Текст на английском языке про достопримечательности россии на английском: Достопримечательности россии на английском

Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Вступил в силу: 22 июня 2006 г.

Преамбула

другой жестокий , бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание запрещены и представляют собой серьезные нарушения прав человека,

Убеждены, что необходимы дальнейшие меры для достижения целей Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее именуемой Конвенции) и усилить защиту лиц, лишенных свободы, от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,

Напоминая, что статьи 2 и 16 Конвенции обязывают каждое Государство-участник принимать эффективные меры для предотвращения актов пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания на любой территории, находящейся под его юрисдикцией,

Признавая, что государства несут главную ответственность для осуществления этих статей, что усиление защиты лиц, лишенных свободы, и полное соблюдение их прав человека является общей ответственностью всех, и что международные исполнительные органы дополняют и укрепляют национальные меры,

Напоминая, что эффективное предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания требует просвещения и сочетания различных законодательных, административных, судебных и других мер,

Напоминая также, что Всемирная конференция по правам человека твердо заявила, что усилия по искоренению пыток следует сосредоточить в первую очередь на предупреждении и призвал к принятию факультативного протокола к Конвенции, призванного установить превентивную систему регулярных посещений мест содержания под стражей,

Убежденные, что защита лиц, лишенных свободы, от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания может быть усилена внесудебными средствами превентивного характера, основанными на регулярных посещениях мест содержания под стражей, согласились о нижеследующем :

ЧАСТЬ I.

Общие принципы

Статья 1

Целью настоящего Протокола является установление системы регулярных посещений независимыми международными и национальными органами мест лишения свободы с целью предупреждения пыток. и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания.

Статья 2

1. Подкомитет по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета против пыток (далее именуемый Подкомитет по предупреждению) создается и выполняет установленные функции. в настоящем Протоколе.

2. Подкомитет по предупреждению осуществляет свою работу в рамках Устава Организации Объединенных Наций и руководствуется его целями и принципами, а также нормами Организации Объединенных Наций, касающимися обращения с лицами, лишенными их свобода.

3. В равной степени Подкомитет по предупреждению руководствуется принципами конфиденциальности, беспристрастности, неизбирательности, универсальности и объективности.

4. Подкомитет по предупреждению и Государства-участники сотрудничают в осуществлении настоящего Протокола.

Статья 3

Каждое Государство-участник учреждает, назначает или поддерживает на национальном уровне один или несколько выездных органов для предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее именуемых национальным превентивным механизмом) .

Статья 4

1. Каждое Государство-участник разрешает посещения в соответствии с настоящим Протоколом механизмам, упомянутым в статьях 2 и 3, любого места, находящегося под его юрисдикцией и контролем, где лица находятся или могут быть лишены свободы. либо на основании приказа органа государственной власти, либо по его инициативе, либо с его согласия или молчаливого согласия (далее именуемые местами содержания под стражей). Эти посещения осуществляются с целью усиления, в случае необходимости, защиты этих лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

2. Для целей настоящего Протокола лишение свободы означает любую форму задержания или заключения либо помещение лица в государственные или частные места содержания под стражей, из которых этому лицу не разрешается покидать его по своему желанию по распоряжению любого судебного , административный или иной орган.

ЧАСТЬ II — Подкомитет по предупреждению

Статья 5

1. Подкомитет по предупреждению состоит из десяти членов. После пятидесятой ратификации настоящего Протокола или присоединения к нему число членов Подкомитета по предупреждению увеличивается до двадцати пяти.

2. Члены Подкомитета по предупреждению избираются из числа лиц с высокими моральными качествами, имеющих подтвержденный профессиональный опыт в области отправления правосудия, в частности уголовного права, управления тюрьмами или полицией, или в различных областях. отношение к обращению с лицами, лишенными свободы.

3. В составе Подкомитета по предотвращению должное внимание уделяется справедливому географическому распределению и представительству различных форм цивилизации и правовых систем государств-участников.

4. В этом составе также должно учитываться сбалансированное гендерное представительство на основе принципов равенства и недискриминации.

5. Два члена Подкомитета по предупреждению не могут быть гражданами одного и того же государства.

6. Члены Подкомитета по предупреждению действуют в своем индивидуальном качестве, должны быть независимыми и беспристрастными и должны быть готовы эффективно служить Подкомитету по предупреждению.

Статья 6

1. Каждое Государство-участник может выдвинуть в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи до двух кандидатов, обладающих квалификацией и отвечающих требованиям, изложенным в статье 5, и при этом предоставляет подробную информацию о квалификации кандидата. номинанты.

2.

а) кандидаты должны иметь гражданство государства-участника настоящего Протокола;

b) по крайней мере один из двух кандидатов должен иметь гражданство выдвинувшего кандидата Государства-участника;

c) выдвигаются кандидатуры не более двух граждан Государства-участника;

(d) Прежде чем Государство-участник выдвигает кандидатуру гражданина другого Государства-участника, оно запрашивает и получает согласие этого Государства-участника.

3. Не менее чем за пять месяцев до даты совещания Государств-участников, в ходе которого будут проводиться выборы, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет письмо Государствам-участникам с предложением представить свои кандидатуры в течение трех месяцы. Генеральный секретарь представляет список в алфавитном порядке всех выдвинутых таким образом лиц с указанием выдвинувших их государств-участников.

Статья 7

1. Члены Подкомитета по предупреждению избираются следующим образом:

а) основное внимание уделяется выполнению требований и критериев статьи 5 настоящего Протокола;

b) Первоначальные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Протокола;

с) Государства-участники избирают членов Подкомитета по предупреждению тайным голосованием;

d) Выборы членов Подкомитета по предупреждению проводятся на двухгодичных совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций. На этих заседаниях, на которых кворум составляют две трети государств-участников, в состав Подкомитета по предупреждению избираются лица, получившие наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих представителей государств-участников. и голосование.

2. Если в ходе избирательного процесса два гражданина государства-участника получили право быть членами Подкомитета по предупреждению, кандидат, получивший большее количество голосов, становится членом Подкомитета по предупреждению. Если граждане получили одинаковое количество голосов, применяется следующая процедура:

а) если только один человек был назначен государством-участником, гражданином которого он или она является, этот гражданин выступает в качестве члена Подкомитета по предупреждению;

(b) Если оба кандидата были выдвинуты Государством-участником, гражданами которого они являются, проводится раздельное тайное голосование для определения того, кто из граждан станет членом;

(c) Если ни один из кандидатов не был выдвинут государством-участником, гражданином которого он или она является, проводится отдельное тайное голосование для определения того, кто из кандидатов будет членом.

Статья 8

Если член Подкомитета по предупреждению умирает или уходит в отставку или по какой-либо причине не может более выполнять свои обязанности, государство-участник, назначившее члена, назначает другое имеющее право лицо, обладающее квалификацией и отвечающее требованиям изложенной в статье 5, принимая во внимание необходимость надлежащего баланса между различными областями компетенции, действовать до следующего совещания государств-участников при условии одобрения большинства государств-участников. Утверждение считается данным, если половина или более государств-участников не ответят отрицательно в течение шести недель после того, как они были проинформированы Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций о предлагаемом назначении.

Статья 9

Члены Подкомитета по предупреждению избираются сроком на четыре года. Они имеют право на переизбрание один раз в случае повторного выдвижения. Срок полномочий половины членов, избранных на первых выборах, истекает через два года; сразу же после первых выборов имена этих членов выбираются по жребию Председателем собрания, упомянутого в статье 7, параграф 1 (d).

Статья 10

1. Подкомитет по предупреждению избирает своих должностных лиц сроком на два года. Они могут быть переизбраны.

2. Подкомитет по предупреждению устанавливает свои собственные правила процедуры. Эти правила должны предусматривать, в частности, что:

(a) Половина членов плюс один составляют кворум;

(b) Решения Подкомитета по предупреждению принимаются большинством голосов присутствующих членов;

(c) Подкомитет по предупреждению собирается при закрытых дверях.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций созывает первое заседание Подкомитета по предупреждению. После своего первого заседания Подкомитет по предупреждению собирается в такое время, которое предусмотрено его правилами процедуры. Подкомитет по предупреждению и Комитет против пыток проводят свои заседания одновременно не реже одного раза в год.

ЧАСТЬ III — Мандат Подкомитета по предупреждению

Статья 11

1. Подкомитет по предупреждению:

(a) посещает места, указанные в статье 4, и дает рекомендации Государствам-участникам относительно защиты лишенных прав их свободы от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

(b) В отношении национальных превентивных механизмов:

(i) Консультирование и помощь государствам-участникам, когда это необходимо, в их создании;

(ii) поддерживать прямой и, при необходимости, конфиденциальный контакт с национальными превентивными механизмами и предлагать им обучение и техническую помощь с целью укрепления их потенциала;

(iii) Консультировать и помогать им в оценке потребностей и средств, необходимых для усиления защиты лиц, лишенных свободы, от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

(iv) Выносить рекомендации и замечания Государствам-участникам в целях укрепления потенциала и мандата национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

(c) Сотрудничать в целях предотвращения пыток в целом с соответствующими органами и механизмами Организации Объединенных Наций, а также с международными, региональными и национальными учреждениями или организациями, работающими над усилением защиты всех лиц от пыток и других жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание.

Статья 12

Для того чтобы Подкомитет по предупреждению мог выполнять свой мандат, изложенный в статье 11, Государства-участники обязуются:

а) принимать Подкомитет по предупреждению на своей территории и предоставлять ему доступ к местам содержания под стражей, как они определены в статье 4 настоящего Протокола;

(b) Предоставить всю необходимую информацию, которую Подкомитет по предупреждению может запросить для оценки потребностей и мер, которые следует принять для усиления защиты лиц, лишенных свободы, от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

c) поощрять и облегчать контакты между Подкомитетом по предупреждению и национальными превентивными механизмами;

d) изучить рекомендации Подкомитета по предупреждению и вступить с ним в диалог о возможных мерах по осуществлению.

Статья 13

1. Подкомитет по предупреждению устанавливает сначала путем жеребьевки программу регулярных посещений государств-участников для выполнения своего мандата, установленного в статье 11.

2. После консультаций Подкомитет по предотвращению уведомляет Государства-участники о своей программе, с тем чтобы они могли безотлагательно принять необходимые практические меры для проведения посещений.

3. Посещения проводятся не менее чем двумя членами Подкомитета по профилактике. Этих членов могут, при необходимости, сопровождать эксперты, обладающие продемонстрированным профессиональным опытом и знаниями в областях, охватываемых настоящим Протоколом, которые выбираются из списка экспертов, подготовленного на основе предложений, внесенных государствами-участниками, Управлением Верховный комиссар ООН по правам человека и Центр ООН по международному предупреждению преступности. При подготовке реестра заинтересованные Государства-участники предлагают не более пяти национальных экспертов. Заинтересованное государство-участник может возражать против включения в посещение конкретного эксперта, после чего Подкомитет по предупреждению предлагает другого эксперта.

4. Если Подкомитет по профилактике сочтет это целесообразным, он может предложить краткое контрольное посещение после обычного посещения.

Статья 14

1. Для того чтобы Подкомитет по предупреждению мог выполнять свой мандат, государства-участники настоящего Протокола обязуются предоставить ему:

а) неограниченный доступ ко всей информации о количестве лиц, лишенных их свобода в местах содержания под стражей, как это определено в статье 4, а также количество мест и их расположение;

b) неограниченный доступ ко всей информации, касающейся обращения с этими лицами, а также условий их содержания под стражей;

(c) С учетом пункта 2 ниже, неограниченный доступ ко всем местам содержания под стражей и их сооружениям и сооружениям;

d) возможность проводить частные беседы с лицами, лишенными свободы, без свидетелей, лично или с переводчиком, если это будет сочтено необходимым, а также с любым другим лицом, которое, по мнению Подкомитета по предупреждению, может предоставить соответствующую информацию;

(e) Свобода выбирать места, которые она хочет посетить, и людей, с которыми она хочет взять интервью.

2. Возражение против посещения конкретного места содержания под стражей может быть сделано только по неотложным и убедительным причинам национальной обороны, общественной безопасности, стихийного бедствия или серьезных беспорядков в посещаемом месте, которые временно препятствуют проведению такого посещения. посещать. Государство-участник не может ссылаться на существование объявленного чрезвычайного положения как на причину возражения против посещения.

Статья 15

Ни один орган или должностное лицо не может отдавать приказы, применять, разрешать или допускать какие-либо санкции в отношении любого лица или организации за сообщение Подкомитету по предупреждению или его представителям какой-либо информации, будь то правдивой или ложной, и ни одно такое лицо или в противном случае организация должна быть каким-либо образом ущемлена.

Статья 16

1. Подкомитет по предупреждению конфиденциально сообщает свои рекомендации и замечания государству-участнику и, в соответствующих случаях, национальному превентивному механизму.

2. Подкомитет по предупреждению публикует свой доклад вместе с любыми комментариями соответствующего Государства-участника всякий раз, когда об этом попросит это Государство-участник. Если государство-участник обнародует часть отчета, Подкомитет по предупреждению может опубликовать отчет полностью или частично. Однако никакие личные данные не могут быть опубликованы без явного согласия заинтересованного лица.

3. Подкомитет по предупреждению представляет Комитету против пыток публичный ежегодный отчет о своей деятельности.

4. Если государство-участник отказывается сотрудничать с Подкомитетом по предупреждению в соответствии со статьями 12 и 14 или предпринимать шаги для улучшения ситуации в свете рекомендаций Подкомитета по предупреждению, Комитет против пыток может в запрос Подкомитета по предупреждению, принимает решение большинством его членов после того, как государство-участник имело возможность изложить свою точку зрения, сделать публичное заявление по этому вопросу или опубликовать отчет Подкомитета по предупреждению.

ЧАСТЬ IV —

Национальные превентивные механизмы

Статья 17

Каждое Государство-участник сохраняет, назначает или учреждает не позднее одного года после вступления в силу настоящего Протокола или его ратификации или присоединения, один или несколько независимые национальные превентивные механизмы по предупреждению пыток на национальном уровне. Механизмы, созданные децентрализованными подразделениями, могут быть определены в качестве национальных превентивных механизмов для целей настоящего Протокола, если они соответствуют его положениям.

Статья 18

1. Государства-участники гарантируют функциональную независимость национальных превентивных механизмов, а также независимость их персонала.

2. Государства-участники принимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы эксперты национального превентивного механизма обладали необходимыми способностями и профессиональными знаниями. Они должны стремиться к гендерному балансу и адекватному представительству этнических групп и групп меньшинств в стране.

3. Государства-участники обязуются предоставлять необходимые ресурсы для функционирования национальных превентивных механизмов.

4. При создании национальных превентивных механизмов государства-участники должным образом учитывают Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений по поощрению и защите прав человека.

Статья 19

Национальным превентивным механизмам должны быть предоставлены как минимум полномочия:

(a) регулярно проверять обращение с лицами, лишенными свободы, в местах содержания под стражей, как это определено в статье 4, с целью усиление, при необходимости, их защиты от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

(b) Давать рекомендации соответствующим органам с целью улучшения обращения и условий содержания лиц, лишенных свободы, и предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания с учетом соответствующих норм. Организации Объединенных Наций;

(c) Вносить предложения и замечания относительно действующего или проекта законодательства.

Статья 20

Для того чтобы национальные превентивные механизмы могли выполнять свой мандат, Государства-участники настоящего Протокола обязуются предоставить им:

а) доступ ко всей информации о количестве лиц, лишенных свободы в местах содержания под стражей, как это определено в статье 4, а также о количестве мест и их местонахождении;

b) доступ ко всей информации, касающейся обращения с этими лицами, а также условий их содержания под стражей;

c) доступ ко всем местам содержания под стражей и их сооружениям и сооружениям;

d) возможность проводить частные беседы с лицами, лишенными свободы, без свидетелей, либо лично, либо с переводчиком, если это будет сочтено необходимым, а также с любым другим лицом, которое, по мнению национального превентивного механизма, может предоставить соответствующую информацию;

e) свобода выбора мест, которые они хотят посетить, и лиц, с которыми они хотят взять интервью;

(f) Право иметь контакты с Подкомитетом по предупреждению, посылать ему информацию и встречаться с ним.

Статья 21

1. Ни один орган или должностное лицо не может отдавать приказы, применять, разрешать или допускать какие-либо санкции в отношении любого лица или организации за то, что они сообщили национальному превентивному механизму какую-либо информацию, правдивую или ложную, и ни одно такое лицо или организация не должны быть каким-либо образом предвзятым.

2. Конфиденциальная информация, собранная национальным превентивным механизмом, не подлежит разглашению. Никакие личные данные не могут быть опубликованы без явного согласия заинтересованного лица.

Статья 22

Компетентные органы соответствующего Государства-участника изучают рекомендации национального превентивного механизма и вступают с ним в диалог о возможных мерах по осуществлению.

Статья 23

Государства-участники настоящего Протокола обязуются публиковать и распространять ежегодные отчеты национальных превентивных механизмов.

ЧАСТЬ V — Заявление

Статья 24

1. После ратификации государства-участники могут сделать заявление об отсрочке выполнения своих обязательств по части III или части IV настоящего Протокола.

2. Эта отсрочка действует не более трех лет. После надлежащих представлений государства-участника и после консультаций с Подкомитетом по предупреждению Комитет против пыток может продлить этот период еще на два года.

ЧАСТЬ VI — Финансовые резервы

Статья 25

1. Расходы, понесенные Подкомитетом по предупреждению в связи с осуществлением настоящего Протокола, несет Организация Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет необходимый персонал и помещения для эффективного выполнения функций Подкомитета по предупреждению в соответствии с настоящим Протоколом.

Статья 26

1. Специальный фонд учреждается в соответствии с соответствующими процедурами Генеральной Ассамблеи, управляемый в соответствии с финансовыми положениями и правилами Организации Объединенных Наций, для оказания помощи в финансировании выполнения рекомендаций. сделанные Подкомитетом по предупреждению после посещения государства-участника, а также образовательные программы национальных превентивных механизмов.

2. Специальный фонд может финансироваться за счет добровольных взносов правительств, межправительственных и неправительственных организаций и других частных или государственных организаций.

ЧАСТЬ VII — Заключительные положения

Статья 27

1. Настоящий Протокол открыт для подписания любым государством, подписавшим Конвенцию.

2. Настоящий Протокол подлежит ратификации любым государством, которое ратифицировало Конвенцию или присоединилось к ней. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

3. Настоящий Протокол открыт для присоединения любого государства, которое ратифицировало Конвенцию или присоединилось к ней.

4. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций информирует все государства, подписавшие настоящий Протокол или присоединившиеся к нему, о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 28

1. Настоящий Протокол вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, ратифицировавшего настоящий Протокол или присоединившегося к нему после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящий Протокол вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 29

Положения настоящего Протокола распространяются на все части федеративных государств без каких-либо ограничений или исключений.

Статья 30

Никаких оговорок к настоящему Протоколу не делается.

Статья 31

Положения настоящего Протокола не затрагивают обязательств государств-участников по любой региональной конвенции, устанавливающей систему посещений мест содержания под стражей. Подкомитету по предупреждению и органам, учрежденным в соответствии с такими региональными конвенциями, предлагается консультироваться и сотрудничать во избежание дублирования и эффективного продвижения целей настоящего Протокола.

Статья 32

Положения настоящего Протокола не затрагивают обязательств государств-участников четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколов к ним от 8 июня 1977 года, а также возможности, имеющейся у любого государства-участника, санкционировать Международному комитету Красного Креста посещать места содержания под стражей в ситуациях, не подпадающих под действие международного гуманитарного права.

Статья 33

1. Любое государство-участник может в любое время денонсировать настоящий Протокол путем письменного уведомления на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который затем информирует об этом другие государства-участники настоящего Протокола и Конвенции. Денонсация вступает в силу через год после даты получения уведомления Генеральным секретарем.

2. Такая денонсация не освобождает государство-участник от его обязательств по настоящему Протоколу в отношении любого действия или ситуации, которые могут иметь место до даты вступления в силу денонсации, или действий которые Подкомитет по предупреждению решил или может принять решение в отношении соответствующего государства-участника, и денонсация никоим образом не наносит ущерба дальнейшему рассмотрению любого вопроса, уже находящегося на рассмотрении Подкомитета по предупреждению до даты, когда денонсация становится эффективный.

3. После даты вступления в силу денонсации государства-участника Подкомитет по предупреждению не приступает к рассмотрению каких-либо новых вопросов, касающихся этого государства.

Статья 34

1. Любое государство-участник настоящего Протокола может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. После этого Генеральный секретарь препровождает предлагаемую поправку Государствам-участникам настоящего Протокола с просьбой уведомить его о том, выступают ли они за созыв конференции Государств-участников для целей рассмотрения этого предложения и голосования по нему. Если в течение четырех месяцев с даты такого сообщения по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за созыв такой конференции, Генеральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством в две трети государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на конференции, представляется Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций всем государствам-участникам для принятия.

2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу, когда она принимается большинством в две трети государств-участников настоящего Протокола в соответствии с их соответствующими конституционными процедурами.

3. Когда поправки вступают в силу, они становятся обязательными для тех Государств-участников, которые их приняли, а другие Государства-участники по-прежнему связаны положениями настоящего Протокола и любой предыдущей поправкой, которую они приняли.

Статья 35

Членам Подкомитета по предупреждению и национальных превентивных механизмов предоставляются такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы для независимого выполнения ими своих функций. Членам Подкомитета по предупреждению предоставляются привилегии и иммунитеты, указанные в разделе 22 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 года, с учетом положений раздела 23 этой Конвенции.

Статья 36

При посещении Государства-участника члены Подкомитета по предупреждению без ущерба для положений и целей настоящего Протокола и таких привилегий и иммунитетов, которыми они могут пользоваться:

а) уважают законы и правила посещаемого государства;

(b) Воздерживаться от любых действий или действий, несовместимых с беспристрастным и международным характером их обязанностей.

Статья 37

1. Настоящий Протокол, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которого являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций направляет заверенные копии настоящего Протокола всем государствам.

Украина: тактика боевых действий Украины подвергает опасности мирных жителей

Скотт Олсен / Getty Images

Amnesty International поручила независимым внешним экспертам проверить подготовку и публикацию этого пресс-релиза. Их выводы и рекомендации можно найти в этом юридическом обзоре и в Организационном отчете по Украине.

  • Военные базы, расположенные в жилых районах, включая школы и больницы 
  • Атаки из населенных пунктов
  • Такие нарушения никоим образом не оправдывают неизбирательные атаки России, в результате которых погибло и ранено бесчисленное количество мирных жителей

Украинские силы причинили вред гражданскому населению, создав базы и задействовав системы вооружения в населенных пунктах, в том числе в школах и больницах, отражая начавшееся в феврале российское вторжение, заявила сегодня Amnesty International.

Такая тактика нарушает международное гуманитарное право и подвергает опасности мирных жителей, поскольку превращает гражданские объекты в военные цели. В результате последовавших за этим российских ударов по населенным пунктам погибли мирные жители и была разрушена гражданская инфраструктура.

«Мы зафиксировали случаи, когда украинские силы подвергали риску мирных жителей и нарушали законы войны, когда они действуют в населенных пунктах, — заявила Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International.

«Нахождение на оборонительной позиции не освобождает украинских военных от соблюдения международного гуманитарного права».

Однако не все российские нападения, задокументированные Amnesty International, следовали этому образцу. В некоторых других местах, в которых Amnesty International пришла к выводу, что Россия совершила военные преступления, в том числе в некоторых районах города Харькова, организация не нашла доказательств того, что украинские силы находились в гражданских районах, которые были незаконно атакованы российскими военными.

В период с апреля по июль исследователи Amnesty International потратили несколько недель на расследование российских забастовок в Харьковской, Донбасской и Николаевской областях. Организация проинспектировала места забастовок; опрошены выжившие, свидетели и родственники жертв нападений; и провел дистанционное зондирование и анализ оружия.

В ходе этих расследований исследователи обнаружили доказательства того, что украинские силы наносили удары из населенных пунктов, а также базировались в жилых домах в 19 городах и селах областей. Лаборатория Crisis Evidence Lab проанализировала спутниковые снимки, чтобы дополнительно подтвердить некоторые из этих инцидентов.

Большинство населенных пунктов, где располагались солдаты, находились в километрах от линии фронта. Были доступны жизнеспособные альтернативы, которые не представляли бы опасности для гражданского населения, например, военные базы или густые лесные массивы поблизости, или другие строения, расположенные дальше от жилых районов. В задокументированных случаях Amnesty International ничего не известно о том, что украинские военные, расположившиеся в гражданских строениях в жилых районах, просили или помогали мирным жителям эвакуироваться из близлежащих зданий, что является неспособностью принять все возможные меры предосторожности для защиты мирных жителей.

Нанесение ударов из населенных пунктов

Выжившие и свидетели российских ударов в Донбассе, Харьковской и Николаевской областях рассказали исследователям Amnesty International, что во время ударов возле их домов действовали украинские военные, подвергая районы ответному огню со стороны российских сил. Исследователи Amnesty International были свидетелями такого поведения во многих местах.

Международное гуманитарное право требует, чтобы все стороны в конфликте в максимально возможной степени избегали обнаружения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи них. Другие обязательства по защите гражданских лиц от последствий нападений включают удаление гражданских лиц от военных объектов и эффективное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население.

Мать 50-летнего мужчины, погибшего в результате ракетного обстрела 10 июня в селе к югу от Николаева, рассказала Amnesty International: «Военные жили в доме рядом с нашим домом, и мой сын часто относил солдатам еду . Я несколько раз умолял его держаться от туда подальше, потому что боялся за его безопасность. В тот день, когда произошла забастовка, мой сын был во дворе нашего дома, а я был в доме. Он был убит на месте. Его тело было разорвано в клочья. Наш дом был частично разрушен». Исследователи Amnesty International обнаружили в соседнем доме военное снаряжение и обмундирование.

Николай, проживающий в многоквартирном доме в районе Лисичанска (Донбасс), который неоднократно подвергался атакам российских войск, в результате которых погиб как минимум один пожилой мужчина, сказал Amnesty International: «Я не понимаю, почему наши военные ведут огонь из городов а не с поля». Другой житель, 50-летний мужчина, сказал: «По соседству определенно ведутся военные действия. Когда есть исходящий огонь, мы потом слышим входящий огонь». Исследователи Amnesty International стали свидетелями того, как солдаты использовали жилой дом примерно в 20 метрах от входа в подземное убежище, которым пользовались жители, где был убит пожилой мужчина.

6 мая в одном из городов Донбасса российские силы применили широко запрещенные кассетные боеприпасы неизбирательного действия по району преимущественно одно- или двухэтажных домов, где украинские силы вели артиллерийские обстрелы. Осколки повредили стены дома, в котором 70-летняя Анна живет с сыном и 95-летней матерью.

Анна сказала: «Шрапнель пролетела через двери. Я был внутри. Украинская артиллерия была рядом с моим полем… Солдаты были за полем, за домом… Я видел, как они входили и выходили… так как началась война… Моя мать… парализована, поэтому я не мог бежать».

В начале июля в результате удара российских войск по сельскохозяйственному складу в Николаевской области пострадал работник фермы. Через несколько часов после удара исследователи Amnesty International зафиксировали присутствие украинских военнослужащих и транспортных средств в районе хранения зерна, и свидетели подтвердили, что военные использовали склад, расположенный через дорогу от фермы, где живут и работают мирные жители.

Пока исследователи Amnesty International изучали повреждения жилых и прилегающих к ним общественных зданий в Харькове и в селах Донбасса и к востоку от Николаева, они услышали исходящий огонь с позиций украинских военных поблизости.

В Бахмуте несколько жителей рассказали Amnesty International, что украинские военные использовали здание всего в 20 метрах через улицу от жилого многоэтажного дома. 18 мая российская ракета попала в фасад здания, частично разрушив пять квартир и повредив близлежащие здания. Екатерина, жительница, пережившая забастовку, сказала: «Я не поняла, что произошло. [Были] разбитые окна и много пыли в моем доме… Я остался здесь, потому что моя мать не хотела уезжать. У нее проблемы со здоровьем».

Трое жителей рассказали Amnesty International, что до удара украинские силы использовали здание через дорогу от разбомбленного здания и что два военных грузовика были припаркованы перед другим домом, который был поврежден в результате попадания ракеты. Исследователи Amnesty International обнаружили признаки военного присутствия внутри и снаружи здания, в том числе мешки с песком и черную пластиковую пленку, закрывающую окна, а также новое оборудование для оказания первой помощи при травмах американского производства.

«Мы не имеем права голоса в том, что делают военные, но мы расплачиваемся за это», — сказал Amnesty International житель, чей дом также пострадал во время забастовки.

Военные базы в госпиталях

Исследователи Amnesty International стали свидетелями того, как украинские силы использовали госпитали в качестве де-факто военных баз в пяти местах. В двух городах десятки солдат отдыхали, слонялись и обедали в госпиталях. В другом городе солдаты стреляли из-под госпиталя.

В результате авиаудара российской авиации 28 апреля двое сотрудников медицинской лаборатории в пригороде Харькова получили ранения после того, как украинские силы разбили базу на территории комплекса.

Использование госпиталей в военных целях является явным нарушением международного гуманитарного права.

Военные базы в школах

Украинские военные регулярно обустраивают базы в школах городов и сел Донбасса и Николаевской области. Школы были временно закрыты для учащихся с начала конфликта, но в большинстве случаев здания располагались недалеко от населенных гражданских кварталов

предыдущая военная деятельность, включая наличие военной формы, выброшенных боеприпасов, армейских паек и военной техники.

Российские войска нанесли удар по многим школам, которые использовались украинскими войсками. Как минимум в трех городах после обстрела школ русскими украинские солдаты перебрались в другие близлежащие школы, что подвергло близлежащие районы риску подобных атак.

В городе к востоку от Одессы Amnesty International стала свидетелем того, как украинские солдаты широко использовали гражданские районы для жилья и в качестве плацдармов, в том числе размещали бронетехнику под деревьями в чисто жилых кварталах и использовали две школы, расположенные в густонаселенных жилых районах. В результате российских ударов возле школ в период с апреля по конец июня несколько мирных жителей погибли и получили ранения, в том числе ребенок и пожилая женщина, убитые в результате ракетного обстрела их дома 28 июня.

В Бахмуте украинские силы использовали здание университета в качестве базы, когда 21 мая российский удар нанес удар, в результате которого, как сообщается, погибли семь солдат. Университет примыкает к высотному жилому зданию, которое было повреждено в результате удара, а также к другим жилым домам примерно в 50 метрах от него. Исследователи Amnesty International обнаружили остатки военной машины во дворе разбомбленного здания университета.

Международное гуманитарное право конкретно не запрещает сторонам в конфликте базироваться в школах, где не проводятся занятия. Тем не менее, военные обязаны избегать использования школ, расположенных рядом с домами или многоквартирными домами, заполненными гражданскими лицами, подвергая их жизнь риску, если только в этом нет настоятельной военной необходимости. Если они это сделают, они должны предупредить мирных жителей и, в случае необходимости, помочь им эвакуироваться. В делах, рассмотренных Amnesty International, этого не произошло.

Вооруженные конфликты серьезно ограничивают право детей на образование, а использование школ военными может привести к разрушениям, которые еще больше лишат детей этого права после окончания войны. Украина — одна из 114 стран, подписавших Декларацию о безопасных школах — соглашение о защите образования в условиях вооруженного конфликта, которое позволяет сторонам использовать заброшенные или эвакуированные школы только при отсутствии жизнеспособной альтернативы.

Неизбирательные атаки российских войск

Многие из российских ударов, задокументированных Amnesty International в последние месяцы, были нанесены с использованием оружия неизбирательного действия, в том числе запрещенных на международном уровне кассетных боеприпасов, или с использованием другого оружия взрывного действия с широким радиусом действия. Другие использовали управляемое оружие с разной степенью точности; в некоторых случаях оружие было достаточно точным, чтобы поражать определенные объекты.

Практика украинских военных размещать военные объекты в населенных пунктах никоим образом не оправдывает неизбирательные атаки России. Все стороны в конфликте должны всегда проводить различие между военными и гражданскими объектами и принимать все возможные меры предосторожности, в том числе при выборе оружия, чтобы свести к минимуму ущерб для гражданского населения. Неизбирательные нападения, которые убивают или ранят гражданских лиц или наносят ущерб гражданским объектам, являются военными преступлениями.

«Правительство Украины должно немедленно обеспечить размещение своих сил вдали от населенных пунктов или эвакуировать гражданское население из районов, где действуют военные. Военные никогда не должны использовать больницы для ведения боевых действий и должны использовать школы или жилые дома только в крайнем случае, когда нет жизнеспособных альтернатив», — сказала Аньес Калламар.