Содержание
Ставропольский край презентация, доклад
Ставропольский край
Выполнила Александрова Татьяна
М-36-1-17
Герб Гимн Флаг
Ставропольский край (Ставрополье) — субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Северо-Кавказского экономического района.
Губернатор
Владимиров Владимир Владимирович
Расположен в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа. Ставропольский край протянулся на 285 км с севера на юг и на 370 км с запада на восток. По площади край больше, чем, например, Нидерланды.
Ставропольский край богат достопримечательными местами, среди которых немало археологических объектов.
Памятники градостроительства представляют собой как единичные объекты, так и комплексы. Свыше половины из них располагаются в Центральном районе, можно перечислить такие значимые как Вечный огонь, Обелиск Славы, Варваринская церковь. Эти места хранят в себе память о жизни и деятельности таких великих деятелей русского искусства, как Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Шаляпин.
Ставропольский край богат достопримечательными местами, среди которых немало археологических объектов. Памятники градостроительства
Расположение на карте РФ
Самые большие города Ставропольского края
Ставрополь
Светлоград
Пятигорск
Невинномысск
Михайловск
Минеральные Воды
Лермонтов
Кисловодск
Железноводск
Ессентуки
Будённовск
Кавказские Минеральные Воды
крупнейший курортный регион Российской Федерации, который по богатству, разнообразию, количеству и ценности минеральных вод и лечебной грязи не имеет аналогов во всей Евразии.
Врачующая сила здешних минеральных источников была издавна знакома местному населению. Об этом рассказывают и легенды. Отголосок такой легенды содержится
и в названии
одной из
популярных
здешних
минеральных
вод — нарзана.
Достопримечательности Ставрополья
Провал — подземная пещера
Провал — подземная пещера
Провал — подземная пещера, образованная под действием минеральных вод. Горные породы постепенно разрушались, свод пещеры рухнул, образовав воронку с гротом и озером минеральной воды внутри. Популярности пятигорскому провалу прибавил роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Именно здесь Остап Бендер продавал входные билеты.
Бальнеогрязелечебница
Бальнеогрязелечебница им.
Семашко помимо чисто медицинских достоинств весьма ценится за архитектурные особенности, а также привлекает туристов своей историей. Вход в грязелечебницу украшают два грозных льва, прижавшие лапами ядовитых змей. Эти скульптуры символизируют победу человека над болезнями. Сам вход выполнен в форме классического портала с колоннами
Замок коварства и любви
Замок коварства и любви
Замок коварства и любви
Замок коварства и любви — это высокая гора и утес, который похож на фигуру сидящего мужчины. Так гору прозвали местные жители. В качестве объяснения они приводят легенду — о большой любви двух юных сердец. История, конечно же, печальная. Иначе и быть не могло в таком коварном месте.
Кольцо-гора
Кольцо-гора
Кольцо-гора
Кольцо-гора — один из объектов Государственного музея-заповедника М.
Ю. Лермонтова. Монолитная арка диаметром 8 метров посередине огромной скалы появилась благодаря ветру, который на протяжении веков разрушал осадочные породы хребта. Лермонтов не раз взбирался сюда сам и привел к горе Кольцо героев своей книги.
Пятигорск
Визитная карточка Пятигорска — скульптура орла, которая стоит на уступе Горячей горы. Эту композицию поместили сюда в честь столетия города. Скульптура изображает борьбу птицы со змеей. Сегодня она является официальным символом Кавказских Минеральных вод.
Пятигорск
Машук
Машук — это источник целебной воды, здесь было обнаружено 5 видов минералки. В высоту она уходит примерно на километр, большая часть склонов покрыта широколиственными лесами.
На вершину ведет канатная дорога. На пике Машука находятся смотровая площадка и телевышка.
Именно на этой горе расположены одни из главных достопримечательностей Пятигорска — гроты Лермонтова и Дианы, пещера Провал и другие.
Курорт Ессентуки
Город Ессентуки – это крупнейший питьевой курорт нашей страны. Ессентуки известны на весь мир благодаря своим минеральным источникам. Они являются эталонами соляно-щелочных целебных вод не только в России, но и на международном уровне. Речь идет о таких знаменитых источниках, как Ессентуки-17 и Ессентуки-4.
Ста́врополь
— город, административный центр Ставропольского края Российской Федерации. Культурный, деловой и промышленный (машиностроение, приборостроение) центр края.
Один из крупнейших городов Северного Кавказа и Северо-
Кавказского
федерального округа.
Скачать презентацию
Презентация на тему Достопримечательности Ставрополя
Вы можете ознакомиться и скачать
Презентация на тему Достопримечательности Ставрополя .
Презентация содержит 21 слайдов.
Презентации для любого
класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам
понравились
–
поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в
своем
браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Достопримечательности Ставрополя
Слайд 2
Описание слайда:
Ставрополь был основан по указу Екатерины II в 1777 году как крепость на Азово-Моздокской оборонительной линии, предназначенной для охраны южных границ России, и очень быстро превратился в важный экономический центр Северного Кавказа.
Памятники Ставрополя и достопримечательности пропитаны историей, каждое из строений имеет свою легенду. Известно, что Ставрополь изначально возник как форпост, возвели его из крепости в 1777 году, она была шестой по счету крепостью Азово-Моздокской военно-оборонительной линии. Остатки крепостной стены были взяты под охрану государства.
Культурное наследие Ставрополя — памятники истории и культуры, в число которых входят монументальные памятники, памятники градостроительства, памятные знаки и мемориальные доски. Они представлены как едиными конструкциями, так и целыми комплексами. Больше половины достопримечательностей Ставрополя находится в центре города. Здесь на площади свободы, в память о погибших воинах в годы Великой Отечественной Войны возведен обелиск Славы и горит Вечный огонь.
Слайд 3
Описание слайда:
Ставропольская крепость в первые годы своего существования выглядела примерно так как на этой реконструкции что стоит в краеведческом музее
Слайд 4
Описание слайда:
Фрагмент крепостной стены
Слайд 5
Описание слайда:
Тифлисские Ворота
Слайд 6
Описание слайда:
Каменный крест
на крепостной горе
Слайд 7
Описание слайда:
Памятник Солдат
Слайд 8
Описание слайда:
Монумент Ангел Хранитель
Слайд 9
Описание слайда:
Монумент вечной славы героев гражданской и Великой Отечественной войн
Слайд 10
Описание слайда:
Памятник А.
С.Пушкину на проспекте Карла-Маркса
Слайд 11
Описание слайда:
Памятник М. Ю. Лермонтову
Слайд 12
Описание слайда:
Мемориал Холодный Родник — Ставрополь
Слайд 13
Описание слайда:
Андреевский кафедральный собор города Ставрополя.
Слайд 14
Описание слайда:
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Слайд 15
Описание слайда:
Государственный краеведческий музей имени Г. Н. Прозрителева и Г.
К. Праве
Слайд 16
Описание слайда:
Краевой музей изобразительных искусств
Слайд 17
Описание слайда:
Театр драмы им. М. Лермонтова
Слайд 18
Описание слайда:
Картинная Галерея П.М.Гречишкина
Картинная галерея пейзажей заслуженного художника России, почетного гражданина Ставрополя П. М. Гречишкина открыта с 5 ноября 1987 г. Поводом к ее открытию послужило преподнесение художником в дар городу коллекции своих картин. Павел Гречишкин мастер колорита и композиции, продолжатель лучших традиций русского реалистического пейзажа, основоположником которого были Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Иван Шишкин. За 15-летний срок своего существования галерея стала своего рода визитной карточкой краевого центра, местом, которое регулярно посещает большое количество гостей и жителей края.
Слайд 19
Описание слайда:
Центральный Парк
Центральный парк в Ставрополе расположен в центре города и занимает площадь 12 гектаров. История парка тесно связана с историей Ставрополя. Существует легенда о том, что посещавшие Ставрополь великие русские писатели А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов не раз гуляли под сенью его листвы. Центральный парк изумительно сочетает в себе историко-культурную ценность и место для тихого и спокойного отдыха горожан.
Слайд 20
Описание слайда:
Есть в мире город, южный город,
Частица Родины моей.
Он из полей стремится в горы,
Весь в ожерелье тополей.
Он весь теплом и светом залит,
Рекой цветов чарует нас.
Твоими, Ставрополь, глазами
Глядит Россия на Кавказ.
Опять на горке Кафедральной
Стою у Вечного огня.
И все, что было в прошлом, дальнем,
Волнует, трогает меня.
Не раз вокруг поля дымили,
Жестокий враг дома крушил.
Да только грозы не сломили
Твоих людей, твоей души.
И мне иной судьбы не нужно
Чем та, которою живу.
Люблю я этот город южный,
Я с ним во сне и наяву.
И в двести лет он так же молод
Весь в ожерелье тополей.
Живи и здравствуй, милый город,
Частица Родины
(Геннадий Фатеев)
Слайд 21
Описание слайда:
Автор: Полупанова
Автор: Полупанова
Елена Ивановна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
МКДОУ Д/с№1 «Аист»
Ставропольский край
Труновский район
Ставропольский край — Кавказ: картографические ресурсы Библиотеки Конгресса
Отдельные карты Ставропольского края
Карта Ставропольской губернии .
(Санкт-Петербург: П. Ф. Петш, [1907]). Карта, цветная. Масштаб 1″ = 35 верст или 1:1 470 000. В архиве СССР — РСФСР — Ставропольский край — [1907] — 1:1 470 000 — П. Ф. Петш
Карта Российской империи Ставропольской губернии начала ХХ века Показывает населенные пункты, топонимы, дороги, железные дороги, расстояния между населенными пунктами, реки и границы губерний.0009
Администрация
Ставропольский край . (М.: ГУГК, 1952). Фотостат, черно-белый. Масштаб 1:600 000. В архиве СССР — РСФСР — Ставропольский край — 1952 — Масштаб 1:600,000 — ГУГК
Фотостат советской политической и административной карты Ставропольского края начала 1950-х гг. Изображает города, поселки и деревни; географические названия; республиканские, областные и районные границы; железные дороги; дороги и перевалы; реки, озера и оросительно-поливные каналы; затопленные земли; леса; фруктовые сады; государственные резервы; и рельеф по точечным высотам.
Включает легенду. Включает индексированную таблицу сорока трех районов и райцентров Ставропольского края и пяти Черкесской автономной области.
Ставропольский край . (М.: ГУГК, 1955). Фотостат, черно-белый. Масштаб 1:600 000. В архиве СССР — РСФСР — Ставропольский край — 1955 — Масштаб 1:600,000 — ГУГК
Советская карта Ставропольского края середины 1950-х годов с указанием политического и административного деления. Изображает города, поселки и села: топонимы; республиканские, областные и районные границы; железные дороги; дороги и перевалы; реки, озера и оросительно-поливные каналы; и рельеф по точечным высотам. Включает легенду. Включает индексированную таблицу тридцати трех районов и райцентров Ставропольского края и трех Черкесской автономной области.
Ставропольский край i. (Москва: ГУГК, 1958). Офсетная литография, цвет. Масштаб 1:730 000. Сдан под СССР — РСФСР — Ставропольский край — 1958 — 1:730 000 — Россия ГУГК и по непроверенному номеру телефона G7063 .
S7 1958 .R8
Советская карта конца 1950-х годов с изображением политического и административного деления Ставрополя. Край. Показывает города, поселки и деревни; центры сельских советов; республиканские, областные и районные границы; резервы; железные дороги; дороги и перевалы; реки, озера и каналы; болота и солончаки; ледники; и рельеф заштрихованной тонировкой и высотой пятна. Включает легенду. Включает индексированные таблицы двадцати шести районов и райцентров Ставропольского края, десяти районов и райцентров Калмыцкой автономной области и семи Карачаево-Черкесской автономной области.
Ставропольский край и . (Москва: ГУГК, 1959). Офсетная литография, цвет. Масштаб 1:750 000. В архиве СССР — РСФСР — Ставропольский край — 1959 — Масштаб 1:750,000 — ГУГК
1959 Советская карта с изображением политического и административного деления Ставропольского края. Показывает города, поселки и деревни; центры сельских советов; республиканские, областные и районные границы; резервы; железные дороги; курорты; дороги и перевалы; реки, озера и каналы; болота и солончаки; пески; ледники; и рельеф заштрихованной тонировкой и высотой пятна.
Включает легенду. Включает индексированную таблицу двадцати двух районов и райцентров Ставропольского края и восьми Карачаево-Черкесской автономной области. Указывает на изменения административных границ по состоянию на конец 19 октября.59.
Ставропольский край . С. Д. Штейнберг. (Москва: ГУГК, 1969). Офсетная литография, цвет. Масштаб 1:600 000. Подано под номером LC G7063 .S7 1969 .R8
Советская карта политического и административного деления Ставропольского края конца 1960-х годов. Изображает города, поселки и деревни; географические названия; республиканские, областные и районные границы; железные дороги; шоссе, дороги, тропы и перевалы; реки, озера и оросительные каналы; болота, пески и ледники; и рельеф затенением и высотой пятна. Включает индексированную таблицу восемнадцати районов и райцентров Ставропольского края и семи Карачаево-Черкесской автономной области.
Города и поселки
Городской план Пятигорск .
(Пятигорск: Кр. Карт.- у. Верм. Амт. Пятигорск, 1942). Фотокопия, черно-белая. Масштаб 1:12 500. Под номером LC G7064 .P545 1942 .G4
Военная карта Германии Пятигорска времен Второй мировой войны. Изображает улицы; железнодорожные пути; городские кварталы и квартальные номера; различные культурные объекты, такие как больница, почта, фабрика, кладбища и источники минеральных вод; и рельеф контурами и высотами пятен. Включает в себя список сокращений русских слов для улиц.
Пятигорск и окрестности . ([Вашингтон]: сн, [194-]) Фотокопия, черно-белая. Масштаб 1:47 000. Подано под номером LC G7064 .P545 1949 .U5
Основной план города Пятигорска после Второй мировой войны. Изображены улицы, железная дорога, вокзал, кладбища, церкви и площадь Революции. Карта скорее всего американского происхождения.
Ворошиловск и окрестности . ([Вашингтон]: Картографическая служба армии США, [194-]. Фотокопия, черно-белая.
Масштаб 1:25 000. Подано под номером LC G7064 .S75 19.48 .U5
Простой план города Ворошиловск (Ставрополь) после Второй мировой войны. Показывает улицы, но без названий улиц; действующие и строящиеся железнодорожные пути; и несколько культурных объектов, например, кладбища и церкви. Карта приписана Картографической службе армии США.
Физический
Ставропольский край. Физическая Учебная Карта . Л. А. Эрсаманова. (Москва: ГУГК, 1974). Офсетная литография, цветная. Масштаб 1:600 000. Подано под номером LC G7063 .S7C2 1974.R8.
Школьная карта Ставропольского края середины 1970-х годов с подчеркиванием его физических и экономических особенностей. Изображает города и поселки; географические названия; заповедники и заказники; железные дороги; дороги; расположение экономических ресурсов; места, представляющие значительную культурную и историческую ценность; парки и туристические базы; изобразительное изображение различных представителей фауны, т.
е. бизонов, овец, кабанов, фазанов и т. д.; и рельеф с помощью затенения, градиентных оттенков и высоты пятна. Включает легенду. Включает четыре вкладки, каждая со своей легендой, иллюстрирующие средние температуры воздуха Ставропольского края, годовые зоны осадков и увлажнения, почвы и растительность. Включает в себя врезку района Кавказских Минеральных Вод, т.е. г. Пятигорска и его окрестностей. Включает текст с описанием основных местных достопримечательностей. Также включает таблицу направлений ветра и три местных схематических профиля.
Путешествия и туризм
Ставропольский край. Туристская схема . (Москва: ГУГК, 1966). Офсетная литография, цвет. Масштаб не указан. В архиве СССР — РСФСР — Ставропольский край — Туристская схема — 1966 — ГУГК и по непроверенному номеру G7063 .S7 1966 .R8
Туристическая карта Ставропольского края середины 1960-х гг. Графически показаны городские и сельские населенные пункты; географические названия; железные дороги; дороги и тропы; туристические базы и альпинистские лагеря; пещеры и водопады; источники минеральных вод; реки и озера, растительность; и затененный рельеф.
Лицевая и оборотная стороны включают иллюстрации мест, представляющих культурный интерес. Включает список популярных туристических маршрутов. Оборотная сторона содержит текст с описанием различных маршрутов и мест.
Образ Ставрополя в современной региональной тележурналистике: нарративно-коммуникативный аспект
Аннотация
Визуально-вербальный образ региона – это часть современного культурного сознания, способ формирования культурной политики, общественного сознания, культурно-социальный «кодекс провинции». Местный материал позволяет создать уникальный текст, обладающий тематической спецификой, оригинальностью постановки проблемы и уникальными визуальными средствами передачи смысла. Регион в различных имиджеобразующих телевизионных проектах регионального телевидения представляет собой конструкт, содержательными составляющими которого являются вербальные и визуальные способы его создания, сценарная концепция и т. д. Концептуальное пространство «региона» формируется в результате словесного обозначения территории и региона, использование различных способов номинации географических объектов, создание контекстуальной среды высказываний, связанных с определением этого понятия.
Концепт «регион» формируется ядерным и периферийным компонентами с точки зрения вербально-визуальной специфики представления этого концепта в телевизионном дискурсе, создавая ассоциативный ряд концепта «Ставропольский край». Исследование проведено на материале проектов ГАУ Ставропольского края «Ставропольское телевидение». Материалом исследования послужили имиджевые проекты, рецензии, имиджевые и аналитические интервью, тревел-проекты. В ходе исследования формировалось содержание понятийного пространства «регион», которое выражалось через соотнесение исторического прошлого региона, понимание региона как уникального, экологически чистого, туристически привлекательного края. , место семейной, сельской, провинциальной жизни.
Ключевые слова: Концепция, образ региона, Ставропольский край, тележурналистика
Введение
Образ региона, образ географического пространства и культурно-исторического ландшафта являются значимой категорией в пространстве современной культуры, которое формируется медиадискурсом.
Образ региона – часть современного культурного сознания, способ формирования культурной политики, метод создания культурно-социального «провинциального кода». Концептуальное пространство «регион» формируется в результате визуального и вербального маркирования концептов «территория» и «район», использования различных способов номинации географических объектов, создания контекстуальной среды высказываний, связанных с определение данного понятия, подбор наглядного иллюстративного материала, создание словесно-наглядного ассоциативного контекста для формирования понятия «регион» применительно к Ставропольскому краю.
Постановка проблемы
Исследование позволит решить задачу формирования и описания содержания концептуального пространства, связанного с репрезентацией образа региона в телевизионном дискурсе, определение его ядерной и периферийной составляющих, характеристики вербального и визуального содержания формирование имиджа края в ставропольской тележурналистике.
Исследовательские вопросы
В телевизионной программе Ставропольского телевидения («Ваше ТВ») реализуются проекты, в которых образ края формируется коммуникативными вербальными и визуальными средствами: («Я не местный», «Путь жизнь устроена», «Бизнес-тайм», «Сделано в Ставропольском крае», «Право землепользования», «Поехали на курорт», «Человек на своем месте», «Ставрополье сегодня»
Проект «Как устроена жизнь», относится к разряду имиджевых программ, выходит в эфир с 14 августа 2020 года. Целью данного проекта является сравнение региона с позиций соотношения его исторического прошлого с настоящее состояние. В программе представлена информация о научных разработках, образовательных технологиях и сельском хозяйстве Ставропольского края как уникального, экологически чистого, привлекательного туристического объекта с богатым историческим прошлым.
Концептуальное пространство «регион» формируется в результате вербальной маркировки территории и региона, использования различных способов номинации географического объекта, создания контекстуальной среды высказываний, связанных с определением данного концепта.
Частотные составляющие концепта являются маркерами, связанными с тематической группой «природа, климат, природные богатства». Например, «в Ставропольском крае, краю без моря, развивается рыбоводство» («Ставропольская рыба» (вещание с 25 сентября 2020 г.)), «в засушливых ставропольских реалиях» («Ставропольская рыба» (вещание с 25 сентября 2020 г.)). , 2020)), «обычный для Ставропольского края туман» («Города будущего» (трансляция от 22 января 2021 г.)), «морозная зима на Ставрополье, кстати, не такая морозная», «благодатная красивая Ставропольская осень», «нам еще повезло — солнечных дней в Ставрополье достаточно по сравнению с другими регионами» («Витамины круглый год» (трансляция от 5 февраля 2020 г.)), «все условия для вкусного молока» (« Молочное хозяйство» (эфир от 28 августа 2020 г.). Содержание понятия «регион» также связано с локациями, хронотопически определяющими место Ставропольского края в общероссийском и мировом пространстве. великая история скрыта за виноградарством и виноделием Ставропольского края», «Итальянский тосканский у, Французская Бургундия, – нет –, Ставропольский край, Россия», «Ставропольский край всегда был и, возможно, станет лидером виноделия в России» («Как жизнь устроена.
Виноградарство и виноделие» (эфир от 11 сентября 2020 г.)), «лидер зеленой возобновляемой энергетики» («Энергия будущего» (эфир от 14 августа 2020 г.)). Репрезентация концептуального поля «регион» интересна с точки зрения маркировки этого концепта во временной перспективе, с точки зрения темпоральности. Понятие «время жизни региона» соотносится и противопоставляется явлениям советского времени, советской эпохи, формируется смысловая доминанта в понимании региона, связанная с осознанием полярных позиций временной перспективы «советского времени». времена – в современном мире», «Времена меняются – легенды остаются» («Молочное животноводство» в эфире от 28 августа 2020 г.). Вербально-визуальный контекст презентации феномена «регион» связан с определением понятия «регион, место жительства» и «семья, дом»: например, «большая семья», «есть все для близких и родных» («Молочное хозяйство», эфир от 28 августа 2020 г.), «умный город не такой умный без соответствующего жителя» («Города будущего» передача от 22 января 2021 г.
). В основе «вертикальной/горизонтальной» перспективы лежат визуальные средства формирования образа территории: тип изображения, способ демонстрации сюжета, пейзажная фотография й, предметная специфика кадров, техника монтажа, локации, описывающие пространство как поэтические, идеализированные, с четким и недвусмысленным изображением тематических зарисовок «гор», «рек», «поля», «времен года».
Еженедельный проект «Я не местный» — способ авторской реализации идеи о содержательности, специфике, образном своеобразии современного сельского Ставропольского края. В нем представлен образ «фермерской жизни». Проект реализуется с октября 2020 года. Содержательные характеристики тематического пространства, связанные с представлением образа региона, представлены следующими номинациями: леса, поля, равнины, реки, озера, степи, пчелы, скот, природные ресурсы и северокавказский туристический кластер. Периферийное тематическое пространство представлено изображениями и имиджевыми объектами, относящимися к следующим темам: школа, центр цифрового и гуманитарного образования, амбулатория, село, ферма; мастер, ремесло, выпускник столичного вуза, волонтер, сельский пожарный, механизатор, дети, многодетный родитель, волонтеры-медики, программа развития, общественный заказ.
Основные словесно-изобразительные компоненты концепта представлены в следующих номинациях: «загадка природы Ставропольского края», «все натуральное», «объездили ваши широкие просторы», «сила села в том, что оно бесконечна», «село простор, просторы…», «ставропольская земля, ставропольская трава, ставропольский нектар» («село Юца: пасеки, пасечники и пчелы» передача от 10 октября 2020 г.), «спокойствие, хороший, уютный, домашний, милый дом» («Ессентукская: дети, слезы, новая детская площадка» (эфир 2 ноября 2020 г.), «мне здесь удобно жить, мне нравится климат, рядом моя семья, все рядом» («Деревня Прасковея: земские врачи, их секреты и лайфхаки» (трансляция 9 ноября, 2020), «Ставрополь — счастливый город. Он не только самый благоустроенный (это заслуга, по большей части, жителей и властей), но и один из самых зеленых в стране. Я должен благодарить матушку-природу. Окруженный степями, наш город скрыт от солнца и жары плотной зеленой пеленой», «наслаждение, что все это у нас есть» («Лесной дачный заповедник: кабанья баня, невидимый олень и множество деревьев» (трансляция 30 ноября , 2020), «В нашем хлебном крае» («село Кочубеевское: пекарня, сладости и много хлеба» (трансляция 07.
12.2020)), «простораны, о которых можно только мечтать, люди, чью искренность и трудолюбие можно завидовали» («Итоги 2020» в эфире 23 декабря 2020 г.), «по-ставропольски значит по-сельски» («Кофе Ставрополь» в эфире 2 февраля 2021 г.), «деревня, барашки, свежий воздух, просторы, красиво.. .», «в деревню едут жить спокойно» («Сенгилеевское: пожарная часть, узлы и костюмы» (эфир 8 февраля 2021 г.). Периферийным компонентом концептуального поля является позиционирование и противопоставление региона понятия «столица», «город» и место во временной перспективе «советского прошлого-настоящего»: «местный колхоз считался образцовым еще в советское время», «входит в состав Северо-Кавказского туристического кластера», «Москва (по сравнению со Ставрополем) имеет много своих особенностей», «сила села – люди села и природа село» («Село Юца: пасеки, пасечники и пчелы» передача от 10 октября 2020 г.), «а возможностей мало!?» (по сравнению со столичными городами), «в годы коммунизма… (в положительной коннотации), «совхоз Старомарьевский в лучшие (в советские) годы имел…», «сельская местность сейчас не уступает (городу)» («Точка роста»: роботы, 3D модели и цифровое образование» эфир 26 октября 2020 г.
), «ни Москва, ни Санкт-Петербург меня не привлекают (по сравнению со Ставрополем)» («Село Прасковея: земские врачи, их секреты и лайфхаки» эфир 9 ноября, 2020). Вербально-визуальный контекст представления феномена «регион» в данном проекте связан с определением понятий «регион, место жительства» и «мир», «порядок», «тихое место», «природно-хозяйственная устойчивость», «космос», «лучше, чем мегаполис».
Проект «Время действовать» посвящен презентации результатов реализации программы поддержки местных инициатив в Ставропольском крае в экономическом ландшафте края. Нами было проанализировано 106 выпусков данного проекта, вышедших в период с 20 марта 2017 г. по 13 апреля 2020 г. В результате изучения данного проекта было установлено, что с актуализацией фольклорной тематики описание содержания и система пропаганды народного творчества (ансамбли, исполняющие народные песни) у авторов проекта формируют представление о регионе как о национально самобытном, традиционном, культурно-историческом хронотопе, зависимом от условий исторического позиционирования места региона в мире.
Одним из способов формирования образа региона является (в качестве манипулятивной речевой стратегии) частое использование номинаций региона. В проекте «Сделано в Ставропольском крае» 67 выпусков (эфир с 13 мая 2016 года по 7 ноября 2018 года). Образ региона в визуальном контексте в этом проекте создается за счет крупных и детализированных планов. Они используются для формирования эмоционального визуального образа, создающего позитивное настроение, идеализирующего концепцию региона.
Проект «Право землепользования» посвящен историям успешных ферм и стартапов, придуманных простыми сельскими жителями. Тематическое пространство проекта связано со следующими тегами: «сверхприбыль», «достояние региона», «регион как хлебный лидер». Для исследования были выбраны 57 выпусков (эфир с 7 июня 2016 г. по 29 сентября 2017 г.). Вербальное пространство проекта эмоционально, насыщено средствами художественной выразительности, метафорично: «помидорная империя», «местная элита» (эпизод от 10 сентября 2017 г.
), «(здесь) жизнь должна была кипеть» (эпизод от 04.08.2017).
Тревел-проект «Поедем на курорт» на канале «Твое ТВ» имеет пятилетнюю историю. За это время менялись его творческая концепция, способы подачи информации, музыкальное сопровождение, выбор локаций и специфика драматизма эпизодов. Должное внимание уделяется памятникам природы (Лаколлитовые горы, вечномерзлая пещера, Кольцевая гора и др.), архитектуре и лечебным свойствам курортов. В программах используются сравнения с другими известными бальнеологическими центрами («Тамбуканская рапа, по мнению экспертов, превосходит грязи Мертвого моря в Израиле», «количество туристов в Кисловодске в год превышает их количество в Баден-Бадене на почти 50 %» и др.). Журналисты активно вписывают регион в контекст мировой истории и культуры, упоминая Великий шелковый путь, который когда-то пролегал через регион, называя его «одним из последних форпостов Византии», утверждая, что «Пушкинская галерея в Железноводске и Лермонтовская галерея в Пятигорске, как и Эйфелева башня в Париже, являются первыми образцами зданий, собранных из быстровозводимых конструкций».
В совокупности программа «Поедем на курорт» представляет регион как уникальную и самобытную территорию, которая тем не менее вписана в историю и культуру страны и мира.
В проекте «Человек на своем месте» представлены объекты, характеризующие имидж региона: Пятигорск, Ессентуки и Ставрополь. Специфика визуальной подачи главного героя проекта – техника клипового монтажа, использование характерных для портретного интервью ракурсов (герой на фоне своей профессии, в иллюстративном интерьере, насыщенная перспектива кадра , интервью о профессии героя на втором месте). Можно отметить следующие характерные номинации региона в контексте представления образа персонажа: «многонациональный регион», «русская культура на Кавказе существует в форме казачьей культуры», «народный распев русской песни, полифония казачьей песни – это наш генетический код», «здесь переплетаются традиции в песнях разных народов Кавказа», «кавказская кухня – это путешествие», «наученная с детства, ручная работа…
Армянское национальное блюдо лучше готовит армянин, чеченец – чеченка» («Мужчина у себя. Мухамед Папшуов» передача 13 января 2021 г., «Мужчина у себя дома. Алексей Панченко» передача 30 декабря 2020 г. , «Мужчина у себя. Владимир Кузнецов» передача от 23 декабря 2020 г.).
В проекте «Ставрополье сегодня» тематико-образное наполнение концепта «край» связано с актуализацией следующих характеристик: «нам воды дадут только танцы с бубнами»; «на Ставрополье лето зеленое», «аграрный регион страны», «в маленьких деревнях Ставрополья жители сами себе дизайнеры», «залитое солнцем Ставрополье», «рождаются наши детки, тренд это хорошо», «Ставропольские овощи», «Каждый пятый помидор в стране — Ставропольский», «Тепличные хозяйства Ставрополя» («Ставропольский край сегодня. Экология Ставропольского края» передача от 28 марта 2020 г., «Ставропольский край сегодня. Социальная политика» 25 марта 2020 года, «Ставропольский край сегодня. Местные инициативы» 21 марта 2020 года, «Ставропольский край сегодня.
Поддержка семьи в приоритете» 09 февраля, 2020).
Можно констатировать, что параметры и специфика создания образа края в проектах «Человек на своем месте», «Ставрополье сегодня» базируются на четкой концепции, связанной с категориями «пространство», «национальное разнообразие», «аграрный регион», «солнечный край».
Цель исследования
Цель исследования — провести комплексный анализ телемедийного дискурса регионального канала «Ставропольское телевидение» («Твое телевидение») с позиций определения содержания понятия «имидж региона». и средства его формирования вербальными и изобразительными компонентами.
Методы исследования
Проблема исследования представляет собой соединение нескольких современных направлений в языкознании, коммуникативистике и теории журналистики, сферой интересов которых является изучение текста как мультидисциплинарного, поликодового явления и механизма репрезентации концепта в образообразующий дискурс. Исследование проводится на материале телевизионного дискурса.
Жанровая специфика исследуемого текста связана с тревел-публицистикой и способами подачи национально-специфического материала в концепт-пространстве.
В определении содержания понятий типологии современной тревел-журналистики и понятия национально-культурной идентичности мы опираемся на исследования (Blaer et al., 2019; I-Chieh et al., 2020; Rosenkranz, 2016). ; Вартманн и др., 2018).
Структура образа региона и формат его представления зависят от параметров взаимодействия адресатов высказывания, медиапространства и формата медиатекста (Свистунова, 2018). Мы подробно рассмотрели именно эту специфику формирования понятия, соотнося параметры содержания и средства его выражения.
В данной работе мы опираемся на характеристики образа региона с позиций когнитивистики, рассмотренные Чепраковым (2016):
Основанный на когнитивистике подход к рассмотрению образа региона позволяет решить вопросы соотношения компонентов образа и их языковой репрезентации, помогая выявить когнитивные особенности объекта, отражая накопленные знания, впечатления , ощущения, эмоции, входящие в познавательную картину мира адресата.
.. (с. 84)
Карандашов (2016) предлагает рассматривать социокультурный феномен, в состав которого входит концептуальное понятие «регион», в контексте структуры этого феномена:
Каждая социальная система имеет центр (ядро), в котором сосредоточены важнейшие элементы, составляющие ее уникальность. Центр аккумулирует пространство концентрации социальных ценностей, сформировавшееся в результате адаптационных процессов в тех цивилизационных условиях, в которых он изначально формировался. Центр также содержит нормы, стандарты и правила деятельности как конкретные стандарты, по которым живет общество. Ядерные компоненты культуры особенно ярко представлены в фольклоре, мифологии, обычаях, привычках, поведении в быту, исторических традициях, обрядах, языковых конструкциях и менталитете… (п. 7)
Мы разделяем эту позицию и предполагаем, что содержание образообразующего концепта связано со спецификой представления в этом концепте конкретных социокультурных знаний.
Содержание концепта формируется именно образом, документальным и медийным образом, который является «одним из способов познания действительности.
..» (Бабенко, 2018). Специфика содержания этого образа связана с игровым словесно-наглядным представлением его содержания: формирование пространства изображения на региональном канале – это формат художественной условности описания и изображения, подачи содержания понятие как обобщенно-типическое.
Находки
Визуально-вербальный образ Ставропольского края является частью современного культурного сознания. Он представлен в пространстве современной региональной тележурналистики как формат реализации культурного кода провинции, представления о провинции как типе сознания и образа жизни, способе формирования национальной идентичности.
Изученный материал позволяет констатировать, что в формате регионального телевидения сформировался уникальный феномен, который создается в телевизионном дискурсе вербальными и визуальными средствами.
Территория, регион представлены как понятие, ядерными компонентами в понимании которого являются компоненты «район, место проживания», «мир», «порядок», «тихое место», «природная и экономическая устойчивость».
», «космос», «лучше столичного региона», «регион с историей», «регион, являющийся частью мирового пространства», «уникальный регион».
Понятие «время жизни региона» соотносится и противопоставляется феноменам «советское время», «советская эпоха», «историческое прошлое», «тогда и сейчас».
В основе перспективы «вертикаль/горизонт» лежат визуальные средства формирования образа территории. На его основе также и на технических средствах художественно-изобразительной выразительности формируется идеализированный опоэтизированный образ данного пространства.
Заключение
Так, проекты «Я не местный», «Как устроена жизнь», «Время действовать», «Сделано в Ставропольском крае», «Право землепользования», «Поедем на курорт» «Ставрополья». Телевидение» (компания «Ваше ТВ») формируют привлекательный имидж региона в контексте имиджеобразования. Концептуальное содержание составляет представление о Ставропольском крае как устойчивом, стабильном регионе с упорядоченным укладом жизни, оригинальном, с одной стороны, и однозначно встроенном в историко-культурное пространство страны и мира, с другой стороны.
.
Ссылки
Бабенко В. А. (2018). Документальное изображение как часть современной визуальной культуры. Вестник Поволжского университета имени В.Н. Татищева, 2(2), 161–165.
Блэр, М., Фрост, В., и Лэнг, Дж. (2019). Будущее путевых заметок: интерактивность, личный брендинг и сила. Управление туризмом, 77, 1–10.
Чепраков А. В. (2016). Образ – стереотип региона (к определению понятий). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология, 15(6), 83–9.2.
И-Чие, М. Я., Френч, Дж. А., и Ватабе, М. (2020). Символика международного туризма в национальной идентичности. Анналы исследований в области туризма, 83, 1–10.
Карандашов И.





