Содержание
Окрестности Суздаля: секреты древних сёл
Кто же не любит Суздаль? Мы там бываем по несколько раз в году. И наше бессилие перед очарованием этого городка выражается еще и в том, что не имеем сил написать о нем – слишком масштабно предстоящее полотно. А вот окрестности Суздаля обычно остаются за рамками туристического внимания. И совершенно зря. Ловите маршрутик на полдня, а самым неторопливым – так и на день!
Выезжайте из Суздаля по улице Васильевской, мимо старинного монастыря и места крещения суздальцев, держите курс прямо к месту впадения Каменки в Нерль. Пути всего около 5 км, но знайте, что едете по дороге, которой почти тысяча лет. Она вела из Суздаля в Городец (Нижегородская область), через нынешний Ковров, старинный Стародуб, ивановскими лесами и прямо на берега Волги. Часть этого маршрута с достопримечательностями у нас описана в отчете о местах, связанных с именем Дмитрия Пожарского.
На месте впадения Каменки в Нерль стоит село Кидекша, которое впервые упоминается в 1152 году. Само название уходит в толщи веков и залежи мерянского языка. Сейчас историки придерживаются двух версий: в переводе с мерянского Кидекша – “каменная речка”, а по-русски – вроде как “покинутое место”. Историческую основу имеют обе версии.
Речка, на которой стоит Суздаль и Кидекша – Каменка, названная так за каменистое дно, что редкость для рек владимирского Ополья. А покинутой Кидекша стала, когда в середине XII века князь Юрий Долгорукий решил поставить тут свой укрепленный двор. Здесь было хорошо контролировать речные пути, да и от спесивых суздальских бояр подальше. Более того, место уже было освещено княжеским присутствием – по легенде, здесь в Х веке располагалось становище святых князей Бориса и Глеба, которые встретились по дороге в Киев, направляясь соответственно из Ростова и Мурома. Об этом упоминается в Степенной книге, и, верно, именно это послужило причиной посвящению местной церкви этим святым. Долгорукий поставил тут небольшую крепость и храм. То есть Кидекша вполне могла стать стольным градом вместо Москвы, которая старше Кидекши всего на пять лет. Но звезды не легли. И, наверное, это хорошо. В итоге князь покинул это место, а двор перешел к его сыну – Борису Юрьевичу, который тут жил и был погребен вместе с семьей.
Словом, это самое известное село в окрестностях Суздаля. Известность вполне заслуженная и музем-заповедником поддерживаемая. А потому вы непременно увидите на парковочном пятаке туристические автобусы. Вот вид на Кидекшу, который туристы не видят – снимок сделан с противоположного берега реки.
А едут туристы увидеть вот эту скромную белокаменную красоту – личный храм Юрия Долгорукого, охраняемый ЮНЕСКО. Это церковь святых Бориса и Глеба, чье первое упоминание в 1152 году и помогает датировать существование самой Кидекши. Для постройки белокаменной церкви князь пригласил галицких каменщиков, так как свои мастера не умели работать с камнем. Строили каменщики по-западному – из природного известкового камня, найденного где-то на территории современного Подмосковья. Камень прекрасно отёсан и положен почти насухо.
Вообще, именно с постройки храма Бориса и Глеба началось Владимиро-Суздальское белокаменное зодчество. Памятников тех веков всего пять – и все их стоит увидеть своими глазами (кроме Кидекши белокаменные храмы украшают пойму реки Нерль, Владимир, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский).
Строгая простота и даже суровость. Минимум украшений. Это вам не Покрова на Нерли с царем Давидом и женскими масками. И уж тем более не Дмитриевский храм во Владимире с его райскими кущами на стенах. И не церковь с улыбающимися котами и даже слоном в Юрьеве-Польском.
Жаль, своды этого храма в XVII веке обрушились и верх был починен иначе. Но внутри сохранились древние хоры, фрагменты фресок 1180-х годов, аркасолии – ниши для захоронения, на стенах – древние граффити. Археологами были обнаружены неизвестные ранее детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса, нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырёх ножек и омфалий. На этих снимках – аркасолия семьи сына князя Долгорукого. Княжеские останки из храма изъяты.
Кстати, омфалий – это «пуп». Так называли особое место в храме, его центр, пуповину. Омфалий в Кидекше – это камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. Сейчас он включён в экспозицию и является уникальным, так как в древнерусской архитектуре известен только более ранний мозаичный экземпляр X века в киевской Десятинной церкви, а остальные – гораздо более поздние. Также в Борисоглебской церкви был обнаружен белокаменный саркофаг и фрески XII века.
В конце XVII века к храму добавились памятники, характерные для суздальского зодчества. Например, Святые ворота, которые вели к спуску на реку. Думается, тут могли быть и речные ворота крепости Долгорукого.
Позднее к архитектурному ансамблю Кидекши добавилась ныне действующая теплая церковь Святого Стефана (1780 год). Для села это важно, так как Борисоглебская церковь – музей. Забавно, но на территории комплекса пытаются сохранить даже старые деревья. Это явно разваливается, но его обрабатывают смолой и скрепляют манжетами и цепями.
Впрочем, если зимняя церковка в этом комплексе вполне обыкновенна, то вот шатровая колокольня XVIII века весьма выразительна. И, кроме того, она “падающая”, то есть заметно кренится. До ХХ века на ней висел колокол, подаренный Иваном Грозным в честь взятия Казани. Сейчас колокольня закрыта, а раньше на нее пускали туристов. Говорят, виды – потрясающие.
Если будете в Кидекше во время работы музея – непременно купите билет и осмотрите храм изнутри. А если будет возможность присоединиться к группе туристов с экскурсоводом – пользуйтесь шансом узнать больше об этом уникальном месте.
Еще в пяти километрах от Суздаля, но в сторону Владимира, расположено село Черниж. В отличие от Кидекши, оно совершенно не интересует музей-заповедник, и там не бывает автобусов с туристами. А между тем, там стоит уникальное сооружение – деревянный усадебный дом с тосканским портиком и четырьмя деревянными колоннами.
Согласно книге «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск 3. Суздальский и Юрьевский уезды» 1897 года, исторических сведений о селе Черниж Суздальского уезда Владимирской губернии невозможно было отыскать уже в конце XIX века.
Наиболее ранним из известных описаний села является статья о нем в экономическом приложении к планам Генерального межевания Суздальского уезда, составленная между 1764 и 1782 годами. В документе сказано, что в указанные годы Черниж находился в совместном владении помещиков «Анны Яковлевны Кречетниковой, Василья Ивановича Сытина, Ивана Федорова сына Владыкина, Татьяны Васильевны и Авдотьи Степановой дочери Молчановой, Ивана Борисова сына Шувалова». О расположении поселения сообщается: «село пообе стороны оврага Межнишного в котором пруд, ипридвух прудахже церковь каменная Николая Чюдотворца сприделом Сергия Радонежского Чюдотворца; два дома госпоцкие деревянные, приодном сад сплодовитами деревьями». В описываемое время в Черниже насчитывалось 84 крестьянских двора, в которых проживали 256 мужчин и 270 женщин.
Топографические карты 1850-х годов свидетельствуют, что в это время крестьянские дома в Черниже располагались тремя порядками к северу и двумя – к югу от занимающих центр села прудов. У здания Никольской церкви отмечены усадебные постройки – дом и два флигеля. Еще одно крупное каменное строение – видимо, конюшни и каретный сарай – отмечены на левой стороне Черницкого оврага. В один ряд вдоль безымянного оврага к югу от села стояли три ветряные мельницы.
Сегодня, кроме трех ветряков, все так и стоит, как на карте 1850 года. Мимо господского дома в Черниже не проехать. Он стоит на краю пруда, прямо рядом с храмом, обратив свой парадный вход и окна залов на церковь. Трогательное соседство. Сейчас дом и храм разделяет мемориал в честь павших воинов. Заметьте, что на фасадах нет никаких украшений. Видимо, они просто не подновлялись в поздние годы и не дошли до нас. В советские годы вряд ли стали бы восстанавливать помещичьи затеи, а потому подчеркивали утилитарное назначение усадьбы.
Вот на этом снимке с заднего двора видно, как близко друг к другу расположены церковь и помещичий дом.
Так кто же был владельцем этого дома?
А владельца было два.
Помните в списке помещиков села по переписи 1764 – 1782 годов Анну Яковлевну Кречетникову? Она – урожденная Сытина, и совладельцем числится кто-то из родственников. Возможно, доля в Черниже была ее приданым или наследтвом. Анна Яковлевна была замужем за владимирским дворянином, генерал-майором и астраханским губернатором Петром Никитичем Кречетниковым. Вот его портрет. Собственно, это единственный портрет человека, имеющего хоть какое-то отношение к усадьбе. Других найти не удалось.
Погрудный портрет П.Н. Кречетникова
генерал-майора и астраханского губернатора,
изображенного в военном мундире с орденами Святой Анны и Белого Орла.
У четы Кречетниковых были сын Иван и дочь Елизавета. Иван Петрович служил советником Рязанской уголовной палаты, был председателем Костромской уголовной палаты (1787-1796) и имел чин коллежского советника. Был дважды женат, имел четырех детей, младшая из которых – Екатерина Ивановна и была первой хозяйкой этого дома в Черниже.
Дом всем своим проектом просится быть в камне, но, видимо, не слишком высокие доходы одинокой помещицы заставили возводить дом с колоннами из дерева. А вот на храм она денег не пожалела. Известно, что в 1834 году на пожертвования Екатерины Ивановны к Никольской церкви была пристроена теплая трапезная с приделами в честь Преподобного Сергия Радонежского и иконы Божьей Матери Казанской. Была также построена каменная колокольня.
Точных дат жизни Екатерины Ивановны мы не знаем, однако известно, что умерла она девицей, то есть замуж так и не вышла и прямых наследников не оставила. В чем причина ее одиночества – неизвестно. Это могла быть и несчастная любовь, и болезнь. Потому что с маленькой усадебкой и домиком она уже не была бесприданницей и вполне могла составить счастье мелкого помещика.
Ее утешение, судя по всему, составляла религия, благо богатый монастырями Суздаль был в получасе неспешной езды от имения. Думается, что так и делала Екатерина Ивановна – велела заложить коляску с мягкими рессорами и по полевой дороге отправлялась молиться по обителям, чтобы к обеду быть дома.
Картина Василия Максимова “Все в прошлом”, 1889 год.
К слову, ее кузина (дочка тётушки Елизаветы Петровны) Мария Шепелева, в замужестве Сухово-Кобылина, была хозяйкой литературного салона на московской Тверской, в известном москвичам “доме Фамусова”. А благодаря родству с Баташевыми, ее муж был управляющим выксунскими металлургическими заводами.
В 1834 или чуть позже Черниж был приобретен суздальским дворянином, уездным предводителем дворянства Иваном Алексеевичем Рагозиным (1781 – 1858 годы). К сожалению, портрет помещика на просторах интернетов найти тоже не удалось. Что стало причиной продажи имения – неизвестно. Возможно, Екатерина Ивановна скончалась, а наследники решили домик продать.
Про Рагозина известно чуть больше. Карьера его была вполне обычна для отпрыском дворянских семей с достатком ниже среднего. Родился он, судя по всему, в селе Петрово Городище Суздальского же уезда Владимирской губернии. Сейчас это село находится в Гаврилово-Посадском районе Ивановской области всего в нескольких километрах от Суздаля.
Рагозины владели Петровым Городищем и несколькими окрестными деревнями много лет и являли собой пример служилого дворянства, которое не избегает государственной службы и повинностей, но более всего утешает себя тихой провинциальной жизнью и ценит хороший обед, пение соловья в саду и круглый локоток супруги 🙂
Иван Алексеевич, как любой помещичий отпрыск, получил первое образование у домашних гувернеров, но продолжил обучение в Инженерном кадетском корпусе. Он находился на военной службе и в 1803 году вышел в отставку артиллерии поручиком. Ясное дело, 22-летний поручик мог бы послужить и далее, но инженерная карьера, видимо, не прельщала или виделась невозможной. Известно, что с 1806 по 1807 год Рагозин служил во Владимирской милиции, а с началом войны с Наполеоном записался во Владимирское ополчение, в составе которого пробыл до 1814 года. Где именно сражался Иван Алексеевич, бился ли на Бородинском поле, дошел ли до Парижа – мы не знаем. Наверное, это предмет отдельного архивного изыскания.
Но уже в 1815 году 34-летний ветеран избирается депутатом дворянства от Суздальского уезда и служит им вплоть до 1821 года. Репутация хорошего хозяйственника и семьянина обычно должна была прилагаться к депутатству. И, судя по всему, Иван Алексеевич соответствовал. Также это говорит о том, что фамилия Рагозиных была уважаемой, а сами помещики не гнушались общественной нагрузки.
Иван Алексеевич упоминается 1828 годом, как заказчик и финансист строительства трапезной с теплыми приделами Зачатия Анны и Василия Великого и колокольни к Никольскому храму своей семейной вотчины Петрово Городище. Сам храм был построен, возможно, отцом Рагозина в 1789 году, когда Иван Алексеевич был еще восьмилетним ребенком. Возможно, он расстраивал храм в память о родителях.
После 1834 года Рагозин приобрел усадьбу в Черниже. Не исключено, что он несколько перестраивал дом, ведь семейному человеку надо больше места, нежели одинокой девице. Вероятно именно при Иване Алексеевиче появились антресоли в задних крыльях дома. Так как дом обшит тесом, заметить переделки сложно.
Кстати, согласитесь, чем-то похож чернижский дом на усадьбу с картины Поленова “Бабушкин сад” 1878 года? Может, и дом в Черниже имел такой декор?
Картина Поленова “Бабушкин сад”, 1878 год.
Теперь, когда хоть что-то известно о владельцах, можно продолжить осматривать дом.
Интересно, что парадный вход дома в советские годы перестал таковым быть. Портик не сохранил входа.
Помещичий дом, точнее его парадные высокие залы, стал Домом культуры. И получил дверь сбоку.
Мы объехали дом сзади и поставили авто на бывшем помещичьем дворе.
Со двора видно, что дом П-образный в плане. Такой же деревянный усадебный дом с двумя задними крыльями, но без портика стоит и в Нижегородской области – в имении Котлубицких в селе Костянка Шатковского района. Дом несколько обезображен каменным пристроем, странным крыльцом в бывший магазин и фельдшерский пункт, а также кирпичной трубой отопления. Сейчас она не имеет уже никакой связи с домом и стоит просто так.
А сбоку видно, что обшитый тесом дом имел передние парадные залы с высокими потолками, а дальше шли перерубы и в задней части дома были уже жилые комнатки в два этажа. Потолки в них ниже, их проще протопить. Эти окна смотрят на пруд.
Вид от дома. Пруд, кстати, не один. Это система прудов, целый каскад. Основой, судя по всему, послужили овраги.
От заднего двора на плотину бежит тропинка. За неимением парка, возможно, именно эти тропки были местом для променада владельца и его семьи. Мы тоже решили пройтись. Вид на дом с дамбы и пруда.
Кстати, соседку – Никольскую церковь, тоже видно. Здание эпохи барокко, возведенное в 1755 году. Как уже говорилось, расширением храма занималась девица Кречетникова. Во второй половине XIX века при церкви была построена часовня-усыпальница Рагозиных, что подтверждает версию о том, что Иван Алексеевич не был наследником родительского имения в Петровом Городище.
Слева, у алтарной части видно маленькую часовенку. Возможно, это та самая, над могилами Рагозиных, которые ложились в землю на этом почетном месте, с видом на пруд.
Сразу за барским домом стоят два одинаковых кирпичных двухэтажных флигеля, которые сейчас используются, как частные жилые дома.
Пространство между ними и домом помещика вымощено белым камнем. Его видно до сих пор.
Через сельскую улицу, на некотором удалении, но в зоне видимости стоят конюшни и каретники. Уже в руинах, к сожалению.
Вид на усадьбу от конюшен.
Помещичий дом и один из флигелей.
Жаль, что Чернижское имение находится в ужасном состоянии. Это памятник регионального значения, но у Владимирской области нет на него денег. Местные жители очень переживают за сохранность дома, мечтают об открытии тут музея и доламывают барские конюшни на кирпич. Местечко уютное – к посещению обязательно.
Кроме этих уникальных объектов, мы выбрали для осмотра пару многоэтажных храмов, достойных стоять не в селах, а в губернских городах. Вообще, церквей в Суздальском уезде – богатейшая россыпь. И все они в разном состоянии. Можно отобрать для осмотра буквально любые, благо дороги почти всюду – асфальт.
Итак, с трассы Владимир – Суздаль мы свернули на село Борисовское и отправились до Воскресенской слободки на берегу Нерли. Дорога крайне живописна: холмы, поля, речка и местами элитные коттеджные поселки, перемежающиеся вполне рядовыми деревенскими дачами владимирцев.
Раньше писалось, что “расстояние от Владимира 25 верст, а от Суздаля 13 верст”. В XVI веке село принадлежало князю Петру Михайловичу Щенятеву, по чьей фамилии населенный пункт до сих пор величают Щенячьей слободкой. Колокольню видно издалека. Из-за штукатурки она вообще кажется деревянной.
Церковь в слободке каменная, двухэтажная и построена в 1743 году в стиле нарышкинского барокко. Колокольня при ней каменная. Престолов в церкви четыре: в нижнем этаже главный престол в честь Воскресения Христова, придельные престолы – во имя святого Чудотворца. Николая и во имя святого великомученика Димитрия Солунского, а в верхнем этаже – во имя святого князя Владимира. Интересно, что приход храма составляла только слободка, которая была довольно населенной.
Штукатурка придает барочной колокольне какой-то готичности. Кстати, виден пролом в колокольне – его сделали, чтобы сбросить колокола.
Сохранившийся фрагмент мозаичного пола хранит дату – 1894 год – год реконструкции храма.
Лепнина в колокольне.
Вокруг храма – небольшое сельское кладбище. А вокруг погоста – дома и огороды. Жизнь и смерть – все рядом, как в жизни.
Судя по всему, кто-то взялся за восстановление храма – на алтаре и трапезной новая кровля с водостоками, а основной объем изнутри закрыт. Впрочем, интерьеры все равно были утрачены. И только под куполом, говорят, осталось деревянное распятие, которое просто не смогли достать. Мы этого не увидели.
Зачем оштукатурили – вообще непонятно. Напоминает обивку храма листами железа, как в Больших Кемарах Нижегородской области. Обили, чтобы закрыть выщербленный кирпич. Из-за почерневшего железа храм стоит будто горелый. Мне кажется, штукатурить нарышкинское барокко – из той же оперы. Но величия не отнять. Такой храм мог бы не то, что слободку – губернский город украсить.
Второй храм, который мы хотели увидеть, расположен ближе к Суздалю – в пяти километрах на выезде из города в сторону Гаврилова Посада, в селе Весь.
Интересно само название села. Весь – это финно-угорское племя, родственное мерянам, но жившее сильно севернее суздальской земли. Как их сюда могло занести – неясно, а уж сохранить до XXI века себя в названии села – тем более чудесно. В окрестностях Веси найдено несколько городищ и 107 курганов со следами ритуальных сожжений. Меряне и славяне жили тут по соседству примерно в одно и тоже время – с Х по XIII века. Различия племен обычно определяется по черепкам посуды: меря не знали гончарного круга и посуду лепили. Найдено много украшений – височные кольца, браслеты, шумящие подвески-уточки, мужская подвеска “топор Тора” и многое другое.
Стоит Весь на высоком берегу речки Ирмес, которая впадает в Нерль. Ирмес – это что-то вроде “речка текущая из болота”. Когда мы подъехали к храму, небо закрыла штормовая туча. Это место встретило нас вот так.
Храм здесь уникальный.
Во-первых, у него двойное название – церковь Троицы Живоначальной/Михаило-Архангельская церковь. А все потому, что храм двухэтажный: нижний – теплый и с престолом в честь Архистратига Михаила (построен в 1769 году), а верхний – холодный и с престолом в честь Святой Живоначальной Троицы (построен в 1817 году).
А во-вторых, из-за надстройки храм стал похож на башню. Точнее так – он превратился в башню. Совершенно уникальное сооружение с удивительными пропорциями, стоящее в местности, которая словно добавляет величия и красоты церкви. Это разрушающееся пятиглавие видно за много километров.
Основной объем традиционного бесстолпного суздальского типа надстроен на еще одну высоту и церковь стала с четырьмя ярусами, устремленной ввысь и парящей над окружающими ее полями. Очень напоминает тотьминские храмы-галеоны, узкие в основании, но очень высокие, словно стремящиеся оторваться от грешной земли и улететь за облака.
Остатки росписи на стенах храма.
Состояние храма плачевное. Но у алтарной части кто-то заботливо высадил сосны и елки.
Кстати, двухсветный алтарь не так часто можно увидеть.
А потом выглянуло солнышко. Буквально на три минуты перед тем, как на нас обрушился шквал холодного ветра, а над полями повисла завеса дождя. И открывшаяся картина над излучиной реки была особенно прекрасна.
Словом, обожая Суздаль и гуляя его улочками, не ленитесь хотя бы понемногу открывать для себя и его окрестности. Тем более, что судьба их не так завидна, как у города-музея, а история – не менее славная.
Основные достопримечательности Суздаля и его окрестностей
О насНовостиАфишаПолезная информация
Суздаль является уникальной достопримечательностью Владимирской области, ведь это настоящий музей под открытым небом, который входит в классический маршрут «Золотое кольцо России». На небольшой территории Суздаля площадью 9 кв. км находится большое сосредоточение музеев и достопримечательностей. Уникальные памятники архитектуры, расположенные среди живописной природы, зачаровывают гостей. Здесь вы не встретите ни высотных зданий, ни заводских корпусов. Суздаль сохранил облик древнерусского городка XVIII века.
Знакомство с Суздалем невозможно без посещения основныхдостопримечательностей:
- Суздальский кремль — сердце города и главная достопримечательность Суздаля. Белокаменные стены тысячелетнего кремля возвышаются в древнейшей части города. (переставить) Кремль был возведен в X веке и служил резиденцией князей. В его комплекс входят: собор Рождества Богородицы (XII-XVI вв.), Архиерейские палаты (XV-XVIII вв.), соборная колокольня (XVII в.), деревянная Никольская церковь (XVIII в.). С кремлевских валов открываются великолепные панорамные виды.
- Музей деревянного зодчества — территория, куда из разных уголков области были свезены старинные избы, сараи, амбары, мельницы, колодец и другие уникальные постройки XVII-XIX веков, построенные без единого гвоздя Преображенская и Воскресенская деревянные церкви XVIII века. Здесь каждый может посмотреть, как жил крестьянин-середняк, заглянуть в дом зажиточного крестьянина.
- Спасо-Евфимиев монастырь — архитектурный комплекс XVI-XIX вв., внесенный наряду с Суздальским кремлем в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, был основан в середине XIV века. К числу расположенных на территории монастыря достопримечательностей Суздаля относятся Спасо-Преображенский собор, Благовещенская надвратная церковь, Никольская больничная церковь, Успенская трапезная церковь, церковь Иоанна Предтечи «под колоколы» (звонница), тюремный, архимандритский и братский корпуса, мощные монастырские стены и башни.
Всего в городе пять монастырей, и все они достойны пристального внимания как памятники истории и архитектуры.
В окружении каменных церквей, в центре города, расположена Торговая площадь, которая и по сей день сохранила свое название, назначение и неповторимый колорит XVIII-XIX вв. Невозможно пройти мимо, не прикупив сувениров местных ремесленников и не отведав местных гастрономических изысков. Тех, кто хочет окунуться в жизнь Древней Руси, ждет музей «Щурово городище». Здесь можно покататься на лошадях, пострелять из лука, научиться владеть копьем и мечом. И не только. История Суздаля и достопримечательности города привлекают сюда сотни тысяч туристов со всего мира. Ведь здесь все пропитано очарованием старины, которое Суздаль смог пронести через века. Но достопримечательностей в Суздале и его окрестностях настолько много, что обойти их все за один день у вас вряд ли получится. Сегодня разработаны интересные туристические маршруты и экскурсионные программы, которые позволяют путешественникам увидеть большую часть памятников архитектуры и посетить самые значимые объекты культурного наследия.
Город Суздаль с уникальными достопримечательностями и православной архитектурой, богатой историей и культурой навсегда покоряет сердца туристов, которые возвращаются сюда снова и снова.
Календарь событий
Все городаАлександровАлександровский районВладимирВладимир, ГРК «Русская Деревня»Владимирская областьВязникиВязниковский районВязниковский район, д. СаврасовоГороховецГусь-ХрустальныйГусь-Хрустальный, Интернациональная, 53ДоброградКамешковоКамешковский районКамешковский район, д. МишневоКиржачКовровКовровский районКовровский район, с.МарининоКольчугиноМеленкиМуромМуромский районПетушинский районПетушкиПокровСеливановский район, п.Красная ГорбаткаСобинкаСобинский районСобинский район, Музей Н.Е. ЖуковскогоСобинский район, с. АлепиноСобинский район Музей Н.Е. ЖуковскогоСудогдаСуздальСуздаль, ГТК «Суздаль»Суздальский районЮрьев-Польский
ЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь
Остановки и развлечения по Суздалю в Боголюбово проезд или автопутешествие
Покровский (Покровский) монастырь основан в 1364 году, но от этого начального периода практически ничего не сохранилось. Все, что дошло до наших дней, в основном относится к первой половине XVI века и более позднему периоду и связано с драматическими событиями в жизни великокняжеской семьи – московского князя Василия III. Он решился на неслыханное нарушение церковных правил – развод со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая после двадцати лет брака так и не родила детей. Она происходила из старинного московского боярского рода. В 1508-1518 годах Василий III богато обустроил Суздальский Покровский монастырь, одновременно добиваясь развода с церковью и подыскивая себе будущую новую жену – полячку Елену Глинскую. В 1625 г. Соломония Сабурова была насильно пострижена в монахини (под именем Софии) и сослана в Покровский монастырь.
С тех пор Покровский монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин из знатных боярских родов. Среди ее монахинь и старцев – дочь и племянница Ивана III, жена князя Владимира Старицкого – Евпраксия, жена царевича Ивана – Евдокия, одна из жен Ивана Грозного – Анна Васильчикова. Последней цесаревной монастыря была Евдокия Лопухина, жена Петра I, обвиненная в заговоре против царя. Здесь закончили свою жизнь многие аристократические духовные узники. В монастыре обнаружены захоронения представителей родов Нагиев, Горбатых, Шуйских и др. (более 20 именитых монахинь). В 1934, в усыпальнице Покровского собора, под небольшой белокаменной плитой (без надписи) директор Суздальского музея А. Д. Варганов обнаружил детское захоронение. В деревянной палубе обнаружены «остатки полуистлевшей шелковой ткани без костных остатков». Это захоронение стали связывать с ходившими в XVI веке слухами о рождении в монастыре, якобы, сына Соломонии Георгия, которого она отдала на воспитание верующим людям, устроив фиктивное захоронение. В 1650 г. Соломония Сабурова была причислена к лику святых (Софии Суздальской), ее могила, «источая чудеса», привлекала паломников и обогащала монастырскую казну. Монастырь получил богатейшие залежи и новые земельные владения с тысячами крепостных. Его неоднократно посещали королевские особы.
Главным храмом монастыря и одновременно усыпальницей знатных монахинь был Покровский (Покровский) собор. Это величественный трехглавый храм, в оформлении которого использована отделка белокаменного Рождественского собора Суздальского кремля (арочно-столбчатый пояс, пышные порталы, хорошо просматривающиеся сквозь открытую аркаду галереи). Внутреннее убранство храма было очень аскетично: пол был вымощен черной керамической плиткой, стены не крашены. Но великолепные иконы и художественное шитье сделали интерьер изысканным.
Шатровая колокольня соединена с собором галереей. Это редкий памятник древнерусского зодчества: его нижняя двухъярусная часть, относящаяся к 1515 году, представляла собой восьмиугольную столпную церковь «под колокола» (т.е. завершенную ярусом звонницы). Шатер современной колокольни появился в конце XVII века.
Первоначальная архитектура собора повторяется в Святых вратах, построенных, как и другие постройки монастыря, по заказу Василия III около 1518 г. Это четырехгранная башня с двумя несимметричными арочными пролетами, над которыми расположены галерея и изящные трехэтажные возглавил надвратную церковь Благовещенского подъема. Украшения фасадов здания напоминают резьбу по дереву, придавая его облику искреннюю простоту и элегантность.
На священной земле в 140 милях от Москвы – The Denver Post
Море человечества нахлынуло на вокзал в Москве, оттолкнув меня от кассы. Я терял позиции, сражаясь с толпой людей, переживших и тяготы советской бюрократии, и зыбучие пески анархического капитализма. Хитрый восьмидесятилетний мужчина попытался протиснуться мне под мышку, и я заблокировал его своим рюкзаком, пихая в кассу случайный набор иностранных купюр.
«Владимир, два», — сказал я, подняв два пальца — это почти предел моих знаний русского языка.
Владимир, однако, не был нашей конечной целью. Дешевые авиабилеты (270 долларов в оба конца!) вдохновили меня и моего парня на спонтанную поездку в Москву, а друг-эмигрант предложил нам также посетить Суздаль, живописный город всего в 140 милях к востоку от столицы.
Региональная столица в Средние века, Суздаль стоял в эпицентре золотого века русской архитектуры, когда Москва была лишь малоизвестным аванпостом в глуши. Однако ко времени большевистской революции именно Суздаль ушел в безвестность из-за господства соседнего Владимира. Таким образом, несмотря на то, что исторические церкви по всей России были сожжены, разобраны или использованы в светских целях, Суздалю удалось сохранить около 30 церквей, 14 колоколен и несколько обнесенных стеной монастырей.
Однако на расшатанном пригородном поезде поездка во Владимир заняла почти четыре часа, а до Суздаля оставалось еще 24 мили. Вместо того, чтобы сесть на автобус, мы выбрали такси на последнем этапе пути и молча наблюдали, как промышленный упадок сменяется холмистой местностью и залежами сельскохозяйственных угодий. Затем на горизонте показались величавые луковичные купола и церковные шпили нашей цели. Мы вышли из такси прямо у городских крепостных стен XI века.
Было уже поздно, и я смотрел, как темнеет небо, когда звонит церковный колокол. У реки Каменки на курьих ножках стояли три рыбацкие избы. Долгое и трудное путешествие вдруг обрело смысл: Суздаль находится не только в 140 милях от Москвы; это также не менее 500 лет от шумной столицы.
На следующее утро мы прошли милю вверх по главной улице Суздаля от нашего отеля до непритязательного штаб-квартиры Владимиро-Суздальского музея-заповедника, чтобы встретиться с нашим англоговорящим гидом Надей. Она сразу же ответила на вопрос, который был у меня в голове: что со всеми церквями?
Самые величественные и старые церкви Суздаля, по ее словам, были построены князьями, чтобы устрашить своих подданных и дать отпор захватчикам. Во многих случаях эти постройки фактически служили крепостями, где люди укрывались во время осады. В других частях средневековой России зодчие предпочитали строить из дерева или кирпича, но по неизвестным причинам суздальские князья настаивали на прочном известняке, хотя он был намного дороже, с ним было трудно работать, и его приходилось возить из каменоломен по всему миру. 250 миль.
Когда Суздаль потерял политическое значение, он стал процветающим торговым центром, сказала Надя. Купцы строили деревянные церкви парами — одну легкую и просторную летом, другую приземистую и легко отапливаемую зимой. На каждой улице была своя пара, и строительство грандиозных церквей стало соревнованием и предметом гордости и престижа для богатых бизнесменов. Вот почему «куда ни глянь, красивая старинная церковь», — хвасталась Надя.
«У нас очень плодородная почва»
Когда мы ехали к нашему первому пункту назначения, Спасо-Евфимиеву монастырю, мы проезжали мимо людей, ухаживающих за садом и торгующихся о цене семян. «У нас очень плодородная почва и самые лучшие в мире огурцы, — с гордостью сказала Надя.
Монастырь, однако, казался далеким от этих земных забот. Грозные стены с 12 боевыми башнями окружают комплекс, стоящий на гребне холма. За воротами мы обнаружили широкий, поросший травой двор. Собралась школьная группа, и дети вытягивали шеи, чтобы заглянуть внутрь колокольни.
Несколькими этажами выше нас появился человек, и казалось, что к его конечностям привязаны веревки. Он начал подпрыгивать на цыпочках и дергать руками в судорожном танце, заставившем почти 20 колокольчиков звенеть в ритмической какофонии. «Стравинского вдохновляли такие церковные колокола, — сказала Надя. Школьники снимали выступление на камеры мобильных телефонов.
После звона мы вошли в Спасо-Преображенский собор, здание XVI века, увенчанное одним большим золотым куполом и четырьмя зелеными. Никогда не бывавший в русской православной церкви, я с удивлением обнаружил, что стены от пола до потолка увешаны изображениями святых. «Они помогали неграмотным понять жизнь Иисуса, — сказала Надя. Как функционально неграмотный турист в России, я оценил этот жест.
Четверо мужчин в церковных воротничках вошли в собор, встали плечом к плечу и начали петь. Их голоса звучали ясно и неземно, как солнечный свет сквозь стоячую воду, и я повернулся к стене, чтобы скрыть сияющие глаза от моего мужественного русского проводника. «Знаешь, они не монахи», — прошептала мне Надя. — Они из местного хора.
Когда мы ехали на автобусе в восточную часть города, я заметил, что мы находимся на улице Ленина.
«Не странно ли, — сказал я, — что главная улица Суздаля названа в честь человека, который разрушил столько церквей?»
Надя непонимающе посмотрела на меня. Я повторил свой вопрос. «Хрущев был хуже», — ответила она, пожав плечами.
Одна из старейших церквей
Мы сошли на Рыночной площади, приподнятом каменном дворике, который большую часть тысячелетия служил торговым центром Суздаля. Не обращая внимания на торговцев русскими матрешками и березовыми вениками, мы прошли по самой старой улице города к одной из старейших церквей — собору Рождества Богородицы.
Церковь была построена в 1222 году, но со временем верхняя часть рухнула, возможно, из-за новаторских высоких арок, и была перестроена в 1528 году. Однако сохранились некоторые оригинальные резные фигурки снаружи церкви, в том числе безмятежные женские лица и геральдические знаки. со львами — это говорит о том, что в ранних православных церквях, возможно, было больше декоративного искусства, в то время как более поздние церкви склонялись к изображениям святых и библейских сцен, сказала Надя.
Сразу за центральной палатой собора мы наткнулись на пару массивных черных дверей с золотыми надписями. На картинках были сцены из Библии и образы византийских богословов и русских святых — умная интерполяция разных источников авторитета, пояснила Надя. Смысл этих изображений был для меня в значительной степени утерян, но двери со львами, держащими в пасти массивные медные ручки, ясно передавали силу, богатство и религиозную легитимность князя Юрия, заказавшего церковь. Даже дикие звери выполняли приказы этого давно умершего принца.
Как и Спасо-Преображенский собор, Собор Рождества Богородицы от пола до потолка покрыт изображениями святых — одних ярких и ярких, другие пастельных тонов. Примерно каждые 200 лет интерьер собора подвергается новой окраске, объяснила Надя, и теперь реставраторы сдирают более новые росписи, чтобы обнаружить более старые. Как я позже обнаружил, даже знаменитые голубые луковичные купола собора — это реконструкция 18-го века.
Мы нагуляли аппетит, пытаясь разобраться в этой архитектурной стилизации, поэтому сделали перерыв на обед и направились в ближайший ресторан. Несмотря на то, что ресторан «Трапезная» расположен в близлежащем монастырском комплексе собора, он является одним из самых дорогих ресторанов в городе, поэтому мы заказали скромный ужин из грибного супа и медовухи местного производства. Пока мы ждали нашу еду, я заметил диско-шар, висящий над нашими головами, свисавший с приспособления, которое, казалось, было просверлено прямо в историческом потолке 15-го века.
Пока мы пили медовое вино по средневековому рецепту, в монастыре, пережившем монгольские полчища и набеги соседних князей и почти каждое последующее столетие перестраиваемом, реставрируемом или, по крайней мере, ремонтируемом, я понял, что мое первое впечатление о Суздале было все не так.
Этот город не музей и не место, забытое временем. Это незавершенная работа.
Дингфельдер — редактор статей в The Washington Post Express.
Суздальский справочник инсайдеров
ДОБРАТЬСЯ: Delta, Air France и Россия предлагают рейсы с одной и двумя пересадками в Москву из международного аэропорта Денвера по цене от 1841 доллара США. Пригородный поезд до Владимира с Курской станции в Москве стоит около 8 долларов. Из Владимира городской автобус до Суздаля стоит около 2 долларов, такси около 30 долларов.
ПРОЖИВАНИЕ: Гостиница Сокол , Площадь Рынок, 2А, 011-7-492-312-0987, hotel-sokol. ru. Недавно отреставрированный отель веселый и современный. Номера примерно от 115 долларов.
Гостиница Ризоположенская Ризоположенский монастырь, 011-7-492-312-4314. Современное здание со скромными комнатами, но в нескольких шагах от Ризоположенского собора и других достопримечательностей Суздаля. Одноместные номера примерно от 38 долларов за ночь.
ОБЕД: Трапезная , Архиерейские палаты, Суздальский кремль, 011-7-492-312-1763. Один из самых дорогих ресторанов города, где подают разнообразные традиционные русские блюда, в том числе пельмени и медовуху местного производства. Вход около 20 долларов.
Русское гостеприимство , Кремлевский дом 10Б, 011-7-492-312-5447, restoran-suzdal.ru. Небольшой ресторан для туристов недалеко от Рыночной площади. Попробуйте грибной суп или оладьи с медовой начинкой. Входы около 10 долларов.
ДО: Владимиро-Суздальский музей-заповедник , ул.