Короткий рассказ о достопримечательности москвы: Достопримечательности Москвы — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Мини проект: «Красная площадь – главная достопримечательность Москвы» | Проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему:

ГБОУ Школа №1015

СП ДО №1

Мини проект:

«Красная площадь – главная достопримечательность Москвы»

в подготовительной группе №12 «Топтышки»

Провела и составила воспитатель:

Михаилина Галина Дмитриевна

Москва 2018г.

Актуальность проекта: 

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной.

Цель:

Учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.

Программное содержание:
1.Расширять и обогащать знания детей о Москве — главном городе нашей Родины, знакомить с достопримечательностями Столицы.
2. Развивать монологическую речь, закреплять умение образовывать однокоренные слова, учить опираться при рассказе на картину и вопросы воспитателя.
3. Обогащать словарь: белокаменная, златоглавая, хлебосольная.
4. Воспитывать любовь к Родине.

Задачи:

— Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

— Расширять представления детей о достопримечательностях Москвы, о названиях улиц и исторических памятниках.

— Бережно относиться к историческому наследию нашей страны.

— Воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

— Формировать нравственно-патриотические качества — воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

• Макеты Кремля, Царь-пушки, Царь-колокола

• Литература: Абрамов А.В. «Рассказы о Москве», С. Михалков «Кремлевские звезды», Л. Олифирова «Главные слова», В. Степанов «Что мы Родиной зовем», и др..

• Раскраски.

— Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).

— Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Ход занятия.

I часть. Вводная.

Воспитатель:
—  Мы с вами на нашем занятии будем говорить о самом главном городе нашей страны. А кто мне скажет в какой стране мы живем?
-Мы живём в России.
— Как называют людей, которые живут в России?
(Россияне)
— А как вы знаете у каждой страны есть свой флаг. Какие цвета на нашем флаге? 
— А почему именно эти цвета?
(Белый цвет – мир, чистота Синий цвет — это небо, верность Красный цвет означает отвагу, мужество и героизм)
— Что такое Родина? (предположительные ответы, рассуждения детей)
— Назовите самый главный город России.
— Москва.
— Да, столица нашей Родины Москва. И сегодня мы с вами будем говорить о Москве.

II часть. Основная.

О Москве очень много сложено стихов и песен, послушайте один из них:
… Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столица Родины – Москва.
Как еще называют Москву? (Столица.) А почему именно этот город является нашей столицей? Потому, что в Москве находится наше правительство и работает президент.
— А кто у нас президент?
— Где работает наше правительство и президент?
— Что такое Кремль? А как называется площадь, на которой стоит Кремль?
Ответы детей. (Красная площадь)
Посмотрите на картину. Это Красная площадь.
— А почему называют эту площадь Красной?
Ответы детей.
— Правильно, «Красная» — значит красивая, главная. Почти все здания построены из красного кирпича. Красную площадь украшает храм Василия Блаженного, или Покровский собор. На этой площади проходят парады 9 мая, разные праздники. В давние времена оглашали царские указы именно здесь.
Давайте рассмотрим это здание поближе.
На этом здании располагаются главные часы нашей страны. Это Спасская башня кремля. Мы с вами каждый Новый Год видим именно эти часы по телевизору во время поздравления президента. Считается, что эти часы показывают самое точное время. На вершине Спасской башни есть большая красная звезда. Это один из символов нашей страны.
— А что еще за здание находиться на Красной площади?
Ответы детей. (Храм Василия Блаженного)
— Правильно. Посмотрите, какое красивое здание. 
В 1555 году по приказу царя Ивана IV Грозного.
Сегодня храм Василия Блаженного снова расписан «под кирпич», как в XVI веке, здесь восстановлен первоначальный облик галереи, отреставрирован внутренний облик. С 1990 года здесь снова проводятся богослужения. Собор, при этом находится под охраной государства и ежедневно принимает туристов со всего мира.
— Вот сколько красивых зданий на Красной площади.

Динамическая пауза:
Все ребята встали дружно,
Пошагать немного нужно,
Мы направо посмотрели,
Мы налево посмотрели,
Потянулись и присели.
Улыбнулись, обнялись
Опустили ручки вниз.

— А теперь немного поиграем. Вы любите отгадывать загадки?
Всюду в столице счастливые лица,
Только в России такая столица,
Всех городов и селений глава
Самый прекраснейший город (МОСКВА).
— А теперь давайте попробуем вместе рассказать о картине.
Давайте подумаем, а как мы можем назвать эту картину? (Красная площадь, достопримечательности Москвы и т. д.)
— Хорошо. Скажите, что мы видим на картине? Что находится в центре?(Кремль) Из чего это здание построено? ( из красного кирпича). Что находится в этом здании (главные часы – Куранты). Что находится на вершине башни? (красная звезда). Кто работает в Кремле? (правительство и президент). Как называется здание слева? (Храм Василия Блаженного). Для каких целей оно построено? (Туда приходят люди помолиться и полюбоваться красотой храма). Какие праздники проходят на Красной площади? (парады, концерты и гулянья).

Рисование гуашью.

Программное содержание. 
Воспитывать интерес к истории родного города. Учить намечать простым карандашом силуэты башен и стен Кремля, передавая их формы, строение. Продолжать учить использовать разные оттенки одного цвета.

Демонстрационный материал. 

Изображения Кремля, Спасской башни, Теремного дворца, Грановитой палаты, Царь-пушки, Царь-колокола, колокольни Ивана Великого, Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов.

Раздаточный материал.  

Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Познакомьте детей с историей Московского Кремля с помощью иллюстраций. «Кремль – это центральная часть Москвы, обнесенная крепкой стеной с башнями. В стенах есть бойницы, через которые можно было стрелять по врагам. А вокруг Кремля – глубокие рвы. На Спасской башне установлены часы с боем – куранты. Раньше именно в Кремле кипела городская жизнь. Внутри Кремля в Теремном дворце жили царь и царица. Колокольня Ивана Великого была самым высоким строением. С ее вершины можно было заметить приближение врагов.

На Соборной площади стоят три собора – Успенский, Архангельский и Благовещенский. В центре площади находится Грановитая палата. В ней раньше проводились торжественные приемы. Внутри Кремля вы можете увидеть огромные Царь-пушку и Царь-колокол».

Сопровождайте рассказ картинками. Рассмотрите с детьми кремлевские зубчатые стены и башни. Рассмотрите Спасскую башню – она высокая, внизу – большое прямоугольное основание, выше – квадратная часть, на которой расположены круглые часы. На самом верху башни – звезда. Предложите детям простым карандашом на листе наметить силуэт Кремля (башни и стены). А затем оформить работу в цвете, используя разные оттенки красного.

III часть. Заключительная.

— Итак, наша экскурсия по Красной площади Москвы закончилась. Мы побывали в Столице нашей Родины в городе Москва. Давайте вспомним, что мы видели и что нового узнали о Столице России Москве.
Ответы детей.
И в заключение хочу подарить вам на память о нашем занятии маленькие звездочки.

Храм Василия Блаженного — собор на Красной площади в Москве

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в народе более известен как храм Василия Блаженного, входит в список главнейших достопримечательностей Москвы и России в целом.

Краткая история собора Василия Блаженного

В XVI веке на территории современного храма располагалась деревянная Троицкая церковь, которая еще упоминалась как «иерусалимская».

Возведение собора Василия Блаженного началось в 1555 году благодаря обету, данному Иваном Грозным. Царь торжественно пообещал, что в случае удачного завершения Казанского похода построит изумительный храм в память об этом событии.

После каждого удачного сражения рядом с Троицким храмом строилась деревянная церковь небольшого размера в честь того святого, которого чтили в день победного поединка.

После триумфального возвращения войска в столицу, Иван Грозный постановил на месте этих церквей возвести большое сооружение из кирпича и белого камня – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

Объясняется название просто: именно в праздник Покрова была взята Казань. Что касается рва, то раньше там действительно находился оборонительный ров, тянувшийся вдоль Кремля со стороны главной площади. Сейчас его место занимает советский некрополь и Мавзолей Ленина.

Строительство Покровского собора завершено в 1561 году. В 1588 году прибавилась пристройка в честь московского юродивого Василия Блаженного.

Москвичи очень любили святого Василия, пророчества которого имели свойство сбываться, поэтому храм в честь Покрова Богоматери и доныне известен под именем блаженного, хотя ему посвящен лишь один из пределов собора.

Храм Василия Блаженного в Москве неоднократно достраивался и реставрировался, попадал под угрозу снесения, грабился и восстанавливался. После революции и до 1991 года функционировал исключительно как музей. Ныне же собор на Красной площади находится под совместным пользованием Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви.

Храм Василия Блаженного © Baturina Yuliya / Shutterstock

Кто построил храм Василия Блаженного

Доподлинно неизвестно, кто был архитектором Покровского собора и сколько их вообще было. Одна из версий утверждает, что его зодчие – некие Постник и Барма. Однако новейшие исследования стоят на том, что создатель проекта Иван Яковлевич Барма на прозвище Постник. Есть и третья версия об архитекторе собора Василия Блаженного в Москве, возможно это был неизвестный итальянский мастер, что и объясняет сочетание элементов исконно русской и западноевропейской архитектуры эпохи Ренессанса.

Архитектура собора на Красной площади

Если посмотреть с высоты на собор Василия Блаженного, то вид сверху напомнит восьмиконечную звезду, которая в Православии является символом Богородицы.

Храмы объединены двумя галереями. С запада к собору пристроены два крыльца, на которые ведут лестницы из белого камня. С северо-востока размещается десятый придел – церковь Василия Блаженного, в честь которой и утвердилось принятое в народе название известнейшего московского храма. Одиннадцатый придел – увенчанная восьмигранным шатром колокольня на юго-востоке здания.

Таким образом, несложно сделать вывод о количестве куполов на храме Василия Блаженного: их – одиннадцать.

Храм Василия Блаженного © akedesign / Shutterstock

Собор Василия Блаженного: интересные факты

  • Древнее предание о строителях собора Василия Блаженного гласит, что когда был построен собор, зодчие Постник и Барма по приказу Ивана Грозного подверглись ослеплению, чтобы они больше не смогли возвести ничего столь прекрасного.
  • Оформление собора Василия Блаженного внутри при Иване IV было намного проще, чем сейчас. Уникальные фрески на стенах созданы уже в ХVII веке. Внешне храмовый комплекс также выглядел совсем по-другому. Куполов было 25, их цвет был золотым, а форма – не луковичная, а шлемовидная. Стены изначально были белыми. Нынешний вид здание приобретало в течение ХVI, ХVII и даже ХIХ вв.
  • Высота собора Покрова на Рву составляет 61 метр, что для ХVI века было очень и очень высоко.
  • В нишах нижнего этажа Покровского храма до конца ХVI века располагались тайники, в которых хранилась царская казна, а также имущество богатейших горожан.
  • В 1812 г. Наполеон разграбил ценности собора Покрова на Рву, а само здание пытался подорвать, однако, по преданию, ведущие к взрывчатке фитили затухли из-за внезапно начавшегося дождя.
  • Существует также легенда советских времен, согласно которой от снесения Покровский собор в Москве спас сам Сталин. Посмотрев на принесенный Кагановичем макет Красной площади, из которого был убрана съемная модель собора, Иосиф Виссарионович воскликнул: «Лазарь, поставь на место!», давая таким образом понять, что ему не нравится идея расчистить место для военных парадов.

Изучая архитектуру российской столицы, не стоит также забывать о роскошном комплексе Большого театра, который является крупнейшим театром России, а также одним из самых значительных театров оперы и балета в мире.

Фотографии Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного на карте

Храм Василия Блаженного — достопримечательности рядом

Московский Кремль

Третьяковская галерея

Мавзолей Ленина

Большой театр

Музей-заповедник Коломенское

Музей-заповедник Царицыно

Храм Христа Спасителя

Нескучный сад

Красная площадь

Парк Сокольники

Пушкинский музей

Парк Горького

Кладбище Новодевичьего монастыря

Московское Метро

Оружейная Палата Кремля

Музей истории ГУЛАГа

Алмазный фонд Кремля

Центральный музей ВВС Монино

Фабрика Красный Октябрь

Александровский сад

Suzdal

Танковый музей в Кубинке

Успенский Собор

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Входные билеты и туры

от
56€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
278€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
496€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
162€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

Популярные экскурсии

5 hours

3 hours

1 hour 30 minutes

4 hours

4 hours

3 hours

2 hours

6 to 9 hours

7 hours

2 hours

3 days

4 to 8 hours

4 hours

12 hours

5 hours

4 hours

Отели возле Храм Василия Блаженного

Популярные достопримечательности России

ЭрмитажЦарское село и Екатерининский ДворецПетергофХрам Спаса-на-КровиИсаакиевский соборДендрарийПарк РивьераДельфинарий РивьераЗимний театрСад-музей Дерево ДружбыАгурские водопадыМузей истории города-курорта СочиСочинский циркСочинский художественный музейСобор Михаила АрхангелаОлимпийский паркАрхеологический музей-заповедник ГоргиппияАквапарк Золотой пляжАнапский дельфинарий NemoСочи ПаркОкеанариум Sochi Discovery World AquariumРусские воротаСкайпарк AJ Hackett SochiМамедово ущелье

Популярные города России

МоскваСанкт-ПетербургЕкатеринбургКалининградКазаньНижний НовгородСочиВладивостокРостов-на-ДонуВолгоградСамараИркутскНовороссийскМурманскДомбайСаратовСергиев ПосадГеленджикСмоленскГорячий КлючСуккоКабардинкаСуздальСветлогорск

Последние публикации

Все

Новости

15. 11.2021

В Сочи открыли первую винодельню в горах

Путешествия

Путешествия

Путешествия

Новости

Путешествия

Путешествия

Новости

20.11.2020

На горнолыжных курортах Сочи впервые запущена система искусственного оснежения

Смотреть все

Краткая история Москвы

Легион-Медиа

Москва не всегда была столицей России. Когда она впервые упоминается в исторических записях около 1147 года, это был не более чем крошечный город, не имеющий большого значения. Москвичи сегодня считают князя Юрия Долгорукого отцом-основателем своего города, но известно лишь, что он обедал с друзьями в городке «Москва», названном в честь местной Москвы-реки. Точно неизвестно, когда был основан этот город, но во времена Долгорукого им управлял дворянин Кучка, который поссорился с князем из-за податей и был приговорен к смертной казни.

Небольшую крепость построил на Боровицком холме сын Долгорукого, князь Андрей Боголюбский; это было первое в длинной череде построек, которые в конечном итоге стали Московским Кремлем. Москва оставалась небольшим городом, в то время как близлежащий город Владимир возвысился и обогнал по значимости Киев, старую столицу. Удача Москвы изменилась позже.

Расположение Москвы на берегу Москвы-реки имело важное значение, так как река соединяла реки Оку и Волгу. Его важное стратегическое положение и быстрый рост населения привели к тому, что Даниил Александрович стал первым московским князем новообразованного Московского государства. Он основал местную династию, которая правила сначала Московским княжеством, а затем и всей Россией. Он был родоначальником всех московских великих князей.

С начала 14 века Москва соперничала с соседней Тверью за власть и влияние. В 1327 году на Тверь напали московский князь Иван Калита и монгольские войска, и город не смог оправиться от этого поражения. Калита также сделал Москву новым религиозным центром, переманив митрополита (высший религиозный авторитет того времени) из Владимира. При князе Дмитрии Донском Кремль был перестроен из белого камня и одержана первая победа над монголами (Куликовская битва, 1380 г.).

Легион-Медиа

К концу 15 века, при Иване III (он же Иван Великий), большинство русских земель объединились вокруг Москвы. В XVI веке Иван IV, или Иван Грозный, провозгласил себя «царем» (от латинского слова «цезарь») Москвы и всея Руси. В так называемое «Смутное время» Москва была оккупирована Речью Посполитой. После окончания оккупации Земский собор избрал нового царя: Михаила Романова. Родилась новая династия.

В 1712-14 годах Петр Великий перенес столицу во вновь основанный Санкт-Петербург на севере. Однако в Москве продолжали короновать российских императоров, так что город не утратил полностью своего столичного статуса. Многие русские аристократы держали дома как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Именно Москву Наполеон пытался (но не удалось) захватить в 1812 году, отчасти потому, что москвичи сожгли большую часть города, прежде чем оставить ее французским войскам.

После 1917 Октябрьской революции большевики решили перенести столицу обратно в Москву, и в 1918 году Москва стала столицей Советского Союза. Москва стала процветающим мегаполисом в советское время и сегодня является одним из крупнейших городов Европы. Был построен Московский метрополитен — одна из самых эффективных и красивых подземных сетей в мире.

Во время Второй мировой войны город снова стал основным полем битвы и целью для вторжения войск. Большинство мирных жителей были эвакуированы из города, поскольку советские солдаты сражались с нацистами в битве под Москвой с 19 октября.с 41 по январь 1942 года. Поражение гитлеровцев в этом бою стало крупным переломным моментом в войне.

После распада Советского Союза в 1991 году Москва продолжала оставаться столицей, на этот раз нового субъекта Российской Федерации. Сегодня Москва — чрезвычайно разнообразный город, где старинные кварталы перемежаются с недавно построенными многоэтажками, в которых проживают люди со всего бывшего Советского Союза.

Подробнее о:

Москва

Амор Таулз отвечает на вопросы о своем романе «Джентльмен в Москве»

ДЖЕНТЛЬМЕН В МОСКВЕ рассказывает историю русского аристократа, живущего под домашним арестом в роскошном отеле более тридцати лет. Каково происхождение идеи?

За два десятилетия работы в инвестиционном бизнесе я много путешествовал для своей фирмы. Каждый год я проводил недели в отелях отдаленных городов, встречаясь с клиентами и потенциальными клиентами. В 2009 году, приехав в свой отель в Женеве (восьмой год подряд), я узнал некоторых людей, задержавшихся в вестибюле с прошлого года. Как будто они и не уходили. Наверху в своей комнате я начал играть с идеей романа, в котором человек застрял в большом отеле. Думая, что он должен быть там по принуждению, а не по собственному желанию, я сразу же перенесся в Россию, где домашний арест существует с царских времен. В следующие несколько дней я набросал большинство ключевых событий Джентльмен в Москве ; в течение следующих нескольких лет я построил подробный план; затем в 2013 году я ушел с основной работы и начал писать книгу.

Какова природа вашего увлечения Россией?

Вряд ли я русолог. Я не говорю на этом языке, не изучал историю в школе и был в стране всего несколько раз. Но в свои двадцать я влюбился в писателей золотого века России: Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского. Позднее я открыл для себя дикий, изобретательный и самоуверенный стиль русского письма начала 20-х гг.0046-й авангард -го века, включая поэта Маяковского, танцора Нижинского, художника Малевича и режиссера Эйзенштейна. Просматривая эти работы, начинало казаться, что у каждого состоявшегося художника в России есть свой манифест. Чем глубже я погружался в идиосинкразическую психологию страны, тем больше я очаровывался.

Казанский собор — идеальный символ загадочности России в советское время. Построенный в 1636 году на Красной площади в ознаменование как освобождения Москвы от захватчиков, так и начала правления династии Романовых, Казань была одним из старейших и наиболее почитаемых соборов России. В 1936, большевики отметили 300 -ю годовщину его освящения, сровняв его с землей. Отчасти они сровняли собор с землей, чтобы расчистить Красную площадь для военных парадов, а также отметить конец христианства в России. Но Петр Барановский, архитектор, которому было поручено наблюдать за разборкой, тайно начертил подробные чертежи собора и спрятал их. Более пятидесяти лет спустя, когда коммунистическое правление подошло к концу, русские использовали рисунки Барановского, чтобы перестроить церковь камень за камнем.

Я нахожу каждый аспект этой истории захватывающим. Сам собор — напоминание о наследии России — древнем, гордом и благочестивом. Через разрушение святыни мы получаем представление о том, насколько безжалостным и несентиментальным может быть русский народ. В то время как через создание его точной копии мы видим их почти донкихотскую веру в то, что путем тщательной реставрации действия прошлого можно эффективно стереть. Но самое главное, в центре этой истории находится одинокий человек, который с большим личным риском тщательно задокументировал то, что он разрушал, в надежде на то, что однажды это может быть восстановлено. Советская эпоха изобилует радикальными культурными изменениями и стоическими героями, которые работали в одиночестве, противореча импульсу истории к светлому будущему.

Это ваш второй роман, действие которого происходит в первой половине 20 го Века. Можете ли вы рассказать о своем интересе к этому периоду?

Мой интерес писать о начале двадцатого века не является ни отражением любви к истории, ни ностальгией по ушедшей эпохе. Что привлекло меня в этот период, так это то, что он находится в непосредственной близости от настоящего. Это достаточно близко по времени, чтобы показаться большинству читателей знакомым, но достаточно далеко, чтобы они не знали из первых рук о том, что на самом деле произошло. Это дает мне свободу исследовать узкую грань между невероятно реальным и убедительно воображаемым.

Обычно мне нравится смешивать проблески истории с полетами фантазии до тех пор, пока читатель не будет точно уверен, что реально, а что нет. В терминах Джентльмен в Москве , например, запуск первой в мире атомной электростанции в России в 1954 году — исторический факт, а собрание партийных лидеров для наблюдения за отключением света в Москве — выдумка. Точно так же маленькие медные таблички на дне антиквариата, обозначающие, что они являются собственностью народа, — это факт, а винные бутылки без этикеток — вымысел.

Какие исследования вы проводили для книги?

Вместо того, чтобы заниматься научно-исследовательскими проектами, я предпочитаю писать о том, что мне интересно. Еще в молодости я был поклонником 1920-х и 1930-х годов, жадно читал романы, смотрел фильмы и слушал музыку той эпохи. Я использовал это глубоко укоренившееся знакомство как основу для изобретения моей версии Нью-Йорка 1938 года в Правилах вежливости . Точно так же я решил написать Джентльмен из Москвы из-за моего давнего увлечения русской литературой, культурой и историей. Большая часть структуры романа проистекает из союза моего воображения с этим интересом. Для обоих романов, когда я закончил первый набросок, я провел некоторые прикладные исследования, чтобы уточнить детали.

Что было самым сложным при написании книги?

Поначалу я представлял себе, что главная проблема, поставленная книгой, заключается в том, что я запираю себя, своего героя и своих читателей в одном здании на тридцать два года. Но мой опыт написания романа в итоге оказался похож на опыт домашнего ареста графа: гостиница открывалась передо мной, открывая все новые и новые стороны жизни.

В конце концов, из-за геометрии романа возникла гораздо более сложная задача. По сути, Джентльмен в Москве имеет форму ромба на боку. С того момента, как граф проходит через вращающиеся двери отеля, повествование начинает неуклонно раскрываться наружу. На следующих двухстах страницах накапливаются подробные описания людей, комнат, предметов, воспоминаний и незначительных событий, многие из которых кажутся почти случайными. Но затем, когда книга переходит ко второй половине, повествование начинает сужаться, и все разрозненные элементы первой половины сходятся. Отдельные персонажи, мимолетные реплики, случайные объекты переплетаются и играют важную роль в подведении повествования к его остроконечному завершению.

Когда книга эффективна, она может доставить читателю массу неожиданных удовольствий. Проблема в том, что обилие элементов в первой половине может утомить читателей, сделать их настолько разочарованными или скучающими, что они забросят книгу. Итак, моя задача состояла в том, чтобы создать историю, точку зрения и язык таким образом, чтобы читатели наслаждались первой половиной и чувствовали себя обязанными продолжать, несмотря на их неуверенность в том, куда идут дела. Удалось мне это или нет, решать вам.

Есть ли в книге центральная тема?

Надеюсь, что нет. При написании романа у меня нет важного сообщения, которое я пытаюсь передать. Скорее, я надеюсь создать произведение искусства, которое, хотя и является достаточно цельным, содержит такое богатство образов, идей и личностей, что оно может вызывать различные реакции от читателя к читателю и от чтения к чтению.

По сути, я хочу собрать кучу ярких осколков стекла. Но вместо того, чтобы собирать эти осколки в мозаику с фиксированным изображением, я хочу бросить их на дно калейдоскопа, где, благодаря отблеску солнечного света и игре зеркал, они передают замысловатую красоту, которую читатель может реконфигурировать, малейший поворот запястья.

Можете ли вы описать свой процесс?

Мой процесс написания Джентльмен в Москве был очень похож на мой процесс написания Правил вежливости . В обоих случаях я разрабатывал книгу в течение нескольких лет, в конечном итоге создав набросок, подробно описывающий обстановку, события и взаимодействия персонажей, а также эволюцию личностей и тем глава за главой. Когда я готов начать писать, моя цель — закончить первый черновик за относительно короткий период времени. Таким образом, я написал первый черновик Правила вежливости за год и первый проект Джентльмен в Москве за полтора года.

Пока я работаю над своим первым черновиком, я не делюсь своей работой. Но как только я закончу этот черновик, я отдаю его жене, моему редактору в Нью-Йорке, моему редактору в Лондоне, моему агенту и четырем друзьям в один и тот же день, прося их дать мне отзыв в течение трех недель. Затем я использую их разнообразные отзывы, чтобы начать процесс пересмотра. Для обеих книг я трижды пересматривал первоначальный вариант от начала до конца в течение трех лет.

Пока я работаю с очень подробным планом, когда работа идет хорошо, меня преподносит множество сюрпризов. Я как раз писал сцену с буйабесом в «Джентльмен в Москве », например, когда узнал, что Андрей был жонглером. Я как раз занимался примеркой Софии, когда обнаружил (вместе с графом), что Марина спроектировала платье без платья. И я был в разгар второго или третьего черновика, когда впервые заметил этот момент в Касабланка , когда Рик ставит опрокинутый бокал для коктейля.

Не могли бы вы прокомментировать структуру книги?

Как вы могли заметить, у книги несколько необычная структура. Со дня домашнего ареста графа главы продвигаются по принципу удвоения: один день после ареста, два дня после, пять дней, десять дней, три недели, шесть недель, три месяца, шесть месяцев, один год, два года, четыре года, восемь лет и шестнадцать лет после ареста. В этот момент начинается принцип деления пополам: повествование переходит на восемь лет до побега графа, четыре года до, два года, один год, шесть месяцев, три месяца, шесть недель, три недели, десять дней, пять дней, два. дней, один день и, наконец, очередь за вращающейся дверью.

Хотя это и странно, но эта аккордеонная структура, кажется, хорошо подходит для истории, так как мы получаем очень подробное описание первых дней заточения; затем мы прыгаем во времени через эпохи, определяемые карьерой, отцовством и изменениями в политическом ландшафте; и, наконец, мы возвращаемся к срочной детализации по мере приближения к развязке. Кроме того, я думаю, что это очень верно для жизни, поскольку мы помним так много событий одного года в нашей ранней взрослой жизни, но затем внезапно вспоминаем целое десятилетие как этап нашей карьеры или нашей жизни как родителей.

Что вы думаете о ДЖЕНТЛЬМЕНЕ В МОСКВЕ в связи с ПРАВИЛАМИ Вежливости?

Когда я решал, что делать после Правила , я выбрал Джентльмен из нескольких проектов, которые рассматривал. Оглядываясь назад, я понимаю, что на мой выбор, вероятно, повлияло бессознательное стремление к переменам, потому что эти два романа представляют собой исследование контрастов. Если первое происходит в течение одного года, то второе охватывает тридцать два года. Если первое бродит по городу, то второе происходит в одном здании. Если первое — с точки зрения восходящей молодой женщины из рабочего класса, то второе — с точки зрения стареющего джентльмена, потерявшего все. И если первый практически свободен от детей и родителей, то второй очень озабочен отношениями между поколениями. Последнее отличие состоит в том, что Джентльмен в Москве намного длиннее, чем Правила вежливости ; но у него такая же цена покрытия, так что вы получаете на 50% больше слов за свои деньги!

Расскажите немного о гостинице Метрополь?

«Метрополь» — это настоящая гостиница, построенная в центре Москвы в 1905 году и принимающая гостей по сей день. Вопреки тому, что вы могли бы ожидать, отель был настоящим оазисом свободы и роскоши в советское время, несмотря на то, что находился за углом от Кремля и в нескольких кварталах от штаб-квартиры тайной полиции.

Поскольку в то время «Метрополь» был одним из немногих прекрасных отелей в Москве, почти все знаменитости, приезжавшие в город, выпивали, обедали или ночевали в «Метрополе». В результате у нас есть множество рассказов из первых рук о жизни в отеле от известных американцев, включая Джона Стейнбека, например, Джона Стейнбека. е. Каммингс и Лилиан Хеллман. Вы можете ознакомиться с этими отчетами и прочитать краткую историю отеля в разделе The Metropol этого веб-сайта.

Карта Москвы 1922 года из кн. Воспроизведено с любезного разрешения Алекса Коултера.

Есть ли персонажи романа, основанные на реальных людях?

Ни один из центральных персонажей романа не основан на исторических личностях или людях, которых я знал. Тем не менее, я обворовывал свою собственную жизнь ради мелочи, чтобы включить в книгу вот эти три примера:

Игра в наперстки, в которую граф играет с Софией, родом из моего детства. Моя прабабушка была бостонским брамином и жила до ста лет в роскошном доме. Когда мы с кузенами навещали ее (в наших маленьких голубых блейзерах), она приветствовала нас в своей гостиной. После соответствующего количества вежливой беседы она сообщала нам, что спрятала в комнате несколько наперстков и что тот, кто их найдет, получит доллар, что побуждало к большой беготне.

Когда мне было десять лет, в конце лета я бросил бутылку с запиской в ​​Атлантический океан. Когда через несколько недель мы вернулись домой, меня ждало письмо на канцелярских принадлежностях New York Times . Оказалось, что моя бутылка была найдена Харрисоном Солсбери, главным редактором Times и создателем ее страницы . Мы с ним много лет переписывались, и в конце концов я встретил его во время моего первого визита в Нью-Йорк, когда мне было семнадцать. Так получилось, что Солсбери был начальником московского бюро 9-го0036 Времена с 1949 по 1954 год. Несколько красочных подробностей в Джентльмен в Москве взяты из его воспоминаний; он также играет эпизодическую роль в конце романа, и граф крадет его фетровую шляпу и плащ, чтобы замаскировать свой побег.

Наконец, сцена, в которой вспыльчивая Анна Урбанова отказывается подобрать свою одежду, выбрасывает ее из окна на улицу, а затем смущенно крадется среди ночи, чтобы забрать ее, была сценой, разыгравшейся между мои родители вскоре после свадьбы. Хотя, это моя мать не собирала свою одежду, а отец выбрасывал ее в окно. Я оставлю вам догадываться, кто вышел посреди ночи, чтобы забрать их обратно.

Над чем вы сейчас работаете?

В прошлом году издательство Viking/Penguin заключило со мной контракт на публикацию двух моих следующих романов; теперь я просто должен написать их. Как отмечалось выше, мне нравится тщательно оформлять свои книги, начиная процесс написания только тогда, когда у меня есть обширный план. Я все еще набрасываю план своей следующей книги, но подозреваю, что она расскажет о трех восемнадцатилетних мальчиках, направляющихся со Среднего Запада в Нью-Йорк в начале 1950-х…

Амор Таулз

Нью-Йорк

Май 2016


Три наиболее часто задаваемых вопроса, которые я получаю…

За последний год, когда я встречался с читателями или переписывался с ними, снова возникли два очень конкретных вопроса, и еще раз. Для тех читателей, которые уже прочитали книгу, вот:

Что за слова на букву А в названиях глав?

Как вы, наверное, заметили, все главы книги имеют названия, начинающиеся на А. Почему? Честно говоря, у меня нет хорошего ответа. В начале написания романа у меня было чутье, что я должен следовать правилу, и я доверял этому чутью. Один читатель предположил, что это была моя собственная версия игры «Зут»; другой предположил, что это дань уважения первым буквам имен Александр и Амор; третий предположил, что это потому, что книга о новых начинаниях. Все эти ответы кажутся мне превосходными!

Как граф финансировал свое время в Метрополе?

Из-за поэмы «Где это сейчас, » у графа есть друзья в верхах партии (поэтому он был приговорен к домашнему аресту, а не к тюрьме). Нередко в советское время избранные получали жилье от государства. Максиму Горькому, например, был предоставлен особняк Степана Рябушинского, бывшего миллионера, для проживания (шедевр в стиле модерн, который стоит посетить, когда вы находитесь в Москве).