Природные достопримечательности и богатства чечни: Природные достопримечательности Чеченской республики (75 фото) »

природные богатства, что посмотреть туристу, красивые места

Побывав в регионе, я поняла, что достопримечательности Чечни — это не только архитектурные постройки, но и окружающая природа. Республика славится своими горами, перевалами, а климатические условия позволяют приезжать сюда на отдых в любое время года.

Чечня — республика в составе Российской Федерации.

Содержание

  1. Главные достопримечательности Чеченской Республики: что можно посмотреть
  2. Какие места обязательно стоит посетить туристам
  3. Гора Амир-Корт
  4. Пик Комито
  5. Озеро Казеной-Ам
  6. Озеро Джалкинское
  7. Аргунское ущелье
  8. Аргунские водопады
  9. Грозненское море
  10. Ушкалойские башни
  11. Древний город Хой
  12. Музей «Донди-Юрт»
  13. Видеообзор

Главные достопримечательности Чеченской Республики: что можно посмотреть

Чеченская Республика впечатляет своим колоритом. Традиционная кухня и кавказское гостеприимство понравятся даже самым придирчивым туристам.

Древняя историческая мечеть, памятные горы и перевалы — все это можно увидеть, если приехать в Чечню. Регион богат растительностью, и живописные пейзажи на фоне скалистых гор удивляют величием и разнообразием.

Какие места обязательно стоит посетить туристам

Находясь в Чечне, я составила для себя список красивых мест, которые необходимо посетить каждому путешественнику. Приезжать в Республику лучше не на 1 день, поскольку осмотреть все интересные объекты не выйдет.

Гора Амир-Корт

Гора Амир-Корт расположена на правом берегу реки Ярыксу в Юртовском р-не Чеченской Республики. По легенде, место названо в честь мифического героя Амира (чеченского Прометея). Имя персонажа в переводе с арабского языка означает «покорный».

Гора Амир-Корт расположена в Чеченской Республике.

Однако это лишь легенда. Амир — распространенное арабское имя. Возможно, так звали одного из завоевателей.

Высота горы составляет 1061 м, она входит в число самых высоких на Кавказе. Амир-Корт находится и на территории Республики Дагестан.

Пик Комито

Гора Комито (или Датах-Корт) — вершина Чечни на границе с Грузией. Она находится в Шаройском р-не, на ней размещено множество населенных пунктов и аулов.

Пик Комито — горная вершина в Шаройском районе Чечни.

Высота горы достигает 4261 м, склоны покрыты ледниками и снегом. На Комито съезжаются туристы и любители крутых спусков, альпинисты и лыжники, а также просто любители подышать горным воздухом.

Озеро Казеной-Ам

Озеро Казеной-Ам считается бассейном Сулакского каньона. Часть водоема принадлежит Дагестанской Республике. Озеро отличается глубиной, некоторые ямы достигают 75 м. Длина водоема составляет 10 км, а ширина — 2 км. По одной из версий, Казеной-Ам возникло в результате землетрясения.

Казеной-Ам — крупнейшее озеро в горах.

Поскольку озеро располагается в живописных районах Чечни, оно привлекает туристов. Здесь часто проводятся спортивные мероприятия. В Чечню съезжаются спортсмены со всех регионов и из-за рубежа. Есть на озере условия и для массового отдыха, рыбной ловли.

Озеро Джалкинское

Джалкинское озеро является природным богатством региона и находится под охраной государства. Уникальность ему придает голубая вода, в которой небо отражается, словно в зеркале.

Озеро Джалкинское находится под охраной государства.

Водоем впервые открыт чеченскими учеными еще в начале XX в. Поскольку он расположен недалеко от поселка Гудермес, в котором происходили военные действия, про Джалкинское озеро узнали многие. Сам водоем отличается формой, узкий и неглубокий.

Аргунское ущелье

Высота гор Аргунского ущелья достигает местами 5000 м. Это природный заповедник.

Аргунское ущелье — природный заповедник.

На территории Аргунского ущелья сохранились памятники древней чеченской истории. В результате археологических раскопок обнаружены дома, глиняная посуда.

Во времена Кавказской войны ущелье приобрело статус недоступности, поскольку скалистая местность мешала продвижению солдат и машин. Красотой и надежностью Аргунское ущелье полюбилось самому Имаму Шамилю. Он благодарил горы заповедника за помощь в войне.

Аргунские водопады

Вода шумной струей стекает в лагуну с высоты 80 м. Водопад расположен на реке Шаро-Аргун. Каскады популярны и ценятся, поскольку рядом находятся залежи голубой глины, которая считается полезной и применяется в косметических целях. Природная достопримечательность скрывается за лиственными деревьями, поэтому издалека не просматривается.

Аргунские водопады — памятник природы.

Грозненское море

Водоем не является морем. Такое название получило местное Чернореченское водохранилище, которое искусственно создали посредством сооружения дамбы. Место быстро стало базой отдыха.

Грозненское море — водохранилище в Грозном.

Недалеко расположен большой фонтан, на который любуются жители Грозного. Рядом с водоемом находится турбаза для отдыхающих, есть много развлечений для детей.

Ушкалойские башни

Башни считаются достопримечательностью Чечни, находятся в Итум-Калинском районе и славятся своей историей.

По легенде, раньше в регионе проживало 2 народа:

  • шатой;
  • чантий.

Ушкалойские башни — достопримечательность Чечни.

Они не любили друг друга и постоянно делили земли. Чтобы избежать конфликта, построили 2 башни, и каждая сторона пропускала жителей другой территории за деньги. Позже конструкции стали укреплением и помогли в войнах.

Древний город Хой

Название «Хой» переводится как «Место обитания стражников». Это древний город, от которого остались руины. После отъезда жителей в 1944 г. населенный пункт опустел и стал заброшенным. Однако остались башни и каркасы домов.

Хой был городом стражников и мастеров.

Музей «Донди-Юрт»

Основан «Донди-Юрт» чемпионом по вольной борьбе Адамом Сатуевым. Спортсмен с детства мечтал создать музей для чеченского народа. Здесь можно найти предметы старины и быта населения, узнать много интересного об истории региона, посмотреть поделки, одежду и музыкальные инструменты. Это крупнейший музей, расположенный в горном ауле на окраине Урус-Мартана.

«Донди-Юрт» — частный музей в городе Урус-Мартан.

Видеообзор

Туроператор «Сокровища Кавказа» — ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

достопримечательности СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Северный Кавказ — это уникальное сочетание исторических и природных достопримечательностей, тысячелетних обычаев и традиций, древних городищ и современных курортов с целебными минеральными источниками и горнолыжными трассами с развитой инфраструктурой.

Отправляясь в поездку по Северному Кавказу, вы насладитесь знаменитым кавказским радушием, получите яркие впечатления и заряд позитивных эмоций, увидите самые красивые места Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Чечни, Дагестана, Кавказских Минеральных Вод. Достопримечательности Северного Кавказа доступны в любое время года, осталось только выбрать, с чего начать свое путешествие с туроператором «Сокровища Кавказа». Доверьтесь профессионалам в индустрии гостеприимства !

Республики Северного Кавказа

Карачаево-Черкесия

Более 80 процентов территории республики занимает горная местность, поэтому основную часть списка ее достопримечательностей составляют горы, ледники, ущелья, водопады и пещеры. Горнолыжные курорты с развитой инфраструктурой Архыз и Домбай давно пользуются большой популярностью у туристов.

В Карачаево-Черкесии причудливо переплетаются культуры разных народов. Здесь можно увидеть сохранившиеся до наших дней Сентинский и Шоанинский храмы, башни «Адиюх» и «Мамия-Кала», Хумаринское городище, посетить в Нижне-Архызском городище Зеленчукский храм, которому уже более тысячи лет, а в гроте хребта Мицешта прикоснуться к скале с уникальным изображением Спаса Нерукотворного – Лика Христа.

Кабардино-Балкария

Кабардино-Балкария – регион с большим туристическим потенциалом. Сюда едут кататься на горных лыжах и совершать восхождения на самую высокую вершину России и Европы — гору Эльбрус (5642 м). Особый интерес у туристов вызывает Нижнее Голубое озеро, которое является одним из самых глубоких в России. Своими лечебными свойствами известны термальные источники у села Аушигер, а также большое бессточное соленое озеро Тамбукан.

В республике много исторических памятников. В Баксанском ущелье расположен грот, где были найдены артефакты XII-V тысячелетий до н.э. Недалеко от Чегемских водопадов находится «город мертвых Эльтюбю». Комплекс сохранившихся здесь склепов относится к Средневековью.

Северная Осетия — Алания

Главные богатства республики – прекрасные природные пейзажи и старинные поселения, сохранившие особую энергетику. Цейское, Кармадонское, Куртатинское ущелья завораживают своей дикой красотой и привлекают любителей активного отдыха.

Чтобы познакомиться с историей Северной Осетии-Алании, нужно обязательно посетить Дзивгисскую скальную крепость, горные селения Цамад, Цымити и Лац, а также знаменитый некрополь Даргавс. Город из склепов, напоминающих маленькие домики с черными черепичными крышами, был построен во время эпидемии чумы в XVI веке. Аланский Успенский монастырь — самый высокогорный монастырь на территории России, он находится в поселке Хидикус на высоте 2000 м над уровнем моря.

ингушетия

Небольшая по размерам, но очень живописная республика Ингушетия расположена в северных районах Кавказа. Ущелья, водопады и заповедники – главные природные достопримечательности региона. Центром горнолыжного отдыха республики является курорт «Армхи». Здесь действует самая длинная в стране «лестница здоровья». Она насчитывает 1 780 ступеней и проходит по хвойному лесу с целебным воздухом.

В Ассинском ущелье прекрасно сохранился комплекс Эгикал, на территории которого находится около ста различных построек, высокие каменные башни, создающие неповторимую атмосферу. Одним из древнейших памятников исламской архитектуры на территории Северного Кавказа является мавзолей Борга-Каш.

Чечня

Древние замковые комплексы, красоты первозданной природы, ультрасовременные архитектурные сооружения – в Чечне есть все условия для развития активного и познавательного туризма.

Самым грандиозным сооружением в республике является мечеть «Сердце Чечни». Ее считают одной из крупнейших в России и Европе. Высота основного здания – 32 м, по периметру возвышаются четыре 63-метровых минарета, внутренняя отделка выполнена из белого мрамора. Самый крупный естественный водоем на Северном Кавказе тоже находится в Чечне, глубина озера Кезеной-Ам достигает 72 м. Большой популярностью у туристов пользуется уникальный город Хой, где сохранились древние постройки с петроглифами XI века

Дагестан

В Дагестане можно увидеть древние сооружения и мечети, родовые башни и памятники природы, среди которых — самый высокий на Северном Кавказе водопад Тобот, а также крупнейший песчаный бархан в Европе Сарыкум. Визитной карточкой региона считают Сулакский каньон. На протяжении 53-х километров ярко-бирюзовая река Сулак рассекает мощные слои известняков и песчаников, глубина каньона составляет 1920 метров, что превышает показатели одного из самых популярных каньонов мира в Колорадо.

В Дагестане находится один из древнейших городов России — Дербент, его основали еще в 438 году. До наших дней сохранилась главная часть Дербента — цитадель Нарын-Кала, она входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Города-курорты Кавказских Минеральных Вод

Пятигорск

Пятигорск — всемирно известный город-курорт, столица СКФО. Его лечебную базу составляют разные по химическому составу более 40 источников целебной воды. Здравницы Пятигорска специализируются на лечении заболеваний органов пищеварения и дыхания.

Памятники архитектуры – настоящее украшение Пятигорска. Академическая галерея, Китайская беседка, Ермоловские ванны, создающие особую атмосферу прошлого, заставят вас навсегда влюбиться в Пятигорск. По его улицам когда-то ходили Пушкин и Толстой, Шаляпин и Маяковский. Великий поэт Лермонтов трагически погиб здесь во время дуэли. В Пятигорске прекрасно сохранились лермонтовские места: беседка «Эолова Арфа», Грот Дианы, место дуэли.

Ессентуки

Ессентуки называют самым «минеральным» курортом на КМВ. Его минеральные источники являются эталонами соляно-щелочных целебных вод не только в России, но и за рубежом. «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17» стали своеобразной визитной карточкой этого города. В лечебных целях используется около 20 минеральных источников курорта, который специализируется на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени.

В городе сохранилось немало образцов архитектуры XIX – начала XX веков, среди них Ессентукская грязелечебница, особняк «Орлиное гнездо», Цандеровский институт механотерапии, музыкальная беседка «Рококо». Славятся Ессентуки и своими прекрасными парками.

Железноводск

Железноводск — самый маленький город КМВ. Горно-лесной климат этого места максимально приближен к условиям Средних Альп, поэтому Железноводск называют маленькой Швейцарией. Благодаря огромному естественному парку воздух в городе особенный, он насыщен фитонцидами и кислородом. Железноводск – главный «почечный» курорт России. Такую славу он получил из-за содержания в минеральной воде соли радия, радона, радиоактивных элементов ториевого ряда и железа.

Архитектурным символом Железноводска считается Пушкинская галерея. Она выполнена из конструкций из стекла и металла, как и Эйфелева башня в Париже. Восхищают своими видами Островские ванны и дворец Эмира Бухарского, созданные в мавританском стиле.

Кисловодск

Бальнеологический курорт Кисловодск является самым южным из группы городов КМВ. Его называют «солнечным оазисом», потому что в среднем за год количество ясных дней здесь составляет около 150. Здравницы города специализируются на лечении и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, болезней системы кровообращения и органов дыхания. Кисловодский национальный парк является одним из крупнейших в Европе.

Особую колоритность Кисловодску придают его многонациональность и наличие культурных и исторических объектов. В городе есть филармония – великолепный памятник архитектуры 19 века, старинный железнодорожный вокзал, Нарзанная галерея с бюветом минеральной воды, особняки, музей художника Ярошенко.

Чеченское общество и менталитет — Российская Федерация

Эмиль Сулейманов, спец.
в Пражский сторожевой пес

Происхождение чеченского народа

Чеченцы – один из древнейших коренных
этнические группы Кавказа. Они относятся к кавказско-балканскому типу
европеоидной расы. Язык у них чеченский, что вместе с
родственный язык соседнего ингушского народа образует так наз.
Вайнахская ветвь иберо-кавказской языковой группы.

Чеченцы называют себя «нохчо»;
кроме Чечни живут и в Хасавюртовском районе на западе
части Дагестана, в Ингушетии и в Ахметском районе северной
Грузия.

Самые ранние сохранившиеся упоминания о
предки сегодняшних чеченцев происходят из армян 7 века н.э.
География. Грузинские хроники 13-14 веков н.э. также
относятся к дзурдзукам, что было общим названием для всех вайнахских племен в
средневековая Грузия.

Общество и горская демократия

Жизнь в горах имела фундаментальное
влияние на формирование этнического менталитета народов
Кавказ. В первую очередь это сказалось на экономических отношениях. Гора
люди занимались земледельческим и скотоводческим хозяйством, не
приспособлены к любой форме принудительного труда. Горы давали чеченцам
пастбища для выпаса скота, а равнины использовались для возделывания
сельскохозяйственных культур. Оба эти вида ведения хозяйства должны были быть искусно
суммируются в течение года.

Из-за угрозы со стороны северных соседей
тюрко-татарские племена, чьи многолетние молниеносные набеги были направлены на кражу
скота и похищение людей с целью вымогательства выкупа, гор.
людям приходилось постоянно быть начеку.

По количеству и вооружению эти племена
часто были не лучше, чем чеченцы. Однако горцы
пришлось объединить силы, чтобы иметь возможность эффективно отбиваться от нападавших.
Если бы нападавшие были объективно сильнее, чеченцы двинулись бы
организованным путем из низменностей в труднодоступные горы на
на юг (т. е. в район, именуемый «Ичкерия», от тюрк.
выражение «ичкер» или «ичер», означающее «внутренний»
(земля)), откуда они наносили партизанские удары по оккупантам.

Отсюда чеченцы как и другие люди
Кавказа всегда считали горы убежищем,
убежище, где они могут чувствовать себя в полной безопасности. Сами чеченцы постепенно
переняли тактику тюрко-татарских набегов — внезапный молниеносный пуск
атака и столь же быстрое отступление в безопасные горы скорее
чем в северные степи.

Защита села — аулы

Горцы Кавказа постепенно
начали объединяться в группы постоянной обороны и их горные аулы
— «аулы» — были хорошо вооружены и укреплены. Каждый клан вайнахов
возводили в пределах своего аула так называемый родовой бастион – башню, в которой
участники могли укрыться от набегов местных или иностранных злоумышленников и
оказывать сопротивление во время осады в течение нескольких недель. Таким образом
жизнь и менталитет горцев существенно милитаризировались.
в повседневной борьбе за выживание, в суровых природных условиях
гор, а также столкнуться с неожиданными злоумышленниками.

Аулы имели тенденцию объединяться в более крупные
деревень с целью повышения их обороноспособности. Главная цель
этих так называемых свободных горских общин, населенных «узденями»
— жители с равными правами и обязанностями должны были защищать землю,
имущества и жизни членов общества. Как могла играть любая одиночная сабля
решающую роль в бою, с самого рождения все мальчики считались
быть будущими солдатами («джиггитами», от тюркских выражений
«джигит», «зигит», «игит» или «джигит»
— означает «смелый»), защитники своего клана и деревни. От
с самого начала они воспитывались в должной спартанской манере.

Нашествия Тамерлана и его влияние
на формирование общества

Чеченцы на протяжении всей своей истории
ни государство, ни король. Единственная исторически зафиксированная попытка Вайнаха
племен по установлению государственности закончилось трагически. Симсир 14 века
царство было сокрушено в кровопролитии войсками тюрко-татарского завоевателя
Тимур Ленк (Тамерлан) в конце века. Многие чеченцы отказались
уважать чужеземное правление и переселился в неприступные горы, откуда
они продолжали свою борьбу против Тамерлана. В отместку Тамерлан
провел ряд военных экспедиций, во время которых буквально утонул
Чеченские аулы в крови.

Вторжение Тамерлана имело решающее значение
на развитие чеченского общества, как и Чингисхана ранее,
в 13 веке. В результате эпидемий и массовых убийств число
жителей Чечни, по некоторым данным, сократилось втрое.
оценки. Большинство вайнахского населения переселилось в горы,
где они могли эффективно заниматься только животноводством. Разоренный
низменности впоследствии были постепенно заселены тюрко-татарскими кочевниками.

Феодальные столкновения

Находясь в соседнем Дагестане, Осетии,
Кабардинский, грузинские земли и азербайджанские ханства в 16 —
Ханы и князья XVIII века укрепили свою власть, развитие
чеченского общества пошло совсем по другому пути. Равнины
образ жизни некоторых северокавказских этносов способствовал интенсивному
развитие земледелия, что привело к усилению феодальных структур
и государство в обычном смысле этого слова. Общество этих этнических
группы постепенно становились все более и более дифференцированными.

С одной стороны богатство и привилегии
аристократии, а с другой — зависимость крестьян.
на феодальных землях углубился. Феодальные споры по земельным вопросам становились все более
общий. Они касались относительно узкого класса профессиональных солдат.
из отрядов феодалов. Крестьяне, как класс, составляющий
ядро этих этнических групп, все меньше и меньше желали участвовать
в этих столкновениях и жертвовать своей жизнью за чужие (феодалистские)
земельные участки.

Распад феодального общества и начало
горской демократии

В течение 15-18 вв.
процесс превращения первоначально феодальных обществ в демократические
общества шло среди тех чеченцев, которые переселились с равнин в
гор в 13-14 вв. Некоторые называют его
победа «крестьянской революции». Условия в
горы не подходили для феодального хозяйства. Вместо этого животноводство
получил широкое распространение. Таким образом, предпосылки для создания и развития
там отсутствовали феодальные отношения и феодальное государство. Свободная гора
общины играли ведущую роль в жизни чеченцев. Это так называемое
«горная демократия» прежде всего основывалась на семьях и кланах.

В связи с этим Ян Чеснов, действующий
Русский историк и этнолог пишет об укреплении горской демократии
после изгнания местных или иноземных (например, кабардинцев, кумыков, осетин,
аварцы — прим. авт.) аристократы; у рабочих это усилило чувство
человеческое достоинство, которое впоследствии легло в основу самобытного кавказского
склад ума. Таким образом, мы находим у простых крестьян и пастухов стандарты
поведение похоже на этикет аристократов. Этот «крестьянский аристократизм»
лежит в основе общеизвестных терминов «кавказец» и
«кавказскость».

Тухумы и тейпы

Горный характер ландшафта
Кавказа привели к значительной изоляции мест заселения
чеченцами. В ходе истории ряд независимых горных
сообщества формировались с минимальными взаимными связями. Это конкретно
Чечне, что общество стало дифференцироваться не по классу, как
дело чуть ли не во всем мире, а скорее по регионам в «тухумы»
(типа Урус-Мартановского или Шатойского тухумов, всего их было 13),
а по семейно-родовому принципу в так называемые «тейпы».

Тейп

Все население Чечни разделено
на тейпы, образованные отдельными семьями. Количество членов данного
тейп вообще зависит от его древности — в пределах самых старых тейпов, которые
обычно более уважаемы, степень родства скорее формальная
из-за постоянных миграционных процессов. С другой стороны, более молодые тейпы
часто состоит из людей из одной деревни, которые связаны между собой.

Тейпы подразделяются на более мелкие
«гарс» (ветви), а гарс в «некъе» (отчество
семьи). Время от времени некоторые гары или некие заявляли о себе
как тейпы, чтобы повысить свой статус. Таким образом количество
число тейпов выросло с 30 до 150 с середины 19 в.век.

Чеченские тейпы по сути нации
внутри нации. Члены тейпа поддерживают друг друга. Понятие тейповой чести
имеет особое значение. Тейп – защитник чеченской психики,
о чем свидетельствует традиционная чеченская поговорка: «Тейп – это
крепость адата (обычного или обычного права)».

Совет старейшин

У каждого клана есть свой высший орган —
совет старейшин. Совет обычно состоит из старейших и
наиболее уважаемые члены тейпа («аксаккалы» — буквально
белобородый» по-тюркски). Обычно речь идет о важных вопросах
относительно всего клана, такие как объявление войны, принятие решения о
время посева и др.

Конкурс на статус тейпа

Постоянный дух соперничества
между отдельными тейпами, вызывая значительную напряженность, которая была и
до сих пор используется иностранными державами. Сквозь военные набеги тейпа
участники будут демонстрировать свою храбрость и членам своего клана.
как члены других тейпов. Это объясняет различные колебания
социального статуса многих кланов.

Например, в пределах Энди аула
Аварский тухум Унсурилал считался иноземным, значит новый тухум
что еще не зарекомендовало себя. Тем не менее, со временем он стал одним из
самые уважаемые, потому что «его члены по роду
традиция имела репутацию бесстрашных героев; такой человек не мог
родиться или жить среди них, у кого будет хоть малейшее место даже для
малейшее чувство страха в его сердце». В результате повторяющихся
дерзкие набеги на соседние племена членов этой тухумской власти
всего клана вырос.

Статус старшего и когда-то бесстрашного
тухум Вагмаадул был понижен до «потомков неудачников» и
«бывшие кафиры (варвары)», потому что их бывший лидер
потерпел поражение от войск Тамерлана четыре века назад и был
позже вынужден принять ислам.

Остатки культа предков

В определенной степени некоторые элементы
языческий культ предков сохранился до настоящего времени
среди народов Кавказа. Чеченцы знают как минимум восемь поколений
своих предков и близких родственников, хотя среди мусульман и даже
менее у язычников никогда не было обычая записывать рождений и смертей
в мечетях.

Житель гор может обидеться, если
вы вспоминаете какой-то не особо почтенный поступок его прадеда.
Такие ситуации часто могут привести к конфликту. Точно так же он может гордиться
себя на какой-то зарегистрированной храбрости или мудрости своего предка, превознося
свои дела перед знакомыми. Таким образом он воспитывает чувство
гордости за своих детей.

Адат (обычное) право и кровная месть

На Кавказе не было государств
в традиционном смысле этого слова. Государственные органы зачастую просто
номинальное значение, поскольку их власть обычно распространялась только на место
правителя и не распространялись на труднодоступные горные районы.
Отсутствие государства подразумевало отсутствие государственного права или государственной власти.
Ислам и христианство если и распространились, то лишь в определенной степени.
из-за труднопроходимой местности, препятствующей любому контакту с внешним миром.
Хотя формально Чечня была мусульманской страной, нормы исламского
Законы (шариат) также не были в силе.

Свод норм и правил — адаты

Единственный закон, определивший рамки
взаимоотношений внутри общества был так называемый «адат».
(обычное право. За его соблюдением следили свободные горские общины.
и отдельные кланы. Эта ситуация представляет собой интересное явление:
Вопреки теории Гоббса о государстве и государственной власти общества
Кавказских гор смогли образоваться — без законов и исполнительной
в их традиционном понимании — четко определенный свод стандартов и правил
что предотвратило хаос в отношениях между отдельными членами сообщества.

В стране существовали законы самопомощи.
тейп или деревня, но прежде всего необходимость завоевать и сохранить уважение
и честь в глазах широкой публики. Хотя принцип кровной мести
был жестким, в данных условиях фактической анархии это было необходимым
механизм предотвращения хаоса и деспотизма.

Концепция чести

Свобода и честь традиционно
были самыми высокими ценностями у горцев Кавказа.
понятие «честь» воспринималось в очень широком смысле: человек
ожидал, что сдержит свое слово, поддержит свою семью материально, чтобы ее
члены могли вести достойную жизнь, но честь включала также независимость,
верная дружба, почти иррациональное мужество или, скорее, показное бесстрашие,
потрясающее гостеприимство, честность и правдивость, «чистота»
девушки и женщины и т.д.

Чеченское мужество

На Кавказе, где вряд ли возможно
кого угодно удивить отвагой, благодаря воспитанию чеченцев
всегда считались самыми смелыми. Они могут быть существенно охарактеризованы
как имеющий существенно сниженный инстинкт самосохранения, из-за
их глубоко развитое чувство человеческого достоинства. По характеристике
Чеченская пословица «Трудно быть чеченцем».

Гостеприимство

Народам Кавказа гостеприимство
является священным. В адатном праве он считался одним из высших принципов.
Во время чеченского восстания 1877 г. русские части под командованием генерала Смекалова
осадил мятежный чеченский аул Махкеты. Генерал Смекалов дал
совету старейшин ультиматум с просьбой сдать одну из
организаторы восстания по имени Умма, скрывавшаяся в ауле. В случае
им это не удалось, поэтому он пригрозил, что уничтожит всю деревню
со всеми его полями и имуществом, и либо стереть с лица земли всех жителей
или депортировать их в Турцию.

Старшие написали в ответ: «Генерал!
Вы можете требовать от людей все, что возможно. Вы наверняка знаете
как тяжело нам было бы расстаться с могилами наших отцов и
наша родная земля. Тем не менее, мы не можем отдать вам Умму. Умма
у нас в гостях» (Хроника чеченского восстания 1877, Терский сборник,
1-е издание, Владикавказ 1890, стр. 65-66). Таким образом, село было сожжено.
и большинство его жителей были убиты.

Власть

У чеченцев не было исторического опыта
с крепостным правом, у них никогда не было короля, редко были у них феодалы, и
их общество не подверглось дифференциации на классы. Они были
никогда не подчиняться никакой власти (власти), кроме добровольно признанной
власть уважаемых старейшин тейпа, добровольно избранного села или города
советы и общеобязательные нормы адатного права.

Страх стыда

Горцев не гнали
боязнь телесных наказаний со стороны плохо функционирующих или вовсе отсутствующих
«центральной» власти, а боязнью «опозорить»
их семьи и тейпа на случай, если в глазах общества они нарушили
строгими адатами, а также боязнью возможных негативных ответов со стороны
другие тейпы. Бейбулат Таймиев, чеченец, сопровождавший Пушкина на
свое путешествие в Эрзурум, был необычайно храбрым человеком. Тем не менее он бы
признаться поэту в своих постоянных страхах — будет ли его гость доволен,
не поведет ли себя неподобающе, обидев своего «кунака»
(гость, друг), или сможет ли он сдержать свое обещание. «Я
боюсь позора, поэтому я всегда на страже. Нет, я не смелый».

«Залог чести»

В некоторых случаях стыд падал не только на
определенного человека, но и всей его семьи. На случай, если позор был
серьезный характер часто не удавалось «смыть» за всю
десятилетия. В таких случаях жизнь преступника была невыносимой. Его
собственный тейп отлучил бы его от церкви, посадив вне закона, его дочь могла бы
никогда не женится, его сын будет жить в унижении, а его родители
лежать в могилах со стыдом.

Более того, жизнь в горах снаружи
развитая система взаимопомощи внутри общины была практически
невозможно. Поэтому многие горцы соблюдали так называемую «клятву
чести», хотя заранее знали, что это может стоить им жизни.
Если бы они оказались перед выбором либо позор для своей семьи
и клан или смерть, они обычно выбирали последнее.

Кровная месть

Любой клан, который был оскорблен в
определенным образом считал делом чести клана отомстить за обиду
должным образом. В случае, если речь идет о чести семьи или кого-либо из
его членов, в случае необходимости некоторые более сильные кланы были способны мобилизовать
бойцов даже больше, чем было у княжеских отрядов.

В северном горном Азербайджане и
в Дагестане до сих пор вспоминают, как члены «обиженных»
род простого пастуха или крестьянина, к дочери которого относились не совсем
деликатно правителем (т.е. не по адату), буквально истребил
всю ханскую когорту и семью. По меткому выражению Броневского
начала XIX века: «Много мелких тиранов в
Кавказе, но явного самодержавия нет» (С. М. Броневский (1763-1830),
автор «Новых географических и исторических известий».
о Кавказе).

Кровная месть вообще была объявлена
мужчин вовлеченной семьи, в особых случаях также мужчин всего
клан (обычно его молодые и одинокие члены — джиггиты). Захват земли,
смертельная травма, убийство или серьезное оскорбление могут служить поводом для объявления
кровная месть. В случае, если женщина или девушка были обесчещены, кровная месть
обычно объявлялся всем «опозоренным» кланом и это
был направлен против всех мужчин клана, нанесшего оскорбление. Это было
честь клана, о котором идет речь.

Кровная месть официально распространена на всех
родственники преступника мужского пола, на практике в их число входил только его отец,
его сыновья и, главным образом, его братья. Его достижение может быть расширено
вплоть до полной ликвидации одного из кланов. В Дагестане
аул Кадар одна такая кровная месть между двумя враждующими кланами затянулась
в течение почти 260 лет, с 17 века до 1860-х годов.

Леонтий Люлье, эксперт по условиям
на Кавказе, писал в середине 19го века: «Среди гор
людей кровная месть не является неконтролируемым постоянным чувством, таким как
вендетта среди корсиканцев. Это больше похоже на обязательство, наложенное
общественным мнением». Достаточно сказать, что в глазах
узденей «обиженный» человек не реабилитировался до
ему удалось осуществить месть.

Хотя традиция кровной мести постепенно
исчезли среди большинства этнических групп Кавказа в связи с социальными изменениями
последних десятилетий в горных районах Дагестана многие северные
области Грузии и Азербайджана, ряд республик северной
Кавказе, а по существу во всей Чечне и Ингушетии до сих пор сохраняется
так или иначе.

Кодекс поведения — горный этикет

В целях эффективного и своевременного предотвращения
кровная месть, особый комплекс правил и норм поведения, известный
как горский этикет, утвердился на Кавказе. Не соблюдая
иногда это могло иметь фатальные последствия. Чеченская версия горы
этикет называется «нохчалла» и отличается от подобных
этикет других кавказских этносов своей строгостью и аккуратностью.
Он основан на принципах самоограничения, трезвости и уважения
человек.

Нарушение этикета

Может считаться серьезным оскорблением
если, например, при встрече с другим человеком плюют на землю; или если
мужчина внезапно схватился за рукоять своего «кинжала» (кинжала) во время
разговор. Обнажение kinjaal во время спора или обращения с
Кавказская «папаха» (шапка) неуважительно эквивалентна
пощечины и считается кровавым преступлением.

Также говорят, что не рекомендуется
напиться на Кавказе. Вообще надо тщательно взвешивать
слова, мимика и жесты при разговоре о другом человеке
или его родственники, особенно родственницы женского пола, но также и его предки
и близких друзей. Среди мужчин более серьезные ругательства и нецензурные слова
немыслимы.

«Странное» поведение кавказцев

Различные представления о чести, укоренившиеся
в менталитетах кавказских и некавказских народов, а также их
Разный темперамент был причиной многих конфликтных ситуаций внутри
так и за Кавказом. Нередки случаи и у кавказцев
приезжает на заработки к примеру в Россию, а вместо того чтобы найти работу
«невольно» попал в тюрьму.

Словарный запас простых русских, часто
содержащие ругательства в сочетании с близкими родственниками другого
человек или довольно обычные ссылки на табуированные части тела, часто
воспринимается выходцами с Кавказа слишком буквально и обида часто
моментально «смывается» кровью. На основании такого отрицательного
опыта есть устоявшиеся представления о кавказцах как о потенциальных убийцах
и грубияны, непредсказуемые, агрессивные и тщеславные психи с мафиози
тенденции и непонятное, «странное» поведение.

Различия между горцами
и горожане

Весьма интересно, что даже в пределах
Кавказе есть довольно очевидная разница между выходцами из
горные районы, с их традиционным образом жизни и укоренившимися представлениями
чести и достоинства, и более толерантные «европеизированные» жители
городов и низин. Не зная достаточно хорошо менталитет
такого человека из горцев можно легко ненароком обидеть.

Как вариант, более консервативный человек
с гор может произнести неуместный комментарий, например, о
короткая юбка горожанки или про «несколько странных»
прическа мужа, и конфликт обеспечен.

Коллективная самооборона

У горцев при
конфликт отточенный веками механизм коллективной самозащиты,
отключается автоматически. Десятки родственников и односельчан вызываются из
аулы. Поэтому горцы считаются дерзкими, упрямыми,
и опасно. В низинах и городах местные жители предпочитают держаться на расстоянии
от них, если они не понимают их обычаев и привычек.

Заключение

При царизме и даже больше
так что в эпоху советской власти адаты были в значительной степени искоренены —
правила ислама в наши дни играют более формальную роль, горный этикет
исчезли, даже нормы советского права до сих пор часто
пренебрегают в горных районах, в то время как социальные различия стали
острее — особенно среди молодого поколения горцев. Однако,
культура насилия все еще сохраняется. Довольно часто приходится слышать
комментарий о том, что в настоящее время вместо закона адата действует закон джунглей
который правит на Кавказе.

(Т/Э)

Пражский сторожевой пес
© Пражская сторожевая собака

Некоторые видят золото в инвестициях в Чечню, но не все продаются

Рамзан Кадыров, поддерживаемый Кремлем глава Чечни, кажется, никогда не устает рассказывать всем, кто готов слушать, как много он сделал для нестабильного российского Северо-Кавказского региона .

Кадыров хвастается привлечением иностранных инвестиций в Чечню, большая часть которых поступает с Ближнего Востока.

Иностранные инвестиции в Чечню за 2016 и 2017 годы составили около 23 миллиардов рублей (около 400 миллионов долларов). Конкретно деньги пришли от семи компаний с Ближнего Востока, Китая и Южной Кореи.

Кадыров не одинок в восторге от деловых возможностей Чечни. Многонациональная консалтинговая фирма PwC также настроена оптимистично в отношении республики Северного Кавказа, , судя по недавнему исследовательскому отчету .

Аппетит Кадырова на иностранные инвестиции, похоже, не насытился. Глава Чечни рассчитывает на привлечение инвесторов из Германии в 2018 году9.0171 согласно опубликованным отчетам.

Как он сможет это осуществить, неясно, учитывая далеко не дружеские отношения чеченского лидера с Западом, который в целом критиковал жесткое правление Кадырова в Чечне.

Россия Программный директор Хьюман Райтс Вотч Таня Локшина, выступая перед комитетом Парламентской ассамблеи Совета Европы в январе 2016 г., заявила, что вот уже почти десятилетие , «с благословения Кремля, «Кадыров» неуклонно пытался искоренить все формы инакомыслия и постепенно установил тиранию в Чечне».

«Репрессии стали особенно ошеломляющими в последние два года, — сказала она тогда, — когда местные власти жестоко и всесторонне расправляются с критиками и всеми, чья полная лояльность Кадырову кажется им сомнительной».

Тем не менее, PwC видит «конкурентные преимущества», которые предлагает Чечня, включая изобилие сырья, возможности для туризма, хорошее транспортное сообщение, молодое и растущее население и низкие производственные затраты.

Аппетит чеченского лидера Рамзана Кадырова к иностранным инвестициям, похоже, не насытился.

Тем не менее, в то время как некоторые иностранцы продаются за чеченские инвестиции, многие из собственной богатой элиты Чечни, похоже, опасаются вкладывать свои деньги в республику.

Выступая на заседании правительства Чечни в 2009 году, Кадыров отметил, что только три человека — Абубакар Арсамаков, Вача Агаев и Руслан Байсаров — услышали его призыв к чеченской диаспоре принять активное участие в восстановлении Чечни. республика, пережившая две войны с Россией в 1990-х гг.

Лидер Чечни Рамзан Кадыров (справа) и чеченский строительный магнат Руслан Байсаров на презентации проекта горнолыжного курорта Ведучи в феврале 2013 года. Байсаров даже не присутствовал на торжественном открытии курорта в январе.

Перенесемся в 2018 год, и у нас возникнут вопросы о том, так ли оптимистичны эти трое в отношении Чечни, как когда-то.

Байсаров занимает 112 место в списке самых богатых людей России по версии журнала Forbes, его состояние оценивается в 900 миллионов долларов. У чеченского строительного магната хорошие отношения с Кадыровым. Якобы именно эти тесные связи побудили Байсарова вложить деньги в горнолыжный курорт в его родном городе Ведучи, , который недавно открылся с большой помпой . Однако с начала 2018 года в Чечне его не видели. Байсарова не было даже на торжественном открытии горнолыжного курорта в Ведучах. Комментаторы говорят, что еще слишком рано говорить о том, что его отодвинули в сторону, но его отсутствие вызывает вопросы.

Агаев, депутат Государственной Думы РФ , профинансировал строительство школы в Урус-Мартане, подняв свой имидж мецената. Он также заплатил из своего кармана для строительства исламского образовательного центра в селе Рошни-Чу, где он также раскошелился на строительство газопроводов. Их теплые отношения были таковы, что, как сообщается, сам Кадыров организовал в 2013 году в столице Чечни Грозном вечеринку по случаю дня рождения Агаева, когда ему исполнилось 60 лет:

Но в последнее время Агаев не появляется в Чечне, и его инвестиции там окутаны неопределенностью.

Арсамаков — председатель Московского индустриального банка. Он подружился с Кадыровым в 2007 году, когда чеченский лидер лично вмешался, чтобы помочь найти и освободить двух похищенных братьев Арсамакова. В 2010 году Арсамаков был награжден орденом Кадырова, высшей наградой Чечни. Он один из немногих чеченских магнатов, инвестирующих в Чечню. Большой торговый центр Grand Park был его детищем. Однако этот и другие бизнесы его были лишены кадыровским режимом.

Такой сценарий печально знаком в Чечне, говорят эксперты. Как только бизнес начинает превращаться из красного в зеленый, Кадыров и его ближайшее окружение набрасываются на , чтобы оттеснить его владельцев.

Другие чеченские бизнесмены, видимо, давно усвоили этот урок.

Хусейн Джабраилов, когда-то занимавший пост вице-премьера Чечни, однажды рассказал о своем намерении инвестировать в свою родину. На какое-то время дела совпали со словами, и Джабраилов вложил деньги в реконструкцию грозненского аэропорта. Но все изменилось , когда он был вытеснен со своего государственного поста в 2007 году. деньги в Чечню.

Муса Бажаев, владелец холдинговой компании Alliance Group, имеет состояние, оцениваемое примерно в 600 миллионов долларов, по данным Forbes . Он с самого начала воздерживался от инвестиций в Чечню. Кадыров раскритиковал Бажаева за то, что он не выделил обещанные 50 миллионов долларов на финансирование строительства областной больницы и школы в Урус-Мартане, а также других общественных проектов.

«Такие люди, как Бажаев, способны только пиарить себя, и, к сожалению, таких бизнесменов много», Кадыров сетовал в 2006 году. в республике, где он родился.

То же самое касается чеченского бизнесмена Малика Сайдуллаева , считающегося одним из самых богатых чеченцев с состоянием в 500 миллионов долларов, который не смог инвестировать ни в какие значимые проекты в Северо-Кавказской республике.

Покойный Саламбек Хаджиев , бывший министр в правительстве Чечни, также не имеет значительных инвестиций в Чечне.

Репутация или нет, но бизнес-элита Чечни по большей части, кажется, держится в стороне. Одним из исключений является Баха Агаев, состоятельный чеченец, который настроен оптимистично в отношении Чечни и имеет инвестиции в регионе.

Причина может быть проста. Ни для кого не секрет, что почти вся власть принятия решений в Чечне в значительной степени находится в руках одного человека: Кадырова. И, как и в других авторитарных режимах, инвестиции ненадежны и зависят от прихоти лидера.