![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
     Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Эпиграфические памятники Арского района. Достопримечательности арскРеферат АрскРеферат на тему: План:
ВведениеАрск (тат. Арча, Arça) — город в России, административный центр Арского района Татарстана. Город расположен на реке Казанка (приток Волги), в 65 км к северо-востоку от Казани. Железнодорожная станция на линии Казань — Агрыз. Маршруты пригородных поездов связывают Арск с городами Казань, Вятские Поляны и Ижевск. 1. НазваниеНазвание Арска (тат. Арча) восходит к общетюркскому апеллятиву арт «зад, тыл; задний, тыльный», поскольку крепость Арска издавна была северным тыловым форпостом Казанского ханства, а сам район, в котором расположен Арск, татары до сих называют Казан арты «Заказанье», букв. «тыл Казани».[2] Вопреки утверждениям некоторых удмуртских учёных, название города не связано напрямую с поволжско-тюркским (татарcким, чувашским и башкирским) названием удмуртов — ар.[2] 2. ИсторияАрск был основан, по преданию, в XIII веке ханом Батыем. В русских летописях крепость Арск впервые упоминается в 1497 году. Вопреки сложившейся в удмуртской историографии точке зрения, Арск никогда не был центром «древнеудмуртского княжества», равно как и арские князья не были удмуртами, и само население города никогда не было удмуртским[3]. В 1552 году был взят русским отрядом, а в 1606 году стал русской крепостью. В 1781 году получил статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года — Казанская губерния), в 1926 году утратил его и стал селом. Местное население занималось земледелием, скотоводством и промыслами. В 1938 году стал посёлком городского типа, в 2008 году снова получил статус города[4]. 3. Общественно-политическая жизньВ 1906 — 1910-х годах в Арске действовал Арский отдел «Союза Русского Народа» под председательством городского старосты купца Николая Прокофьевича Щёлкина.[5] 4. Население
5. ЭкономикаКирпичный, крахмальный, картофелесушильный, асфальтный заводы, комбинат стройматериалов, меховая фабрика. Молочный комбинат. 6. Достопримечательности
Примечания
wreferat.baza-referat.ru Достопримечательности города Арск (Татарстан) - Городские достопримечательностимузей «Казан арты»Арский историко-этнографический музей «Казан арты» был создан и открыт 8 декабря 2009 года при участии первого президента РТ М.Ш.Шаймиева. Его экспозиция представляет историю, культуру, традиции татарского народа на примере признанного центра Заказанья —Арского края. Наш музей можно назвать машиной времени. У нас вы сможете погрузиться в те далекие времена, когда технику заменял тяжелый ручной труд, когда у людей и в мыслях не было, что информационные технологии завоюют весь мир, а машины будут делать всю нашу работу. В экспозициях нашего музея вы сможете вспомнить давно ушедшее детство, узнать и увидеть чем же жили наши предки, дотронуться до предмета прошлого. В структуру музея входят:
Адрес: г.Арск, ул. Сызгановых, д.22. Отдел литературы и искусстваМузей литературы и искусства Арского района был открыт 26 апреля 1995 года. Арский район родина многих выдающихся деятелей татарской литературы и искусства. Экспозиция музея представляет материалы о 40 писателях и 20 деятелях искусства и науки, чьи судьбы связаны с краем. Среди экспонатов XVIII — XIX вв. — документы и личные вещи просветителей Г.Курсави, Ш.Марджани, Ш.Культеси, драматурга Г.Камала и поэта Г.Тукая (трость Ш.Культеси, письменные принадлежности и кораны Ш.Марджани и т.д.). Тема гражданской и Великой Отечественной войн представлена материалами о жизни и творчестве народного писателя Г.Баширова, писателей А.Галиева, Г.Бакирова, М.Галяу и др. В отдельном зале демонстрируются изделия прикладного и изобразительного искусства, портреты и личные вещи актеров. Кроме того, представлена история Арского района с XV века. В первом зале можно познакомиться с фотодокументами, книгами и личными вещами историков-просветителей, мыслителей философов. В двух залах собрана большая выставочная экспозиция народных писателей Татарстана и лауреатов премии Габдуллы Тукая. Из представленных 1700 экспонатов музея только 300 является копиями, а остальные все подлинники. Наш адрес: г.Арск, ул. Первомайская 12 тел/факс:884366 32479 продолжительность экскурсии:30 мин. аудитория: не больше 40 чел. Филиал Музей «Алифба»В Арском педагогическом колледже в 1999 году был создан музей «Алифба». На сегодняшний день он имеет богатый фонд, составляющий 1226 экспонатов, рассказывающих о возникновении и развитии письменности народов мира с древнейших времен до наших дней. В музее представлен богатый материал о различных системах графики и алфавита. Основной базой для создания музея стала педагогическая и творческая деятельность преподавателей Арского педколледжа Вагизова Салея Гататовича и Валитовой Рамзии Гилязовны. Именно они являются авторами учебника «Алифба» для татарских классов с 1965 года. Ими написаны и представлены в музее еще 43 книги, в том числе — учебники, методические пособия и т.п. Музей является частью культурной жизни района и республики. Филиал музей М.МагдееваАдминистрация Арского района совместно с Министерством культуры РТ при непосредственной помощи Арского лесхоза создали в деревне Губурчак музей М.Магдеева. Народный писатель Республики Татарстан, лауреат премии им. Г.Тукая Мухаммет Сунгатович Магдеев является одним из знаменитых писателей Татарстана последней четверти ХХ века, который в своих произведениях, показав богатство, многообразие жизни татарской деревни, создал неповторимые образы, написал многочисленные очерки, критические материалы о творчестве известных писателей. Музей был открыт 13 июля 2000 года. Его построили по наставлению самого М.Магдеева, в саду родного дома писателя. Красивое, добротное, деревянное здание теперь украшает деревню, там же находится и сельская библиотека. Экспонаты музея рассказывают о детских, юношеских годах будущего писателя. Среди коллекций музея особый интерес представляет уголок родного дома, материалы, связанные с судьбой отца и матери, и, конечно же рабочая комната писателя на Казанской квартире, где он творил свои произведения. М.Магдеев — певец родной деревни, внезапно ушел из жизни, но остались его прекрасные книги. Также остались его студенты, теперь сами знаменитые писатели и поэты, педагоги. Надеемся, они будут изучать жизнь и творчество писателя, тем самым обогатят фонды нашего музея. Окажетесь в этом городе, знайте: вы в «тылу Казани». Крепость Арска издавна была северным тыловым форпостом Казанского ханства. Основан город был еще в 13 веке небезызвестным ханом Батыем. В русских летописях впервые упоминается в 1497 году. В 17 веке Арск становился русской крепостью, в конце 18 века его назвали уездным городом Казанского наместничества, 20 век провел в статусе села и поселка городского типа. И только в 2008 году вновь стал городом. Сегодня Арск — небольшой, но вполне современный город на северо-востоке Татарстана, в 65 км от столицы республики. О том, что он был крепостью, напоминает герб города. Как позвонить+7 84366 — номер телефона |
||||||
| Город |
Арск (тат. Арча, Arça) — город в России, административный центр Арского района Татарстана.
Город расположен на реке Казанка (приток Волги), в 65 км к северо-востоку от Казани.
Железнодорожная станция на линии Казань — Агрыз. Маршруты пригородных поездов связывают Арск с городами Казань, Вятские Поляны и Ижевск.Название Арска (тат. Арча) восходит к общетюркскому апеллятиву арт «зад, тыл; задний, тыльный», поскольку крепость Арска издавна была северным тыловым форпостом Казанского ханства, а сам район, в котором расположен Арск, татары до сих называют Казан арты «Заказанье», букв. «тыл Казани».[2]
Вопреки утверждениям некоторых удмуртских учёных, название города не связано напрямую с поволжско-тюркским (татарcким, чувашским и башкирским) названием удмуртов — ар.[2]
Арск был основан, по преданию, в XIII веке ханом Батыем. В русских летописях крепость Арск впервые упоминается в 1497 году.
По данным Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона[3]:
Арск — заштатный город Казанской губернии и уездный центр, 1100 жителей. Получил название от финского племени ара. Арская страна покорена впервые в 1489 году Иоанном III, но была в зависимости и от Казанского ханства до 1552, когда Иоанн Грозный окончательно покорил ее. Сохранилась древняя деревянная башня, прежде их было много.
Вопреки сложившейся в удмуртской историографии точке зрения, Арск никогда не был центром «древнеудмуртского княжества», равно как и арские князья не были удмуртами, и само население города никогда не было удмуртским[4].
В 1552 году был взят русским отрядом, а в 1606 году стал русской крепостью. В 1781 году получил статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 года — Казанская губерния), в 1926 году утратил его и стал селом. Местное население занималось земледелием, скотоводством и промыслами.
В 1938 году стал посёлком городского типа, в 2008 году снова получил статус города[5].
В 1906 — 1910-х годах в Арске действовал Арский отдел «Союза Русского Народа» под председательством городского старосты купца Николая Прокофьевича Щёлкина.[6]
Кирпичный, крахмальный, картофелесушильный, асфальтный заводы, комбинат стройматериалов, меховая фабрика. Молочный комбинат.
| Мегафон | ОАО «Мегафон» | GSM, UMTS |
| МТС | ОАО «Мобильные ТелеСистемы» | GSM |
| Билайн | ОАО «Вымпел-Коммуникации» | GSM |
| НСС | ЗАО «НСС» | GSM |
| СМАРТС | ОАО «СМАРТС» | GSM |
| Городские поселения: Арск Сельские поселения: Апазовское сельское поселение | Венетинское сельское поселение | Казанбашское сельское поселение | Качелинское сельское поселение | Кошлаучское сельское поселение | Купербашское сельское поселение | Наласинское сельское поселение | Новокинерское сельское поселение | Новокишитское сельское поселение | Новокырлайское сельское поселение | Нусинское сельское поселение | Сизинское сельское поселение | Сикертанское сельское поселение | Смак-Корсинское сельское поселение | Среднеатынское сельское поселение | Среднекорсинское сельское поселение | Среднепшалымское сельское поселение | Староашитское сельское поселение | Старокырлайское сельское поселение | Старочурилинское сельское поселение | Сюрдинское сельское поселение | Ташкичинское сельское поселение | Урнякское сельское поселение | Утар-Атынское сельское поселение | Училинское сельское поселение | Шурабашское сельское поселение | Шушмабашское сельское поселение | Янга-Салское сельское поселение | ||
| | Азяк | Акчишма | Алан | Апазово | Апайкина Гарь | Арск | Ашабаш | Ашитбаш | Байкал | Большие Верези | Бужа | Венета | Верхние Аты | Верхние Верези | Верхние Метески | Верхний Пшалым | Верхняя Корса | Верхняя Масра | Верхняя Ура | Губурчак | Ильдус | Иске-Юрт | Ишнарат | Каенсар | Казанбаш | Казылино | Качелино | Кер-Хайван | Кзыл-Игенче | Кзыл-Яр | Клачи | Кушлауч | Кукче-Верези | Культес | Купербаш | Кутук | Кшкар | Кысна | Малые Турнали | Мамся | Мендюш | Мурали | Наласа | Наратлык | Нижние Аты | Нижние Метески | Нижний Пшалым | Нижняя Ура | Новая Серда | Новое Чурилино | Новый Ашит | Новый Кинерь | Новый Кишит | Новый Кырлай | Новый Яваш | Нуса | Пичментау | Починок-Поник | Пшенгер | Разъезд Корса | Сарай-Чекурча | Сердебаш | Сиза | Сикертань | Симетбаш | Смак-Корса | Средний Пшалым | Средняя Корса | Средние Верези | Средняя Серда | Старая Масра | Старое Чурилино | Старый Айван | Старый Ашит | Старый Кинерь | Старый Кишит | Старый Кырлай | Старый Муй | Старый Турнали | Старый Яваш | Субаш-Аты | Сюрда | Ташкич | Ташкичу | Угез-Елга | Урнашбаш | Урняк | Утар-Аты | Утня | Учили | Хасаншаих | Чиканас | Чулпан | Чума-Елга | Шека | Штырь | Шура | Шурабаш | Шушмабаш | Якты-Кень | Янга-Сала | |||
dikc.academic.ru
| Город | |||
| Арск | |||
| тат. Арча | |||
| |||
| 56°05′26″ с. ш. 49°52′35″ в. д.HGЯO | |||
| РоссияРоссия | |||
| Татарстан | |||
| Арский | |||
| город Арск | |||
| Нуриев Ильшат Габдельфартович | |||
| XIII век | |||
| 2008 года | |||
| 97 м | |||
| ↗20 419[1] человек (2017) | |||
| татары - 89,4%, русские - 9,6% | |||
| арчане, арчанин, арчанка | |||
| UTC+3 | |||
| +7 84366 | |||
| 422000, 422002 | |||
| 92 212 551 000 | |||
| 92 612 151 001 | |||
Арск Москва Казань Арск | |||
| Аудио, фото и видео на Викискладе | |||
ru-wiki.ru
Точная дата, с которой Арск ведет свое начало, неизвестна. Большинство источников сообщают, что Арск был основан в XIII веке ханом Батыем. В русских летописях крепость Арск впервые упоминается в 1497 году. Однако ученые полагают, что существовала она гораздо раньше – начиная с X века, и сыграла значительную роль в формировании государственности у татар.
Поселок городского типа Арск, административный центр Арского муниципального района Татарстана, расположен на берегу реки Казанка, в 60 км от столицы республики.
Арские земли – древнейшие в Казанском ханстве. Когда-то именно здесь, на живописном берегу реки Казанка, размещались личные владения казанских правителей и знати. А пограничная крепость Арск, выстроенная на высоком берегу и укрепленная земляной насыпью, долгое время оставалась их верной опорой. Не устоял Арск только перед войсками Ивана Грозного, пожелавшего завоевать Казань. В 1552 году посланные царем стрельцы сожгли форпост, освобождая подъездные пути к Казани, а позже, с 1606 года, Арск стал русской крепостью.
Говорят, что самые красивые женщины Татарстана и самые настоящие батыры рождаются в Арске. Здесь делают невероятно красивую обувь – татарские сапожки из мягкой кожи ягненка, гостеприимные арчане угостят вас национальным блюдом «Белеш», рецепт которого бережно передается из поколения в поколение, дадут в дорогу чак-чак, самый вкусный в Татарии.
Арский район – край великолепной природы. Небольшие деревеньки, утопающие в зелени, ивы и березы, приветствующие путников ласковым шелестом листвы, журчание Казанки… В Арске ее исток, она здесь только набирает силу, ведь ее цель – столица Татарстана. Маленький ручеек, постепенно разрастаясь, петляет среди холмов – Казанка добежит до Казани, через Высокогорный район, превращаясь в шумную, стремительную, настоящую горную реку. Среди тишины, нарушаемой лишь песней ветра, играющего листьями деревьев, кажется, будто время остановилось, ушли прочь суета и проблемы, а в голове сами собой начинают складываться стихи… Неудивительно, что именно эта земля является родиной великого татарского поэта, создателя татарского литературного языка. Габдулла Тукай, «татарский Пушкин», родился в семье приходского муллы в небольшом селении Кушлауч, что располагается совсем недалеко от Арска. Сегодня в этом доме действует музей-усадьба семьи Тукая, Здесь можно пройтись по музею и узнать биографию Тукая, прочесть стихи Габдуллы Тукая, истории из жизни Татарского поэта.Арчане любят и чтят своего великого земляка, в память о нем создан и мемориальный комплекс в деревне Кырлай, где Тукай провел свое детство.
Именно здесь у Габдуллы Тукая пришла в голову и родилась сказка о Шурале. По этой поэме Тукая был поставлен балет Шурале, в Казани сушестовал парк Шурале сейчас переименованый в родину поэта Кырлай, и в 2008 году появился первый татарский трехмерный мультфильм "Шурале".
Приезжайте сюда в конце апреля, когда земля преображается после зимней спячки, и природа, у которой учился Тукай и которую воспел в своем творчестве, поманит вас за собой в сказочный мир, где живут герои этого великого татарского поэта… Апрель – особое время для арчан: 26 апреля родился Габдулла Тукай, в его честь здесь проводят традиционный праздник поэзии, на который в Арский район приезжают знаменитые деятели культуры со всей России. Приезжают Тукай оныклары. Проходит конкурс Тукая Кстати, Габдулла Тукай – не единственный арчанин, сыгравший большую роль в развитии духовной жизни татарского народа. Здесь родились и татарские просветители – Габделнасыр Курсави, Шамсетдин Култаси, Шигабетдин Марджани. В Музее литературы и искусства п.г.т. Арск перед вами откроются страницы их жизни и деятельности.
В самом Арске находится уникальный музей – совсем маленький, разместившийся в нескольких комнатах, зато единственный в своем роде, такого больше нет нигде в мире! Это музей «Алифбы», что в переводе с татарского значит «Музей букваря». И, действительно, среди экспонатов музея представлены 300 азбук на 54 языках мира.Кроме этого, в Арском районе действует еще ряд музеев: музей народного писателя Мухаммета Магдиева в деревне Губурчак; музей народного писателя Баширова в деревне Янасала, музей народного писателя Гарифа Ахунова в деревне Казанбаш.Богатый на музеи край! Но главное арская земля, родина великого Тукая, дорога татарам как источник одухотворенности. Ведь здесь действительно все дышит поэзией, добром, красотой… Возможно и вы, вдохнув в себя воздух Арской земли, услышите в себе голос поэта…
Недалеко от Арска, в селе Камаево, располагается Иске-Казанский государственный историко-культурный природный музей-заповедник, представляющий собой комплекс уникальных объектов, своеобразное связующее звено между булгарской и казанско-татарской культурами.
От него в настоящее время сохранилось Иске-Казанское (Камаевское) городище (XIII-XV вв.), с руинами Кремля и жилых и хозяйственных построек. Ярким археологическим памятником является расположенное рядом Русско-Урматское селище XIII-XV вв. – торговое поселение, на раскопках которого найдено множество орудий труда, изделия ремесленного мастерства, монеты, элементы быта. Все археологические находки хранятся в историко-этнографическом музее в с. Камаево.
К находящимся на территории заповедника источнику «Святого Муллы-Хаджи» и «Ханскому роднику» съезжаются паломники-мусульмане. Святым местом является и могила Гейши-бике, «несгораемой царевны». Дочь хана Абдуллаха оказалась неуязвимой для огня, в котором ее вместе с семьей пытались сжечь воины Булак-Тимура, захватившего Великие Булгары. С царевной Гейши-бике народные сказания связывают и перенос Иске Казан (Старой Казани) с Зилантовой горы на новое место.
Но мифы мифами, а вот то, что самые красивые женщины Татарстана и самые настоящие батыры рождаются в Арске, это правда. Так же, как и то, что здесь делают невероятно красивую обувь – татарские сапожки из мягкой кожи ягненка. А еще арчане очень гостеприимны: всегда угостят вас национальным блюдом «Белеш», рецепт которого бережно передается из поколения в поколение, и дадут в дорогу чак-чак, кстати, самый вкусный в Татарии.
www.tattravel.ru
![]()
Арский район, по сравнению с большинством районов Республики Татарстан, маленький. Его территория — немногим более 18 тысяч квадратных километров. Практически 12% территории района занимают леса. Почвы представлены в основном светло-серыми лесными и дерново-подзолистыми типами. Население Арского района немногим более 52 тысяч жителей. Районным центром является город Арск, его население превышает 19 тысяч человек.
Арский район Республики Татарстан в основном занимается развитием сельского хозяйства. Первоочередное значение отдаётся зерноводческому направлению сельскохозяйственной отрасли. В основном арские сельхозпроизводители уделяют внимание выращиванию ржи и ячменя. Имеются фермерские хозяйства, культивирующие бобовые сорта растений и картофель. Кроме того, в районе активно работает и крупное рыбоводческое хозяйство. Рыба, выращенная в прудах фермеров, поставляется, в том числе, и на столичные прилавки.
Арский район — один из старейших районов Республики Татарстан. Он был основан ещё в дореволюционные времена. Предполагается, что Арскую крепость основал еще хан Батый, позднее она превратилась в северный форпост Казанского ханства. С 1606 года город стал русской крепостью, позднее она превратилась в уездный город. Местные жители в основном занимались земледелием, также развивалось скотоводство и различные промыслы. Арск первоначально получил статус поселка городского типа, городом он был признан только в 2008 году.
В 1920 году он был выделен из Казанского уезда Казанской губернии и преобразован в Арский кантон, но спустя 10 лет получил статус района. В 30-х годах площадь района была разделена и образован новый Атнинский район.
Одной из главных достопримечательностей района для любителя рыбалки станет обилие рек. По холмистой равнине, в которой расположен Аркский район, протекает сразу три реки. Все реки полноводны и заинтересуют любого рыболова многообразием обитающих там рыб.
Любителям седой старины будут интересны Аркское городище и Аркский могильник. До сих пор у учёных мужей нет единодушного согласия относительно происхождения этих археологических памятников. По большинству версий их относят к периоду существования Булгарского государства, хотя находятся и противники данной теории. Кроме того, на территории района имеется немало памятников Золотоордынской эпохи. В общем, как для заядлого археолога, так и для простых почитателей древности найдётся огромное количество мест, которые обязательно стоит посетить.
Климатическая картина мало чем отличается от общей картины климата в целом по Республике Татарстан. Умеренно-континентальный, с мягкими зимами и нежарким летом, погода в Арском районе благоприятна для земледелия. Зимой температура держится в районе 14 градусов ниже нуля, летом не поднимается выше 19. Минимальное среднегодовое количество осадков составляет 430 миллиметров, максимальное количество выпадающей влаги 500 миллиметров, что позволяет растениеводству района активно развиваться.
На официальном сайте Арского района представлена более подробная информация как о населении района, так и о туристических достопримечательностях.
cod16.ru
М.И. Ахметзянов
Арский район также знаменит обилием эпиграфических памятников. Последние являются важнейшим источником для изучения истории, культуры (языка, религии) и экономики данного региона.
Исходя из результатов археографических экспедиций 1970-1994 гг. мы предлагаем следующую классификацию: 1. Булгаро-татарские эпиграфические памятники золотоордынского периода (XIV в.). 2. Татарские эпиграфические памятники эпохи Казанского ханства (XV-XVI вв.) 3. Татарские эпиграфические памятники XVII в. 4. Татарские эпиграфические памятники XVIII-начала XX вв.
Поскольку надписи на эпитафиях отражают историю и культуру народа, считаем уместным дать краткую характеристику отдельно взятым периодам. Прежде всего отметим, что половина текста каждой эпитафии представляет собой изречения из Корана, поэтому, в целях избежания повторов, ограничимся изложением содержания эпиграфических текстов общеисторического характера.
После монгольского завоевания в 1236 г. Булгарское царство, утратив свою независимость, было включено в состав Золотой Орды и стало именоваться как "Булгарский улус". Властвовали в нем как представители местной знати, так и родственники татарских ханов-беки, эмиры и султаны. По сведениям исторических источников установлены имена некоторых правителей (Бураш бек-XIII в., Булат Тимур, Хасан султан, Мухаммет султан, Габулла хан - XIV в.).
Несмотря на трагические события 1236 г., экономика Волжско-Камской Булгарии была восстановлена уже к 70- 80-годам XIII в. В Среднем Поволжье строились города, накапливались клады монет и ювелирных изделий, ставились эпитафии - образцы искусства.
Хотя и было завоевано Булгарское царство войсками Бату хана, булгары стремились сохранить свою культуру, а монголы продолжали кочевать в степях. Эпитафии, сохранившиеся на территории Волжско-Камской Булгарии, примерно до 60-х годов XIV в. писались на древнебулгарском языке. Они встречаются на огромной территории от реки Свияги до Уфы и от города Вятки до Самарской Луки. Процесс постепенной утраты лингвистической и иных особенностей булгарского языка связан с тем, что государственным языком Золотой Орды был татарский язык.
С этого периода около села Старый Ашит сохранилось два булгарских надгробия. Они были прочтены Гаруном Юсуповым (тексты приводятся в переводе на русский язык).
Старый Ашит
1 эпитафия
Текст: "... скончалась(ся) в семьсот пятьдесят восьмом году, был восемнадцатый день месяца зульнагды..."
Данное надгробие установлено на могиле булгарина (булгарского человека), умершего 3 ноября 1357 г. (по хиджре-757 г).
2 эпитафия
Текст: "... Могила булгара Салиха, сына Тутая. Да будет милость Аллаха, С этого мира в мир вечности переселился (умер) в семьсот... третьем году... был пятый день..."
Надгробие установлено в 13...3 г. (по хиджре-7..3 г.)
1. Старый Ашит
Кладбища этого типа известны в окрестностях многих селений Арского района. В частности, около села Старый Ашит на кладбище периода Казанского ханства сохранилось три надгробия, списки текстов которых были сделаны известным татарским ученым Али Рахимом. Степень сохранности надписи очень плохая. Удалось установить дату лишь одной эпитафии-1533 г. по милади.
2. Нижняя Ура
Эпитафия обнаружена Али Рахимом. Текст сохранился частично.
Текст: "... эта светлая могила великого султана. Девятьсот... Камень установлен... женой..."
Надгробие установлено между 1530 и 1550 гг. (по милади).
3. Станция Арск
Кладбище, датируемое периодом Казанского ханства, находилось на южной стороне Арской железнодорожной станции. По словам старожилов, надгробия, хранившиеся на кладбище (их было 6- 7 единиц), были завалены мусором. Одно из них было перетранспортировано на татарское кладбище станции. Судя по плохо сохранившемуся тексту, оно (первоначально) было установлено между 1542- 1550 гг. В тот период Арск являлся центром Арской дороги (даруги-области).
4. Старый Яваш
Около лесной полосы (в окрестностях селения) расположено старое кладбище, датируемое периодом Казанского ханства. На кладбище обнаружены обломки пяти надгробий, на одном из которых читается дата-935 г. по хиджре (1528 г. по миляди). Судя по историческим преданиям и легендам, во времена Казанского ханства где-то на той местности находилась большая деревня с пятью мечетями.
5. Старая Масра
Судя по текстам обломков надгробий, старое кладбище возникло где-то в первой половине XVI в. Сохранившаяся полностью эпитафия датируется 1539/1540 гг.
6. Наласа
Судя по орнаментации (текст не читается), надгробие датируется первой половиной XVI в.
7. Старый Кишит
На сельском лугу разбросаны надгробия, извлеченные из старого кладбища. Тексты не сохранились. По орнаментам ориентировочно датируются временем Казанского ханства.
8. Нижние Метески
1 эпитафия
Текст: "...в девятьсот сорок восьмом году Джиян Ходжасын Кунака Ходжабая в пути... погиб от руки неверного..."
Датируется 1541-1542 г.г. по милади.
2 эпитафия
Текст: "...в девятьсот сорок восьмом году Аман Ходжа сын Кунака Ходжабая в пути.. погиб от руки неверного..."
Эти надгробия свидетельствуют о походе русских против казанского хана Сафы Гирея в 1541 г.
В научной литературе, кроме этого, имеются сведения о наличии древних надгробий и могильников (периода Казанского ханства) в окрестностях селений Кадряково, Казылино, Кишметьево, Верхние Аты, Средние Аты, Верхняя Корса.
1. Нижние Метески
Текст: "... в тысяча двадцать восьмом году, в месяц разяб. Да будет милость Аллаха Камашу сыну Мамая..."
Эпитафия датируется 1619 г. по милади (июнь-июль).
2. Качелино
Текст: "... в тысяча девяносто шестом году, могила милостивого владыки Сарбая сына Курбана..."
Надгробие датируется 1685 г. по милади.
Надгробия XVIII в. на территории Арского района не сохранились. Несомненно, они были. Известна эпитафия, установленная в XVIII в. на могиле переписчика старинных книг Габдразака сына Алмы абыз. Рядом с обломками этого надгробия установлена новая эпитафия.
Текст: "Здесь могила великого ученого, источника мудрости Габдразака сына Алмы абыза. В жизни прославился как переписчик 90 Коранов".
Габдразак сын Алмы абыза жил в первой половине XVIII в. Он прославился как известный переписчик старинных рукописных книг.
1. Байкал
На сельском кладбище сохранились обломки большого кирпичного мавзолея.
1 эпитафия
Текст: "... в тысяча двести сорок втором году арабского летоисчисления, в месяц джумади-ал-аувалъ ученый шариата мелла сын Мусы перевелся в мир вечности. В году 1826 румийе".
2 эпитафия
Текст: "В 1837 году по румийе, в первый день рамазана Мухаммедша ибн Габденасыр умер в 18 лет..."
3 эпитафия
Текст: "... могила Габрахмана ибн Файзрахман ибн Габдельгаффар аль-Тунтери казый..."
4 эпитафия
Текст: "...в тысяча двести пятьдесят пятом году, в 22-й день рамазана Габденасыр сын Гумера в 55 лет перешел в вечность..."
По милади надгробие датируется 1838-1839 гг.
5 эпитафия
Текст: "... в тысяча двести пятьдесят пятом году... в месяц рабигулъ-ауваль... жена Габденасыра Махубджамал дочь Габдрашита в 28 лет..."
Дата-1838 год (милади).
2. Новый Кинер
1 эпитафия
Текст: "На суд Аллаха, покойный Мухамедзян сын Габдрахима Исхаков, умер по румийе в 1822 году 1 июня, в 82 года..."
2 эпитафия
Текст: "Могила Сайфуллы ибн Файзулла алъ-Булгари, из деревни Новый Кинер, скончался в 53 года, в мае 1822 года".
3 эпитафия
Текст: "... по румийе в 1856 году в 19-й день октября, по хиджре в 1272 году скончался ишан мелла Габдрашит ибн Сагит ибн Йармак из Нового Кинера, в 63 года".
4 эпитафия
Текст: "... покойная Мархаба дочь Габденасыра, жена Абульхаира по румийе 1 июля 1855 года скончалась в 60 лет"
5 эпитафия
Текст: "По румийе в 1861 году, по хиджре в 1284 году Шамседжигана меллы Исхак ибн мелла Габдрахима Исхакова сына..."
6 эпитафия
Текст: "По хиджре в 1300 году в 4-й день рабигуль-ауваля Мухаммедкамал ибн Исмагиль ибн Исхак... по румийе в 1883..."
3. Кшкар (Наянгуш)
1 эпитафия
Текст: "Покойная-известная Сайда, дочь Исмаги-ла, жена Габделфаиза Кшкари (скончалась) в новом 1818 году..."
2 эпитафия (Кшкар)
Текст: "По румийе в 1857 году, во второй день рамазана скончался Габделгаффар ибн Габделвагап в возрасте 70 лет".
4. Нижняя Ура
1 эпитафия
Текст: "Могила Ибрагима ибн Даут. Скончался в возрасте 72 года. По румийе в 1832 году, в 21-й день июня..."
2 эпитафия
Текст: "Покойный Габделгафур сын Габделхалика умер в деревне Ор в возрасте 75 лет, в январе 1851 года..."
3 эпитафия
Текст (отрывок): "... могила Хабибзямала дочери Мусы, жены Мусы, в возрасте пятьдесят три года 1858 год".
4 эпитафия
Текст: "В 1864 году по румийе 12-го мая. В 1287 году по арабскому леточислению в 17-й день зульхиджы жена Махмуда сына Габдрахмана Бибизабида дочь Хамида (умерла) в возрасте 68 лет, похоронена в субботу. Да будет ей милость Аллаха".
5 эпитафия
Текст (отрывок): "... По румийе в 1898 году в 25-й день февраля из Верхних Шашов Биби-Зухра дочь Сафиуллы, жена Нигметзяна сына Курбангали в возрасте 60 лет, похоронена в субботу".
6 эпитафия
Текст: "...могила покойного Сулеймана сына Ибрагима. По хиджре в 1274 году, в 15-й день зульхиджы... По румийе в 1858 году 15 июля...".
5. Наласа
1 эпитафия
Текст: "На суд Всевышнего. В деревне Наласа ученый, имам и слуга мелла Салих ибн Абульхайр в 1885 году 5 июля, в первую пятницу рамазана в 58 лет..."
6. Качелино
1 эпитафия
Текст (отрывок): "На суд Аллаха. Бибигайша дочь Махмута, жена Гиззатуллы умерла в 1898 году, в ноябре, в возрасте 55 лет..."
7. Культесь
Текст: "Мухаммед-посланец Аллаха. Нурмухам-мед ибн Тагир в течение долгих лет был имамом в деревне Культесь, умер в возрасте 63 года по милади в 1884 году 1 мая, по хиджре в 1301 году, 16-й день разяба".
Примечание: Могила отца татарского ученого Шамсутдина Культеси.
8. Новый Ашит 1
1В Татарском варианте текста идет под № 9, после Мамсинского надгробия.
1 эпитафия
Текст: "... Габдулла сын Сагита по милади в 1896 году 5 декабря в возрасте 44 года перешел в мир вечности".
9. Новый Кырлай
1 эпитафия
Текст: "... в 1895 году 3 апреля Гайша дочь Фатхуллы, жена Ибрагима из деревни Новый Яваш скончалась в возрасте 70 лет. Да будет ей милость Аллаха Всевышнего".
10. Корса
Текст (отрывок): "... по хиджре в 1305 году в 29-й день рамазана Нигматулла ибн Габдулла из Ядыгеря умер в возрасте 70 лет, в субботу, во время остановки в Корсе. Похоронен в 30-й день рамазана. По румийе похоронен в 1888 году, 29 мая..."
1. Ташкичу
1 эпитафия
Текст: "Во имя Аллаха. Ученый, человеколюбивый мелла Багаутдин аль-Марджани перешел в мир вечности по румийе в 1908 году 17 апреля, в возрасте 68 лет".
Примечание: Эпитафия установлена на могиле отца татарского писателя Махмута Галяу, младшего брата Шигабутдина Марджани.
2 эпитафия
Текст: "... в 1902 году, 14 апреля Ахметзян сын Халита из деревни Ташкичу Казанского уезда, прожил на свете 75 лет..."
3 эпитафия
Текст (отрывок): "...могила Шагиахмета сына Шагимардана".
Примечание: Фрагмент надгробия 1921 г.
2. Нижняя Ура
1 эпитафия
Текст: "Могила Казанского мещанина Ахметзяна сына Махмута Рафикова. Похоронен 23 декабря 1909 года, в возрасте 77 лет".
3. Симетбаш
1 эпитафия
Текст: "На суд Аллаха. По румийе в 1913 году 17 февраля, по хиджре в 1332 году, в 23-й день рабигульауваля Мухаррям сын Музаффара из Симетбаша, в возрасте 67 лет..."
Конечно, комплекс надгробий Арского района не ограничивается вышеуказанными эпитафиями. Данная статья является лишь частью материалов и сведений, собранных автором в течение двадцати с лишним лет. Она представляет собой этап в изучении духовно-культурного и материального наследия татарского народа.
Статья М.И. Ахметзянова из книги "Арча төбәге тарихы - История Арского края", 1996
tashlar.narod.ru
|  © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |