Фото достопримечательности алма ата: Топ-70 достопримечательностей Алма-Аты и окрестностей: фото, описания, адреса

Содержание

Достопримечательности Алма-Аты- южной столицы Казахстана

Алма-Ата – город, расположенный у северного подножья горного хребта Заилийский Алатау. Достопримечательности Алма-Аты – это прежде всего горы, которые обступают город, они его украшение и главный центр притяжения.

Содержание

  1. Алма-Ата
  2. Несколько фактов об Алма-Ате
  3. Алма-Ата на карте
  4. Достопримечательности Алма-Аты
  5. Парк имени первого президента
  6. Монумент Независимости Казахстана
  7. Парк 28 гвардейцев-панфиловцев
  8. Музей народных музыкальных инструментов
  9. Вознесенский собор
  10. Зеленый базар
  11. Арбат
  12. Метро
  13. Центральный музей Казахстана
  14. Кок-Тобе
  15. Медео
  16. Чимбулак
  17. Капчегай
  18. Чарынский каньон

Алма-Ата

Прилетая в Алма-Ату, вы сразу увидите прекрасные снежные вершины в любое время года и лесистые склоны. Сам город состоит из преимущественно невысокой, еще советской застройки и не выглядит современным. Кажется, что он заблудился в прошлом, такой типичный провинциальный советский городок. Современный высотный комплекс из стекла не меняет общей картины. Возможно, если бы Алма-Ата осталась столицей, она бы приобрела глянец и лоск современного города.

В городе много цветов, зелени, всевозможных фонтанов и арыков, жизнь здесь течет тихо и неторопливо, туристов летом мало. Главные достопримечательности Алма-Аты – высокогорный каток Медео и горнолыжный курорт Чембулак привлекают туристов зимой. Водители здесь всегда пропускают пешеходов. Полиции на улицах мало, среди населения казахов большинство – около 60%, русских – 26%. В основном все казахи знают русский язык, это второй государственный язык. Все вывески, прейскуранты дублируются на русском.

Несколько фактов об Алма-Ате

Гостиница «Казахстан» с короной, 26 этажей, высота 102 метра (1977 г.).

  • Алма-Ата основана в 1854 году, начало городу положила крепость Верное, построенная Российской империей рядом с поселением Алма-Аты на речке Алматинке. Сюда селились переселенцы из Центральной России.
  • Название Алма-Ата было официально утверждено за городом в 1921 году, на казахском — Алматы (Яблоневое). В 1993 году официальное название города стало Алматы. В России город продолжают называть Алма-Атой.
  • Столицей Казахской ССР и Республики Казахстан Алма-Ата была с 1936 по 1997 годы. Сейчас Алма-Ату называют южной столицей Казахстана.
  • Население Алма-Аты более 1 854 тыс. человек.
  • Национальная валюта Казахстана – тенге, он равен примерно 6 российским рублям. Обменников много, поменять рубли, доллары или евро на тенге – не проблема.
  • Символ города – яблоко, Алма-Ата считается родиной яблок.
  • В Алма-Ате очень много машин, из-за которых город страдает от смога.
  • Город разделяется на Верхний, Средний и Нижний районы. Наиболее престижный район – Верхний, он находится ближе к горам, в жару здесь дует прохладный ветер с гор, а воздух чище.
  • В Алма-Ате вы встретите много изображений елбасы, так называемого отца нации, первого президента Казахстана – Нурсултана Назарбаева.
  • Алма-Ата относится к сейсмоактивной территории, с этим связаны ее преимущественно малоэтажные постройки.
  • Алма-Ата часто страдала от разрушительных селей, пока в урочище Медеу не была построена селезащитная плотина. Строительство длилось с 1966 по 1980 годы.
  • В Алма-Ате была построена линия метро в 2011 году.
  • Многие названия Алма-Аты переименованы на казахский лад, но большинство использует привычные с СССР русские наименования.
  • Расстояние от Алма-Аты до столицы Казахстана Нур-Султана (Астаны) — 1200 км.

Алма-Ата на карте

Достопримечательности Алма-Аты

Достопримечательности Алма-Аты можно разделить на городские и те, которые находятся за городом. Именно они являются наиболее интересными и живописными. В советское время в городе было создано много парков, высажено огромное количество деревьев. В новое время был создан парк в честь первого президента.

Парк имени первого президента

Парк первого президента был создан на месте яблоневых садов и клубничных полей, он был открыт в 2011 году. Представляет собой дендропарк, с аллеями различных деревьев: тополей, берез, каштанов, дубов, кленов, елей и многих других.

Здесь есть беседка в китайском стиле, множество дорожек, детская площадка, смотровая площадка, но главная достопримечательность парка — это огромный фонтан с подсветкой. В парке много белок. 

Парадный вход выполнен в виде классических колонн.Из парка открываются красивые виды на горы.

Монумент Независимости Казахстана

Монумент Независимости Казахстана возвышается над площадью Республики, архитектор — Шота Валиханов. Он был установлен в 1996 году и является символом Казахстана. 28-метровая стела с Золотым человеком на вершине, стоящим на снежном барсе, является центром скульптурной композиции.

Четыре скульптурные фигуры по бокам стелы образуют квадрат — это мать-земля, мудрец-небо и два ребенка-всадника. Монумент полукругом окружают 10 барельефов.

Парк 28 гвардейцев-панфиловцев

Парк был заложен еще во времена создания крепости Верное. Сейчас здесь находятся мемориал Великой Отечественной войны, Вечный огонь и памятник 28 панфиловцам, на котором выбиты знаменитые слова политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!».

Панфиловцы — это 316 стрелковая дивизия под руководством генерала И.В. Панфилова. Она формировалась в Алма-Ате военнослужащими из Алма-Аты и Фрунзе (Бишкек) в июле-августе 1941 года. Была переброшена под Москву, где проявила массовый героизм у разъезда Дубосеково, который стал известен, как подвиг 28 панфиловцев.

Мемориальный комплекс был открыт 8 мая 1975 года. У подножия мемориала находятся кубы из красного лабрадорита, под которыми замурованы капсулы с землей. Они были доставлены из городов-героев СССР.

В парк приезжают молодожены, чтобы возложить цветы к Вечному огню. Здесь гуляют с детьми по зеленным аллеям, рядом с Вознесенским собором продают мороженное, сладкую вату, напитки, можно покататься на лошади или пони. Есть Аллея глав государств — посаженные первыми лицами голубые ели в конце XX века.

Музей народных музыкальных инструментов

Адрес: ул. Зенкова, дом 24. Часы работы: с 10.00 до 19.00.

Музей народных музыкальных инструментов в Алма-Ате был открыт в 1981 году. Тем, кто увлекается историей инструментов тюркских народов или этнической музыкой будет интересно его посетить. Музей носит имя Ыкыласа Дукенова — основателя школы кобыза и композитора. Располагается в здание, спроектированным архитектором Андреем Зенковым, дата постройки — 1908 год. Оно выполнено в виде терема в псевдорусском стиле, находится в парке 28 гвардейцев-панфиловцев.

Вознесенский собор

Вознесенский храм в Алма-Ате — красивое историческое здание в центре парка 28 гвардейцев-панфиловцев, является кафедральным собором города. Храм был построен в 1904-1907 годах по проекту архитектора Андрея Павловича Зенкова — основоположника сейсмостойкого строительства.

Высота деревянного здания — 54 метра, долгие годы оно было самым высоким зданием города — до строительства гостиницы «Казахстан» в 1977 году. Вознесенский храм — это единственное здание, которое устояло в страшном землетрясение 1910 года. В советские годы в Вознесенском соборе размещался Центральный государственный музей Казахстана. Сейчас возвращен Русской православной церкви, ведутся службы.

Зеленый базар

Зеленый базар — это центральный городской рынок. Здание базара было построено в 1975 году на месте торговых рядов, которые существуют здесь с 1868 года. Здесь можно купить любые типично казахские продукты (конину, орехи, восточные сладости, фрукты, молочные продукты), есть и вещевой рынок. Туристы сюда приезжают чтобы купить казахские сувениры, которые располагаются рядом со входом в рынок и на втором этаже, и чтобы окунуться в атмосферу советского рынка.

Мало где можно встретить на просторах бывшего СССР рынок с прилавками без холодильников и аутентичными синими весами. Мясо хранится на складе в холодильниках, но на прилавках лежит по старинке, запахи здесь в теплое время года весьма ужасные. Цены здесь довольно высокие, а продавцы навязчивы.

Арбат

В Алма-Ате есть старинная улица Жибек Жолы (Шелковый путь), пешеходный участок улицы называют Арбатом. Здесь есть детские площадки и фонтаны, тут поют песни и танцуют, играют на музыкальных инструментах, как на московском Арбате. А еще здесь есть торговый дом ЦУМ.

Метро

Станция метро «Москва»

Сайт: metroalmaty.kz Часы работы: с 6.20 до 00.00. Стоимость жетона: 80 тенге (желтый тенге), детям от 7 до 15 лет — 40 тенге (красный жетон). Интервал между поездами 10-15 минут. На входе в метро рамки и досмотр всех вещей через рентген-аппарат, как в аэропортах.

Станция метро Жибек жолы (Шелковый путь)

Метрополитен в Алма-Ате был открыт 1 декабря 2011 года, еще в 1978 году проект метро был утвержден в Генплане города, строительство началось в 1988 году. В данный момент это одна линия из 9 станций: Райымбек батыра, Жибек жолы, Алмалы, Абая, Байконур, Театр имени Мухтара Ауэзова, Алатау, Сайран, Москва.

Станция метро «Москва»

Станция Москва была открыта 18 января 2015 года. Название «Москва» — это результат международного обмена, в Москве в 2011 году была открыта станция «Алма-Атинская». Станция оформлена в красном стиле, стены в виде кремлевской стены с зубцами. На втором ярусе станции на стенах фотографии с главными московскими достопримечательностями — Кремль, МГУ, Москва-Сити, Большой театр.

Станция метро «Байконур»

В ожидание поезда можно погулять по станции и полюбоваться ее оформлением. Вагоны в алма-атинском метро сквозные, бесшумные.

Вагон в метро Алма-Аты

Станции объявляют на трех языках: казахском, русском и английском.

Центральный музей Казахстана

Сайт: www.csmrk.kz Адрес: Алма-Ата, микрорайон Самал-1, дом 44. Ближайшее метро: станция Абай. Часы работы: с 09.30 до 17.30 (касса до 17.00), выходной — вторник. Стоимость: 450 тенге, пенсионерам, студентам — 300 тенге, школьникам — 200 тенге, дошкольникам, участникам ВОВ — бесплатно. Зал антропологии и Хлудова — 100 тенге, зал золотой коллекции — 1300 тенге.

Центральный государственный музей Республики Казахстан — старейший музей страны, он был создан в городе Оренбурге в 30-х годах XIX века. Одним из основателей музея является знаменитый Владимир Даль — автор «Толкового Словаря русского языка».

Сейчас музейные коллекции насчитывают 300 тысяч единиц, они располагаются в красивейшем здании, построенном в 1985 году. Здание является памятником архитектуры и градостроительства с 1986 года. До переезда в новое здание музей располагался с 1931 года в здание Вознесенского собора.

Музей представляет семь залов: палеонтологии и археологии, исторической этнографии, Казахстан в годы ВОВ, современный Казахстан, открытый фонд, музей антропологии и зал Хлудова Н.Г.

Кок-Тобе

Сайт: koktobe.com Часы работы канатки: летом — с 10.00 до 23.30, в выходные до 00.30, зимой — до 21.30. Стоимость: 1000 тенге в 1 сторону, 2000 тенге -туда и обратно.

Гора Кок-Тобе (Зеленая гора) расположена рядом с Алма-Атой, ее высота — 1130 метров над уровнем моря. На ней находится телебашня Кок-Тобе высотой 371,5 метров которая начала свою работу в 1984 году. Телебашня является символом города.

На гору можно проехать на автобусе или автомобиле, либо, что намного интереснее подняться в закрытой кабине по канатной дороге, протяженностью 1620 метров. Вместимость одной кабины — 8 человек.

Памятник «Битлз» на Кок-Тобе

На горе находится парк «Кок-Тебе» с колесом обозрения, американскими горками, перевернутым домом, аттракционами, мини-зоопарком с павлинами, страусами, ламами, козами и другими животными и птицами. Здесь открываются потрясающие виды на горы со смотровых площадок, а еще тут есть фонтан-яблоко и памятник группе The Beatles, а также кафе, рестораны и сувенирные магазины.

Медео

Каток Медео зимой

Об этой достопримечательности Алма-Аты знает каждый приезжающий сюда. Медео (в настоящее время Медеу) — самый известный ледовый каток в мире, он расположен на высоте 1691 метров над уровнем моря, построен в 1972 году. Представляет собой спортивный комплекс, здесь и гостиница и кафе с ресторанами. На Медео проходили чемпионаты по конькобежному спорту, по хоккею с мячом, Зимняя Универсиада 2017.

От селей каток защищает плотина, построенная выше него. Посмотреть на плотину и горы вокруг нее можно поднявшись по лестнице с верандами из 824 ступеней или по дорогам в обход лестницы. На лестнице проводятся марафоны на скорость — кто быстрее взберется вверх.

Селезащитная плотина была построена в 1980 году на высоте 1750 метров над уровнем моря, ее строительство велось с 1966 года взрывным способом.

Селезащитная плотина

Последняя мощная сель в истории Алма-Аты случилась 15 июля 1973 года. Благодаря плотине, которая сдержала огромный разрушительный напор воды, камней и грязи, тысячи людей были спасены, включая сам город. Тем не менее, в этот воскресный день жертвами сели стали отдыхающие на склонах гор выше плотины, в том числе находящиеся в лагере «Горелик». Точное число всех погибших неизвестно.

Лагерь «Горелик», пострадавший от сели, так и не был больше восстановлен сейчас он заброшен. Когда-то здесь была школа горных стрелков, а потом учебный центр по подготовке инструкторов по спортивному альпинизму и турбаза.

Чимбулак

Сайт: www.shymbulak.com

Горнолыжный курорт «Чимбулак» (казахское Шамбулак) находится на высоте 2200-2500 метров над уровнем моря. От Медео до Чимбулака можно добраться на канатной дороге протяженностью 4,5 километра. Здесь находятся отели, рестораны, школа горных лыж и сноуборда, а также различные развлечения: полет на параплане, скалодром, веревочный парк, конные прогулки и другие.

Капчегай

В 70 километрах на севере от Алма-Аты находится Капчагайское водохранилище, так называемое местное море. Это искусственное водохранилище, созданное в 1970 году, здесь были построены плотина, ГЭС и город Капчагай, сейчас переименованный в Капшагай.

На Капчагай приезжают покупаться, позагорать на песке, половить рыбу и просто отдохнуть на природе. Песчаные отмели чередуются с глубиной, часты высокие волны. Средняя глубина водохранилища — 15 метров, максимальная — 45 метров. Его длина — 180 км, а ширина 22 км.

В городе Капчагае расположены несколько казино и аквапарк. Сам город — маленький городок с типичной советской застройкой, но в Каз-Вегас приезжает много любителей азартных игр, совмещая это с отдыхом на Капчегайском водохранилище.

Чарынский каньон

В 200 километрах от Алма-Аты находится Чарынский каньон — грандиозный памятник природы на территории Чарынского национального парка. Его называют младшим братом Гранд Каньона в Аризоне. Каньон протянулся вдоль реки Чарын на расстояние 154 км, высота скал достигает 150-300 метров. Место это очень красивое, обязательное для посещения.

Фото Алма-Аты – Галерея Арриво

Фото 1 из 24

Горы в окрестностях Алма-Аты
flickr.com / Maxim Petrichuk

Фото 2 из 24

Соколиная охота в окрестностях Алма-Аты
flickr.com / herwigphoto.com

Фото 3 из 24

Памятник воинам Великой Отечественной
flickr. com / Ken_and_Nyetta

Фото 4 из 24

Новостройки Алма-Аты
flickr.com / caroline_china

Фото 5 из 24

Вид на вознесенский собор Алма-Аты
flickr.com / Lachlan_Towart_back_after_long_absence

Фото 6 из 24

Горы Тянь-Шань
flickr.com / Irene2005

Фото 7 из 24

Телевизионная башня в Алма-Ате
flickr.com / D._Filushin

Фото 8 из 24

Цветные фонтаны в Алма-Ате
devianart.com / erzhan89

Фото 9 из 24

Ветераны в парке
flickr.com / SteppeTales

Фото 10 из 24

Школьницы на заднем дворе
Devochki / posle / yrokov / devianart.com / Akutak

Фото 11 из 24

Ночная Алма-Ата
flickr.com / nrudnevqq

Фото 12 из 24

Лето в парке
flickr.com / Kadiroba

Фото 13 из 24

Полет на параплане в городских окрестностях
flickr.com / asiatmin

Фото 14 из 24

Проселочная дорога
flickr.com / mariyakey

Фото 15 из 24

Алма-атинская телебашня Коктобе
flickr. com / Nettel_99

Фото 16 из 24

Канатная дорога в горах
flickr.com / Vladi_L

Фото 17 из 24

Современная Алма-Ата
flickr.com / littledutchboy

Фото 18 из 24

В городском метро
flickr.com / Gianni_Espresso

Фото 19 из 24

Вознесенский собор в Алма-Ате
flickr.com / WorldResearcher

Фото 20 из 24

Пастух на высокогорном лугу
flickr.com / _Christopher_Herwig

Фото 21 из 24

Раннее утро в городе
flickr.com / El / Len

Фото 22 из 24

Рассвет в горах
flickr.com / Ricardo_Liberato

Фото 23 из 24

Панорама на город
flickr.com / Nettel_99

Фото 24 из 24

Зима в Алма-Ате
devianart.com / ranklord


Алма-Ата, фотографии природных и архитектурных достопримечательностей


В крупнейшем городе Казахстана можно увидеть много красивых и интересных достопримечательностей. Чтобы запечатлеть их на фото Алма-Аты, понадобиться хорошая камера, а лучше – профессиональная «зеркалка». Гуляя по городу, стоит посетить Дворец Республики – одну из главных достопримечательностей города, которую можно встретить на многих туристических фото Алма-Аты.  Кроме того, туристы посещают Центральный Государственный музей, где представлены свыше двух тысяч памятников культуры Казахстана. Среди прочего здесь можно дополнить фотографии Алма-Аты снимками копии «Золотого Человека» — костюма, изготавливаемого из мельчайших деталей.


Приезжая в город весной и ранней осенью, можно насладиться чудесной природой края. В это время здесь не так жарко и можно долго гулять, снимая на фото Алма-Аты аллеи и фонтаны. Последние представлены в городе в большом количестве. Очень часто туристы делают фотографии Алма-Аты именно с великолепными фонтанами. Им даже посвящен отдельный праздник. В начале весны по всему городу проходит «День фонтанов», когда их впервые запускают после зимы. Торжество сопровождается различными представлениями, которые можно запечатлеть на фотографии Алма-Аты.


В парке Панфилова можно увидеть памятники, посвященные героям-гвардейцам, погибшим во Второй мировой войне. Здесь же можно снять на фото Алма-Аты и Вознесенский кафедральный собор, возведённый в начале XX века. Это один из красивейших храмов в стране, куда приезжают верующие не только из других городов Казахстана, но и из стран СНГ.


Отдельно стоит отметить природные достопримечательности, снимки которых хорошо дополнят фотографии Алма-Аты. Гора Кок-Тобе особенно популярна среди туристов. На вершину ведет канатная дорога, начинающаяся у Дворца Республики,  и вид, открывающийся оттуда, великолепен. Сверху можно сделать отличные панорамные фото Алма-Аты. Кроме того, на Кок-Тобе расположен зоопарк и магазинчики с сувенирами.

Новый взгляд на Алма-Ату — ПАОЗ/ВОЗ | Панамериканская организация здравоохранения

Эта статья была написана Дэвидом А. Техада де Риверо для «Тома 8, № 2 — 2003 г.» выпуска

Perspectives in Health , журнала Панамериканской организации здравоохранения (издавался с 1996 по 2007 г.). ).


«Здоровье для всех к 2000 году» было амбициозной и достойной целью. Но даже те, кто сформулировал ее еще в 1978 году, не до конца уловили ее смысл. Неудивительно, что спустя 25 лет нам еще предстоит осуществить все мечты первой Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи.

ПАОЗ/ВОЗ фото

К концу трехдневного мероприятия почти все страны мира взяли на себя амбициозные обязательства. Сама встреча, заключительная Алма-Атинская декларация и ее Рекомендации мобилизовали страны всего мира на начало процесса медленного, но неуклонного продвижения к социальной и политической цели «Здоровье для всех». С тех пор Алма-Ата и первичная медико-санитарная помощь стали неразрывными понятиями. В этом году исполняется 25 лет со дня проведения первой Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи в Алма-Ате, Казахстан, событие большого исторического значения. Созванный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) форум в Алма-Ате собрал представителей 134 стран, 67 международных организаций и многих неправительственных организаций. Китай, к сожалению, заметно отсутствовал.

Четверть века спустя полезно оглянуться на это событие и его исторический контекст, особенно на тему «Здоровье для всех» в ее первоначальном смысле. Для того, кто был непосредственным свидетелем этих событий, ясно, что понятие неоднократно искажалось и искажалось. Она стала жертвой чрезмерного упрощения и модно-поверхностных интерпретаций, а также нашей ментальной и поведенческой обусловленности устаревшей моделью мира, которая продолжает смешивать понятия здоровья и интегральной помощи с лечебным лечением, почти полностью сосредоточенным на болезни.

Оглядываясь назад

В 1970-е годы наступила вершина научно-технической революции, начавшейся с окончанием Второй мировой войны, революции, приведшей, помимо других крупных изменений, к тому, что сегодня известно как глобализация. Но было также признание растущего неравенства среди обширных слоев населения мира. Это признание послужило стимулом для принятия на 28-й и 29-й сессиях Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1975–1976 гг. обязательства «Здоровье для всех в 2000 году».

В политическом плане мир находился в состоянии идеологической и экономической поляризации, а также исторически новой формы противостояния. Холодная война была основана на экстраординарном технологическом развитии со стороны конкурирующих сторон как часть непримиримой экономической войны, целью которой было уничтожение одной из двух сверхдержав (в конечном итоге это произошло с падением Берлинской стены). Но внутри социалистического блока также существовало серьезное соперничество между Советским Союзом и Китаем. Этот конкурс станет решающим для конференции в Алма-Ате.

В то же время ряд развивающихся стран в течение ряда лет различными способами пытались решать проблемы здравоохранения с ограниченными финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами. Их опыт стал предметом научных исследований в 1960-х и 1970-х годах, причем наиболее часто упоминаемыми примерами стали Китай, Индия и некоторые страны Африки и Латинской Америки. После публикации некоторых из этих исследований ВОЗ под руководством Генерального директора Хальвдана Малера (1973-88) — с энтузиазмом ответили. Малер ясно видел ценность этого опыта и начал продвигать его по всему миру как обязанность всех стран, богатых и бедных.

Призыв к действию

Для Малера и других «Здоровье для всех» было социальной и политической целью, но прежде всего боевым кличем, побуждающим людей к действию. Однако его смысл был неправильно понят, его путали с простой концепцией программирования, которая является скорее технической, чем социальной, и скорее бюрократической, чем политической.

Сенатор США Эдвард Кеннеди (слева) неожиданно появился на Алма-Атинской конференции 1978 года. Справа тогдашний Генеральный директор ВОЗ Хальвдан Малер.

Процесс концептуального развития того, что такое здоровье, также был важен. В 1946 г. в новый устав ВОЗ было включено определение здоровья, предложенное пионером общественного здравоохранения Хорватии Андрией Стампаром. В нем говорилось, что здоровье — это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Это был качественный скачок по сравнению с более ранними концепциями, но многим правительственным экспертам того времени было трудно полностью понять его значение. Когда Малер предложил «Здоровье для всех» в 1975, он ясно дал понять, что имел в виду необходимость обеспечения такого уровня здоровья, который позволил бы всем людям без исключения вести социально и экономически продуктивную жизнь (сегодня мы бы сказали «минимально достойный уровень жизни» в контексте «истинно человеческое развитие»). Указание на 2000 год означало, что к этому времени все страны мира выработают соответствующие политические стратегии и будут осуществлять конкретные меры для достижения этой социальной цели, хотя и в разные временные рамки.

Алма-Атинская декларация повторяет это определение, добавляя, что здоровье является «фундаментальным правом человека и что достижение максимально возможного уровня здоровья является важнейшей всемирной социальной целью, реализация которой требует действия многих других социальных и экономических секторов, помимо сектора здравоохранения».

Возможно, из-за того, что можно было бы назвать профессиональной деформацией, на самом деле не понимали, что здоровье является социальным явлением, детерминанты которого нельзя четко отделить от других социальных и экономических детерминант. Не может оно быть и закреплено исключительно за одним бюрократически-административным сектором государства. Недостаточно понималось, хотя и было четко сформулировано, что здоровье – это, прежде всего, сложный общественно-политический процесс, требующий принятия политических решений не только на отраслевом уровне, но и на государственном уровне, так что эти решения являются обязательными для исполнения. по всем отраслям без исключения.

Что-то еще, что было совершенно ясно, но остается неправильно понятым, заключается в том, что здоровье является ответственностью каждого человека, социальных групп и гражданского общества в целом. На практике люди по-прежнему рассматривались как пассивные получатели медицинских услуг, в которых основное внимание уделялось лечебному лечению определенных заболеваний.

Концепция «первичной медико-санитарной помощи» была основана на ошибочном и предвзятом восприятии опыта стран третьего мира в предоставлении медицинской помощи с ограниченными ресурсами. В частности, упрощенно и поверхностно трактовался китайский опыт с «босоногими врачами».

Что касается понятия «уход», то оригинальный термин на английском языке был переведен на испанский как atención , а не как cuidado . В испанском языке cuidado имеет гораздо более широкое значение, чем atención , подразумевая нечто целостное, включающее горизонтальные, симметричные отношения и отношения участия. Atención , напротив, является вертикальным, асимметричным и никогда не предполагает участия в социальном смысле. El cuidado  является межотраслевым, а  la atención  – это работа отдельного сектора, учреждения, отдельных программ или конкретных служб.

Термин «первичный» имеет лингвистически разнообразные и даже противоречивые значения. В частности, в испанском языке некоторые из них почти противоположны. Primario  может означать «примитивный и нецивилизованный» или «главный или первый по порядку или степени». В результате упрощенного и предвзятого восприятия опыта, на котором базировалось это понятие, легче, удобнее и безопаснее было принять первое значение, а дух Алма-Аты явно охватывал второе. В Декларации говорится, что первичная медико-санитарная помощь «является неотъемлемой частью как системы здравоохранения страны, в которой она является центральной функцией и основным направлением, так и общего социального и экономического развития общества». Он никогда не рассматривался как изолированная часть системы здравоохранения и не ограничивался маргинальным, недорогим лечением бедных.

Существует принципиальное различие между интегральной медико-санитарной помощью для всех и для всех — медико-санитарной помощью, которая является многосекторальной и междисциплинарной, оздоровительной и профилактической, партисипативной и децентрализованной, и малозатратным (и менее качественным) лечебным лечением, направленным на наиболее бедных и маргинализированных слоев населения и, что еще хуже, через программы, параллельные остальной части системы здравоохранения, без прямого, активного и эффективного участия населения.

В своей научной деятельности я неоднократно подчеркивал этот вопрос, пытаясь указать, чем первичная медико-санитарная помощь не является (независимо от ее названия, что может привести к ошибочным предположениям), и чем она является на самом деле. Неоднократно, будучи заместителем генерального директора ВОЗ, я был вынужден благоразумно хранить молчание, когда высокопоставленные чиновники того или иного правительства с гордостью говорили мне, что у них есть определенный «офис» или «национальная программа» для первичной медико-санитарной помощи. , или что у них была первичная медико-санитарная помощь только в самых периферийных медицинских центрах.

Советское предложение

Именно на 28-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, состоявшейся в 1975 г., была окончательно признана настоятельная необходимость новых подходов к охране здоровья для всех и всеми. Так появилось понятие первичной медико-санитарной помощи, и это была победа развивающегося мира. Западные державы приняли эту идею, но Советский Союз выступил против нее, считая ее шагом назад в научно-техническом прогрессе. Это показало, что «флекснерианская» модель перешагнула идеологические границы холодной войны.

Никто не думал о международной конференции по этому вопросу, однако, во время 28-й ассамблеи; господствовало мнение, что в этой области необходим новый опыт.

Затем, в январе 1976 г., за день до заседания Исполнительного комитета ВОЗ (перед 29-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае того же года), прибыл Дмитрий Венедиктов, влиятельный советский вице-министр по международным делам в Министерстве здравоохранения. увидеть меня в моем доме в Женеве. Он предложил провести крупную международную конференцию по первичной медико-санитарной помощи и предложил 2 миллиона долларов в качестве чрезвычайного взноса Советского Союза. Он объяснил мне, что ведущая социалистическая держава не может позволить Китаю победить в третьем мире. Его предложение стало большой неожиданностью, и мой довод о том, что такая конференция преждевременна и что она не должна состояться в Москве, похоже, не убедил его.

Венедиктов представил свое предложение в начале заседания Исполкома ВОЗ и под значительным давлением признал, что такая конференция должна проходить в развивающейся стране, а не в советской столице. Через четыре месяца эта идея была официально принята на Всемирной ассамблее здравоохранения, и конференция была назначена на 1978 г. Генеральный директор назначил меня главным координатором, отвечающим за технические, материально-технические и политические аспекты. Эта задача заняла бы у меня 29месяцев и несколько поездок в Советский Союз и другие страны.

Делегаты отдыхают у монументального конференц-центра имени Ленина в Алма-Ате, вмещающего 3000 человек.

После того, как Москва была исключена, начались поиски другого места в странах третьего мира для проведения конференции. Это была трудная задача, учитывая экономические и материально-технические последствия такого предприятия. Дополнительные расходы составили чуть более 1 миллиона долларов по сравнению с первоначальными 2 миллионами долларов, предложенными Советами. Сан-Хосе, Коста-Рика, был заброшен, когда не удалось заручиться поддержкой США. Каир также был отвергнут, когда нефтедобывающие страны региона не оказали необходимой поддержки. Я поехал в Иран, чтобы посмотреть, может ли Тегеран провести это мероприятие, но мне удалось заинтересовать только сестру шаха, принцессу Ашраф Пехлеви (позже она стала одним из шести вице-президентов конференции). Наконец, не было другого практического решения, кроме как выбрать другой город в Советском Союзе, кроме Москвы. Я должен признать сегодня, что проведение крупной международной конференции было правильным решением, поскольку оно вполне могло обеспечить эффективный способ продвижения столь необходимых изменений. В этом отношении нет сомнения, что мой друг Венедиктов был непревзойденным политиком. Искажение понятий, окружающих эту тему, не было результатом конференции; они должны объясняться отсутствием поддержки и последующих действий со стороны правительств и международных организаций, которые его созвали.

Мы с Венедиктовым обсудили возможные места и съездили вместе в Баку, Таджикистан и Алма-Ату. Решение должно было быть принято советским правительством, и я лишь составил подробную схему минимальных физических и материально-технических требований. Но в очередной раз мой друг Венедиктов преподал мне урок политического менеджмента. На всех трех площадках он представил меня как человека, который будет принимать окончательное решение.

Выбор Алма-Аты был обусловлен двумя фундаментальными соображениями: динамичностью и лидерством министра здравоохранения Казахстана, а также возможностью иметь необходимую физическую инфраструктуру в кратчайшие сроки. Алма-Ата, что означает «отец яблок», находилась в республике, где у Советского Союза были свои космические программы времен холодной войны. Он также был рядом с Китаем.

Работа, проведенная правительством и Министерством здравоохранения Казахстана, была поистине экстраординарной. В течение года они построили, среди прочего, гостиницу на 1000 мест. Великолепный конференц-центр имени Ленина с аудиторией на 3000 человек имел систему синхронного перевода и наушники на каждом месте. Однако система связи была односторонней, т. е. от трибуны к делегатам, а не наоборот, поэтому пришлось привозить из Италии другую систему.

Другие проблемы решались в ходе нескольких поездок. Для облегчения иммиграционных и таможенных процедур в Москве и Алма-Ате мы прилетели всем штатом секретариата ВОЗ; потребовалось два самолета. Но в итоге все прошло без задержек. Сенатор США Эдвард Кеннеди, прибывший в последнюю минуту и ​​не в качестве официального члена американской делегации, был хорошо принят. Его присутствие продемонстрировало политическое значение конференции.

Рабочие документы подготовлены за год до конференции. После консультаций с правительствами и другими организациями они стали официальными документами для рассмотрения и утверждения конференцией. Декларация и рекомендации прошли через 18 проектов, пересмотренных на совещаниях в шести регионах ВОЗ, на Специальном совещании министров здравоохранения стран Америки в 1977, а также на заседаниях специальных групп стран и некоторых отдельных стран. Конференция была подготовлена ​​как открытый, децентрализованный, демократический и совместный процесс, хотя официально об этом не было заявлено.

Официально представленный проект содержал несколько изменений, которые, если оглянуться назад, способствовали последующему искажению первоначальных концепций. Многие делегации и отдельные делегаты боролись за включение деталей, которые имели больше отношение к медицинским специальностям, чем к здоровью.

Было важно, чтобы конференция была организована совместно с ЮНИСЕФ. Вначале это было трудно, но работа, проделанная двумя ключевыми представителями ЮНИСЕФ, Ричардом Хейвордом и Ньютоном Боулзом, сыграла важную роль в привлечении Генри Р. Лабуисса, тогдашнего исполнительного директора, и в обеспечении активного участия агентства. Я по-прежнему считаю привилегией так тесно сотрудничать с ЮНИСЕФ и продолжать это тесное сотрудничество до моего ухода из ВОЗ.

Прискорбно, что позднее нетерпение некоторых международных агентств, как ООН, так и частных, и их упор на достижение ощутимых результатов вместо содействия изменениям, что всегда трудно, привели к серьезным искажениям первоначальной концепции первичной медико-санитарной помощи. Так называемая «селективная первичная медико-санитарная помощь» и пакеты «недорогих вмешательств», такие как GOBI и GOBI-FFF (мониторинг роста, пероральная регидратация, грудное вскармливание, иммунизация, женское образование, интервалы между семьями, пищевые добавки), а также другие варианты противоречили и искажали дух и понятия Алма-Аты.

Новая эра

Условия, которые привели к социальной и политической цели «Здоровье для всех» и к стратегии первичной медико-санитарной помощи, все еще существуют и даже более выражены. По-прежнему существует зияющее неравенство и социальная несправедливость, из-за которых большие слои населения остаются без полноценного медицинского обслуживания. Бедность растет, и те немногие ресурсы, которые общество имеет для образования и здравоохранения, инвестируются и тратятся ошибочным и несправедливым образом. Путаница между здоровьем и лечебным лечением, которое по необъяснимым причинам сосредоточено на нескольких заболеваниях, все еще преобладает. Системы здравоохранения не были эффективно децентрализованы, и как «участие граждан», так и «социальный контроль» в сфере здравоохранения остаются искаженными понятиями.

В сегодняшнем глобализованном, однополярном мире, где национальный суверенитет находится под все большей угрозой, один из немногих способов, с помощью которых страны все еще могут управлять своей судьбой, — это развитие подлинной, децентрализованной и основанной на участии демократии. В настоящее время необходимо передать или, вернее, вернуть политическую власть для принятия социальных решений ее источнику, то есть гражданам. Комплексное здравоохранение для всех и для всех — пожалуй, так лучше всего можно сформулировать призыв Алма-Аты к подлинной первичной медико-санитарной помощи — является необходимостью не только для здоровья, но и для будущего стран, которые стремятся оставаться суверенными национальными государствами во все более несправедливых условиях. Мир.

За 25 лет, прошедших после проведения первой Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи, в мире произошли серьезные глобальные изменения и появилось много важных новых событий. Возможно, пришло время созвать Алма-Атинскую конференцию II, чтобы снова, без искажений, изложить первоначальные концепции, которые привели к этой конференции в 1978 году.


Дэвид А. Организации здравоохранения с 1974 по 1985 год и дважды занимал пост министра здравоохранения Перу.


 

Публикации в блогах — Walking Almaty

7 Интерактивные карты Алматы
Made by Walking Almaty​

Любой, кто копался в Walking Almaty, знает, что я верю в иллюстративную силу хорошей цифровой карты. В различных разделах моей маленькой энциклопедии я дополнил свои фотоколлекции и очерки картами мозаик, пешеходных дорожек и каналов, с восхитительной легкостью сделанных на Google Maps. Однако есть еще несколько разработанных мной карт, которыми я так и не удосужился поделиться, потому что не мог найти для них места в существующих записях моего «каталога» Walking Almaty. Я все еще чувствую, что они заслуживают того, чтобы увидеть свет, поэтому, для вашего развлечения, вот семь интерактивных карт Алматы, посвященных архитектуре города, музыке, промышленности и многому другому.

7 достопримечательностей рядом с аэропортом во время пересадки в Алматы
​Посетите «Airport Village»
​Напротив парковки

Очень быстро: если у вас есть пересадка в Алматы на пять или более часов, это руководство не нужно не для тебя. Вам следует взять карту в киоске туристической информации, взять такси (2000 тенге) или автобус 79 или автобус 86 (80 тенге) до центра и посетить Зеленый базар, Вознесенский собор и Кёк Тёбе. Чтобы поймать такси , избегайте таксистов-фрилансеров, которые будут вас эксплуатировать, и подойдите к одной из стоянок такси Эко-такси или городского такси в вестибюле прямо у зоны выдачи багажа. Чтобы сесть на автобус , выйдите за дверь, следуйте за машинами с небольшой парковки, мимо пунктов взимания платы и пройдите два квартала по улице до автобусной остановки.

Но что, если у вас есть всего несколько часов?

Это может быть единственный раз, когда вы когда-либо были в Казахстане, так что не проводите его, сидя в тесном маленьком терминале! Международный аэропорт Алматы (ALA) особенный, потому что он не изолирован, не окружен болотами и полями или узловатыми автомагистралями. Прямо напротив стоянки находится причудливая деревня с красивой архитектурой, кафе и достопримечательностями. Местные жители, как ни странно, называют его «Деревня аэропорта» [ поселок «Аэропорт «; посёлок Аэропорт ], и это забавное знакомство с Алматы для тех, у кого мало времени.

Одноэтажная Алма-Ата:
Во славу одноэтажного города

Существует тенденция, изображая место, представлять себе только его самые грандиозные проекты. Если бы вы подумали о моей родной стране, Соединенных Штатах, например, вы могли бы подумать о горизонте Манхэттена, или о мосте Золотые Ворота, или о массивных памятниках округа Колумбия. Тем не менее, душа места часто лежит в пространстве между открытками, где живут незамеченные люди. Когда советская пропагандистская газета «Правда» отправила двух писателей, Илифа и Петрова, исследовать США по заданию, мужчины были удивлены, обнаружив Америку, которой не было в легендах и на киноэкранах, страну маленьких городков с домами не выше чем один этаж. Они писали об этих местах с замечательной для идейного назначения справедливостью, а свою книгу, ныне известную, назвали Одноэтажная Америка , или «Одноэтажная Америка».

Читайте дальше…

11 Предприятия Алматы
Вы видите снова и снова

У меня давно есть страничка на Walking Almaty под названием «Алматинские тайны», где я задался целью разгадать некоторые загадки, которые оставляют посетителей нашего города в недоумении, такие как «Почему деревья окрашены в белый цвет?» и «Почему газопроводы над землей?» Я обнаружил, что некоторые из наиболее частых вопросов связаны с частотой определенных видов бизнеса. Зачем одному городу столько стоматологических клиник? Что происходит со всеми нотариусами? Почему так много цветочных магазинов и почему многие работают круглосуточно? Некоторые из этих вещей трудно заметить местным жителям, поскольку они кажутся странными, только если вы приехали из другого городского ландшафта. Например, мастерская по ремонту обуви является опорой в Алматы, но попробуйте найти ее в Лос-Анджелесе, и вы будете ходить так долго, что у вас не останется обуви для ремонта.

Вот моя попытка дать некоторый контекст для некоторых из этих наиболее частых заведений. Как только вы начнете думать о том, почему одни магазины более распространены, чем другие, вы поймете, что распространенность определенных видов бизнеса многое говорит о культуре. Что мы можем узнать об Алматы через его витрины?

9 Духовные родственники
Прогулки по Алматы
Документальный фильм Урбанизм в действии

Копить фотографии случайных городских явлений, я понимаю, немного эксцентрично. Не все находят радость в каталоге окон угольного сарая или в тщательно задокументированных версиях водосточных труб. Поэтому, когда я находил проекты, которые перекликаются с моими собственными, я громко кричал, физически дрожал, даже учащенно дышал. «Еще один член нашего потерянного племени!»

​Я был воодушевлен, узнав, что техника, которую я называю документальным урбанизмом, где я прослеживаю закономерности в городском ландшафте, на самом деле не является личным изобретением или одиноким порывом. Учитывая, что так много других незнакомцев с точно таким же хобби, кажется, что в игре есть более глубокие человеческие пристрастия. У некоторых людей просто есть потребность исследовать и упорядочивать свой мир, раскладывать его по папкам и делиться им с людьми.

​Здесь я представляю вам девять проектов, которые являются невероятно близкими родственниками Walking Almaty. Если вы поклонник моего проекта, это будут простые рекомендации.

1. «Прогулка по Каракемеру» Сардара Баймолдина

Сардар — талантливый молодой фотограф из Алматы, которого так же соблазнили шуба, наличники и архитектурные поверхности, которые придают домам здесь особый характер. В рамках семинара с известным российским фотожурналистом Валерием Нистратовым, организованного TEDx Almaty в прошлом году, Сардар и несколько других многообещающих художников задокументировали жизнь в соседнем селе Каракемер. Кто-то из участников сосредоточился на социальных проблемах, кто-то на личных портретах, но Сардара привлекала антропогенная среда этого места, а созданные им работы, опубликованные здесь впервые, впечатляют своим обрамлением и теплотой.

фото предоставлено Сардаром Баймолдиным

6 Принципы документального урбанизма
Как с помощью фотографии увидеть свой город новыми глазами?

Иногда, когда меня спрашивают о Walking Almaty, я не совсем понимаю, как это сформулировать. Это не похоже на «блог», потому что в нем избегают некоторых элементов формы: большая часть собранного мной материала не организована в хронологическом порядке и обычно не основана на повествовании. И это не «уличная фотография». Уличные фотографы, традиционно определяемые, как правило, делают откровенные снимки незнакомцев или пейзажей с широкоугольным объективом, в то время как фотографии, которыми я делюсь, подчеркивают детали, поверхности… предмет заметно отличается. Хорошо, тогда «городское исследование» звучит близко! я провел сотни часов исследовал мой городской  дом… но, как ни странно, тег UrbEx обычно применяется только к людям, документирующим заброшенных уголков городской застройки, в то время как мне нравится сосредотачиваться на городе в целом . Так что же нам остается? Чем именно я занимаюсь?

13 Исторические карты Верного, Алма-Аты и Алматы
Что мы можем узнать о росте города благодаря его картографии?

​Я картограф. Если это еще не ясно, посмотрите на карты, которые я сделал с алматинскими аллеями, ушными граффити и мозаиками, или ознакомьтесь с картой, которая действительно мотивирует весь этот проект: карта прогресса, на которой показаны улицы в Алматы I’ я так далеко ходил. Чем больше я добавлял эти красные тропы на карту своими следами, тем больше я открывал для себя новые районы, исследовал новые границы и обнаруживал, что карта Алматы недолго остается стабильной. Только в прошлом году город поглотил два десятка деревень и добавил целый новый район! Я понял, что этот впечатляющий рост я мог понять, используя свою страсть к картографии, глядя на исторические карты и отслеживая, как форма города менялась от одной эпохи к другой.

​Для этого я нашел в Интернете тринадцать исторических карт Алматы и использовал свои знания географии города, чтобы точно определить, что именно менялось из года в год. Некоторые карты были скудно помечены, поэтому я применил крутой трюк: загрузил их в виде наложений изображений в Google Планета Земля и поиграл с их прозрачностью, чтобы сопоставить старые карты с новыми. Какое это было откровение! С бледным контуром карты 19-го века, парящим над современным спутниковым изображением, я мог видеть исторические корни городской сети, ядро, которое существовало до разрастания.

​Самые старые карты, которые я смог найти, были не старые как таковые, а в основном советские реконструкции бывших планов города. Давайте начнем с этой первой карты ниже, показывающей скромное начало Алматы как пограничного укрепления и казачьей деревни в Российской империи.

10 Достопримечательности Алматы для любителей казахской соколиной охоты

Одна из главных культурных визитных карточек Казахстана — благородный охотник с орлом на руке. Многие люди видели это на BBC или где-то читали об этом, когда были детьми, и когда они приезжают в Алматы, они немного расстроены тем, что сокольники не встречаются ни на одном углу улицы. Вы можете найти предприимчивых мужчин, предлагающих фотографии орлов на туристических объектах, но настоящих охотников за орлами найти трудно. Я знаю, потому что провел годы своей жизни, занимаясь исследованиями в рамках проекта, который я назвал Среднеазиатским проектом соколиной охоты. Теперь моя одержимость переключилась с птиц на кирпичную кладку, но я подумал, что читатели Walking Almaty могут оценить один подпроект, над которым я работал в прошлом году, путеводитель по местам, связанным с соколиной охотой в Алматы. Даже если вы не можете найти в городе живого, дышащего человека-орла, по крайней мере, вы можете найти культурные артефакты, которые оставила после себя эта древняя традиция.

1. Статуя Золотого человека

Целесообразно начать наш путеводитель с Алтын Адама, или Золотого человека, иконы Алматы на центральной площади. Статуя посвящена скифскому воину, курган которого был раскопан в городе под Алматы в 1970 году. Найденный случайно при планировании стоянки, курган оказался одним из наиболее хорошо сохранившихся золотых доспехов из когда-либо найденных (в нем были до тех пор таинственно не разоблаченный). «Золотой человек» стал символом былой славы кочевников, а в 1996 на Площади Республики установлен памятник герою. Скульптура, созданная Шоти Валихановым, представляет собой причудливую интерпретацию: скиф изображен верхом на летящем снежном барсе, как на доске для серфинга, на его кулаке сидит сокол. Кто решил, что Золотой человек был сокольником? Я задал этот вопрос, когда посетил музей «Золотой человек» на месте раскопок, и уверенный в себе экскурсовод ответил, что в другом захоронении на Мангышлаке, Западный Казахстан, был обнаружен охотящийся орел. — Хорошо, тогда почему ему дали сокола, а не орла? Я придирался. — Это вопрос к скульптору! сказал проводник.

Под стелой, которая поднимает скульптуру сокольника в небо, находится полукруг из бронзы с несколькими панелями, показывающими историю Казахстана от ее самых ранних скифских корней до испытаний российского колониализма и независимости. На одной панели лучник, опять же с соколом в руке. Что эти художники имеют против орлов? Слишком большой слишком вырезать?

12 автобусных маршрутов, ведущих в горы в Алматы
Пятьдесят центов, полчаса и вы в походе по Тянь-Шаню

Посещая Алматы, трудно не заметить горы Заилийского Алатау, которые служат постоянным фоном города. Местные жители называют их своей гордостью и отрадой, а туристы отчаянно хотят посетить их, чтобы прогуляться или просто осмотреться. Тем не менее, часто сложно понять, как туда добраться, если у вас нет друга с машиной, а если вы просто турист, то, вероятно, у вас нет друга с машиной. Остается фантастическая автобусная система Алматы. Многие местные жители и гиды могут доставить вас на автобусе до Медео, самого известного горного района города, но помимо этого предгорья и вершины города как будто зарезервированы для немногих привилегированных, которые могут нанять водителя или разориться на такси. . Не бойтесь, товарищи скряги! Я нашел двенадцать автобусных маршрутов, которые могут доставить вас в горы всего за 80 тенге, или менее 50 центов, и провел весну и лето, катаясь на каждом из них, чтобы представить вам этот отчет.

Автобус 12 до Медео

10 лучших мест для прогулок
в Алматы

1. Золотой квартал

Розыгрыш: Если гость приедет в Алматы и воскликнет «Это прямо по-европейски!», скорее всего, вы найдете его в Золотом квартале [ Золотой Квадрат ; Золотой Квадрат ]. Этот участок в центре Алматы, граничащий с Желтоксаном, Богенбаем, Кунаевой и Абая, был логовом элиты во времена расцвета Алматы в середине века, когда город был столицей Казахстана и каждый поэт, пианист и политик, казалось, жил в этом квартале. Дома сталинской эпохи с их гипсовым орнаментом и пастельной раскраской выглядят изысканно, и кажется, что больше места отведено под парки, фонтаны и аллеи, чем под настоящие здания. Арыки здесь полны ледниковой воды, на каждом углу стоят старинные цветочные горшки, а почти на каждом доме есть памятная табличка о том, кто из известных оперных певцов или домбристов называл его своим домом.

Ближайшие достопримечательности: Если вы здесь, то вы в самом центре мира, и почти все в пределах досягаемости: Оперный театр, Старая площадь, усаженный деревьями бульвар Толебаева. Это прогулка для тех, у кого целый день в запасе, потому что столько истории упаковано в такой золотой квадратик.

Как добраться: Большинство посетителей останавливаются в нескольких минутах ходьбы от Золотого квартала, но в случае необходимости трамвай и метро проходят через этот район; Станция Алмалы ставит вас прямо в сердце вещей.