Достопримечательности щигров фото. Панорама Щигры. Виртуальный тур Щигры. Достопримечательности, карта, фото, видео.
     Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Достопримечательности Щигров. Достопримечательности щигров фото


Немного о Щиграх

  В 1779 год году из земель бывших Курского, Ливенского и Старооскольского уездов был образован Щигровский уезд. Село Троицкое при крепости на реке Щигор получило статус уездного города Щигры. Число жителей в только что образованных Щиграх составляло 807 человек.

 В 1780 году учрежден герб города с символикой, отражавшей его исторические заслуги — ружье и серп, означавшие, что «жители — суть старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, и поэтому в гербе сем военное орудие с орудиями тщательного хлебопашца соединено».

 В 1785 году утвержден план будущего города. По этому плану новый город разбит на 21 квартал 8 улицами, было предусмотрено строительство трёх храмов на трёх площадях. На плане пунктиром обозначена крепость на левом берегу Щигра, к тому моменту уже срытая.

К 1785 году число жителей достигло 1412 человек. Домов — 233. Строения все деревянные. В городе была одна Церковь Живоначальной Троицы. Фабрик и заводов в городе не было. Площадь города составляла около 150 десятин (примерно 1,64 км²).

В конце XIX в. имелись 2 церкви, 3 училища, земская больница. Основными занятиями населения были земледелие и свиноводство. Действовали 4 небольших завода, 2 ярмарки (торговали главным образом скотом).

К 1914 году Щигры обрели черты типичного уездного городка, с телефоном, телеграфом, аптекой, пожарной частью, ипподромом и городским садом. Через город проходила железная дорога, имелся небольшой механический завод. Тем не менее, промышленное значение города было весьма мало.

Близ города находилось сельцо Семеновка, бывшее имение Н.С. Тургенева – брата писателя И.С. Тургенева. В Щиграх на постоялом дворе (по дороге к брату) И.С. Тургенев встретил человека, который послужил прототипом героя рассказа «Гамлет Щигровского уезда».

 О гербе города: "В верхней части щита герб Курский, в нижней, разделенной надвое, в первой части в красном поле ружье, а во второй в зеленом поле золотой серп."

 

Несколько видов города на старых открытках

 

По материалам книги "Курская губерния на старой открытке" (Ю.В. Донченко; Курск, 2004)

 

gorenka.org

Главные достопримечательности Щигров

Каждый человек, собираясь в поездку, создает для себя список достопримечательностей Щигров, которые непременно нужно посмотреть. Одни разрабатывают независимые способы ознакомления с городом, другие заказывают различные обзорные экскурсионные туры. Как правило, они позволяют посетить основные достопримечательности Щигров и помогают лучше понять исторические события и культурные традиции города.

Ценители искусства первым делом стремятся найти скульптурные достопримечательности на карте Щигров. На главных площадях города обычно можно посетить знаковые памятники, с которыми фотографируются все туристы. А вот в любимых среди местного населения садовых ансамблях можно увидеть выставки ультрасовременных изваяний и инсталляций. Они могут быть сделаны из самых непредсказуемых материалов и имеют невообразимые формы, над которыми вам придется призадуматься.

Среди главных достопримечательностей Щигров важное место занимают религиозные объекты. Они являются неотъемлемой частью облика русского города, некоторые из них пережили знаковые религиозные и исторические события. В Щиграх и за пределами можно зайти в известные на всю страну монастырские обители, восхититься великолепием крупных православных церквей или же заглянуть в скромные и небольшие часовни, столь популярные у местных.

Путешествуя по окрестностям, можно еще посмотреть нетрадиционные религиозные достопримечательности. Это могут быть национальные религиозные объекты, старинные культовые постройки или вообще загадочные ритуальные места.

Особую романтику имеют пешеходные променады по Щиграм. У вас есть выбор: заранее приобрести карту Щигров с достопримечательностями и маршрутами или просто-напросто идти, куда захочется. Тогда это даже интереснее. Позвольте себе затеряться на колоритных улочках либо погулять в скверах. А если устанете, можно перекусить либо попить кофе в каком-либо симпатичном кафетерии. К слову, в Щиграх есть несколько культовых местечек, о которых мечтает всякий турист.

Если желаете досконально изучить историческое прошлое и современную жизнь города, отправляйтесь в музеи Щигров. Они хранят богатые экспозиции по народоведению, искусству, предметам народного творчества и быта, из археологических экспедиций. Традиционно подобные достопримечательности располагаются в центре.

Однако открытые тематические музеи часто можно встретить в загородной части. Они представляют занимательные шоу-румы, посвященные национальному быту и народным ремеслам. Более того, это может быть формат реалистического воссоздания исторических поселений или защитных фортов. Эти достопримечательности Щигров будут интересны для детей.

Для семейных туристов постоянно возникает вопрос: куда сходить с детьми. Наиболее популярный ответ – отправиться в один из центров водных развлечений Щигров. Нередко при приобретении дневного билета на всю семью действуют бонусы.

Если вы едете отдыхать в зимний или весенний сезон, рекомендуем рассмотреть для активного досуга горнолыжные курорты Щигров. Тут очень много активностей для посетителей всех возрастов: различные трассы для катания на горных лыжах, сноуборде, катание на сноутюбах, захватывающие фанпарки для экспертов. Часто подобные курорты располагаются в нескольких десятках километров от города. В связи с этим удобнее прибыть на место на личном транспортном средстве или забронировать у прокатных контор авто.

Отличная перспектива для семейного уикенда – путешествие на природу. Такие достопримечательности обычно бывают рядом с Щиграми. Это могут быть водоемы, ущелья, знаменитые заповедники. Выбор места всегда остается за вами. До этих природных достопримечательностей есть возможность доехать как своим ходом, так и на городском транспорте. Узнайте заранее маршруты движения рейсовых автобусов, курсирующих с пригородных автобусных вокзалов в необходимую вам сторону. В таком приключении вы получите множество приятных впечатлений от общения с природой, пополните запасы здоровья и бодрости духа.

Если же вы приехали в город с деловой целью, то на полноценные экскурсионные походы у вас времени мало. В таких обстоятельствах рекомендуем приобрести краткий путеводитель по достопримечательностям Щиграм с фото и описанием.

Подобный справочник непременно можно присмотреть после приезда в город в сувенирных киосках на железнодорожных станциях либо на аэровокзале. В этом справочнике представлен указатель лучших мест, куда сходить в Щиграх, с названиями и фото достопримечательностей. Согласитесь, это значительно облегчает задачу, что посмотреть в Щиграх, особенно, если у вас мало времени.

При этом, если справочник описывает самые популярные места Щигров, то в поисковой сети можно посмотреть топ «нераскрученных», но не менее интересных достопримечательностей с отзывами бывалых путешественников. Заброшенные каменоломни, необыкновенные карьеры, уникальные ЖД пути, путепроводы – подобные достопримечательности притягивают ценителей приключений.

Намечая поездку в Щигры, стоит изучить информацию не только о достопримечательностях, но и об остальных важных городских объектах. Для удобства перемещений по городу хорошо представлять себе маршруты следования общественного транспорта, местонахождение ЖД и автовокзалов или портов, станций метрополитена. В то же время подобные большие транспортные узлы Щигров могут стать объектами туристического интереса. Зачастую именно они вызывают у туриста первые ассоциации и эмоции, связанные с городом.

Показать больше

akuaku.ru

фото и цены пляжей в Щиграх

Пляжи Щигров — это внушительный список территорий для купания и прибрежных зон отдыха. Стоит посетить пляжи для того, чтобы подарить себе чистейшую воду, воздушные ванны и ласковое солнце, найдите укромное местечко на живописном месте, чтобы настроиться на релакс. Вам нужно только выбрать, где это сделать. В Щиграх можно плавать и отдыхать на отлично обустроенных пляжах либо рассмотреть дикие пляжи рядом с Щиграми. Очень много фото и видео пляжей Щигров размещено в поисковой сети. Там же можно отыскать карты с улицами и пляжами, отзывы о том, как доехать до прибрежной зоны отдыха.

Зачастую центральные пляжи Щигров — это городские бесплатные места для купания. В летнее время там очень много народу, поскольку как раз на них останавливают свой выбор туристы, которые любят «дикий отдых». Находящиеся в самом центре Щигров они как будто специально существуют для людей, не ищущих одиночества. На территории пляжа есть отделенные сектора отдельно оплачиваемых шезлонгов и даже закрытые будуары, кафе, где готовят «по-домашнему». Прекрасно продумана территория развлечений — посетителям предлагается много приспособлений для энергичного времяпрепровождения. Кроме того, пляж в центре Щигров — это гарант существования поблизости медпункта и службы спасения.

Отдых на пляжах Щигров может быть платным. Комфортные условия и сравнимый с европейским уровень обслуживания обеспечивают платные пляжи Щигров. Помимо этого, доступ к бассейнам гостиничных комплексов также обойдется в определенную сумму. Но лишь в той ситуации, если вы не являетесь постояльцем в этом отеле. Собственные пляжи бывают у гостиницы категории 4-5*. Это уже отдых премиум-класса. Эти отели с собственным пляжем чаще всего выбирают семейные путешественники. В них немноголюдно, купальная зона охраняема и можно свободно занимать шезлонги. Сервис сервисом, тем не менее лучшие пляжи Щигров — это зоны для купания, которые расположены на радующем глаз природном берегу. Конечно, очень часто эти уголки природы прячутся далековато от центральной части города, тем не менее свежесть акватории и береговой территории — это основной плюс, определяющий их популярность.

Как отдыхают на пляжах Щигров, стоимость обслуживания и инвентаря для водных развлечений, наличие инфраструктуры и посещение отпускниками прибрежной зоны — все это вы сможете изучить лично, приехав в Щигры и найдя для себя подходящее место. Путешественники с детьми, скорее всего, предпочтут мелководные пляжи, удобные и безопасные для купания детей, люди в возрасте — спокойствие частных пляжных зон отельных комплексов. Найдутся и любители отправиться на нудистский пляж Щигров либо отдаленные необустроенные места без цивилизации.

Показать больше

akuaku.ru

фото скверов и парков Щигров на карте

Парки Щигров становятся одним из основных мест развлечений и досуга жителей и гостей города. Как правило, они имеют красиво оформленную зеленую территорию с прогулочными дорожками и местами отдыха. Многие жители идут туда просто расслабиться после рабочего дня, побыть на природе или же встретиться с друзьями у популярных фонтанов в парках Щигров. Для тех, кто выбирает активный досуг есть прокат велотехники и роликовых коньков. Парки Щигров, это место, где просто приятно погулять.

Если вы впервые прибыли в Щигры, для удобства можно наметить на карте, какие парки города находятся вблизи вашей гостиницы. Путешественникам еще непременно любопытно побродить в парке победы в Щиграх. Обычно здесь устраивается постоянная выставка боевой техники и вооружения. В каждом российском городе по-особенному оформляются вечный огонь и аллея героев.

В выходные в парках Щигров всегда бывает многолюдно. Семейные пары с детьми выбирают парки аттракционов города, где можно здорово провести полный день. Разнообразные горки, веревочный парк, шуточные соревнования и детские тематические представления – выбор развлечений действительно разнообразен. Обычно на месте ко всему прочему есть кафетерий с отличным меню блюд для детского питания, лавки со сладостями, специально украшенные места, где можно заснять забавные фото вашего отдыха в парке. Сделайте день приключений для своей семьи, отправившись во всеми предпочитаемый парк Щигров.

Во время городских праздников разнообразные мероприятия проходят парках Щигров. Это могут быть современные презентации скульптурных композиций либо картин, творческие уроки мастерства. В особенности пышно отмечается День города в парках Щигров. В течение дня цветочные экспозиции, различные художественные инсталляции, арт ярмарки притягивают туда массу отдыхающих. Ну, а с наступлением вечера в парках Щигров начинаются концерты. Творческие номера местных и специально приглашенных знаменитых исполнителей и рок-групп заканчиваются зажигательной дискотекой на открытом пространстве. Чтобы знать точно, когда будет проводиться такой концерт, просматривайте анонсы на официальных сайтах парков города или в тематических сообществах в социальных сетях. Тогда вы всё время будете знать о важных событиях жизни города и прекрасно развлечетесь.

Показать больше

akuaku.ru

Письма из глубинки‎: Ангел Щигровского уезда, Ч.1/2

Это попытка подачи материала в новом формате. В одном посте содержатся один старый репортаж и три новых.

Смена платформы связана с тем, что яндекс слил народ другому хостингу, на мой взгляд, неадекватному в плане подачи рекламного блока. Окончательно на новую платформу переходить не буду, хотя, мне лично нравятся строгость и простота гугла. К тому же фотки большие.

Отмечу особенность формата текстов: я рассказываю не о своих впечатлениях, а о судьбах реальных людей.

Фото и текст © Геннадия genamikheev МихееваЩигры без ГамлетаПро Щигровский уезд Курской земли и его обитателей

Ангел Щигровского уезда

Люди живут в аномальной зоне. В прямом смысле аномальной, ибо город Щигры находится аккурат в центре Курской магнитной аномалии, гигантской железной массы. Жаль, сами щигровцы ничего с этого не имеют, ибо масса расположена на такой глубине, что разработки ее нерентабельны. Какова она, "аномальная" жизнь?..

Щигры - своеобразная "Terra ferra" (железная страна). Довольно долго в пригороде Щигров стоял памятник на месте первой скважины, пробуренной в поисках железной руды. Представлял он собой металлическую трубу, при помощи которой был добыт "первый керн", рудный образец. Труба не достояла до своего 85-летнего юбилея, ибо несколько лет назад оную трубу …сперли. Подсуетились охотники за черными и цветными металлами. Так сказать, монумент пал жертвой "битвы за металл" Такова она, наша историческая память…

Руду начали добывать в другом месте, в районе нынешних городов Железногорск и Губкин. Там она почтишь-то выходит на поверхность. Под Щиграми железа хоть и богато, однако прячется оно на глубине в 167 метров. Зато из крестьян Щигровского уезда пошли первые бурильщики и горнодобытчики. Щиграм в какой-то степени повезло: из местного кустарного предприятия, производившего косилки да плуги, создали большой завод "Геомащ", призванный строить буровые установки. По сию пору завод процветает, ибо добыча и продажа наших недр - главный источник благополучия страны. Страна большая, недр хватает. А потому и Щигры со своим заводом стоять будут - и никуда не пропадут. Пока, конечно, добытчики не сожрут легкодобываемую руду и не переключат свое внимание на железный массив под Щиграми. По подсчетам геологов под городом сокрыто семь миллиардов тонн железа.

Щигровцы промышляют гастарбайтерством. По традиции мужики из Щигров нанимаются в охрану. Наблюдал такую сценку в пригородном поезде из Щигров в Курск: подвыпивший мужик хвалился юным студенточкам: "В столицу еду… там - жизнь, а тут…" Одна из девушек томно вздохнула: "В Москву, в Москву! Так хочется…" Мужик явно выжидал этого момента и патетично так произнес: "Стремись!.."

2.Есть города в России, где кроме бюджетных должностей и рынка рабочих мест нет. Щиграм еще потрафило… Вообще город имеет вид несколько отличный от типового облика степных городков. Город уютен, в нем асфальтированы улицы и почти не видно грязи. Жизнь Щигров, как и принято, сосредоточена вокруг рынка. Здесь и Троицкий собор, и дом культуры, и памятник Ленину, конечно… В общем, обычная наша российская эклектика, со всеми плюсами и минусами.

Степные города обычно серы; в них нет личностей, ибо обывательская масса старается подавить тех, кто старается нарушить привычное положение вещей. Щигры по счастью не таковы. Достаточно рассказать о двух щигровских семьях.

3.Зайцевы

Городской музей расположен в стороне от рынка, на другой площади (на которой, впрочем, так же стоит изваяние Ленина), в старом здании земской библиотеки. Музей создала супружеская пара: Муза Петровна и Михаил Васильевич Зайцевы. Они вообще-то филологи, почти всю жизнь проработавшие учителями в школах. Но любовь к истории, к краеведению сотворила доброе дело: Зайцевы буквально подняли уникальные пласты… нет не железной руды (громадный "железный" камень, кстати, стоит и возле музея), а человеческой памяти.

Муза Петровна, в отличие от своего супруга, номинально всю жизнь отдавшего школе, последние 20 лет была директором музея. Ныне, когда годы ужа стали брать свое, она передала бразды правления другому человеку, сама же перешла в должность обычного научного сотрудника. Это раньше, в первые годы работы музея, в нем наличествовали только директор да уборщица. Теперь здесь целый штат, да и музей перешел в областное подчинение. Гордость Музы Петровны в том, что большинство стендов сделаны ее супругом, а экспонаты Зайцевы собирали вдвоем.

Взять "уголок", посвященный роду Гайдаров. В слободе Пригородней до сих пор проживает больше сорока Голиковых, дальних родственников нынешнего семейства Гайдаров (напомню: "Гайдар" - литературный псевдоним писателя Аркадия Голикова). Щигры - город, откуда род Голиковых и пошел. Михаил Васильевич собрал богатейший материал об истории этого рода. Часть его посылал Егору Тимуровичу Гайдару, когда тот был при власти и при силе. Ни он, ни его родные не откликнулись… Егор Тимурович вообще старается дистанцироваться от своего деда, между прочим, гениального русского писателя. Теперь, когда «отца сомнительных реформ» в живых нет, попытки связи с родом потеряли смысл. Когда ставили памятную доску на здании 2-й школы (там Михаил Васильевич создал еще один музей, посвященный именно Гайдару), деньги на него собирали школьники - по пятерке, а то и по рублю. Гайдары на это дело не дали ни шиша…

4.Или другой уголок, посвященный сыну простого щигровского кузнеца Сергея Павловича Непобедимого. Он академик, герой соцтруда, а "рассекретили" Непобедимого лишь недавно - потому что именно он разработал непревзойденные ракетные комплексы "Ока", "Искандер", "Арена" и "Игла". Фамилия такая ему от предков досталась: род был крепкий (да и сам Сергей Павлович богатырского сложения), и в кулачных боях - любимом развлечении щигровских мужиков - Непобедимые всегда верх брали.

Теперь расскажу о жизни Зайцевых. Михаил Васильевич родом из Воронежской области, Муза Петровна - из Белгородской, из села Прохоровка, того самого, под которым состоялось танковое сражение, решившее исход Курской битвы и всей Второй Мировой войны. Она невольно стала свидетелем этого жуткого поединка боевых железных машин, и хорошо все помнит, ибо ей в ту пору уже было 13 лет.

Музой ее назвала мама, простая медицинская сестра. Романтиком она была… В Прохоровке до войны им жилось хорошо. Но во время оккупации немцы сделали в селе свой опорный пункт. В школе они содержали русских военнопленных. На глазах жителей, в том числе и детей они сожгли школу - вместе с пленными… Это я к тому, что теперь принято почему-то говорить о высокой гуманности "европейцев"… Фашисты вообще никого не жалели. Русских девушек 15-17 лет они заставили разгружать на станции вагоны с боеприпасами. Одна девушка уронила снаряд, он сдетонировал… много тогда погибло старших подруг и знакомых Музы…

5.12 июля 43-го в Прохоровке и в ее окрестностях буквально горели небо и земля. Муза выжила чудом, спрятавшись в овраге. Бал такой ад, что она потеряла маму, других родственников. Только через несколько лет она нашла маму живой… Потом дети лазили по Прохоровскому полю, которое буквально было усеяно останками наших и немецких танков. Немецких было больше. А теперь говорят, что вроде как они под Прохоровкой победили… Познакомились Муза Петровна и Михаил Васильевич в Харьковском университете. Как окончили ВУЗ, поехали работать на Западную Украину, в Прикарпатье. И опять приходится сталкиваться с мифом: якобы русских там не любили. Нет: там живут прекрасные и добрые люди! По крайней мере, Зайцевы провели в Ивано-Франковской области шестнадцать счастливых лет. Организовывали при школе кружки, путешествовали с детьми по всему Советскому Союзу… Переехали в Россию только по причине того, что умерла мама Музы Петровны, и больной отец остался один. С собой, кстати, взяли только книги; они - их главная и единственная ценность.

Муза Петровна не скрывает (и даже гордится) что генератор идей - ее супруг. Жена - его "муза" в смысле того что от нее он черпает вдохновение. Михаил Васильевич - человек скромный, он не привык "выставляться". Сейчас, будучи на пенсии, старый учитель новый проект затеял: хочет поставить памятник 283-й стрелковой дивизии, которая формировалась в Щиграх. И молодые, кстати помогают Зайцевым! Муза Петровна даже защищает щигровскую молодежь:

- Новое поколение не хуже нас - это по крайней мере. Надо только с ними работать, много с ними говорить, достучаться до сердец! Мы в музее часто с ними встречаемся, и разговариваем не "схоластически", а о жизни. Жаль, войны у нас все продолжаются. Несколько наших учеников не вернулось с Афганской, с Чеченской войн. Их имена выбиты на памятнике у вокзала. Ох, какой был парень Коля Корнилов! Он на перевале Саланг погиб… Может, стал бы сейчас так же знаменит как Непобедимый!..

6.Можно ли стать знаменитым, не выезжая из Щигров? Несколько лет назад Михаил Васильевич получил посылку от друга детства Коли Чернышова, в ней несколько авторских книги друга. Он сейчас академик, доктор наук. Зайцев - всего лишь учитель… Но разве Учитель - "всего лишь"?

- Я закончил университет с отличием, и мне предлагали остаться, заняться наукой. Мы ведь с Музой углубленно изучали античность, много знаем про древние Грецию и Рим. Но тогда мы выбрали путь учительства. И никогда об этом не пожалели! Ведь сколько детей мы воспитали, и она нас считают своими вторыми папой и мамой. Это ли не счастье?…

Как литератор, Михаил Васильевич разъяснил мне, почему Иван Тургенев своего "Гамлета" поселил в Щигровском уезде. Изначально рассказ назывался "Гамлет Черньского уезда". Василий Васильевич ("Гамлет" в рассказе) был угнетаем несправедливым устройством общества, состоящего из господ и рабов. Щигровское дворянство в середине позапрошлого века "славилось" своей реакционностью, жестокостью нравов. Многие пытали крестьян, слыли отъявленными монархистами, записывались в "черную сотню". В общем, уезд имел репутацию "темного царства". Даже один из местных дворян, Марков, в своей книге "Родные поля" выносил сор из избы, сообщая: "Щигры - самый бедный, самый злой, самый бедный городишко России…" Именно потому Тургенев "переселил" своего Василия Васильевича в Щигры.

Думается, теперь Щигры избавились от своего нелицеприятного имиджа. И все - благодаря хорошим людям, подвижникам!

7.Бурамбаевы

В эту замечательную семью меня привел случай, чуть не закончившийся "операцией по захвату шпиона". Решил я вечером прогуляться "куда глаза глядят" - просто так, полюбоваться великолепными щигровскими пейзажами, поснимать их. Зашел довольно далеко, в слободку Щигорчик. И тут на меня набросился один весьма крепенький дедуля. Заявил, что я наверняка шпион (если фотографирую), а значит, он сейчас побежит домой полицию вызывать. Чужие тут, как говорится, здесь не ходят.

Инцидент удалось замять. Когда Николай Николаич (так его зовут; позже я узнал что он - местный "полицай", такой человек, который властишку любит, всех пытается "построить"…) узнал, что я корреспондент, стал жаловаться, что на их улице асфальта нет. И рассказал, что рядом живет семья с семью детьми (а сейчас и восьмого ждут), так детишки вынуждены несколько километров таскаться в школу по грязи. "Уж не Бурамбаевы ли их фамилия?" - спросил я. "Точно… А откуда вы знаете?" Мне про Бурамбаевых рассказывали раньше, говорили: "Вот уж у кого поучиться оптимизму! Труженики, да еще и верующие люди…" И вот провидение само принесло меня к ним!

Дом Бурамбаевых - полная чаша! Большой, просторный, в конце концов - красивый… Строили его Владимир с Натальей вдвоем, еще помогали Наташины родители, Валентина Николаевна и Иван Николаевич Мордвиновы. Перед домом - большой яблоневый сад, оставшийся от старой помещечьей усадьбы. Пригороды Щигров в старину и состояли из таких вот маленьких усадеб, принадлежавших мелкопоместным дворянам. В общем, красивое место. А то, что дети по грязи ходят пешком в школу… Бурамбаевы не жалуются. Они вообще из той породы людей, которые склонны концентрировать внимание на хорошем.

8.Фамилия "Бурамбаевы" пусть Вас не смущает: Наталья - русская, коренная уроженка Щигров, если быть точнее, слободки Щигорчик. У Владимира отец был казах, но сам себя он считает русским. Их детям - Ивану, Елене, Дарье, Татьяне, Максиму, Марии, Кириллу - от 2 до 13 лет. Ожидается восьмой ребенок, ну а там - как Бог положит… Познакомились Наталья с Владимиром здесь, в Щигорчике. Он работал шофером-дальнобойщиком и привез в Щигры груз. Как поженились - поехали жить на родину мужа, в Саратов. Там родился их первый ребенок, но тут случилось с Натальей какое-то странное явление. Ее безумно стало тянуть домой, на Родину. Ей хотелось жить рядом с храмом…

Наталья с детства верила в Бога, ходила в воскресную школу. Здешний священник отец Зиновий одним из первых в стране открыл воскресную православную школу, потом основал Свято-Троицкое братство… Над Щиграми, несмотря ни на что, благодать какая-то витает. Здесь легко и уютно жить. Четверо их старших детей учатся в музыкальной школе, в классе скрипки. Если не обращать внимания на всяких "Николай Николаичей", здесь очень даже здорово жить. По крайней мере, за своих детей Бурамбаевы спокойны. Наталья преподает в воскресной школе. Владимир работает в фирме, устанавливающей пластиковые окна. При условии, что на детей Бурамбаевы получают только нищенские пособия от государства, общий доход семьи невелик. Но на жизнь им хватает. Выручают огород, своя скотинка. Когда переехали из Саратова, семь голов крупного рогатого скота держали, пятнадцать поросят. В этом и преимущество маленького города, что хозяйство можно развести! Сейчас поголовье подсократили, поскольку Владимир довольно неплохо (по местным меркам) зарабатывает.

9.Владимир вообще-то по жизни пессимист. Его скепсис вполне компенсируется "жизненным зарядом" жены. Володя как бывший дальнобойщик, знает: есть города еще хуже Щигров. Это успокаивает… А секрет относительного благополучия семьи Бурамбаевых прост: Наталья с Владимиром знают, что во всем нужно надеяться только на самих себя. Ну, и взаимопонимание в семье необходимо. О том, почему у них много детей, Наталья рассказывает так:

- У меня только один брат, а у Володи в семье - пятеро братьев и сестер. Я, когда приехала к мужу, вижу: они все друг за друга - горой! И они постоянно созваниваются, списываются, в гости друг к другу катаются… Нет, здорово, когда вся семья собирается за столом, о-го-го какая компания получается! И наши дети в школе друг за друга стоят. Тяжело со столькими детьми? Да. Но - когда было легко? Мы знаем, что надо поднимать Россию, а начинать-то надо с себя, со своей семьи. Разве я не права?..

10.Наследники Кудеяра

Когда-то село Теребуж было гнездом легендарного разбойника. Половину Руси держал в страхе Кудеяр! По одним источникам имел репутацию "русского Робин Гуда", ибо не трогал бедных и стоял за правду. Кто-то утверждает, что он был безжалостный тиран… А каковы они, нынешние наследники Кудеяра?..

…Возле сельсовета кипят нешуточные страсти. Народ села Теребуж, точнее, самая активная его часть (те, кто еще надеется на справедливость и не превратился в молчаливое быдло) собрался, чтобы вопросить: "Куда делись наши паи?!" Меня приняли за шпиона и попытались вначале "уличить" и "сдать куда положено". После, когда я набрался наглости самой оголтелой женщине заявить, что ее патологическая ненависть и есть причина того, что она попала в разряд "лохов", пыл протестующих поумерился. Я их сразил следующим риторическим приемом: "А вдруг я вам помочь могу, а вы меня сразу четвертовать…" Многие виновато потупились и вскоре расселись по телегам (лошадь в Теребуже - основной вид транспорта) и разъехались по домам. Осталась одна молодая женщина, которая в общем-то не вела себя неагрессивно; она рассказала, в чем, собственно, дело.

Собрались селяне второй раз за неделю, и, надо сказать, бузили вполне законно: людей в очередной раз обманули и обокрали. Здешний колхоз обанкротился и перестал существовать. Народ свои земельные паи (это 8 гектар) отдал фирме под названием "Иволга", которая за пользование землей раз в год давала на один пай полтонны зерна. Теперь появились некие инвесторы, которые хотят земельные паи выкупить. Многие и рады бы продать, да господа из "Иволги" не отдают. А полноценно оформленных документов, подтверждающих, что паи в аренде, у народа нет. Так же как нет и самой земли, поскольку паи эти абстрактные, "виртуальные". Земля все эти годы возделывалась, на ней выращивались зерновые, и, видимо, кто-то получал прибыль. И отказаться от дальнейшей эксплуатации земли, которая, видимо, приносит неплохую прибыль, арендаторы не спешат.

11.Получается, люди обмануты. И кто встанет на их защиту?.. Государство, как видно, дистанцировалось, оно не вмешивается в "спор хозяйствующих субъектов". Ведь до чего дошли: конкурсный управляющий, назначенный в обанкротившийся колхоз, за долги по дешевке продал плотины. И получилось, что колхозные пруды перешли в частные руки. Пожалуй, скоро жителям Теребужа скоро и доступ к воде перекроют… Когда-то здешние места отличались особой злостью местных помещиков. Что же: опять времена средневековья возвращаются?

А ведь я не для того приехал в Теребуж, чтобы в очередной раз разбираться в причинах обмана людей. Меня интересовали эпические моменты существования села, история. И вот снова "вляпался" в историю современности. Древние зарекались жить в эпоху перемен… Моей целью в Теребуже была встреча с удивительным человеком, Любовью Ивановной Лихобабо.

Фамилия "Лихобабо" досталась Любови Ивановне от мужа. Брак вышел не слишком удачным, ибо муж предался обычной на наших просторах страсти, которую еще именуют "русской болезнью". Пришлось развестись. Любовь Ивановна счастлива хотя бы уже тем, что ее дочь вышла замуж - и избавилась от фамилии… Впрочем, ведь не фамилия же красит человека!

Знаменита Любовь Ивановна тем, что основала в Теребуже музей. Здесь и вправду легендарное место. Оно весьма значимо для истории России, и легенда о Кудеяре - всего лишь несколько страниц воображаемой книги, которую можно назвать "Теребужской летописью". Лихобабо - учитель математики и черчения и заместитель директора теребужской школы по воспитательной работы. По призванию и для души Любовь Ивановна - местный историк. И как не стать любителем и почитателем истории, если ты училась в старой помещичьей усадьбе? После того как рядом, в усадьбенном парке два десятка лет назад отстроили новое школьное здание, старое здание бросили на разгром мародерам. Последние, надо признаться весьма преуспели в своем мерзком деле.

Когда Любовь Ивановна показывала мне достопримечательности усадьбы, на ее лице отражалась боль. Еще бы: барский дом представляет собой развалины. Местный люд, почуяв легкую наживу, растаскивает историческое здание по кирпичику. Уже и ценнейший паркет разобрали, и вместо полов зияют теперь дыры… Аллеи парка заросли, пруд превратился в болото…

12.По речке Теребуж до революции жили 14 помещиков, и у каждой фамилии была своя усадьба. На территории только одного села наличествовало 4 барина. Та усадьба, в которой была школа, принадлежала помещику Константину Федоровичу Оржельскому. Пожалуй, этот барин единственный, о ком молва не сохранила дурных воспоминаний.

Самая знаменитая местная дворянская фамилия - Марковы. Именно они, Марковы считали себя прямыми потомками Кудеяра. Вообще, как мне поведала Любовь Ивановна, Кудеяр - скорее собирательный образ; если следовать легендам свои разбоньичьи творил он на протяжении нескольких столетий. Какой-то, понимаешь, "Дункан мак Лаут" из клана бессмертных! Если свершались в разных местах России грабежи и разбои, их обязательно приписывали одному и тому же человеку - Кудеяру. Один помещик из рода Марковых, ставший литератором (Анатолий) писал, что Кудеяр - реальное историческое лицо. Его на самом деле звали Кильдеяр Иванович и он был приближенным Ивана Грозного, даже его любимцем. Но однажды он попал под гнев государя. По указке царя его хотел истребить глава опричников Малюта Скуратов, для чего и запер в одной клетке с медведем. Но Кильдеяр задушил медведя голыми руками, вышел на свободу и пошел к царю с жалобой на злого Малюту.

Государь тогда отделался шуткой, но не простил Кильдеяра. Его самого оставил в покое, зато любимую жену своего верного слуги приказал убить. Вот тогда и бежал Кильдеяр Иванович в леса, стал легендарным разбойником, которого народная молва для удобства произношения переименовала в Кудеяра… Название "Теребуж" пошло, кстати (если верить все той же народной молве) оттого, что банда Кудеяра якобы "теребила", то есть грабила богатеев либо купеческие караваны.

Марковы по Щигровскому уезду (именно к нему относился Теребуж) расплодились весьма обильно: минимум восемь имений являлись их владениями. В Теребуже было лишь одно из них. В музее, созданном Любовью Ивановной я нашел рукописную историю села. Если упустить романтическую легенду о Кудеяре, получается какая-то жуткая картина. Усадьба Марковых в Теребуже называлась Богородицкое. Ее владелец (имя его народное предание не сохранило) был "черносотенцем", реакционером. При себе он держал отряд диких черкес, которые держали в страхе всю округу. Крестьян за всякий проступок жестоко пороли.

13.Другой помещик, Букреев, тоже был "черносотенцем"; он владел 225 десятинами земли, в то время как крестьяне - всего 35-ю. Пока хозяин участвовал во всяких еврейских погромах, на хозяйстве оставалась его жена, очень грубая и наглая женщина. Она ненавидела крестьян, и всячески над ними издевалась. Отмечу все происходило в начале ХХ века, когда о крепостном рабстве уже и забыли… Следующий помещик, Сербин, имел команду стражников, которая охраняла территорию усадьбы с ружьями. Крестьянская скотина, случайно забредавшая на барские поля, безжалостно уничтожалась.

Генерал Каменев, владелец имения под Теребужью, в голодные годы не помогал крестьянам, тем самым обрекая их на голодную смерть. Особой алчностью отличались помещики Чугунов и Сменев; Они брали огромные штрафы за "всход" на их земли, крестьян били, обсчитывали. Помещик Хмелевский, судебный пристав, вообще крестьян считал за скотов - соответствующе и относился к народу.

Теперь отгадайте с одного раза: как поступили крестьяне с помещичьими усадьбами после 1917 года? Любовь Ивановна вообще-то намекнула, что теперь об этом говорить не принято. Ныне ведь приходят новые "помещики", стремящиеся повторить "подвиг" былых аристократов, обладавших монопольным правом на владение землей… Взять того же покупателя колхозных плотин: он однажды подвозил Любовь Ивановну до города. Исходя из манеры его разговора, Лихобабо пришла к выводу, что сей господин связан с криминальным миром. По крайней мере, блатная лексика в речи нового "помещика" явно преобладает. Новоявленный владелец рассказывал, что он облагородит пруды, построит базу отдыха, даст теребужцам рабочие места… Конечно, это радостно. Но как-то напряженно… обещают теперь многие, главное - твой пай поиметь за копейки, а дальше уж дело, как говорится, житейское…

14.Да уж… Кстати о барине Константине Оржельском. Любовь Ивановна чудом раздобыла любопытную брошюру, написанную в начале прошлого века владельцем усадьбы. Он, оказалось, был не только "добрым барином", но и весьма прогрессивным человеком. В 1901 году Оржельский основал в Теребуже Школу садоводства, куда стал брать крестьянских мальчиков в возрасте от 14 до 16 лет. После выхода в отставку с военной службы барин поселился в Теребуже, увлекся садами, вот и решил "ковать" из местного материала великих селекционеров. Эксперимент кончился неудачей: через десять лет своего существования Школа садоводства закрылась.

Оржельский в своем труде так объясняет причину фиаско: "У детей слабый интеллектуальный уровень. Они не в состоянии приступить к теоретическим занятиям даже после наглядного летнего ознакомления с культурами. В них мало сознательности и исполнение работ носило характер лишь механический. Любознательность и наблюдательность в них совершенно не развиты…" А чего еще ждал "добрый барин", если крестьян столетиями гнули ниже плинтуса, выращивали генотип "безмолвного раба", не имеющего никаких прав? Небось, мальчики, которых забирали в Школу садоводства, шли туда по привычке как на плаху… Тем не менее Оржельский свою брошюру заключает следующей тирадой: "Принесли ли мы народонаселению пользу? Предоставляем сие решить другим, мы же удовлетворены личным своим трудом и тем опытом, который, благодаря ему, приобрели. Обучавшиеся же у нас во всяком случае не могут пожаловаться, что для их практических занятий не было достаточно материала…"

Дальнейшая судьба усадьбы удивительна. Оржельский был чрезвычайно дальновидным человеком: в 1917 году он, предчувствуя беду, продал имение некому Одрыганьеву, и с той поры следы "доброго помещика" теряются навсегда… После революции в усадьбенном дома располагались отделение милиции, волостное управление, а в 1920 году сюда вселилась школа. Школа эта была просто удивительна, ибо стала… "Храмом Музыки"!

В Теребуж из Москвы прибыл музыкальный педагог Глеб Леонидович Болычевцев. Этот человек, до революции работавший тапером в московском кинотеатре "Модерн", будучи великим романтиком, захотел из деревенской ребятни воспитывать великих музыкантов. Была в бывшей усадьбе организована "Теребужская уездная специальная музыкальная школа I-III ступеней", иначе говоря, Храм Музыки. Чуть не каждый день в усадьбе давали концерты фортепианной, скрипичной музыки, выступали струнный оркестр и хор. В феврале 1922 в школе было 4 класса, 38 парт, 3 классные доски, музыкальная библиотека в 400 томов, 5 печей. Работало семь педагогов. Болычевцев преподавал рояль, скрипку, виолончель, сольное пение, вёл хор и оркестр… так продолжалось до 1928 года. Почему музыкальный подвижник прекратил свой проект, неизвестно. Факт, что он все бросил, переехал в Курск, где скончался… Ну, а после уезда маэстро в усадьбе осталась простая школа. Впрочем, долгие годы она была единственной школой с полным средним образованием на весь Щигровский уезд.

Усадьбу ждали новые испытания. Фашисты, захватив в 1941-м Теребуж, в усадьбенном доме сделали свой штаб. Здесь учинялись расправы над местными жителями, устраивались пьянки, на которые насильно приводили из села девушек… В 1943-м, после освобождения, усадьбенный дом принял советский госпиталь. Здесь умещались палаты, операционные, перевязочные. И проливалась на паркет кровь русских солдат… Уже в 44-м здесь восстановила работу школа. Так продолжалось до постройки нового школьного здания. И уже двадцать лет легендарный дом растаскивают по кирпичику…

Любопытная история была и с соседней усадьбой Марковых, которую разрушили напрочь из-за… чертовщины. В кабинете стоял громозский диван, который пользовался мрачной славой: на нем почему-то неизбежно расставались с жизнью владельцы усадьбы. Хотя и всячески избегали им пользоваться. Один из Марковых даже распорядился устроить себе спальню в самой дальней от кабинета комнате. Однажды он тяжело заболел. Отлучившись из комнаты больного, родственники услышали вдруг жуткий крик. В комнатке больного они его не нашли. Его бездыханное тело обнаружили на злополучном диване… И каждый раз перед смертью очередного владельца в доме появлялся и тревожил живущих в нем призрак лохматого, чрезвычайно широкоплечего человека. В Теребуже считают, что это призрак - ни кто иной как сам Кудеяр…

Вообще считается, что в Теребуже много "колдовства, нечести". По селу много ходит историй про ведьм, колдунов, русалок, призраков… Особенно в барском доме много всего такого, мистического. Когда школа еще была в старом здании, в нем боялись ночевать сторожа: там все по ночам кто-то ходил… Да и как может быть иначе: население Теребужа - прямые потомки разбойников из банды Кудеяра! Видно, столько зверств они сотворили, что кто-то не отпускает их души с грешной земли… Впрочем, повторюсь: Кудеяр в народном представлении был добрым разбойником. Злыми были помещики, не считавшие крестьян за людей…

…Любовь Ивановна буквально умоляла меня, чтобы я о ней не писал. Такой она скромный человек… Не могу только не сказать, что из ее рода Бобынцевых (такова девичья фамилия Любови Ивановны) выросло много интеллигентов. Она росла в семье, к которой было семеро детей. И трое из семерых - учителя. Приятно то, что за Любовь Ивановну могут рассказать экспонаты музея, который она создала. Недавно Лихобабо выиграла областной грант. Она на эти деньги хочет под музей переделать один из флигелей усадьбы; он хоть и заброшен, но в более-менее сносном состоянии.

В школе сейчас стремительно сокращается число учеников. Если в прошлом году их было 71, сейчас - 57. В следующем году в первый класс пойдет лишь один ребенок, и слухи пошли, что школу сократят.. Несмотря ни на что Любовь Ивановна верит в будущее родного села. Взять фермера Сергея Захарова, из местных мужиков. Он не стал никому "продаваться", раскрутился - и наладил вполне эффективное сельскохозяйственное производство. У него уже тридцать теребужцев трудятся, хорошие деньги получают. В отличие от "инвесторов", приходящих ниоткуда и в никуда исчезающих, Захаров - свой. Теребуж - Родина и его, и его предков. Разве Отечество предают? А потому люди, пытающиеся "выцыганить" у "инвесторов" свои земельные паи и продать их неизвестно кому, свершают роковую ошибку. Они рискуют стать чужими на своей земле, рабами, отрабатывающими у новоявленных помещиков унизительную "барщину".

yarodom.livejournal.com

Панорама Щигры. Виртуальный тур Щигры. Достопримечательности, карта, фото, видео.

Щигры́ — город (с 1779) в Курской области России. Административный центр Щигровского района. В состав района не входит, являясь городом областного значения, образующим муниципальное образование город Щигры со статусом городского округа. Население — 15 678 чел. (2016). Город расположен на реке Щигор, в 62 км к северо-востоку от Курска. Город с 1779 года, входит в Перечень исторических городов России.

Название

Город получил своё название от реки Щигор. В свою очередь название реки произошло от народного термина щигор (мн. число щигры) — «облесенный гребень узких межбалочных бугров».

Легенды о происхождении названия

К концу XIX века термин Щигор практически вышел из употребления, поэтому родилось множество легенд, «объясняющих» происхождение названия реки. Часть из этих легенд была записана Л. Е. Марковым: По одной из легенд, слово щигор происходит от тюркского ругательства, которое употребляли крымские татары при переправе через Щигор, который во времена существования Муравского шляха, был бурной и полноводной рекой. По другой легенде, в окрестностях реки обитал страшный и неуловимый разбойник, которого звали Щигор; его именем и назвали реку.

История

Крепость на реке Щигор

На месте современного города с XVII века существовало село Троицкое, получившее своё название по находившейся в нём церкви Живоначальной Троицы, при крепости на реке Щигор. Крепость была создана для защиты от набегов крымских татар и являлась одной из тыловых крепостей на случай прорыва Белгородской черты. Каменных строений в крепости не было. К концу XVIII века крепость полностью утратила оборонное значение и была срыта. C 20 октября (ст.ст.) 1721 года по 1 сентября (ст.ст.) 1917 года в составе Российской империи.

XVIII век

В 1779 году из земель бывших Курского, Ливенского и Старооскольского уездов был образован Щигровский уезд. Село Троицкое при крепости на реке Щигор получило статус уездного города Щигры. Число жителей в только что образованных Щиграх составляло 807 человек. В 1780 году учреждён герб города с символикой, отражавшей его исторические заслуги — ружье и серп, означавшие, что «жители — суть старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, и поэтому в гербе сем военное орудие с орудиями тщательного хлебопашца соединено». В 1785 году утверждён план будущего города. По этому плану новый город должен был быть разбит на 21 квартал 8 улицами; при этом предусматривалось строительство трёх храмов на трёх площадях. На плане пунктиром обозначена крепость на левом берегу Щигра, к тому моменту уже срытая. К 1785 году число жителей достигло 1412 человек. Домов — 233. Строения все деревянные. В городе была одна Церковь Живоначальной Троицы. Фабрик и заводов в городе не было. Площадь города составляла около 150 десятин (примерно 1,64 км²).

XIX век

В 1801 году построен каменный Свято-Троицкий храм. В 1802 году в Щиграх открыто первое учебное заведение — малое народное училище, в 1819 году открыты уездное училище и городское приходское…   ... (Русский)

www.streetvi.ru

Город Щигры - Туризм и отдых в Курской области

Город Щигры Город Щигры. С 17 века при крепости, расположенной на речке Щигор, существовало село Троицкое. Деревянная крепость защищала от набегов крымских татар и к концу 18 века полностью утратила свое оборонное значение и была срыта. В 1779 году село преобразовали в уездный город Щигры Курской губернии. К тому времени здесь проживали 807 человек. В 1801 году в Щиграх возвели каменное здание Свято-Троицкого Собора, а в 1802 году открылось малое народное училище, ставшее первым городским учебным заведением. К 1914 году Щигры представляли собой типичный уездный городок с телеграфом, телефоном, пожарной частью, аптекой, городским садом и ипподромом. Через город пролегала железная дорога, существовал небольшой механический завод. Однако промышленное значение города оставалось ничтожным.

За время 14-месячной оккупации немецко-фашистскими войсками были разрушены почти все предприятия и культурные учреждения города, созданные до войны. Щигры были полностью восстановлены в годы первых послевоенных пятилеток.

Главной достопримечательностью Щигров является Свято-Троицкий храм, построенный в 1801 году в соответствии с планом города, утвержденным Екатериной II. Первоначально храм представлял собой небольшую однокупольную церковь, а пять церковных колоколов были подвешены на столбах. Позже храм перестроили, в результате чего он стал пятикупольным, а рядом была сооружена высокая колокольня.

В 1980 году в Щиграх был открыт краеведческий музей. Он разместился в здании, которое было построено в 1907 году местным дворянином Марковым. За годы существования музея собран значительный материал, относящийся к истории и культуре края, его жителям. Экспозиция музея отражает историю Щигровского края с 18 века до наших дней и содержит интересный документальный, вещевой и фотографический материал - старинные книги, документы, оружие, орудия труда, крестьянскую утварь, образцы работ здешних вышивальщиц, гончаров, резчиков, богатую нумизматическую коллекцию, малую скульптуру, изделия из фарфора, продукцию местных предприятий.

Поблизости от Щигров находится небольшое село Семеновка, которое раньше было имением Н.С. Тургенева - брата известного русского писателя И.С. Тургенева. На постоялом дворе в Щиграх по пути к брату И.С. Тургенев повстречался с человеком, который послужил прообразом героя его рассказа «Гамлет Щигровского уезда».

Предыдущая тема: Город АртёмовскСледующая тема: Город Фатеж

vskazku.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров