Содержание
Кисё Курокава — биография и творчество
Японского архитектора Кисё Курокаву многое связывало с Россией. Он был поклонником архитектуры русского авангарда, в юности влюбился в русскую девушку и хотел даже остаться в России навсегда. Спустя много лет, выиграв международный конкурс 2006 года на проект стадиона футбольного клуба «Зенит» в Санкт- Петербурге, мастер планировал надолго вернуться в Россию, чтобы лично следить за строительством. Однако судьба распорядилась иначе.
Курокава никогда не выглядел на свой возраст и даже в 70 лет оставался в прекрасной физической форме. Он работал без устали, получая заказы в разных странах мира, участвовал в профессиональных конкурсах и читал многочисленные лекции в Японии и за рубежом. Как ему это удавалось? Этот вопрос интересовал журналистов и коллег мастера ничуть не меньше, чем постулаты его знаменитой философии.
Сам архитектор рассказывал, что спит не больше трех часов в сутки, с раннего утра начинает работу в мастерской, заканчивая ближе к одиннадцати, потом до двух часов ночи пишет статьи — и так каждый день. Чтобы выдерживать такой график, он занимался спортом и всегда строил грандиозные планы на будущее.
Павильон «Тошиба IHI» на Экспо-70. Осака, Япония
Знаменитый архитектор родился в 1934 году в японской префектуре Аити. Он изучал зодчество в университетах Киото и Токио. Университет Киото окончил в 1957 году со степенью бакалавра, а в Токио учился под руководством великого Кэндзо Тангэ. Отец Кисё Курокавы тоже был архитектором, но возможность воспользоваться именем родителя молодой Курокава использовал только один раз в жизни, когда в 1962 году регистрировал свое архитектурное бюро.
Содержание
- «Метаболизм» Курокавы
- Серый цвет
- Павильоны и выставки
- Проект аэропорта в Куала-Лумпуре
- Генплан Астаны
- Проект Крестовского стадиона в России
«Метаболизм» Курокавы
Кисё Курокава вместе с единомышленниками, среди которых были К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака, образовал группу, положив начало новому архитектурному направлению — метаболизму. В 1960 году группа впервые выступила на Международном конгрессе дизайна в Токио с манифестом «Метаболизм 1960 — предложения нового урбанизма». Ее члены проводили аналогию между живым организмом и городом, который тоже способен расти и меняться. По их мнению, архитектура, подобно биологическим структурам, не должна быть статичной: так как с течением времени многие ее элементы изнашиваются и приходят в негодность, их необходимо заменять на новые. Метаболистов интересовало не обособленное, замкнутое в себе здание, а групповая форма, служащая структурным каркасом. Такой форме не может повредить уменьшение, увеличение или изменение заполняющих ее элементов. Закрытым и завершенным системам метаболисты противопоставляли открытые и готовые к дальнейшему росту.
Летний дом Кисё Курокавы. Каруидзава, Япония. Макет
Метаболический подход к архитектуре, с одной стороны, футуристичен, так как постулирует создание среды, которая может адаптироваться ко всем изменениям в жизни людей. С другой стороны, метаболизм — это обращение к истокам и традициям японской культуры, в которой сформировалась концепция дома как принципиально временного объекта. Как правило, быстро воздвигаемый, он мог столь же быстро разрушиться (или быть разобранным).
То же можно сказать и о повседневных вещах, ведь лишь немногие из них изготовлялись с расчетом на прочность и долговечность: изношенные соломенные сандалии заменялись новыми на каждом этапе путешествия; платья состояли из отдельных кусков материи, скрепленных так, чтобы их можно было без труда распороть для стирки; татами на полу заменялись каждую осень и т. д. Архитектурные сооружения, которые также возводились без расчета на длительное существование, строились из легко- и быстрозаменяемых стандартных элементов. Таким образом, постоянное обновление стало залогом устойчивости культуры Японии.
Первые проектные эксперименты метаболистов были посвящены городу будущего и отражали общемировую тенденцию футурологических поисков тех лет. Кисё Курокава, создав в начале 1960-х проекты городастены и города-спирали, исследовал в них возможности трехмерного развития городских инфраструктур.
Главный офис банка Фукуоки. Япония
Главный проект архитектора, в котором воплощены идеи метаболизма, — капсульная гостиница «Накагин», строительство которой завершилось в 1972 году. Здание состоит из двух бетонных башен с закрепленными на них 144 стальными модулями-капсулами. Каждая капсула представляет собой компактную квартиру для одного человека, где есть кровать, маленький встроенный письменный стол, шкаф и небольшая душевая кабина.
Развитие идей капсульной архитектуры можно увидеть на примере офисной башни компании «Сони» в Осаке. Десятиэтажное здание соединило в себе стабильную основу и капсульную структуру. Капсулы здесь такого же размера, как и у гостиницы «Накагин», но изготовлены из нержавеющей стали. На фасаде присутствуют стальные панели, стекло, мрамор и медные пластины. В башне «Сони» реализовался основной принцип метаболизма. Кстати, в начале 1990-х годов все капсулы в ней были заменены. Здание отмечено многими профессиональными наградами, став примером устойчивой архитектуры.
Приверженность идеям капсульной архитектуры Курокава показал, проектируя собственное жилище. Летний дом архитектора, построенный в японском поселке Каруидзава в 1974 году, назван автором «Капсульный дом К». Он представляет собой миниатюрную бетонную башню, к которой подвешены четыре стальные капсулы. В них размещены две спальни, кухня и чайная комната. Связывает эти комнаты гостиная в центре бетонной башни.
Здание администрации префектуры Окинава. Япония
Капсульный дом отличает предельно лаконичный внешний вид и чрезвычайно уютный интерьер, выдержанный в традиционном стиле с использованием натурального дерева (что не помешало капсуле-кухне быть оснащенной по последнему слову техники). Постройка Курокавы, ставшая одним из символов японского метаболизма, в свое время также послужила экспериментальным подтверждением грамотной организации маленького пространства и органичной взаимосвязи всех его частей.
Серый цвет
Раскрывая представления о красоте в культуре Японии, мастер создал собственную философию архитектуры, основанную на включении в произведение «серых зон». Он умышленно апеллировал к серому цвету и «серым зонам» в здании, делая акцент именно на них. Под «серой зоной» Курокава понимал промежуточное пространство, которое нельзя отнести ни к внешнему, ни к внутреннему — оно является срединным элементом, той промежуточной зоной, которая помогает взаимопроникновению противоположностей, гармонизируя их.
Своим творчеством архитектор демонстрировал возможности серого цвета, отказываясь от ярких красок в пользу более сдержанных серых оттенков. Серый предъявляется в работах мастера как цвет, создающий в архитектурных произведениях качественные характеристики, наполняющий их содержательными образами, встраивающий произведения в ряд традиционно осмысляемых. Выбранный цвет подчеркивает естественную фактуру используемых материалов — бетона, металлических конструкций. Прежде всего именно цветовое решение раскрывает понимание архитектором традиций своей культуры и способствует более полному восприятию его творений.
Комплекс «Репаблик Плаза». Сингапур
В здании банка в Фукуоке (1975) промежуточное пространство образуется выносом крыши над одним из боковых фасадов. Архитектор рассматривает получившуюся «серую зону» как соответствующую тем же функциям, которые брала на себя энгава — открытая галерея традиционного японского дома. Как в прохладной тени энгавы можно пообщаться с гостями, так и в сером пространстве банка в Фукуоке создана атмосфера, удобная для общения людей. Это подтверждает преемственность функционального назначения «серой зоны» по отношению к галерее, опоясывающей традиционный дом. Не только функциональное соответствие, но и содержательные характеристики связывают энгаву традиционного дома и «серую зону» банка.
Комплекс «Репаблик Плаза». Крытая площадь входа
Так же как энгава помогает избежать воздействия внешнего мира на замкнутое жилое помещение, так и «серая зона», созданная Курокавой, позволяет посетителям уйти от беспорядка шумной улицы и сухости деловой атмосферы банка. Лаконичная форма постройки олицетворяет простоту и надежность, столь актуальные в банковском деле. Здание в виде куба имеет высоту 45 метров, его верхняя часть, опирающаяся на мощный угловой устой, нависает над открытой площадкой. Таким образом архитектор создал органичный переход между самим зданием, его интерьером и городским пространством.
Развитие идей серого пространства прослеживается в Национальном музее этнологии (1977). Он представляет собой группу крытых галерей с внутренним двором, организованных в архитектурное целое центральным объемом бóльших размеров. Каждый отдельный элемент ансамбля поднят над уровнем земли, продолжая таким образом традиции японского строительства и создавая внутри «серое пространство». Серый цвет здания сочетается с игрой теней в интерьере. «Мой интерес к цвету, — писал Курокава, — сконцентрирован на нечувствительном состоянии продолжительности, получающемся в результате сталкивания двух противоположных элементов и нейтрализации друг друга таким способом, что два цвета исключают друг друга в тени».
Международный конференц-центр. Осака, Япония
Тень, окутывающая интерьер, создает серое пространство. Различие теней архитектор подчеркивает разными материалами: алюминий, гранит и т. д. Это порождает игру воображения, насыщает художественное произведение образами и отсылает к наполняющим полутень смыслам, до сих пор понятным представителям японской культуры.
Павильоны и выставки
Кисё Курокаву неоднократно приглашали создавать архитектурные проекты, призванные формировать образ Японии перед мировым сообществом. Именно такая задача ставится перед архитектурой Всемирных выставок. Курокава разработал несколько тематических павильонов на Экспо-70, прошедшем в Осаке. Например, павильон фирмы «Такара» продемонстрировал основополагающие принципы японского метаболизма. Сооружение состояло из сборных «этажерок», наполняемых жилыми элементами, тем самым имея неограниченные возможности по увеличению или уменьшению частей конструкции.
Музей современного искусства префектуры Сайтама
Так как все единицы структуры изготавливали заранее, то сооружение полностью можно было собрать в кратчайшие сроки. Поэтому павильон «Такара» Кисё Курокавы установили на участке Экспо за одну неделю. Сборка представляла собой простые действия: подъем блока, его размещение и закрепление задвижками. Идея неограниченной модификации сооружения (при необходимости) — основополагающая для метаболизма, она вводит жизнь здания в жизнь города, позволяя сооружению не остаться достижением прошлого или мечтой будущего, а всегда быть современным.
Выставочная территория Экспо-85, прошедшего в Цукубе, была разбита на восемь блоков, концепцию каждого разрабатывали разные архитекторы. Кисё Курокава отвечал за организацию блока G. Так как блок G в плане узкий и длинный, то архитектор решил его в виде улицы, проходящей по его оси. Вдоль улицы и должны были расположиться павильоны. Одну сторону отвели для стран-участниц — их сооружения пестрели яркими красками и показывали разнообразие форм, восходящих к национальным традициям каждой страны. На противоположной стороне Курокава предполагал разместить японские павильоны. Чтобы обыграть эту ситуацию, достаточно непростую в художественном отношении, архитектор решил вообще отказаться от цвета в оформлении японских павильонов своего блока.
Национальный музей этнологии. Осака, Япония
Идея сработала на все сто процентов благодаря созданию яркого и беспрецедентного контраста: на иностранные павильоны, боровшиеся между собой за наиболее эффектные цветовые решения, смотрели черно-белые павильоны Японии. Именно этот контраст Курокава сумел сделать выигрышным для своей страны. При отсутствии цвета сторона улицы с сооружениями Японии была безукоризненна с точки зрения эстетики. Своим обликом постройки демонстрировали каноны красоты, которых придерживаются при возведении жилых домов в Стране восходящего солнца.
Павильоны мастера в наибольшей степени (среди всех японских блоков на выставке) передавали национальный характер выставочной архитектуры в традиции стиля сукия. Согласно ему, интерьеры павильонов были выдержаны в духе изящной простоты и сдержанности. Они соединяли в себе пустое серое пространство, лишенное каких-либо украшений, с рамочной структурой стен, в которую были вставлены белые панели, напоминающие фусуму и сёдзи (внешние и внутренние перегородки традиционного японского дома). В сумерках эти павильоны снаружи воспринимались как серое пространство, однако внутри стены-панели подсвечивались — так благодаря эффекту обтягивающей сёдзи бумаги, пропускающей в традиционный дом приглушенный свет, создавался теплый интерьер.
Аэропорт Куала-Лумпура. Малайзия
После окончания работы любой Всемирной выставки ее площадка освобождается от национальных павильонов и получает вторую жизнь. На территории Экспо-70 в Осаке по проекту Кисё Курокавы в 1977 году был возведен Национальный музей этнологии. Главный акцент мастер сделал на смыслах и символах, раскрывающихся внимательному зрителю. В этом произведении отразилась философия Курокавы, соединившего элементы разных культур в единый художественный образ.
Проект аэропорта в Куала-Лумпуре
Лучшие идеи архитектурного метаболизма легли в основу проекта аэропорта Куала-Лумпура. Новое здание главных воздушных ворот Малайзии было призвано заменить устаревший к тому времени аэропорт Субэнги. К обновлению визитной карточки столицы Малайзии предъявлялись особые требования. Необходимо было создать крупнейший в мире аэропорт с пятью взлетно-посадочными полосами, который мог бы стать одним из трех воздушно-транспортных узлов Азии.
Аэропорт Куала-Лумпура. Фрагмент
с метеорологической башней
При разработке облика будущего аэропорта Кисё Курокава постарался учесть все самые разнообразные нюансы в удобстве и пользовании им персоналом и пассажирами, превратив сооружение в чудо инженерной техники. Между двумя терминалами заработало первое в мире полностью автоматизированное сообщение. Аэропоезд без машиниста сразу же стал настоящей сенсацией и главной достопримечательностью аэропорта. Кроме того, здесь также начали действовать мультирегистрация, бесплатный кинозал и массажные кабинеты. Скоростные лифты и движущиеся дорожки, обилие зелени и света, множество других важных и полезных технических новшеств дополнили облик аэропорта столицы Малайзии, сделав его одним из самых известных и популярных, уверенно входящих в десятку лучших в мире.
Основной терминал — четырехуровневая постройка, спроектированная таким образом, что в любое время готова к расширению. Многократно повторяющиеся оболочки напоминают традиционные исламские купола, стремясь передать симбиоз передовых технологий и мусульманской традиции. Эта идея раскрылась и в интерьере, где также встречаются исламские мотивы. Красивые трехмерные геометрические фигуры на потолке поддерживаются вытянутыми разноцветными колоннами, расширяющимися книзу.
Интересно устроено освещение, придающее аэропорту особенный характер. В зале аэропорта разбит настоящий тропический сад, становящийся центром притяжения для многих пассажиров. Масштабное озеленение послужило примером знаменитого симбиоза Курокавы — гармонии архитектуры и природы. Аэропорт Куала-Лумпура до сих пор считается самым лучшим экологически чистым аэропортом в мире.
В 2000 году завершилось строительство первого Музея динозавров в Японии, который является также и крупным научным центром. Неслучайно для его размещения был выбран город Кацуяма префектуры Фукуи — именно там осуществлялись крупнейшие в Японии раскопки доисторических останков. Основное здание имеет обтекаемую форму, с использованием простых геометрических фигур. Очень интересно организовано пространство здания. Войдя в музей, посетители на длинном эскалаторе спускаются на первый этаж, где выставлены окаменелости ранней известной жизни на Земле.
Музей динозавров. Фукуи, Япония
В подземном уровне размещены экспозиции окаменелостей в скальной породе непосредственно на месте обнаружения. Оттуда посетители могут подняться к главному выставочному залу, который включает экспозицию окаменелостей динозавра. Стеклянный купол послужил огромным выставочным залом. В музее есть различные диорамы с автоматизированными динозаврами, которые могут двигаться и издавать звуки. Четыре уровня здания связаны между собой современной системой лестниц и эскалаторов, напоминающей скелет крупного доисторического животного.
Генплан Астаны
Один из самых масштабных проектов Курокавы — разработка генерального плана Астаны, новой столицы Казахстана. Этот конкурс стал одной из главных профессиональных побед архитектора. Когда Нурсултан Назарбаев решил перенести столицу из Алма-Аты, он разослал приглашения многим знаменитым архитекторам. Принципиальной идеей в проекте Курокавы была гармония городской и природной среды. Архитекторы, работавшие над генпланом до этого, хотели сделать русло реки архитектурной осью города. Курокава же посчитал подобное решение большой ошибкой, ведь мегаполис за несколько лет загрязнил бы жизненно важную артерию целого региона. Подход архитектора, настаивавшего на первостепенной важности природного контекста, понравился казахстанским властям.
Художественный музей в Нагое. Япония
В конце 1990-х — начале 2000-х годов важной страницей творческой биографии Курокавы стало проектирование стадионов. В 1996 году мастер создал проект главного стадиона для японского города Оита, который должен был принять чемпионат мира по футболу в 2002 году. Масштабный комплекс представляет собой главное сооружение, фитнес-центр, бассейн, две многофункциональные спортивные площадки, 11 теннисных кортов и т. д. Главный стадион отличается выдвигающейся крышей, позволяющей его модифицировать и использовать круглый год. Благодаря пологим кривым линиям сферическая форма стадиона безукоризненно вписана в окружающий пейзаж. Архитектор предложил использовать в конструкции тефлоновые мембранные панели, что на 25 % сократило бы потребность в искусственном освещении днем.
В 1997 году Курокава разрабатывает проект стадиона для города Тойота. При создании проекта предполагалось, что Тойота станет одним из 15 претендентов на проведение полуфинальных игр Кубка мира. Поэтому стадион рассчитывался на 60 000 зрителей. Позже город выбыл из гонки, проект пришлось пересматривать и сокращать количество зрителей до 45 000. Даже несмотря на уменьшение габаритов сооружения, можно оценить талант мастера. Под строительство был предоставлен небольшой участок рядом с рекой. По оценкам специалистов, на такой территории было практически невозможно вместить стадион с нужными характеристиками, поэтому проект просчитывался до миллиметра.
Новый корпус музея Ван Гога. Амстердам, Нидерланды
Проект Крестовского стадиона в России
Стадион, спроектированный знаменитым японским архитектором, должен был появиться и в России после конкурса 2006 года. Творением Курокавы «Космический корабль» предполагалось заменить стадион им. С. М. Кирова (что на Крестовском острове), который занимал тогда клуб «Зенит». Правда, некоторые элементы памятника сталинской архитектуры планировалось сохранить. Одним из условий участия в конкурсе являлось наличие у претендентов реализованных проектов стадионов. Как известно, в Японии Курокава уже строил стадионы «Оита» и «Тойота», да и среди участников конкурса он был, пожалуй, самым именитым архитектором.
Стадион клуба «Зенит». Санкт-Петербург, Россия. Макет
Проект Кисё Курокавы отличала сдержанность и элегантность. Вид эффектной белой конструкции с моря напоминал многоярусный океанский лайнер, а при взгляде сверху стадион походил на летающую тарелку. Чашу трибун перекрывал купол с силуэтом восьмимачтового парусника. Проект предполагал использование высоких технологий. Раздвижная кровля стадиона была снабжена мембранной структурой, надуваемой горячим воздухом для таяния снега. За многими элементами, в том числе за кровлей, планировался дистанционный контроль из Токио. Выдвижное футбольное поле могло уезжать за пределы стадиона с целью обеспечения свежего покрытия круглый год.
Кисё Курокава у себя на родине стал настоящей легендой, а в других странах его профессиональный авторитет считался бесспорным. Притом что главный офис его архитектурной фирмы находится в Токио, она имела филиалы в Осаке, Нагое, Астане, Куала-Лумпуре, Пекине и Лос-Анджелесе. По проектам мастера построено более 50 объектов разного назначения, его концепции и планы легли в основу генпланов четырех новых городов. Курокава написал 20 книг и огромное количество статей. Он был награжден всеми возможными профессиональными премиями и наградами, за исключением разве только Притцкеровской.
Из 38 национальных и международных конкурсов, в которых принял участие Курокава, в 34 он занял первое место. Сам мастер всегда говорил, что не заботится о создании «стиля Курокавы». Несмотря на это, его постройки несложно узнать. Они яркие и неповторимые, но всегда подчеркнуто сдержанные. Они и современные, и сохраняющие главные традиции японской культуры.
Кисё Курокава и «серое» пространство . Современная архитектура Японии. Традиции восприятия пространства
Раскрывая представления о красоте в культуре Японии, К. Курокава создает собственную философию архитектуры, предъявляя свое произведение как емкий художественный образ. Он умышленно апеллирует к серому цвету и «серым зонам» в здании, делая акцент именно на них. Под «серой зоной» Курокава понимает промежуточное пространство, которое нельзя отнести ни ко внешнему, ни ко внутреннему, оно является срединным элементом, вбирающим в себя качества двух первых.
Своим творчеством архитектор также демонстрирует возможности серого цвета, преимущественно отказываясь от ярких красок в пользу более сдержанных серых оттенков. Серый предъявляется в работах мастера как цвет, создающий качественные характеристики архитектурным произведениям, наполняющий их содержательными образами, встраивающий произведения в ряд традиционно осмысляемых. Выбранный цвет подчеркивает естественную фактуру используемых материалов – бетона, металлических конструкций. Прежде всего именно цветовое решение раскрывает понимание архитектором традиций своей культуры и способствует более полному восприятию его произведений. Этот цвет был настолько любим великим чайным мастером 16 в. Сэн-но Рикю, что существует даже термин «мышино-серый во вкусе Рикю» (Рикю-нэдзуми).
В здании банка в Фукуокэ (Fukuoka Bank, 1976 г.) промежуточное пространство образуется выносом крыши над одним из боковых фасадов. Архитектор рассматривает получившуюся «серую зону» как соответствующую тем же функциям, которые брала на себя энгава традиционного дома. Как в прохладной тени энгава можно пообщаться с гостями, так и в «сером пространстве» банка в Фукуокэ создана атмосфера, удобная для общения людей. Это подтверждает преемственность функционального назначения «серой зоны» по отношению к галерее, опоясывающей традиционный дом.
К. Курокава. Банк в Фукуокэ. Пространство входа
К. Курокава. Банк в Фукуокэ (1976 г.)
К. Курокава. Банк в Фукуокэ. Сад во внутреннем дворе
Не только функциональное соответствие, но и содержательные характеристики связывают энгава традиционного дома и «серую зону» банка. Как энгава помогает избежать воздействий внешнего мира и замкнутости жилого помещения, так и «серая зона», созданная Курокава, позволяет посетителям «уйти» от беспорядка шумной улицы и сухости деловой атмосферы банка. Лаконичная форма постройки была выбрана как сильная метафора простоты и надежности, столь актуальная в банковском деле. Здание в виде куба имеет высоту 45 м. Его верхняя часть, опирающаяся на мощный угловой устой, нависает над открытой площадкой. Так архитектором был создан органичный переход между самим зданием, его интерьером и городским пространством.
Национальный музей этнологии (National Museum of Ethnology Osaka, 1977 г., См. вкл.: илл.4) представляет собой группу помещений, образованных из крытых галерей с внутренним двором, организуемых в единое архитектурное целое центральным объемом б?льших размеров. Каждый отдельный элемент ансамбля поднят над уровнем земли, продолжая традиции японского строительства, создавая внутри «серое пространство». Серый цвет здания сочетается с игрой теней в интерьере. «Мой интерес к цвету, – пишет Курокава, – сконцентрирован на нечувствительном состоянии продолжительности, получающемся в результате сталкивания двух противоположных элементов и нейтрализации друг друга таким способом, что два цвета исключают друг друга в тени»[13]. Тень, окутывающая интерьер, создает серое пространство. Различие теней архитектор подчеркивает разными материалами: алюминий, гранит и т. д. Это порождает игру воображения, насыщает художественное произведение образами и отсылает к наполняющим полутень смыслам, до сих пор понятным представителям японской культуры.
Утопающий в зелени Музей современного искусства в Хиросиме (Hiroshima City Museum of Contemporary Art, 1988 г.) концентрирует в себе основополагающие элементы традиционных построек. Помещения музея скрываются от глаз крытыми галереями, чьи двускатные крыши моментально «прочитываются» как часть традиционных методов строительства.
К. Курокава. Национальный музей этнологии (1977 г.)
К. Курокава. Национальный музей этнологии. План
Для размещения музея была выбрана вершина 50-метровой горы Хидзияма. Согласно плану, на ней должен был появиться большой культурный центр, главной частью которого и задумывался Музей современного искусства. Архитектором было спроектировано четырехэтажное здание площадью около 10 000 м2, такие масштабы применительно к японским музеям встречаются достаточно редко. Чтобы не подавлять окружение объемами постройки, два нижних этажа здания разместили под землей. Музей утопает в зелени, т. к. всю наземную часть постройки окружает густо засаженный деревьями парк, открытые площадки в котором специально созданы как выставочные зоны и предназначены для размещения скульптурных композиций.
Гора Хидзияма, по меткому определению Курокавы, господствует над Хиросимой, как Акрополь над Афинами. Подчеркнуть и усилить это символическое значение архитектор постарался расположением своей постройки и хорошо продуманными акцентами. Здание музея играет также и мемориальную роль. Центральная зона музея, вокруг которой сгруппированы все объемы здания, представляет собой внутренний двор внутри разомкнутого кольца. Главная смысловая нагрузка легла, по замыслу архитектора, именно на центральный объем, который становится и архитектурной, и символической доминантой. Центр постройки наполнен пустотой, а разомкнутое кольцо указывает направление на город, куда была сброшена атомная бомба. Напротив пустого разомкнутого пространства центральной части создана специальная площадка, на которой разместилась огромная, высотой 6,1 м, бронзовая скульптура Генри Мура «Арка», обрамляя панорамный вид на воскресший город.
Слепящий блеск и вспыхивающие солнечные отсветы на металлических поверхностях здания музея ассоциируются с атомным взрывом, и даже разомкнутую центральную часть, поднятую над площадкой входа, можно сравнить с атомным грибом, поднимающимся над городом. Гигантский несомкнутый круг центральных выставочных залов поднят на колоннах, создавая огромное «серое пространство». Создание промежуточного «серого пространства» – один из излюбленных творческих приемов мастера. Впечатление усиливается благодаря серому цвету всего объема здания. Важнейшая центральная часть музея, на которой делается акцент, своей архитектурной формой «затягивает» посетителя внутрь, в серое (т. е. затененное, завораживающее и привлекающее своей прохладой) музейное пространство. Связь с исторической памятью передана архитектором через использование элементов традиционных построек Японии. Созданные им высокие двускатные кровли, завершающие все наземные части музея, легко «прочитываются» как часть традиционных методов строительства периода Эдо (XVII–XIX вв.), особо чтимого в Японии.
Зримое воплощение философии симбиоза, выдвинутой Кисё Курокавой, можно обнаружить и в созданном плане здания, и в ритме его крыш. Остроконечные завершения музейного комплекса направлены к центру, собираясь вместе у центрального элемента, иллюстрируя симбиоз между целым и его отдельными частями. Сам архитектор определял свою идею симбиоза как имеющую глубокие и прочные связи с национальной традицией: «Философия симбиоза возвращает архитектуру, которая была вытеснена функционализмом, к своему гармоничному развитию. Кто знаком с японской культурой, сразу заметит, что философия симбиоза имеет глубокие корни. В начале 60-х я интересовался лишь симбиозом между человеком и техникой, симбиозом между человеком и природой, и только позже, в 70-е, я начал исследование симбиоза между человеком и историей»[14].
К. Курокава. Музей современного искусства в Хиросиме (1988 г.)
К. Курокава. Музей современного искусства в Хиросиме. План
К. Курокава. Музей современного искусства в Хиросиме. Фрагмент
Использованные при строительстве музея материалы – камень, плитка и алюминий – удачно сочетаются, эффективно создавая симбиоз современной архитектуры, усиленной традиционными элементами. Стены музея облицованы алюминиевыми панелями, что задумывалось архитектором, вероятно, как метафора традиционных японских сооружений «кура», которые долгое время были единственными огнеупорными постройками в японских замках и городах. Их главным конструктивным элементом были железные двери, которые перекрывали приток воздуха. Еще в Средние века сложилась традиция, надолго определившая стиль жизни японцев, хранить неиспользуемые детали меблировки, вещи и посуду в особом помещении. Только самое необходимое для повседневной жизни оставалось в комнатах, все остальное находилось в хранилище. В летний сезон туда убирались зимние вещи, и наоборот. На несколько веков «кура» – огнеупорные склады и хранилища – стала для японцев символом надежности и безопасности.
Благодаря тому, что вокруг музея создана лесная зона, эта территория оказалась почти полностью изолирована от городского шума. Знаменитая режиссура передвижений посетителей в пространстве, с которой можно столкнуться, гуляя, например, по традиционным садам и монастырям Японии, в полной мере использована архитектором и при создании музейного парка. Вокруг здания музея устроены извилистые пешеходные дорожки, позволяющие насладиться прогулкой на свежем воздухе и осмотреть достопримечательности парка. В нескольких местах устроены открытые площадки, с которых раскрываются прекрасные панорамные виды на разные части парка и музейного комплекса.
В самом музее для облегчения циркуляции потоков посетителей предусмотрено множество лестниц, щедро, даже с некоторой избыточностью, расставленных по плану. Возможно, их главная задача заключается не в выполнении своей функции, а в том, чтобы создать более яркое художественное пространство. В выставочных залах слева от главного входа размещена постоянная экспозиция, а помещения справа предназначены для временных выставок. Интерьеры музея выдержаны в приглушенных тонах, создавая знаменитое «серое пространство» Курокавы.
Угол зрения архитектора на выделенную «триаду» можно охарактеризовать как желание показать необходимость сохранения основополагающих пространственных категорий Японии и обязательное включение их в современное пространствопонимание. Тень, очерчивая промежуточную зону, не только помогала созданию необходимого настроения, но и подсознательно возвращала японца к его древним корням, выстраивая прочную связь преемственности культурных традиций.
Кишо Курокава :: Откройте для себя Оита | Оита, Япония
www. discover-oita.com
Курокава был современником Араты Исодзаки, работа включает в себя Nakagin Capsule Hotel в Токио, Central Plaza 1 в Брисбене; Центральный Мельбурн; Lane Crawford Place и Republic Plaza в Сингапуре; Международный аэропорт Куала-Лумпур в Малайзии, Новое крыло музея Ван Гога в Амстердаме; Национальный центр искусств, Токио; Singapore Flyer и Fusionopolis Phase 1 в Сингапуре. Курокава спроектировал Showa Denko Dome Oita, домашний стадион футбольной команды Oita Trinita и место проведения чемпионатов мира 2002 и 2019 годов.Матчи чемпионата мира по регби.
Краткий обзор
Знаменитый архитектор, ответственный за отель Nakagin Capsule Hotel в токийском районе Гиндза и Showa Denko Dome Oita.
Похожие темы
Хита, расположенный в глубине сельской местности на западе Оита, находится в центре северного Кюсю. Служит…
Подробнее
Величественные храмы Усуки намекают на могущество, которым он когда-то обладал, и богатство, накопленное в период Эдо,…
Подробнее
Удивительно найти произведение искусства Энтони Гормли, знаменитого британского скульптора, в самом…
Подробнее
Живописный и зеленый полуостров Кунисаки — это пристанище сельской жизни, которая сегодня противоречит…
Подробнее
С большим количеством горячих источников онсэн, чем где-либо еще в Японии, Беппу берет корону как вершина страны…
Подробнее
Музей истории и культуры Такэта обязателен к посещению всем, кто интересуется историей Ока-дзё,…
Подробнее
Художественный музей природы и неоднородности человека — громкое название для небольшого, но удивительно…
Подробнее
TAO no Oka — это великолепное развлекательное заведение, созданное ослепительно интересным Drum TAO. …
Подробнее
https://www.discover-oita.com/en/destinations/oita-city/kisho-kurokawa/
© 2022 Туристическая ассоциация префектуры Оита «Туризм Оита»
Топ-15 самых экстраординарных офисных зданий мира
В большинстве случаев офисные здания имеют довольно лаконичный вид, а офисы в них представляют собой набор стандартной мебели и стен в неярких тонах.
Тем не менее, всегда есть исключения.
Старые или новые, со сложными или простыми конструкциями, эти здания, несомненно, самые невероятные в мире. Есть привлекательные, есть необычные, а есть просто сумасшедшие постройки, настоящие шедевры мировой архитектуры.
В офисах, представленных в нашей статье, рабочий день в удовольствие. А уникальный внешний вид в гармонии с инновационным дизайном как раз способствуют комфортной работе сотрудников и хорошей производительности.
Представляем ТОП-10 самых необычных офисных зданий мира:
Танцующий дом в Праге (Чехия)
Знаменитый Танцующий дом был построен в 1996 году Фрэнком Гери и Владо Милуничем. Это один из лучших памятников деконструктивизма, вызвавший острую критику архитекторов, отождествляющих Прагу с готикой и барокко. Дом, который острословы прозвали «пьяным», на самом деле символизирует пару великих голливудских танцоров Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Ломаные линии, деформированные элементы, сложная композиция, обилие стекла – необычное здание сломало стереотипы и стало настоящей жемчужиной Праги. Сегодня в нем расположены штаб-квартиры нескольких международных компаний, а верхний этаж занимает ресторан французской кухни «Жемчужина Праги».
Кривой домик в Сопоте (Польша)
«Кривой домик» в данном случае не народное прозвище, а официальное название. Это забавное здание было построено в 2004 году архитекторами Шотинским и Залевским, вдохновленными творчеством художников Сансерра и Дальберга. В результате они создали дом, в котором два главных фасада не имеют ни одной прямой линии. Здесь все криво – стены, окна и даже крыша, покрытая «чешуей». Еще несколько деталей, напрямую отсылающих к морской тематике: Сопот – приморский город. Интерьеры здания, в отличие от деконструктивистского экстерьера, весьма красивы. Офисы, торговая площадь и ресторан расположены на площади около 4 тыс. м2.
Nakagin Capsule Tower в Токио (Япония)
Еще одно удивительное офисное здание было построено в Японии в 1972 году архитектором Кисе Курокава. Башня Накагина — первое в мире здание-капсула, которое изначально задумывалось как жилая многоэтажка. Комплекс состоит из двух башен высотой 11 и 13 этажей, на которые «нанизано» 140 модулей. Модуль крепится всего на 4 болта. Для увеличения пространства капсулы можно соединять друг с другом. Сегодня в башне Накагин расположены офисные и жилые помещения, а архитектурное решение не перестает удивлять туристов даже спустя четыре десятилетия.
Дом ING в Амстердаме (Нидерланды)
Возможно, если смотреть снизу, это здание напомнит вам жука с 16 ногами, но не верьте своим глазам. По сути, это домашняя обувь. Здание построено в 2001 году по проекту студии Meyeren Van Schooten. Сегодня он принадлежит ING Bank. В «сапоге» расположены офисные помещения, конференц-залы, актовый зал, музей, библиотека и ресторан. Материал конструкции – анодированный алюминий и стекло. Дом является одним из самых дорогих зданий в Голландии. Интерьеры выполнены в современном стиле и дополнены большим количеством живых растений.
Офисный центр 1000 в Каунасе (Литва)
Чаще всего в Литве этот бизнес-центр называют «Банкнота». Фасад 20-этажного здания напоминает купюру в 1 тысячу литов, которая была в обращении в 20-х годах прошлого века. «Банкнота» слегка «помята» из-за изгибов фасадов. Здание возведено в 2008 году по проекту архитектурного бюро RA Studija. Концепция проекта – напомнить современным предпринимателям о традициях страны, ее сильных сторонах экономики и независимости. Изображение на фасаде представляет собой огромную стеклянную головоломку, на кусочки которой нанесена специальная эмаль. Ночью в бизнес-центре включается эффектная подсветка, и рисунок выглядит еще реалистичнее. Иметь офис в «Банкноте» считается очень престижно, поэтому здесь расположено очень много крупных компаний. Конечно! Такой дизайн определенно способствует зарабатыванию денег.
The Piano Building в Хуайнане (Китай)
Китай, тоже аллегория, но такая восхитительная и элегантная! Здание фортепиано было возведено в 2007 году студентами архитектурного факультета Технологического университета Хэфэй и компанией Huainan Fangkai Decoration Project Co. Хрупкая стеклянная скрипка опиралась на рояль из тонированного черного стекла. Ночью ансамбль выглядит еще удивительнее: объемы зданий растворяются в темноте, а неоновая подсветка указывает на их контуры. Парадоксально, но в рояле выставочный комплекс, а в скрипке эскалатор. Но почему-то там нет концертного зала.
Здание роботов в Бангкоке (Таиланд)
Архитектор «Дома роботов» Самет Юмсай, руководитель компании, получившей заказ на строительство нового здания от банка, столкнулся с необычной ситуацией. задача. Ему нужно было построить такой офис для финансовой корпорации, чтобы было видно, что банк придает большое значение компьютерным технологиям. Поломав голову над воплощением этой идеи, Самет Юмсай увидел, что решение лежит на поверхности — буквально в руках его сына, играющего с роботом-трансформером. Вскоре идея воплотилась в жизнь. Появилось ступенчатое здание с туловищем, руками, головой и даже усиками. Он действительно выглядит как настоящий робот. Следует отметить, что «игрушечное» творение принесло архитектору мировую известность.
Башня F&F в Панама-Сити (Панама)
Башня F&F — это офисное здание, расположенное в финансовом квартале в центре Панама-Сити. Башня F&F — самое узнаваемое и наиболее часто фотографируемое здание Панамы. Спиралевидное здание поднимается на высоту 243 м. Каждый из его 39 верхних этажей (а их в здании 52) повернут на 9 градусов относительно предыдущего. Яркие, переливающиеся бирюзовые и изумрудные оттенки делают небоскреб еще более заметным на фоне соседних серых небоскребов.
В 2011 году F&F Tower получила самую престижную в мире архитектурную награду за архитектурное совершенство и функциональность — Emporis Skyscraper Award. Здание также заняло 7-е место в мире среди самых красивых и необычных офисных небоскребов.
The Basket Building в Огайо (США)
Представьте себе корзину для пикника стоимостью 30 миллионов долларов. Безумие? Нет! Это реальность, если вы находитесь в Огайо. Именно такое здание площадью 1800 м2 было построено в таком состоянии в 1997. Его история действительно впечатляет. Однажды бизнесмен Дэйв Лонгабергер добился больших успехов в производстве товаров для отдыха на природе. Самым популярным предметом была корзина для пикника. Бизнесмен решил увековечить его и заказал архитекторам необычный проект штаб-квартиры компании Longaberger. Жизнерадостное желтое здание с «ручками» на крыше призвано напоминать местным жителям и туристам, что в бизнесе мелочей не бывает! Иногда они приносят самый значительный доход.
Здание Департамента рыболовства в Хайдарабаде (Индия)
Это здание было построено в 2012 году. Его внешний вид немного ошеломляет: перед вами гигантская рыба с плавниками, хвостом и злыми глазами. Но Капитан Очевидность не дремлет: именно здесь находится Национальный рыбохозяйственный комплекс. Сидя внутри рыбы, ее сотрудники работают над инновационными технологиями для рыболовства и сельского хозяйства. Кто знает, может быть, офис является их своеобразной рыбкой-музой.
Здание Wuliangye Yibin в Ибине (Китай)
Если завтра во всех странах мира запретят рекламу алкоголя, то китайская компания Wuliangye Yibin не расстроится – в 2010 году она построила целое здание в виде фирменная бутылка водки. Здесь находится фабрика, офисы и музей для посетителей. Вокруг маленькие бутылочки. Даже если вы захотите, вы вряд ли забудете такой бренд.
Штаб-квартира банка NORD/LB в Ганновере (Германия)
В центре Ганновера находится самая известная достопримечательность города — футуристическое здание, принадлежащее одному из крупнейших коммерческих банков Германии NORD/LB.
Построенное в 2002 году здание удостоено престижной британской премии Стерлинга за уникальное архитектурное решение. Строение состоит из стеклянных и стальных блоков, соединенных прозрачными коридорами.
На площади 40 тыс. м2 работают 1,5 тыс. сотрудников банка, есть ресторан и художественная галерея, где выставлены постмодернистские работы. Интересно, что по вечерам, когда включается свет, здание выглядит как настоящий сказочный замок.
Штаб-квартира Apple в Купертино (США)
Штаб-квартира корпорации Apple расположена в городе Купертино в Кремниевой долине и занимает более шести десятков зданий. Это место часто называют «кампусом» из-за его огромных размеров и сходства с кампусами американских университетов.
Гигантские вестибюли залиты светом, рекламные щиты и стенды призывают «думать иначе», а яркие офисы буквально напичканы ультрасовременными гаджетами. Здесь есть конференц-залы, лаборатории по тестированию беспроводной связи, тренажерные залы, кафе и многое-многое другое, в том числе фирменный магазин – для прибывающих туч туристов.
Конечно, мы не могли обойти вниманием Кипр. Тем более, что на Острове Афродиты тоже есть кое-что…
Штаб-квартира Wargaming в Никосии (Кипр)
В самом центре кипрской столицы, недалеко от Президентского дворца, не вписывающегося в городскую архитектуру Никосия, стоит здание из будущего. Его дизайн и стиль переносят посетителя в другое измерение, в параллельную реальность, не свойственную этим местам. Технологии, дизайн, обслуживание и даже ночное освещение здания выполнены на высшем уровне, как в переносном, так и в прямом смысле, ведь главной особенностью здания является его внутреннее пространство. С технологической и эстетической точки зрения здание можно сравнить с офисами таких компаний, как Google или Apple.
При входе всем выдаются гостевые карты, и вы можете войти в цитадель WARGAMING. На Кипре, кроме банковского сектора, редко где можно встретить систему безопасности. Итак, внутри этого современного здания на лифт или на этаж можно попасть только с помощью карты. Почти 75-метровый небоскреб имеет площадь 8029 м2, включая три подземных этажа. Строительство здания было успешно завершено компанией Contracting Ltd.
The Oval в Лимассоле (Кипр)
Если вы когда-нибудь были в городе Лимассол на Кипре, то наверняка замечали необычное здание, похожее на яйцо. Овал — знаковый объект деловой жизни Лимассола. На сегодняшний день 16-этажный «Овал» или «Яйцо» (как его чаще всего называют) является самым высоким коммерческим зданием в Лимассоле.
Офисный комплекс The Oval в центре Лимассола спроектирован английской архитектурной фирмой Atkins. Кстати, архитекторы этого офиса когда-то работали над проектом всемирно известного отеля Burj Al Arab в Дубае, который также называют «Парус». Следует отметить, что всемирно известные дизайнеры участвуют в кипрских проектах не впервые. В частности, Элефтерия — главная площадь страны и один из самых известных кипрских долгостроев в Никосии — также создана в офисе архитектурного бюро Захи Хадид.
Оригинальная овальная форма бизнес-центра The Oval навеяна морским пейзажем с круглой галькой пляжа Лимассола и изящными очертаниями развеваемых ветром морских парусов. Если объемный свод здания гармонично отражает его близость к морю, то размеры и конфигурация бизнес-центра «Овал» выразительно контрастируют с окружающим городским ландшафтом. К этому контрасту не сразу привыкаешь. Одни горожане считают «Яйцо» уродливым сооружением, другие восхищаются им. В любом случае равнодушных точно нет. Сегодня в высотке располагаются красивые офисы с панорамным видом на море и город.
Список доступных для продажи и аренды офисов в Овале доступен по ссылке.