Содержание
Отдых в Марии Эл. Все что нужно знать о Марии Эл:погода, карта, достопримечательности, отели
Как лучше спланировать маршрут
Национальный парк «Марий Чодра» и Кленовая гора
Визимбирь, Каменная гора и Марийская Швейцария
Козьмодемьянск
Богородице-Сергиева пустынь
Замок Шереметева в Юрино
Гора Аламнер
Озеро Морской глаз
Билеты в Йошкар-Олу
Йошкар-Ола, Россия
Марий Эл – это край озёр, родников и лесов, куда едут со всей
России поклонники экотуризма, рыбалки, спокойного отдыха на
природе. А благодаря яркой культуре марийского народа здесь активно
развивается этнографический туризм. Туристов привлекает «Марийская
Швейцария» около заказника «Каменная гора», феноменальное
озеро-колодец Морской Глаз, заповедные леса, богатые рыбой озёра и
целебные источники национального парка «Марий Чодра», живописность
Богородице-Сергиевой пустыни. В Козьмодемьянске, который стал
прообразом Васюков в «Двенадцати стульях», есть несколько
интересных музеев, а в Юрино путешественники могут остановиться на
ночлег в дворцово-парковом комплексе Шереметева.
Как лучше спланировать маршрут
К любой из популярных достопримечательностей Марий Эл можно
выезжать на один день, вечером возвращаясь в Йошкар-Олу. Вот пример
маршрута на неделю:
Понедельник. Поездка в Визимбирь («Марийскую
Швейцарию»).
Вторник. Козьмодемьянск (по понедельникам музеи в этом
городе не работают).
Среда. Поездка на одно из озёр «Марий Чорды» или к родникам
Кленовой горы.
Четверг. Замок Шереметево в Юрино.
Пятница. Богородице-Сергиева пустынь.
Суббота. Гора Аламнер.
Воскресенье. Озеро Морской Глаз.
В некоторых местах можно задержаться на несколько дней: в
Визимбире, санатории «Кленовая гора», Козьмодемьянске и Юрино.
Национальный парк «Марий Чодра» и Кленовая гора
Зачем люди едут туда?
«Марий Чодра» – живописное место с заповедными лесами, чистыми
реками и карстовыми озёрами, которые богаты рыбой. Именно озёра,
которые называют жемчужинами «Марийского леса», привлекают сюда
большинство туристов. Это отличные места и для пляжного отдыха, и
для рыбалки. Здесь ловятся щука, налим, лещ, линь, окуни и
караси.
Ещё одно популярное место в национальном парке –
бальнеологический санаторий «Кленовая гора» около одноименного
посёлка. Здесь много родников с минеральной водой, которую
применяют для лечения различных заболеваний. Самый известный
источник – Зелёный ключ, не замерзающий даже в сильные морозы: его
температура всего около 5 ◦ C
Как добраться
Территория парка начинается в 60 км от Йошкар-Олы.
Путешествовать лучше на автомобиле, чтобы без труда добраться до
заинтересовавших озёр. До Кленовой горы – 78 км.
Предпочитающие общественный транспорт обычно садятся на
электричку и едут до станции Илеть, которая находится в самом
сердце «Марий Чорды». Оттуда удобно начинать пешие походы в разных
направлениях. До Кленовой горы от Илети можно доехать на автобусе.
Санаторий для своих гостей организует трансфер.
Что делать на месте
Шагать по лесным тропам, купаться и загорать на берегах
карстовых озёр, рыбачить, пить воду из родников, дышать свежим
воздухом и укреплять здоровье.
Когда ехать
Высокий туристический сезон приходится на июнь–август. Осенью в
«Марий Чорду» едут, чтобы любоваться золотисто-красными пейзажами.
Любители зимней рыбалки приезжают на озёра и в холодный сезон.
Санаторий для лечения посещают круглый год.
Визимбирь, Каменная гора и Марийская Швейцария
Зачем люди едут туда?
Визимбирь – небольшая деревня в Марий Эл, ставшая центром
экологического туризма. Эту местность называют родниковым краем:
тут бьют исключительно чистые ключи, вода в них свежая и
прозрачная. Деревню окружают живописные холмы и луга, рядом
находится природный заказник «Каменная гора» с реликтовыми елями и
святым источником Казанской Божией Матери. Эту местность, идеально
подходящую для спокойного отдыха, часто называют Марийской
Швейцарией.
Как добраться
В Визимбирь из Йошкар-Олы обычно едут с автобусной экскурсией
или на автомобиле (по трассе 105 км). Экскурсии – это, как правило,
туры одного дня. Но в Марийской Швейцарии можно задержаться и
подольше: тут много гостевых домов и турбаз.
Что делать на месте
Самые популярные виды отдыха в Марийской Швейцарии – прогулки и
походы по лесам и лугам, знакомство с бытом и обрядами марийского
народа, поездки к природным достопримечательностям «Каменной горы»
и прозрачным ключам. Стоит также попариться в бане, построенной на
роднике: это одна из достопримечательностей Визимбири.
Когда ехать
Больше всего туристов в Марийской Швейцарии летом, но и зимой
сюда тоже приезжают – чтобы покататься на беговых лыжах и санках с
холмов, погреться у дровяной печи, восхититься видами заснеженной
природы.
Есть ли на месте какая-то особенная кухня?
Отдых в этой местности даёт отличную возможность познакомиться с
традиционными блюдами марийской кухни, приготовленными в печи.
Самое знаменитое из них – марийские блины: многослойные
(коман-мелна) и с картофельной начинкой (паренге-мелна). Популярны
также вареники-подкоголи с мясом, рыбой, грибами или ягодами,
сладкие уяча – золотистые колобки, кровяная колбаса сокта. К столу
подают алкогольный медовый пуро.
Сувениры
В Визимбири активно развиваются народные ремёсла. В числе самых
популярных покупок у туристов – изделия с национальной марийской
вышивкой.
Козьмодемьянск
Зачем люди едут туда?
Этот город стоит посетить как минимум по двум причинам:
во-первых, тут находится интерактивный этнографический музей,
знакомящий с культурой марийского народа, а во-вторых, именно
Козьмодемьянск выведен в «Двенадцати стульях» под названием Васюки.
Так что сюда едут приверженцы и этнографического, и литературного
туризма.
Как добраться
Дорога в Козьмодемьянск из Йошкар-Олы занимает около двух часов:
по трассе 120 км. Между городами регулярно курсируют автобусы.
Что делать на месте
Приехав в Козьмодемянск, стоит побывать в музее Остапа Бендера,
если будет время – зайти в музей купеческого быта и
художественно-исторический, который находится в старом особняке,
осмотреть собор Смоленской иконы Божией Матери XIX века и
Стрелецкую часовню – она была заложена ещё в 1697 году. А в
этнографическом музее путешественники попадают в атмосферу
старинной марийской деревни. В музее регулярно устраиваются игры,
обряды, театрализованные экскурсии. Много здесь и колоритных мест
для фотосессии. Особенно часто туристы фотографируются на фоне
Волги и ветряной мельницы.
Когда ехать
Музеи города работают круглогодично, хотя основной наплыв
туристов приходится на тёплые летние месяцы. Планируя поездку в
Козьмодемьянск, следует учесть, что в понедельник в местных музеях
выходной.
Есть ли на месте какая-то особенная кухня?
В этнографическом музее и в нескольких городских кафе можно
будет попробовать многослойные блины коман-мелна, похожие на
вареники подкоголи или сладкие колобки уяча – традиционные блюда
марийской кухни.
Сувениры
В Козьмодемьянске туристы часто покупают сувениры с портретом
Остапа Бендера, шахматы и этнографические сувениры – например,
горномарийскую вышивку и другие изделия народных промыслов.
Козьмодемьянск
Богородице-Сергиева пустынь
Зачем люди едут туда?
Это мужской монастырь, где собрано около ста православных
реликвий, что делает его важным центром паломнического туризма. Но
путешественники едут в Богородице-Сергиеву пустынь не только с
паломническими целями: тёмный деревянный храм украшает множество
небольших куполов-луковиц чёрного цвета с золотыми крестами, и эта
картина на фоне тайги смотрится очень живописно. А в монастырском
питомнике выращивают редкие хвойные растения и множество сортов
роз. Это место для тех, кто ценит красоту.
Как добраться
Монастырь стоит на берегу реки Рутка, практически в заповедном
месте – около заказника «Тогашевский». Ближайшая деревня – Большая
Памьялы – находится в пяти километрах. Удобнее всего ехать в
пустынь либо на автомобиле (101 км от Йошкар-Олы), либо вместе с
групповой экскурсией.
Что делать на месте
Приехав в Богородице-Сергиеву пустынь, вы сможете полюбоваться
на храм, удивляющий необычной палитрой: сочетание тёмных красок и
сусального золота выглядит контрастно и колоритно. А во время
экскурсии вам покажут питомник с редкими растениями и мастерскую,
где монахи пишут иконы и создают из дерева резные украшения. Многие
туристы направляются к святому источнику и купели – вода считается
целебной.
Когда ехать
Сюда приятно приезжать с май по сентябрь – розы в монастыре
цветут и в мае, и летом, и в начале осени. Впрочем, многим туристам
нравится Богородице-Сергиева пустынь зимой: тёмные стены и купола
ярко контрастируют с белым снегом.
Есть ли на месте какая-то особенная кухня?
Гости могут пообедать в монастырской трапезной. Если поездка не
придётся на пост, можно будет попробовать мёд с монастырской
пасеки.
Сувениры
В мастерской монастыря работают искусные резчики по дереву. Они
создают декоративные изделия не только для украшения храмов, но и
обычных домов. Также можно купить талантливо написанные иконы и
монастырский мёд.
Замок Шереметева в Юрино
Зачем люди едут туда?
Мало кто ожидает увидеть готические башни в Марий Эл, но они тут
есть: во дворце Шереметева, построенного в виде стилизованного
замка. Здание выглядит ярко и контрастно: терракотовые стены,
ярко-зелёная черепица, белая отделка. Замок создан в эклектическом
стиле: угадываются элементы готики, барокко, древнерусской
архитектуры.
В том же селе Юрино есть ещё одна архитектурная
достопримечательность: праздничная и колоритная, похожая на
расписной пряник, церковь Архангела Михаила. По цвету и отделке она
сочетается с Шереметьевским замком.
Как добраться
Расстояние по трассе от Йошкар-Олы до Юрино – 202 км. Несколько
раз в день в Юрино отправляются междугородние автобусы.
Что делать на месте
Прогуляться по дворцово-парковому ансамблю, осмотреть замок,
посмотреть на церковь Архангела Михаила и посетить Юринский
историко-художественный музей. В замке можно даже заночевать: часть
его превращена в отель. Для постояльцев проводятся особенные
экскурсии: ночные.
Когда ехать
Собираясь в Шереметевский замок, стоит изучить его афишу: здесь
часто проходят интересные мероприятия, фестивали и даже балы.
Сувениры
На память об экскурсии можно купить сумку-шопер или блокнот с
изображением Шереметевского замка.
Гора Аламнер
Зачем люди едут туда?
«Город на горе» – а именно так переводится название Аламнер –
популярное туристическое место в республике Марий Эл. Сюда едут
парапланеристы, реконструкторы и желающие понаблюдать за
археологическими раскопками. На горе, где в XI-XV веках стояло
окружённое крепостным валом городище, часто проводят фестивали и
реконструкторские мероприяти. А с вершины Аламнера открываются
отличный вид на Волгу, которая под горой разливается на 20
километров в ширину.
Как добраться
До деревни Важнангер, рядом с которой находится Аламнер,
добираться на общественном транспорте из Йошкар-Олы непросто:
потребуются пересадки. Как правило, туристы едут на автомобилях –
по трассе 150 км. По дороге вы пересечёте мост через Волгу – это
добавит впечатлений.
Что делать на месте
На Аламнере можно осматривать археологические раскопы и остатки
городища, заниматься треккингом, горным бегом или парапланеризмом.
Если же в момент вашего приезда здесь будет проводиться
средневековый фестиваль – вы сможете понаблюдать за битвами
рыцарей, стрельбой из лука и даже присоединиться к состязаниям.
Когда ехать
«Город на горе» наиболее популярен в летние месяцы. Главное
событие лета – августовский межрегиональный фестиваль исторической
реконструкции «Аламнер».
Есть ли на месте какая-то особенная кухня?
Если попадёте на фестиваль – сможете попробовать блюда,
приготовленные по средневековым рецептам.
Сувениры
Во время фестиваля «Аламнер» продают массу сувениров в
средневековом стиле: украшения, кружки, всевозможные
аксессуары.
Озеро Морской глаз
Зачем люди едут туда?
Это небольшое озеро привлекает туристов, которым интересны
природные феномены. Морской глаз похож по форме на яйцо, а цвет у
него – бирюзовый, насыщенный и яркий. Загадка озера в том, что вода
часто уходит под землю, и тогда Морской глаз становится похож на
глубокий скальный колодец. Марийское название подчёркивает эту
особенность: местные жители называют его Мӱшылъер, то есть «озером
в яме».
Как добраться
Морской Глаз находится на окраине деревни Шарибоксад, до которой
от Йошкар-Олы – 109 км по трассе А-295. Прямые автобусы туда не
ходят, но можно добраться с пересадкой, через посёлок Красный
Стекловар.
Что делать на месте
Подойти, соблюдая осторожность, к берегам Морского глаза и
сфотографировать либо бирюзовую воду, либо пересохший карстовый
провал. В 2022 году вода из озера практически полностью ушла в
подземные полости, восстановится ли её уровень в ближайшее время –
сказать сложно. Но, в любом случае, фотографии будут
впечатляющими.
Когда ехать
Лучше всего летом, в солнечный день. Не стоит ехать в Шарибоксад
в дождливую погоду, так как скользкие берега небезопасны.
Автора Татьяна Кигим
Билеты в Йошкар-Олу
Смотреть цены на отели в Йошкар-Оле.
Билеты Москва — Йошкар-Ола на поезд, самолёт, автобус.
Билеты Санкт-Петербург — Йошкар-Ола на самолёт.
Хотите дополнить путеводитель или нашли
ошибку? Напишите в комментариях ниже, что
стоило бы добавить, что уже поменялось в городе
(например, закрылся ресторан или открылся новый музей), что ещё
стоит увидеть и почему. Мы добавим это прямо
в путеводитель с вашим именем.
Озеро Карась в Марий Эл
Возраст озера Карась более 10 тысяч лет. О том, как образовался красивый природный объект есть несколько мнений. Немало существует легенд красивых с нотками романтики и жутких. Согласно проведенным исследованиям, образование водоема произошло под влиянием двух рек — Большая и Малая Кокшага. Они являются притоками Волги, которая проходит мимо хвойных и смешанных лесов. Полностью по республике Марий Эл протекает река Малая Кокшага. Именно на ней и находится знаменитая столица – Йошкар-Ола. Большая Кокшага протекает в Кировской области и впадает в Куйбышевское водохранилище. Бассейн данной реки является малозаселенным.
Встречаются небольшие села, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга. Внушительная доля территории принадлежит заповеднику Большая Кокшага. Таким образом, становится понятно, что образование водоема произошло под действием двух рек. Он находится как раз между ними. Но ближе расположена Малая Кокшага. Это крупнейшая водная артерия в республики. На протяжении длительного времени течение подмывало почву. Это привело к образованию небольшого провала в грунте. Так и появилось красивое и уютное место для отдыха.
Как добраться?
Сложностей с тем, как добраться до особенного места не будет. Вы легко сможете сориентироваться по карте. Самый удобный способ – это долететь до республики на самолете. В столице предусмотрен аэропорт. Далее, можно воспользоваться машиной или автобусом. Озеро находится в 23 км от Йошкар-Олы. По дороге к природному объекту вы сможете наслаждаться необыкновенной красоты природными пейзажами. Сам же водоем находится прямо в сосновом бору. Вы легко его узнаете по вытянутой форме и голубой глади.
История возникновения, происхождение, интересные факты
Водоем имеет карстовое происхождение. Понятие «карст» включает в себя различные явления, которые происходят в результате вымывания или процессов растворения различных пород. Там где приложила свою силу вода, появляются пустоты различной величины. Вода способствует видоизменению различных гипсовых пород. Благодаря подобным явлениям природы и появилось большинство зон отдыха.
Дно озера Карась состоит из кварцевого белого песка, периодически встречаются отложения водорослей. Максимальная глубина составляет 46 метров. Водоем имеет изящную, овальную форму, которая немного вытянута в южную сторону. Примечательно, что карстовые процессы продолжаются и по настоящее время. Рельеф продолжает меняться. Линия берега изменяется интенсивно. К примеру, за десять лет глубина изменилась, стала больше на 10,2 метра, а с юго-запада берег существенно уменьшился. Убывание продолжается и сегодня.
Каждый год берег становится меньше на 12 см с юго-запада и на 28 см с севера-востока. Такие процессы приводят к тому, что береговая линия превращается в песок. Ученые обеспокоены тем, что карстовые процессы не только не прекращаются, а наоборот становятся более выраженными. Сток и приток воды стал значительно больше. Порода размывается гораздо быстрее. Часто стали появляться воронки и пустоты.
Рядом стоящим зданиям угрожает опасность. Они могут быть в скором времени разрушены. Дело в том, что вокруг водоема имеется немало коттеджей, дачных домиков и баз отдыха. Сюда приезжают отдыхающие для того чтобы побыть наедине с природой и просто отлично провести время. Романтичное, умиротворенное место является заповедной зоной.
Приехать сюда может любой желающий. Однако просто так сюда не попасть, так как территория находится за ограждениями. Этот факт негативно расценивается со стороны общественности. По данному вопросу велось множество дискуссий. Но доступ по-прежнему является ограниченным. Рекомендуется заранее бронировать номер в гостинице. Это можно сделать при помощи электронной записи. Цены на проживание являются бюджетными. Для того чтобы оздоровить организм можно не преодолевать много километров. Все необходимые услуги находятся в 28 километрах от Йошкар-Олы.
Если вы находитесь в поиске тихого, уютного уголка для того чтобы весело, непринужденно и с комфортом отдохнуть в красивой местности, то озеро Карась непременно стоит рассмотреть. Природно-климатические условия отличаются уникальностью, а ландшафт завораживает. По этой причине на территории появились здравницы. Многие мечтают приобрести участок земли именно тут под строительство.
Здесь растет большое количество лекарственных трав. Это способствует тому, что воздух обогащается ионами кислорода и фитонцидами. Вода в водоеме является кристально чистой, поэтому, купаться и загорать здесь одно удовольствие. С берега вы сможете рассмотреть каждый камушек, который находится на глубине 8 метров. Согласитесь, что не каждый водоем сегодня может похвастаться таким преимуществом. Если отдыхать в таких условиях, то можно не только поучить настоящее эстетическое удовольствие, но и прекрасно отдохнуть, поправив свое здоровье.
На территории имеется две природные скважины, наполненные минеральной водой. Из них получают лечебно-столовую и минерализированную воду. Добыча производится с глубины 145 метров. С глубины 400 метров добывается морской рассол, который по свое консистенции схож с водой Черного моря. Неподалеку от озера вы сможете увидеть маленький поселок. Население – чуть более 130 человек. Большая доля жителей работают в санатории. Построено три многоквартирных дома. Вблизи есть небольшой выездной магазин. Первые житель поселка С. Т. Тулупове. Это героическая личность, участник финской и Великой Отечественной воны. Многие пенсионеры проживают здесь с периода основания села.
Загадочная легенда об озере
О том, как образовалось озеро, немало рассказывается и в легендах. Когда-то в деревушке жил парень и звали его Эпанай. Он отличался непростым характером и постоянно «вставлял всем палки в колеса». Жители его терпели до тех пор, пока он не украл лошадь. Такое злодеяние молодому человеку никто не захотел прощать. Тем более, что лошадь слишком много значила для хозяйства. И тогда население набросилось на него и чуть не убило. Помог бедняге местный старик по имени Акрей. Потом парень убежал в лес. Но на этом его темные дела не закончились. Отшельник занимался ограблением и убийством. Вскоре он разбогател и смог позволить себе различные блага. Но позже Эпанай захотел любви. Ему приглянулась дочка его спасителя Акрея. Разбойник выбрал не мирный способ завоевания красавицы. Он решил ее похитить и увезти в лес. Послал к дому разбойников, которые вернулись домой без девушки. Старик был умен и смог перехитрить недоброжелателей. Это обстоятельство Эпаная сильно разозлило. Он стал кричать, топать ногами. В этот момент произошло таинственное явление. Дом вместе с разбойником провалился под землю, а в котловине появилась вода. Озеро назвали Карасий. В честь девушки, в которую влюбился Эпанай.
Исследования озера
Водоем постоянно подвергался исследованиям. Первое исследование было проведено в 1906 году. Ученые М.Д. Рузский и Н.Н. Ступишин измерили геометрические параметры резервуара. Было выяснено, что объект имеет смешанный тип. Появился под действием атмосферного и грунтового питания. Часть вода из котлована уходит на испарения, а часть на родники. Температура воды является вполне комфортной для питания и составляет летом 24-27 градусов. В середине ноября водная гладь покрывает слоем льда. К концу декабря толщина льда достигает 15 сантиметров. В западной части можно проследить много углублений из-за ключей.
Отдельных диагностик уровневого режима никто не проводил. Колебание уровня воды, примерно, составляет 0,3-1 м. Весной наблюдается половодье. Летом и зимой межень.
Санаторий «Сосновый бор»
купить путевку в санаторий
Большое количество отдыхающих приезжают на водоем для того чтобы посетить санаторий «Сосновый бор». Комплекс находится в живописном районе, всего в 28 километрах от Йошкар-Олы. Причина популярности места – удивительное сочетание благоприятных природных, климатических условий и благородного ландшафта. Местность прекрасно подходит для оздоровлений. Воздух целебный, сосновый, а вода в водоеме кристально-чистая. Отдыхать здесь одно удовольствие. Санаторий характеризуется широким профилем. Здесь проводится лечение по таким направлениям, как кардиология, терапия, пульмонология, стоматология, педиатрия, неврология и другим.
Для лиц различных возрастов предлагаются всевозможные программы – здоровый сон, укрепление иммунитета, очищение организма. Лечебно — диагностическая база современная и включает в себя современную лабораторию, оборудование для УЗИ, ЭКГ, АД, диагностику на электрокардиографе. В скважине. На глубине 202 метров добывается минеральная вода, которая относится к категории лечебной. Практикуется грязелечение. Для терапии применяется грязь из месторождения под названием о. Большой Плиер. Она обогащена кальцием, магнием, сульфатами щелочной среды
рН 7,6.
Спектр медицинских услуг большой – соляные палаты, ЛФК, ингаляции, диеты, мануальная терапия, массаж, тепловые процедуры и т. д.
Стоимость путевки зависит от выбранных условий проживания. Все номера находятся в одном здании. Минимальный срок пребывания составляет неделю. Вы можете забронировать номер различного класса комфортности. Во всех номерах предусмотрены удобные кровати, телевизор, холодильник, санузел, современная мебель. В зависимости от индивидуальных запросов вы сможете подобрать верное решение. Сюда можно приехать на лечение или просто на отдых. Среди отдыхающих немало семейных пар, пенсионеров, молодежь тоже не проходит мимо загородного отдыха в санатории.
Питание характеризуется высоким уровнем качества. Меню для каждого подбирается с учетом заболевания. Питание организуется в уютной и просторной столовой с самообслуживанием.
Инфраструктура базы отдыха разнообразная. Помимо основных услуг отеля, каждый желающий может воспользоваться сауной, бассейном, баней, бильярдным помещением, кинозалом. Территория нередко бронируется для организации свадеб, юбилеев, годовщин. Предусмотрен просторный банкетный зал.
Процветает активный отдых. Ведь для этого созданы все необходимые условия. Можно поиграть в большой или малый теннис, баскетбол, волейбол. В качестве развлекательного досуга прекрасно подойдет танцевальная площадка и библиотека. А для малышей создан целый городок. Спортивно-туристическое оборудование предлагается на прокат.
Среди увеселительных мероприятий популярны дискотеки и тематические вечера, вечером большинство любит посещать кинозал. Автомобильная парковка гостям предоставляется бесплатно. Мобильная связь на территории ловит хорошо. Имеется доступ к интернету. Для его получения необходимо обратиться к администратору. Банкоматов нет. Поэтому, наличные необходимо брать с собой.
Озеро Карась республики Марий Эл – это ансамбль таких природных достопримечательностей, как кристально чистая вода, хвойный лес, минеральная вода. Все это способствует оздоровлению организма. Благодаря развитой инфраструктуре, у вас не останется время на скуку. Каждый день будет наполнен яркими и насыщенными событиями.
Большинство отдыхающих сюда предпочитают приезжать в летний период. Уже в середине мая здесь устанавливается теплая погода. Озеро является отличным решением для того, чтобы скоротать жаркие дни. На новогодние каникулы номера бронируются часто. Предлагаются интересные развлекательные программы.
Марий Эл — Academic Kids
From Academic Kids
В Википедии нет статьи с таким точным названием.
- Начать статью Марий Эл ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Mari_el&action=edit ) .
- Искать Марий Эл в других статьях.
- Ищите Мари эль в Викисловаре, нашем сестринском словарном проекте.
- Ищите Mari el в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.
- Если вы создали эту страницу за последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids. com:443/encyclopedia/index.php?title=Mari_el&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
- Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация
Академическое детское меню
- Искусство и культура
- Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
- Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
- Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
- Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
- Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
- Биографии ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Biographies )
- Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
- География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
- Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
- Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
- Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
- Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
- История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
- Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
- Средневековье ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
- Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
- Возрождение ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
- Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
- Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
- Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
- Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
- Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
- Наука ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Science )
- Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
- Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
- Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
- Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
- Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
- Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
- Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
- Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
- Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
- Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index. php/Anthropology )
- Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
- Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
- Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
- Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
- Космос и астрономия
- Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
- Планеты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
- Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
- штатов США ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/US_States )
Информация
- Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
- Свяжитесь с нами ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )
- Картинки ( http://classroomclipart.com )
Поиск
Ящик для инструментов
- Специальные страницы
Персональные инструменты
Марис | Encyclopedia.com
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАЗВАНИЯ: Черемис (бывшее)
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Республика Марий Эл Волго-Уральский регион России)
НАСЕЛЕНИЕ: 660 000
9000 5 ЯЗЫК: марийский; Русский; Татарин
РЕЛИГИЯ: Восточное православие, марийская коренная религия
ВВЕДЕНИЕ
Марии, ранее известные как черемисы, — финно-угорский народ, населяющий Среднее Поволжье в Российской Федерации. Они делятся на три группы — Хайленд, Низменность и Восточный Марис. Происхождение марийцев оспаривается, но мало кто сомневается, что они мигрировали на свою нынешнюю родину с запада. В хронике Иордана 6-го века он упоминает «сремнисканцев» как подданных остготов, и это, вероятно, ссылка на марийцев (то есть черемисов). В любом случае марийцы более позитивно идентифицируются в России Primary Chronicle (сборник истории XII века). В средневековый период марийцы были подвластны волжским болгарам-мусульманам, а позже были подданными Золотой Орды и Казанского ханства. Во времена конфликтов России с Казанским ханством, с которым они находились в непосредственной близости, марийцы разделились в своих лояльностях. Марийцы на западном берегу Волги — горские марийцы — давали войска русским, а низинные марийцы, находящиеся ближе к Казани, поддерживали татар. Низинные марийцы не только помогали защищать Казань в 1552 году, но и участвовали в ряде восстаний против русского владычества во второй половине XVI века.
В ответ на проводимую Россией политику христианизации многие марийцы покинули родину и в XVII-XVIII веках переселились на Урал и в Закамье на территории современного северного Башкортостана. Эти общины со временем стали известны как восточные марийцы. Помимо миграции, Марис иногда более решительно сопротивлялся политике России, и они активно участвовали в крупных казачьих и крестьянских восстаниях 18 века, в первую очередь в Пугачевском восстании 1770-х годов. В конце 1920 века марийцы особенно страдали от бедности, а 98% марийцев были сельскими жителями.
С наступлением революции 1917 года среди восточных марийцев возникло небольшое марийское национальное движение, но вскоре оно было подавлено большевиками. Однако в 1920-х годах Советы санкционировали создание Марийской автономной области, которая вскоре после этого стала Марийской Автономной Советской Социалистической Республикой (АССР), составной частью Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Однако в эту республику входили только горные и низинные марийцы; восточные марийцы остались в других юрисдикциях.
В советское время марийская автономия политически была фикцией, и только в эпоху перестройки (1985-91) марийская республика начала испытывать свою автономию. В это время марийская интеллигенция стала особенно активно требовать от правительства мер по усилению защиты марийской культуры, особенно в отношении марийского языка. Тем временем название Марийской АССР было официально изменено на Марий Эл, что означает «марийская земля». Однако среди марийцев не возникло серьезного движения за независимость, как среди некоторых их соседей, таких как татары.
РАСПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА
Согласно последним оценкам населения, в Российской Федерации проживает около 660 000 марийцев, примерно половина из которых проживает в Марий Эл. Наибольшую концентрацию марийцев за пределами Марий Эл составляют восточные марийцы, населяющие северный Башкортостан, а также Пермский и Екатеринбургский (бывший Свердловский) районы Уральских гор. Кроме того, крупные общины марийцев встречаются и в юрисдикциях, сопредельных с Марийской республикой, особенно в Вятском (бывшем Кировском) районе, Нижегородском (бывшем Горьковском) районе, Татарстане и Удмуртии.
Марийскую Республику разделяет река Волга. «Горная» сторона, соответствующая западному берегу, обладает лучшими сельскохозяйственными угодьями, и население там относительно плотное. Противоположный берег Волги, «низменная» сторона, составляет львиную долю территории республики, но эта территория покрыта очень густым вечнозеленым и березовым лесом, а большая часть земли заболочена. Поселения там намного реже, земля беднее, и большая часть традиционной экономики зависела от охоты, ловли и сбора лесных продуктов. Сама Марийская республика состоит из 23 200 квадратных километров (около 8,960 квадратных миль), а его столица — Йошкар-Ола (ранее Краснококшайск, а в царское время — Царевокшайск), расположенный на реке Кокшага. Климат прохладно-континентальный, со средней температурой января -13°С (4°F) и средней температурой июля 19°С (68°F).
ЯЗЫК
Марийский язык относится к поволжско-финской ветви финно-угорской языковой семьи. Он наиболее близок к мордовским языкам, но марийский и мордовский вовсе не взаимно понятны; Мари более отдаленно связан с финским и эстонским языками. Мари далее делится на два отдельных литературных языка, Хайленд Мари (курык марийский) и низинный марийский (олык марийский) , а правильнее было бы говорить о марийских языках, так как эти два языка вообще взаимно непонятны. На носителей низменного мари приходится примерно 90% говорящих на мари, в то время как на носителей горного марийского языка, насчитывающих всего 66 000 человек, приходится около 10%. Восточные марийцы говорят на одной из форм низинного диалекта, но их собственный диалект отличается большим количеством татарских заимствований. По советской переписи 1989 г., 80,9% марийцев считали себя свободно владеющими родным языком. Почти все марийцы свободно владеют русским языком, часто в ущерб марийцам. Среди восточных марийцев почти все прекрасно владеют как татарским, так и русским языком.
Марийские имена весьма разнообразны и включают в себя исконные марийские имена, а также русские и татарские имена. На самом деле исконно марийские имена относительно редки. Мужские имена коренных марийцев включают Кугерге (что означает старший сын) и Шумбат (суббота), а женские имена включают Изиудир (младшая дочь) и Унай.
ФОЛЬКЛОР
В первой половине 18 века большинство марийцев стали православными христианами, хотя большие общины марийцев, особенно восточные марийцы, так и не стали христианами и остались приверженцами исконной религии марийцев. В результате местные религиозные черты остаются важными элементами марийского фольклора даже среди марийцев-христиан. Марийцы сохранили множество мифов, особенно о духах-покровителях, таких как Султан Керемет, Акпатыр и Кугу Дженг. Марийцы почитают святыни, связанные с этими героями, которые, как говорят, были в прошлом лидерами марийцев, защищавшими их от иноземных завоевателей. Мифология марийцев, которая в одних случаях демонстрирует сильное христианское влияние, а в других — сильное влияние мусульман, включает в себя не только местные образы, такие как Джумо, верховный Бог, но и такие персонажи, как Шайтан (Дьявол), библейские и коранические пророки. Кроме того, марийцы сохранили богатую традицию песен, исторических легенд и других устных преданий.
РЕЛИГИЯ
Из всех народов Среднего Поволжья и, возможно, всей России марийцы наиболее успешно сохранили свою исконную религию, в то же время сопротивляясь давлению исламизации. Приверженность исконным религиозным традициям не только оказала глубокое влияние на фольклор и культурную жизнь марийцев в целом, но и осталась важным фактором в истории марийцев, а в настоящее время и в марийской политике.
В любом случае, большинство марийцев были обращены в восточное православие в первой половине 18 века, и сегодня примерно две трети религиозных марийцев являются православными христианами. Христианство особенно глубоко укоренилось среди горных марийцев, которые к началу XIX века все были христианами.век. Точно так же подавляющее большинство равнинных марийцев к началу XIX века также были христианами, хотя многие общины как формально, так и неформально сохранили свою исконную религию, которую они называли chi marla vera (подлинная марийская вера), в отличие от . рушла вера (русская вера) христианизированных марийцев. Наконец, подавляющее большинство восточных марийцев как в Башкортостане, так и на Урале остались стойкими приверженцами чи марла вера . В результате длительного контакта с татарами многие марийские общины, особенно равнинные марийцы, стали мусульманскими, но эти группы ассимилировались в татарское общество, а их потомки стали считать себя мусульманами и татарами, а не марийцами.
Исконная марийская религия находится в процессе трансформации с момента ее первого описания европейскими путешественниками в 18 веке. Тем не менее, некоторые фундаментальные черты сохраняются. В центре внимания марийской религии находится община, а ритуалы и приношения, характерные для марийской религии, направлены на сохранение здоровья и процветания общины. В результате обряды тесно связаны с земледельческим календарем, тем более что большинство марийцев сегодня остаются сельскими жителями. Ритуалы включают в себя принесение в жертву скота в священных рощах, чтобы духи защищали общину. Кроме того, особое внимание уделяется духам предков, которые считаются одними из самых важных сверхъестественных хранителей общества.
В последнее время исконная марийская религия стала политической силой благодаря созданию политической организации приверженцев чи марла вера . Эта организация под названием Ош Мари Чи Мари стремится узаконить исконную религию марийцев и, вопреки протестам Русской православной церкви, возродить ее.
БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ
Среди христианских марийцев самыми важными праздниками являются Кугече (Пасха) и Шорык йол (Рождество), которые включают церковные службы, молитвы и пиршества. Многие марийцы также отмечают Aga Pairem , фестиваль, обычно проводимый в июне после весеннего посева и отмечаемый подношением полевым духам, а также пирами, танцами и спортом, особенно скачками. Несмотря на религиозное происхождение этого праздника, многие марийцы отмечают его просто как национальный или этнический праздник. У восточных марийцев самым важным праздником является Küsoto Payrem . Обычно это включает в себя сбор нескольких деревень в течение двух- или трехдневного периода, и каждый день определенное количество животных предлагается духам для защиты сообщества. Марийцы, особенно в городах, отмечают и светские праздники Российского государства, в том числе Новый год (1 января), Первомай (1 мая) и День Победы (9 мая).).
РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА
Основные ритуалы жизненного цикла тесно связаны с исконно марийскими религиозными традициями. Среди марийцев-христиан крещение, естественно, является важным моментом в жизни ребенка, поскольку оно вводит ребенка в марийскую и христианскую общину. Традиционные марийские свадьбы, как правило, были сложными, и у каждой общины были свои традиции и свои варианты ритуалов. Часто жених или его семья платили выкуп за невесту семье невесты, и невеста переезжала к своему мужу или родственникам мужа. Несмотря на то, что невесте было трудно покинуть свой дом, свадьбы обычно были праздничными и включали много пиршеств и выпивки. Сегодня традиционные свадьбы стали редкостью в пользу более простых гражданских свадеб в советском стиле.
Погребальные обряды и поминальные пиршества, пожалуй, наименее изменились за советский период, потому что они так тесно связаны с почитанием предков, которое занимает центральное место в религиозной жизни марийцев. Традиционно марийские погребальные обряды включали помещение в могилу погребального инвентаря (например, продуктов питания, предметов домашнего обихода, инструментов и т. д.). Эта практика редко встречается среди марийцев-христиан, но все еще встречается среди марийцев-нехристиан. Кроме обряда погребения, по умершим обычно устраиваются поминки, особенно на 3-й, 7-й и особенно 40-й день после смерти. Трапеза 40-го дня называется nylle на марийском языке. Восточные марийцы верят, что на 3-й день душа умершего уходит из дома на кладбище. На 40-й день душу ведут обратно в дом, предлагая ей водку, блины и яйца, а семья возносит молитвы о том, чтобы усопшего отпустили в землю предков. Среди христианских хайлендских марийцев nylle наблюдают, когда семья читает молитвы, зажигает свечи и устраивает пир в честь души умершего.
МЕЖЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Мари обычно приветствуют друг друга словами « salam lijzhe », и обычно обмениваются рукопожатием или объятиями. Гостей, особенно издалека, обычно уважают и почитают. Гостеприимство считается важной обязанностью среди марийцев.
В традиционной марийской жизни молодежь общалась во время определенных праздников, свиданий в современном понимании этого термина не было; скорее, матчи обычно устраивались через сватов или родителей. В наше время эти обычаи в значительной степени подорваны, особенно в городских районах.
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ
Традиционно уровень жизни марийцев был низким. Марийские общины были отдаленными и часто страдали от бедности, а также от периодических голода и эпидемий, в том числе на протяжении большей части советского периода. В настоящее время марийская сельская бедность продолжает оставаться проблемой, а условия жизни в сельской местности в целом неудовлетворительны, в то время как в городах они несколько лучше. В сельской местности дома марийцев, как правило, строят из дерева, мха и глины. В домах обычно две-три комнаты, а вокруг дома обычно есть различные хозяйственные постройки, такие как амбары, амбары, бани. В таких марийских домах обычно есть электричество, но почти никогда не бывает водопровода. Воду обычно берут из колодцев, коммунальных насосов или близлежащих ручьев. Дома отапливаются дровами, а в центре каждого дома стоит большая кирпичная или глиняная печь, выполняющая функции топки, печи и духовки. Мари в сельской местности обычно имеют свою птицу, домашний скот и сады, и большая часть их пищи поступает из этих источников. В городских районах марийцы обычно живут в небольших квартирах, где есть водопровод и электричество, но, как и во всем бывшем Советском Союзе, нехватка квартир является серьезной проблемой.
В городских районах медицинская помощь обычно доступна, хотя ее качество может сильно различаться. В сельской местности, особенно в отдаленных районах, доступ к медицинскому обслуживанию может быть затруднен, если вообще отсутствует. Как в сельской, так и в городской местности марийцы по-прежнему используют травяную медицину и народных целителей, а марийская народная медицина иногда может быть одновременно эффективной и изощренной.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Традиционные марийские семьи были большими и объединялись в расширенные семьи. Как такового формального родового или родоплеменного строя, как это было у соседей марийцев, удмуртов и башкир, не существовало. Однако марийцы действительно образовывали группы расширенных семей, происходящих от общих предков. Эти «кланы» и расширенные семьи содержали небольшие святилища для духов своих предков, куда члены семьи ходили и молились индивидуально или коллективно. Сегодня марийские семьи небольшие и обычно состоят из одного-двух детей.
В традиционном марийском обществе большая часть сельскохозяйственных работ ложилась на плечи женщин, в дополнение к их обязанностям по воспитанию детей и дому. Браки обычно устраивали сваты, выступавшие в качестве посредников для родителей, и жених или его родители были обязаны заплатить выкуп за невесту семье невесты. После свадьбы невеста переезжала к мужу, поэтому была вынуждена покинуть свою семью и деревню.
ОДЕЖДА
Мари традиционно ткали одежду и шили одежду. Одежда марийцев, особенно летом, шилась из льна и была обычно белого цвета. Зимой марийцы носили одежду из шерсти и вывернутой овчины. В прошлом восточные марийцы часто одевались по-татарски, в длинные халаты на пуговицах и мусульманские тюбетейки. Женская традиционная одежда была сложной, обычно из белого льна с обширной вышивкой. Традиционная одежда все еще в некоторой степени носится, особенно в деревнях восточных марийцев, где женщины все еще могут носить традиционные марийские головные уборы. Однако сегодня большинство марийцев носят одежду, типичную для современного российского общества в целом.
ЕДА
Традиционная диета марийцев состояла из злаков и овощей, дополненных мясом (особенно птицей и свининой), рыбой и лесными продуктами, такими как ягоды и мед. Основными продуктами питания Мариса являются ржаной хлеб, крупы и молоко. В последнее время важной продовольственной культурой является картофель, который выращивают как в сельской местности, так и на дачных огородах горожан. Напитки включают чай и водку, а также домашние алкогольные напитки, такие как пиво.
Марийская кухня традиционно готовилась в железных котлах на большой кирпичной печи, расположенной посреди дома. Столовые приборы (особенно ложки, чашки и тарелки) вырезались из дерева. Обычно есть три приема пищи в день, причем основной прием пищи приходится на раннее послеобеденное время.
ОБРАЗОВАНИЕ
Сегодня уровень грамотности среди марийцев очень высок и почти повсеместен. Перед Великой Отечественной войной и особенно в досоветское время неграмотность среди марийцев была высока, особенно среди равнинных и восточных марийцев и вообще среди марийских женщин. Такой высокий уровень неграмотности был результатом нескольких факторов, в том числе удаленности и изоляции многих марийских поселений и того факта, что марийский литературный язык был развит лишь незначительно. Существовавшие в досоветские времена школы в основном находились в ведении русских православных миссионеров и были наиболее многочисленны среди горских марийцев. Восточные марийцы, среди которых присутствие русских миссионеров было очень низким, имели лишь ограниченный доступ к исламскому образованию, предлагаемому их соседями-татарами, и в этих районах марийцы нередко использовали татарский в качестве литературного языка.
В советский период, и особенно после Второй мировой войны, образование стало более доступным среди марийцев, хотя большая часть этого образования использовалась в качестве языка обучения на русском языке, что ускорило ассимиляцию марийцев в российское общество и русскую культуру. В это время марийцам стало доступно и высшее образование, что привело к развитию немногочисленной марийской интеллигенции.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
До 1917 года письменной марийской литературы практически не было, за исключением переводов Библии и другой религиозной литературы, переведенной с русского языка. Формальное создание советской марийской интеллигенции привело к созданию марийской литературы, включавшей как публицистическую прозу, так и художественную литературу, а также поэзию и, в ограниченной степени, драму. С момента появления , перестройка и развал СССР, марийские писатели получили возможность открыто обсуждать национальные и социальные проблемы.
ТРУД
В традиционной марийской жизни труд был организован в некоторой степени по родовому и расширенному родовому принципу. Однако с насильственной коллективизацией марийского крестьянства в 1930-х годах эта родственная структура труда была заменена организованной государством коллективной системой, которая по существу остается в силе и сегодня.
СПОРТ
В прошлом марийские религиозные праздники включали в себя спортивные соревнования, такие как скачки и борьба, и в некоторой степени это сохраняется и сегодня. Помимо этих традиционных видов спорта, хоккей и футбол являются основными развлекательными видами спорта среди молодежи и основными зрелищными видами спорта среди населения в целом.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ
Религиозные праздники, свадьбы и другие собрания были важным источником развлечений и отдыха в традиционной марийской жизни. Сегодня телевидение и кино являются важными источниками развлечений.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ
Так как мари населяют густые леса, они особенно искусны в обработке дерева, особенно в резьбе по дереву. Популярным хобби в сельской местности является пчеловодство, которое также является важным дополнительным видом экономической деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которыми сегодня сталкиваются марийцы, является алкоголизм, который свирепствует, особенно в сельской местности, где мало возможностей для отдыха. Алкоголизм распространен как среди мужчин, так и среди женщин. Алкоголь легко доступен в магазинах, а также готовится в домашних условиях. На марийское общество также негативно влияют безработица и низкая заработная плата, характерные для нынешнего общего экономического кризиса в России в XIX веке. 90-е годы. С 2000 года экономические условия в некоторой степени улучшились, хотя бедность в сельской местности остается серьезной проблемой.
ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
В традиционном марийском обществе, особенно до Второй мировой войны, женщины и мужчины имели четкое разделение социальных, экономических и религиозных ролей. Женщины в основном отвечали за воспитание детей, домашние обязанности и часть сельскохозяйственного производства. До 1940-х годов марийские женщины имели лишь самый ограниченный доступ к образованию, в результате грамотность среди марийских женщин была крайне редкой. Вторая мировая война привела большое количество марийских женщин на промышленную и городскую рабочую силу, а также в советскую систему образования, после чего они в основном остались в рабочей силе, сохранив при этом свои традиционные роли в воспитании детей и домашних обязанностях. Их ограниченный доступ к образованию также сделал марийских женщин особенно культурно консервативными, особенно в отношении использования родного языка и религиозной деятельности. Некоторые религиозные обряды исключали мужчин или женщин, но в целом именно женщины сохраняли религиозные обряды и обряды, несмотря на официальное антирелигиозное давление со стороны властей в советское время. С 1991 Марийские женщины в основном сохранили доступ к образованию.
БИБЛИОГРАФИЯ
Франк, Аллен. «Традиционная религия в Волго-Уральском регионе: 1960-1987 гг.». Урало-Алтайский журнал 63 (1991): 167–184.
––– «Марийские языковые источники по марийской религиозной практике советского периода». Ежегодник евразийских исследований 66 (1994): 77–87.
Лаллукка, Сеппо. Восточно-финские меньшинства в Советском Союзе: оценка эрозионных тенденций. Хельсинки: Suomalainentiedeakatemia, 1990.
–––. От беглых крестьян к диаспоре: восточные марийцы в царской и федеративной России. Helsinki: Suomalainentieeakatemia, 2003.
Сануков К. Н. Проблемы истории и возрождения финно-угорских народов России. Йошкар-Ола, 1994.