Константинополь в средние века достопримечательности: Константинополь достопримечательности

Константинополь

Орел, терзающий змею.
Мозаика Большого дворца в Константинополе. VI
век.

Константинополь — столица Византийской империи, основанная римским
императором
Константином Великим 8 ноября 324 г. на месте древнего греческого
города Византий,
на европейском берегу Мраморного моря (Пропонтиды), у залива Золотой Рог.
Император лично наметил копьем на земле границы будущего города. Вновь
построенный город был освящен 11 мая 330 г., и с тех пор до конца византийской
истории эта дата праздновалась как День Города. Первоначально названный Новым
Римом (Nova Roma), город был вскоре переименован в честь своего основателя, но
константинопольцы называли его чаще всего просто Город (Polis). Для большего
сходства с Римом на территории города было найдено 7 холмов, и она была
разделена на 14 частей (regiones). Внутри городских стен располагались 12
регионов, 13-м считались Сики — предместье на северной стороне бухты Золотой
Рог, а 14-м регионом были Влахерны на южной стороне Золотого Рога, отделенные от
стен Константина значительным пустым пространством. Константинополь стал
символом и средоточием государственной власти Восточной Римской империи,
крупнейшим экономическим, научным и культурным центром страны. В русских
летописях именовался Царьградом. Захват Константинополя турками 29 мая 1453 г.
ознаменовал конец византийской истории.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.:
Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 516.

Храм Св. Софии в Константинополе.


Части и постройки города:

Аврелианы — квартал Константинополя, примыкавший к стене Феодосия в
юго-западной части города, в самом обширном районе Константинополя — Эксакионии.
*

Амастриан — площадь в
Константинополе.

Анаплос — пригород
Константинополя на европейском берегу Босфора.

Анарата — пригород Константинополя на азиатском берегу. Там
же находилась одноименная тюрьма и приводились в исполнение публичные казни,
которые могли вызвать нежелательные волнения среди населения столицы. *

Аркадианы — квартал в Константинополе, к
востоку от храма Святой Софии. В этом квартале находились бани Аркадия. *

Армаментарий (Armamentarium) — «арсенал»; предместье
Константинополя на восточном берегу Золотого Рога. *

Бани Александра — одни из девяти крупнейших бань
Константинополя. Находились восточнее Софиевской гавани, недалеко от Пропонтиды
(Мраморного моря). Разграблены и сожжены константинопольской чернью в 532 г. во
время восстания «Ника». *

Бани Анастасии
— одни из девяти крупнейших константинопольских общественных бань.

Бани Аркадия
— константинопольские бани, построенные в царствование императора Аркадия.

Бани Ахилла
известные бани в Константинополе.

Бани Диагисфей — одни из девяти крупнейших общественных бань
Константинополя, от которых к настоящему времени сохранились лишь незначительные
остатки фундамента. Находились северо-восточнее начала акведука Валента, в XI
регионе, у храма Святой Анастасии. *

Бани Евдокии
— одни из девяти крупнейших общественных бань Константинополя.

Бани Зевксиппа
— знаменитые константинопольские бани, построенные римским императором Септимием
Севером.

Бани Икономион
(Ойкономейон) — крупнейшие бани Большого императорского дворца в
Константинополе.

Бани Константина
— константинопольские бани, построенные в царствование императора Константина I
Великого.

Бани Тавра
(Софиевы бани) — константинопольские бани, построенные в царствование императора
Феодосия I Великого.

Большие Камары
— главный рыбный рынок Константинополя.

Большой императорский
дворец
(Священный дворец) — огромный комплекс зданий, занимавший
около 100 тыс. кв. м в юго-восточной части Константинополя.

Вифарий (Эсартисис) — гавань в Сиках, предместье
Константинополя на северном берегу залива Золотой Рог. *

Влахерны — район в северной части Константинополя, где
находился одноименный императорский дворец.

Вораид — одно из предместий Константинополя. Место получило
свое название по имени Вораида, племянника императора Юстиниана I Великого
(527-565), имевшего там недвижимость и земельную собственность. *

Галакрины — пригород Константинополя на азиатском берегу
Босфора, вблизи Иерона. *

Галата — поселение,
основанное в начале XIII в. генуэзскими колонистами в предместье
Константинополя.

Даматрий (Даматри) — предместье Константинополя на азиатском
берегу Босфора (в Вифинии), где находился монастырь Спира, а также императорский
дворец, построенный во второй половине VI в. Лесистая гора в этой местности была
излюбленным местом охоты византийских императоров. *

Дамиан — предместье Константинополя на европейском берегу
Босфора, на территории которого находилось одно из императорских имений. *

Дафна
— «лавр», дворец, входивший в комплекс сооружений Большого дворца в
Константинополе.

Две Колонны
— мраморное сооружение в виде двух колонн на разделительном барьере
константинопольского ипподрома.

Дворец Елены — один из государственных дворцов
Константинополя, называвшийся по имени августы Елены, матери императора
Константина Великого. Находился к западу от форума Аркадия. *

Дворец Пиги — императорский дворец в предместье
Константинополя, на южном берегу Мраморного моря, построенный императором
Василием I (866-886). Это место назвалось Пиги (Источники), поскольку здесь
находилось несколько родников; такое же наименование получил и дворец. *

Дворец Плакиллианы — один из государственных дворцов
Константинополя, находившийся в XI регионе столицы. Дворец получил свое название
по имени построившей его августы Элии Флациллы (Плакиллы), первой жены
императора Феодосия I (379-395). *

Дворец Святого Маманта
(Мама) — императорский дворец на берегу залива Золотой Рог, в 2 км к северу от
Константинополя.

Диппий — один из центральных районов Константинополя,
недалеко от Милия, около храма Иоанна Богослова, севернее ипподрома и западнее
храма Святой Софии. Название происходит от двух бронзовых вздыбленных коней,
изготовленных еще в эллинистический период и установленных в этом районе столицы
императором Фокой (602-610). *

Золотые ворота — 
триумфальная арка в Константинополе, возведенная между 324 и 330 гг., и главные
ворота Константинополя в юго-западной части городской стены.

Магнавра
(Magnaura) — «велико-златая» — палата приемов, одно из зданий комплекса Большого
императорского дворца в Константинополе и загородный дворец.

Святой Софии,
кафедральный храм константинопольских патриархов.

Студийский монастырь
Иоанна Продрома
(Иоанна Предтечи) — знаменитая монашеская обитель
Константинополя.

 

Примечания

* Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ.
Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко,
2011.

Далее читайте:

Краткая история Царьграда.

Византия
(Географический указатель).

Византия
(Биографический справочник).

Хронологические таблицы и по векам — | IV |
V | VI
| VII | VIII |
IX | X |
XI |
XII | XIII |
XIV | XV |
 

Васильев А.А. История
Византийской империи
. Тома 1,2.

Никиты Хониата
История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина
.
Санкт-Петербург, типография Григория Трусова. 1860.

Прокопий Кесарийский (Рrоkopios)
(507-562), византийский писатель.

Возможные темы курсовых работ по
истории Константинополя
(со списками источников и монографий).

 

Каких только тем курсовых работ не встречается за годы обучения в
вузе! Бывают интересные, как, например, по истории древнего
Константинополя. А бывают гораздо более скучные темы, по которым всё
равно нужно написать работу. Что делать? Зайдите сюда:
http://ijevsk.lastdiplom.ru/
Тут вам любую работу, любой проект помогут разработать и написать.

 

 

Щит на вратах Царьграда. «Константинопольская вотчина» как духовная родина

Сергей Глезеров

Наследие
21 апреля 2021


«Константинополь должен быть наш», – записал Федор Михайлович Достоевский в «Дневнике писателя» в ноябре 1877 года. А религиозный философ Евгений Трубецкой в 1915 году, говоря о храме Святой Софии, отмечал: «Константинополь – та купель, из которой предки наши приняли крещение, и место нахождения великой православной святыни, которая оказала могущественное определяющее влияние на духовный облик православной России. .. Волею судеб именно
с этим храмом связано самое глубокое и ценное, что есть в нашей душе народной…». О метаморфозах многовековой русской мечты о Царьграде, как в России называли Константинополь, мы беседуем с ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН доктором исторических наук Лорой ГЕРД.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


– Лора Александровна, а откуда вообще пошли слова «прибить щит к вратам Царьграда»?



– Речь о походах Игоря и Олега против византийцев, совершенных в Х веке. Но они не имели целью захват Константинополя. Со стороны русских это был не более чем набег на империю, попытка воспользоваться ее трудностями с пользой для себя, добиться торговых привилегий. Да и прибитый щит – знак конца войны, а не победы…


Причем это происходило еще в те времена, когда Русь была языческой. А вот после 988 года, когда было принято крещение, причем именно от Византии, ее мировосприятие оказало огромное влияние на русскую культуру и мысль. Дело в том, что Византийская империя считала себя новым Римом, поскольку прежний пал под ударами варваров в 410 году, а в 476 году отрекся от престола последний император. Русь, крещенная Византией, восприняла мысль, что Константинополь – центр мира.

Сено на дармовщинку. Литография из серии «Сцены из русского народного быта»


Одно уточнение: Византия – это все-таки понятие Нового времени, XVII – XVIII веков, когда ученые, исходя из названия античного города Византий, который Константин Великий сделал столицей Восточной Римской империи, Константинополем, распространили это наименование на все государство. В те времена, когда Русь приняла крещение, понятие «Византия» не существовало. Тогда ее называли Ромейское, то есть Римское, царство.


Некогда могучее государство распалось на части под ударами крестоносцев в 1204 году, а дальше с востока стали наседать турки. Попыткой спасения Византии стало подписание в 1439 году Флорентийской унии об объединении Западной и Восточной (православной) церквей. Византийцы (и больше мирские правители, чем духовенство) надеялись таким образом получить от запада военную помощь против турок. Подписантам поставили условие: православная церковь должна была признать главенство Папы Римского. Религиозный вопрос в Средние века идет бок о бок с политикой, они неразделимы.


Однако помощь так и не пришла, да и уния не была принята народом ни в Византии, ни в русском государстве. По возвращении в Константинополь многие греческие епископы, которые согласились на унию, отказались от нее, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. А когда в 1453 году Константинополь пал под ударами турок, о Флорентийской унии уже больше не вспоминали.


Падение Константинополя произвело очень большое впечатление на Русь, ведь под ударами «неверных» пала фактически ее духовная родина, колыбель, откуда было принято православие. И Русь, которая как раз тогда находилась на стадии укрепления своего политического могущества, приняла на себя роль защитницы поруганной духовной колыбели. Тем более что именно тогда Русь и бывшую Византию, которой после 1453 года как государства уже не существовало, связали родственные узы.


В 1472 году второй женой русского царя Ивана III Великого, объединившего Русь, стала София Палеолог. Ее отец Фома Палеолог был братом последнего императора Византии Константина XI.


Идея этого брака происходила от Папы Римского Павла II, надеявшегося на усиление влияния католической церкви на Руси или, возможно, сближение католической и православных церквей – восстановление Флорентийской унии.


С этим браком, как известно, на Руси была принята византийская символика (двуглавый орел и шапка Мономаха). Россия стала ощущать себя продолжателем, наследником Византии, павшей под напором Османской империи.


– Именно тогда на Руси появляется знаменитая идея о том, что Москва есть Третий Рим?


– Теория была впервые сформулирована в двух посланиях монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея в 1523 – 1524 годах, обращенных к дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу. В ней московский великий князь рассматривался как преемник византийских императоров, а Москва – как столица православной ойкумены взамен падшего от ереси древнего (первого) Рима и падшего от турок Нового (второго) Рима – Константинополя.


Теория поначалу имела достаточно отвлеченное значение, и лишь во второй половине XVII века наряду с мессианским содержанием о роли русского народа и государства ее стали использовать в политических целях. Тем более что к тому времени Россия уже воевала с турками.


Первая Русско-турецкая война произошла в 1568 – 1570 годах. Порта ее проиграла, весной 1570 года послы Ивана Грозного заключили в Константинополе договор о ненападении. Это был самый пик расцвета Османской империи, никакой идеи о возвращении Константинополя на Руси тогда еще и в помине не было.


Другое дело, что среди православных народов Османской империи жила мечта о том, что когда-нибудь в далеком будущем Константинополь будет освобожден от «неверных», что там восстановится православное царство. Об этом начиная с XVI века было немало пророчеств – сначала устных, а потом и письменных. В XVII – XVIII веках они стали еще более популярными.


Эти пророчества готовили определенную почву. И когда активизировались контакты с греками, подданными султана, среди которых не угасала идея восстановления христианского царства, опять зазвучала мечта о Константинополе. С востока в Москву приходили просители – игумены, епископы, иногда даже патриархи – из Османской империи и регулярно получали финансовую помощь на поддержку церквей и монастырей. Россия очень охотно оказывала эту помощь, особенно при царе Алексее Михайловиче в XVII веке.


Россия считала себя правопреемницей Византии и покровительницей православных христиан. Политическое содержание это приобретает уже ближе к XVIII веку. Тогда возникает идея поставить проливы Босфор и Дарданеллы под контроль России. Это случилось после того, как при Екатерине II после серии Русско-турецких войн, продолжавшихся на протяжении всего XVIII века, Россия прочно вышла на берега Черного моря.


– А чем эти проливы были так важны?


– Это ключ к Черному морю. Если через проливы могут проходить военные корабли враждебных стран и Турция их пропускает, значит, Черное море и южное побережье России подвергаются опасности. И торговля тоже, конечно, имеет значение. Здесь незамерзающие порты в отличие от Петербурга и Архангельска.


В 1782 году возник знаменитый «греческий проект» Екатерины II, инициатором которого был секретарь царицы князь Александр Безбородко. Началась переписка Екатерины с австрийским императором Иосифом II о том, чтобы совместно выступить против Османской империи. И был даже проект о разделе сфер влияния. Согласно ему Австрия получала контроль над западными Балканами, а Россия – над восточными, где предполагалось создать греческое королевство во главе с независимым правителем, а также буферное государство Дакия (на территории нынешних Молдавии и Румынии).


Во главе греческого государства должен был встать внук Екатерины II Константин, который был назван как раз в честь последнего византийского императора. Вся эта идея просуществовала не очень долго, ко второй половине 1780-х годов стала очевидна ее несбыточность. Иосиф II умер в 1790 году, а Русско-турецкая война, закончившаяся Ясским миром 1792 года, по-новому расставила акценты в международной политике.


Однако мечта о Царьграде продолжала жить: недаром по случаю основания Севастополя в 1783 году была выбита медаль с изображением константинопольского храма Святой Софии и восходящей над ней звезды. А на воротах Севастополя в 1787 году во время путешествия Екатерины II была начертана надпись: «Дорога в Константинополь».


– В том же направлении пошел и ее наследник Павел I, хотя в целом и не склонный к следованию екатерининским начинаниям…


– Написанная по его поручению записка Ростопчина продолжала греческую идею императрицы. Турцию предполагалось разделить между Россией и Францией. Балканские владения России с островами Эгейского моря должны были составить Греческую республику, а затем соединиться с Российской империей.


Александр I, следуя написанной графом Румянцевым записке «Общий взгляд на Турцию», также рассчитывал на овладение Константинополем. Да, собственно, и вся последующая русская политика на Балканах была нацелена на освобождение угнетенных турками православных народов. И славянофилы, и дипломаты в своих записках, особенно в годы военных столкновений с Турцией, вспоминали о «константинопольской вотчине», или «духовной родине русского народа».


С начала XIX века «восточный вопрос» стал одним из центральных в европейской повестке. По большому счету началась борьба за наследие Османской империи. Она уже трещала по швам, ее называли «больным человеком», и было ясно, что рано или поздно грядет ее раздел. На ее наследство претендовали в первую очередь Англия, Франция и Россия, а также Австрия и Пруссия. И вот тут идея Константинополя и контроля над проливами становится как нельзя более актуальной.


В первой половине XIX века, во время Русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов, наши войска стояли совсем близко к Константинополю. Они могли бы в него войти, но это не было сделано. Россия заключила мир, после чего начался период ее наибольшего влияния на Османскую империю. По договору 1833 года Россия получила право контролировать проливы. Действовал он всего восемь лет.


Надо сказать, что турки сохранили о нем плохую память: он означал вмешательство России во внутреннюю политику Турции. Недаром во время Первой мировой войны они разрушили посвященный этому договору памятник на Босфоре.


Под влиянием Англии в 1841 году была заключена конвенция, согласно которой Россия теряла права на проливы. По ним могли проходить только торговые суда. Для военных судов они отныне были закрыты.


– А затем была не самая удачная для России Крымская война…


– Одним из условий Парижского мирного договора 1856 года, заключенного после той войны, был запрет России держать военный флот в Черном море. Такой порядок вещей сохранялся до 1870 года, когда случилась франко-прусская война. Воспользовавшись этой ситуацией, когда Франции было не до русских дел, Россия в одностороннем порядке объявила об отмене, говоря современным языком международного права, «нейтрализации Черного моря». После чего начала заново строить Черноморский флот.


Спустя восемь лет, на исходе Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов, русские войска уже почти дошли до Константинополя, но не вошли в него. А почему? Потому что в Дарданеллах стоял английский флот. Если бы русские войска вошли в Константинополь, английский флот двинулся бы в Черное море. Что означало столкновение России с Англией, повторилась бы ситуация


Крымской войны. Дать отпор Англии Россия тогда была не готова. В результате Константинополь вместе с проливами в очередной раз остался за турками.


Последующие императоры – и Александр III, и Николай II – грезили возвращением Константинополя в лоно православия, тогда как турки отдавать свою столицу отнюдь не собирались.


В начале ХХ века философ Евгений Трубецкой, близкий к славянофильству, подчеркивал: «Едва ли не три четверти вывозимого нами хлеба проходит через проливы; и, стало быть, вопрос о проливах есть вместе с тем вопрос обо всем экономическом настоящем и будущем России, о возможности для нас других кормить и самим этим питаться».


– В Первую мировую войну Россия, казалось, была как никогда близка к овладению и проливами, и Константинополем…


– В начале 1915 года союзники задумали Дарданелльскую операцию, в ходе которой блокированный с двух сторон Константинополь должен был капитулировать.


В феврале-марте того же года Россия, Англия и Франция заключили секретный договор о разделе территории Османской империи в случае победного завершения войны. России был обещан Константинополь и прилегающие территории. Франция получила бы Сирию, Англия – Египет.


И хотя договор был секретный, военное ведомство и Синод получили задания подготовить аналитические записки. И вот тут начались «маниловские прожекты»: высказывалась даже мысль присоединить Константинополь к русской церкви, сделать его одной из постоянных резиденций русского императора. Одновременно в печати велись дискуссии о будущем «русского Константинополя» и Османской империи.


В русской глубинке даже собирали деньги на крест для Святой Софии, распространяли плакаты с изображением этого храма. Звучали совершенно фантастические идеи о том, что Россия завоюет всю Малую Азию вплоть до Персидского залива… Тогда как раз происходило наступление русской армии на Кавказском фронте, достаточно успешное, был взят Эрзерум, занята часть территории Турции…


Информация о секретном договоре просочилась в печать. В 1916 году лидер кадетской партии Павел Милюков ознакомился с ней во время своей поездки по Западной Европе, а 11 марта 1917 года уже в качестве министра иностранных дел Временного правительства он торжественно заявил послам Франции, Великобритании и Италии о намерении России овладеть Константинополем и проливами. Не случайно потом Ленин припомнил политику эту речь, назвав его «Милюковым-Дарданелльским», имея в виду имперские притязания.


Десантная операция Черноморского флота по захвату Константинополя была намечена на начало весны 1917 года. Но ее отменила Февральская революция.


Первая мировая война, как известно, привела к тому, что прекратили свое существование и Российская, и Османская империи…


– И новые государства попытались затем строить отношения едва ли не с чистого листа…


– Договор РСФСР с Турцией 1921 года – это одновременно и элемент признания Советской России на международной арене, и демонстрация ее полного отказа от притязаний прежней империи. Советская Россия возвращала Турции Карс и Ардаган, принадлежавшие России с 1878 года, а также Ван, занятый русской армией в Первую мировую войну, способствовала обмену населением между Грецией и Турцией, когда полтора миллиона православных греков были насильно депортированы со своих исторических земель.


В том договоре о проливах речи не было. О них говорилось на Лозаннской конференции в 1922 году. Правительство РСФСР предлагало заблокировать проливы для военных судов всех стран, но встретило отказ. Под давлением Великобритании была принята формулировка, предусматривающая свободу прохождения любых торговых и военных судов.


Летом 1936 года в швейцарском городе Монтре была заключена конвенция по проливам, действующая по сей день. Она сохранила за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы. Что же касается боевых кораблей, то (при условии предварительного уведомления властей Турции) черноморские государства могут проводить через проливы в мирное время свои военные суда любого класса, а нечерноморские – лишь надводные, ограниченные по классу и тоннажу, и предельный срок их пребывания в Черном море – не больше 21 суток.


В случае участия Турции в войне, а также если она посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.


В конце Второй мировой войны СССР попытался пересмотреть договор, потребовав от Турции ввести режим совместного контроля, и разместить в проливах советскую военно-морскую базу. На Потсдамской конференции союзников летом 1945 года Вячеслав Молотов заявил: «Мы неоднократно заявляли нашим союзникам, что СССР не может считать правильной конвенцию, заключенную в Монтре». Сталин заявил, что, владея проливами, небольшое государство, поддерживаемое Англией, «держит за горло большое государство и не дает ему прохода».


Однако, встретив противодействие остальных держав, прежде всего США, в 1953 году, после смерти Сталина, МИД СССР заявил об отказе и от территориальных претензий к Турции, и от намерения контролировать проливы. Было объявлено: «Советское правительство считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на условиях, одинаково приемлемых как для СССР, так и для Турции».


Проливы до сих пор не потеряли своего военно-стратегического значения. Сегодня они остаются под контролем Турции, а она, как известно, – член НАТО. Конвенция 1936 года обеспечивает привычный для всех статус-кво. Почему такую острую реакцию вызывает намерение Турции в обход проливов провести канал «Стамбул», который даст дополнительный проход в Черное море? Потому что на него не будет распространяться конвенция Монтре.


– Как вам кажется, для современной российской философско-политической мысли Константинополь еще остается живой идеей?


– Сейчас постоянно обращаются к представлениям прошлого, пытаются даже оживить концепцию Третьего Рима. Но, на мой взгляд, идея о русском Константинополе осталась в истории. Сегодня это уже какой-то несбыточный мираж.


Однако культурное и символическое значение Константинополя по-прежнему велико. Достаточно вспомнить бурную реакцию, когда в прошлом году Святой Софии был вновь придан статус мечети. Духовная связь с Константинополем, возможно, не забыта еще и потому, что нам напоминают о ней архитектурные реплики его главного храма. Самая яркая из них – Морской собор в Кронштадте.


Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.


Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история
#наследие
#мир

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (6908) от 21.04.2021 под заголовком «Щит на вратах Царьграда».

Материалы рубрики

03 мая, 13:02

Два дома на Невском проспекте стали объектами культурного наследия

02 мая, 13:18

Как появился Шкиперский канал

28 апреля, 14:35

Фотограф из Лесного

28 апреля, 13:57

Пять многоквартирных жилых домов стали культурным наследием

26 апреля, 13:56

Татары на защите города.

В Музее обороны и блокады Ленинграда состоялся памятный вечер

Комментарии

Византийская империя в Стамбуле | istanbul.com

В этой статье мы хотели бы поделиться знаниями о византийских достопримечательностях в Стамбуле.

опубликовано: 17 ноября 2022 г. / обновлено: 27 января 2023 г.
Поделиться

Сегодня по всему Стамбулу можно увидеть византийские церкви, музеи, укрепления и цистерны. Мы кратко обсудили остатки византийского дворца ближе к заключению очерка.

Стамбул на протяжении всей истории

Стамбул — один из самых значительных городов мира , история которого восходит к 660 г. до н. э. Стамбул начинался как древнегреческий город под названием Византий, был известен как Константинополь в римский и византийский периоды и был известен как Константинийе и Дерсаадет во времена Османской империи  годов  года. Только с эпохи республики город официально известен как Стамбул .

Официальная история Стамбула насчитывает 2700 лет, и его историческая глубина слишком велика даже для живущих там людей, тем более одних туристов. В итоге нескольких дней в Стамбуле будет недостаточно, чтобы понять его прошлое.

Собор Святой Софии (Собор Святой Премудрости)

Собор Святой Софии был построен после восстания Ника, которое разрушило многие городские постройки. Император Юстиниан пережил восстание, унесшее жизни 30 000 человек, и начал строить великолепные сооружения, чтобы восстановить свой имидж. Таким образом, Анфемий и Исидор, назначенные императором, построили самое большое и величественное святилище в мире.

Построен в 537 году,  Собор Святой Софии  был настолько великолепным архитектурным шедевром, что на создание сравнимых с ним зданий ушло 1000 лет. Такие памятники впервые появились в Европе в эпоху Возрождения. А на Востоке, через тысячу лет после Святой Софии, Мимар Синан построил мечети, которые можно сравнить с собором Святой Софии.

Цистерна Базилика

Цистерна Базилика – одно из самых интригующих мест Стамбула. Когда вы посетите эту цистерну, которая сейчас является музеем, вы, несомненно, почувствуете озноб.

За свою долгую историю Стамбул подвергался множеству осад. Константинополь  был одной из самых красивых столиц средневековья, с богатством, которое привлекало различные цивилизации и варварские племена.

Знаменитые стены Константинополя были построены в 5 веке и веками защищали город. Только два раза в истории оборона города потерпела неудачу: разграбление Константинополя и падение Константинополя .

Ипподром в Стамбуле

Ипподром , расположенный в центре района Султанахмет, является местом проведения гонок на колесницах перед 50 000 зрителей в Константинополе, столице Византийской империи . Колесницы представляли собой двухколесные транспортные средства, запряженные четырьмя лошадьми, и управление этими колесницами требовало огромного мастерства. Колесницы мчались по ровному участку трассы, а затем резко скользили по кривой, проверяя способности всадников.

Император наблюдал за скачками из своего вигвама, и на этих скачках тоже происходили важные события. Восстание Ника, крупнейшее восстание Стамбула, началось здесь и охватило весь город. От былого величия ипподрома мало что осталось. Даже выжившие  Обелиск Феодосия Змеиная колонна и обелиск-крепость имеют долгую историю. Обелиск Феодосия, 3500-летний обелиск, импортированный из Египта, является старейшим историческим памятником Стамбула .

Форум Константина

Форум Константина  был одним из первых известных сооружений Рима. Эта площадь, построенная Константином Великим, служила сердцем Константинополя. Во времена правления императора Константина главная улица города называлась «Месе». Триумфальные римские войска, возвращавшиеся после войны, маршировали по этой улице, на которой также находились  Форум Константина e. Сегодня эта площадь известна как «Чемберлитас», и на ней стоит порфировая колонна, построенная Константином .

Центр византийского Стамбула состоял из двух квадратов. Форум Константина был одним из них, а Форум Феодосия — другим. Месе по-прежнему является главной улицей Старого города и известна как улица Диваньолу, по которой ходит трамвай. Улица Диваньолу называлась под Османской империей, потому что она вела к Диван-и Хумаюн (Императорский совет) во дворце Топкапы.

История Стамбула — От древнего Константинополя до Стамбула

Стамбул разделен на две части проливом Босфор, причем одна половина находится в Азии, а другая — в Европе .

Долгая история и постоянная экономическая деятельность в городе обусловлены его расположением на перекрестке двух цивилизаций: средиземноморских цивилизаций Рима и Греции и восточных империй, пришедших из Азии.

До года 330 Стамбул был известен как Византия г. , а затем до 1453 г. Константинополь. Его нынешнее название Стамбул появилось только 28 марта 1930 года.

Стамбул был столицей Восточной Римской империи, а затем Османской империи. 29 октября 1923 года была провозглашена Турецкая Республика, а столица новой страны была перенесена в Анкару.

Подавляющее большинство населения города составляют мусульмане , меньшинство составляют христиане и евреи. С религиозной точки зрения это также штаб-квартира Вселенского Патриарха Константинопольского, главы Православной Церкви.

В 1985 году город был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Происхождение: Византия

Византия была основана на европейском берегу в 667 году до н.э. греческими поселенцами из Мегары , поселившимися в глубоком и хорошо защищенном заливе, известном как Золотой Рог.

В V веке до н.э. город был оккупирован и разрушен персами, чтобы быть восстановленным спартанцем Павсанием в 479 г. до н.э. В 409 г. до н.э. он попал в руки афинян, но через четыре года был вновь завоеван спартанцами вплоть до афинской реконкисты в 39 г.0 г. до н.э.

Византия входила в состав Македонской империи Александра Македонского до 279 г. до н.э. . когда кельты облагали данью, она была относительно независимой.

Римская империя

В 191 г. до н.э. он был признан вольным городом, хотя в 100 г. до н.э. он был взят как владение Республики.

В 197 г. до н.э. император Септимус Северус разграбил город и разрушил его стены, но позже решил реконструировать их по образу других восточных колоний, удвоив при этом площадь стен.

Византийская империя

Константин Великий начал строить новый Рим в 324 году, а в 330 году он был освящен как Константинополь , став столицей Восточной Римской империи, известной как Византийская империя.

Для его жителей он всегда был римской столицей. Построенный на семи холмах, как и Рим, он был разделен на четырнадцать областей, десять из которых находились внутри стен. Первый собор Святой Софии, построенный Константином II рядом с Большим дворцом и освященный в 360 году, был сильно поврежден в 532 году, что побудило Юстиниана построить новый собор.

Благодаря своему стратегическому положению между Европой и Азией Константинополь контролировал путь между этими двумя континентами и проход между Средиземным и Черным морями. Это означало, что на протяжении веков он был крупным средневековым городским центром Европы, в то время как западная часть Римской империи переживала глубокий политический, экономический и демографический кризис.

Город вырос с 30 000 жителей во времена Септимуса Севера до 400 000 во время правления Юстиниана.

В 9-м и 10-м веках, с расколом между Востоком и Западом в католической церкви, Константинополь начал новый период Возрождения, и город продолжал оставаться важным культурным и торговым центром в Средиземноморье.

Константин XI, последний император, погиб, защищая город, и он был известен как Константинополь до падения Римской империи в 1453 году и в Европе до 20-го века, когда название стало известно как Стамбул.

Османская империя

После долгих лет конфликта с турками, которые уже завоевали остальную часть Византийской империи, Константинополь пал перед Мехмедом Завоевателем 29 мая 1453 года , а собор Святой Софии был преобразован в мечеть. Эта дата ознаменовала конец средневековья.

За этот период город претерпел глубокую культурную трансформацию, поскольку он превратился из византийского имперского города в османский и из православного христианства в исламскую религию . Хотя некоторые церкви были преобразованы в мечети, многие из них были законсервированы, а новые мечети были построены на окраинах города в память о правлении султанов.

Турецкая Республика

29 октября 1923 года Мустафа Кемаль Ататюрк основал Турецкую Республику со столицей в Анкаре.

В 1930 году Стамбул официально принял свое нынешнее название . А в 1950-х и 60-х годах произошли большие структурные изменения.