Федор осипович шехтель достопримечательности: самые известные работы знаменитого архитектора в Москве — Tripster.ru

самые известные работы знаменитого архитектора в Москве — Tripster.ru

Федор Шехтель 💥: самые известные работы знаменитого архитектора в Москве — Tripster.ru 10 сказочных особняков одного из самых выдающихся архитекторов эпохи модерн

Если случайным прохожим на улице назвать с десяток знаменитых архитекторов, фамилия Шехтеля будет знакома большинству. А кто-нибудь наверняка скажет, что Фёдор Шехтель — великий архитектор, прославивший русский модерн. Рассказываем о десяти его главных творениях в столице, включая его собственные дома в районе Патриарших прудов.

СодержаниеОсобняк Зинаиды МорозовойОсобняк Морозова Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулкеСкоропечатня Левенсона Особняк Рябушинского Особняк Дерожинской Особняк Смирнова МХТ им. А. П. ЧеховаЯрославский вокзал Собственный дом Шехтеля на Большой СадовойЗаключение

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Интересно, что Фёдором Осиповичем Шехтель становится лишь в 56 лет при переходе из католичества в православие. До этого во всех документах он значился под именем Франц-Альберт Шехтель.

Москва, 1875 год. Слева направо: Мария, Франц-Альберт (Фёдор), Доротея (Дарья) и Осип Шехтели
1886 год. Ф. О. Шехтель. Фотография, подаренная А. П. Чехову
1910-е годы. Ф. О. Шехтель в своём доме на Большой Садовой

Такая же запутанная история со званием архитектора. Удивительно, но тот, чьё имя неразрывно связано с архитектурой, не получил диплома в этой области. Через три года учёбы в профильном заведении он был отчислен за прогулы. В качестве причины всплывает болезнь матери. Однако, скорее всего, дело просто в молодости и весёлой компании друзей. Чтобы понять степень близости, можно почитать переписку Шехтеля с его другом А. П. Чеховым. Как они любили обсудить любовные похождения третьего участника их братства — художника И. И. Левитана.

Умный дом

Помимо красоты и эстетики, Шехтель думал ещё и о комфорте жильцов. Поэтому он предусматривал для домов своих заказчиков систему парового отопления, стеклопакеты, лифты для подъёма блюд из кухни в столовую, электростанцию и вентиляцию.

Елена, гид в Москве

Особняк Морозова. Фото: Владимир Скляров, из книги «Савва Морозов. Федор Шехтель. История шедевра»

Не получив соответствующий диплом, Шехтель не имел права возводить здания в Москве. Однако это никак не влияло на количество работы: он иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши, проектировал дачи и дома за пределами и в самой столице, умудряясь обходить градостроительные законы. Так, в Москве сохранилось около 70 объектов, построенных или декорированных архитектором Фёдором Шехтелем.

Милый деспот

Фёдор Осипович был очень лёгким человеком в быту, но совершенно менялся, когда работал. Его категорически нельзя было беспокоить, даже звать к столу. Два раза в день под дверь кабинета он требовал ставить бифштекс с кровью.

Татьяна, гид в Москве

1910-е годы. Шехтель в рабочем кабинете в своём доме на Большой Садовой

Большую часть зданий, над которыми работал архитектор, сегодня занимают посольства разных стран, поэтому внутренние интерьеры их видят разве что дипломаты. Но и у обычных людей есть шанс посетить их.

Адрес: улица Спиридоновка, 17

Это была первая серьёзная работа, после которой Москва заговорила об архитекторе Шехтеле. Заказчиком выступил Савва Морозов. Дом предназначался его жене Зинаиде в качестве подарка на годовщину свадьбы. У Шехтеля уже был опыт работы с Саввой Тимофеевичем, он построил для него дачу на реке Киржач, однако заказ подобного масштаба выполнял впервые. Справился мастерски, вся Москва съезжалась специально поглазеть на диковинную постройку.

Особняк на Спиридоновке интересен как снаружи, так и внутри. Внешне он напоминает английский замок: башенки, стрельчатые окна, мифологические животные, окна-розы выделяются на фасаде здания. Внутри готика смешана с более традиционными для России стилями: барокко, ампиром, классикой.

Дизайн со смыслом

Морозовы были ткачами, поэтому этот мотив хлопковых коробочек присутствует во многих деталях дома, например, на перилах и в решётке на окнах. Для заказчиков Франц Осипович придумал даже специальные обои. В этом особняке хлопковые коробочки и золотой грифон изображены на синем фоне, а в другом особняке Морозовых, в Подсосенском переулке, на зелёном.

Татьяна, гид в Москве

Интересно, что разрешение на строительство было выдано на имя архитектора И. С. Кузнецова, помощника Шехтеля. Таким образом он обошёл запрет на возведение зданий в черте города без диплома архитектора.

Удачным решением было привлечь к оформлению интерьеров тогда ещё неизвестного художника М. А. Врубеля, творчеству которого сегодня отведён целый зал в Третьяковской галерее. Для Малой гостиной он написал три панно «Времена дня», а для аванзала создал витраж «Рыцарь».

Проект особняка Морозовой, главный и боковой фасады. Фото из книги «Романтический зодчий модерна Фёдор Шехтель»

К сожалению, рассмотреть потолки в кабинете хозяина особняка, расписанные по эскизам Врубеля, или знаменитый «рыцарский камин» Шехтеля могут единицы, ведь сейчас в здании расположен Дом приёмов МИД.

Адрес: Подсосенский переулок, 21

Первоначальный Дом в районе Чистых прудов для Викулы Морозова построил учитель Шехтеля, известный в Москве архитектор Д. Н. Чичагов. После смерти отца Алексей Морозов пригласил Фёдора Осиповича для перепланировки некоторых помещений.

В интерьерах снова эклектика — Египет, Рим, Греция, Древняя Русь, Франция всплывают при переходе из одной комнаты в другую. Самое большое впечатление производит двухэтажный кабинет в готическом стиле. Глаза разбегаются, не ясно, на что смотреть в первую очередь: на часы в форме готической башни, на камин с маской грешника или на фигуру загадочного гнома, расположившегося у подножия деревянной лестницы с раскрытой книгой в руках. А на стенах ещё и копии панно М. А. Врубеля на тему «Фауста».

Адрес: Ермолаевский переулок, 28

Первый дом в Москве, построенный архитектором для собственной семьи, находился на Петербургском шоссе. После смерти 5-летнего сына Шехтель решает переехать. На гонорар от строительства особняка Зинаиды Морозовой Шехтель покупает участок в Ермолаевском переулке и строит там «избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу». Так Фёдор Осипович описал своё творение в письме к Антону Павловичу Чехову. Конечно, в постройке трудно рассмотреть избушку, речь идёт скорее о неприступном маленьком замке.

Печальный знак

Над входом в дом расположена мозаика, олицетворяющая цикл жизни на примере ириса: рождение, расцвет и увядание. Это отсылка к трагедии, которая произошла в семье. Во время строительства особняка Зинаиды Морозовой у Шехтелей умирает сын.

Елена, гид в Москве

Оптический обман

Особняк находится на очень маленьком участке земли, но из-за объёмов разной формы, создаётся ровно противоположное впечатление.

Татьяна, гид в Москве

Фото: elenanagoryanskaya

У здания нет одного ярко выраженного фасада, оно одинаково колоритно смотрится со всех сторон. Здесь уже заметен переход Шехтеля от неоготики к модерну. На это намекает и кованая решётка с растительным орнаментом, и мозаичное панно с ирисами над входом в дом.

Сейчас в особняке находится резиденция посла Уругвая, поэтому рассматривать интерьеры приходится по фотографиям: дубовую резную лестницу, гипсовый камин с лепниной из лент и с фигурами сфинксов, химер и грифонов, латунные оригинальные дверные ручки, люстру, сделанную по эскизам самого архитектора.

Адрес: Трёхпрудный переулок, 9

Следующая работа Шехтеля находится буквально в двух шагах от его собственного дома. В Трёхпрудном переулке он построил административное здание для типографии Левенсона. На главном фасаде уже знакомая симметрично-асимметричная композиция, разномастные окна, интересная облицовка чередующейся гладкой штукатурки с кирпичными вставками. На то время это была самая красивая типография Москвы, сделанная полностью в новом стиле модерн.

Главной доминантой внутреннего убранства является изящная каменная лестница в виде волны, взлетающей на второй этаж. Там, в одной из комнат внимание привлекает лепной потолок в виде завитков.

В здании бывшей типографии случаются временные выставки, тогда представляется возможность в деталях рассмотреть все шехтелевские задумки.

Адрес: улица Малая Никитская, 6/2

Обязательная к посещению достопримечательность Москвы для любителей модерна Шехтеля. Попасть внутрь может каждый, сейчас здесь музей Горького.

В экстерьерах здания уже чётко прослеживается модерн — плавные, текучие линии, асимметрия, окна разной формы и размера, растительные мотивы.

Символичный дизайн

Дом визуально разделён и декорирован как два мира — подводный и земной, поэтому 33-ступенчатая лестница в виде волны символизирует переход из одного мира в другой.

Елена, гид в Москве

Архитектурные хитрости

В доме реализовано много приёмов, чтобы скрыть его объём и тайную молельню на последнем этаже. Например, форма и количество окон, которые ещё и расположены на разных уровнях, могут легко сбить вас с толку.

Татьяна, гид в Москве

Фото: Dünya Sırtımda

Со стороны Малой Никитской кажется, что дом двухэтажный. Однако существует ещё тайный третий этаж со скрытой молельной. Рябушинские были старообрядцами, и до 1905 года их вера была вне закона.

В этом проекте Шехтель взял за основу морскую тему. Она считывается уже при приближении к кованой ограде в виде спирали и раскрывается при входе через роскошную мраморную лестницу, закрученную в виде волны. У её основания – лампа в виде медузы, которая при взгляде с верхнего этажа превращается в черепаху. Зеленоватые стены, дверные ручки в виде морских коньков, бегущая паркетная волна, собранная из дуба разных цветов, помогают создавать иллюзию подводного мира.

Адрес: Кропоткинский переулок, 13

Ещё одна труднодоступная для осмотра работа архитектора. Двери резиденции посла Австралии открываются только в Дни культурного наследия.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на этот особняк в стиле модерн – огромное арочное окно на главном фасаде и оригинальная чугунная ограда. В интерьерах привычная роскошь и внимание к деталям. Фирменный шехтелевский камин здесь украшен двумя фигурами мужчины и женщины. Их размер поражает, это полтора человеческого роста. Композиционным центром холла ожидаемо становится лестница с фонарём у основания.

Фото: сайт мэра Москвы, сайт «Михаил Булгаков. Жизнь и творчество писателя»

В качестве художника для данного проекта Шехтель привлёк В. Э. Борисова-Мусатова. Однако из желания сэкономить владелица отказалась от идеи росписи стен в главном холле. Уже созданные эскизы долгое время хранились в Третьяковской галерее. Спустя век изначальная идея Фёдора Осиповича наконец была воплощена — во время реставрационных работ холл был расписан по эскизам Борисова-Мусатова.

Адрес: Тверской бульвар, 18

Водочный король России задал Шехтелю непростую задачу. Нужно было объединить 3 уже существующих здания усадьбы в центре Москвы и декорировать внутренние помещения, не меняя их планировку. Техническое задание повлияло на работу архитектора. Например, в просторной романской гостиной камин сделан не из мрамора, а из гипса. Дело в том, что размещён он над аркой, ведущей во внутренний двор, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы большой вес.

Инженерные инновации

Именно в этом особняке Шехтель создал специальные двойные рамы — предшественники наших стеклопакетов, чтобы зимой окна не замерзали. А ещё здесь он впервые применил точечное освещение, привычное нам сегодня.

Елена, гид в Москве

Фото с экскурсии «Москва, построенная Шехтелем»

Фасад дома, выходящий на Тверской бульвар, украшен изящным балконом. Только попав внутрь, понимаешь, что выйти на него не получится, он находится на уровне пояса. Конечно, это не оплошность Шехтеля. Перестраивать особняк он не мог, а за годы жизни усадьбы культурный слой существенно вырос, и, если бы архитектор сделал балкон на уровне пола второго этажа, то прохожие просто задевали бы его головами.

Адрес: Камергерский переулок, 3

К нашей радости, Фёдор Шехтель строил не только частные особняки, но и здания, предназначавшиеся для широкой публики. Например, он спроектировал и осуществил авторский надзор за строительством Нового Художественного театра. И теперь осмотреть интерьеры первого театра, построенного в стиле модерн, может каждый, стоит лишь купить билет на спектакль.

И снова новаторство

Для театра Шехтель придумал поворачивающийся круг для сцены и специальные карманы для декораций. А занавес здесь раздвигался, а не поднимался, как это было принято.

Елена, гид в Москве

Фото: A.Savin, WikiCommons

В соседнем здании расположен музей МХАТ. Там расскажут, какую кропотливую работу проделал архитектор, сколько всего он придумал: светильники в фойе, ручки дверей, форму балкона. Он даже разработал специальный шрифт для театра! А ещё именно Шехтель поместил на занавес белую чайку, которая до сих пор остаётся эмблемой МХАТа. Удивительно, что подобный объём работ был выполнен им безвозмездно.

Адрес: Комсомольская площадь, 5

Заказ на перестройку вокзала поступил от Саввы Морозова. По сути, Шехтелю надо было добавить к уже существующей постройке лицевую часть с залом ожидания. Эту работу он исполнил филигранно.

Признание и слава

Ярославский вокзал — это не что иное, как доработанные русские павильоны, которые Шехтель представил на Международной выставке в Глазго. Тогда он получил за них серебряную медаль, мировую славу, а позже стал академиком архитектуры.

Елена, гид в Москве

Фото: Sergey Ashmarin, CC BY-SA 3.0

Здание построено в неорусском стиле с элементами северного модерна. Фасады украшены врубелевскими майоликовыми панно и голубоватым фризом с растительным узором, выполненным в Абрамцевской мастерской Морозова по эскизам архитектора. Внутри от шехтелевских интерьеров остались лишь копии картин К.  А. Коровина.

Адрес: Большая Садовая улица, 4

Шехтель возвёл его за рекордный срок — всего за 3 месяца. Возможно, поэтому он самый скромный и лаконичный. Вся обстановка была утрачена в 90-е годы, когда здание пришло в полный упадок, и жившие здесь бомжи отапливали помещения всем, что под руку попадалось. К сожалению, это место стало последним собственным владением семьи.

Поворотный момент

Этот дом стал совершенно новаторским в жизни архитектора. Именно тогда он понимает, что эпоха модерна завершена, и строит здание в совершенно другом стиле, первым из архитекторов возвращаясь к классическим формам. Позже они станут основой сталинского ампира.

Елена, гид в Москве

Фото: сайт Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству

Изучая биографию Фёдора Осиповича Шехтеля, трудно поверить, что человек, чья архитектура поражала красотой, новизной, умер в нищете. Советская власть не давала работать тому, кто раньше обслуживал «буржуев». Шехтель ушёл из жизни в 66 лет от рака желудка и похоронен в родовой могиле на Ваганьковском кладбище.

Изучить более детально его архитектурное наследие в Москве можно не только самостоятельно, но и вместе с местными краеведами, гидами Tripster, которые обратить внимание на интересные детали и в подробностях помогут увидеть красоту шехтелевского модерна.

Лофты и креативные кластеры Москвы «Флакон», Artplay, «Винзавод» и другие знаковые арт-локации

Федор Шехтель – архитектор, изменивший Москву

Федор Шехтель – один из самых заметных архитекторов России рубежа XIX и XX веков, создатель русского модерна, автор десятков прекрасных зданий в Москве, так много сделавший для того, чтобы город приобрел свое неповторимое лицо. Он был, без сомнения, настоящим Мастером, получившим признание, но в конце жизни столкнулся с болезнями, нищетой, невозможностью помочь своим близким. «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист», – писал он. Сегодня наш рассказ о судьбе и искусстве Федора Шехтеля.

Саратов — Москва

На самом деле имя Федора Шехтеля — Франц-Альберт. Его отец инженер Иосиф Шехтель происходил из семьи немецких колонистов, в начале XIX века прибывших в Саратовскую область. Детские годы будущий архитектор провел с семьей в Саратове, где его отец и дядя вели торговый бизнес и занимались другими проектами, вплоть до театральных. Однако в какой-то момент семью начали преследовать неудачи: сначала умер Иосиф Шехтель, потом его старший брат, взявший было на себя заботы о семье, дела были расстроены, средств к существованию практически не было.

Мать будущего архитектора устраивала жизнь семьи, как могла. Сама она вынуждена была переехать в Москву, но Франц остался в Саратове, где учился в гимназии. Только в возрасте 16 лет, в 1875 году, он тоже приехал в Москву и начал работать в мастерской архитектора Каминского. Одновременно он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Так начался путь будущего великого мастера.

Начало

Судьба, казалось, продолжала испытывать Шехтеля на прочность. Закончить образование он не смог, был отчислен «за плохую посещаемость». В то время серьезно болела его мать, и, видимо, с этим были связаны неуспехи в учебе.

Образование осталось незаконченным, однако работал Федор Осипович много: иллюстрировал книги, делал театральные декорации, создавал эскизы костюмов, работал над архитектурными проектами. Только вот возводить здания по ним в черте Москвы пока было невозможно: у архитектора ведь не было диплома. Хотя заказчики к Шехтелю обращались самые именитые: семья Морозовых, князь Голицын и другие.

Он сотрудничал с ведущими архитекторами своего времени — Каминским, Терским, Чичаговым, и вместе с ними создал ряд выдающихся проектов. В частности, Шехтелю принадлежит авторство фасада нынешнего театра имени Маяковского (ранее — театр Георга Парадиза), а также он принимал участие в подготовке проекта Московской городской думы. Многие его постройки 1890-х годов выполнялись в русском стиле, тогда это было модно, но главным материалом служило дерево, поэтому до наших дней они не дошли.

Морозов

В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Савва Морозов заказал архитектору строительство особняка (особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке), который он видел готическим замком. И Шехтель воплотил эти мечты в жизнь.

Особняк вышел великолепным и стал истинным украшением Москвы. Тем более что финансирование Морозов не ограничивал. Достаточно строгий стиль диктовал свои правила: архитектор предложил не так уж много декоративных украшений, детали укрупнились. Внутри же дом был поистине роскошным: к его оформлению Шехтель привлек Михаила Врубеля. Именно этот проект впоследствии архитектор представил для получения диплома, который ему наконец вручили. А так называемые «готические особняки» стали своеобразной визитной карточкой Шехтеля.


Модерн

Однако Шехтель считается не только родоначальником готического стиля в русской архитектуре, но и одним из пионеров модерна. Переходным от одного стиля к другому стал особняк, который архитектор спроектировал для своей семьи на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков. Сам он говорил об этом доме шутливо: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». А на деле в этом здании воплотились новаторские идеи, которые поведут архитектуру вперед.

Внешне дом достаточно прост, ведь в нем Шехтель применил новый принцип: «изнутри наружу». Он сначала спроектировал роскошную внутреннюю отделку, а потом уже фасады. Арки, деревянные панели, шикарная парадная лестница, башенки — все эти элементы создают особую атмосферу особняка: он изысканный, уютный, гармоничный, со строгой внутренней организацией и множеством прекрасных деталей.

Популярность

В 1900-е годы Шехтель становится не просто известным, а по-настоящему популярным. Проектов у него все больше, заказы все интереснее. Он принимает участие во Всемирной выставке в Париже, где получает серебряную медаль. Строит в Москве здание Ярославского вокзала, выдержанное в неорусском стиле. По его проекту возводится одно из лучших его творений — особняк Рябушинского на Малой Никитской. Мраморная лестница особняка в форме волны по сей день является вершиной архитектуры модерн. Прекрасное решение нашел Шехтель и тогда, когда к нему обратился предприниматель Петр Смирнов: он попросил создать из нескольких зданий на Тверском бульваре единый комплекс. Федор Осипович предложил проект необычный: в доме были и парадные залы, и зимний сад, и даже небольшой зверинец. И этот дерзкий план был воплощен в жизнь.

Постепенно стиль Шехтеля становился проще и рационалистичнее. Например, его авторству принадлежит проект здания, в котором находится кинотеатр «Художественный». Стиль этот получил название «рациональный модерн», и строгость в нем сочетается с функциональностью.

В 1915 году Шехтель принял крещение (именно тогда он получил имя Федор), и тот год был ознаменован началом строительства храма Николая Чудотворца в «Соломенной Сторожке» в Петровско-Разумовском (1915–1916). Построенный в неорусском стиле, как и многие другие здания Шехтеля, храм стала памятником Первой мировой войны.

Советские годы


После революции многие архитекторы не могли найти место в изменившихся условиях. А вот о Федоре Шехтеле так сказать нельзя. В советские годы он продолжал преподавать, стал профессором во ВХУТЕМАСе, работал в Научно-техническом отделе Высшего Совета народного хозяйства. Последний его реализованный проект — павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (существовала до ВДНХ). Также Шехтель вернулся к работе в театре, реализовал несколько проектов для МХАТа, участвовал в реконструкции здания театра, работал для Малого театра. Однако здоровье Федора Осиповича ухудшалось, работать становилось все сложнее. В 1926 году архитектор умер.

«К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной)». Федор Шехтель.

Некоторые известные работы Шехтеля в Москве

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке

Напоминающий рыцарский замок снаружи, особняк прекрасен и внутри. Сегодня здесь находится Дом приемов МИД, но в некоторые дни года он открыт для посещений.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской

Оригинальный, необычный, изысканный… Особняк, с его необычной лестницей и выдающимися интерьерами заслуживает того, чтобы увидеть собственными глазами. Сегодня здесь находится музей-квартира Горького.

Здание Художественного театра в Камергерском переулке

На месте, где сегодня находится здание МХТ, до конца XIX века стоял дворец Одоевских, где находился театр Корша. Когда было принято решение строить на месте дворца здание театра (а вернее, не строить с нуля, а провести масштабную реконструкцию), обратились к Шехтелю. Он работал над этим проектом бесплатно: «Заказ театра, украшающего Москву, я почитаю за честь выполнить безвозмездно».

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке

Получив хороший гонорар после строительства особняка Морозова, Шехтель возвел на эти деньги дом для себя и своей семьи. Сочетающий элементы готики и зарождающегося стиля модерн, этот особняк отличается гармоничностью и строгостью. Сегодня в нем находится посольство Уругвая.

Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке

Особняк был построен в начале XX века, и сегодня это один из самых ярких примеров архитектуры русского модерна. Специально для росписи стен создавал эскизы Борисов-Мусатов, но хозяйка отказалась от масштабных фресок, которые так и остались в эскизах. Сто лет спустя с помощью современных технологий фески «Времена года» были перенесены на стены особняка, как и задумывалось изначально.

Кстати, этот дом считается одним из возможных адресов проживания булгаковской Маргариты. Сегодня на территории особняка находится дипломатическая миссия Австралии.

Читайте также «Линия жизни и архитектура Антонио Гауди»

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

9004

966. .

.

. 700677.

. 700677777.

7. 7006777777777777676 гг. 20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

Точная фраза: «Недохранитель в Америке»91988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

91988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books   [?]

Айседора Дункан была «ленивой бездельницей»?

От «Бездельника» в МИД

В шапке русскоязычной версии поста используется слово Loafer (бездельник)» (по-русски — лодырь, может транскрибироваться как ЛОДЫРЬ). Дело в том, что русская идиома «Гонять лодыря» на самом деле (скажем, дословно) близко означает «гоняться за бездельником» и действительно соответствует английской идиоме «быть ленивым бездельником» (возможно, «гоняться за лодырем»). бездельник»). Но вот в русскоязычной версии поста происходит «игра» двух слов «Лодырь» (бездельник, бездельник) и последней гривой — упоминаемый ниже Кристиан Лодер.

В самом конце 1999 года была официально завершена реставрация особняка на Пречистенке, 20. Особняком в разное время владели (жили здесь) ряд весьма примечательных для нашей истории личностей.

В ходе реставрационных работ интерьер Мавританской комнаты, считавшейся пропавшей, приписали автору Федору Осиповичу Шехтелю. Удивительная конструкция камина была обнаружена и раскрыта под 12 слоями белой краски. Как и все помещение, это каминное убранство было стилизовано под самаркандский мавзолей из комплекса Шах-и-Зинда, включая характерную арабскую вязь

Но при ближайшем рассмотрении этой «арабской вязи» действительно можно обнаружить нашу родную (в начале ХХ века — с символом «Ѣ») надпись последнего законного владельца этого особняка — Ушкова.

Федор Осипович Шехтель продемонстрировал здесь свой удивительный талант в таких, казалось бы, мелочах, сохранив для потомков имя владельца, «вплетая» его в арабскую вязь!

Сам мавританский зал, который по некоторым данным изначально предназначался для курения, ныне служит официальной приемной Главного управления МИД России, который теперь считает себя владельцем этого особняка . К сожалению, фотографии этого объекта культурного наследия федерального значения (точнее, его интерьеров) практически отсутствуют, а возможность его посещения, как это предусмотрено Федеральным законом № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г., также кажется очень сомнительным. Так что с этим культурным наследием народов России могут ознакомиться либо «ответственные» «товарищи», либо представители дипломатического корпуса.

Свой нынешний вид особняк приобрел в 1907 (1909?) году, когда его последний законный владелец Алексей Константинович Ушков заказал реконструкцию особняка, построенного ранее, в начале 19 века, в стиле классицизма.

Авторство приобретенного Ушковым особняка приписывается Матвею Казакову, но документальных подтверждений этому не обнаружено. Чтобы установить архитектурное авторство реконструированного для Ушкова здания, сохранившегося до наших дней, потребуется небольшое путешествие в пространстве и во времени — в самое начало ХХ века, в …. Казань.

«Я хочу, чтобы в моем доме поместился весь мир. Оформите каждую комнату в отдельном стиле. » Так ответил Алексей Константинович Ушков на вопрос архитектора Карла Людвиговича Муфке, в каком стиле он хотел бы перестроить участок по улице Воскресенской (ныне Кремлевская, 33) в Казани.

Алексей Ушков (1879-1948) происходил из зажиточных промышленников Ушковых, основавших в середине 19 века в тогдашнем селе Бондюга — ныне это город Мендеевск, недалеко от Елабуги крупное химическое производство. Сейчас это химический завод имени Карпова. По материнской линии Алексей Ушков унаследовал чайную «империю» Губкина-Кузнецова, включая чайные плантации на Цейлоне.

Нельзя не вспомнить слова Дмитрия Ивановича Менделеева, проработавшего несколько лет на заводе Ушковых в Бондюге: «Я, видевший много западноевропейских химических заводов, гордился тем, что можно было сделать в России не только не уступает, но и во многом превосходит зарубежные…»

Будучи еще студентом Казанского университета, Алексей Константинович Ушков к своей свадьбе получает в подарок от дяди несколько зданий, расположенных на Воскресенской улице в Казани. Возможно, не без участия отца невесты, Зинаиды Высоцкой, профессора хирургической патологии Казанского университета, был приглашен Николай Федорович Высоцкий, архитектор Карл Мюфке. Именно в это время он проектировал и руководил строительством Казанского университета.

Здание Алексея Ушкова, переделанное по проекту Муфке, было подарено невесте Ушкова в 1907 (1908?). Сейчас здесь размещается Республиканская библиотека Татарстана, и желающие могут легко совершить виртуальную экскурсию по ее замысловатым интерьерам, «поместившим весь мир».

Но вернемся в Москву, на Пречистенку. Ниже фото дома Ушкова в Казани и его дома на Пречистенке. Есть достаточно оснований полагать, что это практически «братья-близнецы»: общая композиция, богатейшая и ни с чем не сравнимая декоративная отделка, украшение балкона.

   

Дом Ушкова в Казани расположен на углу двух улиц, имеет два «парадных» фасада, в отличие от нашего московского дома. Но общая композиция фасадов — два этажа и их пропорции, первый с деревенской мебелью, а второй с богатым лепным декором и ажуром, характерная форма кованой балконной решетки, украшение крыши вазами, все это в целом подтверждать подлинность (возможно, процессинг) проектов.

Внимательное рассмотрение элементов декора еще больше укрепляет эту позицию: на фасадах обоих зданий довольно характерные птицы, орнамент с кадуцеем, ракушками, львиными мордами, на фронтоне женская голова. Очень характерны и почти совпадающие парные изображения грифонов:

   

 

   

 

   

 

   

 

   

Имеются документальные подтверждения авторства и непосредственного участия Карла Муфке в строительстве казанского особняка Ушкова. Газета «Казанский телеграф», в 1906 писал: «Вчера на стройке дома Ушкова архитектор Муфке упал с лесов…». Далее сообщалось, что он сломал два ребра, но «но работы не оставил и, отряхнувшись, мужественно взобрался на леса».

Что касается строительства московского корпуса Ушкова на Пречистенке (точнее, перестройки из строго классического московского особняка XIX века), то точных подтверждений найти пока не удалось. Однако очевидное стилистическое сходство позволяет с достаточной степенью уверенности приписать авторство самого проекта Карлу Муфке.

А вот для оформления интерьера, в частности курилки в восточном стиле, был приглашен Федор Шехтель. Архитектор Шехтель уже хорошо знаком со старшим братом Ушкова Григорием Константиновичем, по его московскому особняку (Рождественский бульвар, дом 10). Кстати, стоит напомнить, что Шехтель построил винный погреб для Григория Константиновича Ушкова в Форосе (на базе винных погребов в Шимпане). Этот погреб «Шесть балок», будучи заглубленным на 8 метров, обеспечивал постоянную температуру 12-13°С и вмещал до 100 тысяч ведер вина. (Для справки: в издании «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» М. Нащокина не упоминается в списке работ Федора Шехтеля по оформлению интерьера в доме Алексея Ушкова на Пречистенке)

А вот для оформления интерьера, в частности курилки в восточном стиле, был приглашен Федор Шехтель. Архитектор Шехтель уже хорошо знаком со старшим братом Ушкова Григорием Константиновичем по его московскому особняку (Рождественский бульвар, дом 10). Кстати, стоит напомнить, что Шехтель построил винный погреб для Григория Константиновича Ушкова в Форосе (по мотивам винных погребов в Шампани). Этот погреб «Шесть балок», будучи заглубленным на 8 метров, обеспечивал постоянную температуру 12-13°С и вмещал до 100 тысяч ведер вина. (Для справки: в публикации «М. Нащокина не указана в списке работ Федора Шехтеля оформление интерьера в доме Алексея Ушкова на Пречистенке)

В связи со вторым браком Алексея Константиновича его дом на Пречистенке 20 буквально через несколько лет после постройки претерпел замечательную внутреннюю реконструкцию. Скорее всего, именно эта реорганизация сыграла весьма значительную роль в его дальнейшей судьбе. Алексей Константинович был вторым браком с известной балериной Большого театра Александрой Балашовой, и для нее в особняке был создан репетиционный зал с зеркальными стенами (балетный репетиционный зал).

Илья Ильич Шнейдер, начавший свою деятельность журналистом и театральным обозревателем в 1912 году, вспоминал этот зал и великолепное убранство внутреннего жилого помещения. Вскоре после февраля 1917 года, после благотворительного бала в Большом театре, ему довелось сопровождать Балашову к ней домой. Александра Михайловна пригласила его войти и провела «экскурсию» по своим покоям, о которой буквально через несколько лет вспоминал Шнейдер, но в связи с другой хозяйкой особняка на Пречистенке.

В 1921 году Алексей Ушков и Александр Балашов покинули свой особняк и вскоре поселились в Париже по адресу Rue de La Pampe, 103, в доме, когда-то принадлежавшем другой известной танцовщице Айседоре Дункан. И в том же 1921 году именно Илья Шнейдер по поручению Луначарского становится секретарем Айседоры Дункан, сопровождает Айседору в ее новый московский дом с…. балетная репетиционная на Пречистенке, 20.

В своей книге «Встречи с Есениным» (Москва: Советская Россия, 1974) он вспоминает: «Этот дом был отдан московской школе Айседоры Дункан. Там же, где мы жили. Помню, как позже я увидел однажды Айседору, молча стоящую на беломраморной лестнице особняка. Она посмотрела из-под ног на балашовские плафонные красоты, на мраморную балюстраду, усеянную золотой лепниной колонны из розового дерева… Потом сказала:

«Я давно говорил, что нужно содрать всю эту позолоту вместе с римлянками и гречанками и все выбелить!»

А вот как Шнайдер описывает первое посещение Дунканом особняка Ушкова и Балашовой-:

«Войдя впервые в особняк, Дункан скривила губы при виде потолочных красот, золотых колоний и бронзового барельефа -рельефы. В своей комнате Айседора опустилась на стул и залилась неудержимым смехом:

— Кадриль! — закричала она, заразительно смеясь. — Меняй вос местами! »

Необходимо пояснить, что неудачный перевод выражения «Changez vos place» как кадриль, а затем многократно тиражировавшийся в связи с этой историей, потерял «скрытый смысл». Changez vos places — дословно означает «Поменяйтесь местами!» Так говорит менеджер по танцам в одной из фигур кадрилей на танцевальных балах. И именно на это своеобразно отреагировала Айседора Дункан… .не о партнерах по танцу на балу, а о домах для проживания в невидимом «танце» жизни в партнерстве с Александрой Балашовой!

Сергей Есенин несколько лет жил с Айседорой Дункан на Пречистенке, 20. Илья Шнайдер был невнятным свидетелем их знакомства. Эта самая первая встреча произошла на литературно-художественном вечере у художника-авангардиста Григория Якулова (Георгия Прекрасного) в мастерской художника, расположенной в доме № 10 по Большой Садовой — знаменитом Доме Булгакова! Удивительные совпадения примечательных адресов, не так ли?

Шнайдер вспоминает: «…… Но в то первое утро (после литературной вечеринки у Якулова — прим. mascaron.org) ни Айседора, ни Есенин не обратили внимания на то, что мы уже в очередной раз ходим вокруг церкви. Дремлющий извозчик тоже этого не заметил.

«Эй, отец!» — Я коснулся его плеча. — Вы нас венчаете, что ли? Вокруг церкви, как и вокруг аналога, с третьего раза ходишь.

Есенин проснулся и, узнав, что происходит, радостно засмеялся.

— Жениться! — он покачивался от смеха, ударяясь о колени и глядя смеющимися глазами на Айседору.

Она хотела узнать, что произошло, и когда я объяснил, она протянула счастливую улыбку:

— Управление… (Свадьба (франц.)).

Наконец извозчик выехал из Чистого переулка на Пречистенку и остановился у подъезда нашего особняка.

Айседора и Есенин стояли на тротуаре, но не попрощались.

Айседора смотрела на меня виноватыми глазами и умоляла, кивая на дверь:

— Илья Илич… ча-ай (чай-а — прим. mascaron.org)?

«Чай, конечно, можно устроить», — сказал я, и мы все пошли в дом.

Илья Шнайдер, как и большинство журналистов, склонен преувеличивать, а также выдумывать «факты» — мало кто будет утруждать себя элементарной проверкой фактов и дат. Поэтому остается только верить Илье Шнейдеру, тем более, что никто из других участников этого конного маршрута его не помнил, ни Есенин, ни Дункан, ни извозчик, ни его лошадь не писали своих воспоминаний. Легенда, написанная профессиональным литературным журналистом? Возможно, но, нельзя не признать, симпатичной… и уже ставшей, как подлинная московская история, многократно тиражируемой…

Но история дома на Пречистенке 20 заслуживает внимания не только в связи с его балетным и литературным прошлым. Этот дом хранит память не только об Александре Балашовой (имевшей большой успех в Париже) и Алексее Константиновиче Ушкове, Айседоре Дункан и Сергее Есенине.

С большой долей уверенности можно предположить, что братья Третьяковы посещали и особняк на Пречистенке, 20. Дело в том, что предыдущий владелец этого особняка Владимир Дмитриевич Коншин был женат на Елизавете Михайловне Третьяковой, сестре Павла и Сергея Третьяковых. Владимир Дмитриевич Коншин (1824-1915) начал трудовую деятельность приказчиком в доме отца братьев Третьяковых, Михаила Захарьевича. Обладая незаурядными деловыми качествами, помог ему соединиться с Павлом и Сергеем Третьяковыми и принять участие в основании компании «Магазин льняных, бумажных, шерстяных изделий, Российского и Зарубежного торговых домов П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншин в Москве». А через несколько лет в 1866 году Владимир Коншин стал председателем правления общества Полотняной мануфактуры (Кострома), преемника торгового дома «Петр и С. братья Третьяковы и В. Коншины».

Ткани, произведенные на мануфактуре, пользовались заслуженным признанием, неоднократно получали золотые медали в Париже и Турине. Предприятие являлось поставщиком Двора Его Императорского Величества. Как указывают открытые источники в Сети, «это была единственная в мире фабрика, где под одной крышей работало 54 тысячи веретен; он был создан без какого-либо участия иностранцев. Оборот компании достиг суммы 12 миллионов рублей в год. »

Владимир Дмитриевич Коншин был гласным городской думы и выборным купеческим обществом, был заметным благотворителем, был лично знаком со многими художниками и писателями. А его дочь вышла замуж за Анатолия Чайкоевского, брата известного композитора.

Возвращаясь к самому зданию на Причистенке, некоторые источники предполагают, что Владимир Дмитриевич Коншин пригласил известного архитектора Александра Степановича Каминского, женатого на другой сестре Третьяковых, Софье, возглавить строительство резиденции.

Интересное совпадение: с Пречистенкой связана история еще одного рода Коншиных — знаменитый Московский Дом ученых (Пречистенка, 16) был построен для Александры Ивановны Коншиной (http://mascaron.org/2016/10/28/ 205/ А вот эти однофамильцы, родом из Серпухова.

Предшествовавшая Коншину страница истории резиденции связана с военными победами и завоеваниями России. Генерал Ермолов — герой Бородино, отбивший батарею Раевского у французов, покоритель Кавказа, фактически основавший такие крепости, как Нальчик, Внезапная и Грозная! Именно с этим неординарным человеком связана более ранняя (первая половина XIX века) история дома на Пречистенке, 20.

Выйдя в отставку в 1827 году, легендарный генерал несколько лет провел в своем имении под Орлом, где его посетил Пушкин. После запрета императора выезжать за границу, Ермолов переезжает в Москву, где приобретает именно этот особняк на Пречистенке, 20. В этом доме генерал Ермолов и остался до конца своих дней. Во время Крымской компании с 1853 года возглавлял до 1855 года московское ополчение, фактической штаб-квартирой которого был его дом на Пречистенке. В 1861 году Москва провожала генерала в последний путь на два дня. Кстати, несмотря на совершенно неоднозначное отношение к генералу императорской династии (не были забыты его взгляды и отношения с декабристами), в Петербурге в память о генерале Ермолове на Невском проспекте во всех магазинах были выставлены его портреты. По завещанию генерала Ермолова он был похоронен на родной Орловщине. В Орле была устроена грандиозная панихида: и площадь перед Троицкой церковью, где проходила панихида, и все окрестные улицы были сплошь заполнены пришедшими проститься с генералом.

Грибоедов, служивший одно время под командованием генерала Ермолова в Тифлисе, называл его «Сфинксом нового времени». Так что, проезжая по Пречистенке мимо дома 20, стоит вспомнить эти славные села русской истории и даже мысленно отдать дань уважения генералу Ермолову, служившему скорее Отечеству, чем его Императорам! Достойный пример, побуждающий о многом задуматься сейчас, в это время!

Двигаясь по шкале времени ближе к началу 19и далее рассказ о доме 20 на Пречистенке все больше утрачивает документы, о своих владельцах, а заменяет утраченное легендами, возможно связанными с реальными событиями и самим этим владением.

Так, московская традиция приписывает этому дому историю графини Орловой, домашней «шутки», которая из сада через ограду особняка «общается» с прохожими, даже однажды была замечена императором Александром I

Но гораздо более «серьезная» легенда, даже нашедшая «место» в наши дни, связана с доктором медицины Юстусом Христианом Лодером, в России именовавшимся Христианом Ивановичем Лодером (1753-1832). Документальных подтверждений найти не удается, но почти все источники указывают, что это было, вероятно, в самом начале 19 века.20 века, когда Кристиан Лодер владел имением на Пречистенке 20.

Получив образование в Риге, Юстус Кристиан Лодер читал лекции и практиковал в Йене, где стал фельдшером герцога Саксен-Веймарского. В 1803 году доктор Лодер поступает на службу в прусский Галле, где становится профессором анатомии. После завоевания Галле войсками Наполеона переехал в Кенигсберг, где получил в 1809 году дворянскую грамоту. Однако, в связи с политическими событиями, уже в 1810 году Христиан Лодер оставляет прусскую службу и переезжает в Петербург, где представляется императору Александру I. Практикует в обеих столицах — в Петербурге и Москве. Христиан Иванович Лодер, будучи выдающейся личностью, имел тесные дружеские отношения с В. Гёте, Ф. Шиллером, А. Гумбольдтом.

Предположительно, это Матвей Казаков (?) построил до московского пожара 1812 года владения на Пречитенке 20, и в это место переселяется доктор Лодер.

Во время войны 1812 года Христиан Иванович Лодер занимался созданием госпиталей для раненых (на 6000 офицеров и 30000 нижних чинов). за эту работу он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени с бриллиантами по рескрипту.

В 1818 году государь купил у Лодера его коллекцию анатомических препаратов для Московского университета. Доктор Лодер сам занимался воссозданием разработанного им в Москве плана анатомического театра, на что потратил около 100 000 (?) рублей. За это строительство он был награжден орденом Святого Владимира 2-й ст.

Доктор медицины и хирургии (1777). Доктор философских наук Христиан Иванович Лодер увековечен в звании почетного члена Московского университета, о чем свидетельствует запись в Летописи Московского университета.

Но в истории московских легенд есть еще один эпизод, связанный с доктором Лодером. В ноябре 1825 г. Н. И. Лодер подготовил доклад «О приготовлении искусственных минеральных вод методом доктора Струве в Дрездене и о проекте учреждения подобных вод в Москве», который был напечатан в типографии Московского университета. . В отчете также был изложен «Проект плана якобы учреждения в Москве с разрешения Министерства внутренних дел для изготовления искусственной минеральной воды по методу доктора Струве как для внутреннего употребления, так и для приготовления различных ванн».

Спутником доктора Лодера был профессор химии Московского университета Федор Федорович (Фердинанд-Фридрих) Рейсс. Несколькими годами ранее Ф.Ф. Рейсс исследовал состав минеральных вод Кавказа, Тверской и Московской губерний и открыл в Нескучном саду курорт минеральных искусственных вод. Но заведение не имело успеха.

А открытая товарищами «Станция искусственной воды» в Хилковом переулке на спускавшемся к Москве-реке склоне недалеко от нынешнего Крымского моста стала беспрецедентной. В отличие от неудачного опыта в Нескучном саду, в новом заведении помимо самих минеральных вод практиковали «оздоровительные» процедуры — неторопливые, под звуки оркестра 2-х или 3-х часовые прогулки лучше скажем — прогулка по живописным (по тем временам) парковым аллеям усадьбы в Хилковом переулке.

Заведение было устроено на популярный европейский манер, и не малую роль сыграла популярность самого доктора Лодера. Филипп Филиппович Вигель (1828 г.), известный русский мемуарист, писал о заведении доктора Лодера: «Старый и знаменитый Лодер заложил первые искусственные минеральные воды в России, они только что были открыты над Москвой-рекой, у Крымского брода, в переулке, в большом доме с двумя пристроенными галереями и садом. Каждый день рано утром я шел пешком по улице Старой Конюшенной до улицы Остоженка. Движение, благодатный утренний воздух, гремучая музыка и веселые толпы гуляющих больных (из которых две трети были здоровы), рассеивающие уныние, я упивался нравственностью не меньше, чем мариенбадская вода, которой упивался. Новизна, мода обычно привлекает праздное московское общество, как сильное движение воздуха, все сводит его к одному. Вот почему это новое заведение стало одним из его увеселительных заведений».

Молва приписывает, что именно здесь кучера, ожидавшие своих хозяев, отвечали многочисленным простым прохожим на вопросы о том, что они «ленивый бомж» («гоняет бездельника».   Некоторые «горячие» головы приписывают даже с самим происхождением слова «Лодырь» (пожалуйста, см. выше пояснение о русской идиоме в шапке) имени врача — Лодер.Но это не так, слово встречается, как говорит словарь Макса Максмера, скорее всего из одного из диалектов немецкого языка.Слово Lodder (лодер), пришедшее на русскую землю якобы с петровскими реформами, буквально означало «подлец, подлец». , а обратно перевести это выражение на немецкий уже сложно!Теперь, действительно, «Великий и могучий….»!

Возвращаясь к нашим дням, следует сказать еще несколько слов о реставрационных работах в доме 20 на Пречистенке. По словам реставраторов, «сюрпризы начались, когда начали работать с потолком: оказалось, что он филигранный, дощатый. Были сняты доски и вскрыты остатки купола и следы сбитой обильной лепнины. Позднее при вскрытии пола из-под обуви были обнаружены два ящика, в которые кто-то бережно сложил остатки сбитой лепнины, как послание потомкам, которые не ломать будут, а строить. Открытия продолжились: под многими слоями краски, покрывающей двери, была обнаружена сложная вязь резного орнамента, покрытая сусальным золотом. Камин оказался мраморным, украшенным резьбой по камню, тоже позолоченным. Среди витиеватых украшений было замечено несколько витиеватых арабских надписей. » Вот как главный архитектор проекта реконструкции Мавританского зала Галина Медведева, сотрудница института «Спецпроектреставрация» о работах в Мавританском зале Шехтеля «… Это его ранняя работа — так сказать» премодерн», но с отпечатком современности. Краски характерны для начала века — как бы приглушенно, такой эффект достигался сочетанием масляных красок и воска. Да и сама цветовая гамма в «Мавританском зале» удивительно элегантна — цвета вишневого, розового, охристого, бирюзового, сине-зеленого плюс золото и бронза. Этот благородный набор цветов, характерный для современности, был забыт в советское время, знавшее для оформления интерьеров только два цвета — белый и зеленый. Фрагменты старой краски, сохранившиеся на остатках лепнины, мы изучили под микроскопом.

© vpoisketurov.ru (с) 2021