Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Индия красивые места и достопримечательности. Достопримечательности древней индии


Индия красивые места и достопримечательности

Немногие знают, что индийское слово «намастэ» служит не только распространенным приветствием на территории Индии и Непала, но и обозначает преклонение перед силами Создателя и хвалу его безграничным возможностям. Уже здесь прослеживается двойственность национальной ментальности: каждая вещь, слово, знак имеют множество смыслов, большинство из которых обладает сакральным характером.

Именно поэтому путешествие по этой стране невозможно ограничить простым созерцанием архитектурных памятников. Опытные туристы советуют начать путешествие по Индии с изучения (хотя бы обзорного) её истории и культурных традиций.

Мавзолей Тадж махал фото.

Мавзолей Тадж махал.

После знакомства с особенностями национального колорита и многочисленными религиями местных жителей — самое время посетить величайшие достопримечательности страны. Безусловным «must-see» Индии является грандиозный Тадж-Махал, расположенный на территории древнейшего города Агра. Легенда об истории строительства этого помпезного сооружения красива, как и само здание.

Люди верят, что много веков назад знатный индийский шах Джахан влюбился в самую обычную девушку из народа и вскоре взял её в жены (индийский вариант истории про Золушку). Несмотря на социальные условности, супруги прожили вместе семнадцать счастливейших лет, после чего Мумтаз (жена) скончалась. Тогда Джахан созвал лучших зодчих со всего мира и, в память о любимой, повелел возвести мраморный дворец непревзойденной красоты. Именно так появилось знаменитое чудо света.

Золотой храм - достопримечательности Индии.

Золотой храм — памятник культуры.

Другой культурный памятник Индии — Золотой храм в г.Амритсар — не уступает Тадж-Махалу в своей изысканности (другое название строения — Хармандир-Сахиб). Появление храма принято связывать с XVII в. Несколько столетий спустя верхние этажи постройки были покрыты золотом, в результате чего родилось знаменитое название. На сегодняшний день Хармандир-Сахиб является крупнейшим местом паломничества для сикхов, а также объектом восхищения путешественников со всего мира.

Очередной постройкой удивительной красоты считается гробница падишаха Хумаюна, расположенная в самом центре индийской столицы. Имя этого правителя было связано с множеством запутанных тайн. Так, например, ореолом мистики окутана смерть Хумаюна. Согласно поверьям, падишах отличался особой образованностью и был безмерно увлечен астрономией и физикой.

Гробница Хумаюна - куда нужно сходить обязателбно.

Гробница Хумаюна.

Однажды, спускаясь с книгами в свою опочивальню, он услышал призыв к вечерней молитве. Не желая бросить тяжелую кипу книг на пол, Хумаюн попытался преклонить колени, но подвернул ногу и скатился вниз по лестнице. Полученные травмы привели к скорой кончине правителя. Индусы считают, что такова была расплата за дерзкое стремление открыть тайны мироздания с помощью научного знания.

Здесь же, в Дели, находится достопримечательность несколько иного свойства: национальный кукольный музей им. Шанкара. Местная коллекция насчитывает более 6500 уникальных экземпляров, собранных со всего мира.

на Ваш сайт.

ancient-east.ru

Архитектурные памятники Древней Индии | История архитектуры

В Индии, где каста поглощает личность, частная архитектура не могла расти и развиваться, а брахманские взгляды на переселение душ не благоприятствовали созданию надгробных памятников. Частная архитектура осталась в зачаточном состоянии и не пошла дальше хижины, покрытой террасой. Мы обладаем свидетельством Мегасфена о том, что во II в. до н. э. тоже не существовало надмогильных построек.

 

ДВОРЕЦ

Все сведения о дворце в Паталипутре носят чисто апокрифический характер. Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал (Мадура, Дели), либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре. Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями (Гвалиор). В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов. Подлинная индийская архитектура — культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

 

ХРАМ И ЕГО ПРИСТРОЙКИ

История религий Индии делится на три периода:

1.  Брахманский период, ранее III в. до н. э.

2.  Буддийский период, начинающийся с III в. до н. э.— эпохи завоеваний Ашоки — и продолжающийся до V в. н. э.

3.  Второй брахманский период; приблизительно с начала V в. намечается частичное возвращение к первоначальным вероуче­ниям, которые, претерпев некоторые изменения, вроде джайнской реформы в VIII в. н. э., окончательно вытесняют буддизм и живут в Индии до настоящего времени.

Рассмотрим строение храмов в различные эпохи.

Архитектурные памятники Древней Индии. Ступа
Рис. 117

 

Буддийский период

Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения и пещерные храмы.

Ступа  — тумулярного типа строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Шуази опустил целый ряд конструктивных элементов в ступа. В верхней части полушария находилась квадратная в плане ограда, внутри которой помещался реликварий с останками того лица, в честь которого воздвигнут памятник. Трупосожжение позволяло складыватьпрах в небольшие сосуды. Над реликварием на высоком шпиле высились, убывая величиной кверху, зонты (металлические или каменные) — индийский символ величия и знатности.

В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так (рисунок 117), что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

В плане вход в ограду ступа в Санчи приближается к свастике. Сомнительно, чтобы ворота — торана — были расположены так, «что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения». Очень скоро ограда в ступа исчезает (со II — III вв. н. э.), хотя культовые процессии продолжают совершаться так же, как и раньше. Гораздо важнее учесть, что ворота — торана — в ступа ориентированы по странам света.

Пещеры — Рисунки 118 и 119 дают изображения пещерных храмов, современных буддийским ступа. План их имеет форму базилики с тремя кораблями; фасад (рисунок 118, В), высеченный, как и весь храм; в массиве скалы, украшен колоннами и носит следы прикрепления деревянных декоративных ферм (рисунок 105).

Архитектурные памятники Древней Индии. Пещерные храмы
Рис. 118 
Архитектурные памятники Древней Индии. Пещерные храмы
Рис. 119

Внутри (рисунок 119, С) мы различаем то нервюры, высеченные из самой скалы, то сохранившиеся в разных местах шипы, служившие для укрепления деревянных ребер, далее — выемки, в которые были вделаны эти ребра, и связывавшие их горизонтальные брусья. В некоторых местах сохранились брусья этих деревянных декораций.

Стены покрыты рельефами и живописью, а в глубине храма в полуциркульной нише возвышается реликварий в форме ступа. Главные представители храмов этого типа — храмы Аджанты (рисунки 118 и 119, С) и Карли (рисунок 119, D).

Буддийские монастыри — Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.

В Аджанте весь склон горы усеян такими кельями, портики которых в величественном беспорядке перемешиваются с фронтонами храмов.

 

Период возврата к брахманизму

Приблизительно в VI в., когда брахманские учения снова начинают приобретать влияние и примешиваются к буддийским верованиям, мы видим распространение нового типа храма, не­известного в первые века буддийской архитектуры: это пагода, которая то приобретает форму двухэтажного дома, то имеет вид многоэтажной башни.

Слово «пагода» есть испорченное дагоба (по-тамильски), как на Цейлоне называют ступа. В русский язык слово «пагода» попало из французского, где слово pagode было включено в лексикон, очевидно, миссионерами. Пагодой называют на европейских языках обычно храм, а никак не ступа. В дальнейшем мы не вносим соответствующих поправок в терминологию культовых индийских зданий, применяемую Шуази: это привело бы к слишком большому изменению текста. Классификация культовой индийской архитектуры дается нами в прилагаемом сжатом очерке по истории индийского искусства.

Пагода — Почти все пагоды в форме башен подходят к одному из двух типов, показанных на рисунке 120. Тип В в виде башни с выгнутыми ребрами кажется вольной передачей конструкции, описанной нами выше; тип А соответствует конструкции уступами. Пилон А происходит из Шрирангама, В — из Бхуванешвары.

Одним из древнейших датированных памятников такого рода храмов-пилонов является храм в Будгайе, описанный в VII в. Сюань Цзаном; первоначальная конструкция этого храма угадывается за позднейшими достройками.

Сюань Цзан — знаменитый китайский паломник, в VII в. н. э. прошедший пешком в Индию через Центральную Азию, Туркестан и Афганистан; оставил «Описание стран Запада» — один из главнейших источников истории Среднего Востока.

В период постепенного возврата к брахманизму, подготовившему поглощение буддийской религии старой религией, эмблемы обоих культов часто встречаются вместе, как мы это видим в Элоре (IХ и Хвв.).

Брахманизм (или брахманство) никогда не умирал в Индии. В известной мере ошибочно разделять обе религии, т. е. брахманизм и буддизм. В определенные моменты первый брал верх над вторым. В эпоху своего расцвета буддизм был лишь своеобразной философско-религиозной системой, развившейся на фоне общеиндийских верований, к которой приложимо название брахманизм. Отсюда та удивительная толерантность, которую мы наблюдаем в Эллоре и других местах, где рядом с брахманскими памятниками находятся буддийские и джайнские.

Окончательное торжество брахманизма знаменуется преобладанием храма в виде усеченной пирамиды, схожим по форме с подвижной пагодой Вишну. Можно ли считать ступы и пещерные храмы выразителями буддийской религии, а в пагоде-пилоне усматривать символ возврата к стародавним верованиям? Ограничимся лишь указанием на эти факты. Храмы Камбоджи, памятники кмерского искусства, представляют собой лишь варианты пирамидального типа пагоды.

Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 120 
Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 121

Очевидно, здесь имеется в виду колесница с изображением божества (в данном случае Вишну), которая фигурирует на религиозных индийских праздниках того или иного культа. По мифологическим представлениям индуса, бог передвигается по небу в колеснице (вахана), которая является одним из небесных обиталищ божества. Отсюда многие храмы Индии (например, знаменитый храм в Конарке) имеют у фундамента колеса, т. е. как бы являются большими воспроизведениями колесниц. Вполне естественно, что форма культовых колесниц, применяемых при празднествах, и форма индийского храма совпадают.

Рисунок 121 (Элора) дает нам представление о пагоде в виде двухэтажного дома. Храмы Элоры и кмерские памятники отмечают в истории индийского искусства период чрезмерной роскоши, когда архитектурные линии исчезают под скульптурной декорацией. Это пышное искусство относится к VII, VIII и IX вв.

В следующие века одновременно с пагодами в форме башен встречаются пагоды, подражающие зданиям, увенчанным куполами; такова высеченная из массива скалы пагода (рисунок 122) в Мамалапурам, датируемая обычно VI в.

Наконец в X в. появляются джайнские пагоды (Мон Абу) с гипостильными залами — тип, находимый также в брахманской архитектуре Южной Индии. Несколько гробниц, воздвигнутых в подражание этим пагодам, представляются в виде павильонов на колоннах, увенчанных луковичными куполами.

Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. — Почти необходимой принадлежностью всякого буддийского храма был монастырь; жизнь монастырей угасла вместе с буддизмом. Возле брахманских храмов находятся пропилеи и колонные залы, служащие пристанищем для странников, и священные озера, окруженные портиками. Необходимо отметить довольно интересные перемещения форм, которые здесь наблюдаются: то пилон представляет собой башню с уступами, и через него открывается вход в храм, имеющий форму колонного зала, то, наоборот, колонный зал представляет собой пропилеи, а уступчатая башня играет роль храма.

Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 122  Рис. 123

На рисунке 123 показан гипостильный зал в одном из южных храмов (пагода в Чидамбарале). Иногда храм и все примыкающие к нему помещения высечены в массиве скалы. Как пример приведем группы строений Элоры: пагоды, портики, статуи, столбы — все высечено из гранита скалы. Галереи храмов и портиков соединяются мостами, выдолбленными тоже в скале. Надземные памятники здесь выполнены теми же методами, что и пещерные храмы.

Постепенное увеличение храмов — Подобно храмам Египта, главнейшие храмы Индии создавались постепенно, путем добавления святилищ и оград к первоначальной части. Сановное святилище составляет ядро, перед которым возводится второе святилище; общая ограда охватывает эти строения; потом появляется новый храм, новая ограда и т. д. Рисунок 124, взятый из книги Рам-Раза об архитектуре Индии, показывает общее расположение таких концентрических оград, по форме и плану расположения пилонов напоминающих ансамбль храма в Карнаке.

В этих комплексах, где одно здание нагромождается на другое, напрасно было бы искать изысканности египетских храмов, но по выразительности масс и по силе воздействия они могут быть сравнены лишь с памятниками египетской архитектуры. К этому прибавляется еще обилие и нагромождение пластических украшений, символизирующих впечатление подавляющего величия.

Архитектурные памятники Древней Индии. Храм
Рис. 124
Архитектурные памятники Древней Индии. Географическое распределение различных типов храмов
Рис. 125

Географическая классификация

На прилагаемой карте Индии (рис. 125) показано географическое распределение различных типов храмов.

Ступа — единственный вид культового строения, не имеющий определенной локализация: он встречается от прилегающей к Гималаям Индии до Цейлона и всюду является признаком существования здесь буддизма, бывшего в течение по крайней мере пяти веков господствующей религией в Индии. Буква S отмечает местонахождение наиболее замечательных памятников ступа в Санчи.

Пещерные храмы, не принадлежа специально какой-нибудь определенной местности, заметным образом преобладают к югу от Нербудды (область К): здесь находятся гроты Аджанты и Карли. К северу от Нарбудды (область А) гора Абу — очаг джайнизма — является местом распространения каменной архитектуры, подражающей треугольным деревянным конструкциям. Тут мы находим самые яркие примеры храмов с покрытиями, выполненными горизонтальной кладкой плит (рисунок 111,5).

Пагода в форме башни со слегка выгнутыми ребрами наиболее распространена в провинции Орисса, область О.

Храм с пропилеями в виде пилонов и с гипостильным залом преобладает на юге полуострова, в М, в провинции Мадраса. Наконец, в долине Ганга, в области Бенареса (В), являющейся религиозным центром Индии и местом паломничества, распространены все эти типы храмов.

ИСКУССТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ВЛИЯНИЯ

Возвратимся к истокам индийской архитектуры. Мы видели, что в Индии за три века до нашей эры существовало большое искусство, покоившееся на навыках деревянного зодчества и обнаруживавшее исключительную живость воображения, которой совершенно лишено население современной Индии.

Без сомнения, вторжение каких-то народностей, какие-то смены рас отделяют время создания этой системы от тех бессознательных подражаний, следы которых мы различаем в искусстве последующих эпох.

Искусство гротов Карли и Аджанты продолжает существовать созданными традициями, утеряв, однако, всякую связь с приемами конструкции, или же заимствует формы из иноземных искусств: персидские формы при Ашоке, греческие детали, китайские и, наконец, широко почерпнутые у сасанидов,— из всех этих элементов складывается перегруженный стиль, который старается достичь эффекта скорее пышностью, чем отвлеченной красотой. Вызываемое им представление грандиозного есть результат удивления перед количеством затраченного труда.

Кастовый строй давал возможность необычайно расточительно пользоваться трудом. Противоположный принципам буддизма, он не был чужд брахманизму, и если величественные памятники эпохи брахманизма — создание рук угнетенных каст, то позволительно усомниться в том, что свободный труд был бы использован так же расточительно, как мы это видим в буддийских пещерах Аджанты.

Кастовый строй окончательно устанавливается с возвратом к брахманизму; с этих пор мастер от отца к сыну наследует ремесло и оказывается прикрепленным к местности, в которой он родился. Локализация типов индийских архитектурных памятников и их постоянство отражают эту организацию рабочих сил Индии.

Влияние индийского искусства до начала нашей эры почти не переходит за пределы самой Индии. Примерно в I в. н. э. из Индии в Китай попадает буддизм, а вместе с ним вся символическая тектоника и внутреннее устройство храмов этого культа.

Именно с этих пор Китай, примитивное искусство которого было бедно фантастическими элементами, воспринимает из Индии целый мир химер, которые оживят его архитектуру своими странными силуэтами. Буддизм исчезает в Индии, начиная с VIII в., но продолжает существовать в Китае, и основная линия развития культовой архитектуры Индии как бы продолжается в буддийском Китае.

С началом буддийской пропаганды Индия получает из Китая некоторые образцы, совершенно чуждые местному искусству: архитекторы Санчи выполняют в камне чисто китайские портики. Позже, в джайнскую эпоху, архитекторы строений на горе Абу воспроизводят конструкции китайского типа; они в камне подражают этой экзотической резьбе, как их предшественники, высекая из массива скалы, подражали формам древнего туземного зодчества.

Поздние периоды индийского искусства связаны с историей мусульманской архитектуры и носят на себе снова следы персидского влияния — занесенные в район Агры различные типы мусульманских мечетей.

Главы «Архитектурные памятники», «Искусство и социальный строй. Влияния» раздела «Архитектура Древней Индии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

totalarch.ru

Достопримечательности Индии » AboutKuban.com

Эта статья поможет вам ближе познакомиться с богатой культурой, традициями, уникальной природой и ландшафтами этой прекрасной страны и сориентироваться, какие же достопримечательности Индиинеобходимо посетить в путешествии.47

Достопримечательности Индии

Индия всегда приковывала к себе внимание миллионов туристов. Это волшебная страна, полная многовековой культуры и традиций, манящая красотой величественных гор и загадочных джунглей, повествующая тайны древних религий и поражающая величиной мегаполисов.

Итак, куда же отправиться в Индии, чтобы в полной мере прочувствовать неповторимый колорит этой страны и увидеть главные достопримечательности Индии?48

Дели

Второй по величине мегаполис страны, в котором находится столица Индии, Нью-Дели. Этот древнейшему городу более 5 тысяч лет, он буквально усеян храмами всех мировых религий, памятниками архитектуры и истории. Отправляясь в Дели, нельзя не посетить знаменитый Красный Форт (Лал Кила), построенный в XVII веке. во время правления династии Великих Моголов. Это грандиозное сооружение включает в себя обширный дворцовый комплекс и «разноцветный дворец» Ранг-Махал. В Дели расположены многие древнейшие архитектурные достопримечательности Индии. Величественный пятиярусный минарет Кутб-Минар (Башня Победы), высотой 72,5 метра, построенный в XII веке, поражает красотой орнамента и выгравированными на его стенах изречениями из Корана. На территории архитектурного комплекса Кутб-Минар расположено одно из чудес света — Металлическая колонна. Загадка этой колонны не разгадана до сих пор: 7-метровое железное сооружение отлито в V веке из настолько чистого железа, что не ржавеет вот уже 16 веков. Храм Лакшми-Нарайан, храм Бхайрона, мавзолей императора Хумаюна, мечеть Джама-Масджид — об этих и других архитектурных достопримечательностях Дели можно рассказывать еще очень много, но гораздо интереснее увидеть все своими глазами.

Агра

Нет, наверное, человека на земле, который не слышал бы о потрясающем памятнике любви беломраморном мавзолее Тадж Махал. Сказочной красоты усыпальница, словно парящая над водной гладью, поражает ажурной резьбой и россыпью драгоценных и полудрагоценных камней на великолепных мраморных стенах. Еще один замечательный памятник архитектуры дневней Агры — великий Красный форт. Это своего рода «город в городе», состоящий из целого комплекса дворцов, мечетей, мавзолеев, площадей и парков. В центре форта Агры расположена изящная мраморная мечеть Моти Масжид (Жемчужная мусульманка), а в персидском парке завораживает взгляд ажурная и нежная усыпальница Итемад-уд-Даулы, выполненная из желтого мрамора.

Мумбаи

Путешествуя по западной Индии, обязательно посетите Мумбаи (Бомбей) — самый большой мегаполис страны, экономический, финансовый, торговый и культурный центр. Расположился Мумбай на побережье Аравийского моря и именно здесь, на побережье, можно увидеть Ворота Индии, великолепную триумфальную арку из медно-красного базальта. Еще множество памятников истории осталось в Мумбаи со времен английской колонизации: Афганская мемориальная церковь Святого Иоанна-евангелиста, Собор Святого Фомы, Фонтан Флора, Дом верховного Суда.49Но достопримечательности древней Индии, памятники древней архитектуры, культуры и искусства — это не все, что может предложить эта прекрасная и загадочная страна. Индия — это прекрасные многокилометровые песчаные пляжи Гоа на юге и западе страны, это отроги Гималаев и буддистские монастыри на Тибете, это непроходимые тропические леса и засушливая пустыня Тар. Индия — огромная страна и каждый ее регион полон неповторимых открытий и незабываемых впечатлений.

aboutkuban.com

Индия – страна архитектурных памятников

Индия – очень красивая страна в Южной Азии, куда каждый год, каждый месяц слетаются сотни тысяч туристов, чтобы окунуться в историю великолепной, необыкновенной по красоте, уникальной по количеству исторических древних сооружений. Недаром говорят, что Индия – это одна из первых стран, славящаяся своими архитектурными памятниками.

Все разнообразие культуры Индийского народа, религии представлено в архитектуре и выражено в архитектурных памятниках Индии. В индийской архитектуре представлено смешение древнейших традиций Индии и других стран, и это объединение представляет великолепие памятников, храмов, монастырей. Архитектура Индии заслуживает особого к ней обращения, так как она собрала в себе мировую историю. Невозможно в нескольких словах описать значимость каждого архитектурного памятника, но все-таки существует несколько магических мест, которые обязательно нужно посетить, попав в страну заклинателей змей. К таким историческим местам можно отнести Мавзолей Тадж-Махал, Красный форт в Дели, Гробница Хумаюна, Храм Кайлаш, Храмы Эллоры, Золотой храм в Амритсар. Каждый памятник передает историю веков.

История создания мавзолея Тадж- Махал

Мировой шедевр архитектуры, которым восхищается весь мир, мавзолей Тадж-Махал считается жемчужиной мусульманского искусства. На строительство Мавзолея император привлек более 20 000 строителей и тысяча слонов огромной империи. Гид-путеводитель по священным местам Индии поведает интересную историю о появлении мавзолея. А история эта красивая, которую хочется слушать постоянно. Тадж-Махал был воздвигнут императором Индии Шах-Джаханом при очень скорбных обстоятельствах, в память о королеве Мумтаз-Махал. Мавзолей Тадж-Махал считается одним из новых семи чудес света, ежегодно более 5 миллионов туристов собираются здесь, чтобы полюбоваться красотой и величием шедевра архитектуры, провести незабываемое время в стенах мавзолея, наполненного любовью, добротой. Последнее время многие пары проводят романтическое путешествие в ночь полнолуния. Тадж-Махал был и остается символом Индии.

Красный форт

Лал Кила – так тоже называют Красный форт. Это великолепие архитектурных памятников расположено в старом Дели. Название памятника говорит само за себя, Лал Кила прозвали Красным фортом из-за ярко-красных бастионов и выпуклых башен, которые прожили века с невзгодами и капризами погоды. Многие туристы называют Красный форт раем и это не просто так, у входа в Красный форт на арке висит завораживающая надпись, которая звучит просто, но магически «Если и есть рай на свете, то он здесь». Этими словами архитектор Шах-Джехан хотел передать идею создания этого архитектурного великолепия. И каждый посетивший Лал Кила заметит сравнение крепости с раем, описанным в священных книгах Корана. Эпоха Моголов всегда символизировалась с сооружением Красного Форта, который был первой цитаделью этой эпохи. Красный Форт поражает своей величественной красотой не только снаружи, но и внутри, где можно созерцать красоту мраморных дворцов, уникальных садов, святыней религии в виде мечетей, торжественных залов.

Посетив Красный Форт, нужно обязательно знать, что Красный Форт – это и ворота Лохор, имеющие историческое значение для всего индийского народа; известный рынок Чатта Чоук, на котором можно приобрести ценные украшения, национальные изделия; Нубат Кхана – дом, который хранит в своих стенах литавры, цимбалы и все, что связано с музыкой веков; Ранг Махал или дворец цвета – красивейший дворец, в котором жили жены императоров.

Красный форт является спокойным местом, куда слетаются сотни тысяч туристов, чтобы отвлечься от активной, современной жизни крупных городов и окунуться с головой в спокойствие и мир национальных обычаев и традиций.

Гробница Хумаюна

Создание Гробницы Хумаюна тоже связано с красивой романтической трагической историей, которая лежит в камнях заложенной гробницы Хумаюна. Гробницу еще называют садом, так как ее окружает природа, и не просто высаженные деревья, а все выполнено в одном стиле, с новизной архитектурных замыслов. Именно этот архитектурный стиль выжил и дал продолжение многим другим архитектурным памятникам Индии, в том числе и мавзолею Тадж-Махал.

Составляя список посещаемых мест Индии, гробница Хумаюна должна стоять в первых строчках, гробница-сад вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На словах красоту гробницы описать невозможно, но о деталях архитектурного искусства, вложенного в создание шедевра, нужно сказать обязательно перед тем, как увидеть это уникальное произведение любви. Гробница представлена в виде восьмиугольника с возвышающимся над ним двойным куполом. В одном альянсе с гробницей сооружены колоннады с проемами в виде арок. Гробница была воздвигнута из красного песчаника, материал куполов – белый и черный мрамор. Соединив всю эту роскошь в одно произведение, получился шедевр индийской архитектуры.

Гробница Хумаюна расположена в самом центре, по обе стороны гробница окружена каналами, заполненными водой с целью сохранить красоту окружающей природы. Недаром Гробницу Хумаюна прозвали Гробницей-садом.

Храмы Эллоры и Храм Кайлаш

Храмы Эллоры – это достопримечательность № 1, которую нельзя упустить из виду. Это архитектурное наследие состоит из 34-х храмов и монастырей, святых мест, собравших в себе отголоски нескольких религий: индуизма, буддизма и джайнизма. Отпечатки всех религий в храмах, находящихся рядом друг с другом говорит об уважении, и наличии терпимости к другим религиям. Каждая религия имеет право на существование, каждая религия имеет свои традиции и устоявшиеся обычаи, которые нужно уважать. И это чудо, что архитектура Индии собрала в себе все, что связано с историей и передала это настроение через неодушевленные строительные материалы. Именно спокойное соседство разных по характеру религий и является отличительной чертой Индийского народа. Вот и разнообразие и богатство архитектуры Индии.

Храмы Эллоры отличаются изысканностью и утонченностью архитектурного стиля, что привораживает взгляды туристов на несколько минут.

Желающие сравнить храмы по отношению к ним той или иной религии, могут это сделать просто. Храмы имеют свой порядковый номер. Храмы Эллоры с первого по двенадцатый олицетворяют буддизм и являются самыми старейшими храмами. Индуизм представлен следующими храмами с номерами от 13 до 29. Самые современные пещеры принадлежали джайнам, еще одно течение в религиозной культуре народа. Каждый храм имеет свою неповторимость, уникальность, отличающую его от других пещер Эллоры.

Храмы Эллоры всегда ассоциировались с храмом Кайлаш – самым восхитительным сооружением из всех храмов Эллоры. Храм Кайлаш относится ко второй группе храмов и является символом Индуизма. Архитектурный шедевр был вырезан в скале, но с виду представлял собой отдельное сооружение, несравнимое ни с одной пещерой и храмом Индии. Святейшее место Кайлаш было сооружено, восхваляя и превознося святое имя Индии Шива. В этом произведении было настолько все продумано, что не оставляет сомнений, что это, действительно, могущественное сооружение заслуживает только слов восхищения и восхваления храма.

Золотой храм в Амритсар

Религия сикхов отражена в великолепном Золотом храме в Амритсар. Золотой храм является одним из самых посещаемых мест Индии. Сикхи приложили в свое время все усилия, чтобы воздвигнуть на радость всем такое великолепное сооружение. Золотой храм воздвигнут около озера, воды которого считаются священными и, попав в это место, паломники и туристы пытаются отдать свое почтение и поклонение предкам и искупаться в святой воде, получив прощение за все грехи. Религия всесильна, и, верующий человек знает, что такое побывать в святом месте, созданным для умиротворения.На строительство этого великолепного сооружения было потрачено очень много сил, как физических, так и душевных. Нужно отдать всего себя, чтобы соорудить такое волшебство. Независимо от принадлежности к религии, в Золотом Храме всегда предоставят и еду, и ночлег нуждающимся.

Все религиозные течения нашли отражение в архитектурных памятниках Индии, которые сохранились до сих пор, которые чтят, уважают и посещают миллионы туристов со всего света. Архитектура Индии – это великолепие, грандиозность, красота, долговечность, колоссальность культуры великой и духовной страны.

warps.ru

Архитектурные памятники Древней Индии | Архитектура и Проектирование

Пещерные храмы. Ступа. Буддийские монастыри. Пагоды. Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. Постепенное увеличение храмов. Географическая классификация различных типов храмов Древней Индии. Искусство и социальный строй Древней Индии.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнй Индии: Ступа в Санчи. Пещерные храмы Аджанты и Карли. Пагоды  в Шрирангаме и Бхуванешваре. Храмы Элоры. Храм в Будгайе. Пагода в Мамалапурам. Пагода Мон Абу. Пагода в Чидамбарале.  Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

В Индии, где каста поглощает личность, частная архитектура не могла расти и развиваться, а брахманские взгляды на переселение душ не благоприятствовали созданию надгробных памятников. Частная архитектура осталась в зачаточном состоянии и не пошла дальше хижины, покрытой террасой. Мы обладаем свидетельством Мегасфена о том, что во II в. до н. э. тоже не существовало надмогильных построек.

 

ДВОРЕЦ

Все сведения о дворце в Паталипутре носят чисто апокрифический характер. Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал (Мадура, Дели), либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре. Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями (Гвалиор). В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов. Подлинная индийская архитектура — культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

 

ХРАМ И ЕГО ПРИСТРОЙКИ

История религий Индии делится на три периода:

1.  Брахманский период, ранее III в. до н. э.

2.  Буддийский период, начинающийся с III в. до н. э.— эпохи завоеваний Ашоки — и продолжающийся до V в. н. э.

3.  Второй брахманский период; приблизительно с начала V в. намечается частичное возвращение к первоначальным вероуче­ниям, которые, претерпев некоторые изменения, вроде джайнской реформы в VIII в. н. э., окончательно вытесняют буддизм и живут в Индии до настоящего времени.

Рассмотрим строение храмов в различные эпохи.

Архитектурные памятники Древней Индии. Ступа

Рис. 117

 

Буддийский период

Культовыми памятниками буддийского периода являются тумулярные строения и пещерные храмы.

Ступа  — тумулярного типа строение, воздвигнутое для хранения реликвий Будды, является одним из наиболее примечательных буддийских памятников в Индии. Некоторые из них относятся к III в. до н. э. Обычно ступа имеет форму полушария, покоящегося на круглом основании, вокруг которого идет тропа, доступ к которой открывается через лестницу, чем дается возможность процессиям обходить священный холм.

Шуази опустил целый ряд конструктивных элементов в ступа. В верхней части полушария находилась квадратная в плане ограда, внутри которой помещался реликварий с останками того лица, в честь которого воздвигнут памятник. Трупосожжение позволяло складыватьпрах в небольшие сосуды. Над реликварием на высоком шпиле высились, убывая величиной кверху, зонты (металлические или каменные) — индийский символ величия и знатности.

В Санчи такой памятник имеет каменную ограду, в которой ворота расположены так (рисунок 117), что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения.

В плане вход в ограду ступа в Санчи приближается к свастике. Сомнительно, чтобы ворота — торана — были расположены так, «что нескромный взгляд не может проникнуть внутрь строения». Очень скоро ограда в ступа исчезает (со II — III вв. н. э.), хотя культовые процессии продолжают совершаться так же, как и раньше. Гораздо важнее учесть, что ворота — торана — в ступа ориентированы по странам света.

Пещеры — Рисунки 118 и 119 дают изображения пещерных храмов, современных буддийским ступа. План их имеет форму базилики с тремя кораблями; фасад (рисунок 118, В), высеченный, как и весь храм; в массиве скалы, украшен колоннами и носит следы прикрепления деревянных декоративных ферм (рисунок 105).

Архитектурные памятники Древней Индии. Пещерные храмы
Рис. 118 
Архитектурные памятники Древней Индии. Пещерные храмы
Рис. 119

Внутри (рисунок 119, С) мы различаем то нервюры, высеченные из самой скалы, то сохранившиеся в разных местах шипы, служившие для укрепления деревянных ребер, далее — выемки, в которые были вделаны эти ребра, и связывавшие их горизонтальные брусья. В некоторых местах сохранились брусья этих деревянных декораций.

Стены покрыты рельефами и живописью, а в глубине храма в полуциркульной нише возвышается реликварий в форме ступа. Главные представители храмов этого типа — храмы Аджанты (рисунки 118 и 119, С) и Карли (рисунок 119, D).

Буддийские монастыри — Вокруг буддийского храма почти всегда группируются монастырские кельи; часто монастырь располагается также независимо от храма. Монастырь почти всегда высечен в массиве скалы: кельи — пещеры, а фасад — портик, колонны которого вырублены также из камня.

В Аджанте весь склон горы усеян такими кельями, портики которых в величественном беспорядке перемешиваются с фронтонами храмов.

 

Период возврата к брахманизму

Приблизительно в VI в., когда брахманские учения снова начинают приобретать влияние и примешиваются к буддийским верованиям, мы видим распространение нового типа храма, не­известного в первые века буддийской архитектуры: это пагода, которая то приобретает форму двухэтажного дома, то имеет вид многоэтажной башни.

Слово «пагода» есть испорченное дагоба (по-тамильски), как на Цейлоне называют ступа. В русский язык слово «пагода» попало из французского, где слово pagode было включено в лексикон, очевидно, миссионерами. Пагодой называют на европейских языках обычно храм, а никак не ступа. В дальнейшем мы не вносим соответствующих поправок в терминологию культовых индийских зданий, применяемую Шуази: это привело бы к слишком большому изменению текста. Классификация культовой индийской архитектуры дается нами в прилагаемом сжатом очерке по истории индийского искусства.

Пагода — Почти все пагоды в форме башен подходят к одному из двух типов, показанных на рисунке 120. Тип В в виде башни с выгнутыми ребрами кажется вольной передачей конструкции, описанной нами выше; тип А соответствует конструкции уступами. Пилон А происходит из Шрирангама, В — из Бхуванешвары.

Одним из древнейших датированных памятников такого рода храмов-пилонов является храм в Будгайе, описанный в VII в. Сюань Цзаном; первоначальная конструкция этого храма угадывается за позднейшими достройками.

Сюань Цзан — знаменитый китайский паломник, в VII в. н. э. прошедший пешком в Индию через Центральную Азию, Туркестан и Афганистан; оставил «Описание стран Запада» — один из главнейших источников истории Среднего Востока.

В период постепенного возврата к брахманизму, подготовившему поглощение буддийской религии старой религией, эмблемы обоих культов часто встречаются вместе, как мы это видим в Элоре (IХ и Хвв.).

Брахманизм (или брахманство) никогда не умирал в Индии. В известной мере ошибочно разделять обе религии, т. е. брахманизм и буддизм. В определенные моменты первый брал верх над вторым. В эпоху своего расцвета буддизм был лишь своеобразной философско-религиозной системой, развившейся на фоне общеиндийских верований, к которой приложимо название брахманизм. Отсюда та удивительная толерантность, которую мы наблюдаем в Эллоре и других местах, где рядом с брахманскими памятниками находятся буддийские и джайнские.

Окончательное торжество брахманизма знаменуется преобладанием храма в виде усеченной пирамиды, схожим по форме с подвижной пагодой Вишну. Можно ли считать ступы и пещерные храмы выразителями буддийской религии, а в пагоде-пилоне усматривать символ возврата к стародавним верованиям? Ограничимся лишь указанием на эти факты. Храмы Камбоджи, памятники кмерского искусства, представляют собой лишь варианты пирамидального типа пагоды.

Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 120 
Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 121

Очевидно, здесь имеется в виду колесница с изображением божества (в данном случае Вишну), которая фигурирует на религиозных индийских праздниках того или иного культа. По мифологическим представлениям индуса, бог передвигается по небу в колеснице (вахана), которая является одним из небесных обиталищ божества. Отсюда многие храмы Индии (например, знаменитый храм в Конарке) имеют у фундамента колеса, т. е. как бы являются большими воспроизведениями колесниц. Вполне естественно, что форма культовых колесниц, применяемых при празднествах, и форма индийского храма совпадают.

Рисунок 121 (Элора) дает нам представление о пагоде в виде двухэтажного дома. Храмы Элоры и кмерские памятники отмечают в истории индийского искусства период чрезмерной роскоши, когда архитектурные линии исчезают под скульптурной декорацией. Это пышное искусство относится к VII, VIII и IX вв.

В следующие века одновременно с пагодами в форме башен встречаются пагоды, подражающие зданиям, увенчанным куполами; такова высеченная из массива скалы пагода (рисунок 122) в Мамалапурам, датируемая обычно VI в.

Наконец в X в. появляются джайнские пагоды (Мон Абу) с гипостильными залами — тип, находимый также в брахманской архитектуре Южной Индии. Несколько гробниц, воздвигнутых в подражание этим пагодам, представляются в виде павильонов на колоннах, увенчанных луковичными куполами.

Пилоны и гипостильные залы в брахманских храмах. — Почти необходимой принадлежностью всякого буддийского храма был монастырь; жизнь монастырей угасла вместе с буддизмом. Возле брахманских храмов находятся пропилеи и колонные залы, служащие пристанищем для странников, и священные озера, окруженные портиками. Необходимо отметить довольно интересные перемещения форм, которые здесь наблюдаются: то пилон представляет собой башню с уступами, и через него открывается вход в храм, имеющий форму колонного зала, то, наоборот, колонный зал представляет собой пропилеи, а уступчатая башня играет роль храма.

Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода Архитектурные памятники Древней Индии. Пагода
Рис. 122  Рис. 123

На рисунке 123 показан гипостильный зал в одном из южных храмов (пагода в Чидамбарале). Иногда храм и все примыкающие к нему помещения высечены в массиве скалы. Как пример приведем группы строений Элоры: пагоды, портики, статуи, столбы — все высечено из гранита скалы. Галереи храмов и портиков соединяются мостами, выдолбленными тоже в скале. Надземные памятники здесь выполнены теми же методами, что и пещерные храмы.

Постепенное увеличение храмов — Подобно храмам Египта, главнейшие храмы Индии создавались постепенно, путем добавления святилищ и оград к первоначальной части. Сановное святилище составляет ядро, перед которым возводится второе святилище; общая ограда охватывает эти строения; потом появляется новый храм, новая ограда и т. д. Рисунок 124, взятый из книги Рам-Раза об архитектуре Индии, показывает общее расположение таких концентрических оград, по форме и плану расположения пилонов напоминающих ансамбль храма в Карнаке.

В этих комплексах, где одно здание нагромождается на другое, напрасно было бы искать изысканности египетских храмов, но по выразительности масс и по силе воздействия они могут быть сравнены лишь с памятниками египетской архитектуры. К этому прибавляется еще обилие и нагромождение пластических украшений, символизирующих впечатление подавляющего величия.

Архитектурные памятники Древней Индии. Храм
Рис. 124
Архитектурные памятники Древней Индии. Географическое распределение различных типов храмов
Рис. 125

Географическая классификация

На прилагаемой карте Индии (рис. 125) показано географическое распределение различных типов храмов.

Ступа — единственный вид культового строения, не имеющий определенной локализация: он встречается от прилегающей к Гималаям Индии до Цейлона и всюду является признаком существования здесь буддизма, бывшего в течение по крайней мере пяти веков господствующей религией в Индии. Буква S отмечает местонахождение наиболее замечательных памятников ступа в Санчи.

Пещерные храмы, не принадлежа специально какой-нибудь определенной местности, заметным образом преобладают к югу от Нербудды (область К): здесь находятся гроты Аджанты и Карли. К северу от Нарбудды (область А) гора Абу — очаг джайнизма — является местом распространения каменной архитектуры, подражающей треугольным деревянным конструкциям. Тут мы находим самые яркие примеры храмов с покрытиями, выполненными горизонтальной кладкой плит (рисунок 111,5).

Пагода в форме башни со слегка выгнутыми ребрами наиболее распространена в провинции Орисса, область О.

Храм с пропилеями в виде пилонов и с гипостильным залом преобладает на юге полуострова, в М, в провинции Мадраса. Наконец, в долине Ганга, в области Бенареса (В), являющейся религиозным центром Индии и местом паломничества, распространены все эти типы храмов.

ИСКУССТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ВЛИЯНИЯ

Возвратимся к истокам индийской архитектуры. Мы видели, что в Индии за три века до нашей эры существовало большое искусство, покоившееся на навыках деревянного зодчества и обнаруживавшее исключительную живость воображения, которой совершенно лишено население современной Индии.

Без сомнения, вторжение каких-то народностей, какие-то смены рас отделяют время создания этой системы от тех бессознательных подражаний, следы которых мы различаем в искусстве последующих эпох.

Искусство гротов Карли и Аджанты продолжает существовать созданными традициями, утеряв, однако, всякую связь с приемами конструкции, или же заимствует формы из иноземных искусств: персидские формы при Ашоке, греческие детали, китайские и, наконец, широко почерпнутые у сасанидов,— из всех этих элементов складывается перегруженный стиль, который старается достичь эффекта скорее пышностью, чем отвлеченной красотой. Вызываемое им представление грандиозного есть результат удивления перед количеством затраченного труда.

Кастовый строй давал возможность необычайно расточительно пользоваться трудом. Противоположный принципам буддизма, он не был чужд брахманизму, и если величественные памятники эпохи брахманизма — создание рук угнетенных каст, то позволительно усомниться в том, что свободный труд был бы использован так же расточительно, как мы это видим в буддийских пещерах Аджанты.

Кастовый строй окончательно устанавливается с возвратом к брахманизму; с этих пор мастер от отца к сыну наследует ремесло и оказывается прикрепленным к местности, в которой он родился. Локализация типов индийских архитектурных памятников и их постоянство отражают эту организацию рабочих сил Индии.

Влияние индийского искусства до начала нашей эры почти не переходит за пределы самой Индии. Примерно в I в. н. э. из Индии в Китай попадает буддизм, а вместе с ним вся символическая тектоника и внутреннее устройство храмов этого культа.

Именно с этих пор Китай, примитивное искусство которого было бедно фантастическими элементами, воспринимает из Индии целый мир химер, которые оживят его архитектуру своими странными силуэтами. Буддизм исчезает в Индии, начиная с VIII в., но продолжает существовать в Китае, и основная линия развития культовой архитектуры Индии как бы продолжается в буддийском Китае.

С началом буддийской пропаганды Индия получает из Китая некоторые образцы, совершенно чуждые местному искусству: архитекторы Санчи выполняют в камне чисто китайские портики. Позже, в джайнскую эпоху, архитекторы строений на горе Абу воспроизводят конструкции китайского типа; они в камне подражают этой экзотической резьбе, как их предшественники, высекая из массива скалы, подражали формам древнего туземного зодчества.

Поздние периоды индийского искусства связаны с историей мусульманской архитектуры и носят на себе снова следы персидского влияния — занесенные в район Агры различные типы мусульманских мечетей. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru

Индия, Варанаси - город, который старше, чем история... / Мировые Достопримечательности / Мировые достопримечательности. Фото достопримечательностей, идеи для путешествий. Туристический журнал.

На левом берегу великой реки Ганг раскинулся индийский город Варанаси, возникший, если верить легенде, более 5000 лет назад.

Считается, что это самый первый город на земле и создан он был самим богом Шивой.

Именно отсюда, как гласят индуистские хроники, началось сотворение Вселенной.

Тут вместе с людьми жили боги, до того, как ушли в Гималаи.

С тех пор Варанаси — один из крупнейших центров паломничества в Индии.

Сегодня здесь проживают тысячи браминов, йогов, аскетов и сотни тысяч обычных людей, которые каждое утро на восходе солнца совершают ритуальное омовение в водах священной реки.

Кварталы Варанаси (или, как еще называют этот город — Каши) протянулись на многие километры вдоль реки Ганг.

Здесь все смешалось — храмы и дешевые отели, дворцы раджей и хибары бедняков; дома, принадлежащие древним аристократическим родам, и общежития для прокаженных; лавочки, где совершенно свободно можно купить конфеты и халву с опиумом и гашишем, и хосписы.

Да и сама набережная необычна: она представляет собою огромный храм, где круглые сутки молятся, медитируют и выполняют асаны. Тут же пылают костры, в которых сжигают мертвых…

Около 1 миллиона паломников со всего мира ежегодно посещают Варанаси, чтобы окунуться в священные воды Ганга.

В городе насчитывается около 1,5 тысяч индуистских храмов. Наиболее значимые — Бишешвар и мечеть Ауренг-Зеба.

В 13 км от Варанаси сохранились и руины Сарнатха — места, где, как считается, Будда прочел свою первую проповедь.

Главным же предназначением этого древнейшего города считается познание смысла сущего и возможность разорвать непрерывную череду рождений и смертей.

Умереть в Варанаси — значит оказаться после смерти рядом с Богом. Поэтому многие индусы, чувствуя приближение смерти, устремляются в Варанаси, чтобы закончить свой земной путь именно в этом священном городе.

Источник: turj.ru

Ещё статьи об интересных древних городах:Йемен, Сана: архитектура, которой 3000 лет Тунис: Матмата — древние жилища, выкопанные в землеИордания, Необычайное путешествие в мир истории и античности ДжерашаЙемен: Шибам — Манхэттен в пустыне Мексика: Эль-Тахин — город, затерянный в джунгляхГватемала: Тикаль — место, где говорят духи Италия, Неаполь: Помпеи — город под грудой раскаленной лавы и пепла

turj.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров