Страны
         Турфирмы 
       
Отели          Билеты        
Подобрать тур
|
 Болгария  Греция  Египет  Израиль  Индия  Испания  Италия  Кипр  Китай  ОАЭ  Россия  Таиланд  Турция  Финляндия  Франция  Хорватия  Черногoрия  Чехия  Автобусные туры |
Достопримечательности Мамадыша. Достопримечательности мамадышаДостопримечательности Мамадышского района | Команда Кочующие
Располагается Мамадышский район в юго-восточном углу западного Прикамья, ограничиваясь на юге рекой Кама, на востоке по р. Вятка Елабужским, на севере - Кукморским, на северо-западе - Сабинским, на западе - Рыбно-Слободским районами республики. В физико-географическом отношении входит в южную часть Правобережно-Вятского эрозионно-равнинного района с лесами смешанного типа. Поверхность характеризуется значительной эрозионной расчлененностью, реки – притоками Вятки и Камы. Берега рек в пределах района крутые и высокие. В почвенном покрове преобладают темно-серые довольно плодородные лесные почвы, оставшиеся от смешанных лесов, которые и до сих пор господствуют по водоразделам Камы и Вятки. Благоприятные природные условия, особенно наличие двух крупных рек – Камы и Вятки, обусловили раннее и постоянное заселение человеком территории района, о чем свидетельствуют и археологические памятники, начиная от неолитических стоянок и кончая поселениями и могильниками периода Казанского ханства.
Природные памятники
РЕКА ВЯТКА ПОСЛЕ РАЗЛИВА
Геологические памятники
Археологические памятники
Берсут-Сукачинский надгробный камень, XVI в. Берсут-Сукаче, деревня Усалинского с/с, правый берег р. Берсут, правого притока р. Кама. К юго-западу от деревни на кладбище находится надгробие с рельефной арабско-татарской надписью на лицевой и боковых сторонах. На бордюре и под стрельчатой аркой верха памятника – рельефный растительный орнамент. Плита расколота на три части, однако надпись сохранилась хорошо. Датирована 1-й половиной XVI века.
ПРИСТАНЬ В ПОСЕЛКЕ БЕРСУТ
Омарское городище, Ан (?), Бол., XIII – XIV в.в. Омарский починок, деревня Омарского с/с, левый берег р. Омарка, правого притока р. Кама. Городище расположено к северо-западу от деревни недалеко от Камы, на высоком (50м) берегу речки. Частично распахано. Южный и юго-западный край площадки городища круто обрываются к реке, а с северо-запада и северо-востока оно окружено искусственными укреплениями, состоящими из двух валов и двух рвов, причем первый ров расположен между валами, а второй – с внутренней стороны городища. С северо-восточной стороны, где сохранность укреплений лучше, хорошо заметны два проезда. Размеры площадки 115 х 80 м. Городище известно с конца XIX столетия. Разведывательные работы проведены на нем в 1952 и 1955 г.г. Культурный слой 5 темно–серая супесь с включением глины, угля, камня, на площадке имеет толщину 20 – 40 см, а у обрыва до 50 см. В слое найдена булгарская керамика гончарная с песком в глине, кирпично– и коричневато–красная и темно–серая, а также лепная керамика серовато–коричневатая из глины с толченой раковиной, с воротничком и резным елочным орнаментом. Известны из городища и различные вещи. Так, на выставке 1882 г. фигурировали 24 железных, бронзовых и глиняных предмета, в том числе серп и наконечники стрел. Дата памятника XIII – XIV в.в.
ОЗЕРО В ДУБРАВЕ
Уразбахтинское кладбище, Бол., XIVв. Уразбахтино, село, правый берег реки Омарка, правого притока р.Кама. На южной окраине села на кладбище находятся два надгробия (100х55х20, 50х50х20) в оградах.Одно с несколькими врезанными арабскими буквами, другое — обломок без надписи, но с тамгой в виде трех треугольников. Сохранность слабая. Дата (предположительно) XIV в.
Дигитлинское городище, Бол., XIII – XIV в.в. Дигитли, село, правый берег р. Дигитлинка, правого притока р. Омарка. Расположено в 3 км к югу от села. Площадка его размером в 15000 кв. м подтреугольной формы укреплена с юго–запада валом и рвом длиной около 180 м. Вал и ров в средней части прерываются, образуя проезд. В 1880 г. от сотрудника В.М.Нохратского в ОАИЭ были доставлены найденные на городище филигранная подвеска, калачевидное кресало и восточная монета. В другое время от Н.А.Износкова и П.А.Пономарева в музей ОАИЭ поступили еще три кресала, цепь, топор, ключи, каменный оселок и глиняное грузило. Эти находки, а также керамика (гончарная красная, коричневая и серая) определяют памятник как булгарский. Кроме того, с городища известны находки четырех каменных орудий.
Дигитлинское кладбище, Бол., XIV в. Дигитли, село. К западу от села, за оврагом, в верховьях притока реки Омарка, на месте старого кладбища находится несколько (?) надгробных камней – прямоугольные известняковые плиты с вырезанной в верхней части стрельчатой аркой, под которой врезанные круглые розетки или врезная надпись – первая строка надписи, исполненной некаллиграфическим почерком на древгнебулгарском языке. Датируются первой половиной XIVв.
Нижнеякинское кладбище, Бол., XIVв. Нижние Яки, деревня Нижнеякинского с/с, правый берег р. Омарка. К западу от села расположено старое кладбище (“Ханнар зираты” – “Ханское кладбище”), где имеется четыре надгробных плиты (60х35х18, 90х67х8, 125х58х18, 80х46х22 см) с врезанной надписью на древнебулгарском языке. На двух камнях – следы орнамента в верхней части. Датируются первой половиной XIV в.(1329, 1349, 1340г.г.).
Кирменское городище, Бол., XIII – XIV в.в. Русские Кирмени , деревня Уразбахтинского с/с и Средние Кирмени, деревня Среднекирменского с/с, на берегу реки Кирменка, левого притока реки Омарка. Расположено к северо–западу от д. Русские Кирмени, к юго–востоку от д. Средние Кирмени и недалеко от Камы. Городище занимает мыс, ограниченный с запада, юга и юго–востока рекой Кирменкой, а с востока – оврагом “Сухая река”. С запада площадка городища обрывается круто, а с юга, юго–востока и востока опускается более полого. Площадка городища с уклоном к юго–востоку. Поверхность издавна распахивается. С северной, напольной, стороны мыса видны следы двух рвов, расположенных на расстоянии 40 – 60 м друг от друга. Форма городища – неправильный четырехугольник, несколько вытянутый с севера на юг. Площадка его 360х 280 м, т. е. Около 10 га. Первые сведения о городе относятся к середине позапрошлого столетия. В 1887 г. осмотр городища произведен Е.Т.Соловьевым. Им оно подробно описано и собраны сведения о случайных находках на городище. В 1925 и 1949 г.г. на городище побывала этнографическая экспедиция под руководством Н.И.Воробьева и собрала некоторый вещевой материал. В 1952 г. разведывательные работы произведены четвертым отрядом КАЭ, а в 1955 г. – археологической экспедицией ИЯЛИ. Ими выявлен культурный слой до 40 см. Культурные остатки в нем состоят из гончарной булгарской с мелким песком в глине керамики различных оттенков: красного, коричневого, желтого и серого цветов. В коллекции с городища имеются бытовые железные вещи. Дата памятника по всем имеющимся материалам XIII – XIV в.в., причем возникновение городища возможно еще в начале XIII в.
ДОЛИНА РЕЧКИ КИРМЯНКА
Кирменское кладбище I, Бол., XIVв. Средние Кирмени, деревня. К юго–востоку от деревни и недалеко от правого берега реки, на заброшенном кладбище, называемом среди населения “Ханнар зираты” (“Кладбище ханов”), находятся в оградах и без оград до 27 надгробий и их обломков. Цельных и наиболее сохранившихся – 12, из них только на 8 памятниках сохранились надписи целиком,, у остальных – частично. Размеры камней колеблются от 40 до 60 см в длину, от 35 до 50 см в ширину и от 10 до 27 см в толщину. Камни большей частью прямоугольной формы, но есть и с полукруглой аркой, так же как наряду с орнаментами в виде розеток в верхней части и геометрического узора на бордюре, есть совершенно без каких–либо орнаментальных украшений. Врезанные на древнебулгарском языке надписи выполнены преимущественно примитивным, некаллиграфическим почерком. Датируются первой половиной XIVв.
ОЗЕРО КАРАСЬ
Секинесское городище 1, Ан., Им., Бол. Секинесь, село, правый берег Камы. Городище находится к юго–востоку от села на мысу, возвышающемся над поймой на 30 – 35 м. Площадка его подтреугольной формы, длиной в 200 м и шириной от 20 до 70 м. Площадка защищена двумя валами и рвами. Внутренний вал дугообразной формы длиной 40 м находится в 100 м от вершины стрелки. Высота этого вала 2,25 м при ширине основания 7 - 8 м. Ров перед валом шириной 8 – 9 м и глубиной 2 м. Внешняя линия укреплений на расстоянии 75 м от внутренней имеет также дугообразную форму. Длина его 70 м, ширина 3 – 10 м и высота 2,5 – 3 м. Ров перед ним шириной в 10 – 12 м и глубиной 2 - 2,9 м. Поверхность площадки густо поросла лесом. Культурный слой на площадке за внутренним валом мощностью до 25 см содержит лишь керамику ананьинского типа из глины с примесью толченых раковин и ямочно–шнуровым орнаментом. На площадке между валами культурный слой достигает мощности 50 – 60 см и содержит незначительное количество ананьинской керамики лишь в нижнем горизонте. Сверху залегает керамика с примесью дресвы и шамота именьковского типа и единично булгарские фрагменты. Материалы разведок 1955 г. позволяют говорить о двукратном заселении площадки городища: в период ананьинской культуры, когда был сооружен внутренний вал, и именьковской, когда дополнительно была возведена наружная линия укреплений.
РЕКА КАМА В МАМАДЫШСКОМ РАЙОНЕ
Секинесское городище 2, Ан. Секинесь, село. Городище расположено к западу от городища 1, за оврагом на мысу, между двумя оврагами. Площадка размером 42х20 – 25 м укреплена с напольной стороны валом и рвом длиной 23 м. Высота вала 0,5 м, ширина 7 м, ров глубиной 0,4 м и шириной 3 м. Площадка городища поросла мелколесьем. В культурном слое мощностью до 30 – 40 см найдена керамика ананьинского типа из глины с примесями толченых раковин и ямочно–шнуровым орнаментом. Обнаружено и исследовано в 1955 г. А.Х. Халиковым.
Красный исток, городище, Ан. Красный исток, поселок Секинесьского с/с, правый берег р Кама. Городище находится к северо–западу от деревни, на мысу между оврагами. Площадка подчетырехугольной формы длиной в 145 м и шириной у вала 65 м, а у южного края – 50 м. Вал у северного конца сильно оплыл. Длина его 58 м, высота 90 – 130 см, ширина 5 – 6 м. Длина рва 60 м, ширина 50 – 100 см. Площадка хорошей сохранности, задернована. Культурный слой в обнажениях 25 - 40 см. Шурф на площадке у вала материала не дал. В обнажениях собрана керамика (38 фрагментов), кремневый отщеп, обломки костей. Керамика раннеананьинского типа с примесью песка, растительности и толченых раковин (11 фрагментов) в глиняном тесте. На нескольких фрагментах имеется орнамент из резных узоров и ямок, на одном фрагменте по шейке налепной валик. Выявлено и осмотрено в 1955 г. А.Х.Халиковым. В 1980-е годы осмотрено В.Н. Марковым.
РЕЧКА ОШМА
Граханьское городище, Пр., Ан., Бол. Грахань, деревня Сокольского с/с, правый берег Камы, рядом с устьем р.Вятка. Городище занимает мыс подтреугольной формы к востоку от села. Площадкам вытянута в направлении север – юг. Длина ее 134 м, наибольшая ширина 64 м. С восточной и западной сторон площадка ограничена крутыми склонами оврагов, по западному из которых протекает ручей. С южной, напольной, стороны площадка защищена валом длиной 94 м, высотой около 3 м, при ширине основания 15 – 16 м и сильно заплывшим рвом шириной до 10 м и глубиной около 2 м. Высота площадки хорошо задернована, но в свое время она распахивалась, когда и находили много медных и костяных вещей. Вся внутренняя часть вала покрыта ямами – следами прежних раскопок местного кузнеца Г.М.Большакова, копавшего городище по поручению Ф.Д.Нефедова в течение многих лет.Впервые городище раскапывалось в 1894 г. Ф.Д.Нефедовым, а затем в 1929 г. экспедицией под руководством А.В.Збруевой. Установлено, что поздний горизонт культурного слоя городища относится к булгарскому времени. К этому времени, очевидно, принадлежит и погребение, вскрытое Ф.Д.Нефедовым. Нижний и основной культурный слой относится к ананьинской культуре, к атабаевскому и маклашеевскому этапам приказанской культуры. Городище Грахань было одним из наиболее ранних приказанских поселений на высоких берегах. Материалы городища подробно описаны Ф.Д.Нефедовым и А.В.Збруевой. В 1925 г. Н.И.Воробьев нашел на городище бронзовую коньковую подвеску.В старых собраниях ГМТР имеются и другие предметы булгарского времени.
Красногорское городище, Бол. Красная Горка, село, правый берег р. Ошма, правого притока р. Вятка. К юго–западу от села на возвышенной ровной местности, на узкой стрелке между глубокими (20 –30 м) оврагами и крутыми залесенными склонами располагается городище. Южная часть городища распахивается, а северная занята пчельником. Форма городища подтреугольная. Длина его 360 м, наибольшая ширина 120 м. На мысовой части городища – шишкообразный вал и ров, с напольной стороны – прямоугольный ров с двумя проездами. В подъемном материале один фрагмент типичной булгарской гончарной кирпично–красной лощеной керамики и три фрагмента коричневато–красного и серого цветов. Культурная принадлежность булгарам более вероятна.
СЕЛО КРАСНАЯ ГОРКА
Мамадышское городище, Ан. Мамадыш, город, правый берег реки Вятки, правого притока Камы. Городище находится к югу от южной окраины города. Оно занимает мыс между правым крутым берегом Вятки и оврагом Хлюстов лог. Площадка городища подтреугольной формы, вытянута в направлении с юго– юго–запада на северо–восток –восток. Длина ее 120 м при наибольшей ширине у вала 60 м. Высота над уровнем реки 33 – 40 м, склон к реке очень крутой. С южной стороны площадка укреплена валом и рвом. Вал имеет сильно изогнутую кокошникообразную форму, длиной 75 м, шириной у основания 9 – 10 м, высотой ло 2 м. По южному склону вал был укреплен известняковыми камнями. Ров перед валом имеет ширину до 8 м и толщины в 20 – 25 см, у склонов он доходит до 0,5 м. Обнаружен и исследован А.Х.Халиковым в 1955г. На городище собран значительный материал, состоящий из обломков костяного псалия и пряслица, тигля и глиняной посуды. Керамика имеет примесь толченых раковин в глиняном тесте, форма сосудов круглодонная, с прямыми шейками, украшенными по верхней части ямочно–шнуровым орнаментом. Среди костей животных определены кости лошади и свиньи. По облику керамики городище относится к среднему этапу ананьинской культуры (VI – V в.в. до н. э.).
Архитектурные памятники
ИСТОЧНИК ФОТО И ИНФОРМАЦИИ: _ komanda-k.ru Прогулки без экскурсовода: город Мамадыш, или прелестная провинция.Городок и правда получился симпатичный. Давайте немного погуляем по нему. Так как городок этот стоит на берегу Вятки, места здесь пейзажно красивые. И было бы крайне неправильно не облагородить набережную. Честно говоря, выглядит она очаровательно. Очень приятно посидеть в благоустроенной беседке на берегу реки в тишине.2.3.В городе повсеместно можно наблюдать всевозможных зверей. Это местные флористы искусно украсили этот небольшой и уютный городок. Вот только маленькая толика того, что я увидел на улицах. 4.5.6.7.Также Мамадыш славен своим спиртзаводом, имеющим уже вековые традиции. 8.На самом выезде из города стоит симпатичный парк Победы. Помимо обычно артиллериской техники и танков в парке можно встретить и вертолет. В этом месте начинаешь ощущать какое-то умиротворение. 9.10.11.12.Дома в этом городке все небольшие, но от того не менее уютные. А провинциальная размеренность будет очень позитивно воспринята жителями больших городов, которые решатся приехать сюда погостить. 13.Ну а меня дорога ведет дальше на восток. Пока Мамадыш. Было приятно с тобой познакомиться поближе. 14.yarodom.livejournal.com Главные достопримечательности МамадышаЛюбой турист, планируя поездку, готовит для себя список достопримечательностей Мамадыша, которые стоит обязательно посетить. Одни планируют произвольные способы ознакомления с городом, остальные заказывают различные обзорные экскурсионные туры. Традиционно они позволяют посетить основные достопримечательности Мамадыша и помогают лучше понять исторические события и культурные традиции города. Ценители творчества в первую очередь отмечают для себя скульптурные достопримечательности на карте Мамадыша. На крупных городских площадях чаще всего можно увидеть знаковые скульптурные композиции, на фоне которых делают традиционные фото все путешественники. А вот в знаменитых парках можно увидеть выставки модерновых скульптур и объектов искусства. Они могут быть сделаны из самых неожиданных материалов и представляют собой немыслимые вариации различных форм, над которыми вам необходимо будет еще поразмыслить. Среди главных достопримечательностей Мамадыша особенную роль играют объекты религиозного значения. Они формируют архитектурный облик города в России, многие из них хранят в своих стенах важные исторические тайны. В Мамадыше и за городом можно съездить в прославленные монастырские обители, полюбоваться изящным обликом больших христианских церквей или забрести в скромные и небольшие часовни, которые являются любимым местом духовного уединения среди жителей города. Исследуя местность рядом с городом, можно к тому же посмотреть интересные религиозные достопримечательности. Это могут быть объекты других религиозных течений, античные культовые строения или даже загадочные ритуальные места. Поблизости к Мамадышу вы можете увидеть следующие: Покровский собор. Особую романтику имеют пешеходные прогулки по Мамадышу. Вы можете заблаговременно достать карту Мамадыша с достопримечательностями и маршрутами или вообще отправиться в любом направлении. Так это даже увлекательнее. Позвольте себе затеряться на старинных переулках или же погулять в парках. А если устанете, можно перекусить или же заказать чашку кофе в каком-либо симпатичном кафе. К слову, в Мамадыше есть парочка популярных во все времена мест, куда надеется попасть каждый путешественник. Если планируете получить глубокие знания по истории города, приходите на экскурсию в музейные комплексы Мамадыша. Они представят вам богатые коллекции по этнографии, живописи, изделиям народного промысла, из археологических экспедиций. Традиционно эти достопримечательности расположены в центре. В то же время открытые тематические музеи нередко можно посетить за городом. Они предлагают посетителям посмотреть интересные выставки, рассказывающие о национальных традициях и народном творчестве. К тому же, это может быть музейная реконструкция старинных градов или же боевых бастионов. Такие достопримечательности Мамадыша будут весьма познавательны для детей. Для туристов, путешествующих семьей, постоянно актуален вопрос: куда сходить с детьми. Самый популярный вариант – отправиться в один из аквакомплексов Мамадыша. Нередко при покупке дневного билета на всю семью действуют бонусы. Если вы едете отдыхать в зимний или весенний сезон, стоит рассмотреть для активного досуга горнолыжные центры Мамадыша. В таком месте большое разнообразие развлечений для маленьких и взрослых: самые разные трассы для катания на горных лыжах, сноуборде, катание на ватрушках, захватывающие сноупарки для экспертов. Часто эти комплексы находятся в нескольких десятках километров от города. В связи с этим удобнее прибыть на место на личном транспорте или взять напрокат автомобиль. Отличная перспектива для поездки всей семьей – путешествие на природу. Природные достопримечательности обычно бывают рядом с Мамадышем. Это могут быть реки, пещеры, популярные заповедники. Вам нужно лишь определиться с местом: Сокольи горы. В эти уголки природы есть возможность доехать как своим ходом, так и на общественном транспорте. Узнайте предварительно маршруты следования междугородних автобусов, стартующих с городских автовокзалов в необходимую вам сторону. В таком приключении вы получите множество приятных воспоминаний от общения с природой, восстановите моральные и физические силы. Если же вы посещаете город по деловым вопросам, то на длительные экскурсии у вас времени мало. В подобном случае советуем приобрести краткий путеводитель по достопримечательностям Мамадышу с фото и описанием. Подобный справочник непременно можно отыскать по приезду в город на ЖД вокзалах или же в аэропорту. В этом справочнике составлен список лучших мест, куда сходить в Мамадыше, с названиями и фото достопримечательностей. Согласитесь, это очень упрощает вопрос, что посмотреть в Мамадыше, особенно, если вы ограничены во времени. При этом, если путеводитель содержит наиболее популярные уголки Мамадыша, то в поисковой сети можно найти топ малоизвестных, но не менее интересных достопримечательностей с отзывами бывалых путешественников. Заброшенные каменоломни, таинственные карьеры, старинные ЖД пути, виадуки – эти достопримечательности манят ценителей приключений. Намечая поездку в Мамадыш, следует изучить информацию не только о достопримечательностях, но и о других важных городских объектах. Чтобы легко передвигаться по городу, стоит знать схему работы городского транспорта, расположение автобусных, железнодорожных или морских вокзалов, станций метрополитена. В то же время такие важные транспортные узлы Мамадыша могут быть весьма интересными с туристической точки зрения. Зачастую именно они формируют у прибывшего первое впечатление о населенном пункте. Показать большеakuaku.ru Достопримечательности и интересные факты про МамадышМамадыш находится в западе азиатской части России (Мамадышский, Республика Татарстан), 75 километров на север от города Республика Татарстан. В окрестностях есть на что посмотреть. На юге в 17 километрах размещается Река Вятка, Озеро "Прось" (23 км). Предлагаем Вам посетить наиболее интересные достопримечательности, которые мы нашли вокруг: Посилання на зображення Вид на город Мамадыш и реку ВяткуМамады́ш () — город (с 1781) в России административный центр Мамадышского района Татарстана Город... Посилання на зображення Вид на город Мамадыш и реку ВяткуМамады́ш () — город (с 1781) в России, административный центр Мамадышского района Татарстана.Город расположен на правом берегу реки Вятка (приток Камы), при впадении в неё реки Ошма, в 167 км восточнее Казани.В честь города Мамадыша в Казани назван Мамадышский тракт. Зміст1 История2 Экономика3 Демография4 Примечания5 СсылкиИсторияДревнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как «Ак Кирмэн», «Белые Кирмени», что в адекватном переводе на русский язык — «Белая Крепость» в 1151 году в летописях Киевской Руси… Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в XII-XIV веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени.После взятия в 1552 году Казани Иваном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово «Мамадыш». 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота «Об образовании на месте старой мамадышской пустоши монастырского села Троицкое-Мамадыш», которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, «10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов».ЭкономикаПроизводятся молоко, творог, а также другие продукты. В городе также имеется гостиница.В городе есть предприятия по производству молочной продукции и мясных изделий, кирпичный завод.ДемографияПримечанияСсылки Официальный сайт города Мамадыш ru.keeptravel.com Путешествие в Мамадыш через ПарижИ так – главный праздник в жизни Команды - День рождения Кочующих12 июня 1993 – 2016г.Как обычно, посвящаем его краеведческому походу по Татарстану!В этот раз наш маршрут пролегал по трассе М-7 – вдоль Камы – В Мамадышском и Рыбно-Слободском районах РТ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРАССЕ М-7 - ТУТ! СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО РЫБНО-СЛОБОДСКИЙ РАЙОН РТ - ТУТ! СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО МАМАДЫШСКИЙ РАЙОН - ТУТ!
ДЕВИЗ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ: Пока горят огни Урала Нам всегда всего будет малоСтанем хотя бы точкой в прощальном письме...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ КОЧУЮЩИХ: Путешествие одного дняБольшая экскурсия от Леонида Абрамова: Историческое село Шумбут.Шумбут – старейший винокуренный завод России (300 лет) и Владимирская церковь;Вотчина графов Воронцовых;СЕРЕБРЯНЫЙ РОДНИКМузей ретроавтомобилей на М-7Музей самоваров.Мамадыш – старинный город на Вятке. Музей и обед.Набережная в Мамадыше – река Кама.Обзорный поход по Мамадышу с посещением магазина Мамадышского Сырзавода.Грахань и Соколка - соединение Вятки и Камы;красивейшие места Татарстана;ночевка и дневка на красивом берегу Камы – деревня СотовоКупание и рыбалка на Каме.Берсут на Каме – кабанья ферма. Как видим – очень интересный план нашего путешествия!Дни удались ясные и теплые, Команда собралась дружная – утром 11 июня мы собрались на выезде из Казани – на Мамадышском тракте.Пока мы ехали по трассе М-7 – Леонид Абрамов вел по рации свою экскурсию, начиная от реки Нокса и села Богородское – до речки Шумбут и села Шумбут.
Винокуренный завод в старином селе Шумбут на речке Шумбут
Увы, завод уже несколько лет как закрыт, принадлежал он Татспиртпрому, но, оказывается мощностей по производству ликеро-водочной продукции сейчас и Объединения в избытке, поэтому сейчас всё простаивает и ржавеет. Видны старинные клёпанные чаны, где бродили рожь, овес и пшеница - получался спирт.
Оборудование на заводе было очень старое - наверно, дореволюционное, вполне хороший музей
Здание винокуренного завода сбоку, жалко, что не проходят тут туристские маршруты
ПРО СЕЛО ШУМБУТ Статус: село. Муниципальное образование: сельское поселение Шумбутское (центр муниципального образования) Входит в: Рыбно-Слободский район.Субъект Федерации: Республика Татарстан. Подчинение: районное. Население: 416 чел. (2010г.) Через село протекает речка Шумбут.В селе есть комплекс минеральных родников.В селе действует Церковь Владимирской иконы Божией Матери. История села - Село до революции.Село Шумбут было последним поселением по р.Шумбут и отсюда произошло название Шумбут-конец. Есть предположения, что что в этой местности были большие волнения,что тоже могло послужить названию села. Село до революции было бедное. Процветали только помещики и управляющий заводом. Крестьяне земли не имели. Село возникло в период войны Ивана Грозного с татарами. Татары были вытеснены на 25 км вглубь от больших рек. На освободившихся землях поселялись русские. Эти земли были даром Ивана Грозного русским помещикам.Первым помещиком в Шумбуте был граф Воронцов.Помещик Воронцов имел 5000 га земли. М.Починок ,д.Колос, Урахча тоже входил в его владения. У помещика был большой сад, водопровод, беседки. Имел 30 собак для охраны. Выращивал рысаков. Построил спирт завод. На заводе был ручной тяжелый труд. Имелась одна паровая машина в 16 л.с.Освещение - динатуровые или керосиновые лампы. Транспорт - лошади. Спирт шел на изготовление водки и государству. Специалисты и рабочие были без образования. Лаборатории в заводе не было.Технарук был Пермяков Александр Д., механик - Яимов Онисим Васильевич. Барин Лихачев жил в Москве. Потом Воронцов проиграл спиртзавод в карты Лихачеву. Жители о Лихачеве отзывались положительно. Он давал по просьбе жителей лес, дрова, дома. После отмены крепостного права крестьянам выдали 0,5% даровой земли.Земля была очень плохая, крестьяне бедствовали. До революции платили подушечную подать по 6-7 рублей. (За 15-20 рублей можно было купить лошадь). 60% дворов не имело лошадей. 30% только читало и писало. Была начальная школа из трех классов, учил поп. В 4 класс брали только одного или двух учеников, чтобы те помогали ему. За ученье бралась плата. В школе изучали закон божий. Поп был Пенкин Иван Дмитриевич. Учителем был Рубцов Гриоргий Иванович - родом из-за Камы.
Храм Владимирской Божьей Матери - в селе Шумбут, недавно отреставрированная церковь
село Шумбут, долина реки Шумбут
внутри отремонтированного храма ХРАМ В СЕЛЕ ШУМБУТ Владимирско-Богородицкая церковь Церковь. Действует. Престолы: Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна ПредтечиГод постройки: 1787.Адрес: Рыбно-Слободской район, с. Шумбут.Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов. Примерно через 95 км после развязки Мамадышского тракта с М-7 повернуть на развязке направо по указателю "Кутлу-Букаш, Шумбут". Примерно через 5 км, после проезда по мосту через реку Шумбутка и въезда в село Кутлу-Букаш повернуть налево но указателю "Шумбут". Примерно через 9 км повернуть налево в село Шумбут. К этому времени церковь хорошо видна слева, на склоне. Через 1,2 км повернуть налево, в сторону центра села. Далее ехать по поселковым грунтовым дорогам около 500 метров в северном направлении, в подъем, оставив Шумбутский спиртзавод слева, внизу.Координаты: 55.567342, 50.687678. Двухпрестольный кирпичный храм Владимирской иконы Божией Матери с. Шумбут был построен в 1787 году на средства помещика И.И. Воронцова. Придел был освящен в честь Пророка и Предтечи Господня Иоанна.
Серебрянный родник в селе Шумбут
Уникальный музей ретро автомобилей на трассе М-7 - кафе "У Самовара" На фото выше - автомобиль (мотоколяска), куда залезли дети - это тот самый автомобиль, на котором снимались в фильме "Операция Ы" - легендарные Вицин, Никулин и Моргунов! далее также известные советские автомобили
тут же и легендарные советские автомобили
Музей крестьянского быта середины прошлого века
Музей самоваров и социалистического быта В кафе "У самовара" можно перекусить и попить родниковой воды, которая по крану подается сюда. Далее наш путь лежал в легендарный Мамадыш на реке Вятка. В кафе города Мамадыш Кочующие пообедали, а на десерт был необычный и оригинальный торт!!!
А вот праздничный торт Кочующих на 23 года нашей славной Жизни!!! Карта России
Город Мамадыш - вид с верхней площадки (у музея) на реку Вятку и набережную
ИСТОРИЯ ГОРОДА МАМАДЫШ Мамады́ш (тат. Mamadış, Мамадыш) — город (с 1781) в России, административный центр Мамадышского района Татарстана.Население 14,4 тыс. чел. (2009).Город расположен на правом берегу реки Вятка (приток Камы), при впадении в неё реки Ошма, в 167 км восточнее Казани.В честь города Мамадыша в Казани назван Мамадышский тракт.Возник как татарская деревня Мамадыш с названием по имени первопоселенца. С 17 в. в ней начинают селиться и русские, а после возведения в деревне храма во имя Святой Троицы она становится селом Троицкое, Мамадыш тож.С 1781 г. уездный город Мамадыш Казанского наместничества (с 1796 г. - Казанская губерния).В 1856 г. в уездном городе Мамадыш Казанской губернии насчитывалось 1 церковь, 570 домов, 18 лавок. История города и района тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей. По легендам, даже царица Сююмбике приезжала сюда на отдых.Мамадыш впервые упоминается в летописях в 1151 году. Из них видно, что между Мамадышем и Киевской Русью существовали торговые связи.Страницы древних рукописей и старинные предания рассказывают, что Мамадыш появился очень давно. В одной из наиболее достоверных и распространенных поныне легенд говорится: "...старик Мамадыш остановился на реке Нукрат (Вятка) и стала деревня Мамадыш". А ученый П. Знаменский в своей книге "Казанские татары", изданной в 1910 году и многократно переизданной, ссылаясь на средневекового историка Хисам-Эт-дина, пишет: "Починок Мамадыш основан на пустоши на правом берегу реки Вятка при впадении в нее реки Ошмы стариком Мамадышем, выселившимся сюда после разорения Булгар ханом Тамерланом в конце XIV века" (1391 год)... То есть, название нового поселения на реке Вятка связывается с именем человека, его основавшего: имя собственное - Мамдяш, Мамяш было широко распространено среди булгарского населения./ Эта дата и берется за год основания современного города Мамадыша, которому уже исполнилось 600 лет. Древнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как "Ак Кирмэн", "Белые Кирмени", что в адекватном переводе на русский язык - "Белая Крепость") в 1151 году в летописях Киевской Руси... Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в ХШ-Х1У веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени. С ним связаны и остатки знаменитого кладбища ханов "Ханнар зираты" ("Кладбище ханов").
карта Мамадышского района в музее Мамадыша
Животный мир Мамадышского района - тут тоже затесались настоящие Лоси.
Кости и остатки древних животных - мамонтов, динозавров и саблезубых тигров Но задолго до этого на мысу между правым крутым берегом Вятки и глубоким оврагом Хлюстов Лог, на красивом взгорке располагалось Мамадышское городище. Оно относится к периоду ананьинской культуры эпохи раннего железа, что приходится на I тысячелетие до нашей эры. Городище находится к югу от южной окраины города и занимает площадь подтреугольной формы, вытянутой в направлении с юго-запада на северо-восток. Длина ее 134 метра при наибольшей ширине в 60 метров, высоте над уровнем реки 33-40 метров; склон к реке очень крутой, внизу бьет мощный родник. С южной стороны площадка была укреплена валом и оборонительным рвом. Вал имеет сильно вытянутую форму длиной 75 метров, шириной у основания 9-10 метров, высотой до 2 метров. По южному склону городище было укреплено известняковыми камнями. Ров перед валом имел ширину до 8 метров и глубину в 1,2 метра. Обнаружено и исследовано городище профессором А. Халиковым в 1955 году. Здесь собран значительный материал, состоящий из обломков костяного псалия и пряслица, тигля и глиняной посуды. Керамика имеет примесь толченых раковин в глиняном тесте: форма сосудов круглодонная, с прямыми шейками, украшенными орнаментом. Среди костей животных определены кости лошади и свиньи. По облику керамики городище относится к среднему этапу ананьинской культуры У1-У веков до нашей эры. Но шло время, проходили века. Ананьинское городище сменилось именьковским селищем, а затем и булгарским... А в шестнадцатом веке, после взятия в 1552 году Казани Иоаном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. Первым таким поселением в Мамадышском крае, согласно летописям, стала нынешняя деревня Омара, что в 16 километрах от города. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово "Мамадыш". В одном из них пишется: "...Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли,., в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад...". То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян. А уже 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота "ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА МЕСТЕ СТАРОЙ МАМАДЫШСКОЙ ПУСТОШИ МОНАСТЫРСКОГО СЕЛА ТРОИЦКОЕ-МАМАДЫШ", которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, "10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов".При этом повелевалось татар и чувашей к строительству крепости не привлекать.
Уголок этнографии в музее Мамадыша - костюмы татар, марийцев и удмуртов
Экскурсия по музею - краеведение, этнография и история района В последней четверти XVIII века (1773-1775) борьба народных масс вылилась в могучую и трагическую крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева. Мамадышская земля выдвинула своих героев, вождей из народа, среди которых особой отвагой прославился Мясогут Гумеров из Кукмора. 4 июля 1774 года Пугачев с 15-тысячным войском выступил из-под Елабуги и переправился через Вятку на Мамадыш. Крестьяне Мамадыша и близлежащих сея и деревень встретили своего освободителя, своего "крестьянского царя" хлебом-солью и колокольным звоном Никольской церкви. За короткий промежуток времени вокруг Пугачева сконцентрировалось около 5 тысяч крестьян Мамадышского края, готовых пойти за своим "добрым царем" и на жизнь и на смерть!.. Большую помощь в формировании новых отрядов из числа татар, мари, удмуртов оказал Бахтияр Канкаев. Получив надежную поддержку на мамадышской земле, войско Пугачева 8 июля 1774 года выступило из Мамадыша в сторону Арска, оттуда - на Казань. Несмотря на скорое поражение войска повстанцев под Казанью, мятежный дух в Мамадыше царил до конца августа 1774 года. Здесь около двух тысяч пеших и конных мятежников установили свою крестьянскую власть. Позже они приняли бой с карательным отрядом, пришедшим к Мамадышу под командой капитана Якова Михалчукова, но плохо вооруженные и необученные повстанцы не смогли устоять против умелого пушечного огня и, под прикрытием дыма пожарищ, были вынуждены скрыться.
Стенд посвященный марийской одежде, татарской одежде, удмуртской одежде, башкирской одежде
исторические и культурные памятники района
мемориал в городе Мамадыш Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше - ленинградские средние школы. К весне 1944 года Мамадышская хлопчатобумажная фабрика начала выпускать продукты для фронта. На фронт работало и старейшее мамадышское предприятие - спиртовый завод. Коллектив этого завода первым в районе подхватил почти горьковчан "Работать за себя и товарища, ушедшего на фронт!". Под этим же девизом трудились в годы войны и село. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируется женские бригады. И тем не менее труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту - в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находится в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая своего скудного стола. Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тыс. рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тыс. и денежно - вещевой лотереи - на 270 тыс. рублей. Каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше 3 млн. рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны "Колхозник Татарии". Так, жители Верхнеякинского, Куюкерыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по 100 тыс. рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухамедшин, Шакур Ганеев из деревни Хасаншина и Верхняя Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по 5 тыс. рублей каждый. Всем троим пришли личные телеграммы с благодарностью от Верхнего Главнокомандующего Сталина. В том же грозном 1943 года на средство тружеников района были построены самолеты для авиационного звена " Мамадышский колхозник". И снова от И.В. Сталина была получена телеграмма: "Передайте трудящимся Мамадышского района, собравшим 2 млн. (фактически было собрано 2228 тыс. рублей.- Авт.) на строительство боевых самолетов "Мамадышский колхозник", мой братский привет и благодарность Красной Армии". Самолеты для авиазвена " Мамадышский колхозник" изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова.
памятник Матери-героине, у которой на фронте погибло 8 сыновей
Набережная города Мамадыш - река Вятка - деревянные скульптуры
Едем на Сыроваренный завод и покупаем там легендарные сорта сыра. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ СЛЕДУЕТ – ТУТ! НА УСТЬЕ ВЯТКИ!!! ________________________________________________________________________ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:Команда КочующиеЭкскурсия от Леонида АбрамоваАрхивы Татарстанафото Кочующих.
komanda-k.ru Мамадыш - Города и веси РоссииВ городе нас встречала очаровательная композиция у спиртзавода. Сравнительно новая часть города. В районе моста через речку Ошму. На некоторых улицах вывешены портреты тех, в честь кого они названы. Фишка Мамадыша - явно присутствующая здесь тема Парижа, причём идёт это, как я понял, от рифмы "Париж - Мамадыш". Это некое подобие Эйфелевой башни. Вступаем в исторический центр. Не сказать, что Мамадыш богат уездной застройкой, но что-то есть. Мемориал. Есть несколько памятников татарским деятелям культуры. Вообще, татары в городе явно преобладают. Это Советская улица, её, думаю, можно назвать "самым центром". Город в целом благоустроенный, смотрится приятно. Есть и памятник жертвам репрессий. Ленин - ДК - минарет. Мечеть. Похоже, построена в постсоветские годы. И от советской эпохи кое-что кроме Ленина осталось. Вышли в район рынка, там какие-то старые постройки. По-татарски и по-русски. Администрация. Обратите внимание на РУБЛЪ. Мы уже дивились обилию уличной скульптуры, мы ещё не вышли на набережную... Определённо, один из самых симпатичных малых городов России. Хотя и деревянный мегабарак тут нашёлся. Новостройки. Вышли на набережную Вятки. Мамадыш самый нижний по Вятке город, почти у впадения в Каму. Набережная была ещё в процессе благоустройства. Про Париж не забыли. Застали завершающие работы по установке "оркестра зверей". Толпа работяг тяжело, с матюгами, перетаскивала деревянного медведя. Возвращаемся в городские кварталы. Торговые ряды XIX века. Это начало Советской улицы. Памятник Толстому с цитатой: "Вы не поверите, что я скорее бы стал жить в Мамадышах, чем в Венеции, Риме, Неаполе..." Я бы, наверное, тоже. Ну уж точно скорее, чем в Белёве или Кологриве. Больше уездной застройки не нашли. russiantowns.livejournal.com
buada.ru |
 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2022     Предложения лучших туроператоров |