Содержание
Шедевр архитектуры — отзыв о Hagia Sophia Mosque, Стамбул, Турция
Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. В 1453 году после захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО[2].
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 м, диаметр купола — 31 м.
Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при императоре Константине I[3]. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II[4]. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина[5].
Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»[6]. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом[7].
Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году[8]. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.
Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами[9]. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве.
Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины[9].
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»[10]. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи[11]. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих[11].
История строительства Править
На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.
В Константинополь по императорскому циркуляру[12] свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса — восемь колонн из зелёного мрамора)[11]. Кроме мраморных украшений, Юстиниан с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь использовал золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора[13]:
Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки[14].
Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнёс, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский храм[15]. Торжественное освящение храма 22 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина. Историк Барабанов Н. Д. приводит рассказ, датируемый IX веком, в котором сообщалось о том, что в честь освящения храма возле него состоялось жертвенное заклание большого количества животных, а также раздача зерна бедным[16].
Прокопий Кесарийский, современник строительства, рассказывая о стройках императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:
Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони
— Прокопий Кесарийский.
О постройках (Книга 5: I:27)[17].
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»[18]. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»[19]. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»[20]. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконисс, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников[21]. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек[22]. Согласно 43-й новелле Юстиниана, от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определённое количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
История собора периода Византийской империи Править
Внутренний вид сводов собора
Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора:
… пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.
— Хронография Феофана, год 6051 / 551
Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на Православную и Католическую.
В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.
Османское завоевание и дальнейшая судьба собора Править
Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века)
См. также: Падение Константинополя (1453)
В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс[23]:
Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме…
29 мая 1453 года храм был захвачен турками.
По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»[24]. Находившиеся в храме молящиеся были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой[25]. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение[26].
Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати
30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть[27].
К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой[28].
Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжёлые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания[29].
До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения[30].
Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а так же укрепили своды и купол храма железной цепью. Так же ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых[31]. Тогда же на колонах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета[31].
В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. М. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма[31].
Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия
В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем.
В 1934–1939 годах по руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периодов императоров Юстиниана, Льва VI и Иоанна Цимисхия и было начато издание их описания (1933–1953 гг.)[31]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора.
Вопрос об изменении музейного статуса Править
В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов[32].
В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии[33] — «Совет по освобождению Святой Софии» (англ. Free Agia Sophia Council)[34]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (англ. Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (англ.
Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству»[35].
Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру[36] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»[37]:
Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.
В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана, которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции[38].
13 сентября 2018 года Конституционный суд Турции отклонил обращение частной организации «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» о возвращении собору статуса мечети, назвав данное требование «недопустимым»[39].
В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Президент Реджеп Тайип Эрдоган в интервью телеканалу TGRT заявил: «Статус Святой Софии может быть изменён с музея на мечеть. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично»[40].
Константинополь
Орел, терзающий змею.
Мозаика Большого дворца в Константинополе. VI
век.
Константинополь — столица Византийской империи, основанная римским
императором
Константином Великим 8 ноября 324 г. на месте древнего греческого
города Византий,
на европейском берегу Мраморного моря (Пропонтиды), у залива Золотой Рог.
Император лично наметил копьем на земле границы будущего города. Вновь
построенный город был освящен 11 мая 330 г., и с тех пор до конца византийской
истории эта дата праздновалась как День Города. Первоначально названный Новым
Римом (Nova Roma), город был вскоре переименован в честь своего основателя, но
константинопольцы называли его чаще всего просто Город (Polis). Для большего
сходства с Римом на территории города было найдено 7 холмов, и она была
разделена на 14 частей (regiones). Внутри городских стен располагались 12
регионов, 13-м считались Сики — предместье на северной стороне бухты Золотой
Рог, а 14-м регионом были Влахерны на южной стороне Золотого Рога, отделенные от
стен Константина значительным пустым пространством.
Константинополь стал
символом и средоточием государственной власти Восточной Римской империи,
крупнейшим экономическим, научным и культурным центром страны. В русских
летописях именовался Царьградом. Захват Константинополя турками 29 мая 1453 г.
ознаменовал конец византийской истории.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.:
Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 516.
Храм Св. Софии в Константинополе.
Части и постройки города:
Аврелианы — квартал Константинополя, примыкавший к стене Феодосия в
юго-западной части города, в самом обширном районе Константинополя — Эксакионии.
*
Амастриан — площадь в
Константинополе.
Анаплос — пригород
Константинополя на европейском берегу Босфора.
Анарата — пригород Константинополя на азиатском берегу.
Там
же находилась одноименная тюрьма и приводились в исполнение публичные казни,
которые могли вызвать нежелательные волнения среди населения столицы. *
Аркадианы — квартал в Константинополе, к
востоку от храма Святой Софии. В этом квартале находились бани Аркадия. *
Армаментарий (Armamentarium) — «арсенал»; предместье
Константинополя на восточном берегу Золотого Рога. *
Бани Александра — одни из девяти крупнейших бань
Константинополя. Находились восточнее Софиевской гавани, недалеко от Пропонтиды
(Мраморного моря). Разграблены и сожжены константинопольской чернью в 532 г. во
время восстания «Ника». *
Бани Анастасии
— одни из девяти крупнейших константинопольских общественных бань.
Бани Аркадия
— константинопольские бани, построенные в царствование императора Аркадия.
Бани Ахилла —
известные бани в Константинополе.
Бани Диагисфей — одни из девяти крупнейших общественных бань
Константинополя, от которых к настоящему времени сохранились лишь незначительные
остатки фундамента.
Находились северо-восточнее начала акведука Валента, в XI
регионе, у храма Святой Анастасии. *
Бани Евдокии
— одни из девяти крупнейших общественных бань Константинополя.
Бани Зевксиппа
— знаменитые константинопольские бани, построенные римским императором Септимием
Севером.
Бани Икономион
(Ойкономейон) — крупнейшие бани Большого императорского дворца в
Константинополе.
Бани Константина
— константинопольские бани, построенные в царствование императора Константина I
Великого.
Бани Тавра
(Софиевы бани) — константинопольские бани, построенные в царствование императора
Феодосия I Великого.
Большие Камары
— главный рыбный рынок Константинополя.
Большой императорский
дворец (Священный дворец) — огромный комплекс зданий, занимавший
около 100 тыс. кв. м в юго-восточной части Константинополя.
Вифарий (Эсартисис) — гавань в Сиках, предместье
Константинополя на северном берегу залива Золотой Рог.
*
Влахерны — район в северной части Константинополя, где
находился одноименный императорский дворец.
Вораид — одно из предместий Константинополя. Место получило
свое название по имени Вораида, племянника императора Юстиниана I Великого
(527-565), имевшего там недвижимость и земельную собственность. *
Галакрины — пригород Константинополя на азиатском берегу
Босфора, вблизи Иерона. *
Галата — поселение,
основанное в начале XIII в. генуэзскими колонистами в предместье
Константинополя.
Даматрий (Даматри) — предместье Константинополя на азиатском
берегу Босфора (в Вифинии), где находился монастырь Спира, а также императорский
дворец, построенный во второй половине VI в. Лесистая гора в этой местности была
излюбленным местом охоты византийских императоров. *
Дамиан — предместье Константинополя на европейском берегу
Босфора, на территории которого находилось одно из императорских имений.
*
Дафна
— «лавр», дворец, входивший в комплекс сооружений Большого дворца в
Константинополе.
Две Колонны
— мраморное сооружение в виде двух колонн на разделительном барьере
константинопольского ипподрома.
Дворец Елены — один из государственных дворцов
Константинополя, называвшийся по имени августы Елены, матери императора
Константина Великого. Находился к западу от форума Аркадия. *
Дворец Пиги — императорский дворец в предместье
Константинополя, на южном берегу Мраморного моря, построенный императором
Василием I (866-886). Это место назвалось Пиги (Источники), поскольку здесь
находилось несколько родников; такое же наименование получил и дворец. *
Дворец Плакиллианы — один из государственных дворцов
Константинополя, находившийся в XI регионе столицы. Дворец получил свое название
по имени построившей его августы Элии Флациллы (Плакиллы), первой жены
императора Феодосия I (379-395).
*
Дворец Святого Маманта
(Мама) — императорский дворец на берегу залива Золотой Рог, в 2 км к северу от
Константинополя.
Диппий — один из центральных районов Константинополя,
недалеко от Милия, около храма Иоанна Богослова, севернее ипподрома и западнее
храма Святой Софии. Название происходит от двух бронзовых вздыбленных коней,
изготовленных еще в эллинистический период и установленных в этом районе столицы
императором Фокой (602-610). *
Золотые ворота —
триумфальная арка в Константинополе, возведенная между 324 и 330 гг., и главные
ворота Константинополя в юго-западной части городской стены.
Магнавра
(Magnaura) — «велико-златая» — палата приемов, одно из зданий комплекса Большого
императорского дворца в Константинополе и загородный дворец.
Святой Софии,
кафедральный храм константинопольских патриархов.
Студийский монастырь
Иоанна Продрома (Иоанна Предтечи) — знаменитая монашеская обитель
Константинополя.
Примечания
* Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ.
Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко,
2011.
Далее читайте:
Краткая история Царьграда.
Византия
(Географический указатель).
Византия
(Биографический справочник).
Хронологические таблицы и по векам — | IV |
V | VI
| VII | VIII |
IX | X |
XI |
XII | XIII |
XIV | XV |
Васильев А.А. История
Византийской империи. Тома 1,2.
Никиты Хониата
История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина.
Санкт-Петербург, типография Григория Трусова. 1860.
Прокопий Кесарийский (Рrоkopios)
(507-562), византийский писатель.
Возможные темы курсовых работ по
истории Константинополя (со списками источников и монографий).
| Каких только тем курсовых работ не встречается за годы обучения в вузе! Бывают интересные, как, например, по истории древнего Константинополя. А бывают гораздо более скучные темы, по которым всё равно нужно написать работу. Что делать? Зайдите сюда: http://ijevsk.lastdiplom.ru/ Тут вам любую работу, любой проект помогут разработать и написать. |
Константинополь – Картографирование глобального Средневековья
Описание Константинополя автором продолжает паттерн, упомянутый в моем предыдущем посте, где он пишет больше как форму развлечения, чем настоящий рассказ о путешествии. Город Константинополь описан во второй главе «Один путь в Иерусалим», потому что, по словам автора, это крупный город, через который должны пройти европейцы, чтобы добраться до Иерусалима. Автор тратит большую часть главы предположительно на тему Константинополя, однако я говорю «предположительно», потому что большую часть времени он находится на религиозной касательной, которая имеет отдаленное отношение к городу.
Тем не менее он предоставляет конкретную информацию. Автор сообщает нам, что император Греции обычно живет в Константинополе, и кратко описывает дворец императора. Он дает некоторую историю греческой империи, смешивая эту историю с описаниями местных достопримечательностей. Он также затрагивает некоторые аспекты культурного значения и местных суеверий, связанных с этими местами, и перечисляет несколько других реликвий и знаменитых тел, захороненных в Константинополе. Он объясняет, как выглядит город физически, а также географию вокруг него, описывая горы, перечисляя близлежащие острова и включая местные истории об определенных географических точках.
Однако основная часть главы посвящена религиозной информации. В середине описания города автор касается истории Иисуса на кресте. Он описывает различные формы дерева, из которых был сделан крест, и почему они использовались, включает короткий рассказ об Адаме и заканчивает объяснением того, что случилось с Иисусом в ночь, когда он был арестован.
Хотя история отдаленно связана с Константинополем, это слабая связь, и современные читатели сочли бы ее несвязанным включением. Однако очевидно, что религия является важной темой для автора, поскольку еще одну значительную часть главы он посвящает объяснению того, чем религия, исповедуемая гражданами Константинополя, хотя технически считается христианством, отличается от обычных обрядов.
Огромное количество времени, уделяемое автором теме религии, будь то случайные религиозные рассказы или подробное объяснение того, чем отличается константинопольское христианство, раскрывает глубокую важность религии, и христианства в частности, для автора и культуры, для которой он пишет. Примерно четыре из восьми страниц, посвященных Константинополю, на самом деле посвящены религиозным аспектам. С одной стороны, верно то, что предоставленная автором информация о различиях в практике христианства была бы полезной для путешественников того времени, потому что она дала бы им представление о том, чего ожидать от сообщества людей, с которыми они себя отождествляют.
Однако религиозные истории об Адаме и Иисусе на кресте на самом деле не дают необходимой информации о путешествии в Константинополь, и они занимают большую часть религиозной части. Отсутствие законной полезной информации в этой главе подтверждает аргумент, что эта книга была написана скорее как развлечение, чем настоящий путеводитель или отчет о путешествии. Автор построил свою книгу так, чтобы она стала развлечением для культуры, в которой христианство и религия были жизненно важной частью повседневной жизни.
Повседневная жизнь в Византийской империи
Повседневная жизнь в Византийской империи, как почти везде до или после, во многом зависела от рождения и социального положения родителей. Были некоторые возможности для продвижения, основанные на образовании, накоплении богатства и получении благосклонности от более влиятельного спонсора или наставника. Работа, чтобы производить или покупать еду, была основной заботой большинства людей, но было много возможностей для развлечений, начиная от покупок на ярмарках, проводившихся во время религиозных праздников, и заканчивая гонками на колесницах и представлениями акробатов на общественных аренах, которые большинство городов устраивало для своих жителей.
Человек, кормящий мула, византийская мозаика
Исследовательская группа собора Святой Софии (CC BY-NC-SA)
Рождение
Как и в большинстве других древних культур, в Византии семья, в которой родился человек, во многом определяла его социальный статус и профессию во взрослой жизни. Существовали две широкие группы граждан: honoriores («привилегированные») и humiliores («скромные»), т. е. богатые, привилегированные и титулованные в отличие от всех остальных. Юридические наказания были более мягкими для honoriores , в большинстве случаев состоящая из штрафов, а не телесных наказаний. Порка и нанесение увечий, чаще всего отрезание носа, были обычными формами наказания за такие преступления, как прелюбодеяние и изнасилование монахини. За такие преступления, как убийство и измена, не проводилось никаких социальных различий со смертной казнью для всех. Ниже двух упомянутых выше широких групп находились рабы, приобретенные на рынках и в результате военных действий.
Удалить рекламу
Реклама
Ожидаемая продолжительность жизни была низкой по современным меркам, любой, кто перевалил за 40 лет, чувствовал себя лучше, чем в среднем.
Фамилии стали все больше описывать профессию человека или географическое положение, например, Пафлагонитис для жителей Пафлагонии или Керулариос, «свечник». Ожидаемая продолжительность жизни была низкой по современным меркам, любой, кто пережил 40 лет, чувствовал себя лучше, чем в среднем. Войны случались примерно раз в каждое поколение, в то время как болезни были широко распространены и присутствовали постоянно. Первобытная медицина часто была так же опасна, как и болезнь, которую она стремилась вылечить.
Детство и образование
Дети из низших классов, по сути, усвоили профессию своих родителей. Аристократки научились прясть, ткать, читать и писать. Возможно, они также изучали Библию и жития святых, но у них не было формального образования, поскольку они должны были жениться, а затем заботиться о детях, домашнем имуществе и управлять рабами.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Для аристократических мальчиков в большинстве городов была школа, которой руководил местный епископ, но были и частные репетиторы для тех, кто мог себе это позволить. Мальчиков сначала учили читать и писать по-гречески, а затем обучали семи классическим искусствам древности: грамматике, риторике, логике, арифметике, геометрии, гармонике и астрономии. Такие тексты, как гомеровский Илиада и Теогония Гесиода и Труды и дни были стандартными предметами изучения, и студенты могли запоминать их целыми кусками (хотя неясно, с какой целью, кроме как произвести впечатление на будущих гостей ужина с более слабой памятью).
Византийская детская туника с капюшоном
Метрополитен-музей (авторское право)
Высшее образование было доступно в таких крупных городах, как Константинополь, Александрия, Афины и Газа. Учебная программа состояла из изучения философии, особенно произведений Платона и Аристотеля, а также христианского богословия.
Детей также могли отправить на обучение либо в церковь, либо в императорский двор в надежде на социальное продвижение. Действительно, в Константинополе была специальная школа для подготовки молодых людей для государственной бюрократии, а в Берите была известная юридическая школа. В 9н.э. в Большом Константинопольском дворце был создан университет, где преподавали такие академические светила, как Лев Математик, а затем, в середине 11 в. н.э., в столице была основана новая школа права и философии во главе с Патриарх Иоанн Ксифилинос (годы правления 1064-1075 н.э.).
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Отец был главой семьи, но вдова могла унаследовать имущество своего мужа и, таким образом, при необходимости взять на себя эту роль.
Брак и семья
Самый ранний брак девочки выходил замуж примерно в 12 лет, а мальчикам — в 14. Ожидалось участие и согласие родителей, и, следовательно, обручение обычно считалось обязывающим.
Повторный брак был возможен, пока вдова соблюдала подходящий период траура, но третий брак был редок и разрешался только при особых обстоятельствах, включая отсутствие детей. Развода было трудно добиться, хотя, если жена совершила прелюбодеяние, ее могли оставить в стороне, а муж ушел, если он был виновен в убийстве или колдовстве. Законы Юстиниана I (годы правления 527–565 гг. н. э.) пошли еще дальше и вообще запрещали развод, за исключением случаев, когда обе стороны согласились уйти в монашескую жизнь. Отец был главой семьи, но вдова могла унаследовать имущество своего мужа и, таким образом, при необходимости взять на себя эту роль.
Еда и напитки
Время приема пищи, конечно же, было важным семейным событием, и еда, доступная низшим классам и фермерам, включала вареные овощи, крупы, хлеб грубого помола, яйца, сыр и фрукты. Мясо и рыба были бы редкостью, предназначенной для особых случаев. Более богатые семьи чаще могли позволить себе такое мясо, как дикая птица, заяц, свинина и баранина.
Оливковое масло было распространенной приправой, многие специи поступали с востока, а вино было широко доступно. Некоторые известные десерты представляют собой виноградные листья или выпечку с начинкой из смородины, орехов, корицы и меда. Люди в основном ели пальцами или, возможно, ножом, но двузубая вилка, использовавшаяся древними римлянами, а затем забытая, вернулась среди аристократии Византии.
Удалить рекламу
Реклама
Пастух, доящий козу, византийская мозаика
Исследовательская группа собора Святой Софии (CC BY-NC-SA)
Работа и работа
На вершине византийской карьерной лестницы находились «белые воротнички», получившие специальные знания благодаря образованию, такие как юристы, бухгалтеры, писцы, мелкие чиновники и дипломаты, все из которых были необходимы для эффективного управления государством. Затем были торговцы, купцы и даже банкиры, которые могли быть чрезвычайно богатыми, но не пользовались уважением аристократии и относились к ним с некоторым подозрением.
Ремесленники и производители продуктов питания (мужчины и женщины) были менее социально мобильны, чем члены крупных гильдий (9).0021 collegia ) должны были остаться в своей профессии и передать свои навыки своим детям. Особенно это касалось виноделов, судовладельцев, пекарей и производителей свинины. Женщины выполняли многие работы, которые выполняли мужчины, но часто оказывали специализированные услуги в качестве акушерок, практикующих врачей, прачек, поваров, свах, актрис и, конечно же, проституток. Женщины могли бы владеть собственным бизнесом, если бы у них были средства.
Хотя преобразование древней валюты в современную может ввести в заблуждение, интересно сравнить стоимость работы одной профессии с другой, как видно из этих значений, упомянутых в денежных реформах Диоклетиана начала 4 века н.э., которые дают представление о затратах на рабочую силу в ранняя Византийская империя:
- 25 динариев за однодневную заработную плату рабочего
- 50 динариев на однодневную заработную плату пекаря
- 150 динариев за однодневную заработную плату маляра.

Самую многочисленную группу населения составляли мелкие земледельцы, владевшие собственной землей, и самые скромные граждане из всех, кто работал сельскохозяйственными батраками ( колони ) в крупных поместьях аристократических землевладельцев ( dynatoi ). Эти рабочие были не намного выше и с ними обращались не лучше, чем с рабами, которые были низшими из низших.
Удалить рекламу
Реклама
Корпус
У зажиточных были большие многокомнатные дома с внутренними двориками, банями, садами, фонтанами и даже небольшой часовней. В общественных помещениях таких домов были мраморные полы и стены, украшенные мозаикой, а в частных комнатах, таких как спальни, которые обычно находились на втором этаже, были расписные интерьеры. В больших домах даже была отдельная часть дома, предназначенная только для женщин в доме, gynaikonitis , но, похоже, это было личное пространство, чтобы не пускать мужчин, а не запретное место, из которого женщины не могли выйти.
Осада Константинополя
Дирк Д. (CC BY-SA)
Дома большинства обычных людей были построены из кирпичей и камней, часто из старых поврежденных зданий. Чтобы придать более нарядный вид, внешние стены были покрыты штукатуркой и часто прорезаны правильными линиями, чтобы они выглядели так, как будто они сделаны из обычных каменных блоков. Еще более распространенным было окрашивание стен в яркие цвета, иногда со смелыми геометрическими узорами. В таких домах была лишь рудиментарная санитария, и мы знаем, что законы запрещали горожанам опорожнять свои ночные горшки из окна на улицу.
В сельских домах не было водопровода и душевных комнат.
Многие более бедные граждане жили бы в простых многоэтажных домах, построенных западными римлянами, insulae . Еще больше жило на окраинах города в ветхих постройках из дерева, сырцовых кирпичей и повторно использованного щебня. В сельской местности небольшая группа домов может быть построена для образования деревни.
Здания здесь имели два этажа — нижний для животных и верхний для фермеров — и внутренний двор, выходящий на веранду. В сельских домах не было водопровода, и нет никаких свидетельств внутренних ванных комнат. Удивительно, но эти загородные дома часто строились из тесаного камня с хорошо вырезанными рамами и нишами.
Удалить рекламу
Реклама
Правил планирования не существовало, а различные конструкции и материалы, использованные в зданиях, означали, что города представляли собой эклектичный городской пейзаж с лабиринтом маленьких беспорядочных улочек. За городом находились такие общественные места, как стирка белья, свалка и место казни.
Одежда
Аристократия носила красивую одежду, в том числе шелковую, которая сначала была импортирована из Китая и Финикии, а затем произведена в Константинополе с 568 г. н.э. Дворяне могли носить одежду, окрашенную тирским пурпуром, что отличало их от простолюдинов, потому что ее производство было чрезвычайно дорогим, и им все равно было запрещено носить ее.
Богатые византийцы также любили украшения из золота, серебра и драгоценных камней. Однако аристократы не были полностью свободны от правил моды, поскольку император Юстиниан I (годы правления 527–565 н.э.) постановил, что никто, кроме него самого, не может украшать свой пояс или уздечку и седло своей лошади жемчугом, изумрудами или гиацинтами.
Византийский браслет с драгоценностями
Метрополитен-музей (авторское право)
У некоторых высокопоставленных чиновников даже была своя отличительная служебная одежда. Цвет плаща, туники, ремня и обуви, а также особый дизайн и материал малоберцовой кости могли визуально указывать на должность владельца. Действительно, некоторые из пряжек были настолько дорогими, а риск кражи был настолько высок, что многие чиновники носили имитации из позолоченной бронзы. Более бедным членам общества приходилось довольствоваться менее роскошной одеждой: шерстяная короткая туника и длинный плащ доминировали в гардеробе, а брюки не были представлены Византии до 12 века нашей эры.
Досуг
Прогулки по византийскому городу сами по себе были развлечением, как и любой современный мегаполис сегодня, поскольку улицы были заполнены жонглерами, акробатами, нищими, торговцами едой и напитками, бездельниками, проститутками, гадалками, сумасшедшими, святыми людьми. аскеты и проповедники. Граждане могли делать покупки на рынках, которые располагались на специально отведенных площадях или в рядах постоянных магазинов, выстроившихся вдоль улиц крупных городов. Покупатели были защищены от солнца и дождя на таких улицах крытыми проходами с колоннами, которые часто были вымощены мраморными плитами и мозаикой. Некоторые торговые улицы были пешеходными и закрыты для колесного транспорта большими ступенями с обоих концов.
Рынок в Константинополе (Впечатление художника)
Игры могавков (Авторское право)
Помимо широкого ассортимента мяса, морепродуктов, фруктов и овощей, византийского покупателя с деньгами в кошельке могут соблазнить специи, духи, благовония, мыло, лекарства, текстиль (например, шелк, шерсть, лен и мех), украшения, гончарные изделия, изделия из стекла, изделия из меди, серебряные тарелки, небольшие предметы искусства, вырезанные из дерева или слоновой кости, и даже рабы.
Товары на рынках тщательно взвешивались с использованием официальных стандартных мер и весов. Цены также регулярно проверялись государственными инспекторами, чтобы исключить ненужную спекуляцию. Особенно хорошие моменты для шоппинга были во время многочисленных фестивалей и ярмарок, приуроченных к таким важным религиозным датам, как дни рождения святых или годовщины смерти. Затем церкви, особенно со святыми реликвиями, привлекавшие паломников издалека, стали центром временных рынков, где продавались всевозможные товары. Одна из крупнейших таких ярмарок была в Эфесе, устроенная в годовщину смерти святого Иоанна.
Шкатулка из византийской слоновой кости
Метрополитен-музей (Авторское право)
Для еще более захватывающего времяпрепровождения, чем прогулки, был Константинопольский ипподром и многие другие подобные ему по всей империи, где проводились гонки на колесницах (хотя большинство мест были бы были простые дорожки без сидячих мест). Стоило дождаться и антракта, когда публику веселили музыканты, акробаты и дрессировщики.
Ставки на скачки и поддержка определенных команд в составе массовых фракций или групп болельщиков добавляли пикантности происходящему. Общественные арены предлагали больше, чем просто спортивные состязания, с фестивалями, памятными мероприятиями, публичными казнями и наказаниями, а также военными триумфами с их блестящими военными трофеями и экзотическими пленниками, которые проводились там в течение всего года.
В небольших городах театр служил той же цели, а также был местом общественных собраний, которые нередко перерастали в беспорядки, распространявшиеся по всему городу в знак протеста против политики местных властей или высоких налогов. Еще одним спортивным сооружением был стадион, на котором проводились легкоатлетические состязания. Наконец, было множество мест, где и мужчины, и женщины могли просто болтаться, встречаться и болтать о насущных проблемах, таких как общественные бани, местный спортзал или даже церковь.
Смерть
Умерших обычно хоронили на специальных кладбищах, расположенных за пределами города.




