Содержание
Достопримечательности Мышкина
Мышкин — один из самых маленьких городов не только Ярославской области, но и России. Однако достопримечательности Мышкина — множество музеев, привлекают в город большое количество туристов. Панорамный вид на Волгу увеличивает привлекательность старинного городка.
Содержание
- Несколько фактов о Мышкине
- Волжская набережная
- Мемориал ВОВ
- Мышкины палаты (Дворец мыши)
- Музей мыши
- Музей водочника П. А. Смирнова
- Музей «Мышкинский Самоходъ»
- Музей «Русские валенки»
- Усадьба купца Чистова
- Музей «Дом мельника»
- Собор Николая Чудотворца
- Успенский собор
- Лучшие гостиницы в Мышкине
Несколько фактов о Мышкине
- Первое упоминание о Мышкине встречается в XV веке.
- Название города приписывается следующей легенде: князь Мстиславский отдыхал на берегу Волги после охоты, по его лицу скользнула мышь. Разгневался князь, но увидел, что рядом с ним ползет змея, мышь спасла его от смерти. В честь мыши и было названо место, а на берегу Волги, где произошли эти события, установлен памятный крест.
- Население Мышкина — около 5,5 тыс. человек.
- Расстояние от Мышкина до Углича — 34 км, до Рыбинска — 47 км, до Тутаева — 89 км, до Ярославля — 98 км.
Волжская набережная
Набережная в Мышкине появилась совсем недавно, лишь в 2014 году, когда город стал входить в туристический маршрут «Золотое кольцо» России. Местные жители называют ее Верхним Бульваром. Она представляет собой благоустроенную пешеходную зону, с которой открываются панорамные виды на реку Волгу. Тогда же здесь появилась и крупная ротонда-беседка, которая сейчас считается местом для влюбленных и молодоженов.
Мемориал ВОВ
Адрес: площадь 60-летия Победы, 4.
Мемориал, посвященный памяти Великой Отечественной войне в Мышкине был построен в честь 60-летия Победы в 2005 году. Строили его в сжатые сроки — за три месяца. Центральная фигура мемориального комплекса — бронзовая скульптура солдата высотой 5,7 метров, скульптор — Сергей Скала. Вечный огонь был зажжен от Могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Центральная аллея мемориала выходит к Волжской набережной.
Мемориал выглядит неожиданно величественно для такого маленького городка. Особенно трогают строки из писем фронтовика Ивана Орлова и его родных, выгравированные на стене мемориала. Орлов — отец пятерых детей, погиб в боях под Сталинградом в 1942 году.
Мышкины палаты (Дворец мыши)
Адрес: Никольская ул., дом 4.
В 2008 году в городе была построена красивая усадьба, но здание предназначалось далеко не людям, а самой известной жительнице города — мыши. Палаты представляют собой пять комнат, в число которых входит Императорский зал, царский зверинец с грызунами, трапезная, зал кривых зеркал и зал, посвященный символу Ярославля — медведю. Экскурсия начинается с тронного зала, в котором посетителей музея встречают мышиные царь и царица.
Большинство программ, проводимых в этой достопримечательности Мышкина, рассчитаны на детей: помимо простых экскурсий здесь проводятся увлекательные интерактивные программы с участием аниматоров и угощениями после прохождения всех комнат.
Музей мыши
Сайт: myshgorod.com Адрес: Мышкин, Никольская площадь, 1/18. Часы работы: с 10 до 17 часов, выходной — понедельник.
В комплекс Мышкинского народного музея входит занесенный в книгу рекордов единственный в мире музей Мыши. Он открылся в 1990 году, расположившись на уступе Никольской горы. Экспонаты для музея собирались буквально со всех стран: от Великобритании, Германии и Франции до Индии, Сингапура, Японии и США. Сейчас здесь более 6500 экспонатов, к ним относятся самые разные мыши всех размеров, форм, стилей исполнения и материалов.
Помимо музейных экспозиций в этом месте имеется библиотека, в которой собраны книги о мышах. Есть здесь и свой небольшой зоопарк. В нем живут самые разные виды мышей и других грызунов. В музее можно попасть на экскурсионную программу и послушать предание о Мыши, которая дала название городу, а еще о мышах, ставших героями в мультфильмах или книгах. На выходе каждому гостю вручается памятный билет, увенчанный печатью мышиного королевства.
Музей водочника П. А. Смирнова
Адрес: Мышкин, Угличская ул., 21.
В Мышкинском уезде в 1831 году родился известный всей стране водочник Петр Смирнов, прошедший путь от крепостного крестьянина до миллионера-предпринимателя с почетным званием «водочного короля» России. Именно этот человек стал создателем знаменитой смирновской водки и прародителем торговой марки Smirnoff, ставшей в начале XXI века самой продаваемой и дорогостоящей в мире.
Дом-музей содержится на средства правнука Петра Смирнова, который является нынешним владельцем компании «Смирнов». А основная цель музея — познакомить с личностью знаменитого мышкаря, построившего головокружительную карьеру и создавшего водочную империю. После экскурсии взрослым посетителям предлагается продегустировать горячительные напитки и закусить бутербродом, который готовится по старинному мышкинскому рецепту.
Музей «Мышкинский Самоходъ»
Адрес: ул. Ленина, дом 7.
В 2006 году статус музея получил «Мышкинский Самоходъ» — это пока что единственный выставочный центр в Верхневолжье, в котором собраны уникальные старые машины: от легковых, грузовых и сельскохозяйственных до мотоциклов, турбин и кораблей. Есть совсем необычные экспонаты: лимонадная и колбасная машины, импортный желтый школьный автобус, каноничная «Победа», довоенный ГАЗ-АА и многие другие.
Экспонаты расположены под открытым небом, в каждый из них можно забраться, сфотографироваться, а также посмотреть на них в действии: большинство машин до сих пор находятся в рабочем состоянии. По предварительной заявке администрация этой достопримечательности Мышкина может даже покатать посетителей на понравившемся транспорте.
Начиная с 1998 года, «Мышкинский Самоходъ» организует фестиваль старой техники, который проходит в День города ежегодно. Поучаствовать в мероприятии может любой владелец раритетного автомобиля, для этого достаточно просто приехать на своем транспорте. Точка сбора — главная площадь Мышкина, где любители техники могут пообщаться друг с другом и продемонстрировать возможности своего автомобиля всем желающим.
Музей «Русские валенки»
Адрес: Никольская ул., 18А.
В начале 1990-х годов начался расцвет круизных туристических программ по Волге, что стало толчком к открытию мышкинского музея «Русские валенки». В 2000 году он расположился у самой пристани, в старинном здании — во флигеле усадьбы купца Чистова. Неудивительно, что большинство гостей города, прибывших в Мышкин на теплоходах, в первую очередь идут именно сюда.
Экспонаты музея размещены в 2 залах. В первом находятся всевозможные экземпляры валенок всех форм, цветов и размеров. Эта выставка постоянно пополняется: умельцы регулярно высылают сюда новые изделия. Также тут можно посмотреть на станок для ручного валяния и фотографии, на которых запечатлен процесс производства валенок. Во втором зале расположена выставка, посвященная валеночному искусству.
На экскурсионной программе гостям расскажут не только о процессе изготовления обуви, но еще и о интересных фактах, связанных с ней. Например, о том, как с помощью валенок выбирали женихов, а еще лечили ревматизм, простуду и даже похмелье. После экскурсии в музее можно приобрести понравившуюся пару обуви или сувенир на память.
Усадьба купца Чистова
Адрес: Никольская ул., дом 18.
Самое красивое здание в Мышкине — это старинная усадьба купца Тимофея Чистова, построенная в 1830-1840-е годы. Многочисленные постройки на ее территории занимают целый квартал: к ним относятся двухэтажный особняк, два деревянных флигеля, мельница, склады и амбары. Посмотреть на этот образец позднего провинциального классицизма посетителю города можно без особого труда: здания расположены рядом с пристанью.
Здесь в 1866 году Тимофей Чистов лично принимал будущего императора — Александра III. А вот его наследники управиться с имением не смогли, и уже в 1870-х годах особняк был продан городу. Более 100 лет в доме располагалась больница. Сегодня многие помещения и фасады усадьбы нуждаются в реставрации, а потому активно восстанавливаются. В хорошо сохранившихся постройках находятся несколько музеев с выставками, библиотека, офис Мышкинского центра туризма и гостевой дом.
Музей «Дом мельника»
Адрес: Угличская ул., дом 4.
Самая крупная городская мельница, расположенная в усадьбе Тимофея Чистова, исправно функционировала вплоть до 1970-х годов, а все механизмы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Сейчас в ней воссоздано убранство дома мельника. Во время экскурсии можно услышать подробный рассказ о процессе производства муки, устройстве механизмов и работе мельника. После осмотра этой достопримечательности Мышкина всех посетителей угощают чаем и блинами.
Собор Николая Чудотворца
Адрес: Никольская площадь, дом 2.
Никольский собор — старейшее здание в городе, возведенное еще в XVIII веке. Появление храма связано с именем купца Александра Петровича Березина. Он родился и вырос в селе Еремейцево, расположенного недалеко от Мышкина. Родом будущий купец был из крестьянской семьи. В памяти Александра отложилось, как его отец был вынужден заложить образ святого Николая Чудотворца в местный трактир. Спустя 25 лет, когда Березин разбогател, он сумел вернуть икону, выкупив ее.
Гильдейский купец посчитал настоящим чудом, что образ смог уцелеть и сохранился в прежнем виде. Поэтому в 1766-1769 годах он в память об этом событии выстроил собор, в котором было освящено сразу три престола — Николая Чудотворца, Александра Невского и князей Бориса и Глеба. Десятилетием позже в храме появились пышный иконостас и иконы, выполненные в стиле барокко.
Барочный иконостас по сей день является главным сокровищем собора, который сохранил большинство старинных икон того времени. Но этот факт оказался губительным для храма: в 2012 году сразу 8 святых образов привлекли внимание воров. Несмотря на возбужденное уголовное дело, найти преступников и вернуть иконы в собор Николая Чудотворца так и не удалось.
Успенский собор
Адрес: Успенская площадь, дом 1.
Кафедральный собор Успения Божией Матери появился в Мышкине в качестве архитектурной доминанты, заложенной еще в плане городской застройки 1777 года. Здание должно было появиться на возвышенности, в самой середине торговой площади. Возведен храм был в 1805-1820 годах на средства горожан и купца Замяткина, строительством руководил итальянский архитектор Иоганес Манфрини.
Пятикупольный собор в классицистическом стиле является традиционным русский пятиглавым храмом и в то же время культовым памятником классического периода Верхневолжья и Ярославщины. Внутреннюю часть собора в 1830-х годах расписывала артель знаменитого художника Тимофея Медведева. А в 1866 году на церковной службе присутствовал будущий император — цесаревич Александр.
В советские годы собор был во власти мародеров: храм разграбили, иконостас разрубили на кусочки и выкинули в Волгу, колокола сбросили с колокольни. Затем колокольню превратили в водонапорную башню, а главное здание собора — в складские помещения. После 1991 года Ярославская Епархия начала восстановительные работы. В том числе была реконструирована винтовая лестница на колокольню, по которой туристы могут подняться и увидеть панораму города, виды на Юхоть и Волгу.
Лучшие гостиницы в Мышкине
Достопримечательности города Мышкина
система онлайн-бронирования
БРОНИРОВАТЬ
+7 (499) 163-04-98
Бронирование. Лучшие достопримечательности, музеи и экспозиции Мышкина
Имя
Телефон
Адрес электронной почты
Общая информация
Небольшой Мышкин – город, в котором достопримечательностей и музеев практически столько же, сколько жилых домов. Стремительное течение времени не отразилось на традиционном размеренном укладе жизни мышкинцев. Познакомиться поближе с исконно русскими промыслами и окунуться в атмосферу старины туристам помогут экскурсии.
Успенский собор
Построенный в XIX в. собор работает и поныне, поражая прихожан и гостей города настенными росписями в стиле «иллюзорной архитектуры». Осматривать окрестности и делать панорамные фотографии в хорошую погоду удобно со смотровой площадки.
Никольский собор
Самое древнее каменное здание Мышкина распахивает перед туристами двери в таинственные подземелья XVIII в. В храме проводятся богослужения, работают музей семейных коллекций и экспозиция «Тайны XVIII века».
Этнографический музей под открытым небом
Экспозиция музея знакомит посетителей с бытом русских крестьян XVIII–XIX вв. Здесь можно сфотографироваться у ветряных мельниц, посетить дом бакенщика и павильон купеческой усадьбы, понаблюдать за работой бондарей, маслобойщиков, резчиков и кузнецов. Чтобы попозировать перед объективом в старинных купеческих одеждах, отправляйтесь в фотоателье «У купца Махаева».
Клуб-музей ретро-техники «Экипаж»
Коллекция тщательно отреставрированного старинного транспорта познакомит туристов с автомобилями, автобусами, велосипедами прошлых веков, первыми двигателями, необычными механизмами, приспособлениями для гужевого транспорта и раритетными радиотехническими приспособлениями. Разрешается трогать экспонаты, забираться внутрь и фотографироваться с ними на память.
Музей столицы лоцманов
Недалеко от города находятся сложные для судовождения волжские пороги. В любую погоду мышкинские лоцманы проводили через них даже тяжелогруженые купеческие суда. В «лоцманском» музее собраны предметы обихода знаменитых покорителей Мышкинских ворот: древние медные рынды, якоря, картины, скобы, лапти, табуреты, горшки, вышивки, плетеные кувшины и др., есть коллекция храмовых скульптур.
Экспозиция «Превращение льняного семечка»
Посетители познакомятся с процессом создания натуральных льняных ниток и тканей, поучаствуют в изготовлении старинных льняных кукол.
Не менее знаменит и музей валенок в Мышкине
Оказывается, технология производства народной зимней обуви почти не изменилась с древнейших времен. Музей «Русские валенки» расскажет обо всех тонкостях и секретах изготовления этих войлочных сапог. Настоящие «мышкинские» валенки обязательно серого цвета, их делают только из шерсти овцы романовской породы. Но музей валенок не покажется вам серым – все экспонаты веселые, яркие и необычные.
Музей мыши
Единственное в мире заведение собирает разноплановые изображения обаятельного зверька со всех уголков мира. Любите вы грызунов или побаиваетесь, этот музей вам обязательно понравится. В нем живет более 5000 очаровательных мышек из стекла, глины, железа, дерева, шоколада и даже хлеба. Здесь представлены картины, игрушки, скульптуры, посуда с мышиными «портретами». Прогулявшись по экспозиционным залам, туристы отправляются в «Мышиные палаты» – сказочный дворец, где их ожидают фантастические приключения: вас прямо с порога встретят огромные мышиный король с королевой в ярких костюмах и поведут на экскурсию по необычному дворцу.
Приезжайте – в Мышкине всегда найдется, что посмотреть!
Туристов ждут Дом мельника и Музей деревянного зодчества, Музей живых ремесел и посвященная создателю «Смирновской» водки Петру Смирнову экспозиция, усадьбы Чистовых, дома Серебряковых и Литвиновых. Приезжайте – в Мышкине всегда найдется, что посмотреть!
10 лучших занятий в Мышкине, Центральная Россия
10 лучших занятий в Мышкине, Центральная Россия
- Дом
- Россия
- 10 лучших занятий в Мышкине, Центральная Россия
7 августа 2021 г. Матильда Конрад
Откройте для себя лучшие развлечения в Мышкине, Россия, включая Вознесенскую церковь, Мемориал Победы, Музей купечества Мышкин Махаев двор, Картинную галерею, Музей печати и издательства, Петра Смирнова Музей, Дом Мельника, Музей русских валенок, Мышкинская палата, Мышкин народный музей.
1. Church of the Ascension
Myshkin 152835 Russia +7 485 442-83-17 http://www. hram-v-ohotino.ru
Excellent
100%
Good
0%
Удовлетворительный
0%
Плохой
0%
Ужас
0%
Общие оценки
5.0 На основе 6 обзоров
2,0.0018
Mira Square, Myshkin Russia http://www.tury.ru/sight/id/12600
Excellent
91%
Good
6%
Satisfactory
3%
Poor
0%
Ужас
0%
Общие рейтинги
5,0 На основе 172 обзоров
3. Музей Мерчантрии Мхайки -Махайева Св.0011 +7 485 442-15-92 http://www.myshgorod.com/muzmahaev.html
Отлично
88%
Good
12%
Satisfactory
0%
12%
Satisfactory
0%
Satisfactory
0%
. %
Terrible
0%
Overall Ratings
5. 0 based on 25 reviews
4. Art Gallery
Karla Libknekhta St., 19, Myshkin 152830 Russia +7 485 442-13-38
Excellent
75%
Good
25%
Satisfactory
0%
Poor
0%
Terrible
0%
Overall Ratings
5.0 based on 8 reviews
5. Музей полиграфии и издательства
Угличская ул., 17, Мышкин 152830 Россия http://www.myshgorod.com/museum-of-printing.html
Отлично
100%
Good
0%
Satisfactory
0%
Poor
0%
Terrible
0%
Overall Ratings
5.0 based on 4 reviews
6. Petr Музей Смирнова
Угличская ул., 21, Мышкин 152830 Россия http://www.myshgorod.com/muzsmirnov.html
Отлично
79%
Хорошо
15%
Satisfactory
3%
Poor
2%
Terrible
1%
Overall Ratings
4. 5 based on 66 reviews
7. Miller House
Nikolskaya St Нагорная, 18А, 1, Мышкин 152830 Россия +7 485 442-27-77 http://amtg-rus.ru/myshkin/museums/obj_382.html
Отлично
65%
Good
20%
Удовлетворительный
3%
Плохо
5%
Ужасный
7%
Общие оценки
4,5 на основе 40 обзоров
7.
7.
7.
7.
7.
7.
7.
.
ул.Пушкина, 18, Мышкин 152830 Россия +7 485 442-81-35 http://myshkinru.ru/Museums/valenki.htm
Отлично
65%
Хорошо
25%
Satisfactory
5%
Poor
3%
Terrible
2%
Overall Ratings
4.5 based on 177 reviews
9.
Myshkin Chamber
Nikolskaya st д. 4, Мышкин 152830 Россия +7 485 442-27-77 http://amtg-rus.ru/myshkin/museums/obj_389.html
Отлично
63%
Хорошо
19%
Удовлетворительный
11%
Плохо
4%
Ужас
3%
Общие рейтинги
4,5 на основе 166 обзоров
10. 4.5
. ., 19, Мышкин 152830 Россия +7 485 442-15-92 http://www.myshgorod.com
Отлично
60%
Хорошо
27%
Удовлетворительно
9%
Плохо
4%
Ужасно
0%
Общий рейтинг
4,5 на основе 104 отзывов
ThingsTodoPost © 2018 Все права защищены.
Музеи в брендинге региональных городов России: проблемы и перспективы
Аннотация
Глобализация создала новые вызовы, угрозы и усилила конкуренцию между городами. В статье раскрывается роль музеев в брендинге нестоличных, региональных городов России. Региональные города, не обладающие большими финансовыми, административными и организационными ресурсами, используют технологии брендинга для привлечения туристов, инвесторов и квалифицированных кадров. Музеи способны выразить городскую идентичность, акцентировать внимание на интересных, уникальных чертах городской культуры и сделать города более известными и привлекательными. Статья отвечает на следующие вопросы: какую роль играют музеи в брендинге региональных городов России? Есть ли в России успешный опыт участия музеев в создании привлекательного бренда нестоличных городов? Опыт европейских стран, в частности Франции, показывает, что потенциал музеев как ключевых элементов городского бренда велик, и это обстоятельство позволяет позитивно оценивать перспективы участия российских музеев в брендинге российских городов. В статье анализируется брендинг Ульяновска, Пустозерска, Нарьян-Мара, Мышкина: в брендинге этих городов музеи играют решающую роль. Они стали центрами притяжения как для местного населения, так и для туристов. В ходе исследования были выявлены две модели брендинга: региональные власти выражают готовность поддерживать программы развития музеев, встроенные в брендинговые кампании городов; некоммерческий сектор является флагманом городского брендинга, а развитие музеев, инновационная деятельность музеев связана с развитием регионов.
Ключевые слова:
Введение
В настоящее время брендинг стал важнейшим инструментом продвижения различных территорий: городов, регионов и стран. Городской брендинг особенно эффективен, так как город, в отличие от страны или региона, имеет больше возможностей для выражения своей конкурентной идентичности. Формирование бренда города обусловлено жесткой конкуренцией за человеческие, финансовые, интеллектуальные и другие ресурсы, способные обеспечить их постоянное развитие. Чтобы повысить привлекательность городов, местные власти проводят кампании по брендингу, постепенно включая брендинг в стратегии городского развития. Городской брендинг управляется законами глобализации и экономики: города с привлекательными брендами могут конкурировать на рынке, а города без брендов могут столкнуться с экономическим спадом. (Стигель и Фриманн, 2006). Несмотря на то, что практика проведения кампаний по городскому брендингу зародилась на Западе, многие российские города имеют опыт брендинга или проводят такие кампании. Этот вопрос особенно актуален для региональных городов, которые предпринимают попытки выделиться и ускорить свое развитие.
Постановка проблемы
Идея теоретической разработки городского брендинга принадлежит британскому эксперту Саймону Анхольту. Он создал шкалу оценки привлекательности национальных и городских брендов, которая легла в основу Anholt-Gfk Roper City Brands Index. Рейтинг основан на ряде критериев: международный статус городов, экономический и образовательный потенциал, вклад в науку и культуру, отношение населения к туристам, расположение, темп жизни и инфраструктура (Анхольт, 2006). Тему брендинга городов также разрабатывал Кит Динни, который посвятил свое исследование анализу лучших мировых практик брендинга городов и разработал ряд практических рекомендаций для успешной кампании по брендингу городов (Dinnie, 2011).
В России вопрос брендинга городов начали изучать в начале 2000-х, хотя брендинговые кампании проводились и раньше. Среди российских исследователей брендинга городов следует отметить работы Дениса Визгалова (2011). Бренд города он определяет как «городскую идентичность, систематически выражающуюся в ярких и привлекательных идеях, символах, ценностях, образах и находящую наиболее полное и адекватное отражение в образе города» (с. 104).
Бренд города – это емкое средоточие его уникальных конкурентных преимуществ, отличающих его от других. Формирует представление о предназначении города и его специфике, рассказывает о городе через слаженную систему ярких и позитивных символов, сигналов, идей, ассоциаций, передающих смысл, красоту, конкурентные преимущества и уникальность города, благодаря чему город становится известным (Соскин, 2012). Бренд города является его нематериальным активом, дающим дополнительные преимущества. Он сочетает в себе функциональные, материальные и эмоциональные характеристики, создавая уникальный набор ассоциаций (Kavaratzis & Ashworth, 2008). В целом брендинг города направлен на привлечение внимания общественности и олицетворение положительных сторон города.
При разработке бренда города необходимо изучать ментальные и культурные особенности жителей. Музеи играют важную роль в брендинге города, аккумулируя важнейшую информацию о городе. Всем известны крупные международные музеи, которые ассоциируются с городами, в которых они расположены, и стали их брендами: Эрмитаж — Петербург, Лувр — Париж, Прадо — Мадрид и т. д. Музейный бренд имеет символический статус, работает как опора коммуникации с внешний мир, становясь суббрендом города. Музей сохраняет и популяризирует ценности страны и города.
Возникновение музейного брендинга связано с общими тенденциями трансформации музеев, изменением их роли и процессами, повлекшими за собой вовлечение музеев в рыночные отношения (Соболева, Эпштейн, 2015). Коррал-Регур относит развитие нематериальной экономики к одной из важнейших причин конвергенции некоммерческих организаций (музеев) и инструментов маркетинга (брендов) (Regourd, 2018). Возрастающая роль нематериальных активов (брендов, патентов, концепций) способствует превращению музеев в лидеров экономики будущего. Сходство в организации музейного управления, доминирование французских моделей в европейском геобрендинге делают французский опыт полезным для России. В отчете 2006 года «Экономика нематериального», представленном министром экономики Франции, французские культурные бренды (Лувр, Орсе, Центр Жоржа Помпиду) описываются как элементы национального влияния и туристические достопримечательности. Высокая степень узнаваемости музейных брендов поддерживается расширением и диверсификацией музейных продуктов и услуг, что способствует росту культурных ресурсов в условиях бюджетных ограничений финансирования (Lévy & Jouyet, 2006).
Идею экономической зависимости музейного бренда как источника дополнительного дохода и способа «позиционирования» в конкурентной среде учреждений культуры развил Анже, сотрудник отдела коммуникаций, бренда и спонсорства Замок Шамбор. Он рассуждает о способности брендов повышать популярность музеев и производить музейные продукты (стаканы, футболки, карандаши, печатная продукция и т. д.) и услуги (образовательные программы, организация выставок, конкурсов, мероприятий, реклама, аренда, др.) уникальными и узнаваемыми (Anger, 2013).
Исследователи часто различают бренды крупнейших музеев, связанных с международным влиянием, и бренды других музеев, для которых актуальность брендинга связана с продвижением территории в условиях растущей самостоятельности и конкурентоспособности. Был признан высокий потенциал музеев в укреплении бренда города за счет выставочных музейных проектов, представленных в музейных сувенирных лавках, участия музеев в культурно-массовых мероприятиях. Учитывая стремление местных властей инвестировать в местные музеи, отождествляя себя с основными акторами территориального маркетинга, культурного, экономического и социального развития, связь между музейными брендами и прямыми финансовыми выгодами от музейных продуктов и услуг ослабевает в пользу заметности музеи, их архитектура, коллекции и политика.
Основатель и президент крупнейшей мировой музейной консалтинговой компании Лорд описывает появление музейного брендинга как этап трансформации современных музеев, и музейный бренд должен быть включен в бренд города. В связи с растущим спросом на музейный опыт музей использует эффективные стратегии брендинга, такие как временные выставки и впечатляющая информативная архитектура музейного здания. (Лорд и Бланкенберг, 2015).
Музеи помогают привлекать туристов, адаптироваться к новым требованиям культурной сферы. Меняющаяся роль музея связывает бренд города и музейный бренд, музейный бренд влияет на восприятие городов, придавая им новый статус, расширяя его известность и «творчество» и меняя менталитет по отношению к жителям. Музеи участвуют в процессе модернизации городов, придавая им значимость культурных центров в восприятии туристов и жителей, регенерируя городское пространство, укрепляя идентичность города и сплоченность его жителей. Они оказывают благотворное социально-экономическое воздействие.
Исследовательские вопросы
Основные вопросы, на которые необходимо ответить, следующие:
- Чем обусловлен интерес региональных городов России к брендинговым кампаниям?
- Какова роль брендинга в развитии города?
- Какую роль играют музеи в территориальном брендинге?
- Какие стратегии брендинга пользуются спросом?
- Какие наиболее интересные примеры участия музеев в брендинге региональных городов России?
Цель исследования
Цель исследования – описать роль музеев в брендинге региональных городов России.
Методы исследования
В основе методологии исследования лежит ценностный подход к музею как важнейшему элементу культурной, социальной и экономической жизни города, особой форме выражения городской идентичности. Авторы применили системный подход к проблеме городского брендинга, вызванного глобализацией; использовали методы анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для осмысления понятий бренд и брендинг города. Сравнительный метод позволил сравнить опыт различных музеев в брендировании российских городов.
Находки
Целевое использование бюджетных средств и разработка региональных целевых программ в сфере культуры в рамках децентрализации управления играют важную роль в реализации стратегии брендинга.
Ульяновская область стала одним из первых регионов России с собственным региональным брендом, разработанным в соответствии с правилами бренд-менеджмента. Разработан ведущим российским специалистом по территориальному брендингу Андреем Стасом в 2010 году; В основе бренда лежало представление об Ульяновске как авиационной столице России (Чиликова, 2011). Стремление города стать привлекательной туристической «дестинацией» стало причиной появления бренда (Ахметшина, 2015). Показателем развития города в культурно-творческой сфере стал статус «Культурной столицы СНГ» в рамках межгосударственной программы, направленной на расширение культурного обмена, сохранение историко-культурного наследия и увеличение турпотока. Попытка брендировать Ульяновскую область как «Родину Колобка» вылилась в создание под Ульяновском музея «Усадьба Колобка». Это привлекательное интерактивное место для семейного туризма.
Образы Ульяновска связаны с «легендарными личностями»: Карамзиным, Гончаровым, Пластовым. Правительство области поддерживает программы развития региональных музеев, продвигающих их имена, уделяя особое внимание выставочным проектам. В 2012 году на базе Историко-литературного музея им. Гончарова был создан Историко-мемориальный центр (Музей им. Гончарова). Главный бренд Ульяновска «УльяновскЛенинская родина» связан с Лениным. Его высокий потенциал нашел отражение в проекте «Музей СССР».
Международный культурный форум, ежегодно проходящий в Ульяновске, обсуждает опыт музеев в геобрендинге и такие стратегии развития музейных брендов. Стратегия «гений места» была успешно применена при создании музея им. Василий Зуев (миниатюрист фирмы Карла Фаберже) в г. Чердаклы Ульяновской области (МКФ Ульяновск, 2020). Музей участвует в областном конкурсе детского творчества, посвященном мастеру, проект арт-объекта – памятника художнику в виде большого пасхального яйца. Деятельность музея поддерживалась администрацией области и привлекала инвесторов.
Частный музей балалайки, открытый в Ульяновске в 2013 году, в настоящее время реализует сувенирную продукцию под брендом «Музей балалайки». Совместно с Балалаечной мануфактурой, созданной в 2015 году, музей разработал сувенирную балалайку с традиционной подписью, которая теперь поставляется на европейский рынок и идентифицирует Ульяновскую область.
Интересным примером является опыт Ненецкого автономного округа (НАО). Стратегии брендинга НАО предшествовало создание Ненецкого краеведческого музея в рамках целевой программы «Сохранение и развитие культуры в НАО на 2007–2010 годы». В новом, специализированном, красивом трехэтажном здании с большой площадью выставочных залов открыт сектор выставки-продажи творческих работ мастеров декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, фотографии, сувениров для популяризации культуры. НАО.
С 2011 года развитие музейно-туристского комплекса «Пустозерье» стало важным направлением целевых культурных программ НАО. Для популяризации Пустозерска одноименный музей-заповедник реализует специальные выставочные проекты (например, корабельная выставка «Пустозерск — первый российский город за Полярным кругом»). Сотрудники музея и волонтеры участвуют в проектах по созданию объектов туристической и музейной инфраструктуры вблизи объекта археологического наследия (проект «Аввакумовые пеннишки», тропа «Большое Пустозеро»). Также они участвуют в тематическом зонировании и реализации бренда в городской среде Нарьян-Мара (проект «Музей и этнографический дворик»).
Основные составляющие бренда «Ненецкий автономный округ – Североевропейская кладовая России», разработанного в 2011 году, символизируют коренное население, ненцев, заботу о жителях округа (кеты), традиционные промыслы (оленьи рога и рыбу ), добыча нефти и запасы воды (Трескин и Бормотов, 2012). Совместно с мэрией г. Нарьян-Мар с Международной Ассамблеей столиц и крупных городов СНГ проводится продвижение бренда «Нарьян-Мар – столица Российской Арктики». Ненецкий краеведческий музей – один из ключевых туристических объектов столицы НАО. Он играет важную роль в популяризации историко-культурного наследия региона, укрепляя при этом традиционные функции музея в сохранении наследия, образовательной, научной и коммуникационной сферах. Постоянный поиск новых музейных продуктов, стремление сформировать положительный имидж учреждения, увеличение количества экскурсий и лекций, новые методы сочетаются с расширенной исследовательской деятельностью. С 2013 года Департаментом культуры Ненецкого автономного округа принимаются меры по расширению выставочного обмена Ненецкого краеведческого музея: проведение выставок за счет фондов музея в других регионах России и за рубежом, привлечение выставок из других музеев.
Опыт Мышкина показывает, что даже небольшие города могут проводить эффективные брендинговые кампании, и музеи могут сыграть в этом процессе значительную роль, став центрами интереса. В литературе по городскому брендингу это явление называют «чудом» Мышкина, поскольку этот небольшой ничем не примечательный российский городок сумел стать туристическим, музейным центром, поселением с ярко выраженной индивидуальностью.
Мышкин — районный центр Ярославской области, расположенный на берегу реки Волги. В брендинге Мышкина важную роль сыграли два фактора – уникальные музеи, отражающие культурно-историческое своеобразие города, и его включение в план круизных маршрутов по Волге. С 19В 90-е годы все круизные лайнеры, курсирующие по Волге, заходили в порт Мышкин. Для того чтобы туристам было на что посмотреть, местные власти создали музеи. В 1991 году был открыт первый Музей мышей, в сборе этой коллекции участвовали видные представители русской культуры Булат Окуджав, Дмитрий Лихачев и другие. Сегодня в городе находятся Мышкины палаты, расположенные в старинном деревянном особняке, украшенном уникальной резьбой. Свою роль в популяризации города сыграли и оригинальные культурные мероприятия с «мышиной тематикой»: Год Мыши, объявленный в 1996, регулярные Мышиные фестивали и т. д.
В начале 2000-х были открыты и другие самобытные музеи с подчеркнуто провинциальной тематикой: Музей валенок, Музей льна, Музей живых промыслов, Музей мышкинских купцов, Музей Старая Мельница с интерактивной экспозицией «Сарайные мыши», расположенный в усадьбе купца Чистова, Музей мушкинского крестьянства и др. Есть картинная галерея и Мышкинский народный музей, рассказывающий об истории города. Всего в Мышкине 21 музей с населением 5488 человек (Городарус, 2020). Александр Чумиков назвал Мышкин провинциальной музейной столицей России (Чумиков и Труба, 2019).). Он также привел цифры, показывающие эффективность брендинга с использованием музейных ресурсов. В 1996 г. город посетило 5 тыс. человек; в 2002 г. было 50 тыс. туристов, а в 2019 г. – более 140 тыс. посетителей (Чумиков, Труба, 2019). Мышкин можно отнести к туристско-музейному феномену. Брендинговая кампания «Им Мышкин» была основана на особой айдентике, переданной через тематику музеев. По словам Андрея Стаса, Мышкин — один из первых примеров успешного городского брендинга в России (Визгалов, 2008). Ярким примером тематического брендинга стали творческий подход к брендингу небольшого волжского города, целенаправленное создание музеев, передающих его самобытность, круизных маршрутов.
Заключение
Растущая конкуренция и самостоятельность регионов и городов России, их растущий потенциал в развитии внешнеэкономических и культурных связей способствует широкому внедрению инициированной правительством административной модели территориального брендинга и последующему принятию другой модели, которая более характерен для городов, где флагманскому брендингу отдает предпочтение некоммерческий сектор.
В первом случае, который можно проиллюстрировать на примере Ульяновской области и Ненецкого автономного округа, важную роль в поддержке брендинговых стратегий городов и музеев играют региональные целевые программы. Региональные власти поддерживают программы развития музеев, создают новые музеи, увеличивают количество выставочных проектов и цифровых инноваций, расширяют зарубежные контакты музеев. Участвуя в развитии городского бренда, общественные музеи участвуют в развитии собственных брендов, часто описываемых как поиск образа, нового музейного продукта, индивидуальности в образовательной, рекреационной, информационной, коммуникационной ролях. Стремление получить доход от музейного бренда более характерно для частных музеев (Музей балалайки, Усадьба Колобок), положение которых остается шатким.
В Мышкине местные активисты продвигают бренд города, а музеи, основанные краеведами, стали центрами внимания. Данная гражданская модель показывает, что важнейшей стратегией брендинга является развитие музеев, увеличение количества туристических объектов, расширение спектра музейных услуг. Важными факторами успеха стали интерактивные программы, мероприятия (например, ежегодный Губернаторский фестиваль «Мышкин самоход»), тесное взаимодействие музеев и туристической сферы.
В современных условиях, когда в Мышкинском районе реализуются специальные муниципальные программы развития туризма и узнаваемость мышкинского туристического бренда связана с согласованностью подходов активистов из местной интеллигенции, администрации города, турфирм, прочного фундамента создается для государственной поддержки местных музеев. Региональные и муниципальные органы власти финансируют культурные мероприятия (конференции, фестивали и т.п.), проводимые музеями, и проекты, направленные на продвижение туристского продукта.
Ссылки
Ахметшина Э. Р. (2015). Региональный брендинг как условие консолидации регионального общества (на примере Ульяновской области). В кн.: Региональная дифференциация и консолидация социального пространства России (с. 447–454). Научный центр социально-экономического мониторинга.
Гнев, К. (2013). La Marque Museale. https://dumas.ccsd.cnrs.fr/file/index/docid/777927/filename/Anger_Cecile_-_La_marque_museale.pdf
Анхольт, С. (2006). Индекс городских брендов Anholt-GMI. Каким мир видит города мира. Брендинг места, 2 (1), 18–31.
Чиликова Л. (2011). Готов к взлету. Открытый регион, 28–31. Открыть region_2011_eng.pdf (ulregion.com)
Чумиков А. Н., Труба А. С. (2019). Малые города: брендинг как развитие реальных возможностей территории. В кн.: Малые города в социальном пространстве России (с. 486–502). ФНИСЦ РАН. https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=7751
Динни, К. (2011). Брендинг города: теория и примеры. Пэлгрейв Макмиллан.
Городарус (2020). город Мышкин. Мышкин Ярославской области РФ. gorodarus.ru
МКФ Ульяновск (2020). Международный культурный форум в Ульяновске — МКФ Ульяновск — 2020. Получено 16 июля 2021 г. с: https://forum.ulkul.ru
Каварацис, М., и Эшворт, Г. (2008). Местный маркетинг: как мы сюда попали и куда идем? Журнал управления местами и развития, 1 (2), 150–165.
Леви, М., и Жуйе, Дж. (2006). L’économie de l’immateriel – La croissance de demain, стр. 105–107. https://www.vie-publique.fr/sites/default/files/rapport/pdf/064000880.pdf
Лорд, Г. Д., и Бланкенберг, Н. (2015). Города, музеи и мягкая сила. Пресс-служба ААМ.
Регурд, М. (2018). Quand le musée devient une marque Commerciale – Mondes Sociaux. Получено 16 июля 2021 г. с https://sms.hypotheses.org/129.36
Соболева Е.С., Эпштейн М.З. (2015). Музейный брендинг: процесс и инструментарий. Известия Санкт-Петербургского государственного института культуры, 212, 93–100.
Соскин О. (2012). Роль городского брендинга в эпоху перемен. Институт трансформации общества.
Стигель, Дж., и Фриманн, С. (2006). Брендинг города: сплошь дым, огня нет? Nordicom Review, 27(2), 243–266.
Трескин В.Г., Бормотов Ш. С. (2012). Бренд Ненецкого автономного округа как евроарктической кладовой России. Арктика и Север., 6, 1–4. https://cyberleninka.ru/article/n/brend-nenetskogo-avtonomnogo-okruga-kak-evroarkticheskoy-kladovoy-rossii
Визгалов Д.В. (2008). Городской маркетинг: практика в поисках теории. Маркетинг в России и за рубежом, 3, 65–78.
Визгалов Д.В. (2011). Брендирование города. Институт экономики города.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.