Константин степанович мельников достопримечательности: Дома Мельникова — 14 знаменитых построек архитектора

Дом архитектора Мельникова (дом-улей) в Москве

Содержание

После революции в России начался архитектурно-строительный бум. Проектировщики, архитекторы почувствовали, что можно свободно экспериментировать с формой и пространством. Окрыленные новыми перспективами они горячо взялись за дело и на улицах Москвы в 20-30 годы появилось много оригинальных зданий, которые вызывают интерес до сих пор.

В Кривоарбатском переулке в 1927 году началось строительство дома, позже получившего в народе название как «Дом Мельникова» или «дом-улей». Архитектором оригинального строения стал архитектор Константин Мельников.

Архитектор из глинобитного барака

Будущий проектировщик первого саркофага для Ленина и владелец Дома-улья родился в 1890 году в обычном глинобитном бараке в Соломенной сторожке, рядом сейчас располагается Петровско-Разумовский район. Там жили сторожа и рабочие. Отец будущего знаменитого архитектора Степан Илларионович служил десятником в Петровской лесной и земледельческой академии. Мать, Елена Григорьевна Репкина была из крестьянской семьи, вела домашнее хозяйство. Позже они переехали в деревню Лихоборы, там Константин провел все детство.

В 1903 году, после обучения в церковно-приходской школе, Константин учился в иконописной мастерской Прохорова в Марьиной Роще. Когда родители приехали его навестить, он уехал с ними и больше к Прохорову не возвращался. Тогда родители его отдали в «мальчики» в строительную контору «В. Залесский и В. Чаплин». Владимир Михайлович Чаплин, известный теплотехник и инженер попросил его что-нибудь нарисовать. Константин за день изобразил рельефную чугунную топку. Чаплин оценил рисунок, понял, что в подмастерье заложен большой талант и нанял для него учителя рисования. Со второй попытки в 1905 году Мельников поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В первый раз он, несмотря на то, что блестяще сдал художественные дисциплины, провалил экзамен по русскому языку. Пришлось следующий год заниматься с репетитором.

Одновременно с учебой он принимал непосредственное участие в проектах, которые осуществляла контора Чаплина и Залесского. Например, разработал фасады заводоуправления, кузнечного, литейного и прессового цехов для завода АМО (позже завод «ЗИЛ»). После экзаменов, которые он блестяще сдал, вспоминал: «Мое имя стояло в числе одиннадцати счастливчиков, среди 270 претендентов».

Константин Мельников в общей сложности учился 12 лет. В 1918 году получив диплом училища он поступил на службу в Строительный отдел Моссовета, это была первая советская ассоциация архитекторов. Архитекторы занимались перепланировкой и реконструкцией, создавали проект «Новая Москва». Его первые работы были выполнены в стиле неоклассицизма, что было тогда в моде.

Начало творческого пути

Постепенно Константин Степанович выработал свой, оригинальный стиль, отказавшись от изживших себя архитектурных традиций и решений. Он начал искать новые направления, экспериментировать с эстетической выразительностью и это принесло свои плоды. На его работы стали равняться другие архитекторы. Например, в 1923 году работала Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, там был построен деревянный павильон для махорочного синдиката «Махорка». Здание было с большими окнами, открытой винтовой лестницей и выделялось среди многочисленных выставочных павильонов. Именно оно во многом определило развитие авангардной архитектуры всего XX столетия, даже став предтечей современных небоскребов.

Мельников как-то объяснил свое мировосприятие и принципы работы:

«Я не собираюсь открывать законы, я не верю в их существование. Гений… преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. Меня не заботит, если я не точен к термину «новое», новое — то, что должно жить в веках; я легко беру задачу преподнести современности новое такое, которое для Архитектуры будет открытием».

Мечты воплощаются в жизнь

Мельникову было 34 года, когда в 1924 году ему доверили спроектировать саркофаг для тела Ленина. В нем вождь пролежал до 1924 года, пока не был построен мавзолей. Потом саркофаг разобрали и передали на хранение в музей Ленина в Горках. Утверждают, что благодаря этому проекту Мельников не подвергся репрессиям в 30-х годах.

Потом он работал над преобразованием Ново-Сухаревского рынка. Из стихийно появившихся торговых рядов, он сделал упорядоченную торговую площадь, продавцы получили постоянные места для торговли своими товарами.

Когда советское правительство объявило конкурс на проект павильона для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности, открывавшейся в Париже, он принял участие. Главное требование, предъявляемое правительством – «резко отличаться от всей существующей буржуазной архитектуры». Мельникову удалось создать проект, который принес ему мировую известность. Это было каркасное здание, которое по диагонали перерезала открытая лестница, ведущая на второй этаж. Над ней архитектор сделал оригинальное перекрытие из перекрещивающихся между собой плит из дерева. После закрытия выставки в павильоне много лет работал рабочий клуб.

Клубы и гаражи – поиски новых направлений

Мельников не торопился возвращаться в Советский Союз, два года он работал во Франции, изучая опыт зарубежных коллег. За это время им было спроектировано два гаража в Париже. Дело в том, что он заинтересовался системой движения автотранспорта на парковках. С развитием автомобилестроения эта проблема становилась все острее. Этот опыт он использовал, когда вернулся в Москву. Он разработал «прямоточную систему» парковки и применил ее при строительстве гаражей на Бахметьевской и Новорязанской улицах в 1927 году. С этого времени автомобили стали парковать плотно друг к другу, что экономило площадь парковки, но не мешало автомобильному и пешеходному движению. Позже спроектировал гаражи для Всесоюзного акционерного общества «Интурист» и Госплана СССР.

Мельников не только строил гаражи, его талант требовал более широкого размаха. В конце 1920-х годов профсоюзы поручили построить несколько клубов и здесь он воплотил в жизнь много своих задумок. Например, клуб имени Ивана Русаков стал похож на шестеренку, за счет вынесенных наружу балконов для зрителей. Это сэкономило внутренне пространство, при этом сохранив функциональность помещения.

Клуб знаменитой обувной фабрики «Буревестник» он перестроил так, что все служебные помещения разместились в отдельно стоящей четырехэтажной башне, построенной в форме пятилистника. Всего же по его проектам было построено шесть клубов, и ни один не был похож на другой, отличаясь по формам, размерам и функциональности.

К сожалению архитектора, многие проекты приходилось упрощать. Например, он задумывал, что в клубе, принадлежащему «Буревестнику» вместо обычного фойе, на входе будет бассейн для плавания.

Много новаторских идей Мельникова остались лишь на бумаге, для их воплощения в жизнь в стране не хватало средств, строительных материалов и квалифицированных рабочих. «Бумажная архитектура», намного опередившая свое время, так позже назвали его работы.

Константин Степанович занимался не только практикой, но и преподавал в Высших художественно-технических мастерских, потом работал в Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде.

Дом-улей в Кривоарбатском переулке

Воплотить свои дерзновенные фантазии, подкрепленные точными инженерными расчетами, Константин Мельников начал воплощать в 1927 году, когда начал проектировать собственный дом-мастерскую. Когда через два года оно было достроено, то публика была очень удивлена увиденным, мнения разделились, но никого не оставило равнодушным.

Еще учась в Московском училище живописи у Мельникова была мечта – жить в своем доме. Сначала он хотел купить готовый и переделать по своему вкусу, но в 1920 году отказался от этой идеи.

В архиве художника сохранились наброски будущего дома-улья. Оказывается, сначала планировалось сделать здание квадратной форму, с большой русской печкой. Потом добавилась постройка в виде усеченной пирамиды. А когда Мельников работал над проектом клуба имени Зуева, идея оформилась окончательно. И хотя идея клуба заказчикам не понравилась, часть наработок он использовал, когда приступил к проектирование своего дома-мастерской.

Уже в годы Советской власти земельные участки в районе Арбата считались престижными. Поэтому, когда Константин Степанович заявил, что хочет построить себе особняк в этом районе, многие не поверили. Но архитектору даже удалось получить статус опытно-показательного объекта и ссуду с рассрочкой на 15 лет. Его даже освободили от выплаты земельной ренты.

Секрет был простой, архитектор-авангардист решил показать на практике как должен выглядеть дом-коммуна. О подобном социальном жилье будущих строителей коммунизма в стране тогда говорили много. Мельников решил не только показать дом будущего, но провести над своей семьей эксперимент. Поэтому в Правительстве пошли ему навстречу.

Здание состояло из двух вписанных друг в друга цилиндров, которые, если посмотреть сверху, вместе были похожи на знак бесконечности, то есть перевернутой цифры восемь. Строение стоит на небольшом участке земли – 18х32 метра, а общая внутренняя площадь 232 кв.м. Внутри здания не было ни одной несущей опоры. Мельников разработал специальный вид кирпичной кладки – в виде пчелиных сот. Этот каркас, с шестиугольными ячейками, похожими на пчелиные соты, не только добавлял крепости стенам, но и позволял архитектору планировать внутреннее пространство как ему будет удобно. Часть «сот» были заделаны и заштукатурены, а в других поставили оконные рамы.

Очевидцы вспоминали, со стройплощадки не было вывезено ни одной тачки с мусором, все отходы шли в дело. Половина оконных проемов были заложены строительным мусором и смесью глины с песком. Поэтому в дальнейшем было легко снова освободить нишу, не нарушая целостности стен. Кстати, одно углубление жена Мельникова использовала в качестве холодильника, там оставалось небольшое отверстие, выходящее на улицу, поэтому зимой в нише было прохладно.

Многие инженерные решения Мельниковым были вынужденными, в стране не хватало строительных материалов. Например, ему пришлось использовать кирпичи от фундамента старого здания, которое нашли, когда чистили место для будущего дома. Шестиугольные окна, ставшие навсегда визитной карточкой авангардного дома, тоже были во многом связаны с экономией. Такая кирпичная кладка позволила использовать почти в два раза меньше кирпичей, но в то же время сохранила конструктивную прочность. Что подтвердилось во время Великой Отечественной войны.

Потолочные перекрытия были без несущих балок и плит. Между этажами были деревянные перекрытия, сделанные по принципу решетки и работавшие как мембраны, это обеспечивало новому зданию дополнительную прочность. На крыше более низкого цилиндра зодчий сделал открытую террасу.

Больше всего публику удивлял фасад. Его украшали непривычные окна шестиугольной формы, которые окружали вход в дом. Кроме этого было сделано огромное окно-экран над входом, все это давало возможность использовать естественное освещение для помещений с восхода до заката.

Сам Мельников писал, что уникальность его дома заключается в равноценности и равномерности напряжений, света, воздуха и тепла. То есть архитектор спроектировал свой дом так, что тепло и воздух естественным путем распространяются внутри, а свет с улицы освещает равномерно, без резких светотеней.

Несмотря на авангардный стиль фасада, внутри дома интерьер напоминал «старорежимный». На первом этаже есть передняя, кухня, две одинаковые комнаты для детей, гардеробная, рабочая комната для хозяйки и коридор. На верхние этажи ведет винтовая лестница. Второй этаж состоит из гостиной и спальни. Спальня вызывает большой интерес. Дело в том, что Мельников уверял, нет ничего лучше, чем здоровый сон, поэтому ничто не должно от него отвлекать. Исходя из этой концепции в общей спальне стоят только кровати, а кровати для детей отделялись ширмой. В шутку эту комнату называли «лабораторией сна».

Третий этаж мастер оставил для своей мастерской. Через 38 шестиугольных окон свет равномерно освещает комнату площадью в 50 кв.м. Кстати, потолок в мастерской 5 метров. Поэтому тень от рук не падает на рисунки и чертежи, не требуется дополнительного искусственного освещения. Когда сын архитектора Виктор стал серьезно заниматься живописью, то отец уступил свою мастерскую, а сам работал в гостиной. Из этой комнаты есть выход на террасу.

Этот дом в Кривоабратском переулке стал последней большой работой архитектора-авангардиста. И стало единственным зданием в России, которое было включено в список ЮНЕСКО, как одно из самых уникальных строений мира, а 1990 год эта организация объявила годом Мельникова.

«Этот дом прекрасен»

Долгое время это было одно из немногих высоких зданий, построенных в районе Арбата. Поэтому во время Великой Отечественной войны ему тоже досталось от фашистских авиаударов. Виктор Мельникова, сын зодчего, рассказывал, что когда авиабомба попала в театр имени Вахтангова, то от мощной взрывной волны мастерская только «подпрыгнула» и встала обратно за счет своей уникальной конструкции. Дело в том, что волна шла без помех, высоких зданий между ними не было. Но, правда, все стекла были выбиты.

Но не только наружный облик здания вызывал восхищения и зависть коллег. Константин Степанович придавал не меньше внимания внутреннему содержимому своего уникального дома.

К сожалению, во время войны в печке были сожжены необычные кровати, которые спроектировал сам зодчий. Дров в городе не хватало, а отапливать дом было надо. Тогда же он сложил знаменитую супрематическую печь, которая обогревала весь дом. А соседям по Арбату строил печи-голландки. Работы у него не было, поэтому даже после войны он подрабатывал печником.

В этом доме Константин Мельников прожил до самой смерти в 1974 году. Его место хозяина и хранителя уникального особняка стал его сын – Виктор. Он не пошел по стопам отца, а занялся изобразительным искусством. Живя в уникальной усадьбе, он постарался сохранить все, что осталось от отца. При нем дом постепенно превращался в музей. Позже сын написал в завещании, что все передает государству, но с условием, что здесь будет музей, посвященный отцу и сыну Мельниковым.

В этом «улье» бывало много именитых гостей, в том числе и из-за рубежа.

Например, в 1977 году режиссер и киносценарист из Италии Микеланджело Антониони написал:

«Этот дом как плод архитектуры будущего – прекрасен. Он нуждается в реставрации и в консервации как музей».

Даже сейчас посетители могут увидеть, как жила семья Мельниковых. В столовой стоит большой деревянный стол, дубовый шкаф, в углу расположен киот. И так в каждой комнате, кажется, что хозяева ушли всего на минуту и сейчас вернутся домой, к своим повседневным, бытовым делам. А лампа с зеленым абажуром и скрип половиц только подчеркивают уют дома, его почтенный возраст.

Дом-музей в Кривоарбатском переулке

В марте 2014 года дом Мельникова был признан памятником федерального значения России.

Сейчас знаменитый «дом-улей» является филиалом Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева и официально называется «Государственный музей Константина и Виктора Мельниковы».

В его стенах занимаются исследованием и сохранением творческого наследия отца и сына. Во дворе расположена экспозиция «Открытый Мельников», которая посвящена творчеству советского зодчего. Летом работает лекторий, проводятся экскурсии. Специалисты проводят мастер-классы по различным темам.

Официальная информация

Официальный сайт «музея Константина и Виктора Мельниковых» – http://muar.ru/dom-melnikova

Дирекция: тел.: +7 (495) 690-39-00

Email: [email protected]

Экскурсии проводятся ежедневно.

Выходной: воскресение и понедельник.

Билеты распространяются через ресурс Timepad. Поступают в продажу дважды в месяц в 11.00 по московскому времени. Билеты продаются на две недели вперед.

Билеты именные, поэтому необходимо сообщить ФИО согласно паспортным данным. Другим лицам передать билет нельзя.

В день проводится только одна экскурсия, группа должна быть не более 5 человек.

Адрес: Москва, Кривоарбатский переулок, д. 10.

Доехать до станций метро «Смоленская» или «Арбатская». Далее свернуть с Арбата к Стене Цоя. Вдоль нее пройти до конца и выйти в Кривоарбатский переулок. Дом будет справа, за невысоким деревянным забором.

Чем прославился самый знаменитый советский архитектор Константин Мельников? Часть 1 | Культура

Итак, встречаем: Константин Мельников, русский, советский и… московский архитектурный гений. И пожалуй, больше советский. Хотя Мельников учился и начинал работать еще в Российской империи, расцвет его творчества приходится на 20−30-е годы. А московский — потому, что практически все его здания построены в Москве.

Он и родился в тогдашнем Подмосковье, на территории современного Тимирязевского района. Константину повезло: вроде бы то ли мать, то ли кухарка Мельниковых посетовала знакомой, что мальчик рисует хорошо, но вот растет странным…

В итоге, при содействии торговок и прислуги, в 9 лет Костя в качестве посыльного оказался в доме Владимира Чаплина — крупного инженера-теплотехника, оказывавшего подобную помощь способным детям из бедных семей. Да не просто инженера…

Только один пример: Чаплин проектировал системы отопления для Ливадийского дворца. Вряд ли рядовому инженеру доверят проектировать систему жизнеобеспечения императорской дачи!

Константин Мельников (второй справа) с семьей В. М. Чаплина (второй слева). 1904 г.
Фото: Общественное достояние

Тот, заметив в подростке способности к рисованию, нанял для него учителя. И, по сути, принял в семью. Это немного напоминает начало творческого пути Микеланджело, получившего и образование, и «путевку в жизнь» в семье своего покровителя — Лоренцо Медичи… И это не единственная параллель между этими мастерами.

Спустя год Константин сдает экзамен в МУЖВЗ — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И… не поступает.

Экзамен по рисованию сдал. А по общеобразовательным предметам — нет. Образования, полученного в церковно-приходской школе, не хватило. Так что следующий год пришлось посвятить соответствующей подготовке.

Но пока Константин осваивает профессию. Заканчивает отделение живописи. Затем скульптуры. И с подачи все того же Чаплина, считавшего, что живописью сложно заработать на жизнь — архитектуры.

На архитектурном отделении Константин учится всего три года из двенадцати, проведенных в МУЖВЗ. Конечно, ведь с самого начала намеревается стать художником… И начинает работать под руководством архитекторов Жолтовского и Щусева.

Алексей Викторович Щусев
Фото: Общественное достояние

Щусев — безусловная звезда, автор громадного множества проектов, среди которых — Казанский вокзал. Это архитектор, способный строить, кажется, в любом стиле. Жолтовский — поклонник идей Ренессанса и один из создателей будущей «сталинской неоклассики».

И первые проекты Мельникова тоже вполне классические. От того времени сохранилось здание бывшего заводоуправления завода АМО (позже ЗИЛ), для которого молодой Мельников проектировал фасад.

Он работает у Щусева и Жолтовского и в начале 1920-х, когда те возглавляют Архитектурно-планировочную мастерскую Стройотдела Моссовета. Свою команду из 13 человек они в шутку именуют «апостолами архитектуры». Или не в шутку? Мастера знали себе цену.

Щусев и позже покровительствует Мельникову. Но вскоре их творческие пути разойдутся: Жолтовский сохранит верность классике, которая вновь выйдет на передний план в середине 30-х. А пока, в 20-х, наступает десятилетие конструктивистов. Эпоха Константина Мельникова.

Иван Владиславович Жолтовский
Фото: Общественное достояние

Первый его заметный проект — павильон «Махорка» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Казалось бы, табачный павильон, временный и деревянный, по сути — мелочь. Но настолько своеобразная, чтобы проект приняли лишь при содействии авторитетнейшего Алексея Щусева.

На выставке павильон молодого архитектора произвел неожиданное впечатление. Так, что простоял после ее окончания ещё несколько лет. Это чуть позже к своеобразию новой архитектуры привыкнут.

Павильон Махорка архитектора К. С. Мельникова
Фото: Общественное достояние

Впрочем, Мельников выделялся и среди модернистов. Неспроста он не входил ни в какие из тогдашних многочисленных творческих союзов.

Со Щусевым он работает и над вторым большим проектом: первым саркофагом Ленина (сам мавзолей проектирует Щусев). Константин справляется, хотя к собственно архитектуре «саркофагостроение» отношения вроде бы не имеет, но представляет сразу несколько проектов, из которых комиссия выбирает самый простой, пирамидальной формы.

Это еще одна параллель с Микеланджело: тот был великим архитектором, формально ни дня не обучаясь архитектуре.

Стекло — не самый привычный материал для архитектора, как и само… изделие. А сделать все нужно быстро. Ошибиться нетрудно, и с размерами зеркальных стекол саркофага немного промахиваются. Ошибается Мельников не в расчетах, а попросту указывает: «уменьшить размеры на 10 см» вместо «10 мм». Больше стекла таких размеров в Москве нет.

Впрочем, кое-что находится: зеркала в ресторане «Яр»… Вопрос решается быстро, время такое! Ресторан лишился зеркал, страна обрела мощнейший символ, а Мельников — известность и своеобразную «охранную грамоту» от возможных подозрений в политической неблагонадежности.

Первый саркофаг Ленина
Фото: Общественное достояние

Она пригодится, но это будет позже. А пока на дворе 1920-е, «золотой век» конструктивизма. И эпоха Мельникова.

Первый саркофаг Ленина, как и первый мавзолей — временный. Такой же окажется и следующая постройка Мельникова, снова временной — и снова, подобно мавзолею, символической. Только теперь Константину выпало выступать от имени всей страны: строить павильон СССР для Всемирной промышленно-художественной выставки в Париже.

На подобное мероприятие молодую страну Советов пригласили впервые. И тем выше была ответственность! Тем более что разрабатывать и строить пришлось в условиях дефицита времени и экономии средств.

Так что материалом Мельников в очередной раз выбирает дерево. Что никак не мешает ему создать проект, настолько нетипичный, что французские рабочие не сразу разобрались, как это строить. Шутили, что они и вовсе перепутали местами верх с низом…

Результат — Почетный диплом выставки. Если что, это — второе место после Гран-при и выше Золотой медали.

Присудить первое место павильону СССР попросту не могли. Да и не вписывалась авангардная современная архитектура в общую концепцию выставки: именно отсюда пошло название стиля ар-деко с его концепцией «пафосно, дорого и богато». Что не мешает парижским властям заказать Мельникову проекты двух гаражей на тысячу машин.

Парижские проекты так и не состоялись, но их опыт Константин Степанович использует при проектировании гаражей в Москве. Это 20-е годы, большевики развивают промышленность и одновременно обустраивают страну.

В 1924 году в Москве запускается первый регулярный автобусный маршрут. Гаражи — это новое, прогрессивное, здесь есть где развернуться и есть место новизне.

И первый — Бахметьевский гараж на ул. Образцова. Мельников предлагает прямоточную систему, при которой автобусам не нужно ни разворачиваться, ни двигаться задним ходом. Въехали с одной стороны, запарковались, выехали с другой стороны. Повороты — удобные для больших машин, под тупым углом. Вроде бы очевидно, но до этого раньше не додумались!

Это оказалось столь ново, что эффективность решения пришлось подтверждать экспериментом: разметив на площади парковку, аналогичную проекту гаража, пустить по ней автобусы.

Бахметьевский гараж
Фото: Ludvig14, ru.wikipedia.org

Кстати, здесь Мельников, обычно предпочитавший работать с традиционными материалами, использует для перекрытия огромного пространства площадью 8500 кв. метров стальные конструкции. А рассчитывать их приглашает Владимира Шухова, автора знаменитой радиобашни на Шаболовке.

Гаражей Константин Степанович за десять лет построит четыре. Кстати, характерно: в 2000-х годах Бахметьевский гараж занимал Музей современного искусства, получивший и позже сохранивший характерное название: «Garage». Сейчас в здании располагается Еврейский музей и Центр толерантности, посетив который, можно увидеть работу Мельникова изнутри.

Вторая знаменитая серия проектов — московские рабочие клубы. Каждый, как и гаражи — абсолютно уникален. Мельников не создавал типовых проектов, он вообще не повторялся. Как за пятьсот лет до того Микеланджело. Впрочем, не совсем.

Один из проектов этого времени — клуб им. Зуева на Лесной улице. Единственный проект из этой серии, не прошедший конкурс: Мельников проиграл своему другу Илье Голосову. Проект Мельникова — композиция из нескольких частично пересекающихся цилиндров. Вскоре он реализует эту идею в своём знаменитом доме…

Дом культуры имени Зуева в Москве
Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov, ru.wikipedia.org

Рабочие клубы — важная часть сферы культуры, служащая делу просвещения масс. Шесть из девяти московских клубов того времени построены по проектам Мельникова. Здесь нет ни одного сколько-то похожего.

Один пример: в ДК им. Русакова, который он считал лучшим из своих клубов, Мельников выносит наружу три балкона зрительного зала, в соответствии с принципами функционализма. И реализует возможность трансформации помещений: подвижные стены позволяют разгораживать или объединять зал и балконы в одно большое или четыре отдельных помещения, в зависимости от потребностей.

Дом культуры им.  И. В. Русакова
Фото: Moreorless, ru.wikipedia.org

И это не лёгкие ширмы, а вполне серьёзные стены. Проект, потребовавший специальных инженерных решений и, в очередной раз, совместной работы с инженерами.

В ДК фабрики «Свобода» Мельников предусматривает возможность сквозного движения большой массы людей. Здание клуба — по сути, положенный горизонтально полый двухэтажный цилиндр, с двух концов ограниченный кубическими объемами. Например, следующее мимо клуба шествие может войти с одной стороны сразу на второй этаж, провести митинг и выйти через противоположный торец цилиндра.

Клуб фабрики «Свобода»
Фото: Ludvig14, ru.wikipedia.org

Тогдашние пожарные нормы предусматривали достаточно широкие внутренние лестницы. И для экономии места архитектор в ряде случаев просто выносит их наружу. Панорамное остекление дает и естественное освещение, и экономию на электричестве.

А в зале ДК фабрики «Буревестник» ленточные окна, расположенные на потолке, закрыты матовыми стеклами. За ними, снаружи, на металлических фермах, установлены светильники. С наступлением вечера дневной свет органично сменяется электрическим.

Характерно, что в ДК «Буревестник» помещения не стремятся к интеграции и универсальности, как в других клубах Константина Степановича. Напротив, здесь четко разделены зрительный и спортивный залы, а также помещения для кружков.

Намеренна такая стилизация или случайна, но это делает «Буревестник» самым конструктивистским из клубов Мельникова.

Клуб фабрики «Буревестник»
Фото: Moreorless, ru.wikipedia.org

Кстати, помещения для кружков, вынесенные в отдельную пятилепестковую четырехэтажную башню, имеют округлую форму — в полном соответствии с названием: «кружки». Так что занимающиеся должны были располагаться не традиционными рядами как в классе — а по кругу, лицом друг к другу.

Таких находок и нестандартных решений у Константина Степановича немало.

Продолжение следует…

Теги:

Константин Мельников,
СССР,
гений,
Алексей Щусев,
современная архитектура

Константин Мельников | Биография, Архитектор, Здания, Дом, Павильон, Книга и Факты

Константин Мельников: Интурист Гараж

Смотреть все медиа

Дата рождения:
3 августа 1890 г.
Москва
Россия
Умер:
28 ноября 1974 г. (84 года)
Москва
Россия
Механизм/стиль:
Конструктивизм

Просмотреть все связанные материалы →

Мельников Константин , полностью Мельников Константин Степанович , (род. 22 июля [3 августа по новому стилю] 1890 г., Москва, Российская империя — умер 28 ноября 1974 г., Москва, Россия, СССР. ), русский архитектор, который обычно ассоциируется с конструктивизмом (художественное движение, которое сочетает в себе признание технологий и машин с использованием современных промышленных материалов), хотя его уникальное видение основывалось на классических формах и включало в себя лучшее из нескольких современных движений. .

Мельников родился в крестьянской семье и в 13 лет начал работать рассыльным в машиностроительной фирме. Признанный работодателем за свой талант, Мельников в 15 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала работая на художественном отделении (1905–11), а затем на архитектурном отделении (1912–17). Его дипломный проект, план ремесленного училища, был выполнен в классическом стиле, что обеспечило ему место в мастерской архитектора-неоклассика Ивана Жолтовского.

В начале 1920-х годов Мельников начал поиски нового языка архитектуры, соответствующего философии эпохи Революции. В 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственно-кустарной выставке в Москве Мельников построил выразительный и динамичный павильон «Махорка», ставший главной достопримечательностью выставки. Результатом этой работы стало множество заказов, одним из главных из которых был саркофаг Владимира Ленина в Мавзолее Ленина. Мельникова конструкция представляла собой стеклянную хрустальную пирамиду (1924).

В 1924 году Мельников выиграл конкурс на проектирование Советского павильона на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже. Его павильон, построенный из дерева и стекла, был назван французской прессой одним из самых новаторских архитектурных произведений 20 века.

В середине 1920-х советское правительство было занято созданием коммунистического, якобы современного, урбанизированного образа жизни. В этот период правительство предприняло строительство ряда рабочих клубов. Мельников принимал активное участие в этом строительстве, особенно в рабочих клубах заводов Русакова, Фрунзе, Каучука, а также Дулевского фарфорового завода в Москве (1927–30).

Одной из самых оригинальных и авангардных работ Мельникова был его собственный дом в Москве (1930 г.), который состоял из двух взаимосвязанных трехэтажных цилиндров. Шестьдесят два шестиугольных окна с выступами были вырезаны в стенах, чтобы максимальное количество солнечного света могло проникать внутрь в течение дня. Каждый этаж в каждом цилиндре был отведен под особую функцию: спальни, гостиные, кабинет, кухня, гардероб.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Активный строительный период Мельникова остановился в конце 1920-х гг. С введением в Советском Союзе первой пятилетки к искусству предъявлялись новые коммунистические требования. Архитектура должна была подчиняться псевдоклассическому канону, получившему название «сталинский ампир». Смелые конструктивистские решения Мельникова уже не шли в ногу с официальной системой. Хотя он продолжал руководить архитектурными мастерскими и создавать грандиозные градостроительные проекты, они так и остались на чертежной доске, а имя Мельникова кануло в Лету.

Уже в «хрущевскую оттепель» Мельникову исполнилось 75 лет, а в 1967 году ему было присвоено звание почетного доктора. Несмотря на возрождение интереса к своей работе, он не вернулся к своей прежней профессии. В последние годы жизни Мельников работал над книгой « Архитектура моей жизни: творческая концепция, творческая практика » (1985; «Архитектура моей жизни: творческая концепция, творческая практика»).

Андрей Д. СарабьяновРедакция Британской энциклопедии

Бахметевский Автобусный Гараж, Москва | cityseeker

Хотя мы делаем все возможное, чтобы обеспечить точность наших списков, некоторые места могут быть временно закрыты без предварительного уведомления. Пожалуйста, подтвердите статус на веб-сайте места проведения, прежде чем строить какие-либо планы.

by -5Nap-

«Красота авангарда»

Бахметевский автобусный гараж — когда-то общественный автобусный гараж, расположенный в городе Москве. Это уникальное сооружение демонстрирует, как элементы авангарда могут эффективно сочетаться с конструктивистским архитектурным стилем. Сооружение было спроектировано Константином Степановичем Мельниковым, известным русским архитектором и художником. Здание заработало и стало доступным для публики в 1927. В настоящее время в здании находится галерея, посвященная современному искусству.

улица Образцова 19А, Москва, Российская Федерация, 127055

+7 495 980 8440 (Туристическая информация)

«Красота авангарда»

Бахметевский автобусный гараж когда-то был общественным автобусным парком, расположенным в городе Москве. Это уникальное сооружение демонстрирует, как элементы авангарда могут эффективно сочетаться с конструктивистским архитектурным стилем. Сооружение было спроектировано Константином Степановичем Мельниковым, известным русским архитектором и художником. Здание заработало и стало доступным для публики в 1927. В настоящее время в здании находится галерея, посвященная современному искусству.

Добавить в коллекцию

Адрес электронной почты

Регистрация

Выписка

Гости и номер

Поиск

Номер

Взрослый

90 YOUR THANKING

3 Дети

Вы будете уведомлены по электронной почте.

Имя гостя

Номер бронирования

Регистрация

Регистрация отъезда

Гость и номер

Сумма

Продолжить просмотр

Что поблизости?

Bakhmetevsky Bus Garage


See More

0,10 1440 288 0 883440 Bakhmetevsky Bus Garage

Similar Locations

Nearby Hotels

Nearby Restaurants & Bars

Nearby Attractions


near_similar 5|136 0 -5Nap — https://www.