Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Достопримечательности города Чишмы. Чишмы достопримечательности


Достопримечательности города Чишмы

  1. Области России
  2. Республика Башкортостан
  3. Чишмы

Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.

Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.

Если Вы не нашли в этом списке интересного места, о котором хотели бы поделиться впечатлениями - оставьте информацию на нашем форуме, в разделе Что посмотреть.

Раскрыть

Интерактивная карта

Показать в списке

Некрополи, мавзолеиЦеркви, соборы

Мавзолей Турахана

Чишмы (Республика Башкортостан): Достопримечательность Мавзолей Турахана

Памятник архитектуры XII века.

Адрес: Чишминский р-н, н/п Вехрние Термы

Рейтинг: 12.02

Мавзолей Хусейнбека

Чишмы (Республика Башкортостан): Достопримечательность Мавзолей Хусейнбека

Хусаинбек - один из первых проповедников ислама среди башкир. Умер в 1341 году.

Адрес: г. Чишма, мавзолей находится на территории действующего кладбища (к мавзолею ведет дорога от ворот кладбища)

Рейтинг: 9.51

Мечеть

Чишмы (Республика Башкортостан): Достопримечательность Мечеть

Адрес: п. Чишмы, ул. Садовая, д. 8, парк им. Ленина, рядом со школой искусств

Рейтинг: 3.50

Мечеть

Чишмы (Республика Башкортостан): Достопримечательность Мечеть

Адрес: Республика Башкортостан, Чишминский р-н, д. Арово

Рейтинг: 3.50

Соборная мечеть

Чишмы (Республика Башкортостан): Достопримечательность Соборная мечеть

Строящаяся мечеть, строительство практически завершено. Возводится на пожертвования.

Адрес: п. Чишмы, перекресток ул. Строительная и поворота на стадион

Рейтинг: 3.50

Все найденные Достопримечательности передать в навигатор: или

По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите [email protected]

autotravel.ru

Чишмы и окрестности (путевые заметки)

    Идея этой поездки родилась спонтанно. Собственно, как всегда, в четверг вечером мне позвонил мой товарищ со Стерлитамака, сказал, что у него 3 выходных и охота куда-нибудь выбраться. У меня такой роскоши, как целых 3 халявных дня не было. Поэтому решено было совершить небольшую однодневную вылазку в район Чишмов и посетить мавзолеи Турахана и Хусейнбека. Утром мы были на остановке "Магазин "Хрусталь" и сидели в маршрутке на Чишмы. Ну через час уже были в районном центре._NBR8771
  Погода не предвещала сего-то хорошего. Было пасмурно, сильный ветер и, того и гляди, пойдет дождь. На самом деле, после того как мы несколько километров отошли от села, началась настоящая метель._NBR8775_NBR8780  Тем не менее мы продолжили путь.   Первый раз в эти места меня привозили на автобусе. Помнится, мы снимали тут некоторые постановочные моменты с рыцарями, мечами и доспехами для очередной военно-исторической реконструкции моих друзей из клуба "Росстань". Потом, когда я уже переехал в Уфу, мне захотелось освоить западную часть Башкирии. Чишмы ближе всего в этом отношении к Уфе, и я решил начать с них. Теперь уже пешком, погуглив на досуге местность, я решил найти эти памятники архитектуры самостоятельно. Тогда я по этой местности много километров намотал и, все-таки, мавзолей Турахана я нашел, а вот со вторым у меня вопросы, ответы на которые я найти в ту поездку не смог, хоть и знал, что находится он каком-то кладбище. В этот раз пришлось вспоминать дорогу и, как и впрошлый раз, наматывать несколько лишних километров. Начали же мы, конечно, с дальнего: мавзолея Турахана.  Прошедший снег омыл природу. В небольшие просветы появилось солнышко и все вокруг заиграло невероятным светом красками. Перед нами предстала картина, достойная кистей русских художников-пейзажистов._NBR8789
_NBR8791_NBR8793_NBR8813_NBR8839_NBR8856  Я привык ходить по горам, по лесам родной Башкирии. Большая часть моей туристской, телевизионной и фотографической жизни прошла в восточной части Башкирии, на Южном Урале. Западная же часть, в основном степная. Поначалу она мне казалась унылой и однообразной, но чем больше я ее изучаю, тем больше понимаю, что и там есть своя красота. Дорога к мавзолею Турахана идет в основном полями и пастбищными угодьями. Летом идти тут грустновато: дорога пыльная. А вот осень вполне даже ничего. При наличии хороших непромокаемых ботинок, раскисший чернозем не помеха.  Мы переправились чере небольшую речушку. Местность стала узнаваема. Я начал вспоминать, что мы уже где-то рядом и вот на холме показался древний памятник архитектуры_NBR8891
  Немного энциклопедической информации (источник Википедия).  Мавзолей Тура-хана—сооружение Тура-хана, построенное в XIV—XV веках, являлось «Домом суда», где проходили судебные процессы. Это яркий образчик среднеазиатской средневековой архитектуры — мавзолей (кэшэнэ) Тура-хана. Рядом находилась каменная мечеть, входившая с мавзолеем в единый ритуально-архитектурный ансамбль. Находится в Чишминском районе республики Башкортостан, всего в 12 километрах на юго-запад от районного центра поселка Чишмы рядом с дорогой, ведущей от поселка Чишмы в деревню Нижние Термы, представляющее интерес в общероссийском масштабе._NBR8965
_NBR8975  Мавзолей Тура-хана построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен — более 1 метра, а высота до купола — 8 метров. По описанию В. С. Юматова (1845), в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня._NBR8977_NBR8982_NBR8987
Есть несколько версий, кто такой был этот исторический персонаж. По одной версии это был чингизид, то есть прямой потомок Чингисхана. Одно время он кочевал по Иртышу, близ современного Тобольска. Из-за распрей с родственниками, он покинул Западную Сибирь и пришел в башкирские земли. Стоит заметить, что в те далекие времена, это 13-14 века, башкиры селились гораздо шире и в районе нынешнего Тобольска тоже кочевали представители этого народа.По другой версии Тура-хан был братом могущественного хана Басмана, власть которого распространялась на оба склона Южного Урала. Тура-хан был убит в междоусобной войне, что во времена средневековья были не редкостью. Известный историк П. И. Рычков пишет, что до прихода русских и основания Уфы, на месте города был приличных размеров город. Тура-хан жил там зимой. Это т. н. Чертово городище в санатории «Зелена роща» на берегу реки Уфимки. А летом Тура-хан перебирался в район деревень Термы, где собственно и находится его мавзолей. Мавзолей по-башкирски «кэшэнэ», поэтому в Башкирии это слово встречается чаще.В современных учебниках по истории встречается информация, что Тура-хан правил в Башкортостане в начале XVI века. В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. «Он был самовластным ханом башкирского народа. Его сыном был Кусем-хан. В те времена была битва хана Бурака из Сарайчика, события были из-за земли и воды». Тура-хан был убит вместе со своим братом Басманом, соперником — ногаем Алтакаром._NBR8996
  Время неизбежно текло, солнце неумолимо опускалось к горизонту, нам нужно было возвращаться. Решено было спуститься  на дорогу и попытаться поймать машину. Ведь хотелось еще все-таки найти и второй мавзолей - Хусейн-бека. Пока шли пешком , подмечали некоторые дорожные интересности и казусы. Вот один из них.

_NBR9005_NBR9002Мы не знали успеем ли до заката добраться до Чишмов или нет, да и не успели бы, если б на нашу поднятую руку не остановился местный житель на легковушке. Оказалось нам повезло вдвойне. Помимо того, что он довез нас до райцентра, еще и объяснил, где находится кладбище Акзират, на котором и стоит вышупомянутый памятник древности. Уже смеркалось и света почти не было, когда мы добрались до кладбища и мавзолея._NBR9012

  И еще одна энциклопедическая справка (источник тот же).  Хусейн-бек, сын Омар-бека родился в начале XIV века в Туркестане. В молодости поступил в местное медресе, где изучил науку фикх и вступил в суфийское братство Ясавия. Позднее Хусейн-бек совершил хадж в Мекку.  В начале XIV века башкирский хан обратился в Туркестан с просьбой прислать в башкирские земли человека для распространения ислама. В земли башкир был направлен Хусейн-бек. В Башкирии он стал духовным судьёй над башкирами и носил титул кади. После определенных успехов в распространении Ислама среди башкир Хаджи-Хусейн-бек становится первым имамом Башкортостана.  Он умер в 1341-42 году и был похоронен рядом с озером Акзират, на небольшом холме. Теперь это территория поселка Чишмы.  В 1393-94 году хан Тамерлан начал свой поход на Русь. Вскоре он достиг Поволжья, где ограбил множество земель, но башкиры приняли хана с почестями, поэтому остались нетронутыми. Наткнувшись на могилу Хаджи-Хусейн-бека, Тамерлан решил воздвигнуть в его честь величественную гробницу. Надгробную плиту привез хан Темир-Ленг из Туркестана на 12 волах. На ней было написано : «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн — беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные». Сейчас плита находится в Уфимском краеведческом музее.  Скоро гробница была построена. Она представляла собой квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом. На том же холме, где была возведена гробница, Тамерлан со своим войском переждал зиму. Из-за неустановленой причины часть войска погибла. И рядом с Мавзолеем Хусейн-бека были похоронены шесть князей-военачальников. Их могилы и дали начало древнему мусульманскому кладбищу Акзират.  К 18 веку мавзолей был полностью разрушен. И только в 1911 году уфимский муфтий принял решение о восстановлении гробницы, так как она была очень почитаемой мусульманской святыней. В связи с этим начались раскопки гробницы. В результате были обнаружены 9 захоронений. В шести погребениях были дети, а в остальных мужчина, женщина и сам Хусейн-бек. Археологи реконструировали его облик: рост примерно 160 см, среднеазиатский тип лица.  Каждый год в Чишминском районе проходят мероприятия в память Хусейн-Бека._NBR9018
_NBR9016  Итак, программу минимум мы, все-таки, выполнили. Побывали на обоих памятниках. Прикоснулись к древностям земли башкирской. С чистой совестью пошли на чишминский автовокзал и через час были уже в Уфе. Всего за один день, мы совершили путешествие не только в пространстве, но и во времени. Увидели смену погоды, очищение природы и древние памятники.

splitpine.livejournal.com

Чишмы - это... Что такое Чишмы?

У этого топонима есть и другие значения, см. Чишмы (значения).

Посёлок городского типа
Мавзолей Хусейн-бека в посёлке Чишмы Памятник В. И. Чапаеву в посёлке Чишмы

Это статья о районном центре Чишминского района. См. также Чишмы (Миякинский район)

Чишмы́ (башк. Шишмә) — посёлок городского типа, центр Чишминского района Башкортостана.

Крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги (линии на Уфу, Самару и Ульяновск) в 37 км к юго-западу от Уфы.

История

Населённый пункт основан в 1650 году. Статус посёлка городского типа — с 1946 года.

Территория Чишминского района имеет богатое историческое прошлое. Оно корнями уходит в средневековье, когда в XIII—XV веках самое сильное и сплочённое племя башкир «Мин» разместилось в этих краях вдоль Дёмы. Позднее на эти земли пришли татары-мишари, бежавшие из покоренного русскими Казанского ханства, мордва — из Пензенской губернии, русские, украинцы — после присоединения башкирских земель к Руси.

Сегодня в нашем районе проживают татары, русские, мордва, украинцы, башкиры, чуваши и представители многих других национальностей.

Население

22 тыс. жителей (2011 год) — татары, русские, башкиры.

Достопримечательности

В посёлке Чишмы много достопримечательностей. Самые знаменитые из них — мавзолей Хусейн-бека и дворец Тура-хана, монумент памяти Великой Отечественной войны, статуя Чапаева.

Ежегодно в Чишминском районе совместно с Центральным Духовным Управлением мусульман России проводится мероприятие, посвященное памяти первого имама земли Башкортостана Хаджи Хусейн-бека, конкурс чтецов Корана и основ Ислама. В Чишминском районе действуют 22 мечети, 4 из которых распахнули свои двери в 2009 году. Положительным моментом здесь является то, что построены они на пожертвования предприятий, предпринимателей и граждан, выходцев из Чишминского района. Двери нового православного Успенского храма в р.п. Чишмы всегда открыты для верующих.

Чишминский район — это родина многих известных людей. Здесь родились поэты, писатели и ученые, именитые представители великого башкирского народа. Это народный поэт, Заслуженный деятель искусств РСФСР Мустай Карим, знаменитые писатели Сайфи Кудаш, Муса Гали, Габдулла Байбурин, народная артистка, соловей башкирской эстрады Фарида Кудашева, народная артистка СССР Зайтуна Бикбулатова, звезды театральной сцены Гумер Абдульманов, Вазих Сайфуллин, Талига Бикташева, Ахат Уразметов, ученые Раиль и Рустем Кузеевы, селекционер, впервые в мире создавший короткостебельный неполегающий сорт озимой ржи «Чулпан» Сабирзян Кунакбаев и многие — многие другие.

Экономика

Основу экономики района составляют крупные перерабатывающие предприятия. Это ОАО «Чишминский сахарный завод», способный перерабатывать до 4 тыс. тонн корнеплодов в сутки и ОАО «Чишминское», производящее подсолнечное масло. Значительным событием 2009 года для экономики района стал ввод в эксплуатацию в ОАО «Чишминское» цеха экстракции. Он позволил увеличить суточный объем переработки подсолнечника на 150 тонн, и переработка теперь составляет более 500 тонн в сутки.

В районе находятся завод железобетонных изделий, частные строительные организации, в том числе ООО «Башмодульстрой», известный профнастилом и металлочерепицей, функционируют жилищно-коммунальные предприятия, ООО «Аргон», Чишминский ДРСУ ГУП «Башкиравтодор».

Чишминский район — район сельскохозяйственный, и многое здесь зависит от состояния сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день аграрный сектор представлен 3 СПК, 18 ООО, 167 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, ЗАО «Чишминский свинокомплекс», ЗАО Агрофирма «Удряк», МУСП «Чишминский плодопитомнический совхоз».

Средства массовой информации

Экономическую, социальную и политическую жизнь Чишминского района освещают местные средства массовой информации. Среди них Чишминское Телевидение, которое ведет трансляции передач о жизни района.

Печатные издания района своевременно рассказывают о событиях в Чишминском районе, среди них: газеты «Родник плюс», «Чишмэ», «Дим Буйы».

Радио

Источники

Географическое положение

Расстояние до:[1]

  • ближайшей ж/д станции (Чишмы): 1 км

Примечания

  1. ↑ Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан: Справочник / Сост. Р. Ф. Хабиров. — Уфа: Белая Река, 2007. — 416 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-87691-038-7

dic.academic.ru

Чишмы, Агзиратово кладбище. Там, где Тамерлан преклонял колени.: varandej

Чишмы - крупный (24 тысячи жителей) ПГТ в 40 километрах от Уфы. Туда ходят электрички и маршрутки от улицы Ленина, в пути 40 минут. С виду ничем не приметный поселок, Чишмы известны уникальным памятником: мавзолеем Хусейнбека, что построил в конце 14 века Тамерлан на Агзиратовом кладбище.

В самих Чишмах смотреть откровенно нечего. Довольно-таки типовая станция с двумя водонапорками - пожалуй, все.

Хотя нельзя не заметить характерную для Башкирии опрятность и ухоженность типовых зданий - которых в Чишмах немного: преобладает тут частный сектор.

Если вы едете из Уфы на маршрутке, попросите остановить на нефтебазе - это примерно 300 метров не доезжая железнодорожной станции. Переходите через пути (только осторожно - товарняки тут носятся как поезда в московском метро), обойдите нефтебазу, а дальше - прямиком через поле. Идти около километра, любуясь пейзажами Речной Башкирии.

Наконец, вы достигнете кладбищенской ограды, за которой множество необычайно плото стоящих могил уже нашей эпохи, за которыми просматривается заросший травой купол средневекового мавзолея.

Это кэшэнэ (так башкиры называют мавзолеи) Хусейнбека - одна из главных мусульманских святынь России. Где-то в начале 14 века в Башкирию из Средней Азии пришёл Хусейн-бек, сын Азмир-бека, ученик самого Ахмета Ясави, чей мавзолей в городе Туркестан (Ясы) ныне главная святыне Казахстана. Пришел не просто так, а по приглашению - башкирский хан Барыч решил обратить свой народ, тогда еще исповедовавший тенгрианство, в ислам, для чего ему нужен был проповедник. Хусейн-бек проповедовал в Башкирии несколько десятилетий, и умер здесь же в 1341 году 80-летним старцем. Его могила сразу стала главной святыней Башкирии, а спустя несколько десятилетий через эти земли проходит Тамерлан. Башкиры, издавна враждовавшие с Золотой Ордой, встречали завоевателя как почётного гостя. "Железный хромец" решил поклониться и могиле святого, после чего повелел выстроить над ней мавзолей.

Кэшэнэ по-прежнему чтим. Осматривая его и его окрестности, я видел, как то и дело сюда приходили люди, вставали у окон, читали какие-то молитвы и уходили. Входы в кэшэнэ закрыты решетками, а внутри - надгробие самого Хусейнбека.

А рядом с мавзолеем из травы выглядывают еще несколько старых, источенных водой и ветром надгробий:

Их покрывает не арабская вязь, а то ли монгольские письмена, то ли башкирские тамги (родовые знаки), то ли тюркские руны. Часть надгробий явно моложе:

Часть - явно значительно старше:

Сколько этим камням веков? И кто под ними покоится?

Считается, что на Агзиратовом кладбище похоронены умершие в походе соратники Тамерлана. А может быть - знать средневековой Башкирии.

На некоторых надгробиях не разобрать ни одной надписи:

Некоторые уже почти целиком ушли в землю:

На самом кладбище большинство захоронений - второй половины ХХ века, и все-таки и там можно найти каменную стелу 18-19 веков:

А на некоторых могилах растет вот это вот странное растение, называемое "петров крест":

varandej.livejournal.com

Мавзолей Хусейн-бека

Недалеко от железнодорожной станции Чишмы на старом мусульманском кладбище Акзират находится квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом. По преданию, здесь покоится прах Хусейнбека.

Камень для надгробия прислал бухарский хан.

До своего разрушения мавзолей Хусейнбека был довольно заметным архитектурным сооружением. Одно из преданий гласит, что камень для надгробия прислал бухарский хан Темир-Ленг на двенадцати волах. На этом же месте Тамерлан, по преданию, похоронил шестерых своих князей. Их могилы и положили начало кладбищу Акзират.

Не менее интригующие легенды связаны также с другим каменным сооружением, расположенным недалеко от кэшэнэ Хусейнбека, - мавзолеем Тура-хана. По преданию, здание являлось "домом суда", где судили виновных, там же их казнили и хоронили. Сам Тура-хан, по одной из версий, был потомком Чингисхана и перекочевал сюда со своими подданными с берегов Тобола.

Историческая наука рассматривает эти памятники как усыпальницы эпохи Средневековья. Мусульманские мавзолеи Хусейнбека и Тура-хана в Чишминском районе и оригинальный кирпичный мавзолей Бэндибикэ в Кугарчинском районе Башкортостана принято датировать XIV - XV вв. Это было время активной деятельности мусульманских миссионеров среди башкир.

Традиционно распространение ислама на обширной территории Южного Приуралья, заселенного кыпчакоязычными племенами башкир, связывается с именем хана Золотой орды Узбеком. Он в 1312 году, узурпировав власть в орде, придал исламу, как сейчас бы мы выразились, статус государственной религии. Предположительно, Хусейнбек был посланником этого золотоордынского хана для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии.

Нам остается только догадываться, какие коллизии и столкновения происходили между адептами ислама и языческими родовыми жрецами, стремившимися сохранить контроль над религиозным сознанием народа. Ученый И. И. Лепехин в своих записках говорит о существовании в XVIII в. языческих жрецов. По его наблюдениям, при некоторых заболеваниях башкиры обращались за помощью к людям, которых они называли "шайтан курязя", что в переводе означает "чертовидец". Экстаз пляшущего "курязя" напоминал им шаманские радения. Таким образом, пласт домусульманских религиозных представлений сохранялся вплоть до позднего времени.

Кого похоронили вместе с миссионером?

Уфимский археолог Г.Н. Гарустович тщательно исследовал мавзолей и выявил девять погребений. В трех простых могильных ямах были похоронены взрослые люди: сам Хусейнбек, женщина и мужчина. Все остальные погребения детские. В одном их них находился подросток.

Погребенные лежали на спине в гробах-табутах головами строго на запад. Лица, по мусульманскому обряду, были повернуты в сторону Мекки. Кроме зубов лошади, найденных в одной детской могиле, никаких других вещей в захоронениях не было.

Вокруг могилы Хусейнбека, располагавшейся в центре усыпальницы напротив входа, археологи обнаружили следы оградки овальной формы, сложенной из каменных плиток без раствора.

Над могилой женщины были обнаружены фрагменты ступенчатого гипсового надгробия, уложенного по всей длине могилы. Погребение женщины, отмеченное столь сложным, оригинальным надгробием, свидетельствует, вероятно, о ее высоком социальном статусе.

Могила мужчины отмечена простой гипсовой плитой прямоугольной формы. Останки погребенного находились в деревянном гробовище оригинальной формы. Прямоугольный ящик был сколочен железными коваными гвоздями и имел крышку в форме призмы. Гроб украшали железные пластинчатые оковки в форме трилистника.

Неизвестно, почему этих людей похоронили с миссионером. Наверняка их погребли здесь позже. Во всяком случае, мавзолей похож на семейно-родовую усыпальницу. Возможно, они состояли в родственной связи с Хусейнбеком. Но об этом могут сказать только генетики.

На одной стороне надмогильной плиты, некогда стоявшей в изголовье могилы Хусейнбека, высечена арабская эпитафия. К сожалению, некоторые строчки нельзя разобрать (это невозможно было сделать уже в XIX веке).

Надпись на могильном камне позволяет установить лишь дату смерти Хусейнбека - 1339 год и узнать некоторые обстоятельства его биографии - хаджи, сын Омарбека, родом из Туркестана.

Другую сторону камня занимает надпись в стихах на языке тюрки. Приблизительный перевод этого стихотворного текста означает: "Всяк родившийся умирает, еще родятся, и они умрут. Смерть скоро ко всем приходит, мы видим, что никто на этом свете не останется жить". Данная стихотворная формула считается обычной для среднеазиатского суфизма.

Кто же ты, Хусейнбек? Неужели неумолимый бег времени отнял у нас возможность вглядеться в твое лицо?

Но возможно ли по черепу восстановить канувшие в Лету черты лица? Научный метод, позволяющий это сделать, был разработан советским ученым М. Герасимовым. Он изучил рентгеновские снимки живых людей, работал в морге, исследуя толщину мягких тканей, и предложил метод, благодаря которому мы можем видеть лица, скрытые завесой времени.

Российская школа пластической антропологической реконструкции продолжает совершенствовать метод восстановления лица по черепу. В стенах лаборатории пластической антропологической реконструкции ведутся исследования под руководством ученицы М. Герасимова Г. Лебединской, расширяющие наши знания о соотношении между черепом человека и покрывающими его мягкими тканями лица.

Значительный вклад в развитие метода вносят судебные медики, которым приходится очень часто решать проблему отождествления личности по костным останкам. Московское бюро судебно-медицинской экспертизы является центром, в практике которого часто используется реконструкция лица по черепу как вид судебно-медицинской экспертизы. Именно здесь под руководством эксперта-криминалиста С.А. Никитина, на счету которого не одна сотня экспертиз, автор этих строк приобщался к тонкостям метода антропологической реконструкции.

Череп человека индивидуален настолько, насколько неповторимо его лицо. Именно своеобразие черепа обеспечивает портретное воспроизведение внешнего облика человека. Каждая новая реконструкция, работаешь ли ты над восстановлением образа безымянного человека эпохи бронзы, железного века или же над восстановлением облика известной исторической личности, - это еще одна возможность как можно глубже научиться "читать" череп, то есть изучить его настолько, чтобы максимально "снять" с него всю информацию об индивидуальных особенностях лица.

Череп Хусейнбека хорошо сохранился, что позволило нам приступить к восстановлению облика мусульманского миссионера. На фотографиях, сопровождающих публикацию, представлены три этапа процесса реконструкции: череп с восстановленными жевательными и височными мышцами, определяющими форму лица, половина восстановленного лица, окончательный вариант реконструкции.

В целом череп Хусейнбека, возраст которого определяется нами в пределах 25-30 лет, представляет гармоничное сочетание мозговой и лицевой частей. Его даже можно назвать выразительным. Особенностью является высокий лоб. Надбровный рельеф выражен слабо. Изящная, средних размеров нижняя челюсть. Обращает на себя внимание среднеазиатский тип лица, или, как говорят ученые, "тип Среднеазиатского междуречья", характерный для большей части таджиков и узбеков. К сожалению, никаких остатков волос в погребении не сохранилось, что лишает нас возможности воспроизвести прическу мусульманского миссионера. Традиционно мусульмане бреют голову.

Трудно представить себе внешний облик человека без такого, как говорят антропологи, интегрального показателя, каким является длина тела. Особенно, когда это касается исторических личностей, чьи останки находятся в руках у антропологов.

Рост средний, в пределах 160 сантиметров. Никаких следов патологии или заболеваний, вызывающих изменение костной системы, обнаружено не было (исследование проводилось с участием эксперта-криминалиста СМЭ МЗ РБ К.А. Горшкова). Скелет обычного нормального человека среднего роста, без видимых старческих изменений. Кстати, это первый восстановленный портрет исторического лица в Башкортостане.

 

chishmy.bashkortostan.ru

Реферат Чишмы

скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Население
  • 3 Достопримечательности
  • 4 Экономика
  • 5 Средства массовой информации
  • Источники
  • 7 Географическое положение
  • Примечания

Введение

Это статья о районном центре Чишминского района.

Чишмы́ (башк. Шишмә) — посёлок городского типа, центр Чишминского района Башкортостана.

Крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги (линии на Уфу, Самару и Ульяновск) в 37 км к юго-западу от Уфы.

1. История

Населённый пункт основан в 1650 году. Статус посёлка городского типа — с 1946 года. Территория Чишминского района имеет богатое историческое прошлое. Оно корнями уходит в средневековье, когда в 13-15 веках самое сильное и сплоченное племя башкир «Мин» разместилось в этих краях вдоль Демы. Позднее на эти земли пришли татары-мишары, бежавшие из покоренного русскими Казанского ханства, мордва - с Пензинской губернии, русские, украинцы – после присоединения башкирских земель к Руси. Сегодня в нашем районе проживают башкиры, татары, русские, мордва, украинцы, чуваши и представители многих других национальностей.

2. Население

  • Население 22 тыс. жителей (2011 год).
  • Проживают Татары, Русские, Башкиры.

3. Достопримечательности

В посёлке Чишмы много достопримечательностей. Самые знаменитые из них - мавзолей Хусейн-бека и дворец Тура-хана, монумент памяти ВОВ, статуя Чапаева.Чишмы славятся также родниками и православной церквью. Ежегодно в Чишминском районе совместно с Центральным Духовным Управлением мусульман России проводится мероприятие, посвященное памяти первого имама земли Башкортостана Хаджи Хусейн-бека, конкурс чтецов Корана и основ Ислама. В Чишминском районе действует 22 мечети, 4 из которых распахнули свои двери в 2009 году. Положительным моментом здесь является то, что построены они на пожертвования предприятий, предпринимателей и граждан, выходцев из Чишминского района. Двери нового православного Успенского храма в р.п. Чишмы всегда открыты для верующих. Чишминский район – это родина многих известных людей. Здесь родились поэты, писатели и ученые, именитые представители великого башкирского народа. Это народный поэт, Заслуженный деятель искусств РСФСР Мустай Карим, знаменитые писатели Сайфи Кудаш, Муса Гали, Габдулла Байбурин, народная артистка, соловей башкирской эстрады Фарида Кудашева, народная артистка СССР Зайтуна Бикбулатова, звезды театральной сцены Гумер Абдульманов, Вазих Сайфуллин, Талига Бикташева, Ахат Уразметов, ученые Раиль и Рустем Кузеевы, селекционер, впервые в мире создавший короткостебельный неполегающий сорт озимой ржи «Чулпан» Сабирзян Кунакбаев и многие - многие другие.

4. Экономика

Основу экономики района составляют крупные перерабатывающие предприятия. Это ОАО «Чишминский сахарный завод», способный перерабатывать до 4 тыс. тонн корнеплодов в сутки и ОАО «Чишминское», производящее подсолнечное масло. Значительным событием 2009 года для экономики района стал ввод в эксплуатацию в ОАО «Чишминское» цеха экстракции. Он позволил увеличить суточный объем переработки подсолнечника на 150 тонн, и переработка теперь составляет более 500 тонн в сутки. В районе находятся завод железобетонных изделий, частные строительные организации, в т.ч. ООО «Башмодульстрой», известный профнастилом и металлочерепицей, функционируют жилищно-коммунальные предприятия, ООО «Аргон», Чишминский ДРСУ ГУП «Башкиравтодор». Чишминский район - район сельскохозяйственный, и многое у нас зависит от состояния сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день аграрный сектор представлен 3 СПК, 18 ООО, 167 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, ЗАО «Чишминский свинокомплекс», ЗАО Агрофирма «Удряк», МУСП «Чишминский плодопитомнический совхоз».

5. Средства массовой информации

Экономическую, социальную и политическую жизнь Чишминского района освещают местные средства массовой информации. Среди них Чишминское Телевидение, которое ведет трансляции передач о жизни района. Печатные издания района своевременно рассказывают о событиях в Чишминском районе, среди них: газеты "Родник", "Чишмэ", "Дим Буйы", "Толпар".

Источники

  • terrus.ru — база данных России
  • Почтовые индексы Башкортостана
  • ОКАТО
  • Первая справочная Чишминского района
  • Первый Чишминский портал

7. Географическое положение

Расстояние до:[1]

  • ближайшей ж/д станции (Чишмы): 1 км

Примечания

  1. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан: Справочник / Сост. Р. Ф. Хабиров. — Уфа: Белая Река, 2007. — 416 с. — 10000 экз. — ISBN 978-5-87691-038-7

wreferat.baza-referat.ru

О районе

О районе

          Природа Чишминского района  богата и разнообразна - смешанные леса сменяются лугами, гористый рельеф - равнинами. По территории района  протекают  реки Дема, Удряк, Уршак, Калмашка, Карамалы, Уза и их притоки. Насчитывается около 250 озер, очень много родников (отсюда и название района - Чишмэ). Имеются уникальные памятники истории: это единственные в своем роде  Мавзолей Хусейн-бека и Дворец  Тура-хана.    Ежегодно в Чишминском районе  совместно с  Центральным Духовным Управлением  мусульман России  проводится  мероприятие, посвященное памяти   первого имама   земли  Башкортостана  Хаджи Хусейн-бека,  конкурс чтецов  Корана и основ Ислама.   В Чишминском районе действует 26 мечетей, строится новая мечеть в р.п. Чишмы. Положительным моментом здесь является то, что построены они  на пожертвования предприятий, предпринимателей и граждан, выходцев из Чишминского района. Двери  нового православного Успенского храма в р.п. Чишмы всегда открыты  для верующих. В с. Алкино-2 действует молельное помещение.

          Чишминский район сегодня один из самых развитых и насыщенных производственными мощностями районов республики. Своей структурой производительных сил, менталитетом своих жителей, район во многом обязан своим географическим расположением – близостью к г. Уфе и тем, что по району проходят федеральные железнодорожные и автомобильные магистрали. Все это создает выгодные условия для развития любых начинании в сфере производства и торговли.

          В районе есть    крупные  перерабатывающие предприятия. Это ОАО «Чишминский сахарный завод», способный перерабатывать до 4 тыс. тонн корнеплодов в сутки и ОАО «Чишминское», производящее подсолнечное масло и вощину.  Работает завод железобетонных изделий,  частные строительные организации, в т.ч. ООО «Башмодульстрой», известный профнастилом и металлочерепицей.  В районе функционируют  жилищно-коммунальные предприятия, ООО «Аргон», Чишминский ДРСУ ГУП «Башкиравтодор», и многие  другие. Вопросами обеспечения предприятий и населения газом занимаются районные подразделения «Башкиргаза» и «Газ-сервиса».

          Медицинскую помощь жителям оказывают Центральная районная больница, поликлиника   на 600  посещений  в  день, 4 сельские врачебные амбулатории,   41 фельдшерско-акушерский пункт. В распоряжении чишминцев находятся Районный Дворец культуры, Дворец бракосочетания, 42  клубных учреждения и 35 библиотек, социальный приют для детей    и подростков в р.п. Чишмы, есть свое телевидение МУ «Чишмы-ТВ».

          Образовательную сферу составляют  28 школ, из них – 16 Средних общеобразовательных школ, 12 филиалов (9 Основных общеобразовательных школ, 3 начальные общеобразовательные школы), 23 детских сада, 3 учреждения дополнительного образования: Дом пионеров и школьников, Станция юных техников, Детская юношеская спортивная школа, профессиональное училище № 48, представительства  ВЭГУ и Гуманитарного колледжа, филиал Башкирского экономического колледжа, школа искусств на 312 учащихся.            Чишминский район – это родина  многих известных людей.  Здесь родились  поэты, писатели и ученые,  именитые представители  великого башкирского  народа. Это  народный поэт, Заслуженный  деятель искусств РСФСР   Мустай  Карим,  знаменитые писатели Сайфи Кудаш, Муса Гали, Габдулла Байбурин, народная артистка, соловей   башкирской    эстрады  Фарида  Кудашева, народная артистка СССР Зайтуна Бикбулатова,  звезды театральной сцены Гумер Абдульманов,  Вазих Сайфуллин, Талига Бикташева, Ахат Уразметов,   ученые Раиль и Рустем Кузеевы, селекционер, впервые в мире создавший короткостебельный  неполегающий  сорт озимой  ржи «Чулпан» Сабирзян    Кунакбаев  и многие - многие другие.

Символика

          Прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, состоящее из семи волнистых полос синего, белого, синего, белого, синего, белого и зеленого цвета, ширина которых составляет: нижней полосы – 1/9, белых и синих полос (кроме верхней) по 1/20 ширины полотнища. На верхней синей полосе у древка журавль белого цвета с клювом красного цвета, взлетающий к расположенному в крыже кругу желтого цвета.

Скачать флаг в растровом формате

          Геральдическое описание и обоснование символики ГЕРБА

          Геральдическое описание ГЕРБА:          В лазоревом поле с пониженной зеленой оконечностью, отделенной волнистым лазоревым, окантованным и просеченным серебром поясом, во главе золотой диск и поверх всего взлетающий серебряный журавль с червленым клювом.

          Обоснование символики ГЕРБА:

          Герб района олицетворяет преемственность поколений, уважение к историческому и культурному наследию, заботу о сохранении природных богатств и разумном их использовании. В районе имеются уникальные памятники истории: древние поселения, курганы, мавзолей Турахана. Далеко за пределами России известен возведенный в 1344 году мавзолей Хаджи Хусейнбека – одного из первых проповедников исламской религии среди башкир.

          Главной фигурой герба является устремленный ввысь журавль, олицетворяющий движение вперед. Расправленные крылья обозначают уверенность, свободолюбие, независимость, а также радушие и гостеприимство. Острый, направленный вверх клюв говорит о способности постоять за себя и за тех, кого он защищает.

          Основные цвета герба – синий, зеленый и белый – являются цветами Государственного флага Республики Башкортостан, что подчеркивает территориальную принадлежность Чишминского района к Республике Башкортостан.

          Основное поле герба – лазоревого цвета, который символизирует высокую духовность народа, его богатую историю и сегодняшний созидательный труд. Лазоревый цвет символизирует также красоту и величие чишминской земли, с любовью воспетой славным ее сыном – народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом.

          В центре верхней части поля герба расположен золотой диск солнца, освещающего и согревающего все живое на земле. Золотой цвет означает богатство и знатность, справедливость и милосердие.

          Через зеленый цвет и три волнистые серебряные линии оконечности герба, разделяющие лазоревое и зеленое поле, переданы природные богатства края: Шингак-Кульский степной дендропарк, озера Акманай, Шингак-Куль, Коряжное, красавица река Дема, а также изобилие, плодородие полей.

          Серебряный цвет – символ веры, благородства, чистоты намерений и помыслов.

Скачать герб в растровом форматеСкачать герб в векторном формате

История района

          Чишминский район, образованный  в 1930 году, расположен  в центральной части  Республики Башкортостан. Район граничит  с Уфимским, Кармаскалинским, Давлекановским, Благоварским и Кушнаренковским районами. Население района  составляет 52,7 тысяч  человек. Чишминцы проживают в  104-х населенных пунктах, относящихся к 15 сельсоветам   и 1 поссовету. Районным центром является рабочий поселок Чишмы, где проживает более 22 тысяч человек.

          Территория Чишминского района имеет богатое историческое прошлое. Оно корнями уходит в средневековье, когда в  13-15 веках самое сильное и сплоченное племя башкир «Мин» разместилось в этих краях вдоль Демы. Позднее на эти земли пришли татары-мишары, бежавшие из покоренного русскими Казанского ханства, мордва -  с Пензинской губернии, русские, украинцы – после присоединения башкирских земель к Руси. Сегодня в нашем районе  проживают башкиры, татары, русские, мордва, украинцы, чуваши и представители многих других национальностей.

chishmy.bashkortostan.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров