Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Интересное. Достопримечательности елатьма


Панорама Елатьма. Виртуальный тур Елатьма. Достопримечательности, карта, фото, видео.

Ела́тьма — посёлок городского типа в Касимовском районе Рязанской области, административный центр Елатомского городского поселения. Расположен на левом берегу реки Оки, в 206 км от Рязани, в 23 км от Касимова. Население — 3145 чел. (2016).

История

Елатьма впервые упоминается в 1381 году, когда московский князь Дмитрий Донской купил Елатьму и ещё два города у мещерского князя Александра Уковича. С 1779 года Елатьма — уездный город Тамбовского наместничества. С 1796 по 1923 годы город был центром Елатомского уезда Тамбовской губернии, после чего уезд был передан в Рязанскую губернию. В 1924 году Елатомский уезд включён в состав Касимовского уезда. В 1926 году Елатьма утратила статус города. В 1929 году Елатьма становится районным центром в Московской области, а с 1937 года — вновь созданной Рязанской области. В 1958 году Елатьма преобразована в посёлок городского типа. А в 1963 году Елатомский район был включён в состав Касимовского района.

Население

Экономика

Главным градообразующим предприятием посёлка является Елатомский приборный завод, выпускающий известную по всей России медицинскую технику. Среди других предприятий выделяются Елатомский маслосырзавод, Елатомское потребительское общество, 4 деревообрабатывающих завода. В посёлке также имеется почтовое отделение, офис обслуживания «Ростелеком», офис Сбербанка России, АЗС, аптечные пункты. Работают следующие операторы сотовой связи с поддержкой 3G: «Билайн», «МТС», «МегаФон», «ТЕЛЕ 2», «Ростелеком» также предоставляет доступ ко всемирной сети. Есть также автосервис и две автомойки.

Культура

В Елатьме работают общеобразовательная школа, детско-юношеская спортивная школа, детский дом-интернат для умственно отсталых детей, дошкольный коррекционный детский дом, школа-интернат для детей-сирот, психоневрологический интернат, детский сад. Действуют районная больница, краеведческий музей, дом культуры, народный театр, детская музыкальная школа, дом детского творчества, городская библиотека, физкультурно-оздоровительный комплекс. В посёлке также располагаются действующие православные церкви Вознесенская, Всех Святых и Святой Троицы. Частично сохранились стены Ильинской и Рождественской церквей. В меньшей степени пострадала Воскресенская (Покровская) церковь. Некогда (тогда ещё в уездном городе) действовало 10 каменных храмов и 3 домовые церкви (тюремная, гимназическая и больничная), две мечети и одна синагога. Один раз в месяц выходит газета «Вести Еламеда» с новостями поселка.

Транспорт

Работает паром через Оку. Автобусным сообщением Елатьма связана с Касимовым и Рязанью.

Климат

Известные уроженцы

Леман, Юрий Яковлевич (1834—1901) — русский живописец Граве, Леонид Григорьевич (1842—1891) — русский поэт. Михаил (Грибановский) (1856—1898) — епископ Таврический и Симферопольский, богослов, духовный писатель, прототип рассказа А. П. Чехова "Архиерей".

Примечания

Литература

Елатьма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп…   ... (Русский)

www.streetvi.ru

Елатьма | Исторические достопримечательности России

Елатьма

Добавлено admin, 26 Декабрь, 2005 - 16:07

Елатьма впервые упоминается в договорной грамоте 1381 года. Елатом - уездный город Тамбовской губернии.
Местоположение Касимовский район, на левом берегу реки Оки.
Исторические Личности
Сослуживцем М. Ю. Лермонтова по Кавказу был Николай Павлович Раевский (1818—1889), уроженец Елатьмы, автор ценных, по свидетельству лермонтоведов, воспоминаний, которые «отличаются особой задушевностью и теплотой и сообщают значительные факты и подробности из жизни поэта».
Достопримечательности Пять цеквей: Троицкая (середина XVIII в.), Покровская (конец XVIII в.) и Всехсвятская (1834 г.), Вознесенская, Ильинская, множество каменных общественных зданий. До 1917 года в городе было 14 православных церквей, 1 еврейский молитвенный дом, 2 мечети, классичекая гимназия (при ней общество для вспоможения нуждающимся ученикам), 2 начальных городских училища, 1 церковно-приходская школа, земская больница, богадельня, городской общественный банк.

Ссылки:

Альбом «Елатьма (апрель 2010)» Есть на самой границе Рязанской области, по соседству с муромскими и нижегородскими лесами, древний городок – Елатьма.

Елатьма Описание исторического города Елатьма

 
  

Для гостей

  • Свои усадьбы, города, церкви
  • Ссылки к уже существующим объектам
  • Фотогалереи
  • Комментарии
  • Сообщения в форуме
  
  

Реклама от Яндекса

  

www.hist-sights.ru

Елатьма - Рязанский край

   Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

 

Кирпичная церковь с декором в духе барокко, выстроенная в 1773. Двусветный четверик, перекрытый купольным сводом с главкой, с небольшой трапезной и шатровой колокольней, интересной эклектичным декором. Главный престол Воскресенский, приделы Покровский и Знаменский. Закрыта не позже 1930-х, использовалась в хозяйственных целях, позже заброшена.

 

   Церковь Всех Святых

 

   В документах Государственного архива Рязанской области имеются следующие сведения о кладбищенской Всесвятской церкви г. Елатьма Тамбовской губернии (ныне Касимовский район Рязанской олбласти): в г. Елатьме - соборная Преображенская церковь, каменная, построенная в 1748 г. - главная; при ней 1- я кладбищенская Всесвятская, каменная, построенная в 1837 г.- приписная (кладбищенская)- бесприходная.   В других документах говорится, что церковь каменная, трапезная теплая, построенная на средства благотворителей и старанием священника соборной церкви Иоанникеева в 1838 г.    Престолов в ней было три: во имя всех святых, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, преподобного Сергия Радонежского. При церкви было две богадельни: мужская и женская, содержащиеся на средства благотворительного комитета.   Церковь была закрыта решением облисполкома № 747 от 03.04.1941 г. под клуб.

История муниципального учреждения культуры «Елатомский краеведческий музей» берет своё начало с дореволюционных времен. На протяжении длительного периода он несколько раз открывался и расформировывался. Лишь в 1963 г., благодаря стараниям местного художника и педагога Алексея Алексеевича Александровского открылся краеведческий музей на общественных началах. В создании музея и собирании коллекций принимали участие преподаватели, учащиеся, жители Елатьмы. С 1991 г. хранителем музея являлась Тамара Георгиевна Зверинина. Она бережно хранила и пополняла фонды музея, которые легли в основу музейного собрания. В преддверии празднования 625-летия Елатьмы было принято решение о создании на базе общественного (народного) музея муниципального краеведческого музея и выделении для него нового помещения. 26 ноября 2007 г. Елатомский краеведческий музей был открыт. Сотрудники Елатомского краеведческого музея бережно относятся к истории родной земли, их стараниями экспозиции музея постоянно обновляются, появляются новые тематические экскурсии, мероприятия, разрабатываются и внедряются культурно-образовательные программы.

 

Адрес: 391351, Рязанская обл., Касимовский р-н, пгт. Елатьма, ул. Янина, д. 3.

Тел. (49131) 91-796

Музей работает с 10.00 до 16.00

Выходной день – понедельник

 

Санитарный день – последняя пятница каждого месяца

Стела с гербом Елатьмы.

rznobl.jimdo.com

Елатьма | Достояние

Елатьма расположилась у крутого берега Оки на предельном удалении от областного центра. Из Рязани двести вёрст через Спас-Клепики, Туму, Гусь-Железный и Касимов. Было время, добирались и воздушным транспортом, когда в посёлке действовал аэродром. Современную экономику, безусловно, тормозит отсутствие железной дороги. Отчасти в этом повинны касимовские купцы и чиновники XIX века, не желавшие менять выбранный курс на развитие речного транспорта.

Современная Елатьма на экономической карте — крупный центр российского приборостроения. Местный завод европейского уровня сертификации производит около 5% медицинского оборудования в масштабах страны. Елатомские алмаги и другие приборы из серии «домашний доктор» для лечения артритов, остеохондрозов, артрозов, переломов, язв и десятка других заболеваний известны далеко за пределами региона. Не отстаёт и пищевая промышленность. Масло, молоко, сыр, ряженка, кефир и другие товары Елатомского маслосырзавода пользуются высоким спросом. Упоминания требуют средняя школа векового стажа работы, профтехучилище, комбинат коммунальных предприятий, районная больница и детская музыкальная школа. Жизнь в Елатьме кипит, хотя и на медленном огне. Удаленность от райцентра, равно как и от Владимира и Нижнего Новгорода, снижают темпы развития, и сам облик Елатьмы скорее напоминает облик уездного городка XIX века, который кажется, с тех пор ничуть не изменился. Такое впечатление мимолетно: асфальт, вывески на магазинах и растерзанные купола побитых храмов заметно разбавляют пейзаж элементами наследия ХХ столетия. Прогулка по Елатьме и её окрестностям позволяет окунуться и в мир эпохи динозавров, и во времена Смуты, и в эпоху Великой московской чумы, и в советскую реальность.

Сколько лет Елатьме, вопрос непростой. Городок впервые упоминается в договорной грамоте 1381 года. Документ засвидетельствовал акт покупки городка триумфатором Куликовской битвы — московским князем Дмитрием Донским. Город был основан мещеряками и мордвою и приобретён московскими князьями у местного мещёрского князя Александра Уковича. В те времена Елатьма служила военной крепостью, с юга и северо-запада имела ров и крепостной вал, а со стороны реки город защищал неприступный откос долины Оки. Однако 1381 год — лишь год первого упоминания. Само же поселение гораздо старше, на что намекают топонимисты — исследователи происхождения названий. Корни названия городка авторитетные учёные выискивают в финно-угорских словарях. В первую очередь напрашивается марийское «йулалтымс», то есть «выжженное», «место, расчищенное от леса». Свои козыри есть и у финнов, где слово «еляма» переводится как «жизнь». Да и у родственных саамов слово «елет» воспринимается как «жилое» или «обжитое». Близок татарский вариант с переводом «бойкое место». Эти версии считаются гораздо более научными, нежели созвучие с русским «елей тьма», а тем более с именем мифической княгини Елатомы, доказательств существования которой не найдено вовсе.

По сведениям Тян-Шанского, в трёх верстах от Елатьмы вверх по течению реки Оки прежде располагалось село Адрианова Пустынь, где ещё при Иване Грозном была основана мужская пустынь, существовавшая до 1764 года: кое-где у села ещё не так давно в крутых склонах местных оврагов и долины Оки можно было увидеть входы в рукотворные пещеры, прорытыми монахами. Вход в них был огорожен и заперт дверью по причине обвалов, а прежде, по словам старожилов, можно было ходить в пещеру более чем на версту.

В 1426 году великий князь Василий II отдал Елатьму вместе с Кадомом вотчинникам Протасьевым, и так в городе появились наместники и воеводы. В Смутное время власти Елатьмы вместе с шацкими и касимовскими, оказались коллаборационистами — проявили лояльность польскому интервенту, узурпатору российского престола Лжедмитрию. Продолжалось это около года, до августа 1608-го, когда верные Отечеству войска под руководством Фёдора Шереметьева смели иностранцев. В середине XVII века елатомскиим воеводой стал родственник будущего великого русского поэта — Григорий Гаврилович Пушкин, которого царь Михаил Фёдорович включил в состав посольства к польскому королю Владиславу, а за успешное выполнение поручения повысил из думных дворян в окольничие.

На Елатьме сильно отразились административные реформы, неоднократно перекраивавшие сетку регионов России. Со времён Пётра I городок успел побывать в составе Казанской, Азовской, Воронежской, Тамбовской и Рязанской губерний, и каждый раз Елатьма находилась на предельном удалении от управляющего центра. Сначала в 1708 году Пётр подписал Указ о создании губерний, коих было всего восемь на всю империю (а это от Петербурга до Охотского моря), и Елатьма оказалась в составе Казанской губернии, прообраза нынешнего Татарстана. Затем в 1719 году границы перечертили, и Елатьма уже вошла в состав Шацкой провинции Азовской губернии, объединившей среднюю полосу России с Причерноморьем. В 1725 году Азовская губерния была переименована в Воронежскую, и в таком виде страна развивалась более полувека. А в царствование Екатерины II, когда были учреждены генерал-губернаторские округа и наместничества с уездами, впервые со времён Рязанского княжества, оформилось нечто рязанское. На картах появилось Рязанское наместничество, и к нему присоединили Елатьму и город Касимов. И только елатомцы стали осваивать связи с руководством в Рязани, как всего через год, в октябре 1779-го, их передали наместничеству Тамбовскому. Затем в 1796 году при Павле I наместничества были преобразованы в губернии, и Елатьма лишилась статуса уездного города. В 1802 году, сохранив бывшим наместничествам названия губерний, Александр I возвратил им прежние деления на уезды. В том же году Елатьму опять повысили до уездного города Тамбовской губернии, и она оставалась им вплоть до 1923 года, и с той поры стала полноправной частью Рязанской области. Вот почему в рязанских фондах так мало информации о Елатьме — собирать её по крупицам следует в архивах Казани, Воронежа и Тамбова.

За это время в Елатьме развили канатное производство — корабельное дело и сплавная торговля по рекам в XVIII веке вызвали большой спрос на пеньку, которую изготавливали из конопли, поэтому крестьяне её охотно сеяли. Волокно из конопли было в числе ходовых товаров, а Елатомская фабрика работала на экспорт товара в столицы. Отличались елатомцы ещё и производством муки, которая славилась особенной белизной.

Когда-то городок украшали 13 церквей, один еврейский молитвенный дом и две мечети. Если въезжать в Елатьму со стороны деревни Инкино, то на улице Володарского будет видна полуразрушенная колокольня Вознесенской церкви, которая была возведена в 1795 году купчихами Акулиной и Елизаветой Виноходовыми. Изнутри купол храма украшали изображения фигур Бога Отца и Бога Сына, у ног которых был земной шар. С тех пор не осталось ни росписей, ни колоколов, ни шпилей. В руины превращается и Ильинская церковь, построенная в 1747 году. Она отличалась от других местных храмов внутренним убранством: иконостасы в ней были старинной формы, с фигурной резьбой и прочной позолотой. В её ризнице хранились евангелие в медном окладе с серебряными в позолоте изображениями Христа и евангелистов чеканки 1730 года, серебряный потир, датированный 1741 годом. При советской власти иконы и ценности реквизировали, иконостас уничтожили, церковные книги сожгли, колокола сняли, храм обезглавили и высокую колокольню перестроили в водонапорную башню, сломав при этом верхний ярус звонницы. Позже рядом с колокольней возвели новую водонапорную башню. В конце 70-х годов XX века церковь пытались разобрать на кирпич, но помешал прочный известковый раствор.

По улице Янина стоит деревянный купеческий дом Поповых, построенный в XIX веке. Его хозяйкой была Мария Андреевна Попова, урождённая княжна Кильдишева. Она содержала в Елатьме церкви, сиротские приюты, состояла попечительницей училищ, выделяла средства на ремонт дорог. Старожилы вспоминали, как Попова приносила зимой валенки девочкам-первоклассницам, а за воротами её дома всегда стоял стол с хлебом для бедных людей. При этом Попова вела прибыльный бизнес: брала в заклад пароходы, давая по 70% от стоимости судов, и в случае неуплаты денег в срок оставляла их у себя. Именно так Попова стала владелицей пароходов «Авраам» и «Братья Ляховы», переименовав последний в «Дети Попова».

Дальше по улице — Елатомский дом культуры, одно из помещений которого занимает краеведческий музей. В здании до революции размещалось реальное училище, а после — Народный дом. Вблизи — пруд Козиха. В середине прошлого тысячелетия это был крепостной ров, за которым возвышались кирпичные сторожевые башни и двойные деревянные стены. За прудом — территория древнего городища. Здесь же бывший тюремный замок, или просто тюрьма. По архивным данным, Елатомский тюремный замок был выстроен царским правительством в 1853 году за 22 тысячи рублей. Каменный, двухэтажный с полуподвальным (цокольным) жилым этажом, двумя жилыми флигелями, замок был обнесён высокой каменной оградой. Он имел общие камеры на 58 человек и две одиночные камеры. При советской власти с 1918-й до 1950-е годы здесь сидели сначала «классовые враги», а потом и «враги народа», осуждённые по печально знаменитой 58-й статье. После смерти Сталина все здания тюремного замка были переоборудованы и использовались для жилья, а также под учебные лаборатории и мастерские Елатомского профессионально-технического училища.

А центральную часть городища украшала когда-то самая древняя в городе церковь Рождества Пресвятой Богородицы, некогда принадлежавшая мужскому монастырю. В честь победы русских войск при взятии Казани у церкви была выстроена башня-звонница, а к ней подвешен колокол с надписью «Дар царя Иоанна Васильевича». В 1958 году звонницу разобрали, а колокол переплавили для нужд народного хозяйства. Всё, что осталось сегодня, — невзрачное строение, что прячется за деревьями вблизи монумента Победы.

В конце бульвара стоит двухэтажное белое здание на берегу пруда. Это бывшая Земская управа. Сейчас здесь школа-интернат для детей-сирот. А если пройти по аллее вдоль парка, то она выведет к красному кирпичному зданию бывшей женской гимназии, которая открылась в Елатьме в 1901 году. Из четырёхклассной она вскоре стала восьмиклассной. Во дворе между зданием бывшей женской гимназии и Домом культуры осталось несколько столетних лип. Это всё, что осталось от сквера, который некогда высадили гимназисты.

На параллельной улице, которая при советской власти носила имя Аполлона Ивановича Граве, а затем была переименована в улицу Луначарского, стоит так называемая серая школа. Имя Граве было присвоено улице после того, как председатель училищного совета Елатомского уезда добился-таки открытия гимназии в Елатьме. На это Аполлону Граве понадобилось шесть лет. В год начала первого мирового финансового кризиса, названного впоследствии «Долгой депрессией» в Елатьме открывают четырёхклассную гимназию. В 1873 году подобные появляются и в Петербурге, и в Москве, и других крупных городах российского государства. Одним из выпускников гимназии станет авиатор Александр Васильев, который первым установит всероссийский рекорд высоты в тысячу метров. После окончания гимназии, сдав экзамен, можно было поступать в университет. Большинство обучавшихся в гимназии, по воспоминаниям старожилов, были приезжими. Ибо ни в одном из ближайших к Елатьме городов — Касимове, Муроме, Выксе, Кадоме, Шацке, Темникове — гимназий не было. Гимназистам, как и военным, запрещалось держать руки в карманах, нарушать установленную форму одежды и переодеваться в гражданское платье. Под страхом исключения из гимназии им запрещалось курить и употреблять спиртные напитки, а также появляться на улице позже 19.00. На вечерние культурные мероприятия и спектакли можно было ходить только в сопровождении родителей. За серьёзные проступки ученикам полагалось отсидеть в карцере целые сутки. Карцером служила узенькая комната, в которой была кровать с соломенным матрацем, одеялом и подушкой, столик, табуретка, на столе керосиновая лампа, тёплая печка. Окно располагалось высоко, метрах в двух от пола.

Для Елатомской гимназии было отдано добротное двухэтажное белое здание с 14 окнами по фасаду второго этажа. К нему пристроили большое двухэтажное здание красного кирпича с просторными актовым и спортивным залами. В начале XX века здание с гимназической церковью оштукатурили и побелили, большую часть двухэтажного учебного корпуса сломали, а на месте снесённой части здания выстроили более просторный, светлый с высокими потолками и широкими окнами двухэтажный учебный корпус серого цвета. Елатомцы его так и назвали — «серая школа».

Через пруд и парк, минуя площадь Победы, дорога выведет к главной площади городка — Базарной. В 1810 году по проекту «архитекторского помощника» Григорьева, который подписали архитекторы Висконти и Русско, здесь построили торговые ряды. В здании торговых рядов до революции размещалось пять лавок. Большим спросом пользовались резиновые калоши. И сегодня торговые ряды продолжают выполнять свою функцию. Некогда у площади был единый исторический стиль — фасады зданий гармонировали и ничто не отвлекало взгляд. Сегодня же, помимо того, что торговые ряды страдают от местного вандализма, и сама площадь утратила былой образ. Бывшая Базарная площадь, а нынче Ленина, о чём свидетельствует памятник вождю, до революции называлась Соборной, поскольку рядом в городском саду располагался самый большой храм Елатьмы — Спасо-Преображенский собор, построенный в 1748 году. При советской власти собор снесли. На его месте была устроена ровная площадка, где в настоящее время дети играют в футбол. Сегодня единственное, что бросается в глаза рядом с городским парком, где стоял храм, это здание сельской библиотеки — кирпичное и серое, с негаснущим перекрестием серпа и молота.

Если с площади спускаться к Оке, дорога пройдет уже мимо руин Воскресенской церкви. Её построили в 1773 году в память о чудесном спасении Елатьмы от чумы 1770-1772 годов. В развалинах и Троицкая церковь — одна из самых старых, построенная в 1631 году. Церкви Святого Духа 1834 года постройки повезло больше остальных — её полностью отремонтировали, и сегодня в её стенах проходят богослужения. Но многие церкви Елатьмы и вовсе не сохранились. О них, как и о других исторических памятниках, лучше всех расскажут историки в местном краеведческом музее: здесь множество архивных документов и фотографий об истории городка.

Обычаи жителей Елатьмы конца XIX века стали предметом исследования А.П. Звонкова. Его работа «Современный брак и свадьбы среди крестьян Тамбовской губернии Елатомского уезда» вышла в свет в 1889 году. Прочитать её для современной молодежи, значит вооружиться аргументами в извечном разговоре с родителями на тему «Мы в молодости такими не были». Вот что писал Звонков о нравственности крестьянской молодёжи. «В Елатомском уезде если было замечено на посиделках, что какая-либо их участница любит «бросаться от одного на другого», она приобретала репутацию «заблудящей» и теряла «в глазах молодёжи всё своё обаяние». Подруги её сторонились, а парни над ней смеялись. Полюбить девушку с такой репутацией было «совестно перед товарищами», а жениться на ней — «стыд перед родителями, зазор перед миром». Ещё в большей мере всё это относилось к девушке, которая далеко заходила во взаимоотношениях с парнем; её не брал в жены ни он, и никто другой в деревне. Даже вдовец побрезгует такой девушкой, так как сочтёт, что она и мать плохая будет, и хозяйка ненадёжная. От девушки требуется много выдержки и рассудительности — иначе незавидна будет её доля. Довольно высокая степень откровенности в выражении влечений молодых людей двух полов, солёные шутки, грубоватые и подчас нескромные ласки — всё это вполне органично входило в крестьянские представления о дозволенном, но при этом общественное мнение одобряло постоянство пар и сохранение определённого предела в степени близости, за который переступали, как правило, лишь после свадьбы».

Елатьма и её окрестности вне всякого сомнения будут интересны любителям и исследователям природы. В двух километрах к северу от посёлка на изрезанном оврагами склоне долины Оки сохранился реликтовый лесной массив. «Лес Паника» — кондовая дубрава с клёном, вязом, ясенем, липой и чёрной ольхой — скрывает места произрастания редчайшей северной орхидеи — венерина башмачка. Это растение на Рязанщине ни кому не попадается на глаза с середины 1970-х годов, несмотря на многочисленные попытки его отыскать. Странная орхидея медленно развивается под землей, и выдаёт первые цветы лишь на 17-й год жизни. Загадка исчезновения венерина башмачка особенно контрастирует с рассказами старожилов Елатьмы о том, как они, будучи школьниками, в предвоенные годы дарили букеты орхидей учителям на выпускной вечер. Но большинство как местных жителей, так и гостей Елатьмы сегодня отправляется к Панике по совершенно иной причине — за чистейшей водой на родник. Напор воды невелик, и в выходные на склоне выстраивается целая очередь из желающих, темп продвижения которой исключительно тормозят охотники до воды с 20-30-литровыми флягами. Для ожидающих оборудована лавочка и беседка.

Высачивание родниковой воды приурочено к днищам оврагов, где вскрывается толща глин, выполняющих роль водоупорного слоя. Чёрную жирную глину — отложения дна моря юрского периода — можно увидеть не только в оврагах, где она, насыщенная водой, плывёт под ногами, но и на берегу Оки, особенно к югу от Елатьмы. Еще в середине XIX века Николай Петрович Вишняков, известный коллекционер, писал: «К моей величайшей радости, я тут-то в оврагах вправо от Елатьмы нашёл ту настоящую Мурчисоновскую юрскую формацию… Бездна ископаемых, не успеваем собирать… Мы с Анютой (женой) собирали ископаемых и всё-таки не выбрали всего, что попадается. Бездна гриффей и аммонитов покрывают берег и всё в великолепных экземплярах, особенно аммониты… То, что мы собрали под Елатьмой, далеко превосходит всё то, что я видел в Университетском музее и у Траутшольда». В этих глинах палеонтологи в 1878 году обнаружили ранее неизвестный науке вид вымерших существ — аммонитов, предков современных осминогов, и название дали по месту находки — cadoceras elatmae — аммонит елатомский. Требуют проверки сведения о нахождении здесь костей морского ящера — ихтиозавра.

Леса под Елатьмой преимущественно хвойные. Заокские леса, в которые проникнуть поможет паромная переправа, просматриваются на многие километры. Они тянутся бесконечным океаном на восток до Кадома и Нижнего Новгорода, а на север — до Мурома. В лесах этих скрываются песчаные взгорья Вянских Бугров, которые героическими усилиями некогда удалось засадить сосной, но пожар 2010 года разметал в пух и прах все надежды работников леса. Первенство удерживает сосна. На почвах повлажнее и побогаче появляется примесь ели. Здесь никогда не бывало проблем со сбором боровичков. В подлеске растут можжевельник и калина, рябина и шиповник, орешник и дикая малина, а в пойме — черёмуха и колючая ежевика. В эти места стоит заехать, чтобы познакомиться с тетеревом и глухарём, на заливных лугах гнездятся кулики, а на пролёте встречаются и журавли, и гуменники, и даже лебеди-кликуны. В заводях, старицах и озёрах близ Елатьмы много плотвы, леща, щуки, судака, окуня, язя и стерляди, отчего рыбаков здесь в любое время года пруд пруди.

comments powered by HyperComments

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов

dostoyanie.info

В глубокую старину Елатьма считалась городом

Историческая справка

Как пишет в своей книге "Не может сердце жить покоем..." елатомский литератор Г. Грязнов, существует несколько версий происхождения названия этого селения. Одна версия связывает название с именем мещерской княгини Елатом, другая приписывает Елатьме угро-финское происхождение, которое обозначает выжженное место", татары слово "Елатьма" переводят как бойкое, удобное для жизни место, финны усматривают в этом слове - жизнь...

Считается, первоначально в Елатьме жили мещеряки и мордва. Не исключается здесь и татарский элемент.

Первое письменное упоминание Елатьмы от носится к 1381 году, когда Московский князь Дмитрий Донской купил Елатьму у мещерского князя Александра Уковича. Затем Елатьма упоминается в 1426 году, когда великий князь московский Василий Темный передал Елатьму во владение вотчинникам Протасьевым. И еще одна дата - 1550 год. В том году вооруженный елатомский отряд во главе со своим воеводой Курляевым в составе рязанского войска успешно отразил нашествие ногайских татар. С Елатьмой связано имя Петра I, который был здесь проездом во время своего второго Азовского похода в мае 1722 года. К этому времени в Елатьме было около 300 посадских домов и проживало свыше 3000 человек.

В 1778 году Елатьма, при административном переустройстве России и делении ее на губернии, становится уездным городом и передается Тамбовскому на местничеству. Елатомский уезд в то время был самым промышленным и культурным в Тамбовской губернии. Тут работало несколько промышленных заведений - полотняный завод, стекольный завод, несколько кирпичных заводов. Действовали приходское и уездное училища. В середине XIX века Елатьма становится крупным городом, в котором насчитывалось около 800 домов и проживало 6738 человек - 500 мещан, 47 дворян, 45 человек духовного звания, около 100 купцов. Население обслуживали 11 церквей. В городе велась широкая торговля хлебом, пенькой, мясом, медом, полотном. Тут имелись больница, аптека, 11 постоялых дворов, 33 кузницы, 4 ветряные мельницы.

А в конце прошлого века население Елатьмы составляло уже 7720 человек. В городе было 14 церквей 2 мечети, одна синагога, земская больница, городской банк, кожевенный, канатный, свечной заводы, типография. Елатьма утопала в садах. Сады были почти при каждом доме. Более полутораста лет Елатьма называлась городом являясь центром уезда.

Но вот в 1924 году в стране произошло очередное административное переустройство: Елатомский уезд переходит в Рязанскую губернию, в Касимовский уезд и в связи с этим Елатьма лишается статуса города и называется селом.

Через пять лет, в 1929-1930 годах, следует еще одно переустройство - упразднение уездов и образование районов. На территории бывшего Касимовского уезда создаются два района: Касимовский и Елатомский.

А в 50-х годах происходит очередное переустройство: Елатомский район упраздняется, а его населенные пункты входят в Касимовский район, сама же Елатьма получает статус рабочего поселка городского типа... Вот такая причудливая судьба бывшего уездного города.

Архитектурные памятники

Из имеющихся ранее в поселке 13 церквей дошли до нашего времени 5 в полуразрушенном состоянии: церковь Вознесенская, 18 век (улица Володарского) Ильинская церковь, 18 век (площадь Грибкова) Покровская церковь, 19 век (улица Свердлова) Троицкая церковь, 19 век (улица Пролетарская)

Всесвятская церковь, 19 век (улица Ленина)

Ильинская церковь (середина XVIII в.), расположенная в центре поселка, хотя и стоит обезглавленная, но не сдается, как и все стильные памятники архитектуры. В самом храме барокко выражено еще на древнерусском языке - с пучковыми полуколоннами, волнистыми кокошниками и т.п. А в колокольне язык уже другой - "пилястрный", что обычно связывается с европейскими веяниями.

Более оригинальна Покровская церковь конца XVIII века, стоящая на крутом берегу Оки. Здесь наблюдается обратное явление. Колокольня, несмотря на столь позднюю дату, сохраняет древнерусское шатровое завершение, тем более странное к концу XVIII века, что колокольни обыкновенно были отзывчивее на новшества. Двусветный четверик храма с восьмидольным куполом, а также апсида и трапезная выдержаны в духе "пилястрного" стиля.

Третий вариант местного классицизма является собой Всесвятская церковь, расположенная на кладбище. Построенная в 1834 году, она уже наделена чертами ампира. Но этот ампир половинчат, проявляется лишь в отдельных элементах, например, в верхних ярусах колокольни, а также в восьмерке. В церкви Всех Святых еще живет дух классицизма.

Елатьма обладает выразительными торговыми рядами. Правда, это уже не ампир, а начало упадка, но все же эклетики еще далеко. Торговые ряды представляют протяженный корпус с высокой аркой по двум его продольным сторонам. Арки упираются не на колонны, а на пилоны, что, конечно, снимает образ. С.В.Чугунов установил, что проект торговых рядов Елатьмы, датированный 1810 годом и подписанный архитектором Висконти и Русско, чертил "архитекторский помощник" Григорьев. Можно полагать, что автором проекта был младший брат известного московского архитектора А.Г.Григорьева - Доримедонт Григорьевич, тоже московский архитектор первой половины XIX века.

В Елатьме есть и менее значительные памятники, в которых теплятся отзвуки барокко, классицизма и ампира.

Очень интересен местный народный музей. Он стал притягательным центром, как бы биографией Елатьмы, пропагандистом ее красот.

Стали привлекательно выглядеть торговые ряды и приходиться только сожалеть, что в начале 30-х годов был разрушен городской собор и уникальная часовня в поселковом парке.

Современная Елатьма - самый большой населенный пункт в Касимовском районе и один из самых крупных и благоустроенных поселков городского типа в Рязанской области. Здесь расположен известный в области маслосырозавод, который имеет много своих магазинов в Елатьме и Касимове, где он реализует молоко, масло, сыр, кефир, ряженку и другую продукцию. В посёлке - большая средняя школа, из стен которой за сто лет своего существования вышло много ставших известными, выпускников; сельское профессионально-техническое училище, комбинат коммунальных предприятий, районная больница, детская музыкальная школа, несколько детских домов и интернатов. Но наибольшей известностью пользуется Елатомский приборный завод, который выпускает приборы серии "Домашний доктор"

KASIMOV.RU

Герб Елатьмы - щит разделенный на две части. В верхней части - герб губернский (улей с пчелами), в нижней части - уездный: серебрянный распущенный парус с золотыми веревками.

 

www.history-ryazan.ru

Елатьма - АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Елатьма - поселок на Оке, в Касимовском районе Рязанской области. До революции Елатьма была уездным городом Тамбовской губернии, в которой была крайним северным пунктом, и в Рязанской области она где-то на отшибе. За последние 110 лет город стал поселком, а население сократилось на четверть. О былом уездном статусе свидетельствуют сохранившиеся добротные общественые здания начала ХХ века, а о развитии в последние 90 лет - кое-как положенный асфальт, развалины церквей, два почему-то черных Ильича и цветастые магазинные вывески.

Первая остановка - у руин Вознесенской церкви XIX века. Вспомнилось серпуховское Занарье.

Улица ближе к окраине. Триколоры на столбах воистину патриотичны - собака не дотянется изгадить.

Троицкая церковь. Пишут, что XVII век, не знаю.

То, что осталось от Ильинской церкви середины XVIII века.

В городе есть еще одна церковь, кладбищенская. Я ее не видел, но она вроде бы единственная действующая и в приличном состоянии. Но ее хватает - судя по виду большинства местных жителей, им вообще ничего не нужно, кроме винного отдела.

А когда-то в Елатьме рождались Герои...

Перемещаемся на центральную площадь. Самое стильное здание - торговые ряды (начало XIX в).

За рядами - более поздние торговые здания.

За торговлей строго надзирает черный Лукич Ильич.

Дореволюциолнная трехэтажка - что-то вроде местного бизнес-центра.

Хороша лавка.

Рядом с торговлей - библиотека, с колоритным серпом-молотом. Народная тропа к ней не прослеживается, и правда - нафига козе боян?

Продолжим осмотр площади. Утюгообразый дом с кафе.

Времени было мало, но немного позаворачивал на соседние улицы. В этом скромном домике размещается поселковая администрация.

Еще одна улица. Всякие скромные, но добротные домики.

Быв. земская управа.

В небольшом переулке - два учебных здания начала ХХ века. Перед этим - Черный Лукич-2.

Стильное здание 1910-х явно годов.

Самый красивый жилой дом Елатьмы - дом купчихи Поповой.

Рядом с домом Поповой - хороший вид на Оку. Судя по спутниковой карте, в этом месте существует изощренная система стариц, а сейчас к тому же половодье.

Быв. тюремный замок.

Чтоб не заканчивать тюрьмой - еще одно общественное здание. Из машины я видел еще несколько хороших зданий, но останавливаться у каждого врмени не было.

Теперь немного окрестностей, по дороге между Елатьмой и Касимовым. Из окна машины заснял две Успенских церкви. Эта в селе Ермолово (конец XVIII века).

Эта - в Которово.

Интересны и некоторые деревни, прежде всего выходящими на улицу каменными сараями. Это села Большой Кусмор и Курмыш. Я было подумал про татар, но села при церквях, и в списке сел касимовских татар эти я не обнаружил. Если кто знает, почему именно в этом районе существует подобная фишка - поделитесь.

arch-heritage.livejournal.com

ЕЛАТЬМА III - Города и веси России

       После высылки большевиков в городе и уезде наступило затишье. Капитализм, точно чувствуя, что жить ему в России осталось не больше десятка лет, стал развиваться с удвоенной силой. Жизнь в Елатьме кипела – купцы торговали хлебом, мясом, пенькой, полотном и медом, во время проведения ярмарок на центральной площади города устанавливали до пятидесяти балаганов; миллионерша Попова раскатывала по улицам на своем красном кабриолете и за ней бежали мальчишки, собаки и гуси, за которыми бежали толстые усатые городовые и оглушительно свистели в свои свистки; лесопилка купца Попова изо всех сил своих трех паровых двигателей пилила лес; сернокупоросный и красочный завод купцов Семизоровых сернокупоросил и красил по двенадцать часов в сутки с часовым перерывом на обед; в шести городских банях народ парился до такого состояния, что холодная вода, в которую ныряли после парилки, вскипала; в городском саду, на летней эстраде члены театрального кружка ставили «Живой труп» и «Дядю Ваню», а за эстрадой, в зарослях бузины, вовсю курили и кашляли гимназисты, стараясь побыстрее повзрослеть; в читальных залах двух городских библиотек с утра и до вечера читали дамские журналы с выкройками, детективы и биржевые ведомости, в чайной Елатомского общества трезвости люди с постными лицами пили чай вприкуску с брошюрами о вреде алкоголя, в городской аптеке нарасхват шли шпанские мухи, порошки от похмелья и леденцы «Монпансье» в жестяных коробочках; в семи кабаках пьяные купцы, матросы с пароходов и буксиров, девицы легкого поведения, извозчики и приехавшие в город на ярмарку крестьяне без перерывов на обед пили водку с пивом из граненых стаканов, которые выпускала стекольная фабрика купца Гусева.        Кстати, о крестьянах. В елатомском краеведческом музее хранится вексель, датированный шестнадцатым годом, в котором написано, что крестьянин села Большое Ардабьево Елатомского уезда Спиридон Арсеньев Козлов занял у своей жены, Серафимы Дмитриевой Козловой в долг триста рублей денег без процентов, сроком до востребования, а буде его, то есть долг, по первому требованию не уплатит, то вольна она, Козлова, просить о взыскании и поступлении по закону.11 Так и вижу, как Спиридон ночью, дождавшись, когда уснет жена, тихонько, стараясь не скрипеть половицами, ищет этот проклятый вексель, чтобы его проглотить не жуя. Серафима шарит ногой под лоскутным одеялом и, не находя мужа, отрывает от подушки тяжелую ото сна голову, чтобы посмотреть…       - Шпи, Фима, шпи, - шепчет ей муж. – Это я квашу попить вштал. Шашда мушает. Долшно от шеледки, - шамкает он набитым векселем ртом, гладит жену по голове и она засыпает чутким и тревожным, как у всех кредиторов, сном.        – Дурак ты, Спирька, - думает она засыпая. - Как есть дурак. Вторую копию жрешь и того, вахлак, понять не можешь, что оригинал… Не там ты шаришь… Хотя бы до утра дотерпел, чтобы при свете…       Капитализм. Товарно-денежные отношения. Не то, чтобы бессмысленные, но уж точно беспощадные.        Октябрь семнадцатого года добрался до Елатьмы лишь в конце февраля восемнадцатого. Правду говоря, в городе его никто и не ждал. Большевистская ячейка была в уезде, в селе Сасово. Руководил ей некто Андрей Янин, приехавший из Петрограда. Уже в начале декабря семнадцатого в Сасово было получено известие о перевороте, произошедшем в столице. Немедленно вышедшие из подполья большевики провели съезд представителей крестьян, солдат и рабочих, создали ревком, объявили о прекращении в уезде власти Временного правительства и провозгласили власть Советов. В самой Елатьме все было тихо. Там вообще не было большевиков. Там и пролетариата было с гулькин нос. В город, спасаясь от революционно настроенных крестьян, приезжали землевладельцы и привозили из имений имущество, которое удалось спасти от разграбления. Помещик Девишев привез в Елатьму все запасы крахмала со складов своего крахмального завода и бесплатно раздал его горожанам. Видимо, было у него предчувствие, что новая власть, когда доберется до Елатьмы, отнимет у него и крахмал, и завод.        В первый раз устанавливать Советскую власть в Елатьме приехали большевики из Тамбова. Было их трое. Елатомские власти думали, думали, что делать с этой троицей и… решили их отпустить. Между тем, в окрестностях города шныряли вооруженные отряды солдат, дезертировавших с фронта. По ночам эти отряды грабили дома обывателей. Вернее, пытались грабить. Для борьбы с грабежами и пожарами в городе была организована боевая дружина, состоявшая, в основном, из офицеров и юнкеров, собравшихся со всего уезда. На городских колокольнях были установлены пулеметы. Дружину, состоявшую из восьмидесяти человек, возглавил двадцатилетний помещик елатомского уезда, штабс-капитан Аваев. Начальником штаба Аваев назначил корнета одного из драгунских полков Покровского. Был этот корнет всего на год старше своего командира. Финансировала мероприятия по защите города от большевиков Мария Андреевна Попова. Некоторые даже утверждают, что именно она, а не городской голова Фруктов руководили обороной Елатьмы.        Во второй раз устанавливать Советскую власть в Елатьме отправился отряд кавалерии и пехоты из Сасово. Командовал им… Впрочем, все равно кто командовал, поскольку город красные не взяли. Часть отряда вместе с его незадачливым командиром белые заманили в Елатьму, разоружили и посадили в тюрьму, а оставшаяся часть просто разбежалась.        В третий раз устанавливать Советскую власть в Елатьме пришел отряд красногвардейцев, состоявший из двухсот кавалеристов и трехсот пехотинцев, усиленный тремя артиллерийскими орудиями. Командовал отрядом сам Андрей Янин. Из Петрограда ему прислали винтовки и патроны. Все это воинство выступило из Сасово и подступило к Елатьме аккурат двадцать третьего февраля восемнадцатого года. Большевики с трех сторон окружили город, и пошли на штурм. Правду говоря, отряд красных был мало похож на воинское подразделение – это были обычные крестьяне, большей частью мордовские, думавшие, что вернутся из похода, навьюченные мешками с награбленным добром, но когда с городских колоколен по цепям наступавших ударили пулеметы… Праздник, о котором потом так долго говорили большевики, пришлось отменить.        Через четыре дня к деморализованным красным прибыли из Москвы на подмогу сто солдат регулярной армии и пулеметная рота из Рязани с шестью пулеметами. Стало понятно, что восьми десяткам дружинников не удержать город. Мария Андреевна Попова, в доме которой был штаб сопротивления, успела покинуть Елатьму. Говорили, что она по подземному ходу, ведущему от колокольни Ильинской церкви, вышла на берег Оки, а уж там ее и ее спутников ждали лошади, чтобы увезти в неизвестном направлении. Свободным неизвестное направление было только на Выксу. Сначала переправились беглецы через Оку, а уж потом… В музее мне сказали, что следы Поповой ведут в Нижегородскую губернию. Там она прожила до тридцатых, работая в каком-то детском доме, а уж в тридцатых кто-то ее властям выдал и… По сведениям из других источников скончалась Мария Андреевна от сердечного приступа во время освобождения из тульской тюрьмы.        В ночь с третьего на четвертое марта, после продолжительного артобстрела, красные пошли на штурм Елатьмы и к утру город был взят. Остатки дружинников, под покровом ночи и разыгравшейся пурги покинули город, но на следующий день были настигнуты красными недалеко от города, в Рожновом бору. Там они большей частью и остались. Штабс-капитан Аваев и корнет Покровский сумели добраться до Москвы, но были схвачены в мае того же года ВЧК, проходили по делу «Союза защиты родины и свободы» и были приговорены к расстрелу.       Почему-то всю эту трагическую историю захвата Елатьмы большевиками в советское время было велено называть «мятежом эсеров», хотя артобстрел города красными и последующий штурм на мятеж эсеров были похожи как… 12       Потом все было так, как обычно и бывает после революций – сначала аресты и расстрелы, потом банды дезертиров и уголовников, заседания ревкомов, укомов, волостных советов, продразверстка, аресты, расстрелы, продотряды, расстрелы, съезды, конференции, первые комсомольцы, вторые комсомольцы, превращение Елатьмы в двадцать шестом году из города в село, первая коммуна в двадцать девятом, распад коммуны, раскулачивание и колхоз в тридцатом. В тридцать первом организовали типографию и стали печатать газету «Красный маяк», в тридцать третьем организовали первую в губернии МТС с американскими тракторами в доме и усадьбе Поповой, в тридцать пятом стали проводить водопровод, а в тридцать шестом сюда приехал журналист Кольцов и написал: «В ней три тысячи жителей, из них более шестисот инвалидов, посланных сюда в дома собеса. Директора домов – не из блестящих: трех последних, одного за другим, посадили за решетку. Вечером в городе ни зги не видно. Была библиотека, так ее почему-то в свое время целиком кто-то отвез в Москву. Приезжих встречают удивлением, с явной примесью тревоги: разве человек по хорошему делу заберется в нашу дыру? Деревня не уважает такой город. Колхозы Елатомского района смотрят свысока на свой районный центр. Им нечему здесь учиться. Пожалуй, даже наоборот. Колхоз завел в своей деревне Щербатовке чистоту, озеленение, устраивает парк культуры и отдыха, парашютную вышку, а в Елатьме ничего этого нет.» Обидно, что и говорить, хотя… Кольцов по ошибке называет Елатьму городом, хотя она и была в то время селом Московской области. И на том спасибо.        Тут надобно немного отступить и рассказать – откуда столько в Елатьме инвалидов. Все началось с богаделен еще в начале позапрошлого века. После того, как кончилась война с Наполеоном, в военном госпитале остались инвалиды, часть из которых власти оставили жить в Елатьме – часть в госпитале, который превратился в инвалидный дом, а частью в городских богадельнях. Была в Елатьме, кроме мужских, и женская богадельня. Был приют для мальчиков имени купца Попова и приют для девочек при церкви Рождества Богородицы. Был приют в доме, подаренном городу купцом Сорокиным. В двадцать девятом году в Елатьме, за семь лет до приезда туда Кольцова, открыли Дом инвалидов для увечных воинов. В тридцать шестом увечных воинов было шестьсот, а потом их количество выросло до двух тысяч. Поначалу это были инвалиды военные, а потом просто инвалиды. Дом и сейчас работает, только называется Елатомским психоневрологическим интернатом. В тридцать четвертом по приказу Московского областного отдела социального обеспечения, открыли детский дом-интернат.13 Воспитанников набрали туда из дома инвалидов. Тех, кому было от восемнадцати до двадцати лет. Сначала в детский дом брали только девочек, но перед войной стали привозить и мальчиков. Во время войны стали привозить умственно отсталых детей, сирот, детей, которые выжили после ранений и контузий.        Елатьма была в тылу. Рыли окопы, выращивали картошку и лук, сушили их и отправляли куда скажут. Уходили на фронт. Собирали теплые вещи, обувь и отправляли их на фронт. Уходили на фронт. Устроили шесть детских домов для приема эвакуированных детей. В сорок третьем по решению исполкома райсовета организовали пищекомбинат. Выпускали на нем, кроме сушеных картошки и лука, пряники. Сушеную картошку и лук велено было отправлять на север, а пряники разрешили продавать местным жителям. Ушли на фронт… и не вернулись двести пятьдесят елатомцев.        Послевоенная история Елатьмы мало чем отличается от десятков и даже сотен историй таких же провинциальных городков. Восстанавливать разрушенное не пришлось, поскольку разрушенного, кроме церквей, не было. В сорок седьмом заложили фруктовый сад. В пятьдесят восьмом Елатьма пошла на повышение – из села превратилась в поселок городского типа. Правда, райцентром так и не стала. Через пять лет приписали ее к Касимовскому району. В конце семидесятых заасфальтировали главную площадь поселка – площадь Ленина. Сначала, понятное дело, поставили памятник вождю мирового пролетариата, а потом заасфальтировали пространство вокруг него. Тогда было принято асфальтировать пространство вокруг памятников Ленину. На площадь кататься на велосипедах специально приезжали елатомские мальчишки. К развлечению мальчишек служил и аэродром, который в те далекие времена повсеместного развития малой авиации, был даже в маленькой Елатьме. «Кукурузники» летали в Касимов и Рязань каждый день. Долететь до Рязани можно было за час и билет стоил пять рублей. Ну, это в будни, а по праздникам на этом же самолете катали детей. Наберут их полный самолет и кружат над поселком. Еще можно было изо всех сил стоять позади самолета во время взлета и не падать. Теперь аэродрома нет, но о нем, в отличие от хлебозавода, елатомцы жалеют. До Рязани надо ехать на автобусе около пяти часов. Есть в Елатьме маслосырзавод. Вернее, был. Вернее, есть, но то ли при смерти, то ли уже умер совсем. Старожилы говорят, что он выпускал такого качества сыр, что в советские времена не только в близлежащем Касимове, но и в далеко отстоящей Рязани за ним выстраивались километровые очереди. Скорее всего, его в ограниченных количествах поставляли и в Москву, к столу членов Политбюро, но все это информация закрытая и ее, понятное дело, еще не время открывать. Или это был не сыр, а масло…       В восьмидесятых открылся в поселке приборный завод. Сначала делали на нем что-то военно-радиотехническое, детские игрушки и фены. Понятно, почему детские игрушки и фены. Какие-то отходы у военного производства имелись и из Москвы приказали из них делать игрушки и фены. Плановое производство – это когда некогда объяснять почему игрушки и фены, а не шахматы и чайники. Просто выпускаешь, что велено. В девяностые годы завод… не влез в долги, разорился, не пошел по миру, не растерял квалифицированные кадры, а стал выпускать медицинскую технику и до сих пор ее выпускает, да еще и такую, которую можно поставлять в Европу, США, Канаду и даже в Израиль, в который продать что-нибудь медицинское еще сложнее, чем продать краснодарский чай в Китай. Делает «Еламед» самую различную аппаратуру для физиотерапии, стоматологические инструменты и аппаратуру для ветеринарии. Работает на заводе тысяча сто елатомцев. Это чуть больше трети населения Елатьмы. Поскольку Елатьма поселок, а не город, то «Еламед» можно считать поселкообразующим предприятием.        Инвалидные дома, детские дома-интернаты, психоневрологический интернат градообразующими предприятиями язык не повернется назвать, но… Так уж получилось, что в Елатьме человек с ограниченными возможностями может прожить всю свою жизнь – от того момента, когда его привезли в детский дом потому, что от него отказались родители или родители лишены родительских прав и от них нужно забирать не только детей-инвалидов, но даже и кошек с собаками, до самой смерти. Сначала ребенок будет жить и воспитываться в детском доме, а потом, когда ему исполнится восемнадцать, его переведут или в инвалидный дом в поселке или в один из двух инвалидных домов, расположенных в окрестных деревнях и уж там ему жить… Конечно, детей пытаются адаптировать – приводят их в обычные школы или на елки в доме культуры. Они поют в хоре. Теперь это называется социальной адаптацией детей в городском пространстве. Другими словами – доступная среда. В местном краеведческом музее даже получили два гранта, сделав так, что с экспозицией теперь могут ознакомиться даже те, кто почти ничего и не видит. У этой медали, однако, есть и обратная сторона. Представьте себе детский хор, в котором поет не один ребенок с ограниченными возможностями, а… весь хор из таких детей и состоит. Представьте себе елку в доме культуры, или масленичные гуляния, или концерт художественной самодеятельности, когда на сцене и в зале… Это легко сказать представьте, а представить, и, тем более, взять обычного ребенка и привести туда, где большинство детей… Вот елатомцы и не ходят. В большом городе этих проблем, наверное, и не возникло бы, но Елатьма город небольшой, а маленький, да и не город вовсе. Надо бы, конечно, искать какую-то золотую середину, но за поиски середины, хотя бы и золотой, грантов не дадут, а вот за социальную адаптацию хотя бы и с таким результатом, могут.        Не будем о грустном. Будем о красивом. Бродил я с экскурсоводом краеведческого музея Светланой Григорянц по огромному заброшенному двору и заброшенному саду заброшенной елатомской мужской гимназии… Нет, так тоже нехорошо. Лучше так: в городском саду есть смотровая площадка. С нее открывается живописный вид на противоположный, низкий берег Оки. На том берегу, чуть левее Елатьмы к берегу выходит из прибрежных зарослей грунтовка. Дебаркадера там нет никакого, а есть только мостки, по которым машины и трактора заезжают на паром. Когда я стоял на площадке и смотрел на тот берег, заезжал всего один трактор и одна легковая машина. Наверное потому, что была середина октября и в этих местах те, кто не улетел на юг, собирали на болотах клюкву, чтобы продать ее проезжающим, перекапывали под зиму грядки в огороде и убирали позднюю капусту. Туристов в эту пору нет. Разъезжать на машинах некому. Паром шел медленно. Издалека было не слышно, как тарахтел его двигатель. Только еле заметный сизый дымок вился над трубой. Я подумал: если закрыть глаза, то можно услышать… Нет, и так тоже никуда не годится. Только дай себе волю и закрой глаза, как тотчас же увидишь причаливающий к городской, а не к поселковой пристани пассажирский теплоход «Дети Попова», услышишь, как играет духовой оркестр, представишь, как пассажиры первого класса закусывают в ресторане на верхней палубе икрой и севрюжиной с хреном, как звонят колокола на городских церквях, как упоительны в России вечера, балы, красавицы, лакеи, юнкера… тьфу. Если закрыть глаза на холодном осеннем ветру и представлять ерунду, то можно не только простудиться, но и опоздать на автобус, который уходит в Рязань. Он теперь ходит всего раз в неделю по воскресеньям. Проще и удобнее, конечно, в Касимов поехать. Туда автобусы идут каждый час, а уже оттуда прямым рейсом в Москву. Так елатомские мужики и делают, когда едут на заработки. Они всегда были хорошими плотниками. Вот и строят теперь дачи в Подмосковье. До Москвы из Касимова ехать долго. Едешь себе в теплом автобусе, закроешь глаза и представляешь высокий берег Оки, цветущие сады, белые колокольни церквей, шумную ярмарку, городскую пристань, на которой играет духовой оркестр, белый пароход, который к ней причаливает, севрюжину с хреном… Ну, вот, опять. Пора доставать из рюкзака плавленый сырок и черствую плюшку, купленные в Елатьме.

       11Скорее всего, Спиридон искал заначку жены, но их сестра, в отличие от нашего брата, умеет прятать деньги в таких местах... Отчаявшись ее найти, он и выдал своей Серафиме вексель.       12В нынешней Елатьме есть улица Янина. В музее есть его фотографии. Янин потом пошел на повышение в Москву, но Елатьму, как мне рассказывали, не забывал. Не любил он ее, потому как была у Андрея Никитовича хорошая память, и все свои военные успехи под стенами Елатьмы он помнил хорошо. Говорили мне в Елатьме, что именно Янин приложил усилия к тому, чтобы Елатьма не стала райцентром, а так и осталась поселком городского типа. Зато его родное Сасово, которое не одну сотню лет входило в состав елатомского уезда, стало в двадцать пятом году и городом и райцентром. Впрочем, это мне так говорили, а уж как оно было на самом деле…       13Теперь это Елатомский детский дом-интернат для умственно отсталых детей.

Волк, проживший собачью жизнь.

Вексель выданный, Спиридоном Козловым своей жене Серафиме.

Мария Андреевна Попова.

Елатомский граненый стакан. Старший брат мухинского.

Гиря, приносящая финансовое благополучие. Кто подумает, что широко жил партизан Боснюк, тот ошибется. И город был богатый с купцами первой гильдии, и музей богатый и есть там что посмотреть.

Дом Поповых «Фрегат».

Чугунный балкон в доме заводоуправления Елатомского приборного завода. Восемнадцатый век, между прочим. Литье местное – заводы братьев Баташевых. И дом тоже баташевский. Они были богатые и строили себе дома про запас и на всякий случай. Ну, и поближе к своим заводам, которых у них было… Не пригодился этот дом Баташевым. То ли продали они его местным, то ли подарили городу…

Вид на Оку с «больничного бугра». Так это место называют аборигены, потому, что оно рядом с больницей. Видите там маленькую белую часовенку? Там раньше Казанская церковь стояла. В нее заходили матросы м теплоходов и бурлаки, когда еще не было теплоходов. Говорят, что уже в советское время плыл по Оке какой-то очень большой начальник и увидел с борта теплохода эту церковь. И сказал, что это культовое сооружение портит вид советского поселка. Ее и снесли, а часовню поставила на свои деньги хозяйка этого земельного участка. Москвичка. Сама ее и спроектировала.

Здание заброшенной мужской гимназии. Его бы отремонтировать и оно еще лет сто простоит. Или двести.

Здание заброшенной женской гимназии. Крыша и стены еще хорошие, но внутри…

Дом, где жили учителя гимназий.

russiantowns.livejournal.com


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров