Содержание
Прага глазами пары подруг | Архитектура. Архитектура и строительство. Статьи о недвижимости, строительстве и ремонте. СИБДОМ
Не очень многонаселённая Чехия выступает в числе туристических фаворитов европейского туризма, а её столица Прага входит в десятку красивейших городов и шестёрку наиболее посещаемых столиц Европы. Причин такой любви много: живописная природа, мягкий климат, радушное население, вкусное пиво и, конечно же, культурно исторические достопримечательности.
В Прагу на прогулку
Свежайшими впечатлениями от посещения Чехии с нами поделились очаровательные сотрудницы департамента архитектуры и градостроительства городской администрации — Галина Голубь и Людмила Старостина. Они посетили Прагу в июне, побывав там впервые, но не в последний раз — ведь недели на детальное знакомство с дивным городом, входящим в десятку красивейших в мире, явно недостаточно.
Поскольку выбранный отель расположился в исторической части города, знакомство с Прагой носило в основном характер пеших прогулок. Необходимости пользоваться транспортом практически не возникало, хотя знакомство с пражским метрополитеном состоялось. Метро, построенное в чешской столице, очень скромное в сравнении с московским — и в плане разветвлённости, и в части интерьерного оформления. Всего три пересекающихся ветки с неглубоким залеганием и скромным убранством — это, прежде всего, не подземные дворцы, а транспорт. Вся красота разместилась сверху, к тому же выяснилось, что гостиница расположена в пятнадцати минутах неспешной ходьбы от Карлова моста. А вообще в Праге развито транспортное сообщение — трамваи, автобусы, метро, такси. Снуют по Влтаве речные трамвайчики — с них очень удобно любоваться проплывающими рукотворными и ландшафтными красотами. Нет в Праге только троллейбусов — в 1972 году, во время строительства метрополитена, их убрали с пражских улиц. В городе действует весьма мудрёная система оплаты, с какими то взаимовычетами и бонусами. Не было ни времени, ни нужды вникать в эти премудрости.
Прагматический подход
Экономическое процветание чешской столицы обеспечивает туризм, а вся прочая индустрия, насаждавшаяся в городе в годы социалистического прошлого, выведена за пределы Праги — в соседние городки. При этом вынос промышленных предприятий состоялся ко всеобщему благу и взаимовыгодному согласию: специалисты переехали на новые места работы на очень привлекательных условиях, окрестные города получили новые рабочие места и источники доходов, а пражане — чистый воздух и индустриально не тронутый ландшафт. В этом заключён здоровый прагматизм, построенный на использовании главного и очень прибыльного местного ресурса — аутентичной средневековой городской среды. Ведь при численности горожан около миллиона человек Прага ежедневно принимает в семь раз большее число туристов!
По данным Всемирной туристической организации, Прага занимает шестое место по посещаемости туристами — после Парижа, Лондона, Рима, Мадрида и Барселоны. И это при том, что население Праги во много раз уступает перечисленным столицам — её населяют около миллиона ста тысяч горожан. Туристам есть где остановиться — город изобилует пяти , четырёх и трёхзвёздными гостиницами, расположенными как в историческом центре, так и в вынесенных за его пределы туристических комплексах. Есть здесь где и что поесть и попить — в городе масса ресторанчиков и баров, чешская кухня сытна и недорога, а местное пиво остаётся непревзойдённым по вкусовым качествам. Ну и конечно, в Праге есть что посмотреть.
Пражеский корпус
Градостроительный корпус или тело Праги формировался на протяжении многих веков, что не могло сказаться на его конституции. Внешняя целостность Праги и однородность её застройки не означает, что все здания построены в одном стилевом направлении. Конечно, готика наиболее выпукла своими островерхими башнями и увенчанными шпилями соборами — она и ощущается главенствующей в пражской архитектуре. Однако с течением времени и переменами строительной моды город дополняется зданиями в ином архитектурном стиле и в соответствии со вкусами правителей.
Прелести и неудобства жизни в центре
Если в крупных российских городах центр — это VIP зона, то в историческом центре Праги проживают сплошь одни старики, и им не позавидуешь. Дело в том, что охранная грамота ЮНЕСКО распространяется не только на внешний облик зданий, но и на интерьер со всей начинкой. Там без специального разрешения гвоздь в стенку вбить нельзя, не говоря уже про установку стеклопакетов и прочих технологических удобств. Всё настолько описано и прописано, вплоть до поклейки обоев, что без согласования даже покрасить стену иной краской нельзя. Ответственно и нелегко, как выяснилось, обитать в историческом центре Праги.
Сложилось впечатление, что в старых домах Праги даже отопление только печное, но нигде не видно ни дровяных сараев, ни куч угля, никаких подсобных и складских помещений — всё чисто и прибрано. Ощущение, как на площадке киностудии, словно ничего здесь в бытовых нуждах не используется — будто попадаешь в сказку или в эпизод исторического фильма с настоящими предметными декорациями.
От центра до окраин
Итак, вся пражская застройка выглядит очень гармоничной. В центре преобладает средневековая готика, вкрапления барокко или модерна мягко вписаны в городскую ткань, а никаких более поздних стилей, тем более многоэтажек, вовсе нет. Даже выстроенные на окраинах коттеджи не выбиваются из общего стиля и цветовой гаммы, перекликаясь со стариной черепичными кровлями и силуэтами проёмов. Естественно, что большая часть горожан проживает не в самом центре, а в отдалённых от него спальных районах и пригородах. Здесь же частично развёрнута отельно туристическая инфраструктура.
Несмотря на то, что общая площадь территории Праги составляет почти пятьсот квадратных километров, занятая под застройку площадь насчитывает всего около пятидесяти. Потому город нельзя назвать сверхурбанизированным, да и непозволительно здесь уплотнительное или высотное строительство — историческая часть города внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и объявлена своего рода архитектурным заповедником, музеем под открытым небом. На реставрацию и поддержание облика исторических зданий эта организация выделяет немалые средства. Ещё большие приносят потоки туристов, жаждущих лицезреть красоты старой Праги.
Пражская сказка
Рельеф местности холмистый по периметру города и плоский в речной долине, причём один из берегов Влтавы выше другого — примерно как берега Енисея в Красноярске. Старая часть города — Пражский Град — находится на холме, как всякая средневековая крепость. Оттуда город начинался и строился в направлении реки, обживая долину и одевая камнем её берега, связывая их мостами и застраивая домами. Вся старина в Праге действующая — её буквально можно ощутить глазами и ладонями — можно зайти и посмотреть в любой дом, конечно, с вежливого разрешения хозяев или охранников. В Пражском Граде несут службу караулы ряженных в старомодные одежды гвардейцев, и всё вокруг — дома, лавочки, харчевни — воссоздает атмосферу средневекового города, населённого мирными и приветливыми людьми. Чехи — очень миролюбивый народ, и поговаривают, что Прага сохранила свой облик нетронутым оттого, что её всегда сдавали без боя. Так удалось избежать разрушений, бомбардировок и обстрелов. Чехи себя считают самым демократичным и терпеливым народом, но порой это доходит вплоть до аполитичности — где бы ещё могла пройти «бархатная революция»? Там даже последующие выборы оказались безальтернативными — никто не жаждал заниматься политикой, и Гавелу пришлось оттрубить несколько президентских сроков. Если в 1968 м Прага покорно встретила советские танки, то сейчас чешский парламент впустит на постой американские ракеты, несмотря на протесты большинства населения. Демократия — штука весьма специфическая?
Часы на башне и метроном на холме
Мирный настрой отмерен и выражен символически. На горе высится огромный метроном, будто задающий размеренный ритм жизни чешской столицы. С ним тоже связана история: чтобы отлить его маятник и детали механизма, вроде переплавили уйму оружия. На пражские холмы поднимаются фуникулёры, и на одном из возвышений расположена литая чугунная беседка — возможно, тоже из переплавленного оружейного металла. Беседки взамен пушек и беседы вместо брани.
Впечатлили старинные часы на башне. Возникло даже сожаление, что не взяли с собой видеокамеру, чтобы запечатлеть многофигурное действо знаменитых Пражских часов. Это не просто хитроумный механизм, набор колёс и шестерёнок, двигающий стрелками и аллегорическими фигурками, олицетворяющими жизнь и смерть, пороки и добродетели, ангелов и демонов, — в этом заключён тайный смысл и скрытое послание, которое на бегу воспринять сложно и по большому счёту некогда. Но ещё идут старинные часы?
Два героя
Большинство пражан вспоминают всего двух своих руководителей —императора Карла IV и первого президента Чехословакии Томаша Масарика. Повсюду высятся статуи главного из королей, конные, пешие, перстом указующие. Именем Карла назван самый красивый и известный мост через Влтаву, самый старейший к северу от Альп университет (действует с середины XIV века) и многие другие пражские достопримечательности. Конечно, Прага почтила памятниками и других героев чешской истории — Яна Гуса и Яна Жижку, королей, композиторов и учёных, но первыми народ упоминает Карла и Масарика.
Вид с Карлова моста
Карлов мост считается самым известным сооружением Праги и на сегодняшний день является единственным в своём роде произведением искусства. Первый камень в основание моста был заложен 9 июля 1357 года Карлом IV. Каменный мост изначально назывался Пражским, в 1870 году получил название в честь основателя. Мост, длиной в полкилометра и шириной около десяти метров, опирается на шестнадцать мощных арок, облицованных тёсанными из песчаника блоками — квадрами. Это не просто мост, а настоящая художественная галерея под открытым небом: по всему его протяжению расположены тридцать скульптур.
Это самый замечательный и достопримечательный памятник архитектуры в Праге. Правда, существуют опасения, что в ходе реконструкции сейчас он может кануть — если не во Влтаву, то в Лету. Дело в том, что в результате реконструкции большинство старинных камней кладки моста заменяются на новые. Власти регулярно инспектируют реставрационные работы, бдя за сохранностью одного из символов старой Праги.
Великолепен не только вид самого моста, но и вид, открывающийся с него на живописную панораму Старого и Нового Мяста, реку с островами. Это самая популярная видовая площадка Праги, на которой днём и ночью творится столпотворение.
Тысячелетний долгострой
Примечательно, что Стары Град (что по чешски обозначает «Старый Замок») значится в «Книге рекордов Гиннеса» как самый большой замок в мире. Его архитектурной доминантой, да и духовной вершиной всей Праги выступает кафедральный собор Святого Вита. Он был заложен в 1344 году приглашённым французским зодчим на месте одноименной базилики. Французские корни этого здания зримы во всём: островерхая готика, богатая каменная резьба на фасадах. Каменные химеры на крыше. По сути, и по происхождению это кузен Шартрского и Реймского соборов, и конечно Нотр Дамского.
Тысяча лет церкви Святого Вита — не оговорка. Несмотря на то, что нынешний собор был начат чуть менее семи веков назад, ему предшествовали небольшая готическая церковь и базилика, посвящённые тому же Виту. Во всяком случае, от момента заложения первой церквушки в 928 году до завершения строительства кафедрального собора в 1928 году прошла ровно тысяча лет.
Строительство собора растянулось на столетия, иногда прерываясь на добрые триста лет. Восточная часть храма была построена в XIV XV веках, западная — только во второй половине XIX века, а окончание пришлось на первую треть ХХ. Примечательно, что, несмотря на перемены в строительной моде, собор продолжал строиться по первоначальному замыслу. Никто не разрушал начатого и не ввергал долгострой в пучину религиозных распрей — ни во время конфессиональных гуситов и таборитов, ни во времена мировых войн. Хотя собор строился разными мастерами в три разнесённых на века этапа, границ и «швов» в его здании не заметишь — всё выдержано в едином ключе и единых материалах. Как и полагается христианской твердыне и триединому богу.
Высоко взметнувшая свой шпиль башня колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самым высоким сооружением Праги. На её вершину ведёт лестница с довольно крутыми ступенями, преодолев которую, можно увидеть панораму чешской столицы.
Танцы с домами
Кроме двухсот трёхсотлетних зданий и более «взрослых» строений в пражскую застройку вкраплена и архитектурная «молодь» — причём весьма смелого вида. «Танцующий» дом признан одним из интереснейших архитектурных сооружений конца XX столетия. Две башни воспроизводят силуэт легендарной пары танцовщиков — Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Авторы проекта — личный приятель прежнего президента Вацлава Гавела хорват Владимир Милунич и американец Фрэнк О. Гери. Живущий в Лос Анжелесе архитектор не мог пройти мимо пары голливудских чечёточников и встроил дуэт «танцующих домов» в дыру, зиявшую в застройке на протяжении полувека после попадания случайной авиабомбы. Гавел хотел, чтобы брешь по соседству с его родительским домом построил его личный друг Влад, но в 1991 году выкупившая землю страховая компания настояла на участии в проекте западного мэтра. Так в старую Прагу втиснулся Голливуд, выделывающий свои па и изгибающийся в бетонном танце. Дуэт подпитывает не только эстетические чувства — внизу достопримечательного здания расположено кафе, а наверху разместился дорогой французский ресторан «La Perle de Prague» — «Жемчужина Праги». Архитектурный перл весьма современного дизайна украсил чешскую столицу, не сильно испортив её старины.
Золото и зелень Праги
Чехи величают свою столицу «Злата Прага» — с мягким фрикативным «г». Она не только золотая, но и очень зелёная: скверы, газоны и клумбы ухожены и изобильны повсюду — разве что кроме средневековых, очень тесно застроенных кварталов. Кругом масса зелени — и по берегам, и внутри кварталов, и на пространствах между районами. Полный вынос промышленности и богатое озеленение чешской столицы обеспечивает горожанам и гостям Праги чистейший воздух, усиливающий свежесть впечатлений. За ними сюда хочется возвращаться ещё и ещё.
Геннадий Рыбаченко
Фотографии Галины Голубь и Людмилы Старостиной
© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru
Экскурсии по России, Москва, Золотое кольцо, Санкт Петербург, автобусные экскурсии
Несмотря на то что большинство российских турфирм прилагает колоссальные усилия, чтобы наполнить нашими туристами курорты Египта и Турции, экскурсионные туры по России были и остаются одним из самых востребованных туристических продуктов. При всем желании трудно отбить у наших соотечественников желание получше узнать свою собственную страну.
Россия очень разнообразна. Для того чтобы понять это, нет никакой надобности ехать на край земли. Достаточно просто посетить пару подмосковных городов или выехать на два-три дня куда-нибудь в Карелию или Тульскую область. Число достопримечательностей, достойных внимания, в нашей стране огромно. Это и объекты культурно-исторического развития, свидетельства военных триумфов русского оружия, достижения науки и техники, народные промыслы, естественно сложившиеся памятники природы, особенности жизни того или иного народа или народности, населяющей нашу страну, и многое другое. Экскурсии по России – эта наглядная и самая эффективная иллюстрация к учебникам истории.
Попробуем перечислить только несколько интересных туристических маршрутов.
Экскурсионные туры по России можно начинать с таких городов как Звенигород, Сергиев Посад, Коломна, Александров, т. е. расположенных совсем недалеко от Москвы. Например, чтобы попасть в Звенигород, необходимо проехать на электричке или по шоссе всего 46 километров на запад от Москвы. Это древний город, к основанию которого, как предполагают, приложил руку еще Юрий Долгорукий. Город знаменит тем, что в разное время здесь работали выдающиеся русские художники А. К. Саврасов, И. Е. Репин, И. И. Левитан. Одно это уже многое говорит об уникальной красоте этих мест. Главной же рукотворной достопримечательностью Звенигорода, конечно же, является архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря, в комплекс которого входят Рождественский собор, Троицкая и Спасская церкви, церкви Сергия Радонежского и Преображения Господня.
Сергиев Посад официально относится к основным городам Золотого кольца России. Здесь самый впечатляющий архитектурный и культурно-исторический объект – Троице-Сергиева лавра. Известно, что она начала строиться в честь великого русского святого Сергия Радонежского, строилась четыре века, а к созданию ее архитектурного облика и внутреннего убранства приложили свои силы выдающиеся архитекторы и художники. Такие, например, как Андрей Рублев и Даниил Черный.
Коломна также находится в Московской области, но несколько дальше, чем, например, тот же Звенигород, в 113 километрах на юго-восток от столицы. Этот город еще в средние века, ввиду его исключительно удачного расположения на пересечении сухопутных и водных торговых путей, был предметом вечных распрей между владимирцами, рязанцами и москвичами. Исторически сложилось так, что Коломна стала порубежной крепостью, выступив одним из форпостов войск русских князей в борьбе с татаро-монголами. Считается, что перед Куликовской битвой именно здесь формировались русские войска, а два века спустя в одной из башен коломенского кремля коротала свои дни с сыном-младенцем Мария Мнишек – вдова обоих Лжедмитриев. Позже, совершенно утратив свое военное значение, Коломна превратилась в процветающий торговый и промышленный центр, каким мы знаем его и сейчас.
Александров территориально находится не так далеко от Москвы, но административно входит в состав Владимирской области. С древних времен основным занятием жителей Александрова было кузнечное ремесло, что нашло свое отражение и в современном гербе города, на котором можно увидеть изображение двух наковален и тисков.
Окружающая природа вокруг Александрова очень живописна. Такое впечатление, что она создана специально для кисти художника. Недаром здесь создавал свои неповторимые пейзажи известный художник Нестеров: мягкие покатистые увалы, перелески, освещаемые солнечным светом, ели, березки. В городе масса исторических зданий, среди которых выделяется ансамбль Государева двора Александровской Слободы. В свое время он был вторым после Кремля по величине и богатству. Здесь русские цари принимали иностранных послов. Еще одно уникальное архитектурное творение – Александровская слобода – комплекс гражданских и духовных сооружений, возведенных в XVI-XVII веках. До сих пор своим великолепием поражает и Александровский Кремль.
Полноценные экскурсионные туры по России трудно представить себе без Казани и Нижнего Новгорода. Это могут быть и однодневные, и многодневные групповые экскурсии. Они дадут туристам гораздо более широкое и многогранное представление о российской глубинке, которое невозможно получить, посещая только две столицы – Москву и Санкт-Петербург.
Динамично развивающаяся Казань потрясает воображение сочетанием архитектурных памятников прошлого с ультрасовременными зданиями. Здесь, как ни в каком другом городе России, гармонично соседствуют православные сооружения с блестящими в архитектурном отношении мусульманскими строениями. В этом отношении интересно, что главной достопримечательностью Казани является Казанский Кремль, а ее архитектурным символом — Башня Сююмбике. Не знаем, насколько корректно такое сравнение, но эта башня играет для мгновенного узнавания Казани такую же роль, как и Эйфелева башня для Парижа, Тауэр для Лондона, пирамиды для Каира.
Ничто в богатой панораме Казани не привлекает такого внимания, как ее изящный стройный силуэт. Это эффектное сооружение находится на самом видном месте кремлевского холма — древнего сакрального центра старой части Казани.
Расположенный у слияния двух великих русских рек, Нижний Новгород красив в любое время года. Нижегородцам удалось сделать, казалось бы, невозможное – сохранить не только исторический центр города, но и дух старины. Совершая променад по центральным улицам города, мимо исторических богатых купеческих домов, церквей, монастырей, мы словно совершаем путешествие во времени, и оказываемся несколько столетий назад, погружаясь в будни и праздники наших предков. Венчает это великолепие, конечно же, Кремль – ансамбль сооружений, расположенных за мощной крепостной стеной, возвышающийся на высоком холме.
Экскурсии по России обязательно должны включать Кострому и целый ряд удивительно прекрасных городов Костромской области – Торжок, Медное, Плес. Кострома – это еще один город на Волге. И раньше, и сейчас хорошим вкусом считается приезд сюда летом или ранней осенью на белоснежном комфортабельном теплоходе. С Волги Кострома — город «жестокого романса» — видится во всем своем великолепии. Однако, чтобы лучше понять душу Костромы, конечно же, необходимо сойти на берег, пройти по ее историческому центру, посетить Торговые ряды, обязательно — Ипатьевский монастырь, где зарождалась «романовская царская Россия», Богоявленский монастырь, где хранятся чудотворные иконы.
В коротком обзоре невозможно рассказать обо всех замечательных местах России. Конечно же, каждому из нас обязательно надо побывать в Москве и Санкт-Петербурге, Вологде и Ярославле, посетить Мышкин и Великий Устюг, увидеть Уральские горы, Байкал, Камчатку, Сахалин. Кажется, жизни не хватит, но надо стремиться!
Памятные цитаты о Париже — Высказывания о Париже
Винсент Ван Гог
Виктор Мейз
«Есть только один Париж, и как бы тяжело ни было здесь жить… французский воздух очищает мозг и приносит пользу».
Лорен Элкин, Фланез
Виктор Мейз
«Улицы Парижа заставляли меня останавливаться как вкопанный, мое сердце останавливалось. Они казались пропитанными присутствием, даже если там не было никого, кроме меня. Это были места, где что-то могло произойти, или уже произошло, или и то, и другое».
Король Генрих IV
Виктор Мейз
«Париж стоит мессы».
Реклама — Продолжить чтение ниже
Ребекка Солнит, Страсть к путешествиям
Виктор Мейз
«Прогулка по Парижу часто описывается как чтение, как если бы сам город был огромной антологией сказок. Он оказывает магнетическое притяжение на своих граждан и посетителей, потому что всегда был столицей беженцев и изгнанников, а также Франции».
Ли Радзивилл
Getty Images
«Когда вы видите немного солнца, Париж — самый красивый город в мире. Это вызывает слезы на глазах».
Эллиот Пол
Виктор Мейз
«В последний раз я увижу Париж в день своей смерти. Город был неисчерпаем, как и его память».
Реклама — Продолжить чтение ниже
Т.С. Элиот
Getty Images
«Главная опасность Парижа в том, что он такой сильный стимулятор».
Гертруда Стайн
Getty Images
«Америка — моя страна, а Париж — мой родной город».
Томас Джефферсон
Getty Images
«Прогулка по Парижу даст уроки истории, красоты и смысла жизни».
Реклама — Продолжить чтение ниже
Король Франциск I
Getty Images
«Париж — не город; это целый мир».
Генри Миллер
Getty Images
«Знать Париж — значит знать очень многое».
Эрнест Хемингуэй
Getty Images
«Если вам посчастливилось пожить в Париже в молодости, то куда бы вы ни отправились на всю оставшуюся жизнь, это останется с вами, потому что Париж — это передвижной праздник».
Реклама — Продолжить чтение ниже
Оскар Уайльд, женщина, не имеющая значения
Getty Images
«Когда хорошие американцы умирают, они отправляются в Париж».
Эрнест Хемингуэй
Getty Images
«В мире есть только два места, где мы можем жить счастливо — дома и в Париже».
Генри Миллер
Getty Images
«Когда весна приходит в Париж, самый скромный смертный должен чувствовать, что он живет в раю».
Реклама — продолжить чтение ниже
Джон Бергер
Getty Images
«Пэрис, насколько мне известно, мужчина лет двадцати, влюбленный в женщину постарше.»
Джулиан Барнс
Getty Images
«Мне потребовалось несколько лет, чтобы очистить голову от того, чем Пэрис хотел, чтобы я восхищался в ней, и заметить, что вместо этого я предпочитаю. Не властные монументы, а отдельные здания, рассказывающие более спокойную историю: мастерская художника или дом Прекрасной эпохи, построенный забытым финансистом для только что забытой куртизанки».
Натали Ллойд
Getty Images
«Мне нравится Эйфелева башня, потому что она выглядит как сталь и кружево».
Реклама — Продолжить чтение ниже
Джеймс Тербер
Getty Images
«Весь Париж — это огромный университет искусства, литературы и музыки. Любому стоит провести здесь несколько лет. Париж — это семинар, аспирантский курс «Все».
Наполеон Бонапарт
Getty Images
«Секреты путешествуют быстро в Париже».
Человек, создавший Париж
Загрузка
Бетонные идеи | Архитектура
(Изображение предоставлено Alamy)
Автор: Джонатан Гланси, 26 января 2016 г.
В 19 веке Жорж-Эжен Осман полностью перестроил и перестроил французскую столицу. Джонатан Гланси описывает, как родился современный город.
P
Париж остается одним из самых посещаемых городов мира, и из тех десятков миллионов людей, которые ежегодно приезжают в его удивительно компактный центр, район Марэ оказывает магнетическое притяжение. Модный среди аристократов до того, как Людовик XIV — «Король-Солнце» — перенес свой двор из Версаля, этот едкий квартал узких улочек и нагромождения исторических домов и дворов погрузился в почти убожество в последующие столетия, прежде чем возродился в последние десятилетия в виде очаровательного лабиринта. модных бутиков, кафе, ресторанов, музеев и галерей.
Наполеон III и Осман обратили внимание на такие районы, как Марэ, нагромождение улиц и домов, которое сейчас является главной достопримечательностью для туристов. Когда-то они считались врагами, и их нужно было спешно уничтожать, и, надо добавить, не немецкими военными, у которых в разное время между 1870 и 1945 годами были далеко не самые здравые планы на Париж. Нет, это было не что иное, как император Франции Наполеон III и его префект Сены Жорж-Эжен Осман, умерший 125 лет назад, которые имели в виду такие районы, как Марэ.
Однако, как и большая часть Парижа, Марэ вонял до небес в 1853 году, когда император поручил Осману восстановить благоухающий город в соответствии с величественными и целебными принципами. Целые средневековые кварталы города должны были быть снесены, а их место заняли современные проспекты. «Это было потрошение Парижа», — с гордостью писал Осман в своих «Мемуарах ».
Разрушитель
Государственный администратор без образования в области архитектуры или городского планирования, Осман превратил Париж в титаническую строительную площадку на 20 лет. Несмотря на то, что он был вынужден уйти в отставку в 1870 г., поскольку император столкнулся с растущей критикой за чрезмерные расходы, работа над планом Османа продолжалась до конца XIX века.20 с.
Осман спроектировал большие площади, канализационную систему и городские парки, такие как Булонский лес (Фото: Age fotostock / Alamy Stock Photo) 34000 новых. Старые улицы сменились длинными широкими проспектами, характеризующимися рядами правильно выровненных неоклассических многоквартирных домов больших размеров, облицованных кремовым камнем.
Наряду с величественными проспектами Осман спроектировал большие площади, городские парки по образцу лондонского Гайд-парка, комплексную канализационную систему, новый акведук, обеспечивающий широкий доступ к пресной воде, сеть подземных газовых труб для освещения улиц и зданий, сложные фонтаны, высокопарные общественные туалеты и ряды недавно посаженных деревьев.
Эта городская инфраструктура дополнялась смелыми новыми железнодорожными станциями – Gare du Nord и Gare de L’Est – роскошной Парижской оперой, новыми школами, церквями, двумя дюжинами городских площадей, несколькими грандиозными театрами на площади Шатле, гигантской , продовольственный рынок Les Halles с железным каркасом («Чрево Парижа» Эмиля Золя) и сенсационная сеть из дюжины авеню, расходящихся лучами от Триумфальной арки в центре османовской площади Этуаль.
Десяток проспектов расходятся от Триумфальной арки в центре османовской площади Этуаль, переименованной в площадь Шарля де Голля (Фото: Alamy)
После переименования в Place Charles de Gaulle, l’Ètoile является кошмаром для каждого иностранного водителя: ну, вы пытаетесь направиться в быстрый и яростный поток, идущий на вас с 12 направлений одновременно, пытаясь договориться или сразиться, прокладывая себе путь вокруг монументального здания Наполеона Бонапарта. арка победы.
Разорвите его и начните заново
Ни один другой крупный город ни до, ни после не претерпел столь радикальных изменений в мирное время. В нем работало огромное количество квалифицированных и неквалифицированных рабочих, а также архитекторов, инженеров и ландшафтных садовников. Он вернул городу здоровье после долгих десятилетий холеры и тифа. Это дало парижанам всех классов парки, в которых они могли играть и отдыхать.0005
Теоретически его широкие проспекты позволяли правительственным войскам свободно передвигаться для поддержания общественного порядка во время баррикад, беспорядков и других беспорядков. И в то время, когда город увеличился вдвое, а его население утроилось, это давало Парижу ощущение единства вместе с атмосферой буржуазного процветания.
Что до сих пор кажется удивительным, так это то, что большая часть города была снесена и перестроена по прихоти императора и его префекта Сены Османа. Однако Наполеон III пошел по стопам своего дяди, Наполеона Бонапарта, у которого были столь же грандиозные планы на Париж. «Если бы только небеса дали мне еще двадцать лет правления и немного досуга, — писал он в изгнании на острове Святой Елены после битвы при Ватерлоо, — можно было бы напрасно искать старый Париж; от него не останется ничего, кроме остатков».
В 1925 году дальновидный швейцарско-французский архитектор Ле Корбюзье опубликовал свой план Вуазен для Парижа, проект, спонсируемый Габриэлем Вуазеном, французским пионером авиации и производителем роскошных автомобилей. Известно, что иконоборческий план Ле Корбюзье предусматривал снос большей части центра города к северу от Сены. На смену этому придут парковые зоны, поросшие щедро засаженным лесом высотных бетонных жилых башен. Автомобили будут мчаться по городу по эстакадным бетонным дорогам без пешеходов.
Возможно, говоря о преобразовании острова Сите, де Вильфосс сказал, что «старый парижский корабль был торпедирован бароном Османом и потоплен во время его правления». Османа до него тоже критиковали. Известный государственный деятель Жюль Ферри (1832–1893) писал: «Мы плачем глазами, полными слез, о старом Париже, Париже Вольтера… Париже 1830 и 1848 годов, когда мы видим величественные и невыносимые новые здания, дорогие путаницу, торжествующую пошлость, ужасный материализм, который мы передаем нашим потомкам».
Или, как выразился историк 20-го века Рене Эрон де Вильфоссе, размышляя, в частности, о преобразовании Османом острова Сите, «старый парижский корабль был торпедирован бароном Османом и потоплен во время его правления. Это было, пожалуй, величайшее преступление префекта, страдающего манией величия, а также его самая большая ошибка… Его работа нанесла больше ущерба, чем сотня взрывов».
Париж у нас всегда будет
Когда в 1944 году, когда союзные войска двинулись на освобождение города и Адольф Гитлер отдал приказ о полном сносе Парижа, немецкий военный губернатор генерал-майор Дитрих фон Хольтиц отказался подчиниться. Париж был просто слишком красив, чтобы его оскорблять. Наполеон Бонапарт, Наполеон III, барон Осман и Ле Корбюзье не разделяли такой драгоценной немецкой сентиментальности.
Монументальный план Османа по-прежнему впечатляет — его видение живет в типичных фасадах зданий, которые можно увидеть по всему Парижу. к такому высокому единому стандарту. Государственный администратор по образованию, Осман был ведущей фигурой, хотя и талантливым музыкантом, но не сентименталистом. Он даже снес дом, в котором родился, — улица Фобур-дю-Руль, 55, — несмотря на теплые воспоминания о детстве.
О своей первой встрече с Османом в 1853 году Наполеон III отметил: «Передо мной был один из самых выдающихся людей нашего времени; большой, сильный, энергичный, энергичный и в то же время умный и коварный, с духом, полным ресурсов». Партнерство между честолюбивым французским императором и его энергичным префектом было поистине замечательным. Однако в течение года после увольнения Османа за перерасход средств Наполеон III пал после поражения Франции во франко-прусской войне. Освобожденный из недавно объединенной Германии, он отправился в изгнание в Чизелхерст, Кент, где и умер в 1873 году.0005
После увольнения Осман был избран депутатом-бонапартистом от Аяччо, Корсика, места рождения Наполеона Бонапарта. Он нашел время, чтобы написать три тома корыстных воспоминаний.