Чуйский тракт достопримечательности. На Алтай на машине. Чуйский тракт - самая красивая дорога России
     Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Чуйский тракт: достопримечательности из окна машины. Чуйский тракт достопримечательности


Чуйский тракт: достопримечательности из окна машины

Горный Алтай - просто райское место для автотуриста. Во-первых, потому что по его территории можно свободно передвигаться на машине, основные магистрали неплохого качества, а во-вторых, потому что на протяжении всего путешествия виды будут открываться потрясающие. К тому же многие знаковые на Алтае места можно увидеть, буквально не покидая салона автомобиля.

Чуйский тракт

Чуйским трактом называют федеральную трассу Р-256 (М-52), которая начинается в Новосибирске и следует до самой границы с Монголией. Однако настоящим Чуйским трактом всё же принято считать ту часть трассы, что проходит по Горному Алтаю, пересекая его с северо-запада на юго-восток. Таким образом, можно сказать, что Чуйский тракт начинается в Бийске и заканчивается в посёлке Ташанта уже на самой границе, там, где находится пограничный и таможенные пункты. Протяжённость данного отрезка федеральной трассы – 590 км.

Основные населённые пункты:

Бийск – с. Сростки – Горно-Алтайск – с. Соузга – с. Манжерок – с. Усть-Муны – с. Усть-Сема – с. Шебалино – с. Онгудай – с. Иня – с. Чибит – с. Акташ – с. Курай – с. Кош-Агач – с. Ташанта

Достопримечательности Чуйского тракта

Чуйский тракт считается одной из красивейших дорог в мире. Дело, конечно, не в самой дороге, а в пейзажах, которые её окружают. Некоторые известные достопримечательности Горного Алтая можно увидеть, если просто ехать по этой трассе.

Село Сростки (384 км) – родина писателя Василия Шукшина. Ежегодно в окрестностях села на горе Пикет проводятся Шукшинские чтения. Также в селе расположен музей писателя.

Айский мост (459 км) – находится в с. Соузга, ведёт на противоположный берег Катуни и не является частью Чуйского тракта, но примечателен тем, что через него лежит дорога к популярному месту отдыха в Алтайском крае озеру Ая.

Село Манжерок (470 км) – село в своё время, получившее широкую известность благодаря песне Эдиты Пьехи – "Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок?". В двух километрах от села находится одноименное озеро и горнолыжный комплекс.

Источник Аржан-Суу (478 км) – природный источник минеральной воды у самого Чуйского тракта в 7 км от Манжерока. Памятник природы республиканского значения. Рядом находится новый мост через Катунь, который ведёт на дорогу к зоне отдыха в Алтайском крае "Бирюзовая Катунь".

Село Усть-Сема (497 км) – здесь Чуйский тракт переходит на левый берег Катуни.

Горно-Алтайский ботанический сад (502 км) – находится за селом Усть-Сема на левом берегу Катуни. Здесь находится одна из богатейших коллекций редких растений Сибири и Алтая.

Семинский перевал (583 км) – находится за райцентром Шебалино, на 583 км Чуйского тракта. Высота перевала 1717 метров. Здесь установлен памятник-стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайских народов в состав России.

Перевал Чике-Таман (667 км) – расположен за селом Онгудай и является памятником природы регионального значения. По высоте ниже Семинского, но за счёт более крутых подъёмов и спуска, выглядит более живописно. На вершине перевала есть специальная смотровая площадка.

Песчаная стена (687 км) – интересная достопримечательность, которая представляет собой вертикальный срез горы высотой до трех десятков метров, подходящий прямо к дороге. Стена эта практически полностью состоит из песка, но песок этот плотный и слежавшийся.

Катунские террасы (690 км) – примечательное геологическое явление, когда берег Катуни спускается к воде широкими террасами. Некоторые учёные говорят, что сформировались они в результате гигантского древнего наводнения.

Чуй -Оозы (712 км) – место слияния рек Чуя и Катунь, находится в 10 км по Чуйскому тракту от села Иня. Многие люди, склонные к мистификациям, считают, что это одно из главных мест силы на Алтае. Здесь же неподалёку находится урочище Калбак-Таш, где на скалах сосредоточено большое количество древних рисунков и петроглифов.

Белый бом (740 км) – мощный скальный массив из белого известняка, который буквально прижимает Чуйский тракт к реке Чуя. Находится между селами Иня и Чибит.

Голубое (гейзеровое) озеро (796 км) – небольшое, но очень живописное озеро, которое получило название благодаря донным отложениям голубого цвета и родникам, которые бьют со дна, вынося на поверхность концентрические круги бирюзового цвета. Находится в 7 км от села Акташ.

Курайская степь (826 км) – местность в районе села Курай. Почти безжизненный, но тем не менее завораживающий ландшафт.

Чуйская степь (880 км) – местность, которая простирается от окрестностей села Кош-Агач практически до границы с Монголией. Здесь берёт своё начало река Чуя. Это одно из самых солнечных мест в России, но при этом довольно холодное, зимой до -60С, а осадков здесь выпадает всего порядка 150 мм в год.

17.07.2015, просмотров: 26813

Похожие статьи

На Алтае оборудовали 600 стоянок для "диких" туристов

21-22 июня на Алтае пенная вечеринка "Имперская жара"

Новая экотропа в Алтайском заповеднике

Туристический комплекс Чемальское заречье

База отдыха Роял Комфорт

Республика Алтай может стать площадкой для первого в России геопарка

Яровое: где находится и как добраться?

kuzuk.ru

На Алтай на машине. Чуйский тракт - самая красивая дорога России

Как и обещала, начну с утреннего сюрприза. Вечером, гуляя по перевалу, смотря на звезды, я не могла себе представить, что с утра мы встанем, и все горы будут в снегу. Но сфотографировать снежные вершины я не успела, пока собрались, пока вышли, все растаяло, остались только жалкие клочки. Мы так расстроились, что погода испортилась. Но не сидеть, же в гостинице. Подумав, что при такой погоде шибко не развернешься, мы решаем номер взять еще на сутки и просто проехаться куда-нибудь недалеко. Это была с нашей стороны такая глупость. В результате уехали от гостиницы настолько далеко, что возвращались уже глубокой ночью. В гостинице были часа в три утра, а могли номер снять подальше и не мучиться так. Но я опять заскакиваю вперед.  И еще. Так как фотографии я беру со всех наших путешествий на Алтай на машине, то опишу все, что находится в этом направлении, на Чуйском тракте - самой красивой дороге России (это всеми признанный факт!), несмотря на то, когда мы ездили. Так будет и интересней и понятней.

Поэтому сегодня я начну рассказ о путешествии к Ташанте от Семинского перевала. Просто пройдусь по всем местам, где мы были, упомяну то, что пропустили, и куда есть повод вернуться.Я не знаю сколько раз нужно приехать на Алтай, чтобы устать от окружающего пейзажа. Это я к тому, что мы едем по Чуйскому тракту и уже получаем массу положительных эмоций и впечатлений. Пока что еще у нас не возникает желания свернуть в лес, как, например, в Адыгее, мы едем и вертим головами. Порой я даже не знаю, мимо чего проезжаем и только уже дома начинаю читать, и понимаю, видели-то достопримечательности.

Меня умиляют и радуют даже названия на Чуйском тракте: Туекта, Каракол, Онгудай, Купчегень, Иня, Чибит, Акташ, Ташанта. В названиях звучит что-то совсем нерусское, удивительное.

 

Как я уже говорила Чуйский тракт отличного качества, асфальт очень хороший, с разметкой. Ехать по нему одно удовольствие.

Вот по такой замечательной дорожке доезжаем до первого места, поразившего до глубины души - это перевал Чике-Таман. Чике-Таман в переводе с южноалтайского «прямая подошва» Перевал не очень высокий, ниже предшествующего на 500 метров, в нем всего лишь 1295 метров.

   

Дорога через перевал существует очень давно, археологи говорят, что с X века. 

Но раньше она проходила несколько по другому месту, была более опасная, с большим количеством поворотов. В 1984 году запустили новую дорогу.  

Для её прокладки пришлось взрывать скалы и переместить более 500 тыс. тонн грунта. Нам повезло или не повезло, но в один из проездов на новом перевале обсыпали камни, которые неплотно держатся, для предотвращения обвалов, и мы поднимались по старой дороге. Скажу я вам экстрим еще тот. Дорога уже практически заросла, идет по самому краю обрыва, поворотов очень много, но удовольствие все равно неимоверное. 

 

На самом верху перевала смотровая площадка и множество ларьков с сувенирами. Но нам показалось этого мало, мы залезли еще и на скалы, сквозь которые была прорублена дорога.

Виды закачаешься, а запахи какие - сказка!!! 

Не спешите уходить со смотровой площадки, пройдите чуть-чуть вперед за скалы и увидите спуск с перевала.

Очень впечатляюще выглядит старый спуск. 

Один из поворотов называется «Тещин язык». 

 

Нам и тут высоты показалось мало, и мы опять залезли на скалы.

На перевале можно провести очень много времени. Виды на старую дорогу, окружающие горы, на скалы просто необыкновенные. 

 

По всей длине Чуйского тракта, очень во многих местах есть наскальные рисунки. Сейчас жалею, что ни к одним ни разу не подъехали. На самом деле это же удивительно увидать такое из глубины веков. Мест с рисунками великое множество.

А мы останавливаемся у следующего совершенно изумительного места, называется песчаный бом или песчаные осыпи. При прокладке дороги и вырубке её над берегом Катуни получилось вот такое уникальное творение.   Для меня было удивительно - песок и не рассыпается. Я его потрогала - правда песок. Наверно я не одна такая, поэтому внизу уже много осыпанного песка.

Виды на Катунь тут потрясающие. 

 

А если проехать совсем чуть-чуть, до расширения дороги, и посмотреть на бом и Катунь издалека, то видно как по уступу идет дорога.

Едем дальше, вдруг впереди сужение дороги. Не хотела бы я тут оказаться рядом с большим грузовиком, узко очень. 

Это искусственно созданный Айрыташ Бом. 

Получился он благодаря прокладке нового направления Чуйского тракта. К слову сказать «Бом» это отвесная скала.

И таких бомов на Алтае великое множество. Меня приводят в восхищение те, что идут по краю реки. Как, например, бом Бичикту-Кая.

   

С одной стороны скала, а с другой бирюзовая Катунь, ну не красота ли!!!

   

Проехав чуть-чуть дальше, видим большое скопление машин, я начинаю просматривать путеводитель. Это природный парк Чуй-Оозы, в переводе «устье реки Чуя».  

Это место относится к категории: Это должен увидеть каждый!!! 

 

Вроде в словах ничего необычного, место слияния Чуи и Катуни. Но, во-первых, это две величественные реки Алтая, особо почитаемые алтайцами.Во-вторых, место потрясающе красиво.В-третьих, это священное место алтайцев, тут множество дьалама (обряд привязывания белых ленточек) и обоо таш (обряд складывания пирамидок из камней).И в-последних, тут особо чувствуется полет души.

   

Наверно самое замечательное зрелище - это наблюдать, как воды двух рек текут продолжительное время, не смешиваясь. Я первый раз такое видела.

 

Когда были тут в первый раз, нас накрыл дождь. Он шел все время, и вдруг пошел сильный, стало холодно. 

Но мы решили не возвращаться, смотреть в окна можно же ведь и под дождем. И правильно сделали. У Белого Бома дождь заканчивается.

Кстати, уникальное место. Скала белого цвета подходит вплотную к дороге, у которой с другой стороны текут воды Чуи. Очень красиво! 

 

Хорошо сказала, текут, они не текут, они бурлят, пенятся, перекатываются, вы бы слышали звуки.

   

Вдруг выглядывает солнышко, и мы видим не просто радугу, а радугу от начала и до конца.   Вначале это была двойная радуга,

но видимая всего лишь на кусочек из-за горы, а потом большая одна. Очень жалею, что мой фотоаппарат не смог это запечатлеть.

   

Это на самом деле уникально!!! Может где-то кто-то это и видел, но у нас это было впервые. И было четкое ощущение, что позади радуги погода намного лучше чем перед радугой. Потрясающе!Справа заметила водопад, на противоположной стороне Чуи, но пока куда-то переезжать еще не хочется, и мы проезжаем мимо.

Водопад называется "Ширлак", падает с высоты 25 метров.

 

Дальше мы подъезжаем к поселку Акташ.

    Сейчас я знаю, что если хочется поехать вперед до Ташанты, то в Акташе надо оформлять пропуск в погранзону, ведь через несколько километров после Ташанты уже Монголия. А тогда мы не знали и проехали просто вперед. Конечно, до самой Ташанты нас никто не остановил, но на въезде в поселок уже стоят кордоны погранзаставы и дальше даже при желании не проедешь, а после неё столько интересных достопримечательностей. Но я опять забежала вперед, мы то доехали всего лишь до Акташа.  

galina-lukas.ru

описание, история, экскурсии, точный адрес

Чуйский тракт (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Чуйский тракт — автомобильная дорога М-52, которая проходит по маршруту Новосибирск — Бийск — Ташанта, является главной транспортной артерией Алтая. Участок от Бийска до Ташанты как раз и носит название «Чуйский тракт». Официально Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию, проходит через Алтайский край и большей частью находится в Республике Алтай, а заканчивается у границы с Монголией. Протяженность автомагистрали — 953 км.

Где остановиться

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Манжерок).

Что посмотреть

На 77-м км Чуйского тракта за селом Долина Свободы, стоит арка — символическое начало Республики Алтай.

Гора Бабырган

В 30-35 км к югу от Бийска расположен северный форпост Алтайских гор — гора Бабырган. Она располагается на территории Алтайского района, на левом берегу Катуни, в 14 км к западу от поселка Платово. Вершинный гребень горы Бабырган сложен отдельными скалами высотой от 5 до 15 м, имеющими живописные выветренные формы башен.

Село Майма

Расположено в 7 км к северу от Горно-Алтайска, на реках Майме и Алгаирке в месте их впадения в Катунь, на высоте 270—300 м над уровнем моря. Здесь действует храм Сошествия Святого Духа — это первый каменный храм и первое каменное строение Горного Алтая. От Маймы Чуйский тракт идет дальше по долине Катуни.

Озеро Ая

Село и озеро находятся в 25 км от Горно-Алтайска и 17 км к югу от села Маймы, чуть в стороне от Чуйского тракта на левом берегу Катуни.

Озеро Ая, расположенное как бы в ложбине, среди зеленных гор, характеризуется прозрачной и теплой водой. Оно заполняет одну из трех котловин на поверхности террасы. В центре озера существует небольшой островок — Беседка Любви, до которого можно добраться вплавь. Главным преимуществом озера Ая является его теплая вода. Кроме того, в окрестностях Аи находятся живописные горные пейзажи, пещеры, сосновые боры на левом берегу Катуни.

Природа Чуйского тракта

Село Манжерок

Село Манжерок и Манжерокское озеро (Доингол). На 127 км Чуйского тракта, у подножья горы Малая Синюха (1196 м) находится село Манжерок. Оно было основано в конце 19 века русскими переселенцами. В Манжероке расположен источник питьевой воды, которая обладает лечебным действием и является памятником природы. На Катуни, возле Манжерока расположен известный порог — Манжерокские ворота. Река с шумом и пенными брызгами пробивает себе путь между пятью громадными камнями.

В 1,5 км от села Манжерок, в небольшом лесу, слева от Чуйского тракта расположено Манжерокское озеро. Озеро находится в древней террасе правого берега Катуни, оно мелководно, а берега довольно пологие. Здесь обитают золотой и серебряный карась, линь, карп, щука, гольян.

Источник Аржан-Суу

«Шоферский ключик», «Золотой ключик», «Святая вода» — государственный памятник природы, находится в 7 км от Манжерока. Вода в роднике насыщена серебром, медью и другими минеральными примесями, в связи с чем долго хранится и благотворно влияет на здоровье человека. Здесь можно также увидеть так называемые шаман-деревья, украшенные белыми ленточками. Аржан-Суу — популярное среди туристов место. Вдоль дороги можно приобрести разнообразные алтайские сувениры.

Тавдинские пещеры

Находятся напротив источника Аржан-Суу, на противоположном (левом) берегу Катуни. К ним можно переправиться по реке от поселка Известковый, расположенного в 5 км выше по долине. Пещерные отверстия находятся в отвесных скалах и утесах, но добраться до них не трудно. В прошлом пещеры служили жильем человеку. Уникальна Тавдинская карстовая арка, которая представляет редкую форму — остаток свода карстового туннеля или пещеры в виде широкого пролета — моста, переходящего в арку.

Каракольские озера

Расположены в верховьях река Карагол, притока реки Эликмонар, в предальпийской части западного склона хребта Иолго. Группа включает семь озер, приуроченных к ступеням гигантской каровой лестницы, соединенных между собой безымянным притоком реки Каракол. Высота самого нижнего из озер составляет 1820 м, самого верхнего 2097 м. Максимальная глубина достигает 10 м. Особую притягательность озер определяет тот факт, что именно в этом районе находится граница между лесом и альпийскими лугами. Каракольские озера относятся к охраняемым природным территориям.

Села Еланда и Куюс

В переводе с алтайского Еланда означает «змеиная». Перед селом находится пешеходный мост через Катунь. На 1 км выше села находится Еландинский порог. Между селами Еланда и Куюс находится большое количество различных памятников археологии: курганов и могильников, наскальных изображений. Наиболее насыщенные этими объектами окрестности Еланды, устье Бийки, Чеба, окрестности Эдигана и Ороктоя. (Левобережье Катуни), Куюса. Неподалеку от села Эдиган в 1 км ниже устья реки Эдиган, есть ряд красивых порогов. Порог «Тельдеклень-1» представляет собой длинный скальный коридор. Берега — отвесные скалы. Огромная масса воды, сжатая скалами, образует хаотические струи и водовороты.

Каракольская галерея

Неподалеку от села Каракол, примерно в 2 км от устья реки Каракол, на левом ее берегу расположены несколько плит с руническим письмом и наскальными рисунками.

Долина реки Большой Ильгумень

От перевала Чике-Таман дорога идет через тополиные и березовые рощи по долине реки Большой Ильгумень. На Катуни близ устья Большого Ильгуменя расположен один из мощнейших порогов — Ильгуменский. В 4 км от реки, уже вдоль Чуйского тракта, на равнине стоят каменные бабы и столбики-балбалы у курганов.

Катунские террасы

Высокие речные террасы расположены в долине Катуни на протяжении всего Большого Ильгуменя до устья реки Чуи. Предполагается, что они образовались в долине Катуни в небывало короткий срок за счет того, что высокогорное озеро прорвало естественную плотину, и с огромной силой хлынуло на открытые пространства.

Село Иня

На окраине Ини, немного ниже по течению Катуни, справа стоят четыре каменных стелы, причем две из них довольно большого размера (2 м), а две поменьше (около 1 м). Недалеко от стел-менгиров находится курган.

Село Акташ

Акташ — это бывший горняцкий поселок, выросший возле месторождения ртути. В поселке расположен пограничный пункт, в котором можно получить разрешение на посещение села Ташанта. Это село является завершающим участком Чуйского тракта и находится на границе с Монголией. Акташ является интересным не только тем, что здесь расположен пограничный отряд, здесь же проходит своеобразный рубеж природных зон: за Акташом начинается высокогорная степь — сначала Курайская, затем — Чуйская. Акташ — это и смена растительности: на оставшейся части тракта почти не встречается зелени, начиная отсюда привычным пейзажем становится сухая земля с колючками и грудами камней и высокие горные вершины.

Недалеко от Акташа на реке Чибитке, находится источник с минеральной водой. Также Акташ является началом маршрута в долину Большого Улагана — долину пазырыкских курганов. Дорога проходит по долине Чибитки. Недалеко от Акташа находится красивое ущелье и каскад небольших водопадов. Чуть далее дорогу с двух сторон окружают огромные скалы розоватого оттенка. С больших валунов открывается вид на расположенный ниже каскад горной речки. Эти скалы называются Красными воротами. Через несколько километров слева от дороги расположено озеро Чейбеккель, которое называется Мертвым морем из-за того, что в нем нет и никогда не было рыбы.

Следующий участок пути проходит по равнине с тундрой, на которой расположено несколько озер: Талдукель, Сорулукель, Узункель, Чагакель, Балыктукель. В этих озерах водится много рыбы. Долина пазырыкских курганов — это группа из 5 больших курганов, которая находится на правом берегу реки Большой Улаган.

Музей Чуйского тракта

Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, по адресу: пер. Центральный, 10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы.

tonkosti.ru

Чуйский тракт (Километраж, схема) - Алтай Туристский. Туристический портал

Пути сообщения Подробности

карта дорог Алтая 

350,3 – "О" км Чуйского тракта. Музей Чуйского тракта.

351,3 – съезд с моста. В г. Бийске от моста через р. Бия первоначально начинался Чуйский тракт.

351,4 – поворот на Смоленский тракт

351,9 – указатель Ташанта 586 км. Памятник к 80-летию Чуйского тракта

353,1 – выезд из города Бийска. Поворот в п. Лесное

353,7 — развилка на новый мост через Бию

357 – на выезде из Бийска кафе, АЗС, автомастерская

360 – автомастерская

360,6 – поворот на аэропорт г. Бийска

365,8 – с. Верх-Катунское, кафе

367,2 – АЗС

368 – указатель "Пункт первой медицинской помощи"

371,6 – п. Чуйский, кафе

374 – пляж «Летний рай», кафе

377,3 – с. Полеводка. Этнопарк Легенда

384,9 – с. Сростки, Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, Памятник В.М. Шукшину на горе Пикет, археологические памятники, базар, кафе

393,7 – с. Образцовка, АЗС

395 – указатель «Красногорский район»

397,6 – с. Березовка, АЗС

404,6 – с. Быстрянка

405  – поворот на с. Красногорское, АЗС, кафе

408,8  – археологический комплекс «Быстрянка I»

411,8 – с. Суртайка, указатель "Пункт первой медицинской помощи", АЗС

416 – р. Иша, Мост через Ишу,  оздоровительный центр «Катунские зори», центр здоровья "Прасковья", археологические памятники

419,6 – указатель и поворот на «Усть-Иша 5, Новозыково 24»

425,6 – с. Долина Свободы, указатель "Пункт первой медицинской помощи"

428,7 – граница Алтайского края и Республики Алтай. Въездной знак Республика Алтай / Памятник туристу (Пилигрим)

429,3 – кафе. Памятный знак Алтай – сердце Евразии

432,1 – указатель и поворот на "Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57", Мост через р.Катунь у с. Платово, памятник природы "Земная рябь" у с. Платово, памятник природы "Оз. Лебединое" у с. Урожайного, памятник природы "Гора Бабырган".

С 431 по 435 км - Майминский археологический комплекс

433 – торговые лавки "Сувениры Горного Алтая", АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро 

433,9 – пост ДПС, АЗС, поворот на Верх-Карагуж

435,7 – с. Майма, Музей Камни Алтая, памятник природы "Майминский рыхлый вал", АЗС, кафе, гостиница, автомастерские

439,6 – Майминский чёртов палец

440 – развилка на Горно-Алтайск – Чоя – Артыбаш, Телецкий тракт (километраж)

444 – с. Карлушка

446 – поворот на Аэропорт Горно-Алтайск

449,7 – с. Дубровка

451,6 – с. Рыбалка, питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе "Меркит"

454,4 – место старого подвесного моста через Катунь (Айский мост) Разобран в 2013 г.

454,9 – с. Соузга, археологический памятник "Городище Соузга". Источник.

457,9 – мост через Катунь – переезд на Айский тракт

459 - база отдыха Финская дача

461,1 – с. Черемшанка, археологический памятник"Черемшанка"

463 – АЗС

464,8 – Черемшанский источник

468 – Памятник В.Я. Шишкову на Чуйском тракте, археологический памятник Чултуков Лог

469,5 – с. Манжерок, Манжерокские пороги, Манжерокский источник, перевернутый дом, салон мастеров Алтая, базар, кафе

472,5 – АЗС, указатель и поворот на "Озерное 1.1" (оз. Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные

477,8 – Мост через Катунь на т/к Бирюзовая Катунь, Памятник Джону Леннону, Памятник Николаю Рериху, искусственное озеро, Источник Аржан-Суу, кафе, сувенирные лавки

479,1 – водная переправа на Талдинские пещеры

481,4 – пос. Известковый

484,5 – с. Усть-Муны, АЗС, археологический памятник, памятник A.M. Кошурникову

488 – Эко отель Алтика

491,1 – с. Барангол. Подвесной мост через Катунь (разрушен новоднением 2014 г., восстановительные работы) , дорога на Камышлинкий водопад, сувенирные лавки

491,6 – т/к "Царская охота"

493,5 – граница Майминского и Чемальского районов

495 - развилка Чемальского тракта и Чуйского тракта (вправо). До 2011 г. тракт проходил через - с. Усть-Сема (496 км.), ныне построен новый мост через Катунь, старый мост функционирует но имеет ограничение 20 т. На границе села имеется заправка. Читайте также Усть-Семинский мост

498,6 – примыкание старой дороги через с. Усть-Сема

549,6 – Ландшафтный участок Усть-Семинский

504,9 – с. Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы «Шиш-кулар - Катаил - Чистый луг»

506,2 – поворот на «Деревня Берендеевка»

509 – Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН «Чергинский зубрятник»

514,5 – с. Черга, развилка и поворот на «Усть-Кан 132, - Алтайское 56», АЗС, памятник природы «Источник Курловские дачи»

524,2 – с. Барлак

525,8 – священная гора Шаманский камень

Шаман-гора

527,9 – речка Барсуган, стоянка, кафе

533,9 – с. Мыюта

546,8 – с. Шебалино, СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района

561,1 – с. Кумалыр, археологические памятники

571,8 – с. Топучая

573,8 – мост через р.Сарлык

574,3 – подъем на Семинский перевал, указатель "подъем 9, спуск 11"

581 – комплекс придорожного сервиса "Золотой кедр" - кафе, гостиница

582,4 – Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр "Семинский перевал", база отдыха "Динамо", горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница

592,7 – пос. Зайсанская Елань (нежил.)

610,8 – развилка  - Туекта - Усть-Кан - Усть-Кокса - Тюнгур, АЗС

613,1 – с. Туекта, комплекс археологических памятников

618,3 – Природный парк Уч-Энмек

620,1 – с. Каракол, археологический памятник "Каракол", краеведческий музей, АЗС, поворот на сс. Кулада, Бичикту-Боом

621 – с. Курота, АЗС

624 – указатель "Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316"

628,2 – с. Шашикман, курганный могильник Балык-Соок. Заправка Роснефть.

634,4 – с. Онгудай, магазин народных промыслов "Торко Чачак", археологические памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе

639,2 – Мост через Урсул в с. Онгудай

642,7 – с. Улита, АЗС, кафе

647,8 – старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул, к/х "Янтарное"

651,7 – поворот на «Алтайское подворье»

652,9 – с. Хабаровка, газовая заправка

655 – указатель "Перевал Чике-Таман" - подъем 4 км, спуск 4 км"

Чике-Таман

661,8 – памятник природы "Перевал Чике-Таман"

662,9 – обзорная площадка на перевале Чике-Таман, памятник дорожнику

668,6 – Прирусловый родник Чике-Таманский

672,8 – с. Купчегень, археологические памятники

680 – археологический памятник «Кур-Кечу»

680,5 – слияние рек Б. Ильгумень и Катуни, Ильгуменский порог, наскальные рисунки

684 – бом Кур-Кечу

687 – Песчаные осыпи

691,9 – место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яломанское городище, стоянка

693,6 – указатель «Б. Яломан 12» - комплекс археологических памятников. Каменные ворота (Айри-таш)

695,3 – с. Малый Яломан

702,6 – АЗС

703,4 – с. Иня, железобетонный мост через Катунь, справа нерабочий подвесной мост через Катунь

706,5 – оленные камни у с. Иня (справа от трассы) 

708,8 – мост через Катунь, указатель «Инегень 12» (разрушен)

710 – бом Бичикту-Кая

712,4 – место слияния Чуй с Катунью, беседка. Чуй-Оозы (слияния рек Чуя и Катунь)

712,9 – поворот на новые мосты на Инегень. Мосты через Чую и Катунь на с. Инегень

713,3 – Калбак-Таш II

714,5 –  с. Чуйозы, кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки

716,6 – порог Турклуб Горизонт

717,4 – порог Турбинный

723 – Древнее Святилище Калбак-Таш, домик, беседка 

728 – Святилище Адыр-Кая — археологический комплекс, Чуйский оленный камень

735 – с. Иодро

741 – Белый бом, скала Белый Бом. АЗС, кафе. Памятник красноармейцам в Белом Боме

744 – памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы. Памятник шофёру Кольке Снегирёву

755 – мост через Чую

759,5 – водопад Девичьи слезы, стоянка. Водопад Ширлак

760,4 – порог Бегемот на Чуе, мост через Чую

762 – стоянка у Чуи, где проводятся соревнования «Чуя-Ралли»

770,6 – граница Онгудайского и Улаганского районов  

780,4 – Мост через Чую у с.Чибит

781,5 – ЭКО туркомплекс Кочевник

783 – с. Чибит, начало маршрута на Шавлинские озёра, мост через Чибитку, АЗС. Примыкание грунтовой дороги, идущий вдоль Мажойского каньона на Чуи до места впадения р. Маашей.

788 – с. Акташ

790,7 – Примыкающая трасса: Чибит – Усть-Улаган – Балыктуюль - Балыкча, дорога на с. Улаган и Телецкое озеро, Алтайский пограничный отряд, АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, балансировка, кафе, гостиница, телеграф.

796,6 – Гейзеровое озеро

798 – родник Кара-Тыт

801 – Чуйская ГЭС

802 – открывается вид на Северо-Чуйский хребет

812 – граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник

817 – подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников

820 – панорама всего Северо-Чуйского хребта

822,2 – с. Курай, Мост через Чую за селом Курай, начало маршрута к ледникам долины р. Актру

830 –- с. Кызыл-Таш

840 – культовый знак Обоо в Курайской степи

843-848 – комплекс археологических памятников

856,7 – р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую

864,7 – Источник Чаган-Узунский, поворот вправо на мост через Чую, указатель на "Чаган-Узун 2", дорога на Кызыл-Чин (Марсианские пейзажи)

868 – Красная Горка

870 – Красногорское озеро

874 – Чуйская степь

877 – с. Ортолык, дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС

878 – указатель "Бельтир 29"

889,7 – с. Кош-Агач,

892 – указатель «Джазатор 140, Ташанта 51», по дороге на Беляши (Джазатор) через перевал Тёплый ключ, дорога на Плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе

895 – пост пограничного контроля. Дальнейшее движение без допуска в пограничную зону не возможно.

899 – поворот на с. Кокоря, где находится историко-этнографический музей теленгитов Чуи. Дорога на Бугузунский источник

917 – с. Жана-Аул, музей казахов Алтая

937 – р. Уландрык, археологические памятники

Ташанта

943 – с. Ташанта, таможенный и пограничный пункты, комплекс археологических памятников в долине р. Юстыт.

964 – граница Российской Федерации и Монгольской Республики, 0 км Чуйского тракта, Перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР

 Скачать схему 1600x621

www.vtourisme.com

Дорога Чуйский тракт М-52

г. Бийск354 км«0» км Чуйского тракта
357 кмКафе, АЗС, Автомастерская
360 кмАвтомастерская
362 кмАЗС
с. Верх-Катунское366 кмКафе
367 кмАЗС
368 кмУказатель «Пункт медицинской помощи»
п. Чуйский371 кмКафе
373 кмАЗС
374 кмПляж «Летний рай», кафе
с. Полеводка377 км
с. Сростки384 кмМузей В. М. Шукшина, памятник В. М. Шукшину на г. Пикет, археологические памятники, АЗС, базар, кафе
с. Образцовка394 кмАЗС
395 кмУказатель «Красногорский район»
с. Березовка398 кмАЗС
с. Быстрянка404 кмУказатель «Красногорское 28, Ташанта 536», АЗС, кафе
с. Стар. Суртайка412 кмУказатель «Пункт медицинской помощи», АЗС
416 кмР. Иша, оздоровительный центр «Катунские зори», центр здоровья «Прасковья», археологические памятники
419 кмУказатель «У-Иша 5, Новозыково 24»
с. Долина Свободы425 кмУказатель «Пункт медицинской помощи»
428 кмГраница Алтайского края и Республики Алтай
429 кмКафе
431 кмУказатель «Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57», мост через Катунь, памятник природы «Земная рябь» у с. Платово, памятник природы «Оз. Лебединое» у с. Урожайного, памятник природы «Гора Бабырган».
431-435 кмМайминский археологический комплекс
433 кмТорговые лавки, АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро
434 кмДПС, АЗС
с. Майма435 кмУказатель «Ташанта 503, Онгудай 193, Горно-Алтайск 2», Музей камня, памятник природы «Майминский рыхлый вал», АЗС, кафе, гостиница, автомастерские
с. Карлушка444 кмАЗС
445 кмАэропорт г. Горно-Алтайска
с. Дубровка450 км
с. Рыбалка452 кмПитомник красивых растений, кемпинг, налево кафе «Меркит»
454 кмМост через Катунь (Айский мост), указатель «оз. Ая 5 км», кафе-бар, сувенирные лавки, АЗС
с. Соузга455 кмУказатель «Мясная лавка», археологический памятник «Городище Соузга»
с. Черемшанка461 кмАрхеологический памятник «Черемшанка»
463 кмАЗС
464 кмРодник «Черемшанский»
467 кмМемориальный знак В. Я. Шишкову, АЗС, катание на верблюде, сувенирные лавки, археологический памятник «Чултуков Лог»
с. Манжерок470 кмМанжерокские пороги, Манжерокский источник, салон мастеров Алтая, базар, кафе
472 кмАЗС, указатель «Озерное 1.1» (оз. Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные
478 кмМост через Катунь на туркомплекс Бирюзовая Катунь», искусственное озеро, источник Аржан-Суу,кафе, сувенирные лавки
479 кмВодная переправа на Тавдинские пещеры
п. Известковый481 км
с. Усть-Муны485 кмАрхеологический памятник, памятник A. M. Кошурникову
с. Барангол492 кмПодвесной мост через Катунь, дорога на Камышлинский водопад, сувенирные лавки
494 кмГраница Майминского и Чемальского районов
с. Усть-Сема496 кмУказатель «Чемал 36, Ташанта 446, Онгудай 136», АЗС, кафе, мост через Катунь
с. Камлак502 кмГорно-Алтайский ботанический сад, памятник природы «Шиш-кулар - Катаил - Чистый луг»
509 кмАлтайское экспериментальное хозяйство СО РАН «Чергинский зубрятник»
с. Черга514 кмУказатель «Усть-Кан 132, Алтайское 56», АЗС, памятник природы «Источник Курловские дачи»
с. Барлак524 км
527 кмСвященная гора «Шаманский камень»
528 кмРодник «Кара-Суу», стоянка, кафе
с. Мыюта535 км
с. Шебалино547 кмСТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района
с. Кумалыр561 кмАрхеологические памятники
с. Топучая571 км
574 кмПодъем на Семинский перевал, указатель «Подъем 9, спуск 11»
581 кмКомплекс придорожного сервиса «Золотой кедр», кафе, гостиница
583 кмСеминский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр «Семинский перевал», база отдыха «Динамо», горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница
п. Зайсанская Елань593 км
610 кмПост ГИБДД, АЗС
611 кмРазвилка дорог - поворот на Усть-Кан, Усть-Коксу
с. Туекта614 кмКомплекс археологических памятников
618 кмПриродный парк «Уч-Энмек»
с. Каракол619 кмАрхеологический памятник «Каракол», краеведческий музей
с. Курота621 кмАЗС
624 кмУказатель «Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316»
с. Шашикман628 кмКурганный могильник Балык-Соок
с. Онгудай633 кмМагазин народных промыслов «Торко Чачак», археологич. памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе
с. Улита643 кмАЗС, кафе
648 кмСтарая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул.
с. Хабаровка652 кмГазовая заправка
655 кмУказатель «Перевал Чике-Таман» - подъем 4 км, спуск 4 км»
659 кмПамятник природы «Перевал Чике-Таман»
668 кмРодник, стоянка
с. Купчегень672 кмАрхеологические памятники
680 кмСлияние рек Б. Ильгумень и Катуни, Ильгуменские пороги на Катуни, наскальные рисунки
681 кмАрхеологический памятник «Кор-Кечу»
684 кмБом Кор-Кечу
692 кмМесто впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яломанское городище, стоянка
693 кмУказатель «Б. Яломан 12» - комплекс археологических памятников
с. Малый Яломан695 км
702 кмАЗС
с. Иня703 кмЖелезобетонный мост через Катунь, подвесной двухцепной мост через Катунь - памятник истории и культуры Российской Федерации
706 кмОленные камни
708 кмМост через Катунь, указатель «Инегень 12»
710 кмБом Бичикту-Кая
712 кмМесто слияния Чуи с Катунью, беседка
714 кмПриродно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы», гостеве домики, кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки
716 кмПорог Горизонт
717 кмПорог Турбинный
723 кмУрочище «Калбак-Таш», домик, беседка
728 кмАрхеологический комплекс «Адыр-Кан», Чуйский оленный камень
с. Иодро735 км
с. Белый Бом742 кмСкала Белый Бом, наскальные рисунки, обелиск партизанам, чоновцам, красногвардейцам, погибшим в боях за советскую власть в Горном Алтае, АЗС, кафе
744 кмПамятник Кольке Снегиреву, справа от трассы
755 кмМост через Чую
759 кмВодопад Девичьи слезы, стоянка
761 кмПорог Бегемот на Чуе, мост через Чую
762 кмСтоянка у Чуи, где проводятся соревнования «Чуя-Ралли»
770 кмГраница Онгудайского и Улаганского районов
780 кмМост через Чую
с. Чибит783 кмНачало маршрута на Шавлинские озера, мост через Чибитку.
787кмГостиница, баня, сауна
с. Акташ788 км Дорога на с. Улаган и Телецкое озеро, пограничный отряд АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, кафе, телеграф
798 кмРодник, стоянка
802 кмОткрывается вид на Северо-Чуйский хребет
812 кмГраница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник
817 кмПодъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников
820 кмПанорама всего Северо-Чуйского хребта
с. Курай826 кмМост через Чую, начало маршрута к ледникамдолины р. Актру, АЗС, дорслужба
840 кмКультовый знак «Обоо»
856 кмР. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую
864 кмУказатель «Чаган-Узун 2», мост через Чую, памятник природы Чаган-Узунский родник, стоянка
с. Ортолык876 кмДорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС
877 кмУказатель «Бельтир 29»
с. Кош-Агач890 км Указатель «Джазатор 140, Ташанта 51» по дороге на Джазатор через перевал Теплый ключ, дорога на плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе
897 кмПоворот на с. Кокоря, где находится краеведческий музей
с. Жана-Аул918 км Музей казахов Алтая
938 кмР. Уландрык, археологические памятники
с. Ташанта941 км Таможенный и пограничный пункты, археол. памятники

altayer.ru

Чуйский тракт. Часть I - путешествия и прочее

Путешествие по Чуйскому тракту - это путешествие одновременно и в пространстве и во времени. Дорога ошеломляюще живописна особенно в Республике Алтай, где с невообразимой быстротой меняются природные зоны: от хвойных лесов и алтайских лугов до горных видов и высокогорных степей. Чем дальше от цивилизации тем больше чувствуется размеренность и неторопливость здешней жизни. Наблюдая за всей этой красотой, ты как-будто попадаешь в другое временное пространство...

01.Чуйский тракт начинается в Новосибирске, и тянется до границ Монголии. Однако, наиболее живописная его часть, как я уже говорил проходит по Республике Алтай. На мой взгляд, это отрезок от села Усть-Сема до Кош-Агача, что в Чуйской степи. Село Усть-Сема - это местная важная развилка. Отсюда дорога идет в Чемальский район - основную курортную зону Республики (места которые я частично описывал в прошлом посте), и собственно через него проходит Чуйский тракт.

02. Здесь удивительно свежо в районе 7-8 часов утра. Позади остается широкая Катунь, впереди пустынная и петляющая дорога.

03. То тут то там утренний туман скрывает солнце, горы и часто даже села, встречающиеся на пути.

04. Сел на пути, по сибирским меркам, не мало, хотя встречаются они довольно редко, если Вы понимаете, о чем я... ) Вот, впереди показалось красивое село Черга, между прочим основанное в 1796 году!

05. Расположено оно примерно в 160 км от Бийска, и в 65 от Горно-Алтайска. Сегодня здесь проживает 1933 человека.

06. Где-то здесь же расположено экспериментальное хозяйство Сибирского отделения РАН, цель которого заключается в создании фонда и генофонда домашних и диких животных. Учитывая уникальную климатическую зону, здесь проходят акклиматизацию кавказский зубр, речные выдры с Сахалина, сурки (байбаки) из Ростовской области, и др. животные со всей России.   В общем курорт для животных.

07. Так что вот такое уникальное и безусловно красивое место. )  Кроме того, отсюда дорога уходит в сторону Катунского хребта и горы Белуха.

08. Но это для следующего раза, а пока расслабляюсь на практически пустой дороге и наслаждаюсь невероятными по красоте видами Шебалинского района.

09. Собственно и само село Шебалино, районный центр. Названо по имени русского купца Шебалина, который устроил здесь в середине XIX века первые заимки, скупая у местного населения пушнину, кедровый орех, скот, и отправляя все с выгодой в Бийск. А позже и сам поселился здесь, создав эдакий центр местной торговли.

10. Это довольно большое село. Сегодня здесь проживает 5094 сельчанина.

11. Скажу я Вам, что здесь доступны почти все современные блага сибирской цивилизации, включая 3G. )

12. А сразу за селом, дорога начинает уходить в горы. Лиственничные леса сменяются пихтами, елями и кедровником.

13. Начинается красивейший Семинский перевал, высота которого 1717 м,  подъем - 9 км, спуск -11 км.

14. Останавливаюсь чтобы ненадолго вдохнуть чистейший, несмотря на трассу, хвойный воздух.

15. Вы наверное, уже обратили внимание на идеальные дороги? За редким исключением (примерно 20 км за Акташем, где дорогу на прошлой неделе как раз меняли) - такое идеальное полотно проложено до самого Кош-Агача.

16. За Семинским перевалом, начинает Онгудайский район Республики Алтай. Поросшие лесом горы уходят чуть в сторону,

17. уступая место Каракольской долине, считающейся священной у местного населения - алтайцев. Здесь расположено много древних курганов, захоронений, генерирующих многочисленные легенды и предания.

18. Удивительно, всего через 30 км, после потрясающего кедрового леса, природная зона меняется до неузнаваемости. Да и не только природа. Некоторые местные села больше похожи на монгольские, казахские или киргизские, чем на русские.

19. Районный центр, село Онгудай. Одно из крупнейших поселений в Республике Алтай. Впрочем, здесь проживает около 6000 человек (а всего в Республике чуть более 206 тысяч).

20. Село древнее, основано в 1626 году, в эпоху Джунгарского ханства, или государства калмыков. Тоесть до присоединения Алтая к Российской империи.

21. В силу того, что я много путешествую по миру, иногда у меня возникало чувство того, что я нахожусь где-то за рубежом. Ну знаете, идеальная дорога, южно-азиатские просторы, часто тюркские названия, курганы, стада овец и баранов пересекающих трассу, кажется за углом сейчас появятся стоянки кочевых племен...  И лишь традиционные вывески на русском языке, характерные постройки центра села типа "клуб" (из середины 50-х XX века),  и часто русские деревянные избы, - расставляли все по своим местам. А еще конечно люди, для которых русский язык такой же родной, как и алтайский например.

22.  Онгудай - хорошо обустроенное и зажиточное село, по местным меркам. Здесь есть кинотеатр, стадион, общественная библиотека, само собой магазины, гостиница, ресторан, АЗС.

23. К слову, по всей трассе расположены современные АЗС, где можно заправиться любым топливом.

24. Ну вот такое русско-алтайское село Онгудай, кстати название можно перевести как "начало, исток, предок".

25. Практически сразу за селом Онгудай, расположено еще одно, теперь уже совершенно русское село Хабарово, но в нем я не останавливался,  предполагая сделать это на обратном пути. А за селом, начинается красивый перевал Чике-Таман (Плоская подошва). Высота перевала всего 1460 м, однако из-за своей крутизны (подъем и спуск - 4км), он кажется значительно выше. Будте готовы к горному серпантину!

26. За перевалом, в очередной раз меняются природные ландшафты.

27. Горы становятся менее поросшие, и более неприступные.

28. И на первую роль выходит бурная река Катунь.

29. Местами, дорога идет вдоль ущелья, над невысоким, но весьма живописным обрывом.

30.У села Малый Яломан, река делает крутой изгиб. Знатоки говорят, что в разное время года в здешних местах Катунь бывает совершенно разной. Меняет цвет, меняет русло, меняет скорость течения.

31. Село Малый Яломан - настоящий мираж в пустыне. Здесь растут садовые деревья, яблони, груши, вишни. Проживает чуть более 260 человек, совсем маленькое, однако.

32. Да познакомьтесь, - это мой транспорт. Рено логан 2015 года. Взял на прокат в Горно-Алтайске (есть визитка конторы, могу поделиться, если кому необходимо пишите в личку). Забавно то, что машина на механике, на которой я уже не ездил лет семь... Но ноги и руки все помнят! Сел и поехал. )

33. Еще пару поворотов и перед нами село Иня, основанное в 1900 году. Чем живут в селе Иня?  Основой экономики села является многоотраслевое хозяйство "25 лет октября", которое занимается рыболовством, оленеводством, охотничьим промыслом, животноводством и полеводством. Ну, по крайне мере так было раньше. Учитывая тот факт, что название хозяйства по прежнему "25 лет октября", я не уверен что все еще живо и функционально...

34. Но я могу ошибаться. 727 человек чем-то ведь живут! )

35. Еще одно удивительно живописное место расположено практически сразу за селом Иня. Смотровая площадка Урочище Сай-Сугат. В этом месте река Катунь сливается с рекой Чуя.

36. Весьма живописное место. Правда очень жарко здесь.

37. Даже камни раскаленные. А посему рекомендую заехать в селе Иня в магазин, который стоят прямо на трассе. Кондиционированное помещение, холодная водичка... )

38. После Урочища Сай-Сугат, Чуйский тракт уходит в сторону от реки Катунь, и идет вдоль реки Чуя, которая собственно и дала название здешней дороге.

39. Чуя - бурная река, которая берет свое начало в болотистой местности у предгорья хребта Чихачева, и течет 281 км до самой реки Катунь.

40. Желая немного освежиться, я остановился в попытке добраться до реки. Вода холодная при холодная. То что надо! Только добраться до нее нелегко. Берег илистый, каменистый, и очень сильное течение.

41. Местность Улаганского района в который я въехал, в очередной раз заметно меняет окружающий ландшафт. Горы подходят близко к реке и соответственно дороге, которая повторяет кажется все мыслимые и немыслимые изгибы реки Чуя.

42. Очень напоминает Кавказ, неправда ли?

43. Улаганский район - заслуживает отдельного внимания, и отдельного путешествия. Отсюда в сторону уходят дороги в направлении любопытных перевалов, ущельев, долин и озер. Но чтобы их увидеть, надо отклоняться в сторону от Чуйского тракта. А так как, я был ограничен по времени, моей целью был лишь Чуйский тракт. Поэтому я останавливался то тут, то там, фотографировал удивительные места, но не отклонялся от дороги. И вот уже Кош-Агачский район.

44. Природа отличается здесь экзотическими ландшафтами,  многие из которых имеют больше сходства с соседней Монголией.

45. Да это и не удивительно, так как до границ с Монголией отсюда примерно 130 км.  Здесь начинается красивейшая Курайская степь.

46. Это обширная высокогорная котловина, окруженная хребтами, с одной стороны Северо-Чуйским хребтом, сверкающим снежными вершинами; С другой Курайским хребтом.

47. Местность невероятно пустынна, и завораживающе притягательна.

48. За Курайской степью длинна которой по дороге что-то коло 30 км, начинается еще более обширная, идущая практически до самой Монголии - Чуйская степь.

49. Местность фантастическая!

50.В ландшафте преобладают полупустыни, с так называемым "загаром пустыни" - колючие кустарники, едва заметные кустики полыни в иссохшей и трескающейся от сухости земле.

51. Холмы и горы вдалеке тоже кажутся неземного происхождения.

52.Ну вот, на горизонте показался конечный пункт моего путешествия по Чуйскому тракту - село Кош-Агач. Далее погранзона. Через 60 км о Кош-Агача, расположен пограничный переход в Монголию.

53. Для поездок за пределы Кош-Агача, необходимы разрешения, которые впрочем легко оформить прямо здесь. В мои планы поездка за пределы Кош-Агача не входила, поэтому я решил ненадолго остановиться в селе, пообедать и отправится в обратный путь. Расстояние от Горно-Алтайска до Кош-Агача (примерно 450 км) с многочисленными остановками я проделал примерно за 6,5 часов.

Продолжение

ru-travel.livejournal.com

достопримечательности по километражу, история Чуйского тракта в Алтае и интересные факты

image

Фото: Чуйский тракт

Дороги тоже могут быть достопримечательностями. Примеров много - «Атлантическая дорога» в Норвегии, «Дорога Больших ворот» в Китае, «Великая океанская дорога» на австралийском континенте. В ТОП-10 красивейших дорог мира журнал «National Geographic» включил также Чуйский тракт на Алтае. Он стал первой полноценной дорогой, соединившей Россию и Китай.

От Сибири до Индийского океана

На дорожных картах Чуйский тракт значится под номером Р256. Трасса длиной 968 км начинается в Новосибирске и финиширует в селе Ташанта, что на самой границе с Монголией. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Вдоль дороги расположены такие города как, Бердск, Новоалтайск, Бийск и другие.

image

Фото: Чуйский тракт в Республике Алтай

В свою очередь, тракт входит в состав трансазиатской трассы АН4. Его зарубежная часть начинается в монгольском приграничном городке Ярантай. Далее дорога идет через китайский Урумчи и заканчивается в пакистанском порту Карачи. Таким образом, стартовав в Сибири, можно с ветерком доехать до Индийского океана.

Этапы большого пути

Большинство дорог не имеет истории. Точнее, история у них, конечно, есть, но ее никто кроме дорожных строителей не знает. Совсем другое дело Чуйский тракт! Это дорога имеет богатую историю, о ней даже рассказывают школьные учебники. Дело в том, что на месте современной трассы еще тысячу лет назад проходил Мунгальский путь, по которому перемещали товары из России в Китай и обратно. Конечно, это был не Великий Шелковый путь, но он тоже имел большое значение.

image

Фото: Строительство тракта

Обустройство караванной тропы началось во второй половине XIX века. Деньги на строительство выделила Сибирская железная дорога и бийские купцы. В 1901 году начались строительные работы, которыми руководил инженер И. И. Биль. Однако первый блин оказался комом. Построенный участок отработал несколько лет и разрушился. Правда, доходы купцов за этот короткий период выросли в шесть раз!

image

Фото: Начало эксплуатации дороги

Поскольку тракт сулил большие выгоды, было решено возобновить строительство. В 1914 году начались изыскательские работы, и через два года на карте появился маршрут. На строительстве трассы были задействованы заключенные из окрестных лагерей, в том числе, немало репрессированных. Официально Чуйский тракт начал действовать 1 января 1935 года.

Чуйский тракт: step by step

Рассматривая карту достопримечательностей Алтая, можно обнаружить немало необычных памятников природы. Например, государством охраняются одиночный кедр в селе Залесово и степь у села Сибирячка. Не менее интересен вопрос о происхождении многих географических названий, дающих повод вволю пофантазировать. Например, у горы «Змеиной», возможно, топографов напугала змея. А при исследовании пещеры «Каторжной» было затрачено чересчур много сил и времени.

image

Фото: На машине по Чуйскому тракту

Чуйский тракт весьма востребован среди авто-, мото- и велотуристов. Это вызвано не только живописными ландшафтами, которыми изобилует дорога, но и большим количеством примечательных мест, расположенных в непосредственной близости от трассы. Ну что же, совершим виртуальное путешествие по легендарной дороге.

37 км. Бердск. На берегах Бердского залива имеется множество турбаз, санаториев и пансионатов. Главным природным хитом этих мест считаются Бердские скалы. Они представляют собой высокий скальный участок вдоль правого берега Берди. Река здесь делает крутой разворот на 180 градусов.

image

Фото: Бердские скалы

217 км. Новоалтайск. Подъездная дорога к Барнаулу. Столица Алтайского края находится чуть западнее от тракта, тем не менее, заслуживает внимания. Город основан во времена Петра I. Он появился благодаря открытию месторождения меди. Знаменитый уральский заводчик Демидов выбрал место для строительства медеплавильного завода на берегу реки Барнаулки. Это случилось в 1730 году.

Надежда Крупская, переезжая к Владимиру Ильичу в Шушенское, можно сказать, возвращалась в родные края. Ее дед, Василий Иванович Тистров, был родом из Барнаула. В 1823 году он стал первым смотрителем Алтайского краеведческого музея, который действует и поныне. Его стоит посетить, чтобы составить представление об истории и особенностях края.

image

Фото: Барнаул

250 км. У поворота на село Верхнее Жилино Косихинского района стоит скромный указатель – «Дом-музей летчика-космонавта Германа Титова». Из соседнего села Косиха родом поэт Роберт Рождественский.

364 км. В Бийском краеведческом музее действует экспозиция, посвященная Чуйскому тракту. Здесь представлены не только карты, планы и фотографии, но и древние артефакты, которые археологи нашли во время строительства дороги. В музее имеются модели автомобилей того времени, костюм шофера, а также картины, посвященные легендарной дороге.

400 км. Сростки. Алтайская земля чрезвычайно богата на выдающихся людей. Село Сростки в Бийском районе является родиной Василия Шукшина. Туристы посещают музей-заповедник и дом, в котором жил известный писатель. На горе Пикет стоит памятник Шукшину. Интересен парк скульптур «Чудики». Прототипами для забавных деревянных фигурок послужили герои рассказов Василия Шукшина.

image

Фото: Памятник Василию Шукшину в Сростках

416 км. Река Иша. На берегу имеются отличные места для отдыха. Поскольку течение плавное, есть возможность искупаться и позагорать на песчаном пляже. Рыбаков ждет отменная рыбалка.

453 км. Майма. В поселке находится подъездная дорога к Горно-Алтайску - столице Республики Алтай. Древнейшим памятником эпохи нижнего палеолита является Улалинская стоянка древнего человека, открытая в 1961 году. Она расположена в черте Горно-Алтайска. Древние находки с этого места хранятся в местном краеведческом музее. Здесь, например, можно увидеть каменные ножи и стрелы, которые были изготовлены десятки тысяч лет назад.

Возле села Нижне-Каянча, которое административно относится к Алтайскому краю, находится туристический комплекс «Бирюзовая Катунь». Здесь имеется аквапарк, искусственное озеро, горнолыжные трассы, отели и базы отдыха. Комплекс расположен неподалеку от Горно-Алтайска.

image

Фото: «Бирюзовая Катунь»

511 км. От села Усть-Сема, что на Чуйском тракте, можно доехать до районного центра Чемал. В этих местах, на берегах Катуни, образовался, так называемый «Чемальский тупик». Крупнейшая алтайская зона отдыха протянулась от Чемала до села Соузга. Она включает кемпинги, турбазы, гостиницы, в которых можно остановиться на ночлег или остаться на отдых на продолжительное время.

530 км. Черга. В селе продают оригинальные сувениры из керамики. Есть возможность совершить полет на дельтаплане.

652 км. Онгудай. В эти удаленные места едут любители экстремальных развлечений. Особой популярностью пользуются Онгудайский, Кош-Агачский и Улаганский районы. От тракта расходятся туристские тропы по Северному и Южному Чуйскому хребтам.

686 км. Перевал Чике-Таман. Это красивое место находится между селами Хабаровка и Купчегень. На перевале есть смотровая площадка, с которой открывается открыточный вид. Есть кафе, где можно вкусно пообедать. В окрестностях перевала сохранились фрагменты старой дороги, которую возводили еще заключенные СибЛАГа.

691 км. Купчегень. Неподалеку от старинного села археологи откопали древнее городище. Комплекс назвали Кор-Кечу. К природным достопримечательностям этих мест относится Ильгуменский порог. Это излюбленное место поклонников экстремальных сплавов.

image

Фото: Петроглифы

710 км. Речные террасы на Катуни считаются еще одним природным хитом.

722 км. Иня. Неподалеку от села высится большое количество древних курганов. Известной археологической достопримечательностью являются «Ининские стелы» высотой около двух метров. Не менее впечатляет Ининский подвесной мост, переброшенный через Катунь. Он был первым в мире двухцепным висячим мостом.

731 км. Река Чуя, которая и дала название тракту. Среди туристов популярно место, где она сливается с Катунью.

744 км. На легендарной трассе можно встретить памятники необычным персонажам. Здесь, например, увековечен герой старой песни, которая называется «Есть по Чуйскому тракту дорога». Слова к ней написал алтайский поэт Михаил Михеев. Она посвящена простому шоферу Кольке Снегиреву, который водил грузовик «АМО». Он был страстно влюблен в девушку Раю. Она тоже была шофером, но ездила на «Форде». Песня стала хитом 30-х годов. На ее основе даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».

image

Фото: Памятник шоферу Кольке Снегиреву

В 70-е годы возле скалы Белый Бом, что в Онгудайском районе, поставили памятник легендарному водителю. Деньги на него собрали друзья реального шофера Николая Ковалева, послужившего прототипом для героя песни. На памятной табличке выгравировали ее текст. Считается, что именно в этом месте разбился Снегирев. В 2014 году поставили новый памятник, а старый перенесли в Музей Чуйского тракта.

865 км. Пейзажи Кызыл-Чина. В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, высятся необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт.

942 км. Ташанта. Финишная точка Чуйского тракта. В селе действует пограничный КПП. Здесь пересекают российско-монгольскую границу. Вблизи села сохранились наскальные рисунки первобытных людей.

Из глубины веков

На Алтае, в окрестностях Чуйского тракта, сохранилось множество культовых сооружений, созданных руками древних людей. Например, возле села Тигирек Краснощековского района находится, так называемая «Лев-гора». Свое название она получила из-за скалы, похожей на египетского сфинкса. На вершинах близлежащих гор археологи нашли плоские обработанные камни. По всей видимости, они играли роль жертвенников.

Алтай известен также своими курганами. Их относят к так называемой назырской культуре. В некоторых захоронениях нашли мумии – точно такие же, как в Египте! Возраст некоторых курганов превышает 5000 лет! Они старше египетских пирамид. Не менее интересны пирамиды ступенчатой формы высотой около полутора метров. Они установлены прямо на курганах. Их обнаружили в Чарышском районе на берегу реки Сентелек.

image

Фото: Археологи за работой

Порой в этих краях находят и вовсе удивительные вещи. Рассказывают случай, когда возле села Покровка под землю провалился мальчик. Вскоре мать нашла у него золотое изделие, которое явно было изготовлено много веков назад. Слух о находке быстро облетел округу, и вскоре в село прибыли археологи. Экскаватором и лопатами они сняли верхний слой почвы в том месте, где провалился ребенок. В земляной нише оказалась статуя индийского божества. «Золотой Будда» весил 25 кг!

Место силы

Горный Алтай славится многочисленными пещерами. Одна из них – «Страшная» - находится на реке Иня в Краснощековском районе. В ней найден семиметровый культурный слой - зола, кости, предметы, изготовленные древними обитателями этих мест. Археологи долгое время изучали это место.

На реке Иня есть и другая, не менее удивительная, пещера. Она находится в кратере, на верхушке большой горы, имеющей пирамидальную форму. На дне кратера - большое озеро. Именно там находится вход в пещеру. Говорят, пока никто не смог пройти ее до конца.

image

Фото: Красоты Горного Алтая

А еще Алтай считается «местом силы». Курганы, наскальные рисунки, каменные стелы - все это можно встретить в горных долинах. В этих краях сохранилось немало древних культовых сооружений. Возможно, в будущем регион станет центром сенсационных открытий. Пока что преградой для его изучения является труднодоступность некоторых районов. Но Алтай терпеливо ждет своих исследователей!

Наш турклуб предлагает следующие программы походов:

www.vpoxod.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров