Константинополь в средние века достопримечательности: Достопримечательности Константинополя в современном Стамбуле, фото сейчас

Константинополь

Орел, терзающий змею.
Мозаика Большого дворца в Константинополе. VI
век.

Константинополь — столица Византийской империи, основанная римским
императором
Константином Великим 8 ноября 324 г. на месте древнего греческого
города Византий,
на европейском берегу Мраморного моря (Пропонтиды), у залива Золотой Рог.
Император лично наметил копьем на земле границы будущего города. Вновь
построенный город был освящен 11 мая 330 г., и с тех пор до конца византийской
истории эта дата праздновалась как День Города. Первоначально названный Новым
Римом (Nova Roma), город был вскоре переименован в честь своего основателя, но
константинопольцы называли его чаще всего просто Город (Polis). Для большего
сходства с Римом на территории города было найдено 7 холмов, и она была
разделена на 14 частей (regiones). Внутри городских стен располагались 12
регионов, 13-м считались Сики — предместье на северной стороне бухты Золотой
Рог, а 14-м регионом были Влахерны на южной стороне Золотого Рога, отделенные от
стен Константина значительным пустым пространством. Константинополь стал
символом и средоточием государственной власти Восточной Римской империи,
крупнейшим экономическим, научным и культурным центром страны. В русских
летописях именовался Царьградом. Захват Константинополя турками 29 мая 1453 г.
ознаменовал конец византийской истории.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.:
Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 516.

Храм Св. Софии в Константинополе.


Части и постройки города:

Аврелианы — квартал Константинополя, примыкавший к стене Феодосия в
юго-западной части города, в самом обширном районе Константинополя — Эксакионии.
*

Амастриан — площадь в
Константинополе.

Анаплос — пригород
Константинополя на европейском берегу Босфора.

Анарата — пригород Константинополя на азиатском берегу. Там
же находилась одноименная тюрьма и приводились в исполнение публичные казни,
которые могли вызвать нежелательные волнения среди населения столицы. *

Аркадианы — квартал в Константинополе, к
востоку от храма Святой Софии. В этом квартале находились бани Аркадия. *

Армаментарий (Armamentarium) — «арсенал»; предместье
Константинополя на восточном берегу Золотого Рога. *

Бани Александра — одни из девяти крупнейших бань
Константинополя. Находились восточнее Софиевской гавани, недалеко от Пропонтиды
(Мраморного моря). Разграблены и сожжены константинопольской чернью в 532 г. во
время восстания «Ника». *

Бани Анастасии
— одни из девяти крупнейших константинопольских общественных бань.

Бани Аркадия
— константинопольские бани, построенные в царствование императора Аркадия.

Бани Ахилла
известные бани в Константинополе.

Бани Диагисфей — одни из девяти крупнейших общественных бань
Константинополя, от которых к настоящему времени сохранились лишь незначительные
остатки фундамента. Находились северо-восточнее начала акведука Валента, в XI
регионе, у храма Святой Анастасии. *

Бани Евдокии
— одни из девяти крупнейших общественных бань Константинополя.

Бани Зевксиппа
— знаменитые константинопольские бани, построенные римским императором Септимием
Севером.

Бани Икономион
(Ойкономейон) — крупнейшие бани Большого императорского дворца в
Константинополе.

Бани Константина
— константинопольские бани, построенные в царствование императора Константина I
Великого.

Бани Тавра
(Софиевы бани) — константинопольские бани, построенные в царствование императора
Феодосия I Великого.

Большие Камары
— главный рыбный рынок Константинополя.

Большой императорский
дворец
(Священный дворец) — огромный комплекс зданий, занимавший
около 100 тыс. кв. м в юго-восточной части Константинополя.

Вифарий (Эсартисис) — гавань в Сиках, предместье
Константинополя на северном берегу залива Золотой Рог. *

Влахерны — район в северной части Константинополя, где
находился одноименный императорский дворец.

Вораид — одно из предместий Константинополя. Место получило
свое название по имени Вораида, племянника императора Юстиниана I Великого
(527-565), имевшего там недвижимость и земельную собственность. *

Галакрины — пригород Константинополя на азиатском берегу
Босфора, вблизи Иерона. *

Галата — поселение,
основанное в начале XIII в. генуэзскими колонистами в предместье
Константинополя.

Даматрий (Даматри) — предместье Константинополя на азиатском
берегу Босфора (в Вифинии), где находился монастырь Спира, а также императорский
дворец, построенный во второй половине VI в. Лесистая гора в этой местности была
излюбленным местом охоты византийских императоров. *

Дамиан — предместье Константинополя на европейском берегу
Босфора, на территории которого находилось одно из императорских имений. *

Дафна
— «лавр», дворец, входивший в комплекс сооружений Большого дворца в
Константинополе.

Две Колонны
— мраморное сооружение в виде двух колонн на разделительном барьере
константинопольского ипподрома.

Дворец Елены — один из государственных дворцов
Константинополя, называвшийся по имени августы Елены, матери императора
Константина Великого. Находился к западу от форума Аркадия. *

Дворец Пиги — императорский дворец в предместье
Константинополя, на южном берегу Мраморного моря, построенный императором
Василием I (866-886). Это место назвалось Пиги (Источники), поскольку здесь
находилось несколько родников; такое же наименование получил и дворец. *

Дворец Плакиллианы — один из государственных дворцов
Константинополя, находившийся в XI регионе столицы. Дворец получил свое название
по имени построившей его августы Элии Флациллы (Плакиллы), первой жены
императора Феодосия I (379-395). *

Дворец Святого Маманта
(Мама) — императорский дворец на берегу залива Золотой Рог, в 2 км к северу от
Константинополя.

Диппий — один из центральных районов Константинополя,
недалеко от Милия, около храма Иоанна Богослова, севернее ипподрома и западнее
храма Святой Софии. Название происходит от двух бронзовых вздыбленных коней,
изготовленных еще в эллинистический период и установленных в этом районе столицы
императором Фокой (602-610). *

Золотые ворота — 
триумфальная арка в Константинополе, возведенная между 324 и 330 гг., и главные
ворота Константинополя в юго-западной части городской стены.

Магнавра
(Magnaura) — «велико-златая» — палата приемов, одно из зданий комплекса Большого
императорского дворца в Константинополе и загородный дворец.

Святой Софии,
кафедральный храм константинопольских патриархов.

Студийский монастырь
Иоанна Продрома
(Иоанна Предтечи) — знаменитая монашеская обитель
Константинополя.

 

Примечания

* Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ.
Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко,
2011.

Далее читайте:

Краткая история Царьграда.

Византия
(Географический указатель).

Византия
(Биографический справочник).

Хронологические таблицы и по векам — | IV |
V | VI
| VII | VIII |
IX | X |
XI |
XII | XIII |
XIV | XV |
 

Васильев А.А. История
Византийской империи
. Тома 1,2.

Никиты Хониата
История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина
.
Санкт-Петербург, типография Григория Трусова. 1860.

Прокопий Кесарийский (Рrоkopios)
(507-562), византийский писатель.

Возможные темы курсовых работ по
истории Константинополя
(со списками источников и монографий).

 

Каких только тем курсовых работ не встречается за годы обучения в
вузе! Бывают интересные, как, например, по истории древнего
Константинополя. А бывают гораздо более скучные темы, по которым всё
равно нужно написать работу. Что делать? Зайдите сюда:
http://ijevsk.lastdiplom.ru/
Тут вам любую работу, любой проект помогут разработать и написать.

 

 

Затопленный материк / Краеведение / Независимая газета

Тэги: стамбул, византия, средние века, христианство, константинополь, архитектура, урбанизм






Один из немногих сохранившихся в Стамбуле памятников Константинополя – церковь Паммакаристос. Фото из книги


«Стамбул – город контрастов» – так называлась лекция в популярной советской кинокомедии. А вот у Сергея Иванова не только лекции, но и книги о великом городе на берегу Босфора получаются великолепно. Впрочем, узнать из этих рассказов о турецкой истории и современности затруднительно, разве что в контексте главной темы. Ведь Иванов – ученый-византинист и ведет речь лишь о памятниках империи христианских базилевсов, канувшей в Лету много веков назад. Реликвии того времени сохранились в Стамбуле и его окрестностях. Храм Святой Софии знают все. А что еще уцелело от величественного имперского Константинополя, этой восточной цитадели средневекового христианства? Об этом и повествует Сергей Иванов в своем путеводителе. Он приглашает читателя увидеть в турецком Стамбуле памятники византийской эпохи – ну, или по крайней мере то, что от них осталось. По словам автора, некоторые из этих руин исчезают прямо на глазах, при попустительстве властей и равнодушии местных жителей. «Столица византийцев исчезла с лица земли. Нет больше Константинополя. На его месте находится другой город, столица новой страны, другого народа и иной цивилизации. Над волнами османского моря кое-где торчат лишь вершины затопленного византийского материка», – пишет автор в предисловии. В этой книге все до мельчайшей детали «взято из византийских документов, писем, исторических сочинений, стихов, памфлетов и житий». Здесь множество подробных карт, схем, изображений памятников и их фрагментов. Конечно, это весьма специфический путеводитель. Рассчитан он на продвинутого читателя, изначально обладающего познаниями о Византии и Средневековье. Это просветительская литература в классическом смысле слова: она проливает свет на малоизвестные, но чрезвычайно любопытные факты о жизни страны, которая в определенном смысле была культурной и духовной прародиной России.


В 667 году до н.э. жители древнегреческого города Мегара основали город-колонию, названный в честь своего основателя Византием. На протяжении целого тысячелетия город жил как типичный греческий полис. Как и все они, он позже подчинился Римской империи, а однажды был даже полностью разрушен. Но потом отстроен заново. Новый этап его биографии начался в 324 году, когда император Константин I задумался о переносе столицы своего государства. Через несколько десятилетий сюда переехала византийская бюрократия. «Основной рост Константинополя пришелся не на начало, а на конец IV века: город Феодосия I превосходил город Константина в несколько раз, а Феодосиевы стены и по сей день обозначают центральную часть Стамбула. Примерно к концу V века Константинополь стал крупнейшим городом мира с населением около полумиллиона человек. Там были построены акведуки, гигантские цистерны (надземные и подземные), которые и сегодня потрясают своим размахом», – пишет Сергей Иванов.


Кое-что из этих сооружений дошло до наших дней и включено в книгу. Историк рассказывает о том, как эволюционировал Константинополь на протяжении тысячи лет. К примеру, в ХII веке это был единственный в мире город, жители которого жили в многоэтажных домах. С IХ по начало ХIII века Константинополь непрерывно рос. Велось новое строительство, бурлила интеллектуальная жизнь, открылась философская школа. В дни праздников, императорских выходов, религиозных шествий, конских ристаний и ярмарок византийцы в лучшей одежде выходили на улицы, пировали и танцевали.


В 1203 году город, стоявший неприступным со дня основания – почти 880 лет, – пал под натиском венецианцев. Католики победили греков. Спустя год произошел второй, более страшный штурм. «Латиняне», отмечает Сергей Иванов, грабили поверженную столицу три дня. В пожаре погибло множество культурных ценностей. Но греки отбили и отстроили Константинополь. В ХIII–ХIV веках он оставался крупнейшим городом Европы. Однако империя деградировала. Площади зарастали огородами, дворцы обветшали. К концу ХIV века территория Византии сжалась до размеров Константинополя и его округи.


Новая угроза пришла с востока. Османы, захватив город в 1453 году, сделали его своей столицей. Однако слово «Стамбул», отмечает Иванов, – не турецкое, а сильно искаженное мусульманами греческое «истинболин» («в город»).


Сергей Иванов.


Прогулки по Стамбулу


в поисках Константинополя.  


– М.: АСТ, Corpus, 2016.


– 688 с.


(История одного города).

Многие христианские храмы были снесены или разрушились от ветхости в турецкий период. К счастью, устояла Святая София. В течение 916 лет этот храм был христианским, 481 год – мусульманским. С 1934 года здесь музей, хотя многие в современной Турции призывают вернуть здание верующим. Иванов подробно останавливается на каждом из элементов храма, упоминая фрагменты прежней церкви Св. Софии, построенной ровно 1600 лет назад (погибла в пожаре), двери из досок 527 года и подлинные золотые мозаики эпохи Юстиниана. По словам автора, на стенах сохранились надписи, сделанные в том числе и скандинавскими рунами: на службе у базилевсов состояло немало норманнов-телохранителей. «Сегодня здание не производит впечатления особенно высокого – не только из-за османских минаретов и даже не потому, что теперь строят куда выше… Несмотря на гениальный, продуманный до мельчайших деталей расчет архитекторов, чудовищное давление купола с течением веков привело к тому, что стены и колонны начали потихоньку разъезжаться».


Ушедшая Византия напоминает о себе и в других местах города. Некоторые фрагменты памятников можно увидеть, если в гостинице попросить портье показать подвал. Прогулки в поисках Константинополя – это маршрут для настоящих диггеров, следопытов, археологов. Автор перечисляет немало достопримечательностей: постамент несохранившейся статуи древнегреческого оратора, кусочек стены от атриума, фундаменты Патриаршей школы, «мощные остатки древней бани».


Отношение к культурному наследию тут весьма своеобразное: в ранневизантийской цистерне можно обнаружить ресторан или авторемонтную мастерскую, кафе на берегу Босфора стоит «на роскошной квадровой римской кладке». К развалинам одного монастыря доступ и вовсе запрещен – там территория военной части. Зато можно увидеть Босфорскую стену. Начатая в V веке, она не раз перестраивалась: византийские и османские участки чередуются на всем ее протяжении. Кое-что интересное было найдено во время строительства тоннеля под Мраморным морем. Котлован прошел через морской порт Элефтерий, занесенный песком и илом еще в ХI веке, и ученые обнаружили хорошо сохранившиеся остатки кораблей со всем скарбом: крючками и шилами для латания парусов, кольцами и браслетами, амфорами и подошвами сандалий, масляными лампами и наперстками. 


И так в Стамбуле повсюду. Из фрагментов зданий, стен, скульптур и мозаик складывается картина, по которой можно восстановить в воображении все богатство существовавшей культуры. Велик и многообразен Стамбул, бывший Византий, Царьград, Константинополь, «ключ Вселенной», «око Востока». Недаром несколько поколений русских царей грезили о возвращении христианского креста на берега Босфора. В знак этой надежды наследников престола раз за разом нарекали Константинами. Захватить стратегически важный город-порт на границе Европы и Азии пытались и англичане. Но турецкая твердыня устояла. А Второй Рим передал эстафету Третьему.

Собор Святой Софии глазами иностранцев в Средние века – Университет Коч SKLBLog

«Церковь превратилась в зрелище необыкновенной красоты, колоссальное для тех, кто ее видит, и совершенно невероятное для тех, кто о ней слышит…» Прокопий

Подумайте о себе как о путешественнике и сегодняшнем современном туристе в период Средневековья, и вам довелось увидеть множество самых интересных и очаровательных столиц мира. Однако один из них был назван царицей всех городов: Константинополь был столицей Византийской империи (330–1204 и 1261–1453). Константинополь был молчаливым свидетелем многих катастроф, обрядов, пожаров, игр, войн на протяжении всей истории. Город также приветствовал миллионы людей из разных уголков мира, говорящих на разных языках. Послы, такие как Лиутпранд Кремонский и Руй Гонсалес де Клавихо, паломники, такие как Николай, Вильгельм Болденселе, немецкий священник Людольф Судхеймский, Роберт де Клари, рыцарь из Пикардии, посещали королеву городов с разными целями каждый и в своем буквальном стиле. они делились красотами города в своих журналах, книгах, письмах и мемуарах.

Когда гости Константинополя прибыли в город, первое, что они увидели, были стены города. Затем они начали знакомиться с другими его красотами, такими как Большой дворец, Ипподром, колонна Юстиниана, Дворец Буколеон, главная улица города под названием Месе и многие другие. Сильно отличающимся от других зданий и памятников города, самым ценным и желанным среди всех был собор Святой Софии. Как и сегодня, даже сто лет назад, Святая София была самым посещаемым местом многих путешественников, которым нравились ее размеры, богатство и святость.

Константинопольское чудо было идеальным сочетанием математики и геометрии с эстетикой. Богатство убранства и размеры храма также неоднократно упоминались в письменных источниках. Диегезис также является легендарным местом. Согласно сказке, рассказанной английскими историками Радульфусом Де Дичето и Радульфусом Нигером в 12 веке, во время строительства собора Святой Софии происходили чудеса, и церковь даже охраняла особый Ангел. Кроме того, многие посетители описывали детали внутреннего убранства церкви вместе с воротами и колоннами для тех, кто не имел возможности увидеть это небесное сооружение.

Собор Святой Софии лучше всего описывается со слов путешественников, повидавших много разных и экзотических мест в мире. Одним из путешественников, посетивших Константинополь, был Вениамин Тудельский, средневековый еврейский путешественник. В своих письмах он упомянул об покрытых стерлинговым золотом колоннах и стенах Влахернского дворца, производстве шелковых одежд и тканей, Константинопольском ипподроме как любимом месте развлечений жителей Константинополя, где можно было наблюдать за скачками, и, наконец, о месте поклонения Святой Агии. София «Все остальные культовые сооружения во всем Мире не сравнятся по богатству с Айя-Софией. Он украшен колоннами из золота и серебра и бесчисленными светильниками из тех же драгоценных материалов…».

Ибн Баттута, средневековый марокканский путешественник и ученый, также описывает внушительные размеры и богатство здания собора Святой Софии такими словами: «Я опишу его внешний вид, не видя его интерьера. Он был построен… двоюродным братом (Пророка) Соломона… Это одна из величайших церквей Рома. Он окружен стенами, как если бы это был город. Его ворот тринадцать, и в нем есть священная ограда. Никому не препятствуют войти в ограду… Она подобна залу для аудиенций, вымощенной мрамором и пересекаемой водным потоком… который течет между двумя стенами, сложенными из мрамора, инкрустированного разноцветными кусочками и обработанного самым искусным искусством».

Другим важным путешественником был Али ибн Аби Бакр аль-Харави, персидский путешественник 12-го и 13-го веков, который написал в своей книге под названием «Книга чудес»: «Святая София, их великая церковь. Византийцы говорят, что там обитает ангел, и они сделали золотую ограду вокруг его места, которое имеет удивительную историю и которое мы упоминаем в надлежащем месте. План этой церкви, ее храм, возвышение, двери, высота, длина, ширина и столбы, которые в ней содержатся… Этот город больше, чем его имя!».

Сегодня собор Святой Софии является символом богатства и эстетического чуда, и он более помпезный, чем другие обычные здания вокруг него. В 2018 году жители Константинополя/Стамбула отмечают 1481-й день рождения собора Святой Софии. В настоящее время это не православный храм или мечеть в исламском мире, а один из важнейших музеев Стамбула, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это величайший из сохранившихся шедевров византийской архитектуры и величайший памятник, несущий в себе характеристики этих двух разных культур в идеальном синтезе.

Источник

Источник

Библиография – Ресурсы библиотек SKL и ANAMED

Бенджамин из Туделы. Мир Вениамина из Туделы : средневековый рассказ о путешествиях по Средиземному морю . Мэдисон: Fairleigh Dickinson University Press, 1995. G370.B5 B4613 1995

Ciggaar, Krijna Nelly. Западные путешественники в Константинополь: Запад и Византия, 962-1204: культурные и политические отношения . Лейден ; Нью-Йорк: Э.Дж. Брилл, 19 лет96. DF546 .C54 1996

Дурак, Корай. «Ortaçağ’da Bizans’ın Komşularının Gözüyle Ayasofya Kilisesi (Церковь Святой Софии глазами соседей Византийской империи)», Ayasofya Müzesi Yıllığı , №13 (2010): 231-248.

Эль-Шейх, Надя Мария. Византия осмотрена арабами . Кембридж, Массачусетс: Распространяется для Центра ближневосточных исследований Гарвардского университета издательством Harvard University Press, 2004. DF504.5 .E5 2004

Харави, Али ибн Аби Бакр. Путеводитель по паломничеству для одинокого путника: Али ибн Аби Бакр аль-Харави «Китаб аль-Ишарат ила ма’рифат аз-Зийарат». Принстон, Нью-Джерси: Darwin Press, 2004. BP187.h4713 2004

Procopius. Прокопий . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2006. PA5340.A1 D49 2006

Vin, JPA van der. Путешественники в Грецию и Константинополь: древние памятники и старые традиции в рассказах средневековых путешественников . Стамбул: Нидерландский историко-археологический институт, 1980.

Шибилле, Надин. Собор Святой Софии и византийский эстетический опыт . Фарнем Суррей, Англия ; Burlington, VT: Ashgate, 2014. NA5870.A9 S34 2014

Mainstone, RJ Собор Святой Софии: архитектура, структура и литургия великой церкви Юстиниана . London: Thames and Hudson, 1988. NA5870.A9 M28 1988

Наз Озкан
Историк, библиотекарь филиала (ANAMED)

Константинополь – Картирование глобального Средневековья

Описание Константинополя автором продолжает паттерн, упомянутый в моем предыдущем посте, где он пишет больше как форму развлечения, чем настоящий рассказ о путешествии. Город Константинополь описан во второй главе «Один путь в Иерусалим», потому что, по словам автора, это крупный город, через который должны пройти европейцы, чтобы добраться до Иерусалима. Автор тратит большую часть главы предположительно на тему Константинополя, однако я говорю «предположительно», потому что большую часть времени он находится на религиозной касательной, которая имеет отдаленное отношение к городу. Тем не менее он предоставляет конкретную информацию. Автор сообщает нам, что император Греции обычно живет в Константинополе, и кратко описывает дворец императора. Он дает некоторую историю греческой империи, смешивая эту историю с описаниями местных достопримечательностей. Он также затрагивает некоторые аспекты культурного значения и местных суеверий, связанных с этими местами, и перечисляет несколько других реликвий и знаменитых тел, захороненных в Константинополе. Он объясняет, как выглядит город физически, а также географию вокруг него, описывая горы, перечисляя близлежащие острова и включая местные истории об определенных географических точках.

Однако основная часть главы посвящена религиозной информации. В середине описания города автор касается истории Иисуса на кресте. Он описывает различные формы дерева, из которых был сделан крест, и почему они использовались, включает короткий рассказ об Адаме и заканчивает объяснением того, что случилось с Иисусом в ночь, когда он был арестован. Хотя история отдаленно связана с Константинополем, это слабая связь, и современные читатели сочли бы ее несвязанным включением. Однако очевидно, что религия является важной темой для автора, поскольку еще одну значительную часть главы он посвящает объяснению того, чем религия, исповедуемая гражданами Константинополя, хотя технически считается христианством, отличается от обычных обрядов.

Огромное количество времени, уделяемое автором теме религии, будь то случайные религиозные рассказы или подробное объяснение того, чем отличается константинопольское христианство, раскрывает глубокую важность религии, и христианства в частности, для автора и культуры, для которой он пишет.