Страны          Турфирмы          Отели          Билеты         Подобрать тур

 Болгария

 Греция

 Доминиканская Республика

 Египет

 Израиль

 Индия

 Испания

 Италия

 Кипр

 Китай

 ОАЭ

 Россия

 Таиланд

 Турция

 Финляндия

 Франция

 Хорватия

 Черногoрия

 Чехия

 Автобусные туры

Талашкино-Фленово (Смоленская область). Достопримечательности талашкино смоленская область


Талашкино-Фленово (Смоленская область). Историко-архитектурный комплекс «Теремок» во Фленово.

Талашкино занимает особое место среди русских усадеб. Ему выпала завидная участь – быть одним из центров русской культурной жизни на рубеже ХIХ и ХХ веков.

Название усадьбы Талашкино не столь широко известно широкому кругу россиян. Но имя княгини Марии Тенишевой, безусловно, знакомо многим. Ведь Мария Тенишева и её Талашкино сопоставимы по своей значимости с фигурой Саввы Мамонтова и его Абрамцевым.

Современники назовут Талашкино «Русскими Афинами». Владелицу имения княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву — «Периклом русских крестьян». Это не случайно. Создавала княгиня Тенишева свои «Афины» для простых людей.

Что подвигло княгиню Тенишеву на эти деяния? Как складывалась её судьба?

Мария Клавдиевна Тенишева

Мария Тенишева - общественный деятель, коллекционер, меценат, художник-эмальер. Судьба княгини М. Тенишевой блестяща и одновременно трагична. Её жизнь пришлась на период эпохальных перемен в судьбе России. Отдав на благо России все свои таланты, она умерла в забвении.

Мария Морицовна фон Дезен (фамилия по отчиму), или Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге в 1867 году. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был ее отцом, называлось даже имя императора Александра II. Окончив частную гимназию, девушка была рано выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и вскоре родила дочь Марию. Но брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» – вспоминала Мария Тенишева позже.

1881 году, забрав с собой маленькую дочь, Мария Клавдиевна, обладательница восхитительного сопрано, уезжает в Париж для обучения пению. Желание стать профессиональной певицей настолько велико, что неудовольствие родных людей, ею не принимается во внимание. Возвратившись из-за границы, Мария Клавдиевна сближается с подругой детства, княгиней Екатериной Константиновной Святополк-Четвертинской, которая приглашает молодую женщину погостить в своё родовое имение Талашкино.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева – крупнейшего российского промышленника и землевладельца. В Смоленщину князь каждое лето приезжал поохотиться.

Князь В.Н. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте была не столь важна и заметна. Значительно большее значение имело обнаружившееся родство душ. После скорого развода князя В.Н. Тенишева с первой женой и, в свою очередь, расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.

Вячеслава Николаевич Тенишев дал жене, помимо своей фамилии и княжеского титула, духовную опору, большое состояние. Самое главное - это возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.

Уже в следующем году после замужества Вячеслав Николаевич подарил жене ко дню её рождения усадьбу Талашкино, выкупив её у Е.К. Святополк-Четвертинской.

Прежний господский одноэтажный деревянный дом перестраивать не стали. Убранство комнат обновили. Дом заполнили картины, скульптуры, майолики, акварели.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить ее страсть к коллекционированию. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, Мария Клавдиевна Тенишева устроила в 1897 году выставку из собранных произведений. Систематизировал эту коллекцию Александр Бенуа. Впоследствии 500 работ этой коллекции были подарены ею Русскому музею.

Много было сделано княгиней М. Тенишевой на ниве просветительства и воспитания детей рабочих. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где ее муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. В те же годы состоялось ее знакомство с И.Е.Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.

Но всё же делом всей жизни княгини М. Тенишевой стало имение Талашкино. Это, по выражению Николая Рериха, «художественное гнездо», покоилось на трёх китах: просветительство, развитие сельского хозяйства, возрождение традиционной народной художественной культуры.

Князьями Тенишевыми в 1894 году был куплен находившийся рядом с Талашкино хутор Фленово. Это приобретение позволило открыть там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу. Для школы было выстроено специальное здание со светлыми классами. Рядом со школой – дом для учителей, метеостанция, плодовый сад, пчеловодное и рыбоводное хозяйства. Рядом на холме был возведен храм Святого Духа.

То, что мы видим сейчас, приезжая в Талашкино, - это фактически и есть Фленово. От самого Талашкина после Великой Отечественной войны почти ничего не осталось, кроме парка. Но ощущение центра художественной жизни не ушло отсюда. Во фленовской школе расположился чудесный музей. Потрясающие по красоте виды, настоящие видовые картины открываются с разных точек в Талашкине-Флёнове. Церковь Святого Духа прекрасно вписывается в панорамы бесконечных просторов.

Гордостью школы являлась огромная богатейшая по тематике библиотека. Преподавательский состав подбирался княгиней М.К. Тенишевой очень внимательно и тщательно. Лучшие учителя, владевшие знаниями о последних достижениях аграрной науки, призваны были подготовить будущих русских фермеров. К тому учителя призваны были стать наставниками в жизни для своих учеников.

При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: керамическая, столярная, резьбы и росписи по дереву, окраски тканей и вышивания, чеканки по металлу.

Дети из бедных семей, да и большинство учеников принимались на полное попечение. По-соседству со школой были выстроены уютные дома для мальчиков и девочек. Плохо успевающих учеников из школы не отчисляли. Учили какому-либо ремеслу.

Способных и талантливых детей княгиня М.К.Тенишева отправляла учиться дальше в Смоленск, в Петербург, за границу. В своих воспоминаниях княгиня писала: «Приходит в школу бессознательным дикарем — ступить не умеет, а там, смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора — человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их… Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».

О том, что все эти благотворительные дела шли от чистого сердца свидетельствует и отзыв одного из современников: «… в благотворительности Марии Клавдиевны….ничего показного, бьющего на дешевый, чисто внешний эффект. Все глубоко, все от сердца».

Княгиня Тенишева старалась приобщить своих воспитанников к искусству. Ее дружба с музыкантом Андреевым, который впервые вывел на столичные подмостки народные инструменты, привела в конечном итоге к созданию в Талашкине оркестра балалаечников.

А музыкант оркестра Василий Александрович Лидин и вовсе покинул Петербург, переехал в Талашкино и возглавил созданный им оркестр народных инструментов. Андреев часто бывал в имении Тенишевых; участвовал в концертах вместе с крестьянскими детьми.

Театр

Приобщению к искусству и сближению с учениками способствовал и театр. Театр был перестроен из старого флигеля. Во время репетиций театральных постановок, по воспоминаниям М.К. Тенишевой, происходили удивительные вещи. «Мы временно составляли как бы одну семью, сливаясь в одно целое, стараясь сыграть сцену как можно лучше», - пишет княгиня в своих воспоминаниях. Из небольших театральных постановок, в которых играли ученики и учителя школы, простые крестьяне, родился настоящий театр. В нем ставили Гоголя, Чехова, Островского, даже поставили оперу. Когда в школе актерам стало тесно, в театр превратили флигель дома Тенишевых.

Театральный зал на двести мест часто не мог вместить всех желающих посмотреть на талашкинское чудо. За театральными премьерами и концертами оркестра балалаечников внимательно следила газета «Смоленские новости». Эти постановки в талашкинском театре были уникальным сочетанием совместного творчества столичных профессионалов, и простых, но очень талантливых людей.

Подобное совместное творчество было реализовано Марией Клавдиевной и работой художественных мастерских в направлении не столько возрождения, сколько переосмысления в новую эпоху «русского стиля». «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел, - писала Мария Клавдиевна. - Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве». Мария Клавдиевна видела в древнерусском искусстве неиссякаемый источник красоты для художественного творчества.

Искусство в Талашкино

Талантливые московские и петербургские художники — С. В. Малютин, А. П. Зиновьева, В. В. Бекетова, Д. С. Стеллецкого - были привлечены энергией княгини М.К. Тенишевой в Талашкино. Каждый из них внес свой уникальный талант в переосмысление русского искусства. Они работали в мастерских постоянно и за короткое время создали много интересных образцов прикладного искусства, по которым работали народные мастера.

Просветительская идея привлекла в усадьбу Талашкино множество выдающихся русских художников. В.А.Серов и Н.К.Рерих, В.М.Васнецов и М.В.Врубель, К.А.Коровин и В.Д.Поленов, гостили и работали в имении княгини. Ими были придуманы рисунки для разнообразных росписей балалаек, предметов мебели и интерьеров.

В столярной, резной, вышивальной и керамической мастерских были заняты больше 2000 человек из 50 деревень. С 1900 года мастерские возглавлял художник С. В. Малютин, автор русской матрёшки.

Николай Константинович Рерих писал княгине Тенишевой после большого путешествия по городам России и изучения древнерусских памятников: « Не могу не выразить Вам того подавляющего впечатления, которое произвели на меня художественные учреждения Ваши. За всю мою поездку я привез много материалов, видел много лучших мест России, и все же впечатление Талашкина остается самым краеугольным».

Изделия талашкинских мастеров продавались в Москве в специальном магазине «Родник». Их по достоинству оценили на выставках в Смоленске, Петербурге, в Праге, в Париже, в Берлине. Частное дело, вдохновленное одним человеком, очень скоро стало важным явлением культуры. О Тенишевой появились статьи в столичных и зарубежных журналах.

Сергей Малютин

Сергей Малютин (1859-1937) – знаменитый художник и архитектор. Известен он в первую очередь тем, что стал автором росписи первой русской матрешки. Малютин, член мамонтовского кружка и активный пропагандист русского стиля в искусстве, создал первую русскую деревянную куклу, внутри которой находились еще семь. Все куклы отличались друг от друга, куклы-мальчики и куклы-девочки сменяли друг друга, а последняя, восьмая, изображала младенца в пеленках. Идея куклы, внутри которой находятся другие куклы, впрочем, была позаимствована Малютиным у аналогичной японской игрушки. А вот оформление – полностью придумал Малютин.

В Талашкино Малютин руководил художественными мастерскими, ставшими примером для дальнейшего развития художественной промышленности. Именно он выстроил во Фленове знаменитую библиотеку- «Теремок» и народный театр на двести зрителей. Именно он украсил окрестные пейзажи удивительными мостиками и воротами.  

С революцией 1905 года прервалась прежняя жизнь в Тенишеве, «русских Афинах». Начались поджоги, в школе велась революционная пропаганда.

Княгиня М.К. Тенишева не могла понять, почему с любовью созданный ею мир разрушается в глазах. В воспоминаниях княгини читаем её размышления о происходящем:

«Гляжу на все как на роковую долю свыше. Должно быть, это так надо... Там, где была школа, — тишина. А над ней, высоко на горе, стоит одиноко на вершине венец дела любви — храм. Во время заката уныло гляжу я с балкона на пламенеющий крест, горюю, страдаю и по-прежнему люблю.

Долго я урезонивала самое себя, долго болела душою, но, наконец, после многих бессонных ночей и сильной внутренней борьбы, я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы.

Нужно отбросить личную вражду, обиды, все это сметется со смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служению юношеству, следующим поколениям и родине. Я всегда любила ее, детей и работала, как умела».

Посещение Талашкино-Фленово в январе 2012 года

Говорим "Талашкино", подразумеваем "Фленово". Говорим "Фленово", подразумеваем "Талашкино".

www.ipetersburg.ru

Талашкино - Обзор мест - Достопримечательности городов и стран мира. Фото достопримечательностей, отзывы туристов.

Талашкино — небольшое село на Смоленщине, одно из немногих поселений в России, коим судьбой суждено было стать музеем под открытым небом.

Статус музея-заповедника Талашкино получило еще в 1946 г. История села достаточно длинная и уходит корнями в Средневековье, где и можно найти первое упоминание о нем — поселение было пожаловано польским королем Сигизмундом III верным ему Шуйским. Прошло почти 4 века, прежде чем судьба небольшого клочка земли изменилась коренным образом. Перемены связаны со сменой владельца — в 1892 г. село стало владением дворянки Марии Тенишевой — известной меценатки и коллекционера предметов искусства, которая, кроме того, и сама являлась замечательным художником.

Всю свою жизнь тянувшаяся к творчеству Мария, как только Талашкино было выкуплено ее мужем, сразу же завезла сюда множество картин и скульптур — это волновало ее больше, чем перестройка барского дома, который так и остался деревянным.

Вскоре в имении появился театр (он располагался в переоборудованном флигеле), а также несколько художественных мастерских (вышивальная, эмальерная, гончарная). Тенищева была человеком всесторонне образованным, а потому не удивительно, что, купив стоящий по соседству поселок Фленово, достаточно быстро организовала в нем школу, пожертвовала средства на строительство библиотеки, учительских домов, метеостанции, музея.

Так случилось, что говоря о Талашкино, мы фактически ведем речь о Фленово, поскольку первое село было почти полностью уничтожено во время Великой Отечественно войны. Но, несмотря ни на что, здесь и сегодня чувствуется повсюду дыхание искусства.

Смоленская земля очень живописна, а в Талашкино ее холмы прекрасно сочетаются с удивительно красивыми и необычными старинными постройками. Одна из них, стилизованная под «теремок», выполнена в 1901 г. по созданному художником С.В.Малютиным проекту. Деревянное строение, в котором первоначально располагалась библиотека, удивительно похоже на сказочный домик — оно покрыто изображениями животных и загадочных крупных цветов. Внутреннее его убранство тоже впечатляет — повсюду стены украшены резьбой. Впечатление, что попал в сказку, лишь усиливается, когда открываешь дверь внутрь «теремка». Здесь можно увидеть ряд подтверждений кипевшей некогда в селе художественной жизни: тут гостили именитые гости, а Репин и Коровин даже на память написали портреты хозяйки усадьбы.

Впрочем, настоящую известность Талашкину принесли художественные мастерские, руководил которыми известный художник Малютин. Эскизы для изготовления уникальных предметов народного быта (от балалаек до мебели) делали персоны достаточно популярные, например, Врубель. За пять лет деятельности здесь были изготовлены сотни уникальных экспонатов, посмотреть на которые должен каждый ценитель искусства.

Прогулка по Талашкино — подлинное наслаждение. Сельская тишина и красота пейзажей действуют словно успокоительное на нервную систему горожан.

obzormest.ru

Историко-архитектурный комплекс Теремок. Талашкино-Флёново, фото, адрес, телефон. Музеи Смоленска

В 20 км к югу от Смоленска расположено Талашкино, одно из самых популярных туристических мест Смоленщины. Застывшая в бронзе фигура М.К. Тенишевой встречает вас недалеко от входа в парк Флёново.

История Талашкина восходит к началу XVII века, когда оно было пожаловано королем Сигизмундом III польскому шляхтичу Гейдалу Талашке, а затем даровано русским царем дворянину Шупинскому, потомку этого же шляхетского рода. Во второй половине XIX века Е.К. Шупинская, в замужестве Святополк-Четвертинская продала имение М.К. Тенишевой, своей близкой подруге.

Специально для устройства сельско-хозяйственной школы для крестьянских детей, княгиня приобрела также хутор Флёново. Целью меценатки было возрождение крестьянских художественных ремесел. Школу можно посетить и по сей день: красивое здание в классическом стиле превратили в музей, где любой желающий может окунуться в мир начала XX века, посидеть за старинными партами и почитать старинные учебники.

Так образовалось имение, благодаря подвижнической деятельности его владельцев, князей Тенишевых, ставшее выдающимся культурным центром России. Здесь располагался единственный в то время Музей русского прикладного искусства. Выставки коллекций, собранных Тенишевой проводились в России и за границей. В том числе, она имела успех на знаменитой Парижской выставке.

В Талашкине бывали и работали живописцы М.Врубель, С. Малютин, Н.Рерих, К. Коровин, А.Бенуа, И.Репин, скульптор П.Трубецкой, композиторы В.В. Андреев и И.Стравинский и другие. Работы многих из этих мастеров можно увидеть в Талашкино и сегодня:

 «Теремок» — двухэтажный деревянный домик, украшенный узорчатой резьбой по мотивам русских былин и сказов. Благодаря своему необычно красивому, сказочному виду получил свое название. Теремок был построен в 1901 году по проекту С. В. Малютина. Сейчас внутри здания находится музей, в котором можно увидеть изделия дореволюционные фотографии, изделия талашкинских мастерских, акварели Врубеля, эскизы Рериха, старинные расписные балалайки.

 «Церковь во имя Святого Духа». Церковь построена по совместному проекту С. В. Малютина, М. К. Тенишевой и И. Барщевского. Автор внутренних росписей и необычной мозаики «Спас Нерукотворный» над входом в церковь— Н. К. Рерих. Из-за нестандартных неканонических образов церковь Святого Духа не была освящена и в ней не проводились службы. На данный момент идут работы над восстановлением внутреннего убранства церкви по сохранившимся во Флёново эскизам.

Само имение Тенишевых, к сожалению, не сохранилось. А память о былых временах нам остались прекрасные тополиные аллеи, пруд, яблоневые сады коллекция предметов русского декоративного искусства и уникальные архитектурные сооружения, которые и по сей день вызывают восторг посетителей хутора Флёново.

Время работы музея: с 10.00 до 17.30.

Выходной день - понедельник.

Санитарный день - последний четверг месяца.

Адрес: Смоленская обл., Смоленский р-н, пос. Флёново, ул. Музейная, 5

www.visitsmolensk.ru

Фленово-Талашкино и княгиня Тенишева - Как прекрасен этот мир!

Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

…Интересно, что мы, собираясь в Смоленск, планировали обязательно съездить в «Фленово-Талашкино». Зачем? – А это туристический маршрут, все туда едут, всех туристов туда везут. А что там? – Какой-то расписной Теремок. Вот это был полный объём информации, которым мы владели. Оказалось, что без представления о том, кто и кем была княгиня Тенишева нельзя начинать знакомство с Фленово-Талашкиным.

…Николай Рерих – прежде всего для Фленово, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой.…Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка». Также он архитектор церкви Святого Духа.…Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и костюмов к этому балету, взорвавшему Париж.…После залпа Авроры в России стали твориться немыслимые вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Сама Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей, становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью.

По аллее с высокими тополями идем в усадьбу

Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928, 70 лет). Незаконнорожденная дочь некоей дворянки Пятковской, бесприданница, но красавица и умница. Счастье нашла во втором браке. Супруг – князь Вячеслав Николаевич Тенишев, крупнейший российский (авто)промышленник, а также музыкант, этнограф, археолог-любитель. Считалось, что брак неравный, но на самом деле это не так – он ей дал княжеский титул, любовь, и финансовую поддержку всех её проектов, она – подарила ему жизнь, причудливо раскрашенную её богатыми фантазиями.Село Талашкино (18км от Смоленска) Тенишева купила у подруги детства княгини Святополк-Четвертинской в 1893г. Фленово (4км от Талашкино) – село по соседству приобрела позже, через год. (Сейчас музейный комплекс «Теремок» расположен в Фленово, а Талашкино, где когда-то тоже были уникальные постройки и сама господская усадьба – разорено подчистую).Фленово – это чистой воды зеркало Абрамцево. В смысле самой художественной идеи.Там: Мамонтов – и его Абрамцево. Здесь: Тенишева – и её Фленово.

План территории Фленово

У княгини Тенишевой было всё – красота, таланты, деньги. Она могла спустить их на массу приятных вещей – одежду, украшения, дома, развлечения, поездки. Но она нашла им более достойное применение – открывала начальные школы «для народа», ремесленные училища, бесплатные молодёжные студии живописи, устраивала художественные выставки, давала деньги на выпуск журнала «Мир искусства» и археологические раскопки, создала уникальный музей русских старинных вещей, помогала художникам и музыкантам. Подобный альтруизм и сейчас звучит странно, поэтому её больно жалили досужие злые языки – говорили, что «она завидовала лаврам Третьякова и Мамонтова и просто скопировала Абрамцево», а её «попытки и начинания в России объяснялись исключительно фантазёрством, честолюбием, капризами избалованной женщины» (это слова самой княгини про себя!).

Кто она была – художник-эмальер, оперная певица, историк, археолог, учёный, архитектор, педагог, писатель, меценат? Как ни странно это звучит – княгиня была трудяга, талант, энергия, харизматичность, сила.

Она жила в Талашкино, а во Фленове сначала открыла Школу ремёсел для деревенских детей (с 9 лет) и Художественные мастерские. Чему там учили детей? - общие предметы; занятия земледелием, огородничеством, садоводством и пчеловодством; изучение таких ремёсел, как: столярное, резьба и роспись по дереву, чеканка по металлу, керамика, окраска тканей и вышивание. В итоге, дети выпускались в жизнь подготовленными, а одарённые шли дальше. Кроме того – детей в Фленове обожали – для них сооружались летом – купальни на пруду, зимой - ледяные горки, а также наряжалась новогодняя ёлка с лакомствами, и даже с тетрадями-карандашами.А сколько сюда приезжало замечательных людей – художников, музыкантов! - Репин, Врубель, Левитан, Коровин, Нестеров, Головин, Серов, Трубецкой, Дягилев, Шаляпин, Бенуа и другие, которых княгиня старалась окружить исключительной заботой. Я хотела бы немного рассказать о Малютине, Рерихе, Врубеле и Стравинском. Потому что они и создали «художественное лицо» Флёново.

Сейчас территория музейного комплекса не сказать, чтобы большая и сильно ухоженная. Туристам показывают четыре «объекта» - Главную усадьбу с колоннами, бывшее здание Школы, Домик – «Теремок», церковь Святого Духа.

Главный дом

Сергей Малютин – прежде всего автор резного «Теремка» (1902). Это резное чудо вы видите почти сразу, как заходите за ворота. Опять же, как и сама Тенишева это человек – кладезь талантов – он и художник, и архитектор, и сценограф, в общем, на все руки мастер. Его конёк – это резьба по дереву, причем какая резьба – фантастически воздушная, узорная, смысловая. Его творение сказочный «Теремок» можно разглядывать долго и со смаком.

На главном фасаде располагается самое богато украшенное разноцветнейшее окошко. Стиль – русский модерн. В центре – любимый малютинский символ- Жар-птица с хохолком. Над Птицей – Солнце, по бокам – Коньки, и всё в обрамлении сказочных узоров – вьющихся цветов, волн, и прочих завитушек.

А какие чешуйчатые зелёные Змеи-Горынычи поддерживают бревенчатый сруб – загляденье.

Под навесом крыши – Месяцы. Можно обойти Теремок сзади – там посмотреть на другое окошко. Здесь уже «плывёт» Лебедь, над ним Солнце, Звёзды, Месяц, и узоры-узоры-узоры.

Рядом с домиком выставлены Двери – с такими же богатыми резными узорами, скорее всего от ворот.

Можете себе представить, что в подобном стиле было оформлено всё Фленово – все постройки, мостики, столбики оград, ворота. А это же дерево – материал недолговечный, поэтому всю эту фантазийно-художественную красоту можно увидеть только на дореволюционных фотографиях в самом «Теремке» (на 1–ом этаже).

Вид на Теремок сзади

Малютин возглавлял Художественные мастерские, учил особенно талантливых детей, и вырезал массу прекраснейших вещей - столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани, сундуки, ларцы, игрушки и пр. (в «Теремке» есть созданные им вещи – резное панно «Садко», резные кабинетное кресло, столик с агатом, шкапик-бюро, эскиз вывески магазина талашкинских ремёсленных изделий «Родник» и др.). Малютин – тот человек, который придумал Матрёшку! Также он архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится справа от Теремка, нужно подняться по тропинке на горку и там замереть от неожиданной красоты…

Церковь – потрясающая. Она располагается на макушке заросшего лесом холма.

Не мы одни, не ожидали увидеть подобное – около церкви Святого Духа замерли ещё несколько туристов. Когда отходишь от ступора, то все начинают бешено носиться вокруг, убегать в лесок, ложиться, садиться, стоять на голове – всё для того, чтобы как можно лучше её сфотографировать. Церковь – очень необычайная. Прежде всего, своей формой – она больше фантазийная, чем православная. Кирпич цвета охры; крыши – пёстрая терракота; тонкая беззащитная шейка с тяжёлой на вид тёмной маковкой и тонким золотым крестом; сердцевидные линии кокошников, нависающих друг над другом тремя ярусами и Мозаика на фасаде главного входа. Она называется «Спас Нерукотворный». Цвет мозаик до сих пор очень насыщенный – лазурный, густо малиновый, чистая охра. Лик Христа с отрешённым и в то же время внимательным взглядом – потрясающий.

Николай Рерих – прежде всего для Фленово, художник, расписавший Церковь Святого Духа и украсивший её внешние фасады поразительной смальтовой мозаикой. Он приехал в Смоленск по приглашению княгини. Город, а особенно Смоленская Стена, его сильно впечатлили: «Холмы смоленские, белые березы, золотые кувшинки, белые лотосы, подобные чашам жизни Индии, напоминали нам о вечном пастухе Леле и красавице Купаве, или, как бы сказал индус, о Кришне и Гопи». Рерих написал здесь несколько картин («Сторожевая башня», «Общий вид стен кремлевских», «Смоленская башня» и др.). В Художественных мастерских он занимается керамикой (в «Теремке» есть его работы – ваза и картины). А через несколько лет вновь приезжает во Фленово, чтобы расписать церковь. Успевает выполнить фрески алтаря, расписать одну из арок и выложить мозаику над главным входом (началась Первая Мировая). Росписи были на тканевой основе! – и по этой причине не сохранились. А главное – Рерих над алтарем изобразил не Русскую Богородицу, а Матерь Мира, то есть отошёл от православных канонов и поэтому самой церкви строго отказали в освящении. Освятили лишь её цокольный этаж (усыпальницу).

Когда мы, любуясь, обходили церковь кругом, то вдруг, не веря своим глазами, я увидела выбитые фрагменты потрясающего геометрического оконного переплёта. «Может случайность?», - пыталась я убедить себя. Потом увидели следующее, почти выбитое стекло, ещё одно, ещё одно… Я понимаю, что раньше здесь был склад зерна и картошки, но сейчас, сегодня?? Разбитые окна в архитектурной ценности …

Княгиня обожала балалайки. Это и сейчас звучит диссонансом. Надо сказать, что всю свою деятельность Тенишева направляла на «возрождение русского духа, русской культуры». И это тоже почему-то сейчас звучит диссонансом.Она писала: «Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве... мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым».Так, в 1899 сюда приезжает Врубель. Она делится с ним идеей создания Оркестра расписных балалаек и показать их на Парижской выставке. И Врубель создаёт потрясающие росписи на балалайках: «Морская царевна», «Добрыня», «Змей Горыныч». Париж стонет от восторга. А в Смоленске имеет успех талашкинский народный Балалаечный оркестр. Представляете, сколько крестьян заново обучилось и вспомнило музыку своих предков? (Врубелевские эскизы и балалайка «Рыбка» есть в «Теремке»).

Художники считали за честь писать портрет княгини.Репин «Портрет М.К.Тенишевой» (Русский музей, С-Петербург)

Врубель, портрет М.К. Тенишевой в образе «Валькирии»

Коровин «Портрет М.К.Тенишевой»

Почему я к Малютину /«Теремок», Рериху /Церковь Святого Духа, Врубелю /знаменитые расписные балалайки добавила Стравинского, так явно не обозначенного в художественно-архитектурном наполнении Фленово? Это музыкальная нота к портрету усадьбы. Музыка наполняла всё вокруг. Тенишева устраивала у себя в Талашкино музыкальные вечера, любила петь, дружила с певцами и музыкантами. Композитор Игорь Стравинский написал здесь музыку к балету «Весна Священная», а Рерих создал к балету эскизы к своим знаменитым «половецким задникам» и костюмов к этому балету, взорвавшему Париж. (На расписной балке в «Теремке» по просьбе княгини Стравинский записал лад из балета).

Если обойти домик «Теремок» справа – то там располагаются Главная (Господская) усадьба и бывшая Школа. Школа закрыта для туристов, а в усадьбе находятся касса и две выставки. Посмотреть на них можно, но не обязательно – очень скромная экспозиция. А ведь княгиня Тенишева собрала уникальнейшее собрание предметов русской старины (подарила Смоленску) и акварелей русских художников (передала в Русский музей). Редчайшие, ценнейшие, редкостнейшие образцы русского народного искусства экспонировались в смоленском музее «Русская старина», открытом на деньги княгини. Она не просто подарила предметы, она подарила музей Смоленску (1911 год)! Который сограждане бросили в 1941 году. Под музейные ценности был выделен товарный вагон, который забили изделиями из драгметаллов, картинами, скульптурами, старинным оружием, а «ненужное старьё» оставили. И немцы получили уникальную бесценную коллекцию Тенишевой даром.

Это Главная (Господская) усадьба

Сейчас здесь музей

Впереди Школа, где княгиня и художники учили деревенских детей

За год до Красной Революции княгиня защитила диссертацию в Московском археологическом институте на редкую тему эмали и инкрустациях (в «Теремке» над дверью есть её уникальный эмалевый портал «Святой Георгий», а также искусно вышитая по её эскизу икона «Архангел Михаил» и другие её работы). Кто бы мог представить, что это умение так пригодиться и поможет ей в дальнейшей жизни. Ведь после 1917 Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей. Денег нет, зато есть её любимый набор: трудолюбие, энергия, талант. Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало. Больное сердце.Как странно, что после залпа Авроры в России стали твориться немыслимые вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. Где точно? Только березы и знают. А около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.

И ещё один интересный момент. В «Теремке» на первом этаже много фотографий бывшей усадьбы, бывшей хозяйки. И чтобы не думать, что «мир русской старины» - страстная любовь, цель и дело всей жизни княгини Тенишевой – это что-то из области архаики, можно (и нужно прочитать) тексты древних славянских заговоров, которые я думаю, именно для этой цели есть в экспозиции. Какой же это невероятно сильный язык, красивые и прекрасные слова. На сегодняшний момент мы потеряли не только древние старинные вещи, несущие себе отпечаток нашей славянской (дохристианской!) мудрости и культуры. А мы даже родные русские Слова забыли. Потеряли…

Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

Посты по Смоленску:Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»

Посты по тэгу «Музеи/Усадьбы»:За кулисами МХТа!Огончарование Полотняного завода (Калужская область)Мелихово – Аромат ЧеховаКонстантиново – Есенинский Шираз. РыбноеПоленово. Ока. Бёхово Дом-музей В.Серова в Домотканово

pamsik.livejournal.com

Талашкино Смоленской области - НАШЕ НАСЛЕДИЕ

1)"Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит".

— Рерих Н. К. Об искусстве

VAB1j2xMRIc.jpg2) К одноимённому селу Талашкино в 12 км от Смоленска добраться очень легко на маршрутке, постоянно туда курсируют, единственное только, что конечная остановка только в самом населённом пункте, а до усадьбы княгини Марии Тенишевой надо ещё 2 км пешком пройти, если ты не на машине.Само село.DSC_0029.JPG

3) Соседство с известной достопримечательностью оказывает влияние на художественное оформление местного кафе.DSC_0026.JPG

4)DSC_0023.JPG

5)DSC_0022.JPG

6) Местный дом культуры.DSC_0030.JPG

7) Спортзал правее ДК.DSC_0032.JPG

8) Скульптура на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в 1941—1943 гг.DSC_0038.JPG

9)DSC_0049.JPG

10)DSC_0050.JPG

11)DSC_0065.JPG

12) Дорога здесь напомнила "последних солдат Вермахта" в Калининградской области.DSC_0117.JPG

13) Само место ещё в XVII веке было пожаловано королём Речи Посполитой Сигизмундом III влиятельному польскому роду Шупинским. В 1893 году имение с землями стало собственностью княгини, художника, мецената и общественного деятеля Марии Тенишевой. Вплоть до революции 1917 года Талашкино было значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым (где в своём время собирались Николай Гоголь, Иван Тургенев, Фёдор Тютчев, позже там сформировался мамонтовский кружок - объединение российских интеллектуалов во время принадлежности усадьбы Савве Мамонтову, куда входили художники Василий Поленов, Виктор Васнецов, Виктор Серов, Илья Репин, Исаак Левитан). Поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские. В Талашкине бывали и работали живописцы Сергей Малютин, Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, скульптор Павел Трубецкой, композитор Игорь Стравинский.

DSC_0096.JPG

14) В 1893 году Мария Тенишева приобрела имение, однако управление делами было оставлено в руках прежней хозяйки, подруги детства княгини Екатерины Святополк-Четвертинской (она же потомок польского рода Шупинских). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.На фото - бывшая сельскохозяйственная школа по подготовке фермеров в рамках проведения реформы Петра Столыпина.

DSC_0102.JPG

15) В XIX-начале XX века Талашкино было своеобразной Меккой для деятелей искусства. Меценат М.К. Тенишева собрала в своей усадьбе обширную коллекцию предметов русского народного творчества и превратила «неорусский стиль» в одно из самых модных течений.«Теремок» — двухэтажный деревянный домик, украшенный узорчатой резьбой по мотивам русских былин и сказов. Благодаря своему необычно красивому, сказочному виду получил свое название. Теремок был построен в 1901 году по проекту С. В. Малютина. Сейчас внутри здания находится музей, в котором можно увидеть изделия дореволюционные фотографии, изделия талашкинских мастерских, акварели Врубеля, эскизы Рериха, старинные расписные балалайки.

IMG_3058.JPG

16)IMG_3063.JPG

17)IMG_3064.JPG

18)DSC_0082.JPG

19)DSC_0088.JPG

20)DSC_0089.JPG

21) Облик теремка.В 1903 году художник Николай Рерих, совершая художественные поездки по древним городам, прибыл в Смоленск, после заехал в Талашкино, где и познакомился с княгиней Марией Тенишевой. Художественные и философские искания Рериха в те годы были связаны с мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, способном преобразить их жизнь. В Талашкине художник увидел «начало храма новой жизни», он увидел, что здесь понимали всё глубинное значение красоты и «как бы насыщали ею каждую пору жизни, всякий уголок быта». Отныне Рерих становится близким другом княгини, часто приезжает сюда, один или с семьёй.«Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум — всё дышало жизнью... Общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи... похоже было скорее на Италию времён Ренессанса.DSC_0108.JPG

22) Заслуживает внимание церковь Сошествия Святого Духа в стиле модерн 1900-1905 гг. постройки работы архитектора Сергея Малютина (кстати, он же автор первой русской матрёшки) с фресками Николая Рериха.Фото не моё, к сожалению, во время поездки туда в 2017 году весь храм был закрыт строительными лесами. Во время моего самого первого туда приезда в 2005 году во время Олимпиады школьников по истории в Смоленске, храм вообще был заброшен.Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению, в XVII веке.Хотя церковь Святого Духа в Смоленской области построена в лучших традициях русского зодчества, само здание напоминает древнюю пирамиду, русский шатер и, одновременно, буддийскую пагоду. Храм, лишенный русских православных канонов, получился необычным и очень выразительным. Три ряда кокошников и маленькая главка, а также уцелевшая смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный» на фронтальной части храма сделали её очень красивой и нарядной. Изучивший в полной мере старинное искусство икон и стенной росписи всех времен, Рерих во фронтальной мозаике изобразил суровый Лик в огненном кольце беспредельности, следящий огромными глазами за входящими в храм. Слева внизу изображен Святой Сергий, как промежуточное звено между Иисусом и человеком.

Существует мнение, что храм долго не освящали из-за разногласий с православной Церковью. Идея единства всех религий и многочисленные отступления в росписях художника не были поддержаны Синодом. Церковь так и осталась неосвященной.

Церковь_во_имя_Святого_Духа_(1903-1906)_в_Талашкино.jpg

23) Я пролез внутрь лесов (никого из рабочих не было) и поснимал некоторые фрагменты мозаик Николая Рериха.IMG_3075.JPG

24)IMG_3076.JPG

25) Мозаичная внутренняя поверхность входной арки.03165_20080212_225904.jpg

26)03165_20151017_012610.jpg

nashenasledie.livejournal.com

Смоленская область: Талашкино, Флёново, Рославль

Про Флёново мы узнали случайно - увидели в книжном магазине доску с сувенирными магнитами, на одном из них была изображена церковь, которой нет в Смоленске. Добраться сюда несложно, по шоссе, идущему на юг, ходят местные автобусы до ближайших деревень. Нужно доехать до деревни Талашкино.Талашкино, как любая деревня, весьма депрессивна, однако в Талашкино неожиданно вежливы, видимо, наличие туристов им понятно и не вызывает ненависть, как в обычной деревне.

Алкаш спит прямо под дождем. Рядом стояли пара человек и громко его осуждали.

Украшение балкона.

Магазин "Проукты" и саиый главный магазин в любой деревне "ритуальные услуги".

Больше 100 лет назад Флёново решили превратить в туристическую деревню - центр народных промыслов. Сейчас в силу удаленности Смоленска от популярных маршрутов туристов тут не очень много, но кое-какие экскурсии есть. Автобус с надписью La Valle встретился в четвертый раз: сначала он проехал мимо, когда мы стопили на трассе, потом на одной из машин мы его обогнали, а затем еще и встретили в центре Смоленска.

Сам Теремок.

Ради чего стоит сюда ехать, это церковь. Совершенно нестандартная архитектура, разрывающая все шаблоны православия настолько, что ее даже долго не хотели освящать.

Росписи Рёриха внутри, судя по всему, практически не сохранились. Двери закрыты, через щелочку видно, что внутри голый пол и голые стены. Снаружи еще можно заглянуть в подвал, где тоже ничего нет.

Рославль

Одно из самых омерзительных мест, где мне приходилось бывать.

Здесь ничего нет.

Очень велика разница между областными центрами средних размеров и такими вот городами на отшибе.

Люди здесь совсем другие - озлобленные, неприветливые. Очень много стереотипной гопоты с выбитыми зубами, фингалами, в спортивных костюмах.

Нет здесь жизни, нет перспектив. Все разумные люди отсюда давно уехали в Смоленск.

Уезжал отсюда с огромным облегчением.

Дорожный указатель на выезде как бы подсказывает направление.

Все о России: Боголюбово, Бор, Брянск, Великий Новгород, Владимир, Волгореченск, Выборг, Выбуты, Вышний Волочёк, Городец, Дмитров, Зарайск, Зеленоградск, Иваново, Изборск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Кижи, Козьмодемьянск, Коломна, Кострома, Кохма (ноябрь 2011, июнь 2013), Кронштадт, Кугеси, Кунгур, Куршская коса, Луховицы, Мелётово, Мышкин, Нижний Новгород, Пермь, Петрозаводск, Печоры, Плёс, Псков, Рославль, Ростов, Санкт-Петербург (август 2012: часть I, часть II; июнь 2013; июль 2013: часть I, часть II, часть III), Светлогорск, Свияжск, Смоленск, Солнечногорск, Старая Ладога, Старая Русса, Старое Бобренево, Суздаль, Талашкино, Тверь, Углич, Флёново, Чебоксары, Шуя, Ярославль, Яхрома

ru-travel.livejournal.com

Село Талашкино в Смоленске (Россия), поиск и бронирование дешевых отелей в Смоленске

  • Авраамиев монастырь, Россия, Смоленск

  • Выставочный комплекс «Смоленская крепость», Россия, Смоленск

  • Вяземский краеведческий музей в Богородицкой церкв, Россия, Смоленск

  • Гнездовские курганы, Россия, Смоленск

  • Громовая башня, Россия, Смоленск

  • Дом-музей Михаила Глинки, Россия, Смоленск

  • Дом-музей школьных лет Ю.А. Гагарина, Россия, Смоленск

  • Историко-архитектурный комплекс «Теремок», Россия, Смоленск

  • Лопатинский сад, Россия, Смоленск

  • Музей «Смоленский лен», Россия, Смоленск

  • Музей Смоленщина в годы Великой Отечественной войн, Россия, Смоленск

  • Озеро Чистик, Россия, Смоленск

  • Опалённый цветок, Россия, Смоленск

  • Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину, Россия, Смоленск

  • Памятник защитникам Смоленска 1812 года, Россия, Смоленск

  • stirringtrip.com


     © vpoisketurov.ru (СЃ) 2018     Предложения лучших туроператоров