Достопримечательности владимира на карте города: Яндекс Карты — подробная карта мира

Содержание

Достопримечательности и интересные места Владимира и Владимирской области для тех кто ищет куда сходить и что посмотреть с детьми во Владимире.

Если вы едете во Владимир с детьми. И вы хотите совместить изучение культурного наследия и сделать отдых с детьми интересным и насыщенным – обращайте внимание на значок:

Если вы едете с детьми – то ваша основная цель будет отдохнуть самим и оставить незабываемые впечатления детям. Вопросы, которые вы будете задавать, путешествуя с детьми: «Семейный отдых во Владимире», «Что посмотреть с детьми во Владимире», «Куда сводить ребенка во Владимире», «Достопримечательности Владимира для детей», «Достопримечательности Владимира для школьников».

Если вы едете во Владимир без детей. И ваша цель только исторические и культурные объекты, храмы, музеи, то эти объекты в этой статье будут помечены значком:

К сожалению, большинство этих культурных объектов не имеют своего сайта в интернете. Поэтому, если вы будете искать «музеи Владимира официальный сайт» — то найдутся в основном современные музеи. Однако, если вы будете искать: «Достопримечательности во Владимире» — то на первом месте увидите все исторические и культурные объекты Владимира. Можно поискать афишу Владимира.

Достопримечательности Владимира для семейного отдыха

  Музей науки и человека ЭВРИКА

Если вы приехали во Владимир – посетить музей науки и человека ЭВРИКА нужно обязательно. В музее очень много экспонатов, на которых каждый может экспериментировать. Здесь и катушка Тесла, и плазменный шар, комната Эймса, дом Верх Дном, блоки и рычаги, водяные торнадо и звуковые волны. Это нужно видеть самому. В ЭВРИКЕ проводят мастер-классы, научные ШОУ. Вы можете посмотреть научно-популярные 3D фильмы. В музее ЭВРИКА вы гарантировано проведёте пару – тройку часов. А ещё вы можете оставить ребёнка в продлёнке в ЭВРИКЕ на 3 часа, а сами посетить другие достопримечательности Владимира.

Эврика объединяет музей науки, музей Николы Тесла и электричества, музей человека, музей научных иллюзий, 3D кинотеатр с научно-познавательными фильмами.

Музей расположен по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская, д.11

Режим работы музея с 10:00 до 20:00 без обеда и выходных.

Адрес сайта: www.evrika33.ru

Телефон: +7(961)258-22-55, 8(4922)222-55-3

  Музей «Огни Владимира»

Существует мнение, что музей «Огни Владимира» — это лучший музей Владимира. Не могу не согласиться. Музей рассказывает об истории освещения улиц и жилищ Владимира с древних времён и до наших дней. Музей интерактивный: выключается свет, зажигается лучина и экскурсия начинается… Представлена большая коллекция светильников, фонарей, масляных и керосиновых ламп. Экскурсия очень живая, интересная и запоминающаяся. Задумывались ли вы, как зажигали лучину, когда не было спичек? Из чего делали первые свечи и причём здесь киты? А знали ли вы, что улицы Владимира стали освещаться только через 150 лет после начала освещения улиц Москвы? Во время экскурсии рассказывается об истории улицы Большая Московская, которая еще в 1880 г. сравнивалась в местной печати по значимости с Невским проспектом для Санкт-Петербурга.

Дом церковного причта – ныне дом 11 (в котором расположен музей «Огни Владимира») был построен во второй половине XIX века (т.е. около 150 лет назад). И использовался следующим образом: на втором этаже, где сейчас располагается НПЦ Эврика, жили церковнослужители, а на первом сдавались в наём лавки. Слева была лавка Мальцева, торговавшая минеральной водой, квасом и другими неалкогольными напитками, а справа был магазин дамских шляп Гончарова.

После экскурсии вы можете пописать гусиным пером или задекорировать свечу.

Музей работает с 10:00 до 20:00 без обеда и выходных.

Адрес музея: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 11, 3-й этаж.

Адрес сайта: www.ogni33.ru

Телефон: +7(961)258-22-55, 8(4922)222-55-3

  Успенский собор (1158-1161 гг.)

Главный собор не только Владимира, но и всей Северо-Восточной Руси, доминанта исторической части города. Входит в список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода. В интерьере сохранились фрагменты фресок 12 века и фресок Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 года. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музей расположен по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Режим работы музея с 13:30 до 16:30 ежедневно, кроме понедельника

Телефон: 8 (4922) 32-52-01

  Дмитриевский собор (1194-1197 гг.)

Также внесен в список памятников ЮНЕСКО. Храм уникален своей каменной резьбой (резных камней в оформлении собора насчитывается по некоторым источникам около полутора тысяч!) Храм не действующий. Внутренне убранство скромное. Сохранились небольшие фрагменты фрески, на которой изображена композиция «Страшный суд». Располагается в центре города недалеко от Успенского собора.

Музей расположен по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская, 60

Режим работы музея с 10:00 до 17:00 ежедневно, сб. 10:00–18:00, вторник вых.

Телефон: 8 (4922) 32-30-45

  Золотые ворота (1164 г.)

Золотые ворота — визитная карточка Владимира, подлинный памятник 12 века. С них когда-то начинался город. Ворота были частью большого защитного комплекса, состоящего из валов, высокого деревянного забора и пяти ворот — Медных, Ирининых, Серебряных, Волжских и . .. Золотых. Сохранились только последние. О масштабе всего защитного сооружения можно судить даже по ним. Невероятно мощные они поражают воображение даже современного человека. Въезжая во Владимир по трассе М7, миновать Золотые ворота невозможно. Находятся в начале главной — Большой Московской улицы. Ныне в Золотых воротах располагается военно-исторический музей.

Музей расположен по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская, 1А

Режим работы музея: 10.00-17.00 (понедельник, четверг — 10.00-16.00), выходные дни — вторник и последняя пятница месяца

Телефон: 8 (4922) 32-25-59

  Козлов вал (середина XII века)

Это остатки оборонительных сооружений города времен Андрея Боголюбского. Находится в центре города, рядом с Золотыми воротами. Во время пешеходных прогулок по Владимиру невозможно обойти Козлов вал. Обязательно поднимитесь на него. Сделайте несколько снимков города в целом, Золотых ворот и Троицкой церкви, в частности. Интересное историческое место. Многие достопримечательности Владимира становятся ближе, когда вы любуетесь ими, поднявшись на Козлов вал.

  Свято-Боголюбский монастырь (1155 год)

Это еще более древний и намного более известный монастырь, потому что связан напрямую с именем князя Андрея Боголюбского. Когда-то на месте этой обители стоял его дворец, небольшая часть которого дошла до наших дней. Монастырь находится недалеко от Владимира в посёлке Боголюбово. Небольшой по размеру, он, конечно, привлекает внимание своей незаурядной историей. Самая старая постройка — это башня с переходами все, что осталось от дворца Андрея Боголюбского (1158—1165). Помимо этого, ансамбль включает три храма (Рождественский собор (1751), Благовещенскую церковь (1683), Боголюбский собор (1866), а также надвратную колокольню (1841). Адрес: пос. Боголюбово, Суздальский район, Владимирская область.

Музей расположен по адресу: г. Владимир, пос. Боголюбово, ул. Ленина, 51В

Режим работы музея: ежедневно, круглосуточно

Телефон: 8 (919) 029-00-57

  Рождественский монастырь (1191 год)

Монастырь располагается в историческом центре города. Очень интересный древний монастырь с жесткими правилами (фотографировать категорически нельзя). Стоит посетить или хотя бы полюбоваться снаружи мощными крепостными стенами, видами, которые открываются с холма на Клязьму. Здесь был похоронен Александр Невский. Несколько построек — главный храм монастыря Рождественский собор, надвратная церковь Иоанна Предтечи и колокольня являются новостроем (начало 2000-х). Старинные храмы — Надвратную церковь Александра Невского (XVII век) и пристенный храм в честь Рождества Христова (XIX век) хорошо видны с улицы.

Музей расположен по адресу: г. Владимир, ул. Большая Московская, 68

Режим работы музея: ежедневно, 6:00–21:00

  Храм Покрова на Нерли (XII век)

Архитектурный шедевр Владимиро-суздальского зодчества. Традиционной является датировка храма по Николаю Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова на Нерли была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче

Потрясающий эффект храм оказывает на людей в сочетании его архитектурных достоинств и окружающей природы. Церковь стоит на рукотворном холме высотой около 3 метров на огромном заливном лугу. Весной, когда снег тает, она оказывается будто летящей над водными просторами. Это невероятно красивое зрелище. Этот храм должен увидеть каждый.

Музей расположен по адресу: г. Владимир, пос. Боголюбово

Режим работы музея: ежедневно, 8:00–18:00

  Музей «Старый Владимир» (водонапорная башня)

Музей посвящен быту людей в старину: различные предметы (детские коляски, одежда и проч.), газеты, фотографии, карты. И необычное месторасположение – бывшая Водонапорная башня, и очень живая, нескучная экспозиция музея, располагающаяся на небольших площадках трех этажей башни, и наличие смотровой площадки, откуда открывается панорама на город — все делает этот музей необычным и действительно интересным. Со смотровой площадки открывается панорамный вид на старинную часть города и все достопримечательности Владимира предстают перед вами. Даже такой нюанс, как копия старинной «Брачной газеты» делает музей привлекательнее. Адрес: г. Владимир, ул. Козлов вал, 10.

Музей расположен по адресу: г. Владимир, ул. Спасская, 14

Режим работы музея: ежедневно, 10:00–18:00

Телефон: 8 (4922) 32-42-63

  Соборная площадь

Названа так по Успенскому и Дмитриевскому соборам, рядом с которыми она находится. Если можно так сказать, это самый центр исторического центра Владимира. На площади располагается сразу несколько исторических и архитектурных памятников. Например, памятник Андрею Рублеву, монумент в честь 850-летия Владимира. Очень интересны старинные здания Присутственных мест, банка, мужской гимназии. Соборная площадь — обязательный пункт программы для каждого, кто приехал знакомиться с городом. Какая прекрасная панорама открывается со смотровой площадки!

Только будьте внимательны — здесь есть парковка только для экскурсионных автобусов. Для тех, кто на своих авто, предусмотрена парковка дальше — надо проехать вперед (удаляясь от Москвы) и повернуть направо. Ориентир — Дмитриевский собор.

  Кузница – музей Бородиных

Творческая мастерская потомственных кузнецов Бородиных является центром сохранения кузнечного ремесла и народных традиций. Кузница и по сегодняшний день остаётся действующей, и тем она более ценна для посетителей. Мастера работают по старинным технологиям, многие из которых, к сожалению, больше никем не используются. В кузнице можно увидеть настоящий огонь, почувствовать жар раскалённого металла, подержать в руках настоящий кузнечный инструмент и узнать, чем современная кузница отличается от старинной.

Мастерская Бородиных является не только действующей кузницей, но и галереей произведений декоративно-прикладного искусства.

В кузнице Бородиных представлены десятки кованых произведений искусства. Все работы выполнены в традициях русской народной ковки!

Музей расположен по адресу: г. Владимир, ул. Георгиевская, 3Г

Режим работы музея: пн,вт 10:00–19:30; ср 10:00–18:00; чт-вс 10:00–20:00

Телефон: 8 (915) 760-21-77

  Большая Московская улица

Это главная улица города протяженностью 1,9 км. Каждый дом на улице Большая Московская это живая история. Так, например, на месте дома №9 находилась Николо-Златовская церковь XVIII в. Это был один из самых красивых храмов во Владимире, который славился своим хором. В 1930 году храм был снесён и на его месте построен 3-х этажный жилой дом.

Кинотеатр Художественный, расположенный в доме 13, получил своё название в 1930 году. До этого с 1913 по 1930 он назывался кинотеатр «Ампир», а еще ранее С 1910 по 1913 он назывался театром «Фурор». Само здание построено в 1787 году и вначале использовалось под хлебное заведение и гостиницу.

Рекомендуем прогуляться хотя бы по небольшой ее части от Золотых ворот до Соборной площади. Так вы сможете посетить многие из уже перечисленных достопримечательностей — Козлов вал, музей «Старый Владимир», парк Пушкина, Успенский и Дмитриевский соборы, кузницу Бородиных, музей «Огни Владимира», музей науки и человека ЭВРИКА. А может быть сил хватит дойти и до Рождественского монастыря. Помимо всего перечисленного на Большой Московской улице вы увидите не один десяток старинных домов, несколько церквей и несколько памятников.

А когда вы проголодаетесь – вы сможете покушать в одном из многочисленных кафе и ресторанов города, таких как: пиццерия ТО-ТО, пиццерия Франки Фэп, ресторан СОХО, семейное кафе Пшеничный кот, ресторан Панорама и многие другие.

Что посмотреть во Владимире. Туристические маршруты Владимира.

Тот, кто любит путешествовать знает, как хочется поехать в новый город, особенно наполненный такой глубокой исторической значимостью, как Владимир. Но в то же время ехать не всегда просто, когда мало что знаешь о достопримечательностях Владимира, предлагаемых программах, режиме работы музеев, стоимости билетов и т.д. Бывалые путешественники начинают искать в Интернете: «Что посмотреть во Владимире?», «Музеи Владимира режим работы?», «Экскурсии по Владимиру?», «Что делать во Владимире?» «Достопримечательности Владимира цены?». После изучения достопримечательностей и музеев Владимира вы составите себе некий путеводитель, обязательных к посещению мест Владимира. Составите схему перемещения от одного культурного объекта к другому. Затем вы захотите разнообразить свой вечерний досуг и начнёте искать: «Афиша Владимира», «Вечерние программы во Владимире сегодня». Когда с этими вопросами всё станет более-менее понятно, вы задумаетесь о таких вещах, как ночлег и питание. Именно так и выстраивают свои маршруты опытные туристы, которые привыкли путешествовать самостоятельно. Если вы выбрали Владимир в качестве пункта своего путешествия – на этой странице вы найдёте основные исторические и культурные объекты Владимира, на которые необходимо обратить своё внимание при планировании туристической поездки в наш древний город.

Так же очень важно в каком составе вы приезжаете во Владимир и какова ваша основная цель путешествия.

Совсем другое дело, если вы путешествуете организованной группой. Чаще всего организованные группы приезжают на автобусах. Автобусные туры во Владимир очень популярны среди туристов. Достаточно найти хорошую компанию, организующую автобусные туры по Золотому Кольцу или автобусные туры во Владимир. Но и здесь вы не обойдётесь без поиска в Интернете: «Достопримечательности Владимира», «Музеи Владимира», «Туристические маршруты во Владимире», «Экскурсии по Владимиру». Ознакомившись виртуально с достопримечательностями Владимира и определившись с туристической компанией, вы выбираете интересующий вас тур во Владимир.

В таком виде путешествий есть как плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что за вас уже всё организовали, согласовали экскурсионные программы, туристические маршруты и список достопримечательностей. Минусы заключаются в том, что вы должны ждать всю группу, следовать согласованным маршрутом. Да и стоимость такого тура получится дороже, чем по индивидуальной программе.

Мы представили далеко не все достопримечательности Владимира. Это, с нашей точки зрения, основные достопримечательности, который должен посетить каждый гость нашего города. Город Владимир приглашает вас в гости. Все музеи и достопримечательности Владимира ждут вас. Конечно невозможно осмотреть все достопримечательности Владимира за один день. Поэтому рассчитывайте дня на 3 -4, хотя и расположены большинство музеев, памятников и другие достопримечательности города в самом центре Владимира.

Not Found (#404)

Not Found (#404)

Ууупс…что-то пошло не так!

К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу

Туры

Отели

ЖД Билеты

Маршрут

Страны и города

Египет

Турция

ОАЭ

Откуда

Дата туда

Дата обратно

Откуда

Страны
АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл. Россия — МоскваРоссия — ПодмосковьеРоссия — ПрибалтикаРоссия — ПриволжьеРоссия — Санкт-ПетербургРоссия — Северо-ЗападРоссия — СибирьРоссия — УралРоссия — Центральный р-нРоссия — ЮгРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверный КипрСеверный ПолюсСейшелыСен-БартелемиСен-МартенСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирияСловакияСловенияСоломоновы ОстроваСомалиСредиземноморьеСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайваньТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУоллис и ФутунаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦАРЦентральная АмерикаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮАРЮжная КореяЮжный СуданЯмайкаЯпонияясно не определена

Города

Яхтинг

Экспедиции

Туры на собачьих упряжках

Туры на снегоходах

Туры на квадроциклах

Пешие туры

Сплавы

Велотуры

Восхождения

Горнолыжные туры

Дайвинг и снорклинг

Джип-туры

Серфинг и SUP-туры

Комбинированные туры

Конные туры

Круизы

Экскурсионные туры

Лыжные походы

Вертолетные туры

Рыболовные туры

Фитнес и йога-туры

Скалолазные туры и каньонинг

ЖД туры

Возможно, вы ищeте один из разделов ниже?

Туры

Отели

ЖД Билеты

Маршруты

Достопримечательности

Мы сделали подборку интересных статей для Вас!

Оставить отзыв

12345

Премного благодарны 🙂

Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее
время!

9 лучших отелей Владимира.

Отели от $18/ночь

Добавить рейс

Воскресенье 30 апреля

Чт 04 мая

Вот почему путешественники выбирают KAYAK

Бесплатное использованиеНикаких скрытых комиссий или комиссий.

Отфильтруйте свои предложенияОтфильтруйте по бесплатной отмене, бесплатному завтраку и другим параметрам.

Миллионы отзывовПроверьте оценки, основанные на миллионах реальных отзывов гостей.

Объедините и сэкономьтеЭкономьте деньги, объединив перелет + гостиницу.

Искать варианты проживания в г. Владимир на сотнях туристических сайтов одновременно0019

…и еще

Полезно знать

Лучшие отели Владимира

Рекомендуемые отели Владимира

Показать все

Амакс Золотое кольцо

10 Замечательный

$18+

$18+

Бесплатный Wi-Fi

Домашние животные

Гостиница Русь

$32+

$32+

Бесплатный Wi-Fi

Авлад-отель на Добросельской — Владимир — Спальня

Авлад-отель на Добросельской 90 003

30$+

30$+

Гостиница Рубикон — Владимир — Вид на улицу

Гостиница Рубикон

12$+

12$+

Бесплатный Wi-Fi

Домашние животные

Владимирский Ху торок — Владимир — Дом

Владимирский хуторок

$13+

$13+

Бесплатный Wi-Fi

Спа

Гостиница Кинолента — Владимир — Спальня

Гостиница Кинолента

$18+

$18+

Бесплатный Wi-Fi 9 0003 Гостиница Мономах — Владимир — Корпус

Гостиница Мономах

$25+

$25+

Бесплатный Wi-Fi

Домашние животные разрешены

Князь Владимир — Владимир — Стойка регистрации

Князь Владимир

$19+

$ 19+

Бесплатный Wi-Fi

Бассейн

Спа

Гостиница Застава — Владимир — Кухня

Гостиница Застава

3. 6 Плохо

23$+

23$+

Бесплатный Wi-Fi

Домашние животные 9000 3

Отели Владимира возле Успенский собор

Показать все

Гостиница У Золотых Ворот

33$+

33$+

Бесплатный Wi-Fi

Владимирский Дворик

28$+

$28+

Бесплатный Wi-Fi

Перейти на карту

2 + звезд3+ звезд4+ звезд

6+ Нормально7+ Хорошо8+ Отлично9+ Отлично

$11 — $22$22 — $32$32 — $43$43 — $53+53$ за ночь

Бесплатная отменаБесплатный завтракБесплатная парковкаБесплатный интернет

Сколько стоит гостиница Владимир?

Вот наши самые популярные и недорогие отели

3 звезды

Когда бронировать отель во Владимире

Цена за ночь / 3-звездочный отель. Цены не фиксированы и могут меняться со временем.

Средняя цена за ночь в месяц

Средняя цена за ночь

Лучшие советы по поиску отелей во Владимире со скидками

  • Если вы ищете недорогую гостиницу во Владимире, вам следует подумать о посещении в низкий сезон. Вы найдете более дешевые отели во Владимире в апреле и ноябре.

  • Цены на номера в отелях варьируются в зависимости от многих факторов, но вы, скорее всего, найдете лучшие предложения отелей во Владимире, если остановитесь в пятницу. Противоположное верно для вторника, который обычно является самым дорогим днем.

Часто задаваемые вопросы при бронировании отеля во Владимире

Где остановиться во Владимире?

Достопримечательности Владимира

  • Успенский собор

Все гостиницы Владимира

Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие – Smarthistory

Богородица Владимирская, XII век с последующей перекраской, темпера на дереве (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Одно из самых любимых произведений искусства в России – темпера на дереве икона, известная как Богородица Владимирская, или Владимирская . Он представляет собой общую композицию, известную как Богородица eleousa («сострадательная»), которая изображает Марию и Иисуса в нежных объятиях, их лица прижаты друг к другу. Богородица смотрит на нас, привлекая наше внимание, но ее руки, кажется, указывают на ее сына, которому суждено умереть на кресте и воскреснуть из мертвых как спаситель человечества. На протяжении веков этой иконе приписывалось много чудес, и в результате многочисленные меценаты и художники стремились изготовить с нее копии.

Местонахождение иконы Владимирской Богородицы (основная карта © Google)

Но, несмотря на непреходящее религиозное и культурное значение иконы Владимирской Богородицы в России, икона нерусского происхождения. Вероятно, она была написана в XII веке в Константинополе (Стамбуле), столице Восточно-Римской «Византийской» империи, и привезена в Киев, столицу Киевской Руси, в качестве дипломатического подарка около 1131 года. Позже икона была передана в город Владимир (отсюда и его название) и, в конце концов, в столицу России Москву, где она и остается до сих пор.

Путешествие Богородицы Владимирской из Константинополя в Киев и, в конечном счете, в Москву является частью более широкой истории обращения Киевской Руси в православие Византийской империи в десятом веке и последующего возвышения Москвы как новой центр власти в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Хотя ни Византийская империя, ни Киевская Русь сегодня не сохранились, произведения искусства и архитектуры, такие как Владимирская Богородица, могут помочь нам понять отношения между этими средневековыми государствами, а также их оспариваемое наследие в современном мире.

Византийская империя и Киевская Русь

Киевская Русь возникла как мощная конфедерация городов-государств во второй половине девятого века в Восточной Европе, где реки помогли соединить Балтийское море с Черным морем и облегчили торговлю с Константинополь, богатая столица Византийской империи. Столицей Киевской Руси был Киев на Днепре, который сегодня является столицей Украины. Название «Киевская Русь» относится как к государству, так и к его народу.

Карта Византийской империи и Киевской Руси (основная карта © Google)

Современный памятник князю Владимиру I с видом на реку Днепр в Киеве, Украина (фото: Библиотека Конгресса)

Киевская Русь когда-то была торговой партнер, а иногда и враг Византийской империи. Но в 987 году киевский князь Владимир I, правитель Киевской Руси, заключил союз с византийским императором Василием II, перешел из язычества в христианство и женился на сестре Василия II Анне в 987 г.88. Исторические тексты описывают последующее обращение бывших языческих подданных Владимира путем массового крещения в Днепре в Киеве. С обращением византийцев в православие Киевская Русь теперь начала присваивать и адаптировать византийское искусство и архитектуру для себя.

ул. Софийская, гр. 1037 (с последующими дополнениями), г. Киев (фото: Даниил Крафт, CC BY-SA 3.0)

Св. София, г. Киев

План Св. Софии, г. Киев, гр. 1037 (Эван Фриман, перерисовано по мотивам Джона Лаудена, CC BY-NC-SA 2. 0)

Желая подражать византийской столице Константинополю и его собору Святой Софии (посвященному Христу как «Святой Премудрости»), сын Владимира Ярослав расширил Киев и построил великолепный новый храм, который будет выполнять функции главного собора города, который он также посвятил Святая София («Святая Премудрость») в подражание константинопольскому собору Святой Софии. Святая София в Киеве иллюстрирует, как Киевская Русь присвоила искусство и архитектуру Византийской империи, а также сделала их своими.

Построен c. 1037 г., киевская Святая София, вероятно, была продуктом сотрудничества византийских и местных мастеров. Ядро собора Святой Софии представляет собой типичную средневизантийскую крестово-купольную церковь с дополнительными проходами и галереями для размещения большой соборной общины, хотя все еще не дотягивает до поразительного масштаба собора Святой Софии в Константинополе. Киевская Святая София, вероятно, была закончена в 1040-х годах, и даже ее первый епископ, Феопемпт, был родом из Константинополя. Святая София в Киеве стоит и сегодня, хотя и с более поздними реставрациями и дополнениями.

В интерьере собора Святой Софии представлены мозаики и фрески — отличительные черты византийского церковного убранства, хотя первые сохранились лучше, чем вторые. И хотя богослужения в Киевской Руси совершались на церковнославянском языке, письменная форма которого впервые была разработана византийскими миссионерами в IX веке, мозаики Софии Киевской написаны на греческом, языке Византии.

Купольная мозаика, Софийская, г. Киев, г. Киев, ул. 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)

Христос Пантократор

Интерьер киевской Софии Киевской Софии, вероятно, был бы знаком византийцам. Как и в современных византийских храмах, таких как монастырь Дафни, над храмом с центрального купола правит бородатый Христос Пантократор («вседержитель»). Христа окружают ангелы с большими крыльями в царских одеждах. Апостолы заполняют промежутки между окнами в барабане, поддерживающем купол, а четыре евангелиста (авторы Евангелий) появляются в подвесках чуть ниже окон.

Благовещенская мозаика, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Благовещение

Мозаики в беме, где расположен алтарь, также отражают современные византийские храмы и указывают на функцию этой части храма как места совершения Евхаристии. Гавриил и Богородица совершают Благовещение по обе стороны от бемы. Ангел возвещает Деве, что она родит Иисуса, предлагая параллель между воплощением Христа (ставшим плотью и кровью) через Деву и евхаристическим хлебом и вином, которые, как считается, стали телом и кровью Христа на алтаре внизу.

Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Богородица оранская

Возвышающаяся Богородица оранская (около 5,5 метров в высоту) возвышается на золотом фоне апсиды. Она стоит на золотой платформе и воздевает руки в молитве под крупными греческими буквами, которые идентифицируют ее как «Богородицу». Эта мозаика перекликается с аналогичными изображениями Богородицы, установленными в церквях и дворце в Константинополе после иконоборчества, которые ассоциировались с имперской властью и властью. Большая надпись обрамляет Богородицу в Киеве словами Псалма 45:6, в которых говорится о богохранимом городе: «Бог посреди его; она не будет поколеблена; Утром Бог поможет». [1]

Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)

Причастие апостолов

Ниже Богородицы Христос председательствует на совершении Евхаристии в сцене, известной как «Причастие апостолов», которая стала обычным явлением в византийской церквей в то время, и которые были параллельны празднованию Евхаристии, разворачивающейся у алтаря внизу. Хотя это изображение напоминает Тайную вечерю, оно анахронично изображает Христа, председательствующего на Божественной литургии, подобно византийскому священнику, со всеми атрибутами современного церковного алтаря. Этот образ, должно быть, помог связать опыт современных верующих с этими святыми фигурами Христа и его апостолов из прошлого: когда верующие приближались к алтарю, чтобы принять Евхаристию, они отражали апостолов, которые аналогичным образом приближались ко Христу на мозаике выше.

Возможно, современных зрителей удивит тот факт, что Христос появляется на этом изображении дважды. Художники использовали обычный средневековый визуальный прием, известный как непрерывное повествование, в попытке изобразить два момента в одной сцене: слева Христос предлагает евхаристический хлеб шести апостолам; справа он предлагает евхаристическое вино еще шести апостолам.

Богородица с младенцем в окружении императоров Константина и Юстиниана, юго-западная мозаика вестибюля, начало X века, собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)

Фрески

Фреска с изображением императорской ложи на ипподроме в Константинополе, XI век, Св. София, Киев

Сильно поврежденные фрески, украшающие галереи и башенки Св. Софии — привилегированные места, зарезервированные для князя — когда-то выставленные портреты Ярлослава, его жены Ирины и их детей. Ярослав, ныне утерянный, когда-то был показан предлагающим модель собора Святой Софии Христу, подобно тому, как византийские императоры Константин и Юстиниан предлагают модели Константинополя и Святой Софии Богородице с Младенцем на мозаике десятого века в соборе Святой Софии в Константинополе. . На юго-западной башне также были изображены гонки колесниц на ипподроме Константинополя, что еще больше связывало киевский собор и князя с восточно-римской столицей и империей.

Икона с Новгородско-Суздальской битвой (Чудо от иконы Божией Матери Знамение), гр. 1475 (Новгородский объединенный музей-заповедник, Новгород, Россия) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)

Фрагмент Киевской Руси

Икона Богородицы Оранс (Богоматерь Знамения), которая связанный с новгородско-суздальской битвой 1170 г., экспонируется в Софийском соборе Новгорода (фото: Дар Ветер, CC BY-SA 3.0)

К середине XII века Киев утратил контроль над своими обширными территориями , а Киевская Русь распалась на несколько более мелких государств, которые иногда воевали между собой. На этой иконе XV века из Новгорода изображено сражение 1170 года, когда суздальские войска осадили Новгород (местоположение см. на карте). Главным сюжетом этой иконы является сама другая икона — в данном случае чудотворная икона Богородицы Ораны и Младенца Христа, до сих пор хранящаяся в новгородском Софийском соборе, — которая, по преданию, сыграла решающую роль в битве между Новгород и Суздаль. Этот эпизод иллюстрирует то значение, которое святые образы или иконы Византийской империи сыграли в культуре Киевской Руси, а затем и России.

Процесс новгородцев с иконой Богородицы с Младенцем (фрагмент), икона с Новгородско-Суздальской битвой (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2.0)

Икона разделена на три регистра, в которых повествование о битве разворачивается сверху вниз. Вверху изображены новгородцы, идущие с иконой Оранса Богородицы и Младенца Христа — практика, унаследованная от византийцев, — в укрепленный центр своего города. Повествование разворачивается справа налево. Справа священнослужители извлекают святыню из храма Спаса на Ильинской улице в восточной части города. Духовенство проходит через середину сцены и попадает в укрепленный центр города, где находится новгородский Софийский собор.

Суздальское войско нападает на Новгород и поражает стрелой икону Богородицы с Младенцем (фрагмент), икону с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)

Новгородцы проставлены икону Богородицы с Младенцем к стенам своего города как защиту от суздальского войска. В среднем регистре суздальская армия атакует справа. Одна из их стрел поражает икону Богородицы с младенцем на стене Новгорода, видную в левом верхнем углу. По преданию, это побудило икону Богородицы повернуться внутрь, к городу Новгороду, и заплакать. Затем сверхъестественная тьма накрыла атакующее войско Суздаля, и в результате нападавшие стали атаковать друг друга.

Новгородское войско побеждает суздальское войско с помощью святых (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2.0)

В нижнем регистре новгородские воины (слева) с помощью святых победно контратакуют суздальское войско (справа). Архангел Михаил, предводитель небесных армий, взмахивает мечом и падает в центр сцены. Дополнительные святые воины в нимбах скачут с новгородскими воинами на конях.

Эта икона и ее сюжет иллюстрируют важную роль, которую византийские иконы стали играть в Киевской Руси и на Руси. В частности, битва между Новгородом и Суздалем иллюстрирует силу, приписываемую Богородице и ее чудотворным иконам, и аналогична аналогичным рассказам из византийской столицы Константинополя. В то же время эта икона с новгородско-суздальской битвой иллюстрирует, как новгородцы приспособили искусство Византии для рассказа собственной истории, в данном случае местного чуда обороны своего города.

Возвышение Москвы, «Третьего Рима»

В середине тринадцатого века Киев и многие его бывшие территории пали перед монгольскими захватчиками, положив конец Киевской Руси. Но после двух веков монгольского владычества в регионе город Москва превратился в новый центр силы. Москва была поздним среди древних городов Киевской Руси, возникших в двенадцатом веке и обретших богатство и власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Великий князь Московский Иван III «Великий» добился независимости от монголов около 1480 года и сделал Москву центром того, что теперь стало называться «Россией».

Но по мере подъема Москвы Византийская империя пала. Константинополь (сегодня Стамбул) пал перед османами в 1453 году, положив конец долгой истории Восточной Римской империи, которая началась, когда император Константин в 330 году посвятил столицу Константинополь, которую он также называл «Новым Римом». В последующие годы Москва все чаще считала себя преемницей Византии и даже стала называть себя «Третьим Римом». [2] В 1472 году Иван III женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора, что символически закрепило продолжение Византии в России.

Рублева

Троица

Помимо Владимирской Богородицы, к этому периоду подъема Москвы относится одно из самых известных произведений искусства России — икона Святой Троицы, приписываемая Андрею Рублеву. Рублев был влиятельным русским художником, который, вероятно, жил с 1360-х годов примерно до 1430 года. Тексты описывают, как он рисовал Благовещенский собор Московского Кремля вместе с византийским художником Феофаном Греком, хотя эти картины больше не сохранились. Рублев, вероятно, написал свою икону 9-го века.0225 Троицкая  для Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, важного подмосковного монастыря, где он был частью церковного иконостаса (барьер, отделяющий алтарь от остальной части храма).

Андрей Рублев, Троицкий, гр. 1410 или 1425–27, дерево, темпера, 142 × 114 см (ТГГ, Москва)

Гармоничные цвета и ритмические контуры симметричной композиции изображают трех ангелов, которые посетили и угостили библейского патриарха Авраама и его жену Сарру. в Бытие 18 еврейской Библии или «Ветхого Завета». Христианские богословы долгое время интерпретировали это посещение трех ангелов как образ Святой Троицы. Византийские изображения этого события, как видно, например, на мозаике шестого века в Сан-Витале, обычно включают Авраама и Сарру, которые играют центральную роль в библейском эпизоде. Но Рублев убрал Авраама и Сарру со своей иконы, позволив зрителю сосредоточиться на упрощенной композиции трех ангелов, сидящих вокруг престола, похожего на алтарь. Новаторская икона Рублева отражает новый вклад России в унаследованную ею византийскую художественную традицию.

Мозаика «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Исаака», Сан-Витале, освященная 547, Равенна, Италия

Оспариваемые наследства

Византийская империя и Киевская Русь не сохранились, а их бывшие территории теперь разделены между несколькими государствами (как видно на приведенных выше картах). Следовательно, наследие Византии и Киевской Руси часто оспаривается этими современными государствами-правопреемниками, как показывают следующие два конкурирующих памятника.

Открытие памятника князю Владимиру I, Москва, Россия, 4 ноября 2016 г. (фото: mos.ru, CC BY-SA 4.0)

В Москве, Россия, в 2016 году открытие статуи киевского князя X века Владимира I вызвало международный ужас. Расположенная в тени Кремля — центра правительства России — статуя князя Владимира возвышается над Москвой почти на шестьдесят футов в высоту. Владимир держит в правой руке монументальный крест, а в левой сжимает большой меч.

Многим угрожающая новая статуя князя Владимира в Москве кажется слегка завуалированной отсылкой к очень похожей статуе князя Владимира девятнадцатого века, которая стоит на берегу Днепра в Киеве, Украина, на месте крещения киевлян. Русь в христианство византийцев в Х веке. Время установки Москвой новой статуи князя Владимира в 2016 году также имело важное значение: оно совпало с недавней аннексией Крыма Россией и продолжающимся вооруженным конфликтом с Украиной.

Памятник князю Владимиру I, 1853 г., Киев, Украина (фото: Библиотека Конгресса)

Установив новую статую князя Владимира в своей столице, Россия как бы претендовала на историческое наследие и, возможно, даже на бывшие территории Киевская Русь, хотя некоторые из этих территорий являются частью других государств, таких как Украина.

В то время как Богородица Владимирская, Святая София в Киеве и другие произведения искусства и архитектуры рассказывают историю обращения Киевской Руси в христианство Византийской империи и последующего возвышения Москвы как нового центра власти , эти более поздние памятники говорят о непреходящем, хотя и оспариваемом, наследии Византии и Киевской Руси в нашем современном мире.

Примечания:

[1] Бисера Пентцева, Иконы и сила: Богородица в Византии (Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2006), 76.

[2] Монах Филофей ( или Филофей) из Пскова впервые назвал Москву «третьим Римом» в письме 1510 года. – Алекс Гендлер

Елена Бек, «Имитация ипподрома: представление силы в киевском соборе Святой Софии», The Art Bulletin 91.3 (сентябрь 2009 г.): 283-301

Хелен К. Эванс, изд., Византия: вера и Power (1261–1557) (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2004)

Саймон Франклин, «Русь», в The Oxford Dictionary of Byzantium , vol. 3, изд. Александр П. Каждан и др. (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991), 1818–1820

Мартин Гилберт, Атлас русской истории Рутледжа , четвертое издание (Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2013)

Лиз Джеймс, Мозаики в средневековом мире: от поздней античности до пятнадцатого века (Кембридж: Кембриджский университет) Press, 2017)

Нил Макфаркуар, «Новый Владимир с видом на Москву», The New York Times , 4 ноября 2016

Нил Макфаркуар, «Еще одна огромная статуя в России? Не редкий, а вызывающий огромные разногласия», The New York Times , 28 мая 2015 г.