытым бассейном и сауной. К услугам гостей бесплатный Wi-Fi и частная парковка.Комфортабельная вилла в классическ…

Подробнее

Резерв

Гостиница Десна

проспект Ленина, 39, Брянск, — 241050

80,61 миль

ЗВОНИТЕ 855-516-1090

Этот отель расположен на главной площади Ленина. В гостинице «Десна» к услугам гостей бесплатный Wi-Fi и круглосуточная стойка регистрации. Рядом с гостиницей расположена автобусная остановка с удобным сообщением с другими районами города. Брайан…

Подробнее

Резерв

Гостиница «Башня»

ул. Некрасова, 1, Брянск, — 241007

131,38 км

ЗВОНИТЕ 855-516-1090

Выполненный в стиле английской башни, этот отель расположен в центре Брянска. В гостинице «Башня» предоставляется бесплатный Wi-Fi. Просторные, элегантные номера с ковровым покрытием и классическ…

Подробнее

Показать больше результатов

Карта отелей Стародуба

Посмотреть все отели, мотели, жилье и достопримечательности Стародуба, Россия на карте Стародуба, Россия.

Просто введите даты, чтобы просмотреть все предложения отелей

Прогноз погоды в Стародубе, Россия

Если вы планируете поездку в Стародуб, Россия, вот ваш прогноз погоды на 6 дней, чтобы убедиться, что у вас есть все необходимое во время вашего пребывания.
Начните свой день, когда восход солнца в 5:37 утра.
Температура ощущается как 14,350000000000001 при уровне влажности 77, так что одевайтесь соответственно.
Облачное покрытие составляет 79 процентов, а видимость — 15 процентов.
Сегодняшний УФ-индекс равен 1, не забудьте солнцезащитный крем, если он вам нужен!
Сегодня ветер дует на восток со скоростью 10 миль в час.