Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Оптина пустынь - фото, информация, описание. Достопримечательности оптина пустынь


Оптина Пустынь / Интересные места

 

Одним из древнейших монастырей России является Мужской монастырь Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь, которая расположена в 3 км от города Козельска, недалеко от впадения реки Клютома в речку Жиздру.

Оптина Пустынь занимает совершенно исключительное место в истории русской культуры, богословия, философии.Это один из самых почитаемых и знаменитых монастырей в православной России. 

 

1

 

Монастырь был основан, как свидетельствует монастырский писарь, в XV веке, но точная дата неизвестна. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Неизвестные отшельники, избрали   глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. И сами по призванию свыше  строили пустынь, - покаянными слезами, трудом и молитвой.

 

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. До начала XVI в. в ней подвизались старцы и старицы. После Собора 1504 года, было запрещено проживание в одной обители иноков и инокинь, и монастырь стал мужским.

 

. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келий и 12 человек братии и управлял ею иеромонахъ Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили первый в монастыре каменный храм - Введенский собор.

 

Но тут наступили времена реформ Петра I.. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю.  Для увеличения государственных доходов монастыри при Петре обложили большими пошлинами, а малочисленные пустыньки упразднялись. Указом Синода в 1724г. была упразднена и Оптина обитель,  как «малобратный монастыр». Но в январе 1725 года Петр скончался,  и уже через год обитель  была восстановлена. Монастырь оказался без всяких средств, почти на пустом поле. Несмотря на опеку со стороны окрестных бояр, скудное существование продолжалось и во время царствования Екатерины II.

В 1796 году Оптину посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин).  Здесь тогда проживали всего три старца. Но красота и одухотворенность местности так поразили митрополита, что он решил возродить монастырь. Настоятелем обители назначили иеромонаха Авраамия, опытного старца из Песношской пустыни, и численность братства стала увеличиваться.

 

В 1821 году по решению епископа Калужского Филарета  за монастырской рощей был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся "пустынники" - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, "дабы навсегда он был закрытым". Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. . Открыв соответствующую главу "Братьев Карамазовых" ("Приехали в монастырь"), мы найдем топографически точное описание дороги в скит: герои направляются туда для встречи со старцем Зосимой, прототипом которого послужил, как известно, старец Амвросий. Келья Амвросия до сих пор цела. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи(1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.

 

Современный вид Иоанно-Предтеченского скита

 

 Святые старцы

Так возродилось старчество как особая духовно-попечительская деятельность. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.

 Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь. Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова "университет для русского народа". Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев, и прежде всего вспоминается  старец Амвросий.

 

Этот замечательный старец являет собой лучший пример верующего, старца и, просто, настоящего человека. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей (напр. нигилизм), которые ставили своей целью достижение справедливости и счастья людей путем изменения политического и социального строя страны. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смысл жить снова.

                        7

Старец Амвросий

 

Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф. М. Достоевский. Окружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеприимства, царившие в этой обители, побудили его написать "Братья Карамазовы". Он писал: "Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!"

Ф.М. Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы - смерти сына в 1877 году. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в "Братьях Карамазовых" возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н.Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино.

 

Трижды был там и Толстой. Русский граф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этому скептически - показная внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти старца. В значительной степени на материале Оптиной написан "Отец Сергий" Л.Н.Толстого.

 

Также был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени проводил в Оптиной ради него.

Так  Оптина пустынь стала одним из духовных центров России.

 

 

К концу XIX века при содействии Оптинских старцев на Калужской земле были открыты 3 монастыря: Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с.Шамордине, Дугненский женский монастырь «Отрада и Утешение», Казанская Белопопытовская женская община Мосальского уезда.

Да и сама обитель активно расширялась и благоустраивалась, в ней велось возведение новых монастырских построек. В 1917 году в Оптиной пустыни было 6 каменных храмов, во главе с Введенским собором, и три храма в Иоанно-Предтеченском скиту.  

 

Советское время.

Декретом от 23 января 1918 года монастырь был закрыт. 26 марта его имущество было передано в распоряжение Козельского исполкома.

 

Постройки его разграблены и разорены, монахи изгнаны, многие из них были арестованы и сосланы в лагеря, где и погибли. Часть братии, избежавшая печальной участи, организовала сельхозартель на территории монастыря, которая просуществовала до 1923 г., богослужения в это время проводились только в Казанском храме. Затем артель ликвидировали, последний храм официально закрыли, уцелевшие монахи  разбрелись кто куда, по сельским храмам.

 

В монастыре устроили лесопилку, а в скиту открыли санаторий имени Горького.  

Санаторий в Оптиной Пустыни существовал до 20.9.1939. С 25 ноября 1939 на территории монастыря был лагерь НКВД. Здесь содержали польских военнопленных.  Потом их увезли, чтобы расстрелять в Катыни. Когда вся операция была завершена, лагерь закрыли. Уже 27 июля 1941 года  отсюда была откомандирована последняя конвойная рота.  

Всего полтора года – но что это было?

 

В Иоанно-Предгеченском скиту  располагались кельи знаменитых оптинских старцев,  том числе келья старца Амвросия (она сохранилась и до нашего времени). В 1939-1941 годах там размещалось лагерное начальство, в 1943-1956 – спецдетдом для детей репрессированных. Казарма же конвойных располагалась в том здании, где теперь братская трапезная. В документах НКВД скит именуется "территория № 2". По воспоминаниям бывших узников, в нем содержали уроженцев Западной Украины и Западной Белоруссии. На территории самого монастыря содержались польские военнопленные. Долгое время эта страница истории не освещалась, писали даже,  что лагерь был пионерским… Но в свете Катынской трагедии пропустить эту страницу было бы некорректно.

 

Первое время  пленники, когда предоставлялась возможность отправить открытку домой, должны были писать в обратном адресе «Санаторий им.Горького». Но  вскоре адрес узников изменился: на конвертах и открытках, извлеченных из катынских могил, стоит "СССР, Козельск, почтовый ящик 12".

Работали пленные и в лесу на заготовке дров. а весной 1940-го спиливали вымерзший яблоневый сад.   Близ монастыря до сих пор стоит и действует водонапорная башня, спроектированная и построенная польским инженером из лагеря.

 Кормили неплохо. В бывшей церкви Марии Египетской, как и в санаторные времена, помещался клуб, где показывали фильмы. Узники регулярно слушали советское радио, читали советские газеты.

 

Большинство польских военнопленных в СССР составляли офицеры запаса, мобилизованные в начале войны. В частности. среди узников были 21 профессор высших учебных заведений, более трехсот врачей, военных и гражданских. более ста литераторов и журналистов, много юристов. инженеров и учителей, а также около десяти капелланов и один штатский священник. Но "любые публичные моления в лагере были строго запрещены, поэтому, по воспоминаниям чудом уцелевшего профессора Свяневича,  службы принимали характер первохристианских катакомбных молений…Атмосфера в лагере была спокойная. Поляки предполагали, чтоих передадут нейтральной стране, в худшем случае немцам.

 

Из Москвы вскоре  прибыла группа сотрудников НКВД во главе с комбригом Зарубиным и приступила к работе по  фильтрации  пленных. Как оказалось, для дальнейшего так называемого "оперативно-чекистского обслуживания". Завели досье на каждого, проводили беседы, допросы… Потом уехали.   И  судьба узников Козельска вступила в завершающую фазу .

 

Сначала  в декабре вывезли священников, потом начались регулярные этапы вплоть до 12 мая. Два этапа общей численностью 245 человек имели конечным пунктом Юхновский  лагерь ( Павлищев   Бор ) – эти люди остались в живых. Остальные погребены в Катынском лесу. Во всяком случае, из эксгумированных в 1943 году 4143 трупов идентифицировано 2730 – все это узники Козельска.

 

 

После лагеря в Оптиной пустыни действовал  военный госпиталь, 1941-43гг. а затем размещался танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 годы в обители размещался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959 по 1988 годы территория монастыря служила СПТУ по подготовке механизаторов. В 1957 г. в скиту открылся филиал Козельского краеведческого музея, литературный отдел которого действует в нем до настоящего времени.

 

 Возрождение.

И все же пришло время для нового возрождения. 17 ноября 1987 г. Оптина пустынь была передана в ведение Русской Православной Церкви, в год великого юбилея - тысячелетия Крещения Руси. И уже 3 июня 1988 г. в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в ней было совершено первое Богослужение.

В настоящее время в монастыре действуют по прямому назначению и проводят богослужения 7 храмов. Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских, покоящиеся в Введенском, Казанском и Владимирском храмах.

 

Неподалеку от монастыря расположены святые источники, напротив Святых ворот Иоанно-Предтеченского скита колодец, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, на берегу реки Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского.

 

На монастырском кладбище покоятся останки иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 году (об этом найдем подробный рассказ на сайте монастыря).

 

Сейчас в монастыре живут более 100 насельников. Братия опекает заключенных исправительно-трудовой колонии в Сухиничах, православное подразделение в местной дивизии и Православную гимназию в г. Козельске.  

 * * *

Адрес: Калужская обл., Козельский район, Козельск (Оптина)

Как добраться:

Из Москвы - от станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров.

На автомобиле: Козельск раположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель - Козельск. Далее все время прямо и прямо, до некоего монумента, там по указателю, направо. Так добираетесь до Козельска. В Козельске доезжаете до светофора (похоже, единственного) и поворачиваете налево. После моста через реку - первый поворот налево (там есть указатель). Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу. Информация с  сайта  http://www.optina.info/

 

 11

letobudet, 09 декабря 2010 в 04:20

Выделить в результатах поиска

imesta.ru

Путешествие в монастырь Оптина пустынь

Говорят, что понять Оптину пустынь и принять ее можно только с открытым сердцем. Сегодня мы расскажем вам об этом замечательном духовном месте России, находящемся в Калужской области, неподалеку от города Козельска. Знаменитая обитель Оптина пустынь основана еще в четырнадцатом веке раскаявшимся в грехах своей молодости разбойником Оптой, принявшем в иночестве имя Макарий. Ее расположение на опушке девственного соснового бора, отрезало монастырь от всего мирского рекой Жиздрой, все это способствовало отшельнической и созерцательной жизни и делало это место духовным оазисом монашества, полное выражение которого было в особом служении Богу— старчестве. Оптинские старцы всегда были наделены— даром рассудительности, особенной прозорливостью, а также даром исцелений и чудотворений. Очень долго монастырь Оптина пустынь бедствовал и еле сводил концы с концами. Он не отличался строгостью устава, многочисленностью братии, но приобрел всенародную известность, расцвел и окреп, заняв одно из первых мест по строгости иноческой жизни, по количеству добродетельных подвигов братии в 19 веке, когда тут устроили скит монахов-отшельников, и жизнью монастыря стал ведать старец, с тех пор Оптина пустынь стала одним из мощных духовных центров России. Сюда всегда тянулись знаменитые люди страны: Жуковский, Тютчев, Чайковский, Есенин, Циолковский и многие другие.

Пустынь состоит из двух подворьев: Московского и Санкт-Петербургского - Свято-Успенского. Этот очень скромный по внешнему облику монастырь всегда резко отличался от прочих обителей по своему внутреннему строю, какому-то единству иноческого жития, очень благотворному влиянию оптинских старцев на приходящих в обитель богомольцев. Обитель издавала много православных книг, которые благочестивые читатели раскупали сотнями тысяч экземпляров.

Монастырь Оптина Пустынь знаменит своей заботой о людях неимущих, сиротах, славится своим приемом паломников, школами и больницами. Были у обители и тяжелые времена, после октябрьской революции ее закрыли и в период с 1923 -1987 годы она была на поругании, тут была сельскохозяйственная артель, просуществовавшая недолго. После ее ликвидации был образован музей "Оптина пустынь", директором которого назначили Лидию Васильевну Защук, она искренне прониклась сохранением этой частица православной истории и насколько могла, помогала верующим. Но вскоре закрыли последний действующий храм Оптиной пустыни - Казанский собор, службы прекратились и возобновились они лишь через шестьдесят пять лет. Случилось это 17 ноября 1987 года. Сразу насельники Свято-Даниловского монастыря начали проводить восстановительные работы, и 3 июня 1988 года своды обители огласились звуками первого за столько лет богослужения, сначала оно проходило в надвратной церкви, чуть позже во Введенском соборе. Но видно не все печальные страницы пережила обитель, в 1993 году на Святую Пасху здесь произошло убийство трех монахов - иеромонаха Василия, двух иноков Ферапонта и Трофима. Их поразили прямо в сердце кинжалом, длиной в шестьдесят сантиметров, с надписью на клинке "666 - сатана". Убийца, с Божьей помощью был найден, им оказался сатанист-сектант Аверин. При обыске у него изъяли изрубленную Библию, различные предметы сатанинских ритуалов. Уже на следующий год на Страстную Пятницу, в лесу, по пути из скита в монастырь, убили молодого паломника, приехавшего на праздник Светлой Пасхи из Тольятти. Вот такие темные страницы тоже бывали в истории монастыря Оптина пустынь. Обо всем этом вы сможете узнать, совершив путешествие в обитель, где опытные гиды покажут вам сохранившиеся исторические постройки, например: Введенский собор, построенный в 1750-1771 годах, Казанскую церковь, постройки 1805-1811 годов, церковь Марии Египетской , постройки 1858 года, церковь Владимирскую с колокольней, высотой больше сорока метров, деревянную церковь Иоанна Предтечи, постройки 1822года, а также расскажут вам историю духовного подвига оптинских старцев. Атмосфера здесь совершенно особенная, и если вы решите задержаться на пару дней, то на территории есть гостевые домики для паломников, но о проживании в дни церковных праздников, стоит договариваться предварительно.

puteshestvie.net

Описание Оптиной Пустыни | Православные паломничества

Описание Оптиной Пустыни

Оптина пустынь - широко известный монастырь Русской православной церкви. Расположен недалеко от города Козельска Калужской области, в Калужской епархии.От Козельска до Оптиной пустыни около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В двух километрах от монастыря, на том же берегу Жиздры, также расположена станция Тупик.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке - Владимирская.

 

Оптина Пустынь

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. На 2009 год в нем живут 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт.Монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве - Макарий. До XVIII века его материальное состояние было тяжелым. В 1773 году в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась. В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

С Оптиной пустынью связаны многие великие произведения русской литературы. В.С.Соловьев привез Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы - смерти сына в 1877 году. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в «Братьях Карамазовых» возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни. У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М. Н. Толстая была насельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино, там же она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский сан. В значительной степени на материале Оптиной написан «Отец Сергий» Л. Н. Толстого. Согласно одной из версий, Л. Н. Толстой в 1910 году перед смертью посетил Оптину пустынь, но походив около скита ушёл к родной сестре в монастырь Шамордино. На ночь сестра не смогла оставить брата в монастыре и отправила его в соседнюю деревню. Утром графа уже разыскала дочь и забрала его домой. По дороге домой граф заболел и начал умирать. Прибывшего к нему старца Варсонофия не допустила родная дочь. Толстой умер так и не увидев старца.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». В 1987 году был возвращён Русской православной церкви.

Действующие храмы

1. Введенский собор - главный храм обители (построен в 1750-1771 гг.). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы: Имеет три придела: главный - Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный - преп. Амвросия старца Оптинского, южный - Святителя Николая Чудотворца. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.

2. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.): Престолы: центральный - Казанской иконы Божией матери; северный - свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный - Кресто-воздвиженский. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу "влажной" росписи. Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нем проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.

3. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.): Престол один - в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.

4. Храм в честь прп. Илариона Великого (построен в 1874 г.): Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, отпевание усопших.

5. Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту(построен в 1825 г.): Престол один в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.

6. Храм в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов": Храм построен в 1997-2000 гг. Находится на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов".

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Восстанавливающиеся храмы

1. Храм в честь прп. Марии Египетской: В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.

2. Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Находится на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещается паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.

3. Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново.

Напротив Казанского храма строится еще один новый храм в честь Преображения Господня.

На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков - иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. В настоящее время на месте их погребения возводится каменная часовня.

Сайт:   http://www.optina.info

Паломнические поездки к Оптиной Пустыни

palomniki.su

20 главных фактов об Оптиной пустыни

Оптина пустынь – один из главных духовных центров русского православия, наряду с Дивеевым монастырем и Троицко-Сергиевой лаврой. Здесь бывает до 100 000 паломников в год, люди приезжают не только из России, но и из стран ближнего зарубежья.

1. Существует несколько версий даты и обстоятельств основания монастыря. По одному из них, монастырь был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником Оптой (Оптией), который в иночестве принял имя Макарий. По другому, монастырь основал князь Владимир Храбрый. А название «Оптина» произошло от того, что обитель долгое время была общей для монахов и монахинь.

2. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной пустыни мельницу и землю под огороды приблизительно в 1630-х годах.

3. Строительство главного храма монастыря, Введенского собора, было начато в 1689 году. Этот храм стал первой каменной постройкой на территории Оптиной пустыни.

4. Оптина пустынь была упразднена указом Синода в 1724 году как «малобратный монастыр», но в 1726 году ее восстановили по указу Екатерины I.

5. Сегодня Оптина пустынь – процветающий монастырь. Но были годы, когда пустынь была почти заброшена. Например, в 1773 году в монастыре жило всего 2 монаха, оба – глубокие старики.

6. К 1821 году Оптина пустынь превратилась из полузабытого монастыря в один из духовных центров России. Увеличился штат насельников, были возведены новые храмы и колокольни, был организован скит.

7. Оптинский старец иеромонах Геннадий считается духовником императора Александра I, который настаивал, чтобы старец вел себя с ним не как с монархом, а как «с кающимся христианином».

8. Многие известные личности бывали в Оптиной пустыни. Обитель посещали Жуковский, Тютчев, Аксаков, Гоголь, Достоевский; здесь гостили Чайковский, Чижевский и Соловьев.

9. Ф.М. Достоевский жил в скиту Оптиной пустыни в 1878 году, стараясь справиться с горем после кончины младшего сына Алёши. Там он познакомился со старцем Амвросием, который в последствие стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы».

10. Константин Леонтьев, русский дипломат и философ, в 1891 году в Предтечевом скиту Оптиной пустыни принял тайный постриг с именем Климент.

11. Лев Толстой посещал Оптину пустынь 6 раз, а один – даже пришел в обитель пешком из Ясной Поляны. На смертном одре писатель послал в Оптино телеграмму, и игумен монастыря старец Варсонофий поехал к станции Астапово, чтобы дать Толстому возможность примириться с Церковью. Старца не пустили к писателю, как и многих других.

12. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, а спустя 21 год на территории монастыря расположили концентрационный лагерь, где после раздела Польши разместили около 5000 польских офицеров.

13. Поэтесса Надежда Павлович сыграла большую роль в судьбе Оптиной пустыни. В 1928 году она вывезла архивы монастыря в Государственную библиотеку им. Ленина, а в 1974 году добилась того, чтобы бывшей обители присвоили статус охраняемого государством объекта.

14. В 1928 году Оптину пустынь, где все еще проживали старцы, посетили будущий маршал Г.К. Жуков и Г.М. Маленков, впоследствии председатель Совета министров СССР.

15. Монастырь вернули Русской Православной церкви только в 1987 году. Меньше чем через год в Оптиной Пустыни возобновились богослужения.

16. В 1993 году на Пасху в Оптиной пустыни случилась страшная трагедия – было совершено убийство трех монахов. Сегодня нах их могилами возведена часовня в честь Воскресения Христова.

17. В 1996 году 13 оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. Вместе с преподобных Амвросием Оптинским они составили Собор преподобных Оптинских старцев. В 2000 году Оптинские старцы были прославлены для общецерковного почитания, празднование в их честь проводится 11 (24) октября.

18. На территории Оптиной пустыни располагаются 11 храмов. 8 из них – действующие, остальные восстанавливаются. В течение дня Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы монастыря открыты, их может посетить любой желающий.

19. До Оптиной пустыни можно добраться за 4-5 часов. От станции метро Теплый стан до города Козельска ежедневно ходят маршрутные такси. От автостанции до обители примерно 3 километра, их можно пройти пешком или проехать на маршрутке.

20. На территории Оптиной пустыни располагаются три святых источника: святой источник Серафима Саровского, Амвросиевский колодец и святой источник Пафнутия Боровского.

russian7.ru

достопримечательности и интересные места — OkPlanet.ru

Оптина пустынь — один из самых известных мужских монастырей в России. По преданию, он был основан в конце 14 века разбойником по имени Оптия, который раскаялся во всех своих грехах и принял монашеский сана в 19 веке стал одним из духовных центров страны. В свое время сюда приезжал Достоевский, чтобы найти утешение после смерти сына, а Толстого эти места вдохновили на написание романа «Отец Сергий». В 1923 году Оптина пустынь была закрыта и долгое время была открыта как музей. В конце 20 века монастырь вернули Русской православной церкви. В настоящее время в обители восстанавливаются храмы, возрождается монашеская жизнь. Монастырь снова стал местом паломничества, сюда приезжают, чтобы приложиться к мощам преподобных Оптинских старцев и помолиться.

Как добраться

Оптина пустынь находится в двух километрах от города Козельска в Калужской области. Автобусы Москва — Козельск отходят от ст. м. «Теплый стан» ежедневно — более 10 рейсов начиная с 7 часов утра. Рейсы в 12.45 и 15.00 останавливаются в самом монастыре, остальные следуют до автовокзала в Козельске. Оттуда до обители ходят маршрутки. Время в пути около 5 часов, ориентировочная цена билета 600 RUB. Последний автобус до Москвы отправляется из Козельска в 17.40. Телефон автовокзала в Козельске: (48442) 2-25-02.

Паломническая служба московского подворья монастыря по субботам организует поездки в Оптину пустынь из района ст. м. «Новоясеневская». Справки по тел.: (495) 422-22-77.

На автомобиле по трассе М3 по указателям сначала на Калугу, затем на Козельск. Не доезжая до Козельска, повернуть налево на Оптину пустынь. Сияющие в поле купола будет видно издалека.

Что посмотреть

Всего на территории Оптиной пустыни 7 храмов. Самый известный из них — Введенский собор, он расположен в самом центре монастырского двора, и там хранится знаменитая Казанская икона Божьей матери. Также интересен храм в честь иконы Владимирской Божьей Матери — самый большой на территории, расписан изнутри очень красивыми фресками, и там проводятся все праздничные литургии. Еще три храма на территории монастыря в настоящее время восстанавливаются и реставрируются. Храм Марии Египетской уже был освящен в конце 2011. Монастырский скит находится за монастырской рощей, в нем живут 10 монахов. Посетителям доступ в скит запрещен.

Помимо храмов, на территории есть небольшое кладбище и часовня над могилами монахов, которые были убиты сатанистами в 1993 г. во время празднования Пасхи.

При желании здесь же в монастыре любой желающий может исповедаться. Однако имейте ввиду, что местные монахи могут наложить епитимью (взыскание за грехи). Чем тяжелее грех, тем строже наказание, за некоторые прегрешения одной молитвой не отделаться, и вам могут предложить остаться пожить в монастыре.

Где остановиться

На территории монастыря есть гостиницы. Они недорогие и, как положено, аскетичные, с общей душевой. Мужчины и женщины живут отдельно, а заранее номера бронируют только для организованных групп. Перекусить можно в чайной (в меню, в основном, выпечка), в трапезную же туристов обычно не пускают, там обедают только местные жители. Оставаясь в Оптиной пустыни на ночлег, имейте ввиду, что вам придется соблюдать все местные правила проживания: вставать с рассветом, обедать молча и молиться до и после еды.

Экскурсии в Оптиной пустыни

Экскурсионный отдел находится при входе в монастырь (рядом с центральной вахтой). Экскурсии проводятся ежедневно с 9:00 до 17:00 и длятся от часа до полутора. Стоимость — 150—200 RUB с взрослого и 50 RUB с ребенка — группа не менее 10 человек. Для групп менее 10 человек сумма пожертвования составит 2000 RUB. Предварительные заказы на экскурсии принимаются по тел.: (48442) 50-139. Группы из индивидуальных паломников набираются на 10:00, 12:00 и 14:00.

Сайт монастыря: optina.ru.

Цены на странице указаны на февраль 2016 г.

Погода в Оптиной пустыни

  • Сегодня
  • Завтра
  • 7 марта, среда

    Пасмурно

    -7 °С днем-10 °С ночью

  • 8 марта, четверг

    Пасмурно

    -6 °С днем-9 °С ночью

  • 9 марта, пятница

    Пасмурно, небольшой снег

    -6 °С днем-7 °С ночью

  • Погода на 2 недели

Отзывы

  • Собираюсь в Оптину а после этой статьи не могу ждать . Кто то собирается ? если можно договориться...

  • Транспорт. В Оптину лучше ехать одной, а не в составе паломническо-туристической группы. Появится...

Все отзывы об Оптиной пустыни

okplanet.ru

Оптина пустынь — описание, фото, на карте

История монастыря Оптина Пустынь, что в 80-и километрах от Калуги, началась предположительно в конце XIV века. Согласно преданию, его основал раскаявшийся разбойник Опта. Обитель стала убежищем для послушников обоих полов, которые жили в двух разных отделениях, но под властью одного духовного отца. Сегодня обитель входит в число главных объектов паломничества в России.

Судьба Оптиной пустыни была сложной: в начале XVI века её разорили литовцы, а спустя столетие она не могла нести финансовое бремя: император Пётр Первый обязал её платить оброк, эти деньги требовались для строительства Санкт-Петербурга. В 1720-х обитель была упразднена, но через два года восстановлена, в ней началось строительство. К 1821 году монастырь, на территории которого уже были Введенский собор, колокольня, несколько небольших храмов и скит для монахов-отшельников, стал важным центром духовной жизни в России. Сюда приезжали писатели и философы, часто после жизненных драм, чтобы утешиться. В частности, здесь бывали русские писатели Николай Гоголь и Фёдор Достоевский.В начале 1918 года большевики закрыли монастырь. Хотя он существовал ещё какое-то время под видом сельскохозяйственной артели. Но потом закрыли и артель, а монастырь преобразовали в музей. В 1930-х он превратился в дом отдыха, а затем и в лагерь для пленных польских офицеров. Возвращение обители верующим началось в 1980-х. Сейчас монастырь полностью восстановлен. На его территории появились новые объекты: храм в честь Преображения Господня, часовня, деревянная звонница. Люди приезжают сюда ради того же, что и 200 лет назад: помолиться у мощей Оптинских старцев, побродить в тишине по скиту и в роще рядом, и найти утешение.

tourism.restexpert.ru

Оптина пустынь - фото, информация, описание

Оптина пустыньОптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от Козельска Калужской области, в Калужской епархии. Монастырь находится на расстоянии около 2 км на северо-восток от Козельска: дорога пересекает реку Жиздру и идёт вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В 2 км от монастыря, на том же берегу Жиздры, расположена станция Тупик. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря — собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь во имя Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге — церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1811 году, на востоке — церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. В 2009 году в нём жили десятеро монахов. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Николай Гоголь, Фёдор Достоевский и Константин Леонтьев. Сохранилась деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Вход в скит для мирян закрыт.

История

По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Соборное определение 1503 года запрещало совместное проживание в одних обителях инокам и инокиням.Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Козельских писцовых книгах (1629, 1630, 1631 годы) значится, что монастырю дано на поминовение о царе Феодоре Иоанновиче (ум. 1598) «на свечи и ладан». По окончании смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. Старейшая вкладная книга с 1670 года свидетельствует о вкладах царствующих особ.В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского.В XVIII веке материальное состояние монастыря было тяжёлым. В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. По просьбам к прежним вкладчикам можно судить о бедственном положении Оптиной пустыни. К 1724 году в обители было 12 человек.Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю. Все деревянные строения в годы упразднения обители развалились.В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь восстановлена. На основании указа архиепископа Сарского и Подонского Леонида, от 11 июля 1727 года, архимандриту Тихону, настоятелю Белёвского Спасо-Преображенского монастыря, Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество.В 1741 году началось строительство деревянной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата. В 1759 году храм уже был почти готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского.В 1764 года по указу Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина пустынь вошла в число заштатных монастырей в Крутицкую епархию.В 1768 году завершилось строительство нового соборного храма, благодаря богатым вкладам новых благодетелей. В 1770 году по отчёту числилось трое монашествующих. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики.Положение монастыря стало меняться в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на нужды обители. В 1796 году он посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. По его настоянию в настоятели обители был назначен иеромонах Авраамий, опытный старец из Песношенской обители. Уже в 1797 году братия обители насчитывала 12 человек.В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) обращал особое внимание на возрождавшуюся обитель.

В 1802 году было начато строительство новой трёхъярусной колокольни в 30 сажень вышины. К ней с обеих сторон были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году было закончено строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году было начато строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью при ней кельями. Материал на строительство церкви пожертвовал надворный советник Камынин. Оба храма были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским: 26 августа 1811 года освятили больничную, 23 октября 1811 года — Казанскую церковь.18 января 1809 года по просьбе игумена Авраамия и по ходатайству епископа Феофилакта указом Святейшего Синода штат насельников монастыря был увеличен до 30 насельников (вместе с настоятелем).В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились пустынники — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором). Со всех сторон к монастырю потянулись люди, стремившиеся к духовной жизни. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Летом 1878 года В. С. Соловьёв привёз Ф. М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в мае того же года. Писатель пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в «Братьях Карамазовых» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий (прп. Амвросий Оптинский, канонизирован в 1988 году), живший в то время в скиту Оптиной пустыни.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь».На территории монастыря Оптина пустынь в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. В ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Лаврентия Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где разместили около 5000 польских офицеров, ок. 4400 из них позднее отправленных в Катынь на расстрел.Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия.1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен.

Информация

  • Страна: Россия
  • Город: Козельск
  • Конфессия: Православие
  • Епархия: ставропигиальный монастырь
  • Дата основания: XV

about-planet.ru


 © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров