Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Франческо Борромини — гениальный архитектор эпохи барокко. Борромини франческо достопримечательности


биография, известные работы – церкви, архитектура, достопримечательности

Франческо Борромини (Francesco Borromini) – экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко из Италии. Крупнейший мастер пространственных строительных решений, автор нескольких зданий и множества интерьерных оформлений.

Франческо Борромини

Франческо Борромини

Биография

Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino), италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia). Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Città del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.

На формирование стиля архитектора оказали влияние Микеланджело (Michelangelo) и Андреа Палладио (Andrea Palladio), визитной карточкой архитектора стало использование овалов вместо кругов, дополненных волнистостью архитектурных композиций. Он предпочитал работать с малыми формами, не стремясь к крупном градостроительным проектам.

Любимыми материалами мастера стали: кирпич, камень, гипс и штукатурка. При этом Борромини предпочитал разламывать линии, создавать тонкие узоры декора, подсвечивать работы неярким светом.

Бернини против Борромини

Главным соперником Франческо Борромини на протяжении всей жизни стал Джованни Бернини (Giovanni Bernini), которому постоянно покровительствовали многие монаршие особы Ватикана.

Бернини мог проявить себя в архитектуре, в живописи, в скульптуре, в механике и в написании пьес (хотя до наших дней почти ничего не сохранилось). Борромини же оставался лишь архитектором, но в техническом плане он всегда оказывался грамотнее и дальновиднее соперника.

Бернини работал легко и непринужденно, без труда получая наиболее значимые заказы церкви. Борромини всего приходилось добиваться тяжелым трудом, неоднократно выслушивая жесткую критику экстравагантного стиля своих работ. Некоторые общие произведения двух архитекторов принесли славу только Бернини (например, балдахин в соборе Святого Петра), при этом имя второго автора оказалось не упомянутым.

Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. Узнавая о просчетах Джованни в строительстве зданий и сооружений, Франческо никому не спешил об этом сообщать. Он ждал удобного момента, чтобы насладиться победой, уничтожив Бернини в урочный час.

Так было при реконструкции Пантеона (Рantheon), когда Джованни построил две колокольни, напоминающие ослиные уши. Или при строительстве фонтана Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi), когда Бернини допустил ошибку в расчетах, но смог сам вовремя исправить ее, не дав Борромини повода для ликования.

Смерть

За некоторое время до окончания строительства храма «Святого Карло у Четырех Фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane), Борромини переживал сильнейшую депрессию, из-за чего уничтожил все новые проекты будущих строений. После этого, 8 августа 1667 г. он совершил самоубийство.

Архитектор похоронен в церкви Сан Джованни де Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini). Его могила не украшена балдахином, монументом или алтарем, на надгробном камне выбито только имя Борромини.

Личная жизнь

О семье и детях Франческо Борромини истории ничего не известно, возможно, их просто не было. Будучи набожным человеком и выбрав для себя путь служения богу через воплощение своего таланта архитектора на строительстве церквей и храмов, он принес в жертву собственное семейное счастье. Рядом с ним было несколько учеников, которым мастер передавал свои знания, но в личной жизни Борромини оставался одинок.

Работы во дворцах

Склонность к причудливым архитектурным деталям начала проявляться у Борромини с первых дней работы на больших папских и значительных заказах. Тщательная проработка деталей вместе с головокружительной планировкой идеально отражали мастерство художника. Нарядные, величественные дворцы с открытыми дворами занимают почетное место в барочной архитектуре.

Палаццо Барберини

Палаццо Барберини

Палаццо Барберини

Палаццо Барберини (Palazzo Barberini) возведен на улице Делле-Кватро-Фонтане (delle Quattro Fontane) на востоке Рима. Сегодня в нем расположена национальная художественная галерея (Galleria Nazionale d’Arte Antica). Здесь Борромини впервые встретился со своим будущим соперником Бернини.

Начало строительству положено в 1627 г. по проекту Мадерно и по указанию папы Урбана VIII (Urbanus PP. VIII). После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон.

Галерея Спада

Галерея Спада

Галерея Спада

Дворец Спада (Palazzo Spada) – римский дворец кардинала Бернардино Спада (Bernardino Spada), строительство которого пришлось на начало XVI в. Находится на площади Капо ди Ферро (Piazza Capo Di Ferro) в историческом центре Рима.

Спада купил здание в 1632 г. у кардинала Пьетро Паоло Миньянелли (Pietro Paolo Mignanelli) и сразу же приступил к реконструкции, доверив работы Борромини. Знаменитая Галерея Спада (Galleria Spada) – это галерея протяженностью 9 метров, идущая через низкий садовый корпус к статуе Меркурия (высотой 60 сантиметров) в маленьком садике. Архитектор наклонил пол и установил колонны и арки вдоль помещения, постепенно уменьшая их размер. Оптический эффект удлиняет коридор в 4 раза и втрое увеличивает статую.

Дворец Памфили

Фасад дворца Памфили (Palazzo Pamphilj) смотрит на площадь Навона (Piazza Navona). Здание по проекту Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi) строилось с 1644 г. по 1650 г. для папы Иннокентия Х (Innocentius PP. X). Борромини пригласили, чтобы он внес корректировки в план облика дворца.

По замыслу архитектора главный зал украсили лепными декорациями и изменили декор галереи на первом этаже, украсив ее фресками Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona). Овальные лестницы также принадлежат замыслу Борромини.

Дворец Пропаганда Фиде

Дворец Пропаганда Фиде

Дворец Пропаганда Фиде

Дворец Пропаганда Фиде (Palazzo di Propaganda Fide) расположен в центре Рима на площади Испании (Piazza di Spagna) со стороны улицы Виа Фраттина (Via Frattina) и принадлежит Святому Престолу (la Santa Sede).

Вначале принадлежал иезуитскому ордену, там обучались миссионеры, обращающие язычников в христиан. С 1627 г. реконструкцией фасада занимался Бернини, а после смерти папы Убрана VIII работы продолжил Борромини. Сегодня в здании организован музей миссионерской Конгрегации по евангелизации народов (Congregatio pro Gentium Evangelizatione).

Дворец Карпенья

Дворец Карпенья

Дворец Карпенья

Во дворце Карпенья (Palazzo Carpegna) на площади Академии ди Сан-Лука (Piazza dell’Accademia di San Luca) с 1932 г. оборудована Галерея академии Святого Луки.

Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения.

Церкви

Проекты соборов и базилик Борромини отличаются самобытностью. Как общие композиции, так и отдельные элементы декора несут в себе строгую индивидуальность автора, часто не принимаемую и критикуемую современниками.

Сан Карло алле Kуатро Фонтане

Сан Карло алле Kуатро Фонтане

Сан Карло алле Kуатро Фонтане

Наименование небольшой францисканской базилики «San Сarlo alle Quattro Fontane» в переводе обозначает церковь «Святого Карло у 4-х фонтанов».

Храм в белых тонах возводился по эскизам Борромини с 1638 г. по 1677 г. и стал ярким примером криволинейности эпохи барокко. Наличие на скрещении улиц Делле-Куатро-Фонтане (delle Quattro Fontane) и Дель-Kвиринале (del Quirinale) 4-х фонтанов отразилось в наименовании церкви. Заказчиком строительства работы выступал Орден Пресвятой Троицы (Ordo Sanctissimae Trinitatis). Здание с обрезанными углами и волнообразными карнизами предусматривалось как место погребения автора проекта, там ему была отведена капелла слева, так и не ставшая могилой талантливого итальянца.

Сант Aньезе ин Агоне

Сант Aньезе ин Агоне

Сант Aньезе ин Агоне

Церковь «Sant’Agnese in Аgone» («базилика святой Агнессы») возведена на площади Hавона (Рiazza Navona).

Работы по её возведению начались в 1651 г. архитектором Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi), заказчиком выступил папа Иннокентий Х (Innocentius PP. X), с 1652 г. по 1655 г. над проектом трудился Борромини, закончилось строительство в 1672 г. Базилика освящена в честь святой христианки Агнессы. В 12 лет она приняла обет безбрачия и все мужчины, которые приближались к ней с дурными мыслями, лишались мужской силы. В центре собора 8-угольной формы возведены четыре алтаря, в правом трансепте хранится череп мученицы.

Сант Андера делле Фратте

Сант Андера делле Фратте

Сант Андера делле Фратте

Базилика Сант Андера делле Фратте (Sant’Andrea delle Fratte) построена в честь великомученика Андрея и возведена на улице Виа ди Сант Андреа делле Фратте (Via di S.Andrea delle Fratte).

Храм функционирует с XII века как национальная церковь шотландцев, впоследствии он много раз подвергался реконструкции. В 1585 г. папа Сикст V (Sixtus PP. V) передал ее монашескому ордеру минимов (Ordo Minimorum). Борромини работал над зданием с 1653 г. до самой смерти. По его проекту перестроены танцующая колокольня, церковный купол и прилегающий полукруглый выступ здания. Здесь захоронены художники Анжелика Кауфман (Angelica Kauffmann) и Орест Кипренский, скульптор Рудольф Шадов (Rudolf Schadow).

Сант Иво алла Cапиенца

Сант Иво алла Cапиенца

Сант Иво алла Cапиенца

Католическая церковь «Sant’Ivo alla Sapienza» возведена в честь святого Иво Бретонского. Здание является вершиной мастерства Борромини. Расположено в центральном районе Рима на улице Corso del Rinascimento в сотне метров от Навоны.

Заказчиком строительства стал папа Урбан VIII. Архитектору предлагалось встроить церковь между двумя зданиями университета. Он разработал шестиугольное строение с вогнутым фасадом и спиральным куполом, органично вписав все это великолепие в небольшое пространство. Строительство университетской церкви шло с 1642 по 1662 год.

Оратория Филиппо Нери

Оратория Филиппо Нери

Оратория Филиппо Нери

Оратория филиппинских монахов должна была включать в себя молельню Филиппо Нери (Filippo Neri), помещение для хранения риз и церковной утвари, кельи, монастырскую столовую и читальню. По проекту, она прилегает к Новой церкви (Chiesa Nuova) на самой уютной улице в городе Дель Говерно Веккьо (del Governo Vecchio).

Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон.

Вогнутый фасад кладки из кирпича и корпуса по бокам из двух компонентов призваны олицетворять приветственные руки церкви.

Сант Андреа делла Валле

Сант Андреа делла Валле

Сант Андреа делла Валле

Церковь святого Андрея в долине (Sant’Andrea della Valle) – самый большой храм, над которым работал Борромини, строился разными мастерами и архитекторами с 1590 по 1650 год.

Расположен на римской площади Пьяцца Видони (Piazza Vidoni), на пересечении улиц Corso Vittorio Emmanuele и Corso del Rinascimento. В 1622 г. Борромини, под руководством Мадерно, трудился над возведением церковного купола.

Санта Мария деи сетте Долори

Санта Мария деи сетте Долори

Санта Мария деи сетте Долори

Церковь святой Mарии (Santa Maria dei Sette Dolori), основанная Камиллой Фарнезе (Camilla Farnese), герцогиней Латер (Latera), возведена на улице Гарибальди (Garibaldi) в тринадцатом районе Рима.

Началом строительства считается 1642 г., в 1655 г. работы остановились из-за прекращения финансирования. По замыслу Борромини, храм имеет прямоугольную форму с закругленными углами. Внешний фасад отделан кирпичом, внутренний интерьер не блещет богатством отделки, хотя и украшен мраморными скульптурами и полотнами Марко Бенефаля (Marco Benefial).

Cан Джованни деи Фиорентини

Cан Джованни деи Фиорентини

Cан Джованни деи Фиорентини

Церковь Сан Джованни деи Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini) находится на римской улице Джулия (Giulia) и изначально построена для флорентийской общины в Риме.

Возведение шло более 100 лет, с 1509 г., первым архитектором стал Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1620 г. Карло Мадерно спроектировал для храма купола, а Борромини построил величественный алтарь. Оба архитектора за заслуги перед церковным строительством удостоились быть похороненными в этой базилике. Это единственная церковь в мире, где можно находиться с собаками и кошками.

Церковь Святой Лючии в Сельчи

Церковь Святой Лючии в Сельчи (Chiesa di Santa Lucia in Selci) – это скрытая от посторонних глаз церковь на римском Эсквилинском холме (Mons Esquilinus).

Церковь построена в начале VI в. при папе Симмахе (Symmachus PP), с 1534 г. принадлежала ордену Святого Бенедикта (Ordo Sancti Benedicti), с 1568 г. перешла к ордену Августинцев (Ordinis Sancti Augustine). В 1604 г. в реконструкции церкви участвовал Карло Мадерно, с 1637 по 1638 работами руководил Франческо Борромини. Он заменил главный алтарь, украсил первую слева часовню Ланди (Lundy) и хор.

Капелла Сан Джованни Ин Олео

Капелла Сан Джованни Ин Олео

Капелла Сан Джованни Ин Олео

Капелла Сан Джованни Ин Олео (Oratorio San Giovanni in Oleo) в восьмиугольной часовне, по легенде, построен там, где Иоанн Креститель вышел живым из костра с горячим маслом. Находится на улице Порта Латина (di Porta Latina).

Борромини, участвуя в переустройстве церкви, изменил ее интерьер, украсив его терракотовым рельефным фризом с изображением роз и веток пальмы. Также он установил на крышу часовни крест.

Сан Джованни ин Латерано

Сан Джованни ин Латерано

Сан Джованни ин Латерано

Храм Иоанна Крестителя на Латеранском холме (San Giovanni in Laterano) по значению превосходит все церкви мира (Собор святого Петра в том числе), так как расположен близ Латеранского дворца (Palazzo del Laterano), резиденции епископов Рима с IV в. до XIV в.

С 1650 г. и до смерти работами по восстановлению храма руководил Борромини. Он реконструировал бронзовые двери курии Юлия (Curia Iulia), спроектировал ниши главного нефа. Вдоль стен расположились статуи святых и пророков, сооруженных по эскизам архитектора.

Работы в Ватикане

Борромини не был таким любимчиком папского двора как Бернини, но и его работы можно встретить в Ватикане. Неоспоримый талант архитектора шел впереди своего времени и современники заметили и отметили его умение красиво выполнять сложные заказы, особенно когда дело касалось ограниченного пространства.

Собор святого Петра

Собор святого Петра

Собор святого Петра

Cобор святого Петра (Вasilica di San Pietro) – церемониальный центр римско-католической церкви, созданный несколькими поколениями выдающихся архитекторов.

Официальной датой основания считается 1626 г. Борромини вместе с Бернини разрабатывал проект балдахина над местом захоронения святого Петра, но лавры достаются только Бернини. Также Борромини соорудил пьедестал для Пьеты Микеланджело (Pietа Michelangelo), нарисовал эскиз решётки из бронзы для капеллы Святого Причастия (Santissimo Sacramento) и ворота Капеллы Хора (Cappella del Coro), которые до наших дней не сохранились.

italy4.me

Архитектор Франческо Борромини | Деловой квартал

Архитектор Франческо Кастелли, по прозванию Борромини (Биссоне, Лугано, 1599 – Рим, 1667), был одной из главных фигур римского барокко, помимо Бернини.

С 1621 г. он уже был в Риме, где начал свою карьеру в подчинении у Карло Мадерны, работая в качестве каменотеса при возведении купола Сант-Андреа делла Валле (1621-1623) и на строительстве Сан-Пьетро (1624-1633), где помогал Бернини при сооружении балдахина. Сотрудничал с теми же Мадерной и Бернини в Палаццо Барберини, где создал лестницу эллиптической формы и отдельные части фасада. Его ярко выраженное архитектурное призвание основывалось в первую очередь изучением творчества Микеланджело.

Первые самостоятельные работы

После разрыва с Бернини, последовавшего в 1633 г., когда Борромини приступал к первой своей пробе в архитектуре -возведению монастыря и церкви Сан-Карлино (1634), называемых также Сан-Карло алле Куатро Фонтане («у четырех фонтанов), его искусство уже предстает сложившимся в своих особенных чертах, исполненных необыкновенной фантазии и духа новаторства.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане

Пространство как арена противоборствующих сил

В маленьком дворике и зданиях монастыря, а особенно в решении храма (1634-1641) Борромини предложил новую концепцию пространства, что станет главной темой всей его архитектуры: передача равновесия противодействующих сил пространства внешнего, которое вдавливает, и внутреннего, которое расширяется.

В плане Сан-Карло, и в самом деле, геометрическая фигура эллипса, любимая у маньеристов, деформируется постоянными расширениями и сжатиями стеновой оболочки, выявляющими динамическое взаимодействие пространства внутреннего и внешнего.

От совсем не грандиозного по масштабу комплекса Сан-Карло и работ в Палаццо Спада Борромини переходит к следующему проекту: он выиграл конкурс на здание братства конгрегации Сан-Филиппо Нерви, программа которого близка к типу небольшого монастыря, полностью осуществленное под его руководством (1637-1650).

В 1642 году начались работы по строительству Сант-Иво алла Сапиепца – самого смелого из его произведений: в интерьере сложный звездчатый план доводит до максимального напряжения поиск геометрически адекватных форм, кульминацией которых являются паруса купола.

Вершина успеха и кризис

С понтификатом Иннокентия Х из рода Памфили (1644) в карьере Борромини начался самый удачный период: он отреставрировал базилику Сан-Джованни ин Латерано (1646-1650), построил монастырь и церковь Санта-Мария деи Сетте Долори (Семь горестей Богоматери, 1642), реконструировал Палаццо Фальконьери.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано

Однако, несмотря на успех, в этот период у Борромини нарастало чувство внутренней неудовлетворенности, предваряя последний мучительный этап его жизни. Метания, сопровождавшие строительство церкви Сант-Аньеэе на площади Навона (начато в 1652), были первыми проявлениями кризиса, омрачившего последующие годы мастера.

Сант-Аньезе – его последняя работа для папы Иннокентия Х, отстранившего в 1657 г. Борромини от этого проекта. Многие -проекты зодчего оставались нереализованными, и для него это было трагически болезненным; однако монументальное сооружение – Палаццо Пропаганды Фиде ( 1650-1666), с небольшой Капеллой волхвов, все же было выстроено.

Последние произведения

Последние годы жизни Борромини посвятил достройке уже осуществленных произведений (Сант-Иво и базилика Сан-Джованни ин Латерано), реставрационным проектам (баптистерий Санеджованни ин Латерано, маленькая церковь Сан-Джованни ин Олео), прежде чем принялся за последний свой шедевр – фасад Сан-Карло (1664-1667), в котором противопоставление выпуклых и вогнутых элементов решено как непрерывная волна, охватывающая всю поверхность стен.

Но завершенным свой фасад архитектор так и не увидел: он покончил с собой, проткнув себя шпагой. Результатом освоения ею пространственной концепции стало сложение целой школы, имевшей заметное влияние в Центральной Европе (Австрия, Германия, Чехия), в том числе и через ту переработку идей Борромини, которую уже в середине 17 в. совершил Гварино Пзарини – похоже, его единственный достойный и истинный продолжатель, хотя и вышедший к иным горизонтам.

Читайте также:Архитекторы

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

Малоизвестные достопримечательности Рима

< Статьи

30.06.2014 21:57:00

Автор:  Дункан Гарвуд

Колизей, Сикстинская капелла... Главные достопримечательности Рима не нуждаются в представлении. Однако помимо этих легендарных любимцев всех туристов, есть множество менее известных достопримечательностей и мест, которые пока ещё находятся в тени и только ждут своего звездного часа. Для вас мы выбрали лучшие из них.

Церковь Санта-Прасседе (Chiesa di Santa Prassede)

На тихой улице, недалеко от базилики Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore), стоит маленькая, неприметная церковь. Пусть её простой внешний вид не обманывает вас, на самом деле это настоящая жемчужина. Со стороны церковь не представляет из себя ничего особенного, но зайдя внутрь, вы будете поражены: вас ждут одни из самых искусных византийских мозаик всего Рима. Архитектура здания IX века, с её апсидами, поистине прекрасна. Но для полноты впечатлений советуем зайти в Капеллу Сан-Зенон (Cappella di San Zenone). Обещаем, здесь вас ждёт нечто потрясающее! Помимо всего прочего, в часовне при церкви хранится частица колонны, к которой якобы был привязан Иисус, когда его пороли перед распятием.

Дворец Спада (Palazzo Spada)

Роскошный дворец, построенный в стиле маньеризм неподалёку от Кампо де Фьори (Campo de’ Fiori), Палаццо Спада таит в себе одну из самых известных архитектурных шуток Рима. На первый взгляд, перспектива Борромини (Prospettiva del Borromini) выглядит как длинная галерея, в конце которой стоит статуя римского воина в натуральную величину. На самом деле, это оптический обман: коридор имеет протяженность только 8 метров, а не 35, как кажется, а статуя едва достигает 1 метра в высоту! Чтобы добиться этого, архитектор Франческо Борромини придумал использовать эффект конусообразного сужения пространства: пол плавно поднимается, потолок опускается, а колонны располагаются все ближе друг к другу.

Квартал Коппеде (Quartiere Coppedè)

Чтобы немного отдохнуть от помпезных достопримечательностей Рима, прогуляйтесь по кварталу Коппеде (Quartiere Coppedè), расположенному к северо-востоку от Виллы Боргезе. Этот крошечный район, построенный в 1920-х годах малоизвестным флорентийским архитектором Джино Коппеде (Gino Coppedè), иначе чем сказочным не назовёшь. Виллы, башни, горгульи, арки, изящные пальмы... Чтобы добраться сюда, необходимо пройти через монументальную арку на улице Тальяменто (via Tagliamento) до площади Минчо (Piazza Mincio), где располагается очаровательный фонтан Fontana delle Rane («фонтан лягушек»).

Национальный музей этрусского искусства (Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia)

Национальный музей этрусского искусства — является одним из величайших (и незаслуженно обделённых вниманием) музеев Рима. Расположенный в элегантном здании виллы времен эпохи Возрождения, он располагает великолепной коллекцией этрусских сокровищ. Попав сюда, вы отправитесь в захватывающее самостоятельное путешествие по истории, в загадочные времена людей, которые правили в центральной Италии до римлян. Обязательно нужно увидеть гробницу VI века до нашей эры, саркофаг новобрачных (Sarcofago degli Sposi) и терракотовую статую Аполлона Вейского (Apollo di Veio).

Некатолическое кладбище и район Тестаччо (Cimitero Acattolico and Testaccio)

Кладбище Cimitero Acattolico (некатолическом кладбище), с возвышающейся над ним древней пирамидой, — это утопающий в зелени оазис спокойствия, в сердце оживленного района Тестаччо (Testaccio). В этой части города дух приключений, романтики странствий буквально витает в воздухе. На кладбище похоронено около 4000 человек, среди которых английские поэты Джон Китс и Перси Шелли, и итальянский политический деятель Антонио Грамши. Помимо кладбища, Тестаччо славен своей кухней. Многие из знаковых и всемирно известных блюд Рима были придуманы именно здесь. И по сей день во многих тратториях эти блюда готовят по оригинальным рецептам, например во всенародно любимой Da Felice.

Церковь Санто-Стефано-Ротондо (Chiesa di Santo Stefano Rotondo)

Мало кто бывал в этой церкви V века, но те, кто добрался, никогда этого не забудут. Скрытая от любопытных глаз, она стоит уединенно вблизи виллы Челимонтана (Villa Celimontana). Это место прекрасно во всем: от портика фасада до оформленного колоннами интерьера. Но заставит ваше сердце биться чаще другое зрелище — собрание на стенах церкви фресок XVI века, изображающих страдания ранних христианских мучеников. Описывая их в 1846 году, Чарльз Диккенс сказал: «Даже в самом страшном сне человек не смог бы представить себе столь диких и ужасных сцен. Ощущения такие, словно вам пришлось съесть целую свинью живой на ужин».

EUR

Вдали от центра, в южной части города, есть район EUR. Это даже не район, а отдельный мирок. Просторный и пронзительно модернистский, он был построен для международной выставки в 1942 году — отсюда и его название, Всемирный выставочный центр (Esposizione Universale di Roma, или сокращенно EUR). Здесь собраны, пожалуй, самые яркие образцы архитектурного искусства стиля модерн. Изюминкой района является Палаццо делла Чивилте дель Лаворо (Palazzo della Civiltà del Lavoro), шедевр итальянского рационализма, известный среди местных жителей как Квадратный Колизей (Square Colloseum). Кроме того, в этом районе расположен музей римской цивилизации — Museo Della Civiltà Romano, в экспозиции которого представлен макет Рима размером с комнату, демонстрирующий план города в IV веке.

Гарбателла (Garbatella)

Чтобы сполна прочувствовать местный колорит, отправляйтесь в район Гарбателла (Garbatella). Это оживленный квартал в районе улицы Остиенсе (Via Ostiense). Район был построен в 1920-е и 30-е годы как «зелёный» пригород для городских рабочих. В сущности, он до сих пор имеет довольно прозаичный, даже «непричёсанный», вид. В архитектурном плане, это каша, где воедино смешали всё: приземистые виллы и городские сады, стилизованные под барокко палаццо и многоэтажки, гордо именуемые загородными домами (albergi suburbani). Ключевые постройки — Albergo Rosso и Teatro Palladium — центры богатой культурной жизни района.

Капитолийские музеи, центр Монтемартини (Capitoline Museums at Centrale Montemartini)

Римский побратим лондонской галереи Тейт Модерн, художественный музей Монтемартини (Centrale Montemartini), также расположен в здании бывшей электростанции. Первоначально он был создан как временный форпост Капитолийских музеев, но со временем стал постоянно действующим музеем. Сегодня здесь представлены образцы классических скульптур, которым не нашлось места в обширной коллекции Капитолийских музеев. Пройдитесь по его залам, прислушайтесь к гулкому эху своих шагов, полюбуйтесь старинными скульптурами, которые особенно оригинально смотрятся на фоне неповоротливых дизельных двигателей и огромных паровых котлов.

Арко дельи Ачетари (Arco degli Acetari)

Даже в таком фотогеничном городе, как Рим, есть несколько мест, которые отличаются особой красотой. Речь идёт, например, о внутреннем дворике позади арки Arco degli Acetari («Арка производителей уксуса»; Via del Pellegrino, 19). Сама арка довольно темная и не особенно привлекательная. Но стоит шагнуть под её своды, взгляду открывается чудесная картинка: крошечная средневековая площадь, окруженная рыжими строениями, домами цвета охры и целыми оазисами ниспадающих растений.

Чинечитта (Cinecittà)

Поход на киностудию Чинечитта (Rome Cinecittà) — это настоящий экскурс в историю кино. Элизабет Тейлор и Ричард Бартон впервые встретились именно здесь — на съемках «Клеопатры». На огромных территориях киностудии и в её павильонах было снято более 3000 фильмов, среди которых такие картины как «Бен Гур», «Сладкая Жизнь» и «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. В ходе экскурсии вы посетите залы, где выставлены костюмы и декорации, а также располагаются выставки, посвященные актерам и режиссерам, которые работали здесь.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (Chiesa di San Francesco d'Assisi a Ripa)

Ничем, на первый взгляд, не примечательная церковь в Трастевере названа в честь святого Франциска, который, как говорят, один раз останавливался здесь. В этой церкви хранится настоящее произведение искусства — скульптура блаженной Людовики Альбертони (авторства Джан Лоренцо Бернини), которая имеет довольно явный сексуальный подтекст. Скульптура изображает святую, предающуюся религиозному экстазу.

Дункан Гарвуд пишет для путеводителей по Италии и активно участвует в жизни Lonely Planet на протяжении более 10 лет (в твиттере @duncangarwood)

           

lonelyplanet.ru

Рим Борромини: ziggyibruni

Неизвестный художник. Портрет Франческо Борромини (1599-1667)

«Борромини – самый сложный из мастеров барокко. Исключить его творчество – значит не узнать в барокко каких-то очень глубоких и очень значительных черт. Этот мастер как будто задался целью вырываться за пределы архитектурной и строительной реальности. В фасаде Сан Карло как бы совмещено несколько разных планов, один пространственный рисунок как будто просвечивает через другой. Архитектор хотел заставить двигаться неподвижный камень. Очертания портала, карнизов, колонн плывут, вибрируют. Вогнутая и выпуклая части фасада даны в таком стремительном пластическом контрасте, все здание кажется наполненным такой внутренней динамической силой, что оно начинает как бы двигаться перед глазами, продолжать свои архитектурные формы вовне, захватывать ими внешнее пространство».

Д.Е. Аркин

Ораторий св. Филиппа Нери. 1637-1650

Сант Иво алла Сапиенца. 1642-1644

Сан Джованни ин Латерано. Фасад. Алессандро Галилеи. 1732-1735

Сан Джованни ин Латерано. Интерьер. Франческо Борромини. 1646-1650 Фотография dr_lathomorum

Сант Андреа делла Фратте. 1653-1655

Сант Аньезе. 1653-1657

Общество пропаганды веры. 1654-1664

Сан Карло алле Кватро Фонтане. 1664-1667

Сан Джованни деи Фиоринтини. Фасад. Алессандро Галилеи. 1734-1738

ziggyibruni.livejournal.com

Галерея в палаццо Спада – художественная коллекция римских кардиналов — 39Rim.ru

Последние изменения: Август 4, 2018

В одном из самых красивых зданий Рима, расположенном на Пьяцца Капо ди Ферро, можно увидеть великолепное собрание художественных произведений, являющееся семейной коллекцией нескольких римских кардиналов. Галерея в палаццо Спада содержит картины Тициана, Гвидо Рени, Артемисии Джентилески и многих других художников римской, болонской и фламандской школ. Многие из них были приобретены у посредников и коллекционеров, а некоторые – заказаны непосредственно у художников или переданы ими сильным мира сего вместо оплаты своих долгов.

Помимо бесценных полотен, коллекция, собранная кардиналами Бернардино и Фабрицио Спада на протяжении XVII-XVIII веков, содержит античные скульптуры, старинные изделия из муранского стекла и мебель прошлых эпох, сохранившаяся практически в первозданном виде, которой обставлены интерьеры залов галереи Спада. 

 Однако, не только это привлекает многочисленных туристов. Во внутреннем дворике палаццо Спада находится уникальный архитектурный шедевр, созданный на основе обмана зрения итальянским зодчим Франческо Борромини в 1652-53гг. Поэтому, прежде чем посетить галерею, стоит более подробно познакомиться со всеми достопримечательностями дворца.

Палаццо Спада

Великолепный дворец был построен в 1540 году итальянским архитектором Бартоломео Баронино по заказу кардинала Джироламо Реканати Каподиферро (1501-1559).

Скульптуры в нишах фасада здания и в его внутреннем дворике, обрамленные лепниной гирлянд цветов и фруктов, гротескные и символические сцены на барельефах, промеж небольших окон, сделали дворец самым привлекательным зданием в Риме.

Палаццо Спада на фотографии 1923г.

Богатый экстерьер разработал и изваял Джулио Маццони (1518-1590) – ученик и последователь знаменитого художника и архитектора Джорджио Вазари, почерпнувшего в свое время мастерство у Микеланджело и Рафаэля. Скульптор украсил фасад статуями римских царей и императоров, среди которых находятся узнаваемые фигуры Ромула, Траяна, Помпея, Марка Клавдия Марчелло, Гая Юлия Цезаря, Нума Помпилия и некоторых других видных политиков и полководцев.  Центральная часть фасада была украшена гербом папы Павла III. Дело в том, что кардинал Каподиферро, являясь приближенным лицом Папы и обладая уникальными дипломатическими наклонностями, в достаточной мере посодействовал браку между Орацио Фарнезе, приходившемуся племянником Папе, и Дианой ди Валуа-Ангуле, единственной дочерью короля Франции Генриха II, фамильный герб которого кардинал даже разместил на стене во внутреннем дворике дворца.

Герб папы Павла III (слева) и короля Франции Генриха II (справа) на стене во внутреннем дворике Палаццо Спада

В то время Римско-католическая церковь находилась в процессе реформирования и прекрасная эпоха Возрождения все еще охватывала многие слои римского общества. Кардинал Каподиферро не видел противоречий между его приближенным положением к церкви и украшением своего дворца обнаженными статуями языческих богов. Изваяниями Геракла, Марса, Венеры, Юноны, Минервы, Прозерпины, Нептуна, Меркурия и других Джулио Мацонни украсил внутренний дворик здания.

Статуи языческих богов во внутреннем дворике Палаццо Спада

После смерти Джилорамо Каподиферро в 1559г., дворец унаследовал Пьетро Миньянелли, приходившийся племянником кардиналу. В 1632 году он продал здание за 32 тыс. эскудо Бернардино Спада (1594-1661) – кардиналу и священнику титулярной церкви Санто Стефоно Ротонда на Целии. Намереваясь превратить дворец в свою резиденцию, новый владелец через своего старшего брата Вирджилио Спада, хорошо знавшего Франческо Борромини, обратился к известному архитектору с просьбой о некоторой реконструкции здания.  Перестройка не особо затронула фасад дворца и украшавшие его внутренний дворик скульптуры. Тем не менее, кардинал Бернардино Спада заменил папский герб, водрузив на прежнее место герб своей семьи.

Фамильный герб Спада над главным входом во дворец

Это интересно!

Над огромным центральным входом в Палаццо находится герб семьи Спада, окруженный двумя женскими фигурами, представляющими Добродетели. Существует более одной версии этого герба, но большинство из них включает в себя либо скрещенные мечи, либо три меча, расположенные бок о бок. Итальянское слово «spada» означает «меч».От предыдущего владельца на фасаде здания остались круговые барельефы с изображением собаки, сидящей рядом с пылающей колонной и надписью по-латыни «Utroque Tempore», что означает «Каждый раз…». Кардинал Каподиферро выбрал в свое время этот девиз и символ пса, чтобы провозгласить свою преданность католической церкви и лично Папе во времена великих религиозных конфликтов.

Помимо пристройки дополнительного крыла здания, в его внутреннем дворике Франческо Борромини создал свою знаменитую Перспективную Галерею, до сих пор являющуюся одним из самых удивительных архитектурных сооружений.

Перспективная Галерея Франческо Борромини

Проходя через двор Палаццо Спада, слева от главного входа можно увидеть фантастическую колоннаду Борромини, известную как Galleria Prospettica. Оптическая иллюзия, вызванная последовательно уменьшающейся высотой колонн и восходящего мозаичного пола, создает впечатление, что протяженность галереи не менее 35 метров, хотя на самом деле ее натуральная длина составляет немного более восьми. Реалистичности добавляет находящаяся в противоположном от наблюдателя конце колоннады скульптура воина древнеримской эпохи, высотой всего лишь 60 см, кажущаяся издалека ростом с человека.

Galleria Prospettica

Галерея была построена Франческо Борромини в 1652-53гг., а сделать правильные расчеты помог математик Джованни Мария да Битонто – святой отец Ордена Сант Августина. Заказывая архитектору подобную, казалось бы, никчемную постройку, кардинал Спада, вероятнее всего, хотел донести до обывателя смысл обмана его чувственного восприятия окружающей действительности и иллюзорность земного величия.  

Коллекция Галереи Спада

После кончины в 1902г. Марии Спада – последней представительницы знатного рода, здание перешло в собственность государства. В 1927 году в Палаццо Спада разместился Государственный совет Италии, являющийся основным конституционным органом страны. Часть первого этажа здания сделали общедоступным, предоставив на обозрение широкой публике многочисленные произведения художественного искусства, собранные кардиналом Бернардино и его наследниками. Целостность дошедшей до наших дней коллекции стала возможной, благодаря особой оговорке, оставленной ее основателем в своем завещании, не позволявшей потомкам кардинала продавать ее по частям.

Это интересно!

В Палаццо Спада находится один из самых интересных экспонатов, увидеть который доводилось немногим. Колоссальная статуя Gneo Pompeo Magno находится в закрытой части здания, где проходят заседания Государственного Совета. Помпей Великий (106-48гг.до н.э.) был великим полководцем и римским консулом, организовавший вместе с Гай Юлием Цезарем и Марком Лицинием Крассом Первый триумвират.Статую обнаружили в 1552 году в районе современной via dei Leutari, где в античные времена располагался Театр Помпея. Курьез состоял в том, что найдена она была под разделительной стеной двух домов – голова находилась под одним домом, а остальная часть скульптуры под другим. Оба владельца предъявили друг другу иск – чьей же собственностью является находка, и дело было передано в суд. Судья постановил, что голова будет отделена от тела, а каждая из частей статуи останется у того хозяина, под чьим домом она была найдена. Эта история взбудоражила город, став известной кардиналу Каподиферро. Он ходатайствовал перед папой Юлием III (1550-1555), умоляя понтифика запретить расчленение античной находки. Папа поступил мудро – он купил изваяние, отправив большую сумму денег двум владельцам, а саму статую отдал кардиналу. Каподиферро поместил ее в своем палаццо, где она и остается по сей день.

Галерея Спада воссоздана сегодня в аспекте XVII века. Выставленные в ней экспонаты и художественные полотна расположены во временно́й исторической последовательности и занимают четыре зала.

Галерея Спада

Фрагмент экспозиции галереи Спада

Первый зал, иначе называемый Папской комнатой, содержит более пятидесяти полотен, иллюстрировавших жизнь понтификов. Одно из центральных мест занимает большой портрет самого Бернардино Спада, написанный Гвидо Рени, который был большим другом кардинала.

Портрет кардинала Бернардино Спада, Гвидо Рени, 1631 г.

Второй зал, оформленный в 1636-37гг. архитектором Паоло Марусцелли (1594-1649), в своем первоначальном виде был инкрустирован буйзерами – резными стеновыми панелями из дерева. Ими были искусно замаскированы оба входа в комнату, являющейся проходной, однако после реконструкции 1759 года уникальное стеновое покрытие было удалено. Третий зал, называемый Галереей Кардинала, также был разработан Марусцелли и предназначался для размещения коллекции Бернардино Спада. Сегодня здесь представлены полотна художников XVII-XVIII вв. болонской, римской и фламандской школ.

Один из залов галереи Спада

Последний, четвертый зал, был построен в 1653 году на месте деревянной террасы, выходившей в сад Палаццо. С 1951 года здесь находится та часть полотен коллекции кардинала, которая представлена художниками школы Караваджо.  В настоящее время коллекция галереи Спада, состоящая в основном из собрания кардинала Бернардино, представляет собой богатый набор картин, предметов мебели, старинных и современных скульптур, включая, в том числе, две карты XVII века – земного шара и карту неба работы голландца В. Блау.

Голова Лаокоона

Наиболее значимые – работы Гвидо Рени «Портрет кардинала Бернардино Спада», Герцино «Смерть Дидоны», Тициана «Портрет музыканта», Брейгель Старшего «Пейзаж с ветряными мельницами» и многие другие.

Романская Благотворительность, Никколо Торниоли, 1645-1650гг

Банкет Марка Антонио и Клеопатры, Франческо Тревизани, 1702г.

Мадонна с ребенком, Артемисия Джентилески, 1611-1612гг

Борейс, похищающий Орейтию, Джованни Франческо Романелли, ок.XVII века

Давид с головой Голиафа, Николас Ренье, 1615-1620 гг.

Галерея Спада: информация для туристов

Адрес

Piazza Capo di Ferro, 13

Режим работы

Каждый день с 8.30 до 19.30 Выходной: понедельник, 1 января, Пасха, 1 мая, 25 декабря 

Стоимость билета

Галерея: полный – 6,00 евро, льготный – 3,50 (граждане ЕС от 18 до 25 лет)

Бесплатное посещение

— Лица до 18 лет— Первое воскресенье месяца

 

Где купить билет

ticketone

Галерея в палаццо Спада – художественная коллекция римских кардиналов

Средняя оценка 5 Проголосовало 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Архитектура барокко. Франческо Борромини – Ярмарка Мастеров

Люблю я барокко. А кто больше всего преуспел в этом стиле, как не итальянцы? И кого из них считать одним из ярчайших представителей барокко, как не Франческо Борромини?

Жил он в Риме в 17 веке и был архитектором, постоянно соперничая с другим известным мастером того времени, Лоренцо Бернини (который был преимущественно скульптором) за папское внимание.

Интересно, что в начале творческого пути Бернини и Борромини вместе работали над одним проектом - палаццо Барберини. Зачатки соперничества проявились уже там - в виде двух лестниц, которые так и называют по фамилиям архитекторов, их проектировавших.

архитектура  италия

Лестница Бернини                                                                                                            Лестница Борромини

Эти лестницы такие же разные, как и авторы, их проектировавшие. Стоит добавить, что первая лестница большая и просторная, с высокими колоннами, а вот вторая очень тесная, и колонны на ней гораздо меньше (хотя прочувствовать это на фотографии довольно сложно). Ее беспокойный, сумрачный характер вместе с невероятной динамикой и соразмерностью человеку присущ всем проектам Борромини.  Он часто получал сложные заказы, ему приходилось втискивать постройки в ограниченные пространства, потому что его стиль был слишком радикален для больших площадей. Но зато как приятно находить его творения на узких римских улочках!

Его первым большим проектом была церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане. Она много раз перестраивалась, и в итоге обрела все черты радикального стиля Борромини. И неизменные овалы вместо кругов.

барокко

Она весьма интересна не только снаружи, но и внутри.

борромини

Еще один заказ - оратория Сан Филиппо Нери в монастыре филиппинцев.

рим

Фасад церкви Сант-Иво алла Сапиенца искусно вписан во внутренний двор университета.

17 век

Шестиугольную форму церкви связывают с формой пчелиных сот (пчела была символом божественной мудрости и геральдическим символом семьи Барберини, к которой принадлежал папа Урбан VIII).

Над церковью Сант Аньезе ин Агоне, расположенной на пьяцца Навона, работал не только Борромини. У каждого архитектора был свой подход, и проект претерпел множество изменений.

Последняя работа Борромини - алтарь церкви Сан Джованни деи Фиоретини.

Вскоре после окончания работ архитектор покончил с собой. Наверняка он был мрачным, нервным человеком, которого одолевали депрессии. Как я уже писала, беспокойство наполняет все его проекты. Наверное, эта небывалая для архитектуры эмоциональность и делает их такими притягательными.

Фотографии частично мои, частично с просторов интернета.

www.livemaster.ru

Бернини vs Борромини - Мысли вслух

текст (с) Ольга Гринкруг

Соперничество Бернини и Борромини — главный архитектурный сюжет римского Сеиченто. Неаполитанец Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) был потомственным архитектором, а также скульптором, инженером-фонтанщиком и любимцем двух пап — Урбана VIII Барберини и Александра VII Киджи.

Мрачному и вспыльчивому ломбардцу Франческо Борромини (1599–1667) повезло значительно меньше — и с характером, и с карьерой.

Он появился в Риме в качестве простого каменщика, мучительно долго выбивался в мастера, а когда стал наконец архитектором (так и не освоив скульптуры), получал заказы в основном от религиозных орденов, скрывавших его затейливые выдумки в труднодоступных местах. Ситуация перевернулась лишь однажды — когда на престол взошел Иннокентий X,

ненавидевший своего предшественника-растратчика Барберини до такой степени, что даже его любимый архитектор оказался в немилости. Хитрый Бернини, однако, пролез и тут, залучив себе в помощники самое влиятельное лицо в государстве — бывшую папскую любовницу Олимпию Маидалькини-Памфили.

Конкуренты отчаянно ненавидели друг друга, а над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Борромини, чтобы попомнить сопернику неудачные колоколенки на Пантеоне,

Картина из Пушкинского музея иллюстрирует, как выглядели эти самые колоколенки

украсил ослиными ушами фасад палаццо Пропаганда-Фиде со стороны улицы Мерчеде, куда у Бернини выходили окна. Тот в ответ поставил у себя на балконе увесистый каменный член — послал обидчика на три буквы.

Стычка же на площади Навона превратилась в элемент городского фольклора: Бернини-де развернул одно из речных божеств в фонтане так, будто оно рукой пытается предохраниться

от фасада церкви Сант-Аньезе, которую как раз в тот момент заканчивал Борромини.

Другое (Нил) в его версии вообще закрывает лицо в ужасе.

Борроминиева же святая Агнесса с крыши пытается якобы успокоить речных богов и остальную публику: все просчитано, никаких эксцессов не намечается.

Даже жалко, что по датам история никак не сходится: когда Борромини проектировал фасад, фонтан уже два года как был закончен. А Нил закрывает голову всего лишь потому, что в ту пору Стэнли еще не нашел его истоков.

Зато достоверно известно, что Бернини ошибся в расчетах и вода, как радостно обнаружил Борромини, должна была перестать бить уже через несколько секунд после запуска. Но насладиться поражением соперника не удалось: прослышав, что Борромини что-то затевает, Бернини заслал к нему в мастерскую шпиона, выкрал верные расчеты и в последний момент успел исправить оплошность. А чтобы полнее насладиться эффектом, на торжественном открытии фонтана сделал так, чтобы вода действительно остановилась на несколько секунд — но как только у папы Иннокентия поднялись от удивления брови, струи забили сильнее прежнего, и сияющий папа объявил присутствующим, что Бернини добавил всем по десять лет жизни. Первая и последняя в его жизни опала закончилась.

Бернини vs Борромини Бернини-художник (про мужчин-эгоистов и несчастных женщин) Палаццо Барберини (про женщин-патриоток и несчастных мужчин) Все работы Караваджо в Риме (шпаргалка) Иллюстированные "Муки и радости" Ирвинга Стоуна (все еще в работе) Римские истории: Забытый герой

Римские картинки

Однодневные поездки из Рима Что посмотреть вокруг Рима

nat-ka.livejournal.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров