Достопримечательности византии 6 класс: Культура Византии (6 класс) – кратко об образовании в Средние века

Содержание

Культура Византии (6 класс) – кратко об образовании в Средние века

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1124.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1124.

Культура Византии охватывает период европейского Средневековья. Она стала фактической наследницей древнегреческих традиций, параллельно впитав в себя культуры восточных народов, во множестве населявших территорию империи.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Византийская культура: исторический период

Строго определенных территориальных или периодических границ у нее нет. Считается, что начальный этап ее развития берет начало от основания Константинополя – то есть, с 330 года, а ее конец определен серединой XV века, когда в 1453 году империя была окончательно уничтожена турками. Однако неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах. Считается, что XI век стал периодом ее расцвета.

Культура Византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство.

Византийская культура: особенности

Она считается очень самобытной, поскольку, в отличие от культуры Европы в Средние века, в нее вкраплены элементы восточных цивилизаций. В то же время невозможно не заметить влияние уже ушедшей античности и нового веяния – мусульманства. Доминантная роль религии определила основную черту это оригинальной культуры – человек в ней ориентировался на мир высшей истины, идеальный и часто иррациональный. Это объясняется тем, что в центре всей парадигмы стояла религия.

Рис. 1. Византийская икона.

По той же причине византийское искусство представляет собой совершенно особый культурный феномен, который сегодня рассматривается на уроках истории в 6 классе. Дело в том, что художники в этот культурные период считались проводниками духовности, соответственно, на своих полотнах они воплощали божественный мир, а не собственное видение мира реального.

Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной Европе школы были церковными, то в Византии – светскими. Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией.

Рис. 2. Книга из Византии.

Роль и дальнейшее влияние византийской культуры

Особое влияние она оказала на культуру Киевской Руси, которая после крещения в 988 году унаследовала ее традиции. Они стали основой для ее собственных культурных традиций, причем заимствовано было почти все. Так, князь Владимир после своего визита в столицу Византии был так впечатлен местной архитектурой, что сразу же повелел строить на Руси храмы по образцу византийских. Кроме того, полностью было перенято и искусство иконописи.

Рис. 3. Византийский храм.

Роль ее в европейских и мировых масштабах тоже была заметной, в основном потому, что византийская культура синтезировала в себе античные образцы греко-римского периода с восточными элементами. Невозможно также переоценить ее влияние на искусство восточной и южной частей Европы.

Что мы узнали?

Из статьи, которую можно использовать для доклада на уроке истории, мы узнали, что Византийская культура складывалась на протяжении более чем 10 веков: с момента основания Константинополя до взятия его турками. Изложенная кратко о культуре Византии информация помогла составить общее представление о том, что лежало в ее основе – это была религиозная составляющая, также искусства и цивилизация развивались благодаря общедоступности образования. Византийская культура оказало значительное влияние не только на Киевскую Русь, которая считается ее наследницей, но также на Южную и Восточную Европу.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1124.


А какая ваша оценка?

Trojden | Расцвет Византии: Бойцов М. А.

1. Император Юстиниан I. Временем расцвета Византии считаются годы правления самого известного её императора — Юстиниана I (527—565). Он раздвинул пределы державы почти до границ древней Римской империи — правда, лишь на короткий срок. Но главное, он снискал признание, во-первых, как выдающийся законодатель, а во-вторых, как создатель самого великолепного тогда в христианском мире храма.

По повелению Юстиниана I лучшие юристы создали «Свод гражданского права» — наиболее полный из сборников законов Римской империи. В него вошли законы разных римских императоров, а также подробные комментарии к ним виднейших правоведов. Впервые очень сложное и развитое римское право было тщательно обработано и представлено в стройном порядке. Юстинианов «Свод…» надолго пережил своего создателя. Многие его нормы положены в основу права, действующего и ныне в разных странах мира.

Византия в середине VI—XI в.

Император Юстиниан I со своими приближёнными. Мозаика. VI в.

При Юстиниане в Византии строили очень много. Однако самый известный памятник его правления — величественный храм Святой Софии (Премудрости Божией) в Константинополе. Это внушительное даже по сегодняшним меркам здание возводили в 532—537 гг. как главный храм всего христианского мира. Его построили из плинфы (кирпича), а внутри отделали редкими сортами мрамора и щедро украсили мозаикой. Такого богатого убранства — из золота, серебра и драгоценных камней — не было ни в одном другом храме христианского мира.

Храм Святой Софии увенчан огромным куполом. В его основании прорезаны многочисленные окна. Свет, лившийся через эти окна, делал почти невидимыми тонкие перемычки между ними. Порой казалось, что купол парит над храмом безо всякой опоры, словно подвешенный цепью к небу. Современники Юстиниана и их потомки считали константинопольский храм Святой Софии новым чудом света.

1. Покажите на карте (с. 16—17) территории, входившие в империю ромеев при Юстиниане.

2. Какие области, принадлежавшие некогда Римской империи, не попали под власть византийского императора?

3. Какие цели мог преследовать Юстиниан, занявшись приведением в систему римского права?

2. Купола церквей. Когда император Константин повелел строить самые первые христианские храмы, им придавалась форма базилик — римских общественных зданий. Базилика в плане выглядела сильно вытянутым прямоугольником. Внутреннее пространство базилики делилось рядами колонн на нефы. Со временем к основному «прямоугольнику» стали пристраивать поперечный — трансепт. Такая базилика в плане представляла собой крест.

Базилики распространились по всей Римской империи. Но на востоке, в Византии, зодчие постепенно создали совершенно новый тип христианского храма. Сначала над пересечением основной части базилики и трансепта стали возводить небольшой купол. Затем византийские мастера превратили этот купол Храм Святой Софии. Современный вид в главную особенность своих церквей. Войдя в церковь, человек вскоре попадал в просторное и высокое подкупольное пространство. Четыре мощных столба, на которые купол обычно опирался, задавали плану храма форму креста. Такой тип храма называется крестово-купольным.

Стены храма украшались мозаиками и росписями на темы из Священного Писания или житий святых. Человек, вошедший в храм, видел перед глазами всю Священную историю. Видел он и своё будущее на картинах Страшного Суда, рая и ада.

Перечислите главные особенности византийских церквей. Покажите на схемах и фотографиях византийских церквей (из учебника или других источников) те особенности, которые позволяют их называть «крестовокупольными».

3. Святость иконы. Византийские храмы украшались многочисленными иконами — священными изображениями Иисуса Христа, Богородицы, святых. Иконам византийцы поклонялись истово. Некоторым из них приписывались чудодейственные свойства. Христос не просто нарисован красками на деревянной доске — он и сам как бы присутствует в собственном изображении. (Для этого оно, конечно, должно быть выполнено по правилам, и притом рукой благочестивого мастера.)

Однако некоторым византийцам казалось, что в почитании икон кроется идолопоклонничество, и они требовали уничтожить иконы и строго запретить впредь изображать священное. Ожесточённые споры между иконоборцами и иконопочитателями много раз ставили Византию на грань гражданской войны. В этой борьбе к середине IX в. в конце концов победили иконопочитатели.

Устройство христианской базилики. Поперечный разрез храма Святого Петра в Риме

Сколько нефов в этой базилике? Слово «неф» переводится как «корабль». Есть ли действительно что-нибудь общее между «кораблём» архитектурным и кораблём настоящим?

Схема устройства крестово-купольного храма

Покажите на схеме те особенности построения храма, которые позволяют называть его крестово-купольным.

Какое впечатление производят на вас византийские иконы (на с. 21—22 учебника)? Опишите их.

4. Византия после Юстиниана. Войны, которые Юстиниан I вёл по всему Средиземноморью, требовали от империи такого напряжения сил, которое она едва выдерживала, вызывали рост налогов, недовольство населения.

Ещё при жизни Юстиниана произошло крупнейшее в истории Византии восстание Ника, описание которого оставил историк Прокопий Кесарийский (см. на с. 24).

Вскоре после смерти императора Византия стала стремительно терять все свои владения на Западе, за исключением нескольких областей в Италии. С севера, из-за Дуная, в империю вторглись племена славян и, почти не встречая сопротивления, расселились по всему Балканскому полуострову.

Христос Пантократор (Вседержитель) из купола храма в Дафни. Мозаика. XI в.

Две иконы Христа Пантократора. VI и XIII вв.

В чём похожи эти две иконы, а чем они отличаются друг от друга?

Но самое главное, на протяжении VI—VII вв. Византии пришлось вести тяжелейшие войны с самым могущественным из своих соседей — Ираном, где правили шахи (цари царей) из династии Сасанйдов. Сасаниды, как правило, терпимо относились к многочисленным христианам в своих владениях, но всячески поддерживали зороастризм — древнюю религию персов.

В кровопролитных войнах с византийскими императорами в Аравии, Месопотамии, Закавказье Сасаниды нередко одерживали верх. Ряд поражений византийцам нанёс уже современник Юстиниана, «царь царей» Хосров (Хусрав) I, — мудрый и наделённый военными талантами правитель.

Царь Хосров I на поле боя. Гобелен. VII—XII вв.

Какова, судя по этому изображению, роль царя в сражении?

Византийская серьга. X в.

Хосров II в начале VII в. занял Сирию, Палестину, Египет, сломил сопротивление византийцев в Малой Азии и уже собирался взять в осаду Константинополь, но в конце концов проиграл войну, был свергнут и убит. Однако радость победы над давним врагом длилась недолго. Обескровленные долгой враждой Иран и Византия стали в VII в. лёгкой добычей для племён арабов. Иран арабы завоевали целиком, а константинопольские государи навсегда отдали им чуть ли не две трети своих владений.

Внешняя угроза заставила многое поменять в управлении страной. Теперь она стала делиться не на провинции, а на военные округа — фемы — во главе не с гражданскими чиновниками, а с военачальниками. Многие крестьянские хозяйства превратились в стратибтские, то есть «солдатские». В мирное время стратиот вёл своё хозяйство как обычный крестьянин, но в военное время он должен был по приказу командира выступить с оружием против врага.

Найдите на карте (с. 16—17) и назовите территории, потерянные Византией после смерти Юстиниана.

1. Расскажите об императоре Юстиниане I и его заслугах в возвышении Византии. Как вы думаете, в чём состоят просчёты императора Юстиниана I?

2. Какие причины, помимо войн с соседями, могли привести к постепенному ослаблению Византийской империи?

3. Как изменилось управление Византией в связи с нашествиями врагов?

ВОССТАНИЕ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ПРОТИВ ВЛАСТИ ЮСТИНИАНА (532 г.)

Из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского

В Византии неожиданно вспыхнул в народе мятеж… <…> Город жгли, будто (он) оказался в руках неприятелей… <…> (Восставшие) подавали друг другу условный клич:

«Ника! Ника!» (то есть «Побеждай! Побеждай!»), и оттого мятеж тот известен до сих пор под именем Ника.

Между тем у царя происходило совещание: что лучше делать — оставаться ли тут или бежать на судах. Много говорено было в пользу того и другого мнения.

Наконец царица Феодора сказала:

— Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами… <…> Бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесёт его сейчас, недостойно… <…> Тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. .. <…> Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось бы предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван.

Так сказала царица; слова её воодушевили всех… <…> Лучший полководец Юстиниана рассудил лучше напасть на народ, на это бесчисленное множество стоявших на ипподроме… людей. Он обнажил меч, велел воинам своим следовать его примеру и с криком ринулся в середину скопища. Народ… предался бегству…

<…> Победа была полной, убито было великое множество народа.

1. Какие действия императора могли побудить народ поднять восстание?

2. Оцените поведение Юстиниана во время мятежа.

3. Какие черты характера проявила в этой ситуации Феодора? Можно ли по её поведению судить о положении женщин в Византии?

Императрица Феодора, жена императора Юстиниана. Мозаика. VI в.

Центральная часть Константинополя в Средние века. Реконструкция

1. Собор Святой Софии — главный и самый большой храм Византии. Здесь служили литургию константинопольские патриархи. Здесь же проводились коронации византийских императоров.

2. Августеон — главная площадь Константинополя. Там продавались книги и часто собирались учёные.

3. Колонна с конной статуей Юстиниана.

4. Сенат.

5. Милий — «географический центр» империи — каменный столб, от которого отсчитывались мили по дорогам, ведшим из Константинополя. На столбе указывалось расстояние до важнейших городов империи.

6. Начало Месы — главной улицы Константинополя. Вдоль неё шли торговые ряды. На Месе было несколько больших торговых площадей — форум Константина, форум Феодосия и др.

7. Ипподром, построенный по образцу Большого цирка в Риме. Ширина ипподрома достигала 100 м, длина — 500 м. Он вмещал, по разным подсчётам, от 50 до 100 тыс. зрителей. Вдоль оси ипподрома тянулась узкая терраса (спина), украшенная колоннами, обелисками и статуями. На ипподроме проводились соревнования колесничих — самое популярное и красочное зрелище в Константинополе. Возницы делились на команды, у каждой команды были свои мощные партии болельщиков. В промежутках между заездами на ипподроме выступали танцоры, комедианты, фокусники, борцы.

8. Кафисма — императорская ложа на ипподроме. Это был небольшой дворец с собственными пиршественным залом, опочивальней и другими помещениями.

9. Бани Зевксипп — самые роскошные бани в Константинополе, украшенные великолепными статуями. В банях всегда было многолюдно, люди собирались туда не только чтобы помыться, но и для общения.

10. Большой императорский дворец — комплекс зданий, площадей и парков, занимавший всё пространство к югу от ипподрома. Часть помещений предназначалась для парадных приёмов, в других находились покои императора, императрицы и их приближённых. В дворцовый комплекс входило и несколько церквей.

Кроме того, здесь располагались бани, жилища слуг и казармы охранявших дворец солдат. На территории дворца были ремесленные мастерские, изготавливавшие роскошные изделия для государя и его приближённых.

11. Халка — здание, увенчанное куполом, — главный вход в Большой дворец.

12. Магнавра — дворец с большим тронным залом для торжественных приёмов. В зале были хитроумные механизмы в виде золочёных львов и поющих птиц. Сильное впечатление на современников производил трон, который мог мгновенно поднять императора на немалую высоту, так что он как бы парил в воздухе над собравшимися.

13. Хрисотриклйний, или Золотой зал. Главный тронный зал дворца, где проходили самые торжественные церемонии — восшествие на престол, бракосочетание, некоторые приёмы послов. Это было восьмиугольное помещение, увенчанное куполом.

14. Циканистперион — поле для игры в конное поло — любимое развлечение царей и знати, пришедшее в Римскую империю из Ирана.

15. Вуколеон — один из любимых дворцов Юстиниана.

16. Пристань и маяк. Маяки служили в Византии не только для навигации, но и для передачи срочных сообщений. Благодаря системе сигнальных маяков император в Константинополе мог узнать, например, об исходе битвы в отдалённой части Малой Азии всего через час.

17. Стена, окружавшая дворцовый комплекс.

18. Мраморное море.

19. Пролив Босфор.

20. Залив Золотой Рог.

Составьте несколько маршрутов «экскурсий» по центру Константинополя: а) для гостей из Рима; б) для послов киевского князя; в) для купцов с Востока. Объясните, почему вы хотите показать им эти достопримечательности и в такой последовательности.

Вопросы и задания к главе 1

1. Как вы думаете, можно ли назвать Византию наследницей Римской империи?

2. Чем отличалась жизнь в Византии от жизни в Западной Римской империи?

3. Если бы житель Рима времён Траяна оказался в Константинополе, что общего он нашёл бы между Вечным городом и Градом Константина? О каких занятиях жителей Византии можно узнать из описания Константинополя (с. 25—26)?

4. Византийский император Юстиниан писал в одном из своих указов: «Воссоединить с Римской империей то, что от неё отторгнуто, — высочайший долг наш». Насколько удалось Юстиниану выполнить обещание? Что он смог сделать для увеличения могущества Византии? Почему после его смерти Византия стала слабеть?

5. Современник писал о соборе Святой Софии: «Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений… <… > с него можно видеть весь город, как на ладони. <…> Несказанной красотой славится он. Блеском своих украшений прославлен он и гармонией своих размеров; нет в нём ничего излишнего, он… наполнен светом и лучами солнца». Предположите, какие знания потребовались строителям собора Святой Софии. Какое настроение создавал его вид у молящихся?

6. Пользуясь дополнительными материалами, подготовьте сообщения о культуре Византии (архитектуре, иконописи).



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница