Содержание
Стихи про архитектуру Петербурга | Стихи
Архитектура Петербурга. Борис Иванов
Всем Петербург наш нравится
С красавицей Невой.
Он во всём мире славится
Своею красотой.
Его красоты описать
Не хватит русских слов,
Как мне словами передать
Всю прелесть берегов.
На них дворцы везде стоят,
Стоят с времён Петра.
В Неву, как зеркала глядят,
Глядят весь день с утра.
В них роскошь лезет напоказ
Владельцев тех времён…
Архитектура как рассказ
Без дат и без имён.
Всё о богатстве говорит,
Здесь жизнь бурлит, кипит,
Здесь каждый камень и гранит
Историю хранит.
Люблю тебя, мой милый город
На небе солнце золотое
Над необузданной Невой.
Промчалось время молодое
Теперь я старый и седой.
Но Петербург мне также дорог,
Как и в мои семнадцать лет,
Люблю тебя, мой милый город,
Милей тебя на свете нет.
Не нужен мне Париж и Лондон,
И Вашингтон мне ни к чему,
Петром Великим город создан
И дорог сердцу моему.
—
Архитектурные стили Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
I
Санкт-Петербургское барокко
Любопытные головки всем прелестно улыбнутся
И в затейливый орнамент так лукаво завернутся,
Посочувствуют атлантам, подмигнут кариатидам –
Пусть стоят, балконы держат, без труда и без обиды.
От стены не оторваться? Что же делать – нет свободы.
Но зато встречают яркой позолотою восходы.
Радость чистая без меры, праздник жизни и богатства;
Отблеск сладостного рая, наслажденья без препятствий…
Царский стиль Санкт-Петербурга, стиль барокко вдохновенный,
Был усвоен им по-русски истово и совершенно.
В величавом блеске встали: Зимний, Смольный, дом Фонтанный,
Воронцовский на Садовой, церковь Симеона с Анной…
Строгость творчества Трезини, роскошь пылкого Растрелли –
В первом стиле Петербурга сил своих не пожалели.
Украшение столицы – труд Чевакинского Саввы –
Зрелость пышного этапа – гордостью стал для державы.
Торжество столицы новой над другими городами
Вестью пронеслось чудесной над пространством и веками.
II
Классицизм в Санкт-Петербурге
В самом сердце Петербурга поселился этот стиль
И задумчивые воды стройностью заворожил.
Удлиняются колонны и колышутся слегка –
Образ красоты державной убаюкала река.
Как не вспомнить Филофея – возродился Третий Рим.
На двойное воплощенье в восхищении глядим.
В вечной сырости и дымке реют светлые дворцы.
Щедро тайной, лёгкой силой одарили их творцы,
Итальянцы и французы – с русской странною мечтой,
Полюбившие Россию, слившуюся с их душой.
А потом – плеяда русских: Воронихин, Львов, Старов,
Подарившие столице блеск и торжества покров,
Воплотившие мечтанья о величии страны,
Чтоб монументальной силой были все покорены,
Красоту, размах, просторы всей душою полюбив,
Рай другой бы не искали, силы здесь свои вложив.
III
Готика и Петербург
Таинственный стиль, взятый прямо от Бога,
Внезапно возник над Европой убогой,
Как призрак волшебный далёкого рая,
Где ангелов сонмы над шпилями тают…
Века миновали, промчались эпохи,
И скучно всем стало в богатой Европе.
Помпезность и роскошь пресытили взоры.
О готике вспомнили зодчие скоро.
Хотелось полёта, волшебных видений,
Загадок, легенд и душевных томлений,
Стремления ввысь и изысканных линий,
Цветных витражей, чтобы солнце дробили,
Узоры из света под ноги бросали,
Чтоб люди себя в небесах ощущали…
И в моду вошли арки, своды, порталы.
В уборах узорных дома заблистали,
И стрельчатых окон открытые взоры
Украсили век девятнадцатый скоро.
И в Санкт-Петербурге возникли творенья,
Где готика – чистый исток вдохновенья.
Назвали их готикой «ложной» и «новой»,
И взлётом фантазий над старой основой.
По Санкт-Петербургу неспешно пройдёмся —
Везде с красотою нездешней столкнёмся.
В Шуваловском парке храм странно-прекрасный,
Созданье Брюллова и женщины страстной
Во имя Петра и апостола Павла
И в память любви негасимой и славной.
У храма гробница католика-мужа.
Сам храм — православный, и Богу в нём служат.
Он будто цветок, славит Господа Бога,
Не зная различий в религиях строгих…
Васильевский остров собою занялся:
Над линией третьей стиль гордо поднялся.
В седых небесах крестоцветы застыли…
И есть адреса, где найти можно шпили.
Сам Фельтен наш город украсил нарядно:
В честь Чесмы он церковь построил парадно.
Своей необычностью взгляд привлекая,
И формой, и цветом она удивляет.
На Каменном острове храм тёмно-красный –
Он тоже от Фельтена, строг и прекрасен –
Стоит, посвящен Иоанну Предтече,
Тому, кто Христа окрестил в тихой речке.
Жемчужины стиля рассыпаны щедро
В усадьбах роскошных, где жили безбедно
Демидовы – в Тайцах, цари – в Петергофе,
В садах Царскосельских далёкой эпохи.
Таланты Боссе, Бенуа, Шарлеманя
В звучанье вплелись Петербурга пиано,
Но так гармонично, таинственно, стройно,
Что дух замирает от счастья невольно!
И вновь поколенье талантливых зодчих
Цитаты берёт из готических строчек.
Тому подтвержденье – стиль ретроспективный.
Он в моде теперь и весьма перспективный.
IV
Петербургская эклектика
Эклектика – смешение, шарада и игра,
От сплина отвлечение, счастливая пора,
В которой каждый может стать творцом своих миров,
От стилей всех с культурами собрав букет даров,
Смешав эпохи смелою, бестрепетной рукой,
Сравнить архитектуру с изменчивой рекой.
Пусть перебор деталей здесь, негармоничен вид –
Соседство Мавритании с барокко не смутит.
Зато нет места скуке, нетривиален взгляд,
Возможно в восхищении рассматривать фасад.
Здесь словно стол богатый накрыт для знатоков,
Нет творчеству предела, в фантазиях – оков.
Растёт столичный город, все строятся спешат.
Дома многоквартирные особняки теснят –
Соперничают с храмами доходные дома
Отделкою, размерами – чтобы пошла молва
О том, как нувориши богаты и сильны,
Как преданы столице и в роскошь влюблены.
Какой простор для дела, созданья новизны!
Сюзор, Лялевич, Гавеман трудом увлечены.
Рахау, Климов, Бенуа… Как много было их,
Вложивших душу в Петербург, азарт сердец своих.
Быковский, Тон, Месмахер, Чичагов и Парланд –
Судьбой счастливой каждый на пир искусства зван.
Как часто мы проходим, не видя красоты.
А чудеса взирают со стен, крыш, с высоты.
Расправь скорее плечи и посмотри кругом –
Мы в городе эклектики и волшебства живём…
V
Петербургский модерн
Застынет камень, как волна,
Русалку породив,
Посмотрит грустно вдаль она,
Свой нрав навек смирив…
Здесь обитатели лесов,
В отделку вплетены,
Столетье видят сонмы снов,
Любимцы старины.
Неровный скол гранитных скал,
Рельефов седина…
Модерн так мощно показал,
Где в стиле новизна.
А тех, кто счастьем одержим
И ищет красоту,
Модерн роскошно одарил,
Творя свою весну.
Фасады зданий зацвели,
Как шемаханский сад,
Однообразие смели
И смальтами блестят.
Течёт растительный узор —
Упруго прихотлив.
Чудесен каменный убор,
В пластичности застыв.
И вторит этой красоте
Цветов чугунных звон,
Когда наш город по весне
Капелью пробуждён…
Игра объёмов и теней,
Члененье форм и страсть,
Полёт в гармонию идей,
Где вдохновенья власть…
Стоят дома уж сотню лет
В безмолвии своём…
Дарить готовы счастья свет –
Коль мимо не пройдём.
VI
Ленинградский конструктивизм
Двадцатые годы… Великое время.
Неравенства сброшено тяжкое бремя.
Надежды кипят, силы есть для свершений,
Для новых лихих авангардных решений.
Бетон и стекло, много солнца и света,
Большие дворы, все в деревья одеты —
Просторы для спорта и игр коллективных,
Дома новых типов для жизни взаимной.
Чтоб быт не заел, не мешал развиваться,
На фабриках-кухнях – едой запасаться,
Детишек – в детсад, а самим – в дом культуры,
Знакомиться с новою литературой.
Просторные школы, жилые массивы –
Окраины тоже чтоб были красивы.
Да здравствует равенство, братство и дружба!
Всё это для нового общества нужно.
Декора нет вовсе – всё просто и чётко:
Суровые стены и окна – как чётки,
Прозрачным стеклом охватили фасады.
Гегелло с Никольским и этому рады.
На Тракторной улице строчкой застройка.
Идея ансамбля – задача для стройки.
Полезность – первична! Красоты – вторичны.
Но как же строения все динамичны!
Бетон изогнулся, поплыл, округлился –
Недаром Париж перед стилем склонился.*
Фомин, Левинсон, Хряков, Симонов, Козак,
Оль, Троцкий, Амбросимов – это не проза!
Великой эпохи большие сыны…
Творения их сохранять мы должны,
Как отблеск мечты о счастливом Союзе,
Где каждый был нужен и не был обузой.
*) — За проект Дворца культуры им. Горького архитектор Гегелло получил в 1937 году в Париже, на Всемирной Архитектурной выставке, Гран-при.
VII
Сталинский ампир в Ленинграде
Проектов – триста. И из них
Всего десяток типовых!
Так строился наш Ленинград
Лет шестьдесят тому назад.
Запомнил это время мир
Как славный сталинский ампир.
Прекрасно Сталин понимал –
Народ от войн давно устал.
От бед лекарство – красота,
Задач и планов высота.
И каждый дом особым стал –
Народ советский восславлял
За вклад в победу, ратный труд,
За хлеб и за добычу руд…
Цветы, колосья и плоды
В фасады зданий вплетены…
Колонн дорических отряд
Гармонию дарил и лад,
Парадность, стройность, торжество…
В века смотрели далеко
Просторы новых площадей,
Проспектов – для простых людей.
Ампир ушёл и в глубину.
По Первой линии пройду:
Блестят подземные дворцы,
Как драгоценные ларцы.
Колонны, камень и металл…
В метро ампиру – высший балл!
Сперанский, Гурьев, Журавлёв –
Дарили городу любовь.
Их планка высока была –
И стали мощными дела.
VIII
Функционализм в Ленинграде в 1950-1980-х годах
«Излишества все прекратить! Какая красота?
Бараки нужно расселить, там грязь и теснота.
Ваш архитекторский подход отныне запрещён»*
В проектных мастерских в ответ раздался тихий стон.
Все шпили, башни, ордера – безжалостно под нож.
И для строительства теперь лишь дом панельный гож.
Функциональность, быстрота, счастливые жильцы…
И без фантазий проживут, в безликости равны.
И встали серые дома везде за рядом ряд.
Пройдут года – и в тесноте в них люди загрустят.
Иметь квартиру – это плюс, за вычетом мечты
О том, что в городе живём мы вечной красоты.
Но даже этот тусклый вид могли б мы оживить:
Балконы в чистоте держать и зелень разводить,
Чтобы гирляндами цветы увили весь фасад
И превратили б в пышный рай индустриальный ад.
Но всё же были и тогда попытки скрасить вид:
И «Прибалтийской» здание по-прежнему стоит.
А Корабелка-институт сквозь времена плывёт
И в корпус в виде корабля студентов вновь зовёт…
*) — В 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
IX
Хай-тек в Петербурге
Чужаки-стекляшки,
Стальные рубашки,
Все наружу кишки –
Радуйтесь, людишки.
Мы, как бы, в Париже,
Но разрядом ниже…
Спорить будем долго
Мы из чувства долга:
В городе – музее?!
Иль жизнь важнее?
Мы – окно в Европу?
Хай-тек – к нам наскоком?
Он не историчен,
Очень прагматичен,
Но монументален.
Весь функционален.
И технологичен.
У нас – не логичен?
Он же – поэтичен!
И гиперболичен.
Блёстки не хватает
От чужого рая.
«Хай» с наукой дружит,
Будущему служит…
Он – скачок в эпоху,
Где не всё так плохо…
А пока – как призрак,
След от модернизма…
Плечиком зеркальным
Разрушает тайны,
Оттесняя зданья,
Чтобы стал хрустальным
Наш уставший город,
Чтобы стал он молод…
«Хай» весьма престижен –
Мы, как бы, в Париже…
17.03.2012-13.04.2012, Нафта Лин
Стихи об архитекторах и скульпторах Санкт-Петербурга | Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа):
Стихотворения об архитекторах Санкт-Петербурга
***
В центре, где всё восхищает наш взор,
Воздвиг Воронихин Казанский собор.
***
Казанский собор и храм и музей.
Строил его Воронихин Андрей.
***
Храм распахнул колоннаду дугой.
Вознесся над куполом крест золотой.
Взят пудостский камень для стен и колон
(Для храма впервые использован он).
На Невском, где всё изумляет наш взор,
Воздвиг Воронихин Казанский собор.
***
Зимний дворец строил зодчий Растрелли,
Здание это поэты воспели.
***
Зимний дворец. Архитектор Растрелли.
Краше дворца не найти в самом деле.
***
Только ночью отдыхают залы Зимнего дворца.
Посетители музея прибывают без конца.
Рады все, что лицезрели зданье зодчего Растрелли.
А шедевры Эрмитажа многим ночью снятся даже!
***
Стройные башенки к небу взлетели:
Смольный собор создал гений – Растрелли.
***
Исакий красив. Он – собор-великан.
Искусный строитель – Огюст Монферран.
***
Исаакий – самый крупный храм.
Его построил Монферран.
***
Дворцовой площади украсил панораму
Александрийский столп, творенье Монферрана.
***
Росси – творец четырёх площадей,
Работы его восхищали людей.
***
Крепость на Неве лежит,
В небе тонкий шпиль блестит.
Стала первой, стала главной
Крепость в честь Петра и Павла.
Петропавловской она не случайно названа.
И стоим мы, рот разинув, у творения Трезини.
***
Трезини был зодчим. Стоит и поныне
Тот Летний дворец. Что построил Трезини.
***
Фельтен. Решётка для Летнего сада.
Формой изящной чарует ограда!
***
Чесменскую церковь Фельтен поставил –
Российского флота победу прославил.
***
Чудесные башни, лепнины узор –
Чевакинский создал Никольский собор.
***
Биржа. Ростральные рядом колонны –
Будь благодарен Тома де Томону.
***
Биржа и свечи Ростральных колонн.
Автор проекта – Тома де Томон.
***
Адмиралтейство зданье славное –
Творенье зодчего Захарова.
Стихотворения о скульпторах Санкт-Петербурга
***
Факт всем известный: Петра на коне
Французский ваятель создал – Фальконе!
***
Медный всадник на коне.
Автор – скульптор Фальконе.
***
Кони и люди стоят на мосту –
Клодт на века создавал красоту.
ДОСТОЕВСКОГО, НАБОКОВА И ЛИТЕРАТУРНОЙ ул. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ул. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Санкт-Петербург тесно связан с русской литературой. Пушкин, Достоевский, Толстой, Гоголь и Набоков проводили много времени в городе и писали о нем свои произведения. . Блуждая по каналам и улицам Петербурга и осматривая его величественные здания и достопримечательности, становится понятно, что их вдохновляло. Иногда кажется, что нельзя пройти по улице или свернуть за угол и не оказаться в каком-нибудь месте с литературными связями. Моменты, найденные на литературных сайтах Санкт-Петербурга, включают эрудит Набокова, сет, шляпу Достоевского. А.Т.иТ Бродского. Визитная карточка, пенал Блока.
Среди достопримечательностей: 1) Музей-квартира Пушкина (Набережная реки Мойки, 12), где поэт написал свои шедевры и умер на дуэли в 1837 году; Музей Александра Блока (ул. Декабристов, 57) — квартира, в которой поэт жил с 1912 года до своей смерти в 1921 году. Музей Достоевского (Кузнечный переулок, 5/2), где он написал «Братьев Казамаровых»; Дом-музей Набокова (ул. Большая Морская, 47), где родился автор «Лолиты» и в настоящее время хранятся его рукописи и коллекция бабочек. Дом, в котором жил Иосиф Бродский подростком в 1950-х с родителями на Литейном проспекте, 24. Есть большая мемориальная доска и бюст поэта.
Спорный Достоевский имеет большее влияние на Санкт-Петербург, чем любой другой писатель, за исключением разве что Пушкина. Можно найти места, упомянутые в его книгах, и пройтись по следам некоторых его персонажей. Так называемая «зона Достоевского» — это группа улиц, сосредоточенных вокруг Сенной площади. Главный герой «Преступления и наказания» Родион Раскольников «жил» на Гражанской улице, 19/5). Многие эпизоды в «Идиоте» и «Преступлении и наказании» происходят на Екатерининском канале. В этом же районе находится необычный памятник, посвященный повести Гоголя «Нос» (проспект Вознесенский, 36).
Кафе «Бродячая собака» на Итальянской улице когда-то было салоном, который был центром культурной жизни Санкт-Петербурга в эпоху Серебряного века русской поэзии. Среди завсегдатаев здесь были Алексей Толстой, Анна Ахматова и Владимир Маяковский. В «Литературном кафе» (Невский проспект, 18) с 1816 года собираются крупные деятели литературы и других областей. Среди тех, кто обедал здесь, — Пушкин.
Музей Анны Ахматовой
Музей Анны Ахматовой (к востоку от Русского музея, Фонтанка, 34, вход со стороны Литейной улицы) — коммунальная квартира в пристройке к бывшему Шереметевскому дворцу, где самая известная поэтесса России живет в основном одна между 1922 и 1952 г. Один из самых маленьких и трогательных музеев России, он расположен в маленькой унылой комнате коммунальной квартиры и почти пуст, если не считать стола, ее Библии, нескольких ее книг, рисунков и силуэтов, сделанных друзьями.
Анна Ахматова (1889-1966) была воплощением трудолюбивого и многострадального русского поэта. Высокая, смуглая и экзотически красивая, она пережила большевистскую революцию, сталинский террор и 900-дневную нацистскую блокаду Ленинграда. Ее ученик Иосиф Бродский описал ее как «причитающую музу». О своей жизни она сказала, что она «была написана Кафкой и действовала как Чаплин».
Ахматова основала движение ацемистов и написала приземленную любовную поэзию, которая пользовалась особой популярностью у женщин. На протяжении большей части карьеры советские власти заставляли ее молчать. Ее подруга Надежда Мандельштам сказала: «Сила Ахматовой заключалась в ее отказе принять неправду того времени, в котором она жила. Манера, в которой она произнесла свое «нет», была настоящим подвигом на неприятие».
При Ахматовой в шестикомнатной коммуналке, в которой она жила, набилось шесть семей. Здесь были арестованы ее сын Ли Гумилев и любовник Николай Пунин. Между 1935 и 1940 года она написала «Реквием». Раньше в комнате было больше. Спустя годы посетители растащили ее мыльницу, рисунок Модильяни и редкую египетскую брошь. Нет ни книжных полок, ни шкафов (книги она прятала). Рукописей нет, потому что она сожгла их после того, как друзья выучили их наизусть.
Выставка с фотографиями Ахматовой, ее сына, мужа и друзей-литераторов, таких как Александр Блок и Осип Мандельштам, репродукция портрета Модильяни, ее книги Оскара Уайльда, Шекспира, Софокла и Данте, а также некоторые сувениры. из-за ГУЛАГа и ее ссылки в Ташкенте. Примерно в двух милях к северу от музея находится Центральная ленинградская тюрьма. После ареста ее сына в 1935 Ахматова провела 17 месяцев вне тюрьмы, пытаясь выяснить, что с ним стало. Кафе «Бродячая собака», где Ахматова заседала в 1910-х годах, вновь открылось в 2001 году. Здесь проходят чтения стихов, перформансы, сольные спектакли и музыкальные представления.
Дом-музей Пушкина
Дом-музей Пушкина (Набережная Реки Мойки, 12, на реке Мокья, примерно в квартале от Эрмитажа) — место, где 27 января 1837 года после дуэли скончался знаменитый поэт. Расположенный между двумя очаровательными мостиками, дом был домом Пушкина всего около года. Короткий жилет Пушкина, изрезанный пулей, убившей его на дуэли, выставлен здесь вместе с прядью его волос. Работы Вордсворта и Саути лежат на его столе нераспечатанными.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1836) — величайший и самый любимый поэт России. Он был настолько плодовит, что отдавал свои сюжеты Гоголю и вдохновил на создание более 4000 произведений в искусстве, музыке и литературе. По количеству книг, написанных о нем (1614 в 1999 г. в собрании Библиотеки Конгресса), Пушкин занимает 19-е место в мире среди самых известных людей. Он уступает Иисусу и Вагнеру, но опережает Ганди и Бетховена
Институт русской литературы (Пушкинский дом) содержит экспонаты о Толстом, Гоголе, Тургеневе, Горьком и др.; Это первый и крупнейший национальный музей, посвященный Пушкину и другим русским писателям. Коллекция началась с предметов памятной Пушкинской выставки 1899 года и сегодня насчитывает более 200 000 экспонатов, в том числе документальные, исторические и бытовые материалы, касающиеся жизни и творчества русских писателей XVIII-XX веков. Музей открыт для экскурсий и индивидуальных посетителей ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
Посещение музея начинается с осмотра великолепного купольного зала Колония в центре здания, где сейчас проходят конференции, концерты и презентации. Разделы постоянной экспозиции, посвященные литературе XVIII века, Г. Р. Державину, А. С. Пушкину, В. А. Жуковскому, Н. В. Гоголю, М. Ю. Лермонтову, Л. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, И. А. Гончарову, А. К. Толстому, Ю. П. Полонскому, А. И. Фету, Ф. М. Достоевскому, Великий князь Константин Константинович (КР). Один из залов посвящен литературе Серебряного века.
Санкт-Петербург Достоевского
Санкт-Петербург Достоевского (метро Сенная площадь): находится к югу от Невского проспекта, вокруг Сенной площади. Достоевский переезжал 20 раз за 30 лет жизни в Петербурге. Он часто снимал угловые квартиры, чтобы чувствовать себя изолированным от людей и иметь вид на церковь или собор. Его бедность, по мнению многих ученых, подтолкнула Достоевского к творчеству и придала ему преимущество.
Достоевский большую часть «Преступления и наказания» написал в похожей на камеру квартире на Казначейской, вымощенной булыжником улице, где он жил трижды в трех разных квартирах. Боб Каллен написал в журнале Smithsonian: «Мы вошли в его многоквартирный дом через темный сырой коридор, который, казалось, не красили со времен Достоевского».
Стив Догерти написал в «Нью-Йорк Таймс»: «Для поездки по окраинам Петербурга я заручился помощью… Анны Масленниковой, профессора языков Санкт-Петербургского государственного университета… Она и ее муж Никита, петербуржец. Питерский архитектор, подберите меня в «Астории» для дневной экскурсии по их городу. Снег, выпавший прошлой ночью, уже растаял, но в городских парках еще лежит глубокий снег, а большинство боковых улиц скользкие от утрамбованного снега и льда, что превращает вождение в настоящее приключение. Но Никита с апломбом катит свой Volvo по извилистой насыпи вдоль канала.
«Там был убит ростовщик», — говорит он, указывая на утюг. Требуется мгновение, чтобы понять, что речь идет не о реальном убийстве, а об одном из самых известных в литературе — об убийстве ростовщика в «Преступлении и наказании» Достоевского. [Источник: Стив Догерти, New York Times, 31 декабря 2006 г.]
«Через несколько кварталов мы останавливаемся перед ничем не примечательным зданием, которое Достоевский использовал как пансион, где жил его главный герой, убийца Раскольников. На углу здания, чуть выше уровня улицы, находится рельефная скульптура автора, изображенного не как он сам, а как его творение, в длинном плаще, фигурно взбирающемся по черной лестнице.
«Достоевский был точным и дотошным географом, — говорит Никита. «Хотя он никогда не произносит географических названий, но так точно все детализирует, что любой, кто живет в Петербурге, точно знает улицу, реку или здание, которое он описывает».
Семоновская площадь: место инсценировки казни Достоевского
Семоновская площадь (метро «Сенная площадь») — место, где в царские времена пороли и казнили непослушных солдат. Федор Достоевский был доставлен сюда с 21 другим человеком 22 декабря 1849 года для публичной казни после восьми месяцев в тюрьме за участие в политической дискуссии. Осужденных одели в белые погребальные одежды, совершили последний обряд и привязали к столбам для порки группами по три человека. Мужчины выслушали проповедь, а затем один за другим встали и приложились к кресту. Дворянам, в том числе и Достоевскому, ломали над головами мечи.
Как только заиграли барабаны и расстрельной команде было приказано приготовиться к стрельбе, прибыл королевский курьер с отсрочкой казни и сообщил мужчинам, что вместо этого они приговорены к каторжным работам в Сибири. Для одного из мужчин было слишком поздно. Он сошел с ума прямо на месте. Другой кричал: «Добрый царь! Да здравствует царь!» По некоторым данным, у Достоевского случился эпилептический припадок. Все это дело было задумано самим царем Николаем I как предупреждение политическим диссидентам.
Описывая пережитое, Достоевский писал своему брату: «Никогда не кипела во мне такой обильной и здоровой духовной жизни, как теперь. Поддержит ли она тело, не знаю… Теперь жизнь моя изменится. родится снова в новом образе. Брат! Клянусь тебе, что не потеряю надежды и сохраню в чистоте свой разум и сердце. коммунисты перестроили в худшую сторону, старую церковь, стоявшую здесь во времена Достоевского, снесли. 0005
Музей Достоевского
Музей Достоевского (Кузнечный переулок, 5/2) расположен в двухэтажном доме-квартире, где известный писатель написал свои последние романы «Братья Караммазовы» и «Двойник: Петербургская поэма». Он умер там в 1881 году. Его кабинет остался точно таким же, как и в день его смерти, а часы показывают точный час его смерти. Экспонаты музея, официально именуемого Литературно-мемориальным музеем Ф. М. Достоевского, включают рукописи и заметки, а также фотографии писателя и его семьи, картины времен Французской революции, портреты его литературных друзей, изображения Христа, рукописи, покрытые редакции и книги, которые он читал, включая Библию.
Федор Достоевский жил в квартире дважды в течение своей жизни: сначала недолго в 1846 году в начале своей карьеры, а затем с октября 1878 года до своей смерти в январе 1881 года. Квартира реконструирована на основе воспоминаний его жена и его друзья. Когда в 1971 году дом превратили в музей, с него сняли восемнадцать слоев обоев — несколько зеленых богато украшенных обоев, датированных 1878 годом. Оформление исследования было основано на фотографиях, сделанных во времена писателя.
Части Музея Достоевского: 1) Мемориальная квартира писателя, центральная часть музея; 2) Литературная выставка, посвященная биографии и творчеству писателя; 3) Выставочные залы, для экспонатов современного искусства; 4) Театр, в котором представляют свои спектакли Белый театр, а также театры-партнеры музея: «Формат кукол», «Театр такой» и другие местные, национальные и зарубежные театры. За прошедшие годы коллекция музея многократно увеличилась. В настоящее время он включает в себя большую коллекцию графического и прикладного искусства и значительную коллекцию фотографий. Библиотека музея насчитывает около 24 000 томов и небольшую коллекцию рукописей. Коллекция продолжала пополняться за счет даров посетителей, друзей музея и исследователей Достоевского.
«Преступление и наказание» Санкт-Петербург
«Преступление и наказание» Достоевского начинается: «Очень жарким вечером в начале июля молодой человек вышел из своей каморки наверху дома в С. улице и как бы не в силах решиться». «С-лейн» — отсылка к переулку Столярнина (ныне улица Пржевальского), где несколько лет жил Достоевский. «К-мост» в романе отсылает к Кокушкину мосту, еще одной достопримечательности Санкт-Петербурга.
Большая часть романа происходит вокруг канала Грибоедева, района, который не был облагорожен и до сих пор ветх и темен, как во времена Достоевского, когда он был известен как Екатерининский канал. Можно проследить 730 степей главного героя «Преступления и наказания», за которым следовал главный герой «Преступления и наказания» Родион Расгольников на пути, чтобы убить ростовщика топором. Пересеките мост, пройдите мимо садов Юсуповского дворца и найдите большое шестиэтажное здание, выходящее окнами на канал на проспект Римского-Корсакова, 25. Люди, живущие в здании, привыкли к тому, что звонят в колокола, а туристы спрашивают, в нужном ли они месте.
Кокушкин мост (рядом с площадью Мира) — место, где Расгольников смотрел в мутные воды, чтобы определить свое будущее после убийства ростовщика топором. Он ненадолго подумал о том, чтобы бросить орудие убийства в воду, но передумал, увидев проплывающие мимо баржи. Другие места преступлений и наказаний: квартира ростовщика (Гробоедова, 104 на канале Грибоедева)
Литературно-мемориальный музей Ф.Д. Достоевского
Литературно-мемориальный музей Ф.Д. Достоевского (Гражданская, 19)) — наиболее вероятное местонахождение дома Раскольникова. Это в двух кварталах от Кокушкина моста и места, где начинается «Преступление и наказание». Также известный как Дом Раскольникова, это высокое здание с мемориалом снаружи. Гражданская формально называлась Средне-Мещанской.
Разное находится на углу ул. Гражданской, 19 и Столярного переулка, 5. Паломники Достоевского посещают чердак пятого этажа, где, как говорят, жил Раскольников. Граффити типа «Родя, я тебя понимаю», «Почему она умерла?» и «Родя, я знаю, где живет еще одна старуха». Местный житель покажет вам, где Раскольников нашел свой топор.
Раскольников — один из самых узнаваемых персонажей русской литературы, вымышленный герой романа «Преступление и наказание». Бывший студент, живущий в крошечной комнатке, на которую у него едва хватало денег, он идет по улицам Санкт-Петербурга, и в его голове формируется заговор с целью убить пожилого ростовщика. Он выполняет план, но затем чувство вины за преступление овладевает его разумом, доводя до грани рассудка.
Музей Набокова
Дом-музей Набокова (ул. Большая Морская, 47), где родился автор «Лолиты» и в настоящее время хранятся его рукописи и коллекция бабочек. С 2008 года, когда музей вошел в состав Санкт-Петербургского государственного университета, его коллекция значительно увеличилась и началась долгожданная реставрация залов.
Музей занимает первый этаж, где бывшая столовая, гостиная и библиотека сохранили большую часть своего первоначального вида. Бывшее «комитетское» помещение, в котором не сохранился первоначальный интерьер, теперь используется как выставочный зал. Выполняя свои обязанности музея, учреждение проводит академические программы, среди которых ежегодные Набоковские чтения в апреле, летняя школа для студентов, международные Набоковские конференции, а также публичные лекции, семинары и литературные чтения.
Музей Набокова был открыт в 1998 году как негосударственное учреждение культуры. С 2008 года входит в состав факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Когда музей только открылся, в музейной коллекции было очень мало вещей. Однако за годы работы музей накопил значительную коллекцию и большую библиотеку, которая открыта для посетителей.
Источники изображений: Wikimedia Commons
Источники текстов: Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (официальный туристический сайт России russiatourism.ru), сайты правительства России, ЮНЕСКО, Википедия, путеводители Lonely Planet, New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, National Geographic, The New Yorker, Bloomberg, Reuters, Associated Press, AFP, Yomiuri Shimbun и различные книги и другие публикации.
Обновлено в сентябре 2020 г.
Теплые и странные тосты за жемчужину российской короны; Петербург отмечает 300-летие всем, от порнографии до консервации
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Пушкин написал стих, увековечивший этот город , имперская столица России, как »окно в Европу». Сергей В. Прянишников делает порнографию, изображающую его как дворцовое пип-шоу.
Памятник Медный всадник Петру I на вставшем коне в одном из самых известных стихотворений Пушкина как символ города, в фильме Прянишникова как декорация для оргии.
»Св. Санкт-Петербург — очень красивый город», — сказал г-н Прянишников, который утверждает, что ежемесячно продает 100 000 видеороликов. Офис его SP Company заставлен такими изданиями, как «Сексуальный Петербург», «Секс по-русски» и четырехсерийным сериалом «Белые ночи Санкт-Петербурга», посвященным « 300-летию города».
Его фильмы — один из самых причудливых примеров юбилейного безумия, охватившего город, который Петр пожелал создать на сыром северном болоте, кондитерское изделие, состряпанное на скорую руку итальянскими зодчими, и тысячи крепостных, погибших по царской прихоти.
Г-н Прянишников отдает откровенно низкобюджетный эротический оммаж петербургским дворцам и памятникам, а также природным богатствам этого города — сумрачным декадентским белым летним ночам и водным путям, обеспечивающим непреходящее кинематографическое качество, «как будто город постоянно снимали у его реки», — писал Иосиф Бродский.
«Белые ночи» — это не «Русский ковчег», круговорот русской истории, снятый одним дублем в Эрмитаже петербургским режиссером Александром Сокуровым, но у г-на Прянишникова есть свой манифест.
«Мы соединили сумерки с эротикой, красоту секса с красотой архитектурных памятников», — сказал он с бородой, полным животом и в одежде для отдыха. Он похож на Ларри Флинта в представлении Гоголя, известного своими сюрреалистическими рассказами о здешней жизни.
Порнографические гимны г-на Прянишникова Санкт-Петербургу — музе поэтов, музыкантов и художников — были бы просто причудливой сноской, если бы они так точно не передавали нелепость юбилея, необычные культурные ритмы города и поиски постсоветской идентичности. Пиковые даты юбилейных торжеств — с 23 мая по 1 июня9.0005
Санкт-Петербург вернул себе свое имя в 1991 году, но он все еще борется за восстановление былого величия и преодоление советского наследия, превратившего его название в Ленинград, его дворцы в музеи Ленина, а его соборы в картофельные склады и музеи атеизма. Даже Наталья Ивановна Батожок, председатель комитета по празднованию юбилея, говорит: «Я смотрела и смотрю на него как на Ленинград». Большинство людей называют город Питером, и всем кажется, что он не дожил до приставки. »Санкт.»
«Это будет Петербург, когда починят фасады и мосты», — сказал Владимир М. Грусман, директор здешнего Российского этнографического музея. Гонке за восстановление своего имперского блеска и закрепления за собой короны в качестве культурной столицы России в значительной степени способствовало то, что в некотором смысле Путинград — родной город президента России Владимира Путина.
Юбилейными мероприятиями сегодня стали возложение венка к Медному всаднику и открытие парадного входа в Эрмитаж с Дворцовой площади. В субботу состоится открытие воссозданной Янтарной комнаты в летнем дворце Екатерины Великой спустя десятилетия после того, как оригинал был разобран и разграблен нацистами. Г-н Путин и десятки высокопоставленных лиц, включая президента Буша, планируют посетить субботнее мероприятие.
А в понедельник министр культуры РФ М.Ю. Швыдкой с пренебрежением отнесся к подарку Франции — стеклянной Башне Мира, открытой сегодня на Сенной площади. По его словам, это нарушило целостность объекта наследия ЮНЕСКО, известного как место действия романа «Преступление и наказание». здесь находится музей Анны Ахматовой, названный в честь другого освященного писателя этого города и расположенный в квартире, где она жила и работала.
Планы по покупке недвижимости для дома-музея Бродского были осложнены клубком собственности вокруг коммунальных квартир советской эпохи, которые до сих пор можно найти за фасадами многих величественных жилых домов в городе.
Такое жилье «обнажает жизнь до основания: сбрасывает любые иллюзии о человеческой природе», — писал Бродский в «Полторной комнате» о взрослении в коммуналке, в которой ванная и кухня были поделился с незнакомцами. «Вы знаете, какие звуки они издают в постели».
Одну из комнат, в которой он жил с родителями, купили с помощью Альфа-банка. Но есть и другие комнаты, в том числе полукомната Бродского, с другими жильцами и их растущими требованиями.
Рядом, в пригороде Санкт-Петербурга, более 200 миллионов долларов тратится на восстановление тысячекомнатного Константиновского дворца, который Петр задумал как свой Версаль; он станет официальной резиденцией г-на Путина в Санкт-Петербурге. В совершенно неироническом повторении потемкинской деревни чиновники приказали построить огромный щит, чтобы скрыть ветхие постройки на пути к дворцу.
Повторяющиеся обвинения в присвоении финансовых средств городскими властями усилили «пусть едят пирожные» аспекты этой годовщины. Счетная палата, российская федеральная служба финансового надзора, обратилась в прокуратуру с просьбой провести расследование. После парламентских слушаний в апреле спикер верхней палаты парламента заявил, что имели место финансовые нарушения, но не преступления.
Андрей А. Арьев, друг Бродского и редактор уважаемого литературного журнала «Звезда», сказал, что в этом году у города не было денег для финансирования высшей литературной премии города. «Вместо этого роют канал», — сказал он о строительстве рядом с восстановленным Михайловским замком. «В канале можно постирать много вещей».
Исторические объекты, такие как Смольный собор, были исключены из списка реставрационных работ, которые должны быть завершены к юбилею. Строительные леса, закрывавшие Петропавловскую крепость, усыпальницу царей, спустили к годовщине, а некоторые, как сообщается, потом снова поднимут.
Упоминание о годовщине вызывает у многих участников подготовки глубокие вздохи.
«Я реставратор, мне нельзя торопиться, — говорит Борис Павлович Игдалов, директор реставрационной мастерской Янтарной комнаты. «Когда мне говорят, что я должен финишировать 300-м, меня начинает трясти» 9.0005
Этот город, возможно, наиболее известен высококультурными алтарями Эрмитажа и Мариинского театра (также называемого Кировским за границей) с международным охватом, подкрепленным вечным двигателем Валерия Гергиева и союзом Эрмитажа с Музеем Соломона Р. Гуггенхайма в Манхэттен.
Однако внутри страны поп-культура Санкт-Петербурга в наши дни оказала более скромное влияние на молодых россиян.
«Сопляк», фильм 1997 года, и его продолжение 2000 года, «Сопляк 2», стали двумя самыми жестокими, расистскими и чрезвычайно популярными фильмами в России за последние годы. Их снял петербургский режиссер Алексей Балабанов, снявший отмеченный наградами артхаусный художественный фильм о зарождении петербургской порноиндустрии в конце XIX века.век. Павильоны «Ленфильма», советского киногиганта, штампуют популярные телевизионные шоу с названиями вроде «Бандитский Петербург», что отражает репутацию города как криминальной столицы России.
»Ленинград», петербургская ска-панк-группа, пользующаяся неоднозначными отзывами и одобренная критиками, предлагает долгожданное облегчение от безжалостных подражателей российской поп-сцены Бритни Спирс. Явная лирика группы представляет собой серьезную проблему: большинство из них представляют собой бесконечный поток ругательств, народное выражение, известное как «мат» (термин имеет корни в русском слове «мать»). Мэр Москвы Юрий Лужков запретил группе выступать на стадионе. (Лимбус Пресс, одно из первых частных издательств России и одно из самых влиятельных, придало всей этой нецензурной брани интеллектуальное доверие своим «Большим математическим словарем».)
Компания Limbus также опубликовала недавний хит «Give Me! (Песня для влюбленных) — бескомпромиссный роман о взрослении Ирины Денежкиной, 21-летней студентки. Лимбус продал права на публикацию этой книги в США компании Simon & Schuster.
В петербургских офисах «Лимбуса», усыпанных книгами и рукописями, главный редактор Виктор Л. Топоров сказал, что более медленный темп жизни города и «особая аура» помогают генерировать идеи, хотя он и не был романтиком в отношении реалий. города, отраженные в будущих книгах.
Limbus издает серию журнальных фотокниг об истории этого города, от Петербурга до Петрограда, Ленинграда и обратно в Петербург. Эта серия является детищем Владимира А. Никитина, местного фотографа, который проводит дни в архивах в поисках фотографий затерянного города. Стопки ящиков в его квартире заполнены портретами Романовых и болезненными сценами революции и гражданской войны.
На своем компьютере он перелистывал изображения головокружительных дореволюционных авто- и авиашоу — «Это был совершенно европейский город», — сказал он, — к девушке, марширующей мимо дворца с портретом Сталина, к советским рабочие ночуют в лачуге, раздеваются в барах и алкоголиках в постсоветском Петербурге. «Скрытая блокада», которую, возможно, лучше перевести как «Неизвестная блокада», документирует 900-дневная блокада Ленинграда фашистами, унесшая жизни до миллиона жителей.
«Меня всегда волновал вопрос, что такое Ленинград, но только увидев все эти документы, все эти архивы, я понял, какая это трагедия для ХХ века, трагедия города, всей страны, — сказал г-н Никитин.
«Фотографии не только о дворцах, — сказал он. «Это декорация. Они останутся. Они о социальном состоянии города».
Санкт-Петербург по-прежнему предлагает спасение в своем искусстве. За самыми грандиозными и мрачными фасадами стоят реставраторы и ремесленники, посвятившие свою жизнь городу. В Сампсониевском соборе 74-летний Петр П. Ушаков наносит последние штрихи позолоты на алтарные двери, которые он потратил месяцы на спасение от грязи и пыли десятилетий. Осиротевший во время Второй мировой войны, он стал учеником мастера-реставратора Петергофского дворца, почти разрушенного во время войны, и работал во всех крупных дворцах этого города.
«Все дворцы мои», — сказал он.
Теперь новое поколение взяло на себя мистическое бремя. В отчаянном начале 1990-х 40-летний Игорь Юрьевич Лаврененко работал в железнодорожном депо. Подрабатывал продавцом водки у Казанского собора, Музея атеизма в советское время. Оттуда ему открылся вид на Храм Спаса-на-Крови, построенный в память об убийстве царя Александра II, «царя-освободителя», убитого революционерами в 1881 году.
Тогда, по его словам, «начались чудеса».
Сейчас он реставрирует и воссоздает замысловатые римские мозаики с изображением православных святых для иконостаса алтаря собора. Он проводит месяцы, работая над каждой мозаикой в своей мастерской в сарае у железнодорожных путей в дальнем конце пустынного депо.
«Иногда я слышу выстрелы», — сказал он, окруженный иконами, техникой, собранной из старых советских деталей, и уголками, заполненными почти 300 оттенками непрозрачного итальянского стекла для мозаики.
За Екатерининским дворцом в Царском Селе, пригороде Санкт-Петербурга, мастера наносят последние штрихи на волшебную Янтарную комнату, головоломку из 500 000 деталей, которую они воссоздали на основе интуиции и горстки сохранившихся фотографий. Они перебирают янтарь, который поражает их даже спустя столько лет.
«Ему 40 миллионов лет», — сказал Алексей Мурзов, ремесленник, работавший над проектом, на мгновение замолчав. «Триста лет так или иначе не имеет большого значения».
Внесено исправление
31 мая 2003 г. В среду о праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, Россия, указана неверная дата. Надо было сказать 26 марта, а не 27 мая.