Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Ижма. Часть 1: столица. Достопримечательности ижмы


Ижма. Часть 1: столица: varandej

В последнее время о селе Ижма (4 тыс. жителей, на языке коми Изьва), затерянном в глухой тайге Средней Коми, знает почти вся страна: 7 сентября 2010 года сюда приземлился неисправный Ту-154, и это было настоящее чудо и в воздухе, и на земле. В небе пилоты сумели посадить самолёт с отказавшей электросетью на случайно обнаруженный аэродром, непригодный для посадки больших самолётов, а на земле смотритель аэродрома Сергей Сотников полтора десятилетия по своей инициативе поддерживал заброшенную площадку в рабочем состоянии... Спасти удалось не только людей, но и даже машину - отремонтированный самолёт улетел из Ижмы буквально за неделю до моего приезда.

Но между тем, Ижма замечательна не только этим. Само это название обозначает реку, историческую область вдоль неё и село-"столицу". А живут здесь коми-ижемцы - один из самых необычных народов России с древним вахтовым оленеводством и деревянными дворцами крестьян-миллионеров. И не просто живут: русский на Ижме - почти иностранец.

Путь на Ижму начинается от станции Ираель на Печорской железной дороге, причем в летнее время здешняя автодорога изолирована от Большой земли (зимой же её пересекает зимник Ухта-Печора). Автобусы ходят четыре раза в день, и подгаданы к поездам с юга. В остальное время активно курсируют частники - так, с поезда из Воркуты с пол-седьмого утра на станции сошло всего 3 человека, включая меня - но у вокзала ждала маршрутка. Билет до Ижмы - 270 рублей, дорога - хороший асфальт. Ехать без малого 100 километров, и на всём этом пути никаких признаков жилья - лишь тайга да тайга...

И тем удивительнее, что Ижма совершенно не выглядит глушью. Село далёкое и обособленное - это видно, но оживленное, ухоженное, без чувства отрезанности от мира. Автобус останавливается на площади с кадра выше, сбоку от местного Дома Культуры:

Здесь стоит вслушаться в разговоры - считается, что доля ижемцев в этих краях 80%. Это видно, а точнее слышно - 4/5 разговоров здесь ведутся не по-русски. Коми язык очень красив и очень необычен, звучит очень мягко. Правда, числительные (в том числе сложные типа "без пяти двенадцать") и междометия русские. В самой Ижме русским языком все владеют свободно, хотя и с небольшим акцентом, но даже в соседних сёлах попадаются люди, которым русская речь даётся с большим трудом.

За Домом Культуры две церкви - огромная для села, заброшеннная Преображенская церковь (1806-28) с явным налётом "нерусскости" и миниатюрная деревянная Успенская (новодел). Гуляя вокруг этих церквей, расскажу вкратце историю Ижмы:

Коми пришли сюда в 16 веке (село известно с 1576 года), и пришли не от хорошей жизни: русские активно осваивали правый берег Северной Двины и низовья Вычегды, и зыряне постепенно отходили на север и восток. На Ижме переселенцы встретили ненецких оленеводов, и сами научились разводить оленей. Правда, по-своему - в отличие от ненцев-кочевников, коми работали вахтовым методом - у них были постоянные дома и оседлое хозяйство в сёлах, а в тундру выезжали посменно. Ижемцы стали первыми в России вахтовиками.

К тому времени зырянские купцы уже были одними из лучших в России, и на Ижме сразу нашли свою нишу. Они были куда ближе к русским, чем ненцы, и куда ближе к ненцам, чем русские, став связующим звеном между Большой землёй и тундрой. В России ижемцы были известны как лучшие поставщики оленьей замши, ненцам же они продавали блага цивилизации - иголки и гвозди, ружья и патроны, и конечно же алкоголь. Если в 15-16 веках русские колонизировали зырян, в 17-19 зыряне начали колонизировать ненцев, превратив тундровых князьков в своих вассалов. Почти в каждом ижемском селе был хотя бы один миллионер.Как мне кажется, дело в том, что на Ижму пришли уже Новые Коми - усвоившие всё то хорошее, что дали им русские, и научившиеся сопротивляться всему плохому, что принесла колонизация их земель. И подобно американцам, ушли на новое место и начали строить нацию практически с нуля.

А вот как это место выглядело сто лет назад - эту фотографию мне подарили в музее. Здесь был самый настоящий погост-тройник из летней Преображенской церкви, великолепной "адмиралтейской" колокольни и деревянной "под камень" зимней церкви (только сейчас понял, что забыл узнать её название и возраст). Если Преображенская церковь имеет аналоги в других сёлах, то весь ансамбль действительно был для этого края столичным.

За церквями - набережная Ижмы. В дальних уголках севера типа Пинеги или Мезени настоящие набережные в сёлах - не редкость: ведь река зачастую была единственной дорогой, да и кормила людей не меньше, чем поле - поэтому северные сёла почти всегда открыты реке.

Долина Ижмы невозможно огромная, и за рекой прекрасно видны четыре села - слева направо Гам, Мохча, Бакур и Сизябск. К двум последним я дошёл пешком, о чём будет отдельный пост.

Сама Ижма, впрочем, не так уж и широка - размером примерно с Сухону или Волхов. Большая часть снежного пространства в долине - луга, постоянное русло же кончается вон у тех кустов, где промышляет рыбак.

На набережной небольшой мемориал Гражданской войны, которая здесь в относительных цифрах (население-то маленькое) была довольно кровавой. Что символизирует пограничный столбик - не знаю. В целом же ижемцы - народ весьма непокорный, например в 1830-35 годах здесь было такое необычное для Русского Севера явление, как крестьянская война, которую возглавил крестьянин с фамилией Балин (грузинам на заметку - по Толкиену персонаж с таким именем воевал с гоблинами).

А вот так центр Ижмы выглядит из-за реки, которая здесь течёт строго с юга на север:

Старая Ижма - это в общем-то всего одна улица. Пойдём сначала на север от главной площади:

Очень характерная застройка - таких огромных изб, как на Ижме, я не видел даже на Мезени.

Да что избы? Тут есть самые настоящие особняки совершенно городского вида, такие как дом купца-пароходчика Норицына:

Как уже говорилось, многие здешние крестьяне (и в меньшей степени "официальные" купцы) преуспели настолько, что сколотили вполне городские состояния, и строили себе опять же вполне городские хоромы.

К особняку примыкают советские постройки - здесь находится правительственный квартал Ижемской страны:

Теперь сходим от Дома Культуры на юг... впрочем, всё показанное в этом посте находится не более чем в 5 минутах ходьбы от ДК.

На улице оживление - много магазинов от продуктовых до компьютерных, банки, сфера услуг типа парикмахерской, и только отдельных кафе разве что нет - вместо них столовая. Ходят люди, играет музыка - в общем, непохоже на стереотипные образы нищего Севера, да и на российское село вообще.

Местная гостиница - кстати, не единственная, еще тут есть гостевой дом "Пелидз" (в переводе "Рябина", на основном коми языке то же слово пишется как "Пелысь"). При обоих, кстати, есть и кафе - в "Пелидзе" по крайней мере неплохая блинная.

А в конце улицы - едва ли не самый красивый в Ижме дом, принадлежавший местному крестьянину-миллионеру Попову:

Нигде больше я не видел таких домов, на Ижме не редких - своеобразный гибрид избы и особняка. Конечно, северные избы-дворы размером дадут фору многим городским постройкам - но ведь 9/10 их объёма занимала хозяйственная часть. Этот особняк полностью жилой, но снаружи, не считая обилия окон - просто очень большая изба.

Крыльцо - со двора, к улице особняк обращен парадным фасадом:

Ижемский музей, хотя и создан лишь в 1965 году - один из богатейших в Коми. Думаю, сёл, способных похвастаться такими музеями, в России единицы, а райцентров - от силы несколько десятков. Хотя может быть впечатление от экспозиции просто усилено общением с сотрудниками. Я в общем уже не удивляюсь, когда в музеях в глубинке меня встречает обаятельная и энергичная девушка чуть-чуть постарше меня, которая искренне любит свой край, действительно хорошо его знает, и действительно рада открыть его гостю издалека. Вот и здесь мне провели экскурсию, напоили чаем, просто рассказали много интересного о прошлом и настоящем Ижмы, показали архивные газеты и путевые заметки начала ХХ века и современный официальный фотоальбом Ижемского края из музейной библиотеки, да еще и подарили фотографию, которую я здесь уже выкладывал. При этом заплатил я только за билет и фотосъёмку.Между собой сотрудницы говорили на ижемском языке, хотя сами вполне молодые и современные, что еще раз подтверждает - этот язык живой. Но всё же такой тёплый приём я бы не назвал национальной спецификой, ибо как уже говорилось - у меня такое не впервые.

В холле музея - очень красивые и странные картины Татьяны Поповой. Дело в том, что художница их не рисует, а мастерит из перьев:

Другой местный художник Федор Канев на войне потерял правую руку, но научился рисовать левой. Получился весьма самобытный наив. Кстати, почти тот же ракурс был в этом посте чуть выше:

Этнография. Ижемские народные шапки и просто вышивка:

Рыболовные сети с родовыми знаками хозяев на поплавках:

И конечно зал оленеводства, стилизованный под чум с очагом в центре. Чучело оленя, народный костюм, национальные сумки с колоритными названиями типа "тучу" (маленькие, наверху) или "падко" (баул пониже):

Национальная обувь "тёбеки" разных видов. Знаменитые "пимы" - лишь одна из разновидностей:

Оленья шкура и приспособления для её выделки:

Пояс оленевода, где вперемешку практические вещи и талисманы:

На третьем этаже - вполне городские интерьеры:

А солонка в виде утки - олицетворение зырянской легенды о сотворении мира. Некогда было лишь бесконечное море, по которому плавала Утка. Каким-то образом она снесла 6 яиц, но лишь два из них уберегла под крыльями. Из одного вылупился светлый бог, из другого - тёмный. Они подняли со дна морского утонувшие четыре яйца, а Утка, видя, что её род продолжен, взлетела и разбилась о воду, превратившись в земную твердь. Белый бог из первого яйца извлек Солнце, а из второго - лес, тёмный бог же извлёк луну и воды суши.

В общем, здесь очень много всего. А вот такой вид открывается с третьего этажа - обратите внимание, кстати, сколько снега на подоконнике:

Еще немного кадров советской, непарадной Ижмы. Самый большой в посёлке дом - местная больница:

Местами Ижма выглядит так:

Местами - вот так:

Оживленное, современное, не кажущееся нищим (даже если таковым и является), самодостаточное село, которое и селом-то назвать трудно. Полное чувство, что находишь в небольшом городке. Ижма - это действительно Столица маленького и без иронии гордого народа, привыкшего полагаться на собственные силы.

Ижемский край впечатляет еще и обилием гужевого транспорта, причём здесь в ходу не что-нибудь, а настоящие деревянные сани. Дед в ушанке везёт вязанку дров - будто откуда-то из прошлого прикатил. Впрочем, скорее всего большинство людей на санях в Ижме - "гости столицы" из окрестных сёл. Туда, в эти сёла за рекой, в следующей части и отправимся:

КОМИ-2011"Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.Южная Коми.Печорская магистраль. Коноши - Микунь.Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.Сыктывкар. Старый город и Кируль.Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.Средняя Коми.Печорская магистраль. Микунь - Ираель.Ухта. Нефтяная столица Коми.Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.Ижма. Столица.Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.Ижма в Сыктывкаре.Северная Коми.Печорская магистраль. Инта - Воркута.Инта.Воркута. Общее.Воркута. Частности.Воркута. Рудник.Воркутинское кольцо..

varandej.livejournal.com

История

Ижемский этнос начал складываться во второй половине 16 века. В формировании ижемского этноса приняли участие вымские и удорские коми, северные великорусы и лесные ненцы. К концу феодального периода ижемские коми выработали в основном ту языковую и культурно-бытовую специфику, которая столь заметно отличает их от других народностей коми.

Ижемская слобода, согласно некоторым данным, была основана в 1567 году.

Согласно ижемским преданиям село Ижма несколько раз меняло место своего расположения: первые поселенцы вначале осели на высоком берегу на месте современной Мохчи, затем перебрались на правый берег, на шесть верст выше по течению (ныне урочище «Олемин») и, наконец, прочно обосновались на месте современной Ижмы.

Смешанный состав раннего населения Ижемской слободы не должен вызывать удивления, так как конец 16-го — начало 17-го веков были отмечены значительными движениями по Печоре и ее притокам различного промышленного и торгового люда. Одним их важных путей, ведших на Печору и в Зауралье, стала Вымско-Ижемская водная система. Коми-ижемцы занимались охотой, рыболовством, земледелием, переняли у ненцев и поставили на товарную основу северное оленеводство. Продажа продукции оленеводства, в первую очередь, замши, шкур, мяса, стала основой ижемской экономики.

Расположение Ижемской слободы на оживленном торгово-промышленном пути способствовало относительно быстрому росту ее народонаселения.

Торговые связи Ижемской слободы с ярмарочными центрами Вычегодского края — Турьей, Усть-Вымью, Яренском, Туглимом и Сольвычегодском — были значительными. Таможенные книги третьей четверти 17 века изобилуют описанием продуктов, доставляемых из села Ижмы и Печоры на Сольвычегодскую ярмарку — главным образом рыбы, оленьих шкур и изделий из них. В Ижемской слободе происходил пушной торг приезжих московских скупщиков.

Ижемцы — прекрасные знатоки природы, они наблюдательны и ловки, обладают богатым творческим потенциалом, сохранили традиционное мировоззрение, высокую нравственность, заветы предков. Скудность почв и суровость климата заставляли их много трудиться. Чтобы душа не оскудела от тяжкого изнурительного труда, ижемцы отогревались в праздничные дни, ходили друг к другу в гости, придумывали различные игры, пели, плясали. Нет такого ижемца, который бы не любил петь. Песня сопровождала его от рождения до самой смерти. Послушав пение ижемцев, в душе невольно остается настроение песни: радость, веселье или грусть.

Большая часть коми-ижемцев проживает на территории Республики Коми в бассейне средней Печоры, по берегам притоков Печоры — Ижмы и Усы. Часть ижемцев осела в Салехарде, в Тюменской области, в Ненецком автономном округе и Ловозерском районе Мурманской области.

Историческая справка

В истории развития и жизни этнографической группы коми-ижемцев много любопытных событий и фактов, заставляющих современных историков, этнографов, ученых еще и еще раз обратить свое внимание на живущее более 450 лет берегах р. Ижмы и средней Печоры население.

На нынешней территории Ижемского района проживает более 80 % коренного населения. Этот факт способствовал сохранению традиционного образа жизни, традиционной культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей. Осваивая этот суровый край, предки коми-ижемцев добывали себе пропитание охотой, рыбалкой, постепенно осваивая земледелие и животноводство.

С развитием торговых отношений произошло расслоение общества. К началу ХIХ века беднейшая часть крестьянства находилась в очень тяжелом положении. Крестьяне кроме денежных податей и налогов несли еще натуральные повинности. Тогда произошло событие, которое заставляет пересмотреть взгляд о неприглядной забитости провинциальных крестьян. Это событие — восстание ижемских крестьян против повинности — строительства Тинско-мезенской дороги, почти за 1000 верст от Ижмы. С 1833 по 1838 год ижемские крестьяне под руководством правозащитника Балина боролись за свои права и добились успеха.

Почти через 200 лет в конце ХХ века на Ижемской земле произошли подобные события. Местное население выступило за защиту своих прав на чистую окружающую среду и против незаконных нефтепереработок в местах традиционного природопользования населения. Дело дошло до суда с Главой Республики Коми и опять коми-ижемцы выиграли. Этот беспрецедентный случай вошел в учебники по юриспруденции.

Но, как отмечают исследователи и путешественники конца ХIХ начала ХХ веков (Лепехин, Мартынов), население отличается мирным нравом, терпением и добропорядочностью. Судя по большому количеству православных храмов (почти в каждом селе), христианская вера была в чести у ижемцев. Много было священнослужителей из местного населения. Школы в конце 19 века были, в основном, церковно-приходскими. Строительством храмов как деревянных, так и кирпичных занимались мастера из местного населения. Кирпич производили тут же. Ижемский край отличался двухэтажными деревянными жилыми постройками. Вся центральная улица с. Ижмы в начале ХХ века была застроена такими домами. Многие из них стоят и используются и поныне.

Интересен факт вступления коми-ижемцев в северное оленеводство. Становление оленеводства, производительной отрасли для ижемцев складывается к середине ХVIII века. К этому времени ижемцы стали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века ижемцы стали одними из самых крупных оленеводов в Большеземельской тундре. Это произошло потому, что ижемцы, переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т.д. Но самое главное, ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счет продажи мяса, но и за счет производства замши из оленьих шкур. Замша в 19 веке была востребована не только в России, но и за рубежом.

Заслуживает внимания факт стремления населения к образованию. Первая школа в сельской местности в Коми крае открылась именно в Ижме и открыл ее на свои средства крестьянин Прокопий Ануфриев. Было это в 1828 году. Конечно, в Петербурге в это время уже действовал университет, но развитием окраин России царское правительство не было заинтересовано. И вот буквально по истечении одного века в этой самой окраине, т.е. в Ижемском крае, действовали три средних учебных заведения. Это педтехникум, где готовили учителей для начальных классов, речной техникум готовил специалистов для всего Печорского пароходства и зооветтехникум, где готовили специалистов для оленеводства и сельского хозяйства.

Организаторами всех этих учебных заведений были представители местного населения. В 30-40 годы 19 века Ижма поистине была кузницей национальных кадров.

Интересны факты экономического развития края в 20 веке.

В течение 70 лет в п. Щельяюр Ижемского района строили и ремонтировали суда. За это время судостроителями были построены баржи грузоподъемностью 100, 150, 200 и 600 тонн, грузопассажирские суда, брандвахты, дебаркадеры, буксиры-толкачи и т.д. Высок был уровень развития сельского хозяйства в районе. Было развито молочно-мясное животноводство, овцеводство, выращивали кур, в большом количестве выращивали овощи: картофель, капусту, турнепс.

Добыча и переработка древесины являлась важнейшей составляющей экономики с 30-х по 80-е годы ХХ века.

Славной страницей в истории края является история развития спорта. Особенно почитаем всегда был лыжный спорт.

Феномен, что население района численностью 23560 имеет трех олимпийских чемпионов. И какого уровня!

Лыжница планеты, четырехкратная олимпийская чемпионка Раиса Сметанина родом из с. Мохча Ижемского района. Семья лыжников Рочевых является национальной гордостью Республики Коми. Василий Рочев старший родился и вырос в с. Бакур. Часто потом на каникулах жил у бабушки и Василий Рочев младший, нынешний чемпион мира по лыжным гонкам.

В 1952 году Россия впервые участвовала в Олимпийских играх. Среди бронзовых призеров был и ижемец Александр Ануфриев.

Много славных страниц вписано ижемцами в экономику, культуру, образование Республики Коми.

Т.И. Новикова, директор Ижемского историко-краеведческого музея

Хроника исторических событий

1920 год 2 мая

Образован Ижмо-Печорский уезд с центром в селе Ижма в составе 25 волостей

Построена мастерская для ремонта судов в п. Щельяюр

1923 год

Телефонная связь через установленную в Усть-Сысольске первую приемо-передающую радиотелеграфную станцию

Открыт первый детский сад в с. Ижма

1924 год

Организация в с. Ижма Печорского ветеринарно-бактериологического института (с 1964 г. находился в г.Печора, ныне Ижмо-Печорская научно-исследовательская ветеринарная станция)

Установлена телефонная связь между с. Ижма и 5-ю близлежащими волостями

1925 год

Восстановлена бывшая частная электростанция Филипповых в с. Ижма

1929 год 15 июля

Образован Ижемский район с центром в с. Ижма (до апреля 1939 года в состав Ижемского района входил Ухтинский район)

1929 год

Организованы первые колхозы в районе - в с. Брыкаланск и д. Ласта

Ветеринарно-эпизоологическими отрядами ветбакинститута было вакцинировано более 15900 оленей от сибирской язвы

1930 год

Началось строительство судоремонтной базы в затоне Щельяюр

1930 годсентябрь

В Ижме начал свою работу Ижмо-Печорский техникум оленеводства и ветеринарии. Техникум дал народному хозяйству Крайнего Севера 366 специалистов оленеводства. В 1950 году техникум переведен в Сыктывкар

В Щельяюре была открыта школа фабрично-заводского обучения, где учили рабочим профессиям

1931 год

Организован Ижемский райпотребсоюз

Состоялся I районный съезд колхозников Ижемского района

В Щельяюре была открыта школа фабрично-заводского обучения, где учили рабочим профессиям

1932 год

В Мохче была создана машинно-сенокосная станция, которая спустя три года была преобразована в машинно-тракторную

Введена в ксплуатацию электростанция в с. Ижма

В Няшабоже была создана судостроительная верфь. Деревянные баржи, построенные здесь, сыграли большую роль в развитии экономики Печорского края. На них с устья Печоры поднимали оборудование для шахт, трубы для геологоразведчиков, продукты, из воркутинских шахт доставлялся уголь. До войны в основном строили суда с грузоподъемностью до 250 тонн, в начале 50-х годов начали строить баржи грузоподъемностью до 600 тонн.

В Ижемском районе появился первый трактор

1934 год

В Ижме при зоотехникуме начала работать районная колхозная школа, где готовили бригадиров полеводческих, животноводческих и оленеводческих бригад для Ижемского, Усть-Цилемского и Усть-Усинского районов.

В п. Щельяюр организованы 6-месячные курсы медсестер. Спустя год курсы были преобразованы в двухгодичную школу. Всего за четыре года деятельности этой школы было подготовлено 56 средних медицинских работников. Окончившие школу работали медицинскими сестрами и фельдшерами в лечебных учреждениях Ижемского, Усть-Цилемского и Усть-Усинского районов.

Открыт Мохченский педагогический техникум (первый выпуск состоялся в 1937г.), где готовили учителей начальных классов. В техникуме кроме жителей Ижемского района учились из Усть-Усинского, Усть-Цилемского, Кожвинского, Троицко-Печорского районов.

1935 год

Колхозы района объединили более 70% крестьянских хозяйств

1936 год

В Щельяюре был открыт речной техникум, где готовили специалистов речного транспорта (в 1954г. переведен в г. Печора)

1937 год

Щельяюрский затон был переименован в судоремонтные мастерские, летом здесь была внедрена электросварка

1939 год

В Ижме начал свою деятельность колхозно-совхозный театр с постановками пьес Белоцерковского «Пограничники» и Гоголя «Женитьба». Художественным руководителем театра был В.П. Выборов. За первый год существования театра было показано 176 спектаклей. Театр работал до 1941 года

Введена авиалиния Сыктывкар – Ухта – Ижма

По итогам участия во Всесоюзной сельхозвыставке колхоз «Путь Ленина» (с. Кипиево) награжден орденом Трудового Красного Знамени

1940 год

Начались изыскательные работы по строительству дороги Ижма-Ираель (строительство завершено в 1949г.)

1945 год

С помощью электросварки в Щельяюре под руководством А.И. Федосеева построен корпус пассажирского судна«Социализм»

1948 год

Ижемский район в числе первых в Коми АССР достиг по поголовью скота довоенного уровня

При Ижемском Доме культуры Глебом Семяшкиным создан хор, в 1965 году ставший лауреатом Всероссийского смотра самодеятельности в городе Москва. Спустя два года хор был удостоен звания народного ансамбля песни и танца

1949 год

Состоялось республиканское совещание передовиков оленеводства в с. Ижма

1952 год

Александр Александрович Ануфриев (уроженец д. Диюр), заслуженный мастер спорта СССР, первый советский спортсмен завоевал бронзовую медаль на летней олимпиаде в Хельсинки

1954 и 1955 годы

Ижемский район занимал первое место в Коми АССР по производству мяса и молока, в развитии оленеводства

1961 год

Состоялась первая стационарная экспедиция коми этнографов под руководством Л.Н. Жеребцова на Ижму

Открылась детская музыкальная школа в Ижме

1962 год

На базе Ижемского и Усть-Цилемского районов был образован Ижмо-Цилемский район (с центром в с. Усть-Цильма), существовавший до конца 1964 года

1960-е годы

Передвижной механизированной колонной (ПМК) были построены школы в с. Ижма и Краснобор, пять 12-тиквартирных домов, здание КБО и цех деревообработки в с. Ижма. В 1970-е годы ПМК были построены баня с прачечной, дом культуры, мебельный цех, кафе-ресторан в с. Ижма, аэродром, двухквартирные жилые дома в с. Мохча и Кельчиюр

1965 год

Начала издаваться газета Ижемского района «Выль Войвыв» («Новый Север») на коми языке

Согласно решению районного совета депутатов в Ижме создан народный музей

1969 год

Доярка колхоза им. Ленина А.Г. Филиппова удостоена звания заслуженного работника народного хозяйства Коми АССР. За большие успехи в труде Е.М. Валейская награждена орденом Трудового Красного знамени. Такой же награды был удостоен председатель колхоза им. Ленина А.И. Тимонин

1971 год

Колхоз «Заветы Ильича» (с.Сизябск) награжден орденом Трудового Красного Знамени

1973 год

Колхозы района были преобразованы в совхозы. Спустя десять лет вместо совхозов опять стали создаваться колхозы. Северные земли требуют больших затрат даже на малую прибавку сельскохозяйственных продуктов. Из-за многократного удорожания цен на промышленную продукцию, происшедшего после 1990 года, резкого снижения ассигнований на развитие сельского хозяйства, колхозы района не смогли сохранить достигнутые объемы производства, стало сокращаться поголовье скота

1974 год

Одна из улиц в Ижме названа именем Гаврила Семяшкина. В апреле 1920 года Гаврил Прокопьевич с мандатом Архангельского губсовнархоза был направлен в Ухту. Несмотря на скудный паек, нехватку одежды и обуви, Семяшкин добился того, чтобы получить хотя бы кустарным способом ухтинскую нефть, соль, керосин, в которых так нуждался Печорский уезд после гражданской войны

1976 год

На Олимпийских играх в Инсбруке (Австрия) Раиса Сметанина из с. Мохча завоевала две золотые медали в лыжных гонках на 10 км и эстафете. В последствии она стала 4-хкратной олимпийской чемпионкой (дважды в 1976г., потом в 1980 и 1992 годах)

1978 год

В Ижме открыт новый аэропорт, где стали совершать посадку турбовинтовые самолеты

1979 год

Установлен памятник в Ижме Герою Советского Союза А.Г. Хатанзейскому на улице, названной его именем

Началось строительство вышки для радиорелейной линии

В 1980 году в Ижме построено кирпичное здание для хирургического и родильного отделений

1980 год

На Олимпийских играх в Лейк-Плесиде (США) Василий Рочев, уроженец д. Бакур, стал олимпийским чемпионом в лыжной эстафете

1984 год

В июне в Ижме прошел межрайонный фестиваль фольклорных коллективов. Свое мастерство показывали самодеятельные артисты из Ижемского, Печорского и Интинского районов

1987 год

Вошла в строй радиорелейная линия Ухта - Ижма – Усть-Цильма

1988 год

Принята в эксплуатацию грунтовая дорога круглогодового действия Ижма – Ираель, протяженностью 98 километров

1990 год

В сентябре в Ижме прошел первый съезд ассоциации коми-ижемцев «Изьватас». Цель организации - защита интересов и законных прав коми-ижемцев, сохранение жизненного уклада, культуры, образования, языка, решение социально-экономических проблем

1992 год

Вошло в строй трехэтажное кирпичное здание поликлиники в с. Ижма

Все оленеводство района сосредоточено в колхозе «Ижемский оленевод»

Открыто профессионально-техническое училище в п.Щельяюр

1993 год

Началось асфальтирование дороги Ижма-Ираель (завершено в 1999 году)

Состоялся I районный конкурс народной песни, посвященный Глебу Семяшкину

1998 год

В Ижме завершилось строительство больничного комплекса со стационаром на 60 коек

14 сентября понтонный мост связал два берега Ижмы-реки

1999 год

Проводились геологоразведочные работы по поиску углеводородного сырья

2000 год

Доярка из с. Краснобор М. Семяшкина заняла III место на Всероссийском конкурсе операторов машинного доения в г. Саратове

2001 год

Началась пробная добыча нефти Макарьельского месторождения

2002 год

Зарегистрирован Ижемский благотворительный общественный фонд «Возрождение»

2003 год

Колхоз «Ижемский оленевод» переименован в СПК «Ижемский оленевод и К°». В 2005 году данное предприятие было зарегистрировано в Ненецком автономном округе. На 1 января 2009 года оленье стадо кооператива насчитывало 30 тысяч голов, в личном владении – около 8 тысяч

Подписан договор социального партнерства с «ЛУКОЙЛ - Коми»

2004 год

Спортсмены из клуба «Пера» стали победителями на чемпионате РК по пауэрлифтингу

С этого года в целях пропаганды традиционной культуры коми-ижемцев в д. Ласта Ижемского района проводится «Праздник охотника»

2005 год

Детский фольклорный коллектив «Купальнича» стал лауреатом 3-й степени на Всероссийском фестивале- конкурсе«Самоцветы России»

В Сизябске начало работать частное предприятие З.П. Вокуевой «Войвыв сикт». Предприятие знакомит туристов с бытом и оленеводческой культурой коми-ижемцев

Началась конфервация Преображенской церкви в с. Ижма для дальнейшей ее реставрации

Проведены работы по укреплению береговой полосы возле с. Ижма

2006 год

Традиционному народному празднику «Луд», проводимому ежегодно в Ижме, присвоен статус республиканского

Открыт новый узел связи в райцентре

2008 год

Проведение II творческого семинара финно-угорских журналистов

Открыт новый школьный комплекс в д. Диюр

2009 год

В с. Ижма состоялось открытие спортивно-оздоровительного комплекса

В районе существует 6 сельскохозяйственных предприятий: СПК «Агро-Центр», ООО «Агро-Север» (с. Ижма), СПК «Заречье», ООО «Заречье» (с. Сизябск), СПК «Боровая» (с. Брыкаланск), ООО «МЗ «Диюрский» (д. Диюр)

На базе Щельяюрского филиала №15 Ижемской межпоселенческой библиотечной системы открылась модельная библиотека,создающая для сельского населения дополнительные условия доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам

2010 год

- Вышел в свет фотоальбом «Ижма одна на планете…» (Изьвалы сьылoм)minnats.rkomi.ruusinsk.eufinnougoria.rumkrf.rufinugor.rufinnougr.ru/newsadmhmansy.ru- Счастливая посадка лайнера «ТУ - 154»kp.byforum.bratsk.orgnewstube.ruyoutube.comwebground.su- Начальник вертолёной площадки в Ижме включён в энциклопедию «Лучшие люди России»kp.ru/dailykomiinform.ru- Ирина Терентьева из Ижмы победила в конкурсе красоты среди коми девушек «Райда»zyrians.foto11.combnkomi.ru- Юлия Филиппова, ученица 2 класса Щельяюрской СОШ победила во втором межрегиональном детском фестивале современной коми песни «Сьыланкывкoд коля» («Остаюсь с песней»),проведённое в Сыктывкаре 6-7 ноября- В ижемской библиотеке открыли Центр общественного доступа (ЦОД)rkomi.ru

2011 год

- Вышла книга Хатанзейского Н.К. «Ижма. История и современность»- Дни ижемской культуры в Сыктывкареmincult.rkomi.rusyktyvkar.europaplus.ru- В Мохче построили пожарное депо- Взлёт «ТУ - 154» - В п. Щельяюр состоялось открытие нового спортивного объекта – лыжной базы на 20 учащихся с освещённой трассой протяжённостью 2,5 км- Вышел сборник произведений коми–ижемцев «Ижемских характер»siktivkar.bezformata.ru- Открытие храма Пресвятой Богородицы и часовни в с.Ижма

2012 год

- Открытие детской площадки в с. Ижма- В Сизябске открылся модульный мини-цех по переработке молока

На основе материала Ижемского районного историко-краеведческого музея и историко-статистического сборника «Республике Коми – 90 лет».

www.admizhma.ru

Ижемский район - Заповедная Россия

Географическое положение

    Ижемский район находится на северо-западе Республики Коми РФ. Его территория граничит с такими районами как с Усть-Цилемский, Усинский, Сосногорский и Печорский, а также с Ухтинским городским округом. Площадь района – 18,4 тыс. кв. км. В Ижемском районе проживают коми, русские, украинцы, белорусы, татары. Численность населения – 19 303 человек (на 2014г.).

    Административным центром района является с. Ижма. ( 65 ? 33 гр. с.ш. 53 ? 73 в.д.).

Климат

    Для климата Ижемского района характерны длительная зима и умеренно тёплое лето. Среднегодовые температуры составляют -18 ? C зимой и +15 ? C летом . Среднегодовое количество осадков 400-500 мм.

Природные достопримечательности

    На территории Ижемского района протекают реки Курья, Печора и её приток Ижма. В местных водоёмах водится рыба ценных пород: нельма, сёмга, пелядь, омуль и др. Природными достопримечательностями также являются болото Очью и р. Черная Кедва.

    Ижемский район относится к подзоне крайне северной тайги с преимущественно еловыми лесами, богатыми грибами, брусникой, голубикой, черникой. В болотистой местности растут морошка и клюква. Низовья р.Ижма покрыты живописными естественными лугами. Природными достопримечательностями района можно назвать Малогаловские камни, Варварин родник, лиственную рощу «Ниэдз».

    В лесах обитают таёжные животные, такие как росомаха, лось, куница; птицы – глухарь, тетерев и др. Айювинское месторождение в Ижемском районе – зона добычи минералов, красок, горючих сланцев, нефти и бокситов.

История

    Ижемский район был образован 15 июля 1929 года. По преданиям с. Ижма неоднократно меняло месторасположение. Нахождение Ижемской слободы на оживленном торгово-промышленном пути влияло на быстрое увеличение численности населения.

    Достопримечательностями района по праву принято считать Дом-музей В. М. Попова, Поселения «Галово I», «Галово II», городище «Поганый Нос», этно-промысловый заказник Сэбысь.

    Ежегодно в начале июля в Ижемском районе на заливных лугах проходит праздник «Луд». До начала праздника обычно проводят конноспортивные соревнования. Также особо отмечается в районе День оленевода, который проводится в день церковного праздника Ильи. Регулярно организовываются фестивали народного песенного творчества и фольклора. Основная отрасль хозяйства современных коми – оленеводство.

    В последнее время в Ижемском районе стал популярным этнографический туризм.

Знаменитые люди

    В с. Мохча Ижемского района родились Сметанина Р. – лыжница, победительница олимпиад, Ануфриев А. - серебряный призёр летней олимпиады в Хельсинки, а также олимпийские чемпионы Бажуков Н. и Рочев В.

Как добраться

    Главная автодорога, которая пересекает Ижемский район, носит название «Нижний Одес – Малая Пера». Железнодорожная станция Ираель находится в 98 км, ближайший аэропорт в г. Ухта, в 160 км от районного центра.

www.zapoved.net

О Мало-Галовских шарах - 17 Октября 2014

/ Загадочные валуны из Малого Галово имеют "родственников" по всему миру

 

В Ижемском районе возле деревни Малое Галово есть необычное место. На берегу реки Ижмы лежат несколько десятков больших камней правильной сферической формы. Фантастическая картина напоминает кладку яиц динозавров или остатки древней цивилизации. Может даже показаться, что здесь не обошлось без космических пришельцев. Несколько лет назад «галфедьса изъяс» (так ижемцы называют малогаловские камни) были признаны одним из чудес районного масштаба. Этим летом наш корреспондент побывал на этом уникальном природном объекте.

В двух шагах от деревни

Удивительно, что в самом Малом Галово далеко не все жители придают должное значение этой местной достопримечательности. Приехав в деревню, я заговорил про каменные шары с девушкой-продавцом в деревенском магазине, и оказалось, что она даже не знает, где они находятся. Старушки, встреченные на улице, неопределенно махнули рукой в сторону реки. Впрочем, спустившись по крутому берегу, я практически сразу наткнулся на коричнево-ржавый валун, напоминавший по форме разбитую амфору. Пройдя по тропинке вдоль берега, за кустами нашел и остальных его «собратьев». Казалось, что какой-то древний великан разбросал по берегу каменные шары. Большая часть камней потрескалась, а некоторые даже полностью разломаны. Но попадались и целые. Самые маленькие из них были около метра в диаметре, а наибольшие достигали трех-четырех метров. Некоторые находились на берегу, другие скатились в воду. Крутой берег возвышается над узкой полоской пляжа, и возникает предположение, что каменные шары с годами просто «выкатываются» из разрушаемой весенним половодьем кручи.

Вообще-то про берег с каменными шарами, которые находятся всего в нескольких десятках метров от деревни, местные жители знали издавна. Но массовый интерес к «галфедьса изъяс» возник только несколько лет назад, когда фотограф и краевед из Диюра Владимир Ануфриев сделал удачный снимок ландшафта с каменными шарами. Фотография появилась в газетах, журналах и книгах. Деревня была отмечена и на карте-справочнике районных достопримечательностей. Сейчас на этом месте любят фотографироваться местные школьники и туристы, и практически все каменные гиганты покрыты надписями, самая оригинальная из которых призывает не писать не камнях.

Экспедиция ОГПУ

Сохранился снимок, датированный июлем 1929 года. На нем возле каменного валуна вблизи деревни Галово запечатлены участники Ухтинской экспедиции ОГПУ.

Эта экспедиция считается одним из основных рубежей в освоении Печорского края и началом промышленной добычи северной ухтинской нефти. В 1929 году на реку Ухту, в место дореволюционных разработок нефти, направляется экспедиция ОГПУ, состоявшая из заключенных и сформированная Управлением Северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН). К июлю первый отряд экспедиции был собран и состоял из 139 человек. С многочисленными пересадками на пароходах через города Кемь и Архангельск экспедиция достигла Печорской губы, а в середине июля двинулась вверх по Печоре. 21 июля прибыла в Щельяюр. Здесь на базе речного флота произошла очередная перегрузка. 75 тонн груза разместили в 15 лодках. Заключенных разбили на группы, им предстояло тащить волоком лодки вверх по реке Ижме до впадения в нее Ухты. Видимо, во время этого пути заключенные-бурлаки и наткнулись на галовские камни необычной круглой формы. Участники экспедиции решили сфотографироваться на фоне одного из валунов. В конце августа экспедиция прибыла на место своей дислокации в устье речки Чибью. В октябре 1929 года тем же путем прибыла вторая партия заключенных и специалистов. Зимой 1929-1930 годов экспедиция приступила к выполнению поставленных перед ней задач. Был построен поселок Чибью, затем ставший Ухтой.

Местные предания

Неудивительно, что с годами круглые валуны обросли местными легендами и преданиями. Одну из историй нам рассказала сотрудник районного музея Антонина Артеева. Легенда гласит, что в советское время некая девушка из Малого Галово работала в Кельчиюре продавцом. Во время переучета в магазине обнаружили растрату. У продавщицы был строгий отец, которого она очень боялась. И вот девушка, начеркав на одном из камней предсмертную записку, утопилась в реке. А затем выяснилось, что сумма растраты была всего одна копейка. По другой версии этого предания, продавцом сельпо был мужчина. И когда его заподозрили в растрате, он написал на камне, что ни в чем не виноват. И растраты не выявилось. Мужчина топиться не стал.

Еще, по словам местных жителей, во время летней жары на теплых камнях сидели и лежали, чтобы снять боли в пояснице. Якобы камни даже способны «заряжать» людей земной энергией. А в утилитарных целях камни использовали для сушки белья после стирки в речке. На горячих валунах одежда быстро просушивалась. Несмотря на столь прозаическое использование камней, они, подобно скульптурам-моаи с острова Пасхи, продолжают хранить свою тайну…

С точки зрения науки

После возвращения из Ижмы я обратился в Институт геологии Коми научного центра УрО РАН и там узнал, что научное название этого природного образования – конкреции (от латинского слова concretio – срастание, сгущение). В институтском музее мне продемонстрировали несколько десятков разнообразных конкреций, найденных на территории республики. Правда, все они небольшого размера.

– Форма у конкреций бывает разнообразной, – продемонстрировала мне каменную коллекцию руководитель музея Ирина Астахова. – Далеко не все они идеально круглые. Так, у нас есть конкреция под названием «черепаха».

Действительно, найденный в 2001 году на берегу реки Ухты камень по форме напоминает черепаху. Внутри другой музейной конкреции, когда ее случайно раскололи, оказался прекрасно сохранившийся аммонит. По словам Ирины Астаховой, камней из Малого Галово в музее нет только по той причине, что они слишком большие для музейной витрины.

А подробнее про природу и образование конкреций нам поведал старший научный сотрудник института, кандидат геолого-минералогических наук Игорь Шумилов.

Как он рассказал, конкреции – это стяжения, малые минеральные тела округлой формы. Чаще всего подобные стяжения образуются в пористых осадочных породах – песках. Конкреции состоят обычно из карбонатов кальция, окислов и сульфидов железа, фосфатов кальция, гипса, соединений марганца.

Преобладают конкреции шаровидные, дискообразные, реже встречаются в форме эллипса или неправильно сросшиеся. В центре конкреции нередко находится «зерно», которое служило затравкой при ее росте. «Зерном» могут служить минералы, обломки пород, раковины древних моллюсков, зубы и кости рыб, остатки растений и кораллы. Размеры конкреций – от долей миллиметров до нескольких десятков метров. Они могут быть как плотными кристаллическими, так и рыхлыми, землистыми. Иногда конкреции содержат внутри себя полости, стенки которых инкрустированы кальцитом, пиритом, кварцем или халцедоном. Местами конкреции бывают столь многочисленны, что образуют участки протяженностью в сотни метров.

Два миллиона – еще не возраст…

– Конкрециям из Малого Галово не более двух миллионов лет, – уточнил Игорь Шумилов. – По геологическим меркам – это еще достаточно молодые образования. Это сидеритовые конкреции, состоящие из карбоната железа. Из-за железа у малогаловских камней такой ржавый желто-охристый цвет. Никакого научного или практического интереса эти конкреции не представляют. Подобные каменные шары встречаются довольно часто, но в Малом Галово они выпали из толщи пород, когда река подмыла берег. И они привлекли внимание своими размерами и формами. Впрочем, аналогичную картину я видел и на берегу реки Цильмы. В районе села Трусово также под высоким берегом находится похожая россыпь больших круглых камней – сидеритовых конкреций. Есть похожие конкреции и в сыктывдинском селе Ыб.

Как уточнил геолог, практический интерес могут представлять только железомарганцевые конкреции, которые образуются в огромных количествах на океаническом дне и рассматриваются как перспективный сырьевой ресурс.

Кстати, в личной коллекции ученого есть одна конкреция, которая по своим размерам и форме – вылитый лимон. А в Казахстане ему довелось видеть россыпь конкреций несколько «неприличной» формы.

С годами конкреции разрушаются, и это процесс естественный. С другой стороны, в толщах земли непрерывно происходит процесс образования новых конкреций. И они как каменные плоды Земли когда-нибудь созреют в ее глубине и выступят на поверхность.

Артур АРТЕЕВ.

Фото автора.

http://www.gazeta-respublika.ru/

 

Шарообразные валуны встречаются практически во всех уголках мира, и везде они служат хорошей приманкой для падких до экзотики любознательных туристов. Любителей загадочного и необъяснимого они влекут не меньше, чем египетские пирамиды или мегалиты Стоунхенджа. Причем местные гиды выдают их то за яйца динозавров, то за плоды древних морских растений или даже остатки летающих тарелок. В частности, на севере Иркутской области в поселке Богучанка местные жители уверены, что это НЛО, по той причине, что у шаров «металлический» вид. В Чечне похожие камни приняли за яйца травоядных динозавров.

Пожалуй, самыми известными в мировом масштабе можно назвать каменные шары из Коста-Рики. В 1930-х годах рабочие, вырубавшие в этой латино-американской стране заросли джунглей под банановые плантации, наткнулись на гигантские каменные шары. Некоторые из них выглядели так, словно бы их недавно принесли. Другие были частично зарыты. А несколько экземпляров нашли на глубине в два метра. Глубже просто никто не копал. Прошел слух, что в каменных шарах запрятано золото. Рабочие взялись за динамит и стали подрывать сферы одну за другой. Но внутри ничего ценного не обнаружили.

Вандализм удалось остановить, и за изучение каменных шаров принялись археологи. Для привлечения туристов петросферы стали перевозить из джунглей в музеи и устанавливать на площадях городов. В настоящее время только шесть шаров находятся в местах их первоначального обнаружения; остальные можно увидеть в музеях – как в самой Коста-Рике, так и за ее пределами. Самые большие «кругляши» из Коста-Рики достигают трех метров в диаметре и весят около 16 тонн. А самые маленькие – не больше детского мячика. Сейчас они находятся под охраной государства.

Когда ученые начали изучать коста-риканские шары, то совершили их облет на вертолете. Оказалось, что при виде сверху вереницы шаров складываются в гигантские треугольники, квадраты, круги. Некоторые из них выстраивались в прямые линии, которые были точно ориентированы по оси север – юг. Возникло предположение, что шары вытесали и расставили в строгом геометрическом порядке некие древние мастера.

Возникла масса гипотез, объясняющих значение шаров. Кто-то увидел в их расположении карту звездного неба, другие исследователи решили, что эти причудливые геометрические мозаики из шаров предназначались для астрономических наблюдений, связанных с календарными вычислениями и определением сроков земледельческих работ. Но зачем понадобилось выкладывать в джунглях огромную карту звездного неба. К тому же эта карта никак не совпадала с известным нам расположением звезд.

Часть исследователей решили, что каменные шары играли роль ориентировочных знаков при топографической съемке местности или служили своего рода пограничными столбами. Некоторые археологи полагали, что шары располагались перед домами знатных людей в качестве символа их власти или тайного знания. Правда, когда археологи начали раскопки, они столкнулись с тем фактом, что, кроме каменных сфер, в этой местности не нашлось ни одного предмета, указывавшего на присутствие здесь когда-либо человека.

Совершенно невероятная гипотеза утверждала, что шары – это метательные снаряды и остались в джунглях после какой-то битвы. Не менее фантастическим можно назвать предположение, что многотонные шары служили в древности деньгами.  В качестве подтверждения этой версии ученые приводят камни Раи. Это валюта жителей микронезийского острова Яби. Деньги островитян представляли собой каменные диски из известняка с отверстием посередине. Их вес достигал 8 тонн.

А одной из самых популярных оказалась гипотеза о внеземном происхождении шаров. Якобы они играли роль, схожую с нынешними посадочными полосами земных аэродромов. Некоторые археологи считали, что под определенными шарами могут располагаться места, где находятся послания инопланетян.

Древние индейцы считали, что боги любили игру в мяч. Но если люди играли упругим мячом, то боги подбрасывали каменные шары. Вот эти «мячи богов» и остались на земле. 

Впрочем, после того как за изу-чение американских шаров принялись геологи, все гипотезы об искусственном происхождении этих сфер окончательно перешли в область фантастики. Анализ каменных осколков разрушенных шаров позволил сделать вывод, что все они имеют естественное происхождение.

Небольшая рыбацкая деревушка Моераки в Новой Зеландии снискала известность благодаря крупным сферическим валунам Моераки (Moeraki Boulders), разбросанным по песчаному пляжу. Камни здесь имеют различную структуру – одни из них безупречно гладкие, другие шершавые. Некоторые расколоты на части.

Есть круглые камни на острове Пасхи, курильском острове Кунашир, на острове Чампа арктического архипелага Земля Франца-Иосифа. Этот северный остров буквально усеян множеством круглых камней разного размера – от превышающих человеческий рост до совсем мелких – с пинг-понговый шарик. Внутри некоторых камней здесь обнаружили зубы древних акул. Круглые камни есть не только на суше. На дне морей и океанов их также множество.

(По материалам из интернета.)

 

 

На арктическом острове Чампа каменные шары стали раскрученным туристическим объектом.

 

www.m-iz.ru

Ижма - Сафронов из Сыктывкара

Усаживайся, мой дорогой друг, удобнее, сейчас ты посмотришь Ижму.

В Ижме мы были всего сутки. Приехали на поезде из Ухты до Ираёля (или Ираеля, если по-русски), оттуда за 270 рублей ходит автобус до Ижмы. Были мы там с tne_zavtrak, фото все его.Когда я написал пост о том, что планирую путешествие, со мной на связь вышел Игорь Артеев, который благодушно предложил мне помощь в заселении. По факту вышло что Игорь целый день возился с нами, возил по всему селу, организовывал экскурсии, бронировал билеты и вообще проявил отличное гостеприимство. Я ему очень благодарен.

В селе две гостиницы, мы разместились в "Ижме".

Ночь в стандартном номере стоит 400 рублей. Душ на этаже. В целом гостиница очень приятная. Особенно я люблю вот такие надписи-разьяснялки:

Читаешь ее и уже вникаешь в проблему. Нечто похожее есть в ресторанах IKEA.

Душ:

Панорама в фойе актуализирована под сентябрьские события. Как оказалось - самолетик сверху просто приклеили:

Утром мы пошли в Ижемский районный музей. Доски для объявлений тут оформляют по олдскулу. Особенно доставили стрелочки круговорота "Информация - объявления"

Радость общения не интересует?

В центре села стоит старая церковь. Колокольню уже разобрали, а главное здание так и не снесли. Сейчас оно хоть и заколочено, но залезть можно. Нас, однако, от этого занятия предостерегли. Креста, увы, нет:

Ну и напротив церкви, на площади, разумеется, вождь мирового пролетариата:

Старую церковь разбирать опасно, реставрировать смысла нет. Чтобы не заморачиваться рядом просто построили новую, деревянную церковь северной архитектуры:

Новых зданий тут немного. Недавно построили отличный спортивный центр, интернет-провайдеры тоже не жалуются:

Дом культуры. И ладно бы просто Ы отвалилась, больше удивляет форма рук женщины:

Справа от ДК есть место для торговли. Спикулянты раскладывают товар, а на земле валяется картонка "Все по 10 руб" чьей-то рекламной кампании.

Иногда можно срезать дорогу через чей-нибудь участок:

Тут тоже гипнотизируют помощью детям, но на этом фото любопытно другое. Традиционные коми избы строились с большим количеством маленьких окон (минимум 5 в комнате). Тут мы видим как три окна заменяют на одно, пластиковое:

Машин тут немало и большая часть из них дорогие. Очень много внедорожников. Собаки, однако, к машинам все еще не привыкли и стаями гоняют проезжающие Митсубиси и Патриоты. Летом на дорогах спят коровы, зимой много повозок и саней. В некоторые запряжены кони, некоторые тянут люди:

Тут тоже гордятся предками:

Слева школа, справа я:

Во второй половине позапрошлого века (аккурат после отмены крепостного права) тут начался бум строительства. 150-летних домов полно. Один из них - тот самый музей куда мы шли. Построить крестьянину трехэтажный дом многого стоило. После смерти владельца дом перешел его племяннику. Племянника расстреляли красные, ибо зажиточный. Фамилия владельца была Вокуев. Еще тут много Артеевых, Семяшкиных, Каневых.

Во дворе очень хорошо почищено, порой сложно сохранять равновесие:

Музей оказался интересным:

Когда-то у ижемцев было аж... 500.000 оленей! С приходом коммунистов поголовье сократилось:

Мужской и женский ремни. Интересно, за сколько подобные можно найти на ибее?

Если Сыктывкар (в девичестве Усть-Сысольск) относился к Вологодской губернии, то Ижма относилась к Архангельской:

Вообще ижемцы на этой земле уже очень очень давно. Занятия у них были традиционные - земледелие, охота, рыбалка, оленеводство. Дико прогрессивным было изготовление замши, этим тоже не пренебрегали:

Ижемцы рисовали на своих вещах знаки отличия. Когда снасти переходили сыну, то сын дорисовывал к отцовскому знаку свой элемент (получалось XD например):

Если в Усть-Сысольске великая октябрьская прошла относительно спокойно, то в Ижме была резня. Пиздюли по классовому признаку раздавали направо и налево:

Дрались за цвет флага, который должен был возвышаться над селом:

Красные взяли почту и засели на балконе. Оттуда и отстреливались. Ветеран ВОВ запечатлил это все на картине:

Не понимаю какой толк был прятаться за деревянными опорами балкона. Ну да им, красным, виднее было. Вот этот балкон сейчас:

Ништяк все сохранилось, да?

А это... гармошка. Ногами жмешь, руками играешь. Мануфактура города Чикаго, штат Иллинойс:

Ну а потом красные победели. И радость была бы не полной без лагерей ГУЛАГа. Вот дверь одной из камер местного лагеря.

А потом Сталин помер и все наладилось:

Приятные древности:

На третьем этаже здания нарисована карта Ижемского района:

Мамонты и прочая дребедень:

Вид из окна:

Нам подарили открытки:

После музея заглянули на почту (в то самое здание, откуда красные отстреливались от сторонников кровавого царского режима) Греюсь под кондиционером:На почте раскуплены все лотереи (по словам работницы почты никто ничего не выиграл). Еще тут можно подписаться на курсы обучения Ешко.

Едем смотреть самолет:

Я и самолет:

Самолет выкатили из леса, возле него поставили сторожку. Охраняют его двое местных и двое якутских, посменно. Кроме охраны самолета в их обязанности входит очистка территории от снега:

Лыжи:

По пути встречаются вот такие персонажи:

Местная пенсионерка делает этно-бизнес - отдых, развлечения, чум. Это в чуме:

Еще у нее есть свой музей.

Тут же - Красное Знамя:

Откровенно говоря ее музей уже и не в Ижме находится, а в Сизябске, деревне через речку. Тут же стоит красивейшая церковь:

Темнело. Это наш гид Игорь на фоне северного заката, на горизонте видно церковь (ту что напротив Ленина):

Вечером готовились к выезду, это номер:

Пока собирались выяснилось что я умудрился просрать где-то микрофон openmedialab. Пара звонков и поняли, что я забыл его в чуме. (посмотрите на фото меня в чуме, вон он там, мерзавец, лежит). Вот так выглядит пригорок с музеем и чумом:

До домика на горизонте чесать метров 600, а так и не скажешь. Впрочем по размерам елей можно понять что не все так близко как кажется.

На чистом темном небе раза в три больше звезд чем на городском:

Потом мы поехали снова в Ираёль. Все дела сделали, жаль было только что не увидели северное сияние. Пока сидели на вокзале, у меня появился друг. Сперва опасался, а потом, через полкило печенек, научился подавать левую и правую лапы и сидеть:

Потом мы вышли поморозиться и прифигели. На небе было оно.Остальные фото - http://tne-zavtrak.livejournal.com/39272.html

Пока Завтрак морозился на улице, мой новый друг сложил около меня лапки и зевал:

На этом поездке конец.Ижемцы отличные северные люди. Как и любые другие северяне (к коим я и себя отношу) они очень закрытые и настроженные, но "только они умеют открывать душу так широко, что мама не горюй". Это не мой тезис. Это вообще даже факт. Настоящее село, не пригород, не деревня пьющая, а северное поселение, со своим укладом, с приятной наивностью жителей, простотой взглядов и поступков. В Ижму хочется приехать еще раз, скорее всего приеду летом на этно-фестиваль Луд. Лудить.

onchoys.livejournal.com

Село Ижма Ижемского района Республики Коми

Ижма в Википедии

И́жма (коми И́зьва) — село в Республике Коми России. Административный центр Ижемского района и сельского поселения Ижма. Расположено в центральной части республики в 600 км к северо-востоку от Сыктывкара, в 200 км к северу от Ухты, на берегу реки Ижма. С 1922 года по 1929 год Ижма была административным центром Ижмо-Печорского уезда автономной области Коми (Зырян) Архангельской губернии. До этого Ижма входила в состав Печорского уезда. В селе родились: Известные фамилии в Ижме:

Подробнее »

Краткая информация о Ижме

Год основания: 1567

Регион: Республика Коми

Район: Ижемский район

Тип: село

GPS координаты: N 65° 0' 33.4044" E 53° 54' 42.2604"

Телефонный код: 82140   Как позвонить из других стран

Автомобильный код: 11, 111

Почтовый индекс: 169460

Текущее время в: 23:55

Разница во времени с Москвой: 0 ч.

Население: 3753 чел.

Лучшие гостиницы

по типуГостиницы поиск по названиюГостевой домИжмапо расположениюцентр

Гостевой домИжма

Развернутьсвернуть список

Фотографии Ижмы

Добавить фото Все фото

Я тоже видел это место!

Сувениры из Ижмы

Добавить сувенир

Были в Ижме и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Ижму! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Ижмы со смартфонов на сайт будет удобнее!

Последние отзывы

Добавить отзыв

DNS Оценил(а) город Ижма на Так себе Отзыв написан 3 марта, 2013, 21:35

Карта путешествий3Написал отзывов22Снял фото1 Побывал в странах3Побывал в городах

Дня доброго,Это фото типового номера с с/у в единственной гостинице Ижмы

Средняя оценка пользователя: 1.8

Транспорт : Безопасность :

Гостиницы : Места :

Еда : :

Последние вопросы

Добавить вопрос

Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.

www.komandirovka.ru

Бассейн реки Ижмы | ООПТ России

ТОЛ расположена в природной зоне тайги в подзоне южной тайги. Рельеф ТОЛ равнинный, сглаженный в южной части, пологохолмистый в северной.Центральным типом зональной растительности южной тайги на территории Нижегородской области являются пихтово-еловые леса с дубравными элементами. Ельники естественного происхождения с участием пихты сибирской занимают 5% ТОЛ, в том числе: почти не затронутые рубками высоковозрастные ельники - 4,3%, восстанавливающиеся на месте вырубок молодняки - 0,5%, средневозрастные ельники - 0,2%, культуры ели занимают 0,9% площади.На хорошо дренированных участках с богатыми почвами представлены растительные ассоциации: пихтово-ельник кислично-неморальный, пихтово-ельник кислично-папортниково-широкотравный. В первом ярусе древостоя преобладает ель, присутствуют береза, осина и сосна, единично пихта и липа. Возраст деревьев - 100 - 200 лет, высота - 27 - 30 м, диаметр стволов - 30 - 70 см (у отдельных деревьев до 90 см), сомкнутость крон - 0,5 - 0,9. Местами выражен второй ярус, образованный елью, березой, осиной, липой, вязом шершавым, иногда встречаются рябина обыкновенная и пихта. Возраст деревьев 30 - 70 лет, высота - 15 - 20 м, диаметр стволов 7 - 30 см, сомкнутость крон - от 0,1 - 0,2 до 0,5 - 0,6.В подросте преобладают ель или липа, встречаются также береза, осина, вяз шершавый, пихта, клен остролистный, изредка - сосна. Высота подроста 1 - 10 м, густота - от 0,1 - 0,2 до 0,5 - 0,7. Подлесок сложен в основном неморальными видами: бересклетом бородавчатым, рябиной обыкновенной, липой, волчеягодником обыкновенным, встречаются жимолость лесная, крушина ломкая, калина обыкновенная, черемуха обыкновенная, шиповник майский, малина обыкновенная. Высота подлеска - 1 - 4 м, густота 0,1 - 0,3. В травяно-кустарничковом ярусе доминируют либо щитовники австрийский, шартрский и мужской, либо кислица обыкновенная, а также неморальные виды: звездчатка ланцетовидная, ясменник пахучий, медуница неясная, копытень европейский, сныть обыкновенная, сочевичник весенний; кроме того встречаются голокучник Линнея, фегоптерис связывающий, ветреница лютичная, живучка ползучая, борец высокий, вороний глаз четырехлистный, воронцы колосистый и красноплодный, будра плющевидная, лютик кашубский, яснотка крапчатая, овсяница высокая, майник двулистный, седмичник европейский, черника, брусника, золотарник обыкновенный, ожика волосистая, фиалки удивительная и Селькирка, вейник тростниковидный, линнея северная, грушанки круглолистная и средняя, ортилия однобокая, плаун годичный, баранец обыкновенный, костяника, хвощи луговой, лесной, зимующий, бор развесистый, ландыш майский, горошки лесной и заборный, земляника лесная, дудник лесной, перловник поникший, адокса мускусная, подъельник обыкновенный, осоки волосистая, пальчатая, корневищная, влагалищная и двусеменная. Суммарное проективное покрытие травяно-кустарничкового яруса составляет 30 - 70%.На дне оврагов и по поймам малых рек представлены ельники приручьевые. В первом ярусе древостоя преобладает ель, имеется береза, единично - пихта. Возраст деревьев - 90 - 120 лет, высота - 23 - 27 м, диаметр стволов - 25 - 50 см, сомкнутость крон - 0,3. На отдельных небольших участках с бедными почвами встречаются ельники-черничники, в притеррасной пойме малых рек - ельник сфагновый.Значительную часть ТОЛ занимают производные сообщества, обеспечивающие восстановление южнотаежных экосистем. Среди них преобладают сосновые боры, которые занимают 55,8% территории, в том числе: высоковозрастные сосняки - 0,7%, средневозрастные - 11,6%, молодняки естественного происхождения - 26,3%, культуры сосны - 17,2%.Сосновые боры сформировались как долговременно производные на месте темнохвойных лесов в результате пожаров и вырубок.На ТОЛ наиболее распространены боры вейниковые, имеющие пирогенное происхождение. Древостой в них образован сосной, иногда с примесью березы. Подрост практически отсутствует.Значительные площади занимают боры-брусничники со сплошным покровом из зеленых мхов и преобладанием брусники в травяно-кустарничковом ярусе. В понижениях и по окраинам болот встречаются боры сфагновые. Производные березняки и осинники разного возраста, сформировавшиеся на месте вырубленных пихтово-еловых лесов и сосновых боров, занимают 33,4% от общей площади ТОЛ.В пойме р. Ижмы и ее притоков распространены низинные черноольховые болота, занимающие 2,1% территории. На них в первом ярусе древостоя преобладает ольха черная с примесью березы и ели. Возраст деревьев - около 100 лет, высота - 25 м, диаметр стволов - 30 - 50 см, сомкнутость крон - 0,3 - 0,4.Верховые и переходные болота занимают лишь 0,4% ТОЛ.Свежие вырубки последних 10 лет занимают 2,1% площади, луга - 0,3%.ТОЛ "Бассейн р. Ижмы" служит местом произрастания занесенных в Красную книгу Российской Федерации растения - башмачка настоящего и лишайника лобарии легочной. Здесь произрастают виды, занесенные в Красную книгу Нижегородской области: пузырник судетский, голокучник Роберта, диплазий сибирский, баранец обыкновенный, манник литовский, воронец красноплодный, лютик Кауфмана, а также рдест альпийский - вид, нуждающийся в особом контроле (приложение 2 к Красной книге Нижегородской области).Животный мир ТОЛ типичен для подзоны южной тайги. Здесь установлено обитание 131 вида наземных позвоночных животных. Ихтиофауна бассейна р. Ижмы насчитывает 16 видов рыб, относящихся к 7 семействам, большинство из которых семейства карповых.ТОЛ служит местом обитания занесенных в Красную книгу Российской Федерации змееяда, подкаменщика обыкновенного, быстрянки, мнемозины; занесенных в Красную книгу Нижегородской области: ночницы Брандта, лесного нетопыря, рыжей вечерницы, трехпалого дятла, клинтуха, глухой кукушки, гадюки обыкновенной, подалирия, переливницы большой; видов, нуждающихся в особом контроле: осоеда, пустельги, коростели, сычей мохноногого и воробьиного, крапивника, лесной завирушки, овсянки-ремеза (приложение 2 к Красной книге Нижегородской области).Бассейн р. Ижмы в ее верхнем и среднем течении является малонаселенным районом с неразвитой системой дорог, многие населенные пункты заброшены, нежилые. Узкоколейная железная дорога Урень - Красный Яр не эксплуатируется.ТОЛ используется населением для сбора грибов и ягод, здесь осуществляется ведение охотничьего хозяйства.

oopt.aari.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров