Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Архитектурные памятники городов России. Достопримечательности архитектурные россии


Топ-10 достопримечательности Москвы фото с названиями и описанием

В Москве полно интересных достопримечательностей и красивых мест, посмотреть все за день точно не получится. Многие места стоит посетить не только днем, но и ночью. В это время многие здания и другие объекты архитектуры подсвечиваются, и город обретает новое лицо. Пройдемся по самым интересным архитектурным достопримечательностям города.

Содержание материала:

1 Дом музыки

Дом музыки

Дом музыки – одно из интересных зданий Москвы. Сам дом выглядит довольно интересно, кроме того, отсюда открываются красивые виды на современные высотные здания.

2 Кремль и Красная площадь

Кремль и Красная площадь

Кремль и Красная площадь – любой обзор красивых мест столицы России без упоминания этого комплекса построек будет не полным.  Кремль и Красная площадь уже давно стали не только символами столицы, но и всей России, выступающие ареной многих важных событий русской истории и истории Советского государства, а также местом праздников и парадов Вооружённых Сил России. Московский Кремль является и местом работы Президента Российской Федерации, и уникальным историко-культурным музеем России являющийся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

3 Большой театр

Большой театр

Большой театр в центре города на Театральной площади – это один из крупнейших в России и мире театров оперы и балета. Его ставят в один ряд с самыми лучшими театрами во всем мире – Ла Скала в Милане, Гранд-Оперой во Франции, Ковент-Гарденом в Англии. Великолепная архитектура, выдающиеся личности, галерея гениальных постановок и невероятная атмосфера величия делают Большой театр настоящим храмом искусства.

4 Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителяна левом берегу Москвы реки, недалеко от Кремля. Современное здание сооружено в 1994-1997 годах и является копией храма XIX века. Оригинальное здание было разрушено в 1931 году во время реконструкции города.

5 Киевский пешеходный мост

мост Богдана Хмельницкого

Киевский пешеходный мост или мост Богдана Хмельницкого – арочный пешеходный мост и отличное место для ночных фото.

6 Мост Багратион

мост Багратион

Еще один интересный пешеходный мост – мост Багратион. Это часть комплекса Москва-Сити.

7 Москва-Сити

Москва-Сити

Москва-Сити – это строящийся международный деловой центр на месте бывшей каменоломни на Пресненской набережной. Комплекс занимает площадь примерно 100 гектаров и состоит из множества интересных зданий, особенности которых можно обсуждать отдельно.

8 Московский государственный университет

Московский государственный университет

Интересно посмотреть также на Московский государственный университет – один из самых старых и известных университетов России.

Москва

Посмотреть эти и другие достопримечательности Москвы, можно как во время пешей или автобусной экскурсии, так и на автомобиле или пароме.

Туристическая карта Москвы

туристическая карта москвы

Видео: Ночная Москва Time-lapse

 

wondervision.ru

Архитектура России

lKec7e6cS1g.jpgРусская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

wVxzmoluEm0.jpgДревнерусское государство (IX—XII века).

Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после 988 года, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием Архитектуры Византии. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева. До конца 10 века были развитые традиции деревянного зодчества, были уже и каменные постройки.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема.

В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

ipJ252REh5g.jpgСофийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной.

Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ku_jEb04nWo.jpgВладимиро-суздальская архитектура (XII—XIII века).

В период политической раздробленности роль Киева как политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. При этом вопрос о непосредственном участии средневековых европейских мастеров в белокаменном строительстве на северо-востоке Руси в середине — второй половине XII века остаётся открытым.

3Ha5e471cYU.jpgПервым европейскую каменную технику в Залесье начал использовать Юрий Долгорукий. При нём были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. До нашего времени дошли две из них — церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасский собор в Переславле-Залесском. Оба храма датируются 1152 годом.

Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура получила дальнейшее развитие. В столице княжества Владимире развернулось активное строительство, город был застроен монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира, как Успенский собор и Золотые ворота.

3Ovp4zR0J84.jpgОдним из самых заметных памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик и глава.

Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при брате Боголюбского, первом Великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо. Всеволод значительно расширил владимирский Успенский собор и построил Дмитриевский собор — шедевр белокаменной резьбы и самый показательный в архитектурном плане белокаменный храм. При сыновьях Всеволода в 1220—1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси — Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Возможно, самой древней сохранившейся светской постройкой в европейской России стоит считать остатки белокаменной резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбове. Комплекс реставрационных и исследовательских работ середины XX века позволил сохранить двухъярусную галерею-переход и нижнюю часть древней башни княжеского дворца. Парадные Золотые ворота, верхний ярус которых представлял собой церковь Положения Риз Богородицы, были значительно перестроены на рубеже XVIII—XIX веков.

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие и последовавшее за ним иго. В 1992 году семь белокаменных памятников владимиро-суздальской архитектурной школы XII — начала XIII веков были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

EKaTxZcC1hM.jpgНовгородско-Псковская архитектура (конец XII — XVI век).

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Храмы Новгорода эпохи политической раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как м (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и значительных живописных ансамблей России.

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671—1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

3tZaBuM4MWM.jpg

Архитектура Московского княжества (XIV—XVI века).

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[1].

Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

В 1485 году началось строительство новых кремлёвских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укрепленных монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

DRjuQ8CW0i4.jpgАрхитектура Русского царства (XVI век).

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[2] на правом берегу Москвы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524—1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559—1585).

17FlOrQBeLo.jpgРусская архитектура XVII века.

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарем. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружен с трёх сторон открытой галереей — сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.

Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле. Одним из наиболее известных ярославских храмов является Церковь Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры является Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654).

Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известны Ростовский кремль (1660—1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко.

ql8eRiVWP-I.jpgДеревянная архитектура.

Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.

Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Типы русских деревянных храмов). Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространённой причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году, тогда была возведена Климентовская церковь в погосте Уна. Примечательны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и др.

Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок — небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви.

Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружен прирубами с трёх сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).

Особый интерес представляют также деревянные многоглавые храмы. Одним из самых ранних храмов этого типа считается Храм Покрова Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее известным деревянным многоглавым храмом является Преображенская церковь на острове Кижи. Она увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцатиглавый храм Вытегорского посада и др.

Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Наиболее крупные коллекции деревянного зодчества России находятся в музеях под открытым небом. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала — в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.

F5GkO4lwaVg.jpgРусское барокко.

Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Особенностью данного стиля является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями и влияние украинского барокко вкупе с прогрессивными технологиями, пришедшими с Запада.

Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

В эпоху правления Елизаветы Петровны в России получает развитие новое направление в русском барокко — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.

7q_48ZSRGCc.jpgКлассицизм.

Здание Адмиралтейства в Санкт-ПетербургеВ 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги. Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчан плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Творения итальянского архитектора Джакомо Кваренги стали символом петербургского классицизма. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.

В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание Биржи (1805—1816). Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Идеей нового облика уже существовавшего тогда здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835).

Последней крупной фигурой, работавшей в стиле ампир стал российский архитектор Карл Иванович Росси. По его проекту были построены такие здания как Михайловский дворец (1819—1825), Здание Главного штаба (1819—1829), Здание Сената и Синода (1829—1834), Александринский театр (1832).

Московская архитектурная традиция в целом развивалась в тех же рамках, что и петербургская, но имела и ряд особенностей, в первую очередь связанных назначением строившихся зданий. Крупнейшими московскими архитекторами второй половины XVIII века принято считать Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова, сформировавших архитектурный облик Москвы того времени. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева.

5TQDcL5u868.jpgРусский стиль в архитектуре XIX—XX веков.

В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.

Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872).

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

lOqLjIpjJ6E.jpgАрхитектура начала XX века.

Особняк С. П. Рябушинского на Малой НикитскойВ начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель. Известнейшая его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).

Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.

Своё развитие неоклассицизм получает в работах Владимира Алексеевича Щуко. Его первый практический успех в неоклассике — постройка в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 г. Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине.

oPYA54zwj0g.jpgПослереволюционный период.

Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получают авангардные течения, создаются проекты фундаментальных строений в новых стилях. Примерами такого рода работ является творчество Владимира Евграфовича Татлина. Им создаётся проект т. н. Башни Татлина, посвященной III Интернационалу. В этот же период Владимиром Григорьевичем Шуховым устанавливается знаменитая Шуховская башня на Шаболовке.

Стиль конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов. Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе.

Вслед за конструктивизмом развитие получает и авангардный стиль рационализм. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Основоположником стиля в России был Аполлинарий Каэтанович Красовский. Лидером течения был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую «Обмас» (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

После революции широко востребованным оказался и Алексей Викторович Щусев. В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. В октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранитом и лабрадоритом. В его форме можно видеть органичный сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.

Несмотря на значительные успехи советских архитекторов в создании новой архитектуры, заинтересованность властей в их работе постепенно начинает угасать. Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». С 1930-х годов авангардные течения в советской архитектуре утихают.

HImC5FO_L20.jpgСталинская архитектура.

Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. После отказа от конструктивизма и рационализма было решено перейти к тоталитарной эстетике, характеризующейся приверженностью монументальным формам, часто граничащим с гигантоманией, жёсткой стандартизацией форм и техник художественного представления.

В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединял творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами и с помощью которых осуществлялся контроль над деятельностью архитекторов. Среди советских архитекторов данного направления можно выделить Бориса Михайловича Иофана, Дмитрия Николаевича Чечулина, Льва Владимировича Руднева и др. В целом, в сталинской архитектуре прослеживается связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями.

В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. В конце 1940-х — начале 1950-х в Москве строятся «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Это Главное здание МГУ на Воробьёвых горах, Жилой дом на Котельнической набережной, Гостиница «Украина», Здание Министерства Иностранных Дел, Жилой дом на Кудринской площади, Высотное здание на площади Красных Ворот и Гостиница «Ленинградская». Также среди памятников сталинской архитектуры выделяют комплекс павильонов ВСХВ, станции московского метро, также был задуман проект Дворец Советов. В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки».

igd80e0MXsg.jpgВторая половина XX века.

4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Первые проекты по созданию массовых дешевых жилых зданий принадлежат инженеру-строителю Виталию Павловичу Лагутенко. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва.

В 1960 году при поддержке Хрущёва начинается строительство Государственного Кремлёвского дворца по проекту архитектора Михаила Васильевича Посохина. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина. С 1965 по 1979 проходило строительство Белого дома в Москве, по конструкции схожего со зданиями начала 1950-х годов. Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР, а в меньших объёмах существует и в современной России.

rgkFRbbGbhQ.jpgСовременная Россия

После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Однако теперь не существовало государственного контроля над архитектурным стилем и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Активно идет заимствование западных образцов, впервые появляются современные небоскрёбы и футуристические проекты, такие как Москва-Сити. Также используются традиции строительства из прошлого, в частности сталинская архитектура в Триумф-Палас.

Источник: ru-wiki.org

global.proekt-a.com

Достопримечательности России

Россия - страна с бурной многовековой историей и богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на территории РФ внесены в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО, в том числе Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые комплексы его окрестностей, исторические памятники Новгорода, историко-культурный комплекс Соловецких островов, белокаменные памятники древней Владимиро-Суздальской земли и городов "Золотого Кольца России", церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Церковь Вознесения в Коломенском, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" и др.

Исторические места - Москва, Новгород, Бородино, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Тула, Рязань, Орел, Волгоград, многочисленные города Сибири - в каждом из них (да и во множестве других мест страны) обязательно найдется что посмотреть.

Москва

Москва, столица и самый большой город страны, - место соредоточения таких уникальных достопримечательностей, как Третьяковская Галерея, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте, Музей имени Пушкина, галерея Шилова, Храм Христа-Спасителя, Богоявленский Собор и Свято-Данилов монастырь. Многочисленные церкви и монастыри Москвы, мемориальный комплекс на Поклонной горе, Большой Кремлевский дворец, Новый и Старый Арбат, Бульварное кольцо, Кутузовский проспект, Сергиев Посад, Коломенское, усадьбы Кусково, Архангельское, Царицыно, Абрамцево, Гостиный Двор и Манежная площадь, знаменитые "высотки" сталинской эпохи, ВВЦ с "Рабочим и колхозницей", зоопарк, "Японский сад" в Ботаническом саду, цирки и известные во всем мире многочисленные театры - вот что привлекает сюда сотни тысяч гостей.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург получил за свой историко-архитектурный ансамбль неофиуиальный статус "Северной Венеции". Здесь расположены Эрмитаж, Петропавловская крепость, Крондштадт и Петергоф, знаменитые музеи - Русский, Кунсткамера, Пушкина, Достоевского и др., 16 профессиональных театров (в т. ч. знаменитые Мариинский, Театр оперы и балета им. Мусоргского, Большой драматический театр). Соборы - Казанский, Никольский, Исакиевский, Спаса-на-Крови, Александро-Невская Лавра. К уникальным архитектурным памятникам относятся Адмиралтейство, здание Университета, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним Дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская) с памятником Петру I ("Медный всадник", 1782 г.), Смольный и Летний сад.

Уникален ансамбль Невского проспекта - Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок. Среди памятников классицизма и ампира Санкт-Петербурга - Академия художеств (1764-88 гг.), Адмиралтейство (1806-23 гг.), Горный институт (1806-11 гг.), Нарвские ворота (1827-34 гг.), знаменитые мосты, каждый из которых является произведением искусства и образцом инженерного мастерства. В память о жертвах блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в 1960 г. создан архитектурно-мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище. В пригородах Санкт-Петербурга - Петродворце (Петергофе), Пушкине (Царском Селе), Павловске, Гатчине и др. рсположены уникальные дворцово-парковые ансамбли XVIII-XIX веков.

Волгоград

Волгоград – достопримечательностью является мемориальный комплекс "Мамаев Курган" с уникальным огромным монументом "Родина-Мать", панорама сталинградской битвы и живописная набережная.

Владимир

Владимир - средневековые Успенский и Дмитриевский собор, Боголюбово, храм Покрова-на-Нерли, Золотые ворота (1164 г.) с Надвратной церковью (отреставрирована в 1469 г.), Успенский собор (1158-60 гг.), фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, резной барочный иконостас (1773-74 г.), Дмитриевский собор (1194-97 гг.), церкви Николы (XVII в.) и Спаса (XVIII в.) у подножия Козлова вала, Георгиевская барочная церковь (1783-84 гг.), церковь Николы Мокрого в Галеях (1732-35 гг.), церковь Успения Богородицы (1649 г.), Никитская церковь (1765 г.), Вознесенская церковь (1724 г.). Монастырские комплексы Рождественского монастыря (Рождественский собор, 1192-95 гг., перестроен в 1859-64 гг.), крепостные стены (XVIII в.), Княгинин монастырь (основан в XII-XIII вв.), Успенский собор (1200-01 гг., фрески 1647-48 гг.) с усыпальницей княгини Марии, ее сестры Анны, а также жены и дочери Александра Невского.

Великий Новгород

Великий Новгород - памятник "Тысячелетие России", Софийский собор (1045-50 гг.), соборы Николо-Дворищенский (около 1113 г.) и Георгиевский Юрьева монастыря (около 1117 г.), церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.), Федора Стратилата-на-Ручье (1360-61 г.), Спаса-на-Ильине (1374 г.). Археологическими раскопками открыты остатки многочисленных древних построек, деревянные мостовые, предметы материальной культуры и уникальные берестяные грамоты.

Суздаль

Город-заповедник Суздаль входит в "Золотое кольцо" России, а также в состав Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Впервые упоминавшийся в 1024 г. в Лаврентьевской летописи, город знаменит своими историко-архитектурными ансамблями - Кремль, церкви, Торговые ряды, Покровский и др. монастыри, заповедник деревянного зодчества. Заслуживают обязательного посещения крепостной вал Кремля (XI-XII вв.), Рождественский собор (1222-25 гг., фрески XIII-XVII вв., иконостас XVII в., шатровая колокольня 1635 г.), Ризоположенский (1207 г.) и Васильевский монастырь (XVII в.), архиерейские палаты (XV-XVIII вв.), церкви Успенская (построена в 1650 г., перестроена в 1720 г.), Афанасьевская (1720 г.), Александровский монастырь (основан в XIII в.), Иоакима и Анны, Христорождественская (1771 г.), Никольская (1719 г.), деревянная церковь Николая из села Глотово (1766 г.). В районе старого городского посада - церковь Иоанна Предтечи (1720 г.), Входоиерусалимская (1707 г.), Пятницкая и Никольская (1772 г.), Воскресенская (1720 г.), Казанская (1739 г.), Цареконстантиновская (1707 г.), Скорбященская (1787 г.), Лазаревская (1667 г.), Антипиевская (1745 г.) и др. Интересны монастырские комплексы Спасо-Евфимиевского монастыря (1352 г.) с мощными крепостными стенами длиной около 1200 метров, с 12 башнями XVII в., Покровский девичий монастырь (основан в 1364 г., постройки XVI-XVII вв., монастырские стены конца XVII в.), могилы Дмитрия Пожарского (на территории суздальского монастыря) и усыпальницы членов царских династий под Покровским собором, а также многочисленные бытовые постройки XVI-XVIII вв.

Архангельск

Архангельск - начальный пункт многих полярных экспедиций, одна из основных баз Северного морского пути и один из самых самобытных русских городов. Помимо уникальной природы город славится своими музеями: краеведческим, изобразительных искусств и деревянного зодчества, народного искусства. Гостиный двор (XVII в.) старого города - яркий пример русской архитектуры. Поблизости расположены Пинежский заповедник и Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник на одноименных островах в Белом море.

mirznanii.com

Архитектура 16-20 века в России, Российская архитектурная традиция

Развитие архитектуры в России соотносится с различными историческими периодами. К российской архитектуре в равной степени относятся и образцы древнерусского зодчества, коими считаются архитектурные памятники, датируемые IX веком, и образцы Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XII веков, и памятники Новгородско-Псковской архитектуры вплоть до XVI века, и, собственно, архитектурное наследие Московского княжества, которое в середине XVI века стало сердцем возрождающегося русского государства.

Поскольку современная Россия расположена в иных границах, нежели в XVI веке, то сегодня российским архитектурным наследием можно считать прекрасные образцы тысячелетней Казани или красоты исторического центра Одессы.

Церковь Покрова на Нерли (Владимиро-суздальская школа, 1165 год)

До православного периода в истории русских земель, люди тоже возводили города, строили прекрасные здания, места проведения культурных и культовых мероприятий, но до IX века все они были преимущественно деревянными. С тех пор эти земли видели множество войн, а огонь, верный спутник войны, беспощаден к дереву, равно как и ко многим другим предметам культурного наследия. Но, тем не менее, на территории современной России существовали древние города, память о которых покоится в виде руин в слоях земли и открывается современникам по воле случая.

Один из таких памятников был случайно откопан на Урале, в Челябинской области. Археологическое исследование местности проводилось в связи с планами строительства в данном районе водохранилища — никаких письменных документов, способных поведать исследователям о столь древних временах, увы, не сохранилось. Обнаруженное поселение было датировано II-III тысячелетиями до нашей эры и получило название доминирующей над местностью горы — Аркаим. Как и многие другие допотопные, том числе и мегалитические строения, Аркаим имеет круглую форму, а общая его планировка соотносится с картой звездного неба (с поправкой на время) и сторонами света. Но тут мы с вами шагнули на почву, богатую домыслами и искажениями, так что лучше вернемся к более современной истории.

Храм Преображения Господня на острове Кижи

Деревянная архитектура традиционна для северных широт Руси, богатых лесами. Самые старшие сохранившиеся до наших времен памятники деревянной архитектуры, которая, к сожалению, достаточно недолговечна и легко разрушаема, датируются концом XIV века и представляют собой, в массе своей, шатровые храмы, которые выделяются в особый, не имеющий аналогий в зодческой традиции других стран, архитектурный тип, появившийся и получивший распространение исключительно в русском храмовом зодчестве. Своим название подобная архитектурная форма обязана использованию шатра — преимущественно восьмигранной пирамиды, венчающей сооружение.

Десятинная церковь в Киеве

История каменной архитектуры начинается на Руси после ее крещения князем Владимиром и знаменует собой появление первых монументальных построек, культового, разумеется, назначения. Одним из древнейших памятников той эпохи является Десятинная церковь в Киеве, которая была построена примерно к 989 году. Наиболее значимым сооружением данного периода принято считать Софийский собор в Киеве, возведенный в XI веке и являющий собой прекрасный пример византийской архитектурной традиции — пятинефный крестово-купольный храм, венчают который 13 глав. Стоит заметить, что официальная православная церковная традиция того времени была полностью сформирована на базе византийской, включая в себя и религиозные догматы, и архитектурные формы, и административную систему.

Софийский собор в Киеве

После дробления Древнерусского государства, еще до недавних пор именуемого Киевская Русь, очаги цивилизации и, как следствие, активизация драйверов культурного развития, в том числе и архитектурного, вспыхивали в различных княжествах земель русских, опекаемые наиболее прогрессивными из правителей того времени. Так, в XII—XIII веках на первый план вышло Владимиро-Суздальское княжество, активное развитие зодчества в котором началось под покровительством князя Юрия Долгорукого, продолжилось при Андрее Боголюбском и достигло своего апогея под началом Всеволода Большое Гнездо. Белокаменные постройки местных зодчих не только сохранили традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и оказались существенно обогащены благодаря использованию западноевропейских идей и элементов.  

Успенский собор, Владимир

Параллельно, с конца XII века развивалась Новгородско-Псковская архитектурная традиция, центром которой стало Новгородское княжество. Древнейшей постройкой того периода считается Софийский собор в Новгороде, а в качестве эталона выступает церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде, форма здания которой представляет собой четырёхстолпную одноглавую постройку кубического типа. Для украшения использовались различные декоративные элементы и фрески.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе

Новгородская архитектурная традиция развивалась и после татаро-монгольского нашествия на Русь, начало которого датируется 1237 годом. Географическая удаленность Новгорода позволила существующей в то время Новгородской республике практически безболезненно пережить приход воинственных восточников — разорению подверглись лишь самые юго-восточные города государства, в то время как упомянутое уже Владимиро-Суздальское княжество, вместе со многими прочими «среднерусскими» княжествами, были сожжены куда более основательно. Собственно, от катастрофических последствий раздробленности и татарского ига местные государства начали приходить в себя лишь к концу XIV века, когда наблюдалось одновременное усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды, что вылилось в легендарную Куликовскую битву, в ходе которой объединенный русские войска под командованием Дмитрич Донского, пра-пра-правнука Александра Невского, одержали победу над армией татарского темника Мамая.

Церковь Спаса на Нередице

Вместе с тем, к концу XIV века можно констатировать тот факт, что сформировалась московская архитектурная школа. Один из практически полностью сохранившихся храмов, Успенский собор на Городке в Звенигороде, является прямым тому подтверджением, выделяясь среди прочих белокаменных московских церквей того времени изяществом пропорций и богатым декоративным убранством. В конце XV века, при князе Иване III московская архитектура испытывала небывалый подъем. Так, в 70-хх годах того века итальянский архитектор Аристотеля Фиораванти реализовал проект шестистолпного, пятиглавого, пятиапсидного Московского Успенского собор, построенного из белого камня и кирпича.

Московский Успенский собор

Архитектура XVI века в Русском царстве ознаменовалась проникновением формы «шатра» из деревянной в каменную архитектуру, что стало главным нововведением в архитектурной традиции данного периода. Известный ныне во всем мире архитектурный памятник того времени — Храм Василия Блаженного в Москве, основанный Иваном IV Грозным в честь захвата Казани и покорения Казанского ханства. Предполагается, что архитектором выступал неизвестный итальянский мастер, что объясняет гармоничное сочетание в структуре храма традиционно русских архитектурных черт и элементов, характерных для европейской архитектурной традиции эпохи Возрождения. Необыкновенная расцветка куполов храма символизирует Небесный Иерусалим.

Храм Василия Блаженного в Москве

В этот же период были построены Новодевичий монастырь и Троице-Сергиева лавра, также являющиеся выдающимися архитектурными памятниками XVI века.  

Новодевичий монастырь в Москве

Начало XVII века в русском государстве было омрачено смутой, которая, впрочем, оказалась преодолена. В данный период развивается тип бесстолпного храма, а шатровые храмы, с подачи реформатора Никона строить перестают. Последним примером шатровых храмов из камня стала церковь Рождества Богородицы в Путинках, возведенная в характерном для того периода стиле русского узорочья, со свойственными ему затейливыми формами, многообразием декоративных элементов, сложной композицией и живописным силуэтом.

Во второй половине XVII века развитие архитектурных форм наблюдается и в других русских городах, например, в Ярославле, где была возведена живописнейшая Церковь Иоанна Предтечи. Можно вспомнить и про Ростовский кремль. Все это было предтечей господствовавшего на стыке XVII и XVIII веков русского барокко, о котором мы писали отдельно.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

Церковь Иоана Предтечи в Ярославле

В XVIII веке барокко сменяет классицизм, центрами которого становятся Москва и Санкт-Петербург. Таврический дворец, проект которого был разработан и реализован под руководством Ивана Старова — типичное классицистическое здание в Петербурге. Другим видным деятелем классицизма, а точнее ранней его формы, именуемой палладианством, был архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги, реализовавший такие, ставшие символами петербургского классицизма, проекты, как Александровский дворец, здания Смольного института и Академии наук. Другим шедевром архитектуры того периода стал комплекс зданий Адмиралтейства, архитектора Андреяна Захарова.

Казанский собор в Петербурге

Здание Смольного института

В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения и формируется имперский стиль — ампир, с его обязательным наличием колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов, а также античных мотивов, воспроизводящих почти без изменений скульптурные образцы того периода — грифонов, сфинксов, львиные лапы и т. д. Эти элементы в ампире размещаются упорядоченно, с обязательным соблюдением симметрии и равновесия. Художественным посылом стиля, его массивных лапидарных и монументальных форм, богатого декора, содержащего в том числе и военную символику — является ссылка на былое величие Римской империи и Древних Греции и Египта, призванная подчеркнуть власть, богатство и могущество государства.

В конце XIX и начале XX веков зодчие в поисках новых форм обращают свои взоры в прошлое, к древнерусской архитектуре. В результате появляется «псевдорусский стиль» («русский стиль», «неорусский стиль»), характерный использованием архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества, воплощаемых на новом технологическом уровне. Монументальная простота — самая подходящая характеристика того периода. Основные архитектурные памятники данного стиля — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец в Москве.

Храм Христа Спасителя в Москве

В тоже самое время в России происходит зарождение таких стилей, как модерн, неоклассицизм и эклектика, которые, впрочем, так и не нашли своего воплощения в сколь бы то ни было значимых архитектурных памятниках — случилась революция, принесшая вслед за собой отказ от старых форм и активные поиски новых, что стало благодатной почвой для всевозможного авангарда, сформировавшего рационализм. Однако уже в 20-хх годах на сцену выходит конструктивизм. Для адептов рационализма во главе угла стояло психологическое восприятие здания, а конструктивистов — функциональность. Появляются также попытки реализации масштабных биоморфных проектов, таких как генеральный план «Новая Москва» Алексея Щусева, предполагающий развитие столицы, как огромного города-сада. Концепция, конечно, замечательная, вот только реализовать ее Щусеву не удалось, зато под его чутким руководством был построен Мавзолей, стиль которого ныне можно характеризовать как ар-деко.

Проект Дворца Советов

В середине 30-хх советские архитекторы стали обращаться к эстетике тоталитаризма, увлекаться стандартизацией и монументальными формами на грани гигантомании. Вообще, сталинская архитектура тесно переплетена с античными, ренессансными и барочными архитектурными традициями. После войны, в конце 1940-х — начале 1950-х в Москве появляются «сталинские высотки», явившие миру классический облик сталинской архитектуры — «сталинский ампир», как позже окрестят этот стиль. Но, необходимость большого количества доступного жилья способствовало развитию функциональной типовой архитектуры, яркими примерами которой являются пресловутые «хрущевки».

Триумф-Палас, Москва, современная интерпретация сталинского ампира

Собственно, из функцональной и типовой советская архитектура так и не выросла. Строительство простых и незатейливых архитектурных форм, в которых важнейшим была функциональность — главная фишка архитектуры пост-сталинского СССР. В то же время, большое внимание уделялось декоративным функциям, в частности была распространенной практика использования мозаики и барельефов даже на фасадах поликлиник и обычных панельных многоэтажек.

Современная архитектура России обращена взорами как к футуризму, так и в прошлое. Нет больше никаких рамок и ограничений со стороны государства, что, с одной стороны, дает возможность для реализации масштабных и амбициозных проектов, но с другой — толкнуло современных архитекторов в бездну коммерческой деятельности, которая сводится к тем самым пресловутым «панелькам». Хотя, надо отдать должное, что последнее десятилетие ознаменовалось выходом отечественной архитектуры из анабиоза и появлением таки в разных городах России интересных и красивых архитектурных форм.

Каким будет развитие данного импульса в будущем — можно лишь годать, но тенденции указывают на все большее увлечение широкими слоями населения различными «природными» проектами — созданием эко-поселений, пермакультурными усадьбами и прочими биоморфными проектами.

Москва-сити

estetico.me

Архитектурные памятники городов России

T7ys2N_i_kE.jpgКремль

Московский Кремль - сердце столицы. Много веков именно здесь решались важные государственные дела и вершились судьбы людей. Сегодня он считается крупнейшим архитектурным ансамблем мира, где рядом с музеями расположен рабочий кабинет президента России.

Самые знаменитые достопримечательности Кремля - огромные Царь-пушка и Царь-колокол, рядом с которыми постоянно толпы туристов фотографируют друг друга. А рядом, на Соборной площади, стоит Колокольня Ивана Великого, благодаря которой в народ пошло выражение «во всю Ивановскую» - возле нее когда-то зачитывали во всеуслышание царские указы. Чуть подальше - знаменитый на весь мир Алмазный фонд, где хранятся драгоценности царей и императоров России.

Начиная с весны и до осени на Соборной площади устраивают развод караулов Президентского полка, во время которого гвардейцы демонстрируют чудеса владения оружием, различные фигуры построения. Зрелище по-настоящему захватывающее, поэтому перед визитом в Кремль стоит уточнить расписание представлений.

В Успенском соборе поет мужской хор и смешанный. Ради того, чтобы его услышать, обязательно стоит задержаться: аккустика в храме невероятная.

YyKJWT0l0S8.jpgСпасская башня

«Башня с курантами» - главная из двадцати башен Кремля, известная каждому россиянину как тикающая «заставка» перед новогодними обращениями президента. Именно здесь, в Спасской башне расположены главные ворота московского Кремля – одноименные Спасские. Они всегда считались святыми – через них нельзя было проезжать верхом и проходить мужчинам с покрытой головой. По легенде, когда захвативший Москву Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с его головы знаменитую треуголку.

Через этот парадный вход в Кремль попадали иностранные послы, отсюда же уходило на поля сражений русское войско. Все цари России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией торжественно проходили через Спасские ворота. Через них же во время церковных праздников шли главные во всей России кремлевские крестные ходы.

Часы на Спасской башне существовали еще в XVI веке, однако история нынешних курантов началась в 1851 году. Огромные часы с позолотой на циферблатах и 48 колоколами занимают всю верхнюю часть башни. Общий вес курантов составляет 25 тонн. Длина часовой стрелки – 2,97 метра, минутной – 3,27 метра.

Zno34VLsGbk.jpgСобор Василия Блаженного

«Официальное» название храма - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Построен он был в 1561 году по указу Ивана Грозного в честь победы в войне с Казанским ханством.

По поводу авторства столь необычной по своей архитектуре православной церкви до сих пор ведутся неутихающие споры. По самой распространенной версии, церковь построили два псковских мастера – Барма и Постник. Другие исследователи утверждают, что это один и тот же человек, просто звали его Постник Яковлев, а прозвище у него было Барма. Третья гипотеза гласит, что строителем был и вовсе какой-то итальянский мастер эпохи Возрождения. Однако все эти три версии сходятся в одном: увидев столь великолепный храм, Иван Грозный повелел ослепить строителей, дабы они не смогли больше нигде повторить свой шедевр.

Собором Василия Блаженного храм стали называть в народе после того, как в 1588 году к нему был пристроен придел в честь этого московского святого.

Василий Блаженный – московский юродивый, обладавший даром прозрения и всю жизнь обличавший ложь и лицемерие. Он известен целым рядом сбывшихся предсказаний и чудес. После смерти был похоронен на кладбище Троицкой церкви, на месте которой вскоре был возведен Покровский собор.

Памятники архитектурыХрам всех религий

Это необычное здание сам архитектор - Ильдар Ханов - называл Вселенским храмом. С 1994 по 2013 годы он возводил на своем деревенском огороде в пригороде Казани уникальное сооружение, в котором чудесным образом сочетаются христианский крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида и китайский купол. Правда, никаких обрядов здесь не проводится, потому что это не действующий храм, а просто здание, внутри похожее на жилой дом.

Построить эту диковину Ханов решил после своих странствий по Тибету и Индии, где он изучал восточное искусство, буддизм, йогу, тибетскую и китайскую медицину. В осуществлении грандиозного замысла ему помогали местные бизнесмены и просто солидарные люди. К сожалению, в 2013 году Ильдар умер, однако строительство храма продолжается до сих пор.

Памятники архитектурыМузей деревянного зодчества и крестьянского быта

Уникальный музей составлен из построек XVII-XIX веков, которые свезены сюда из различных уголков Суздальского района и всей Владимирской области. Проект музея был разработан в 1960-е годы. Экспозиция объединяет в себе основные черты древнерусского зодчества и создает подлинную атмосферу деревенского быта с помощью домашней утвари того времени и предметов быта. Сегодня музей стал местом проведения традиционных праздников народных ремесел и мастеров. Ремесла, которыми славились здешние мастера – резьба по дереву, роспись деревянных игрушек, ткачество, а также создание игрушек из глины – и сегодня не просто живут, но вполне современны. Праздник ремесел проводится в июне, а в июле можно побывать на «Празднике Огурца».

Памятники архитектурыАнапский маяк

Свет этого полосатого маяка бьет почти на 30 километров. Построили его полвека назад, в 1955 году, на месте прежнего, разбитого фашистами. Здесь – самое популярное место для романтических свиданий: маяк расположен на высоком обрывистом берегу мыса Анапский. Со смотровой площадки открывается завораживающий вид на горы Большого Кавказа, Малую Бухту, на полуостров Утриш вдалеке. Самые красивые панорамные фотографии получаются на закате или в непогоду, и каждый вечер здесь собираются влюбленные парочки, фотографы и псевдофотографы с мыльницами в ожидании захода солнца.

Памятники архитектурыЛасточкино гнездо

Мини-замок, висящий над морем на высоте 40 метров, – символ Ялты и настоящая звезда советского кино (здесь снимали «10 негритят», «Человек-амфибия» и…несколько эпизодов «Полицейской истории-4» с Джеки Чаном). Изящная архитектура и необычное «наскальное» расположение способствует игре воображения не только у режиссеров. Своей «игрушечностью» ялтинский замок напоминает знаменитый баварский Нойшванштайн, только поменьше. Биография особняка полна легенд и душераздирающих историй. Сходятся все они в одном – первое «гнездышко» было построено здесь неким генералом в отставке, участником войны с Турцией в конце 1870-х. Дальнейшая информация остается на совести и фантазии экскурсовода.

В сезон здесь всегда толпа людей. Однако можно проскользнуть в ресторан внутри здания, который практически всегда пуст, благодаря своему флеру высокой итальянской кухни и роскоши. На самом деле, цены там не такие страшные, а еда самая обычная. Поэтому лучше взять кофе или бокал холодного белого вина, чтобы перевести дух и полюбоваться видом из окна.

Памятники архитектурыДворцовый мост

Один из главных мостов Санкт-Петербурга и его символ, который часто можно увидеть на открытках. Дворцовый мост связывает центральную часть города и Васильевский остров. Его до сих пор разводят, так что в ночные часы запоздавшие и беспечные граждане по-прежнему, как почти сто лет назад, вынуждены ждать утра, чтобы вернуться к себе домой.

Во время революционных событий 1917 года Дворцовый мост непродолжительное время удерживали юнкера, верные Временному правительству. Они развели его и не давали большевикам подойти к Зимнему дворцу со стороны Невы. Он оставался у них в руках до 24 октября.Подготовка к строительству моста велась очень долго. Когда его наконец стали строить в 1912 году, вмешалась Первая мировая война и проект снова был заморожен. Мост был открыт лишь в конце 1916 года. Название своего он получил из-за Зимнего дворца, в непосредственной близости от которого был возведен. До 1994 года по Дворцовому мосту ходили трамваи. На сегодня мост нуждается в капитальном ремонте. Возможно, что скоро рядом появится мост-дублер, чтобы снять нагрузку с Дворцового моста и сделать возможной его починку.

Памятники архитектурыПетергоф

Первая и главная ассоциация со словом «Петергоф» – фонтаны. Действительно, основная достопримечательность этого небольшого городка на побережье финского залива – фонтаны, располагающиеся в двух садах: Верхнем и Нижнем. Верхний сад был задуман Петром I как огород, в котором выращивались овощи. Здесь есть несколько прудов с фонтанами, много вьющегося винограда и симпатичная аллея.

Нижний сад построен по принципу идеальной симметрии: его главная часть - Большой каскад фонтанов. Центральный фонтан – позолоченная фигура Самсона, раздирающего пасть льва, аллегорическое изображение победы России над Швецией в Северной войне. Аллеи ведут к другим фонтанам – шахматной горе, Еве, Пирамиде - ни один из которых не похож на остальные.

В парках располагаются роскошный Большой дворец, в интерьерах которого еще больше золота, чем в фонтанах, и дворец Монплезир, в котором особенно интересен Лаковый кабинет в китайском стиле.

Памятники архитектурыКронштадт

Город Кронштадт расположен на острове Котлин в Финском заливе; лет 20 назад до него можно было добраться только по воде, а сейчас есть дамба и кольцевая дорога, путь по которой займет около 40 минут.

Сам город - совсем небольшой; в центре находится огромный Морской собор, созданный в честь побед русского флота. Среди множества памятников – Петру I, Беллинсгаузену, Капице – есть и памятник блокадной колюшке, мелкой рыбе, которой питались жители окруженного города. Еще одна интересная деталь Кронштадта - чугунная мостовая. Болотистая почва, поглощавшая брусчатку, была замощена чугунными деталями наподобие кольчуги. С началом Великой Отечественной войны большая часть ее была переплавлена в мины; остались только два участка у Петровского адмиралтейства и на Пеньковом мосту.

Памятники архитектурыММДЦ Москва-Сити

Самый нашумевший столичный архитектурный проект называют «Дубаем в центре Москвы» и «космическим городком». И то, и другое отчасти верно – таких небоскребов Москва еще не видывала, хотя их строительство, растянувшееся на годы, все еще продолжается.

На сегодняшний день готовы и сданы в эксплуатацию: Башня Федерация, первый небоскреб комплекса Империя Тауэр, Башня на набережной, Северная башня, Город столиц и Башня 2000.

global.proekt-a.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров