Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Интересное. Достопримечательности елатьмаПанорама Елатьма. Виртуальный тур Елатьма. Достопримечательности, карта, фото, видео.История Елатьма впервые упоминается в 1381 году, когда московский князь Дмитрий Донской купил Елатьму и ещё два города у мещерского князя Александра Уковича. С 1779 года Елатьма — уездный город Тамбовского наместничества. С 1796 по 1923 годы город был центром Елатомского уезда Тамбовской губернии, после чего уезд был передан в Рязанскую губернию. В 1924 году Елатомский уезд включён в состав Касимовского уезда. В 1926 году Елатьма утратила статус города. В 1929 году Елатьма становится районным центром в Московской области, а с 1937 года — вновь созданной Рязанской области. В 1958 году Елатьма преобразована в посёлок городского типа. А в 1963 году Елатомский район был включён в состав Касимовского района.Экономика Главным градообразующим предприятием посёлка является Елатомский приборный завод, выпускающий известную по всей России медицинскую технику. Среди других предприятий выделяются Елатомский маслосырзавод, Елатомское потребительское общество, 4 деревообрабатывающих завода. В посёлке также имеется почтовое отделение, офис обслуживания «Ростелеком», офис Сбербанка России, АЗС, аптечные пункты. Работают следующие операторы сотовой связи с поддержкой 3G: «Билайн», «МТС», «МегаФон», «ТЕЛЕ 2», «Ростелеком» также предоставляет доступ ко всемирной сети. Есть также автосервис и две автомойки.Культура В Елатьме работают общеобразовательная школа, детско-юношеская спортивная школа, детский дом-интернат для умственно отсталых детей, дошкольный коррекционный детский дом, школа-интернат для детей-сирот, психоневрологический интернат, детский сад. Действуют районная больница, краеведческий музей, дом культуры, народный театр, детская музыкальная школа, дом детского творчества, городская библиотека, физкультурно-оздоровительный комплекс. В посёлке также располагаются действующие православные церкви Вознесенская, Всех Святых и Святой Троицы. Частично сохранились стены Ильинской и Рождественской церквей. В меньшей степени пострадала Воскресенская (Покровская) церковь. Некогда (тогда ещё в уездном городе) действовало 10 каменных храмов и 3 домовые церкви (тюремная, гимназическая и больничная), две мечети и одна синагога. Один раз в месяц выходит газета «Вести Еламеда» с новостями поселка.Климат Известные уроженцы Леман, Юрий Яковлевич (1834—1901) — русский живописец Граве, Леонид Григорьевич (1842—1891) — русский поэт. Михаил (Грибановский) (1856—1898) — епископ Таврический и Симферопольский, богослов, духовный писатель, прототип рассказа А. П. Чехова "Архиерей".Примечания Литература Елатьма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп… ... (Русский)www.streetvi.ru
www.hist-sights.ru Елатьма - Рязанский крайЦерковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кирпичная церковь с декором в духе барокко, выстроенная в 1773. Двусветный четверик, перекрытый купольным сводом с главкой, с небольшой трапезной и шатровой колокольней, интересной эклектичным декором. Главный престол Воскресенский, приделы Покровский и Знаменский. Закрыта не позже 1930-х, использовалась в хозяйственных целях, позже заброшена.
Церковь Всех Святых
В документах Государственного архива Рязанской области имеются следующие сведения о кладбищенской Всесвятской церкви г. Елатьма Тамбовской губернии (ныне Касимовский район Рязанской олбласти): в г. Елатьме - соборная Преображенская церковь, каменная, построенная в 1748 г. - главная; при ней 1- я кладбищенская Всесвятская, каменная, построенная в 1837 г.- приписная (кладбищенская)- бесприходная. В других документах говорится, что церковь каменная, трапезная теплая, построенная на средства благотворителей и старанием священника соборной церкви Иоанникеева в 1838 г. Престолов в ней было три: во имя всех святых, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, преподобного Сергия Радонежского. При церкви было две богадельни: мужская и женская, содержащиеся на средства благотворительного комитета. Церковь была закрыта решением облисполкома № 747 от 03.04.1941 г. под клуб. История муниципального учреждения культуры «Елатомский краеведческий музей» берет своё начало с дореволюционных времен. На протяжении длительного периода он несколько раз открывался и расформировывался. Лишь в 1963 г., благодаря стараниям местного художника и педагога Алексея Алексеевича Александровского открылся краеведческий музей на общественных началах. В создании музея и собирании коллекций принимали участие преподаватели, учащиеся, жители Елатьмы. С 1991 г. хранителем музея являлась Тамара Георгиевна Зверинина. Она бережно хранила и пополняла фонды музея, которые легли в основу музейного собрания. В преддверии празднования 625-летия Елатьмы было принято решение о создании на базе общественного (народного) музея муниципального краеведческого музея и выделении для него нового помещения. 26 ноября 2007 г. Елатомский краеведческий музей был открыт. Сотрудники Елатомского краеведческого музея бережно относятся к истории родной земли, их стараниями экспозиции музея постоянно обновляются, появляются новые тематические экскурсии, мероприятия, разрабатываются и внедряются культурно-образовательные программы.
Адрес: 391351, Рязанская обл., Касимовский р-н, пгт. Елатьма, ул. Янина, д. 3. Тел. (49131) 91-796 Музей работает с 10.00 до 16.00 Выходной день – понедельник
Санитарный день – последняя пятница каждого месяца Стела с гербом Елатьмы. Елатьма | ДостояниеЕлатьма расположилась у крутого берега Оки на предельном удалении от областного центра. Из Рязани двести вёрст через Спас-Клепики, Туму, Гусь-Железный и Касимов. Было время, добирались и воздушным транспортом, когда в посёлке действовал аэродром. Современную экономику, безусловно, тормозит отсутствие железной дороги. Отчасти в этом повинны касимовские купцы и чиновники XIX века, не желавшие менять выбранный курс на развитие речного транспорта. Современная Елатьма на экономической карте — крупный центр российского приборостроения. Местный завод европейского уровня сертификации производит около 5% медицинского оборудования в масштабах страны. Елатомские алмаги и другие приборы из серии «домашний доктор» для лечения артритов, остеохондрозов, артрозов, переломов, язв и десятка других заболеваний известны далеко за пределами региона. Не отстаёт и пищевая промышленность. Масло, молоко, сыр, ряженка, кефир и другие товары Елатомского маслосырзавода пользуются высоким спросом. Упоминания требуют средняя школа векового стажа работы, профтехучилище, комбинат коммунальных предприятий, районная больница и детская музыкальная школа. Жизнь в Елатьме кипит, хотя и на медленном огне. Удаленность от райцентра, равно как и от Владимира и Нижнего Новгорода, снижают темпы развития, и сам облик Елатьмы скорее напоминает облик уездного городка XIX века, который кажется, с тех пор ничуть не изменился. Такое впечатление мимолетно: асфальт, вывески на магазинах и растерзанные купола побитых храмов заметно разбавляют пейзаж элементами наследия ХХ столетия. Прогулка по Елатьме и её окрестностям позволяет окунуться и в мир эпохи динозавров, и во времена Смуты, и в эпоху Великой московской чумы, и в советскую реальность. Сколько лет Елатьме, вопрос непростой. Городок впервые упоминается в договорной грамоте 1381 года. Документ засвидетельствовал акт покупки городка триумфатором Куликовской битвы — московским князем Дмитрием Донским. Город был основан мещеряками и мордвою и приобретён московскими князьями у местного мещёрского князя Александра Уковича. В те времена Елатьма служила военной крепостью, с юга и северо-запада имела ров и крепостной вал, а со стороны реки город защищал неприступный откос долины Оки. Однако 1381 год — лишь год первого упоминания. Само же поселение гораздо старше, на что намекают топонимисты — исследователи происхождения названий. Корни названия городка авторитетные учёные выискивают в финно-угорских словарях. В первую очередь напрашивается марийское «йулалтымс», то есть «выжженное», «место, расчищенное от леса». Свои козыри есть и у финнов, где слово «еляма» переводится как «жизнь». Да и у родственных саамов слово «елет» воспринимается как «жилое» или «обжитое». Близок татарский вариант с переводом «бойкое место». Эти версии считаются гораздо более научными, нежели созвучие с русским «елей тьма», а тем более с именем мифической княгини Елатомы, доказательств существования которой не найдено вовсе. По сведениям Тян-Шанского, в трёх верстах от Елатьмы вверх по течению реки Оки прежде располагалось село Адрианова Пустынь, где ещё при Иване Грозном была основана мужская пустынь, существовавшая до 1764 года: кое-где у села ещё не так давно в крутых склонах местных оврагов и долины Оки можно было увидеть входы в рукотворные пещеры, прорытыми монахами. Вход в них был огорожен и заперт дверью по причине обвалов, а прежде, по словам старожилов, можно было ходить в пещеру более чем на версту. В 1426 году великий князь Василий II отдал Елатьму вместе с Кадомом вотчинникам Протасьевым, и так в городе появились наместники и воеводы. В Смутное время власти Елатьмы вместе с шацкими и касимовскими, оказались коллаборационистами — проявили лояльность польскому интервенту, узурпатору российского престола Лжедмитрию. Продолжалось это около года, до августа 1608-го, когда верные Отечеству войска под руководством Фёдора Шереметьева смели иностранцев. В середине XVII века елатомскиим воеводой стал родственник будущего великого русского поэта — Григорий Гаврилович Пушкин, которого царь Михаил Фёдорович включил в состав посольства к польскому королю Владиславу, а за успешное выполнение поручения повысил из думных дворян в окольничие. На Елатьме сильно отразились административные реформы, неоднократно перекраивавшие сетку регионов России. Со времён Пётра I городок успел побывать в составе Казанской, Азовской, Воронежской, Тамбовской и Рязанской губерний, и каждый раз Елатьма находилась на предельном удалении от управляющего центра. Сначала в 1708 году Пётр подписал Указ о создании губерний, коих было всего восемь на всю империю (а это от Петербурга до Охотского моря), и Елатьма оказалась в составе Казанской губернии, прообраза нынешнего Татарстана. Затем в 1719 году границы перечертили, и Елатьма уже вошла в состав Шацкой провинции Азовской губернии, объединившей среднюю полосу России с Причерноморьем. В 1725 году Азовская губерния была переименована в Воронежскую, и в таком виде страна развивалась более полувека. А в царствование Екатерины II, когда были учреждены генерал-губернаторские округа и наместничества с уездами, впервые со времён Рязанского княжества, оформилось нечто рязанское. На картах появилось Рязанское наместничество, и к нему присоединили Елатьму и город Касимов. И только елатомцы стали осваивать связи с руководством в Рязани, как всего через год, в октябре 1779-го, их передали наместничеству Тамбовскому. Затем в 1796 году при Павле I наместничества были преобразованы в губернии, и Елатьма лишилась статуса уездного города. В 1802 году, сохранив бывшим наместничествам названия губерний, Александр I возвратил им прежние деления на уезды. В том же году Елатьму опять повысили до уездного города Тамбовской губернии, и она оставалась им вплоть до 1923 года, и с той поры стала полноправной частью Рязанской области. Вот почему в рязанских фондах так мало информации о Елатьме — собирать её по крупицам следует в архивах Казани, Воронежа и Тамбова. За это время в Елатьме развили канатное производство — корабельное дело и сплавная торговля по рекам в XVIII веке вызвали большой спрос на пеньку, которую изготавливали из конопли, поэтому крестьяне её охотно сеяли. Волокно из конопли было в числе ходовых товаров, а Елатомская фабрика работала на экспорт товара в столицы. Отличались елатомцы ещё и производством муки, которая славилась особенной белизной. Когда-то городок украшали 13 церквей, один еврейский молитвенный дом и две мечети. Если въезжать в Елатьму со стороны деревни Инкино, то на улице Володарского будет видна полуразрушенная колокольня Вознесенской церкви, которая была возведена в 1795 году купчихами Акулиной и Елизаветой Виноходовыми. Изнутри купол храма украшали изображения фигур Бога Отца и Бога Сына, у ног которых был земной шар. С тех пор не осталось ни росписей, ни колоколов, ни шпилей. В руины превращается и Ильинская церковь, построенная в 1747 году. Она отличалась от других местных храмов внутренним убранством: иконостасы в ней были старинной формы, с фигурной резьбой и прочной позолотой. В её ризнице хранились евангелие в медном окладе с серебряными в позолоте изображениями Христа и евангелистов чеканки 1730 года, серебряный потир, датированный 1741 годом. При советской власти иконы и ценности реквизировали, иконостас уничтожили, церковные книги сожгли, колокола сняли, храм обезглавили и высокую колокольню перестроили в водонапорную башню, сломав при этом верхний ярус звонницы. Позже рядом с колокольней возвели новую водонапорную башню. В конце 70-х годов XX века церковь пытались разобрать на кирпич, но помешал прочный известковый раствор. По улице Янина стоит деревянный купеческий дом Поповых, построенный в XIX веке. Его хозяйкой была Мария Андреевна Попова, урождённая княжна Кильдишева. Она содержала в Елатьме церкви, сиротские приюты, состояла попечительницей училищ, выделяла средства на ремонт дорог. Старожилы вспоминали, как Попова приносила зимой валенки девочкам-первоклассницам, а за воротами её дома всегда стоял стол с хлебом для бедных людей. При этом Попова вела прибыльный бизнес: брала в заклад пароходы, давая по 70% от стоимости судов, и в случае неуплаты денег в срок оставляла их у себя. Именно так Попова стала владелицей пароходов «Авраам» и «Братья Ляховы», переименовав последний в «Дети Попова». Дальше по улице — Елатомский дом культуры, одно из помещений которого занимает краеведческий музей. В здании до революции размещалось реальное училище, а после — Народный дом. Вблизи — пруд Козиха. В середине прошлого тысячелетия это был крепостной ров, за которым возвышались кирпичные сторожевые башни и двойные деревянные стены. За прудом — территория древнего городища. Здесь же бывший тюремный замок, или просто тюрьма. По архивным данным, Елатомский тюремный замок был выстроен царским правительством в 1853 году за 22 тысячи рублей. Каменный, двухэтажный с полуподвальным (цокольным) жилым этажом, двумя жилыми флигелями, замок был обнесён высокой каменной оградой. Он имел общие камеры на 58 человек и две одиночные камеры. При советской власти с 1918-й до 1950-е годы здесь сидели сначала «классовые враги», а потом и «враги народа», осуждённые по печально знаменитой 58-й статье. После смерти Сталина все здания тюремного замка были переоборудованы и использовались для жилья, а также под учебные лаборатории и мастерские Елатомского профессионально-технического училища. А центральную часть городища украшала когда-то самая древняя в городе церковь Рождества Пресвятой Богородицы, некогда принадлежавшая мужскому монастырю. В честь победы русских войск при взятии Казани у церкви была выстроена башня-звонница, а к ней подвешен колокол с надписью «Дар царя Иоанна Васильевича». В 1958 году звонницу разобрали, а колокол переплавили для нужд народного хозяйства. Всё, что осталось сегодня, — невзрачное строение, что прячется за деревьями вблизи монумента Победы. В конце бульвара стоит двухэтажное белое здание на берегу пруда. Это бывшая Земская управа. Сейчас здесь школа-интернат для детей-сирот. А если пройти по аллее вдоль парка, то она выведет к красному кирпичному зданию бывшей женской гимназии, которая открылась в Елатьме в 1901 году. Из четырёхклассной она вскоре стала восьмиклассной. Во дворе между зданием бывшей женской гимназии и Домом культуры осталось несколько столетних лип. Это всё, что осталось от сквера, который некогда высадили гимназисты. На параллельной улице, которая при советской власти носила имя Аполлона Ивановича Граве, а затем была переименована в улицу Луначарского, стоит так называемая серая школа. Имя Граве было присвоено улице после того, как председатель училищного совета Елатомского уезда добился-таки открытия гимназии в Елатьме. На это Аполлону Граве понадобилось шесть лет. В год начала первого мирового финансового кризиса, названного впоследствии «Долгой депрессией» в Елатьме открывают четырёхклассную гимназию. В 1873 году подобные появляются и в Петербурге, и в Москве, и других крупных городах российского государства. Одним из выпускников гимназии станет авиатор Александр Васильев, который первым установит всероссийский рекорд высоты в тысячу метров. После окончания гимназии, сдав экзамен, можно было поступать в университет. Большинство обучавшихся в гимназии, по воспоминаниям старожилов, были приезжими. Ибо ни в одном из ближайших к Елатьме городов — Касимове, Муроме, Выксе, Кадоме, Шацке, Темникове — гимназий не было. Гимназистам, как и военным, запрещалось держать руки в карманах, нарушать установленную форму одежды и переодеваться в гражданское платье. Под страхом исключения из гимназии им запрещалось курить и употреблять спиртные напитки, а также появляться на улице позже 19.00. На вечерние культурные мероприятия и спектакли можно было ходить только в сопровождении родителей. За серьёзные проступки ученикам полагалось отсидеть в карцере целые сутки. Карцером служила узенькая комната, в которой была кровать с соломенным матрацем, одеялом и подушкой, столик, табуретка, на столе керосиновая лампа, тёплая печка. Окно располагалось высоко, метрах в двух от пола. Для Елатомской гимназии было отдано добротное двухэтажное белое здание с 14 окнами по фасаду второго этажа. К нему пристроили большое двухэтажное здание красного кирпича с просторными актовым и спортивным залами. В начале XX века здание с гимназической церковью оштукатурили и побелили, большую часть двухэтажного учебного корпуса сломали, а на месте снесённой части здания выстроили более просторный, светлый с высокими потолками и широкими окнами двухэтажный учебный корпус серого цвета. Елатомцы его так и назвали — «серая школа». Через пруд и парк, минуя площадь Победы, дорога выведет к главной площади городка — Базарной. В 1810 году по проекту «архитекторского помощника» Григорьева, который подписали архитекторы Висконти и Русско, здесь построили торговые ряды. В здании торговых рядов до революции размещалось пять лавок. Большим спросом пользовались резиновые калоши. И сегодня торговые ряды продолжают выполнять свою функцию. Некогда у площади был единый исторический стиль — фасады зданий гармонировали и ничто не отвлекало взгляд. Сегодня же, помимо того, что торговые ряды страдают от местного вандализма, и сама площадь утратила былой образ. Бывшая Базарная площадь, а нынче Ленина, о чём свидетельствует памятник вождю, до революции называлась Соборной, поскольку рядом в городском саду располагался самый большой храм Елатьмы — Спасо-Преображенский собор, построенный в 1748 году. При советской власти собор снесли. На его месте была устроена ровная площадка, где в настоящее время дети играют в футбол. Сегодня единственное, что бросается в глаза рядом с городским парком, где стоял храм, это здание сельской библиотеки — кирпичное и серое, с негаснущим перекрестием серпа и молота. Если с площади спускаться к Оке, дорога пройдет уже мимо руин Воскресенской церкви. Её построили в 1773 году в память о чудесном спасении Елатьмы от чумы 1770-1772 годов. В развалинах и Троицкая церковь — одна из самых старых, построенная в 1631 году. Церкви Святого Духа 1834 года постройки повезло больше остальных — её полностью отремонтировали, и сегодня в её стенах проходят богослужения. Но многие церкви Елатьмы и вовсе не сохранились. О них, как и о других исторических памятниках, лучше всех расскажут историки в местном краеведческом музее: здесь множество архивных документов и фотографий об истории городка. Обычаи жителей Елатьмы конца XIX века стали предметом исследования А.П. Звонкова. Его работа «Современный брак и свадьбы среди крестьян Тамбовской губернии Елатомского уезда» вышла в свет в 1889 году. Прочитать её для современной молодежи, значит вооружиться аргументами в извечном разговоре с родителями на тему «Мы в молодости такими не были». Вот что писал Звонков о нравственности крестьянской молодёжи. «В Елатомском уезде если было замечено на посиделках, что какая-либо их участница любит «бросаться от одного на другого», она приобретала репутацию «заблудящей» и теряла «в глазах молодёжи всё своё обаяние». Подруги её сторонились, а парни над ней смеялись. Полюбить девушку с такой репутацией было «совестно перед товарищами», а жениться на ней — «стыд перед родителями, зазор перед миром». Ещё в большей мере всё это относилось к девушке, которая далеко заходила во взаимоотношениях с парнем; её не брал в жены ни он, и никто другой в деревне. Даже вдовец побрезгует такой девушкой, так как сочтёт, что она и мать плохая будет, и хозяйка ненадёжная. От девушки требуется много выдержки и рассудительности — иначе незавидна будет её доля. Довольно высокая степень откровенности в выражении влечений молодых людей двух полов, солёные шутки, грубоватые и подчас нескромные ласки — всё это вполне органично входило в крестьянские представления о дозволенном, но при этом общественное мнение одобряло постоянство пар и сохранение определённого предела в степени близости, за который переступали, как правило, лишь после свадьбы». Елатьма и её окрестности вне всякого сомнения будут интересны любителям и исследователям природы. В двух километрах к северу от посёлка на изрезанном оврагами склоне долины Оки сохранился реликтовый лесной массив. «Лес Паника» — кондовая дубрава с клёном, вязом, ясенем, липой и чёрной ольхой — скрывает места произрастания редчайшей северной орхидеи — венерина башмачка. Это растение на Рязанщине ни кому не попадается на глаза с середины 1970-х годов, несмотря на многочисленные попытки его отыскать. Странная орхидея медленно развивается под землей, и выдаёт первые цветы лишь на 17-й год жизни. Загадка исчезновения венерина башмачка особенно контрастирует с рассказами старожилов Елатьмы о том, как они, будучи школьниками, в предвоенные годы дарили букеты орхидей учителям на выпускной вечер. Но большинство как местных жителей, так и гостей Елатьмы сегодня отправляется к Панике по совершенно иной причине — за чистейшей водой на родник. Напор воды невелик, и в выходные на склоне выстраивается целая очередь из желающих, темп продвижения которой исключительно тормозят охотники до воды с 20-30-литровыми флягами. Для ожидающих оборудована лавочка и беседка. Высачивание родниковой воды приурочено к днищам оврагов, где вскрывается толща глин, выполняющих роль водоупорного слоя. Чёрную жирную глину — отложения дна моря юрского периода — можно увидеть не только в оврагах, где она, насыщенная водой, плывёт под ногами, но и на берегу Оки, особенно к югу от Елатьмы. Еще в середине XIX века Николай Петрович Вишняков, известный коллекционер, писал: «К моей величайшей радости, я тут-то в оврагах вправо от Елатьмы нашёл ту настоящую Мурчисоновскую юрскую формацию… Бездна ископаемых, не успеваем собирать… Мы с Анютой (женой) собирали ископаемых и всё-таки не выбрали всего, что попадается. Бездна гриффей и аммонитов покрывают берег и всё в великолепных экземплярах, особенно аммониты… То, что мы собрали под Елатьмой, далеко превосходит всё то, что я видел в Университетском музее и у Траутшольда». В этих глинах палеонтологи в 1878 году обнаружили ранее неизвестный науке вид вымерших существ — аммонитов, предков современных осминогов, и название дали по месту находки — cadoceras elatmae — аммонит елатомский. Требуют проверки сведения о нахождении здесь костей морского ящера — ихтиозавра. Леса под Елатьмой преимущественно хвойные. Заокские леса, в которые проникнуть поможет паромная переправа, просматриваются на многие километры. Они тянутся бесконечным океаном на восток до Кадома и Нижнего Новгорода, а на север — до Мурома. В лесах этих скрываются песчаные взгорья Вянских Бугров, которые героическими усилиями некогда удалось засадить сосной, но пожар 2010 года разметал в пух и прах все надежды работников леса. Первенство удерживает сосна. На почвах повлажнее и побогаче появляется примесь ели. Здесь никогда не бывало проблем со сбором боровичков. В подлеске растут можжевельник и калина, рябина и шиповник, орешник и дикая малина, а в пойме — черёмуха и колючая ежевика. В эти места стоит заехать, чтобы познакомиться с тетеревом и глухарём, на заливных лугах гнездятся кулики, а на пролёте встречаются и журавли, и гуменники, и даже лебеди-кликуны. В заводях, старицах и озёрах близ Елатьмы много плотвы, леща, щуки, судака, окуня, язя и стерляди, отчего рыбаков здесь в любое время года пруд пруди. comments powered by HyperCommentsЛюдмила Рубцова, Алексей Водорезов dostoyanie.info В глубокую старину Елатьма считалась городомИсторическая справка Как пишет в своей книге "Не может сердце жить покоем..." елатомский литератор Г. Грязнов, существует несколько версий происхождения названия этого селения. Одна версия связывает название с именем мещерской княгини Елатом, другая приписывает Елатьме угро-финское происхождение, которое обозначает выжженное место", татары слово "Елатьма" переводят как бойкое, удобное для жизни место, финны усматривают в этом слове - жизнь... Считается, первоначально в Елатьме жили мещеряки и мордва. Не исключается здесь и татарский элемент. Первое письменное упоминание Елатьмы от носится к 1381 году, когда Московский князь Дмитрий Донской купил Елатьму у мещерского князя Александра Уковича. Затем Елатьма упоминается в 1426 году, когда великий князь московский Василий Темный передал Елатьму во владение вотчинникам Протасьевым. И еще одна дата - 1550 год. В том году вооруженный елатомский отряд во главе со своим воеводой Курляевым в составе рязанского войска успешно отразил нашествие ногайских татар. С Елатьмой связано имя Петра I, который был здесь проездом во время своего второго Азовского похода в мае 1722 года. К этому времени в Елатьме было около 300 посадских домов и проживало свыше 3000 человек. В 1778 году Елатьма, при административном переустройстве России и делении ее на губернии, становится уездным городом и передается Тамбовскому на местничеству. Елатомский уезд в то время был самым промышленным и культурным в Тамбовской губернии. Тут работало несколько промышленных заведений - полотняный завод, стекольный завод, несколько кирпичных заводов. Действовали приходское и уездное училища. В середине XIX века Елатьма становится крупным городом, в котором насчитывалось около 800 домов и проживало 6738 человек - 500 мещан, 47 дворян, 45 человек духовного звания, около 100 купцов. Население обслуживали 11 церквей. В городе велась широкая торговля хлебом, пенькой, мясом, медом, полотном. Тут имелись больница, аптека, 11 постоялых дворов, 33 кузницы, 4 ветряные мельницы. А в конце прошлого века население Елатьмы составляло уже 7720 человек. В городе было 14 церквей 2 мечети, одна синагога, земская больница, городской банк, кожевенный, канатный, свечной заводы, типография. Елатьма утопала в садах. Сады были почти при каждом доме. Более полутораста лет Елатьма называлась городом являясь центром уезда.Но вот в 1924 году в стране произошло очередное административное переустройство: Елатомский уезд переходит в Рязанскую губернию, в Касимовский уезд и в связи с этим Елатьма лишается статуса города и называется селом. Через пять лет, в 1929-1930 годах, следует еще одно переустройство - упразднение уездов и образование районов. На территории бывшего Касимовского уезда создаются два района: Касимовский и Елатомский. А в 50-х годах происходит очередное переустройство: Елатомский район упраздняется, а его населенные пункты входят в Касимовский район, сама же Елатьма получает статус рабочего поселка городского типа... Вот такая причудливая судьба бывшего уездного города. Архитектурные памятники Из имеющихся ранее в поселке 13 церквей дошли до нашего времени 5 в полуразрушенном состоянии: церковь Вознесенская, 18 век (улица Володарского) Ильинская церковь, 18 век (площадь Грибкова) Покровская церковь, 19 век (улица Свердлова) Троицкая церковь, 19 век (улица Пролетарская)Всесвятская церковь, 19 век (улица Ленина) Ильинская церковь (середина XVIII в.), расположенная в центре поселка, хотя и стоит обезглавленная, но не сдается, как и все стильные памятники архитектуры. В самом храме барокко выражено еще на древнерусском языке - с пучковыми полуколоннами, волнистыми кокошниками и т.п. А в колокольне язык уже другой - "пилястрный", что обычно связывается с европейскими веяниями. Более оригинальна Покровская церковь конца XVIII века, стоящая на крутом берегу Оки. Здесь наблюдается обратное явление. Колокольня, несмотря на столь позднюю дату, сохраняет древнерусское шатровое завершение, тем более странное к концу XVIII века, что колокольни обыкновенно были отзывчивее на новшества. Двусветный четверик храма с восьмидольным куполом, а также апсида и трапезная выдержаны в духе "пилястрного" стиля. Третий вариант местного классицизма является собой Всесвятская церковь, расположенная на кладбище. Построенная в 1834 году, она уже наделена чертами ампира. Но этот ампир половинчат, проявляется лишь в отдельных элементах, например, в верхних ярусах колокольни, а также в восьмерке. В церкви Всех Святых еще живет дух классицизма. Елатьма обладает выразительными торговыми рядами. Правда, это уже не ампир, а начало упадка, но все же эклетики еще далеко. Торговые ряды представляют протяженный корпус с высокой аркой по двум его продольным сторонам. Арки упираются не на колонны, а на пилоны, что, конечно, снимает образ. С.В.Чугунов установил, что проект торговых рядов Елатьмы, датированный 1810 годом и подписанный архитектором Висконти и Русско, чертил "архитекторский помощник" Григорьев. Можно полагать, что автором проекта был младший брат известного московского архитектора А.Г.Григорьева - Доримедонт Григорьевич, тоже московский архитектор первой половины XIX века. В Елатьме есть и менее значительные памятники, в которых теплятся отзвуки барокко, классицизма и ампира. Очень интересен местный народный музей. Он стал притягательным центром, как бы биографией Елатьмы, пропагандистом ее красот.Стали привлекательно выглядеть торговые ряды и приходиться только сожалеть, что в начале 30-х годов был разрушен городской собор и уникальная часовня в поселковом парке. Современная Елатьма - самый большой населенный пункт в Касимовском районе и один из самых крупных и благоустроенных поселков городского типа в Рязанской области. Здесь расположен известный в области маслосырозавод, который имеет много своих магазинов в Елатьме и Касимове, где он реализует молоко, масло, сыр, кефир, ряженку и другую продукцию. В посёлке - большая средняя школа, из стен которой за сто лет своего существования вышло много ставших известными, выпускников; сельское профессионально-техническое училище, комбинат коммунальных предприятий, районная больница, детская музыкальная школа, несколько детских домов и интернатов. Но наибольшей известностью пользуется Елатомский приборный завод, который выпускает приборы серии "Домашний доктор" KASIMOV.RU
www.history-ryazan.ru Елатьма - АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕПервая остановка - у руин Вознесенской церкви XIX века. Вспомнилось серпуховское Занарье. Улица ближе к окраине. Триколоры на столбах воистину патриотичны - собака не дотянется изгадить. Троицкая церковь. Пишут, что XVII век, не знаю. То, что осталось от Ильинской церкви середины XVIII века. В городе есть еще одна церковь, кладбищенская. Я ее не видел, но она вроде бы единственная действующая и в приличном состоянии. Но ее хватает - судя по виду большинства местных жителей, им вообще ничего не нужно, кроме винного отдела. А когда-то в Елатьме рождались Герои... Перемещаемся на центральную площадь. Самое стильное здание - торговые ряды (начало XIX в). За рядами - более поздние торговые здания. За торговлей строго надзирает черный Лукич Ильич. Дореволюциолнная трехэтажка - что-то вроде местного бизнес-центра. Хороша лавка. Рядом с торговлей - библиотека, с колоритным серпом-молотом. Народная тропа к ней не прослеживается, и правда - нафига козе боян? Продолжим осмотр площади. Утюгообразый дом с кафе. Времени было мало, но немного позаворачивал на соседние улицы. В этом скромном домике размещается поселковая администрация. Еще одна улица. Всякие скромные, но добротные домики. Быв. земская управа. В небольшом переулке - два учебных здания начала ХХ века. Перед этим - Черный Лукич-2. Стильное здание 1910-х явно годов. Самый красивый жилой дом Елатьмы - дом купчихи Поповой. Рядом с домом Поповой - хороший вид на Оку. Судя по спутниковой карте, в этом месте существует изощренная система стариц, а сейчас к тому же половодье. Быв. тюремный замок. Чтоб не заканчивать тюрьмой - еще одно общественное здание. Из машины я видел еще несколько хороших зданий, но останавливаться у каждого врмени не было. Теперь немного окрестностей, по дороге между Елатьмой и Касимовым. Из окна машины заснял две Успенских церкви. Эта в селе Ермолово (конец XVIII века). Эта - в Которово. Интересны и некоторые деревни, прежде всего выходящими на улицу каменными сараями. Это села Большой Кусмор и Курмыш. Я было подумал про татар, но села при церквях, и в списке сел касимовских татар эти я не обнаружил. Если кто знает, почему именно в этом районе существует подобная фишка - поделитесь. arch-heritage.livejournal.com
russiantowns.livejournal.com |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |