Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Ферапонтов монастырь и уникальные фрески Дионисия. Достопримечательности ферапонтовоПоездка в Вологодскую область: Вологда - Ферапонтово - "Ежезеро" - Вытегра - Вологда. ОтчётНаш маршрут по дням:
Об отелях:Главной целью этой поездки являлась гостевая деревня "Ежезеро". Остановки в Вологде были транзитными, по необходимости. Ехать одним махом - слишком напряженно, и не только для тех, кто путешествует семьёй с детьми. Хостел "Авантаж" - хороший хостел. Выбрали его из-за режима острой экономии и ориентируясь на очень положительные отзывы. Это второй наш опыт проживания в хостелах и, видимо, последний. Не наш это формат, не стоит себя обманывать. Но вообще место достойное. Кто хочет сэкономить, но жить в симпатичном месте - отличный вариант. Особенно для тех, путешествует большой семьей, например, 2 взрослых + 2 детей, 2 взрослых + большой ребёнок. Для них отели, действительно, обходятся недёшево. Отзыв о хостеле читайте здесь. Отель "История" "достался" нам уже накануне поездки. На обратный путь мы также забронировали хостел, но другой - "Пилигрим", так как "Авантаж" был занят. И тут случайно вижу на Букинге, что в нужный нам день на стандартный номер делают скидку. Вместо 3 000 руб. номер идет по цене 2 500 руб. И это включая завтрак. 2 400 без завтрака, но с доп. местом, в хостеле против 2 500 с завтраком, без доп. места, но в хорошем отеле. Как, вы думаете, мы поступили? После "Авантажа" я нереально радовалась, что успела перебронироваться. Экспериментов уже не хотелось. Ссылка на отзыв об отеле "История" появится здесь в ближайшее время. Так как частично об отелях из нашей поездки я уже рассказала (отзыв о гостевой деревне "Ежезеро" и обзор отеля Wardenclyffe), повторяться не буду. И в этом отчёте акцент сделаю на Вологду и Ферапонтово и те места, которые мы посетили впервые (например, кафе "Щучий двор" в Ростове Великом). За поездку собрались интересные фотографии, хочу ими поделиться с вами. Стартовали достаточно рано - в 7.30. Надо было заехать, показать ребёнка стоматологу. Накануне возник форс-мажор, экстренно ездили к врачу. Софи удалили очень сложный зуб, мы не могли уехать так далеко, не показавшись специалисту. Около часа ушло на это. На Ярославское шоссе (трасса М8) выехали уже в 9.30. Позавтракать решили в "Глобусе" на Ярославке (GPS-координаты: Широта: 56°1′7″N (56.018605). Долгота: 37°53′10″E (37.886097). Завтрак был лёгкий, но сытный. Что называется, дёшево и сердито - вдвоём с Сонечкой на 185 руб. (блины, сосиска, чай, кофе). Впервые в "Глобусе" завтракаю, приятно удивлена. Костя купил себе пиццу. А дальше - в путь! Ярославка, как всегда, в отличном состоянии - летит, бежит и едет. В половине второго прибыли в Ярославль и сразу отправились в пироговую "Штолле" на проспекте Октября, д. 3 - размяться, отдохнуть и пообедать. Мы бывали здесь множество раз и всегда на оценку 5+. В этот раз "Штолле" нас огорчил. Костя отравился борщом и чувствовал себя потом очень плохо. Еда вообще была не такая, как всегда. Вроде нормально, но не так, как раньше. Возможно повар поменялся. В Вологду въехали в 17.30. С остановками на отдых и покушать ехали 9 часов. Благодаря тому, что мы не гнали, останавливались на отдых, силы для вечерней прогулки по Вологде у нас остались. Поэтому заселившись в хостел, мы сразу отправились гулять.Вечер получился сказочный! Бывают моменты, когда вроде бы на знакомые уже места и предметы смотришь под другим углом, и возникает какая-то особая атмосфера - счастья и радости. И получаешь от увиденного невероятное удовольствие. Вот тогда так и было...Представляю вам фотографии нашей прогулки по Кремлёвской площади и скверу вдоль набережной реки Вологда. Берите на заметку достопримечательности Вологды, которые мы успели увидеть в этот вечер. Сначала вся десятка сразу (для наглядности - списком):
Интересного в Вологде вообще немало. Мы увидели лишь часть. Но, при всём разнообразии интересного, главное здесь - особая атмосфера, свойственная только этому городу, свой колорит, самобытность. Именно за этим сюда стоит ехать.Машину поставили рядом с площадью, недалеко от многочисленных сувенирных палаток. Не преминули подойти к сувенирам, посмотреть наши любимые кружечки. Были неприятно удивлены, как выросли цены. За небольшую стеклянную кружку просят 250 руб. В то время как в Чебоксарах, Йошкар-Оле и других городах мы такие покупали по 290 руб. за пару! В общем, ушли без покупок, возмущённые. Сувениры в Вологде красивые Кремлёвская площадь в Вологде в лучах уходящего солнцаНа этот вид не могла наглядеться - Кремлёвская площадь на закате Выходим "из тени" Софийского собора. Вид ещё нагляднее. Вологда - очень живой, тёплый город! А дальше наша прогулка по Вологде продолжается на Советском проспекте. Здесь много всего интересного (читайте мой прошлогодний отчёт), но мы успели посмотреть только на памятник Александру Сергеевичу Пушкину Лечу!!!и зайти в кофейню "Все свои". Как хорошо заходить в знакомые, проверенные места и убеждаться, что там всё так же хорошо. "Все свои" находятся на первом этаже старинного здания.Интерьер хипстерский и одновременно уютный. Можно сесть за стол, а можно расположиться на уютном диванчике... В кофейню "Все свои" приходят попить вкусный кофе и поесть десерты ручной работы. И, конечно, пообщаться. На этой сладкой ноте первый день поездки в Вологодскую область закончился. День 2С утра позавтракали на общей кухне "Авантажа" пирогом с черникой из провинившегося "Штолле". Пирог был хорош. Далее с вещами выехали в "Ежезеро".Трасса А119 "Вологда - Медвежьегорск" находится в стадии очень активного ремонта. Начали ещё в прошлом году. И, надо признать, за год сделано многое. Выезжаем из Вологды. На противоположной стороне - стелла "Вологда" Ремонт А119 По пути Костя предложил заехать в Ферапонтово. Все знаменитые вологодские монастыри - Кирилло-Белозерский, Горицкий и Ферапонтовский - находятся как раз здесь, на пути из Вологды в сторону Карелии. Я рассказывала, что в прошлом году мы успели съездить в Кириллов и Горицы, а в Ферапонтово приехали в конце дня и "поцеловали" двери (успели только по территории погулять). Ехали в такую даль, а уникальный монастырь, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, не увидели. Как не увидели и знаменитые фрески Дионисия. Сильно горюя над этим фактом, могла ли я знать, что судьба будет благосклонна к нам, и, спустя ровно год, дороги приведут нас в Ферапонтово.... И мы увидим фрески и даже более того - будем иметь возможность сфотографировать их. За прошедший год правила в музее изменились, и фотосъемка теперь разрешена!В общем, Костя предложил заехать, я согласилась. От трассы до монастыря рукой подать - пара километров.Подъехали к стоянке около продуктового магазина. Здесь все туристы и путешественники оставляют машины и пешочком идут к монастырю. Только местные пересекают мостик и проезжают к своим домам. Магазин в Ферапонтово Припарковались. Зашли в магазин. Купили местных пряников, вологодскую молочку (кефир, простоквашу), мороженое, семечки. Перекусили. Сходили в магазин ещё раз, закупились по кругу. Всё такое вкусное, свежее... После этого пошли в монастырь. Заходим в монастырь. Вернее музей. Сейчас ансамбль Ферапонтова монастыря является музеем. Ансамбль монастыря (слева направо): церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, колокольня, собор Рождества Пресвятой Богородицы, церковь МартинианаРождественский собор (1490) Благовещенская церковь (1530-1531) Идём покупать билеты в кассу. За двоих взрослых и фотосъемку заплатили 700 руб. Входные билеты в собор Рождества Богородицы с фресками Дионисия стоят 250 руб./взрослый. Съёмка - 200 руб. Сначала нам показали небольшой фильм об истории монастыря. Затем мы прошли в собор. Уникальные росписи находятся в отличной сохранности. Ходишь, смотришь, пытаешься всё это великолепие вместить в себя, запомнить... Честное слово, радостно, что теперь здесь можно фотографировать. Имею возможность показать небольшой кусочек фресок Дионисия вам. Ферапонтов монастырь стоит в живописном месте - на холме на берегу Бородаевского озера. Места чудесные. Поэтому... рассчитывайте свою поездку по времени. Если хочется более расслабленного путешествия в удовольствие и возможности посмотреть больше (а мы в Ферапонтово увидели лишь часть из-за ограниченности по времени), закладывайте больше дней на маршрут. А мы вернулись на трассу и поехали дальше. В посёлке Белоусово свернули с А119 налево по указателю "Ундозеро". Далее путь лежал по грунтовке. Мы не знали, чего ждать от этой дороги, поэтому ехали очень медленно и долго. 35 километров преодолели за 2 часа, минута в минуту. По итогам дорога оказалась значительно лучше, чем мы ожидали. Вдоль всего пути стоят вот такие указатели. Заблудиться было невозможно. Сразу же после поворота с трассы мы позвонили управляющему. Поэтому, когда мы прибыли на место, нас уже ждали. Гостеприимно встретили, проводили к домику, все рассказали-показали. Увидев всю эту красоту, ахнули. Правда! Воздух упоительный, виды потрясающие... "Ежезеро" - лучшее место на Земле! Так как мы приехали уже поздно, после закрытия кафе "Гульбище", нас покормили в здании администрации. В "Ежезере" продумана любая ситуация, в том числе поздний заезд, за что большое спасибо. В Администрации очень уютно, есть столики, телевизор. Много старинных вещей, как в музее. Сразу настраиваешься на отдых в деревенском, народном стиле. Здесь же можно выйти в интернет, купить сувениры и всякую вкуснятину собственного приготовления - мёд, соления, варенье из райских яблочек. Такая вкуснятина! Очень рекомендую! Второй день путешествия по Вологодчине закончился для нас романтично - треском поленьев в печке-камине, запахом дерева и трав, ощущением того, что мы находимся в сказке... День 3Об этом дне вы уже всё знаете, если читали мой отзыв о гостевой деревне "Ежезеро". Поэтому в подробности окунаться не буду. Лишь несколько фотографий нашего отдыха, демонстрирующих, что мы здесь видели, делали, как проводили время. Безусловно, много гуляли, наслаждались тишиной, природой, летом, чистейшим воздухом...Катались на лодке. Высадились на одном из ежозерских островов. Ловили рыбу. Сходили в баню. Настоящей русской баней, берёзовыми вениками, ощущением лёгкости и полёта третий день поездки и закончился. С лёгким паром! День 4Следующий день начался с ранней, по нашим меркам, побудки и с рыбалки. Что не удалось папе - получилось у дочки. Наша маленькая рыбачка Соня поймала окунька. Окунёк был щедро выпущен на волю. После завтрака нас отвезли на Ундозеро посмотреть руины старинного храма. После обеда настала пора уезжать. В этот раз ехали по грунтовке днём, светило солнце, и нам удалось проскочить путь до нормального асфальта на полчаса быстрее, даже учитывая небольшие остановки на любование цветами и озером. Выехав на трассу А119, мы повернули не направо, в сторону Вологды, а налево - в Вытегру. Решили посмотреть отель Wardenclyffe Volgo-Balt. Быть в 10 километрах и не увидеть местную жемчужину столичного масштаба было не простительно. Что мы там увидели, вы уже в курсе из моего обзора. Поэтому повторяться не буду. Отель классный!А теперь точно - курс на Вологду. Выехали из Вытегры мы в седьмом часу, поэтому в Вологду прибыли уже в начале двенадцатого, после заката. С некоторыми приключениями заселились в гостиницу "История" и усталые, но счастливые легли спать. День 5Новый день встретил нас солнечной погодой, вкусным завтраком и предстоящей дорогой домой. Настроение было таким же светлым, как день за окном.Позавтракали блинами, запеканкой, варениками. Хороши завтраки в отеле "История"! Уезжая, смогли рассмотреть отель при свете дня. Несколько корпусов на уютной территории. Фонтанчик. Детская площадка. Очень симпатично! Не могли уехать из Вологды, не купив их знаменитого вологодского зефира и молочных продуктов. Вот в магазин "Вологодские продукты" (адрес: Вологда, ул. Герцена, д. 14) мы и направились. Чудесный магазин! Чего только нет. Купили всего понемножку: зефир самых разных видов, мармелад, клюкву в сахаре, конфеты, кефир, простоквашу, ряженку. На большее не решились. Путь всё-таки не близкий. А дальше был путь домой... Впервые поехали по ярославской объездной, а не через город. Только в начале было хорошо и свободно. А потом не понравилось совсем. Одни фуры, дорога узкая и очень плохая. Первый и последний раз тут едем. Пообедать решили в кафе "Щучий двор" в Ростове Великом. Давно к нему приглядывались, но ярославский "Штолле" перетягивал "одеяло на себя". В этот раз "Штолле" проштрафился, и мы дали зелёную улицу "Щуке". Располагается кафе с противоположной стороны дороги. Пришлось разворачиваться. Местечко живописное. Притягивает внимание. Есть и памятник символу Ростова Великого - оленю. Что могу сказать о самом заведении? Интерьер приятный. Уютно, просторно, со вкусом. Еда на твёрдую четвёрку. Винегрет, картошка с мясом, которые брала я, были достаточно вкусные. Блины - очень вкусные. Чёрная уха, которую брал Костя, ему понравилась. А вот котлеты из щуки хоть и нормальные на вкус, но порция - детская. Не вариант для мужчины. Соня с удовольствием съела картошку-фри и один блинчик
Завершение путешествия. Московская область. Можно уже сказать, что уже дома... По Ярославскому шоссе (М8) пересекаем границу Московской области
Опять уходим на бетонку. Вслед нам подмигивает солнце: "Ну как поездочка?". Замечательная поездка в Вологодскую область у нас получилась! Дай Бог каждому! galina-lukas.ru Ферапонтов монастырь и уникальные фрески ДионисияПриехав в Кириллов Вологодской области, не упустите шанс увидеть уникальные фрески Дионисия, которые практически полностью сохранились в Феропонтовом монастыре. Я предпочитаю посещать известные монастыри с экскурсоводом, поэтому мы накануне договорились с местным частным гидом, которая согласилась показать несколько интересных достопримечательностей, ну и, конечно монастырь. Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Утром мы встретились с гидом Лидией в центре Кириллова и поехали на нашей машине путешествовать вокруг Кириллова. От города до монастыря ехать не более полу часа, на протяжении которого слушали историю возникновения обители, заочно знакомились с экспонатами музея по книжке, потому что на территории Ферапонтова монастыря проводить экскурсии сторонним гидам нельзя. Конечно, мы могли бы взять гида и на месте, но тогда не получилось бы полноценной программы. Вокруг монастыря можно полюбоваться русской природой, представляю, какая упомрачительная картинка здесь летом. Русские просторыРусские просторы Русские просторыРусские просторы Стоит сказать, что посещение Феропонтова монастыря – удовольствие не из дешевых. С учетом, что мы не брали экскурсию от монастырских гидов, заплатили за вход в музей, просмотр фильма и право посмотреть на фрески примерно по 800 руб с человека. Из посетителей мы оказались одни, на кассе наша гид пыталась очень прозрачно намекнуть, что с нас не надо брать деньги по полной, но правила есть правила. Меня поразил тот факт, что нам пришлось уточнять у смотрительниц, сколько времени мы можем смотреть фрески. Обычно разрешают не более 10 минут (и это за такие немаленькие деньги), но нам повезло – по времени ограничивать не стали. Фрески ДионисияВ конце XV столетия на территории монастыря возвели каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, что, кстати, на семь лет раньше чем в соседнем Белозерском монастыре, который был намного богаче. Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Расписал собор Дионисий – известный на Руси мастер-иконописец. Например, его рука касалась Успенского собора Московского Кремля. Стиль мастера легко узнается благодаря ярким краскам, вытянутым, легким фигурам, плавным линиям. Дионисий – один из самых известных храмовых художников на Руси, наряду с Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Благодаря работе мастера и чудесной сохранности искусства монастырь включен в список Всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО. Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Росписи занимают площадь больше 700 кв. метров, а это практически вся внутренняя поверхность собора. Не сохранились только отдельные части росписей, которые пострадали во время перестройки иконостаса. А целом, фрески сделали Ферапонтов монастырь известным на весь мир, так как он единственный, где в полном объеме сохранились авторские фрески начала XVI столетия. Перед входом вам дадут план-схему фресок, с помощью которой роспись можно «читать» даже не сильно подготовленному человеку. Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь О красках и технологии живописи можно прочитать перед входом. Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Помимо росписи храма в Феропонтовом монастыре можно посмотреть вводный фильм о фресках и посетить музей, в котором находится ряд любопытных экспонатов. Музей Ферапонтова монастыряСначала мы пошли в музей, представляющий собой большой зал. Например, здесь можно увидеть реконструкцию кельи монаха по уставу Кирилла Белозерского, в которой нет даже кровати. Музей Фкропонтова монастыряМузей Фкропонтова монастыря В келии не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но все было общим.Даже куска хлеба не разрешалось держать в келии, так же не должно было быть напитков. Если монах хотел есть или пить, то шел в трапезную, где с благославления мог утолить голод и жажду. В дальнем углу находится образец братской трапезной. Музей Феропонтова монастыряМузей Феропонтова монастыря В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой. За витринными стеклами можно найти экземпляр Соборного уложения 1649 года. Музей Феропонтова монастыряМузей Феропонтова монастыря Здесь можно увидеть икону Патриарха Никона, который находился в этих краях в период ссылки. Музей Феропонтова монастыряМузей Феропонтова монастыря Вот это, предположительно, кусочек израсца из кельи Никона. Музей Феропонтова монастыряМузей Феропонтова монастыря Конечно, экспозиция демонстрирует торжественное одеяние священников. Музей Феропонтова монастыряМузей Феропонтова монастыря А вот рабочие место Игумени. Музей Феропонтова монастыряМузей Феропонтова монастыря Музей Феропонтова монастыряМузей Феропонтова монастыря Об основании монастыряФерапонтов монастырь был основан в 1398 году. Назван монастырь по имени основателя Ферапонта, который прежде чем остановиться здесь был послушником в Симоновом Московском монастыре, а затем даже стал одним из основателей Кирилло-Белозерского монастыря. Чтобы найти большее уединение Ферапонт отправился дальше и поселился на небольшом холме около Бородавского озера. Здесь Фепапонт построил для себя небольшую деревянную келью и жил в уединении своими трудами и молитвами. Но однажды пришли к нему разбойники и потребовали отдать им сокровища или покинуть э то место (удивительно, но как это похоже на обычный рэкет). Правда преподобный Ферапонт не испугался их и пристыдил их, да так, что разбойники ушли и больше не тревожили старца. Начали приходить к Ферапонту люди и просить разрешения поселиться рядом. Так возникло небольшое поселение, около десяти человек. Но преподобный Ферапонт отказался стать игуменом и новоиспеченную обитель возглавил другой человек, имя которого история не сохранила. А вот Ферапонт назначил себе самые черные работы, так как называл себя «великим грешником». Он носил воду, колол дрова, чистил печи. Кстати, именно так жил и Сергий Радонежский, который был наставником преподобного Ферапонта. Через десять лет здесь поставили церковь, которую освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вроде бы все складывалось так, как хотелось старцу Ферапонту: жил он в тишине и покаянии, молился, трудился, но вскоре ему пришлось покинуть обитель. Можайский князь хотел поблизости основать подобный монастырь и попросил преподобного Ферапонта помочь ему в этом. Не хотелось преподобному старцу начинать все сначала, но смирение это добродетель, которой должны обладать христиане, поэтому Ферапонт смирился. А ведь на то время ему уже было семьдесят лет. Стоит отметить, что преподобный старец пробыл в Лужецком Можайском монастыре еще двадцать лет, здесь есть церковь Рождества Богородицы, как и в Феропонтово, где похоронен старец. Несмотря на то, что последние двадцать лет Ферпонт провел в другом месте, его помнят и почитают как Белозерского старца. Вокруг милой его сердцу обители на Бородавском озере образовался поселок, который и по сей день называется Ферапонтово, часть озера Ферапонтовским, а монастырь, который вырос на месте первых келий, назван Ферапонтовым. Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Интересно, что Ферапонтовский монастырь, всегда оставался в тени, как бы на втором плане, но в то же время обитель имела очень большое духовное влияние. Здесь бывали цари, князи, известные люди и каждый находил здесь умиротворение и ответы на тревожащие вопросы. После того как преподобный Ферапонт покинул обитель, князь Можайский направил сюда обещанную помощь, но не было духовника, который бы с толком распорядился полученными средствами. Проходили годы, менялись игумены, но Ферапонтов монастырь так и оставался таким же, как и при жизни его основателя. Но затем пришел в обитель преподобный Мартиниан ученик Кирилла Белозерского настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря. Преподобный Мартиниан пришел в это святое место простым паломником, но братья его уговорили остаться здесь и стать настоятелем Ферапонтова монастыря. Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь В XV столетии произошли кровавые события, которые хоть и произошли в Москве за пятьсот километров, но отразились на Ферапонтовом монастыре. В Москве шла борьба за великокняжеский престол и тогдашнего князя Василия II низверг Дмитрий Шемяка. С него взяли клятву на кресте, что он не будет выступать против нового князя, и выделили. Василий, которого прозвали Темным, за то что слепым был, пришел поклониться и помолиться в Ферапонтов монастырь. Здесь преподобный Мартиниан освободил Василия от данной клятвы и даже благословил его выступать против захватчика, который незаконно восседал на великокняжеском престоле. Поддержка церкви в те времена имела большое значение, поэтому к Василию Темному примкнуло много сторонников, что и предрешило участь Шемяки, ему пришлось бежать в срочном порядке. Преподобного Мартиниана Великий князь Василий вызвал в столицу и попросил взять игументство в Троице-Сергиевом монастыре. И несмотря на то, что Мартиниану не хотелось уезжать из Ферапонтово, ему как и его предшественнику Ферапонту пришлось занять должность игумена в другом монастыре. Через некоторое время преподобный Мартиниан вернулся в милую сердцу обитель в Ферапонтово и занялся обустройством. И последующие двадцать он так усердно все здесь обустраивал, что все диву дивились. Здесь он и упокоился в церкви Рождества Богородицы. В начале шестнадцатого столетия возведена Церковь Благовещения с трапезной, которая построена в честь рождения царевича Иоанна, который в историю вошел как Иван Грозный. Приблизительно в это же время построена Казенная палата – уникальное сооружение гражданской постройки на территории монастыря. Здесь была обустроены помещения для книг, амбары, обустроен тайник для монастырской казны. В Ферапонтовом монастыре можно увидеть много всего интересного и уникального, но прежде чем вы войдете в стены святой обители, вы пройдете сквозь Святые ворота. Стоит отметить, что каменные стены, арки, надвратные церкви Ферапонта и Богоявления и даже окна, не менялись со дня постройки. Пол в церквях устлан небольшими плитками, своды поддерживаются дубовыми балками, которые уже потемнели от времени, черные алтарные жертвенники. Ферапонтов монастырьФерапонтов монастырь Судьба Ферапонтова монастыря, схожа со многими другими обителями, которые пережили советские времена, он был закрыт. Но, к счастью, его не постигла участь быть совхозом, Ферапонтов монастырь был передан под музей и сегодня он находится под охраной ЮНЕСКО. Но молитвы здесь по-прежнему звучат – под богослужение братии отдан Никонов храм. Когда вы приедете Кириллов, то поймете связь между несколькими святыми местами, расположенными вокруг: Кирилло-Белозерским монастырем , Нилло-Сорской пустынью , Феропонтовым монастырем и Горицким женским монастырем, в который мы и направились далее (читать о нем ). Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8. Время работы музея: с 1 мая по 31 сентября работаем с 9:00 до 18:00 без выходных. с 8 сентября по 30 апреля с 9:00 до 17:00, с 1 октября выходной - понедельник. Отзывы и цены на отели в Вологде Отели и загородные дома в Кириллове Отели Череповца shagau.ru Вологодская область, село Ферапонтово и Ферапонтов монастырьПутешествуя по российским областям, я обычно фотографирую по пути все районные центры для моей коллекции городов России, но иногда случаются исключения. В ходе путешествия по всей Вологодской области, где-то по пути между Вологдой и Кирилловым мы заехали в маленькое село Ферапонтово, не являющееся районным центром, но зато там есть старинный памятник архитектуры — «Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря XV–XVIII веков». Ему и посвящена эта серия. Ферапо́нтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь в настоящее время недействующий, просто памятник архитектуры и истории, а также музей. Но история его уходит корнями в давнее прошлое — аж в XIV век. Монастырь был основан в 1397 году и просуществовал около 400 лет. В 1798 году он был закрыт, но восстановлен в 1904, а спустя 20 лет в 1924 году был закрыт окончательно. В 2000 году ансамбль памятников Ферапонтова монастыря был внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ферапонтовский монастырь — совсем небольшой, под стать размерам села Ферапонтово, в котором проживает всего 400 человек. Он занимает скромную территорию размером 100×130 метров и органично вписывается в пейзаж маленького села. [← | →]1. Ферапонтов монастырь и село Ферапонтово расположены на берегах маленькой речки Паска. Монастырь — на одном берегу, село — преимущественно на противоположном. [← | →]2. Река Паска длиной всего 500 метров соединяет Ферапонтовское и Спасское озёра. [← | →]3. Домики села Ферапонтово… [← | →]5. Общий вид ансамбля Ферапонтова монастыря. [← | →]6. Главный вход на территорию монастыря. [← | →]7. Он же, вид с внутренней стороны. [← | →]8. Двор Ферапонтова монастыря занимает скромную территорию размером 100×130 метров. [← | →]9. Основные здания Ферапонтова монастыря, вид со двора. [← | →]10. Колокольня. [← | →]12. Деревянная пристройка необычно сочетается с белокаменными зданиями. Табличка около двери гласит, что здесь проводится выставка из чьей-то частной коллекции. [← | →]14. На склоне между монастырём и Ферапонтовским озером расположен живописный пляж. [← | →]15. Автомобильная парковка и магазин — наверное, самое современное место в окрестностях ввиду ориентированности на заезжих туристов. [← | →]16. Спасибо за внимание! one-in.livejournal.com Ферапонтов монастырь и фрески ДионисияФерапонтов монастырь (Вологодская область), возвышающийся над селом Ферапонтово, представляет собой уникальный по красоте ансамбль, являющийся памятником истории мирового значения. На данный момент он включен в список ЮНЕСКО. История монастыря напрямую связана с теми значимыми событиями, которые происходили в Москве в XV-XVII в. Здесь, в Соборе Рождества Богородицы, сохранилось множество фресок, выполненных известным иконописцем Дионисием. Ансамбль монастыряВыстроен Ферапонтов монастырь на холме между озерами Бородаевским и Павским, которые соединяет небольшая речка Паска. В его ансамбле гармонично сочетаются архитектурные детали самых разных столетий. Особый интерес представляет собой Собор Рождества Богородицы. Это главная церковь монастыря, строительство которой было начато в 1490 г. Недалеко от Собора в 1530 г. была выстроена Церковь Благовещения, а в 1640 г. началось строительство Церкви Святого Мартимиана. Как был основан монастырьФерапонтов мужской монастырь был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет. Здесь же он сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился святому, и немного позже он решил вернуться туда для подвигов. На этот раз на север они пошли вместе с преподобным Кириллом. Здесь у Сиверского озера ими был основан Кирилло-Белозерский монастырь. Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским. Первое время он жил в построенной им келье в отшельничестве. Много лишений пришлось ему пережить. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь. Период расцветаШироко известным Ферапонтов монастырь стал благодаря усилиям преподобного Мартиниана, ученика Кирилла Белозерского, который по настоянию братии стал его игуменом. Сюда на поклонение когда-то приезжали известнейшие представители русской знати - Елена Глинская, Иван IV, Василий III и др. В XV-XVI вв. из стен этой обители вышли виднейшие деятели русской церкви – Епископ Вологодский и Пермский Филофей, епископ Ярославский и Ростовский Иоасаф и другие. Со временем монастырь становится местом ссылки видных деятелей, боровшихся за главенство Церкви в государстве – патриарха Никона, митрополита Спиридона-Саввы и т. д. Помимо всего прочего, Ферапонтов монастырь был еще и крупнейшим вотчинником. В XVII в. обители принадлежало около 60 деревень, триста крестьян и 100 пустошей. РазорениеНесмотря на то что в монастыре, начиная с XV и заканчивая XVII веком, было возведено множество каменных построек, настоящей крепостью он так никогда и не стал. Его ограда оставалась деревянной вплоть до XIX в. Это и послужило причиной разорения обители в 1614 г. польско-литовскими грабителями. Возобновлено каменное строительство было только спустя 25 лет после нашествия. Именно тому, что обитель пришла в упадок, мы обязаны сохранностью фресок в первозданном виде. Монастырь был небогат, а поэтому подновления росписей никогда не выполнялись. В 1798 г. указом Синода обитель была упразднена. В 1904 году здесь снова был открыт монастырь, но на этот раз женский. Просуществовал он недолго – до 1924 г. В наши дни на территории монастыря действует музей фресок Дионисия. Иконописец ДионисийВ 1502 году в Ферапонтов монастырь был приглашен иконописец Дионисий с артелью. Его задачей стала роспись Рождественского собора. К тому времени Дионисий был уже знаменит и считался ведущим московским мастером. Первый свой серьезный заказ он получил между 1467 и 1477 гг. В это время ему предложили поучаствовать в оформлении церкви Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. В 1481 году он приступил к исполнению еще одного важного задания – выполнению икон для иконостаса Успенского Собора (Московский Кремль). С заказом мастер справился просто великолепно и с тех пор стал олицетворением московской школы живописи. Ферапонтов монастырь. Фрески ДионисияФрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. До переделок фасада в XVI в. сюжеты, изображенные на нем, были видны издалека. По обеим сторонам врат изображены архангелы Гавриил и Михаил. Портал украшен сценами «Рождества Богородицы» и фреской «Десус». В возглавии можно видеть медальон с изображением Христа. Над дверью Дионисий разместил изображение самой Богоматери в окружении Козьмы Маюмского и Иоана Дамаскина. Именно эта фреска становится началом связанных между собой сюжетно изображений, посвященных Пресвятой Деве. В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами. В храме имеются и другие представляющие вниманию зрителя Деву Марию фрески. Ферапонтов монастырь знаменит, прежде всего, именно благодаря росписям Собора Рождества Богородицы. Особенности росписей храмаСистема росписи храма организована очень строго и лаконично. Фрески выполнены с учетом архитектурных особенностей здания. Еще одной особой чертой, делающей оформление храма гармоничным, является мастерство композиции. Это можно отнести как к размещению фресок, так и к каждому отдельному сюжету. Рисунок отличается гибкостью линий и в то же время их лаконичностью. Все изображения выглядят невесомыми, устремленными вверх. Росписи отличаются многолюдностью и динамикой. Для того чтобы рассмотреть все фрески в последовательности сюжета, необходимо обойти весь храм по кругу несколько раз. Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, небесно-голубые, желтые, розовые, вишневые и светло-зеленые тона. Для фона иконописцем был использован в основном ярко-голубой цвет. Краски художнику доставлялись предположительно из Москвы. Самой богатой в плане цветового решения росписью являются медальоны под барабаном и на подпружинных арках. При их выполнении были использованы как чистые цвета, так и смеси. Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия. Интересным является тот факт, что все фрески Ферапонтова монастыря были выполнены всего за 34 дня (с 6 августа по 8 сентября). И это при том, что общая их площадь составляет 600 м2. Ферапонтов Лужецкий монастырьВ XV веке Белоозеро принадлежало князю Андрею, сыну Дмитрия Донского. В 1408 г. он обращается к Ферапонту с просьбой об основании монастыря в городе Можайске. После долгих раздумий святой соглашается стать игуменом новой обители. Построенный на берегу Москвы-реки монастырь был назван Лужецким. В 1420 г. в нем был возведен Собор Рождества Богородицы. Недалеко от Лужецкого монастыря в наши дни бьет источник с целебной водой. Называют его колодцем святого Ферапонта. По преданию, открыт он был самим святым. Святой Ферапонт оставался в Лужецком монастыре до самой своей смерти в 1426 г. В 1547 г. его причисляют к лику святых. Его мощи до сих пор покоятся в Соборе Рождества Богородицы. Вологодский и Лужецкий Ферапонтовы монастыри в наши дни являются ценнейшими памятниками средневековой русской культуры. fb.ru Ферапонтов монастырь:история монастыря, фрески Дионисия.Ферапонтов монастырь расположился на возвышенности у Ферапонтовского озера, виден издалека, однако благодаря своим скромным размерам и легкому, изящному стилю не подавляет в отличие от расположенного неподалеку в городе Кириллове, на берегу Сиверского озера Кирилло-Белозерского монастыря, о котором я обязательно расскажу. Но давней мечтой было попасть в Ферапонтов монастырь , к фрескам Дионисия и однажды мечта исполнилась…. Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров северной Руси. Он и сейчас является памятником мирового значения: сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году Ферапонтов монастырь в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам в храме Рождества Богородицы (1490 год). Это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся, фрески иконописца Дионисия, которые он с сыновьями, выполнили в августе-сентябре 1502 года. История монастыряФерапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже 14 –15 веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История Ферапонтова монастыря связана с некоторыми историческими событиями становления Русского государства. Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1397 год. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского — Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея, Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий. Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 годах игуменом Троице-Сергиева монастыря. Во второй половине 15 – начале 16 века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже 15 – 16 вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Все 16 столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале 17 в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря 15 – 17 вв. В 16 веке в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине 17 в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь преподобного Мартиниана, колокольню. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В 19 веке, в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924 году. В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале 20 века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. Ансамбль Ферапонтова монастыряКомплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля 15 – 17 веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся, с 17 века, естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества и в то же время, раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства. ФрескиФрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. В самом начале 16 века в стенах Ферапонтова монастыря появилась артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Четыреста с лишним лет каменные стены терпеливо хранили краски фресок, надписи и память о мастерах, создавших их. Один из них — Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале 20 века. По своему географическому расположению собор был путевым храмом. Во времена, когда с падением Константинополя устанавливался новый торговый путь в Российское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре как раз и оказался на этом великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне. Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. Находившийся на той же Онеге Каргополь был еще полностью рубленым городом, да и в Соловецком монастыре каменных церквей еще не было. Всю возложенную на них работу артель мастеров и подмастерьев выполнила за два с небольшим года. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Иконография фресок Ферапонтова собора во многом не имеет прецедента в стенной росписи русских церквей. Никогда прежде, например, не встречалось изображение Иоанна Предтечи в жертвеннике, не было изображений Вселенских соборов и многого другого. Некоторые считают, что акафист Богородице впервые тоже появился в Ферапонтове. В греческих и южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная от «Рождества Богородицы» и кончая ее «Успением». Дионисий же создает роспись, прославляющую Марию, роспись, подобную песнопениям, какие слагали в ее честь. Конечно, Дионисий не самовольно ввел во фрески многие сюжеты, до него не изображавшиеся. Чтобы пойти на такой смелый шаг, он должен был видеть предшествующие росписи, а не только слышать о них, а видеть их он мог только на Афоне. Но решение многих евангельских сюжетов у Дионисия отличается и от афонских. Тогда еще не существовало строгих канонов, и Дионисий мог воспользоваться этим обстоятельством. Например, он самостоятельно пытался осмыслить некоторые положения христианства, в частности, о жизни Богоматери. То, что для предшествующих живописцев было основной целью, для Дионисия стало второстепенной. Главная задача для него — акафист Богородице, ее прославление, поэтому весь большой цикл росписей Рождественского храма представляется единым гимном: «Радуйся!». В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами. Фрески, созданные Дионисием, следует рассматривать как неотъемлемую часть архитектуры самого Рождественского собора. Все его внутреннее пространство — от купола и до основания — заполнено сияющей живописью. «Брак в Кане Галилейской», например, представляется ему радостным пиром. Соборы и башни, которые обрамляют многочисленные сцены росписи, напоминают зрителю архитектурные памятники Москвы и Владимира. В центре собора, в куполе, изображен Христос-Вседержитель. По мнению многих исследователей, этот образ напоминает Пантократора из Софийского собора в Новгороде, однако связь эта ощущается чисто внешне — в расположении рук и Евангелия. Сущность ферапонтова Христа-Вседержителя сильно отличается от новгородского. В Ферапонтове у Христа-Вседержителя нет той грозной и непреклонной воли, как у новгородского Пантократора. На северной стороне собора на троне сидит Богородица, окруженная архангелами, а у подножия трона теснятся толпы смертных, воспевающих «Царицу мира». На южной стороне — сонмы певцов славят Деву Марию. На западной стороне вместо более привычного для южнославянских храмов «Успения» изображена композиция «Страшного суда», в которой Дева Мария прославляется как заступница всего рода человеческого. В восточном люнете храма Богородица изображена в чисто русском, национальном духе — как покровительница и защитница Русского государства. Она стоит с «покровом» в руках на фоне стен древнего Владимира, бывшего в те годы символом религиозного и политического единства Руси. Окружают Деву Марию уже не певцы и не святые, а русские люди. Собор был расписан Дионисием и его товарищами не только внутри, но отчасти и снаружи. На западном фасаде хорошо сохранилась фреска, которая встречала входящего в храм и давала нужное направление его мыслям и чувствам . Роспись посвящена Рождеству Богородицы и состоит из трех поясов: верхний — деисус, средний — сцены «Рождества Богородицы» и «Ласкание Марии Иоакимом и Анной», нижний — архангелы. Справа от портала изображен Гавриил, держащий в руках свиток, на котором написано «Ангел Господень написует имена входящих в храм». Портальная фреска — это своего рода прелюдия к росписи собора, потому что акафист Богородице начинается именно здесь. До Дионисия другие художники сюжет «Рождества Богородицы» трактовали как чисто семейную сцену в доме Иоакима и Анны — родителей Марии. Дионисий тоже оставил жанровые подробности, продиктованные самим содержанием росписи, и в то же время его фрески резко отличаются от работ его предшественников. В среднем ярусе росписей Дионисий поместил не сцены из жизни Марии, а иллюстрации к двадцати четырем песням акафиста Богородице. Здесь художник меньше всего был связан канонами, и из-под его кисти вышли изображения абсолютно самобытные. Он не стал показывать бурные движения души человеческой, художника влечет к размышлениям, к оригинальному толкованию традиционных евангельских тем. Вот, например, Анна и престарелый Иоаким, узнавший, что его жена ждет младенца. Иоаким на фреске, знает о «непорочном» зачатии, он благоговейно склоняется перед новорожденной Марией, протягивая ей руку и повторяя жест, обычный для «предстояний». Анна , исполненная достоинства и смиренной благодати, сидит на ложе, и женщина, стоящая за ложем, не только не помогает Анне подняться, но не смеет даже коснуться покрова той, что родила будущую мать Христа. Женщина справа от ложа не просто протягивает Анне чашу с едой, а торжественно подносит ее. И эта золотая чаша, получая особое смысловое значение, становится центром всей композиции. Дионисий показывает зрителю, что перед ним не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребенка, а свершение священного таинства. Образы всех персонажей из жизни Марии исполнены Дионисием необычайной душевной деликатности. Движения их плавные, жесты только намечены, но не завершены, участники многих сцен лишь обозначают касание, но не касаются друг друга. Это относится, например, к сцене «Купание Марии». Композиционный центр этой части фрески — золотая купель. Женщины, купающие новорожденную, не смеют коснуться ее, а та, что принесла Анне подарок, держит его бережно, как сосуд с благовониями. Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, небесно-голубые, желтые, розовые, вишневые и светло-зеленые тона. Для фона иконописцем был использован в основном ярко-голубой цвет. Краски художнику доставлялись предположительно из Москвы. Самой богатой в плане цветового решения росписью являются медальоны под барабаном и на подпружинных арках. При их выполнении были использованы как чистые цвета, так и смеси. Надо сказать, что мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, все фигуры написаны легко и живописно, как будто они лишены веса и парят над землей. Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления. В своде юго-западного столпа Рождественского собора есть композиция, изображающая Иисуса Христа и московских митрополитов Петра и Алексея. Под ними, около водоема, стоят седой старик, пожилая женщина и два юноши. Может быть, Дионисий здесь и изобразил себя и свою семью, ведь в Ферапонтове вместе с ним работали два его сына — Владимир и Феодосий. Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия. Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Я не однажды возвращалась сюда, а впечатление от монастыря было , как впервые…. Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово. myrussianland.ru Ферапонтов-Белозерский монастырь (Ферапонтово)Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей, колокольни, Казенной и Трапезной палат. Территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Деревянные 2-этажные келейные постройки мужской и женской обителей не сохранились. Главной достопримечательностью Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы 1490 года - самый древний каменный храм Русского Севера. Здесь сохранились уникальные фрески 1502 года древнерусского иконописца Дионисия. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Кроме главного престола собор имел южный придел, освященный во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского, над которым возвышалась малая главка. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. В 2000 году памятник включен в список особо охраняемых ЮНЕСКО. Церковь Благовещения с Трапезной палатой была построена в 1530-1531 гг. на вклад царя Василия III Ивановича в связи с рождением наследника Иоанна IV. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через второй ярус колокольни. Казенная палата первой трети XVI века относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание. Церковь преподобного Мартиниана построена в 1641 году, является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой ракой с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 года с приделом во имя преподобного Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат. Трехъярусная Колокольня XVII века имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 года, отреставрированный в 1990 году мастером-часовщиком Юрием Петровичем Платоновым, им же восстановлены звоны. Сохранившиеся святыни:
История Ферапонтова монастыря Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 году в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. К началу XV века братия монастыря насчитывала 10–15 иноков. Позднее вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь. Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. Расцвет хозяйственной деятельности пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна IV Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами и льготами. XVII-XVIII века стали для монастыря эпохой пожаров и разграблений, начало которым положили польско-литовские «воровские люди» в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. По указу 1764 года были отобраны монастырские владения, после чего обитель стала приходить в упадок и в 1798 году была упразднена. В 1666 году в монастырь был заточен низложенный Патриарх Никон, отбывавший здесь 10-летнюю ссылку. В 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни. Он был освобожден по настоянию царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под Ярославлем. В разные периоды ссыльными монастыря были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле императрицы Екатерины II. В 1904 году монашеская жизнь в стенах Ферапонтова монастыря возобновилась. К нему было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П. П. Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Были проведены работы по всему комплексу зданий, под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения. www.bankgorodov.ru ЗЕМЛИ. Достопримечательности Вологодской области. ФерапонтовоКирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри тесно связаны между собой уже с самого возникновения. Основатель Ферапонтова монастыря монах Ферапонт прибыл вместе с Кириллом на Белоозеро из Симонова монастыря в 1397 году поселился с ним на берегу Сиверского озера. Однако уже через год, он отделился от Кирилла и основал свой монастырь в двадцати километрах к северо-востоку от Кириллова, среди живописной местности, на невысоком холме между Бородавским (теперешним Ферапонтовским) и Паским озерами. Ферапонт пробыл на Белоозере недолго: через 10 лет он был вызван князем Андреем Дмитриевичем, младшим братом Московского великого князя Василия, в Можайск для основания там нового монастыря, известного под именем Лужецкого. Ко времени отъезда Ферапонта монастырь оставался скромной обителью, насчитывавшей около полутора десятка монахов и намного уступавшей начинавшему богатеть Кириллову монастырю. Более интенсивный рост Ферапонтова монастыря начался позднее, в середине XV столетия, когда им управлял выдающийся церковный деятель Мартиниан. Пользовавшийся авторитетом в церковных кругах, он не оставался в стороне от участия в делах политических. В 1447 году князь Василий II Темный посетил Ферапонтов монастырь и получил благословение Мартиниана на поход против овладевшего Москвой Димитрия Шемяки. В благодарность за поддержку Василий II распорядился перевести Мартиниана в игумены Троице-Сергиева монастыря. Мартиниан был человеком просвещенным. Со времени его игуменства Ферапонтов монастырь наряду с Кирилловым стал важным центром книжного дела. Знаменателен следующий эпизод: в 1489 году новгородский архиепископ Геннадий, которому для борьбы с еретиками потребовались редкие по тому времени церковные книги, послал за ними в Ферапонтов монастырь. Мартиниан, похороненный в 1483 году в монастыре и около 1550 года причисленный к лику святых, наряду с Ферапонтом считался впоследствии покровителем монастыря. Из Ферапонтова монастыря вышли и другие крупные церковные деятели. С одним из них, ростовским епископом Иоасафом, происходившим из знатного рода князей Оболенских и в прошлом ферапонтовским иноком, принято связывать начало каменного строительства в монастыре. Возвращение оставившего ростовскую кафедру епископа в Ферапонтов совпало с пожаром, уничтожившим многие монастырские постройки. Последовавшее за этим сооружение сохранившегося до наших дней каменного собора Рождества Богородицы вряд ли обошлось без помощи Иоасафа, тем более, что имеется рассказ о том, что во время пожара в его келье чудом уцелело некое “сокровище”, предназначавшееся для монастырских нужд. Предполагают, что именно Иоасаф пригласил в монастырь для росписи собора Дионисия, крупнейшего художника Московской Руси. Если строительная деятельность Ферапонтова монастыря в XV— XVI веках не может идти в сравнение с грандиозным строительством Кириллова монастыря, то все же ее масштабы были по тому времени значительны. К середине XVI века монастырь уже имел несколько каменных зданий: собор, трапезную, казенную палату. В 1614 году, когда Ферапонтов монастырь захватили казацкие отряды, его постройки подверглись сравнительно малому разорению. Однако экономический упадок, связанный с литовским нашествием, задержал дальнейшие строительные работы более чем на два десятка лет. К 1640-м годам относится кратковременный период нового подъема монастыря, вызвавший оживление каменного строительства. Вслед за этим начался постепенный упадок всего монастырского хозяйства. Характерно в этом отношении показание сосланного сюда во второй половине XVII века патриарха Никона: “Жизнь в Ферапонтовом монастыре скудная, вотчинка за ним небольшая и крестьянишки обнищали до конца”. Пребывание Никона в Ферапонтовской ссылке, продолжавшееся с 1666 по 1676 год, также немало способствовало разорению монастыря. Сосланный сюда после низложения его церковным собором, Никон не хотел считаться со своим падением и требовал воздаяния себе патриаршеских почестей. Этому способствовала неопределенность его положения. Периоды строгого, почти тюремного заточения чередовались со всевозможными поблажками и льготами. Опальный владыка не переставал надеяться на скорое возвращение, а монастырские власти вынуждены были считаться с капризами избалованного властью старца. Достаточно сказать, что для Никона выстроили по его указаниям какие-то особые хоромы — “кельи многие житей с двадцать пять”, со “сходами и всходами”. На строительство этих келий истратили немалую по тем временам сумму — 672 рубля. По распоряжению Никона среди Бородавского озера соорудили из камней искусственный остров, имевший форму креста. К столу бывшего патриарха доставлялись осетры, яблоки, арбузы. С девяти монастырей на его содержание ежегодно взимались всяческие припасы, а позднее — деньги в размере 839 рублей. В 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, положение Никона в монастыре резко ухудшилось. Патриарх Иоаким, его давний враг, предъявил ему многочисленные обвинения, в числе которых было и обвинение в сношениях с посланцами Степана Разина. Никона перевели под усиленный надзор в Кириллов монастырь, где он пробыл еще пять лет, почти до самой смерти. С конца XVII века Ферапонтов монастырь находился на грани полного разорения. В 1798 году его упразднили, а церкви сделали приходскими. В XVIII и XIX веках древние монастырские здания подвергались перестройкам, многие из них сломали. В 1857 году вместо деревянных монастырских стен их обнесли невысокой оградой, частично сохранившейся до сего времени. В начале нашего века, в связи с 500-летием со времени основания, монастырь вновь ненадолго открыли, но уже как женский. При подготовке к открытию начали новую перестройку, приостановленную вмешательством Императорской археологической комиссии. Тогда же внимание ученых привлекли замечательные росписи Рождественского собора, которым была посвящена вышедшая в 1911 году монография В. Т. Георгиевского. В 1908—1915 годах в монастыре проводились значительные восстановительные работы, завершенные уже в 1920-е годы. Реставрационное исследование было начато выдающимися знатоками древнерусского зодчества Л. П. Покрышкиным и К. К. Романовым, непосредственно руководил работами А. Г. Вальтер, а позднее В. В. Данилов. Особое внимание было уделено фрескам Рождественского собора, которые частично укрепили. После этого реставрационные работы надолго прекратились и были возобновлены только в 1970-е годы. В Ферапонтовом монастыре сейчас находится Музей фресок Дионисия.
www.allross.ru |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |