Достопримечательности византии в средние века: Достопримечательности Константинополя в современном Стамбуле, фото сейчас

Греческая Мистра: город византийского наследия

Продумывая маршрут путешествия по полуострову Пелопоннес в Греции, непременно стоит включить в свой маршрутный лист средневековый город Мистра, который подобен шкатулке с жемчужинами в виде уникального архитектурного наследия времён Византийской империи.

Достопримечательности в Мистре можно найти буквально на каждом шагу, и не удивительно, что столь ценное историческое сокровище было взято под охрану ЮНЕСКО.

История города на склонах Тайгета, всего в 8 км от легендарной Спарты, берёт начало с середины 13 века, когда франки возвели здесь мощную оборонную крепость, хотя наиболее ранние поселения в этих местах существовали ещё с 6 века.

Одними из первых облюбовали горные склоны Тайгета милинги и эзериты – воинственные славянские племена, оказывающие сопротивление византийцам, а после захвата Константинополя крестоносцами – уже латинским завоевателям. Именно как оплот существовавшего здесь Ахейского княжества и возникла крепость Мистра, с которой началась застройка города.

Но спустя полвека полуостров Пелопоннес перешёл под контроль византийцев, и именно с ними связывают расцвет Мистры, ставшей тогда Мистрийским (или Морейским – от древнего наименования Пелопоннеса – Морея) деспотатом – провинцией Византийской империи.

В 14-15 веках Мистра являлась одним из основных культурных центров Византии, и дольше других византийских провинций удерживала этот статус после окончательного упадка былого могущества Константинополя. Хорошо сохранившиеся до сих пор средневековые дворцы и храмы Мистры впечатляют своим величием и разноцветными фресками и красноречиво свидетельствуют о временах расцвета византийского зодчества.

Франки и византийцы, турки и венецианцы – за века своего существования Мистра пережила немало взлётов и падений разных народов, пока не оказалась окончательно заброшенным городом. Оставшиеся жители переселились в ближайшую Спарту, отстроенную в конце 19 века. Но даже покинутая людьми Мистра не канула в Лету, оставаясь уникальным городом-музеем под открытым небом, который условно делится на Ано-хоро и Като-хоро (Верхний и Нижний город).

Здесь прекрасно сохранилось немало средневековых византийских храмов, которые не являются действующими, а лишь хранят богатую многовековую историю города. Единственный действующий монастырь на территории города Мистра – Пантанасса, в стенах которого проживают 30 монахинь. Это одно из наиболее поздних архитектурных сооружений Мистры, возведённое уже на её закате, поэтому и лучше всего сохранившееся среди иных храмов города.

Экскурсию по городу Мистра лучше всего начинать с осмотра достопримечательностей Верхнего города. Отправившись в Ано-хоро, можно полюбоваться практически уцелевшей за века перемен средневековой крепостью франков, которая, как утверждают, стала прообразом замка Фауста в трагедии, написанной Гете.

Здесь же располагается и хорошо сохранившаяся церковь Айя-София (1350 года постройки) с уникальными фресками из разноцветного мрамора. Захватившие Мистру турки пытались преобразовать византийские церкви в мечети, поэтому все изображения были тщательно закрашены известью, и именно такое «варварское» отношение завоевателей позволило сохранить уникальные фрески храмов этого города Греции.

На территории Верхнего города располагается и Дворец Деспотов (именно так именовали византийских правителей Мистры), величественная архитектура которого наглядно демонстрирует богатство правителей во времена расцвета города. Один лишь приёмный зал, общей площадью в 360 кв.м, чего стоит! Сразу становится понятно, с каким размахом жили средневековые правители Мистры.

В Като-хоро располагаются самые красивые храмы Мистры. Здесь можно полюбоваться монастырём Перивлептос и прекрасно сохранившейся церковью Пантанасса, которая впечатляет целым циклом уцелевших фресок, датируемых 14-м веком.

Среди цивильных сооружений заслуживает особого внимания византийский особняк с балконами и дом Ласкариса, имевшего прямое отношение к императорскому роду. Прогуливаясь от храма к храму по опустевшему городу Мистра, можно заметить, что византийские художники проявляли невероятную фантазию, создавая в каждой церкви уникальные фрески, не повторяющие уже использованные сюжеты.

Мистра в Греции – уникальное место, где не в стенах музеев, а непосредственно в самих средневековых замках и храмах можно знакомиться с историей средних веков и прекрасным культурным наследием Византии. Это настоящая сокровищница для искусствоведов, желающих ознакомиться с полноценной иконографией византийского стиля, и просто интересное место, достойное внимания всех, кто желает соприкоснуться с уникальной историей полуострова Пелопоннес.

Архитектура византийского храма

В VI веке Византия достигла расцвета в экономике и культуре. Стремясь укрепить свое могущество, византийский император не жалел сил и средств на строительство Константинополя, которому было суждено стать вторым Римом. В этот период активно развивается архитектура византийского храма. Наиболее известным шедевром византийской культуры является Собор Святой Софии.

Обязательными элементами любого византийского храма являются алтарный престол, иконостас, амвон (кафедра) и крестильная купель. Как правило, все эти предметы были сделаны из мрамора, иногда они украшались драгоценными камнями, некоторые иконостасы изготавливались из серебра.

Собор Святой Софии представляет собой три корабля. Средний корабль имеет квадратное основание, в углах которого располагаются большие столбы, служащие для опоры арок. Купол, диаметр которого составляет 30 м, имеет плоскую форму. С востока и запада к куполу присоединены огромные ниши с полусферической верхней частью, каждая из которых в свою очередь включает еще три ниши, гораздо меньшие по своим размерам. Средняя – восточная — ниша служит алтарной апсидой. Она самая глубокая и выделяется из общего плана собора в виде полукружия. Верх средней – западной — ниши представляет собой коробовый свод, имеющий три двери, через которые храм соединяется с внутренним и внешним притворами. Некогда впереди этих притворов располагался двор, окруженный галерей с колонами.

С северной и южной сторон при помощи арок подкупольное пространство соединяется с боковыми кораблями. Внизу арок располагается еще ярус таких же арок, а вверху находятся огромные арки, на которые опирается купол. Окна храма расположены на основании купола, в больших и малых нишах имеется по 5 окон. Через окна в храм поступает достаточное количество света. Этот храм поистине является совершенством византийского искусства юстинианской эпохи.

В Константинополе были созданы церкви по архитектуре похожие на храм Софии, но имеющие ряд отличительных черт. Церковь св. Апостолов, Церковь св. Ирины, церковь «Жилище Девы». Церковь богородицы (Феотокос), построенная в Константинополе в конце IX века, имеет красивый и изящный фасад, построенный из арок. В церкви имеется четыре главы: главная располагается над центром церкви, а три других, меньшие по размеру, — над нартексом (притвор церкви, внутренняя закрытая паперть-вестибюль).

Особый интерес представляет церковь Кафоликон, построенная в Афинах в VIII или в IX веке. Форма данной церкви представляет крест. Данная постройка имеет только одну главу, расположенную над средним пространством. Данный храм выполнен в несколько трансформированном византийском стиле. Такие постройки являются характерными для южно-греческих и пелопоннесских церквей. Здесь фасады строятся с фронтонами или мезонинами, похожими на фасады базилик (прямоугольные строения, состоящие из нескольких – 3 или 5 – вытянутых помещений, покрытых содами). В данных постройках имеется большее количество окон, чем в самой Византии.

Поделиться ссылкой

р. 400 – 1300 – Smarthistory

Эта незаконченная еврейская рукопись, предназначенная для ритуала Пасхи, помогает нам понять, как создавались средневековые рукописи

Доктор Ариэль Фейн и доктор Стивен Цукер


Исключительный образец византийского мастерства, эта мерцающая икона была перевезена из Константинополя в Венецию во время крестовых походов

доктора Ариэля Фейна и доктора Брэда Хостетлера





Первоначально раскрашенные монументальные кресты в Ирландии, такие как этот, являются самой большой отдельно стоящей скульптурой средневековья

доктора Лорен Килрой-Юбэнк и доктора Стивена Цукера


Как идентифицировать христианские образы Матфея, Марка, Луки и Иоанна по их иконографии или символам в искусстве

доктора Бет Харрис и доктора Лорен Килрой-Юбэнк


Золото, стекло и мрамор ослепляют глаза в этой церкви 6-го века. Высоко над нами восседает император Юстиниан.

by Dr. Allen Farber




Со времен Средневековья настенные росписи из Сант-Климента, Таулл ослепляли, очаровывали и поражали воображение посетителей со всего мира.

Анабель Гамбер-Жуан


Змеи, павлины, львы, зайцы, мыши и многое другое — в Келлской книге.

доктора Лорен Килрой-Юбэнк и доктора Стивена Цукера






Подобно современным сувенирам, эти сувениры о христианских, мусульманских и еврейских паломничествах увековечивали духовные встречи паломников, стимулируя переживание опыта паломничества и их приверженность своей вере.

доктора Ариэля Фейна


Вероятно, самые известные шахматные фигуры в мире. Шахматные фигуры Льюиса были обнаружены на острове Льюис, недалеко от побережья северо-западной Шотландии, примерно в 1831 году.0003

Банка Америки




Вера, наука и наблюдение за звездами влияли на повседневные решения в Средние века.

д-р Брайан К. Кин



Религиозная легенда, вдохновленная повествованием о «Жизни Будды», была хорошо известна в иудео-персидской традиции, и были обнаружены ее ранние версии на персидском, арабском, иврите, армянском и грузинском языках.

Британской библиотеки


Византийцы поддерживали постоянную связь с целым рядом других обществ.

доктора Алисии Уокер




Византийская империя — Энциклопедия всемирной истории 306-337), Империя менялась по размерам на протяжении веков, в то или иное время обладая территориями, расположенными в Италии, Греции, на Балканах, в Леванте, Малой Азии и Северной Африке.

Византия была христианским государством с греческим языком в качестве официального, византийцы разработали свои собственные политические системы, религиозные обычаи, искусство и архитектуру, которые, хотя и находились под значительным влиянием греко-римской культурной традиции, были самостоятельными, а не просто продолжением античной Рим. Византийская империя была самой продолжительной средневековой державой, и ее влияние продолжается и сегодня, особенно в религии, искусстве, архитектуре и праве многих западных государств, Восточной и Центральной Европы и России.

Удалить рекламу

Реклама

Имена и даты

Название «Византийский» было придумано историками 16-го века на основании того факта, что первое название столицы было Византий, прежде чем оно было изменено на Константинополь (современный Стамбул). Это было и остается далеко не идеальным, но удобным ярлыком, который отличает Восточную Римскую империю от Западной Римской империи, что особенно важно после падения последней в V веке. Действительно, по этой причине среди историков нет единого мнения относительно того, к какому периоду времени на самом деле относится термин «Византийская империя». Некоторые ученые выбирают 330 г. и основание Константинополя, другие – падение Западной Римской империи в 476 г., третьи предпочитают неспособность Юстиниана I (годы правления 527–565) объединить две империи в 565 г., а некоторые даже сливают для c . 650 г. и арабское завоевание восточных провинций Византии. Большинство историков согласны с тем, что Византийская империя прекратила свое существование во вторник 29 г.Май 1453 года, когда османский султан Мехмед II (годы правления 1444–1446 и 1451–81) завоевал Константинополь.

Константинополь стал самым богатым, самым роскошным и самым важным христианским городом в мире.

Обсуждение дат также подчеркивает различия в этническом и культурном смешении между двумя половинами римского мира и отличие средневекового государства от его более раннего римского наследия. Византийцы называли себя «римлянами», их императором был василеон ton Rhomaion или «Император римлян», а их столицей был «Новый Рим». Однако наиболее распространенным языком был греческий, и справедливо будет сказать, что на протяжении большей части своей истории Византийская империя была гораздо более греческой, чем римской в ​​культурном плане.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Константинополь

Начало Византийской империи связано с решением римского императора Константина I перенести столицу Римской империи из Рима в Византию 11 мая 330 года. Популярное название Константинополь или «Город Константина» вскоре заменило собственный официальный выбор императора. из «Нового Рима». Новая столица имела прекрасную естественную гавань в заливе Золотой Рог и, располагаясь на границе между Европой и Азией, могла контролировать проход кораблей через Босфор из Эгейского в Черное море, связывая прибыльную торговлю между западом и востоком. Через вход в Золотой Рог протянулась огромная цепь, а строительство массивных Феодосиевых стен между 410 и 413 годами означало, что город был в состоянии противостоять раз за разом согласованным атакам как с моря, так и с суши. На протяжении веков, по мере того как добавлялись все более впечатляющие здания, космополитический город стал одним из лучших в любую эпоху и, безусловно, самым богатым, самым роскошным и самым важным христианским городом в мире.

Карта византийского Константинополя

Cplakidas (CC BY-SA)

Византийские императоры

Византийский император или basileus (или реже basilissa для императрицы) проживал в великолепном Большом Константинопольском дворце и правил как абсолютный монарх огромной империей. Таким образом, basileus нуждался в помощи опытного правительства и широко распространенной и эффективной бюрократии. Несмотря на то, что император был абсолютным правителем, его правительство, народ и церковь ожидали, что он будет править мудро и справедливо. Что еще более важно, император должен был иметь военный успех, поскольку армия оставалась самым могущественным институтом в Византии в реальном выражении. Полководцы в Константинополе и провинциях могли — и действительно — сместили императора, который не смог защитить границы империи или принес экономическую катастрофу. Тем не менее, при нормальном ходе событий император был главнокомандующим армией, главой церкви и правительства, он распоряжался государственными финансами и назначал или увольнял дворян по своему желанию; немногие правители до или после когда-либо обладали такой властью.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Благодаря тщательно организованной преемственности династий, ритуалов, костюмов и имен институт византийского императора смог просуществовать 12 столетий.

Изображение императора появилось на византийских монетах, которые также использовались для обозначения избранного преемника, часто старшего сына, но не всегда, поскольку не было установленных правил наследования. Считалось, что императоры были избраны Богом для управления, но великолепная корона и одежды тирского пурпура еще больше укрепили право на власть. Еще одна маркетинговая стратегия заключалась в том, чтобы скопировать имена прославленных предшественников, особенно Константина. Даже узурпаторы, как правило, обладающие властью и успехом военные, очень часто стремились узаконить свое положение, женившись на члене семьи своих предшественников. Таким образом, благодаря тщательно организованной преемственности династий, ритуалов, костюмов и имен институт императора смог продержаться 12 столетий.

Византийское правительство

Византийское правительство следовало образцам, установленным в имперском Риме. Император был всемогущ, но все еще ожидалось, что он будет консультироваться с такими важными органами, как Сенат. Сенат в Константинополе, в отличие от Рима, состоял из людей, прошедших военную службу, поэтому сенаторского сословия как такового не существовало. Без выборов византийские сенаторы, министры и местные советники в основном получали свое положение благодаря имперскому покровительству или благодаря своему статусу крупных землевладельцев.

Удалить рекламу

Реклама

Юстиниан I

При поддержке греческого банкира Юлиуса Аргентария (CC BY-NC-SA)

Элитные сенаторы составляли небольшой sacrum консисторий , с которым император теоретически должен был консультироваться по вопросам государственной важности. Кроме того, император мог консультироваться с членами своего личного окружения при дворе. Также при дворе были камергеры-евнухи ( кубикулярии ), которые служили императору в различных личных обязанностях, но которые также могли контролировать доступ к нему. Евнухи сами занимали ответственные должности, главным из которых были держатели императорского кошелька, сакеллариос, , полномочия которых значительно увеличились с 7 века. Среди других важных правительственных чиновников были квестор или главный юрист; приходит sacrarum largitionum , которые контролировали государственный монетный двор; magister officiorum , который занимался общим управлением дворцом, армией и ее снабжением, а также иностранными делами; и группа имперских инспекторов, которые следили за делами в местных советах по всей империи.

Однако высшим должностным лицом Византии был префект преторианцев Востока, которому были подотчетны все региональные губернаторы империи. Губернаторы регионов контролировали отдельные городские советы или кураэ . Местные советники отвечали за все общественные услуги и сбор налогов в своем городе и прилегающих к нему землях. Эти советы были географически организованы примерно в 100 провинций, которые в свою очередь были объединены в 12 епархий, по три в каждой из четырех префектур империи. С 7 века областные правители епархий, или фемы , как они стали называться после перестройки, по сути дела, стали провинциальными военачальниками ( strategoi ), непосредственно подчинявшимися самому императору, а преторианский префект был упразднен. После 8 века управление империей из-за возросшей военной угрозы со стороны соседей и внутренних гражданских войн стало намного проще, чем раньше.

Корпус гражданского права

Византийскому правительству большую помощь оказало создание Кодекса Юстиниана или Corpus Juris Civilis (Свод гражданского права) Юстиниана I. Корпус, составленный группой экспертов-правоведов, собрал, отредактировал и пересмотрел огромный свод римских законов, который накапливался на протяжении веков — огромное количество императорских указов, юридических заключений и списков преступлений и наказаний. Кодекс, состоящий из более чем миллиона слов, будет действовать в течение 900 лет, сделает законы более понятными для всех, уменьшит количество дел, без необходимости рассматриваемых в судах, ускорит судебный процесс и впоследствии повлияет на большинство правовых систем западных демократий.

Удалить рекламу

Реклама

Византийское общество

Византийцы придавали большое значение фамилии, унаследованному богатству и респектабельному происхождению человека. Этими тремя вещами обладали люди на высших уровнях общества. Богатство происходило от владения землей или управления землей под юрисдикцией отдельного администратора. Однако аристократии крови как таковой в византийском обществе не было, и и меценатство, и образование были средством для подъема по социальной лестнице. Кроме того, раздача милостей, земель и титулов императорами, а также беспорядочное понижение в должности и опасности иностранных вторжений и войн — все это означало, что отдельные компоненты дворянства не были статичными, а семьи возникали и распадались на протяжении веков. Ранг был виден всем членам общества по титулам, печатям, знакам отличия, особой одежде и личным украшениям.

Диптих из византийской слоновой кости

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Большинство представителей низших классов последовали бы профессии своих родителей, но наследство, накопление богатства и отсутствие какого-либо формального запрета для одного класса переходить в другой, по крайней мере, давало человеку небольшую возможность улучшить свое положение. положение в обществе. Были рабочие с лучшими работами, например, те, кто занимался юридическими вопросами, администрацией и торговлей (не очень уважаемый способ зарабатывать на жизнь для византийцев). На следующей ступени ниже были ремесленники, затем фермеры, владевшие собственными небольшими участками земли, затем самая многочисленная группа — те, кто обрабатывал чужую землю, и, наконец, рабы, которые обычно были военнопленными, но далеко не так многочисленны, как свободные рабочие. .

Роль византийских женщин, как и мужчин, зависела от их социального положения. Ожидалось, что аристократки будут вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. Хотя они могли владеть собственностью, они не могли занимать государственные должности и проводили свободное время за ткачеством, покупками, посещением церкви или чтением (хотя у них не было формального образования). Вдовы становились опекунами своих детей и могли наследовать наравне со своими братьями. Многие женщины работали, как и мужчины, в сельском хозяйстве, различных отраслях обрабатывающей промышленности и в сфере общественного питания. Женщины могли владеть своей землей и бизнесом, а некоторые улучшили свое социальное положение благодаря браку. Наименее уважаемыми профессиями были, как и везде, проститутки и актрисы.

Удалить рекламу

Реклама

Территории Византийской империи

Географическая протяженность Византийской империи менялась на протяжении столетий по мере того, как менялись военные успехи и неудачи отдельных императоров. Территории, которые принадлежали в начале истории империи, включали Египет, Сирию, Иорданию, Ливан и Палестину. Греция была менее важна с практической точки зрения, чем как символ взгляда византийцев на себя как на истинных наследников греко-римской культуры. Италию и Сицилию пришлось защищать, в конечном итоге безуспешно, от амбиций пап и норманнов. Балканы до реки Дунай были важны повсюду, а Малая Азия вплоть до побережья Черного моря на севере и Армения на востоке была основным источником богатства, но оба эти региона требовали регулярной и энергичной защиты от различных вечных врагов.

Поскольку политическая карта постоянно перекраивалась с ростом и падением соседних империй, примечательными событиями были успешная защита империи Анастасием I (491–518) как от персов, так и от булгар. Юстиниан I с помощью своего одаренного полководца Велизария (ок. 500–565) отвоевал территории в Северной Африке, Испании и Италии, утраченные западными императорами. Лангобарды в Италии и славяне на Балканах вторглись в Империю во второй половине 6-го века, ситуация в конечном итоге изменилась при Ираклии (годы правления 610-641), фактически положив конец Персидской Сасанидской империи своей победой. в Ниневии в 627 г.

Византийская империя, c.520 — 1204

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Исламские завоевания 7-го и 8-го века лишили Империю ее территорий в Леванте (включая Иерусалим в 637 г.), Северной Африке и восточной части Малой Азии. По крайней мере, империя стояла твердым оплотом против арабской экспансии в Европу, а Константинополь дважды выдерживал решительные арабские осады (674–678 и 717–18). Однако Византийская империя была потрясена до основания. Потом в 920-го века булгары совершали значительные набеги на северные районы Империи. Возрождение византийских состояний произошло с македонской династией (867-1057) (неуместно названной). Основатель династии Василий I (годы правления 867–886) отвоевал южную Италию, расправился с беспокойными критскими пиратами и одержал победы над арабами на Кипре, в материковой Греции и в Далмации. Уже следующий император, Лев VI (годы правления 886–912), потерял большую часть завоеваний, но в середине 10 века одержал победы в контролируемой мусульманами Месопотамии.

Василий II (годы правления 976–1025), известный как «Болгароубийца» за свои победы на Балканах, стал свидетелем еще одного поразительного подъема византийского состояния. Василий, которому помогала армия свирепых воинов-викингов из Киева, также одержал победы в Греции, Армении, Грузии и Сирии, удвоив размер Империи. Это было, однако, последнее великое ура, поскольку наступил постепенный упадок. После шокирующего поражения от сельджуков в битве при Манцикерте в Армении в 1071 году, при Алексиосе I Комнине (годы правления 1081-1118) произошло краткое возрождение с победами над норманны в Далмации, печенеги во Фракии и сельджуки в Палестине и Сирии (с помощью первых крестоносцев), но, казалось, было слишком много врагов в слишком многих регионах, чтобы византийцы могли процветать бесконечно.

В 12-м и 13-м веках султанат Рум захватил половину Малой Азии, а затем произошла катастрофа, когда армии Четвертого крестового похода разграбили Константинополь в 1204 году. Разделенная между Венецией и ее союзниками, Империя существовала только в изгнании до восстановления в 1261 году. К 14 веку Империя состояла из небольшой территории на оконечности южной Греции и участка территории вокруг столицы. Последний удар был нанесен, как уже упоминалось, османским разграблением Константинополя в 1453 г.

Византийская церковь

Язычество продолжало практиковаться на протяжении столетий после основания Византии, но именно христианство стало определяющей чертой византийской культуры, глубоко повлияв на ее политику, международные отношения, искусство и архитектуру. Церковь возглавлял патриарх или епископ Константинопольский, назначаемый или смещаемый императором. Местные епископы, которые руководили крупными городами и прилегающими к ним территориями и представляли как церковь, так и императора, обладали значительным богатством и властью в своих местных общинах. Таким образом, христианство стало важным общим знаменателем, который помог объединить различные культуры в единую империю, в которую входили греки-христиане, армяне, славяне, грузины и многие другие меньшинства, а также представители других религий, такие как евреи и мусульмане, которым было разрешено свободно исповедовать свою религию.

Икона Василия Блаженного

Неизвестный художник (общественное достояние)

Различия в восточной и западной церкви были одной из причин того, что Византийская империя получила такое плохое представление в западных средневековых историях. Часто византийцев изображали упадническими и изменчивыми, их культура застойной, а их религия опасной ересью. Церкви востока и запада расходились во мнениях относительно того, кто должен иметь приоритет, Папа или Константинопольский Патриарх. Также оспаривались доктринальные вопросы, например, имел ли Иисус Христос одну человеческую и одну божественную природу вместе или только божественную природу. Церковное безбрачие, употребление квасного или опресночного хлеба, язык богослужения и использование образов были точками разногласий, которые, с добавлением топлива политических и территориальных амбиций в изменчивую смесь эмоций, привели к церковному расколу. из 1054.

В Византийской церкви также были свои внутренние споры, наиболее печально известные иконоборчество или «уничтожение образов» 726–787 и 814–843 годов. Папы и многие византийцы поддерживали использование икон — изображений святых фигур, но особенно Иисуса Христа. Противники икон считали, что они стали идолами, и было кощунством думать, что Бог может быть представлен в искусстве. Этот вопрос также возродил споры о том, имел ли Христос две природы или одну, и поэтому икона представляла только человека. Защитники икон говорили, что они были всего лишь впечатлением художника и помогали неграмотным лучше понять божественное. Во время волны иконоборчества было уничтожено много ценных произведений искусства, особенно во время правления Льва III (годы правления 717-741) и его преемника Константина V (годы правления 741-775), когда преследовались даже люди, почитавшие иконы (иконофилы). Вопрос был решен в пользу икон в 843 г., когда произошло событие, известное как «Торжество Православия»9.0003

Монашество было характерной чертой византийской религиозной жизни. Мужчины и женщины уходили в монастыри, где посвящали свою жизнь Христу и помощи бедным и больным. Там они жили простой жизнью по правилам, изложенным такими важными церковными деятелями, как Василий Великий (ок. 330 — ок. 379). Многие монахи были также учеными, наиболее известным из которых был святой Кирилл (ум. 867), изобретший глаголицу. Заметной женщиной, которая хорошо использовала свое время уединения, была Анна Комнина (1083–1153), написавшая свои Алексиада о жизни и правлении ее отца Алексиоса I Комнина (годы правления 1081-1118). Таким образом, монастыри стали бесценными хранилищами текстов и знаний, а их винодельческие и иконные мастерские также высоко ценились. Одним из самых известных монастырских мест является гора Афон недалеко от Фессалоники, где монахи обосновались с 9 века, в конечном итоге построив там 46 монастырей, многие из которых сохранились до наших дней.

Византийская обложка книги с иконой

Метрополитен-музей (Авторское право)

Византийское искусство

Византийские художники отошли от натурализма классической традиции в сторону более абстрактного и универсального, отдав предпочтение двухмерным изображениям. Редкость подписей на произведениях искусства, созданных до 13 века, говорит о том, что художники не пользовались высоким социальным статусом. Произведения, пропагандирующие религиозное послание — в основном потребность в спасении и укреплении веры — производились в огромных количествах, и главными среди них были настенные мозаики, настенные росписи и иконы. Хотя иконы могли быть изготовлены практически из любого материала, наиболее популярными были небольшие расписные деревянные панели. Предназначенные для ношения или подвешивания на стенах, они были сделаны с использованием техники энкаустики, при которой цветные пигменты смешивались с воском и вжигались в дерево в качестве инкрустации. С целью облегчения общения между зрителем и божественным отдельные фигуры обычно полностью фронтальные с нимбом или ореолом вокруг них, чтобы подчеркнуть их святость.

Византийские мозаики, которые сегодня лучше всего видны в соборе Святой Софии в Стамбуле или в церкви Сан-Витале в Равенне, изображали святых, императоров и императриц, церковных чиновников и сцены повседневной жизни, особенно в сельском хозяйстве. Крупномасштабная скульптура, кажется, была менее популярна, чем в более ранней античности, но скульптурные мраморные саркофаги производились в большом количестве. Наконец, изделия из металла, особенно с использованием эмали и полудрагоценных камней-кабошонов, были византийской специальностью, и ремесленники производили множество высококачественных и затейливых тарелок, чашек, всевозможных украшений, книжных обложек (особенно для Библии) и реликвариев. (ящики для хранения святых мощей).

Византийская архитектура

Византийские архитекторы продолжали использовать классические ордера в своих зданиях и черпали идеи из Ближнего Востока, среди прочего. Дизайн стал более эклектичным, чем в древности, особенно с учетом распространенной привычки повторно использовать материалы старых зданий для новых построек. Также был определенный акцент на функции, а не на форме, и большее внимание уделялось интерьерам, а не экстерьеру зданий. Продолжая строить такие типично римские сооружения, как арочные акведуки, амфитеатры, ипподромы, бани и виллы, византийцы добавили в репертуар свои купольные церкви, обнесенные стенами монастыри и более сложные крепостные стены.

Интерьер собора Святой Софии

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Излюбленными строительными материалами были большие кирпичи с раствором и бетоном для скрытого ядра стен. Каменные блоки из тесаного камня использовались в более престижных общественных зданиях, в то время как мрамор, который использовался более экономно, чем в более ранние римские времена, обычно использовался для колонн, дверных и оконных рам и других декоративных элементов. Крыши были деревянными, а внутренние стены часто покрывались штукатуркой, лепниной, тонкими мраморными плитами, картинами и мозаикой.

Самым большим, важным и до сих пор самым известным византийским сооружением является Константинопольский собор Святой Софии, посвященный святой мудрости ( hagia sophia ) Бога. Построенный заново в 532-537 годах, его основная прямоугольная форма имеет размеры 74,6 х 69,7 метра (245 х 229 футов), а его огромный куполообразный потолок возвышается на 55 метров над полом, а его диаметр составляет 31,8 метра. Купол, опирающийся на четыре массивные арки с четырьмя поддерживающими подвесками, был впечатляющим архитектурным достижением того времени. Собор Святой Софии оставался самой большой церковью в мире до 16 века и был одним из самых украшенных великолепными сверкающими мозаиками и настенными росписями.

христианских церкви в целом были одним из величайших вкладов византийцев в архитектуру, особенно использование купола. Наиболее распространенным стал крестово-купольный план с куполом, построенным над четырьмя поддерживающими арками. Квадратное основание здания затем разветвлялось на ниши, которые сами могли иметь полукупольный или полнокупольный потолок. Еще одна общая черта — центральная апсида с двумя боковыми апсидами в восточной части церкви. Со временем центральный купол поднимался все выше на многоугольном барабане, который в некоторых церквях настолько высок, что имеет вид башни. Многие церкви, особенно базилики, имели рядом с собой баптистерий (обычно восьмиугольный), а иногда и мавзолей для основателя церкви и его потомков.